Биомеханика: понятие, виды положения пациента в постели, применение вспомогательных средств. Биомеханика и положения пациента в постели Вынужденное положение пациента

Положение больного, как правило, указывает на тяжесть заболевания. (Следует знать, что иногда больные с тяжелым заболеванием довольно длительное время продолжают работать и ведут активный образ жизни, в то время как мнительные больные с легким заболеванием предпочитают укладываться в постель.) Положение больного может быть активным, пассивным, вынужденным.

Активное положение - это положение, которое больной может произвольно изменить, хотя и испытывает при этом болезненные или неприятные ощущения. Активное положение свойственно больным с легким течением заболевания.

В пассивном положении больной находится при определенных тяжелых заболеваниях. Иногда оно может быть очень неудобным для него (свешена голова, подвернуты ноги), но из-за сильной слабости или утраты сознания, либо вследствие большой потери крови изменить его не может.

Вынужденное положение - это поза, которая облегчает боль и улучшает состояние больного. К такой позе его вынуждает та или иная особенность заболевания. К примеру, в случае приступа удушья больной бронхиальной астмой сидит в постели, наклонившись вперед, упирается в кровать, стол, включая тем самым вспомогательные мышцы в акт вдоха (рис. 1, а). Во время приступа кардиальной астмы больной сидит, несколько откинувшись назад, и опирается руками о постель, ноги у него опущены. В такой позе уменьшается масса циркулирующей крови (часть ее задерживается в нижних конечностях), несколько опускается диафрагма, снижается давление в грудной клетке, увеличивается экскурсия легких, улучшается газообмен и отток венозной крови от головного мозга.

Рис. 1. Вынужденное положение больного при:
а – приступе бронхиальной астмы;
б – экссудативном перикардите;
в – сильных болях, вызванных язвенной болезнью;
г – паранефрите или приступе аппендицита;
д – столбняке;
е – менингите.

Сидячее или полусидячее положение больного в постели, которое он принимает для уменьшения одышки (ортопноэ), указывает на застой крови в малом круге кровообращения. Это может наблюдаться при слабости левого желудочка (при кардиосклерозе, инфаркте миокарда, воспалении сердечной мышцы - миокардите), а также при стенозе (сужении) левого предсердно-желудочкового отверстия.

При увеличении размеров сердца больные стараются лежать на правом боку, так как в положении на левом боку они испытывают стеснение, сердцебиение, усиление одышки.

В случае экссудативного перикардита (воспалительный выпот в сердечную сорочку) больные сидят в постели, наклонившись вперед (в таком положении уменьшается одышка; рис. 1, б).

При выпотном плеврите (воспалительная жидкость в полости плевры), крупозной пневмонии, пневмотораксе (воздух в полости плевры) больные лежат на больном боку, облегчая тем самым дыхательную экскурсию здорового легкого. Чаще на больном боку лежат также больные сухим плевритом, уменьшая этим экскурсию больной половины, а следовательно, и боль. На больном боку лежат и больные в случае развития у них бронхоуктазов, гангрены, абсцессов легких (нагноительные заболевания легких), так как в этом положении уменьшается кашель вследствие задержки оттока мокроты из полостей.

Когда больных беспокоят боли, вызванные воспалительным поражением брюшины, они стараются избегать всяких движений, особенно прикосновения к животу.

При обострении язвенной болезни больные принимают коленно-локтевое положение (рис. 1, в). Иногда облегчает боль положение на животе или, наоборот, на спине, что зависит от локализации язвы (соответственно на передней или задней стенке желудка).

Во время приступа аппендицита, при паранефрите (воспаление околопочечной клетчатки) больные лежат с согнутой в тазобедренном и коленном суставах ногой (рис. 1, г).

При коликах в животе, обусловленных поражением органов брюшной полости, больной беспокоен, мечется в постели, скрючен.

При столбняке (инфекционное заболевание с поражением нервной системы) во время приступа судорог больной упирается затылком и пятками в постель, туловище его изогнуто дугой (рис. 1, д).

Положение на боку с запрокинутой назад головой и приведенными к животу ногами, согнутыми в коленных суставах, характерно для больного, страдающего цереброспинальным менингитом (воспаление оболочек спинного и головного мозга). Это так называемое положение «вопросительного знака», «лягавой собаки» (рис. 1, е).

Установочная инструкция

Уважаемые студенты!

Предлагаемые вам задания по темам должны быть вы­полнены при подготовке к занятию. Приступая к выполне­нию заданий темы, вам необходимо ознакомиться со спис­ком литературы, который поможет при ответах на них. Подготовив все необходимое для выполнения заданий («ра­бочая тетрадь», учебник, лекции, ручка, карандаш), начи­найте работу, следуя инструкции темы. Задания выполня­ются непосредственно в «Рабочей тетради», разборчиво, в соответствии с требованиями.

Как правило, вы должны выполнить пять заданий непос­редственно в «Рабочей тетради». Если заданий больше, то обратите внимание на те, которые отмечены значком «*» это задания обязательные к выполнению.

Задания по алгоритмам выполнения манипуляций потре­буют от вас большей организованности, так как непосред­ственно на практическом занятии вы столкнетесь с приме­нением этих знаний на практике.

Задания творческого характера (кроссворды, ситуацион­ные задачи) выполняются в последнюю очередь и способ­ствуют улучшению вашей оценки.

Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок, по которым преподаватель выставит вам отметку.

Не забывайте получить отметку преподавателя по каж­дой теме!

Обозначения, используемые в рабочей тетради:

Определи понятия.

Ψ - Обратись к алгоритму манипуляций.

? - Ответь письменно на вопрос.

* - Задания, обязательные для выполнения.

? - Критерии оценки.


Цель: Познакомиться с принципами инфекционного кон­троля в лечебно-профилактических учреждениях.

Понятия «инфекционный процесс», «внутрибольничная инфекция»

Масштаб проблемы ВБИ

Способы передачи инфекции в ЛПУ

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции

Группы риска развития внутрибольничной инфекции

Виды возбудителей внутрибольничной инфекции

Требования к личной гигиене и медицинской одежде персонала

Уровни мытья рук

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1

Определи понятия.

Выпиши определения, используя учебник «Основы сест­ринского дела» и лекционный материал:

Инфекционный процесс - это процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в определенных условиях внешней среды

Внутрибольничная инфекция - инфекционное заболевание, возникшее у пациента вследствие его пребывания в данном стационаре и проявившееся как в условия стационара, так и после выписки из него в течение инкубационного периода болезни, а также инфекционное забоевание медицинского персонала, развившееся в результате его профессиональной деятельности.


Источник инфекции

*3адание 3

Механизмы и пути передачи инфекции.

Изучив лекционный материал, заполни таблицу:


Задание 4

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к ин­фекции.

? Изучив лекционный материал, ответь письменно на вопрос: Основные факторы, влияющие на восприимчивость хо­зяина к инфекции:

1. Возраст (дети и старики)

2. Нарушенный иммунологический статус (ВИЧ-инфекция)

3. Хронические заболевания (сахарный диабет)

4. Недостаточное питание (алиментарное истощение)

5. Лечебно-диагностические процедуры, хирургические вмешательства

(внутривенные факторы)

6. Нарушение целостности кожи (ожоги, пролежни, раны)

7. Изменение нормальный микрофлоры человека (антацидная терапия)

8. Неблагоприятная окружающая среда (ионизирующее излучение)

Задание 5

Цепочка инфекционного процесса.



*3адание 7

? Используя полученные знания, письменно ответь на вопросы:


* Задание 8

Действующие нормативные документы, регламентиру­ющие соблюдение инфекционной безопасности.

Письменно выполни задание:

В отделение поступает пациент с подозрением на СПИД.

Номер приказа определяющий Ваши действия: МЗ СССР №42-28/38-90 от 05.06.90г.

Дезинфицирующие средства (какой концентрации) Вам необходимо подготовить:1,0-5,0%

Возможный путь передачи этого заболевания в ЛПУ: Гемоконтактный (Парэнтеральный, Вертикальный,), половой и т.д.

Ψ * Задание 9

Требования к личной гигиене и медицинской одежде пер­сонала.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела и алгоритм манипуляции, заполни схемы:

1.



Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000

2. Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

3. Нос – 1% раствором протаргола

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола.

Ψ 2 Критерии оценки:

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *, своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

Оценка__________

Дата_____________

Подпись_________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: познакомиться с технологией дезинфекции.

После изучения темы студент должен знать:

Меры профилактики и контроля внутрибольничных инфекций

Действующие нормативные документы

Виды, методы и средства дезинфекции

Преимущества и недостатки различных групп дезин­фектантов

Правила техники безопасности при работе с дезинфи­цирующими средствами

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить дезинфицирующие растворы различной кон­центрации

Оказать первую помощь при попадании хлорсодержа­щих растворов на кожу и слизистые

Осуществить дезинфекцию предметов ухода за пациен­тами, белья, инструментов

Проводить влажную уборку помещений ЛПУ с приме­нением дезинфицирующего раствора

Проводить проветривание и кварцевание помещений ЛПУ

Проводить контроль санитарного состояния палат, тум­бочек, холодильников

Осуществить дезинфекцию и утилизацию использован­ного одноразового медицинского инструментария

*3адание 1

Меры профилактики внутрибольничных инфекций.

Заполни схему, используя лекционный материал.



*3адание 2

Определи понятия.

Выпиши определение, используя учебник по Основам се­стринского дела и конспекты лекций.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды, в том числе в изделия медицинского назначения.

Дезинсекция – мероприятия, направленные на борьбу с насекомыми и защиту от них.

Дератизация – комплексные меры по уничтожению грызунов

Контаминация – загрязнение предмета посторонними веществами, заражение культуры микроорганизмов или живой ткани чужеродным биологическим материалом (вирусами, бактериями)

Деконтаминация – это процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности.

*Задание 3

Виды, методы и средства дезинфекции.

Изучив материал, заполни схемы:


*Задание 4

Техника безопасности при работе с дезинфектантами.

Изучив технику безопасности при работе с дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

Вы медицинская сестра хирургического отделения. Проведите инструктаж студента медицинского колледжа по технике безопасности при работе с дезинфектантами.

1.Дезинфектанты оказывают неблагоприятные воздействия на человека, вызывая острые хронич. Раздражения кожи и слизистых оболочек, аллергич. реакции.

2.К работе допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие противопоказаний.

3.Администрация обеспечивает спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, один раз в году прохождение мед.осмотра.

4.Расфасовку и приготовление рабочих растворов проводят в отдельном помещении.

5.Хранить растворы в плотно закрывающейся емкости. Они должны иметь этикетки с указанием концентрации, даты изготовления.

6.Хранить отдельно от лекарственных средств.

7.Все работы проводить в маске, спецодежде и перчатках (допол. защитные очки и респираторы)

*Задание 5

Принципы первой помощи при отравлении дезинфек­тантами.

Изучив принципы оказания первой помощи при отравле­нии дезинфектантами, письменно выполни ситуационное задание:

У студента медицинского колледжа, после приготовле­ния хлорсодержащего дезраствора появились признаки раз­дражения кожи рук, отека слизистых носа, затрудненное дыхание.

Определи, что случилось и причина этого происшествия- у студента (пациента)острое отравление препаратом (хлорсодержащим)

Составь план первой помощи:

1.Вынести пострадавшего на свежий воздух.

2.Прием теплого молока с питьевой водой.

3.Оказать врачебную помощь.

4.Пораженное место кожи обильно промывают водой.

5.Глаза немедленно промывают водой и закапать раствор альбуцита.

Ψ * Задание 6

Приготовление дезинфицирующих средств.

Познакомься с алгоритмами манипуляций «Приготовление дезинфицирующих средств различной концентрации», выпиши формулы и реши письменно задачи:

Используя формулу приготовления раствора осветленной хлорной извести

Где, У-кол-во осветленного 10% р-ра хлорной извести У=% х кол-во литров/10%

Приготовьте:

5 литров 5% раствора хлорной извести

Решение: У=5 л * 10% / 5

Ответ: У=10

Приготовьте:

30 литров 3% раствора хлорной извести.

Решение: У=30 *10 / 3%

Ответ: У=100

*Задание 7

Правила соблюдения санэпидрежима.

Составь график кварцевания и проветривания процедурно­го кабинета, изучив материал учебника и конспекты лекций.

Проветривание:

Кварцевание:

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка_____________________

Дата________________________

Подпись____________________

Тема: ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ

Цель: Познакомиться с этапами предстерилизационной очистки, целями и принципами работы ЦСО.

После изучения темы студент должен знать:

Этапы предстерилизационной очистки шприцев и игл, резиновых изделий

Цели, задачи и принципы работы ЦСО

Методы, средства и режимы стерилизации

Виды контроля режима и качества стерилизации

Меры профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ- инфекции в ЛПУ

После изучения темы студент должен уметь:

Готовить моющие растворы

Осуществить предстерилизационную очистку изделий медицинского назначения

Осуществить контроль качества предстерилизационной очистки

Соблюдать технику безопасности при работе с биологи­ческими материалами

Уметь использовать защитную одежду (халат, маску, фартук, очки и щитки, перчатки) в практической деятель­ности

Обработать руки до и после манипуляции

Обработать руки и слизистые при контакте с биологи­ческими жидкостями

*3адание 1.

Определите понятия.

Дезинфекция – это комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных микроорганизмов в объектах внешней среды.

Предстерилизационная очистка – второй этап обработки ИМН, которой подвергают все изделия перед их стерилизацией с целью удаления белковых, жировых, механических препаратов.

Стерилизация – последний этап обработки ИМН, обеспечивающая гибель вегетативных и споровых форм патогенных и непатогенных микроорганизмов.

Асептика – комплекс профилактических мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану во время операций, диагностических процедур, манипуляций.

Антисептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заражения ран и лечение инфицированных ран воздействием на патогенные микроорганизмы.

*Задание 2

Виды антисептики.

Изучив лекционный материал, заполни схему:

ВИДЫ АНТИСЕПТИКИ

Щелочной раствор:


*3адание 3

Дезинфекция. Предстерилизационная очистка.

Изучив материал - конспекты лекций, заполни таблицу:


*Задание 4

Контроль качества предстерилизационной очистки.

Изучив материа лекций, найди соответствие:

Название проб:

1. Фенолфталеиновая

2. Азопирамовая

3. Амидопириновая

Положительная реакция:

а. сине-зеленое окрашивание

б. розовое окрашивание

в. сине-фиолетовое окрашивание

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты)

Азопирамовая проба


*3адание 5

Центральное стерилизационное отделение (ЦСО).

? Ответь письменно на вопросы, изучив материал учебни­ки по Основам сестринского дела и конспекты лекций: Какие основные задачи выполняет ЦСО?

а) Предупреждение ВБИ, и прежде всего с парентеральным механизмом передачи (гепатит В)

б) Сосредоточение обработки ИМН, подлежащих стерилизации

Какие основные структурные подразделения ЦСО?

1. НЕСТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: помещение приема, разборки, ПО ИМН и т.д.

2 СТЕРИЛЬНАЯ ЗОНА: расплагают стерилизационную, склад для стерильных материалов и т.д.

*3адание 6

Стерилизация.

Изучив материал лекций заполни

Используя полученные знания, составь схему обработки ме­таллических инструментов после использования (условия: дезинфектант-хлорамин; стерилизация в сухожаровом шкафу):



*Задание 9

Профилактика ВБИ.

Используя полученные знания, реши письменно ситуа­ционные задачи:

1. Вы работаете старшей м/с соматического отделения. На отделении зарегистрирован случай вирусного гепатита А.

Перечислите действия старшей мед. сестры.

1.Провести уборку 0,5% мыльно-содовым раствором или др моющим средством

2.Протереть все мокрые поверхности ветошью, смоченной дезинфектантом. Включают бактерицидный облучатель.

3.Моют с водой чистой ветошью.

Персонал надевает чистую спецодежду и обувь

4.Включают бактерицидные облучатели.

2. Студентка МК проходит практику на терапевтической отделении. Во время работы в процедурном кабинете уколола палец инфицированной иглой. От гепатита В не привита.

Составьте план мероприятий в данной ситуации

1.Немедленно обработать перчатки 3% раствором хлорамина или 70% спиртом и снять их.

2.Не останавливая кровотечения, выдаить кровь из раны и промыть это место водой с мылом.

3.Место повреждения обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода

Перечислите содержание аптечки ф-50:

70% этиловый спирт

6% раствор перекиси водорода

5% спиртовой раствор йода

Навескимарганцовокислого калия по 50 мг

1% раствор борной кислоты

Бактерицидный пластырь

Дистиллированная вода – 400 мл

1% раствор протаргола

Бактерицидный пластырь

Перевязочные средства

Глазные пипетки – 2 шт.(стерильные)

Стерильные ватные шарики

Стерильные резиновые перчатки – 2 пары

Критерии оценки:

«Отлично» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.

«Хорошо» все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточно­сти; выполнены задания только со знаком *, своевременно и без ошибок.

«Удовлетворительно» - выполнены задания только со знаком *,своевременно, при выполнении заданий допуще­ны неточности.

«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубы­ми ошибками, несвоевременно и не выполнены задания со знаком *.

Оценка___________________

Дата_______________________

Подпись____________________

Тема: ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ.

ПРАВИЛЬНАЯ БИОМЕХАНИКА ТЕЛА ПАЦИЕНТА И СЕСТРЫ

Цель: Познакомиться с лечебно-охранительным режимом и принципами биомеханики.

После изучения темы студент должен знать:

Понятие лечебно-охранительного режима, его элементы и течение для пациента

Виды режимов двигательной активности

Виды транспортировки

Правильную биомеханику при перемещении и измене­нии положения тела пациента в постели

Факторы риска несчастных случаев у пациентов раз­личного возраста

Методы снижения риска падений и других травм у па­циента

Факторы риска в работе медсестры (физические, хими­ческие, биологические, психологические)

После изучения темы студент должен уметь:

Убедить пациента в необходимости соблюдения назна­ченного режима физической активности

Собрать необходимую информацию о пациенте, обсудить план совместных действий с пациентом и коллегой перед выполнением транспортировки и перекладыванием пациента

Применить правила биомеханики в сестринской практике с целью предотвращения заболеваний и травм позвоночника

Осуществить безопасную транспортировку пациента на каталке, кресле-каталке, на носилках, на руках

Оказать помощь пациенту при изменении положения тела пациента в постели

После изучения темы студент должен владеть:

Техникой использования функциональной кровати

*3адание 1.

Определите понятия.

Выпишите определение, используя конспекты лекций.

Механика тела – изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения благоприятных движениях.

Эффект Вальсальвы – натуживание на высоте вдоха вызывает нарушения сердечного ритма и коронарного кровотока.

Постуральный рефлекс – совокупность рефлексов и реакций, обеспечивающих сохранение определенного положения тела или его части в пространстве (появление головокружения, шум в ушах)

Ортостатическая реакция – состояние человека. При резком изменении положения тела или при длительном стоянии, человек испытывает головокружение, и у него темнеет в глазах (коллапс)

Лечебно-охранительный режим – это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психологического покоя пациентов и медперсонала.


**Задание 3

Режимы физической (двигательной) активности пациента.

заполни схему.


* Задание 4

Изучив материалы лекций

заполни схему:

2. Определи и впиши названия вынужденных положе­ний пациента в постели.

1.При боли в животе пациент избегает любого прикосновения к животу, сгибает ноги.

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован.

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли.

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ.

1) положение Фаулера

2) положение на боку

3) положение на спине

4) положение на животе

5) положение Симса



?● Письменно ответь на вопрос, используя материал лекций:

От каких основных факторов зависит артериальное давление.

1. Гиподинамия

2. Ожирение

3. Атеросклероз сосудов

4. Заболевания почек

5. Опухолевые заболевания надпочечников (феохромоцитома)

6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника

Ψ* Задание 3

Измерение артериального давления.

Познакомьтесь с алгоритмом манипуляции "Измерение артериального давления".

Ответьте письменно на вопросы:

Артериальное давление чаще всего измеряют на лучевой артерии в области локтевого сгиба.

Укажите нормы артериального давления:

Верхняя граница нормы: 140/90 мм.рт.ст.

Нижняя граница нормы: 90/60 мм.рт.ст.

*"Задание 4

Характеристики дыхания.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, ответь письменно на вопрос:


Заполните схему:

* 3адание 6

Измерение частоты дыхательных движений.

Ответь письменно на вопрос:

Почему, измеряя частоту дыхательных движений паци­енту, мы не должны информировать его об этом обследова­нии?

Пациент может испугаться предшествующей манипуляции и поменять свой обычный тип дыхания.

Впиши границы нормы частоты дыхательных движе­ний:

ЧДД 16 – 20 дыхательных движений в минуту.

Определите понятия:

Апное – остановка дыхательных движенй

Брадипное – непроизвольное уменьшение частоты дыхания до 12 и менее циклов

Тахипное – учащенное поверхностное дыхание (свыше 20)

*Задание 7

Артериальный пульс.

· Выпиши определение:

Артериальный пульс это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами

· Отметь на схеме границы нормы артериального пульса:

Ps ниже 60 ударов 60 - 80 свыше 80 ударов

_________________________/______________________________/_______________________________________

Брадикардия норма Тахикардия

Ответьте письменно на вопрос:

Чаще всего артериальный пульс измеряют на лучевой артерии в области шиловидного отростка лучевой кости.

Заполни схему.

Основные характеристики артериального пульса:


*Задание 8

Графическая запись полученных результатов обследо­вания в температурном листе.

Изучив материал учебника по Основам сестринского дела, отметьте в температурном листе следующие показатели: (используй цветные карандаши)


1.................................................. 5

1.Глаза – обработать 1% раствором борной кислоты или раствором марганцовокислого калия 1:10000............................ 6

2.Кожа – обработать 70% спиртом и смазать ранку 5% раствором йода....................................................... 6

3.Нос – 1% раствором протаргола........................... 6

4. Рот - прополоскать 70% спиртом или 1% раствором протаргола. 6

1. Б)......................................... 11

3. А)......................................... 11

Заполни немую схему «Азопирамовая проба» (компо­ненты). 11

2.При коликах в животе пациент беспокоен, мечется в постели или скован........................................ 16

3.При плеврите – лежит на больном боку для уменьшения боли. 16

4.В случае приступа удушья при астме – сидит в постели, упираясь руками в кровать.............................. 16

5.Сидячее и полусидячее пациент принимает для уменьшения одышки – ортопноэ...................................... 16

1) положение Фаулера.......................... 16

2) положение на боку.......................... 16

3) положение на спине......................... 16

4) положение на животе........................ 16

5) положение Симса............................ 16

Познакомьтесь с алгоритмом способы транспортировки взрослого пациента, и заполни немые графы:................................ 17


Температурный лист

Фамилия Имя Отчество пациента_______________________________________

1.Активное – больной произвольно меняет положение в постели исходя из своих потребностей.

2.Пассивное – больной неподвижен,из-за резкой слабости не может самостоятельно изменить своё положение, и при бессознательном положении больного.

3.Вынужденное - больной принимает позу, облегчающую его состояние.

Положения (Фаулера - лёжа на спине, изголовье приподнято на 45-60 гр,под бедром и предплечьями подушки, ладони вниз, подушка под коленями и пятками,упор под стопы 90 гр; положение на спине - голова на низ подушке,подушка под плечо и кисти, под поясницей,подбёдра,пятки,упор стоп 90 гр; Положение на боку - голова на низ подушке, руки согнуты и на подушках, под спиной, между ног,верхняя нога согнута в колене, под стопой подушка; Положение на животе - голова на боку на низ подушке, подушка под животом, руки согнуты и вверх, под локтями п, под стопы п.; Положение симса - голова на низ подушке, ниж рука на простыне, верхняя рука согнута на подушке, верхняя нога согнута на подушке у подошвы мешочек с песком.)

Перемещение больного с каталки на кровать и наоборот.

Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать

Порядок перекладывания.

1. Поставить головной конец носилок (каталку) перпендикулярно к ножному концу кро-

вати. Если площадь палаты небольшая, поставить носилки параллельно кровати.

2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного,

второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транспорти-

ровку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй

– под поясницу и колени.

3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться

на 90° (если носилки поставлены параллельно – на 180°) в сторону кровати и уложить на неё больно-

4. При расположении носилок вплотную к кровати, удерживать носилки на уровне крова-

ти, вдвоём (втроём) подтянуть больного краю носилок на простыне, слегка приподнять его вверх и

переложить больного на кровать.

Перекладывание больного с кровати на носилки (каталку)

Порядок перекладывания.

1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к

ножному концу кровати.

2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки боль-

ного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транс-

портировку

осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного,



второй – под поясницу и колени.

3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повер-

нуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.

Правила биомеханики тела для безопасного передвижения пациента и медицинского персонала.

Биомеханика - наука, изучающая законы механического движения в живых системах.Изучает координацию работы костно-мышечной, нервной системы, вестибулярного аппарата, направленных на поддержание равновесия.

Правила:

1.устойчивое равновесие возможно когда центр тяжести будет проецироваться на площадь опоры.

2.Равновесие станет устойчивым, если увеличить площадь опоры(расширение стоп)

3.Сгибание ног в коленях, спина прямая- равновесие устойчивое

4.Снизить нагрузку на позвоночник при правильной осанке(плечи и бёдра в 1 плоскости,спина прямая)

5.поворачиваться нужно всем телом(а то смещение позвоночника)

6.подъём тяжести лучше заменить перекатыванием,поворотом,где это возможно.

Приготовление постели.

большую роль в течении заболеваний играет среда, в которой находится больной.Прежде всего это соблюдение правил личной гигиены и гигиены палаты.

Постель больного должна быть удобной, постельное ьельё чистым, матрас- ровным, при наличии у кровати сетки она должна быть натянутой.Для тяжелобольных с недержанием мочи и кала на наматрасник под простыню стелят клеёнку. Женщинам с обильными выделениями на клеёнку кладут пелёнку, которую меняют по мере загрязнения(но не реже 2 раз в неделю).Тяжёлобольных укладывают на функциональные кровати, применяют подголовники. Больному дают 2 подушки и одеяло. Постель перестилают регулярно перед сном и после сна. Нательное и постельное бельё меняют не реже 1 раза в неделю после приёма ванны, и при случайном загрязнении.

Смена белья.

Первый способ



1. Скатать грязную простыню в валик по направлению от головного и ножного концов

кровати к поясничной области больного.

2. Осторожно приподнять больного и удалить грязную простыню.

3. Подложить под поясницу больного скатанную таким же образом чистую простыню и

расправить её.

Второй способ

1. Передвинуть больного к краю кровати.

2. Скатать свободную часть грязной простыни валиком от края кровати по направлению к боль-

3. Расстелить на освободившееся место чистую простыню, половина которой остаётся скатанной

валиком. 4. Передвинуть больного на расстеленную половину чистой простыни, убрать грязную простыню

и расправить чистую.

Смена нательного белья:

1.подвести руку под спину больного, поднять край его рубашки до подмышечной области и затылка.

2.снять рубашку через голову больного,а затем с рук

3.надеть рубашку в обратном порядке: сначала надеть рукава,затем рубашку перекинуть через голову больного и расправить её под его спиной

4.на больного,находящегося на строгом постельном режиме,надеть рубашку-распашонку.

Ухаживая за тяжелобольным, необходимо уметь придать пациенту удобное положение в постели с помощью дополнительных подушек (под спину 2 подушки при положении "полулежа", под спину 3 подушки при положении пациента "полусидя в постели"). Ноги пациента должны быть слегка согнуты в коленях. Для этого подложите свернутое одеяло. Стопы пациента должны быть в упоре, под локти пациента подложите маленькие подушечки.
При перемещении пациента в постели необходимо помнить о смещающей силе, являющейся причиной образования пролежней. Для этого при перемещении пациента необходимо перенести. Пациент участвует в передвижении в постели (перемещать желательно вдвоем).

Перемещение пациента в постели:


  • повернуть пациента на спину;
  • убрать подушку и одеяло;
  • положить в изголовье подушку, которая предотвратит удар пациента головой о спинку кровати;
  • предложить пациенту охватить свои локти кистями рук;
  • одному человеку встать у верхней части туловища пациента, подвести руку, находящуюся ближе к изголовью пациента, подвести под шею верхнюю часть плеча пациента;
  • продвигать руку далее, к противоположному плечу;
  • другой рукой обхватить ближайшую руку и плечо пациента (обнять);
  • второй помощник, стоя у нижней части туловища больного, подводит руки под поясницу и бедра пациента;
  • предложить пациенту согнуть ноги в коленях, не отрывая стоп от постели;
  • согнуть шею пациента, прижав подбородок к груди (таким образом уменьшается сопротивление и увеличивается подвижность пациента);
  • попросить пациента на счет "три" оттолкнуться пятками от постели и способствовать помощникам, приподнять свое туловище и передвинуться к изголовью кровати;
  • один из помощников, находящийся у изголовья, приподнимает голову и грудь пациента, другой укладывает подушки;
  • помочь занять пациенту удобное положение в постели;
  • накрыть одеялом;
  • убедиться, что пациенту комфортно;
  • вымыть руки.

Для предупреждения образования пролежней необходимо каждые 2 часа менять положение пациента: из положения "лежа на спине" перевести в положение "лежа на боку".

Для этого необходимо:


  • согнуть левую ногу пациента в коленном суставе (если вы хотите повернуть пациента на правый бок), подсунув левую стопу в правую подколенную впадину;
  • положить одну руку на бедро пациента, другую на его плечо;
  • повернуть пациента на бок, на себя (таким образом, действие "рычага" на бедро облегчает поворачивание);
  • подложить подушку под голову и тело пациента (таким образом, уменьшается боковой изгиб шеи и напряжение шейных мышц);
  • придать обеим рукам пациента слегка согнутое положение, при этом рука, находящаяся сверху, лежит на уровне плеча и головы; рука, находящаяся снизу, лежит на подушке рядом с головой;
  • подложить под спину пациента сложенную подушку, слегка подсунув ее под спину ровным краем (таким образом можно "удержать" пациента в положении "на боку");
  • поместить подушку (от паховой области до стопы) под слегка согнутую "верхнюю" ногу пациента (таким образом осуществляется профилактика пролежней в области коленного сустава и лодыжек и предотвращается переразгибание ноги);
  • обеспечить упор под углом 90° для нижней стопы (таким образом обеспечивается тыльный сгиб стопы и предотвращается ее "провисание").

Из положения пациента "лежа на боку" легко перевести его в положение "лежа на животе" (рис.).

Для этого необходимо: