Чем занимается фонетика. Что такое фонетика

Со словом "фонетика" каждый из нас сталкивался в школе, когда изучал русский язык. Этот раздел в русском языке очень важен, как, впрочем, и все другие. Знание фонетики позволит Вам грамотно произносить звуки в словах, чтобы Ваша речь была красивой и правильной.

Определение фонетики

Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие.

Звуки в фонетике рассматриваются как элементы всей языковой системы, с помощью которых слова и предложения воплощаются в звуковую форму. Ведь только с помощью звуков люди могут общаться, обмениваться информацией и выражать свои эмоции.

Фонетику разделяют на частную и общую. Частную по-другому называют фонетикой отдельных языков. Она делится на описательную фонетику, которая описывает звуковой строй определенного языка (к примеру, фонетика русского языка) и историческую фонетику, изучающую то, как изменяются звуки с течением времени. Общая фонетика занимается изучением основных условий звукообразования, составлением классификации звуков (согласных и гласных), а также исследованием закономерностей сочетаний различных звуков.

А теперь настало время рассказать о том, что такое фонетика русского языка. Фонетика русского языка состоит из нескольких уровней формирования устной речи. А именно:

  • Звуки, разновидность звуков, произношение звуков.
  • Слоги, сочетания звуков.
  • Ударение.
  • Интонация, речь в целом и паузы.

Отметим, что русский язык включает в себя 37 согласных звуков и 12 гласных. Звуки образуют слоги. Каждый слог обязательно имеет один гласный звук (например, мо-ло-ко). Ударением называют произнесение определенного слога в слове с большей длительностью и силой. А интонация - это речевой элемент, который выражается в изменении высоты тона. Под паузой понимается остановка голоса.

Таким образом, мы теперь знаем, что такое фонетика, определение этого понятия подведет итог данной статьи. Фонетика – раздел науки языкознания, изучающий звуковую сторону языка, а именно звукосочетания и слоги, а также закономерности объединения звуков в цепочку.

Закономерности слияния звуков, звукосочетания - это все то, что изучает фонетика. Эта наука является разделом одной большой дисциплины - лингвистики, которая исследует язык как таковой.

Основы фонетики

Чтобы было понятнее, что изучает фонетика, достаточно представить себе устройство любого языка. Внутри него есть важная связь между внутренней, устной и письменной речью. Фонетика - это та самая наука, которая исследует эти конструкции. Важными дисциплинами для нее являются орфоэпия (правила произношения) и графика (письменность).

Если сложить в единую картинку букву (знак) и ее звук, то получится важный инструмент человеческой речи. Это именно то, что изучает фонетика. Кроме того, она исследует еще и материальную сторону произношения, то есть те инструменты, которыми пользуется человек в своей речи. Это так называемый произносительный аппарат - совокупность органов, необходимых для артикуляции. Специалисты по фонетике рассматривают акустические характеристики звуков, без которых невозможно нормальное общение.

Появление фонетики

Чтобы понять, что изучает фонетика, также необходимо обратиться к истории этой науки. Первые исследования, посвященные звуковому строю языка, появились в среде древнегреческих философов. Устройством речи интересовались Платон, Гераклит, Аристотель и Демокрит. Так в VII веке до н. э. появилась грамматика, а вместе с ней -фонетический анализ и разделение звуков на согласные и гласные. Это были только предпосылки зарождения современной науки.

В эпоху Просвещения европейские ученые впервые задались вопросом о природе образования звуков. Основоположником акустической теории воспроизведения гласных стал немецкий врач Христиан Кратценштейн. То, что именно медики стали пионерами фонетики, на самом деле неудивительно. Их исследования речи носили физиологический характер. В частности врачей интересовала природа глухонемоты.

В XIX веке фонетика изучала уже все мировые языки. Ученые разработали сравнительно-исторический Он заключался в сопоставлении разных языков по отношению друг к другу. Благодаря такому удалось доказать то, что разные наречия имели общие корни. Появились классификации языков по большим группам и семьям. Они основывались на сходствах не только в фонетике, но и в грамматике, лексике и т. д.

Фонетика русского языка

Так для чего нужно изучать фонетику? История ее развития показывает, что без этой дисциплины сложно понимать природу Например, фонетика русской речи впервые была исследована Михаилом Ломоносовым.

Он был универсальным ученым и больше специализировался на естественной науке. Однако русский язык всегда интересовал Ломоносова именно с точки зрения публичных выступлений. Ученый был известным ритором. В 1755 году он написал «Российскую грамматику», в которой были исследованы фонетические основы отечественного языка. В частности автор объяснил произношение звуков и их природу. В своем исследовании он пользовался новейшими на тот момент теориями европейской лингвистической науки.

Международный фонетический алфавит

В XVIII веке ученые Старого Света познакомились с санскритом. Это один из индийских языков. Его примечательность в том, что это наречие является одним из самых древнейших из ныне существующих в человеческой цивилизации. Санскрит имел индоевропейские корни. Это привлекло внимание западных исследователей.

Вскоре с помощью фонетических изысканий они определили, что у индийских и европейских языков есть далекий общий язык. Так появилась универсальная фонетика. Исследователи поставили перед собой задачу: создать единый алфавит, в котором бы были запечатлены звуки всех мировых языков. Международная система записи транскрипции появилась в конце XIX века. Она существует и дополняется и сегодня. С ее помощью легко сопоставлять самые далекие друг от друга и непохожие языки.

Разделы фонетики

Единая фонетическая наука делится на несколько разделов. Все они изучают свой аспект языка. Например, общая фонетика исследует закономерности, которые присутствуют в наречиях всех народов мира. Подобные изыскания позволяют находить их общие точки отсчета и корни.

Описательная фонетика фиксирует современное состояние каждого языка. Объектом ее изучения является звуковой строй. Историческая фонетика необходима для прослеживания развития и «взросления» определенного языка.

Орфоэпия

Из фонетики выделилась наука более узкая дисциплина. Что изучает фонетика и орфоэпия? Ученые, специализирующиеся на науках, исследуют произношение слов. Но если фонетика посвящена всем аспектам звуковой природы речи, то орфоэпия необходима для того, чтобы определить правильный способ воспроизведения слов и т. д.

Подобные исследования начались как исторические. Язык является в своем роде живым организмом. Он развивается вместе с народом. С каждым новым поколением язык избавляется от ненужных элементов, в том числе и в произношении. Так архаизмы забываются и заменяются новыми нормами. Это именно то, что изучает фонетика, графика, орфоэпия.

Орфоэпические нормы

Нормы произношения в каждом языке устанавливались по-разному. Например, унификация русского языка произошла после Октябрьской революции. Появились не только новые но и грамматика. Весь XX век отечественные лингвисты тщательно изучали пережитки, которые остались в прошлом.

Язык в Российской империи был очень неоднородным. Орфоэпические стандарты в каждом регионе отличались друг от друга. Это было обусловлено большим количеством диалектов. Даже в Москве существовал свой собственный говор. До революции его считали нормой русского языка, однако через несколько поколений он бесповоротно изменился под влиянием времени.

Орфоэпия изучает такие понятия как интонация и ударение. Чем больше носителей языка, то больше вероятность, что у отдельной группы будут собственные фонетические нормы. Они отличаются от литературного стандарта собственной вариацией образования грамматических фонем. Такие уникальные явления собираются и систематизируются учеными, после чего попадают в специальные орфоэпические словари.

Графика

Другой важной для фонетики дисциплиной является графика. Ее также называют письменностью. С помощью установленной знаковой системы фиксируются данные, которые человек хочет передать с помощью языка. Сперва человечество общалось только посредством устной речи, но у нее было множество недостатков. Главным из них была невозможность зафиксировать собственные мысли так, чтобы они могли сохраниться на каком-нибудь физическом носителе (например, бумаге). Появление письменности изменило эту ситуацию.

Графика исследует все аспекты этой сложной знаковой системы. Что изучает наука фонетика вместе с этой близкой к ней дисциплиной? Сочетание букв и звуков позволило человечеству создать единую систему языка, с помощью которого оно общается. Взаимосвязь двух важных ее частей (орфоэпии и графики) у каждого народа своя. Лингвисты изучают их. Для понимания природы языка нет ничего более важного, чем фонетика и графика. Что изучает специалист с точки зрения двух этих систем? Их смысловыми единицами являются буквы и звуки. Именно они - главные объекты изучения лингвистических наук.

    Фонетика изучает звуковую сторону языка, все закономерности сочетанию звуков, а также ударения, интонацию. Также она уделяет внимание разделению слов на слоги и другие отрезки слова в разговорной речи.

    Фонетика - это часть лингвистики. Основным объектом ее изучения являются звуки, благодаря которым человек в устной речи может различать буквы, слоги, слова и т.д.

    Мы знаем, что на письме мы видим определенную букву, а ее произношение может иметь разные варианты, например, согласный звук может быть мягким или твердым или гласный может быть долгим или кратким звуком. И все эти разные вариации произношения букв внутри слова имеют свои обозначения в транскрипции того или иного слова.

    Сама фонема не несет на себе смыслового значения, однако ряд фонем образуют слово, которое порождает значение и некий смысл в голове слушателя.

    Фонетика - это отдельный раздел в лингвистике. Основная задача этой науки - это изучение произносимых звуков речи, а также сложения из них слов. Существует историческая, сравнительная и общая фонетика.

    Фонетика определяется как специальный и отдельный раздел русского языка, занимающийся непосредственно изучением звуков. Такой раздел изучает сочетания звуков, звучание слов и вс прочее связанное с произношением слов.

    Во-первых, фонетика - это звуки, набор звуков, то есть их комплекс в том или ином языке. Во-вторых, это раздел такой науки, как грамматика языка.

    В качестве науки фонетика изучает то, как образуется тот или иной звук, что в нм преобладает: тон или шум, где конкретный звук образуется, в каком положении находится язык, участвует ли носовая полость в образовании звука и т.д.

    Фонос - звук, наименьшая языковая единица, она не имеет смысла. Почему-то в фонетическом анализе указывается открытость-закрытость слога, видимо потому, что слог тоже, чаще всего, не имеет смысла. Но это уже уводит нас от сути вопроса))

    Много понятий и терминов связаны с фонетикой: гласный, протеза, эпентеза, сонорный, билабиальный, ларингальный, открытый, звонкий и др.

    Фонетика - это раздел лингвистики, который изучает звуковое строение языка, звуки речи. Предметом фонетики является связь между внутренней, устной и письменной речью. Так же фонетика если по простому и не вдаваясь в глубокие дебри изучает звучание звуков, сочетание звуков, как изменяются слова при ударении на тот или иной слог. Можно сказать, что фонетика в языке - это раздел грамматики. Надо понимать, что звуки - это звуки, а не что-то иное. Именно со звуков начинается речь во младенчестве.

    Фонетика изучает звуки (глухие и звонкие, гласные и согласные). Их звучание, их сочетание в слогах, а затем в словах.

    Фонетика - это лингвистический термин, которым называют один из разделов учения о языке.

    По своему происхождению это слово, как и множество других научных терминов, пришло к нам из Древней Греции.

    Фонетика занимается изучением звуков речи, их чередованием, как они образуются, какие имеют характеристики. Эта наука изучает также ударение в слове, деление слов на фонетические слоги. Она устанавливает деление звуков на гласные и согласные в зависимости от того, каким способом образуется звук, с помощью только голоса или с участием шума. Среди согласных звуков эта наука выделяет звонкие и глухие, шипящие и свистящие. Согласные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими в зависимости от позиции в слове. Некоторые звуки бывают только мягкими или только твердыми.

    Всем этим занимается фонетика.

    Фонетика - это раздел русского языка, который изучает звуки, слоги и как они образуются, ударение и его место в слове, как образуются звуки, какие звуки бывают, например: гласные и согласные, звонкие и глухие, непарные и парные, мягкие и твердые. Фонетика также изучает и то, как звуки чередуются между собой (г/ж/з, т/ч/щ). Вроде бы на вид незначительный раздел языка, но имеет существенную роль. Я бы сказала, что с фонетики русский язык начинается. Кстати, с фонетики, речь ребенка начинается, ведь, когда он рождается, он не знает слов и не может их произносить, зато хорошо мы слышим звуки младенца, а потом и слоги, когда он перестает быть младенцем, а становится чуточку старше.

    Это один из разделов лингвистики, с греческого языка переводится как звук, звуковой . То есть фонетика связана непосредственно со звуками, которые используются в речи.

    Фонетический разбор слова - разбор слова с целью выделить те звуки, которые мы произносим при его произношении. Их указывают в транскрипции.

    Например, слово Орхидея. Фонетический разбор - Архидейа.

    Полоса. Фонетический разбор - Паласа.

    Есть такое понятие как фонема . Простыми словами, это один произносимый звук.

    То есть, фонетическая транскрипции состоит из фонем.

    Всего в нашем языке 43 фонемы.

    Если объяснит значение слова фонетка научным языком - то это

    А если сказать просто, это раздел русского языка, изучающий звуки, их сочетания и как они могут звучат в разных словах и многое другое. Также делают фонетический разбор.

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.


Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слот.
ЗВУКИ ЯЗЫКА
Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением (см. с. 22,157). Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.
Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Примечание. Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кружки - кружкй (см. с. 15).
ОБРАЗОВАНИЕ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ро-

товую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только и з голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шу ма, а некоторые - из голоса и шума.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок , вар [а], бур Iу], лес [б], синь [й]) и безударными (на- пример, водй [а], травй [а], судйк [у], лесок [и], Лией [и], былй [ы]).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Парные твёрдые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кбн’] и кон [ибн]; лук [лук] и люк [л’ук].
Парные и непарные согласные по твёрдости / мягкости


Парные согласные по твёрдоёти / мягкости

Непарные согласные по твёрдости / мягкости
твёрдые Нягкие твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие
м [б’1 [Я] ІН’] [ж], [ш], [ц] К], [Щ’1 ІЙ’]
[в] м [П] [П’]
[г] [Г’] [р] ІР’]
[Д] [ДІ [С] [с’]
[в] [в’1 [Т] [»’]
[х] [к’] [ф] [ф’1
[я] [Л"] [X]
М [«* ]

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.
Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.
Парные и непарные согласные по звонкости / глухости
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).
Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного (просьба [з’]).
ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ
Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же
части слова, например: забросить - забрасывать, пеку-печёт.
На месте ударных гласных [а], [о], [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: [вбды] - [вадamp;], [вбс]-[воз’йт"], [л*5с] -
[лЬисок]. В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.
Примечания. 1. Чередование гласных [а], [о], [э] иод ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - столы.
  1. Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражается, например: сад - сйдик.
На месте ударных гласных [у], [й], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - сучбк, лист - листок, стык - стыковка.
Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.
В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными, например:
УДАРЕНИЕ
Ударение - это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.
Ударение всегда падает на гласный звук в.слоге, например: травй, дзеро, небесный, приветствовать.
Примечания. 1. Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак " вверху над ударной гласной.
  1. В некоторых словах русского языка ударение ставится то яа одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: твдрог и теорб г, инйче и йначе, мышление и мышление, кёта и кетй, одновременно и одновременно и др.
  2. В словах обычно бывает только одно ударение. В сложных словах, кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: мелкомасштйбный, сёнокосйлка.
РОЛЬ УД АРЕНИЯ В СЛОВЕ
Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова, например: пйритъ и парйть.
Примечания. 1. В русском языке ударение может быть на разных слогах, поэтому оно называется разноместным, например на первом слоге: бёгатъ, вечером, нйволочка, плбтничатъ; на втором слоге: бежйтъ, ребёнок, коричневый, запamp;мятоватъ;

яа третьем слоге: прибежйтъ, актуamp;лъный. авансировать; на четвертом слоге: аккордеЬн, аккумулктор; на пятом слоге: авита- минЬз, наперегонки и т. д.

  1. Ударение в русском языке может быть на любой частя слова, например иа приставке: нamp;дпись, выкрикнуть, подпись, Ьбжиг, набело, на корне: жирный, прикйдывать, подосйновик, яблонька, молдчный, пескарик, на суффиксе: деревкнпый, дубовый, рождк, прессовать, белйть, украшение, горячо, пиши, на окончании: горяча, молодой, пятй, степнде, берём, несут, несла.
  2. Русское ударение в изменяемых самостоятельных словах при их склонении или спряжении может сохраняться на той же части слова, на которой оно было в начальной форме: води - водй, молодЬй - молодого, сйний - сйнего, вйехать - вйеду, лйпа - на лйпе, курйный - курйного, красить - крашу - красил, может переходить на другую часть слова (с начала слова на конец и наоборот): рождк - рожки, принять - приняли, игрун - игруни, сйний - синёе, реки - реки, ugpU - йгры.
  3. При словообразовании ударение тоже может сохраняться на той же части слова, например: дом - домик, дёлать - надёлать, сйний - сйненький, может переходить либо ближе к концу слова, например: сйний - синйть, пёс - лесной, хорёший - хорошб, пктъ - пяток, либо ближе к началу слова: просить - прЬеьба, город - эйгородный, мёртвый - замертво.
  4. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет: при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. При затруднении обращаемся к словарю.
СЛОГ
Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова.
Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: зе-мля, во-да, тра-ва), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-та, кос-тюм, крас-ный, жел-тетъ, гор-дость, чёрный).
ГРАФИКА
Графика - это совокупность особых знаков, с помощью которых устная речь передаётся на письме.
Для передачи слов применяются буквенные и другие графические средства (дефис, пробел (промежуток между буквами),

чёрточка). Для передачи предложений, кроме того, используются знаки препинания (см. с. 238).
БУКВЫ РУССКОГО ПИСЬМА
Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, составляет алфавит.


Русский алфавит и

названия букв
А Б В Г д Е Е Ж 3 И И К Л
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль
М Н О П р С Т У Ф X ц. Ч Ш
эм эн О пэ эр эс та У эф ха цэ че ша
щ Ъ Ы Ь э Ю Я
ща
твёрдый
знак
ы мягкий
знак
э ю я

Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв этик звуков: [л] - звук, «эль» -7 буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
По начертанию различают следующие виды знаков букв:
а) большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные), например: В и в; Ж и ж; Б и в; Ж и ж;
б) печатные и рукописные, например: Б и Б; б я б; А и А; а и а.
Буквы русского алфавита делятся на три группы: 1) 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и; 2) согласных букв -21: б, є, г, д, й, ж, з9 к9 я, м, и, л, р, с, г, ф, х, ц9 н, ш, щ; 3) 2. буквы, ие обозначающие звуков: ь, ъ.
Всего букв в русском алфавите 33.
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ЗВУКОВ
Гласные звуки обозначаются специальными буквами.
Не все основные согласные звуки обозначаются специальными буквами.
Твёрдые согласные, составляющие пары с мягкими согласными, а также твёрдые шипящие имеют свои буквы, например: [б] (борьба), [ц] (цапля), [р] (рама), [ж] (жар), [ш] (шапка). Для обозначения нехшшящих мягких согласных используются буквы твёрдых согласных в сочетании с буквами ь, е, е, ю, я, и (см. таблицу на с. 19).
Две буквы ъ и ь не имеют звукового значения, т. е. не обозначают звуков. Они используются в сочетании с другими буквами

для обозначения мягкости согласных (ь) и раздельного произнесения (ь, ъ).
Мягкие шипящие согласные [ч*] и [ш*] обозначаются своими буквами: чугун [чв], щука [ш*].
Мягкий согласный [й] обозначается специальной буквой й и некоторыми буквосочетаниями (см. таблицу).
СООТНОШЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет. Одни буквы обозначают свой звук (бор, сон) и другие звуки (зуб [п], ёж [ш]).
Одни буквы имеют одно звуковое значение, т. е. обозначают одни звук: апрель [а]; окна , другие - два звуковых значения, т. е. обозначают два звука: яма [йа], ёж [йб], ель [йэ], южный [йу].
Некоторые сочетания букв обозначают один звук: счастье [щ’], рассвет [с], дрожжи [ж*], бесшумно [ш] и т. п., другие - два звука: льёт [йб], подъезд [йэ].