"лекарственные растения краснодарского края".

Лекарственные растения, которые произрастают по всему Краснодарскому краю, а также на склонах Большого Кавказа и в степях Кубани.

Липа сердцевидная. Листопадное дерево. Применяется настой цветков, как потогонное средство при простудных заболеваниях и как бактерицидное средство для полоскания полости рта, от головной боли.
Лопух большой. Травянистое многолетнее растение. Используется как кровоочистительное средство при вирусных заболеваниях крови, нарушениях обмена веществ и солевого обмена в организме.
Мать-и-мачеха. Многолетнее травянистое растение. Применяется как отхаркивающее и мягчительное средство, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах и ларингитах.
Мачок желтый. Однолетнее растение. Применяется как противокашлевое средство при заболеваниях верхних дыхательных путей и лёгких.
Мордовник обыкновенный. Многолетнее травянистое растение. Препарат оказывает сильное возбуждающее действие на центральную нервную систему. Повышает рефлекторную возбудимость спинного мозга, тонизирует скелетную мускулатуру.
Облепиха крушиновидная. Крупный кустарник. Плоды облепихи – ценное поливитаминное сырьё. Облепиховое масло, получаемое из плодов, обладает болеутоляющими свойствами.
Одуванчик лекарственный. Многолетнее травянистое растение. Корни применяют как горечь для возбуждения аппетита, улучшения деятельности пищеварительного тракта. Листья ценятся как пищевое растение. Поджаренные и измельчённые корни являются хорошим суррогатом кофе.
Овёс посевной. Однолетний культурный злак. Используется солома в виде отвара для ванн при диатезе, золотухе и рахите у детей.
Пастушья сумка обыкновенная. Однолетнее травянистое растение. Применяется как кровоостанавливающее средство.
Подорожник большой. Многолетнее травянистое растение. Препарат применяют для лечения хронических гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки с нормальной и пониженной кислотностью.
Полынь горькая. Многолетнее травянистое корневищное растение. Применяется как ароматическая горечь для возбуждения аппетита, болезни печени, желчного пузыря, бессоннице.
Пустырник сердечный. Многолетнее травянистое растение. Применяют экстракт и настойку травы пустырника на 70% спирте. Препараты эффективны при сердечно-сосудистых неврозах, пороках сердца, гипертонии, стенокардии и контузиях головного мозга.
Примула. Используют настой при головной боли, успокаивает нервы, снимает возбуждение, обладает лёгким снотворным действием.
Просвирник низкий (калачики). Однолетнее растение. В виде настоя принимают внутрь при воспалительных процессах дыхательных путей и заболеваниях горла и ротовой полости.
Пырей ползучий. Корневища в виде настоя принимают внутрь как кровоочистительное и восстанавливающее обмен веществ, средство. При желтухе, при частичной потере зрения.
Ромашка аптечная. Однолетнее травянистое растение. Препараты из соцветий ромашки применяют как противовоспалительное, успокаивающее, потогонное и дезинфицирующее средство.
Рябина обыкновенная Небольшое дерево, реже кустарник. Плоды применяют как профилактическое и лечебное средство при цинге и других авитаминозах.
Скумпия кожевенная. Сильно ветвистый листопадный кустарник. Медицинский танин, получаемый из листьев скумпии, обладает вяжущими, противовоспалительными и антисептическими свойствами.
Сирень обыкновенная. Многолетний кустарник. Листья сирени используют наружно для излечения ячменя глаз.

Разработка урока кубановедения во 2-м классе по теме

"Лекарственные растения"

Сидоренко Ирина Викторовна -

учитель начальных классов МБОУ ООШ №25

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: продолжить знакомство детей с растительностью родного края; познакомить с некоторыми видами лекарственных растений, произрастающих в крае, правилами их сбора и использования, расширять представление о многообразии природы родного хутора; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней; развивать речевые умения, логическое мышление.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия) :

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи; использовать (строить) таблицы, проверять по таблице; проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); строить объяснение в устной форме по предложенному плану; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; применять на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей; вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные: различать и узнавать изученные объекты живой природы; устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» и уметь на него отвечать.

Оборудование:

  • Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Кубановедение2 класс: Практикум. — Краснодар.: ОИПЦ «Перспективы образования», 2017
  • Карточки
  • Картинки с изображением лекарственных растений формата А4

Сценарий урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок - начинается урок.

Улыбнитесь гостям, друг другу, мне и с хорошим настроением начнём урок. Не забудьте о правильной осанке.

II. Актуализация и пробное учебное действие.

На прошлом уроке мы с вами говорили о растениях, которые растут в нашем крае. Сегодня мы продолжим эту работу.

- Дома вы, ребята, понаблюдать за понравившимся растением и выполнить задание на стр.19. Чтение рассказов и стихотворений о растениях Краснодарского края на выбор учителя (выбрать лекарственные растения).

Что вы знаете ещё о данном растении (из ответов учащихся)?

Какую пользу приносит оно человеку? (Учащиеся вспомнят, что это растение лекарственное).

III. Выявление места и причины затруднения. Сообщение темы урока.

Что можно лечить при помощи этого растения?

Как это сделать?

Какая тема нашего урока?

Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Познакомимся с лекарственными растениями нашего края, простейшими способами лечения с их помощью).

(Открывается доска, на которой записана тема урока «Лекарственные растения»).

IV . Построение проекта выхода из затруднения .

Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.Узнать нам больше о лекарственных растениях помогут загадки.

V. Реализация построенного проекта.

Отгадайте загадку и узнайте, как называется одно из лекарственных растений Кубани.

С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня.

(мать-и-мачеха)(На доску вывешивается картинка с изображением мать-и-мачехи).

Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя - тёплая и нежная, как родная мать.

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать-и-мачехи. Цветки-корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус », что значит кашель.

Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение?

Действительно, это растение - прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Отгадайте ещё одну загадку и узнайте, как называется лекарственное растение Кубани.

Тонкий стебелек у дорожки.

На конце его сережки,

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

(Подорожник)(На доску вывешивается картинка с изображением подорожника).

В народе его называют «порезник», «ранник». Догадались, зачем его используют?

Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.

Есть интересная легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать подорожник для лечения ран.

Физминутка

«А в лесу растёт черника»

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика (Наклоны)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседание)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу.(Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.(Дети садятся на места)

- Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …. (крапива)

А знаете, почему крапива обжигает? А правы ли вы, узнаем из учебника.

(Работа в учебнике страница 20-21)

Прочитаем это в учебнике на стр.21.

Ну, что правы вы были?

А как она нам помогает, кто-нибудь знает?

Тогда прочитаем об этом на стр.20 внизу.

Ещё в древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчём и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

Крапива полезна не только людям, но и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы - кормилицы. Узнай её название …(крапивница). Рассмотрите её на рисунке и подпишите название.

- Ещё есть одно известное всем растение (валериана). У каждого дома оно лежит в аптечке. Чтобы его назвать, проведи такой опыт дома:

Завтра принеси домой сразу пять двоек, и тогда мама побежит в аптеку за настойкой из этой травы, а ты сможешь прочитать название и записать его сюда ……………

Только смотри, чтобы папы не было рядом, особенно с ремнём. Постарайся отбежать подальше и уже потом объясни ему, что это научный эксперимент.

(Учащиеся получают карточки с описанием опыта, проводится работа в парах).

- У вас в конверте лежит ещё одно растение. Если отломить стебелёк, то появится оранжевая жидкость, ею можно смазать ранки на теле. Попробуйте.

Какое лекарство вам напоминает это растение? (Йод)

Может кто-нибудь знает, как это растение называется? (Чистотел).

Чистотел применяют для лечения туберкулёза, в отваре травы чистотела купают детей при золотухе. Соком сводят бородавки, откуда происходит русское название растения: чистотел или бородавочник. Посмотрите, как выглядит растение на картинке и настоящее.

VΙ. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи.

- Поработаем в группах.

Задание для первой группы. Игра «Найди нужный листок»

На листе бумаги вы видите несколько листочков. Найдите среди них лист подорожника.

Задание для второй группы. Практическая работа «Найди растение».

Найдите веточку крапивы в этой вазе (на столе ваза с калиной, шиповником, крапивой, чистотелом, подорожником).

Почему вы так решили?

Задание для третьей группы. Вы знаете, как правильно пользоваться подорожником?

Прочитайте предложения в учебнике на странице 20 под восклицательным знаком.

У вас на парте лежит конверт, достаньте оттуда листок подорожника. Он уже чистый. Выполните задание учебника.

Задание для четвёртой группы.

«Узнай растение по внешнему виду»

Лечебными бывают не только травы, но и плоды деревьев и кустарников.

В вазе у меня на столе стоят веточки кустарников. Что это за растения? Что вы о них знаете?

Шиповник богат витаминами: С,Р,К,В. Он входит в состав витаминных чаёв, из него делают сироп, применяемый при болезни печени. В домашних условиях из сухих плодов шиповника приготовляют отвар.

Калина. Кору применяют в виде отвара при золотухе, простуде, удушье, свежие ягоды при судорогах, в качестве слабительного, гипертонической болезни, а цветы - при кашле и бронхите. Ягоды широко употребляют в пищу, а пережаренные семена используют в качестве заменителя кофе.

VΙΙ. Самостоятельная работа самопроверкой по образцу.

Работа в парах

В таблице (задание из учебника стр.22) спрятались названия лекарственных растений. Нужно их найти. Работаем в парах.(На партах листочки с таблицей).

Проверим по эталону (вывешивается на доску). Ребята, как используют эти лекарственные растения?

VIΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

В начале урока мы с вами поставили цель - познакомиться с лекарственными растениями.

О каких растениях за урок мы узнали?

Прочитаем названия на доске.

Лекарственные растения:

Ромашка Шиповник

Мать-и- мачеха Калина

Подорожник Чистотел

Крапива Валериана

Что для вас было особенно интересно?

ΙХ. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Продолжите фразы.

Я узнал …

Меня удивило …

Я задумался над …

Я научился …

Мне пригодится …

Я смогу …

Домашнее задание Страницы 23-24, нарисовать одно лекарственное растение из таблицы и узнать о нём у родителей, заполнить страничку книжки-малышки.

Тема: Лекарственные растения Краснодарского края.

Цели: Формировать у учащихся понятие лекарственные растения Краснодарского края.

Задачи:

    Образовательная: Формировать у учащихся представление о многообразии растений; познакомить с лекарственными растениями Краснодарского края;

Эмоционально обогащать детей;

    Воспитательная: Воспитывать культуру поведение в природе; воспитывать детей бережно относиться к лекарственным растениям нашего края и к природе;

    Развивающая: Формировать у детей навыки совместной деятельности; развить наблюдательность, чувственность; развить у детей работу мелкой моторики.

Оборудование:

    иллюстрации с изображением лекарственных растений;

    карточки с названиями растений;

    мультимедийная презентация.

Ход занятия

    Организационный момент, сообщение целей и темы занятий.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в необычное путешествие на экскурсию.

Педагог: (Слайды 1)

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живёт,
А ночью среди звёздных тучек.
Танцует звёздный хоровод.

И лес живёт под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зелёном,
Твоя семья живёт и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон, сколько птиц, цветов в нём и народа,
А называется наш дом,
Мы знаем все

(Дети хором) – природа.

Педагог: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?

(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.

Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.

2. Работа над новой темой.

Педагог . У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.

– Что вы знаете об этом растении?

Валериана лекарственная (Слайд 2)- Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.

Василёк (Слайд 3) - В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.

Одуванчик (Слайд 4) - Это растение широко употребляется в народной медицине различных стран. Растение обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и легким снотворным действием

Хмель (Слайд 5) - Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.

Ромашка (Слайд 6)- В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.

Если случится тебе простудиться,
Появится кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.

Подорожник (Слайд 7) - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, а в X веке его широко применяли и весьма ценили арабские и персидские врачи.

Подорожник обладает антисептическим, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим, «кровоочистительным» и отхаркивающим действием и усиливает секреторную деятельность желудка.

Полынь горькая (Слайд 8)- Народная медицина использует полынь при экземе, туберкулезе, золотухе, суставном ревматизме, геморрое. Полынь - великолепное успокаивающее средство при нервных заболеваниях.

При растяжениях и вывихах ее свежие листья прикладывают к больно­му месту.

Подсолнух (Слайд 9)- Подсолнечник обладает многими лекарственными свойствами, особенно часто он используется для лечение легочных заболеваниях, таких как кашель, простуда и бронхит.

Например, запечённые семена подсолнечника могут использовать при заболевание коклюша. Так же используют и масло подсолнечника.

Чабрец (Слайд 10)- Наиболее ценным сырьем являются верхние части цветущего чабреца или же одни его листья. Траву чабреца заготавливают, когда растение цветет. Необходимо срывать веточки, не выдергивая растение с корнем, затем сушить их на открытом воздухе, разослав на ткани или бумаге. Высушенное сырье просеивают, удаляя толстые стебли. Хранить заготовленный чабрец можно 2 года.
Как правило, из чабреца готовят настои, отвары, чай, добавляют чабрец и в ванную при купании.

В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, на которой рекомендуется спать, приносит здоровье и долголетие. При болезнях глаз делают примочки, при обмороках нюхают порошок.

Мать и мачеха (Слайд 11)- В лечебных целях применяются как цветки, так и листья. Собирают цветки в их полном расцвете в ясные солнечные дни, а позднее, во второй половине лета,- листья, их сушат в хорошо проветриваемом помещении, не на солнце. Мать-и-мачеха ослабляет воспалительные процессы, успокаивает кашель. В научной медицине настой листьев используют как эффективное отхаркивающее средство. Листья мать-и-мачехи входят в состав грудных и потогонных сборов ».

Ландыш (Слайд12)- Лекарственные средства приготавливают из цветков, листьев, травы. Сырье заготавливают в начале цветения, в мае. Официальная медицина применяет ландыш в каплях Зеленина, которые состоят из нескольких составляющих, и применяются для лечения неврозов сердца. Заготовку растения следует проводить очень осторожно, так как оно обладает ядовитым эффектом. Траву, листья и цветочки срезают на высоте 5 см от земли, быстро высушивают в сушилках, разложив тонким слоем на бумаге. Сухая смесь может храниться в течение 2 лет.

Крапива (Слайд 13)- Крапива широко применяется в народной медицине различных стран. Русская медицина использовала ее еще в XVII веке и высоко ценила как хорошее кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.

Крапива обладает мочегонным, слабым слабительным, отхаркивающим, противосудорожным, противовоспалительным, антисептическим, обезболивающим, «кровоочистительным», кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Она усиливает деятельность пищеварительных желез и выделение молока у кормящих женщин. Крапива увеличивает процент гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Имеются указания, что отвар листьев может понижать содержание сахара в крови.

Педагог. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.

Грецкий орех (Слайд 14) - Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.

Арбуз (Слайд 15)- В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.

– Где вы встречали это растение?

Педагог. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.

Каланхоэ перистое (Слайд 16) - Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.

Сенполия (фиалка) (Слайд 17)- Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.

Алоэ (Слайд 18)- Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.

Золотой ус (Слайд 19)- Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.

3. Физкультминутка.

Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник– развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.

Тысячелистник

Подорожник

Мать-и-мачеха

Шиповник

Смородина

4. Закрепление изученного материала.

Загадки:

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Чёрная макушка, жёлтая опушка. (Подсолнух)

Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня. (Крапива)

Стоят в поле сестрички -
желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

Беленькие горошки.
На зеленой ножке. (Ландыш)

Своим венчиком лучистым. Очень нравишься ты нам, Синий глаз на ножке твердой

Затерялся в колосках. (Василек синий)

Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто. (Полынь)

Дети.

Увидел молодой росток – не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –
На этом месте вырастет целебная трава.
Лес зеленый охраняй, никого не обижай!
Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай.
Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.
Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка!
Люби цветы, леса, простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!

Подведение итогов.

Использованные материалы:

    Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия/Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г.

    Редкие и исчезающие растения Кубани/С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова

Уже много лет Красная книга служит хранителем сведений обо всех редких видах и растений, и животных. Причины исчезновения могут быть разными, чаще всего это изменения климата, влияние человека, особенно его сельскохозяйственная деятельность. Краснодарский край тоже имеет свою Красную книгу. Среди всего многообразия растений, встречающихся там, есть и редкие виды, которые нуждаются в особой защите.

Растения

Адонис весенний - его еще зовут Горицвет весенний или просто Горицвет. Имеет цветки желтой окраски, внешне немного похожие на ромашку. А плоды обладают полезными свойствами, их часто добавляют в разные настойки, используют в фармакологии.

Безвременник великолепный - очень красивое растение, относится к лилейным. Его цветки нежного, фиолетового цвета со светлой сердцевиной. Используется в фармакологии, травники знают его как хорошее средство против формирования раковых клеток.

Бессмертник песчаный - тоже полезное, лекарственное растение. Имеет приятную желтую окраску и маленькие цветки. Цветку нравятся сухие места, не переносит много влаги. Можно встретить именно в равнинной зоне края, там уровень осадков значительно ниже остальных районов.

Вахта трехлистная - также полезное, лекарственное растение, предпочитающее наоборот постоянную влажность. Встречается в районе болотистых заводей, стоячих водоемов. Народная медицина используется его против разных заболеваний кишечника, запорах или диарее, также может быстро снизить температуру.

Гравилат речной - дикое растение с целебными свойствами. Внешне похоже больше на колючки, только на высоком стебле фиолетового цвета.

Гранат обыкновенный - имеет красивую, ярко-красную окраску, а плоды большие, вкусные, вдобавок и полезные. Ему нравится ровный климат в крае, мягкая зима и средней жаркости лето.

Девясил высокий - травники больше ценят его корневую систему. Само растение можно встретить в южной стороне края, если пройтись по берегам рек, прудов, болот. Девясил любит влажность и постоянный доступ к воде.

Инжир - его еще зовут Фиговым деревом. Его плоды внешне немного похожи на груши. Продолговатые, спокойной окраски. Зеленые с красными или розовыми оттенками. Ценятся за вкус и за полезные свойства.

Кубышка желтая - ее можно встретить в местах, где повышенная влажность. Цветки желтые, красивые, действительно похожие на сверток или шкатулку. Лекарственная трава, широко применяемая в фармакологии.


Заместитель директора ООО «Фитофарм» по качеству Светлана Лысенко весь день проводит на ногах. Свою работу разглядывает под лупой и пробует на вкус. Она провизор в компании, производящей лекарства из трав. По запаху женщина может узнать любую из 114 трав, которые здесь используют, а по вкусу - даже провести предварительный химический анализ.

«Даже если бывают травы и схожие по своему внешнему виду, то запах у всех абсолютно разный. Потому что где-то эфирное масло, где-то флавоноиды содержатся. Их именно по запаху можно определить. Ну а если совсем колеблешься, завариваешь и уже по вкусу определяешь», - поясняет Светлана Лысенко.

Лечебные травы продают в аптеках, их используют в качестве сырья крупные фармакологические компании, ими лечат в санаториях. В Ейске, например, на травах делают чай, ингаляции и ароматерапию.

«Это замечательный метод лечения, но это метод лечения, как таблетки, как любые лекарства, как процедуры, которые должны дозироваться, которые должны назначаться врачом и, в общем-то, контролироваться», - подчеркивает заместитель генерального директора санатория «Ейск» по медицинской части Татьяна Ромашко.

Готовое к упаковке сырье в Анапу попадает из станицы Гостагаевской, здесь расположен цех первичной переработки. Высушенные травы измельчают на специальных аппаратах и упаковывают в мешки для отправки на конвейер. За год через предприятие, работающее в круглосуточном режиме, прошло больше 1,5 тыс. т цельной продукции.

«Передать словами стоящий здесь запах невозможно. Он настолько сильный, что ты в прямом смысле чувствуешь его во рту. Аромат кубанской мелиссы и мяты смешивается с китайской сушеницей и календулой. Кажется, что ты оказался в огромной пачке чая, собранной из смеси десятков трав», - передает собственный корреспондент «Кубань 24» Александр Тюкаев.

В ход на предприятии идут 114 трав, из них 80 видов собирают на Кубани. Половина растет в диких условиях, другую можно выращивать в промышленных масштабах. Однако пока фермеры менять привычную кукурузу и пшеницу на мелиссу и мяту в массовом порядке не спешат.

«Мы покупаем ромашку в Египте. Содержание масла в ромашке, которую они нам поставляют, - основной показатель, оно на пределе. Наша ромашка, которая выращена здесь, в три раза превосходит показатели», - отмечает генеральный директор ООО «Фитофарм» Андрей Завгородний.

А еще ромашка дает высокий урожай и пользуется огромным спросом. Именно это и привлекло в лекарственный бизнес анапского фермера Евгения Громыку. Даже не сменив костюм на рабочую одежду, он устраивает экскурсию по своим владениям. Ромашка взошла меньше недели назад. Сейчас, по словам фермера, ее побеги похожи на крылья бабочки. Лечебные травы Евгений сеет впервые.

«Ромашка ориентировочно убирается в мае. То есть я имею еще возможность посеять здесь кукурузу или семечки. Так как у меня есть своя ферма КРС, то для меня это очень важно - это кормозаготовка», - говорит фермер.

Для сбора аптечной ромашки существует даже специальный комбайн. Однако фермер пока только готовится приобрести технику - до сбора урожая еще далеко. Но он надеется, что уже в следующем году именно его ромашка поможет поправить здоровье тысячам россиян.