Специфика работы с неблагополучными семьями

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»

Согласовано: Утверждаю:

Зам директора по ВР Директор МБОУ Акташская

Красных Н.Ю. СОШ им. Ст. Мохова

Абугалимова Р.З.

Приказ от «___» ____ 2014г.№

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

«НАДЕЖДА»

на 2014 - 2017 гг.

с. Акташ, 2014г

Структурные компоненты

Паспорт программы

Пояснительная записка

Цель, задачи и этапы реализации программы

Этапы взаимодействия с семьей. Алгоритм реализации программы

Основные направления реализации программы

План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»

Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью

Научно-методическая литература

  1. ПАСПОРТ

Наименование

программы

Программа профилактической работы с неблагополучными семьями

«НАДЕЖДА» на 2014 - 2017 гг.

Сроки реализации

программы

2014 - 2017 годы.

Основания для разработки

программы

1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. (действующая редакция на 01.01.2009г.)

2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.Вступила в силу 2 сентября 1990 года).

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ

5.Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

6. Устав МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

Разработчики программы

Педагогический коллектив МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

  1. Красных Н.Ю., заместитель директора по ВР;
  2. Какиева Г.В.., социальный педагог;
  3. Кыймыштаева С.С., психолог- педагог

Исполнители программы

Администрация МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова, педагогический коллектив, ученический коллектив, родительская общественность.

Цель программы

Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей, установление связи между семьей и образовательным учреждением.

Основные задачи программы

1.Диагностирование и выявление проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

2.Организация просветительской работы по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.

3.Осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.

Приоритетные направления

1. Создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

2. Профилактика психоэмоционального состояния детей; 3. Предоставление ребенку максимально возможной самостоятельности и свободы;

4. Построение здоровьесберегающей среды в школе; 5. Использование медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса учащихся;

6. Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации;

7. Уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

8. Формирование компенсаторных механизмов поведения;

9. Работа с родительской общественностью;

10.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Этапы реализации программы

1-й этап - январь - май 2014 уч. год - организационный

Цель: подготовка условий для создания системы работы с социально - неблагополучными семьями.

· Изучить и проанализировать состояния работы в школе с социально - неблагополучными семьями.

· Изучить нормативную базу.

· Разработать, обсудить и утвердить программу по работе с социально - неблагополучными семьями

· Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

· Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

· Провести МО классных руководителей по проблемам выявления социально - неблагополучных семей.

· Провести патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.

Цель: реализация программы «НАДЕЖДА».

· Создать психолого-педагогических условий для работы с социально - неблагополучными семьями.

· Разработать и реализовать индивидуальных программ с семьями;

· Реализовать работы с социально - неблагополучными семьями по специальным программам и методикам.

· Способствовать участию родителей вместе с детьми в различных мероприятиях класса и школы.

3-й этап -январь - май 2017г. - контрольно - аналитический.

Цель: анализ итогов реализации программы.

· Анализ результатов программы.

· Обобщение опыта работы с социально - неблагополучными семьями в школе.

· Создание банка методик по работе с социально - неблагополучными семьями.

· Определение стратегии дальнейшей работы с социально - неблагополучными семьями.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Совершенствование механизмов сохранения и укрепления здоровья детей, создание безопасного и комфортного образовательного пространства;
  • Обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальнымиперспективным потребностям личности, общества и государства;
  • Развитие эффективной системы профилактики асоциального поведения детей, детской беспризорности, правонарушений;
  • Формирование толерантной личности в условиях многонационального состава населения РФ;
  • Построение модели работы с детьми разного возраста, направленной на приоритетздорового образа жизни;
  • Целенаправленная борьба с вредными привычками на основе современных методов коррекции и реабилитации;
  • Проведение профилактических мероприятий по воспитательной работе среди родителей (законных представителей), учителей и учащихся.

  1. Пояснительная записка

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: благополучной или неблагополучной.

Под неблагополучной семьёй мы склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

Неблагополучная семья - это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность - эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой специалистов в этой области.

Школа стремится по возможности предотвратить проблему семьи, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, прилагает все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Необходимо делать правильный выбор форм и методов работы с родителями, учитывая все особенности неблагополучной семьи, которым необходима активная и продолжительная поддержка.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому, они нуждаются в поддержке.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:

-по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей;

-по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная;

- по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная;

-по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные ; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы.

Основные направления работы с семьей:

  1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
  3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
  1. Цель, задачи, сроки реализации программы.

ЦЕЛЬ - создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи.

Задачи:

1.Диагностировать и выявлять проблемы, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребёнка в семье.

2.Организовать просветительскую работу по овладению родителями психологической и правовой культуры в области семейного воспитания.

3.Осуществлять посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребёнка.

  1. Этапы взаимодействия с семьей

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными. Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

1-й этап. Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

Средства:

1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным окружением семьи.

3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты психолого-медико-социальной помощи ребёнку

4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и среды.

Целями диагностики являются:

Раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

Координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

Ознакомление семей с правовыми нормами.

С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка - мама, папа - ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

2-й этап. 1)Изучение семьи.

Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

Средства:

Посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

Использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

  • Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
  • Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений
  • Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
  • Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.
  • Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы : индивидуальные беседы, консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

Алгоритм реализации программы

Первый этап - организационный (сентябрь) - анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов детей, подростков и членов их семей.

Второй этап - деятельностный (октябрь - май) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап - итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

5. Основные направления реализации программы

1.Посещение семей.

2.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

Приглашение специалистов;

Демонстрация видеоматериалов, слайдов.

3. Дни открытых дверей

4.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству:

Экскурсии: знакомство со школой и школьными службами;

Праздники в классе;

Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой;

Родительские собрания;

Встреча родителей «Традиции класса, которым быть»;

Участие в родительских конференциях;

Круглые столы;

Заседание выездного клуба выходного дня;

Организация и проведение родительских уроков.

5. Диагностика.

6. Коррекционная работа.

7. Благоустройство классной комнаты.

8. Педагогические консультации: индивидуальные и групповые.

9. Тренинги и анкетирования.

План профилактических мероприятий «Семья, находящаяся в группе риска»

в МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова

на 2014-2015 учебный год

№ п/п

Тема мероприятия

Сроки реализации

Ответственный

Диагностика, выявление неблагополучных семей

Сентябрь, по необходимости в течение года

Соц.педагог, педагог психолог, Классные руководители.

Составление карты неблагополучных семей

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог, Классный руководитель, соц. педагог

Индивидуальная работа: посещение, составление акта

постоянно

Соц.педагог классные руководители.

Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей

постоянно

Соц.педагог, классные руководители.

Родительский лекторий темы:

  1. «Стили семейного воспитания»
  2. «Профилактика правонарушений»

Октябрь, апрель

социальный педагог

Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с отделом соц. защиты население, ПДН, КДН.

Рейды по неблагополучным семьям;

Вызов на КДН;

Обращение в прокуратуру;

Помощь социальной службы;

Помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь

Постоянно

Педагог-психолог, Классный руководитель, Социальный педагог, Инспектор ПДН

Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями

  1. Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявление степени неблагополучия;
  2. Беседы для родителей «Семья и школа - вместе мы сможем многое»»
  3. Занятия для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.

В течение года

Педагог-психолог

Привлечение родителей для организации мероприятий «Родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.

Постоянно

Классные руководители

  1. Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной семьёй и детьми из неблагополучных семей.

1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из неблагополучной семьи.

2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.

3. Планировать работу с неблагополучными семьями.

4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей, обучающихся в классе.

5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из неблагополучных семей.

6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.

7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из неблагополучных семей.

8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в том числе в занятость выходного дня.

9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав ребенка.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.

4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые незначительные успехи.

5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

При работе с неблагополучными семьями классному руководителю необходимо:

1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).

2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:

Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание - это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.

Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).

3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.

4. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).

5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.

6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

7. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Исходя из задач, поставленных в работе с неблагополучной семьёй, выбраны основные направления деятельности:

1. Выявление неблагополучных семей и причин их неблагополучия.

Формы работы:

· Диагностика, выявление неблагополучных семей.

· Посещение семей.

· Анкетирование родителей и детей.

· Индивидуальные беседы с родителями и детьми.

· Наблюдение семьи.

Результаты:

Составление карты неблагополучной семьи и справок посещения семей; акт обследования условий жизни. Выявление степени неблагополучия семьи, асоциальных явлений, дезадаптации ребёнка. Подготовка материала для ПДН. Выработка решений, составление плана индивидуальной работы

с семьёй.

2. Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, прав ребёнка.

Формы работы:

· Посещение на дому.

· Индивидуальные и тематические консультации родителей и детей из неблагополучных семей.

· Выпуск информационных листов.

· Оформление стенда для родителей.

· Осуществление информационной помощи семье.

· Передача положительного опыта семей.

· Беседы, родительские собрания.

Результаты:

Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей. Создание всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. Мотивирование родителей на самостоятельное решение проблем. Повышение родительской ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних. Улучшение микроклимата семьи, профилактика правонарушений, преодоление асоциальных явлений и дезадаптации ребёнка в школе.

3. Оказание практической помощи семье и ребёнку.

Формы работы:

· Помощь семье в проблемах, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком.

· Помощь родителям в сборе документов на оформление пособий на детей, путёвок в санатории, пособий по безработице.

· Помощь в предоставлении льгот, предусмотренных законодательством.

· Оказание содействия в получении материальной помощи неблагополучной семье за счёт фонда социальной поддержки населения.

· Оказание содействия в трудоустройстве родителей через службу занятости.

· Привлечение родителей, детей, общественности к социально-значимым мероприятиям.

· Оказание педагогической помощи ребёнку.

· Определение уровня развития ребёнка (если есть необходимость - направление на ПМПК)

· Организация досуговой деятельности детей.

· Организация в каникулярное время лагеря с дневным пребыванием детей на базе школы.

· Обеспечение детей из неблагополучных семей путёвками в оздоровительный лагерь.

· Оказание содействия в трудоустройстве детей в каникулярное время через службу занятости.

· Моральная поддержка семьи.

· Мотивация на лечение от алкогольной зависимости родителей, злоупотребляющих спиртными напитками.

· Привлечение социально благополучных семей, Совета школы, родительского комитета, ПДН, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства для работы с неблагополучными семьями

· Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка.

· Координационная деятельность с медицинским работником.

8. Индивидуальный план профилактических мероприятий на семью

Мать

Дата рождения ________ Место работы ________

Адрес ______________________________________________________

Постановка на _______________

Проблема семьи _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответственный

Внутришкольное взаимодействие

Изучение семьи:

Собеседование с классным руководителем;

Опрос соседей.

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Характеристика

Обследование жилищно-бытовых условий

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт обследования

Посещение на дому

Соц.педагог

кл.руководитель

Встречи в школе

В течение года по необходимости

Администрация школы, соц.педагог

кл.руководитель

Протокол

Учет успеваемости детей на конец четверти

Ежедневно и на конец четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Ведомость оценок

Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть

За 2 недели до конца четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Вовлечение детей во внеурочную деятельность:

  1. Турслет «Осенняя тропа», посвященный 80-летию со дня рождения Э.М. Палкина
  2. Фестиваль народов мира
  3. «Мама и я - спортивная семья»
  4. Игра «Зарница»
  5. Конкурс «Минута славы»

Сентябрь и в течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР, учителя физической культуры.

Психологическое сопровождение семьи

  1. «Самооценка моей личности»
  2. «Алкоголизм - повод, причины и последствия»

В течение года

Психолог

Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ

  1. Фитовыставка «Осень золотая»
  2. Конкурс флэш-презентаций «О спорте»
  3. Конкурс «Нет вредным привычкам
  4. Экологическая акция по очистке местной реки
  5. Беседа с родителями на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

В течение года по плану ВР

Соц.педагог

инспектор ПДН

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей

  1. Родительский лекторий «Стили семейного воспитания
  2. Конкурс творческих семей «Споем, мамочка!»
  3. Декада семьи и школы

В течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Отметка в тетради работы с учащимися

Рейды

«Образование всем детям»

В течение акции

Соц.педагог

кл.руководитель

График рейдов, акты

«Защита»

«Дети улиц»

«Подросток»

Совет профилактики

1 четверть

По мере необходимости

Соц.педагог

Протокол

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Межведомственное взаимодействие

По мере необходимости

Соц.педагог

Информация

Общественные организации

Научно-методическое:

1.Иванцова А. О работе с проблемными семьями. Воспитание школьников -№10, 2000.

2.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними// Народное образование. № 6, 2002.

3.Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект. 2003.

4.Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2003.

5. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. № 3, 2000.

6. Султанова Т.А. Работа с неблагополучными семьями. Методическое пособие - Уфа; 2005г.

7.Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000г.

8. Шульга Т.И., слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». М., 2000г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Семья является основой первичной социализации личности.

Поэтому, именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но и не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

Что такое неблагополучная семья?

Неблагополучной семьёй – является семья, которая полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию несовершеннолетних детей, созданию им комфортных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Каждая неблагополучная семья неблагополучна по- своему. Итак, неблагополучие детей в семье может быть разным:

От напряжения конфликтной обстановки

Из-за взаимной неприязни взрослых

До отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей

Отсюда следует, что неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.

В современных условиях жизни, когда большинство родителей озабочено решением экономических проблем, а иногда и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития несовершеннолетнего ребенка. Как правило, в таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом у ребенка становится внешнее, а иногда и негативное окружение, что и приводит ребенка к уходу из семьи.

На протяжении нескольких лет, все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только педагоги учебных заведений. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного здоровья и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.

Многие исследования, которые проводились психологами, показывают нам, что в настоящее время достаточно многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причинами этого, зачастую являются низкий материальный уровень, а также уровень отдельных семей, как правило - это случается, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а как его лучше прокормить.

В неблагополучных семьях, родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, как правило пустив воспитание на «самотек», потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не осуществляли контроль за ребенком и покрывали его поступки, а после чего, родители совсем перестали справляться с ситуацией, в результате, произошло отчуждение ребенка от семьи.

Все эти факторы наряду с другими субъективными и объективными причинами способствуют детской безнадзорности и приступности, а также других негативных явлений в детской, подростковой среде.

Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:

Изучение индивидуальных особенностей детей;

Изучение социально-бытовых условий;

Изучение социума по месту жительства.

Собеседование с учащимися, из неблагополучных семей с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками

Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций.

Информировать родителей о постановки на учёт их детей.

Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником и классным руководителем).

Вести учёт правонарушений в школе.

Индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций.

Заслушивать учащихся, на: школьном Совете профилактики,

Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения

В организации свободного времени.

Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся,

Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков.

Постановка на учет, собеседование с классными руководителями, сбор характеристик, консультирование по итогам наблюдения за учащимися

Тестирование «Уровень воспитанности»

Изучение психологических особенностей

Посещение классных часов, уроков

Посещение на дому проблемных учащихся,

Осуществление четкого контроля за посещением школы учащимися

Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков

Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;

выяснение причин и проблем школьника

Проведение работы по организации занятости учащихся, проведение и участие операции «Мир твоих увлечений», сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, требующих повышенного пед. внимания

Вовлечение учащихся в общешкольные дела и мероприятия и т. п.

Работа общеобразовательного учреждения с неблагополучными семьями.

(семинар-совещание социальных педагогов образовательных учреждений и общественных инспекторов по охране прав несовершеннолетних.)

Социальный педагог

МКОУ Семилукской сельской СОШ: М. В. Лавлинская.

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье, формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Взаимоотношения в семье - один из главных факторов воспитания детей.

Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.

В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и, прежде всего между родителями - детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов, особенно семей злоупотребляющих алкогольными напитками.

В современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие (приложение №1).

В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи. Это семьи, состоящие из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Вследствие отсутствия одного из родителей возникают материальные, бытовые проблемы и проблемы в воспитании ребёнка. Социальный педагог может оказать всестороннюю помощь такого рода семьям, оказавшимся в сложной ситуации, внести вклад в дело укрепления семьи. Согласно должностным инструкциям, обязанности социального педагога состоят в следующем:

1. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию развитию и социальной защите личности в ОУ и по месту жительства.

2. Контролирует все участки по охране прав детей в микрорайоне школы.

3. Выявляет родителей из числа неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете, в отношении которых следует ставить вопрос о лишении родительских прав.

4. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

5. Привлекает к работе по охране прав детей классных руководителей, родительский комитет, если считает это необходимым.

6. Взаимодействует со специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями по оказанию помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Должностная инструкция социального педагога определяет перечень следующих функций:

1. Организация социальной помощи и поддержки обучающихся.

2. Создание социально комфортной обстановки и безопасности обучающихся.

3. Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся.

Задача социального педагога изучить семью. её проблемы и помочь своевременно преодолеть проблемы не только своими силами, но и привлечением квалифицированных специалистов: социальных работников, юристов, психологов, педагогов и т.д. Лишь только в таком случае семья останется единой, полной и благополучной.

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

В МКОУ Семилукская сельская СОШ на 2012 - 2013 учебный год сложился следующий контингент учащихся:

Всего детского населения (от 0-18 лет)

Из них:

Дошкольников

Учащихся школы

227 167

Учащихся техникумов, училищ

Учащихся ВУЗов

Не обучающихся, не работающих

2 (Лавлинская А.С., Назарьев В.И. –инвалид, не обучаемы)

Работающих

Неблагополучных семей

В них детей

Малообеспеченных семей

В них детей

Многодетных семей

В них детей

Неполных семей

В них детей

Дети-инвалиды

Подопечные

Из 4 неблагополучных семей (которых в 2010-2011 годах было 8) две состоят на учёте в КДН(Калашниковы, Михайлова) и две - на внутришкольном учёте (Дёминовы, Меркуловы).

Сегодня я хочу подробнее коснуться работы с неблагополучными семьями, которые состоят на межрайонном (КДН) и внутришкольном учёте.

Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе (План работы с неблагополучными семьями. Приложение №5). Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью (протокол посещения семьи)

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи (акт обследования жилищных условий семьи). Приложение №3

3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни (характеристика семьи, находящейся в социально-опасном положении).

4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий (вывод)

5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций (беседы) .

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи (характеристики на членов семьи)

7 этап: составле6ние карты семьи (карточка учёта семьи, находящейся в социально опасном положении). Приложение №4

8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.) (

9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей (индивидуальный план работы с неблагополучной семьёй). Приложение №2

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи (отметка в журнале работы с неблагополучными семьями).

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей (ежеквартальный анализ работы).

Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся

в социально опасном положении, и их семьям

  • планирование работы с несовершеннолетним и его семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи и их результативности;
  • привлечение к работе с несовершеннолетним и его семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с несовершеннолетним и его семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социальная и педагогическая поддержка

Организация бесплатного питания для детей из неблагополучной семьи (за счет средств фонда Всеобуча, по иным каналам). Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу).

Бесплатное посещение дошкольных учреждений для детей из малообеспеченных семей и детей с особенностями психофизического развития. Индивидуальная работа учителей с педагогически запущенными детьми и подростками по специальным программам. Предоставление вариативности образования для детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Организация летнего отдыха и оздоровление детей; бесплатного оздоровительного отдыха детей-инвалидов и детей-сирот, детей, оказавшихся без попечения родителей.

Помощь в трудоустройстве родителей, в т.ч. переквалификация, постановка на учет в службе занятости.

Оказание материальной помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях. Оказание единовременной материальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Координационно-посредническая помощь, обеспечивающая согласованность усилий учителей, родителей, специалистов по охране прав детей, опеке и попечительству, в оказании помощи детям, нуждающимся в государственной помощи и поддержке.

Интеграция детей и подростков в общество и школьную жизнь.

Работа по повышению адаптивных возможностей ребенка в преодолении проблем, имеющихся в семье

Коррекционная помощь

Организация коррекционной помощи детям на базе дефектологических служб. Занятия на дефпункте, в ЦКРОиР

Медицинская помощь

Наркологическая, психотерапевтическая поддержка родителей. Обеспечение детей в возрасте до 1 года льготным детским питанием (при наличии оснований).

Помощь в направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности. Медицинское обследование и лечение. Санитарное оздоровление. Обеспечение очками, слуховыми аппаратами, инвалидной коляской.

Бесплатные путевки в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2004 году принято решение о двукратном обеспечении бесплатными путевками в оздоровительные лагеря детей-сирот).

Профилактика избытка или дефицита микроэлементов (иодирование и фторирование соли, воды и продуктов питания)

Материальная помощь

Предоставление земельного участка (для развития приусадебного хозяйства).

Обеспечение топливом к зимнему периоду.

Оказание гуманитарной помощи (фонды социальной защиты, школьный фонд "Милосердие", фонды Красного Креста, из средств профсоюзов и трудовых коллективов, исполкомов местных советов, женских советов, благотворительных обществ и организаций, в т.ч. из средств спонсоров, религиозных конфессий и др.)

Психологическая помощь

Организация консультаций психологов учреждений образования, в том числе СПЦ, ДСП, ЦКРОР, медицинских учреждений.

Организация психологической помощи по месту учебы.

Бесплатное обслуживание психологами всех категорий детей в социально-педагогических и медицинских учреждениях.

Проведение реабилитационных программ по оказанию помощи детям и подросткам, имеющим эмоциональные нарушения, агрессивные формы поведения.

Проведение с детьми и подростками занятий по психологии, способствующих их нормальному психическому развитию. Проведение психокоррекционных программ по изменению отношения к себе и другим, умению сотрудничать, договариваться, по повышению самооценки и т.д. Проведение психотерапии, упражнений, тренингов, активных форм занятий, направленных на изменение себя и стиля жизни

Правовая помощь

Помощь в реализации родительских прав.

Помощь в сборе документов для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Помощь в сборе документов и обращении в нужные инстанции для получения льгот, социальных выплат (в т.ч. адресная социальная помощь), поддержка в поиске родственников. Подача и поддержка судебных исков в защиту прав детей (в т.ч. по жилищным и имущественным вопросам).

Предоставление бесплатного адвоката при совершении правонарушений детьми и подростками данных категорий. Защита прав и законных интересов детей специалистами органов и учреждений образования

Если ситуация в семье нормализовалась, тогда: снятие с учета,

Если нет, тогда: устройство ребенка в семьи (опека, приемная семья) или направление на государственное обеспечение, а родители – лишаются родительских прав.

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные наши усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.

Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.

Анализ проблем

  • В работе по профилактике социального сиротства необходимо охватывать большее количество семей и детей.

Оказать существенное содействие в этом могут учреждения образования. Необходимо учреждениям образования активнее участвовать в раннем выявлении неблагополучных семей, а также во внедрении ювенальных технологий в практику работы с подростками и семьями.

  • К сожалению, нет достаточных правовых рычагов воздействия, а семьи не всегда выполняют рекомендации. Было бы целесообразным, введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительное лечение страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (как взрослых, так и несовершеннолетних).

Приложение №1

ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ.

Педагогически несостоятельная семья

Конфликтная семья

Асоциальная (асоциально – криминальная) семья

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.

Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут превысить предел адаптационных возможностей ребенка, вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству, создает питательную среду для прямых десоциализирующих влияний.

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке. Обычно выделяют две формы десоциализирующего влияния неблагополучных семей на детей –прямое и косвенное. педагогически несостоятельные и конфликтные семьи оказывают на ребенка косвенное десоциализирующее влияние, асоциальные семьи воздействуют на него напрямую –через асоциальные формы поведения своих членов и негативные ориентации.

Ошибки родителей

Ошибки родителей

Ошибки родителей

  • подавление, унижение ребенка как личности, нежелание считаться с его мнением; пренебрежение к миру детских увлечений и интересов; навязывание ребенку товарищей, друзей, желательных для родителей, и способов времяпровождения; нетерпимость к особенностям темперамента детей и стремление его переломить; применение наказания, не соответствующего тяжести проступка;
  • обеднение эмоциональных контактов с детьми; педантичное прослеживание каждого шага ребенка; требование неукоснительного исполнения множества указаний, инструкций; одномерная трактовка мотивов поведения подростка лишь с негативным акцентом;
  • неумеренное проявление любви к ребенку и требование от него ответного чувства, что развивает умение подыгрывать взрослыми, порождает неискренность;
  • погоня за послушанием ребенка ценой подкупа – обещаний подарков, развлечений, удовольствий.
  • сосредоточенность родителей на затяжных конфликтах друг с другом;
  • тяжелая морально – психологическая атмосфера для всех членов семьи, и в том числе для ребенка;
  • агрессивная реакция конфликтующих родителей на ребенка, непроизвольное вымещение на нем нервного напряжения;
  • настраивание ребенка обоими родителями друг против друга, принуждение его к выполнению взаимоисключающих ролей.

Следует иметь в виду, что степень асоциальности семьи, и отношение в них к детям могут быть различны.

Приложение №2

Индивидуальный план работы

с неблагополучной семьей

Мать ________________________________________________________________________________

Дата рождения ____________

Отец ________________________________________________________________________________

Дата рождения ____________

Место работы _______________________________________________________________________

Дети ___________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адрес _________________________________________________________________________________

состоящим на __________________________________ учете в ________________________________

Проблема семьи _______________________________________________________________________

дата постановки на учет ____________ дата снятия с учета ________________

Сроки

Ответственный

Выход

План

Факт

Внутришкольное взаимодействие

Изучение семьи:

Собеседование с классным руководителем;

Опрос соседей.

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Характеристика

Обследование жилищно-бытовых условий

Сентябрь

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт обследования

Посещение на дому

Соц.педагог

кл.руководитель

Акт

Встречи в школе

В течение года по необходимости

Администрация школы, соц.педагог

кл.руководитель

Протокол

Учет успеваемости детей на конец четверти

Ежедневно и на конец четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Ведомость оценок

Подведение предварительных итогов успеваемости детей за четверть

За 2 недели до конца четверти

Соц.педагог

кл.руководитель

Вовлечение детей во внеурочную деятельность

Сентябрь и в течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Справка

Психологическое сопровождение семьи

В течение года

Психолог

Справка

Участие родителей в мероприятиях по профилактике безнадзорности, правонарушений, пропаганде ЗОЖ

В течение года по плану ВР

Соц.педагог

инспектор ПДН

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Справка

Беседы по проблемам дисциплины, успеваемости и посещаемости детей

В течение года

Соц.педагог

кл.руководитель

зам. директора по ВР

Отметка в тетради работы с учащимися

Рейды

«Образование всем детям»

В течение акции

Соц.педагог

кл.руководитель

График рейдов, акты

«Защита»

«Дети улиц»

«Подросток»

Совет профилактики

1 четверть

По мере необходимости

Соц.педагог

Протокол

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Межведомственное взаимодействие

КДН

По мере необходимости

Соц.педагог

Информация

ПДН

УСЗН

Опека

ЦРБ

Общественные организации

Приложение №3

АКТ

Обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной

Семьи __________________________________

Фактически, проживаюшей по адресу : ___________________________________________________

Обследование проводится в связи с проведением планового контрольного обследования семей

Группы «риска» (Исх. № 722 от 18.01.2011 года)

Причина неблагополучия . _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Мною _____________________________________________________________________________

Совместно_________________________________________________________________________

В присутствии ______________________________________________________________________

Произведено обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетних:

1__________________________________________________________________________________

2__________________________________________________________________________________

3__________________________________________________________________________________

(указать Ф.И.О. , год рождения, место учёбы или работы)

Обследованием установлено, что семья состоит из _____________ человек

1.__________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________________________

(указать всех взрослых, проживающих на данной площади: Ф.И.О., год рождения, место работы, родственные отношения)

Общий доход семьи ____________________________________________________________________

Характеристика жилья _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

(указать : статус жилья, размер площади, количество комнат, наличие коммунальных удобств, санитарное состояние жилья, наличие у подростка отдельного места для сна, отдыха, занятий.)

Место нахождение родителей и их состояние на момент посещения __________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: _______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________

Обследование провели : 1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3. _________________________________________________

Дата «____» ________ 2013 г.

А К Т.

посещения семьи в рамках межведомственной профилактической

операции «Подросток 2015»

Семьи группы «социального риска» __________________________________

Проживающей по адресу:____________________________________________

Настоящий акт составлен: «_____»________» 2015 года.

Комиссией в составе: _______________________________________

/_______________________________________

На момент посещения было установлено:

1.Санитарное состояние квартиры: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

  1. Родители / Ф.И.О., их состояние на момент посещения /:______________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

  1. Наличие посторонних лиц в квартире: __________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

  1. Данные о детях:

а/ Ф.И.О. несовершеннолетнего /их/, дата рождения: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

б/ их место нахождения на момент посещения, состояние здоровья: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

в/ наличие продуктов питания:____________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

г/ наличие постельного белья, его санитарное состояние: ____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

Члены комиссии: /______________________/

/______________________/

/______________________/

Родители: /____________________/

Приложение №4

СЕМЬЯ ___________________________

Дата постановки на учет_______________

ДЕТИ (Ф.И.О., дата рождения, место учебы)

1.___________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________

ЖИЛЬЕ:

Адрес проживания___________________________________________________

Адрес регистрации__________________________________________________

Статус квартиры____________________________________________________

Ответственный квартиросъемщик ____________________________________

(собственник жилья)

ЖЭУ __№___________________________________________________________

МАТЬ ______________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

Спиртные напитки____________________________________________________

ОТЕЦ ______________________________________________________________

(Ф.И.О., дата рождения)

Место жительства __________________________________________________

Место работы ______________________________________________________

Спиртные напитки___________________________________________________

Наркотики__________________________________________________________

Другие отметки_____________________________________________________

ДРУГИЕ РОДСТВЕННИКИ __________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ __________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

ПРИЧИНА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ_____________________________________

/____________________________________________________________________

/____________________________________________________________________

КЕМ ОБСЛУЖИВАЕТСЯ:

а/ инспектор ПДН ___________________________________________________

б/ участковый инспектор _____________________________________________

в/ участковый врач __________________________________________________

г/ № поликлиники______________

Другое ______________________________________________________________

/____________________________________________________________________

РАБОТА ПРОВОДИМАЯ С СЕМЬЕЙ

Приложение №5

МКОУ Семилукская сельская средняя общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области.

«Утверждаю»

Директор школы:_________/С.И. Плеханова/

ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

2014 - 2015 учебный год.

Направление деятельности

Сроки

Ответственные

Диагностика классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей.

Сентябрь, октябрь.

Соцпедагог, классные руководители.

Контрольная проверка условий жизни учащихся в неблагополучных семьях, составление актов обследования жилищно-бытовых условий и воспитания учащихся.

По плану и по необходимости.

Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей.

В течение года

Соцпедагог, классные руководители, администрация школы, Совет Профилактики.

Организация совместной работы с центром социальной помощи по реабилитации детей из неблагополучных семей и по оказанию материальной помощи.

В течение года

Соцпедагог, классные руководители, администрация школы.

Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в кружки и секции,

организация летнего трудоустройства.

В течение года

Май-июнь

Соцпедагог, классные руководители, администрация школы.

Социальный педагог_________ М.В. Лавлинская


Индивидуальная профилактическая работа

с семьей несовершеннолетнего....

Наставник: Иванова Е.Ю.

УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,

находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети

МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ

Дата выявления __________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о членах семьи

пп

Фамилия, имя, отчество

Число, месяц,
год рождения

Адрес

проживания

Место работы,

учебы

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

Характеристика семьи

Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

ПЛАН

с семьей Ж.

на 2016 - 2017 уч. год.

Мероприятие

(вид деятельности)

Цель

Дата

проведения

Ответственные

Посещение семьи

Обследование ЖБУ проживания семей

2 раза в год

кл.руковод-ль

Организация профилактических бесед по темам:

- «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»;

- « Духовно - нравственный климат семьи»;

- «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии»

Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями

Ноябрь

апрель

кл.руковод-ль

Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями».

Профилактика конфл.ситуаций

Январь

кл.руковод-ль

Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска

Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей

Во время каникул

кл.руковод-ль

Проведение цикла бесед с родителями:

- «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»;

- «Особенности общения с ребенком»;

- «Стили семейного воспитания»;

- «Здоровье родителей - здоровье детей»;

- «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»;

- «Мой ребенок становится трудным…»;

- «Эстетическое воспитане ребенка в семье».

Психолого-педагогическое просвещение

В течение года

кл.руковод-ль

Приглашение родителей на школьные мероприятия

Привлечение родителей к участию внешкольной жизни

По плану ВР

Кл. руковод-ли

Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.

Патронажный журнал

индивидуальной профилактической работы

с семьей.....

В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.

Как правило, в таких семьях, дети, родители, дедушки, бабушки проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по своему защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт, как доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно. Такое состояние семьи поддерживают с помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее поведение, хулиганство и т.д.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются педагоги школы, социальные педагоги, специалисты разных центров и т.д. Этот факт является сам по себе успокаивающим; подключении к ситуации, в которой оказалась семья, новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние одиночества неблагополучной семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что приводит к усилению контроля над ними.

Постороннему человеку, вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи череда этих трагедий может быть более чем комфортной, чем реальные перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни.

Эти семьи характеризуются следующими чертами поведения:

Не соблюдается договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на встречу не являются в назначенное время, но иногда звонят;

У них отсутствует понятие времени (день, месяц, неделя);

На собеседование со специалистом приглашают друзей, знакомых;

Во время встречи со специалистом могут смотреть телевизор или слушать радио; могут заниматься приготовлением пищи или выполнением другой домашней работы;


Неспособны говорить связно ни о себе, ни о других;

Постоянно меняют место жительства;

Постоянно ссорятся, дерутся с друзьями или родственниками.

Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения вреда семье.

Поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии.

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

Отсутствие материальных средств часто отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т.д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:

1. Превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии неблагополучия.

2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.

3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе своих детей.

Возможна и следующая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные ; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно должно происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

Возраст ребенка может быть разным, но проблемы таких детей примерно одинаковы. Внимание должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ребенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, который тоже должен учитываться, но не являться главным.

Во время работы с такой семьей педагог сначала сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть отрицание, обвинение, желание клеймить кого-то, импульсивность родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи.

Часто бывает трудно определить результаты работы с семьей. Каждая категория неблагополучных семей имеет свои результаты в движении к тому уровню, при которой она могла бы обойтись без посторонней помощи.

Показатели оценки функционирования семьи.

Уровень ее жизни доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, устроились на работу, заботятся о детях и т.д.).

Восстановлены контакты семьи с окружением, ребенок посещает школу.

Уменьшилось употребление алкоголя.

Решены прочие специфические для данной семьи проблемы.

Улучшение бытовых условий - очень важный положительный момент стало чище в квартире - легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ - безопаснее детям и взрослым и т.д.

Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционно-реабилитационной деятельности можно провести силами только одного классного руководителя. В оказании помощи неблагополучной семье необходимо объединение организаций города, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к помощи неблагополучной семье. Это Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН, инспекция по делам несовершеннолетних, Центр занятости, Комитет по молодежной политике, социально-психологические и реабилитационные центры, наркологический и психоневрологический диспансеры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования и другие работники смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье только тогда, когда между ними будет налажена четкая договоренность о том, кто, какую помощь и когда оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.

1. Нарушение поведения - в 50% неблагополучных семей.

Бродяжничество.

Агрессивность.

Хулиганство, кражи.

Вымогательство.

Аморальные формы поведения.

Неадекватная реакция на замечания взрослых.

2. Нарушение развития детей - в 70% неблагополучных семей.

Уклонение от учебы.

Низкая успеваемость.

Неврастения.

Отсутствие навыков личной гигиены.

Неуравновешенность психики.

Подростковый алкоголизм.

Тревожность.

Болезни, недоедание.

3. Нарушение общения - в 45% неблагополучных семей.

Конфликтность с учителями, сверстниками.

Агрессивность со сверстниками.

Частое употребление ненормативной лексики.

Суетливость и /или гиперактивность.

Нарушение социальных связей с родственниками.

Контакты с криминогенными группировками.

п/п Доминирующий фактор в характе-ристике семьи. Виды помощи семье и детям. Службы, центры, учрежде-ния, специалисты. Необходимые документы для оказания помощи.

2. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность роди-телей и семьи.

Жестокое отношение к 1.Наблюдение и консульта-ция учителя, психолога, соц. педагога.

2.Помощь психотерапевта, игротерапевта семье и де-тям.

3.Прооведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов, фильмов для родителей.

4.Вовлечение детей в круж-ки, студии, секции, центры дневного пребывания.

5.Постановка на учет в ОДН, УВД или к детскому нарколо-гу, психиатру.

1.Наблюдение учителя, психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работ-ника.

2. Консультация для родите-лей психолога, социального педагога, социального педагога, врача, юриста.

3.Психотерапевтическая помощь родителям и детям.

4.Привлечение к занятиям детско-родительской группы.

5.Постановка на учет ОДН, ЦВС, КДН, к подростковому психиатру, наркологу. ДОУ, школа, центры, служ-бы, Дворец молодежи, Дво-рец творчества, спортивная школа, бальная студия и т.д.

Педиатры, ДОУ, школы, службы, центры, КДН, ОППН, Направление, рисунки детей, характеристика учителя, психолога, соци-ального педагога.

Семья алкоголи-ков (оба родителя пьют).

Семья в состоя-нии развода или после развода.

Неполная семья.

Отчужденность родителей из-за занятости.

Полная семья, один из родите-лей пьет.

Неполная семья, родитель - алкоголик (одинокая мать -алкоголичка или отец).

Опекунские се-мьи, престаре-лые.

Родители лишены родительских прав, дети нахо-дятся в государст-венном учрежде-нии

Родители лишены родительских прав, но дети проживают с ними. 6.Привлечение родителей к работе семинаров, бесед по тематике воспитания в семье.

1.Наблюдения и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения (для детей и подростков).

2.Оказание психиатрической и наркологической помощи семье или ее отдельным членам.

3.Дополнительны занятия с ребенком по оказанию помо-щи в учении.

4.Постановка семьи на учет.

5.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

6.Постановка подростка на учет в ОДН.

7.Консультация подростка у врача психиатра, нарколога.

8.Консультирование ребенка на ПМПк и определение программы обучения.

9.Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вспомогательную школу, Центр социально-трудовой адаптации, вечернюю школу и др.

10.Работа с родителями спе-циалистов наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимо-сти).

11.Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

1.Наблюдение и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения, социального педагога, учите-ля.

2.Консультативная помощь психолога и психотерапевта.

3.Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы и т.д.

4.Дополнительная помощь в выполнении дом. заданий, учебе.

5.Постановка ребенка на учет (при необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу.

6.Привлечение к деятельно-сти класса родителей ребен-ка.

7.Помощь ребенку со сторо-ны его окружения.

8.Помощь ребенку со сторо-ны сверстников.

9.Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенес-ших эмоциональную травму.

10.Использование видеоматериалов для работы с родителями (последств. разв.)

1.Привлечение полной се-мьи для работы с ребенком и его семьей.

2.Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка.

3.Привлечение неполной семьи к занятиям детско-родительской группы.

4.Наблюдение и консульта-ция психолога, социального педагога.

5.Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению ребенка в систему дополни-тельного образования.

6.Обучение одного из родителей навыкам воспита-ния детей при отсутствии второго родителя.

7.Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты.

8.Привлечение обществен-ных организаций к воспитанию в семье.

1.Сопровождение ребенка специальным педагогом.

2.Наблюдение и консульта-ция психолога образователь-ного учреждения.

3.Консультативная помощь психолога, психотерапевта, игротерапевта.

4.Привлечение ребенка к посещению центра дневного пребывания.

5.Привлечение родителей к занятиям по психологии подростка.

6.Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель).

1.Наблюдение и консульта-ция психолога за ребенком.

2.Беседа со здоровым родителем психолога, классного руководителя, врача.

3.Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.

4.Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.

5.Привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы.

6.Работа классного руководи-теля психолога школы с пью-щим родителем, беседы о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

7.Индивидуальная работа социального педагога с каж-дым из родителей по изменению отношения к себе.

8.При асоциальном поведе-нии ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидаль-ность и т.д.), обследование подростка у детского психо-лога.

9.При хроническом неусвое-нии школьной программы направление ребенка на ПМПк для определения про-граммы обучения и типа образовательного учрежде-ния.

1.Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

2.Наблюдение и консульта-ции школьного психолога.

3.Вовлечение классным руководителем ребенка в кружки, секции, студии, библиотеки.

4.Информирование органов опеки и попечительства о наличии в такой семье детей с целью постановки вопроса об ограничении или о лише-нии родителя-алкоголика родительских прав.

5.Направление ребенка образовательным учрежде-нием на ПМПк для определения уровня его развития и программы обу-чения.

6.При нарушении подрост-ком правил и норм общест-венной жизни, хулиганстве или правонарушениях воз-буждение дела образовательным учреждением о возможности направления в спец. школу.

1.Вовлечение детей и подро-стков классным руководите-лем в кружки, секции.

2.Консультации психолога образовательного учрежде-ния для опекунов.

3.Индивидуальная работа психолога с ребенком.

4.Помощь учителя ребенку в учебе.

5.Консультации районного психиатра.

6.При необходимости возбуждение образовательным учре-ждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют).

7.При необходимости направление образовательным учре-ждением ребенка на ПМПк для определения уровня его развития и программы обуче-ния.

8.Консультация у невропатолога и психиатра.

1.Наблюдение и патронаж семьи социальным педаго-гом.

2.Сбор информации о семье и всех родственниках социальным педагогом, воспитателем.

3.Восстановление родствен-ных отношений ребенка и семьи социальным педаго-гом.

4.Организация встреч родителей и детей руководителями учрежде-ний.

5.Помощь со стороны окружения семьи.

6.Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждении.

7.Организация воспитателя-ми переписки детей и роди-телей.

1.Социальное патронирова-ние семьи.

2.Консультации психолога образовательного учрежде-ния для родителей и ребен-ка.

3.Занятие родителей и детей в семейных группах.

4.Вовлечение педагогом ребенка в кружки, секции.

5.Оказание учителем помо-щи в учении.

6.Напрвление ребенка на ПМПк для определения уровня развития и програм-мы обучения образователь-ным учреждением.

7.Восстановление социаль-ным педагогом родственных связей ребенка. ДОУ, школа, учителя, цен-тры, детский дом, приют, кризисный центр, социальная гостиница, комитет по здравоохра-нению, врачи, службы, КДН, ИДН.

ДОУ, школа, центры, служ-бы, консультация психоте-рапевта, родительский клуб.

ДОУ, школа, центры, служ-бы, кризисные центры, родственники, клуб мате-рей, дома творчества, органы социальной защиты.

Центры ДОУ, образователь-ные учреждения, дворец творчества.

ДОУ, образовательное учреждение, центры социально-педагогической и Медико-психологической реабилитации, ПМПк, детский или подростковый психиатр, КПН, инспекция по делам несо-вершеннолетних, центр семейного воспитания, наркологический диспансер, клубы и дворцы творчества.

Центр семейного воспита-ния, школа, ДОУ, центры творчества, ПМПк, КДН, клубы для детей и подрост-ков, органы здравоохране-ния.

ДОУ, школа, детский дом, приют, кризисный центр, школа-интернат, ЖЭК, МВД,КДН, ИДН,

ДОУ, школа, центры, отдел соц.защиты, ПМПк, родственники, друзья семьи. Акт обследования жилищных условий, характеристика семьи, заявление, ходатайство учителя, воспитателя. Ходатайство, медицинское заклю-чение, заявление, характеристика уровня усвоения программы обучающегося, личное дело ребенка, заявление-ходатайство на лишение родительских прав, справка с места

жительства родителей и ребенка, решение КДН о лишении родительских прав.

Педагогическая характеристика из образовательного учреждения, направ-ление, акт состояния жилищно-бытовых условий семьи, генограмма окружения, ходатайства о постановке на учет в ИДН, у психиатра, нарколога, с указанием конкретных факторов.

Характеристика из образовательного окружения, ходатайство на постановку в органы социальной защиты и др.