Различия в строении мозга у разных народов. Вес мозга и интеллект

Ученые теперь точно знают, как масса содержимого черепной коробки влияет на интеллект, взаимоотношения мужчины и женщины, национальные различия и старение.

Вроде бы по логике получается так: чем больше мозг, тем умней должен быть его счастливый обладатель. И за примерами далеко ходить не надо: мыши с мозгами в один грамм по полям бегают, обезьяны со своими жалкими 400 граммами в зоопарке сидят, а гомо сапиенс перед монитором компьютера с утра до ночи корпит. А куда ему деваться? Ему свои аж целые 1400 граммов, заключенные в черепную коробку, как-то использовать надо. Вот он и рисует чертежи космических кораблей и доказывает теорему Пуанкаре.

Но вот парадокс: почему же ему не помогают другие обитатели Земли с мозгом в несколько раз больше - слон (5 кг) или кашалот (7кг)? Оказывается, что разумность как раз зависит не столько от размеров и веса мозга, сколько от соотношения его веса с общим весом всего тела. И вот тут уж человеку нет равных. Например: у людей соотношение веса тела к весу мозга составляет всего 50 пунктов (70 кг разделите на 1,4 кг), а у коровы – 1000, собаки - 500, шимпанзе -120. У наших же весовых конкурентов - кашалотов вообще 3000 пунктов. Среди братьев наших меньших близки нам «по уму» только дельфины: при массе мозга в 1700 граммов они имеют 135-ти килограммовую тушу, то есть соотношение равно 80. В общем, в сравнении с животными мы выигрываем. А как сказывается разница в весе мозга внутри рода человеческого? С этим вопросом мы обратились к известному российскому ученому, профессору РАМН, доктору биологических наук, руководителю отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН Сергею САВЕЛЬЕВУ.

БАШКОВИТЫЕ ЛЕНТЯИ

- Сергей Вячеславович, в энциклопедиях написано, что самый тяжелый мозг у европеоидов - 1375 граммов, а самый легкий у коренных австралийцев - 1185 граммов. Почему их Бог обделил?

Бог тут не причем, дело тут в географической изоляции, - объяснил профессор Савельев. - Еще десятки тысяч лет назад люди распределились по различным районам земного шара, и мозг их начал формироваться в зависимости от сложности окружающей обстановки. Постоянный поиск различных вариантов выживания в условиях изменчивого климата и развил мозг европеоидов до определенного размера. Счастливчикам же, заселившим теплые края, не было необходимости чересчур напрягать свой мозг, отчего он, видимо, и притормозил с массой. У негроидов, к слову, масса мозга выше, чем у австралоидов, всего на 59 граммов.

- Выходит, стоит австралийцам перебраться в места с более суровым климатом, то у них мозг увеличится?

Возможно, но не сразу. Мозги у гомо сапиенс формировались десятки тысяч лет, и чтобы их кардинально увеличить, понадобится примерно столько же времени.

- Русские мозги случайно не побеждают в весовой категории?

Нет, призовых мест не занимаем. Масса мозга русских людей по самым усредненным данным - 1399 граммов. И мы находимся на четвертой позиции после белорусов (1429), немцев (1425) и украинцев (1414). За нашим же мозгом следуют корейский (1376), чешский (1368), английский (1346) мозги. Замыкают список американцы(1323), японцы (1313) и французы (1280).

Средний вес еврейских мозгов, как подсчитал Вейнберг, составил 1320,4 грамма. Средний вес мозга европейца составляет 1350 грамм, в то время как мозг евреев легче их на 30 грамм, что составляет почти одну унцию. Данные о том, что евреи ниже ростом средних европейцев, предполагает, что их мозг также должен быть меньшим. Вейнберг указывает, что среднее число для немцев составляет 8,22 гр. мозговой ткани на кубический сантиметр, в то время как у евреев этот показатель составляет 8,05 гр. Это показывает, что еврейский мозг легче не только абсолютно, но и относительно.

БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

- Как известно, мужской мозг тяжелее женского в среднем на 130 граммов. Почему нам тоже недодали при раздаче там, «наверху»?

130 граммов - это средняя величина, характерная для европейцев. Самая минимальная разница в массе мужского и женского мозга у бурят и африканцев - примерно 85 граммов. У англичан и шведов разница - около 150 граммов. А японки уступают своим благоверным по массе мозга аж на 168 граммов.

- Такая большая разница не мешает им понимать друг друга?

Мешает. Не зря мужчин и женщин сравнивают с жителями разных планет. Кора больших полушарий мужчины содержит порядка 11 миллиардов нервных клеток, а женщины - около 9, то есть на 2 миллиарда меньше. И очень мало нейронов у дам в ассоциативных областях: у мужчины приблизительно там миллиард нейронов, а у женщины - 300 000. А это очень важные области, они участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом. И этот недостаток никак не компенсируешь. Хоть сто учителей наймите - умнее женщина не станет. Если субстрата нет, то и учить нечего.

- Сколько надо иметь мозгов, чтобы гордо носить имя «человек»?

Самая минимальная масса мозга, которая не отражается на социальном поведении, близка к 850 граммам. То есть этой массы достаточно, чтобы называться «человеком разумным». Скажу больше, было распространено мнение, что для развития речи человеку необходимо иметь массу мозга не менее 1000 граммов. Но недавние специальные наблюдения за людьми с нормальным(!) интеллектом и массой мозга менее 900 граммов опровергли эту точку зрения. Кроме этого случая, в мире было известно еще несколько человек с массой мозга от 870 до 700 граммов, которые тоже - как ни странно - не испытывали речевых и социальных затруднений.

- Те, кто рождается с очень маленьким мозгом в 200-300 граммов - микроцефалы, живут долго?

Ученые изучили более 60 случаев выживания микроцефалов. Живут они 25-30 лет. Был только один случай, когда женщина с массой мозга в 277 граммов дожила до 74 лет, правда, в психиатрической клинике. Исследования показали, что при массе мозга от 232 до 622 граммов микроцефалы могли произносить отдельные слова и вести предельно упрощенную социальную жизнь. В основном это были пастухи, собиратели дров, деревенские дурачки, обитатели богаделен или психиатрических клиник. Интересно, что наиболее сохранным у таких людей остается один отдел мозга - обонятельный.

- У таких продвинутых народов такой маленький мозг?!

А кто вам сказал, что большие мозги намного лучше? Обыкновенному современному сибариту, которому уже не требуется напрягаться в поисках всевозможных способов добычи пищи и одежды, большие мозги достались в наследство от предков как бесплатное приложение. Он может достичь успеха только в том случае, если сам этого захочет и будет активен. Однако тут возникает парадокс - среди людей с большими мозгами больше лентяев.

- Немудрено: большой механизм всегда неповоротлив…

-…и требует больших энергетических затрат. Судите сами. В «бездумном» состоянии мозг расходует 9 процентов всей энергии и 20 процентов кислорода, но стоит человеку задуматься о чем-нибудь серьезном, как его серое вещество разом поглотит до 25 процентов поступивших в организм питательных веществ. Организму это не нравится, он быстро устает, и потому человек интуитивно стремится к более легкой жизни. В нахождении различных способов лодырничать ему нет равных. Но уж если обладатель тяжелого мозга переборет свою лень, он может свернуть горы.

БАЙРОН «ТЯЖЕЛЕЕ» ТУРГЕНЕВА

- Всегда считалось, что самой большой массой мозга отличался Тургенев - 2012 граммов. Но потом вдруг нашего гения «перевесил» Байрон с мозгом в 2230 граммов?

Данные по мозгу Байрона не совсем корректны, поскольку имеются сведения о ряде патологических процессов в его головном мозге. Вообще, весьма показательно, что большая масса мозга обычно является следствием нездоровых процессов. Так максимальная масса мозга в 2850 граммов была обнаружена у 21-летнего идиота, страдавшего эпилепсией. Поэтому специалисты сегодня придерживаются мнения, что видовая граница максимальной массы здорового мозга человека составляет 2200-2300 граммов. Единственное пока исключение из этого правила - чернокожий африканец, который имел массу мозга 2480 граммов и при этом был совершенно здоров.

- Люди с большими мозгами обладают высоким интеллектом?

Не всегда. Скажем так: они имеют больше шансов стать гениями. При средней массе мозга человека 1400 граммов у одаренных личностей головной мозг в 72% случаев превышает среднюю массу. Расчеты показывают, что у человека с массой мозга выше среднего уровня шансов оказаться обладателем особых способностей примерно в 6 раз больше, чем у обладателя небольшого мозга. Эта закономерность не означает, что все люди с небольшим мозгом заведомо бездарны. Просто вероятность возникновения способностей, превышающих средний уровень, существенно снижается.

- У обычных людей без особых талантов может быть большой мозг?

Конечно. Были случаи, когда мозг простых рабочих даже превосходил массу мозга самых выдающихся личностей. Размер головного убора не может быть критерием интеллектуальных способностей его владельца. Для подтверждения этого вывода обычно приводится пример с двумя известными писателями: тот же Иван Тергенев и Анатоль Франс. Против тургеневских 2012 граммов у Франса было всего 1017 граммов. Двукратная разница массы мозга при сходных литературных талантах опровергает предположение о связи между способностями людей и крупным мозгом.

Взвешиванием головного мозга одаренных людей занимались более 700 лет. Основное внимание было сосредоточено на мозге представителей искусства, науки, литературы, политики и криминальной среды. Исследователи надеялись, что удастся обнаружить связь между массой мозга и талантом или криминальными наклонностями. Казалась очевидной связь между большим мозгом и талантом, маленьким мозгом и криминальной деятельностью. Многочисленные измерения массы мозга людей самых разных социальных групп, наклонностей и реализованных способностей показали, что очевидных связей между массой мозга и одаренностью не существует. Вероятнее всего - это показали последние исследования - одаренность зависит не от массы мозга, а от массы его конкретных отделов. Например, зрительное поле может иметь объем от 3 до 6 тысяч кубических миллиметров, соответственно человек с маленьким мозгом, но максимальным зрительным полем будет большим ценителем живописи, а человек с большим мозгом, но маленьким зрительным полем скорее всего так и не поймет, для чего люди малюют красками холсты.

- Как часто одаренные люди появляются на свет?

Один на тысячу.

ПОСЛЕ 50 ЛЕТ ГОЛОВА СТАНОВИТСЯ ЛЕГЧЕ

- Мозг изменился со временем? Извилины предков отличались от наших?

Измерение вместимости черепной коробки у народов, длительное время живущих на одной территории, показало, что масса мозга у культурных народов с течением времени медленно увеличивается. Эти выводы сделаны на основании измерений черепов, обнаруженных во Франции и Египте. Например, вместимость черепа парижанина 700 лет назад была на 35,5 кубических см меньше, чем 100 лет назад. А у египтян на 44,5 кубических см больше в период расцвета древней египетской культуры в 16-11 века до нашей эры, чем в период длительного упадка в 21-18 века до нашей эры. Это изменение связывают как с культурным, так и с биологическим прогрессом человечества. А может, причины изменения мозга связаны со смешением нескольких этнических групп. Есть тенденция увеличения средней массы мозга во всех расах и этносах за последние 100 лет. Так, масса мужского головного мозга увеличилась в среднем на 42, а женского на 41 грамм. В Японии, к примеру, за 60-70 лет экономического развития средняя масса мозга японцев увеличилась на 30 граммов у мужчин и на 15 граммов у женщин.

- Это говорит о том, что мы умнеем?

Разгадки этого феномена пока нет. Это небольшое, но достоверное увеличение не раз наблюдалось в более ранней истории человечества. Я склоняюсь к мнению, что культурное развитие общества не влияет на форму и строение мозга. Если мозг немного меняется по массе, то только в пределах метаболической изменчивости (процесса, с помощью которого организм добывает и расходует энергию на свою жизнедеятельность), обусловленной качеством питания матери во время беременности и ребенка в период от рождения до 12-14 лет. Однако это увеличение или уменьшение массы мозга одинаково во всех этносах и не превышает приблизительно 20-40 граммов. Постоянного увеличения размеров мозга не происходит ни в каких идеальных социальных условиях.

- Как меняется масса мозга с возрастом?

С возрастом изменение размера мозга происходит за счет увеличения размера самих клеток и за счет гидратации, то есть обводнения. Человеческий мозг увеличивается в размерах где-то до 26-27 лет. Потом переходит в фазу стабильности. До 50 лет никаких изменений не происходит. Но это не значит, что нервные клетки не погибают. Нейроны погибают от голода в течение всей нашей жизни: за счет того, что нарушается кровоснабжение мозга. После 50 лет гибель нейронов становится наиболее интенсивной. Это приводит к тому, что мозг за каждые последующие 10 лет уменьшается на 30 грамм. И если человек доживет до 90 лет, то его мозг уменьшится на 120 грамм. Это много. И не всякий сохраняет полную адекватность. Однако этот недостаток в весе мозга компенсируется богатым жизненным опытом, навыками.

Таблица. Как меняется масса мозга с возрастом без учета половых и этнических различий.


Если бы вы могли побеседовать с группой североамериканцев, сочувствующих борьбе негров за свои права, то, к своему удивлению, смогли бы убедиться, что среди них немало людей, уверенных в том, что негры люди второго сорта. Сейчас хорошо известно, что в работе мышечной системы и внутренних органов никаких существенных различий нет. Сторонники идеи о расовых различиях видят основную разницу в психической сфере, то есть, иными словами, в работе головного мозга.

Поводом к подобному утверждению явились очень существенные различия в уровне культурного развития отдельных народов, населяющих нашу планету, которые существовали 300–400 лет назад, в эпоху крупных географических открытий, и до сих пор еще не сгладились. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей, все же вклад многих народов в развитие человеческой культуры остается ничтожным. Это, конечно, объясняется условиями жизни народов, а вовсе не их врожденной неполноценностью. Однако и по сей день расисты продолжают использовать факт неодинакового уровня развития культуры как доказательство неполноценности неевропейских народов.

А действительно, есть ли различия в работе головного мозга у отдельных рас людей?

Основное отличие работы мозга человека от мозга животных связано с использованием речи, второй сигнальной системы. Именно речь является чисто человеческим приобретением, и уж если различия между расами есть, они должны обнаружиться в мозговых механизмах речи.

О работе человеческого мозга особенно много сведений собрали врачи, следившие за изменениями психических реакций при тех или иных его поражениях. Уже давно подметили, что повреждение одних районов больших полушарий головного мозга вызывает параличи, других – нарушение слуха или зрения. Было замечено, что при поражении некоторых участков мозга больше всего страдает речь. Причем при повреждении височных отделов левого полушария больные слышали, но переставали понимать речь; при поражении лобных отделов того же полушария на первый план выступали нарушения артикуляции; при теменно‑затылочных повреждениях мог нарушиться счет. Некоторые поражения мозга вызывают нарушение письма или чтения.

Когда наблюдений накопилось достаточно много, выяснилось, что повреждения височных областей мозга, которые у европейцев полностью нарушают письменную речь, у японцев вызывают гораздо менее тяжелые последствия, а у китайцев вообще ее не затрагивают. Зато повреждения в теменных областях, которые для европейца могут не иметь серьезных последствий, у японцев приводят к нарушению письменной речи, а у китайцев вызывают ее полное разрушение.

Выходит, в работе мозга существуют резко выраженные расовые различия? Прежде чем дать окончательный ответ на этот вопрос, необходимо сказать несколько слов об организации речевой функции.

Человеческая речь состоит из сложных комплексных звуков. Чтобы пользоваться речью, недостаточно иметь хорошо развитый слух. Для ребенка в первые месяцы жизни наша речь ничем не отличается от шума. Чтобы овладеть речью, ребенок должен научиться выделять из потока звуков существенные признаки, то есть фонемы. Поэтому для восприятия речи нужен не только тонкий, но главным образом систематизированный в отношении каждого конкретного языка слух.

Человек, незнакомый с иностранным языком, не в состоянии выделить из звукового потока членораздельные элементы этого языка и поэтому не может не только понять чужую речь, но даже повторить отдельные предложения или даже слова.

Интересно и очень важно, что в этом процессе принимают участие не только слуховые области мозга, но и артикуляционный аппарат, участвующий в производстве звуков, и соответствующие двигательные отделы мозга. Даже для взрослых людей, хотя это обычно не замечается, главным компонентом речи является не ее звуковая сторона и тем более не зрительная (письменная речь), а так называемое кинестетическое восприятие: то темное, неотчетливое чувство, которое зарождается в мышцах и сухожилиях артикуляционного аппарата во время двигательных актов.

Анализ слуховой информации происходит у людей в височных областях коры полушарий головного мозга. Как и все основные анализаторы человека, височные отделы коры состоят из первичных, или проекционных, отделов, куда приходят нервные волокна от каждого уха, и вторичных полей, в которые информация поступает уже не непосредственно с периферии, а предварительно проходя обработку в первичных полях.

Если болезнью затронуты первичные поля, у человека нарушается слух. Совершенно иная картина возникает при поражении вторичной зоны в левом полушарии. Слух у таких больных практически не нарушен, страдает лишь речевой слух. Они не могут отличить «д» от «т», «б» от «п», «з» от «с». Вполне понятно, что при этом нарушено понимание фонем, а отсюда и целых слов.

Слово «дом» звучит для больного как «том», «лом» или «ком». Он не только их не отличает на слух, но не в состоянии произнести. Поэтому в разговоре, когда попадаются такие слова, возникает затруднение. Больной никак не может подыскать нужное слово, вспомнить его и обычно заменяет чем‑нибудь сходным по смыслу, вроде «ну это, где живут», вместо «дом», или «ну вот, чем на улице скалывают лед» вместо «лом». При более тяжелых формах сложных для больного слов попадается так много и он так часто ошибается в их произношении, что в конце концов речь становится совершенно неразборчивой.

Естественно, что у человека, который не замечает разницы между словами «дом», «том», «ком», вообще нарушается понимание речи. Очень интересно и мало еще понятно, почему у этих больных в первую очередь нарушается понимание существительных, а речь состоит главным образом из связок, предлогов, наречий, глаголов и слов, выражающих отношение.

Вторая интересная особенность этих больных заключается в том, что нарушение «речевого» слуха может не отразиться на мелодическом, музыкальном слухе. Медицине известно несколько случаев, когда очень известные, выдающиеся композиторы, потеряв вследствие перенесенной тяжелой болезни речевой слух и соответственно речь, сохранили способность сочинять музыку и продолжали плодотворно работать. Наоборот, повреждение аналогичных участков мозга в правом полушарии не затрагивает речь, но может нарушить мелодический слух.

Письменная речь у людей с повреждением вторичных полей слухового анализатора также оказывается нарушенной. Больные могут правильно списывать, легко справляются со знакомыми словами, вроде «Москва», «мать», легко воспроизводят свою подпись или зрительно очень знакомую символику, вроде «СССР». Написать же несколько слов под диктовку, а тем более самостоятельно такие больные совершенно не могут. Чтение тоже страдает. Некоторые очень знакомые слова и даже целые фразы могут быть узнаны и правильно поняты, прочитать же отдельные буквы, слоги или менее знакомые слова больные не в состоянии.

Таким образом, не расстройство зрительной функции, а нарушение фонематического слуха мешает больным читать и писать. В этом и состоит разгадка удивительного факта, что у китайцев эти поражения не отражаются на письменной речи, ведь она у них иероглифическая, не связанная непосредственно с фонематическим слухом. Китаец может писать или понять написанное, но прочитать вслух не в состоянии. Если он знаком с каким‑нибудь европейским языком, он теряет способность читать и писать на нем.

Наоборот, у европейца, хорошо владеющего китайской речью, при аналогичных поражениях нарушается письменная речь на родном языке, но сохраняется способность понимать иероглифы.

Письменная речь японцев сочетает иероглифы с фонематическим способом передачи слов, поэтому она при сходных повреждениях мозга нарушается, но менее значительно, чем у европейцев.

Восприятие иероглифов связано с работой затылочно‑теменных отделов мозга. При их повреждении на первый план чаще всего выступает нарушение зрения. Больные не узнают нарисованных предметов, хотя хорошо их воспринимают. Рассматривая портрет, больные находят нос, рот, глаза, но синтезировать из отдельных деталей целый рисунок не в состоянии. Целое для них остается неясным, и они очень неуверенно говорят, что, вероятно, нарисован человек. Если изображенный на портрете имел усы, больной может сделать вывод, что нарисован кот.

Не удивительно, что способность понимать текст, написанный с помощью иероглифов, у таких больных полностью нарушена. Если при этом понимание букв, как менее сложных знаков, сохранено, то чтение и письмо на других языках не страдает. Это, безусловно, никак не связано ни с национальными, ни с расовыми особенностями людей. У китайцев, знающих европейские языки, чтение и письмо на них не нарушаются, наоборот, европейцы, знающие иероглифы, утрачивают способность читать китайские тексты.

Итак, своеобразие психических процессов, оказывается, никак не связано с расовой принадлежностью людей, а всецело зависит от воспитания и обучения, то есть в конечном итоге от образования целых иерархий сложнейших систем условно-рефлекторных связей.



Основоположник и руководитель Немецкого Антропологического общества Рудольф Вирхов в конце XIX века как истинный ученый оценивал проблему в целом, ибо считал, что все данные, в том числе и косвенные, найденные при исследовании черепа, могут иметь существенное значение лишь постольку, поскольку они находятся в определенной зависимости от тех или других особенностей строения мозга. Фундаментальная работа Н. В. Гильченко «Вес головного мозга и некоторых его частей у различных племен, населяющих Россию» (М., 1899) также подчинена решению этой глобальной проблемы. Ясность и доказательность изложения, обилие статистического материала делают это сочинение во многом актуальным и сегодня. Уже из названия видно, что автор мыслил совершенно в духе расовой теории, ибо на основе экспериментальных данных было доказано, что у представителей различных рас соответствующие части мозга имеют различные темпы роста, и как следствие – не одинаковый вес, а это в свою очередь и подтверждается вариациями в частоте возникновения аномальных швов на черепе. Наука того времени была предельно логичной и последовательной. «Влияние народности (племени) на вес мозга также несомненно существует, помимо всех прочих уже рассмотренных влияний роста, возраста и пр. Расовые и племенные признаки не изменяются от предков к потомкам. Различия в весе головного мозга, замечаемые в отдельных областях нашего обширного отечества, не могут быть объяснены ни влиянием роста, ни влиянием возраста, а исключительно влиянием народности (племени)».

Вверху – мозг негритянской женщины; внизу – мозг немецкого математика Гаусса (по Карлу Фогту) Сюда же следует отнести и данные о некоторой специфике ментальности народов, живущих в горах. Известный немецкий антрополог Иоганн Ранке в своей книге «Человек» (С.-Петербург, 1903) писал: «Причины, которые во многих горных местностях приводят к развитию кретинизма, часто действуют и на некретинов тех же областей». К числу причин, вызывающих повышенный процент кретинизма среди жителей горных областей, относится прежде всего недостаток йода в горных реках. Именно поэтому народная тосканская поговорка гласит, что у «горцев ноги крепкие, да мозг нежный». Помимо существенных различий в весе мозга и его частей, у представителей больших человеческих рас и даже отдельных народностей были выявлены и различия в организации извилин. Одним из первых расовые различия в строении мозга начал изучать известный русский антрополог Дмитрий Николаевич Зернов (1843-1917).

Его работа с характерным названием «Извилины мозга, как племенной признак» была опубликована еще в 1873 году, а в 1877 он выпустил уже фундаментальную монографию «Индивидуальные типы мозговых извилин у человека». В 1887 появилась книга «К вопросу об анатомических особенностях мозга интеллигентных людей». Во всех его сочинениях есть четкое морфологическое описание строения мозга «высших» и «низших» типов, причем не только на уровне отдельных индивидов, но и больших расово-этнических общностей. Кроме того, этот талантливейший ученый первым сконструировал прибор – энцефалометр – для определения различий в строении мозга у различных индивидов. В специально посвященной описанию своей конструкции брошюре «Энцефалометр (Прибор для определения положения частей мозга у живого человека)» (М., 1892) Д. Н. Зернов указывал: «Главная цель устройства предлагаемого инструмента состоит в том, чтобы дать возможность определить у живого человека любую точку выпуклой поверхности мозга (борозды или извилины) независимо от черепных швов, которыми обыкновенно руководятся при подобных определениях».

Известный немецкий анатом и знаток человеческого мозга, профессор Берлинского университета Вильгельм Вальдейер (1836–1921) на XVIII торжественном собрании Немецкого Антропологического общества в 1887 в Нюрнберге, желая охарактеризовать важность сравнительно-расового изучения устройства мозговых извилин и борозд, обратился к своим коллегам со следующей знаменательной речью: «Я вполне уверен, что основательное изучение мозговых извилин с точки зрения их формы, их значения и номенклатуры может быть достигнуто лишь путем обширного и по возможности всестороннего сравнения между собой мозгов всех народов и племен». В Европе расовыми различиями в строении мозга занимались также Густав Ретциус (1842–1919), Якоб Герман Фредерик Кольбрюгге (1865– ?), Карло Джиакомини (1840–1898), Александр Эккер (1818–1887), Августин Вейсбах (1836–1914), Густав Швальбе (1844–1916). Крупнейший отечественный специалист той эпохи Р. Л. Вейнберг в работе «О строении мозга у эстов, латышей и поляков. Сравнительно-анатомический очерк» (М., 1899) на базе статистической информации делал вывод: «Мы видим таким образом, что хотя человеческий мозг устроен относительно своей наружной формы, несомненно, по одному плану, общему для большинства человеческих типов, тем не менее, он представляет целый ряд таких признаков, которые заметно разнятся по своей частоте у различных племен человечества или даже свойственны только одним племенам, отсутствуя совершенно у других».

В следующей своей работе «К учению о форме мозга человека» (Русский антропологический журнал, № 4, 1902) Р. Л. Вейнберг в духе программных заявлений ученых той эпохи подчеркивал, что и теоретическая медицина, а равно и антропология, должны подвергнуть всестороннему изучению расовые различия в строении мозга. Исходя из обычного для тех времен чувства гражданского долга и научной объективности, а также племенной солидарности, автор считал необходимым подчеркнуть: «После целого ряда работ, вышедших за последние три десятилетия по соматологии евреев, едва ли может оставаться какое-либо сомнение в существовании среди них особого физического типа, выражающегося не только в своеобразных чертах, так называемой еврейской «физиономии», но в устройстве скелета, в пропорциях черепа и туловища, в особенностях внешних покровов. Резче физических особенностей выступают психологические черты еврейской расы. Те и другие, преимущественно же последние, отражаются, как известно, на развитии центральной нервной системы или, точнее говоря, являются внешним выражением особого устройства центрального органа психической и физической жизни у данного племени». Далее были выявлены эти особенности в организации борозд и извилин у евреев. К числу расово-диагностических особенностей относятся прежде всего направление так называемых Роландовых и Сильвиевых борозд, специфика разделения между лобными и теменными долями, а также многочисленные перерывы и мостики между соседними извилинами, составляющие племенную особенность строения мозга евреев, что и выражается в их повышенной социальной приспособляемости и особом ситуативном чутье, обычно отсутствующем у русских.

Великий русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай указывал на эту же совокупность морфологических различий как на характерные расовые признаки, когда ставил опыты на папуасах. Карл Фогт писал: «Сильвиева щель у негра имеет более вертикальное направление, равным образом и Роландова щель». Описывая специфику строения мозга евреев, Р. Л. Вейнберг аналогично подчеркивал: «Таким образом, и в этом случае мы встречаемся с рядом таких особенностей рисунка мозговой поверхности, которые, по нашим и других авторов наблюдениям, несомненно принадлежат к разряду редко наблюдаемых вариантов мозговых извилин и поэтому не должны быть обойдены молчанием при сравнительно-расовом исследовании человеческого мозга». Именно у евреев чаще всего наблюдается аномалия срастания Роландовых и Сильвиевых борозд. Еще более откровенен и последователен был А. С. Аркин в своей статье «О расовых особенностях в строении мозговых полушарий человека» (Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, книга 3–4, 1909). Помимо вышеуказанных расовых признаков, он выводил новые: «Средняя лобная борозда представляет собою борозду, которая в большей степени, чем другие борозды головного мозга, подвержена изменениям и у представителей различных рас имеет различные очертания». Кроме того, основываясь на огромном зарубежном материале, Аркин на протяжении всей статьи говорит о «мозгах, богатых извилинами, которые как известно, считаются более совершенно устроенными». Величайший французский антрополог Поль Топинар в своей фундаментальной книге «Антропология» (С.-Петербург, 1879) также писал: «Извилины бывают более толсты, более широки и менее сложны в низших расах. Нервы негров и преимущественно нервы основания мозга толще, вещество их мозга не так бело, как у европейцев». Обладая более толстой костью черепной коробки, о чем писал еще древнегреческий историк Геродот, представители негроидной расы поэтому закономерно имеют более низкий порог болевой чувствительности. На этот нейрофизиологический факт указывали еще во второй половине XIX века ассоциации боксеров, отказывая чернокожим спортсменам участвовать в соревнованиях на том основании, что они менее чувствительны к боли, чем белые. Безусловно, чернокожие атлеты доказывают на спортивных площадках свое превосходство. Но где же, позвольте спросить, чернокожие Лауреаты Нобелевской премии; где ученые, философы, музыканты? Никогда белый человек не отрицал, что представители других рас и некоторые животные могут лучше него прыгать и бегать, он всегда видел для себя другую цель существования в этом мире. Принципиальным же открытием Аркина в данной статье может считаться заключение о том, что «наиболее характерные расовые отличия отмечены в области ассоциативных центров». Эти центры имеют сравнительно более позднее развитие по сравнению с другими участками мозга. В них также легко читаются внешние морфологические различия строения мозга у представителей «высших» и «низших» рас.

Постижение чужой, и в равной мере созидание своей собственной, культуры тесно сопряжено с развитием этих ассоциативных центров. Язык конкретной культуры, ее стиль, известная утонченность или, напротив, варварская грубость, глубина и чистота переживаний, свойственных ей, имеют таким образом ясные физические очертания. Большинство суждений о культуре, высказываемых сегодня идеалистически настроенными абстрактными культурологами, не стоят и одного приговора анатома средней руки, способного после короткой операции наглядно показать, что от данных конкретных мозгов высокой культуры и ожидать было нельзя. Вывод в работе Аркина прост и убедителен: «Расовые различия в строении головного мозга имеют излюбленные борозды и извилины, где они проявляются более часто и рельефно». Есть и еще один показатель расовой диагностики и прикладной культурологии, совершенно забытый современными антропологами, а именно: ударная вязкость вещества мозга. «Вещество мозга у негра несравненно плотнее и тверже, чем у белого», – заявлял Карл Фогт. Два ведущих вышеупомянутых отечественных специалиста по вопросам строения мозговых извилин Вейнберг и Аркин были евреями по национальности, что автоматически снимает с нас все возможные обвинения в пропаганде расизма и антисемитизма, ибо их работы наравне с другими составляют золотой фонд русской академической антропологии, в адрес которой никто никогда не выдвигал никаких обвинений. Вообще справедливости ради нужно отметить, что отечественная антропология той поры, помимо обширных теоретических проблем, с успехом решала и узкоспециальные задачи, о чем, например, может свидетельствовать статья Н. И. Балабана и А. И. Молочека «Строение тела шизофренных татар Крыма» (Русский антропологический журнал, вып. 3–4, 1925). Теперь, на наш взгляд, будет уже закономерным утверждение, что в эволюционном отношении у представителей всех рас красота лица взаимосвязана с формой черепа и лицевого скелета, а те, в свою очередь, отражают совершенство строения мозга. Одно является диагностическим маркером другого, позволяя стороннему наблюдателю быстро и с большой степенью вероятности судить о внутреннем мире некоего индивида по его внешности. Но если с антропоэстетической точки зрения расовая красота субъективна и относительна, то строение черепа и мозга позволяют уже объективно и непредвзято судить о степени совершенства и достоинствах их обладателя, ибо несут в себе количественные, измеряемые параметры. Известный советский антрополог М. И. Урысон в работе «Взаимосвязи основных морфологических особенностей черепа человека в процессе антропогенеза» (М., 1964) писал: «Исходя из рассмотрения черепа как тотальной скелетной структуры, можно предполагать, что прогрессивное развитие мозга оказывало свое влияние не только на формирование мозговой коробки, но и через ее изменение на перестройку лицевого отдела. Речь идет, следовательно, о взаимном влиянии мозговой коробки и лицевого отдела черепа, а также обуславливающих их изменение факторах в процессе эволюции черепа». Вряд ли нужно пояснять, что в этой взаимосвязи ключевую роль выполняет то, что принято называть в просторечии «расовыми предрассудками», выполняющими функцию «биологического фильтра» в эволюции. Именно поэтому крупнейший советский антрополог В. П. Алексеев в своей фундаментальной работе «География человеческих рас» (М., 1974) писал: «Учение о пространственных закономерностях вариаций человеческого организма составляет одну из основных глав биологии человека». От себя добавим, что субъективная врожденная оценка этих закономерностей всеми индивидами данной расовой группы столь же важна для объективного существования расовой дифференциации человечества.

Авдеев В. "Расология. Наука о наследственных качествах людей"

Об этом нам рассказал профессор, доктор биологических наук, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН Сергей САВЕЛЬЕВ.

Башковитые лентяи

Сергей Вячеславович, в энциклопедиях написано, что самый тяжелый мозг у европеоидов - 1375 граммов, а самый легкий у коренных австралийцев - всего 1185 граммов. Почему их Бог обделил?

Бог тут ни при чем, дело тут в географической изоляции, - объяснил профессор Савельев. - Еще десятки тысяч лет назад люди распределились по разным районам земного шара, и их мозг формировался в зависимости от окружающей обстановки. Поиск вариантов выживания в изменчивом климате и развил мозг европеоидов до нынешнего размера. Счастливчикам же, заселившим теплые края, не было нужды чересчур напрягать свой мозг, отчего он, видимо, и притормозил с массой.

Масса мозга украинцев, по самым усредненным данным, - 1414 граммов. И мы находимся на четвертой позиции после белорусов (1429), немцев (1425) и поляков (1420). А замыкают список американцы (1323), японцы (1313) и французы (1280).

У продвинутых народов маленький мозг?!

А кто вам сказал, что большой мозг намного лучше? Обыкновенному современному сибариту, которому уже не требуется напрягаться в поисках всевозможных способов добычи пищи и одежды, большой мозг достался в наследство от предков как бесплатное приложение. Он может достичь успеха только в том случае, если сам этого захочет и будет активен. Однако тут возникает парадокс - среди людей с большим мозгом больше лентяев.

Немудрено: большой механизм неповоротлив.

И требует больших энергетических затрат. Судите сами. В «бездумном» состоянии мозг расходует 9 процентов всей энергии и 20 процентов кислорода, но стоит человеку задуматься о чем-нибудь серьезном, как его серое вещество разом поглотит до 25 процентов поступивших в организм питательных веществ. Организму это не нравится, он быстро устает, и потому человек интуитивно стремится к более легкой жизни. В поиске способов лодырничать ему нет равных. Но уж если обладатель тяжелого мозга переборет свою лень, он может свернуть горы.

Большая разница

Как известно, мужской мозг тяжелее женского в среднем на 130 граммов. Почему дам так обделили в «небесной канцелярии»?

130 граммов - это разница, характерная для европейцев. Меньше всего отличий в массе мужского и женского мозга у бурят и африканцев - примерно 85 граммов. У англичан и шведов - около 150 граммов. А японки уступают своим благоверным по массе мозга аж на 168 граммов.

Такая большая разница не мешает нам понимать друг друга?

Мешает. Не зря мужчин и женщин сравнивают с жителями разных планет. Кора больших полушарий мужчины содержит около 11 миллиардов нервных клеток, а женщины - около 9, то есть на 2 миллиарда меньше. И очень мало нейронов у дам в ассоциативных областях: у мужчины приблизительно там миллиард нейронов, а у женщины - 300 000. А это очень важные области, они участвуют в процессах запоминания, учения и мышления, и результаты их деятельности составляют то, что обычно называют интеллектом. Этот недостаток никак не компенсируешь. Хоть сто учителей наймите - умнее женщина не станет. Если субстрата нет, то и учить нечего.

Всегда считалось, что самый большой мозг у Тургенева - 2012 граммов. Но потом выяснилось, что русского гения «перевесил» Байрон с мозгом в 2230 граммов.

Данные по мозгу Байрона не совсем корректны: есть сведения о патологических процессах в его головном мозге. Вообще весьма показательно, что большая масса мозга обычно является следствием болезни. Так, максимальная масса мозга в 2850 граммов была обнаружена у 21-летнего идиота, страдавшего эпилепсией.

А вообще люди с большим количеством мозга (не берем патологии) обладают высоким интеллектом?

Не всегда. Скажем так: они имеют больше шансов стать гениями. При средней массе мозга человека 1400 граммов у одаренных личностей головной мозг в 72% случаев превышает среднюю массу. И по расчетам, у человека с массой мозга выше среднего в 6 раз больше шансов оказаться обладателем особых способностей, чем у обладателя небольшого мозга. Но это не значит, что все люди с небольшим мозгом бездарны. Просто вероятность возникновения выдающихся способностей снижается. Более того, измерения массы мозга людей разных социальных групп, наклонностей и реализованных способностей показали, что очевидных связей между массой мозга и одаренностью нет. Вероятнее всего, одаренность зависит не от массы мозга, а от массы его конкретных отделов. Например, зрительное поле может иметь объем от 3 до 6 тысяч кубических миллиметров. Человек с маленьким мозгом, но максимальным зрительным полем будет большим ценителем живописи, а человек с большим мозгом, но маленьким зрительным полем вряд ли поймет, для чего люди малюют красками холсты.

Как часто одаренные люди появляются на свет?

Один на тысячу.

Извилины предков отличались от наших?

Масса мозга за последние сто лет увеличилась на 40 граммов.

Значит, умнеем?

Возможно, причина - в прогрессе человечества. А может, изменения связаны со смешением этносов. Лично я склоняюсь к мнению, что на форму и строение мозга культурное развитие общества не влияет.

Вес мозга по нациям (в граммах)

Славянские народы

белорусы 1429

поляки 1420

украинцы 1414

русские 1399

Разные этносы

корейцы 1376

англичане 1346

американцы (белые) 1323

японцы 1313

французы 1280

американцы (черные) 1223

Вес мозга гениев

Байрон Джордж Гордон (поэт) - 2230 г

Тургенев Иван Сергеевич (писатель) - 2012 г

Бисмарк Отто фон Шенхаузен (политик) - 1807 г

Маяковский Владимир (поэт) - 1700 г

Ландау Лев Давидович (ученый, физик) - 1580 г

Павлов Иван (ученый, физиолог) - 1457 г

Ковалевская Софья (ученый, математик) - 1385 г

Владимир Ульянов-Ленин (политик, диктатор) - 1340 г

Самый таинственный орган человека, который порой озадачивает даже доктора Хауса.


Согласно результатам недавнего научного исследования, черный цвет лица вызывает ощущение угрозы как у белых, так и у чернокожих.
Ученые из Калифорнийского университета провели сканирование мозга чернокожих и белых американцев, причем основное внимание они уделили участку мозга, который называется амигдала - участок, который реагирует на угрозу и новизну.
Однако поскольку реакция амидгалы не всегда одинакова, природа происходящего до конца еще не установлена. Но, изучив реакцию белых и чернокожих добровольцев на портреты представителей своей и чужой расы, исследователи считают, что расизм связан с особенностями работы мозга.
Ученые ожидали, что реакция амигдалы будет сильнее, когда белым покажут портреты чернокожих и наоборот. Но выяснилось, что именно портреты чернокожих вызывали более острую реакцию как у белых, так и у чернокожих добровольцев .
Такой результат позволил исследователям предположить, что причиной реакции является скорее чувство страха или угрозы, чем ощущение новизны, поскольку последнее не должно преобладать в восприятии чернокожих чернокожими.
Во всём виновата американская культура . Американские исследователи склонны считать, что причиной такой реакции стали негативные ассоциации, обретенные из культуры, ведь "даже чернокожим американцам доказывают, что нужно опасаться людей африканской расы. И хотя ни одно исследование не может окончательно изучить этот вопрос, данное исследование доказывает, что работа амигдалы, - которой приписывают процессы, связанные с анализом расовых отличий, - является отражением приобретенных в культуре негативных ассоциаций относительно афроамериканских индивидов", - заключают исследователи, работавшие под руководством Мэтью Либермана.

Азиаты и американцы смотрят на мир по-разному
23.08.2005 NEWSru
Азиаты и американцы смотрят на мир по-разному, подтвердили ученые из Университета штата Мичиган (США). В ходе исследования, проведенного специалистами, выяснилось, что, рассматривая изображения, студенты европеоидной расы обращали больше внимания на объекты на переднем плане, в то время как студенты из Китая больше изучали фон и всю картину в целом.
Группа исследователей под руководством Ханна-Фае Чуа и Ричарда Нисбетта проследила за движением глаз студентов - 25 европеоидных американцев и 27 урожденных китайцев - дабы определить участки, на которые они смотрят, а также время, в течение которого они фокусируются на определенном участке.
Ключевое значение в китайской культуре имеет гармония, считает Нисбетт, в то время на Западе главное делать дела, не слишком обращая внимания на других. Это, по его мнение, уходит корнями в экологию и экономику тысячелетней давности. В древнем Китае крестьяне придумали систему ирригации, говорит Нисбетт. Возделыватели риса должны были ладить друг с другом, чтобы делить воду, и следить, чтобы никого не обманывали.
Западное же мышление развилось в древней Греции, где у большего числа людей были отдельные хозяйства по разведению винограда и оливок, которые они вели как индивидуальные бизнесмены. Так что различия в восприятии уходят в историю на 2000 лет, заключает Нисбетт.

Китайцы думают всем мозгом, а англичане - половиной
Medzone.ru.
У людей, говорящих на разных языках, мозг при восприятии речи может работать совершенно по-разному. В исследовании британских ученых, которые опровергли существующие представления о восприятии языка, сравнивалась активность мозга людей, говорящих на английском, и тех, кто говорил на мандаринском диалекте китайского. У последних, как оказалось, работают оба полушария мозга.
В ходе исследования доктор Софи Скотт (Sophie Scott) из фонда Wellcome, выяснила, что при восприятии английской речи у людей, говорящих на этом языке, активируется зона коры головного мозга в левой височной доле . Они рассчитывали обнаружить то же самое при восприятии родного языка у тех, кто говорил на мандаринском . Однако у них активировалась также зона в правой височной области .
Обычно эту зону связывают с восприятием музыки и высоты тона. Это может объяснить то, что она активируется при восприятии китайского, так как в этом языке одно слово, произнесенное с разной интонацией, может иметь различное значение. Те, чьим родным языком является английский, с большим трудом обучаются мандаринскому. Как полагают, различия в мозге закладываются при изучении языка в детстве .
Доктор Скотт полагает, что исследование поможет лучше понять, как происходит изучение языка ребенком, но не только. Она надеется, что новые данные помогут разработать новые методы восстановления речи, которая была утрачена после инсульта в результате поражения соответствующего участка головного мозга. С ней согласились и другие эксперты.

В чем же секрет русской души?
04.09.2004. Московский Комсомолец
В Москве есть институт, где уже несколько лет изучают изменчивость мозга. Это НИИ морфологии человека РАН. Один из его сотрудников - руководитель лаборатории развития нервной системы Сергей Савельев - любезно согласился раскрыть некоторые загадки, скрывающиеся под черепной коробкой представителей разных национальностей.
Оказывается, люди разных национальностей отличаются друг от друга не только языками, цветом кожи и разрезом глаз, но еще и разной массой мозга .
Взвесив множество мозгов, полученных при вскрытии умерших людей, ученые разных стран пришли к выводу, что в среднем самым тяжелым является мозг европейцев, который весит около 1375 граммов, на втором месте по тяжести мозга - монголоидная раса, на третьем - негроидная и, наконец, на последнем месте стоят коренные австралийцы. Мозг среднестатистического австралийского аборигена весит около килограмма.
- Дело тут в географической изоляции , - поясняет Савельев. - Еще десятки тысяч лет назад люди распределились по различным районам земного шара, и мозг их начал формироваться в зависимости от сложности окружающей обстановки . Постоянный поиск различных вариантов выживания в условиях изменчивого климата и развил мозг европейцев до определенного размера. Счастливчикам же, заселившим теплые края, не было необходимости чересчур напрягать свой мозг, отчего он, видимо, и притормозил с массой.
Как все просто, подумают многие. Значит, австралийцам, чтобы увеличить массу “серого вещества”, нужно всего лишь перебраться в места с неустойчивым климатом!
Не торопитесь с выводами. Мозги у разных народов формировались десятки тысяч лет , и чтобы их кардинально увеличить, понадобится примерно столько же времени. И потом, кто вам сказал, что большие мозги - это намного лучше, чем маленькие.
- Масса мозга, - говорит Савельев, - далеко не решающий момент.
Обыкновенному современному сибариту, которому уже не требуется напрягаться в поисках всевозможных способов добычи пищи и одежды, большие мозги достались в наследство от предков как бесплатное приложение. Он может достичь успеха только в том случае, если сам этого захочет и будет активен. Однако тут возникает парадокс - среди людей с большими мозгами больше лентяев...
Работа такого серьезного механизма, как мозг, требует больших энергетических затрат. Судите сами. В “бездумном” состоянии мозг расходует 9 процентов всей энергии и 20 процентов кислорода, но стоит человеку задуматься о чем-нибудь серьезном, как его “серое вещество” разом поглотит до 25 процентов поступивших в организм питательных веществ . Организму это не нравится, он быстро устает, и потому человек интуитивно стремится к более легкой жизни. В нахождении различных способов лоботрясничества ему нет равных.
Но уж если обладатель тяжелого мозга переборет свою лень, он может свернуть горы. Ведь люди с большой массой мозга обладают большей способностью к вариативности. Итак, кто же из изученных представителей имеет в данном случае преимущества? Оказывается, буряты. Содержимое их черепной коробки измеряется 1481 граммом. Видимо, действительно, не обошло их стороной буйство природы Забайкалья. “...Днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром, очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния...” - писал о бурятской земле Антон Чехов.
В среднем же (напомним, что это очень относительные данные) российские мозги находятся всего на четвертой позиции после усредненных белорусского (1429 г), немецкого (1425 г) и украинского (1414 г). За российским же мозгом следуют корейский (1376 г), чешский (1368 г), английский (1346 г) мозги. Американцы, японцы и французы замыкают этот список.
- Но вариативность мозга - это еще не все, - поведал нам Савельев. - В мозге каждого из нас есть клетки, отвечающие за определенные способности и даже целые структуры, делающие одного человека талантливым музыкантом, другого - метким стрелком, третьего - гениальным физиком. И опять же в каждой нации больше либо танцоров-певцов, либо поэтов, либо физиков.
Немцы лучше всего следуют инструкциям, у них высоко развита технологичность, за которую отвечают хорошо развитые ассоциативные области мозга. У японцев сильнее всего развиты зрительные центры мозга, которые расположены в затылочной части. Что касается музыкальности африканцев и итальянцев, то она напрямую связана с хорошо развитой височной долей мозга. Неплохо она развилась и у русских. Итак, со слухом, а значит, и с музыкальностью у нас полный порядок. А чем объяснить противоречивость нашего характера?
Возможно, большим мозгом. Наш немаленький мозг отличается хорошей впитываемостью информации, которая поступает из разных источников, но одновременно он “слышит” и более глубинные зоны мозга, отвечающие за интуитивный выбор правильного решения. Опять же учтите интуитивную тягу к лени... То есть нам приходится постоянно балансировать между разумом и чувствами, и это приводит иногда к необдуманным на первый взгляд поступкам. Был бы мозг у нас поменьше, возможно, “загадочной русской души” и не существовало...

На полпути к сверхчеловеку
30.09.2005 Компьютерра-Онлайн
Брюс Лан (Bruce Lahn) из Чикагского университета сообщил в журнале Science, что биологическая эволюция человеческого мозга продолжается и в настоящее время . Возглавляемая им группа исследователей изучала распространение двух генов, нарушение работы которых приводит к микроцефалии (резкому уменьшению размера мозга).
Выяснилось, что у здоровых людей встречаются разные аллели (состояния) таких генов. Предположение, что эти аллели функционально идентичны, опровергается тем, что в их распространении среди населения нашей планеты наблюдаются следы действия отбора. Более старые аллели описанных генов чаще встречаются в Африке, но по мере расселения человека частоты эволюционно более молодых аллелей в популяциях возрастали .
Гены, о которых идет речь, интенсивнее эволюционировали у предков людей, нежели в родственных группах млекопитающих. Можно допустить , что их нормальное функционирование не только спасает от микроцефалии, но и способствуют лучшему развитию мозга у здоровых индивидов. Значит, мозги коренных европейцев, азиатов и американцев "умнее", чем мозги коренных африканцев?
Выводы Лана противоречат сложившемуся мнению о том, что примерно 50-100 тысяч лет назад направленная биологическая эволюция нашего вида прекратилась . С этого времени жизненный успех или неудача особи, как считают, стали определяться не столько врожденными задатками, сколько тем, чему она научилась . По традиционным представлениям, отбор в последнее время носил в основном отрицательный характер, отсеивая нежизнеспособных или "глухих к учебе" индивидов, а не давая преимущество высокоадаптивным или высокоинтеллектуальным.
Изложенная точка зрения имеет важное политическое следствие. Если эволюция человека давно прекратилась, нет оснований придавать принципиальное значение отличиям между расами, которые сформировались позже этого срока. Здесь действует такая логика: если мы укажем на существование каких-либо отличий между определенными группами людей (представителями разных рас, мужчинами и женщинами, брюнетками и блондинками и т. п.), кто-то сделает вывод, что одна из этих групп лучше, чем другая. Такой вывод может привести к действиям, не одобряемым в свободном демократическом обществе, и ответственность за эти действия должны нести исследователи, посмевшие сравнивать. Отсюда следует, что никаких отличий между разными группами людей не должно быть вообще, а исследования, направленные на их поиск, аморальны.
Увы, это не шутка. Феминистские общества публикуют многостраничные работы, где доказывают, что между мужчинами и женщинами нет никаких биологических отличий [В том числе и в работе мозга. А это, конечно, не так : недавно British Journal of Psychology, например, опубликовал статью ученых из Ольстерского и Манчестерского университетов, которые показали, что мужчины имеют достоверно более высокий IQ. Кстати, это может отчасти объясняться примерно на 10% большим объемом мозга у мужчин, чем у женщин (впрочем, не следует забывать, что тесты на IQ далеко не идеальное мерило интеллекта)], а голливудские продюсеры следят за тем, чтобы в экранной реальности не все представители того или иного нацменьшинства оказались отрицательными персонажами. Конечно, при беспристрастном рассмотрении проблема оказывается дутой. Отношение "лучше-хуже" является производным от отношения "хорошо-плохо", которое применимо только к ситуациям морального выбора. А какой моральный выбор может быть в том, что персона А родилась женщиной, способна рожать и вскармливать грудью детей, а персона Б родилась мужчиной и никогда не станет матерью?
Ситуация усложняется, когда мы переходим от сравнения полов к сравнению рас , как в работе Лана. При всей сложности отношений полов мужчины без женщин и женщины без мужчин пока не обойдутся. Эволюция вшила в большинство из нас механизм интереса и влечения к иному полу. Увы, в отношении представителей других рас биологически предопределена скорее ксенофобия. Плохо, когда то, к чему подталкивает примитивный групповой эгоизм, поддерживается рациональными аргументами. "Научные" объяснения расизма нанесли человечеству немалый вред и подорвали авторитет соответствующих разделов антропологии.
Вероятно, следует блокировать не научные исследования, из которых можно сделать неверные выводы, а сами эти выводы. Но в любом случае результаты подобных исследований следует хорошо обосновывать. И в отношении выводов Лана в воздухе повис ряд вопросов. Зарегистрирован отбор по двум генам, влияющим на мозг. Означает ли это, что отбор связан именно с совершенствованием формирования мозга, а не, допустим, устойчивостью к инфекционным болезням?
Приведем пример. У зеленых лягушек встречаются два вида окраски: с полосой по хребту и без нее (пятнистая). Их развитие определяется одним геном. Анализ частот двух окрасок показывает, что их соотношение в популяции меняется в течение года. Дело в том, что одна из них более холодостойка и лучше переносит холодные зимы, а другая более устойчива к токсинам и лучше выживает в загрязненных водоемах. Наблюдатель, который решил бы, что отбор направлен на наличие или отсутствие полосы на спине, допустил бы серьезную ошибку
Возвращаясь к работе Лана, отметим, что в ней отсутствуют данные о развитии мозга у носителей той или иной аллели , необходимые для интерпретации полученных результатов. Возможно, эти данные собираются… что ж, подождем. А пока их нет, спросим себя: можно ли надеяться, что разные группы людей действительно окажутся идентичными по тем признакам, которые мы считаем существенными? А если такая надежда представляется иллюзорной, стоит подумать, как сделать, чтобы познание нашей природы и описание наших отличий не становилось поводом для возвышения одних и унижения других. Хорошо все-таки, что мы разные!

Человек, старающийся не выглядеть расистом, ухудшает работу своего мозга
ВВС News
Попытка не выглядеть расистом может оказаться умственно выматывающей, даже если человек им не является, говорят ученые. К такому выводу пришла группа исследователей из Дартмутского колледжа в США.
В частности, было обнаружено, что после общения с чернокожими людьми умственные показатели белых снижались . Предполагается, что участники экспериментов тратили умственную энергию, пытаясь - часто подсознательно - контролировать расовые предрассудки. Результаты исследования, которые также показали, что сканирование мозга позволяет выявить в человеке расизм, опубликованы в журнале Nature Neuroscience.
Ученые при помощи компьютерного теста оценили расовые предрассудки у 30 белых. Добровольцы считались более предрасположенными к расизму, если они тратили больше времени на то, чтобы связывать белых людей с отрицательными идеями, а чернокожих - с положительными. Затем они общались с черным или белым человеком, после чего их просили выполнить задачу, не связанную с предыдущей, для измерения их умственных показателей.
При помощи сложной сканирующей аппаратуры проводились отдельные замеры активности мозга в момент, когда добровольцам предлагали взглянуть на фотографии незнакомых чернокожих или белых людей. "Мы обнаружили, что у людей с более сильными расовыми предпочтениями в качестве ответной реакции на фотографии черных мужчин проявлялась усиленная нервная активность", - сказала руководитель исследовательской группы доктор Дженнифер Ричесон.
В дополнение, по словам Дженнифер Ричесон, после общения с черным мужчиной те же люди показали гораздо более низкий результат во время теста на общие знания, что предполагает, что для выполнения этой задачи у них уже не хватало необходимой умственной энергии. Такого понижения не наблюдалось, если тесту предшествовало общение с людьми из одинаковой с испытуемыми расовой группы.
Доктор Ричесон полагает, что большинство людей считают неприемлемым проявление расовых предпочтений во время общения с людьми иных рас и прилагают усилия для избежания этого - вне зависимости от уровня расизма. Из-за этих усилий некоторые люди слишком устают, чтобы успешно выполнить сложные задачи, требующие напряженной работы мозга.
Эксперт по вопросам психологии рас в университете Стаффордшира профессор Грэм Ричардс сказал, что нужно отличать расовые предпочтения от скрытого расизма, поскольку они проявляются подсознательно . К тому же во время опытов не рассматривался обратный вариант: как чернокожие реагируют после общения с белыми. "Я не собираюсь критиковать само исследование как таковое, но, полагаю, что его результатами могут злоупотребить: мол, с чернокожими общаться вредно", - сказал профессор Ричардс.

Разница в уровне интеллекта представителей разных рас - генетический фактор?
26.04.2005. www.eurekalert.org
Подготовленный сотрудником Университета Западного Онтарио Филиппом Раштоном (Philippe Rushton) и Артуром Дженсеном (Arthur Jensen) из Университета Калифорнии в Беркли шестидесятистраничный труд «30 лет исследований расовых отличий в области когнитивных способностей» (Thirty Years of Research on Race Differences in Cognitive Ability) будет опубликован в июньском номере журнала Американской ассоциации психологов «Psychology, Public Policy and Law».
Согласно данным, собранным авторами исследования, существует четко прослеживающаяся зависимость между уровнем интеллекта испытуемого и цветом его кожи , говорится в пресс-релизе Исследовательского института имени Чарльза Дарвина. Авторы подкрепляют свои утверждения массивом статистических данных, собранных за последние 90 лет: начиная со времен Первой мировой войны, когда впервые стали массово тестировать солдат, призываемых на военную службу в армию США, и заканчивая еще более внушительным исследованием американских офисных служащих, военных и студентов вузов (higher-education test takers) в 2001 году, когда тестированию подверглись шесть миллионов человек.
По словам господина Раштона, даже при совпадающих уровнях образования родителей разница в уровнях интеллекта между представителями разных рас проявляется уже в трехлетнем возрасте , и, соответственно, ее нельзя списать на невозможность получить приличное образование и другие ограничивающие факторы. Попытавшись определить причину столь явной дифференциации, Раштон и Дженсен разбили свои выводы на десять категорий.
1.
Несмотря на то, что IQ-тесты разрабатывались белыми и для белых, азиаты демонстрируют более высокий уровень интеллекта, нежели белые , вне зависимости от места проживания. Средний IQ для азиатов составляет около 106, для белых - около 100, для негров - от 85 в Соединенных Штатах до 70 в области так называемой Черной Африки (sub-Saharan Africa).
2.
Ярче всего расовые различия проявляются в тестах, измеряющих так называемый «общий уровень коэффициента интеллекта» (существуют тесты, измеряющие математические, вербальные способности и пространственный интеллект). Разница в уровне интеллекта белых и чернокожих сильнее видна в тестах типа «Backward Digit Span» (нужно запомнить и произнести в обратной последовательный до девяти произвольно выданных чисел) и слабее - тестах «Forward Digit Span» (то же самое, но в прямой последовательности).
3.
«Генетическая архитектура» (Gene-Environment Architecture) IQ примерно одинакова для всех рас и в основном зависит от наследственности. Обследовав неназванное количество близнецов негроидной, монголоидной и европеоидной рас, исследователи пришли к выводу, что на наследственные факторы приходится 50% веса в формировании интеллекта .
4.
Исследования с помощью метода магнитного резонанса показывают, что корреляция между уровнем IQ и весом мозга составляет примерно 0,4. Чем больше мозг, тем больше в нем нейронов и синапсов, благодаря чему вырастает и скорость обработки информации . Ко времени достижения зрелости, средний объем мозга азиатов превышает объем мозга белого на один кубический сантиметр. В свою очередь, белый обгоняет чернокожего на пять кубических сантиметров.
5.
Разница в уровнях интеллекта сохраняется в случаях межрасовых усыновлений. Если принадлежащая к среднему классу семья белых усыновляет чернокожего ребенка, к достижению совершеннолетия он будет демонстрировать в среднем худший уровень IQ, нежели его родители. В случае с усыновлением ребенка-азиата ситуация будет прямо противоположной.
6.
Уровень IQ среди чернокожих связан с оттенком кожи: чем кожа светлее, тем, в среднем, выше IQ. В Южной Африке уровень IQ метисов составляет в среднем около 85, чистых негров - около 70 и белых - 100.
7.
Уровень IQ всегда стремится к среднему значению, установленному для представителей данной расы. Родители, демонстрирующие очень высокий уровень интеллекта, как правило, имеют достаточно в этом смысле средних детей. Если у родителей, принадлежащих к негроидной и европеоидной расам, был зафиксирован IQ 115, их дети будут иметь IQ на уровне 85 и 100 соответственно.
8.
Существует явная зависимость между расовой принадлежностью и скоростью взросления индивидуума (в этот показатель входит достижение физической и половой зрелости, развитие личности и социальных навыков и даже время, через которое младенец начал ползать, бегать и самостоятельно одеваться). Здесь ситуация выглядит так: чернокожие взрослеют быстрее, азиаты - позже . Белые, как и следовало ожидать, топчутся где-то посередине.
9.
Расовая дифференциация по уровню интеллекта подтверждает концепцию происхождения человечества в Африке с его постепенной экспансией на Север. Более суровые условия жизни верхних широт требовали от наших предков более высокой сообразительности.
10.
Аргументы критиков расовой теории, списывающих расовые различия на разный уровень образования и социального окружения, по всей видимости, не могут объяснить накопившиеся за последние 90 лет статистические закономерности. Искоренение расовой сегрегации и проведение политики «affirmative action» (так называемая «положительная дискриминация», ставящая представителей некогда угнетаемых социальных и этнических групп в привилегированное положение по сравнению с наследниками бывших угнетателей) пока не дали никакого эффекта.

Евреи умнее всех?
2005 inosmi.ru
Оппенгеймер, Эйнштейн, Фрейд, Маркс, Кафка, Беллоу, Леви Страусс, Ален, Дилан: история последних 200 лет украшена множеством еврейских имен ученых, мыслителей, представителей интеллектуального мира, говорится в спорном исследовании, названном The Natural History of Ashkenazi Intelligence (Естественный путь развития умственных способностей европейской ветви евреев).
"Несмотря на то что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли и лишь 3% населения США, – говорится в исследовании, – на их долю приходится 27% всех Нобелевских премий и 50% чемпионов мира по шахматам".
Почему? "У евреев более высокий коэффициент умственного развития по причине длительных преследований, которые вынуждали их оттачивать интеллект, чтобы выжи ть", – отвечают авторы научного труда Генри Харпендинг и Грегори Кочран. Два ученых из университета штата Юта еще прошлым летом "разворошили осиное гнездо", направив в различные научные американские журналы результаты своего исследования, в котором они утверждают, что вероятное умственное превосходство евреев имеет генетическую базу.
То, что в самом начале казалось очередной медико-научной перепалкой, обреченной на забвение, в конечном итоге спровоцировало бурные дебаты в Соединенных Штатах, поскольку престижное издательство Cambridge University Press решило опубликовать этот научный труд как в интернете, так и в своем Journal of Biosocial Science в будущем году.
Объявление об этом мгновенно придало авторитет исследованию, дискредитированному десятками историков, эволюционистов и экспертов по ДНК, но неожиданно широко освещавшемуся серьезными печатными органами, начиная от New York Times до Economist. Возможно, возгордившиеся под лучами софитов, Харпендинг и Кочран решили вновь пойти в атаку и начали активно отстаивать самые спорные аспекты своего исследования.
"В ДНК евреев-ашкенази есть доказательство того, что их уровень интеллекта выше, – заявляют ученые New York Magazine. – Типичные генетические заболевания евреев-ашкенази, такие как болезни Тея-Сакса и Ниманна-Пика, связаны и, более того, объясняются более высоким интеллектом этих индивидуумов ".
Для подкрепления своего тезиса ученые приводят цитату из исследования Стивена Волкли из Albert Einstein College of Medicine, которое указывает на значительное увеличение дендритов (древообразно разветвленные отростки нервных клеток) в мозговой ткани людей, страдающих от заболеваний Тея-Сакса и Ниманна-Пика. "Это произошло в ходе генетико-эволюционного процесса, – теоретизируют ученые, – как результат дискриминации, которой евреи подвергались в гетто в средневековой Европе".
Без этой хромосомной самозащиты, предполагают они, евреям-ашкенази не удалось бы выжить. "Особенно с учетом того факта, что в Средние века им разрешалось заниматься лишь такими профессиями, запрещенными для христиан, как торговец, сборщик налогов, банкир, требовавшими математических способностей и уровня умственного развития выше среднего".
Но эта гипотеза была отвергнута американским научным истеблишментом как "опасная" и "расистская". Многие опасаются, что это исследование будет использоваться крайне правыми идеологами, которые пытаются найти научное объяснение своим расистским тезисам со времен Луи Агассица, когда известный биолог разработал так называемые "расистские типологии" в 1850 году.
"Оборотная сторона медали понятна, – говорит историк Сандер Гилман, – умственное развитие евреев лежит в основе антисемитской паранойи с XVI века, когда Лютер утверждал, что еврейские доктора такие умные, что приготовили яд, который может убить христианина меньше чем за один день".
И если еврейские дети часто оказываются лучшими учениками в классе, соглашаются историки, антропологи и генетики, то этому имеется иное объяснение. "Если надо будет делать выбор между еврейскими генами и еврейскими мамами, я бы выбрал последних, – утверждает Давид Голдштейн, директор Center for Population Genomics and Pharmacogenetics в Duke University. – Именно благодаря им появилось столько шуток об умственных способностях евреев". Как, например, эта, которую использовал Вуди Ален в одном из фильмов: "Ты знаешь, когда еврейский эмбрион становится человеческим? Когда он получает диплом врача".