Советские объективы правда и ложь. Лучшие советские объективы

Несмотря на то, что советские марки фотоаппаратов по причине их безнадёжной технической отсталости и неважного, мягко говоря, качества, приказали долго жить, весьма и весьма неплохая советская оптика до сих пор пользуется заслуженной популярностью у фотографов-«зеркальщиков», особенно в профессиональной и продвинутой любительской среде. Более того, в последние годы предприятия (Красногорский, Лыткаринский заводы, минский БелОМО) восстановили производство знаменитых моделей объективов, используя проверенные оптические схемы и проведя их адаптацию к современным требованиям, сделав главный упор на усовершенствование качества просветления и снижение хроматических аберраций. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны отечественной оптики:

Плюсы

  • Хорошее, а порой и отличное качество оптического стекла.
  • Неплохая механика, надёжные стальные корпуса, длинный ход фокусировочного кольца. Фронтальная часть не вращается. В отличие от недорогой импортной пластмассовой оптики, наши объективы надёжны, долговечны, максимально удобны для работы в ручном режиме фокисировки.
  • Проверенные оптические схемы, нередко в качестве прототипа избирались лучшие цейссовские образцы.
  • Привлекательная цена, на вторичном рынке зачастую просто бросовая.

Минусы

  • Фокусировка возможна лишь в ручном режиме, отсутствуют стабилизаторы изображения.
  • Управление диафрагмой редко совместима с камерой, чаще всего приходится устанавливать вручную.
  • Большая часть советской оптики, представленной на рынке, была в употреблении и может иметь высокую степень износа.
  • За исключением нескольких моделей, имеющих заводское крепление К (Pentax), оптика имеет присоединительную резьбу, а не байонет. Правда, через переходное кольцо советские объективы м42 и М39 можно установить на любую иностранную зеркальную камеру. Справедливости ради нужно отметить, что ныне производимые обновлённые модели оснащаются, помимо М42, заводскими байонетами современных стандартов Canon, Nikon, Pentax, Olympus.

Следует учитывать, что оптика рассчитана на полноразмерный малоформатный кадр, full frame профессиональных камер. При установке на любительскую технику часть изображения отрезается и условное фокусное расстояние будет больше номинального с учётом crop-фактора.

Советские объективы для canon, Nikon, Sony не заинтересуют тех, кто покупает зеркалку лишь ради престижа или по совету друга, щёлкает фотки исключительно в автоматическом режиме одной лишь «китовой» оптикой. Те же, кто осваивает приёмы художественной фотографии, не боится (и не ленится) учиться и экспериментировать, умеет работать в ручных режимах, традиционные объективы оценят по достоинству. Кстати, производитель непревзойдённой легендарной оптики Carl Zeiss, а также весьма уважаемый Samyang даже не планируют оснащать свои чудесные объективы моторчиками, они все фокусируются только вручную.

Назовём лучшие советские объективы, сгруппировав по фокусному расстоянию:

Сверхширокоугольные

Короткофокусные

  • Зенитар М 2,8/28 - на кропе будет работать ближе к стандартному «полтиннику». К сожалению, по-настоящему сильных короткофокусников отечественная промышленность не создала.

Портретники

Нажмите для просмотра ↓

В этом сегменте нашим производителям есть чем похвастаться:

Длиннофокусные



Телеобъективы



Список, конечно же, неполон. Можно смело утверждать, что отечественная оптика для зеркальных камер превосходит по своим оптическим характеристикам и прорисовке изображения не только объективы, входящие в kit-комплекты японских производителей, но зачастую и довольно дорогую зарубежную полупрофессиональную технику.

Как установить «наш» объектив на «их» камеру

Если вы приобретаете новый объектив, лучше обойтись без переходников и купить экземпляр с нужным вам байонетом. Они есть во всех стандартах, кроме Sony.

В случае, если вам достался старый советский объектив с присоединительной резьбой М42 (реже М39), последовательность шагов должна быть следующей:

  1. Снимаем с цифровой зеркалки автофокусный объектив.
  2. Включаем её.
  3. Нажимаем кнопку спуска.
  4. А. Затвор сработал - всё отлично, проблем не будет.
  5. Б. Затвор не сработал. Ищем в меню «блокировку (спуск) затвора при неустановленном объективе» и отключаем эту функцию.
  6. В. Функция отключения блокировки в меню отсутствует. Вопрос решается приобретением переходного кольца с вмонтированным чипом, который обманет камеру, сигнализируя о том, что оптика якобы на месте.
  7. Приобретаем переходное кольцо «резьба-байонет» требуемого стандарта, простое либо чипированное. Устанавливаем объектив.

«Я рожден в Советском Союзе,
Сделан я в СССР!»
(О. Газманов)

Большинство фотолюбителей могут повторить слова из песни О. Газманова. Советское прошлое, со всеми его атрибутами, прочно ассоциируется с детством и юностью, приобретая постепенно сказочные легендарные черты. Для фотографа СССР — это прежде всего советская оптика, наши «цейссы», «настоящие», «железные», не то, что современная китовая пластмасса.

Настоящая статья не может претендовать на возможно полный и обстоятельный обзор огромной номенклатуры советских объективов для разных систем, это достойная тема для полноценной монографии. Цель данного материала – помочь начинающему фотолюбителю разобраться в особенностях наиболее популярных образцов, уяснить их достоинства и недостатки, обойти «подводные камни» совместимости с современными цифровыми «тушками». Это позволит избежать ненужных разочарований, ведь фотография должна приумножать счастье на Земле, дарить радость фотографу, моделям и зрителям. Так как старый объектив, как и любой предмет из повседневного быта, через десятилетия превращается в особый «артефакт», наделенный не только физическими свойствами, но и таинственным «духом времени», материал структурирован в соответствии с некоторыми образами советской эпохи, характеризующими и оптику.

1. «Солнечный круг, небо вокруг».

Советская оптика – это свет. С «темными» зумами нас познакомили позже. Слова детской песенки точно характеризуют рисунок семейства самых массовых советских объективов для зеркальных камер, названных в честь древнегреческого бога солнца – «Гелиос ».

Все «Гелиосы» — классические шестилинзовые «Планары». Схема «Планар» была разработана П. Рудольфом для фирмы «Карл Цейсс Йена» в далеком 1896 г., раньше четырехлинзовых «Тессаров»(1902г.). Уступая «Тессарам» в резкости, «Планары» обладают более эффектным рисунком размытия, что цениться в портретной съемке. Правда, практика показала, что для реализации достоинств этой схемы необходимо использование высококачественного оптического стекла (с добавками лантана и т.д.) или включение специальных оптических элементов. С 1920 г., когда истек срок патента доктора Рудольфа, схемы «Планар» и «Тессар» свободно продавались производителям оптики по всему миру и на данный момент самые популярные фикс-объективы являются их ближайшими родственниками. СССР купил у «Цейсса» сразу три схемы «Планар», «Тессар» и «Зоннар» в 1931 г.

Разумеется, досконально повторить «цейссовскую» схему в объективе любого другого производителя невозможно, необходимо сделать перерасчет в соответствии с оптическими свойствами используемых материалов. Хотя опытный «Гелиос-1» 50/2 был готов еще в 1937 г., советские конструкторы вели неравную битву с низкокачественным оптическим стеклом отечественного производства. В какой-то степени выручило послевоенное сотрудничество с немецкими «товарищами» — головное предприятие «Карл Цейсс Йена» оказалось в ГДР. Объективы «Carl Zeiss Jena Biotar 75/1.5» и «Carl Zeiss Jena Biotar 58/2» были пересчитаны профессором Д.С. Волосовым.

Первым серийным «Гелиосом» стал легендарный «Гелиос-40» 85/1.5. Неприятные отличия советского оптического стекла от оригинального Д.С. Волосов пытался компенсировать большим фокусным расстоянием, увеличенной толщиной линз и воздушных промежутков между ними. Это отрицательно сказалось на размерах и весе «Большого Гела» (больше 900 гр), не зря на «исторические» объективы этой серии штатно устанавливали крепление для штатива. Зато игра с аберрациями 3-го и 5-го порядков привела к удивительному оптическому эффекту: своеобразной кривой резкости по полю кадра, когда падение резкости идет не линейно от центра к краю – в центре кадра и по самым краям резкость хорошая, а между ними – провал. С учетом выраженного виньетирования, кривая резкости подчеркивала фирменный «крученый» рисунок боке, что позволило «Гелиосу-40» разных модификаций завоевать славу лучшего советского портретного объектива, особенно подходящего для пластичного женского портрета. Кроме того, он использовался для технической съемки с осциллографов, на его базе был создан прибор ночного видения «Циклоп».

Как оценить свойства железной легенды советского объективостроения сегодня? На сайте КМЗ приводятся данные измерений резкости «Гелиос-40-2» по советским методикам: центр 48 линий на мм, поле – 20, край – 34. (при этом в заводских ТУ указано центр – 36, край – 17). На сайте photozone.de размещен обзор «Гелиос-40-2» 1979 г. на кропнутой камере Pentax K-10D (кроп 1.5). Отметив исключительную прочность конструкции, способную пережить «Третью мировую», авторы в числе очевидных достоинств называют 10-ти лепестковую диафрагму, несущественное на кропе виньетирование (0,66 на открытой диафрагме), практически незаметную дисторсию – 0,1 %, великолепно подавленные хроматические аберрации (данные взяты с сайта photozone.de):

А вот характерная кривая резкости и на цифре резко ограничивает сферу применения «Большого Гела»:


Измерения проводились на 10-мегапиксельной камере с кроп-фактором 1.5, поэтому абсолютные цифры сопоставлять с кэноновскими тестами не корректно, но общая картина хорошо видна. На кропе резкость можно найти только в центре кадра (до диафрагмы 5.6), что с учетом мизерной ГРИП на 1.5 предъявляет очень жесткие требования к навыкам ручной фокусировки у фотографа. Но при успехе – оригинальный и узнаваемый рисунок «Гелиоса-40» позволит создавать художественные портреты с радостной, светлой картинкой.

В советское время «Гелиос-40» выпускался только на заводе разработчике (КМЗ), что способствовало стабильному качеству, в двух модификациях, отличающихся только байонетом:

  1. «Гелиос-40» под байонет (резьбовое крепление) М39, диаметр светофильтра 66 мм.
  2. «Гелиос-40-2» под байонет (резьбовое крепление) М42, диаметр светофильтра 67 мм.

Цифровая техника и программы обработки фотографий подарили солнцеподобному «Большому Гелу» вторую жизнь, скорректировав некоторые его недостатки. Когда цена на вторичном рынке достигла 1000 долларов, потребность в объективах «с рисунком» была осознана даже эффективными менеджерами. В 2012 г. КМЗ возобновил производство легендарного объектива, несколько осовременив конструкцию: почти на 100 грамм снижен вес, так как отказались от крепления штатива, мультипросветление (чтобы всех запутать, решили не указывать это в названии традиционным индексом МС), с 2013 г. кроме байонета М 42 объектив производиться с байонетами C (Canon EOS) и N (Nikon mount F), хотя маркировка 40-2 и в последних случаях сохраняется: «Гелиос-40-2» (М42), «Гелиос-40-2C» (Canon EOS) и «Гелиос-40-2N» (Nikon mount F). Диаметр светофильтра у всех модификаций 67 мм. По отзывам, несколько улучшилась резкость, вероятно, столь низкокачественного оптического стекла сегодня не достать.

На роль штатника для зеркалок «Старт» и «Зенит» предназначался «Гелиос-44 ». Но в данном случае Д.С. Волосов имел меньше возможностей для маневра, так как полтинник должен быть маленьким и легким. Хотя по немецкому образцу пришлось и здесь увеличить фокусное расстояние – до 58 мм. Зато как и «Цейсс», первый «Гелиос-44» был заключен в красивый металлический корпус (белый) и обладал 13-ти лепестковой диафрагмой, благодаря чему фирменное «крученое» боке отличается еще и правильными дисками «бокешек». Объектив шел под байонет (резьбовое крепление) М39. Дальнейшую эволюцию «Гелиосов-44» трудно оценить однозначным образом. С одной стороны старались удешевить и упростить механическую начинку, отказавшись от роскошной 13-лепестковой диафрагмы: на второй модификации «Гелиос-44м» диафрагма состояла из 8 лепестков, на последующих – из 6. Рисунок размытия стал чуть грубее. Зато перешли на более популярный байонет (резьбовое крепление) М 42 с моргающей диафрагмой (не актуально на системе Canon Eos)– все «Гелиосы-44» с буквой М вплотную к номеру, например «Гелиос-44м-2», однослойное просветление сменилось мультипросветлением – обозначение МС перед названием, например «МС Гелиос-44м-6», киевский завод «Арсенал» выделял буквы МС красным цветом. «Закрученное» боке сохранялось у всех модификаций, причем постепенно росла резкость. Современных инструментальных тестов по «Гелиосам» 44-го семейства найти не удалось, но ТУ Красногорского механического завода дают следующую картину:

Прогресс налицо, но массовый выпуск на нескольких заводах (кроме «головного» КМЗ «Гелиосы 44-го семейства выпускали Минский, Вологодский, Валдайский заводы) привел к очень сильному разбросу качества конкретных экземпляров, что подпортило репутацию «солнечного» объектива. Отличия в качестве могут превосходить отличия по ТУ.



Объектив Гелиос 44М

Все «Гелиосы 44М» выпускались с байонетом (резьбовым креплением) М42, кроме «Гелиос 44-7» (без буквы М) – со специфическим байонетом только для камеры «Зенит-7».

Но 58 мм не самое удобное фокусное расстояние для штатного объектива. В 1957 г. Д.С. Волосов рассчитал объектив по той же схеме и из обычного оптического стекла с фокусным расстоянием 52 мм. – «Гелиос-65», его выпускали на киевском заводе «Арсенал» для камер «Киев-10». Но показатели резкости оказались худшими из всего семейства – центр-35, край – 15. Только в 60-е гг. в СССР освоили выпуск лантанового оптического стекла – сверхтяжелый крон СТК-6 с аномальными показателями преломления. Сочетание крона в положительных (выпуклых) линзах и флинта в отрицательных(вогнутых) позволяло не только эффективно подавлять аберрации, но и обеспечивало высокую резкость при малой кривизне поля изображения. Первым серийным объективом с лантановыми стеклами был знаменитый Leitz Summicron 50/2. 1953 г., прародитель современных Leica Noctilux 50/0,95. Использование качественного стекла изменило ситуацию – новый МС Гелиос-81Н завоевал хорошую репутацию самого резкого объектива из семейства «Гелиос»: центр – 52, поле – 37, край – 27, сохранив «фирменный» рисунок, хотя и в меньшей степени. Объектив выпускали на киевском и уманьском заводах для зеркалок «Киев» в следующих модификациях:

  1. МС Гелиос-81Н 50/2 – с байонетом Н (Nikon mount F)
  2. Гелиос-81М 53/2– с байонетом (резьбовым креплением) М42
  3. Гелиос-Автомат 50/2 – со специфическим байонетом только для камер «Киев – 10» и «Киев -15».
  4. Arsat Н 50/2 – тот же МС Гелиос-81Н 50/2 после распада СССР.

Последней версией «Гелиоса» с наиболее интересным сочетанием оптических характеристик стал МС Гелиос-77м-4 50/1.8, производство которого началось в 1990 г. на Валдайском и Вологодском заводах, но продолжалось, к сожалению, недолго. Высокое разрешение (центр – 45, край – 25 линий на мм) сочетаются со светосилой 1.8, удобным фокусным расстоянием 50 мм и выраженным «крученым» боке. Его выпускали с байонетом (резьбовым креплением) М 42. Но сегодня это довольно редкий объектив.

«Гелиосы» 44-ой, 77-й и 81-й серии обычно(!) шли под светофильтр 52 мм — очень популярный сегодня «китовый» размер, легко купить и фильтр и бленду. Но разные заводы (!), в разное время (!) выпускали партии «Гелиосов» разных модификаций (!) под светофильтры редкого диаметра 49 мм.



"Крученое боке" Гелиоса 44M.

Еще в 80-е гг. КМЗ передал выпуск всех 44-х и 77-х «Гелиосов» другим предприятиям. Сейчас объективы этих серий не производятся. Благодаря распространенности и низкой цене некоторых модификаций, младшие «Гелиосы» лучше всего подходят для первого знакомства с советской мануальной оптикой и технических экспериментов – на их основе собирают монокли и другие очень специфические «творческие» объективы.

2. «Маяк индустриализации»

Советская оптика – это индустрия. Тяжелая и железная, без сложной автоматики и электроники. Такая – как популярные объективы «Индустар».

Объективы «Индустар » рассчитаны на цейссовской схеме «Тессар» (4 линзы в 3-х группах), которая привлекательна сочетанием высокой резкости и бликоустойчивости (даже без мультипросветления), простоты и не предъявляет высоких требований к качеству оптических материалов и прецензионности сборки – то, что нужно в стране, недавно прошедшей индустриализацию.

С 1930 г. выпускалось огромное количество модификаций «Индустаров» под самые разнообразные фотосистемы. Советские «Тессары» красовались на байонете огромных крупноформатных камер ФКД (тех самых деревянных ящиков на треноге, с «птичкой» и фотопластинами 180 на 240мм – вот настоящий FF; камера сама по себе достойна упоминания в «Книге рекордов Гиннеса», так как выпускалась разными заводами с 1930 до 1987 года!!!); устанавливались на фотокинопулеметы советских истребителей, на проекционные камеры для съемки документов, на миниатюрные «бытовые» камеры и «спецтехнику» киевского «Арсенала», Феодосийский завод выпускал варианты для фотоувеличителей (с индексом «У»). «Индустары» шли в комплекте с дальномерными, зеркальными, среднеформатными и двухобъективными камерами (например, «Любитель-166»). Наиболее популярны зеркальные и дальномерные объективы «Индустар» 50-го и 61 семейства.

« » 50/3.5 был рассчитан М.Д. Мальцевым в далеком 1953 г. как недорогой и компактный штатный объектив для камер «Зоркий» и «Зенит». Это «честный» советский кит – очень маленький (напоминает современные «блинчики»), легкий (менее 100 гр), с надежным «железным» конструктивом, со всеми положенными шкалами. Очень большой и плавный ход фокусировочного кольца обеспечивает точную фокусировку, 7-ми лепестковая диафрагма закрывается плавно, без фиксации.



Объектив Индустар 50-2. Образцы фотографий можно посмотреть (ссылка откроется в новом окне).

Хотя в этом объективе не использовали специальные сорта стекол, он обеспечивает приличную резкость в центре кадра, не зря «Тессары» называют «Орлиный глаз»: по заводским ТУ центр – 38, край – 22 линий на мм. «Индустар-50-2» подобно «Гелиосам» подкручивает боке, хотя каким-то особо изысканным рисунком не обладает. Просветление линз – однослойное, в 50-гг. обозначалось индексом «П». Хотя его выпускали на КМЗ, Лыткаринском, Казанском и Феодосийском (вариант «У») заводах, из-за простоты схемы разброс в качестве не большой. Несомненно, это самый дешевый советский полтинник, который часто покупают для различных технических экспериментов, например для переделки в монокль.

Однако, есть и подводные камни. Объектив выпускали долгое время для разных систем, причем стандарты маркировки несколько раз менялись:

1. «Индустар-50-2 » 50/3.5 — для зеркальных камер под байонет (резьбовое соединение) М42.

2. «Индустар-50 » 50/3.5 – для дальномерных камер под байонет (резьбовое соединение) М39. Без особых обозначений (индекс»Д»), обычно в белом корпусе. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции.

3. «Индустар-50У » 50/3.5 – объектив от фотоувеличителя под байонет (резьбовое соединение) М39. Самый маленький «Индустар», очень резкий, без кольца фокусировки. Самый дешевый. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. Чтобы сфокусироваться придется двигать саму камеру, как с макрокольцами.

Светофильтры . Маленький диаметр передней линзы и устаревшие стандарты сыграли над современными пользователями злую шутку – «Индустары-50» выпускали под разные размеры светофильтров, но все они весьма экзотические: 33,5 мм; 34мм; 35 мм. Были фильтры на резьбе, а были «нахлобучки». В любом случае, одетый светофильтр перекрывал доступ к кольцу управления диафрагмой.

«Индустар-61 Л/З » 50/2.8 МС– лучший советский «Тессар» по оптическим характеристикам. Был рассчитан Г. Слюсаревым и В. Соколовой в 1971 г., положительные линзы этого объектива выполнены из лантанового стекла (сверхтяжелый крон СТК-6, как у «Гелиоса-81», именно «Индустар-61 Л» был первым советским «лантановым» объективом). Это обеспечило выдающиеся показатели резкости – по ТУ центр-42, край – 30 линий на мм.

Передняя линза объектива глубоко утоплена в оправу, что в сочетании с мультипросветлением обеспечивает приличную бликоустойчивость. Объектив не закручивает боке, но из-за своеобразной формы шести лепестков диафрагмы, на средних значениях, «бокешки» напоминают какие-то звездочки. «Индустар-61» выпускали разные заводы (КМЗ, Лыткаринский, Харьковский ФЭД) под разные системы, что на этот раз нашло отражение в маркировке:

1. «Индустар-61 Л/З » — для зеркальных камер под байонет (резьбовое соединение) М42.

2. «Индустар-61 Л/Д » — для дальномерных камер под байонет (резьбовое соединение) М 39. Продукция Харьковского завода маркировалась абревиатурой ФЭД. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как очень резкий макрообъектив – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции.

3. «Индустар-61 Л/А » — для зеркальных камер со сменным адаптером (хвостовиком) под байонет (резьбовое соединение) М42 или байонет Н (Nikon mount F).

Светофильтры . Обычно (!) объектив «Индустар-61» шел под светофильтр популярного диаметра 52 мм, но иногда (!) – 49 мм. Это не всегда находило отражение в маркировке.

Особняком стоит роскошный среднеформатный «Индустар-29» 80/2.8, с 11-ти лепестковой диафрагмой, качественным стеклом и специфическим байонетом В (СФ камера «Салют», должен быть и вариант для СФ «Киев» (байонет Б)). И чопорные владельцы «Хассельбладов» могут теперь приобщиться к советской оптике. Если достать редкий переходник, его можно установить и на полнокадровую и кропнутую зеркалку.

3.«Мы в космосе!»

Советская оптика – это космос. Она запечатлела белозубую улыбку Гагарина, видела обратную сторону Луны, напряженно всматривалась в звезды. Не случайно популярное семейство советских телевиков получило «космические» имена: «Юпитер» и «Таир».

Эти объективы были рассчитаны по относительно «свежей» цейссовской схеме «Зоннар», разработанной Людвигом Бертеле в 1931 г. (4-8 линз в 3-х группах). За счет малых воздушных промежутков между линзами и малого количества групп эта схема позволяет создавать светосильные длиннофокусные объективы (или суперсветосильные полтинники) с отличными показателями контраста и резкости. Перерасчет на советское оптическое стекло был произведен на КМЗ М.Д. Мальцевым в 1948 г. на основе «Carl Zeiss Jena Sonnar 50/1.5 (схема была легально куплена СССР еще в 30-е гг., после войны развивалось «сотрудничество» с восточногерманскими товарищами).

Первый советский «Зоннар», «Юпитер-3 50/1.5 П » для дальномерных камер оказался не хуже именитого предка. Эффектный белый корпус с аккуратными шкалами, напоминающими «точное приборостроение», однослойное просветление (тогда у нас и это редкость), светосила 1.5, а 13-ти лепестковая диафрагма (с плавным закрытием без фиксированных положений) вместе с мизерной ГРИП наделила объектив чудесным «кремовым» рисунком размытия, вызывающим сегодня восхищение знатоков. Правда, объектив выдает средние показатели резкости: по ТУ центр-30, край-14 линий на мм.

У «Юпитера» есть свой стиль, не похожий на «Гелиос». Правда, находил в Сети жалобы на не всегда корректную цветопередачу «Юпитера-3 », все же он был рассчитан на черно-белую пленку. Более распространен его «младший брат», «Юпитер-8 50/2 » для дальномерных камер. Несмотря на некоторый «даунсайдинг» (вместо 7 – 6 линз в 3-х группах, меньше светосила, 9-ти лепестковая диафрагма) более дешевый и популярный «Юпитер-8 » сохранил оригинальный рисунок размытия. Благодаря безупречно прочному корпусу и качественным линзам часто служит заготовкой для моноклей и другой оригинальной оптики.

«Юпитер-3» и «Юпитер-8» выпускались КМЗ и Валдайским заводом «Юпитер» только в дальномерном варианте с байонетом (резьбовым соединением) М39. «Юпитер-8» встречается и с байонетом Contax-Киев. На зеркальной камере с соответствующим переходником можно использовать как макрообъектив с красивым рисунком – не будет фокусировки на бесконечность. На беззеркальных камерах с рабочим отрезком 28-29 мм можно использовать с соответствующим переходником с сохранением фокусировки на все дистанции. У объективов редкий диаметр светофильтра – 40,5 мм.

В СССР производили не только хорошие полтинники. 135 мм телевики «Юпитер-11 » и «Юпитер-37 » пользовались заслуженной славой и за пределами «социалистического лагеря». «Юпитер -11» 135/4 также был рассчитан М.Д. Мальцевым в конце сороковых годов и долгое время считался лучшим советским телевиком. Умеренный вес и размеры (всего 4 линзы в 3-х группах), прочный металлический корпус с блендой (редкость по тем временам; объектив был укомплектован и жестким футляром), однослойное просветление, сопровождались очень достойными оптическими характеристиками: по заводским ТУ резкость составляла центр — 42, край – 29 линий на миллиметр, 12-ти лепестковая диафрагма с плавной регулировкой позволяет получать характерный для семейства «Юпитеров» «кремовый» рисунок размытия. К сожалению, лепестки диафрагмы не всегда были зачернены, как и на других ранних «Юпитерах» у объектива не всегда корректная цветопередача.

В 1978 г. на Казанском оптико-механическом заводе началось производство его достойного преемника, рассчитанного по той же схеме (4 линзы в 3-х группах) – легендарного народного объектива «Юпитер-37 135/3.5 ». Выпуск был прекращен только в 2009 году, объектив активно экспортировался. Наверное, по соотношению цена/качество – это лучший советский объектив портретного и умеренного теле диапазона. Он относительно компактен и не тяжел (чуть более 400 грамм), по сравнению с предшественником выдает чуть лучшие оптические показатели: резкость по ТУ центр-45, край – 30 линий на мм, 12-ти лепестковая диафрагма с плавной регулировкой (удобно для видео) обеспечивает узнаваемое боке. Выпускались версии МС – с мультипросветлением. «Юпитер-37» комплектовался жестким футляром и металлической блендой, которую можно было одеть задом наперед. В 1979-80 гг. была выпущена специальная «Олимпийская» серия – с красивым футляром с символикой «Олимпиада-80», ценимая коллекционерами. Интересно, что первый оригинальный «Зоннар» в 1936 г. тоже вышел в «олимпийской версии», но не для широкой продажи. Остается сожалеть, что единственный сегодня отечественный производитель оптики КМЗ не порадовал нас к «Сочи-2014» объективом специальной серии. Последняя версия – МС «Юпитер-37АМ» имеет лишь косметические отличия. В целом, «Юпитер-37» борется с «Гелиосом-40-2» за звание лучшего советского портретника.

«Юпитер-11» и «Юпитер-37» выпускались под разные байонеты, что отмечалось в маркировке:

1. «Юпитер-11А » и «Юпитер-37А » — лучший выбор со сменным хвостовиком (адаптером). По умолчанию – байонет (резьбовое соединение) М42, но если его открутить и поставить кольцо из комплекта – получится байонет Н (Nikon mount F) с сохранением фокусировки на бесконечность, в отличие от безлинзовых переходников М42 — Nikon mount F. Можно найти кольца на М39 и байонет К (Pentax).

2. «Юпитер-11 Автомат » — со специфическим байонетом только для камер «Киев-10» и «Киев-15».

3. «Юпитер-37К » — под байонет К (Pentax).

У всех версий популярный диаметр светофильтра 52 мм.

КМЗ с 1953 года выпускал еще один популярный «люксовый» вариант советского «Зоннара» со звездным именем – «Таир-11 135/2.8 ». Он был рассчитан Д.С. Волосовым и за очень хорошее сочетание конструкционных и оптических характеристик получил Гран-при на выставке в Брюсселе в 1958 г. К традиционно качественному корпусу и богатой комплектации (жесткий футляр, бленда и светофильтры), большому ходу кольца фокусировки (аж 360 градусов), достойной резкости (по ТУ центр-39, край-26 линий на мм), добавили роскошную 20-ти (да, да «двадцати») лепестковую диафрагму, что в сочетании со светосилой 2.8 обеспечило «суперкремовое» пластичное боке. Это и сегодня дорогой объектив, редко бывает в продаже. Его выпускали на КМЗ в двух версиях – под М42 и «Таир-11А» со сменным хвостовиком (адаптером) на разные системы. Диаметр светофильтра – 55 мм.

4.«Неформалы».

Как и в обществе строителей коммунизма, на полках фотомагазинов рядом с добропорядочными полтинниками находились настоящие нонконформисты, способные закрутить узлом каноны золотого сечения, часто отличающиеся необычным внешним видом. Рассмотрим несколько примеров специфических объективов, которые популярны сегодня для решения творческих задач.

Зеркально-менисковые объективы «МС ЗМ-5 СА 500/8 » и его старший брат (судя по внешней мощи – братан) «МС МТО-11 1000/10 ». Поражает сочетание огромного фокусного расстояния (на кропе 1.6 в последнем случае – 1600 мм, если с телеконвентером, то можно и из дома никуда не выходить) и диафрагмы. Причем оба объектива имеют постоянную диафрагму (ее нельзя менять). Вес и размеры под стать фокусным: «МС МТО-11 1000/10» весит 2,5 кг (держать систему придется за объектив, а не за висящую на нем камеру) и напоминает гранатомет. Естественно, снимать возможно только на высоких ИСО или с очень прочного штатива, конечно, если Вы не занимаетесь в «качалке» как неформалы 80-х. Оригинальная конструкция (зеркала и линзы) привлекает окружающих –в центре передней линзы зеркало, полностью убирает хроматические аберрации и создает эпатажный рисунок размытия – бублики. Можно использовать для астрофотографии и творческих экспериментов. Диаметр светофильтров огромен – 130 мм. Из-за соответствия диаметра «трубы» с размерами кропнутой камеры, объектив может упереться в вспышку. Объективы выпускались либо со сменным хвостовиком под разные системв, либо под байонет (резьбовое соединение) М42.

Рыбий глаз . Благодаря выпуклой передней линзе и специально непогашенной дисторсии обеспечивает неформальный взгляд на привычные объекты: от любимой тещи до архитектурных ансамблей и интерьеров. В 80-е гг. в СССР наладили выпуск и циркулярного (изображение вписано в круг) «МС Пеленг 8/3.5 А» на Минском заводе и диагонального фишай-объективов (изображение по всему полю кадра) «Зенитар-16/2.8 МС » на КМЗ. Объективы очень компактные и недорогие, хотя отсутствие специальных элементов на сверхширокоугольнике не является достоинством, да и советское мультипросветление уступает современным покрытиям. Объективы пользуются популярностью и на полном кадре и на кропе. Хотя в последнем случае на «Пеленг» наступает «Самьянг» (меньше бликов и «Пеленг» на кропе чуть обрезает кадр). Светофильтры на переднюю линзу не устанавливаются (только на заднюю, входят в комплект). Оба объектива выпускаются и сегодня. «Пеленг» идет со сменным хвостовиком, «Зенитар» под резьбу М42, байонет С (Canon EOS), Н (Nikon mount F) и K (Pentax).

«Пердимонокль» . Triplet Триплет 78/2.8 производства Минского завода пример того, как недостатки оптической схемы едва заметные на пленке только усугубились на цифре. Схема «Триплет» (всего 3 линзы) не может эффективно подавить различные аберрации, объектив дает странную картинку, напоминающую неудачный монокль.

Объектив от фильмоскопа (шутка) . Иногда культовыми становятся персонажи, превратившие свою непривлекательность и занудство в вид искусства, по примеру героини фильма «Служебный роман». Если скотчем примотать этот девайс к кольцу М42 и установить на зеркалку, качество картинки будет не сильно отличаться от дверного глазка, но вся харизма скрыта в по-советски поэтичном названии! В ответ на снисходительный вопрос «пафосного» фотографа «А ты на что снимаешь?», можно будет лениво бросить (на одном выдохе): «А я снимаю на «МП РСФСР ГЛАВУЧТЕХПРОМ Завод №6 77мм»! Красные (а равно золотые и зеленые) кольца сами отпадут с досады!

5.«Инерция»

Сегодня на территории России только КМЗ продолжает выпуск сменной оптики для зеркальных камер. Есть ли перспективы у отечественного мануала? На март 2014 года завод, кроме пленочных зеркалок «Зенит» и панорамных фотоаппаратов «Горизонт» производит 6 моделей мануальных объективов: «АПО Телезенитар 135/2.8» (единственный апохромат), легендарный «Гелиос-40-2 85/1.5», бюджетный «МС Зенитар-М 50/2» (штатник к пленочным «Зенитам»), «МС Зенитар 28/2.8», «МС Мир 20М

20/3.5» и культовый «МС Зенитар 16/2.8. Рыбий глаз». Все объективы выпускаются с резьбовым соединением М42, а популярные «Гелиос», «Телезенитар», «Рыбий глаз» и «МС Зенитар 28/2.8» и с байонетами C (Canon EOS) и Н (Nikon mount F), а «Зенитар 16» еще и с байонетом К (Pentax). За исключением «исторического» «Гелиоса», все остальные объективы были разработаны в 80-90-е гг., даже недавно запущенный в серию «МС Зенитар 28/2.8». Каковы их рыночные перспективы?

Прежде всего, отметим, что рыночная ниша у мануальной оптики сегодня есть, и не малая, о чем говорит успех «Самьянга», да и «Лейка» с «Цейссом» чувствуют себя уверенно. Однако, чтобы конкурировать с автофокусными «родными» объективами эта оптика должна занять совершенно особое место: либо «премиум» продукт с особо выдающимися оптическими свойствами, как «Лейка» и «Цейсс», либо совершенно оригинальные объективы («Ленсбэби»), либо объективы «не на каждый день» с очень привлекательным соотношением цены и качества («Самьянг»). Этот тезис опирается на структуру спроса: наибольшей популярностью из объективов КМЗ пользуются необычные объективы «с душой»: бестселлер «МС Зенитар 16/2.8. Рыбий глаз» с уникальным соотношением цена/качество (6300р против 45000р у Canon 8-16 2/8 L), на втором месте «Гелиос 40-2» с его неповторимым и узнаваемым рисунком (сравнить можно с Canon 85/1/2 L – 12700р против 72000р; Samyang 85/1.4 стоит 12 000р, но не обладает оригинальным рисунком размытия). Попытка удешевления наоборот провалилась – пластмассовый «МС Зенитар-М 50/2» несмотря на цену в 1500 р особым спросом не пользуется, так как ни конструкционно, ни оптически не превосходит автофокусный Canon 50/1.8II. «МС Мир 20М» за 8600 р не может конкурировать с автофокусными «китами», рыночные перспективы «МС Зенитар 28/2.8», претендующего на роль широкоугольника или штатника на кроп выглядят туманно: широкоугольник без специальных элементов не может предложить современное качество картинки, а необычный рисунок размытия здесь цениться меньше. Canon 28/1.8 и Sigma 30/1.4 Art пока могут спать спокойно, хотя первому пора бы и обновиться.

Все же советская оптика, опираясь на цейссовские схемы, была не премиум, а добротным массовым продуктом, постоянно отставая в технологиях от передовых фирм примерно на 20 лет: мультипросветление, лантановые стекла, апохроматические элементы, расчет оптических схем с помощью ЭВМ. Уже Samyang, который когда-то попался на подделке фирменной продукции КМЗ (есть фотографии на заводском сайте, в Латинской Америке «неизвестный производитель» и сегодня продает мыльницы «Zenit») анонсировал «нанокристаллическое» просветляющее покрытие, а КМЗ так и остался с МС-технологией 70-х (ау, «Роснано»). Для выхода в массовый сегмент, необходимо преодолеть технологическое отставание, а не выжимать соки из советского наследия. Пока по сайту завода этого не видно. КМЗ пытается заниматься производством «нишевого» продукта для все более узкой аудитории. На сайте «Lens club» анонсирован выпуск ограниченной серии «исторического» объектива – «линзы Петцваля» в аутентичном латунном корпусе, с набором сменных диафрагм (конструкция 40-х гг.XIX в.), известного своей необычной картинкой, следствие виньетирования и жуткой кривизны поля изображения, что позволяет снимать портреты «как в старом альбоме». Это хороший «имиджевый» проект. Но, даже организовав мастерскую по производству моноклей, КМЗ не сможет потеснить «Ленсбэби». На повестке дня, увы, «индустриализация».

6.«Брать или не брать?»

Брать. Но желательно соблюдение некоторых правил:

1. Следует четко сформулировать мотив – для каких целей Вы хотите приобрести советский объектив? Советская оптика обладает выраженным характером и покупать ее «на всякий случай» наверное, не стоит:

  • Хочу прикоснуться к советскому наследию — активное мифотворчество в этой сфере опирается на тоску по товарам отечественного производства и вообще по добротно сделанным вещам. Прикоснитесь, но будьте осторожны: разброс качества у старой техники велик, в понедельник утром на конвейер вставали явные агенты влияния. В механике могут быть люфты, отсутствие или переизбыток смазки (особенно у «Юпитеров»), пыль и стружка между линзами. Хотя при благоприятном стечении обстоятельств, прикосновение вызовет ассоциации с «вечной» продукцией ВПК.
  • Хочу получать качественные красивые снимки . Помните, что в оптике, как и в природе, все взаимосвязано. Красивый рисунок размытия является следствием неподавленных сферических аберраций, что снижает резкость, и наоборот. Несмотря на заимствование первоклассных схем, так и не удалось преодолеть технологическое отставание – «советский цейсс» в отличие от оригинала это массовый добротный продукт, не больше, но и не меньше. Если не требовать универсальности (от мануального-то фикса) и абсолютного качества (и бритвенная резкость и фирменный рисунок), эти объективы подарят Вам много положительных эмоций, следует только придумать сцены, раскрывающие характер старенького «Гелиоса» или «Юпитера».

2. Соотношение цены и качества . Хотя времена, когда «Индустары» продавали чуть ли не вразвес давно прошли, экземпляры в отличном состоянии редко продают меньше 100 долларов, прямых конкурентов практически нет. Бюджетная оптика универсальна, но не радует оригинальными оптическими характеристиками, премиальная оптика «с душой» стоит принципиально других денег.

3. Техническое обслуживание . Объектив «бальзаковского возраста» нуждается как минимум в чистке, замене смазки, юстировке. Лучше покупать старую оптику у мастера, для которого это вид бизнеса, чем с рук на толкучке, тем более ему нет резона «втюхивать» Вам какой-нибудь «Гелиос 81 Автомат» с очень специфическим байонетом. К тому же мастеру можно задать вопрос в надежде получить адекватный ответ (об обратном см. пост «перлы продавцов фототехники»). Я заказал свой «МС Гелиос-81 Н 50/2» по рекомендациям ресурса radojuva.com.ua — Александр [email protected] . Мастер живет в Киеве, объектив я получил в Санкт-Петербурге почтой через 10 дней. Объектив прошел ТО, все работает нормально. На avito обращайте внимание на объявления «распродажа коллекции объективов» — вероятно это для налоговой, «коллекция» все время пополняется, обычно этим занимаются достаточно серьезные люди.

4. Обходите стороной объективы с явными следами «механического воздействия» : сточенный байонет, разные пропилы, ампутированная прыгалка и т.д. — вероятно перед Вами жертва неудавшегося «пилинга», от которой стараются избавиться.

5. Совместимость. В СССР не выпускали оптику с байонетом Canon (Nikon — особый случай). Типы байонетов указаны в статье, но практически в любом случае потребуется переходник:

  • М 39. Обычно на дальномерной оптике. Нужен переходник М39 – система, или комбинация М39 – М42+М42-система. Для Nikon потребуется переходник с корректирующей линзой, иначе не будет фокусировки на бесконечность.
  • М42. Обычно на зеркальной оптике. Нужен самый популярный переходник М42-система. Для Nikon потребуется переходник с корректирующей линзой, иначе не будет фокусировки на бесконечность.
  • А. Сменный хвостовик. Самый лучший вариант, облегчающий «стыковку» с любой системой. На хвостовике резьба М42, если поменять хвостовик на кольцо из комплекта (чаще всего байонет Н (Nikon mount F), то можно использовать на камерах Nikon с сохранение фокусировки на бесконечность.
  • Н. Байонет Н (Nikon mount F), на камерах Nikon сохраняется фокусировка на бесконечность. Для Canon необходим переходник Nikon mount F – Canon EOS или комбинация Nikon mount F – М42+ М42 — Canon EOS.
  • К. Байонет К (Pentax). Можно ставить на камеры Pentax, на остальные через переходник Pentax – система.

Все переходники можно приобрести (или оснастить) с т.н. «одуванчиком Лушникова» — чипом подтверждения фокусировки (у Nikon и экспозамера), что повышает оперативность при съемке. Рекомендую зайти на сайт самого изобретателя, Виктора Лушникова, filmprocess.ru, где можно уяснить принцип работы «одуванчика» и прояснить вопросы совместимости (говорят, не все одуванчики корректно работают с Canon 5 Mark 3…).

Советская оптика на современных фотоаппаратах. Выбор объектива

Фотодело в советское время было весьма популярным хобби. Тысячи советских граждан устраивали в ванных проявочные лаборатории, покупали и обменивали аппараты и оптику. Сегодня почти у каждого найдутся родственники, которые когда-то владели фототехникой. Если ее не выбросили или не распродали, то она обычно находится в хорошем состоянии: в эпоху тогдашнего дефицита люди к технике относились очень бережно. От старых пленочных камер и увеличителей современному фотографу толку мало, а вот парк объективов может пригодиться. Почти все из них (кроме части оптики для дальномерных незеркалок) без значительных трудностей можно установить на современные цифровые аппараты.

Плюсы

Использование советских объективов имеет положительные и отрицательные стороны. Главный плюс - доступность этих «стекол». Даже те, кому от родственников фотонаследства не осталось, за небольшую сумму могут собрать приличную коллекцию. За исключением некоторых популярных и редких моделей, цена советских объективов на барахолках - 1000-3000 рублей, и на сумму, которая уйдет на покупку современного объектива, можно приобрести целый мешок старой оптики.


За прошедшие 30-40 лет технологии ушли вперед

Помимо цены у старых объективов есть и другой плюс - специфичность рисунка. Хотелось бы развеять популярное мнение, что старые советские «стекла» гораздо лучше современных импортных. Это не так. Советская фотопромышленность даже в свои лучшие годы не была мировым лидером, да и технологии за прошедшие 30-40 лет ушли вперед. Сегодня модели в большинстве своем лучше и по контрасту, и по резкости, и по разного рода искажениям. Но у «старичков» остается своеобразный рисунок, который никакими техническими характеристиками не описать: интересное цветовое или оптическое искажение, особое боке (размытие фона), необычные засветки и «зайцы». В области коммерческой фотографии, где требуется четкий прогнозируемый результат, старые объективы не используются, зато они популярны в художественной съемке, где все недостатки можно трансформировать в достоинства.

И минусы

Но есть и минусы. Первый из них - почти во всех случаях для подключения старых объективов требуется переходник. В СССР большинство объективов и аппаратов выпускалось с резьбовым креплением: М42 (чаще) или М39 (реже). Сегодня же почти на всех аппаратах байонеты, причем у каждой компании своего типа. Проблему совместимости решают разного рода переходники, которые массово изготавливают во многих странах. Переходник представляет собой металлическую пластину, у которой с одной стороны один тип крепления, а с другой - другой. Часто переходники оснащаются электрическими контактами, имитирующими современные объективы, встречаются варианты с линзами для корректировки фокуса. Самые простые переходники стоят 400-500 рублей, за продвинутые придется отдать 2000-2500 рублей.


Рычаг управления «прыгающей» диафрагмой

К минусам старых объективов можно отнести и высокую трудоемкость их использования. Они были сконструированы в те времена, когда фотограф снимал сам, без помощи электронных помощников. Соответственно, многие из них работать со старыми «стеклами» не будут.

Практически однозначно не будет автофокуса (есть очень редкое исключение от компании Pentax). Не у всех работает так называемая система подтверждения фокуса, когда аппарат световым или звуковым сигналом подсказывает фотографу, когда тот правильно навел резкость. С такой системой точность фокусировки существенно возрастает. Некоторые аппараты не будут поддерживать экспозамер, и на них со старыми «стеклами» можно будет работать только в режиме «М», вручную выставляя диафрагму и выдержку.

Почти ни один современный аппарат не может управлять «прыгающей» диафрагмой. Большинство объективов имеют механическую регулировку диафрагмы на объективе, но в последние годы своего существования советская фотопромышленность освоила выпуск объективов с «прыгающей» диафрагмой, когда наводка на резкость производилась на полностью открытой «дырке», а в момент снимка специальный механизм прикрывал относительное отверстие до заданного параметра (на современных аппаратах используется точно такая же схема). Если на объективе нет механической регулировки, а аппарат не поддерживает встроенную «прыгалку», то снимать этим объективом можно будет только на полностью открытой диафрагме.

Самые достойные

Советская фотопромышленность выпустила массу разных объективов. Встречаются в Интернете каталоги, в которых описано более четырех сотен моделей. Но, конечно, не все они интересны для использования на современных аппаратах. Рассмотрим наиболее актуальные.

Самым популярным советским объективом сегодня, без сомнения, является « Гелиос-44» . Было выпущено множество их модификаций; эта - «фикс» с фокусным расстоянием 58 мм и относительным отверстием 2. Популярность этот объектив снискал благодаря весьма специфическому рисунку. Особая «жухлость» картинки и неповторимое боке делают снимки «Гелиосом» легко узнаваемыми.

Фотосообщество делится на два лагеря: тех, кто «Гелиос» боготворит, и тех, кто его ненавидит. Обе точки зрения имеют право на существование, но нельзя не признать, что объектив рассмотрения достоин. Популярность плохо сказалась на его цене. На некоторых барахолках перекупщики задирают цены до 10 тысяч рублей. Если удастся найти такой объектив за 2-3 тысячи - это будет хорошей покупкой. Фокусное расстояние делает «Гелиос» универсальным объективом для разных видов съемок.


Вот так рисует «Гелиос-44»


В среде фотографов-портретников заслуженной популярностью пользуется объектив «Юпитер-9» . Этому способствуют технические характеристики (фокусное расстояние 85 мм и максимальная диафрагма 2) и мягкий рисунок. «Юпитер» не очень резкий объектив, но для портретов это не принципиально. Благодаря круглой на всех значениях диафрагме объектив обладает очень красивым боке.

Объективы типа «рыбий глаз» дают очень специфическую картинку. С ними можно несколько раз в год снимать шедевры, но для повседневной съемки такие объективы не подходят. Покупать родные «стекла» за несколько десятков тысяч рублей ради 2-3 снимков нецелесообразно, а вот купить дешевенький «фиш-ай» - другое дело. За 3-5 тысяч можно стать обладателем «Пеленга 3,5/8А» , лучшего советского «сверхширика». Стоит учитывать, что угол обзора в 180 градусов этот объектив даст только на полноматричных аппаратах типа Canon 5D или D700, на «кропе» угол будет существенно меньше и изображение примет форму эллипса.


Пеленг на полноформатной матрице


Пеленг на матрице с кроп-фактором


Еще один популярный советский объектив «Таир-11» можно использовать в разных сферах. Фокусное расстояние 135 мм и диафрагма 2,8 делают его как портретником, так и легким телевиком. Популярность объективу приносят высокая светосила и способность красиво размывать фон. Минус - достаточно высокая, по меркам советской оптики, цена.


Для тех, кому нужен умеренный телевик, можно присмотреться к «Юпитеру-21» . Этот объектив уникален своими размерами. При фокусном расстоянии 200 и максимальной диафрагме 4 он на удивление легок и компактен, притом что корпус у него все-таки металлический. Дает резкую картинку уже с диафрагмы 4.


Очень актуальны советские «стекла» в сегменте сверхтелевиков. Учитывая, что цены на современные объективы с такими фокусными расстояниями только начинаются с 50 тысяч рублей, возможность за 2-5 тысяч приобрести хоть какой-то аналог не может не радовать. Сверхтелевики выпускались в СССР под брендами «Рубинар» и МТО . Есть несколько вариантов обоих, но самые популярные с фокусными расстояниями в 500 и 1000 мм. Если последний использовать на кропнутой камере, то по степени приближения такое сочетание заткнет за пояс многие бинокли и приблизится к телескопам. Не случайно МТО-1000 часто используют для макрофото. Правда, ждать особого качества от этих объективов не приходится. Виной тому и конструктив, и очень маленькая диафрагма: на 500-миллиметровых объективах - 8, на 1000-миллиметровых - 10, причем на последних ею фактически невозможно управлять.



«Волна-9»
(50/2,8) - один из самых популярных советских макрообъективов. У него весьма небольшое увеличение 1:2, но при этом очень приятная картинка. На 2,8 резкость объектива весьма средняя, но уже с 4 он прорисовывает буквально каждый волосок. Оптимально использовать с макрокольцами или макромехом.

Во второй части материала мы рассмотрим совместимость современных зеркалок различных фирм со старыми советскими объективами.

В этой статье рассказывается как использовать старые советские и зарубежные объективы (байонеты m42, m39, Olympus Om, Contax/Yashiсa, Leica R, Leica M, Pentacon 6 и др.) на современных цифровых зеркальных и беззеркальных фотоаппаратах.

Зачем это нужно, или что хорошего в старых объективах?

На сегодняшний день все больше и больше фотографов начинают присматриваться к старым советским и зарубежным объективам. А многие уже давно и активно используют их как на пленочной фототехнике, так и на цифровой. Этому есть объективные причины:

Рисунок объектива

Изображение, формируемое старыми объективами чаще всего обладает большей пластичностью, объемом, лучшей проработкой тональных переходов, более гармоничным боке. У этих объективов более выражены аберрации, но именно они и дают такие эффекты. Иными словами старые объективы обладают своим уникальным характером, художественным оптическим рисунком.

Большинство современных же объективов в погоне за резкостью и разрешением, использовании супер-мультипросветлений, устранении всех мыслимых аберраций - пришли к тому, что картинка стала чрезмерно резкой, контрастной, жестковатой, что хорошо далеко не для каждого вида и жанра съемки. Например, для портретной съемки - вообще противопоказано.

Конструктив объектива

У большинства старых советских и зарубежных объективов - надежный металлический конструктив и только настоящие стекла в оптической схеме. Это дает большой запас прочности. Что мы и наблюдаем на вторичном рынке. Многие объективы 50-70-хх годов, несмотря на активное, многолетнее использование, и сейчас находятся в превосходном состоянии. Зачастую только косметические потертости указывают возраст такого объектива.

У современных объективов, если это не элитные серии, как правило, ненадежная пластиковая оправа, люфты и пр. механические недостатки. Время жизни такого объектива редко превышает 10 лет.

Илл. 1. Старые советские и зарубежные объективы. Металл и стекло. Образец надежности и долговечности.

Оптические схемы

Сейчас никого не удивляют оптические схемы объективов, состоящие подчас под час чуть ли не из 30 линз. Даже объективы с постоянным фокусным расстоянием сейчас можно встретить с 10 линзами и более.

В старых же объективах, количество линз стремились свести к минимуму и добавляли новые только в случае крайней необходимости, если без этого никак нельзя было добиться заданных качественных характеристик объектива. Ведь каждая новая отдельная линза - это неизбежные дополнительные потери на границах воздух-стекло, стекло-воздух и в самом стекле. Даже суперсовременные мультипросветляющие покрытия не решают должным образом этой проблемы.

У большинства лучших старых советских и зарубежных объективов-фиксов использовалось всего 3-7 линз.

Цена старых объективов

Ну и, безусловно, самым главным козырем старых советских и зарубежных объективов является их цена. Как, правило, старый объектив в несколько раз дешевле аналогичного современного.

А некоторые объективы, как например или , выдают отличную картинку, а стоят вообще просто «смешные» деньги.

Справедливости ради и забегая немного вперед надо отметить, что к цене объектива надо еще прибавить цену переходника и чипа, но чаще всего переходник с чипом берется один раз и используется на нескольких объективах одной системы.

Конечно, при всех плюсах старых объективов у них есть и существенные недостатки:

Отсутствие автофокуса

Что ни говори, а удобство работы с автофокусом не заменит ничто. Кроме того, и оперативность съемки при работе с автофокусом всегда выше. Тут надо сказать, что, например, широкоугольные объективы можно установить на гиперфокальное расстояние и вообще снимать, не заботясь о фокусировке. В фокусе будет все от определенного небольшого расстояния до бесконечности.

Отсутствие автоматического управления диафрагмой с камеры

Имеется в виду применение на современных цифровых камерах. Справедливости ради надо сказать, что ручное управление диафрагмой при некотором привыкании никак не напрягает и позволяет даже делать спецэффекты, например при видеосъемке.

Проблемы со съемкой при контровом и боковом свете

Старые советские и зарубежные объективы, особенно без просветления или с однослойным просветлением плохо держат боковой и контровой свет. Возникают блики и сильное падение контраста. И если от бокового света может защитить бленда, то от контрового она почти не защитит.

Ну что ж, разобравшись с достоинствами и недостатками старой оптики, пойдем дальше.

Особенности разных систем. Рабочий отрезок.

Итак, мы решили попробовать старые мануальные объективы в действии. Для начала нужно немного дополнительной информации. Далеко не все старые объективы легко можно установить на любую современную фотокамеру. А все дело в одной из ключевых характеристик объектива - .

Нам нужно убедиться, что рабочий отрезок потенциального объектива можно привести в соответствие с рабочим отрезком нашей камеры.

Узнать подробнее о рабочем отрезке, а также посмотреть таблицы рабочих отрезков можно в на сайт.

Переходники с одной системы на другую

Байонеты у разных камер разные. Для того чтобы использовать объектив с другой системы на своем фотоаппарате нам необходим переходник. Часто еще такой переходник называют Адаптером .

Идея простая. Адаптер с одной стороны надевается на резьбу или байонет объектива, а с другой стороны уже на необходимую резьбу или байонет камеры. При этом если рабочий отрезок совпал, объективом можно пользоваться на полной шкале расстояний, до бесконечности включительно.

Переходники изготавливаются как серийно на заводах там и собственноручно или через знакомого токаря. В свое время в журналах Советское фото часто публиковались подробные чертежи разных переходников, да и сейчас при необходимости их несложно найти в Интернете.

Самые часто-используемые переходники легко можно купить в Интернете, в том числе на аукционах.

Илл. 2. Переходник фирмы Jolos для использования объективов с резьбой m42 на фотоаппаратах Canon EOS

Обычно на современных камерах неродные объективы можно использовать только в ручном режиме и в режиме приоритета диафрагмы.

Причем в чистом виде, фокусироваться можно только по матовому стеклу видоискателя или дисплею, без каких либо подтверждений фокусировки. Забегая вперед скажу, что эта проблема с успехом решается с помощью чипа.

Понятно, что в Exif камера информацию об объективе, фокусном расстоянии, диафрагме и т.д. тоже не запишет, если только не использовать переходники с чипом.

Чип подтверждения фокусировки («Одуванчик»)

Современный цифровой фотоаппарат, прежде всего - очень сложное электронное устройство. Электроника управляет и экспозамером, и фокусировкой, и диафрагмой и многими другими параметрами. Соответственно и современные объективы также напичканы электроникой, и возникает множество связей в системе фотоаппарат-объектив: управление фокусом и диафрагмой, подтверждение фокусировки, передача данных о диафрагменном числе и других параметрах в Exif и т.д.

Естественно у старого объектива никакой электроники нет (а если и есть, она скорее не совместима), и эта связь нарушается. Фотоаппарат не может получить никакие сведения об объективе.

Тут на помощь приходят специальные электронные чипы, которые устанавливаются на переходник и «обманывают» электронику фотоаппарата, заставляя считать поставленный объектив своим «родным»!

Впервые такой чип спроектировал и создал в 2005 году Виктор Лушников. Он же дал ему название «Одуванчик», которое сейчас прижилось и является синонимом для такого чипа.

Фактически одуванчик представляет собой микросхему с позолоченными контактами, которую прикрепляют к адаптеру. Форма и расположение контактов при этом повторяет контактную группу оригинального объектива. Дальше одуванчик входит в контакт с электроникой фотоаппарата, принимает запросы, отвечает на них и т.д. То есть, объектив с точки зрения камеры начинает вести себя «как родной» и возможна полноценная работа с ним.

Илл. 3. Чип подтверждения фокусировки "Одуванчик". С сайта filmprocess.ru

Сейчас массовый выпуск одуванчиков налажен в Китае, и поэтому на рынке много недорогих, но не всегда качественных предложений.

Современные одуванчики, как правило, программируемые. Вы можете запрограммировать, что будет записываться в Exif файл, сделать юстировку объектива, настроить блокировку кнопки спуска и настроить еще множество других полезных параметров.

После установки неродного объектива с одуванчиком появляется режим звукового и визуального подтверждения датчиков фокусировки (фактически получается тоже самое, что и в случае использования родного объектива в ручном режиме).

Точное наведение мануального объектива на фокус

Одними из самых «лакомых кусочков» в оптике прошлых лет - являются старые . Как правило, эти объективы в силу своих особенностей используются на больших диафрагменных числах от 0.7 до 4. Глубина резко-изображаемого пространства (ГРИП) при этом очень мала и получается очень большой процент брака от непопадания в фокус.

С этой проблемой сталкиваются, например, многие пользователи популярного портретного объектива , особенно при съемке на диафрагме 1.5.

Причем одуванчик тут тоже не сильно помогает, так как фотограф по инерции может совсем чуть-чуть перекрутить кольцо фокусировки после сигнала подтверждения фокусировки или наоборот не докрутить его. Но даже это «чуть-чуть» безвозвратно бракует потенциально хороший снимок.

Что ж, с динамичными сюжетами тут уже ничего особо не сделаешь (только зажимать диафрагму или снимать на гиперфокале), а с более менее статичными, к которым можно отнести портретную съемку, съемку натюрмортов и т.д. можно постараться улучшить результаты.

Решение 1

Использовать для фокусировки не оптический видоискатель, а жидкокристаллический экран. К слову сказать, на некоторых беззеркальных цифровых фотоаппаратах, например Sony Nex, это режим по умолчанию. А на современных цифровых зеркалках уже почти повсеместно внедрен режим Live View.

Преимущество фокусировки по экрану в том, что там доступны увеличения вплоть до 20 крат, чего без труда хватает, чтобы точно навести фокус, скажем, на ресницы даже на сверхсветосильных объективах.

При наводке таким методом удобно использовать ремень камеры, чтобы значительно уменьшить вероятность сдвига камеры после фокусировки. Ремень одевается на шею и руками камера отводится вперед перед собой до натяжения ремня. Сохраняя это натяжение мы минимизируем сдвиги и дрожание камеры во время съемки. Иногда приходится укоротить ремень для съемки таким способом. Ну и, конечно, никто еще не отменял штативы:)

Кстати, в наводке по экрану есть еще один несомненный плюс. На экране вы видите снимок полностью таким, каким он будет после нажатия кнопки спуска. Яркость, тона, рисунок зон нерезкости (боке), цвета - все это можно наглядно увидеть и оценить на жидкокристаллическом экране еще перед созданием снимка. Из всего перечисленного самое удобное - это контроль рисунка Боке.

Решение 2 (только для зеркальных фотоаппаратов)

Большинство современных цифровых зеркальных фотоаппаратов поддерживает смену фокусировочного экрана . Сама процедура смены экрана занимает 5-10 минут. Важно при этом использовать резиновые перчатки и пинцет, чтобы не касаться экрана пальцами. Обратите внимание, как правило, после смены экрана, чтобы все корректно заработало, в настройках камеры необходимо указать параметры нового экрана.

Стандартные экраны, устанавливаемые на современных цифровых зеркальных фотокамерах, адоптированы для автофокуса. И представляют собой просто обычную пластинку из стекла или пластика с матовым покрытием.

Рекомендую установить на свой фотоаппарат комбинированный фокусировочный экран, в котором возможно вести фокусировку тремя способами: матовое стекло, микрорастр , клинья Додена (по ссылкам можно узнать всю необходимую информацию про эти методы).

Илл. 4. Комбинированный фокусировочный экран. D - клинья Додена, R - микрорастр, M - матированная поверхность. С сайта Zenitcamera.com

При этом на объектах имеющих четкую линейную структуру очень удобно и точно можно фокусироваться по клиньям (пожалуй, лучший вариант - диагональные клинья). На объектах, имеющих сложную структуру удобно фокусироваться с помощью макрорастра.

Старые советские и зарубежные объективы на современных фотоаппаратах

Сегодня все больше фотографов обращают свое внимание на старые советские или зарубежные объективы. А многие уже давно используют старую оптику в цифровой фотографии. Причин тому несколько и самая главная из них – это, конечно, доступная цена. Объектив под знаком «Сделано в СССР» стоит в разы дешевле аналогичного современного, даже несмотря на необходимость покупки дополнительного переходника. На вторичном рынке в настоящий момент можно найти немало предложений советских объективов, многие из которых можно приобрести буквально за бесценок. В этом обзоре мы расскажем о нескольких лучших советских портретных объективах.

Помимо привлекательной цены у старой советской оптики есть и другие несомненные достоинства. В частности, изображение, создаваемое такими объективами, обычно отличается пластичностью, объемом и хорошей проработкой тональных переходов. Производители современных же объективов постоянно гонятся за повышением резкости и устранением всех видов аберраций, в результате чего картинка зачастую выглядит слишком резкой и контрастной. Это не самая полезная особенность объектива, например, для портретной съемки.

У советских объективов имеется свой уникальный, художественный рисунок, который как раз хорошо подходит для фотографирования портретов. Кроме того, современные объективы характеризуются сложностью оптической схемы и применением в конструкции порой нескольких десятков линз. Однако каждая новая линза приводит к неизбежным потерям на границах воздух – стекло или в самом стекле, причем порой не спасают даже специальные мульти просветляющие покрытия. Старые фикс-объективы в большинстве своем основаны на несложной оптической схеме и имеют всего три – семь линз, что для портретной съемки можно рассматривать как преимущество, нежели недостаток.

Еще нужно отметить такой факт, что старые советские или немецкие объективы отличаются прочной и надежной металлической конструкцией, использованием только настоящих стекол в оптической схеме. Поэтому, даже несмотря на год выпуска, относящийся, например, к 50 – 60 годам прошлого столетия, и активное использование объективов в самых разнообразных условиях, они и сейчас находятся в превосходном состоянии.

Впрочем, у старых объективов есть и свои недостатки, о которых необходимо знать. В первую очередь, это отсутствие автофокуса, что обеспечивает меньшее удобство при съемке и затрудняет ее оперативность. Во-вторых, при использовании старой оптики на современных цифровых камерах отсутствует возможность автоматического управления диафрагмой. Как бы то ни было, настоящих любителей фотографии, увлеченных самим процессом съемки, эти недостатки сильно не напрягают, тем более, что они с лихвой окупаются вышеупомянутыми достоинствами советской оптики.

Прежде чем, остановиться более подробно на самых лучших портретных объективах из нашего советского прошлого, стоит сказать пару слов о самой портретной оптике. К ней, как правило, относят фикс-объективы, то есть оптику с постоянным фокусным расстоянием, которые, соответственно, имеют фокусное расстояние от 50 до 200 мм. Фикс-объективы широко применяются именно в портретной съемке, поскольку они обычно имеют небольшое количество линз в своей оптической схеме.

В хороших объективах количество линз вообще сводится к минимуму, а новые линзы добавляются в конструкцию только в случае крайней необходимости, когда без них просто нельзя получить заданные характеристики объектива. Ведь каждая лишняя отдельная линза, как мы уже отмечали, это лишние потери. Кроме того, объективы с фиксированным фокусным расстоянием характеризуются большой светосилой, что позволяет работать с большими диафрагмами и малой глубиной резкости. Соответственно, портретный фикс-объектив с высокой светосилой дает фотографу возможность сделать картинку более пластичной и объемной, выделить отдельные детали лица, например, глаза или ресницы. Нужно ли упоминать о том, что высокая светосила позволяет также комфортно снимать портреты в условиях слабого освещения.

Хотя для портретной съемки можно использовать и зум-объективы с фокусным расстоянием 70 – 200 мм, но в большинстве случаев они, все же, проигрывают фикс-объективам по светосиле и характеру рисунка боке. Продолжая разговор о фикс-объективах, стоит отметить, что фокусное расстояние оптики серьезно влияет на портрет. Чем больше фокусное расстояние оптики, тем сильнее сжимается пространственная перспектива и тем больше размывается задний план при минимальной диафрагме.

В этой связи, например, фикс-объектив с фокусным расстоянием 50 мм подойдет для съемки ростового портрета, а оптика с фокусным расстоянием 85 мм позволяет без искажений снять «поясной» портрет. Для того, чтобы качественно и без искажений деталей снять крупным планом лицо человека, уже потребуется объектив с фокусным расстоянием 135 мм и выше. В принципе, хороший портретный объектив должен обеспечивать достаточную резкость для выделения важных для фотографа областей (глаз, ресниц, волос), и в то же время он должен формировать изображение, отличающееся мягкостью, пластичностью и плавными тональными переходами. Этим требованиям во многом соответствуют представленные ниже лучшие советские портретные объективы.

«Гелиос 40-2» 85 мм f/ 1.5

Объектив Гелиос 40-2 с однослойным просветлением, фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/ 1.5, безусловно, является одним из лучших советских портретных объективов. Он предназначен для портретной и уличной фотосъемки. Его оптическая схема была позаимствована у немецкого объектива CarlZeissJenaBiotar 75 мм f/1.5 (1938 года выпуска). Объектив Гелиос 40-2 без проблем ставится на современные цифровые зеркальные и беззеркальные камеры с помощью переходника с присоединительной резьбой M42.

Он имеет ирисовую диафрагму и кольцо предварительной установки. Данная оптика достаточно массивная и громоздкая. Впрочем, это касается почти всех советских объективов. Гелиос 40-2 выпускался Красногорским механическим заводом с 1970 года. Примечательно, что с августа прошлого года Красногорский завод снова начал производить этот объектив малыми партиями, но уже с применением многослойного ахроматического просветления.

С точки зрения особенностей формируемого им изображения, можно отметить несколько деталей. Во-первых, объектив Гелиос 40-2 создает объемную и очень пластичную картинку, он легко переводит двухмерное изображение в трехмерное. Во-вторых, этот советский объектив обеспечивает мягкую прорисовку деталей, фотографии получаются мягкими, не контрастными, без просветов и провалах в тенях. Именно это качество делает его отличным портретным объективом.

В-третьих, на открытой диафрагме объектив Гелиос 40-2 обеспечивает резкость только в центре кадра. Это означает, что при съемке на диафрагме f/ 1.5 фотографу придется помещать главный объект съемки строго в центре кадра. В то же время эта особенность объектива позволяет отделить резкий объект от заднего фона, сделав фотографию более художественной и интересной. Поскольку объектив Гелиос 40-2 не самым лучшим образом держит боковой и контровый свет, то во время съемки рекомендуется использовать вместе с ним бленду.

«Гелиос 44-2» 58 мм f/ 2.0

Для портретной съемки во многих случаях очень выгодно использовать мягкорисующую оптику. Она позволяет создавать мягкие, «воздушные» изображения и скрывать мелкие недостатки или неровности кожи. К мягкорисующим портретным объективам советского времени можно отнести Гелиос 44-2. Этот объектив выпускался в огромных количествах с 50-х – вплоть до начала 90-х годов. Он являлся штатным объективом для камер «Зенит-ЕТ» и «Зенит-10», причем для штатной оптики объектив Гелиос 44-2 обладает действительно весьма неплохими оптическими свойствами.

Гелиос 44-2 — это объектив с оптической схемой, состоящей из шести элементов в четырех группах, и однослойным просветлением. Здесь предусмотрено ручное управление диафрагмой, с кольцом предварительной установки. Он, также как и Гелиос 40-2, имеет соединительную резьбу М42. Объектив Гелиос 44-2 с фокусным расстоянием 58 мм позволяет получать не слишком контрастные, «воздушные» фотографии с красивым, слегка закрученным боке. Применение подобного объектива с открытой диафрагмой f/ 2.0 и контрастным освещением позволяет размыть задний план с созданием фона, не отвлекающего от осиного сюжетного центра фотографии.

Советский портретный объектив Юпитер-37А имеет фокусное расстояние 135 мм, но при использовании на цифровых фотоаппаратах с кропнутой матрицей он превращается в настоящий телевик с фокусным расстоянием чуть больше 200 мм. Как и подобает «рабочей лошадке» советского времени, он отличается прочным, надежным металлическим корпусом и поддерживает работу в различных условиях съемки (от минус 15 до плюс 45 градусов по Цельсию).

Буква «А» в маркировке объектива означает, что на него можно установить адаптер или так называемый сменный хвостовик, позволяющий менять «заднюю» часть объектива, которой он непосредственно крепится к байонету фотокамеры. Соответственно, благодаря этому сменному хвостику данный объектив можно установить на фотоаппараты под резьбу М42 или байонет «Н». Например, для использования с зеркалкой Canon достаточно к хвостику М42 добавить переходник «М42 -Canon EOS EF» и можно спокойно снимать.

Оптическая система советского объектива Юпитер-37А основывается на модели CarlZeissSonnar 135 мм f/3.5. Хотя копия, очевидно, несколько хуже оригинала, тем не менее, данный объектив прекрасно подходит для портретной съемки. На открытой диафрагме f/ 3.5 получаются достаточно мягкие, пластичные портретные снимки, а при закрытии диафрагмы возможностей объектива хватает на обеспечение необходимой резкости практически для любых задач.

Нужно отметить, что данный объектив имеет функцию предварительной установки диафрагмы – для того, чтобы воспользоваться ей, нужно просто удавить кольцо диафрагмы в сторону фотоаппарата и отпустить на нужном значении диафрагмы. Юпитер-37А имеет сразу двенадцать лепестков диафрагмы и отлично справляется с размытием заднего фона. Здесь используется обычное просветление, которое довольно эффективно справляется с лишними бликами. Существует также версия этого же объектива под названием «МС Юпитер-37А» с многослойным ахроматическим просветлением. Она намного устойчивее к контровому и боковому свету. Преимуществом Юпитера-37А является его низкая цена в силу широкого распространения и массового производства этого объектива в советские времена.

Юпитер-9 – это один из самых известных советских портретных объективов, имеющий фокусное расстояние 85 мм и светосилу f/ 2.0. Длиннофокусный светосильный объектив производился с начала 50-х годов сразу на трех предприятиях — заводе оптического стекла в Лыткарино, Красногорском механическом заводе и на киевском заводе «Арсенал». Причем выпускались варианты с многослойным ахроматическим просветлением (МС) и без него.

Оптическая схема советского объектива взята с оптики CarlZeissJenaSonnar 85 мм f/ 2.0. Юпитер-9 имеет сравнительно высокую светосилу для объектива с фокусным расстоянием 85 мм, что дает возможность наилучшим образом управлять глубиной резко изображаемого пространства. Тут предусмотрена диафрагма с 15 лепестками, которая отлично подходит для съемки портретов и создания красивого, ровного эффекта боке.

Нужно отметить, что советский объектив Юпитер-9 можно найти на вторичном рынке в двух вариантах – белом и черном. Старые белые Юпитеры отличаются лучшими оптическими характеристиками и меньшим количеством брака. При портретной съемке таким объективом лучше всего снимать исключительно с открытой диафрагмой, он позволяет получать достаточно резкую, но объемную и пластичную картинку. Благодаря невысокому разрешению Юпитер-9 может скрывать некоторые дефекты кожи.

Черные объективы дают менее контрастное и более мягкое изображение, поэтому здесь рекомендуется использовать диафрагму f/ 4.0. У черных Юпитеров-9 достаточно большой процент брака, они страдают потерей контрастности и сильным софт-эффектом между диафрагмами 2.0-2.8. Поэтому отдавать предпочтение следует белым Юпитерам-9, которые выпускались до 1965 года, либо модификациям объектива, которые шли на экспорт (название Юпитер там написано на латинице).

МС Калейнар-5Н 100 мм f/ 2.0

МС Калейнар-5Н – это отличный короткий телевик с диафрагмой f/2.8 и фокусным расстоянием 100 мм. Несмотря на свои сравнительно небольшие габариты, он отличается достаточно серьезным весом, что обусловлено использованием металлических деталей и линз из стекла. Обращает на себя внимание качественное изготовление линз и оправы.

Объектив имеет встроенную выдвижную бленду, которая будет очень полезной при съемке в условиях яркого дневного освещения. При использовании с цифровыми зеркальными фотоаппаратами с кропнутой матрицей (например, на камерах NikonDX) фокусное расстояние объектива будет составлять уже 150 мм. Отличное соотношение фокусного расстояния и светосилы, хорошая разрешающая способность – все это позволяет получать с объективом МС Калейнар-5Н качественные портретные снимки. Помимо всего прочего, объектив отличается и весьма привлекательной ценой.

Впрочем, главное достоинство МС Калейнар-5Н не в этом. Данный объектив начал выпускаться в 1991 году для советских фотоаппаратов марки «Киев» с байонетом «Н», то есть с никоновским байонетным соединением. Это означает, что сегодня его можно установить на любую зеркалку Nikon, выпущенную после 1960 года, без каких-либо дополнительных переходников. Причем после установки на аппара тNikon объектив может работать в полном автоматическом режиме управления диафрагмы с камеры и с подтверждением фокусировки.

Недаром этот советский объектив сегодня так популярен у обладателей фотоаппаратов Nikon. Правда, МС Калейнар-5Н обладает только ручной фокусировкой, поэтому с отсутствием автофокуса и оперативностью съемки все же придется мириться. Из недостатков объектива также можно отметить наличие только шести лепестков в диафрагме. Тем не менее, советский портретный объектив МС Калейнар-5Н обеспечивает получение хорошего качества фотоизображений с насыщенностью цветом и приятным размытием фона.

И напоследок еще одна модель старой оптики, заслуживающая самого пристального внимания. Это светосильный объектив Таир-11А с просветленной оптикой, предназначенный для портретной съемки, фотографирования групповых сцен и удаленных объектов. Он выполнен из металла и стекла, что обеспечивает ему серьезный вес (600 грамм). Однако такая громоздкость является и своеобразным плюсом, поскольку она помогает стабилизировать дрожания камеры во время съемки, немного уменьшая «шевеленку».

В 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе объектив Таир-11А, входивший в состав набора советской оптики, удостоился высшей награды – «Гран-при». До сих пор он ценится западными любителями фотографиями и профессионалами. Тем более, что объектив снабжен сменным хвостиком и предусматривает возможность установки на цифровые зеркальные камеры с байонетом F. Нужно отметить, что популярность этого объектива у российских фотолюбителей не так высока в сравнении с другой советской портретной оптикой просто в силу его высокой стоимости и, как следствие, недоступности для широкой аудитории.

Благодаря фокусному расстоянию 135 мм и светосиле f/ 2.8 посредством объектива Таир-11А можно хорошо контролировать глубину резкости и получать фотографии с красиво размытым фоном. Большая светосила позволяет выделять только небольшую зону резко изображаемого пространства, что имеет особое значение именно в портретной фотографии. В то же время большое фокусное расстояние дает возможность использовать этот объектив как телевик, расширяя его сферу применения.

На камерах с кропнутой матрицей фокусное расстояние объектива Таир-11А получается уже более 200 мм. Достоинством объектива является наличие двадцати лепестков диафрагмы, благодаря чему можно получать ровное, круглое боке с правильными кружочками в виде нерезкости. Также Таир-11А имеет встроенную бленду. Он отлично подходит для использования с полнокадровыми цифровыми фотоаппаратами, а наличие сменного хвостика позволяет устанавливать Таир-11А на разные системы (камеры).