Разница между письменной и устной речью. Устная, письменная речь

Что такое речь?

1 класс

Тема. «Речь устная и письменная».

Цель. Сформировать понятие о двух формах речи – устной и письменной.

Оборудование. Карточки с терминами; магнитофон; аудиозапись «Птичьи голоса»; рисунки, иллюстрирующие термины «устная» и «письменная речь».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, хотите поиграть? Тогда во время моего чтения постарайтесь представить картину происходящего.

Учитель читает стихотворение Виктора Лунина «Капли и цапли»:

Капают, капают
На болото капли,
Бегают, бегают
По болоту цапли.
Капли хватают –
Никак не поймают.
Никак не поймают,
Отчего – не знают.
Стукнет капля по воде –
Глядь, и нет ее нигде,
Лишь болото да вода.
– Капли, капли! Вы куда?
Горько плачут цапли:
– Утонули капли!

– Понравилось ли вам стихотворение?

Дети. Да.

У. Вокруг нас постоянно раздаются какие-нибудь звуки. Одни раздражают нас, другие ласкают наш слух, а многие звуки мы порой совсем не замечаем. И все эти звуки, если постараться, можно передать. Предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие в самый прекрасный мир – мир звуков.

III. Работа по теме урока

У. Давайте изобразим все, что происходит на болоте. Девочки будут изображать звук падающих капель дождя стуком пальчиков по парте. Мальчики топотом ножек – как бегают цапли, а хлопками ручек – как они ловят капли.

– Представьте, что за нашими действиями кто-нибудь наблюдал через стекло окон. Смог бы этот человек понять, о чем идет речь?

Д. Нет. Он не слышал словесную формулировку.

У. Ребята, тс-с-с... Прислушайтесь...

Учитель читает стихотворение:

С утра, спозаранку
Я слышу во сне,
Как с улицы звуки
Стучатся ко мне:
Шаги почтальона,
Шуршанье газет,
И ветра, и веток
Привет и ответ,
Подков лошадиных
Размеренный звон,
Скрипучих повозок
Кряхтенье и стон,
И голос молочницы
Издалека,
И грохот бидонов,
И плеск молока.
Я слышу мычание
Сонных коров –
Как будто дыханье
Далеких лугов.
Когда прогоняют
Овец под окном –
Мне слышится эхо
В овраге лесном...
Но звуки все громче –
Лай, щебет, возня,
И солнце сквозь ставни
Находит меня
И шепчет:
«Глаза поскорее протри!
Довольно подслушивать.
Встань и смотри!»

– Что вы услышали? Какие звуки нарушили сон автора?

Дети отвечают.

– Давайте попытаемся передать все эти звуки во время чтения стихотворения «Утренние звуки».

Идет инсценирование стихотворения.

– Какие утренние звуки с улицы стучатся к вам? Изобразите их, а мы попытаемся определить их хозяина.

Дети изображают звуки.

– Кто испытывал затруднения во время игры? Почему?

Дети отвечают.

Ясность мысли всегда связана с четкой словесной формулировкой. А сейчас на некоторое время мысленно перенесемся в июльский день. Вы в лесу. Вокруг вас мир ярких красок. И вдруг...

– Понравилась ли вам прогулка в летнем лесу? В чем прелесть этого момента? Какие картины вы мысленно себе нарисовали? Как вы думаете, так ли беспечна и радостна жизнь наших пернатых друзей? Какую роль играют птицы в природе? Нуждаются ли птицы в помощи людей? Какую роль играют для птиц издаваемые ими звуки? Удалось ли вам определить, о чем пели птицы?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

– Постарайтесь представить героя стихотворения Саши Черного «Воробей» и изобразить его действия.

Воробей, мой воробышка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки – бисер,
Лапки – врозь,
Лапки – боком,
Лапки – вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону –
Видишь, хлеба накрошил...
Фурх! Удрал... какой нахал!
Съел все зерна,
Съел все крошки –
И спасибо не сказал.

– Почему воробей не сказал спасибо?

Д. Он не умеет говорить.

У. Предлагаю игру «Закончи предложения».

На доске:

– Что такое речь?

Д. То, что произносит человек.

речь .

– Для чего речь нужна человеку, если можно общаться при помощи мимики, жестов, звукоподражания?

Выслушиваются рассуждения детей.

– Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Что произносит человек, открывая рот?

Д. Звуки.

У. Во что складываются эти звуки?

Д. В слова.

У. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова, пользуются правилами того или иного языка. Многие мысли и действия невозможно выразить без слов.

На доске появляется карточка со словом слово .

– Писатель Шибаев пишет:

Слова, слова, слова...
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз, –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.

– Что образуют слова, связанные по смыслу?

Д. Предложения.

На доске появляется карточка со словом предложение .

У. В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, различные другие истории. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удалось?

Д. Люди пересказывали их.

У. В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей – внукам, и так от поколения к поколению.
Во время урока для высказывания и доказательств своих суждений мы использовали работу губ, языка, гортани.
Вся информация шла из уст в уста. Мы использовали устную речь.

устная речь .

– Шло время. Люди стали пытаться различными знаками обозначать устную речь на письме. Так в жизни человека возникла другая форма речи.

На доске появляется карточка со словами письменная речь .

– Что необходимо для письменной речи?

Д. Знать буквы и уметь записывать слова.

У. Вот мы и построили схему.

На доске:

– Что вы можете рассказать по этой схеме?

Д. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений, которые образованы с помощью слов.

У. Почему к карточкам слово и предложение стрелки подходят с двух сторон?

Д. И устная, и письменная речь состоит из слов и предложений.

IV. Закрепление пройденного материала

У. О какой речи напоминают эти загадки?

Поле белое, овцы черные.

Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.

У. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.

Д. Мел.

– Это письменная речь.

У. Без языка живет.
Не ест и не пьет,
А говорит и поет...

Д. Радио. Это устная речь.

У. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.

Д. Газета. Это письменная речь.

У. Какой речью пользуются люди, изображенные на рисунках?

На доске – четыре иллюстрации:

1. Два товарища беседуют.
2. Ученик пишет на доске.
3. Ученица отвечает у доски.
4. Женщина читает письмо.

– Приведите примеры других ситуаций использования устной и письменной речи.

Дети отвечают.

V. Итог урока

У. Для чего нам нужна речь?

Ответы детей.

– Ребята, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности - избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны» .

Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то - в зависимости от различных обстоятельств - устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа «Как это сказать?» .

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи - явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.

Если обратиться к факторам членения, действующим в устно-разговорном типе, то окажется, что помимо действующих в книжно-письменном типе здесь имеются некоторые дополнительные. Одни свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменного, разделяя современный русский литературный язык на две части. Другие же принимают участие в выделении разновидностей самого устно-разговорного типа. Перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресованность, ситуативность, речевой вид (использование монологов и диалогов) .

Устная речь всегда адресована, причем непосредственно слушателю, который воспринимает ее одновременно с ее продукцией адресантом здесь и сейчас. Разного рода технические ухищрения вроде отсроченной и затем воспроизведенной записи могут в расчет не приниматься, так как они не лишают коммуникативный акт главного: сиюминутности восприятия, где важна временная синхронность. Адресат речи может быть:

  • а) индивидуальный;
  • б) коллективный;
  • в) массовый.

Эти три вида адресованности устной литературной речи, совпадающие с действием других факторов ее членения (все эти факторы, включая и адресованность, однонаправленны), участвуют в выделении трех разновидностей устной литературной речи (устно-разговорного типа литературного языка):

  • 1) устно-разговорная;
  • 2) устная научная;
  • 3) радио- и телевизионная

Ситуативность Основные свойства речи включают в себя также ситуативность. Она присуща разговорному типу, где ситуация восполняет словесно не выраженный смысл, любые недосказанности и неточности. Она обычно считается эксклюзивным качеством разговорной речи, но, строго говоря, постоянно обнаруживается. Это показывает, например, анализ речи поэтической, когда для точного понимания и чувствования стихотворения требуется биографический комментарий. Вообще, комментарии такого рода, снабжающие художественное произведение любого жанра, позволяют обогатить восприятие и понимание замысла автора. К ситуативности добавляется общая апперцепционная база говорящего и слушающего, общность их знаний и жизненного опыта. Все это допускает словесные намеки и обеспечивает понимание с полуслова. Частично ситуативность свойственна и коллективно адресованной речи. Например, преподаватель знает, какие у него слушатели, что они знают и могут, чем интересуются. Массово же адресованным текстам ситуативность не свойственна. Таким образом, она действует как фактор вычленения разговорной речи и как неполный фактор, характеризующий устную научную речь. Естественно, ситуативность не может быть свойственна ни одному виду письменного типа .

Монологи и диалоги в устной речи.

В устно-разговорном типе принципиально иное соотношение. Оно определяется тем, что диалогический и монологический виды речи, как следствие, имеют разную организацию, а именно: монолог - это посегментный синтаксис, диалог - это краткие разговорные реплики жесткой, специфически разговорной синтаксической структуры. Конечно, и в письменном диалоге есть свои синтаксические особенности сравнительно с монологом, который является пространством для осуществления многочисленных синтаксических моделей, всего богатства письменной речи. Но здесь различия диалогического и монологического вида не влекут за собой столь принципиальных различий в синтаксисе, где специфически разговорные модели складываются в пространстве диалога. В целом же диалогичность в устно-разговорном типе убывает справа налево. И доходит до минимума в устной научной речи. Равноправие диалога и монолога позволяет среди других факторов членения выделить устно-разговорную речь как самостоятельную разновидность, отделенную по этому признаку от радио- и телевизионной и устной научной речи.

Индивидуальность Устная связная речь всегда индивидуальна. Для письменной же это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальна лишь художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров. У каждого говорящего есть своя манера, характеризующая человека как личность со стороны его психологических, социальных, даже профессиональных особенностей и общей культуры. Это касается не только речи разговорной. В парламенте, например, выступление каждого депутата высвечивает его личностные качества и интеллектуальные возможности, дает его социальный портрет. Устная связная речь нередко больше значит для слушателя, чем содержащаяся в выступлении информация, ради которой и происходит выступление .

продуктивный тип речевой деятельности, при которой информация передается с помощью звуков речи. У. р. - живая речь, которая не только произносится, звучит, но - главное - создается в считанные секунды, в момент говорения. Это творимая, говоримая речь. Для ее характеристики часто используется выражение живое слово. (Кстати, в 20-е годы XX в. в нашей стране был даже Институт живого слова.) У. р. не следует путать с озвученной письменной речью, которая возникает при чтении вслух или воспроизведении наизусть письменного источника. В условиях У. р., как правило, присутствует непосредственный адресат речи, что дает возможность говорящему учитывать непосредственную реакцию слушателей. Необходимо отметить следующие особенности устной речи: 1) избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения и т. д.); 2) экономия (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться; 3) перебивы (самоперебивы) (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное и т. д.); 4) использование несловесных средств общения: громкости, гибкости голоса, жестов, мимики и т. д. Различают следующие жанры У. р. (рассматривается только литературная речь). В разговорном стиле: 1) беседа в семье или с друзьями, знакомыми; 2) анекдот; 3) рассказ о себе. У. р. используется во весь четырех разновидностях книжного стиля: 1) доклад, дискуссионное выступление - научный стиль; 2) отчет - деловой стиль; 3) парламентское выступление, репортаж, интервью, дискуссионное выступление - публицистический стиль; 4) рассказ со сцены (например, И. Андроникова) - стиль художественной литературы. В отличие от письменной речи, где важную роль играет планирование и контроль высказывания, степень подготовленности У. р. зависит от разных речевых ситуаций. Следует отметить заранее не подготовленную У. р., так называемые спонтанные жанры, когда не продумано содержание, структура, форма изложения. Это беседа в семье, с друзьями, знакомыми, интервью (без заранее составленных вопросов), выступление в прениях. Помимо неподготовленной, различают частично подготовленную У. р., когда в основном продумывается содержание и цель высказывания. Это деловая беседа, т. е. беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке, интервью (с заранее подготовленными вопросами), выступление в прениях, юбилейная публичная речь, научный доклад и т. д. И, наконец, существует подготовленная У. р. Различают следующие так называемые словесно-спонтанные жанры (не продумано словесное выражение, не продумано главное, что будет сделано и в какой последовательности). Это лекция, устное реферирование, выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научный доклад и др. В учебной деятельности используются такие жанры У. р., как беседа, лекция, доклад, выступление в прениях, реже интервью. Лит.: Мелибруда Е.Я. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986; Одинцов В.В. Речевые формулы популяризации. - М., 1982; Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка. - Саратов, 1992; Разновидности городской устной речи. - М., 1988; Соколов В.В. Культура речи и культура общения. - М., 1995. Л.Е. Тумина 261

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Устная речь
Рубрика (тематическая категория) Психология

Речь, произносимая вслух, принято называть устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определœенных заболеваний. К примеру, больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В корне его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т. д.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

Показателœем развития речи является активный словарь – запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь - ϶ᴛᴏ запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.

У некоторых больных речь становится обедненной. Так, нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при агрофических заболеваниях мозга (Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т. е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсœем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т. п.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолоᴦ. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим монологический характер.

Устная речь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Устная речь" 2017, 2018.

  • - Устная речь Письменная речь

    Лекция № 3 Тема: Особенности устной и письменной речи Вопросы: 1.Устная и письменная речь – формы существования языка. Специфика устной и письменной речи. 2.Устная речь. Монолог и диалог. 3.Письменная речь. Официально-деловые тексты. 1.Русский литературный язык... .


  • - Устная речь: ее ведущие признаки

    Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая. Какое из этих определений, на наш взгляд, более точно обозначает суть устной речи? Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит... .


  • -

    Спам Скрипт Гаджет Сервер Интерфейс ГЛОССАРИЙ Задание на СРСП:1.Составить формы приветствия, благодарности, извинения, поздравления и др. на русском языке 2. Глоссарий. Логико-коммуникативные задачи: запись... .


  • - Самым распространенным средством осуществления деловых коммуникаций является письменная и устная речь.

    Значение коммуникации в управлении. Виды коммуникаций. Элементы процесса коммуникаций. Этапы процесса коммуникаций. Обратная связь и преграды коммуникаций. Принципы связи и передачи информации в организационных системах. Типы коммуникативных структур и их... .


  • -

    С физической точки зрения устная речь человека представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате функционирования сложной анатомо-физиологической системы, включающей центральную нервную систему и речевой аппарат. Устная речь любого человека... .


  • - Устная речь

    Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, больные,... .


  • Мы уже говорили с вами, что речь делится на устную и письменную. Один из принципов методики развития речи заключается во взаимосвязанном развитии устной и письменной речи. Методика развития письменной речи в школе разработана значительно обстоятельнее, чем методика развития устной речи. Поэтому работа по развитию письменной речи идёт более организованно.

    Устная и письменная речь – это две формы процесса общения людей посредством языка, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

    Устная речь знаменует собой процесс непосредственного, живого общения между людьми; она предполагает наличие говорящего и слушающего. Характер её зависит от конкретной обстановки общения, т.е. того, кто говорит, с кем, о чём, иногда и для чего. Устная речь располагает такими богатейшими выразительными средствами, как интонация, паузы, логическое ударение, жесты, мимика. Всё это позволяет понимать устную речь с полуслова, что не может не отражаться на её специфическом оформлении. Синтаксис устной разговорной речи обычно отличается наличием кратких предложений, часто неполных, отсутствием сложных конструкций, обособленных оборотов с различными формами причастий и деепричастий и т.д. Устная речь допускает также сокращение форм слова.

    Письменная речь всегда графическая, по преимуществу монологическая, не предполагающая наличие собеседника. В ней чаще используются осложнённые простые предложения и сложные синтаксические конструкции.

    Замечено, что хорошо говорящие обычно хорошо излагают мысли на письме. С другой стороны, многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи.

    В связи с этим одинаково важным является развитие устной и письменной связной речи.

    При разработке системы упражнений в устной речи следует учитывать специфические особенности одного вида речи по сравнению с другим. Устная речь требует от говорящего быстроты в подборе нужных слов, в конструировании предложений и построении речи в целом. Устная речь не допускает поправок, возвращения назад. Она несколько экономнее, поскольку говорящий при этом пользуется такими дополнительными средствами выражения мысли, как интонация, пауза, жест, мимика.

    Письменная же речь по своей конструкции отличается большей многословностью, большей книжностью, не допускает, как правило, «вольностей» стиля, часто вполне уместных в разговорной речи.

    Устная речь бывает как диалогической, так и монологической.

    Она обладает рядом признаков: - интонационная выразительность; -интонация целого текста, отдельного предложения, что связано с логическим членением текста, местом логического ударения и т.д.

    Работа над устной речью должна идти параллельно с работой по развитию письменной. Так, например, письменному изложению должно предшествовать устное изложение того же самого или аналогичного текста, сочинению по картине – устный рассказ по той же или специально подобранной картине или устное рисование. Письменному сочинению может предшествовать устное сочинение на ту же литературную тему, план может составляться не только к письменному, но и к устному сочинению.

    Понятие о формах речи: устной и письменной даётся в 5 классе: устная – это такая речь, которую мы произносим, письменная , которую мы пишем и видим (с. 8, § 2, 5 класс). На странице 10 особое внимание уделяется вспомогательным средствам устной речи: люди могут говорить по-разному: весело и грустно, быстро и медленно. Многое можно сказать и без слов, с помощью движения рук или выражения лица, то есть жестами или мимикой. Средствами выразительности устной речи являются высота тона голоса, его тембр, темп речи, мимика, жесты.