Качественное дошкольное образование. Внутренняя экспертиза качества образовательной деятельности в современной дошкольной организации

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

"Это не должно быть повторением школьного стандарта.

Надеюсь, это даст системе дошкольного образования

прочность, доступность и современность..."

Д.А. Медведев

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Рябинка» города Котовска Тамбовской области

ФГОС как гарантия качества дошкольного образования

Выполнила:

воспитатель

Пронина Виолетта Валерьевна

В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону “Об образовании в РФ” оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.

Федеральный Государственный Стандарт Дошкольного Образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Основными целями ФГОС ДО являются:

Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования РФ.

Так как любой стандарт представляет собой образец, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям и срокам их реализации.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Доступность среды предполагает:

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Разработчики Стандарта исходили из того, что все дети разные и у каждого будет свой путь развития. Поэтому на требования к оценке образовательных результатов наложено вето. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. К примеру, инновациооность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности - система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. В Стандарте часто повторяется целевая установка - поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый - главный, направляющий. Теперь он - посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка. Образовательная деятельность строится на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски: граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное, (ст. 43 Конституции Российской Федерации) но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов) условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Пример : Ребенку 3 ͯ лет дали картинку, он приставил пальчики и стал раздвигать эту картинку. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил ее. Дети с самых малых лет приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры.

Закончить выступление хочется словами нашего премьер-министра Дмитрия Медведева: «Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность, доступность и современность… » Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.

Литература:

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2.Проект Федерального государственного образовательного стандарта.


Яценко Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева

Качественное образование – удовольствие не из дешевых. Это высказывание вдвойне справедливо для дошкольного образования. Строительство детских садов, оборудование их необходимыми материалами, подготовка квалифицированных кадров – все это требует многомиллионных инвестиций. Однако сегодня научно доказано, что каждый вложенный в качество дошкольного образования доллар через 30 лет приносит 12 долларов прибыли. Общеизвестно также, что качество дошкольного образования измеряется не только количеством вложенных в него финансовых средств. Главный импульс к развитию ребенок получает воспитателей, работающих в детском саду.

С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» государство впервые в истории российского образования берет на себя обязательство обеспечить качественное образование детей в дошкольных организациях. Инструментом поддержки качества выступает образовательный стандарт.

Безусловным достижением многолетних дискуссий и инициатив педагогического сообщества, органов государственной власти и общественности, предпринятых с целью поддержки развития качества дошкольного образования, привлечения внимания к существующим в нем проблемам, является юридическое упрочение его статуса, а именно официальное признание дошкольного образования как первого уровня общего образования (Закон «Об образовании в РФ», ст. 10. Далее – Закон).

Важнейшим результатом данного изменения следует назвать гарантию со стороны государства в части обеспечения качества дошкольного образования, реализуемого в образовательных организациях с использованием различных форм. При этом качество образования (в том числе и дошкольного) определяется Законом как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность … (п. 29, ст. 2 Закона). Как видно из определения, инструментом поддержания должного уровня качества, его измерения и оценки выступает образовательный стандарт.

Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)?

Это нормативный документ, включающий «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня … , утвержденных федеральным органом исполнительной власти…» (п. 6, ст. 2 Закона). Структура стандарта является сквозной и сохраняется в стандартах всех последующих образовательных уровней и ступеней. Она включает в себя три группы требований – к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации образовательной программы в учреждении; к результатам освоения детьми основной образовательной программы. Таким образом, стандарт описывает нормы качественного образования через систему требований.


На основе требований стандарта проводятся процедуры как внешней экспертизы качества дошкольного образования (лицензирование, государственный надзор), так и внутренней экспертизы (самообследование).

Для того, чтобы оценить образовательное качество и определить его уровень, необходимо сравнить реальное состояние образовательной деятельности в организации с требованиями-нормами, обозначенными в стандарте. Такое сравнение, а точнее нормативно-ориентированная диагностика, и последующая оценка могут проводиться специалистами извне, и тогда речь идет о процедуре внешней экспертизы, например, в форме лицензирования образовательной деятельности, осуществления федерального государственного надзора в сфере образования.

Диагностику и оценку качества дошкольного образования . на основании требований стандарта могут самостоятельно проводить и специалисты, работающие в данной организации. В этом случае речь идет о внутренней экспертизе.

Для ее проведения необходимо выполнить ряд действий:

Преобразовать требования стандарта в очевидные (т.е. те, которые можно зафиксировать при помощи наблюдения, беседы, изучения документов и пр.) и измеряемые диагностические показатели;

Выбрать вариант измерения фиксируемых показателей (например, по наличию: да – нет; частоте проявления: никогда – редко – часто – всегда; интенсивности проявления: отсутствует – проявляется слабо – проявляется умеренно – проявляется ярко);

Продумать порядок начисления баллов и распределение диагностируемых объектов по заданным уровням (уровни могут быть: низкий – средний – высокий; для характеристики педагогической деятельности может использоваться вариант: начально-адаптивный – оптимально-продуктивный – стандартно-нормативный).


Для использования образовательного стандарта с целью внутренней экспертизы качества дошкольного образования, необходимо провести предварительную работу.

Проиллюстрируем на примере работу по предложенному алгоритму.

Выдержка из ФГОС ДО:

Раздел III . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации … , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

1 шаг. Преобразование требований стандарта в наблюдаемые диагностические показатели.

К пункту 3.3.1.

а) в группе создано несколько функциональных зон;

б) каждая зона имеет ясные границы (отделена от другой) и хорошо оснащена (напр., зона для рисования расположена неподалеку от источника с водой, в пространстве зоны для строительства и конструирования находятся специальные полки, ящики для кубиков, конструктора и др.материалов);

в) зоны для спокойных и подвижных игр отделены друг от друга (напр., уголок для чтения не соприкасается с уголком для сюжетно-ролевых игр);

г) устройство и оборудование зон продумано таким образом, чтобы стимулировать самостоятельное использование детьми имеющихся в них материалов, самостоятельное осуществление различных видов деятельности (напр., промаркированные ящики; полки, не перегруженные содержимым; близкое расположение игровой зоны и места, где хранятся аттрибуты для игр);

д) в группе и на прогулочной территории имеется специальная мебель, приспособления для детей с ограниченными возможностями здоровья (специальные стулья, пандусы и пр.);

е) специальная мебель для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет им включаться в игры, участвовать в мероприятиях вместе со всеми детьми в группе.

Данный этап работы является наиболее сложным и предполагает интенсивное обсуждение в команде сотрудников.

2 шаг. Выбор варианта измерения диагностических показателей.

Для сформулированных выше показателей возможным вариантом может быть измерение по принципу наличия – отсутствия.

Раздел, пункт стандарта

Диагностический показатель

Наличие (+) / отсутствие (–)

а) в группе создано несколько функциональных зон


б) каждая зона имеет ясные границы и хорошо оснащена

3 шаг. Определение порядка начисления баллов и отнесения их к уровням.

Наличие каждого диагностического показателя оценивается в один балл. Набранные баллы суммируются. Качество реализации раздела стандарта (или отдельных пунктов) рассчитывается по формуле: (N/ S) *100%, где N – число набранных баллов, S – общее количество диагностических показателей.

Осуществляя данную работу, важно помнить, что создание инструмента для оценки качества образовательной деятельности не является самоцелью; полученная при помощи него достоверная информация должна давать руководителю и сотрудникам организации ответ, какие конкретные действия следует предпринять для устранения выявленных недочетов и, соответственно, улучшения качества образовательной деятельности.

Рассмотренный нами вариант оценивания качества на основании требований стандарта применим к большинству позиций, изложенных в третьем разделе («Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования») и части позиций второго раздела ФГОС ДО («Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему»). Объективности ради отметим, что данный вариант является весьма трудоемким и предполагает наличие специальных компетенций для разработки диагностического инструментария, отвечающего требованиям валидности и надежности.

Итак, мы рассмотрели поддерживаемый государством подход к пониманию, диагностическому измерению и оценке качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования – универсальная категория, подразумевающая счастливое детство и успешную взрослую жизнь. Однако подходы к его определению, измерению и развитию могут быть разными.

Наряду с государственным подходом сосуществуют и другие весьма известные подходы, являющиеся достаточно отработанными и доказавшие свою эффективность. Они получили интенсивное развитие в зарубежном дошкольном образовании. В своих предшествующих работах мы неоднократно освещали наиболее интересные для российских специалистов аспекты прогрессивного зарубежного опыта, и прежде всего опыта ФРГ, почерпнутого в результате изучения широкого массива статистических данных, нормативной правовой и научной литературы, общения с немецкими коллегами. В данной статьемы кратко рассмотрим альтернативный государственному подход к пониманию качества дошкольного образования, развившийся в последние десятилетия в европейских странах и США. Для нас он представляет интерес как успешный вариант решения проблемы качества в дошкольных организациях, инициирующий работу по его развитию «снизу» - т.е. усилиями сотрудников образовательной организации.

В рамках данного подхода под качественным следует понимать такое образование ребенка в период дошкольного детства, которое обеспечивает его полноценное развитие – физическое, интеллектуальное, социальное – здесь и сейчас; закладывает предпосылки для успешного будущего обучения, построения профессиональной карьеры, личностного роста. Качественное дошкольное образование должно предоставлять ребенку шанс состояться и быть успешным в течение всех последующих этапов жизненного цикла.

Зарубежные ученые установили, что качество дошкольного образования на 50% зависит от внешних факторов и на 50% – от внутреннего фактора – качества педагогической работы воспитателя. Данное качество можно измерять, оценивать и улучшать, опираясь на специальные критерии.

В процессе длительных исследований зарубежные ученые установили, что позитивные эффекты детского развития, зафиксированные спустя несколько лет после окончания детьми дошкольных учреждений, в среднем на 50 % зависят от факторов, заданных извне, – материальных ресурсов, уровня подготовленности педагогического персонала, наполняемости групп, времени, отводимого воспитателям для подготовки к осуществлению непосредственно педагогической работы с детьми, размера внутренних и внешних помещений и площадей, используемых в педагогическом процессе и пр. (в отечественном варианте эти характеристики можно отнести к условиям реализации образовательной программы).

Оставшиеся 50 % относятся к так называемому внутреннему фактору – качеству педагогического процесса, т.е. образовательной деятельности, осуществляемой непосредственно в организации. При этом речь идет не столько об образовательной программе, сколько о педагогической деятельности воспитателей – способах взаимодействия с детьми и родителями, наблюдении за детьми, документировании процессов, учете баланса интересов группы и каждого отдельного ребенка, используемых способах стимулирования инициативности детей, включение детей в процессы принятия решений и пр.

Вышеперечисленные, а также другие характеристики качественной педагогической работы воспитателей легли в основу широко известного в ФРГ Национального каталога критериев качества, сформированного коллективом немецких ученых под руководством В.Титце.

Всего в Национальном каталоге представлено около 1500 критериев, сгруппированных в двадцати сферах качества. Назовем некоторые из них: распорядок дня, создание предметно-пространственной среды, обеспечение безопасности и гигиены, работа с родителями, адаптация ребенка к условиям детского сада, когнитивное развитие, речь и коммуникация, социально-эмоциональное развитие, движение, строительство и конструирование и т.д.

Критерии сформулированы в виде положений, детально описывающих деятельность воспитателя в ходе режимных моментов и организованных мероприятий. Авторы Национального каталога обращают особое внимание на то, что при помощи критериев прописан не минимальный стандарт качества, но лучшая профессиональная практика педагогической работы. Таким образом, в процессе соотнесения собственной деятельности с предложенными критериями воспитатель сможет не только поддерживать требуемый уровень качества, но также увидеть ориентир для его развития и совершенствования .

Опыт, предложенный зарубежными коллегами, можно применять в работе отечественных дошкольных организаций при проведении внутренней экспертизы качества образовательной деятельности.

Системное изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия, анализ соответствующих тематических источников указал на значимые характеристики системы дошкольного образования ФРГ, позволяющие использовать ее успешный опыт применительно к дошкольным образовательным организациям в России. К числу выделенных характеристик относятся: представленность в системе дошкольного образования организаций, имеющих различную форму собственности (государственную, общественную, частную), развернутая структура учредительства, функционирование в детских садах разновозрастных групп и др.

На основании проделанной аналитической работы, а также дискуссионных обсуждений со специалистами, работающими в системе дошкольного образования Красноярского края, из Национального каталога критериев качества педагогической работы был отобран ряд сфер качества; далее была проведена апробация критериев каждой из сфер в дошкольных организациях г. Красноярска и Красноярского края. Частично адаптированные критерии представлены нами в научно-методическом пособии, адресованном прежде всего для руководителей и сотрудников негосударственных дошкольных организаций, перед которыми сегодня особенно остро стоит проблема обеспечения качества педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника .

Приведем ниже некоторые критерии качества из сферы «Распорядок дня», п.3 «Планирование».

3.1 Воспитатель планирует распорядок дня таким образом, чтобы значимые повседневные события, рутинные действия (прием пищи, сон), активная деятельность были понятны детям благодаря их регулярности/повторяемости и постоянной последовательности.

3.2 Планируя виды деятельности, организуемые через значительные отрезки времени (например, музыкальные, художественные мероприятия), воспитатель также предусматривает в плане предварительное их обсуждение и подготовку с детьми.

3.3 Для детей раннего возраста воспитатель сообщает о планируемых мероприятиях, используя знакомые для них слова и короткие пояснения. Воспитатель повторяет свое сообщение несколько раз.

3.4 определяет порядок следования и длительность режимных моментов, а также мероприятий и проектов с учетом возраста и уровня развития детей.

Для детей раннего возраста воспитатель планирует неизменную последовательность режимных моментов. Воспитатель также учитывает при планировании, что длительность режимных моментов (например, времени умывания и сна) ото дня ко дню изменяется вместе с развитием детей. Воспитатель помнит о том, что планирование времени должно быть гибким.

3.5 Воспитатели дошкольного учреждения совместно обсуждают и договариваются о том, каким должен быть распорядок дня. Таким образом они обеспечивают согласование внутреннего и внешнего потенциала, которым располагает учреждение, с тем режимным временем, когда он может быть рационально использован. Обсуждение в команде также позволяет использовать во благо детей свои предпочтения, особые умения и др. личностные ресурсы.

3.6 Воспитатель своевременно учитывает в плане значимые события и ритуалы – дни рождений, праздники, экскурсии, встречу новых детей и выпускной праздник. Воспитатель учитывает при этом различные культурные традиции.

Воспитатель таким образом планирует особые события, чтобы дети раннего возраста смогли позитивно переработать сопровождающие то или иное событие интенсивные переживания, а также чтобы дети не испытали переутомления из-за длительности события.

3.7 В ходе планирования специально предусматривается участие детей в подготовке и проведении всех событий, происходящих в течение дня.

Воспитатель предусматривает в плане дополнительное время для некоторых дневных событий, чтобы дети раннего возраста смогли в соответствии со своим индивидуальным темпом принять в них участие, а при желании также включиться в их проведение.

3.8 Воспитатель предусматривает в плане несколько продолжительных временных отрезков для игровой деятельности, которую дети инициируют по своему желанию.

При планировании игрового времени для младших детей воспитатель учитывает возможности концентрации внимания и выдержки детей данной возрастной группы.

3.9 Планом предусмотрены ежедневные спокойные и оживленные виды деятельности внутри и снаружи помещения, данные виды деятельности постоянно сменяются.

3.10 Планом предусмотрены различные виды деятельности для одного ребенка, для малых и больших групп детей, а также для всей группы детей.

При планировании деятельности для детей раннего возраста воспитатель концентрируется на каждом отдельном ребенке и малых группах детей. Воспитатель также заботится о том, чтобы младшие дети могли наблюдать за деятельностью детей в большой группе, а также о том, чтобы они не переутомлялись.

3.11 Воспитатель планирует долгосрочные проекты и масштабные мероприятия таким образом, чтобы они естественно интегрировались в традиционный распорядок дня и дети могли принимать в них участие в соответствии со своими интересами.

3.12 Воспитатель заботится о том, чтобы предложить альтернативное занятие тем детям, которые не принимают участия в запланированных делах.

3.13 Воспитатель заботится о том, чтобы в то время, пока он предлагает соответствующее занятие для отдельных детей или для малой группы детей раннего возраста, остальная часть детей в группе также была занята.

3.14 Воспитатель регулярно отслеживает, насколько распорядок дня соответствует потребностям и интересам детей в группе.

Как мы видим, данные критерии являются наглядными и операциональными в плане организации последующей работы воспитателей над качеством образовательной деятельности.

Первым этапом данной работы является проведение внутренней экспертизы качества образовательной деятельности по предложенным критериям. Мы рекомендуем воспользоваться описанным выше алгоритмом работы, начав его со второго шага. В итоге может получиться, например, такой лист протокола самообследования.

Протокол наблюдения___

Планирование режима дня

Дата наблюдения________________20__ г.

Группа______________________________

критерия

Критерии качества

« - »

Воспитатель планирует распорядок дня таким образом, чтобы значимые повседневные события, рутинные действия (прием пищи, сон), активная деятельность были понятны детям благодаря их регулярности/повторяемости и постоянной последовательности.







ИТОГО:



Знак « - » означает полное отсутствие признака;
В колонке со знаком « + » проставьте баллы от 1 до 2:
1 балл – признак присутствует (1-2 проявления)

2 балла - признак проявляется ярко (более 2-х проявлений).

Следующим этапом работы над качеством образовательной деятельности должно стать планирование мероприятий по преодолению выявленных дефицитов.

Наряду с улучшением педагогического качества важнейшимсопутствующим результатом внутренней экспертизы является «запуск» процессов рефлексивного осмысления педагогами собственной деятельности, критического самонаблюдения, креативного экспериментирования, а также побуждение к документированию процесса и результатов развития качества в организации.

В целом, рассмотренные в данной статье позиции и подходы, некоторые предложенные решения относительно обеспечения качественного дошкольного образования далеко не исчерпывают всего содержания столь актуальной проблемы и даже поднимают новые вопросы, которые, как мы надеемся, послужат основой для дальнейшего диалога и сотрудничества между всеми специалистами, заинтересованными в развитии отечественного дошкольного образования.


Список
литературы

1. Перечень критериев качества дошкольного образования в альтернативных дошкольных учреждениях: научно-методическая разработка / сост. И.А. Яценко, А.А. Ауль; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2012. 92 с.

2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета. 2013. № 6241.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: [Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года] // Российская газета. 2012. № 5976.

4. Яценко И.А. Вопросы взаимосвязи стандартизации и качества дошкольного образования в перспективе отечественного и зарубежного педагогического опыта // Вестник Орловского государственного университета. Орел, 2013. № 2 (31). С. 124-127.

5. Яценко И.А. Экспертно-диагностическое измерение качества дошкольного образования в детских садах ФРГ: анализ теоретических и прикладных аспектов // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 110-115.

6. Tietze, Wolfang / Viernickel, Susanne (Hrsg.) (3. Auflage; 2007): Pädagogische Qualität in Tageseinrichtungen für Kinder. Ein Nationaler Kriterienkatalog.Berlin: Cornelsen Verlag Scriptor.

Ткаченко Юлия
Доклад «Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей , если умеет направить собственную деятельность ребенка»

(В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,академик

и вице-президент Российской академии образования ,

доктор психологических наук, профессор.)

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании » детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса . Государство теперь гарантирует не только доступность , но и качество образования на этой ступени . Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования , что согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании » означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования ».

Согласно статье 5 пунктам 3, 4 этого же закона «…в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного образования… », а также «…в РФ реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами местного самоуправления соответственно социально-экономических условий для его получения , расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни…»

Эта норма была введена в Закон Российской Федерации «Об образовании » в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина – где бы он ни проживал в нашей огромной стране – качественного образования .

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования , в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Основными ЦЕЛЯМИ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ЯВЛЯЮТСЯ :

обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ , их структуре и результатам освоения;

Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования .

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России .

В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса , и по содержанию дошкольного образования . Вариативность дошкольного образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных последствий (осуществление образовательного процесса в условиях , не адекватных возрасту детей дошкольного возраста , преодолеть которые возможно только через определение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования , одно из назначений которого - нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме , обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования .

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса , так и результатов освоения основной общеобразовательной программы . С учетом неравномерности развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования .

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон (образец , принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов, явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС - являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и развития системы дошкольного образования . Требования ФГОС – обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ , которые включают в себя :

2.1. требования к психолого - педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования :

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования .

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .

Остановимся на основных требованиях, позволяющих получить дошкольнику доступное и качественное образование .

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования .

2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

3.1. Коммуникативно-личностное развитие;

3.2. Познавательно-речевое развитие;

3.3. Художественно-эстетическое развитие;

3.4. Физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия :

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс .

4. Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс , а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде :

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала .

2. Доступность среды предполагает :

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс .

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Важно также отметить, что в проекте Стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов . Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. К примеру, инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника . Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка . Это не только материальные условия в детских садах , но и воспроизведение различных форм деятельности - система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. В Стандарте часто повторяется целевая установка - поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый - главный, направляющий. Теперь он - посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования .

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников , ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений ; он не сводится к школьным формам жизни, - подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”,- просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания общества».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка - личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, - то в дошкольном стандарте оставили только одно - личностное. Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. " В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников , здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма", - сказал руководитель группы разработчиков.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие социально-экономические риски : граждане России получат право не только на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации, но и по-настоящему качественное дошкольное образование .

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы дошкольного образования , особенно ее ресурсного компонента, позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса . Понятие условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов, условия – на достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом , условия реализации основной общеобразовательной программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования .

Закончить выступление хочется словами нашего премьер-министра Дмитрия Медведева : «Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это даст системе дошкольного образования прочность , доступность и современность… » Ведь именно дошкольное время – ключевое для становления личности человека и формирования у него основных жизненных навыков.

Литература :

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;

2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта .