Воспитание детей в педагогическом процессе доу. Создание условий для успешного развития и воспитания детей в доу

ларина такаева
Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ

«Индивидуально - дифференцированный подход в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Такаева Ларина Рафаиловна,

На протяжении последних лет индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола остается актуальным, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку в программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» разработано недостаточно.

Многие ученые (И. С. Кон, И. К. Кузнецова, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Т. А. Репина) полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных факторов – феминизация воспитательного процесса . В настоящее время воспитательный процесс , как в школе, так и в детском саду преимущественно осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье , поскольку из года в год растет количество неполных семей, в которых детей воспитывают одни матери . Другой неблагоприятный фактор - размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, - это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Контингент воспитанников в моей группе в целом социально благополучный. Большая часть семей имеет одного или двух детей , но имеются и неполные семьи (35%) . Однако взрослые не могут уделять должного внимания детям в силу своей занятости, либо в силу своей педагогической непросвещенности. Проведенное мной анкетирование это подтвердило : значительная часть родителей (64%) не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (36%) знают, как это делать. А как быть с остальными? Очевидно, что встал вопрос о необходимости активного привлечения родителей к гендерному воспитанию детей .

На современном этапе развития дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа ДОУ ставят перед педагогами важную задачу – перестроение всего воспитательно -образовательного процесса в ДОУ в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества .

Период дошкольного детства – важный период приобретения мужской и женской идентичности. Известный писатель и педагог Жан Жак Руссо говорил : «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать».

Гендерное воспитание в ДОУ должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий специалистов, воспитателей и родителей .

В структуру каждого занятия включаю гендерное приветствие и про-щание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т. д.).

В работе использую игровые упражнения, проблемные ситуации, беседы, тестовые задания, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» , «Мужской и женский поступок» , «Моя семья» и т. д).

Предлагаю вам ознакомиться со своей системой работы по гендерному воспитанию , которая пронизывает все направления развития ребенка-дошкольника .

Организация среды и занятий социально-коммуникативной направленности :

Большую роль в процессе гендерной социализации я отвожу созданию полоразвивающего и социокультурного пространства группы, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.

Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. При организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать, что :

В совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание :

Игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;

Различие игрушек для девочек и мальчиков.

Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.

Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения , соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки, играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т. д.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка : мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Организация занятий познавательной и речевой направленности :

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Дети должны постоянно получать знания и разнообразные впечатления об окружающей действительности. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).

Необходимо рассказывать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап, помочь осознать их значимость в семье) . Детям очень запомнился рассказ о металлургах, о нелегкой, но очень значимой в нашем обществе профессии. Дети, у которых родители работают на СТЗ, принесли фотографии, потом все вместе посмотрели видеофильм и пришли к выводу, что металлургом могут работать только сильные, смелые и физически здоровые мужчины.

Помимо этого в педагогический процесс ввожу специально-организованные занятия по развитию речи с учетом гендерного подхода, например :

1. Занятия с девочками. «В мире комнатных цветов» , «Моя любимая кукла» , «Оденем куклу на прогулку» , и т. д.

2. Занятия с мальчиками. «Знакомимся с инструментами» , «Мой папа водитель» , «Виды транспорта» и др.

(слайд 7) Программные задачи на таких занятиях решаются одинако-вые, но подача нового материала происходит по-разному - девочки быстрее мальчиков включаются в усвоение нового материала, в то время как с мальчиками сначала необходимо повторить пройденный материал, а затем приступить к подаче нового.

Кроме того, я стараюсь подбирать разную тематику занятий в соответствии с половой принадлежностью.

3. Фронтальные занятия. Занятия, где детям даются одинаковые зада-ния, но разный дидактический материал. Например, девочкам для пересказа даются иллюстрации к более сложным по содержанию сказкам. Мальчикам дается сказка проще по содержанию. На таких занятиях хорошо определяется разница речевого развития между мальчиками и девочками.

На литературно-драматических занятиях мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны) . Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания : «Я начну, а вы продолжите» .

Организация занятий физической культурой :

Наряду с такими видами физкультурных занятий, как игровые, сюжетные, тренирующие, я провожу и полоролевые. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты , физической и силовой выносливости, воспитание выдержки , смелости; для девочек – развитие чувства ритма , красоты движений, гибкости. Этот подход я осуществляю через деление общей группы детей на две подгруппы , различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества , которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка» , «Я - мальчик» , развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины.

На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде : девочки в юбочках, а мальчики в шортах. Такой внешний вид сразу организует детей , настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным.

Организация занятий художественно-эстетической направленности :

На занятиях конструирования и ручной труд в старших группах ис-пользую металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР» , различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т. д.) . Девочкам дается задание создать модель школы , семьи из мозаики, изготовление бижутерии (бусы, браслеты, резинки для волос, изготовление шкатулок из соленого теста. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.

Кроме того, к каждому празднику в детском саду мы с музыкальным руководителем готовим с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли : танец «Яблочко» , «танец Кота и кошки» , танец «АХ, мамочка» и др. Движения, разучиваются на музыкальных занятиях, учу девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развиваю : выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели. (фотографии в приложении)

На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаю условия для того , чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности, отражают принадлежность к определенной профессии. Привлекаю мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организую выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.

Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.) . Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят автомобили, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности : великодушие, надежность, уважение к девочкам – у мальчиков. И доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам – у девочек.

Пример : наблюдая за игрой детей в сюжетно-ролевую игру «дом» заметила несколько моментов, когда мальчики, исполняя роль папы, говорят девочкам- мамам такие фразы : «Ты вари суп, а я пойду на работу» , или «Я поехал на рыбалку, привезу рыбу приготовим вкусный ужин» или девочки говорят мальчикам «Посмотри, как я красиво накрыла стол, а ты будешь мыть посуду» . В этой ситуации ребенок понимает свою роль, свое полоролевое назначение.

Но бывают случаи, когда мальчики берут на себя роль женщины. Один из моих воспитанников узнав о том , что его мама ждет ребеночка, решил примерить эту роль на себе. Он под футболку положил подушку и такой счастливый, что у него в животике, как и у мамы ребеночек. Вот здесь пришлось вмешаться мне и объяснить ребенку, что мальчики не могут рожать детей , вынашивать их в своем животе, что это роль достается женщинам (т. е. маме, мужчины должны быть защитниками, добытчиками.

Игра рождается, как стремление воспроизвести увиденное или услышанное и еще раз пережить это. С этой целью я пополняю у детей кладовую памяти , кладовую впечатлений (для этого провожу тематические беседы «Профессии моих родителей» , «На кого хочу быть похожим» , «Кто мои предки» ; беседы о разных профессиях и их значимости;).

Организовала поход в музей «Морской славы» , где дети узнали и увидели разные виды морской техники, узнали о моряках, большой фурор на детей подействовал костюм водолаза. После этого я заметила, что дети стали примерять роль моряков, капитана, кок, боцман. Тогда, мы совместно с музыкальным руководителем решили подкрепить эту морскую тему, организовав праздник 23 февраля и назвали его «Морское рандеву» . Где соревновались два корабля, было настоящее мужское дружеское «братание» и перетягивание каната разными способами, и мыли палубу, и был даже настоящий кок, который витаминизировал детей напитками , а наши папы и дедушки поддержали детей и тоже учавствовали в соревновании доплыви до берега в маске, ластах и в очках. Дети и родители были просто в восторге. Также посетили музей «Русская изба» , где детям рассказали о старых древних традициях, дети увидели русскую печь. Участвуем с детьми в праздниках «Рождество» , «Колядки» , «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

Делюсь опытом с воспитателями в детском саду и на информационном сайте сайт, выступление на педсоветах, консультации «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей », открытые занятия.

В процессе работы я столкнулась с проблемой, что родители неохотно шли на контакт, низкий процент присутствия родителей на собрании, неохотно выполняли наши просьбы и поручения. Поэтому я дала возможность родителям увидеть своих детей с другой стороны . Я старалась раскрыть детей в театрализованной деятельности, показ открытых занятий, тем самым привлекая их присутствие в жизни ребенка в детском саду. Провожу вечера досуга, с привлечением мам и пап. Мною проведен концерт с привлечением детей старших и подготовительных групп для мам и бабушек на общем родительском собрании, проведен концерт к «Дню матери» , постановка сказки «Наша дружная семья» , «Мы шалунишки» , выставка «Мир глазами девочек (мальчиков) », проект «Моя семья» – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей , т. к. представители противоположного пола яв-ляются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек.

Работа с родителями по данному направлению : это различные консультации и семинары-практикумы : «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек» , «Знакомство с художественной литературой–как средство формирования начал мужественности и женственности у детей » (оформила памятку «рекомендуемая литература для чтения детям 4-6 лет для мальчиков и девочек», по запросу родителей оформила рекомендации «Как воспитать мальчика (без отца) 4-6 лет», «Как воспитать девочку 4-6 лет » .

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное, но и закрепление полученных знаний на практике. Например, фотоальбом «Как я провел лето» , «Мое семейное дерево» , совместное участие родителей и детей в выставках «Новогодние поделки» , «Поделки из овощей» , «Под Вифлеемской звездой» , «Покорми птиц зимой (кормушки) ».

Привлекая родителей к активному участию в воспитании по гендерному принципу, я ожидала, что

1. У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях , отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания согласно полу ребенка.

2. Как в группе, так и в семье появится насыщенная предметно – развивающая среда для детей .

3. Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Я пришла к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. И это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка. Мною разработан план совместной работы с родителями на учебный год.

В своей работе я стремлюсь найти рациональные формы организации жизни детей в дошкольном учреждении, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития . Я ориентируюсь на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благо-приятный для формирования полоролевого поведения ребенка. В результате всей работы по гендерному воспитанию у детей расширяется кругозор, повышается интерес к близким людям, их взаимоотношениям, дети чаще стали проявлять внимание, вежливость по отношению друг к другу. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

1.1. Возрастная периодизация и характеристика раннего возраста

1.2. Динамика анатомо-физиологического развития детей раннего возраста

1.3. Развитие речи и мышления детей раннего возраста

Глава 2. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста

2.1. Задачи и методы воспитания детей раннего возраста

2.2. Сенсорное развитие детей раннего возраста

2.3. Развитие речи детей раннего возраста

2.4. Развитие игровой деятельности детей раннего возраста

2.5. Методика организации занятий с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Глава 3. Взаимодействие персонала дошкольного образовательного учреждения с детьми раннего возраста

3.1. Методическая деятельность в воспитании и обучении детей раннего возраста в ДОУ

3.2. Педагогическо-воспитательная деятельность

3.3. Особенности работы персонала в период адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению

Список литературы

Приложения

Введение

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей - их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

сенсорное развитие,

развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и речи),

формирование элементарных математических представлений,

формирование развития речи,

развитие мелкой и крупной моторики,

физическое развитие,

музыкальное развитие,

творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности -формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.

Актуальность исследуемой темы связана еще и с тем, что в наши дни существует достаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающих традиции, так и основывающихся на новых технологиях обучения. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей. Вместе с тем значительное сокращение ясельных групп в дошкольных учреждениях в 90-е годы ХХ века сказалось на практике работы с детьми раннего возраста. Например, значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми до 3 лет; не обогащалась материальная база дошкольных учреждений пособиями и необходимым оборудованием для работы в ясельных группах. Подавляющая часть развивающих программ, разработанных в последние годы, рассчитана на работу с детьми 4 лет и старше. Поэтому сегодня следует говорить не о развитии системы раннего образования, а о его возрождении, необходимости создания новых программ, методических пособий, подготовки квалифицированных кадров, способных за короткое время решить проблему научной организации процесса развития и обучения детей раннего возраста с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.

Целью дипломной работы является изучение воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования – процесс воспитания и обучения детей раннего возраста.

Задачи исследования:

Рассмотреть психолого-педагогические, методические аспекты воспитания и обучаемости детей раннего возраста;

Изучить возрастную периодизацию и характеристику раннего возраста детей;

Рассмотреть динамику анатомо-физиологического развития детей раннего возраста;

Проанализировать педагогические условия воспитания и обучения детей раннего возраста в ДОУ.

В ходе работы были применены следующие методы исследования:

анализ психолого-педагогических, методических трудов;

подбор и составление методик для воспитательно-образовательного процесса.

Текстовая часть публикации

«Современное содержание образования как

фактор развития личности дошкольника»

Введение

3. Целевой компонент - цели и задачи образовательного процесса ДОУ

5. Принципы отбора содержания дошкольного образования

Введение
В последние пять–семь лет в системе дошкольного образования происходят бурные изменения. С одной стороны, планируется (да уже и происходит, например, разработка ФГТ, и одновременно планируется, например, введение стандартов дошкольного образования) отказ от того, чем известна и, более того, знаменита отечественная система дошкольного воспитания, – от занятий. При этом часто забывается, что слово «занятия» является однокоренным со словом «занятный» и не подразумевает похожести на школьные уроки. С другой стороны, требования, предъявляемые к системе дошкольного образования, существенно превосходят имеющийся на сегодняшний день уровень дошкольного образования и предполагают наличие у детей определенных навыков: чтения, письма, счета, ориентации в окружающем и многого другого. Все чаще слышатся разговоры о необходимости обязательного дошкольного образования. Нередко высказывается мнение, что ребенок, по тем или иным
причинам не посещавший детский сад, не будет психологически подготовлен к школьной жизни и усвоению предусмотренных школьными программами знаний. При этом остается открытым вопрос: как это будет соотноситься с законом об обязательном школьном образовании? Все громче слышны призывы разработать и ввести стандарты дошкольного образования. При этом говорят, что стандарты дошкольного образования – это совсем не то, что стандарты школьного образования. Но вполне можно ожидать, что, какой бы смысл ни вкладывался в слово «стандарты», скорее всего, вместе с их введением в крышку гроба отечественного дошкольного образования будет заколочен последний гвоздь. Итак, надо ли менять систему дошкольного образования? Для этого попытаемся сначала ответить на вопрос о роли общественного дошкольного образования в жизни маленького ребенка. Зачем современному ребенку в России нужен детский сад? Этот вопрос требует специального осмысления. Так, есть родители, которые считают, что детский сад – это, как говорил Г.А. Ягодин (в прошлом -начальник Комитета по образованию СССР), своеобразная «камера хранения». При этом если кого-то такое положение дел вполне устраивает, то другие родители записывают ребенка в разные кружки и студии, полагая, что научиться чему-то нужному и полезному он сможет только там. В педагогике давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение, которое ведет за собой развитие. Однако в отношении дошкольного образования нередко указывают на занятость родителей и отсутствие у них или у тех, кто их заменяет, специальной подготовки для обучения дошкольников. Ни в коей мере, не ставя под сомнение и занятость современных родителей, и отсутствие у них специального образования, тем не менее, мы считаем, что есть основания говорить, что детский сад нужен дошкольникам не только и не столько по этим причинам. Что же приобретают дети в детском саду, вернее, должны приобретать? С психологической точки зрения на этот вопрос можно ответить одним словом:
общение.
Ребенок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, должен, согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной деятельности. Все это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности, и одновременно позволяет ассимилировать достижения коллективных видов деятельности. Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для нормального, адекватного возрасту функционирования нервной системы
малыша, позволяет ему спонтанно расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность.
1. Понятие образовательного процесса
1.
Образовательный процесс
– это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности. 2. Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную. 3. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью. 4. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. 5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика
изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. а) понятие образовательного процесса в ДОУ; В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.

– это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие
ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).
Образовательный процесс в ДОУ
– это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ). Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО) Линии развития ребенка дошкольного возраста Физическое Социально-личностное Художественно-эстетическое Познавательно-речевое Например, линия познавательно-речевого развития. В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, апробировании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания. Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса как педагогического явления принципами, структурой и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОУ, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства. Для того, чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования.
б) принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процесса –
система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую
эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.
Принцип целостности развития ребенка
. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания. Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка. Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, причёсываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни. Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.
2. Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка

Принцип систематичности и непрерывности,
то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.
Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в

педагогическом процессе
предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.
Принцип учета возрастных возможностей детей
. Данный принцип реализуется через идею амплификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип индивидуализации и дифференциации
предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка. Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы. Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно- логической формы мышления.
Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта

ребенка в образовательном процессе
связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения
:
интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально– насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).
Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса

о
риентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.
Принцип гуманизации
отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений. Первое направление - соответствие задач, содержания и методов обучения и воспитания ребенка ведущим потребностям дошкольников. Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка: 1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.
Ощущение приятности, понимания, любви создает у ребенка чувство психологической защищенности, душевного покоя и равновесия. На этой основе формируется доверительное отношение к взрослым, миру, а это необходимое условие для того, чтобы ребенок был социально активен - хотел общаться, взаимодействовать с другими, был уверенным в себе, проявлял свое достоинство. 2. Потребность в познании и информационном обмене. Потребность в познании остается актуальной на протяжении всего дошкольного возраста и далее. Она выражается в стремлении познать окружающий мир. Ребенок реализует эту потребность в различных формах: вопросах, поисковых действиях, экспериментировании. Важно сохранить и развить эту потребность в устойчивый познавательный мотив - познавательный интерес. Для этого педагогический процесс детского сада (его содержание, формы организации), среда в которой он протекает должны быть насыщены познавательным содержанием. Овладение таки содержанием будет происходить как в организованных, так и не в организованных формах, как в условиях свободного общения, так и общения организованного. 3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении. Эта потребность проявляется в стремлении ребенка быть независимым от взрослого, самостоятельности, инициативности. Исследователи утверждают, что если эти стремления подавлять, то у детей возникают неуверенность в себе, неадекватность самооценки, излишняя застенчивость, иногда агрессивность, упрямство. В то же время для проявления самостоятельности, инициативности ребенок должен быть успешен в деятельности, общении. Поэтому одна из важных задач педагогического процесса состоит не только в том, чтобы стимулировать активность и самостоятельность, но и в том, чтобы подготовить ребенка к ней (помочь усвоить деятельность, развить к ней интерес, создать условия для ее самостоятельного выполнения) 4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения. Это предполагает, что у ребенка необходимо формировать опыт успешности в деятельности, положительные эмоциональные переживания по поводу деятельности. в этом отношении негативная оценка результатов ребенка ведет к развитию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам деятельности. 5. Потребность общения со сверстниками. Исследователи (Лисина, Божович, Смирнова, Галигузова) отмечают, что общение со сверстниками необходимое условие социального развития ребенка. Как реализовать эту потребность ребенка в образовательном процессе: развивать интерес к сверстнику, формировать опыт коммуникации со сверстником, развивать гуманность, создавать условия для возникновения содержательного общения детей друг с
другом по поводу совместной игровой, продуктивной деятельности, формировать коммуникативную культуру. 6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др. Второе направление - признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. С точки зрения учения о гуманизме (философская основа педагогики), ребенок рассматривается как существо уникальное, обладающее внутренним стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Он имеет право жить в таких условиях, которые будут способствовать его развитию. Задача взрослых создать условия для его полноценного развития. Третье направление - гуманизация содержания дошкольного образования. Этот принцип предполагает приобщение ребенка к доступному содержанию культуры и ОЦ. Дошкольный возраст – период становления базиса личностной культуры ребенка, ценностного отношения к миру. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Это основы ценностного отношения к миру. В Концепции дошкольного воспитания выделено 4 ценностных сферы, осваивая которые ребенок приобщается к культуре и ОЦ: Мир рукотворный, Мир природы, Мир социальных отношений, Мир самого человека. Процесс приобщения к культуре и ОЦ должен быть эмоционально насыщенным, деятельностно и индивидуально ориентированным. В каждой из программ для ДОУ выстраивается своя логика содержания, позволяющая постепенно вводить ребенка в мир человеческих ценностей, норм взаимоотношений, способов деятельности. Четвёртое направление - гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности, коммуникативности, основ толерантности, основ патриотизма, основ сотрудничества и др. Это направление реализуется через нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, гендерное, патриотическое воспитание, воспитания в духе мира и уважения к другим народам. Пятое направление - создание гуманных (субъект-субъектных) отношений его участников. Реализация этого принципа возможна через построение личностно-ориентированной модели взаимодействия, ориентированной на учет потребностей, интересов, субъектности ребенка – дошкольника. Основой таких отношений становится сотрудничество воспитателя и воспитанника, признание их в качестве субъектов взаимодействия. Субъект характеризуется активностью: он инициативен, коммуникативен, креативен,
способен к выбору, ответственен, компетентен, самостоятелен. Однако маленький ребенок не может быть в полной мере субъектом общения и деятельности. Взрослый способствует взращиванию субъектных качеств. Бабаева выделяет 3 позиции педагога, которые реализуют Л.-О. модель взаимодействия: а) позиция учителя - воспитатель обучает ребенка тому, что недоступно ребенку в силу его возрастных возможностей. Методы: показ, рассказ, объяснение, упражнение в способе действия. б) позиция партнерства - воспитатель равноправный участник игры, познания, труда. Методы: совет, предложение, совместное обсуждение. в) позиция опекаемого - воспитатель сознательно демонстрирует ребенку свои затруднения, ошибки, неверный ход рассуждения. Цель: пробудить активность, самостоятельность ребенка в поиске правильного решения. Такая позиция позволяет сделать процесс познания интересным, увлекательным. Эту позицию может реализовать и игрушка. Методы: проблемная ситуация, рассказ, демонстрация продукта деятельности, обсуждение. То есть, в гуманно ориентированном образовательном процессе и ребенок и воспитатель должны иметь возможность гибко менять свою позицию в зависимости от этапа освоения материала образовательной программы и уровня компетентности ребенка на данном этапе.
Принцип деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Источником развития становятся противоречия, преодоленные ребенком в деятельности. Данный принцип требует включение ребенка в разнообразные виды деятельности; обучение этим видам деятельности; воспитания положительно-заинтересованного отношения к деятельности, желание её выполнять; организацию развивающей среды, которая бы стимулировала активность (познавательную, коммуникативную, творческую, физическую) и предоставляла необходимый материал для её осуществления.
Принцип системности и оптимизации
(соответствие всех структурных компонентов педситемы друг другу и реальной педситуации).
Принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего

окружения
: сотрудники ДОУ (няня, повар и др.), родители, сотрудники музея, сотрудники театра и др.
в) структура образовательного процесса (целевой, содержательный,

операционально-деятельностный, ресурсный, контрольно-оценочный);

Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а «образовательный» о направленности на преобразование личности, индивидуальности, субъектности ребенка. Образовательный процесс – это управляемая динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целенаправленную, поэтапную и планомерную деятельность педагога по организации образовательного взаимодействия с ребенком, обеспечивающего достижение образовательных целей-результатов. цель задачи содержание средства методы формы условия результат. Получив результат, мы соотносим его с целью, оцениваем правильность и точность постановки задач, отбора содержания, адекватность используемых средств, методов и форм, эффективность созданных условий, определяем, какой аспект в деятельности был слабым, чем это вызвано, что было наиболее действенным. Вносим коррективы в педагогическую деятельность.
3. Целевой компонент -
цели и задачи образовательного процесса ДОУ.
Цель
– содействие разностороннему развитию ребенка-дошкольника как личности, индивидуальности, субъекта деятельности, формированию базиса личностной культуры посредством приобщения к общечеловеческой, российской и национальной культурам. Эта цель находит своё отражение в задачах воспитания и обучения, которые обозначены в Концепции дошкольного воспитания, Типовом положении о ДОУ, ФГТ к ООП ДО:
Задачи:
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; - развитие способностей сообразно возрасту; - воспитание социально значимых свойств личности, мотивов поведения, потребностей; - формирование основ социальной адаптации ребенка; - развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека.
Посредством чего могут быть решены эти задачи? - ознакомление с сферами окружающей действительности. - обогащение опыта деятельности и поведения. - организация содержательного общения - создание развивающей среды и др.
4. Содержательный компонент –
содержание дошкольного образования Цель и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяют содержание образовательного процесса ДОУ.
Содержание образовательного процесса
– это система знаний, умений, навыков, отношений, опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирования их мировоззрения, ценностных ориентаций, нравственности, поведения, подготовку к общественной жизни, труду, развитие индивидуальности. (Коджаспирова, Коджаспиров. Педагогический словарь. М., 2000)
«Содержание дошкольного образования»
– совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Оно является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства (ФГТ к ООП ДО) Содержание образования детей дошкольного возраста отражено в таких нормативных документах как ФГТ, основная общеобразовательная программа ДОУ (примерная и программа, разработанная ДОУ). Оно призвано не вооружить дошкольника определенными ЗУН, а обеспечить становление совокупности интегративных качеств личности на уровне, соответствующем возможностям и закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность, произвольность и др. Кроме того, к достижениям ребенка, освоившего содержание ДО относятся: способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владение первоначальными представлениями о себе, социуме, государстве
(стране), мире и природе, а так же наличие предпосылок учебной деятельности и владение умениями, необходимыми для осуществления разных видов деятельности Содержание образования структурируется относительно основных линий развития ребенка: физическое, познавательно – речевое, социально – личностное, художественно – эстетическое. Охарактеризуем эти компоненты: система знаний (о природе, предметном мире, социальном окружении, о самом человеке, о деятельности, в том числе творческой, и способах ее выполнения). Значение. Этот компонент выполняет функцию ориентировочной основы деятельности, поведения ребенка в действительности, является базой для развития ценностного отношения к действительности, окружающим людям, самому себе, является средством формирования у дошкольника целостной картины мира как системы систем (Поддъяков Н.Н.). Второй компонент представлен в виде способов разных видов деятельности, которыми ребенок овладевает в педагогическом процессе. Это общие способы деятельности: целеполагание, планирование, контроля, оценки и анализа результатов деятельности и процесса ее выполнения, а также специфические, то есть необходимые для выполнения разных видов деятельности: речевые, коммуникативные, познавательные, двигательной деятельности, трудовые, творческие и др. Значение. В процессе овладения этим компонентом содержания образования дошкольник приобретает опыт выполнения познавательной и преобразующей деятельности, общения, у него формируется позиция субъекта, сама деятельность приобретает характер средства самопознания, саморазвития, самовыражения, происходит развитие разнообразных способностей. Третий компонент – способы творческой деятельности. комбинирование, применение знакомого способа в новой ситуации, умение по-новому рассмотреть предмет и увидеть новые связи, отразить свои впечатления с помощью разнообразных средств (через стихи, рисунки, игру), экспериментирование. Значение: освоение этого содержания является основой для развития творческих способностей ребенка. Четвёртый компонент - способы проявления отношения (осознанного, социально-принятого, гуманного и т.д.) к окружающей действительности. Данный опыт является основой для формирования социально-нравственного поведения личности Значение. У дошкольника в процессе овладения содержанием этого компонента формируются мотивы, чувства, свойства личности.
В результате освоения такого содержания у ребенка формируется базис личностной культуры, проявляющийся в отношении (ценностном, познавательном, творческом, эстетическом) к миру. Все компоненты общественно-исторического опыта связаны между собой, осваиваются ребенком в единстве и обеспечивают целостное разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Данное содержание образование представлено в современных нормативных документах (ФГТ к ООП ДО, Примерные общеобразовательные программы ДО), оно структурируется по линиям развития, реализуется через интеграцию образовательных областей в различных видах детской деятельности.
5. Принципы отбора содержания дошкольного обрзования
В ФГТ эти принципы обозначены следующим образом: «Содержание дошкольного образования должно: 1. Рассматриваться в качестве всеобщей культурно-исторической формы, определяющей содержание и направленность процессов развития ребенка в онтогенезе. 2. Основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно- спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: культурно-исторический; деятельностный; личностный. 3. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 4. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования). 5. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.
6. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). 7. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. 8. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. 9. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках образовательных областей». Содержание дошкольного образования находит свое отражение в образовательных программах. Это нормативный документ, впервые появившийся в 40-х годах 20 века в отечественной системе дошкольного образования, определяет цель, задачи и содержание образовательного процесса в детском саду.
Операционально-деятельностный
компонент образовательного процесса ДОУ представлен педагогическими средствами, методами и формами.
Средства образовательного процесса
– это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. В образовательном процессе ДОУ в качестве таковых выступают: -предметы среды, окружающей ребенка (игрушки, конструктивные материалы, произведения литературы и искусства, дидактические материалы и т.д.). То есть различная наглядность (предметная и символическая (модели, макеты, литературные образы, макеты, картины, иллюстрации, рисунки и т.д.) В своей совокупности и определенном порядке размещения в пространстве они создают предметную развивающую среду группы и детского сада в целом; - социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники и общение с ними) - разнообразные виды детской деятельности (прежде всего игра (ее разные виды), продуктивная деятельность, эстетически ориентированная деятельность, двигательная и т.д. Эти виды деятельности, наполненные
обучающим, воспитывающим содержанием, включающие в себя задачи обучения, воспитания и развития ребенка, специально организуемые или самостоятельные - выполняют функцию средства педагогического процесса. - в качестве средства (как и метода) могут рассматриваться образовательные ситуации (стихийные или организованные, воспитывающие, обучающие или развивающие, житейские или специально созданные) в которые вовлекается ребенок и действуя в них, решая различные задачи активно изменяется, приобретает опыт. Все средства связаны друг с другом, используются в единстве и комплексе. Их выбор определяется: -характером целей и задач образовательного процесса -возможностями и уровнем развития воспитанников -содержанием видов детской деятельности и т.д. Средства связаны с методами, поскольку они могут являться частью метода (то есть с помощью средств реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на достижение целей развития и образования ребенка).
6. Методы воспитания и методы обучения для организации

образовательного процесса в ДОУ
В образовательном процессе детского сада используются различные
методы

воспитания и методы обучения.
Наиболее значимыми из них являются игровые, наглядные и практические. О специфике использования методов педагогического процесса мы будем вести речь применительно к конкретным направлениям образовательного процесса и его задачам Важным элементов опреационально-деятельностного компонента педагогического процесса детского сада, наряду со средствами и методами являются
формы организации
. Своеобразие развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства определяет и специфику форм организации образовательного процесса. К таким относятся: различные режимные моменты (это не только временные отрезки в ходе которых осуществляется обхаживание ребенка, присмотр за ним, но и решаются различные образовательные задачи. В такие моменты ребенок накапливает опыт (познавательный, социальный и др.), который затем в специально организованных формах работы будет обобщаться и систематизироваться. Кроме режимных моментов в качестве организационной формы традиционно
рассматривалось занятие с детьми. Это коллективная форма воспитания и обучения ребенка о необходимости введения, который в образовательный процесс ДОУ писала А.П. Усова. Она отмечала, что занятие не есть аналог урока в школе, адаптированный к возможностям и специфике обучения детей дошкольного возраста, это иная по сути и способу организации форма работы с детьми, призванная систематизировать, упорядочить тот разнообразный, стихийный опыт, который накоплен ребенком в иных формах образовательной деятельности. Долгое время занятия рассматривались как основная форма обучения и воспитания детей в детском саду. Излишняя дидактизация педагогического процесса привела в конечно итоге к тому, что практически все образовательные задачи воспитатели стремились реализовать на занятиях, которых для детей было не так много в режиме дня. Отсюда стремление интенсифицировать темп работы на занятиях, переполнить их избыточным содержанием, увеличить количество, привнести элементы занятия как организованной и управляемой учебно-познавательной деятельности детей в другие моменты жизни воспитанников, в игры, труд и т.д. В настоящее время предложено ограничить количество и виды занятий для детей - занятия в старшем возрасте по математике и развитию речи с целью подготовки к школе. Само же обучение ребенка как организованный процесс предлагается осуществлять в иных формах – - непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач. В связи с этим возникает множество проблем и вопросов: чем отличается занятие от непосредственной образовательной деятельности, реализуемой как совместная педагога и ребенка? Эти отличия носят сущностной или формальный характер? Если меняется форма организации обучения и воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ, то что она будет из себя представлять с точки зрения содержания, характера взаимоотношений педагога и ребенка, структуры, времени, методики? Отказавшись от занятий, где, когда и за счет какого времени реализовать то образовательное содержание, которое традиционно реализовывалось на занятиях? и другие, на которые еще только предстоит ответить, теоретически обосновав и технологически обеспечив их решение.
7. Ресурсный компонент образовательного процесса

Ресурсный компонент образовательного процесса –
это система условий, при которых успешно могут быть решены цели и задачи воспитания и обучения. Выделим группы условий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО: Средовые - организация среды, обеспечивающей активность ребенка. Психолого-педагогические - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка, реализация принципа природосообраз- ности, построение субъект-субъектного взаимодействия (взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе диалога и сотрудничества), реализация принципа индивидуализации, организация взаимодействия, развивающего и развивающегося с семьёй. Дидактические - реализация принципа интеграции и комплексно- тематического планирования организации образовательного процесса, осуществление образовательного процесса с помощью педагогических средств, методов и форм, адекватных возрастному потенциалу, целям и задачам образовательной программы, своевременное изучение и коррекция образовательного процесса. Организационные - установление социального партнёрства ДОУ с семьёй и ближайшим социальным окружением (библиотека, театр, музей), использование нормативно-правовых требований в области дошкольного образования.
Литература

Арапова-Пискарева Н.А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. - №5. – 2005. – с.64-73. Басова Т. ТРИЗ в детском саду.//Д.В.-№6-1995г. Дошкольная педагогика, 2005, № 3. с.61-64 Денякина Л.М. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост.И.А.Дядюнова. – М.: АПКиППРО, 2005. – с. 5-13. Дошкольная педагогика, 2005, № 4. Н.И. Марецкая Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях. с. 52-58. Дошкольная педагогика, 2005, № 3. с.61-64 Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (Проект) //Начальная школа плюс До и После. - №8. – 2006. – с. 4-12. Концепция дошкольного воспитания / Под редакцией В.В. Давыдова и В.А Петровского. //Д.В.-1989г- №5. Коджаспирова, Коджаспиров. Педагогический словарь. М., 2000 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации -М., 1993г. Маханева М.Д. Обновление содержания дошкольного образования //Управление ДОУ. - № 4. – 2005. – с. 8-9. Миронова О.П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка // Управление ДОУ. - №2. – 2003. – с. 8-13. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344с. Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ.- 7/Д.В.№ 8 - 95г., с.2. Хуторский А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. - М., Владос, 2005
Шадринов В.О. 6 новых программно- методических комплектов по дошкольному образованию - // Д.В - № 11 - 1997г.