Сестринский процесс при заболевании уха. Проведение сестринского ухода в оториноларингологии

Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями уха

Заболевания наружного уха

Фурункул наружного слухового прохода

Острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальной железы с ограниченным воспалением кожи и подкожной клетчатки перепончато-хрящевой части наружного слухового прохода.

Боль в области уха иррадиирующая в глаз, зубы, шею, иногда диффузно распространяется по всей голове,усиливается при разговоре и жевании.

Болезненность при надавливании на козелок и нижнюю стенку слухового прохода, при оттягивании ушной раковины.

Инфильтрация кожи окружающей ушную раковину, с распространением на сосцевидный отросток.

Регионарные околоушные лимфатические узлы увеличены.

Резкое повышение температуры и озноб.

Антибактериальные препараты (аугментин, рулид, стрептоцид, эритромицин)

В наружный слуховой проход вводят турунду, пропитанную борным спиртом.

Жаропонижающие и болеутоляющие средства - ацетилсалициловую кислоту, анальгин, парацетамол, тайленол

Общее укрепляющее лечение

При нагноении - оперативное

Наружный отит .- это воспалительное заболевание наружного слухового прохода.

Виды отита

Ограниченный

Диффузный.

Ограниченный наружный отит- проявляется в виде воспаления волосяного фолликула или в виде фурункул в наружном слуховом проходе

При диффузном наружном отите воспалительный процесс затрагивает весь слуховой проход. Этот вид отита подразделяется еще на бактериальный, аллергический и грибковый.

Симптомы наружного отита.

Сильные боли при движении ушной раковины или козелка

Постоянная боль в ухе или в области уха. Обычно наружный отит наблюдается с одной стороны.

Зуд в ухе. Зуд зачастую характерен при грибковом поражении кожи слухового прохода, а также при экземе.

Отек наружного слухового прохода либо увеличение лимфоузлов в области уха.

Ощущение заложенности в ухе.

Выделение гноя из уха.

Снижение слуха.

Постановка турунды с антибактериальной или гормональной мазью (целестодерм, флуцинар, тридерм).

Использование ушных капель в т.ч. и содержащих антибиотики (неомицин, норфлоксацин, офлоксацин).

Прием обезболивающих препаратов внутрь (кетанов и др).

При развитии фурункула наружного прохода лечение оперативное.

НЕДОПУСТИМО:

При наружном отите устанавливать турунды, например, с борным спиртом. Попадание раздражающего агрессивного вещества на воспаленную кожу может усугубить болевой синдром.

Ушная серная пробка.

Является результатом накопления в кожно- хрящевой части наружного слухового прохода ушной серы.

Обычно после душа или купания внезапно возникает заложенность и снижение слуха на одно или на оба уха. Одновременно может возникать низкочастотный шум в ухе, аутофония в причинное ухо и даже головокружение.

Глава 14. Уход за больными с поражениями уха, горла и носа (Докт. мед. наук М. А. Шустер)

Вдувание порошков . В оториноларингологической практике порошки вдувают при заболеваниях носа, глотки и ушей. Применяемые порошки должны быть сухими, тщательно измельченными. Вдувают порошки обычно с помощью специальных порошковдувателей или небольшого резинового баллона. Перед вдуванием порошка в ухо наружный слуховой проход должен быть тщательно очищен от гноя. Вдувание порошков в глотку чаще всего производится больным после тонзиллэктомии для лучшего заживления послеоперационных ниш. Перед вдуванием порошка больного нужно предупредить, чтобы он во время процедуры не дышал, во избежание попадания порошка в дыхательные пути, что может вызвать приступ кашля.

В нос порошок больной может втягивать сам.

Вливание лекарственных веществ в гортань производит, как правило, врач. В обязанности медицинской сестры входит подготовка инструментов и растворов для вливания. Вливания производят специальным шприцем, отличающимся от обычного шприца длинным изогнутым наконечником. Шприц стерилизуют ежедневно, а наконечник перед каждым вливанием.

Медицинская сестра перед каждым вливанием обязательно проверяет лекарство во избежание ошибочного введения в гортань кислот, щелочей, ляписа, что может привести к тяжелым осложнениям, вплоть до смертельного исхода. Медицинская сестра обязана показать врачу пузырек (повернув его этикеткой), из которого набирается раствор для введения в гортань. Наполняет лекарство в шприц только врач.

Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половину носа, взрослым 6-7 капель, а масляные капли до 15-20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Закапывание капель в нос производят в сидячем положении с запрокинутой головой или, лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно впускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание. Для лучшего орошения слизистой оболочки носа можно также рекомендовать больному после закапывания капель пальцами прижать крылья носа к перегородке и сделать несколько движений головой спереди назад и обратно. Через 1-2 мин таким же образом вливают капли во вторую половину носа.

Вливание капель в ухо производят пипеткой. Детям закапывают 5-6 капель, взрослым - 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя. Вливание капель в ухо при наличии гноя совершенно не эффективно, так как лекарственное вещество не проникает к барабанной перепонке, что является основным-назначением ушных капель.

Капли в ухо закапывают обязательно подогретыми до температуры тела. Холодные капли раздражают лабиринт и могут вызвать головокружение и даже рвоту. Закапывание в ухо производят в положении больного лежа. Перед введением капель голову больного поворачивают на бок так, чтобы ухо, в которое должны закапывать капли, было сверху. Ушную раковину для выпрямления наружного слухового прохода оттягивают у взрослого кзади и кверху, а у маленьких детей - книзу.

После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость. Если больной отмечает, что лекарство попало в рот, то это свидетельствует о проникновении капель в среднее ухо, и через него в евстахиеву трубу. Для удлинения контакта лекарственного вещества с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой среднего уха после введения капель в ухо больной должен находиться 10-15 мин в лежачем положении с повернутой головой. Больным с острым катаральным воспалением среднего уха нередко назначают карбол-глицериновые капли. Эти капли можно закапывать только до появления гноетечения, так как при наличии гноя они вызывают ожог барабанной перепонки и слизистой оболочки среднего уха.

Ингаляцией называется введение в дыхательные пути мелко распыленного лекарственного раствора (масло, сода, димедрол, антибиотики и др.) в смеси с водяным паром или воздухом. В настоящее время многие лечебные учреждения оснащены стационарными ингаляционными установками и их обслуживают специально обученные медицинские сестры.

Ингаляция часто выполняется и с помощью специального парового ингалятора. В стаканчик наливают раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды). Ингалятор включают в электрическую сеть, и, когда вода в резервуаре ингалятора закипает, образующийся пар начинает поступать в трубку пульверизатора, увлекает за собой раствор соды и выходит через трубку.

Больной садится перед ингалятором таким образом, чтобы трубка ингалятора находилась на уровне его рта, и ртом вдыхает выходящий из трубки пар.

Длительность ингаляции 5-7 мин.

При отсутствии ингалятора эта процедура может быть выполнена с помощью чайника, в который заливают 2-3 стакана воды и ставят на огонь. Когда вода в чайнике закипит, из носика чайника будет поступать пар, которым больной дышит так же, как и из ингалятора. Во избежании ожога кожи лица на кончик носика чайника надевают раструб, сделанный из плотной бумаги, и через этот раструб дышат паром. Щелочные и масляные ингаляции можно делать несколько раз в день.

Новоуральский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский к

Новоуральский филиал
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Свердловский областной медицинский колледж»
специальность 34.02.01 Сестринское дело
Сестринская помощь при
заболеваниях ЛОР-органов
ЛЕКЦИЯ № 4.
«ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА »

ЗАБОЛЕВАНИЯ НАРУЖНОГО УХА

Аномалии наружного
уха
макротии
(увеличение
размера),
микротии
(уменьшение
размера) вплоть до
анотии
(полного
отсутствия раковины) и
оттопыренности ушной
раковины.
Эти дефекты
устраняются с помощью
пластических операций.
Макротия
Микротия
Анотия

Аномалии наружного уха

Аномалии
развития
ушной
раковины нередко сочетаются с
атрезией наружного слухового
прохода.
Если при атрезии сохранна
барабанная
перепонка,
цепь
слуховых косточек и лабиринтные
окна, то выполняют пластическую
операцию с целью создания
просвета наружного слухового
прохода.
Бугорок Дарвина
Ухо сатира
Ухо макаки
К другим уродствам ушной
раковины относятся ухо сатира
(вытянутая кверху раковина в
виде острия), бугорок Дарвина
(выступ на завитке), ухо макаки
(сглаженность завитков).

Врожденный околоушный свищ

Возникает в связи с
незаращением
первой
жаберной щели.
Обычно свищевое отверстие
расположено выше козелка на
восходящей
части
завитка
ушной раковины, из него
нередко выделяется тягучая
желтая
жидкость,
при
нагноении кожа вокруг свища
воспаляется,
из
свищевого
отверстия при надавливании
выделяется гнойный секрет.
При
закупорке
свищевого
отверстия могут возникнуть
кисты и гнойники.
Лечение хирургическое иссечение
абсцесса
или
фистульного хода на всем
протяжении.
Киста наружного слухового
прохода и врожденный
околоушный свищ

Воспалительные заболевания наружного уха

ограниченный наружный отит - фурункул
наружного слухового прохода
диффузный наружный отит – большая
группой
воспалительных
заболеваний
бактериальной,
вирусной,
грибковой
природы,
а
также
дерматитами,
характеризующимися
выраженными
аллергическими проявлениями.

Острое гнойно-некротическое
воспаление
ФУРУНКУЛ
НАРУЖНОГО СЛУХОВОГО
ПРОХОДА
волосяного фолликула или сальной
железы и окружающей соединительной
ткани, развившееся в костно-хрящевом
отделе наружного слухового прохода в
результате внедрения инфекции, чаще
стафилококковой.
Симптомы:
резкая боль в ухе,
нередко иррадиирующая в зубы, шею,
диффузно распространяющаяся по всей
голове,
боль усиливается при разговоре и
жевании вследствие того, что суставная
головка нижней челюсти, смещаясь,
оказывает давление на стенки наружного
слухового прохода,
резкая болезненность возникает при
надавливании на козелок, при оттягивании
ушной раковины

ФУРУНКУЛ НАРУЖНОГО СЛУХОВОГО ПРОХОДА

Лечение:
А) Консервативное:
Антибиотики (антистафиллококковые) - оксациллин, ампициллин - по 0,5 г
внутрь 4 раза в сут, прием за 1 ч до еды,
при более тяжелом течении рекомендуется аугментин по 0,625 г 2-3 раза в день,
либо препараты из группы цефалоспоринов - цефалексин, цефазолин,
в наружный слуховой проход вводят турунду, пропитанную смесью в равных
пропорциях 3% борного спирта и глицерина,
жаропонижающие и противовоспалительные средства - панадол, эффералган,
при
рецидивирующих
фурункулах,
применяют
аутогемотерапию
(внутримышечные инъекции крови, взятой из вены больного в количестве от 4
до 10 мл, с промежутком 48 ч),
в отдельных случаях назначают стафилококковый анатоксин,
с медикаментозной терапией сочетают физиолечение: УФО, УВЧ, СВЧ.
Б) Оперативное:
К вскрытию фурункула прибегают в тех случаях, когда фурункул созрел
(обычно на 4-й день заболевания), усилился болевой синдром, выражены
инфильтрация окружающих тканей, регионарный лимфаденит.
Разрез делают под местной инфильтрационной анестезией в месте
наибольшего выстояния фурункула, затем удаляют стержень и гной и с целью
дренажа в слуховой проход вводят турунду с гипертоническим раствором,
которую меняют через 3-4 ч.

Диффузный наружный отит

гнойное
разлитое
воспаление
кожи
наружного
слухового
прохода,
распространяющееся и на костный отдел,
на подкожный слой и нередко на барабанную
перепонку.
Причины заболевания:
инфицирование кожи слухового прохода при
механической, термической или химической
травме, при гнойном среднем отите,
Возбудители:
грамположительная
Pseudomonas aerugenosa, S. pyogenes,
особую
форму
составляют
грибковые
поражения,
развитию диффузного наружного отита
способствуют
нарушение
углеводного
обмена, снижение резистентности организма,
аллергические проявления в организме.

Диффузный наружный отит

Клиническая картина.
острая форма - отмечается зуд кожи, болезненность при
надавливании на козелок, гнойные выделения из уха. При
отоскопии в острой стадии отмечается гиперемия и инфильтрация
кожи, более выраженные в перепончато-хрящевой части наружного
слухового прохода. Припухшая кожа суживает в различной степени
просвет слухового прохода. В глубине его можно видеть
кашицеобразную массу, состоящую из десквамированного
эпидермиса и гноя с гнилостным запахом. Барабанная перепонка
бывает умеренно гиперемирована и покрыта слущенным
эпидермисом;
хроническая форма - симптомы менее выражены, на первый план
выступает утолщение кожи слухового прохода и барабанной
перепонки вследствие воспалительной инфильтрации.

10. Диффузный наружный отит

Лечение:
диета с исключением острых и пряных блюд, ограничением углеводов,
богатая витаминами,
гипосенсибилизирующая терапия (димедрол, супрастин, тавегил, кларитин,
препараты кальция),
противовоспалительная терапия с учетом результатов посева на флору и
ее чувствительности к различным антибактериальным средствам,
капли в ухо (например, полидекс, ушные капли),
при зуде назначают 2-5% белую ртутную мазь, 1% ментол в персиковом
масле, 2-3% р-р салицилового спирта,
применение мазей, содержащих глюкокортикоиды: белогент, белодерм,
белосалик, целестодерм и др.,
с медикаментозной терапией хорошо сочетать физиотерапию: УФО, УВЧ,
облучение стенок наружного слухового прохода гелий-неоновым лазером,
при
упорном
рецидивирующем
течении
показано
применение
антистафилококкового анатоксина, аутогемотерапии.

11. Отомикоз

грибковое заболевание наружного,
послеоперационных полостей.
среднего
уха
и
Этиологическим фактором являются:
разнообразные
грибы;
возможно
в
сочетании
с
бактериальной флорой. Это могут быть дрожжеподобные
грибы рода Candida либо плесневые грибы Aspergillus,
Penicillium, Mucor и др.
Нередко наблюдается сочетанное поражение наружного
слухового прохода, когда при культуральном исследовании
одновременно определяется бактериальная и грибковая
флора (например, Candida и золотистый или эпидермальный
стафилококк).
Микотическое поражение встречается в 25-30% отитов
различной этиологии.

12. Отомикоз

Клиническая картина:
развивается постепенно, симптомы нарастают по мере прорастания
мицелия гриба в глубину кожи и обусловлены как механическим
повреждением тканей кожи слухового прохода, так и ферментативным,
токсическим действием грибков,
больные жалуются на зуд, болезненность в ухе, ощущение полноты,
заложенность и шум в ухе, умеренные выделения,
иногда появляется головная боль на стороне пораженного уха,
характер отделяемого - скопление казеозных масс, напоминающее
намокшую промокательную бумагу,
цвет отделяемого может быть различным: черно-коричневым при
поражении грибом Aspergillus niger, желтоватым или зеленоватым при
инфицировании
грибами
Aspergillus
flavus,
серо-черным
при
пораженииAspergillus fumigatus. При пенициллезе отделяемое может быть
различных оттенков желтого цвета, иногда не отличимое от ушной серы,
кожа наружного слухового прохода при кандидозе покрыта желтоватобелыми корочками, творожистыми пленками, легко снимающимися, иногда
эти наложения выходят на кожу ушной раковины,
отделяемое из уха, как правило, не имеет запаха.

13. Отомикоз

Лечение:
проводится с учётом общего состояния организма и вида гриба - возбудителя
заболевания,
различные виды Aspergillus - нитрофунгин, экзодерил, ламизил;
грибы Candida - клотримазол (канестен), низорал, микозолон, пимафуцин,
при сочетанном грибковом и бактериальном поражении эффективными являются
экзодерил, батрафен,
местное применение противогрибковых препаратов: 1% р-ра или крема
клотримазола, ламизила, 2% спиртового р-ра нитрофунгина, флавофунгина,
предварительно проводят тщательную очистку наружного слухового прохода с
перекисью водорода. Затем в слуховой проход вводят турунду, смоченную одним из
указанных противогрибковых препаратов, и оставляют в ухе на 20 мин. Такую
процедуру повторяют 2-3 раза в день в течение 2-3 недель,
промывание уха теплым 3% р-ром борной кислоты с последующим вливанием капель
3% спиртового р-ра салициловой кислоты, смазывание кожи слухового прохода 10%
р-ром азотнокислого серебра,
при рецидивах микоза наряду с местной терапией назначают системную
противогрибковую терапию: дифлюкан (флуконазол) внутрь по 150 мг в капсулах - по
1 капсуле в сут в течение 7-14 дней; орунгал (интраконазол) по 100 мг в капсулах - по
1-2 капсулам в сут в течение 2-3 нед; низорал (кетоконазол) - по 1 таблетке (200 мг) в
сут, продолжительность лечения около 4 недель,
при наличии явлений аллергии проводится гипосенсибилизирующая терапия
антигистаминными препаратами и препаратами кальция.

14. Серная пробка

скопление серы, продуцируемой железами, расположенными в
перепончато-хрящевом отделе слухового прохода, и слущенного
эпидермиса
Скоплению серы способствуют узость и изогнутость наружного
слухового прохода. В ряде случаев отмечают гиперфункцию серных
желез, повышенную вязкость серы.
Образование пробок может быть связано с воспалительными
процессами, попытками удалять скопление серы и эпидермальных
масс в слуховом проходе с помощью спичек, шпилек и различных
других предметов.
Серная пробка может частично заполнять просвет наружного
слухового прохода или полностью обтурировать его.
Цвет серной пробки может быть от желтоватого до темнокоричневого; по консистенции она бывает мягкой, плотной или
каменистой. Длительно находясь в наружном слуховом проходе,
пробка высыхает, становится плотной и прочно фиксируется к
стенкам, иногда вызывая развитие пролежня.

15. Серная пробка

Клиническая картина:
субъективно серная пробка может длительно никак не
проявляться, либо появляется ощущение:
заложенности,
шум в ухе,
аутофония (восприятие собственного голоса заложенным
ухом),
иногда рефлекторный кашель,
слух снижается обычно при полной обтурации просвета
слухового прохода, чаще это наблюдается при попадании в
ухо воды, которая вызывает набухание серной пробки,
если пробка находится в костном отделе и оказывает
давление на барабанную перепонку, может появиться
головокружение, тошнота, головная боль, слух снижается
более значительно.

16. Серная пробка

Лечение.
Удаление серной пробки возможно при промывании наружного
слухового прохода либо сухим путём с помощью
инструментов, чаще всего - зонда с крючком

17. Инородные тела наружного слухового прохода

предметы или части их, чуждые организму, а также
некоторые насекомые, попавшие через естественное
отверстие наружного слухового прохода и оставшиеся в
его просвете
Удаление инородного тела наружного слухового прохода:
а -неправильное; б - правильное

18. ЗАБОЛЕВАНИЯ СРЕДНЕГО УХА

В патологический процесс обычно вовлечены все три
основных отдела среднего уха (барабанная полость,
слуховая труба и сосцевидный отросток), однако
выраженность патологических изменений в этих
отделах различается.
При
определении
нозологической
формы
обычно
учитывается преимущественное развитие процесса в том или
ином отделе среднего уха.
Термином «острый средний отит» принято обозначать
преимущественное воспаление в барабанной полости,
развитие острого воспаления главным образом в слуховой
трубе - евстахиит, в сосцевидном отростке - мастоидит.
По течению различают острый и хронический средний отит.
По характеру воспаления - катаральный, серозный и
гнойный.

19. Острый и хронический тубоотит (евстахиит)

Тубоотит - это катаральное воспаление слизистой
оболочки
среднего
уха,
развившееся
вследствие
дисфункции слуховой трубы.
Причиной острого тубоотита часто является выраженное в
той или иной степени расстройство функций слуховой трубы,
приводящее к нарушению вентиляции барабанной полости.
Проходимость глоточного устья трубы может быть нарушена
при распространении инфекции из верхних дыхательных
путей на слизистую оболочку слуховой трубы.
Инфицирование слуховой трубы происходит при острых
респираторных заболеваниях, гриппе, а у детей, кроме того,
при острых инфекционных заболеваниях, сопровождающихся
катаром верхних дыхательных путей.

20. Острый и хронический тубоотит (евстахиит)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Этиологическим фактором являются: вирусы, стрептококки,
стафилококки и др.
Более длительно действующими причинами нарушения
функций слуховой трубы, приводящими к развитию
хронического тубоотита, являются:
аденоидные вегетации,
различные хронические заболевания полости носа и
околоносовых пазух (хронический гнойный или полипозный
риносинусит, особенно хоанальный полип),
искривление перегородки носа,
гипертрофия задних концов нижних носовых раковин,
опухоли носоглотки,
резкие перепады атмосферного давления при подъёме и
спуске самолета (аэроотит), при погружении и всплытии
водолазов и подводников (мареотит)

21. Острый и хронический тубоотит (евстахиит)

Клиническая картина:
ощущение заложенности уха,
понижение слуха, иногда шум в ухе,
аутофония (резонирование собственного голоса в больном ухе),
нередко эти жалобы появляются во время острой респираторной
инфекции или в период реконвалесценции после неё,
заложенность уха может появиться во время или после перепада
атмосферного давления, например при полёте в самолёте,
боль и ощущение давления в ухе могут быть сильными и появиться
сразу при перепаде давления или они выражены незначительно,
общее состояние страдает мало,
слух при остром тубоотите снижен умеренно - до 20-30 дБ, по типу
нарушения звукопроведения преимущественно на низких частотах.
Иногда больные отмечают улучшение слуха после зевания или
проглатывания слюны, сопровождающихся открыванием просвета
слуховой трубы

22. Острый и хронический тубоотит (евстахиит)

Лечение:
сосудосуживающие капли в нос: нафтизин, санорин, тизин, називин и др.,
антигистаминные препараты (супрастин, гисманал, кларитин и др.),
очищать поочередно каждую половину носа и при этом не слишком
напрягаться,
не рекомендуется производить продувание слуховых труб по Политцеру,
хороший лечебный эффект дает катетеризация (продувание) слуховой
трубы, выполняемая после тщательной анемизации ее глоточного устья,
Через катетер в просвет слуховой трубы можно ввести несколько капель
0,1% р-ра адреналина или суспензии гидрокортизона,
различные физиотерапевтические процедуры: УФО, УВЧ на нос,
лазеротерапия на область устья слуховой трубы, пневмомассаж
барабанной перепонки.
Острый тубоотит при адекватном лечении проходит обычно за
несколько дней. Эффективность лечения хронического тубоотита зависит
от своевременного устранения патологии полости носа, околоносовых
пазух и носоглотки, которые способствуют возникновению и поддерживают
течение тубоотита.

23. Экссудативный средний отит

Экссудативный средний отит представляет собой стойкое
серозное воспаление слизистой оболочки слуховой трубы и
барабанной полости. Это заболевание развивается на фоне
дисфункции слуховой трубы (евстахеита), и характеризующееся
наличием в барабанной полости серозно-слизистого выпота.
Существуют различные обозначения заболевания: «секреторный
отит», «серозный средний отит», «мукозный отит» и т.д.
Ведущим патогенетическим фактором экссудативного среднего
отита является стойкое нарушение вентиляционной функции
слуховой трубы, усиленная секреция слизи и затяжное течение.
Характерными признаками его является появление в барабанной
полости густого вязкого секрета, медленно нарастающая тугоухость
и длительное отсутствие дефекта барабанной перепонки.

24. Острый гнойный средний отит

острое гнойное воспаление слизистой оболочки барабанной
полости, при котором в той или иной мере в катаральное
воспаление вовлекаются все отделы среднего уха
это довольно широко распространенное заболевание среднего уха,
которое может протекать то в легком виде, то, бурно развиваясь,
вызывать тяжелую общую воспалительную реакцию организма,
в том и другом случае оно нередко оставляет после себя спаечный
процесс, сопровождающийся трудно излечимой тугоухостью, или
переходит в хроническую, часто прогрессирующую форму, также
ведущую к тугоухости и нередко к тяжелым осложнениям,
особенно часто встречается у детей до 3-летнего возраста,
отличительной особенностью этого заболевания в настоящее
время является менее острое начало и вялое течение, а в детском
возрасте - склонность к рецидивированию

25. Острый гнойный средний отит

Этиология
S. pneumoniae и H. influenzae до 80% - у
взрослых и детей,
реже M. catarrhalis, S. pyogenes, S. aureus или
ассоциации микроорганизмов,
вирусные отиты чаще наблюдаются при
эпидемиях вирусных заболеваний,
заболевания является сочетание таких факторов,
как понижение местной и общей резистентности
и попадание инфекции в барабанную полость

26. Острый гнойный средний отит

1.
2.
3.
Клиническая картина:
различают три стадии:
доперфоративную;
перфоративную;
репаративную
Не во всех случаях процесс обязательно проходит все
три стадии. В результате мобилизации достаточных
естественных
защитных
сил
организма
и
при
своевременном
проведении
интенсивной
терапии
заболевание может уже на первой стадии приобрести
абортивное течение

27. Острый гнойный средний отит Начальная, доперфоративная, стадия

характеризуется выраженными местными и общими симптомами,
ведущая жалоба - боль в ухе, нередко очень резкая, отдающая в висок,
темя. Неуклонно нарастая, она иногда становится мучительной,
нестерпимой
(боль
возникает
в
результате
воспалительной
инфильтрации слизистой оболочки барабанной полости и скопления в
ней экссудата; при этом происходит раздражение рецепторных
окончаний ветвей тройничного и языкоглоточного нервов),
иногда наблюдается болезненность при пальпации и перкуссии
сосцевидного отростка, что обусловлено воспалением его слизистой
оболочки,
одновременно возникает заложенность, шум в ухе, выявляется снижение
слуха по кондуктивному типу с небольшим ухудшением костного
проведения звука,
в этот период нередко нарушается общее состояние больного - появляются
признаки интоксикации, повышается температура тела до 38-39 °С, в
периферической крови выявляются характерные для воспалительного
процесса сдвиги,
длительность начальной стадии острого среднего отита - от нескольких
часов до 2-3 сут. Признаки этой стадии могут быть выражены различно - от
явных до незаметных, однако главный признак - гиперемия барабанной
перепонки (всей или ее отдельной части) - присутствует всегда

28. Острый гнойный средний отит Перфоративная стадия

характеризуется прободением барабанной перепонки и появлением
гноетечения,
при этом быстро стихает боль в ухе,
улучшается самочувствие больного,
снижается температура тела,
выделения из уха сначала обильные, слизисто-гнойные, иногда с примесью
крови,
при отоскопии может наблюдаться так называемый пульсирующий
рефлекс, когда гной обозреваем через перфорацию и пульсирует
синхронно пульсу,
через несколько дней количество выделений уменьшается, они становятся
густыми и приобретают гнойный характер. Гноетечение обычно
продолжается 5-7 дней.
Перфорация при остром среднем отите обычно небольшая, круглая с
дефектом перепонки. Щелевидные перфорации без дефекта ткани
встречаются реже. Более обширные перфорации бывают при
скарлатинозном, коревом, туберкулезном поражении

29. Острый гнойный средний отит Репаративная стадия

характеризуется не только прекращением гноетечения и в большинстве
случаев спонтанным рубцеванием перфорации, но и восстановлением
слуха,
наряду с постепенным уменьшением, а затем и прекращением выделений
исчезают гиперемия и инфильтрация барабанной перепонки, появляется ее
блеск, становятся различимыми опознавательные контуры.
небольшие перфорации (до 1 мм) закрываются довольно быстро, не
оставляя никаких следов,
при большой перфорации средний фиброзный слой в месте дефекта
обычно не регенерирует и тогда, если перфорация все же закрывается,
этот участок выглядит атрофичным, имеет вид папиросной бумаги, иногда
здесь бывают отложения известковых солей,
перфорации округлой формы с выраженным дефектом ткани часто не
закрываются; при этом слизистая оболочка перепонки по краю срастается с
эпидермисом и образуется стойкая перфорация с омозолелыми краями

30. Острый гнойный средний отит

Лечение:
должно быть дифференцированным в зависимости
от стадии заболевания, выраженности клинических
симптомов и учитывать особенности соматического
статуса пациента,
в острой стадии заболевания рекомендуется
амбулаторный режим, а при выраженном повышении
температуры, общем недомогании – постельный,
если есть подозрение на начинающееся осложнение
- мастоидит, особенно внутричерепной, больной
должен быть экстренно госпитализирован

31. Острый гнойный средний отит Лечение в доперфоративной стадии:

для купирования боли - спиртовый 3% р-р борной кислоты или левомицетина
пополам с глицерином, ушные капли отипакс (содержит неопиоидный анальгетикантипиретик феназон и лидокаин), анауран (содержит лидокаин и антибиотики
полимиксин и неомицин, не применять при наличии перфорации барабанной
перепонки!),
капли, предварительно подогрев до 38-40 °С, следует вливать в ухо, герметично
закрывая затем наружный слуховой проход ватой с вазелином на несколько часов.
Подобное введение препаратов рекомендуется повторять 2-3 раза в течение суток,
антибиотикотерапия - амоксициллин внутрь по 0,5 г 3 раза в сут в течение 7-10 дней.
при отсутствии эффекта после трех дней терапии амоксициллином следует
произвести смену антибиотика на аугментин (по 0,625-1,0 г внутрь 2-3 раза в сут) или
цефуроксим аксетил внутрь (по 0,25 или 0,5 г 2 раза в сут),
при аллергии на р-лактамные антибиотики назначают современные макролиды
(рулид по 0,15г внутрь 2 раза в день; спирамицин по 1,5 млнМЕ внутрь 2 раза в день),
курс антибиотикотерапии - не менее 8-10 дней. Преждевременная отмена
препаратов способствует рецидиву заболевания и образованию спаек в барабанной
полости, что ведет к стойкой тугоухости,
внутрь парацетамол по 0,5 г 4 раза в сут или диклофенак (вольтарен) по 0,05 г 3 раза
в день,
местно применяют также согревающий полуспиртовой компресс на ухо, ускоряющий
разрешение воспалительного процесса

32. Острый гнойный средний отит Лечение в доперфоративной стадии:

Важное место в лечении острого гнойного среднего отита
занимает катетеризация слуховой трубы (через катетер
после продувания вводят в барабанную полость 2-3 капли
0,1% р-ра адреналина, а после этого смесь суспензии
гидрокортизона и пенициллина (либо другого антибиотика, с
учетом характера флоры), растворенного в изотоническом
растворе хлорида натрия),
если, несмотря на проводимое лечение, при отоскопии
наблюдается выпячивание барабанной перепонки, то
показан парацентез - разрез барабанной перепонки

33. Парацентез - разрез барабанной перепонки

Места разреза барабанной перепонки по различным авторам:
1, 2 - Politzer;
3 - Jacobsolm;
6 - Bonninghaus; 7 - Haug;
4 - Schwartze, Heine; 5 - Gruber;
8 -Troltsch;
9, 10 - Passow.

34. Острый гнойный средний отит Лечение в перфоративной стадии:

больной продолжает получать антибиотики, антигистаминные препараты,
сосудосуживающие капли в нос с целью восстановления функции слуховой трубы,
при обильном густом гнойном отделяемом назначают муколитики (флуимуцил, АЦЦ,
флуифорт, синупрет), эреспал - противовоспалительный препарат, уменьшающий
гиперсекрецию и отек слизистой оболочки и стимулирующий функцию мерцательного
эпителия слуховой трубы,
физиотерапевтические процедуры (УФО, УВЧили СВЧ-терапия, лазеротерапия) и
согревающие компрессы на ухо в домашних условиях,
местное лечение направлено на обеспечение благоприятных условий для оттока
гнойного отделяемого из барабанной полости (больной должен быть
проинструктирован, чтобы он самостоятельно мог 2-3 раза в день удалять гнойный
секрет из глубины наружного слухового прохода. Кусочек стерильной ваты
накручивают на зонд с нарезкой или на свободный конец спички. Взрослым
оттягивают ушную раковину кзади и кверху (ребенку - кзади и книзу) и зонд или
спичку с ватой осторожно вводят вглубь слухового прохода до барабанной перепонки.
Манипуляцию повторяют до тех пор, пока вата останется сухой. При густом гное
предварительно в слуховой проход вливается теплый р-р 3% перекиси водорода,
после чего ухо следует тщательно просушить),
после удаления гнойного секрета в ухо вливают лекарственный раствор, подогретый
до 37 °С (0,5-1% р-р диоксидина, 20% р-р сульфацила натрия, капли «отофа»,
содержащие активное вещество рифамицин, нормакс, ципромед и др.),
спиртовые капли во второй стадии отита назначать не рекомендуется,
так как спирт нередко вызывает раздражение слизистой оболочки
барабанной полости и выраженный болевой синдром.

35. Острый гнойный средний отит Лечение в репаративной стадии:

антибиотикотерапия отменяется, прекращают туалет уха, тепловые
процедуры также завершаются,
основное внимание после исчезновения перфорации обращается на
восстановление вентиляционной функции слуховой трубы и повышение
резистентности организма. Проводят продувание слуховой трубы по
Политцеру или через катетер, при этом возможно введение в барабанную
полость ферментных препаратов, препятствующих формированию спаек,
с этой же целью выполняется пневмомассаж барабанной перепонки с
помощью пневмоворонки Зигле, эндауральный ионофорез с лидазой,
рекомендуется продолжить витаминотерапию, назначаются биостимуляторы
- апилак, актовегин,
чтобы убедиться в восстановлении слуховой функции, проводят
контрольную аудиометрию.
При типичном благоприятном течении наступает выздоровление с
ликвидацией воспалительного процесса и полным восстановлением слуха.
Перфорация барабанной перепонки закрывается, не оставляя почти
никаких следов, иногда при образовании рубца в нем откладываются
известковые соли - петрификаты, имеющие вид белых пятен.

36. Острый гнойный средний отит

1.
2.
3.
Прогноз.
Наряду с отмеченным благоприятным течением острого гнойного
среднего
отита,
оканчивающимся
выздоровлением
и
восстановлением слуха, возможны и другие исходы:
переход заболевания в хроническую форму (хронический гнойный
средний отит), с образованием стойкой перфорации барабанной
перепонки, с рецидивирующим гноетечением и прогрессирующим
снижением слуха;
развитие одного из осложнений острого гнойного среднего отита:
мастоидита (антрита у детей), петрозита, лабиринтита, пареза
лицевого нерва, одного из внутричерепных осложнений (менингит,
абсцесс мозга или мозжечка, тромбоз сигмовидного синуса, сепсис
и др.);
формирование спаек и сращений в барабанной полости, между
слуховыми
косточками
вызывает
их
тугоподвижность
и
прогрессирующую тугоухость - развивается адгезивный средний
отит.

37. Особенности течения острого гнойного отита у детей

1.
2.
Этиология:
У новорожденных гнойный средний отит вызывают грамотрицательные палочки
семейства Enterobacteriaceae (E. coli, K. pneumoniae и др.), а также S. aureus.
У детей старше 1 мес, как и у взрослых, основными возбудителями среднего отита
являются S. pneumoniae и H. Influenzae.
Анатомо-физиологических особенностей уха у детей:
в детском возрасте относительно короткая и широкая слуховая труба, через
которую в барабанную полость может проникать не только инфекция из носа и
носоглотки, но и пищевые массы при срыгивании;
у новорожденных воспаление в среднем ухе нередко развивается из-за попадания
в барабанную полость через слуховую трубу околоплодной жидкости во время
родов;
в барабанной полости ребенка первого года жизни сохраняются остатки
эмбриональной миксоидной ткани, являющейся питательной средой для развития
инфекции
развитие стаза в задних отделах полости носа, чему благоприятствует
преимущественно горизонтальное положение грудных детей,
аденоиды, обтурирующие глоточное устье слуховой трубы и являющиеся
источником инфицирования, так как в них нередко вегетируют вирусы

38. Клиническая картина

характеризуются слабой выраженностью местных симптомов
практически отсутствуют у грудных детей и данные анамнеза, являющиеся важным
подспорьем при постановке диагноза,
в то же время поведение ребенка, у которого болит ухо, значительно отличается от
поведения взрослого: он часто вскрикивает, отказывается брать грудь из-за
болезненного глотания, трется больным ухом о руку матери,
в первые дни ребёнок возбужден, плохо спит, иногда наблюдаются
маятникообразные движения головой; в последующем он, напротив, угнетен, много
спит, присоединяются нарушения функций желудочно-кишечного тракта, появляются
понос, рвота, ребенок сильно худеет,
температура вначале субфебрильная, через 1-2 дня может подняться до высоких
цифр (39,5-40 °С),
важным симптомом является болезненность при надавливании на козелок,
обусловленная отсутствием костной части слухового прохода и передачей давления
на воспаленную барабанную перепонку
появление симптомов раздражения мозговых оболочек, определяемых как
менингизм: судороги, рвота, запрокидывание головы, иногда затемнение сознания,
такое состояние, в отличие от менингита, развивается не за счет воспаления
мозговых оболочек, а вследствие их раздражения бактериальными токсинами.
Менингизм обычно быстро проходит после перфорации барабанной перепонки и
опорожнения полостей среднего уха от гноя

39. Лечение отита у детей

проводится в зависимости от выраженности клинических проявлений и давности
заболевания, наличия осложнений, общего состояния ребенка:
антибактериальная терапия – детям до 2 лет при остром гнойном среднем отите
является абсолютным показанием, особенно при выраженных клинических признаках
заболевания и повышении температуры до 38 °С и выше,
предпочтение отдается β-лактамным антибиотикам (аугментин, цефуроксим), либо
применяются
современные
макролиды
(азитромицин,
кларитромицин)
в
соответствующей возрасту дозировке,
для улучшения проходимости слуховой трубы и оттока содержимого из барабанной
полости используют сосудосуживающие препараты (0,05% р-р нафтизина, санорин,
називин и др.) в виде капель в нос, которые назначают 2-3 раза в день,
у детей до 1 года используют изотонический раствор хлорида натрия с адреналином,
который за 10 мин до кормления в виде капель вливают в нос. Предварительно
ребенок должен освободить нос, а у грудных детей содержимое из носа отсасывают
небольшим резиновым баллончиком,
анемизацию области глоточного отверстия слуховых труб лучше выполнять с
помощью зондика с ваткой, смоченной в растворе анемизирующего лекарственного
вещества,
при подозрении на аденоидит используют растворы протаргола, колларгола. Если
аденоиды закрывают устье слуховой трубы, то они должны быть удалены после
стихания воспаления в ухе.

40. Лечение отита у детей

Детям в более ранние сроки, нежели взрослым, показан парацентез.
Показания к парацентезу в каждом отдельном случае устанавливают
индивидуально. В сомнительных случаях, когда отоскопическая картина
малоубедительна, а явления токсикоза нарастают, лучше выполнить
парацентез. Так же как и у взрослых, разрез выполняется в задних
квадрантах барабанной перепонки. Появление гноя в месте разреза абсолютный признак отита, но иногда гной появляется через несколько
часов после парацентеза.
Эффект от парацентеза сказывается очень быстро, однако иногда через
день или два гноетечение прекращается и явления токсикоза
возобновляются вследствие нарушения эвакуации гноя из среднего уха. В
этом случае показан повторный парацентез.
При наличии перфорации барабанной перепонки у детей чаще, чем у
взрослых, в барабанной полости развиваются грануляции, которые могут
закрыть перфорацию и нарушить отток. Поэтому в ухо рекомендуется
вливать сосудосуживающие капли, например 0,1% р-р адреналина (по 3
капли 2 раза в день). После этого чистят ухо ватным фитильком и вливают
30% р-р сульфацила натрия - по 5 капель 3 раза в день, анауран, нормакс,
полидекс и др

41. Профилактика

Предупреждение заболеваний среднего уха должно проводиться со дня рождения.
Оно состоит из комплекса мероприятий общего и индивидуального характера с
учетом возраста, состояния питания, условий быта ребенка и т.д.
Мероприятия общего характера включают комплекс мер с целью организации
гигиенического режима и повышения сопротивляемости организма ребенка.
Предупреждение острых воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей,
закаливание, водные процедуры, правильный режим питания, богатая витаминами и
соответствующая возрасту диета - все эти меры являются основой профилактики
отитов у ребенка. Заболевания уха реже бывают у грудных детей, находящихся на
грудном вскармливании.
Особого внимания требует профилактика заболеваний носа и носоглотки, так как они
нередко приводят к возникновению воспалительных изменений в среднем ухе у
детей. Если у ребенка развилось острое респираторное заболевание, одной из
основных задач является восстановление носового дыхания с использованием
сосудосуживающих препаратов. Учитывая, что в грудном возрасте задержка секрета
чаще бывает в задних отделах носа, ребенку при кормлении следует придавать
вертикальное положение, чтобы предотвратить затекание слизи в устье слуховой
трубы.
Острое воспаление среднего уха у ребенка нередко протекает латентно (со стертыми
отоскопическими признаками, без выраженной температурной реакции), на фоне
общего заболевания, в этом случае при планировании лечения необходим тесный
контакт отоларинголога и педиатра

42. Хронический гнойный средний отит

1.
2.
3.
хроническое гнойное воспаление среднего уха,
характеризующееся триадой признаков:
наличием стойкой перфорации барабанной
перепонки,
постоянным или периодически повторяющимся
гноетечением из уха,
прогрессирующей тугоухостью
обычно является результатом перенесенного
острого
гнойного
среднего
отита
или
травматического
разрыва
барабанной
перепонки

43. Хронический гнойный средний отит

1.
2.
1.
2.
Классификация.
По характеру патологического процесса в среднем ухе, по
особенностям клинического течения и тяжести заболевания
хронический гнойный средний отит делят на две формы:
мезотимпанит;
эпитимпанит.
В соответствии с Международной классификацией болезней
(МКБ-10) эти формы обозначают как
хронический туботимпанальный гнойный средний отит
(мезотимпанит)
хронический эпитимпано-антральный гнойный средний
отит (эпитимпанит).

44. Отличительные особенности

мезотимпанит характеризуется относительно
благоприятным
течением,
так
как
в
воспалительный процесс вовлечена слизистая
оболочка, а эпитимпанит всегда имеет
недоброкачественное
течение,
поскольку
сопровождается кариесом (некрозом) костной
ткани,
отоскопически основное различие состоит в том,
что
при
мезотимпаните
перфорация
располагается в натянутой части барабанной
перепонки. Для эпитимпанита характерна
перфорация в ненатянутой части барабанной
перепонки

45. Типы перфораций барабанной перепонки при мезотимпаните (а) и эпитимпаните (б)

Типы перфораций барабанной перепонки при
мезотимпаните (а) и эпитимпаните (б)

46. Профилактика средних отитов

1.
2.
3.
4.
5.
С грудным молоком ребенок получает вещества, обеспечивающие неспецифическую гуморальную
защиту, например лизоцим, иммуноглобулины, что очень важно для адаптации ребенка к условиям
внешней среды. Поэтому важной мерой профилактики простудных заболеваний и средних отитов
является вскармливание ребенка грудным материнским молоком.
Частота острого среднего отита у детей до недавнего времени была обусловлена детскими
инфекционными заболеваниями. Благодаря проведению массовой специфической профилактики в
настоящее время удалось добиться снижения заболеваемости детей такими инфекциями, как корь
и скарлатина.
На заболеваемость отитом детей и взрослых влияют и ряд других факторов:
Высокая распространенность респираторных вирусных инфекций, снижающих мукоцилиарную
ак

по специальности 34.02.01 Сестринское дело,

базовой и углубленной подготовки

Тема: Сестринская помощь при заболеваниях уха

Составила:

преподаватель

Пуртова О.Н.

г. Красноярск, 2016

1.Тема 2 стр.

2.Продолжительность занятия 2 стр.

3.Место проведения занятия 2 стр.

4.Цели занятия 3 стр.

5.Методы обучения 4 стр.

6.Форма организации учебного процесса 4 стр.

7.Межпредметные связи 4 стр.

8.Внутрипредметные связи 5 стр.

9.Оснащение занятия 5 стр.

10.Литература для преподавателя 5 стр.

11.Литература для студентов 5 стр.

12.Программа занятия 6 стр.

13.Описание хода занятия 7 стр.

14.План лекции. 7 стр.

15.Конспект лекции. 8-25 стр.

ТЕМА: «Сестринская помощь при заболеваниях уха»

2.Продолжительность занятия: 90 минут.

3.Место проведения занятия: лекционный кабинет.

4.Цель занятия: организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Образовательная цель (обучающая):

Студент должен знать:

1.Анатомию, физиологию и методы исследования уха;

2. Причины, клинические проявления, возможные осложнения заболеваний уха;

3. Отит: причины возникновения, клинические проявления, возможные осложнения, принципы лечения и профилактики;

4. Особенности течения острого среднего отита у детей грудного возраста;

5.Особенности и этапы сестринского процесса при заболеваниях уха; первичную оценку состояния больного, проблемы пациента, планирование сестринского вмешательства, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

6. Роль медицинской сестры в диагностике, лечении и реабилитации пациентов с тугоухостью и глухотой.

7. Особенности общения с лицами с ограниченными возможностями по слуху

Студент должен уметь:

1. Определять слух шепотной и разговорной речью;

2. Проводить туалет наружного слухового прохода;

3. Промывать серные пробки;

4. Накладывать согревающий компресс на заушную область;

5. Продувать уши по Политцеру;

6. Закапывать капли в ухо;

7. Осуществлять этапы сестринского процесса по уходу за пациентами с заболеваниями уха.

ФОРМИРОВАТЬ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ФОРМИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента

ПК 2.3. Выполнение лечебных вмешательств

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента

ПК 2.6. Организовать специализированный сестринский уход за пациентом

ПК 2.7. Организовать оказание психологической помощи пациенту и его окружению

ПК 2.8. оформлять медицинскую документацию

Развивающая цель :

Обеспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине.

Воспитательная цель:

Формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремление к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления.

Методическая цель: Организовать проведение теоретического занятия с использованием объяснительного, иллюстративного, проблемного обучения.

Методы обучения.

Объяснительный

Иллюстративный

Проблемный

6 .Форма организации учебного процесса : лекция

Межпредметные связи

1. ОП.02. Анатомия и физиология человека Тема 4.1. Анатомо-физиологические особенности дыхательных путей
2. ОП.07. Фармакология Тема 3.1.2. Химиотерапевтические средства
3. Тема 2. Профилактика неинфекционных заболеваний
4. ПМ. 01. МДК. 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению Тема 4. Профилактика инфекционных заболеваний
5. Тема 13. Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях и во фтизиатрии
6. ПМ. 02. МДК. 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 7. Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

Внутрипредметные связи

Оснащение занятия: мультимедиа, ПК.

10. Литература для преподавателя:

Основная:

1.Пальчун В.Т. Болезни уха, горла, носа: Учебник. - М.: Медицина, 2003.

2.Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. Неотложная помощь в оториноларингологии. М.: Медицина, 1989.

1. Дополнительная:

2. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.

3. Солдатов И.Б. Руководство по оториноларингологии. М.: Медицина, 1994.

4. Шадыев Х.Д., Хлыстов В.Ю., Хлыстов Ю.А. Практическая оториноларингология. М.: Медицинское информационное агенство, 2002.

5. Шеврыгин Б.В. Справочник оториноларинголога. М.: Крон-пресс, 1996.

6. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В. Общий уход за больными. М.: Медицина, 1988.

7. В.С.Крылов, Н.И.Иванов «Руководство по оториноларингологии для среднего медперсонала», 1983г.

11. Литература для студента:

Основная:

1. Ю.М.Овчинников «Болезни уха, горла и носа».2002

Дополнительная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. М., 1996.

2. Павлищук А.В. Неотложная помощь при травмах уха, верхних дыхательных путей и пищевода. Л.: Медицина, 1990.

3. Пальчун В.Т., Вознесенский Н.Л. Болезни уха, горла и носа. Медицина, 1986.

4. Пальчун В.Т., Логосов В.С. с соавт. Болезни уха, горла и носа. Атлас. М.: Медицина, 1991.

5. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М.: Медицина, 1990.

6. Тарасов Д.И., Федорова О.К., Быкова В.П. Заболевания среднего уха. М.: Медицина, 1988.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЯ

Описание хода занятия

Название этапа Описание этапа Цель Формируемые компетенции
Организация группы Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия. Подготовка студентов к работе ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Мотивация учебной деятельности Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника. Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Формирование новых знаний Преподаватель раскрывает содержание каждого вопроса по плану лекции. Студенты слушают, осмысливают, конспектируют. Формирование знаний по вопросам темы, умений анализировать, конспектировать ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Валеологичес кая пауза Снятие напряжения во время работы. Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя (см. рекомендации) ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Обобщение и систематизация изученного материала Преподаватель делает выводы по ходу изложения вопросов лекции Систематизация и конкретизация изученного материала. Формирование умений обобщать, систематизировать полученную информацию ОК.1-13 ПК.2.1-2-8
Подведение итога занятия. Задание на дом Преподаватель подводит итог, ещё раз подчёркивает необходимость знаний будущим медработником изученных вопросов. Сообщает задание на дом: Изучить конспект лекций и предлагаемую преподавателем дополнительную литературу Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому занятию. ОК.1-13 ПК.2.1-2-8

План лекции.

1. Анатомия уха.

2. Физиология слуха.

3. Травмы наружного уха.

5. Отморожения.

6. Инородные тела.

7. Фурункул наружного слухового прохода.

8. Отомикоз

9. Серная пробка.

10. Острый гнойный средний отит.

11. Хронический гнойный средний отит

12. Хронический гнойный мезотимпанит.

13. Хронический гнойный эпитимпанит.

14. Понятие о холестеатоме.

15. Показания к хирургическому лечению.

16. Мастоидит

Анатомия уха.

Ухо делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее .

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина представлена хрящом, с двух сторон покрытым кожей, имеет образования: завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, снизу мочка уха, состоящая из жировой ткани. Ушная раковина имеет форму локатора и служит для улавливания звуков. Воронкообразно суживаясь, ушная раковина переходит в наружный слуховой проход. Это трубка длиной около 2,5 см которая имеет наружный, перепончато-хрящевой отдел, и внутренний, костный. Слуховой проход покрыт кожей, которая в наружном отделе снабжена волосками, а так же серными железами, которые продуцируют секрет – ушную серу, обладающую защитными свойствами.

Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой . Это тонкая плёнка, толщиной примерно 0,1 мм, овальной формы, непроницаема для воздуха и жидкости. Она состоит из трёх слоёв. Наружный – эпидермис, он является продолжением кожи слухового прохода. Внутренний слой – слизистая оболочка, и между ними соединительнотканный слой. В норме барабанная перепонка перламутрово-серого цвета, блестящая. При патологии имеет свойство изменять свой цвет на розовый и красный.

Среднее ухо. Состоит из четырёх полостей.

1-я полость – это слуховая, или евстахиева труба. Имеет вид трубки, соединяющей среднее ухо с носоглоткой, длиной 3-4 см. Изнутри покрыта слизистой с мерцательным эпителием, реснички которого направлены в сторону носоглотки. У детей слуховая труба шире, короче и расположена более горизонтально, что способствует более быстрому попаданию инфекции из носоглотки в среднее ухо и более частым отитам.

2-я – барабанная полость. Имеет форму неправильного куба объёмом примерно 1 куб. см. В норме заполнена воздухом. Имеет 6 стенок: медиальную и латеральную, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю.

Латеральная стенка – это барабанная перепонка. Медиальная - лабиринтная стенка, она соответствует окнам лабиринта. Верхняя стенка отделяет барабанную полость от средней черепной ямки. Нижняя стенка граничит с луковицей ярёмной вены. Передняя стенка в верхней части занята барабанным устьем слуховой трубы, а в нижней части представлена тонкой костной пластинкой, отделяющей барабанную полость от внутренней сонной артерии. Задняя стенка граничит с сосцевидным отростком. В глубине задней стенки проходит канал лицевого нерва .

Клинически барабанная полость делится на три отдела:

Нижний – гипотимпанум

Средний – мезотимпанум

Верхний, или аттик – эпитимпанум.

В барабанной полости находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Косточки связаны между собой подвижными суставами и находятся в натянутом положении благодаря двум мышцам: 1-я мышца - натягивающая барабанную перепонку, и 2-я мышца – стременная. Молоточек соединяется с барабанной перепонкой, а основание стремени вставлено в овальное окно. Цепь слуховых косточек тянется от наружного уха к внутреннему и служит для передачи звуковых колебаний.

3-я полость – вход в пещеру сосцевидного отростка.

4-я полость – пещера с ячейками сосцевидного отростка.

Все полости в норме заполнены воздухом и имеют объём примерно 12-14 кубических см.

Ухо в детском возрасте имеет свои особенности. Ушная раковина тонкая и мягкая. Слуховой проход у детей узкий, имеет вид щели, барабанная перепонка почти в десять раз толще, чему взрослого. У новорождённых барабанная полость заполнена не воздухом, а рыхлой эмбриональной тканью. В верхней стенке барабанной полости имеется незаращенная щель, что способствует быстрому переходу воспаления на мозговые оболочки.

Внутреннее ухо.

Находится в глубине пирамиды височной кости. Представлено костным лабиринтом, внутри которого находится такой же по форме, но меньший размерами перепончатый лабиринт. Между костным и перепончатым лабиринтом пространство, заполненное жидкостью – перилимфой, которая по своему составу близка к спинномозговой жидкости. Внутри перепончатого лабиринта находится эндолимфа, которая вырабатывается из сосудов и напоминает плазму крови. Лабиринт состоит из трех отделов:

Средний – преддверие

Задний – полукружные каналы

Передний – улитка.

Преддверие. Расположено между барабанной полостью и внутренним слуховым проходом. Представлено полостью овально формы. Наружная стенка преддверия - это внутренняя стенка барабанной полости., на которой находятся два окна. Овальное окно, или окно преддверия закрыто основанием стремени. Второе окно – круглое, или окно улитки, затянуто мембраной. В преддверии находятся два углубления, в которых расположены два мешочка: сферический и эллиптический. Эти мешочки заполнены желеобразной массой, пронизанной волосковыми клетками, образующими сеть. В петлях этой сети расположены микроскопический кристаллы – камешки – отолиты. Сеть вместе с отолитами образует отолитовую мембрану, что является периферическим отделом органа равновесия, который отвечает за статику – положение тела в пространстве.

Полукружные каналы. Имеют вид дугообразно изогнутых трубок, расположенных перпендикулярно друг к другу. Внутри костных каналов находятся перепончатые. Всего каналов три: латеральный, передний и задний. И находятся они в трех плоскостях: сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. Каждый канал имеет расширенную часть – ампулу. Внутри ампулы находится ампулярный гребешок, состоящий из опорных клеток и специфического нейроэпителия, т. е. чувствительных волосковых клеток, которые являются периферическими рецепторами органа равновесия, отвечающего за кинетику – движение тела в пространстве. Вестибулярные волокна, отходящие от рецепторов полукружных каналов и преддверия, идут в составе вестибулярных волокон VIII пары черепно-мозговых нервов.

Улитка. Состоит из наружной - костной, и внутренней - перепончатой улитки. Это спиральный орган, закрученный в два с половиной оборота вокруг костного стержня, от которого внутрь улитки отходит костная пластина. От свободного конца костной пластинки до противоположной стенки улитки на всем протяжении натянута базиллярная пластинка, которая делит канал улитки на две лестницы: барабанную лестницу и лестницу преддверия. Лестницы сообщаются между собой на верхушке за счет завиткового отверстия. В перепончатой улитке находится улитковый проток, который на поперечном разрезе имеет вид треугольника. Нижняя стенка его – базилярная пластинка, или спиральная мембрана, на которой расположен кортиев орган – периферический отдел органа слуха. Он состоит из покровной мембраны и чувствительный волосковых клеток, которые являются периферическими рецепторами органа слуха. Они воспринимают колебания эндолимфы, преобразуют их в нервный импульс и передают его по нервным волокнам VIII пары черепно-мозговых нервов в височную долю коры головного мозга, где находятся слуховые центры.

Физиология слуха.

Орган слуха состоит из двух систем: системы звукопроведения и системы звуковосприятия. К системе звукопроведению относятся: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, овальное окно, перилимфа и эндолимфа. Система звуковосприятия: рецепторы кортиева органа, слуховые нервы и слуховые центры. Адекватным раздражителем органа слуха является звук . Это звуковая волна, состоящая из попеременных сгущений и разрежений окружающей среды. Звуковые волны возникают не только в воздухе, но так же в жидкости и в твердых телах. Звук имеет несколько характеристик:

1. Высота. Это частота колебаний воздуха в секунду, которая измеряется в герцах. Человеческое ухо воспринимает частоту от 16 до 20000 гц. Звуковые колебания менее 16 гц относятся к ультразвукам, а более 20000 гц – инфразвукам.

2. Громкость звука. Это амплитуда колебаний звуковой волны, или мощность звука. Измеряется в децибелах – дБ. Минимальная мощность звукового колебания, которая способна вызвать звуковое ощущение, называется порогом слуха. В норме порог слуха начинается с 0 дБ. Шепотная речь – до 30 дБ, разговорная – до 60 дБ, шум оркестра – 80 дБ. Самый сильный звук, который выносит человеческое ухо – 150 дБ, при котором возникают болевые ощущения (шум реактивного двигателя).

3. Тембр – окраска звука. Существуют чистые тоны, сложные тоны и шумы.

От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачебных назначений во многом зависит эффективность лечения.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается уход за кожей ребенка?

2. Опишите технику забора мочи на анализ у детей первого года жизни.

3. Каковы особенности постановки горчичников у детей раннего возраста?

4. Назовите показатели, подлежащие учету медицинской сестрой у ребенка с кишечной инфекцией.

5. Опишите меры по профилактике распространения острой респираторно-вирусной инфекции.

6. Каковы особенности ухода за ребенком, больным пневмонией?

Уход за больными с поражением уха, горла, носа

В отоларингологической практике существует ряд процедур, выполняемых палатной медицинской сестрой. В данном разделе будет дана методика их выполнения.

Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половинку носа, взрослым - 6-7 капель, а масляные лекарственные растворы до 15- 20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Процедура производится в сидячем положении с запрокинутой головой или лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно выпускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание.

Через 1-2 минуты таким же образом вливают капли во вторую половину носа. Вливание капель в ухо также производится пипеткой.

Детям закапывают 5-6 капель, взрослым 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя, иначе лекарственное вещество не проникнет к барабанной перепонке.

Капли в ухо обязательно закапывают подогретыми до температуры тела. После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость.

Очистка наружного слухового прохода от гноя может проводиться как сухим, так и влажным способом. При сухой очистке на специальный ушной зонд наматывают кисточку из

ваты. После введения в наружный слуховой проход ушной воронки оттягивают ушную раковину кзади и кверху, с помощью ваты вытирают гной или слизь в слуховом проходе, и процедура повторяется до тех пор, пока не будет удален весь гной.

Процедура может проводиться и влажным способом. В этом случае производится промывание наружного слухового прохода дезинфицирующим раствором (борная кислота, фурацилин), После промывания голову пациента наклоняют в сторону больного уха для того, чтобы вытекли остатки жидкости. Затем стенку наружного слухового похода протирают ватой, намотанной на зонд и смоченной борным спиртом.

Очистку полости носа чаще производят с помощью ваты, намотанной на специальный зонд с нарезками. Под контролем удаляют слизь или гной из входа в нос и носовых ходов. Для хорошей очистки носа вату приходится менять несколько раз. Если в носовых ходах имеются корки, то для их удаления вату следует смочить раствором соды или каким-либо растительным маслом.

При проведении очистки носа влажным способом предварительно в полость носа распыляют какой -либо щелочной раствор.

Полоскание полости рта и глотки производят различными дезинфицирующими веществами или теплыми растворами трав. Наиболее часто пользуются растворами фурацилина (1: 5000), раствором перманганата калия (бледно-розового цвета), 2%-м раствором борной кислоты или поваренной солью (1-2 чайных ложки на стакан теплой кипяченной воды).

Промывание лакун и небных миндалин является одним из наиболее эффективных методов консервативного лечения больных хроническим тонзиллитом. Для промывания лакун чаще всего используют шприц для вливаний в гортань. Наконечник шприца вводят в устье лакуны, после чего под давлением поршня раствор попадает в глубину лакун. Вытекающую изо рта жидкость больной сплевывает в тазик. Промывание производят ежедневно или через день слабо дезинфицирующими растворами борной кислоты, перманганата калия, 1%-м раствором йодинола или растворами различных антибиотиков.

Серная пробка в наружном слуховом проходе образуется вследствие усиленной секреции серных желез.

Клинически это может проявиться в виде некоторого снижения остроты слуха, боли в ушах, головной боли.

Удаление серной пробки производят путем ее вымывания теплой водой. Перед проведением процедуры следует убедиться, что у больного нет перфорации барабанной перепонки. В случае перфорации следует осторожно удалить серную пробку с помощью изогнутого крючка.

Промывание проводят водой, имеющей температуру 37°С. Для промывания уха применяют шприцы емкостью 100-200 мл. Струю воды направляют толчками вдоль задней стенки наружного слухового прохода. При этом ушную раковину оттягивают кзади и кверху. На наконечник шприца надевают короткую (3-4 см) косо срезанную трубку. Струя жидкости стекает в почкообразный тазик, который больной плотно прижимает к шее. После промывания наружный слуховой проход обязательно осушают ватой, навернутой на зонд.

Смазывание слизистой оболочки глотки производят больным с различными формами хронического фарингита. Для этого используется гортанный зонд с ватой, смоченной персиковым, оливковым или каким-либо другим растительным маслом. После отдавливания языка шпателем движениями сверху вниз и обратно смазывают заднюю стенку глотки. Во избежание рвоты смазывание задней стенки глотки следует производить натощак.

Смазывание слизистой оболочки носа различными лекарственными средствами производят с помощью ватной кисточки, намотанной на прямой зонд с нарезками. Для этого разволокненный кусочек ваты помещают на подушку указательного пальца левой руки, кладут на нее конец зонда, который вращают правой рукой по ходу часовой стрелки. Снимают ватку с кончика зонда, удерживая ее марлевой салфеткой, вращая зонд против хода часовой стрелки.

Специфика ухода за детьми с заболеваниями уха, горла и носа включает в себя учет особенностей детского организма и, в первую очередь, психологический фактор. Ребенок должен быть окружен заботой и теплом. Желательно создание максимально щадящего режима. Следует убедить ребенка в необходимости предстоящей операции, вселить в него уверенность в выздоровлении.

Палатная медицинская сестра должна строго следить за тем, чтобы утром, в день операции, ребенок не завтракал и тайком не съел конфету, печенье, яблоко и т. д., поскольку во время операции это может привести к рвоте и попаданию пищи в дыхательные пути. Эти же моменты также важны и в процессе послеоперационного ухода за детьми.

Контрольные вопросы

1. Какие способы очистки наружного слухового прохода вы знаете?

2. Как производится промывание лакун небных миндалин?

3 Опишите технику удаления серной пробки из наружного слухового прохода. 4. Каковы особенности ухода за детьми в ЛОР-отделении?

Уход за больными с поражениями глаз

В данном разделе рассмотрены основные манипуляции, выполняемые палатной медицинской сестрой, работающей в глазном отделении.

Осмотр глаза начинают с осмотра век и глазного яблока. Для осмотра конъюнктивы нижнего века необходимо оттянуть нижнее веко книзу указательным или большим пальцем так, чтобы увидеть нижнюю переходящую складку. Для осмотра конъюнктивы верхнего века больному предлагают смотреть вниз. Большим и указательным пальцами правой руки захватывают ресничный край века, оттягивают его вниз и кпереди от глазного яблока. Большим пальцем левой руки медицинская сестра фиксирует середину века у края хряща, При этом верхнее веко выворачивают на пальце, как на шарнире. Конъюнктиву глазного яблока видно, если раздвинуть веки пальцами, при различном направлении взора больного: вверх, вниз, направо, налево. Исследование должно производиться при хорошем дневном освещении или искусственном освещении.

Осмотр слезного мешка производится при жалобах больного на слезотечение, наличие слизистого или гнойного отделяемого в конъюнктивальном мешке. Сестра оттягивает больному нижнее веко пальцем левой руки так, чтобы была видна нижняя слезная точка. Большим пальцем правой руки надавливают на область слезного мешка между глазами и спинкой носа. Появление из слезных точек мутно-гнойной жидкости свидетельствует о воспалении слезного мешка.

Осмотр глаз у беспокойных детей требует специального приема. Мать садится напротив медицинской сестры, держит тело и руки ребенка. Медсестра укладывает голову ребенка между своими коленями и фиксирует ее. Руки сестры остаются свободными для проведения осмотра.

Инородное тело конъюнктивы удаляют ватным стерильным тампоном после осмотра конъюнктивы глазного яблока и век при обязательном выворачивании. После удаления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила-натрия (альбуцида).

Для удаления инородного тела роговой оболочки необходима предварительная ане-

стезия 0,5%-м раствором дикаина. Веки больного раздвигают большим и указательным пальцами левой руки.

При поверхностном расположении инородного тела его удаляют влажной ватой, туго намотанной на стеклянную или тонкую деревянную палочку (материал должен быть стерильным).

Если инородное тело находится в поверхностных слоях роговицы, его удаляют специальной стерильной иглой для удаления инородных тел. Конец иглы подводят под инородное тело, приподнимают его и выталкивают вперед. После удаления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила натрия и закладывают мазь из антибиотиков или сульфаниламидов. При отсутствии гнойного отделяемого можно наложить легкую повязку на 2-3 часа.

Глазные повязки накладывают при повреждении век и глазного яблока, после операций, для обеспечения покоя глазу. Противопоказано наложение повязки при остром воспалительном заболевании конъюнктивы. Повязка должна быть плотной, но у больного не должно быть чувства давления на глаз или стягивания под ухом.

При наложении повязки на глаз вначале на закрытые веки помещают ватномарлевую подушку. Конец бинта медсестра придерживает левой рукой у мочки уха на стороне больного глаза. Ватно-марлевую повязку фиксируют бинтом вокруг лба так, чтобы голова его шла в сторону здорового глаза. Затем бинт проводят под ухом со стороны больного глаза кверху, через глаз, покрывают подушку, главным образом с носовой сторо-

ны, затем по затылку и опять под мочку уха. Таких оборотов нужно сделать 4-5, последующий тур бинта проводят вокруг лба и заканчивают повязку сбоку на противоположной стороне от больного глаза.

Перевязочный материал изготавливают только из гигроскопической ваты. Для защиты глаз применяют ватно-марлевые подушки (4-5 см) в виде квадратов или круглые, 4-5 см в диаметре. У оперированных больных применяют занавески. Их готовят из кусков марли или бинтов шириной 9 см и длиной 14-16 см и складывают вдвое. Занавески приклеивают на лбу больного лейкопластырем. Рыхлые ватные шарики употребляют для туалета век при закапывании капель и закладывании мази. Ватные шарики, предварительно стерилизованные в автоклаве, заливают раствором оксициана ртути 1: 6000 или 2%-м раствором борной кислоты и кипятят 40-60 мин. В этом же растворе шарики сохраняются.

Согревающий компресс на глаза накладывается следующим образом. Марлевую салфетку смачивают теплой кипяченой водой или изотоническим раствором натрия хлорида, отжимают и накладывают на закрытые веки; сверху кладут компрессную бумагу или тонкую клеенку (их величина должна быть больше, чем влажная салфетка), затем слой ваты, потом бинтовую повязку.

Холод назначают после глазной травмы (контузии) и в послеоперационном периоде. Кусочки льда или ледяную вату нужно положить в резиновый пузырь, завернуть его в салфетку или полотенце и приложить к надбровной дуге так, чтобы не было давления на глаз.

Все глазные манипуляции должны проводиться очень осторожно, без надавливания на глаз. Перед каждой манипуляцией сестра должна вымыть руки с мылом.

Взятые мазка с конъюнктивы глаза.

Манипуляцию следует производить утром, до умывания и до закапывания капель. Для бактериоскопического исследования мазок берется при помощи платиновой петли или обычного зонда, предварительно стерилизованных над огнем. Когда петля остывает, оттягивают нижнее веко и проводят петлей по нижней переходной складке, желательно после выворачивания века взять маленький комочек слизи и с верхней переходной складки. Взятый секрет наносят тонким слоем на предметное стекло, протертое спиртом. После высыхания препарата его фиксируют над пламенем горелки. При необходимости посева с конъюнктивы (бактериологическое исследование) материал берут петлей так же, как для мазка, и над пламенем горелки петлю с отделяемым опускают в питательную среду - агар или бульон. Пробирку закрывают пробкой над пламенем горелки.

Закапывание больному глазных капель.

Глазные капли закапывают с помощью пипетки, простерилизованной с помощью кипячения не менее 40 минут. Для этого берут в левую руку влажный ватный тампон и с его помощью оттягивают вниз нижнее веко, прижимая его не к глазу, а к краю орбиты. Больному предлагают смотреть вверх. Затем большим и указательным пальцами правой руки сестра нажимает колпачок пипетки и выпускает 1-2 капли в нижний свод конъюнктивы. При закрывании глаз избыток капель, вытекающий через край века, снимают тем же ватным тампоном.

Закапывание 2-х капель не имеет смысла, так как в конъюнктивальный мешок помещается только 1 капля. Глазные капли должны иметь комнатную температуру, так как слишком холодные капли вызывают спазм век. Необходимо следить, чтобы кончик пипетки не касался ресниц больного во избежание инфицирования и загрязнения раствора.

В настоящее время в стационарах и поликлиниках принято каждому больному закапывать капли отдельной пипеткой, что предупреждает занос инфекции и инфицирование раство-

ров. Закапывание капель с расстояния более 2 см может вызвать у больного неприятные ощущения.

Процесс закапывания требует от медицинской сестры внимания и осмотрительности. Особая осторожность необходима при закапывании средств, расширяющих зрачок (мидриатиков), и средств, сужающих зрачок (миотиков). Неправильное их применение приводит к тяжелым последствиям. Так, если больному глаукомой закапать средства, расширяющие зрачок (атропин, скополамин, эфедрин), можно вызвать резкое повышение внутриглазного давления вплоть до острого приступа глаукомы. Закапывание больному с острым воспалением сосудистой оболочки (ирит, увеит) средств, суживающих зрачок (пилокарпин, фосфакол), приводит к резкому обострению воспалительного процесса, Глазные мази применяют в целях более продолжительного действия лекарственных веществ, а также при необходимости уменьшить трение век на глазу. Закладывают мазь следующим образом: левой рукой оттягивают нижнее веко (больной при этом смотрит вверх), широким концом стерильной палочки набирают небольшое количество мази и наносят его на оболочку нижнего века, после чего предлагают больному закрыть глаз для более равномерного распределения мази.

В настоящее время применяются глазные пленки, в состав которых входят различные лекарственные препараты. Такие пленки закладывают в конъюнктивальный мешок. При смачивании слизистой оболочки она становится эластичной и постепенно на протяжении 25-40 мин. полностью растворяется. Пленки закладывают в глаз 1-2 раза в сутки.

Промывание глаз производят с целью уничтожения бактериальной флоры, попавшей в конъюнктивальный мешок, удаления из него слизи, гноя, при оказании первой помощи в случаях ожогов химическими веществами. Глаз промывают изотоническим раствором натрия хлорида, раствором ривенола 1: 5000, 2%-м раствором борной кислоты и т. д. Раздвинув оба века указательным и большим пальцами левой руки, глаз промывают струей раствора из мензурки или резинового баллончика, который медсестра держит в правой руке. При промывании баллончик не должен касаться ресниц.

Жидкость из глаза стекает в лоток, который больной держит под подбородком. Подстригание ресниц производят накануне операции, связанной с вскрытием глаз-

ного яблока. Подстригать ресницы нужно осторожно, чтобы не поранить край века. Необходимо следить, чтобы ресницы не попали в конъюнктивальную полость или на роговицу. Бранши маленьких тупоконечных ножниц смазывают стерильным вазелином. По краю века в направлении снаружи внутрь срезают все ресницы. При срезании ресниц на верхнем веке больной смотрит вниз, на нижнем - вверх.

Контрольные вопросы

1. Опишите технику осмотра глаза,

2. Каковы особенности осмотра глаза у детей?

3. Какова техника удаления инородного тела у детей?

4. Опишите технику наложения глазных повязок.

5. Какой температуры должны быть глазные капли?

6. Опишите технику закладывания глазных мазей.