Работа по формированию кгн в старшей группе. Образовательная область «Социализация». Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Утверждаю

Заведующий МБДОУ №5

___________/М.В.Смирнова/

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА В РЕЖИМЕ ДНЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида №5»

г.Сорочинск

Образовательная область «Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Режимные процессы Содержание навыков Методические приемы
Первый квартал
Питание Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придержи­вая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»
Одевание - раздева­ние Совершенствовать умения самостоя­тельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение
и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться разными видами застежек «Кто правильно и быстро сложит одежду»
Умывание Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»
Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом Дидактическое упражнение «Как надо заправлять кровать»
Второй квартал
Питание Закреплять умение есть второе блюдо. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости Беседа «Культура поведения во время еды»
Одевание - раздева­ние Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды
Умывание Совершенствовать умения быстро и пра­вильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках Игра-драматизация по произве­дению А. Барто «Девочка чумазая»
Содержание в поряд­ке одежды и обуви, заправка кровати Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав­шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку Беседа «Как заботиться о своей,одежде».
Третий квартал
Питание Закреплять умения правильно пользовать­ся столовыми приборами, есть с закры­тым ртом, пережевывать пищу бесшумно Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Одевание - раздева­ние Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь Чтение: М. Зощенко «Глупая история»
Умывание Совершенствовать умения быстро и акку­ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе­щения туалета и по мере необходимости Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, прояв­лять желание помочь им. Совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья
Четвертый квартал
Питание Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды: держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
Одевание - раздева­ние Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»
Умывание Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати Закреплять привычку постоянно следить за своим внешним видом, устранять недостатки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды

Образовательная область «Безопасность»

В предлагаемом варианте перспективного плана формирования у детей навыков безо­пасного поведения выделено четыре блока, раскрывающие вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общения с незнакомыми людьми. Обеспечение комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других блоках перспективного плана или в календарном планировании.

Направления Содержание Методические приемы
Сентябрь
«Ребенок и его здоро­вье» Чтобы быть здоровым, надо быть чистым Беседы: «Чистота и здоровье». Дидактические игры: «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека». Чтение: Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Кукольный спектакль по сказке К. Чуковского «Мойдодыр». Театрализованное представление для малышей по стихотворе­нию А. Барто «Девочка чумазая»
«Ребенок на улице города» Правила дорож­ного движения, безопасный маршрут от дома до детского сада Экскурсия, целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу. Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города». Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать». Обсуждение опасных ситуаций. Чтение: Б. Житков «Что я видел», Н. Сорокин «Переход», В. Семернин «Запрещается - разрешается», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Дидактические игры: настольно-печатные игры типа «Гусек» по правилам дорожного движения. Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы». Продуктивная деятельность: коллективная работа «Машины на нашей улице»
Порядок и безопасность Рассматривание обстановки групповой комнаты. Беседы: «Если вещи лежат на месте», «Где положишь, там и возьмешь». Дидактические игры: «У нас порядок», «Что где лежит». Продуктивная деятельность: коллективная уборка групповой комнаты
«Ребенок и другие люди» Правила поведе­ния с незнакомы­ми людьми Беседа «Люди знакомые и незнакомые»
Октябрь
«Ребенок и его здоро­вье» Полезные продукты и витамины Рассматривание овощей и фруктов, составление описательных рассказов. Беседы: «Полезная пища», «Витамины и здоровье». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких», Л. Зильберг «Полезные продукты». Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Полезные продукты», «Аскорбинка и ее друзья». Продуктивная деятельность: посадка лука на перо и корней петрушки на зелень
«Ребенок на улице города» Работа ГИБДД Встреча с работником ГИБДД. Экскурсия, целевая прогулка по улице, к светофору. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Безопасное поведение на улице». Обсуждение опасных ситуаций. Чтение: С. Маршак «В снег и дождь...», С. Михалков «Светофор», Я. Пишумов «Постовой», загадки о транспорте, правилах дорожного движения. Сюжетно-ролевая игра «Дорожный патруль»
«Безопасность ребенка в быту» В мире опасных предметов: иглы, ножницы и скреп­ки не бросай на табуретке Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседа «Правила обращения с опасными предметами». Дидактические игры: «Опасно - неопасно», «Что лишнее», «Куда положить предметы»
«Ребенок и другие люди» Опасность кон­тактов с незнако­мыми людьми, как избежать насилия со сторо­ны взрослых. Конвенция о пра­вах ребенка (ст. 35) Рассматривание иллюстраций. Беседа «Предотвращение опасных ситуаций при контактах с незнакомыми людьми». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Ноябрь
«Ребенок и его здоровье» Забота о здоровье зубов Рассматривание полости рта в зеркало, определение состояния зубов. Беседы: «Здоровые зубы - здоровые дети», «Почему нужно лечить зубы». Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», В. Ланцетти «Все качается», С. Прокофьева, Г. Сапгир «Румяные щеки». Дидактическая игра «Зуб Неболей-ка». Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
«Ребенок на улице города» Культура пешехода Целевая прогулка по улице. Беседы: «Два светофора», «Правила для пешеходов». Чтение: Б. Житков «Как в Москве на улице», С. Михалков «Скверная история», «Моя улица». Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путешествие по городу». Продуктивная деятельность: изготовление светофоров для автомобилей и пешеходов
«Безопасность ребенка в быту» Опасность кон­тактов с незнако­мыми животными, правила поведе­ния при их агрес­сии Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как вести себя с незнакомыми животными». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: А. Дмитриев «Незнакомая кошка», Г. Новицкая «Двор­няжка». Акция «Помоги бездомным животным». Продуктивная деятельность «Мое домашнее животное»
«Ребенок и другие люди» Беседы с незна­комыми людьми в транспорте Беседа «Как вести себя в транспорте». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Декабрь
«Ребенок и его здоро­вье» Врачи - наши помощники Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, целевая прогулка к медицинскому учреждению. Беседа о работе врача. Чтение: В. Ивенин «Слово врача». Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека»
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: запрещающие дорожные знаки Рассказ-беседа о знаках: 3.1 «Въезд запрещен», 3.2 «Движение автомашин запрещено», 3.9 «Движение на велосипедах запреще­но», 3.10 «Движение пешеходов запрещено». Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай по описанию». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки запрещают»
«Безопасность ребенка в быту» Правила безопасности во время грозы, пожара Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Огонь -друг или враг», «Чтобы не было беды», «Гроза и гром». Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке», Е. Новичихин «Ноль - один», О. Иоселиани «Пожарная команда», загадки. Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки. Дидактические игры: «Опасные предметы», «Можно- нельзя» Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учениях». Продуктивная деятельность: «Пожар»., «Гроза»
«Ребенок и другие люди» Опасность кон­тактов с незнако­мыми людьми; к кому можно обратиться за помощью Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как бы вы поступили в данной ситуации», «Как не потеряться». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Дидактическая игра «Добрый или злой человек»
Январь
«Ребенок и его здоро­вье» Изучаем свой организм Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств. Беседы: «Как устроено наше тело», «Что для чего нужно», «Как работают наши органы». Чтение: В. Бондаренко «Язык и уши», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е. Пермяк «Про нос и язык». Дидактическая игра «Кто больше знает о себе». Сюжетно-ролевая игра «Диспансеризация». Продуктивная деятельность: «Мы одинаковые и разные», «Портреты»
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: предупреждаю­щие дорожные знаки Рассказ-беседа о знаках: 1.17 «Искусственная неровность», 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 1.24 «Дорожные работь Дидактические игры: «О чем говорят дорожные знаки в круге и в треугольнике», «Запрещаю или предупреждаю». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предупреждающие дорожные знаю
«Безопасность ребенка в быту» Безопасность на льду Наблюдение за работой дворника. Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лед. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Если скользко на дороге», «Замерзшая речка совсел не каток». Продуктивная деятельность: помощь в уборке групповой площадки малышей, изготовление ледяных фигурок
«Ребенок и другие люди» Несоответствие приятной внешно­сти и добрых намерений Беседа «Слова и поступки». Чтение: Г. X. Андерсен «Гадкий утенок», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Февраль
«Ребенок и его здоро­вье» Болезни и их про­филактика. Забота о здоро­вье окружающих. Взаимодействие живых организ­мов в природе, опасность загряз­нения окружаю­щей среды, охра­на природы Беседы: «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней» «Почему нужно охранять природу», «Все в природе взаимосвязано». Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказа; для самых маленьких», И. Семенов «Как стать Неболейкой». Сюжетно-ролевая игра «Больница». Продуктивная деятельность: плакаты о защите природы
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: пред­писывающие дорожные знаки Рассказ-беседа о знаках указания направления движения (4.1. 4.1.6). Дидактические игры на закрепление знания дорожных знаков. Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Предписывающие дорожные знаю
«Безопасность ребенка в быту» В мире опасных предметов: элек­тробытовые при­боры Рассматривание предметов и иллюстраций. Беседы: «Домашние помощники», «Правила обращения с электроприборами», «Электричество полезное и опасное». Дидактические игры: «Назови и опиши», «Можно - нельзя»
«Ребенок и другие люди» Сопротивление агрессии со сто­роны незнакомых взрослых Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны незнакомых взрослых. Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Март
«Ребенок и его здоро­вье» Правила оказания Беседа: «Как помочь себе и другу».
первой помощи Дидактические игры и упражнения: «Окажи помощь», «Что делать, если... (порезал палец, обжегся и т.д.)». Игровые тренинги «Оказание первой помощи», «Позвони 02». Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь». Продуктивная деятельность «Автомобиль скорой помощи»
«Ребенок на улице города» Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписа­ний и информаци­онные Рассказ-беседа о знаках: 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.6 «Подземный пешеходный переход», 6.4 «Место стоянки». Дидактические игры: «Собери знаки», «Одинаковые и разные». Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»
«Безопасность ребенка в быту» Безопасность в транспорте Рассказ воспитателя о правилах проезда и поведения в транспорте. Обыгрывание и обсуждение ситуаций
«Ребенок и другие люди» Один дома Беседа «Гости званые и незваные». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?», «Находчивый Дима»
Апрель
«Ребенок и его здоро­вье» Физкультура и здоровье Беседы: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой». Чтение: В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте. Дидактические игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем». Сюжетно-ролевая игра «Физкультурное занятие». Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку»
«Ребенок на улице города» Правила езды на велосипеде и самокате Целевая прогулка по улице. Рассматривание картины «Милиционер-регулировщик» из серии «Кем быть». Беседы: «Зачем нужны дорожные знаки», «Знаки предупрежда­ющие и указывающие», «Я хочу здоровым быть». Чтение: А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», Н. Кончаловская «Самокат». Дидактические игры: «Найди такой же знак», «Учись быть пешеходом», «Красный и зеленый». Сюжетно-ролевая игра «Дороги и пешеходы». Продуктивная деятельность: «Перекресток», «Моя улица»
«Безопасность ребенка в быту» Лекарства и вита­мины Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как лечить болезни», «Где живут витамины». Чтение: М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие-крепкие зубы». Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека»
«Ребенок и другие люди» Ситуация «Опасное предло­жение» Беседа «Когда нельзя слушаться старших». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Просмотр видеофильма «Уроки осторожности»
Май
«Ребенок и его здоро­вье» Здоровье - глав­ная ценность человеческой жизни Беседы: «Если хочешь быть здоров», «Как сберечь свое здоровье», «Здоровье - главное богатство». Развлечение «Путешествие в Страну здоровья» Продуктивная деятельность: плакаты о здоровом образе жизн паспорт здоровья. Детско-родительский проект: портфолио ребенка «Я и мое здоровье»
«Ребенок на улице города» Игры во дворе Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Играем во дворе», «И во дворе ездят машины». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Продуктивная деятельность: конструирование «Наш двор»
«Безопасность ребенка в быту» Безопасное купа­ние Беседы: «Правила поведения на воде», «Не зная брода, не cyйся в воду». спасение утопающих
«Ребенок и другие люди» Если ты гуляешь один Беседа «Гуляй, да присматривай». Обыгрывание и обсуждение ситуаций
Июнь - август
«Ребенок и его здоро­вье» Здоровый образ жизни Рассматривание фотографий и иллюстраций. Беседа «Что такое здоровый образ жизни». Чтение: С. Михалков «Не спать», «Про девочку Юлю, которая плохо кушала». Развлечение: викторина «Знатоки правил безопасности». Продуктивная деятельность: составление семейных фотоальбомов «Здоровый образ жизни нашей семьи», книги «Полезные привычки»
«Ребенок на улице города» Обобщить знания о правилах дорожного движе­ния Беседы: «Как по улице шагать», «Наши помощники дорожные знаки», «Мы - воспитанные пассажиры». Дидактические игры по желанию детей. Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения. Развлечения: «Праздник дорожного движения», катание на электромобилях. Продуктивная деятельность: коллективные работы «Макет улиць города», лото «Транспорт», «Придумаем новые дорожные знаки
«Безопасность ребенка в быту» Ядовитые расте­ния и грибы Рассматривание муляжей, иллюстраций. Беседа «Красивые, но ядовитые». Чтение: Я. Тайц «По грибы», загадки. Дидактическая игра «Опасные двойники». Продуктивная деятельность: плакаты «Внимание, опасность!»
«Ребенок и другие люди» Я и другие люди -закреплять знания о правилах пове­дения с незнако­мыми людьми Беседы: «Один дома», «Гуляю один». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: Е. Васильев и др. «Чтобы не было беды - делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование игровой деятельности целесообразно осуществлять на основе определения педагогом игровых действий, которые могут выполнять дети в про­цессе игры, исходя из своего опыта и знаний, а также предполагая перспективу развития таких действий на основе эффективного руководства. С этой целью предлагаются пример­ный объем игровых действий на каждый месяц учебного года, а также некоторые методиче­ские приемы, которые помогут обеспечить формирование данных навыков и умений.

Система формирования игровых навыков и умений предполагает постоянное использо­вание таких традиционных приемов, как объяснение, напоминание, наблюдение за играми детей, включение педагога в игру детей. Они постоянно присутствуют в арсенале педагога в работе со старшими дошкольниками.

Названия игр Объем игровых навыков и умений Методические приемы
Сентябрь
«Семья, школа» Проводы первоклассников в школу. Ученики приходят в школу. Их встре­чает учительница, проводит уроки Проводы в школу выпускников детского сада. Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу». Чтение: А. Барто «Первоклассница». Составление альбома по теме «Школа». Продуктивная деятельность: тетради, учебники для игры в школу
«Путешествие по улице» Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательнос­ти на улице города, рассказывает о них Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседа «Интересное рядом с нами»
«ГИБДД» Сотрудники автоинспекции наблюда­ют за порядком на дорогах, проверя­ют документы у водителей, следят за соблюдением правил дорожного движения Целевая прогулка по улице. Рассказ воспитателя. Игровое упражнение «Сигналы жезла регулировщика»
«Фабрика игру­шек» На фабрике делают разные игрушки. Художники придумывают их. Мастера делают игрушки из разного материла по рисункам, отправляют в магазины Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Опиши игрушку», «Чего не стало». Продуктивная деятельность: игрушки из разных материалов
Октябрь
«Транспорт» По улицам ездят машины разного назначения, пешеходы идут по троту­ару. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Водители уступают дорогу транспорту особого назначения Целевая прогулка к пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Мы - пешеходы», «Как вести себя на улице», «Правила дорожного движения обязательны для всех»
«Путешествие по воде» Путешественники плывут на теплохо­де, делают остановки, знакомятся с достопримечательностями, посеща­ют цирк, идут в магазины, парик­махерскую, аптеку Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как путешествуют по рекам и морям»
«Театр» Строители возводят театр. Кассир продает билеты. Зрители покупают их и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетер. Он предлагает им программки. Артисты репетируют спектакль и показывают его зрителям Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была в театре». Беседа «В каких театрах вы побывали». Чтение: Н. Евреинов «Что такое театр». Продуктивная деятельность: билеты, афиша, программки
«Поликлиника» Терапевт лечит людей: прослушивает, пальпирует, измеряет давление, осматривает горло, направляет к окулисту, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, перевязки Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как работает врач». Продуктивная деятельность: таблица для проверки зрения
Ноябрь
«Подводное плавание» Моряки отправляются в плавание, наблюдают за морскими обитателями из иллюминаторов, опускаются в ска­фандрах на дно моря. Команда рабо­тает дружно. На судне есть командир, матросы, кок, врач, механики Рассматривание иллюстраций подводных обитателей. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Рыбы, растения и другие морские обитатели»
«Транспорт» Грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару, переходят через дорогу. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения Целевая прогулка к светофору, нерегулируемому переходу. Дидактические игры: «Осторожно, пеше­ход!», «Красный, желтый, зеленый». Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»
«Путешествие в другую стра­ну» Путешественники ездят в разные страны, осматривают достопримеча­тельности, знакомятся с людьми разных национальностей, рассказы­вают о своей стране Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «В каких странах вы побывали с родителями». Продуктивная деятельность «Подарки друзьям»
«Кафе» Повара готовят вкусную еду, официанты принимают заказы, приносят еду, получают деньги. Посетители заказывают разные блюда, едят, благодарят Беседа «Если вы пришли в кафе». Рассказ воспитателя «Как играют дети в другой группе». Продуктивная деятельность «Разные меню для кафе»
Декабрь
«Экскурсо­воды» В город приехали дети из других городов и стран. Экскурсоводы показывают им достопримечатель­ности родного города, рассказывают о его красоте Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Родной город и его достоприме­чательности», «Как можно играть интерес­нее». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры
«Детское теле­видение» Открылась новая программа на теле­видении: дети - ведущие и артисты Просмотр фрагментов телепередач. Рассказ воспитателя. Беседа «Как нам организовать свое детское телевидение»
«Пожарные на учениях» Пожарные упражняются в тушении пожара: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматы­вают пожарный рукав, спасают людей из горящего дома, помогают выносить животных. Пожарные используют лест­ницу, носилки Рассматривание иллюстраций. Просмотр телепередач. Беседа «Как работают пожарные». Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар». Продуктивная деятельность: плакаты о противопожарной безопасности
Магазин „Ткани" Открылся новый магазин. Продавцы предлагают разные виды тканей, рассказывают, что из них можно сшить, предлагают разные фасоны одежды, отмеряют ткань. Покупатели платят за покупку Экскурсия, целевая прогулка к магазину «Ткани». Рассматривание тканей, иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: «Узоры для тканей», «Журнал мод»
Январь
«Почта» Люди пишут друг другу письма, посы­лают телеграммы, посылки. Работни­ки почты сортируют корреспонден­цию, ставят штемпель, отправляют на главпочтамт. Пришедшую по адре­су корреспонденцию почтальон доставляет по адресам. На конверте указываются индекс, адрес и фами­лия адресата Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций, образцов почтовых отправлений. Дидактические игры и упражнения: «Письмо другу», «Я живу по адресу...», «Почтальон принес посылку». Продуктивная деятельность: конверты, посылки, бандероли, открытки для игры
«Детский сад» Новогодний праздник в детском саду: дети делают игрушки, наряжают елку, приходят Дед Мороз и Снегурочка, дети читают стихи о зиме и Новом годе, играют в веселые игры, получа­ют подарки Беседы: «Как мы отмечали праздник елки в детском саду», «Что мне понравилось больше всего на новогоднем утреннике». Повторение новогодних стихов, песен, танцев
«Скорая помощь» Врач приезжает по вызову, оказывает первую помощь: осматривает горло, измеряет температуру, делает уколы, выписывает рецепт Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций. Беседа «03 - это скорая помощь»
«Семья» Новоселье, покупка мебели, обустройство комнат разного назначения (спальня, детская, кухня, гостиная) Рассматривание вариантов планировки квартиры. Беседы: «Как вы переезжали на новую квартиру», «Какая бывает мебель». Продуктивная деятельность «Мебель из бросового материала»
Февраль
«Военные уче­ния» В учениях принимают участие разные рода войск: моряки, пехотинцы, тан­кисты, летчики. Они проходят меди­цинский осмотр, затем выполняют разные задания по приказу коман­диров. После учений организуют кон­церт: поют песни, танцуют Утренник, посвященный Дню защитника Отечества. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Бравые солдаты». Повторение стихов, песен о Российской армии
«Служба спасе­ния» Сотрудники службы спасения спешат на помощь в трудных ситуациях: при сильных пожарах, авариях на дорогах, землетрясениях Рассказ воспитателя. Беседа «Кто приходит на помощь в труд­ных ситуациях». Продуктивная деятельность «Эмблема службы спасения»
«Строитель­ство, цирк» Строители возводят цирк. Артисты готовятся к выступлению, упражняют­ся. На арене выступают гимнасты, фокусники, дрессировщики с разными животными Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что вы видели в цирке». Упражнения в показе простейших фокусов. Продуктивная деятельность: билеты в цирк, изготовление афиш
Март
«Семья» Праздник 8 Марта. Подготовка подар­ков, уборка квартиры, приготовление пирогов, поздравление женщин, кон­церт для них Подготовка и проведение праздничных утренников, посвященных 8 Марта. Беседа «Как мы поздравляли мам и бабу­шек»
«Детский сад» Воспитатель проводит утреннюю гим­настику, дети приходят на музыкаль­ное занятие - поют, танцуют, играют. Помощник воспитателя приносит еду, вместе с дежурными накрывает на стол. После дневного сна воспита­тель проводит физкультурное заня­тие, соревнования «Веселые старты» Беседы: «День в детском саду», «Кто рабо­тает в детском саду», «Как проводятся физ­культурное, музыкальное занятия»
«Путешествие на север и на юг» Две группы туристов отправляются в путешествие на Северный полюс и в Африку, наблюдают растительный и животный мир, ведут дневники наб­людений, делают зарисовки, по возвра­щении обмениваются впечатлениями Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа «Что вы видели в зоопарке». Продуктивная деятельность «Путевой дневник»
«Ветеринарная лечебница» Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматри­вает, ставит грелку, делает уколы, назначает лекарства Рассказ воспитателя. Беседа «Мое любимое домашнее животное». Чтение: В. Коржиков «Рассказы о таежном докторе». Продуктивная деятельность «Лекарства для животных»
Апрель
«Космическое путешествие» Космонавты собираются в полет: тренируются, изучают карту звездного неба. В полете наблюдают за звездами и планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, занимаются физкультурой, ощущают состояние невесомости. Возвращаются на Землю, докладывают о результатах космичес­кого путешествия руководителю полета Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: С. Баруздин «Первый человек в космосе». Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звездного неба»
«Ателье» В ателье приходят люди заказать одежду. Закройщик предлагает разные фасоны, ткани, снимает мерки. Приемщица оформляет заказ Экскурсия, целевая прогулка в ателье. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: «Журнал мод», «Образцы тканей»
«Поликлиника» Терапевт лечит людей: прослушивает, пальпирует, измеряет давление, осматривает горло, выписывает рецепт, направляет к окулисту, рентге­нологу, главному врачу. Медсестра делает уколы, перевязки. Глазное отделение: врач проверяет зрение с помощью таблиц, медсестра выписывает рецепт на очки. Люди покупают очки в аптеке Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была на приеме у окулиста». Чтение: А. Барто «Очки». Продуктивная деятельность «Таблицы для проверки зрения»
«Детский сад, кукольный театр» В детский сад приехали артисты, показывают кукольный спектакль Рассказ воспитателя. Работа над показом сказки. Продуктивная деятельность «Афиша кукольного спектакля»
Май
«Магазин» Открылся новый магазин «Сувениры». Продавцы рассказывают о товарах, предлагают приобрести подарки для друзей Беседа «Что такое сувенир». Продуктивная деятельность: атрибуты для игры
«Ярмарка изде­лий народных промыслов» На ярмарке продаются изделия хохломских, жестовских, дымковских, городецких, гжельских мастеров. Продавцы показывают товары, объясняют особенности каждого вида промысла Рассматривание изделий народных промыслов. Беседы о художественных особенностях промыслов. Рассказ воспитателя «Как играют дети в другой группе». Продуктивная деятельность по мотивам народной росписи
«Аптека» Больные приходят за лекарствами, выбирают их, спрашивают лекарства у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдает его посети­телям. В аптеке продаются мази, мик­стура, таблетки, средства ухода за больными Экскурсия или целевая прогулка в аптеку. Беседа «Что мы видели в аптеке». Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры
Июнь - август
«Экскурсия в музей» Посетители приезжают в музей, экскурсовод показывает им картины, рассказывает о художниках Рассматривание картин. Беседа по содержанию репродукций. Продуктивная деятельность «Здание музея»
«Зоопарк» Дети с родителями приходят в зоо­парк, видят разных животных, катают­ся на карусели Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие звери живут в зоопарке». Продуктивная деятельность «Зоопарк: вольеры для животных»
«Библиотека» Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают книжную выстав­ку, читают книги в читальном зале, выбирают книги и берут их для чтения дома. Библиотекарь выдает нужные книги, записывает информацию в формуляры читателей Экскурсия в библиотеку. Беседы: «Что мы знаем о библиотеке», «Как работает библиотекарь». Продуктивная деятельность «Книжки-малышки»
«Поликлиника» В поликлинике больных принимают терапевт, окулист, медсестры. При поликлинике работает травмпункт. Больных с разными ушибами, пореза­ми привозит машина скорой помощи. Врачи оказывают помощь, назначают лечение Беседа о работе врачей в поликлинике. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Барто «Мы с Тамарой»
«Парикмахер­ская» В парикмахерскую приходят родители с детьми. Работают мужской и жен­ский залы. Мастера стригут, бреют клиентов, моют им голову, причесы­вают их. Они вежливы и внимательны Целевая прогулка к парикмахерской. Беседа «Как вы ходили в парикмахер­скую»

на 2015 - 2016 учебный год

Старшинова Валерия Михайловна,
ГБОУ детский сад № 95 компенсирующего вида

Режимные процессы

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в ру-ке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом ма-сло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек

Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель»

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Второй квартал

Питание

Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения вовремя еды»

Одевание-раздевание

Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и пра-вильно умываться, насухо вытираться по-лотенцем, взяв его из шкафчика и развер-нув на ладошках

Игра-драматизация по произве-дению А. Барто, П. Барто «Девоч-ка чумазая»

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Закреплять умение пришивать оторвав-шиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, класть подушку в чистой наволочке

Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение: Д. Крупская «Чистота»

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Третий квартал

Питание

Закреплять умение правильно пользовать-ся столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не пере-кладывая их из руки в руку, есть с закры-тым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды - серьезное

дело»

Одевание-раздевание

Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умение быстро и акку-ратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посе-щения туалета и по мере необходимости

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, прояв-лять желание помочь им совершенство-вать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Чистота - залог здоровья». Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу». Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 95 компенсирующего вида

Калининского района города Санкт-Петербурга

Образовательная область «Физическое развитие»

Планирование по формированию культурно-гигиенических навыков

на 2015 - 2016 учебный год

Группа № 6 (подготовительная к школе)

Режимные процессы

Методические приемы

Четвертый квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Одевание-раздевание

Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам»

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать участие в смене постельного белья

Показ, напоминание, указания. Продуктивная деятельность: починка кукольной одежды

Воспитание культурно – гигиенических навыков подготовительная группа

Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятности одежды, прически: самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после еды, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха).
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене и культуре еды.

Первый квартал

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке,
а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Чтение: Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».
Одевание - раздевание
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек.
Беседа:»Каждой вещи – свое место».
Чтение: И.Бурсов «Галоши», С.Михалкова «Я сам».
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
Умывание
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.
Чтение: И.Ищук «Мои ладошки»
Дидактическое упражнение «Расскажи малышам, как надо умываться»

Второй квартал

Питание
Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Беседа «Культура поведения во время еды»
Одевание - раздевание
Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках.
Игра – драматизация по произведению А.Барто «Девочка – чумазая»

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь.
Закреплять умение пришивать оторвавшие пуговицы.
Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать.
Беседа «как заботиться о своей одежде»
Чтение: Д.Крупская «Чистота»

Третий квартал

Питание
Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.
Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Одевание - раздевание
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.
Чтение: М.Зощенко «Глупая история»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.
Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Чтение:Е.Винокурова «Купание детей»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им совершенствовать умение зашивать распоровшуюся одежду по шву.Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, заправлять кровать.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».
Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Четвертый квартал

Одевание - раздевание
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т.п.
Чтение: Я.Акима «Неумейка»,С.Михалкова «Все сам»
Умывание
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела
Чтение Т.Кожомбердиева «Все равно"
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.
Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать
Участие в смене постельного белья.
Продуктивная деятельность: починка кукольного белья.
Питание
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Татьяна Демина
Конспект занятия по формированию КГН в старшей группе

Цель : формировать культурно-гигиенические навыки.

Задачи : закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения : выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Воспитывать у детей потребность к порядку, чистоте и опрятности.

Методические приемы : беседа, показ, поощрение, анализ.

Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы с вами сейчас будем заниматься?

Правильно, обедать.

Тогда, давайте с вами вспомним правила столового этикета.

1. Красиво сесть за стол.

2. Уметь пользоваться салфеткой.

3. Правильно пользоваться ножом и вилкой.

4. Есть аккуратно, бесшумно.

5. Выходя из-за стола задвигать стул и благодарить взрослых.

Ребята, обратите внимание на то, как накрыты столы к обеду.

Кто постарался , чтобы у вас были красиво накрыты столы? (О вас позаботилась наша няня Наталья Вячеславовна, а помогали ей наши дежурные).

Пока дежурные садятся за столы, вы нам скажите, кто приготовил для вас вкусный обед? (Повара Раиса Андреевна и Тамара Николаевна) . А что приготовили для вас сегодня наши повара?

А сейчас тихонько за стол сядут сначала девочки, а потом мальчики. Не забудьте проверить свою осанку.

Приятного всем аппетита!

(При необходимости напоминать детям о правильной осанке, оказывать помощь при затруднениях во время пользования ножом и вилкой, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, ели аккуратно, бесшумно, напомнить о полезности овощных салатов).

Когда закончите кушать, то под своей салфеткой найдете небольшой сюрприз – картинку с изображением вкусных и полезных для здоровья продуктов, которые необходимо кушать каждый день. Это для того, чтобы вы не забывали про них и всегда с удовольствием их кушали.

(При необходимости, напоминать детям полоскать рот после еды)

Публикации по теме:

Конспект организации и проведения труда в природе в старшей группе «Сбор семян в цветнике» Цель:Формирование навыков коллективного труда. Задачи: Познакомить детей с правилами сбора и хранения семян. Учить.

Конспект проведения дежурства в старшей группе Тема: «Дежурство по столовой» Задачи: -Продолжать учить называть и различать посуду (чайная, кухонная, столовая); учить детей сервировать.

Конспект проведения НОД «В гостях у мудрой Совы» в старшей группе Цель: Способствовать освоению действий по построению модели сериационных отношений между объектами; построению классификационных отношений.

Конспект проведения подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса» Конспект проведения подвижной игры в старшей группе «Хитрая лиса». Приемы проведения Содержание Название игры Хитрая лиса Время и место.

Конспект проведения зимней прогулки в старшей группе Прогулка в старшей группе. Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке. Задачи: -Развитие коммуникативных навыков. -Расширение и.

Конспект проведения спортивного праздника в старшей группе «Папа, мама, я - спортивная семья» Две команды по 6 человек входят в зал. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Сегодня мы собрались на веселые соревнования.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе «Поликлиника» Разработал: Федорова Галина Ивановна воспитатель I квалификационной.

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков

ГКП (от 3 до 4 лет)
1. Учить детей самостоятельно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место.
2.Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.
3.Учить детей правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).
1.Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно,
2.Продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой,
3.Учить полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).
1.Совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом)
2.Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом
3.Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).
1.Закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу
2.Правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н.К.Крупская - привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Формирование культурно-гигиенических навыков - процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно - гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.

С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.

Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. «Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития - развитием воли.

Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «застегните», «завяжите», «оденьте».
С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.

Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника».

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Первая младшая группа .

Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Прежде всего, мне необходимо было добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т.е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.
Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков - опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

Другой, также весьма эффективный способ - использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

В конце года дети принимают участие в подготовке к «переезду на новую квартиру» - в другую группу. Они укладывают игрушки в коробки, усаживают кукол в различные транспортные средства - коляски, автомашины. Опять-таки преднамеренно созданная воспитателем ситуация, помогающая ему в формировании благожелательного отношения детей друг к другу, навыков нравственного поведения.
Игровые приемы, используемые мною вызывали у малышей положительные эмоции, обеспечивали более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Я ненавязчиво вырабатывала интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляла их в опыте, побуждая малышей к доброжелательным действиям.

Для овладения малышами приемов одевания в игру включала и кукол. В группе была крупная кукла с подбором одежды.

С первого дня я предупреждала родителей, чтобы на одежде детей были пришиты петельки, за которые он может вешать ее в свой шкаф. Это облегчит формирование навыка аккуратно содержать одежду.

Вторая младшая группа.

У детей на 4-ом году жизни мы продолжали формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляли сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Я большое внимание уделяла формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.

Планируя работу, я особое внимание уделяла формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет вечер. Это время особенно доверительного общения с детьми, разговора по душам. Непосредственное общение со мной содействовали укреплению привязанности, доверия к нему ребенка - важнейшего условия нравственного воспитания. На вечерние час также были запланированы инсценировки несложных сюжетов с помощью игрушек. Содержание таких сценок я черпала из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.
Уровень развития детей 4-го года жизни позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно направленным играм-занятиям, играм-упражнениям, инсценировкам. Теперь они строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и прочное усвоение навыка.

Принципом проведения игр становится более широкое, комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства детей, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий, поступков. Постепенно детям предоставлялось все больше самостоятельность, минуя показ действий, создавали возможность для самостоятельных упражнений в культурном поведении.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребенка, я широко использовала упражнения игрового характера. Детей очень увлекают, например, игры-упражнения на закрепление правил этикета в общении с окружающими взрослыми и детьми.
Упражнения в выполнении действий по показу воспитателя - своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей. Например: на занятии «В гостях у Матрешки» было наглядно показано, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Матрешкой на занятии.

Такие упражнения позволяют обобщить отдельные действия, показать детям в комплексе, например, процесс умывания. У них возникает активный интерес, они называют части, которые следует мыть и т.п.

Постепенно я вносила в игровые уголки новые атрибуты, позволяющие развивать содержание игр в соответствии с приобретенными навыками культурного поведения.

3. Система работы по формированию культурно-гигиенических навыков.

Создание условий.

К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков важно было также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате были поставлены достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому были выработаны и согласованны основные требования дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Для детей дошкольного возраста большое значение имело осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно было сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствовало прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью использовались вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки.
Для привития культурно-гигиенических навыков мною применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения («Чище мойся - воды не бойся»; «Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.).
Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия давался таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик»). Затем я действую вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, беру его руки в свои, намыливаю и подставляю под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно мы предоставляем малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также обращала внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это помогало ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно работа с родителями. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Об этом говорили в доверительной беседе с папами детей.
Обучая детей, учитывали их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваивались детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

«Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. «Будем умываться», - говорили в начале года и показывали: как завернуть рукава, как намыливать руки, вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем воспитателя. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляли им всё больше самостоятельности, переходили от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда мы учитывали постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формировались устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого ».

Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно - гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.

Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п.

В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Конечно, используем приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований стало нормой поведения, потребностью ребёнка.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован . На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.

Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Особое внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу.

Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Важной задачей будет то, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками.