Методические рекомендации и разработки. Методическая служба: формы методической работы в ДОУ

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГОС направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования, системой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ, поэтому мы ее рассматриваем как важный фактор управления образовательным процессом. Однако, на базе нашего детского сада существовала реальная проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе на педсоветах, консультациях, семинарах являлись существенными проблемами. И пред нами встали вопросы: Как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов обучения воспитателей, мы пришли к выводу, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Развивающая среда, нахождение новых путей реализации образовательного процесса дали возможность объединить педагогов в команду единомышленников.

Так же с педагогическим коллективом используем следующие формы работы:

  • Педагогические мастерские, где ставится цель: обмен опыта работы педагогов имеющих разные квалификационные категории.
  • Мастер – класс; передача высококвалифицированными педагогами своего опыта.
  • Консультации молодых педагогов: цель – помощь в адаптации и знакомство с системой работы, направленной на повы шениепедагогической грамотности молодых специалистов и воспитателей, имеющих перерыв в работе.
  • Методическое объединение. Цель которого; повышение профессионального уровня педагогов.
  • Семинары – практикумы, деловые игры, взаимопросмотры, творческие отчеты, презентации.

В течение учебного года в ДОУ проводим различные смотры – конкурсы: подготовка к новому учебному году, «Лучший уголок здоровья», выставка групповых фотогазет « Ах, лето», «Лучший уголок по ОБЖ» и т.д.

Широко применяем различные формы индивидуальной работы с воспитателями. Например, собеседования в начале и конце года, посещение и анализ занятий с целью помощи, т.к. методическая служба функционально не подменяет собой административные органы. В нашей работе используется одна из современных тенденций – микрогрупповая работа. Объединение педагогов в проблемные группы на определённый фиксированный срок помогает решить, может быть, небольшую, но конкретную задачу, т.е. в данном случае происходит отказ от решения неких глобальных, отвлечённых педагогических проблем в пользу реальных затруднений.

В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:

— возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

Таким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.

Деятельность воспитателей и специалистов нашего детского сада четко скоординирована, созданы условия для профессионального роста. Имеем тесные контакты с СИПКРО и ЦСО, на базе которых за последние 4 года более 80% наших педагогов прошли различные курсы повышения квалификации.

И в заключении одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада «Звездочка» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача методической службы — создать условия для успешного решения этой задачи.

Понятие методической работы в ДОУ Методическая работа – важный образовательный компонент образовательной инфраструктуры, наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды, призванная поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению (К.Ю.Белая). Под методической работой понимается «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая). Методическая работа – это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).


Цель методической работы в ДОУ Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (Т.И.Шамова. Г.М. Тюлю, Э.В.Литвиненко). Освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания дошкольников. Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы. Обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта (К.Ю.Белая).


Задачи методической работы в ДОУ По К.Ю.Белой 1. По отношению к конкретному педагогу (обогащение знаний педагогов, развитие мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники, исполнительского искусства). 2. По отношению к педагогическому коллективу (формирование коллектива единомышленников, выработка педагогического кредо, традиций, организация самодиагностики, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе. 3. По отношению к общей системе непрерывного образования (осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики). По. Л.Н.Буйловой, С.В.Кочневой 1.Исследование образовательных потребностей социума. 2.Анализ состояния воспитательно- образовательной работы в ДОУ. 3.Предоставление педагогам информации по развитию образования. 4.Внедрение программ нового поколения, новых педагогических технологий воспитания и обучения. 5.Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в ДОУ. Обобщение и распространение передового педагогического опыта. 6.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников, оказание им методической помощи. 7.Оказание поддержки в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работе, помощь в подготовке к аттестации.


Направления методической работы в ДОУ 1.Совершенствование педагогической деятельности. 2.Обновление программного обеспечения воспитательно-образовательного процесса (изменение содержания дошкольного образования). 3.Внедрение в практику ДОУ научных исследований и достижений передового педагогического опыта. 4.Организация работы по повышению квалификации педагогических работников. 5.Ознакомление педагогических работников с нормативно-правовыми документами, достижениями современной науки и практики. 6.Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.


Содержание методической работы в ДОУ 1.Нормативно-правовые документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы. 2.Усовершенствованные программы, технологии, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы. 3.Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогических исследований, повышающие научный уровень методической работы. 4.Инструктивно-методические письма, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитанниками. 5.Информация о новаторском педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому.


Направления содержания методической работы в ДОУ 1.Мировоззренческая и методологическая подготовка. 2.Частнометодическая подготовка. 3.Дидактическая подготовка. 4.Воспитательная подготовка. 5.Психолого-физиологическая подготовка. 6.Этическая подготовка. 7.Общекультурная подготовка. 8.Техническая подготовка.


Функции методической работы в ДОУ 1.Информационная – сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных. 2.Аналитическая – изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов. 3.Планово-прогностическая – выбор целей, разработка программ их достижения. 4.Проектировочная – разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ. 5.Организационно-координационная – на основе данных проблемно- ориентированного анализа учет конкретной ситуации. 6.Обучающая – повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции. 7.Контрольно-диагностическая. По Л.Н.Буйловой, С.В.Кочневой


Функции методической работы в ДОУ По отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическому опыту ФГТ Внедрение достижений ППО Внедрение и использование достижений психолого- педагогической науки Пропагандирование лучшего педагогического опыта ДОУ По отношению к конкретному педагогу Совершенствование педагогического мастерства Развитие мировоззрения, профессионально- ценностных ориентаций и убеждений Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности Развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства Развитие культуры эмоций, саморегуляция деятельности Формирование готовности к профессиональному самообразованию По П.Н.Лосеву По отношению к педагогическому коллективу Сплочение педагогического коллектива Выработка педагогического кредо, общих ценностей, традиций Анализ воспитательно- образовательного процесса и его результатов Анализ динамики в уровне ЗУН воспитанников Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов Выявление, обобщение и распространение ППО, обмен опытом Приобщение педагогов к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности


Формы организации методической работы в ДОУ КОЛЛЕКТИВНЫЕ Работа над единой методической темой (проблемой) Методические объединения Семинар, семинар-практикум Открытые мероприятия Консультации Научно-практические конференции и педагогические чтения Методические выставки Мастер-класс Работа в творческих микрогруппах Совет педагогов ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ Самообразование Педагогический опыт Консультация Беседа


Критерии оценки методической работы По К.Ю.Белой 1.Результативность – рост результатов развития детей, достижение оптимального уровня развития каждого ребенка без перегрузки детей. 2.Рациональные затраты времени – разумная трата времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов. 3.С тимулирование – улучшение в коллективе психологического климата, рост творческой активности педагогов, их удовлетворенность результатами труда. По В.М.Лизинскому 1.Психологические критерии: 1.1.Авторитет ДОУ среди родителей. 1.2.Высокий профессиональный уровень педагогов. 1.3.Общая положительная тональность отношений в ДОУ. 1.4.Уважительное отношение со стороны родителей. 1.5.Готовность воспитанников, педагогов, родителей помогать ДОУ. 1.6.Творческий настрой педагогов и родителей. 1.7.Желание педагогов стремиться к совершенству. 2.Учебные критерии: 2.1.Умение использовать дифференцированный подход к воспитанникам, родителям. 2.2.Умение педагогов применять современные методики обучения. По Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко, Н.А.Рогачевой 1.Рост удовлетворенности педагогов своей деятельностью 2.Положительный психолого- педагогический климат. 3.Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях. 4.Овладение современными методами обучения и воспитания. 5.Хорошо организованный процесс обучения и воспитания. 6.Положительная динамика качества обучения и воспитания. 7.Высокий уровень профессиональной деятельности педагогов. 8.Своевременное распространение ППО. 9.Постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования.


Рекомендуемая литература 1.Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении.– М.: Московский институт повышения квалификации работников образования, Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно – диагностическая функция. – М.: ТЦ Сфера, Белая К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. / Методические рекомендации для руководителей ДОУ.- М.: Московский институт повышения квалификации работников образования Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Новая школа, Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, Лизинский В.М. Методическая работа в школе: организация и управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», Морозова А.Н. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе. Автореферат. – М., Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», Поздняк Л.В. Спецкурс: основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М., Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, Сафонова О.А. Программно – целевое управление развитием дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, Колодяжная Г.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением.- Изд – во «Учитель», Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А.Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. – Вологда: Изд-во Вологодского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Шамова Т.И, Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителя школы. - Вологда: Изд-во Вологодского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,1995.

6. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

7. Дидактические игры в обучении детей основам математики.

8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.

10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

11. Игра как средство общения дошкольников.

13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

14. Использование развивающей игры во время нод по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.

17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.

18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.

19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через

общение с природой.


34. .

35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.

44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

65. Формирование речи детей в игровой деятельности.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

68. Экологическое воспитание детей в детском саду.

69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.


Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него « равняются».

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

  • пропаганда опыта;
  • обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин « игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

« Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора « круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, (сочинительство, владение речевыми навы­ками, образность высказываний и т.д.)

Творческие микрогруппы

Они возникли в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы созданы на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обменива­ются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение Нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Работа над единой методической темой

При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.

Единая методическая тема проходит красной нитью через все формы методической работы и сочетается с темами самообразования воспитателей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет. В межкурсовой период активной педагогической деятельности идет постоянный процесс переструктурирования знаний, т.е. происходит поступательное развитие самого субъекта. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения.

В детском саду старший воспитатель создаёт условия для самообразования педагогов.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью.

В процессе самовоспитания у человека развивается умение самостоятельно организовать свою деятельность по приобретению новых знаний.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения, так организует работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование - это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный раздел справочной и методической литературой, опытами работы педагогов.

Методические журналы не просто изучаются и систематизируются по годам, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Библиотечный каталог – это перечень книг, имеющихся в библиотеке и расположенных в определенной системе. На каждую книгу заводится специальная карточка, в которую записываются фамилия автора, его инициалы, название книги, год и место издания. На обратной стороне можно составлять краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. В тематические картотеки включаются книги, журнальные статьи, отдельные главы книг. Старший воспитатель составляет каталоги, рекомендации в помощь занимающемуся самообразованием, изучает влияние самообразования на изменения в учебно-воспитательном процессе.

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Рассмотрим основные формы методической работы.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Педагогический совет является одной из форм методической работы в ДОУ.

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д.

Любая консультация требует от старшего воспитателя подготовки и профессиональной компетентности.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, продуманностью заданий привлечет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитатели хотели бы получить ответ.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

Пропаганда опыта;
- обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о системе работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, рациональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.

«Круглый стол»Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

В некоторых ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей. Воспитатели пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, оцениваются личностные качества, профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, - сочинительство, владение речевыми навыками - образность высказываний и т.д.

Работа над единой методической темой При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников.

Самообразование Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Систематическое совершенствование психолого-педагогических умений воспитателя и старшего воспитателя осуществляется на курсах повышения квалификации через каждые пять лет.