Методы контроля обучения в доу. Управление персоналом в детском саду

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

кадровый детский сад образовательный

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам, а также «Программе воспитания в детском саду».

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Контроль-это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т.к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Контроль заведующего должен быть предметным и конкретным, его осуществление - соответствовать составленному плану - графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования.

Цель работы - выявление недостатков организации контроля за персоналом в учреждении, закрепить углубленно теоретические знания, полученные в процессе обучения, научиться контролировать работу, приобрести умения, навыки, опыт практической работы по специальности управление персоналом.

Практика проходила в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Мишутка».

Для достижения цели, в данной работе поставлены следующие задачи:

Овладеть коммуникативными навыками при получении информации в литературе, официальных документов, отчетности и деятельности предприятия; ознакомиться с информацией о производственно-управленческой деятельности предприятия; изучить обеспечение данного предприятия кадрами требуемой квалификации, организации рационального использования кадров, социально-психологического климата в коллективе; приобрести навыки работы специалиста по персоналу на предприятии.

1. История детского сада

Первый в мире детский сад был создан в 1837 году в немецком городе Бад-Блакенбурге педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем.

В 1859 году был открыт первый детский сад в Российской империи в Гельсингфорсе (Финляндия). Первый детский сад на территории современной России был организован С.А. Люгебиль в 1862 году в Санкт-Петербурге. Он представлял собой платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста. В 1869 году этот детский сад был закрыт из-за нехватки средств на его содержание. Первый бесплатный детский сад в России был открыт в 1872 году в Туле Елизаветой Смидович в собственном доме. В учреждение принимались дети от 3 до 7 лет. Сегодня в России функционирует около 70 тысяч дошкольных детских учреждений, в которых работает около 1 миллиона 200 тысяч воспитателей.

1.1 Общая характеристика и сведения МБДОУ детского сада «Мишутка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка» был зарегистрирован администрацией в декабре 1966 году.

Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета. Организационно-правовая форма - муниципальное учреждение.

Наименование Учреждения:

Полное официальное наименование - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области детский сад «Мишутка».

Сокращенное наименование - МБДОУ детский сад «Мишутка».

Место нахождения учреждения фактический и юридический адрес:

Российская федерация, Омская область, Москаленский район, село Екатериновка ул. Школьная 7. Индекс 646070.

Основным предметом деятельности учреждения является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления воспитанников в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Учреждение действует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, актами местного самоуправления, Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты и настоящим уставом.

Тип - дошкольное образовательное учреждение, вид - детский сад общеразвивающего вида.

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное муниципальное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета, имеет смету доходов и расходов, печать со своим наименованием и наименованием учредителя. Учреждение в праве от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные не имущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде.

Отношения между «Учреждением» и «Учредителем» определяются договором во взаимоотношениях. Отношения между руководителем «Учреждения» и «Учредителем» определяются договором. Отношения между учреждением и родителями (законными представителями) определяются договором. Документация, регулирующей деятельность дошкольного образовательного учреждения показаны в приложении №2.

Отраслевое подчинение учреждения - РОНО Москаленского района.

Детский сад проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании». Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию учреждения.

Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом.

Медицинские работники наряду с администрацией и педагогическим коллективом учреждения несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников.

Работники проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

Организация питания воспитанников в учреждении возлагается на заведующего учреждением.

В детском саду не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

1.2 Основные задачи детского сада

Основными задачами учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Создание условий для полноценного и своевременного развития детей в рамках преемственности между детским садом и школой;

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

2. Деятельность учреждения основывается на принципах

Принципы детского сада:

Демократии и гуманизма;

Общедоступности;

Приоритета общечеловеческих ценностей;

Жизни и здоровья человека;

Гражданственности;

Свободного развития личности;

Автономности и светского характера образования.

Основным предметом деятельности детского сада является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также присмотра, ухода и оздоровления воспитанников в возрасте от 1,5 года до 7 лет.

Учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Основной структурной единицей учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Для реализации основных задач учреждение имеет право:

Самостоятельно выбирать программу из комплекса вариативных программ рекомендованных государственными органами управления образованием;

Выбирать формы, средства и методы воспитания, обучения в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;

Осуществлять дополнительные образовательные программы и оказывать образовательные услуги, в том числе за плату, за пределами основных образовательных программ по согласованию с «Учредителем»;

Привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств.

Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

Выполнение функций, определенных уставом;

Реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

Качество реализуемых образовательных программ;

Соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

Жизнь и здоровье воспитанников и работников «Учреждения» во время образовательного процесса;

Нарушение прав и свобод воспитанников и работников «Учреждения»;

Иные действия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

2.1 Режим работы. Организация питания и медицинское обслуживани е МБДОУ детского сада «Мишутка»

Учреждение работает по графику пятидневной рабочей недели с 07.30 до 18.00 часов и функционирует в режиме 10,30 - часового пребывания. Выходные дни - суббота, воскресенье.

Порядок посещения воспитанниками учреждения определяется в договоре между учреждением и родителями (законными представителями) каждого воспитанника.

Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно - образовательной программы и собственно говоря сама её же реализует.

Совместно с музыкальным руководителем готовит праздники, развлекательные занятия. Руководит работой помощника воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. В период когда оба воспитателя работают вместе, в это время педагог работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное развитие. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-ой половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Детский сад обеспечивает сбалансированное питание воспитанников соответствии с их возрастом и временем пребывания в учреждении по нормам, утвержденным нормативно-правовыми актами.

В детском саду установлено трехразовое питание. Питание воспитанников в учреждении осуществляется в соответствии с примерным десятидневном меню, согласованным Территориальным Отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия Омской области.

Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, санитарным состоянием пищеблока, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на заведующую и медицинскую сестру учреждения.

Медицинскими вопросами в детском саду занимается медицинская сестра. Медсестра контролирует санитарно-эпидемиологический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок. Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того, медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама в них участвует, проводит взвешивание, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача. Медсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.

Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинской сестры учреждения оказываются бесплатно.

3. Управление детским садом

В компетенцию учредителя входит следующее:

Учредитель осуществляет права собственника в части распоряжения имуществом, закрепленным за учреждением;

Учредитель принимает на себя обязательства по финансированию учреждения за счет средств местного бюджета;

Учредитель выплачивает компенсацию части родительской платы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Учредитель имеет право:

По своему усмотрению совершать в отношении закрепленного за учреждением имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права учреждения на владение и пользование указанным имуществом;

Осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности, проверку целевого использования бюджетных средств, закрепленного муниципального имущества, его сохранности;

Утверждать цены и тарифы на платные образовательные услуги, оказываемые учреждением населению и размер родительской платы за содержание воспитанника в учреждении;

Утверждать устав учреждения, изменения и дополнения к нему;

Назначать и освобождать от должности заведующего учреждением;

Осуществлять контроль за соблюдением законодательства и актов главы района в области образования, предоставлением государственных образовательных стандартов обеспечением жизни и здоровья воспитанников, соблюдением прав и свобод воспитанников и работников учреждения;

Принимать решения о реорганизации и ликвидации учреждения;

Согласовывать структуру управления учреждением штатное расписание.

3.1 Что входит в компетенцию учреждения

Материально-техническое оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами, и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств.

Составление и исполнение бюджетной сметы, принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств, обеспечение результативности, целевого характера использования бюджетных ассигнований, осуществление иных бюджетных полномочий получателя бюджетных средств, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами (муниципальными правовыми актами).

Привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом детского сада, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

Подбор, прием и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации.

Разработка и утверждение по согласованию с отделом РОНО годового плана работы учреждения.

Утверждение структуры управления деятельностью учреждения, штатного расписания (по согласованию с учредителем), распределение должностных обязанностей.

Установление заработной платы работников учреждения, в том числе надбавок и доплат.

Самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии

с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

Создание в учреждении необходимых условий для организации питания и медицинского обслуживания воспитанников.

Начисление компенсации родительской платы в целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих учреждение.

Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление иной деятельности, в том числе предпринимательской, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Управление учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются общее собрание трудового коллектива детского сада (далее «Общее собрание»), «Педагогический совет», «Попечительский совет» деятельность которых регламентируется локальными актами.

«Общее собрание» собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. «Общее собрание» правомочно, если в нем участвуют более половины работников, для которых «Учреждение» является основным местом работы. Решения «Общего собрания» принимаются простым большинством голосов присутствующих. Процедура голосования определяется «Общим собранием».

К исключительной компетенции «Общего собрания» относятся:

Разработка и принятие устава, изменений в устав для внесения его на утверждение учредителю,

Принятие Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, по представлению заведующего учреждением;

Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора;

Принятие коллективного договора;

Заслушивание ежегодного отчета профсоюзного комитета и администрации учреждения о выполнении коллективного договора;

Выдвижение коллективных требований работников учреждения и избрание полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора;

Принятие решения об объявлении забастовки и выборы органа, возглавляющего забастовку.

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель.

Поскольку в реальной жизни детским садом руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая. Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения и на другие законодательные акты.

Она осуществляет контроль за выполнение программы воспитания, реализацией педагогических экспериментов. Организует работу коллектива педагогических работников, направленную на достижение высокой эффективности воспитательной работы с детьми. Формирует контингент детского сада, обеспечивает создание надлежащих условий для укрепления здоровья детей, их воспитания и обучения в соответствии с требованиями педагогики и гигиены. Организует работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье. Организует рациональное питание детей и оздоровительные мероприятия. Принимает меры по укомплектованию детского сада квалифицированными работниками, создает в коллективе здоровый морально-психологический климат и благоприятные условия труда. Проводит работу по воспитанию кадров, укреплению трудовой и производственной дисциплины. Определяет круг полномочий и распределение должностных обязанностей педагогических работников и персонала. Осуществляет административно-хозяйственную деятельность в пределах предоставленных прав. Обеспечивает развитие и укрепление материальной базы детского сада, сохранность имущества, оборудования и инвентаря, рациональное использование денежных средств, ведение учета и составление установленной отчетности. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности. Решает в пределах предоставленных прав вопросы приема на работу, увольнения и поощрения работников, а также наложения дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также вправе требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение,

охрану и укрепление здоровья- в соответствии с условиями договора. У заведующей детским садом восьми часовой рабочий день, рабочий день начинается с 8.00 и заканчивается в 18.00. Обеденный перерыв с 12.00 до 14.00. Как правило, заведующей детским садом часто приходиться задерживаться либо выезжать в район за решением деловых вопросов либо за утверждением и подписанием документов.

Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками организует сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п. Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию

Более подробное описание должностных инструкций в приложении №3.

4. Контроль

Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развития ребенка. Содержанием тематического контроля является изучения состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме. Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровье-сберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды) целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию, когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

Развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

Внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

Изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

Определение знаний, умений и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии;

Состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

Анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет не полной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. Что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки.

Например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течении дня нужно смотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течении всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования.

4. 1 Ме тоды контроля в МБДОУ д етском саду «Мишутка»

Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в детском саду.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные схемы анализа занятия, воспитательно-образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого-показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

Итоговые занятия. Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу. При проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается, только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а также ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно.

Проверка календарных планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель.

Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп данного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

Беседы с детьми это один из методов выявления уровня знаний детей в группе и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в карточку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношения по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

Если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

При слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

Недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, можно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

При отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

Если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решении педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

5. Анализ кадрового потенциала организации. Исследование системы управ ления персоналом в детском саду

За годы своей работы детский сад выпустил не одну сотню воспитанников. Детский сад находится в центре поселка, поэтому удобен для многих родителей. Численность детей по группам составляет 46 детей.

Состав воспитанников детского сада составляют дети служащих, предпринимателей, врачей, учителей, работников культуры и рабочих. Воспитанники детского сада дети из полных семей, есть дети из неполных и многодетных семей.

В детском саду функционирует 3 группы из них:

Младшая от 1,5 до 3 лет;

Средняя от 3 до 5 лет;

Старшая от 5 до 7 лет, все группы смешанные, разновозрастные.

В 2012-2013 учебном году перед педагогическим коллективом была поставлена следующая цель деятельности:

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Формировать грамматически правильную речь у дошкольников, обеспечивающую развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Образовательный процесс в детском саду осуществляется на основе:

Основной общеобразовательной программе;

По программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.

Основными партнерами в реализации педагогического процесса в детском саду являются родители воспитанников, отношения с которыми выстраиваются на договорной основе.

Взаимодействие с родителями выстраиваются на позициях единомышленников, союзников, активных участников обучения и воспитания детей.

В 2009 учебном году детский сад прошел лицензионные и аккредитационные экспертизы Министерства общего и профессионального образования Омской области.

В детском саду созданы условия, обеспечивающие личностное развитие ребенка. Но необходимо продолжить пополнение мини педкабинетов современными дидактическими пособиями, а также необходимо пополнение развивающей среды игровым оборудованием.

Органами самоуправление детского сада являются: совет детского сада, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, попечительский совет, родительский комитет.

В детском саду действует орган самоуправления - Совет детского сада.

Попечительский совет рассматривает вопросы перспективы развития детского сада и возможные дополнительные источники финансирования для функционирования детского сада.

В 2012-2013 учебном году попечительский совет решает проблемы ремонта детского сада (приобретение материалов), приобретения игрового оборудования.

Управление педагогической деятельностью осуществляет педагогический совет, в работе которого принимают участие педагоги детского сада и учреждений социума, сотрудники детского сада.

Представительным органом родительской общественности является родительский комитет, который принимает участие в решении вопросов педагогической деятельности детского сада.

5.1 Анализ системы управления персоналом в учреждении

Структура управления традиционна. Главный орган управления-педагогический совет, которым руководит заведующая. Дополнительно организованна творческая группа, в состав которой входят воспитатели. Ее задача - обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального эстетического и речевого развития детей, основанного на передовом педагогическом опыте и своих методических разработок, позволяет осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видах деятельности основанных на содержательном общении с учетом потребностей и интересов самих детей.

Штат детского сада составляет 17 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:

Управленческий персонал - 1 человек

Педагоги -5 человек

Технический персонал -11 человек.

Подробное кадровое обеспечение показано в приложении №4.

Наибольшее число работников имеют высшее образование (48%), со средним специальным образованием (32%) и лишь (20%) имеют начальное профессиональное образование.

Данные, приведенные в приложении №5 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников - от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вес в данной структуре - 35%. На втором месте по возрастной структуре персонала - работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом - всего в 2,4%, третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет - 25%. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет.

В зависимости от общего стажа работы и стажа работы сотрудников распределены в приложении №6. Данные, приведенные в приложении №6 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4%), на втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6%). Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1%). Работники со стажем от 2 до 5 лет имеют небольшую долю - всего 12,5%. Совсем неопытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю - всего 8%.

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в учреждении сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от10 до 20 лет.

Учреждение стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом во всех направлениях. Проводится четкое разграничение полномочий и сфер ответственности между управлением кадровых ресурсов и сотрудниками, рассматривается разработка общекорпоративных регламентов и стандартов деятельности по всем направлениям работы в сфере управления персоналом в качестве одного из средств. Направленных на обеспечение этого процесса.

Для полноценного анализа и оценки фактического состояния системы управления персоналом в МБДОУ детском саду «Мишутка» мною было проведено исследование. Опрос был проведен среди персонала учреждения и охватил весь коллектив полностью (17 человек). Результаты опроса приведены в приложении №7.

Наиболее часто сотрудники затрагивают следующие аспекты системы управления персоналом: 70% - система оплаты и мотивации труда; 18% - социальные гарантии и блага; 10% - развитие карьеры и обучение; 2% - остальные аспекты.

Больше половины из числа опрошенных (56%) недовольны существующей заработной платой. Также 42% недовольны условиями труда, многие именно по этому считают, что уровень заработной платы не соответствует условиям труда. Это и понятно, т.к.в большинстве подразделений условия труда являются вредными.

Низкий уровень удовлетворенности возможностями обучения и карьерного роста связан по большей мере с тем, что карьерный рост мало возможен: люди, имеющие более высокую категорию, вынуждены работать по более низким.

61% опрошенных считают, что отношения в коллективе преобладают доброжелательные, но при этом частота возникновения конфликтных ситуаций равна 41%. Чаще всего конфликты происходят между молодыми сотрудниками и более опытными работниками, также между непосредственными руководителями и подчиненными, все это связано, по моему мнению, с нарушением обратной связи. Стоит задуматься над сложившимся положением, когда большая часть коллектива недовольна существующим порядком. Именно поэтому возникают разногласия в системе оплаты труда, социальные гарантии выполняются не полностью, но для их реализации необходимо прилагать огромные усилия при их осуществлении для конкретного работника.

Исследовав систему управления персоналом в учреждении, можно сделать следующие выводы:

Цель деятельности - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Создать условия, способствующие укреплению здоровья детей, обеспечивающие охват всех участников образовательного процесса оздоровительно-просветительской деятельностью;

Формировать грамматически правильную речь у дошкольников, обеспечивающую развитие коммуникативных способностей дошкольников;

Персонал ДОУ имеет достаточный уровень образованности;

В учреждении наибольшее число сотрудников - от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре - 35,6%.

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в детском саду сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.

5.2 Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в МБДОУ детском саду «Мишутка»

В развитии детского сада и его образовательной системы имеются трудности, проблемы и противоречия, вызванные объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами. В качестве перспективных направлений в работе детского сада можно определить следующее:

Активное построение развивающей среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;

Внедрение проектной деятельности в организации воспитательно - образовательной работы с детьми;

Изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;

Повышение роли воспитательного процесса в детском саду;

Расширение сотрудничества детского сада с другими социальными институтами;

Укрепление взаимодействия с родителями;

Укрепление материально - технической базы детского сада.

Роль персонала в этой связи колоссальна. Поэтому эффективная система управления персоналом, организованная в учреждении, имеет ключевую роль, в дальнейшем развитии детского сада.

Проведенные мною исследования системы управления персоналом в данном учреждении позволяют констатировать тот факт, что она далеко не совершенна. Перспективы развития системы управления персоналом, по моему мнению, должны осуществляться в следующих направлениях:

Анкетирование. Является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. На этом этапе происходит «отсев» менее подходящих кандидатур, определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты включаются соответствующие указания).

Предлагаемая мною анкета включает следующие вопросы:

1. В чем выражаются Ваши сильные стороны работы?

2. Готовы ли Вы периодически сдавать экзамены на знания действующих Правил?

3. Готовы ли Вы поехать в служебную командировку?

4. Есть ли у вас знакомые или друзья в организации?

5. Имеете ли представление о технике безопасности в ДОУ?

6. Как Вы думаете, почему мы должны взять на работу именно Вас?

7. Каков Ваш рабочий опыт?

8. Какова Ваша профессиональная подготовка?

9. Каковы Ваши основные достоинства?

10. Каковы Ваши основные недостатки?

11. Каковы Ваши слабые стороны в деле организации и проведения работы?

12. Какой Ваш стиль управления с подчиненными?

13. Какой стиль Вы используете в работе с руководством?

14. Какую пользу Вы можете принести нашей организации?

15. Почему Вы считаете, что соответствуете этой должности?

16. Почему Вы ушли с предыдущего места работы?

17. Почему Вы хотите работать у нас?

18. Расскажите о Вашей профессиональной подготовке, делая акцент на образовании и опыте работы, полученном на других предприятиях?

19. Хорошо ли Вы ладите с другими?

20. Чего Вы ожидаете от данной работы?

21. Что Вы знаете о нашей организации?

22. Каковы Ваши сильные стороны?

23. Каковы Ваши слабые стороны?

23. Чем вы можете быть полезным?

Тестирование как способ отбора претендента. Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, аккуратность, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, личные склонности, общие способности, пригодность претендента для решения конкретных проблем, выполнения работы на предлагаемом месте, профессионализм, наличие интереса к предстоящей работе, уровень умственных способностей, склонность к обучению, интересы, тип личности, память, коммуникабельность, лидерские задатки и другие характеристики.

Предполагается, что предлагаемый тест будет состоять из общей и специальной части, которые будут содержать следующие вопросы:

Общая часть;

Претендуемая должность (вакансия);

Семейное положение;

Образование;

Специальное образование;

Опыт работы;

Причина увольнения с прежнего места работы.

Самооценка кандидата. Часто принимает форму письменного ответа на заранее поставленные вопросы или мотивационного письма, сопутствующего резюме, упрощает первичный отбор кандидатов и позволяет «отсев» тех из них, чьи навыки компетенции заранее завышены или, наоборот слишком низки для данной позиции. Естественно, что этот метод несет риск необъективности со стороны кандидата и должен использоваться в первую очередь для чернового отбора. Все большую популярность приобретает самооценка в виде своеобразного «кредо», выносимого в заголовок мотивационного письма.

Первый вопрос сводится к уяснению «что вы за человек?». Ставя этот вопрос, руководитель-интервьютер хочет знать о кандидате как можно больше и в сущности просит рассказать о себе. При этом руководитель собеседования подмечает для себя, не опоздал ли кандидат, должным ли образом одет и т.д. Ответы кандидата следует слушать внимательно и главное критически, так как он будет стремиться к тому, чтобы с первых слов произвести благоприятное впечатление.

Не нужно искать неточностей в ответах претендента, так как основное правило поступающего на серьезную работу - не искажать факты. Претендент знает, что неточная информация может, косвенным образом быть выяснена, из ответов на другие вопросы или же позднее из официальных документов.

Второй вопрос касается причины «почему вы ищете работу»? Слушая ответы на этот вопрос, руководитель должен быть на чеку. Важно отметить прямоту ответа и скорость обдумывания поставленных вопросов. А также логичность обоснования причин поиска новой работы. Никогда не следует торопить кандидата с ответом, так как он знает: пауза больше минуты не «работает» на его имидж.

Желательно, чтобы новый работник объяснил суть своих претензий к прежнему руководству, и главное, к характеру работы.

Вопрос к кандидату: «чем вы можете быть полезным?» - это вопрос о том, насколько поступающий в курсе дела организации, в которой он хочет работать. Важно знать, какую дополнительную информацию собеседник получил и как он ее использует при ответе.

О чем говорит отсутствие осведомленности о предприятии у претендента? В этом случае можно предположить, что он случайный человек, и ничего, кроме самонадеянности не демонстрирует своим отрицательным ответом. Отрицательный ответ - серьезная причина для отказа при найме на вакантное место, ибо нежелание подготовиться к собеседованию свидетельствует о не дисциплинированности и не заинтересованности.

Важен вопрос: «каковы ваши сильные стороны?» безусловно, претендент - собеседник постарается показать себя энергичным, решительным, напористым, находчивым зрелым, полным энтузиазма кандидатом. Руководителю не следует перебивать собеседника в описании своих деловых качеств. Не нужно и подвергать их сомнению.

Но как убедиться в их истинности? В этом случае важно заставить поступающего человека на работу подтвердить наличие перечисленных им качеств конкретными примерами из жизни или во время учебы, работы.

...

Подобные документы

    Понятие о кадровом потенциале. Кадровая политика и организация управления им на предприятии. Сущность и роль профессионального обучения. Методы повышения квалификации. Анализ кадрового потенциала детского сада, а также проблемы кадрового развития.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2013

    Организация контроля за деятельностью подчиненных. Особенности управления персоналом. Характеристика детского сада "Буратино". Недостатки и особенности организации контроля в дошкольном образовательном учреждении. Значение "человеческого фактора".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Кадровая политика и система управления персоналом. Понятие, виды и методы управления конфликтами. Особенности управления системой адаптации сотрудников в образовательном учреждении, ее этапы, методы и программы. Теории мотивации персонала к труду.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2011

    Понятие контроля как управленческой деятельности. Формы, способы и основные задачи контроля. Изучение процесса управления учреждением и выявление недостатков организации контроля за персоналом на примере детского сада общеразвивающего вида № 123.

    отчет по практике , добавлен 10.11.2010

    Современная концепция управления персоналом и кадровые технологии. Личность руководителя в организационных структурах. Особенности развития персонала образовательного учреждения. Оценка кадрового потенциала школы. Анализ полномочий директора и замов.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Управление персоналом в современных условиях: понятия, сущность, цели, задачи, функции. Оценка системы управления персоналом и анализ кадрового потенциала ООО "ЭТС-Юг". Мероприятия по повышению эффективности существующей системы управления персоналом.

    дипломная работа , добавлен 30.06.2012

    Понятия, роль и задачи управления персоналом. Основные методы и этапы работы с ним. Анализ деятельности ООО "Слава" и оценка его кадрового потенциала. Осуществление перехода от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2011

    Основные направления совершенствования формирования и развития кадрового потенциала. Организационная характеристика ООО "Росгосстрах". Управление персоналом и подготовка кадров на предприятии. Организация подготовки и повышения квалификации кадров.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2015

    Проведение эффективной оценки персонала в детском Центре дошкольного образования, выявление его профессионально-личностного потенциала. Определение соответствия работника занимаемой, вакантной должности. Управление межличностными отношениями в центре.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Анализ кадрового потенциала предприятия ИП "Агарков В.П.": обеспеченность кадрами, их состав, структура, движение. Характеристика, основные задачи и функции отдела кадров. Управление персоналом: планирование, организация найма, мотивация и стимулирование.

2.1 Методы контроля в детском саду общеразвивающего вида № 123

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается.

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей в группе и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

Если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

При слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

Недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, можно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

При отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

Если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.


Качество дошкольного образования зависит от качественной организации самого педагогического процесса.

Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физиологических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Контроль за организацией педагогического процесса в ДОУ осуществляет заместитель заведующего по воспитательно-методической работе (ВМР) или старший воспитатель.

Контроль в ДОУ – функции управления, посредством которой констатируется и измеряется уровень отдельных параметров педагогического процесса, сопоставляется с нормативными требованиями. Контроль заключается в отборе, систематизации и хранении информации о ходе воспитательно-образовательной работы, полученной путем наблюдения, работы с документацией, бесед с детьми, педагогами и др.

Алгоритм контроля ® цель контроля ® объект контроля ® разработка плана контроля ® сбор информации ® первичный анализ изученного ® выработка рекомендаций ® проверка исполнения рекомендаций.

Корректность – одно из главных качеств, которым должен обладать проверяющий. Если во время наблюдения за работой педагога у него возникает необходимость сделать последнему замечание, то осуществить это следует незаметно для детей и в очень вежливой форме.

При проведении анализа занятия (которое может проводиться не только воспитателем, но и педагогом-психологом, логопедом, руководителем физвоспитания и др.) необходимо также обратить внимание на культуру общения педагога с детьми, соблюдение педагогической этики и такта, психологический климат в детском коллективе (взаимоотношения друг с другом) и оценку санитарно-гигиенических условий занятия.

Итоги проведенного анализа должны стать общие выводы и предложения педагогу.

Основные виды контроля в ДОУ

Предупредительный контроль . Главная цель – предотвратить возможные ошибки в работе начинающего педагога и способствовать улучшению его деятельности. Он проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом или в форме беседы с педагогом.

Сравнительный контроль . Его спецификой является анализ и оценка педагогического процесса одного педагога в сопоставлении с опытом работы другого. Этот вид контроля применяется при проверке выполнения отдельных разделов программы, анализе качества знаний, умений и навыков детей у разных педагогов. Сравнительный контроль может проводиться в форме наблюдения за работой педагога, анализа планов, детских планов, детских работ и другой документации.

Технический контроль – самый распространенный вид контроля в дошкольных учреждениях. Он предполагает изучение системы работы педагога в пределах определенный темы, предусмотренной программой.

Фронтальный контроль ставит своей целью получить общее представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного педагога. Этот вид контроля предполагает ознакомление с документацией проверяемого, детскими работами, оснащением педагогического процесса. Итоги фронтальных проверок выносятся на обсуждение педагогического совета или производственного совещания.

Оперативный контроль – направлен на быстрое реагирование администрации и немедленное устранение отдельных незначительных недостатков и сбоев в работе ДОУ и деятельности некоторых сотрудников.

Итоговый контроль – осуществляемый руководителем ДОУ после завершения отчетного периода (полугодие, год) и направленный на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива детского сада. К данной форме работы относится аттестация ДОУ.

Системный контроль – сопоставление результатов первичного, промежуточного и итогового контроля, включая проверку исполнения сделанных ранее указаний и предложений, сравнение результатов в группе за определенный промежуток времени.

Основные критерии анализа занятия в ДОУ

Анализ целей:

– оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей занятия с учетом особенностей учебного материала, места данного занятия по теме и уровня подготовленности детей.

Анализ структуры и организации занятия:

– соответствие структуры занятия его задачам и целям;

– продуманность педагогом выбора типа занятия, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов;

– целесообразность распределения времени занятия;

– рациональность выбора форм обучения и оборудование занятия.

– соответствие содержание требованиям программы;

– полнота, достоверность и доступность изложения материала;

– воспитательная направленность занятия;

– реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельности;

– формирование новых понятий и обогащение словарного запаса.

Организация самостоятельной работы детей:

– характер упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей;

– эффективность усвоения дошкольниками нового материала;

– связь нового материала с ранее изученным.

Анализ методики проведения занятия:

– определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям и учебным возможностям детей;

– разнообразие приемов и методов, применяемых педагогом и эмоциональность подачи материала;

– эффективность использования наглядного и дидактического материала, ТСО.

Анализ работы и поведения детей на занятии:

– интерес, активность, работоспособность детей на занятие;

– организация самостоятельной деятельности детей;

– приемы поддержания у детей интереса к занятию и дисциплины.

Важным этапом контроля является беседа старшего воспитателя с педагогом. Первое слово для самоанализа предлагается самому педагогу. Затем проверяющий делает всесторонний анализ увиденного в соответствии с поставленной целью проверки, не забывая отметить все ценное в работе проверяемого, анализирует причины неудач, указывает возможные пути к их устранению. Если при анализе возникает спорный вопрос и педагога не соглашается с мнением проверяющего, то решение вопроса выносится на коллективное обсуждение, которое также должно проходить в доброжелательной обстановке.

Обсуждение итогов различных видов контроля может производиться на различных уровнях (Совет педагогов, научно-методический совет, Совет ДОУ, конференция ДОУ, координационный Совет и др.).

При правильной организации контроль становится эталоном сравнения уровня и качества знаний у детей, педагогов и всего педагогического коллектива в целом.

Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные компоненты педагогического процесса в ДОУ.

2. Перечислите основные разделы годового плана

3. Назовите основные виды контроля.

4. Назовите основные критерии анализа занятия в ДОУ.

Основная литература

1. Аникеева, Н.П. Педагогика и психология игры / Н.П. Аникеева. – М.: Педагогика, 2005. – 364 с.

2. Аникеева, Н.П. Игра в педагогическом процессе / Н.П. Аникеева.– М.: Педагогика, 2001. – 89 с.

3. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.Н. Доронова, С.П. Баранов, Т.С. Комарова.– М.: Академический проект, 2005.– 456 с.

4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е издание, доработанное. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Из опыта работы / М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

6. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер.– Издание второе пререраб. – М.: Просвещение, 1978. – 96 с.

7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилюгина.– М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка / Л.С. Выгодский / Вопросы психологии.– 1966.– № 6 // Электронный ресурс: Internet – www.psuchologu-online.net.

9. Выготский, Л.С . Воспитание высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – 391 с.

10. Выготский, Л.С . Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.– М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 315 с.

12. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996. – 459 с.

13. Запорожец, А.В . Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. – М., 1978. – 226 с.

14. Задачи, содержание и методы разностороннего развития и гармоничного воспитания дошкольников. Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики высш. и сред. проф. учеб. заведений по специальности ПиМДО и ДПП / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 184 с.

15. Игры – занятия с малышами / А.Н. Фролова. – Киев: Радянская школа, 2007. – 368 с.

16. История советской дошкольной педагогики . Хрестоматия / Под редакцией М.Н. Колмаковой, В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1988. – 448 с.

17. Козлова. С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.– М.: Академия, 2000.– 234 с.

18. Крупская, Н.К . Роль игры в детском саду. Педагогические сочинения / Н.К. Крупская.– Т. 6.– М., 1959. – 496 с.

19. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пединститутов / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова.– 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Просвещение, 1988.– 256 с.

20. Макаренко, С.А. Игра. Сочинения / С.А. Макаренко.– Т. 4. – М.: Педагогика, 1957. – 396 с.

21. Менжерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя детского сада / Д.В. Менжерицкая. – М.: Просвещение, 1982.– 128 с.

22. Общие вопросы дошкольной педагогики . Учебно-методические материалы по курсу «Дошкольная педагогика»: учебное пособие для студ. оч. и заоч. отделений факультетов дошкольной педагогики / Авт.-сост. М.С. Черникова.– Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т, 2005.– 101 с.

23. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк.– Ростов н/Д.: Феникс, 2009.– 196 с.

24. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Н.Н. Поддьяков. – М., 2001. – 456 с.

25. Смирнова, Е.О. Влияние игр на развитие воли и произвольности дошкольников / Е.О.Смирнова. – М., 1998. – 220 с.

26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский.– Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1975. – 272 с.

27. Усова, А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1970. – 184 с.

28. Урунтаева, Г.А. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. – М., 1997. – 452 с.

29. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: 1997. – 381с.

30. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

31. Фазлыева, Ф.Н. «Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Ф.Н. Фазлыева.– Уфа: Китап, 2003. – 76 с.

32. Шипицына, Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова.– «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 384 с.

33. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика / Ф.А. Сохин, В.И. Ядэшко. – 2-е изд. исправленное и дополненное.– М.: Просвещение, 1986. – 415 c.

Дополнительная литература

1. Доронова, Т.Н. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации в игре / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

2. Казакова, Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений / Т.Г. Казакова.– М.: Карапуз-дидактика, 2006. – 125 с.

3. Комарова, Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 231 с.

4. Комарова, Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы / Т.С. Комарова, О.Ю. Зарянова, Л.И. Иванова, Г.С. Корзина, О.М. Милова.– М.: Педагогическое общество России, 1999. – 152 с.

5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1981. – 216 с.

6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова [и др.].– 3-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1991. – 256 с.

7. Обухова, Л.Ф . Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996 .– 374 с.

8. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1965. – 213 с.


РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

©2015-2017 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.