Особенности аппликации в средней группе. Aппликации на тему «Лето» в средней группе детского сада

Развивающие игры и уроки в детском саду очень важны. Отдельную роль в воспитании и развитии играет занятие по аппликации в средней группе. Сегодня мы поговорим о том, что можно предложить малышам сделать из разных материалов, чтобы им было весело и интересно.

Мультфильмы

Главное, что нужно помнить при составление любого занятия,- это то, что деткам они должны быть интересны. Значит необходимо делать все, чтобы заинтересовать малышей.

Ни для кого не секрет, что все дети любят мультфильмы. Это отличный шанс провести занятие по аппликации в средней группе на тему "герои мультфильмов". Отлично подойдет вариант лепки картинки из пластилина на картоне. Для того чтобы процесс был интересен, подготовьте большой кусок картона (можно плотного ватмана) и на нем сделайте карандашом рисунок какого-нибудь мультяшного героя. Например, одного из смешариков.

Далее предложите детям скатать из пластилина мелкие цветные шарики и "собрать" картинку. Как бы раскрасить. Такое занятие по аппликации в средней группе заинтересует каждого ребенка. В результате у малышей появится коллективная красивая и красочная картинка с любимыми героями.

Если не хотите возиться с пластилином, то же самое можно проделать и с цветной бумагой. Просто порвите ее на кусочки (нужна двусторонняя), а потом предложите малышам наклеить цвета на свои места.

Времена года

Еще одна интересная идея - это осенние аппликации. Это довольно излюбленная всеми тема. Дело в том, что в этот период можно использовать много идей и материалов для поделок. Например листья, желуди, цветные карандаши, бумагу... Но какие идеи отлично подойдут?

Для того чтобы осенние аппликации были интересны, можно дать малышам задание "нарисовать" лес осенью. На крайний случай - живописный дворик детского сада. Это довольно занятная идея, так как у ребят появляется прекрасная возможность использовать много ярких цветов.

Кроме того, хорошей идеей будет и аппликация "Зима". Средняя группа детей уже хорошо представляет себе, как выглядит или заснеженный дом. Поэтому можете предложить что-нибудь в этом роде.

Для того чтобы провести успешное занятие по аппликации в средней группе на зимнюю тематику, вам понадобится один интересный материал - вата. Его можно рвать, клеить, окрашивать и так далее. Для ребят 4-5 лет он будет служить верным помощником при изображении картинки.

Теперь давайте поговорим о том, что конкретно можно предложить малышам для изображения. В качестве аппликации из ваты отлично подойдет изображение большой снежинки. Покажите ребятам несколько готовых картинок со снежинками, после чего пусть каждый выберет себе ту, которая нравится именно ему, и воспроизведет ее при помощи клея и ваты на листочке. После пусть каждый ребенок возьмет кисточки и краски и раскрасит картинку так, как ему хочется. Для ваты подходит гуашь. Безусловно, у каждого получится замечательная аппликация. Средняя группа осень, зиму и другие времена года изображает с огромным удовольствием.

Любимая еда

Можно придумать необычное занятие по аппликации в средней группе. Для него приготовьте бумагу, кисточки, краски, пластилин, клей и вату. Проще говоря, все, что только можно использовать в работе. Предложите малышам изобразить то, что они любят кушать больше всего.

Наверняка большинство ребят захочет воссоздать какой-нибудь тортик или пирожное. Как правило, детская фантазия в этот момент работает с огромной силой. Каждому малышу будет интересно проявить свои возможности в изображении самого лучшего лакомства.

Подобное занятие по аппликации в средней группе на тему любимых лакомств предпочтительнее всего проводить, используя в процессе работы клей и цветную бумагу. Дело в том, что вата лучше подходит для имитации снега, а шарики из пластилина - для больших и красочных картин.

Птицы

Еще одна интересная идея, которая позволит развивать логическое мышление, моторику рук и сообразительность, а также пополнит знания малышей об окружающем мире,- это аппликации на тему "Птицы". Здесь существует несколько вариантов проведения. О них мы сейчас и поговорим.

Первый вариант - это осмотр разных картинок с изображениями птиц и, как следствие, дальнейшее воспроизведение представленных на них пернатых друзей. Честно говоря, для средней группы это будет довольно сложно, подойдет больше для продвинутых малышей. Ведь в 4-5 лет ребята еще не очень хорошо умеют воспроизводить разные сложные формы типа крыльев или клювиков. Поэтому необходимо обратиться к другому варианту.

Второй способ, наиболее удачный для проведения занятия по аппликации в средней группе,- это изображение птиц при помощи уже заготовленных воспитателем деталей. Для проведения вам понадобятся: бумага, картинки с птицами, клей, ножницы, цветная бумага или картон. Вырежьте детали из картона или цветной бумаги, после чего перемешайте их. Покажите детям картинки-оригиналы с разными птицами и немного расскажите о них, познакомьте их с пернатыми друзьями немножко поближе. Теперь просто предложите ребятам наклеить вырезанные детали на свои места и получить изображение той или иной птички. Помогайте им в процессе.

Животные

Но на этом интересные идеи не заканчиваются. Еще одна успешная идея - аппликация "Домашние животные". Средняя группа наверняка не откажется похвастаться перед всеми своим домашним питомцем: хомячком, кошечкой или собачкой - неважно, кто это. Главное, насколько хорошо малыши относятся к ним.

Если у ребенка вдруг нет домашнего зверька, предложите ему изобразить того, кого бы он хотел завести. Подобные занятия помогают развивать логику, мышление и развивают в детях любовь к животным и четвероногим друзьям. Лучше всего аппликацию выполнять при помощи цветной бумаги и клея.

Заключение

Итак, сегодня вашему вниманию были представлены темы для аппликаций: осень, зима, животные, лакомства и герои мультфильмов. Это наиболее увлекательные для ребят темы. Сейчас малыша уже трудно увлечь той же матрешкой или Чебурашкой. Время идет, меняются и взгляды. Тем не менее, если подойти к вопросу с умом, можно заинтересовать ребенка абсолютно любой тематикой. Удачных занятий!

Малыши - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную любознательность и познавательную активность ребёнка новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки моделирования, разовьёт представление о правилах композиции среди учеников средней группы.

Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.

Особенности занятий по теме «Большой многоэтажный дом» по аппликации в средней группе

Виды аппликаций:

  • предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, дерева, машины, сказочного героя, и т. д.
  • сюжетная и пейзажная аппликация - композиция, изображающая взаимодействие нескольких объектов или персонажей;
  • декоративная - стилизованная обработка по законам пропорционального размещения деталей, декоративное преобразование реальных предметов в виде орнамента с использованием ярких цветовых украшений геометрической, растительной формы, абстрактных фигур животных, птиц, человека.

Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого готовятся отдельные детали, например, нарезаются квадратики из полосок, обрываются и скатываются шарики из кусочков салфеток, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими элементы, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий.

При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дома, пешеходный переход, облака и т. д.) и только потом приклеить фигуры первого плана (деревья, машины, снег).

Фото: Коллективные работы на тему «Дом»

«Цветные домики» «Улицы родного города» «Вечерний город» «Сказочный город» «Заснеженный город» «Наш город» Столичный город

Значение аппликации

  • Интеллектуальное развитие - обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, развиваются абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
  • Нравственное воспитание - занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
  • Развитие сенсорики - аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
  • Художественно-эстетическое развитие - формирование чувства вкуса к изобразительной деятельности, благодаря чему развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
  • Трудовое воспитание - развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.

Программным нововведением в средней группе является задача по освоению навыка резания ножницами, что требует развитой координации движений и хорошей моторики кисти руки для совершения правильных ритмических действий новым инструментом (ножницы должны разрезать бумагу, а не мять). Первые три месяца учебного года посвящены обучению навыкам прямого резания полос до 5 сантиметров, нарезанные квадратики и прямоугольники в дальнейшем используются для игр (билетики в ролевой игре) или для конструирования более сложных аппликаций (окна дома, флажки и т. д.). При выполнении декоративных работ уделяется внимание, прежде всего, заполнению центра формы.


Конструирование из готовых геометрических форм

Для выполнения работ на занятиях по аппликации используются как готовые силуэты и формы, так и вырезанные детьми самостоятельно. Увеличивается объём самостоятельных действий детей, например, можно предложить выбрать цвет и подходящую форму для выполнения задания.

Основные задачи по аппликации в средней группе:

  • совершенствовать комбинаторные способности по составлению предмета из нескольких частей;
  • обучать умению оперировать несколькими геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник) в количестве десяти-двенадцати деталей для составления предметов или композиции декоративного узора;
  • изучить форму овала и треугольника;
  • развивать умение применять разные по величине и цвету формы;
  • освоить и закрепить навыки прямого (в разных направлениях) и округлого вырезания.

Технические приёмы аппликации, которые используются в средней группе



Этапы и методические приёмы проведения занятия

В средней группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение двух занятий по аппликации в месяц. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.

Схема занятия

1. Организационная часть (3–5 минут).

Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы, цвета и составных частей. Необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ.

Беседа с детьми на занятии по аппликации на тему «Мы - строители» (автор конспекта Динара Киреева)

Сюрпризный момент.
Стук в дверь.
-Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Кто это?
Д: Буратино
Б: Здравствуйте, ребята! Я вам принёс загадку, а вы готовы её отгадать?
Д:
Б: Средь облаков на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строитель)
На мольберте воспитатель показывает иллюстрацию строителя.
В: Буратино, наши ребята про строителей много чего знают. Посиди с нами и послушай.
Беседа о строителях
В: Что делают строители?
Д: Строят дома, больницы, детские сады, магазины.
Показ иллюстраций.
В: Ребята, а как вы думаете люди каких профессий строят дома?
Д: Маляры, каменщики, крановщики, плотники.
Показ иллюстраций.


Строительные профессии

В: Правильно. Маляры красят дома, каменщики делают окна, полы, подоконники, крановщики работают на подъёмном кране, поднимают грузы.
- А какая техника им помогает при строительстве домов?
Д: Экскаватор, подъёмный кран, грузовики, каток, бульдозер.
Показ иллюстраций.


Строительная техника

В: Все люди, которые строят дома называют строителями. А вы хотите стать строителями (Ответы детей)
В: Давайте, ребята, пройдём за столы, а Буратино пойдёт с нами и будет смотреть нас.
Физкультурная пауза (аудиозапись)
Целый день тук да тук, Кулачок об кулачок
Раздаётся громкий стук. Руки в стороны
Строим дом, дом большой Руки вверх
И с крылечком и с окном. Руки перед грудью
Разукрасим мы дом Красим руками
На верху флажок прибьём. Флажок из пальцев
Будут жить в доме том Показ Зайка с мишкой и котом.
Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)
Строим, строим новый дом. (Пилим)
Ты пила пили быстрей.
Строим домик для друзей.


Познавательная беседа с детьми

Беседу развивающего и познавательного характера имеет смысл начать с вопросов о названиях улиц, транспорте, можно провести небольшой интересный экскурс в историческое прошлое города, вспомнить о достопримечательностях и памятниках, которые являются визитной карточкой, символом родного города. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов: сказку «Заюшкина избушка», поэтическую сказку «Кошкин дом», приключения трёх поросят, мечту дядюшки Тыквы о домике из литературной сказки Джанни Родари о Чипполино и т. д.

Стихотворения и загадки, которые можно использовать на занятиях, посвящённым темам о доме или городе.

Города бывают большие и маленькие.
Города бывают молодые и старенькие.
Но они движутся, рвутся, живут
И непременно все шире растут.
Вы мне скажите, а кто так старается,
Что города быстро так разрастаются?
А старается высокий и огромный
Кран подъёмный!
Подъёмный кран строит город большой,
Плиту на плиту кладёт.
Будет ему этот город родной,
Когда он вовсю расцветёт! (Т. Саксон)

Город - это не только улицы
И небо, что сильно хмурится.
Город - это ещё и прогулки,
Домики, скверы и переулки.
В городе украшенье двора -
Громкая шумная детвора!
Занятие детям найдётся всегда,
Ведь много таят в себе города!
Кто на самокате прокатится чуток,
А кто-то - рассматривать будет песок.
Город - для всех развлечение,
Одна прогулка - уже приключение! (Т. Саксон)

Мой дом.
Посмотрите: это дом-
С крышей, дверью и окном,
И с крылечком, и с трубой,
Цвет у дома - голубой.
Заходите смело в дом!
- Приглашаете? Войдём! (Н. Голь)

Окно.
День за днём идёт кино
На экране этом.
Солнца, зелени полно
На экране летом.
А зимой - синеет лёд,
Снег летит, играя.
Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края. (А. Шибаев)

Лестница.
Раз - ступенька,
Два - ступенька,
Три - ушиблена коленка.
На четвёртой
На ступеньке
Я встаю на четвереньки.
Пусть ступеньки высоки,
Высоки,
На коленках синяки,
Синяки.
Я по лестнице поднялся,
Остальное - пустяки! (А. Ахундова)

Крыша.
Если есть крыша
И лестница есть,
Можно на крышу
Пол лестнице влезть.
Можно по крыше
Побегать потом,
И можно лечь, развалиться.
Все можно.
Нельзя забывать лишь о том,
Что с крыши можно
Свалиться! (В. Данько)

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый… (Дом)

Целый день они не спали,
С солнцем в салочки играли,
Солнечные зайчики
Прыгали, как мячики.
А когда настала ночь
Спать легли они устало
И накрылись одеялом. (Окна с занавесками)

Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом с балконами)

Уродились грибочки
Одного росточка,
Стоят вдоль тропинки,
Ровные спинки,
Старый гриб ломается,
Новый растёт. (Улица с домами)

В два ряда стоят дома -
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)

2. Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем пошагового алгоритма выкладывания и приклеивания элементов (2–3 минуты).

Уровень развития пространственного мышления детей пока не позволяет самостоятельно определить местонахождение детали в композиции узора или правильное расположение составной части предмета, поэтому воспитателю необходимо наглядно демонстрировать и пояснять последовательность выполнения задания. Дополнительного пояснения и показа требуют незнакомые операции, например, срезание уголков у прямоугольника для получения трапециевидной формы крыши, знакомые формы (прямоугольник и квадрат) дети вырезают самостоятельно. Повышенное внимание уделяется трудовой культуре, аккуратному и безопасному обращению с ножницами, для чего целесообразно разделить детей на подгруппы до семи человек во время обучения правильной работе с новым инструментом. Дети должны научиться уверенно держать ножницы и осуществлять ими движения, которые не будут мять бумагу.


Воспитатель работает вместе с детьми

3. Самостоятельная работа детей (15 минут).

После внимательного прослушивания объяснений педагога дети вырезают детали и приклеивают их на основу в соответствии с заданием. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания, всё необходимое оборудование и заготовки желательно подготовить на рабочих столах заранее.

4. Анализ и подведение итогов (2–3 минуты).

Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, вместе с детьми обсуждает степень аккуратности работ (чёткие и ровные края, отсутствие следов клея), а также соответствие созданного ребёнком образа оригиналу или образцу, отмечает удачные творческие идеи и оригинальные эксперименты.

Конспект занятия

В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией в средней группе обычно ориентируются на решение таких задач:

  • Освоение навыков работы с ножницами, клеем и цветной бумагой, обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина.
  • Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
  • Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.

Конспект занятия по аппликации на тему «Город Дружбы» (на основе конспекта Н. Парсовой)

Задачи:

  • научить воспитанников вырезать несколько одинаковых деталей из полоски (окна дома, крыши домов, полоски для пешеходного перехода);
  • размещать окна на уровне одной линии;
  • развивать навыки составления композиции;
  • пробуждать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к малой родине;
  • развивать умение согласованно работать в коллективе.

1. Вводная беседа, которая вплетена в игровую ситуацию. Можно использовать наглядный материал, например, фотографии или картинки, изображающие улицы, архитектурные достопримечательности родного города, которые будут легко узнаваемы детьми и вызовут положительный эмоциональный настрой.

Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте, дорогие ребятишки средней группы». Мне нужна ваша помощь. Наш дом друзей стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для наших друзей. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои друзья Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Жираф, Лев будут вам очень и благодарны». Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Чебурашки.
(Картинка из мультфильма). Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети: «Мы поможем построить новые дома».
Актуализация знания.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом?
- А, как стоить дома, из чего? (беседа)
- Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей).
- Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (Прочные, тёплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие)
- Какая должна быть крыша? (Не промокаемая, прочная)
Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель:
- Ну как нам определиться, какие нам нужны дома.
- Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей)
- Где узнать? (Ответы детей). Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа).
Открытие нового знания.
- Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор). Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с их помощью он рисует чертёж дома.
- А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер)
- Что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом. А уже по чертежам дальше работают (кто?) строители.
- Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик).
- Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома.

2. Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленный заранее лист ватмана с некоторыми приклеенными и нарисованными элементами будущей композиции, например, дорога, один домик, дерево. Затем воспитатель предлагает детям закончить картину, дополнив её недостающими фигурами и силуэтами, дорисовать карандашами детали домов и машин.

Воспитатель объясняет и показывает приёмы и способ изготовления деталей аппликации.

Берём полоску бумаги, складываем её в несколько раз, затем раскладываем и разрезаем по линиям сгиба, так получим окошки. Если лист сложить пополам и затем разрезать, то получатся стены домов. Прямоугольники, уголки которых сверху срезаются, превращаются в крыши.

Вы должны «построить» новые красивые и уютные дома для друзей Крокодила Гены, «посадить» деревья. По дорогам нашего города поедут легковые и грузовые машины (силуэты деревьев и машин воспитатель готовит заранее).

3. Дети самостоятельно работают. Воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости, контролирует работу с ножницами и клеем.


Коллективная работа детей

4. Подведение итогов.

Сколько прекрасных домов на нашей улице, в них будут жить счастливые, дружные семьи, взрослые и дети. Все наши дома уютные, тёплые и гостеприимные. Вы большие молодцы!


Готовая композиция

Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций

«Наша группа - дружный дом» - коллективная работа по созданию символа группы

Материал: заготовка из ватмана в форме дома, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Инструкция:



«Зимний город» - коллективная аппликация с элементами нетрадиционной техники

Материалы: ватман, гуашь, заготовки в форме нарезанных больших прямоугольников для силуэтов домов и полосок для окон и крыш, клей, кисточка.

Предварительная работа: воспитатель тонирует фон гуашью синего цвета, затем предлагает детям из заготовок построить город.


Тонировать фон

Инструкция:



«Дома на нашей улице» - коллективная работа

Работу дети выполняют самостоятельно.

Инструкция:



«Мой родной город» - коллективная аппликация

Материалы: большие прямоугольники, полоски для крыш и окон.

Основные программные задачи по аппликации в этой группе направлены на обучение детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.

В связи с расширением знаний ребенка о таких свойствах предметов, как форма, строение, величина, их пространственное расположение на бумаге, происходит усложнение заданий по аппликации. Это касается конструкции предметов, решения более сложных композиционных и колористических задач при оформлении работ. Воспитатель учит детей более точно вырезать и наклеивать сначала простые формы, в основе которых лежит квадрат, прямоугольник, треугольник. Их можно использовать при составлении орнаментальных композиций для украшения шарфика, тарелки, коврика, дорожки, а также отображать такие предметы, как кубики, платочки, косынки и т. д. Затем ребят учат вырезать отдельные части и составлять из них более сложные предметы (домик, скворечник, ворота), а также сочетать их друг с другом по величине (домик большой, а рядом ворота, они ниже домика).

В аппликациях дети должны уметь объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные), дифференцировать специфические задачи для каждого из них в процессе обдумывания будущего изображения, его вырезания и наклеивания.

Прежде чем обучать дошкольников вырезанию ножницами, необходимо закрепить их умение раскладывать и наклеивать готовые формы на примере составления узоров из геометрических или растительных элементов (одно-два занятия в начале учебного года). Так, можно предложить ребятам украсить узорами платочек или фартук для куклы, давая им возможность самостоятельно выбрать заготовку по форме, окраске, отобрать элементы для украшения, по-своему скомпоновать их по цвету, расположению. Если малыш выбрал белый квадрат, чтобы оформить его в виде платочка, то он может взять маленькие цветные квадраты и расположить их по углам основной заготовки. Между квадратами будут хорошо смотреться чередующиеся красные и синие фигуры. Когда же для украшения ребенок берет полоску - шарфик красного цвета, то воспитатель помогает ему ритмически повторить по всей длине поставленные на угол квадраты, сочетая зеленые и желтые тона (белые и черные; черные и зеленые).

Чтобы осуществить такой выбор, надо заранее иметь варианты заготовок и отдельные элементы разных цветов и величин для их сопоставления при создании орнамента. Воспитатель оказывает детям помощь в выборе фона, узорного решения, варьировании фигур по количеству, форме, окраске, ритму. На рисунке представлены варианты аппликаций разной степени трудности. Дети самостоятельно по предложенным мотивам комбинируют квадраты различного размера и цвета, а также треугольники и круги.

Украшение узором платочков, косынки, тарелок

В начале занятия воспитатель дает словесную инструкцию. Например, если ребенок выбрал для упражнения платок (квадратную основу), то ему предлагается использовать сочетание больших и маленьких элементов (квадратов другого цвета) либо дополнить узор треугольниками. Для орнаментации косынки (треугольника) лучше взять круги, а между ними прикрепить треугольники. А круглые тарелочки, подносы дети могут украсить орнаментом из маленьких кружочков, чередуя их по цвету, или построить из них другую узорную композицию.

Когда дети овладеют приемами раскладывания и наклеивания форм, их внимание сосредоточивается на приемах пользования ножницами при вырезании элементов для аппликации. Этот процесс требует значительного напряжения, внимания и воли. Чтобы облегчить его, воспитатель первоначально упражняет ребенка в разрезании узких полосок поперек однородными движениями ножниц, выполняя игровое задание: вырезать билетики для игры в «театр», «цирк», чеки для игры в «магазин», талоны для игры в «больницу», проездные билеты для игры в «автобус» и т. д. Игровая форма результатов вырезания повышает интерес ребенка к этому процессу, в непринужденной игровой обстановке он легче усваивает приемы использования нового инструмента, приспосабливает свои движения, чтобы научиться управлять ножницами. Детям обязательно надо давать хорошо разработанные ножницы, чтобы их рычаги легко раздвигались и не создавали дополнительные трудности.

Педагог наблюдает за работой каждого ребенка, оказывает ему своевременную помощь, поощряет его усилия, поддерживает желание научиться правильно, красиво вырезать фигуры (чтобы их контуры были ровными и не махрились).

В качестве упражнения для рук необходимо давать ребятам задания, требующие выполнения нескольких одинаковых вырезок. В данном случае происходит закрепление движений и их совершенствование. С этой целью можно использовать орнаментальные построения, а также предметные изображения, состоящие из нескольких однородных частей. Например, при вырезании окон двух-трехэтажного дома берут полоску бумаги определенной длины и ширины и разрезают ее поперек на несколько частей на равном расстоянии друг от друга. Их наклеивают на прямоугольник, соблюдая ритмичность расположения: через отведенные интервалы в один, два или три ряда (соответственно количеству этажей дома).

Таким же образом выполняют аппликации окон автобуса или троллейбуса, а также праздничной гирлянды из флажков. Здесь нужно чередовать фигуры по окраске, создавать яркое звучание украшения. Поэтому воспитатель заранее готовит разноцветные полоски, а дети выбирают из них наиболее яркие, понравившиеся и учатся чередовать их при наклеивании на фон по типу гирлянды или на подставке с использованием флагштоков разной высоты, или на палочках и т. д. Возможность трактовки содержания аппликации подчеркивается при формулировке задания: «Праздничные флаги», «Флаги, которые мы видели на площади», «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков».

На последующих занятиях по аппликации детей обучают более точно вырезать прямоугольную форму, дифференцировать прямоугольник, квадрат, полоску. Основой для вырезания этих фигур является полоса бумаги разной длины и ширины. Так, прямоугольник получают при разрезании полосы 3x12 см на две части, а деление каждой из них еще пополам позволяет получить по два квадрата, которые затем наклеивают для украшения конца полотенца или шарфика.

Можно изменять величину элементов или придавать им разное положение, например поместить в ряд большие и маленькие поставленные на угол квадраты, чередуя их еще и по цвету (на белом фоне полотенца красные и зеленые фигуры; синие и оранжевые; красные и желтые). Это задание требует от ребенка соблюдения следующих условий: вырезать несколько одинаковых форм, самостоятельно регулировать их количество в зависимости от построения узора, сочетать элементы по размеру и окраске. Предоставление самостоятельности в выборе цвета фона и заготовок для частей украшения позволяет детям творчески подходить к созданию орнамента, использовать разные варианты его трактовки.

Закреплению умения изображать квадраты и составлять из них многообразные комбинации служат аппликации, группируемые из отдельных частей по типу мозаики. Каждому ребенку дают разноцветные полоски одинакового размера, из которых он получает квадратики, и объединяют их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне. Такие мозаики дети выполняют самостоятельно в свободное время. Для этого в групповой комнате организуется отдельный уголок - зона, где размещают необходимые для работы материалы. Их разноцветие и многообразие побуждают ребенка создать панно для кукольного уголка, оформить узором фартук или платье, приготовить поздравительную открытку к празднику и т. д.

Мозаичная аппликация из разноцветных квадратов

Из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника. Обычно такой прием дети осваивают довольно легко и быстро. Но, несмотря на это, его надо закреплять на нескольких занятиях, сохраняя интерес дошкольника к процессу изображения и его результату. Это достигается подбором интересных заданий: «Косынки для матрешек», «Шалаши в лесу», «Елочка».

Наряду с однородными частями в аппликациях применяют и сочетания прямоугольных, квадратных, треугольных фигур. Так вырезают и наклеивают рыб, объединяя поставленный на угол квадрат (тело) и треугольник (хвост) или два треугольника - большой и поменьше. Чтобы достичь большего сходства с образом рыбки, дополнительно наклеивают крупные глаза, полоски или чешуйки из цветной бумаги. Особенно нарядно можно выполнить аппликацию на тему «Аквариум», где на синей или голубой плоскости дети располагают больших и маленьких рыб с треугольным или квадратным телом желтого, красного, оранжевого, серого цвета в сочетании с зелеными водорослями, камешками на дне и т. д. Для получения такой композиции воспитатель готовит фон с наклеенными силуэтами водорослей, камней, ракушек, а дети приклеивают между ними рыб разного цвета и величины. Здесь каждый ребенок может проявить свою творческую активность: по-своему изменить направление движения рыбок, сделать их побольше, поменьше, использовать декоративные наклейки (полоски, кружки-чешуйки).

Приемы вырезания треугольников и вариантов рыб из квадратов и треугольников

Аппликация (от лат. appllcatio - накладывать, прикладывать) - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.
Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.
Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления).
Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.
Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Например, лепестки цветка прикрепляются только у середины, а концы его отстают от фона. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

Виды аппликации в детском саду

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации - вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.

Оборудование и материалы для выполнения аппликации

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов. Для фона берут более плотную бумагу - белую из альбомов для рисования, цветную настольную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.
Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. Если нужных оттенков цвета нет, бумагу можно окрасить. Эту работу лучше проводить не со всей группой, а с несколькими ребятами вне занятий.
К занятиям должны быть тщательно подготовлены формы. Геометрические формы должны точно соответствовать друг другу по размерам, что дает возможность составить из них единый узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне квадрата или ромба и т. д.).
Для наклеивания предметов в младшей группе нужно подготовить силуэтные изображения или части предмета.
Для занятий в средней, а иногда и в старшей группе бумагу заранее режут на куски определенного размера в соответствии с заданием. Например, для наклеивания домика дают готовый кусок бумаги, изображающий стены; из полоски другого цвета дети вырезывают крышу и т. д. Такая заготовка поможет детям сохранить форму, правильно передать размеры и пропорции частей домика.
Для старших дошкольников используются формы разнообразных цветов и оттенков, так как в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по замыслу детей, и им необходимо предоставить богатый выбор материала. Проявлению самостоятельности и творчества в работе способствует применение форм разных цветов. Дети могут, если позволяет задание, выбрать цвет по своему желанию. Особенно важное значение приобретает подбор разнообразных цветных форм и бумаги на занятиях, целью которых является самостоятельное составление красивых цветовых сочетаний.
При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте.
Во всех случаях, как при наклеивании готовых форм, так и при вырезывании, следует иметь большее количество материала, чем это необходимо для выполнения задания.
Клей готовят из картофельного крахмала, так как после его высыхания на бумаге не остается следов, что очень важно для сохранения аккуратного вида работы.
Малышам раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.
Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.
Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.
Такое обширное оборудование должно быть расставлено так, чтобы столы во время работы не были загромождены. К началу занятия на них выставляют только тот материал, который понадобится вначале; затем по мере необходимости добавляют новые принадлежности, а ненужные убирают.
Обстановка на столах должна до конца занятия оставаться аккуратной и эстетичной.
Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

Задачи и программный материал по аппликации

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Основные задачи обучения аппликации следующие:
различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
составлять изображение предмета из отдельных частей;
располагать предметы в сюжетной аппликации.
Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Рассмотрим содержание программного материала для разных возрастных групп.
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы ; в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, по своему желанию или по показу воспитателя раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы - домик, цветок и др.
На четвертом году жизни ребенок способен воплотить свой несложный замысел в изображении, может овладеть некоторыми техническими навыками. В этом отношении аппликация - более трудный по технике выполнения вид деятельности, чем рисование или лепка, так как сложнее способы ее выполнения и условнее получаемый результат.
Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:
знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,- с кругом, квадратом, треугольником;
знание цветов - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
освоение навыка наклеивания форм.
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. В связи с этим решение поставленных программой задач проходит на занятиях с готовыми формами.
Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги. Даже это несложное задание требует знания особенностей новой изобразительной формы, ее названия и цвета, умения располагать формы в горизонтальном ряду, навыка правильно намазывать клеем и приклеивать формы на нужном месте. Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, которая одинаково симметрична по всему контуру, не имеет верха и низа и не меняется в зависимости от расположения; для размещения элементов предлагают узкую полосу бумаги, на которой иначе чем в ряд круги расположить нельзя; все формы имеют один цвет. Таким образом, выполнение задания облегчается: дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.
На первых занятиях иногда основную сложность для малышей представляет процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом специальной клеенкой, раскладывать формы на место намазанной стороной, прижимать их тряпочкой, не сдвигать, класть кисть только на подставку. На первых порах техника наклеивания полностью поглощает внимание детей.
Дальнейшее усложнение программного материала происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма - квадрат.
При выполнении композиции из квадратов необходимо следить за тем, чтобы все они укладывались ровно на одной из сторон. Постепенно усложняется и композиция аппликаций - дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга. Эти элементы формы наглядно выделены самой формой и легко осознаются ребенком. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.
Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов программой предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2-3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.). Трудность этих заданий в том, что предмет и его части должны быть расположены в зависимости от его конструкции: ножка гриба от середины шляпки идет вниз, над стенами дома располагается крыша и т. п.
Однако малыши успешно справятся с такой работой, так как предметные задания понятны им по содержанию. Кроме того, для изображения подбирают предметы с симметричным расположением частей, с формами, близкими к геометрическим, с которыми дети познакомились на первых занятиях.
И. Л. Гусарова рекомендует начинать аппликационные работы в младшей группе именно с выполнения заданий, имеющих определенную изобразительную задачу - создание знакомого предмета. Интерес к теме поможет дошкольнику преодолеть и конструктивные, и технические трудности. Маленькому ребенку понятнее задача сложить из 2-3 частей предмет, чем расположить геометрические формы по принципу чередования и симметрии в узоре. В первом случае он сам заметит допущенные ошибки, так как нарушится логика содержания. Принцип чередования и повторения элементов узора будет освоен успешно при наклеивании флажков или бус на нарисованную нитку.
Таким образом, для детей данного возраста каждое задание по аппликации, так же как и по рисованию, лепке, должно быть связано с конкретным образом, Задача воспитателя - ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия - «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг) и др.
Положение о связи тематики детских работ с представлениями о конкретных предметах легло в основу альбома по аппликации, разработанного Е. Э. Лоотсар. Все темы в нем для младшей группы носят предметный характер. Так, круги наклеиваются не на полоску, а на заранее подготовленную форму чашки или блюдца. Квадраты изображают окна, наклеиваемые на силуэт дома, и т. п.
Средняя группа . В этой группе ставятся следующие учебные задачи по аппликации:
развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
научить располагать в узоре несколько форм (10 - 12);
развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
познакомить с формой овала и треугольника;
освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоении навыка пользования ножницами.
Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшаются в размерах. В декоративных работах расположение элементов зависит от формы украшаемого узором листа.
Решение задач, поставленных программой, возможно лишь при наличии развитого глазомера, чувства симметрии и ритма, которые помогают правильно с точки зрения композиции заполнять лист в зависимости от характера наклеиваемых форм. Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной - заполнение углов, краев, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача - украшение центра формы.
Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например у дома - окна и дверь, снеговик стоит на снегу, на голове у него шапка или ведро и т. д.
Новая задача, стоящая в средней группе, - освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки, так как для получения четкой формы надо уметь ритмично действовать ножницами, что требует определенного положения пальцев. По программе этим навыком дети средней группы овладевают в первом квартале. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 - 4 см, чтобы результат достигался после 1 - 2 движений лезвий. Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх в качестве билетов, флажков, а затем и при наклеивании (например, окна для дома и т. п.).
Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы. Педагог показывает прием закругления углов квадрата или прямоугольника, который дает возможность сохранить нужные размеры и правильную форму.
Вырезывание округлых форм сложнее, так как, помимо умения действовать ножницами одной рукой, нужно плавно поворачивать бумагу другой. Из полученных округлых форм составляют предметы - гриб, самолет, башенку, снеговика.
Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе , когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.
Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:
развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.
Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.
Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).
В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции.
Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы - вазы, листья, овощи и фрукты.
В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.
Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.
В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы - листья, цветы.
В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:
осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;
развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
использовать все цвета спектра и их оттенков.
Основная задача в обучении детей 6-7 лет по всем видам изобразительной деятельности - развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.
Силуэтное вырезывание - один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).
В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др.
Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.
Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).

Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.
Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в различных возрастных группах детского сада.
Вторая младшая группа . Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.
После того как объяснение педагога выслушано и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. Поэтому на первых занятиях в младшей группе клей ставят на столы только после проверки педагогом всех работ, непосредственно перед процессом наклеивания. Это позволит воспитателю следить за правильностью построения изображения и помочь детям в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать заранее.
Как известно, в обучении педагог должен опираться прежде всего на непосредственное восприятие детей. Рассматривание предмета на занятиях аппликацией будет использоваться для оживления представлений дошкольников об особенностях формы, цвета предмета и т. п. Поскольку изображение в аппликации связано с большой обобщенностью форм, рассматривание натуры следует сопровождать показом образцов, выполненных воспитателем, особенно на первых занятиях. Эти обобщенные формы предмета и их сходство с геометрическими детям трудно выделить при рассматривании, так как они заслонены рядом деталей. В образце эта форма четко обозначена, а детали могут быть опущены.
В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.
Поскольку в младшей группе основной задачей обучения является ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания, образец чаще всего показывают для точного повторения. Но следует приучать дошкольников и к самостоятельному решению некоторых задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с формой круга и приемами наклеивания его на полоске можно предложить самим выбрать кружочки любого цвета для наклеивания бус.
Показ воспитателем приемов работы необходим для выработки правильных умений у детей. Причем показ наиболее сложных приемов дается до тех пор, пока воспитатель не убедится, что малыши овладели ими и самостоятельно могут применять в работе.
Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.
Показ не проводится в тех случаях, когда детям понятен процесс раскладывания и наклеивания. Воспитатель, пользуясь образцом, объясняет задание и напоминает некоторые приемы работы. Детям, которым трудно выполнить задание, он показывает эти приемы индивидуально.
В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.
Усложнение программных требований вызывает необходимость более детального изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей. Так, в процессе анализа натуры - неваляшки - дошкольники отмечают, что эта форма состоит из шаров - большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети и подбирают необходимые для выполнения аппликации круги разных размеров из находящихся на общем подносе.
Для проверки знаний детей используют формы для выбора разных цветов, чтобы дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.
При более сложных заданиях в средней группе материал раздают индивидуально каждому. Например, при наклеивании дома дают набор цветной бумаги соответствующих размеров для стен, крыши, окон.
В средней группе рассматривание натуры не всегда сопровождают показом образцов. Так, при выполнении аппликации неваляшки бывает достаточно анализа самой игрушки. Бумажная форма круга легко ассоциируется детьми этого возраста с воспринимаемыми формами шара.
Образец бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом). В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.
При анализе образца воспитатель вопросами привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.
В средней группе нередко используют частичный показ приемов выполнения задания. Например, при вырезывании и наклеивании дома новым для детей является умение срезать уголки у полоски, изображающей крышу. Педагог, разобрав образец, показывает только, как следует вырезывать крышу. Остальные детали дети выполняют по образцу.
Показ всего процесса изображения проводят в случае особо сложных изображений (например, при наклеивании грузовика из отдельных частей).
Во всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель дает или частичный показ или только объясняет задание, предоставляя возможность самостоятельно выбрать приемы изображения.
Особого внимания в этой группе требует обучение правильному пользованию ножницами. Это первый сложный инструмент, который попадает в руки детей. Воспитатель несколько раз показывает, в каком положении должны находиться пальцы правой руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не мялась. Чтобы облегчить первые попытки, детям дают бумагу в виде узких полосок (шириной 3-4 см), которая разрезается двумя движениями ножниц.
Первые упражнения с ножницами лучше проводить с подгруппой ребят в 8-10 человек, чтобы можно было легко проследить за действиями каждого ребенка и вовремя помочь.
В конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похожа на предмет или нет), аккуратно ли наклеены формы (чистый фон, не видно следов клея). Дети всегда принимают активное участие в обсуждении работ. Педагог обобщает оценки детей, подводит итоги занятия, привлекая внимание к удачным работам.
Старшая группа . Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.
Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом.
Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.
Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей, а затем и в подготовительной группах рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д.
Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.
Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.
И. Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.
В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне.
Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.
Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.
Подготовительная группа . Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.
При анализе натуры воспитатель обращает внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.
Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).
Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).
В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора. В альбоме «Аппликация в детском саду» Л. Г. Суховской и В. А. Паллона приводится набор таких форм.
Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы - елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему. Более сложный прием вырезывания - из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3-4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6-8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах.
Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.
В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей - это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.
Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений.
Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут... бочка по морю плывет», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет», «Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал, судно на море догнал» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто - облака и звезды, кто - волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой - способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.
Во всех возрастных группах детского сада проводятся занятия аппликацией по замыслу самих детей. В младшей и средней группах детям даются только готовые формы, которые сначала подбираются ими в соответствии с задуманным содержанием, а затем наклеиваются. В старших группах ребята самостоятельно вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают их. Дети 6-7 лет могут предварительно сделать эскиз будущей работы (нарисовать несложный сюжет простым карандашом), подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.

Одним из самых популярных видов деятельности является работа с цветной бумагой, аппликации на тему лето в средней группе детского сада входят в программу обязательных занятий. Плоские, объемные или рельефные работы в различных техниках помогают детям развивать творческие способности, а так же формировать другие необходимые навыки.

Особенности развития ребенка 4-5 лет

В четыре года дети выходят из ясельного возраста и становятся на ступеньку выше в иерархии взросления. Именно отсюда начинается обратный отсчет предшкольной подготовки. Возраст, в котором череда открытий не заканчивается, а приобретает новые черты. Ребенок уже обладает основными навыками работы с различными материалами, частично владеет инструментами, ножницами, карандашами и кисточкой, умеет общаться в коллективе, выражать свое мнение и делиться впечатлениями,удерживая внимание до 20 минут. Примерно столько длится занятие в средней группе.

Сложность задачи должна быть рассчитана именно на этот временной отрезок. Взаимодействие с другими детьми делает возможным создание коллективных работ или совместных наглядных выставок, где дети уже частично могут соотносить собственные успехи с результатами своих сверстников. Занятия прикладным творчеством направлены не только на развитие и тренировку моторики и подвижности пальцев, но и на осознанное создание поделок и самовыражение маленьких творцов.

Мастер-класс аппликации на тему «Лето» в средней группе детского сада

Самый любимый детьми сезон, конечно же, лето. Яркое, зеленое, ароматное, насыщенное красками и эмоциями. Чтобы закрепить положительные эмоции, можно изготовить поделку, посвященную этому периоду. Признаться лету в любви можно при помощи самодельной открытки.

Для работы потребуется:

  • белая бумага
  • несколько листов разноцветной бумаги
  • ножницы, клей, карандаш

В основе композиции лежит шаблон круга двух размеров. Дети любят простые фигуры и стремятся их использовать в разных видах своего творчества. Создать их просто с помощью линейки.

Необходимые шаблоны:

  • шесть больших кругов, из них пять белых, один желтый
  • три одинаковых круга поменьше, из них один черный, один красный, один зеленый
  • красный и зеленый круги порежем пополам

Детям постарше, которые уже подобрались к пятилетнему возрасту можно предоставить выполнение заготовок самостоятельно. Тем, кто едва перешагнул четырехлетний порог, потребуется некоторая помощь взрослого в изготовлении аппликации на тему лето в средней группе детского сада.

Этапы работы:

1. Нарисовать круги по линейке. Вырезать все необходимые детали из белой и цветной бумаги. Дети средней группы способны самостоятельно обвести контур и вырезать заготовку. Либо сделать деталь сразу, без предварительного рисования, освоив прием симметричного вырезания.


2. Приклеить на основу вначале лепестки ромашки, затем желтую серединку.

3. Приклеить черное тельце божьей коровки.

4. Разрезать красный круг пополам и приклеить симметрично расположив крылышки божьей коровки.

5. Разрезать зеленый кружок пополам и приклеить в качестве листочков.

6. Нарисовать глазки и точки на крылья.

7. Написать под ромашкой приятные слова бабушке или маме и получится открытка.



Летний цветочек из салфеток и цветной бумаги

Для работы потребуется зеленая бумага, желтая или красная салфетка, степлер, ножницы, клей и основа. Суть работы заключается в том, что салфетка складывается в несколько слоев, из которых потом вырезается круг. Середина закрепляется при помощи двух скоб, наложенных друг на друга перпендикулярно, точно в середине будущего цветка. Края обрабатываются в виде бахромы.

Каждый слой приподнимается и сминается к центру. Такая операция проделывается до тех пор, пока не получится форма полусферы. Одно соцветие желтого одуванчика на этом этапе является законченным. Отдельно вырезаются листики и стебли. Все детали собираются в единую композицию на листе, который является основой, и фиксируются при помощи клея. Подобные аппликации на тему лето в средней группе детского сада очень нравятся детям.

Летняя аппликация из пластиковых ложек

Подобная работа может быть как коллективной, так и индивидуальной. Основным материалом является одноразовая посуда, а именно ложки и искусственные зеленые листья. Еще потребуется различная акриловая краска и вязкий клей. Предварительно ложки окрашиваются изнутри или снаружи в необходимые цвета и высушиваются. Только после этого у них отрезаются ручки. Как вариант, можно использовать готовые разноцветные заготовки, если удастся их найти в магазине. Впрочем, сейчас большой выбор разнообразной одноразовой посуды. В этом случае понадобится только черный маркер, для того, чтобы нанести крапинки на крылья букашек. Листья собираются в плоский импровизированный букет и скрепляются между собой нитками или проволокой. Сверху укладываются белые ложки в виде лепестков будущей ромашки. Сердцевина изготовлена из узких полос желтой бумаги, кончики которых накручены на карандаш. Букашки выполняются последними в аппликации про лето . Каждая состоит из черного или серого туловища и двух красных крылышек. Красные детали укладываются на черное основание и закрепляются при помощи клея. В группе можно изготовить много маленьких композиций и объединить их в одно большое панно для украшения игровой комнаты или приемной. Такая коллективная работа, в которой принимают участие все дети, будет долго напоминать о лете и радовать глаз, оживляя интерьер.

Аппликация из зеленых листьев

Поделки из природных материалов принято оставлять на осень, когда листья самопроизвольно высыхают и осыпаются, превращаясь в подобие разноцветного пергамента. Но можно не следовать традиции и изготовить аппликацию из зеленых листьев, следуя летней тематике. Для этого понадобится заранее собрать материал, высушить его между страницами книг или несколькими слоями газет.

С помощью зеленых листьев можно создать целую композицию. Поскольку листья своими очертаниями напоминают деревья, можно собрать целый лес, а в качестве солнца использовать засушенный желтый цветок. Фон можно использовать однотонный или предварительно раскрасить его при помощи карандашей или красок.

Использование семечек в поделках

Обыкновенные арбузные, тыквенные или семена подсолнуха послужат отличным материалом для поделок по теме лета. Самый солнечный цветок, выполненный из цветной бумаги и украшенный в середине горсткой черных крупных семян, это самый яркий признак летнего настроения и маленькое солнце, которое рождается в руках у ребенка.

В качестве основы может быть использован вырезанный из бумаги бутон или нарисованный на белом фоне при помощи пальчиковых красок методом примакивания. В качестве печатей послужат листья разного размера. Одни для лепестков, другие для самих листиков. Подобные занятия, аппликации про лето, приносят детям не только радость от самовыражения и возможность заниматься творчеством, но и настраивают на деловой лад, приучая к будущей школьной жизни.

Объемная аппликация из цветной бумаги