Правила международной ассоциации игры в пул 8. Основные правила игры в бильярд. Смотреть что такое "Правила игры в пул" в других словарях

В наше время бильярд стал очень популярной игрой. Он перестал быть просто развлечением, но стал неким стилем жизни, тренирующим сосредоточенность, ловкость и целеустремленность. Многие варианты этого времяпрепровождения со своими правилами и особенностями могут привести в растерянность любого начинающего игрока. В статье рассказывается об истории этого развлечения и поясняются правила игры в бильярд самых популярных версий.

Если рефери чувствует, что игрок играет слишком медленно, он может посоветовать игроку ускорить игру. его игра. Если игрок не ускоряется, судья может наложить часы выстрела в этом матче. это относится к обоим игрокам. Если стрелок превышает установленный для турнира срок. будет вызван стандартный фол, и входящий игрок будет вознагражден в соответствии с правилами. применимые к игре.

Это фол, когда шаблон шаровой стойки, удаленный с игровой поверхности, мешает. игра, т.е. если шаблон лежит на рельсе, а мяч касается шаблона, лежащего на рельсе. Обычное наказание за неспортивное поведение такое же, как и для серьезного фола, но. судья может наложить штраф в зависимости от его суждения о поведении. Среди других возможных мер наказания - предупреждение; стандартный штраф, который засчитывается как часть трех очков. последовательность, если применимо; серьезный штраф; потеря стойки, установка или совпадение; выталкивание из. конкуренция, возможно, с конфискацией всех призов, трофеев и очков.

История бильярда

Вокруг истории возникновения бильярда существует немало споров. Родиной этой игры считаются Китай и Египет. В Европе первые упоминания о бильярде встречаются в Англии. Даже название "бильярд", с древнесаксонского bal-yard - bal-мяч, yard-кий, палка, показывает, что это развлечение было известно в этой стране, только похоже было на современный крокет. Постепенно игра с открытого пространства перешла в помещение, на стол с покрытием зеленого цвета, напоминающим траву на газоне, с небольшими бортиками вокруг. Изначально игра была на столе с шестью лузами и воротцам, игра велась двумя шариками и колышком. В XVIII веке на столе остались только шары и лузы. Это произошло во Франции, поэтому и говорят, что это европейская родина бильярда. Там же, в 1674 г., были изданы первые правила игры в бильярд. В Англии, где почти в каждом городе были публичные бильярдные столы, правила игры были уточнены и расширены. Там же в XVI веке появилось слово «кий».

Прицельные шары могут выскакивать

Неспортивное поведение - это любое преднамеренное поведение, которое приносит дурную славу в спорте или. который нарушает или изменяет игру в той мере, в которой ее нельзя воспроизводить честно. Это включает в себя отвлечение противника; изменение положения шаров в игре, отличное от выстрела; играя выстрел преднамеренно извращающим;. продолжая играть после того, как был вызван фол или игра была приостановлена ​​;. практикующие во время матча; маркировка таблицы; задержка игры; и использование оборудования ненадлежащим образом.


Эволюция игры

В XVIII веке, игра начала активно развиваться. Немалую роль в этом сыграла индустриальная революция. Для удобства игры сначала стал применяться мел, который уменьшал трение между шаром и кием, а потом стали применять кожаный наконечник чтобы получить крученые удары. Благодаря этой кожаной нашлепке игра заядлых бильярдистов стала настолько виртуозной, что шары стали с легкостью перемещаться по различным траекториям и даже перескакивать друг через друга. Бильярд постепенно претерпевал много трансформаций - стал разборным кий, борта стола стали обивать резиной, сукно в качестве обивки стало использоваться повсеместно. Споры специалистов по бильярду были даже относительно формы внутренних стенок стола, которые тоже претерпели несколько изменений. Правила игры в бильярд постепенно становились едиными. Примерно к 1850 году эта игра стала выглядеть так, как мы видим его сегодня.

Критерии для того, чтобы игрок имел право на участие в соревновании на колясках, заключается в том, что он должен быть. мобильность на инвалидных колясках зависит не менее 80% времени. В некоторых случаях для определения приемлемости может потребоваться письмо врача. Если используется подушка сиденья, она должна оставаться ровной и равномерно закрывать сиденье кресла-коляски. Прокладка сиденья не может быть сгруппирована на сиденье, оседланном стрелком с ногами стрелка или. пни. Стрелок не может сидеть на колесе или подлокотнике.

Игроки не должны использовать свои ноги или пни в качестве рычага против любой части стола или инвалидного кресла. играя выстрел. Игрокам разрешается использовать любые вспомогательные средства помощи, такие как дополнительные расширения, специальные мосты и т.д. игрокам не может быть оказана помощь при фактической съемке. Если игроку требуется помощь для катания. за столом, другой человек может им помочь, но не должен касаться инвалидного кресла. во время фактического выстрела. Нарушения вышеуказанного считаются нарушающими и воля. как правило, наказываются следующим образом: 1-е нарушение, биток в руке для противника в любом месте. стол; 2-е нарушение, потеря текущей игры; 3-е нарушение, потеря матча.


История русского бильярда

В Россию бильярд попал при Петре Великом и быстро распространился по публичным местам, особенно по трактирам. Так как это развлечение развивалось в России автономно, то со временем появились русские версии игры, появились свои правила игры в бильярд. В начале XIX века инвентарь для игр был в большом разнообразии и при отсутствии пропорциональности между деталями это часто приводил к тому, что столы были разного размера, шары были или слишком мелкими, или не пролезали в лузы и т. д. Состязания в каждом новом месте уравнивали шансы новичков и профессионалов, из-за чего терялся интерес к игре.

Рефери может выбрать другое наказание в зависимости от характера правонарушения. В стоячем положении не может стоять стоящее кресло-коляска. Кресло-коляска игрока должно быть чистым и в хорошем рабочем состоянии. Во всех этих правилах применяются следующие определения.

Общие правила пула

Следующие определения частей таблицы относятся к сопроводительной диаграмме. Стол состоит из рельсов, подушек, игровой поверхности и карманов. Стол для ног стола - это то, где обычно начинаются объекты шаров, в то время как головной конец - это место, где обычно используется биток. начинается.

Только в 1850 году А. Фрейберг, который управлял Петербуржской бильярдной фабрикой и сам был неплохим игроком, создал образец шестилузного бильярдного стола, который удовлетворял стандартным требованиям: все шары попадают в лузу только при точных ударах. Чтобы обеспечивалась необходимая сложность игры, диаметр шаров делался лишь на несколько миллиметров меньше ширины луз, было исключено случайное падение шаров в среднюю лузу и у луз сделали короткие устья для исключения застревания шаров.

Подушки, верхние части рельсов, карманов и карманных вкладышей являются частями рельсов. На игровой поверхности есть четыре «строки», как показано на диаграмме:. длинная строка вниз по центру стола;. головная нить, ограничивающая четверть стола, ближайшая к направляющей; ножная колонна, ограничивающая четверть стола, ближайшего к пешеходной дорожке; а также. центральная строка между двумя боковыми карманами. Эти строки отмечены только как указано ниже. На игровой поверхности, которая является плоской, покрытой тканью частью стола, будет следующее. если они используются в игре:. пятно ноги, где встречаются стопа и длинная веревка. головное пятно, где встречаются головная нить и длинная веревка. центральное пятно, где встречаются центральная струна и длинная строка;. головная строка; длинная струна между пятном ноги и пером; а также. треугольник, либо по контуру, либо по меток выравнивания в зависимости от игры.


Русский бильярд. Особенности

Русский бильярд имеет более 40 разных видов. По причине того, что он в нашей стране существовал в полулегальном состоянии, официальных соревнований по нему не проводилось. В каждой бильярдной были свои правила. Изменения пришли в 80-х годах, когда была создана Федерация бильярдного спорта. Были унифицированы правила игры в русский бильярд, выработана система турниров, судейства. Были обобщены общие характерные для русского бильярда особенности в русской и московской пирамидах, американке и других основных русских вариациях этой игры. Правила игры по русскому бильярду были официально установлены Национальной Федерацией бильярдного спорта в 1994 году.

Мяч находится в кармане, если он подходит для отдыха в кармане ниже игровой поверхности или входит в мяч. система возврата. Рассматривается шар у края кармана, частично поддерживаемый другим мячом. забитым, если устранение поддерживающего шара приведет к тому, мяч попадает в карман. Если мяч останавливается около края кармана и остается, по-видимому, неподвижным в течение пяти секунд. не считается карманным, если он позже попадает в карман сам по себе. В течение этого пятисекундного периода судья должен следить за тем, чтобы не было другого выстрела. приняты.

Русский бильярд - это не определенная игра, а больше собирательный термин. Внешне русский бильярд отличается белыми, крупными шарами одного цвета. Для сложности игры лузы меньше и края у нее заострены, поэтому попасть в нее сложнее. Также усложняет игру длинный и тяжелый кий. Внутренняя обшивка стола всегда зеленого цвета.


Объектный мяч, который отскакивает от кармана обратно на игровое поле, не является. забитый мяч. Если биток достигнет уже забитого мяча, то будет биток. считается, что он забирается в карман, или нет. Рефери удалит шары с карманными предметами из полных или почти полных карманов, но ответственность стрелка заключается в том, что этот долг выполняется.

Говорят, что мяч приводится в рельс, если он не касается этого рельса, а затем касается этого рельса. Шар, касающийся рельса в начале выстрела, не считается включенным в этот рельс, если он не покинет рельс и не вернется. Мяч, который забивается или сбивается с места. стол, как считается, был приведен в движение к рельсу. Предполагается, что мяч не должен быть заморожен на любой рельс, если он не объявлен замороженным судьей, стрелком или противником. Также правило 29 «Вызов замороженных шаров». Мяч считается отключенным от стола, если он подходит для отдыха, отличного от игровой поверхности. но не в кармане.

Русский бильярд. Общие правила

Основные правила игры в русский бильярд описывают ход игры с нанесения удара. Он делается передней частью кия в направлении продольной его оси, при этом хотя бы одной ногой игрок должен касаться пола. Иначе он штрафуется. Право на первый удар разыгрывается нанесением одновременным ударом обоих игроков с руки по битку из дома в направлении заднего борта. Тот, чей шар, отразившись от заднего бортика стола, остановится к переднему ближе, чем у противника, имеет право первого хода. Победитель розыгрыша либо делает первый удар, либо уступает удар сопернику. Следующие партии игроки начинают по очереди, только перед решающей партией розыгрыш проводится заново.

Мяч также считается отключенным от стола, если он был бы приведен в движение. за исключением стола, за исключением удара предмета, такого как светильник, кусок мела или игрок. что заставляет его вернуться к таблице. Шар, который контактирует с верхом рельса, не считается отключенным от стола. возвращается на игровое поле или входит в карман.

Выстрел, на который забивается биток, называется царапиной. Биток - это мяч, пораженный стрелком в начале выстрела. Он традиционно белый, но может быть отмечен логотипом или пятнами. В карманных бильярдных играх один игровой мяч используется обоими игроками.

Перед началом игры 15 шаров при помощи специальной формы в виде треугольника устанавливают друг к другу определенным образом. Считается, что биток введен в игру с того момента, как его коснулась наклейка кия. Шары, попавшие при первом ударе в лузу, засчитываются. Шары считаются забитыми, если при правильном ударе они попадают в лузу. Если шар выскочил за ограждение стола, но вернулся обратно на стол - он считается оставшимся в игре. Если при этом он упал на борт или пол, его коснулся любой предмет - рукав игрока, кий, мел и т. д - он считается выскочившим и ставится обратно на стол. Выставляется в разных версиях игры в те места, которые указывают правила игры в бильярд. Американка, например, предписывает выставление битка на общих основаниях. При этом игрок не штрафуется, если вылетел прицельный шар, и штрафуется, если вылетел биток. Начало удара считается с момента соприкосновения кия с битком, а завершение - только после остановки движения всех шаров на столе, включая вращение. Соперник начинает игру, если после удара предыдущего игрока не было касания битка ни по одному шару или имело место нарушение правил.

Объектные мячи поражены битым мячом с обычным намерением загнать их в карманы. Они обычно пронумерованы от одного до количества шаров, используемых в игре. В некоторых матчах матч делится на части, называемые наборами, с определенным количеством выигранных множеств. чтобы выиграть матч. В свою очередь, для победы требуется определенное количество очков или стойки. каждый комплект.

Стойка представляет собой устройство кадрирования, обычно треугольное, используемое для размещения шаров объекта для. разрыв выстрела в начале игры. Это также относится к группе шариков, устроенной так. Для установки шаров объектов нужно группировать их с помощью стойки. Стойка также является частью матча, в котором играет. одна стойка объектов шаров. Некоторые игры, такие как девять мячей, забиваются в одной точке за стойку.

1. Правила проведения соревнований

Нижеследующие правила касаются процесса игры, способа подсчета очков, судейства и обязанностей при проведении соревнований во всех видах лузного бильярда. Однако положения и принципы данных правил должны рассматриваться как составная часть Общих правил лузного бильярда и применяться во всех матчах, независимо от того, является соревнование официальным или нет.

Бросок выстрела - это начальный снимок матча или стойки, в зависимости от игры. Это происходит, когда игровые шары ломаются, а биток играет за головной нитью. обычно с целью разбить стойку. Иннинг - это поворот игрока за столом. Это начинается, когда для него законно делать снимок, и. заканчивается в конце выстрела, когда ему больше не легальнее сделать снимок. В некоторых играх игрок может выбрать не приходить к столу в определенных ситуациях, когда игра обычно будет. перейдите к нему, а затем игрок, оставшийся за столом, продолжит тайма.

Игрок, чей ход он должен играть, называется «стрелком». Положение шара определяется выступом его центра вертикально вниз. игровая поверхность. Говорят, что шар помещается на линию или точку, когда ее центр находится. прямо над этой линией или пятном. Рефери заменит шары в исходное положение настолько точно, насколько это возможно. Прыжок выстрела - это тот, в котором биток выполнен таким образом, чтобы преодолевать промежуточное препятствие, такое как. объект мяч или часть подушки. Является ли такой выстрел законным, зависит от того, как это делается. и намерение стрелка.

1.1 ОБЯЗАННОСТИ ИГРОКА
Игрок обязан знать все правила, положения и предписания, применимые к соревнованию. Несмотря на то, что судейская коллегия турнира должна прилагать все возможные усилия, чтобы в положенное время обеспечить всех игроков необходимой информацией, конечная ответственность лежит на самом игроке. (Исключение из правила см. Правило 2.16.) Игрок не освобождается от ответственности, если этой информации ему не предоставили; ответственность за знание ситуации и/или правил лежит на игроке.

Обычно выстрел с правовым прыжком можно разыграть, подняв ручку и запустив биток в игровую поверхность, из которой она. подборов. Снимок считается безопасным выстрелом, если игра в игре - это игра с выстрелом по вызову и стрелок. объявил выстрел судье или его противнику как «безопасность» перед выстрелом.

Шары объектива изогнуты настолько плотно, насколько это возможно, в треугольной форме, с одним мячиком. вершина треугольника и пятна ноги и десять шаров в середине треугольника. Остальные шары будут помещены в треугольник без целенаправленной или преднамеренной картины.

1.2 ПРИНЯТИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Перед началом турнира игроки должны удостовериться в том, шары и другое оборудование стандартны и соответствуют правилам. Как только они начали матч, они не имеют права ставить под сомнение соответствие используемого оборудования правилам (если только соперник и судейская коллегия турнира совместно не согласятся с возражением и судейская коллегия не предоставит имеющейся в наличии замены).

Если на выстреле брандмауэра нет фола, стрелок может выбрать «выталкивание» в качестве выстрела. Он должен сделать свое намерение известным судье, а затем правила 2 «Неверный мяч первый» и «3 без рельсов после контакта» приостановлены для выстрела. Всякий раз, когда стрелок пытается закрепить мяч, он должен называть выстрелы, предполагаемый мяч и карман должны быть указаны для каждого выстрела, если они не очевидны. Детали выстрела, такие как нанесенные подушки или другие шары, с которыми контактировали или забиты, не имеют значения.

Для вызванного выстрела, судья должен быть удовлетворен тем, что предполагаемый выстрел был сделан, поэтому, если. есть вероятность путаницы, например. с банковскими, комбинированными и аналогичными выстрелами, стрелком. должен указать шар и карман. Если судья или оппонент не уверены в том, какой выстрел будет. он может попросить позвонить.

1.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Игроки не имеют права использовать оборудование и аксессуары в иных целях или иным образом, чем те, для которых эти предметы предназначены (см. Правило 3.42 и Правило 3.43). К примеру, емкости с тальком, кубики мела и т.п. нельзя подкладывать под машинку (или под упор, формируемый рукой) для ее поддержания; одновременно можно использовать не более двух машинок, при этом они могут быть использованы только для поддержки шафта кия. Лишние или выбывшие из игры шары не могут быть использованы игроками для определения промежутков или для любой другой цели (кроме использования при раскате на право разбития); игроки могут использовать треугольник для определения положения шара в пирамиде, в случае если матч проходит без судьи, а стол не размечен карандашом вокруг треугольника в месте установки пирамиды. (См. также Правило 2.15.)

1.4 ОГРАНИЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
Игроки могут использовать мел, тальк, машинку(-и) и кий (кии) по своему собственному выбору или собственного дизайна. Однако судейская коллегия турнира может ограничить действия игрока, если они несут вред оборудованию места, где проводится состязание, или нарушают нормальные условия соревнования. Например, игроку могут: запретить использовать красный мел на зеленом сукне; посоветовать не использовать тальк в таком количестве, которое может оказать неподобающее влияние на шары или сукно; и запретить пользоваться кием с устройством, производящим шум, который очевидно мешает другим участникам соревнования. (См. также Правило 2.15)

1.5 РАЗМЕТКА СТОЛОВ
При установке пирамиды должен использоваться треугольник. Перед началом соревнования каждый стол и треугольник, который будет на нем использоваться, должны быть помечены таким образом, чтобы обеспечить использование одного и того же треугольника на одном столе в течение всего турнира. Сукно должно быть размечено аккуратной и ясно различимой карандашной линией: (1) вокруг внешнего края треугольника, чтобы обеспечить аккуратную и постоянную установку пирамиды, и чтобы обеспечить возможность правильного определения положения шаров; (2) по продольной линии, чтобы обеспечить точное выставление шаров; (3) по передней линии, с тем чтобы определять, находятся ли шары позади передней линии или нет.
Передняя, центральная и задняя отметки также должны быть точно отмечены либо путем нанесения карандашом небольших знаков «плюс», либо стандартными наклейками, если таковые применяются. Для игр, где не используются центральная и передняя отметки, размечать их не требуется.

1.6 АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ
Администрация любого турнира оставляет за собой право устанавливать правила и процедуры, уместные и приемлемые для отдельного турнира, которые могут касаться требований к одежде игроков, способа получения регистрационных взносов, политики возврата регистрационных взносов, гибкости расписания, способов составления пар игроков, разминки и т.д.
Однако чтобы турнир получил санкцию WPA, должны быть соблюдены определенные требования, прежде всего в отношении безопасности и гарантии правильного распределения призового фонда.

1.7 ЗАПОЗДАЛОЕ НАЧАЛО
Игрок должен быть готов приступить к игре в течение 15 минут после начала матча, иначе ему автоматически засчитывается поражение. Началом матча считается время, назначенное по расписанию, или время объявления матча, в зависимости от того, какое из них является более поздним.

1.8 ЗАПРЕТ ТРЕНИРОВОК ВО ВРЕМЯ МАТЧА
В течение матча тренировки не разрешаются. Нанесение удара, который не является частью матча, является фолом (См. Правило 1.6)

1.9 ЗАПРЕТ ПОМОЩИ
В течение матча игрокам не разрешается обращаться к зрителям за помощью в подготовке или выполнении ударов. Если игрок запрашивает и получает такую помощь, ему засчитывается поражение в партии. Любой человек, кроме соперника, предложивший игроку сколь-нибудь значимую помощь, в устной или другой форме, должен быть удален из игровой зоны (См. Правило 2.28)

1.10 ОТКАЗ ОТОЙТИ ОТ СТОЛА
Когда серия игрока у стола закончилась, он должен прекратить выполнение ударов. Несоблюдение этого правила наказывается поражением в партии (исключение в игре 14.1 – признается «умышленным нарушением»).

1.11 ЗАМЕДЛЕННАЯ ИГРА
Если, по мнению судьи, игрок задерживает ход турнира или партии последовательно медленной игрой, судья может вынести игроку предупреждение, и затем по своему усмотрению установить лимит времени в размере не более 35 секунд, действительный для обоих игроков между нанесением ударов. Если судья вводит лимит времени, и этот лимит превышен игроком, получившим предупреждение «время» за 10 секунд до его истечения, объявляется фол, и вступающий в игру соперник действует в соответствии с правилами данной игры. Во время серии игрока у стола отсчет времени начинается с окончанием предыдущего удара и продолжается до момента контакта наклейки кия с шаром при следующем ударе. Время, когда происходит собственно удар, не учитывается. Если игрок начинает свой подход игрой с руки, отсчет времени начинается с момента, когда он взял в руки биток и завершено выставление шаров на линию или в пирамиду. Если игрок не приступил к выполнению удара, за 10 секунд до истечения лимита времени должно быть сделано предупреждение путем объявления «время». В случае превышения игроком лимита времени, установленного для данного турнира, объявляется фол и вступающий в игру соперник действует в соответствии с правилами данной игры. Если игрок находится в стойке у битка в момент наступления 10 секунд до конца лимита, объявления делать не нужно, и наказания не следует. Если же игрок поднимается из стойки, в этот момент объявляется «время» и вступает в действие обычная процедура отсчета времени. Каждый игрок может попросить о продлении лимита времени не более одного раза в любой партии втечении всей встречи. Время продления равняется действующему лимиту времени. Игрок должен убедиться в том, что судья или секундометрист понял, что он попросил о продлении.

1.12 ПРИОСТАНОВЛЕННАЯ ИГРА
Если игрок выполняет удар после того, как игра была приостановлена судьей, ему засчитывается поражение в партии. Объявление о приостановке игры считается достаточным предупреждением. (См. также Правило 2.27).

1.13 ТАЙМ-АУТ
Если тайм-ауты разрешены, игроку позволено брать тайм-аут только при его подходе к столу между партиями или между сетами (если используется формат с сетами). На время тайм-аута судья должен поместить на стол соответствующий знак, и на этом столе запрещена любая тренировка. Как правило, каждому игроку разрешается взять один тайм-аут за матч продолжительностью максимум пять минут. Если используется формат соревнования с сетами, каждому игроку разрешено взять один тайм-аут в последнем, решающем сете (то есть в третьем при игре до двух побед или пятом при игре до трех). Это правило последнего сета действует независимо от того, брал ли игрок тайм-аут в предыдущих сетах.

1.14 ПРИЗНАНИЕ ПОРАЖЕНИЯ
Если игрок признает поражение, он проигрывает матч. То есть если игрок пытается развинтить свой составной игровой кий во время подхода соперника у стола в решающей для соперника партии матча, это считается признанием поражения в матче. При этом от судьи не требуется выносить какое-либо предупреждение. (См. Правило 2.22)

1.15 ПОДСЧЕТ ОЧКОВ ПРИ АВТОМАТИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ
В матчах, в которых в соответствии с данными правилами было присуждено автоматическое поражение, не должен начисляться какой-либо счет в партии, учитываемый в статистике турнира, независимо от состояния счета матча к моменту объявления автоматического поражения. В официальные протоколы вместо счета матча следует вписывать пометки «В (А)» и «П (А)» соответственно («выиграл автоматически» и «проиграл автоматически»). (Матчи, проигранные вследствие дисквалификации, в соответствии с этим правилом считаются проигранными автоматически.)
Однако, если игрок, выигравший матч ввиду признания автоматического поражения за соперником, совершил максимальную серию (или подобное достижение, за которое полагается награда) в течение матча до объявления автоматического поражения, эта серия или другое достижение должны учитываться при вручении награды или приза турнира.

1.16 ИГРА БЕЗ ПРИСУТСТВИЯ СУДЬИ
В случае отсутствия судьи любые разногласия между игроками должны быть разрешены руководителем (Директором) турнира или назначенным заместителем.

1.16.1 ТОЛЬКО ФОЛЫ НА БИТКЕ (КАСАНИЕ ШАРОВ)
Если матч проходит под контролем судьи, то игрок наказывается фолом за касание любого шара (битка или прицельного) кием, одеждой, телом, машинкой или мелом до, во время или после нанесения удара. Однако если матч проходит без судьи, то случайное касание в процессе удара неподвижных шаров, находящихся между битком и игроком, производящим удар, фолом не является. Если такое происходит, то игрок должен предоставить Директору турнира возможность восстановить правильное положение прицельных шаров. Если же игрок не предоставляет такой возможности, и шар, пришедший в движение в нормальной части удара, коснулся такого не восстановленного в предыдущее положение шара, либо какой-либо частью прошел через место, первоначально занимаемое сдвинутым шаром, то игрок наказывается фолом. Короче говоря, если случившееся оказало какое-либо воздействие на исход удара, это фол. В любом случае Директор турнира должен быть вызван для восстановления позиций потревоженных шаров как можно скорее, но не во время удара. Выполнение следующего удара до того, как Директор турнира восстановит положение случайно сдвинутых шаров, является фолом.
По желанию игрока, не производившего удар, потревоженные шары могут быть оставлены на их новых местах. В этом случае считаются, что эти положение шаров восстановлено, и последующий контакт с ними не является фолом.
По-прежнему фолом является какой бы то ни было контакт с битком в процессе игры, кроме нормального контакта наклейки кия с шаром во время удара.

1.16.2 ФОЛ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УДАРОВ ПЕРЕСКОКОМ ИЛИ МАССЕ
Если матч проходит без присутствия судьи, присуждается фол на битке, в случае если при попытке выполнить битком перескок, дуговик или массе с целью обойти мешающий прицельный шар, контакт с которым в данный момент не разрешен правилами, мешающий шар приходит в движение (независимо от того, был ли он сдвинут рукой, движением кия или машинкой).

1.16.3 МНЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Если существует вероятность, что по поводу удара может возникнуть разногласие, любая из сторон может обратиться к официальному лицу турнира.

1.16.4 УДАРЫ ВРАЗРЕЗ
Если биток приблизительно в одно мгновение контактирует с прицельным шаром, касание которого в данный момент разрешено правилами, и с шаром, касание которого не разрешено, и не представляется возможным определить, какого шара он коснулся первым, решение принимается в пользу игрока, выполнявшего удар.

1.16.5 УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
Шары в пирамиде должны выставляться как можно более плотно, то есть каждый шар должен касаться соседнего. Необходимо воздерживаться от постукивания по прицельным шарам с силой больше достаточной; предпочтительнее тщательно очистить область установки пирамиды с помощью щетки, с тем чтобы выровнять поверхность сукна.

(Дальнейшие требования к проведению соревнований включены в следующий раздел, «Инструкции для судей»).

2. Инструкции для судей

2.1 ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА/СУДЬИ ТУРНИРА
Когда в данных правилах употребляется термин «судья», следует иметь в виду, что правами и полномочиями судей наделены члены судейской коллегии, а также другие официальные лица турнира, утвержденные организатором.

2.2 ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ
Судья обеспечивает порядок и соблюдение правил игры. Решения судьи по всем вопросам являются окончательными, и он полностью руководит матчем. Судья может советоваться с другими официальными лицами турнира по поводу трактовки правил, положения шаров и т.п. Однако любые решения по вопросам судейства остаются за ним и только за ним; они не могут быть опротестованы игроками у вышестоящих лиц турнира; только в том случае, если судья допускает ошибку в применении правила или его трактовке, вышестоящие лица могут изменить его решение.

2.3 РЕАКЦИЯ СУДЬИ
Судья должен в полной мере реагировать на обращения игроков по поводу объективных фактов, например, находится ли шар в области установки пирамиды, находится ли шар в «доме», какой счет, сколько очков требуется для победы, имеет ли игрок или его соперник фол, какое правило применимо к определенному удару, и т.д. Если судью просят разъяснить правило, он должен объяснить применяемое правило максимально точно, насколько возможно, но любое неправильное заявление судьи не освобождает игрока от выполнения действительных правил. Судья не должен предлагать или высказывать субъективного мнения, которое могло бы повлиять на игру, например, может ли быть сделан правильный контакт при предполагаемом ударе, возможно ли забить комбинацию шаров, или как ведет себя стол, и т.д.

2.4 ГЛАВНАЯ ИНСТАНЦИЯ ТУРНИРА
Хотя данные правила направлены на то, чтобы охватить большинство ситуаций, которые могут возникнуть во время соревнования, все равно иногда может понадобиться интерпретация правил и их надлежащего применения в необычных обстоятельствах. Директор турнира или другой член судейской коллегии, несущий главную ответственность за проведение соревнования, принимает соответствующее требуемое решение (отличающееся от решения судьи) по своему усмотрению, и это решение является окончательным.

2.5 УЧАСТИЕ СУДЕЙ В ТОТАЛИЗАТОРЕ
Судьям строго запрещается участвовать в любом виде пари и ставок в отношении игр, игроков или соревнования. Любое участие подобного рода со стороны судьи (или другого официального лица турнира) влечет незамедлительное отстранение судьи от его обязанностей и удержание всей суммы его вознаграждения за турнир.

2.6 ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ
Как правило, судья по необходимости чистит сам или просит почистить стол и шары. Он должен убедиться в наличии мела, талька и машинок. Он, сам или с чьей-либо помощью, размечает отметки стола, переднюю линию, продольную линию стола и внешний контур треугольника непосредственно на игровой поверхности, если того требуют правила конкретной игры.

2.7 УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
После того как судья произвел установку пирамиды в партии, игрок может осмотреть шары в пирамиде, но судья является единственным, кто уполномочен определять пригодность пирамиды для игры.

2.8 ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАКАЗА
В заказных играх игрок может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако до удара он должен указать заказной шар и заказную лузу, при этом не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности, например, касания других шаров, карамболи, игру шарами или от шаров, касания бортов (все это допускается). Все шары, упавшие в лузы при правильном ударе наряду с заказанным, засчитываются в пользу играющего.

2.9 ОБЪЯВЛЕНИЕ ФОЛОВ
Судья должен объявить фол сразу же после его совершения. Игра не может быть продолжена до тех пор, пока не вынесено решение в отношении совершенного фола и оба игрока не проинформированы об этом. Если совершивший нарушение игрок продолжает игру после объявления фола, судья может рассматривать его действия как неспортивное поведение, и игроку, совершившему нарушение, присуждается поражение в партии (или штраф в пятнадцать (15) очков при игре в «14.1 с продолжением»). Судья должен проинформировать вступающего в игру игрока об игре с руки, если таковую допускают правила конкретной игры, и должен взять биток, чтобы передать его вступающему игроку. Судья может объявить «Шар с руки».

2.10 УДАРЫ ВРАЗРЕЗ
Если судья видит, что биток ударяет в прицельный шар, контакт с которым в данный момент разрешен правилами, и в шар, контакт с которым не разрешен, приблизительно в одно мгновение, и не представляется возможным определить, какого шара он коснулся раньше, решение должно быть принято в пользу игрока, выполнявшего удар.

2.11 ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛУЗ
На столах, не оборудованных системой возврата шаров, судья вынимает забитые шары из луз, которые заполнены или почти заполнены. Игрок должен следить за выполнением судьей этой обязанности, если шар выскакивает из переполненной лузы на игровое поле, то шар не засчитывается и остается в месте остановки. Если игра проводится без судьи, то освобождение луз от шаров осуществляет игрок.

2.12 ОЧИСТКА ШАРОВ
Во время игры игрок может попросить судью почистить один или несколько шаров. Судья должен почистить любой шар, имеющий видимое загрязнение.

2.13 ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Во избежание какой-либо ненужной помощи игроку при выставлении шаров судья должен располагать каждый выставляемый шар номером вверх.

2.14 ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Если судья может недостаточно четко увидеть возможный фол, он имеет право составить свое мнение на основе любых средств, какие он сочтет нужными.

2.15 НЕПОДОБАЮЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ
Судья должен следить, чтобы игроки не использовали оборудование или аксессуары в целях или способом, что отличаются от тех, для которых они предназначены, или за использованием оборудования, не разрешенного правилами, указанными в разделе «Требования к оборудованию». Как правило, никакого наказания не выносится. Однако если игрок настаивает на таком способе использования или таком оборудовании после того, как ему указали, что это недопустимо, судья или другой член судейской коллегии может применить к нему санкции в соответствии с положениями раздела «Неспортивное поведение» (См. также Правила 1.3 и 1.4.)

2.16 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Судья должен предупредить игрока, что он может совершить значительное нарушение (такое, как три фола подряд, запрос помощи тренера, или продолжение игры после объявления фола), как только у судьи будет достаточно времени для такого предупреждения; в противном случае любой фол считается обычным фолом (если только не оговорено особо). Например, в определенных играх судья должен проинформировать игрока, имеющего два (2) последовательно совершенных фола; в противном случае считается, что у игрока только один фол перед выполнением удара. Судья должен проинформировать игрока, если прицельный шар касается борта; иначе считается, что любой контакт с этим шаром довел его до борта. Судья должен довести информацию до игрока, как только возникает соответствующая ситуация и как только будет достаточно времени для предупреждения. Если предупреждение было сделано во время нанесения удара или сразу перед его нанесением, считается, что у игрока, выполнявшего удар, не было достаточно времени, чтобы отреагировать на него, и считается, что предупреждение не выносилось.

2.17 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ
В случаях, когда необходимо восстановить позицию шаров на столе или почистить их, судья прилагает максимум старания, чтобы вернуть шары на их прежнее место. Игрок обязан принять решение судьи в отношении расположения шаров. Судья может запрашивать информацию для этих целей из любого источника, считающегося подходящим.

2.18 ВНЕШНЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Если в процессе выполнения удара имеет место внешнее вмешательство, оказывающее влияние на исход этого удара, судья должен восстановить шары на их позициях, предшествовавших удару, и удар следует повторить. Если вмешательство не оказало влияния на удар, судья восстанавливает позиции шаров и игра продолжается. Если шары невозможно вернуть на первоначальные позиции, партия должна быть переиграна, при этом разбивает тот же игрок, что и в начале этой партии.

2.19 НЕРАЗРЕШЕННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАРА
Любой игрок, который, по мнению судьи, преднамеренно вызывает движение шара способами, которые противоречат правилам (двигая сукно, ударяя или шлепая по столу, и т.д.), наказывается присуждением автоматического поражения в партии и/или матче. При этом от судьи не требуется предварительного предупреждения. (Вынесение решения судьей в соответствии с разделом «Неспортивное поведение».)

2.20 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДВОЙНЫХ УДАРОВ
Если расстояние между битком и прицельным шаром меньше ширины кубика мела, требуется повышенное внимание со стороны судьи. В такой ситуации, если только судья не может точно определить, правильно ли был нанесен удар, можно использовать следующий критерий оценки: если при ударе биток продвигается в направлении прицельного шара больше, чем на половину диаметра шара, присуждается фол.

2.21 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НАХОЖДЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ
Когда игрок должен играть битком с руки из-за передней линии, судья должен предупредить его, прежде чем тот нанесет удар, если он расположил биток непосредственно на или в пределах половины диаметра шара с наружной стороны передней линии. Если после этого игрок выполняет удар битком, находившимся в указанном месте на или снаружи от линии, объявляется фол. Если игрок размещает биток снаружи от передней линии за оговоренными пределами, предупреждения судьи не требуется, и в случае удара объявляется фол. (Для определения штрафа см. правила конкретных игр. Также см. Правило 3.10.)

2.22 НАХОЖДЕНИЕ ИГРОКА В КРЕСЛЕ
Игрок должен оставаться в отведенном ему кресле, в то время как соперник находится у стола. Если игроку необходимо покинуть игровую зону во время матчей, он должен получить разрешение у судьи. Если игрок покидает игровую зону без разрешения судьи, считается, что он сдался, и ему засчитывают поражение в партии (или штрафуют на пятнадцать (15) очков при игре в «14.1 с продолжением»). Судья должен следить за тем, чтобы игрок не отсутствовал дольше положенного, или что игрок не использует предоставленное ему право как способ вывести соперника из равновесия.

2.23 ЗАПРЕЩЕНИЕ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ
В случае если это не разрешено особо правилами конкретного соревнования, игроки в течение матча не могут сознательно принимать советы в отношении игры, данные в любой форме. Игрок не должен прибегать к устному либо иному общению с людьми, за исключением официальных лиц турнира или его соперника, как во время игры, так и тайм-аутов. Если игрок имеет необходимость к такому общению, например, чтобы получить напиток, предмет оборудования и т.п., он должен сделать обращение либо через представителя судейской коллегии, либо с разрешения и под наблюдением судьи.
Если у судьи есть основания полагать, что игрок сознательно просил или получил извне помощь в какой-либо форме в отношении игры в рамках партии или матча, он должен принять меры в соответствии с положениями раздела «Неспортивное поведение».
При командной или парной игре правила общения могут быть изменены соответствующей организацией, как указано в разделе «Административные полномочия».

2.24 ВМЕШАТЕЛЬСТВО ИЛИ ОСКОРБЛЕНИЕ СО СТОРОНЫ ЛИЦ, НЕ УЧАСТВУЮЩИХ В ИГРЕ
Если лицо, не принимающее участия в игре, любыми способами мешает одному или обоим игрокам, судья должен потребовать, чтобы лицо, совершившее проступок, будь то игрок или нет, было удалено из игровой зоны на время проведения матча.

2.25 ЗАМЕДЛЕННАЯ ИГРА
(См. Правило 1.11)

2.26 ПОДАЧА ПРОТЕСТОВ
Игрок может запросить интерпретации правила или подать протест на необъявление фола судье или соответствующему официальному лицу, но просьба или протест должны последовать немедленно и до выполнения любого очередного удара, в противном случае они не могут быть рассмотрены и приняты во внимание. Если игрок не делает этого, считается, что фола не было. Все решения судьи по данным вопросам окончательны. Если игрок считает, что судья неверно применяет правила или применил неверную их трактовку, судья должен адресовать поданный протест Директору турнира или назначенному заместителю. Интерпретация правил Директором турнира или его назначенным заместителем является окончательной. Продолжение игры откладывается до принятия решения по протесту.
Всем игрокам следует уважать просьбу соперника об остановке игры, с тем чтобы пригласить официальное лицо или чтобы судья проверил или подтвердил вопрос касательно правил с другими членами судейской коллегии. Отказ принять во внимание подобную просьбу может повлечь дисквалификацию или автоматическое поражение в партии или матче в соответствии с положениями раздела «Неспортивное поведение».

2.27 ПРИОСТАНОВКА ИГРЫ
Судья наделен полномочиями приостановить игру на время рассмотрения протеста игроков либо если он считает, что условия неприемлемы для продолжения игры. Если зритель мешает ходу игры, игра может быть приостановлена до тех пор, пока этот зритель не будет удален из пределов игровой зоны. (См. также Правило 1.12.)

2.28 НЕСПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Судья наделен правом и обязанностью удостовериться в том, что ни один из игроков не предпринимает действий, которые, по мнению судьи, неспортивны по своей природе, мешают, оказывают негативное влияние или наносят вред другим игрокам, официальным лицам или организаторам турнира, или спорту в целом. Судья или другие члены судейской коллегии имеют право наказать или дисквалифицировать, с предварительным предупреждением или без, любого игрока, действующего неспортивным образом.

3. Общие правила лузного бильярда

Во всех случаях, если только нет очевидного противоречия дополнительных правил, применяются Общие правила лузного бильярда. Эти общие правила применимы ко всем играм на лузном бильярде, ЕСЛИ ТОЛЬКО обратное не оговорено особо в правилах конкретных игр.

3.1 СТОЛЫ, ШАРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ
Все игры, описываемые данными правилами, разработаны для столов, шаров и оборудования, отвечающего стандартам, утвержденным Требованиями к оборудованию Всемирной ассоциации пула и бильярда (WPA).

3.2 УСТАНОВКА ПИРАМИДЫ
При установке пирамиды должен использоваться треугольник, при этом верхний шар пирамиды должен ставиться на заднюю отметку. Все шары должны стоять рядами за первым шаром и быть прижаты друг к другу так, чтобы все они касались друг друга.

3.3 УДАР ПО БИТКУ
Чтобы удар был признан правильным, необходимо, чтобы удара по битку выполнялся только наклейкой кия. Несоблюдение этого требования является фолом.

3.4 ОБЪЯВЛЕНИЕ ЗАКАЗА ПРИ УДАРЕ
В играх, где требуется объявлять заказ, игрок может играть любой шар по своему выбору, но прежде чем сделать удар, он должен указать заказанный шар и заказанную лузу, в которую он намеревается его забить. Он не должен указывать подробности удара, такие как попадание в прицельный шар другим шаром, битком, комбинации или касания бортов (все из которых отвечают правилам). Все шары, забитые при правильном ударе, засчитываются в пользу игрока, выполнявшего удар.

3.5 ПРОМАХ
Если игрок при правильном ударе не забивает шар, то подход игрока у стола заканчивается и в игру вступает его соперник.

3.6 РОЗЫГРЫШ ПРАВА НА РАЗБИТИЕ (РАСКАТ)
При розыгрыше на право разбития (раскате) применяется следующая процедура. Каждый из игроков должен использовать шары одинакового размера и веса (предпочтительно битки, но если это невозможно, неполосатые шары). Один игрок располагается по левую сторону от передней отметки, другой по правую, и они одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии в направлении заднего борта и обратно к переднему борту стола. Игрок, чей шар остановится ближе к наиболее отдаленному от внешней стороны стола краю переднего борта, выигрывает раскат. Шар, используемый при раскате, должен по крайней мере один раз коснуться заднего борта. Другие касания с бортами несущественны, кроме тех, что запрещены ниже. Раскат автоматически проигрывается, если:

(а) шар перекатывается на половину стола соперника;

(б) шар не касается заднего борта;

(в) шар падает в лузу;

(г) шар выскакивает за пределы стола;

(д) шар касается длинного борта;

(е) шар останавливается в створе угловой лузы за губой переднего борта, или;

(ж) шар касается заднего борта более одного раза. Если оба игрока совершают одно из перечисленных нарушений, или если судья не в состоянии определить, чей шар остановился ближе, раскат признается ничейным и переигрывается.

3.7 НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ)
Право начального разбития определяется раскатом или по жребию. (На официальном соревновании необходима процедура раската.) Игрок, выигравший раскат или жеребьевку, имеет право выполнить начальный удар (разбитие) или предоставить это право сопернику.

3.8 БИТОК ПРИ НАЧАЛЬНОМ УДАРЕ
Начальное разбитие выполняется битком с руки из-за передней линии. Прицельные шары устанавливаются в соответствии с требованиями конкретной игры. При разбитии игра считается начатой, как только был выполнен удар наклейкой кия по битку.

3.9 ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ БИТКА ПРИ НАЧАЛЬНОМ РАЗБИТИИ
При разбитии попытка остановить или изменить направление движения битка после того, как он пересек переднюю линию, и до того, как он коснется шаров в пирамиде, является фолом, и право хода переходит к сопернику. Соперник может выбирать, либо играть битком с руки из-за передней линии, либо предоставить ту же возможность игроку, совершившему нарушение. (Исключение: «Девятка», см. Правило 5.4: «биток с руки в любом месте стола»). Должно быть вынесено предупреждение о том, что второе подобное нарушение во время матча повлечет автоматическое поражение (См. Правило 3.29)

3.10 БИТОК С РУКИ ИЗ-ЗА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ (ИЗ «ДОМА»)
Это правило применяется в определенных играх с начальным разбитием или в ситуации, когда падение битка в лузу наказывается тем, что соперник получает возможность выполнить удар битком с руки из-за передней линии (из «дома»). Вступающий в игру игрок может установить биток в любом месте дома. Он может играть любой прицельный шар, если основание прицельного шара находится на передней линии, то есть вне «дома», или за ней. Любой из шаров, который находится в «доме», можно играть, если только сначала игрок направит биток из дома, а затем, ударив биток в борт, возвратит его в дом и попадет в прицельный шар.
Основание шара (точка, в которой шар касается поверхности стола) определяет, находится ли он выше или ниже передней линии (за пределами «дома» или в «доме»). Если вступающий в игру игрок непреднамеренно располагает биток на передней линии или за ней, судья или соперник должны проинформировать игрока, выполняющего удар, о неправильном расположении битка до нанесения удара. Если соперник не делает этого заявления до выполнения удара, удар считается правильным. Если бьющий игрок был проинформирован о неправильном расположении битка, он должен изменить его положение. Если игрок располагает биток целиком и очевидно за пределами «дома» и выполняет удар, объявляется фол (См. Правило 2.21). Когда игрок выполняет удар битком с руки из-за передней линии, биток остается шаром с руки (не в игре) до тех пор, пока игрок не направит его через переднюю линию ударом наклейки своего кия. Пока биток остается шаром с руки, игрок может поправлять его рукой, кием и т.п. Когда биток введен в игру описанным способом, игрок не может препятствовать его движению каким-либо образом, иначе объявляется фол. К тому же, если вследствие удара не происходит контакта с прицельным шаром, которого биток должен коснуться первым, или биток не пересекает передней линии, удар считается сделанным с нарушением, объявляется фол и соперник получает возможность играть битком с руки в соответствии с правилами конкретной игры.

3.11 ЗАБИТЫЕ ШАРЫ
Шар считается забитым, если в результате правильного удара, он покидает поверхность стола, падая в лузу и остается там. (Шар, выпавший на пол из системы возврата шаров, не считается незабитым шаром.) Шар, выскочивший из лузы обратно на поверхность стола, не является забитым шаром.

3.12 ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ
Положение шаров определяется тем, где покоится их основание (или центр).

3.13 НОГА НА ПОЛУ
Игрок должен сохранять контакт с полом по крайней мере одной ногой в момент, когда наклейка кия касается битка, в противном случае объявляется фол. Обувь должна быть нормальной в отношении размера, формы и способа ношения.

3.14 НАНЕСЕНИЕ УДАРА ПРИ ДВИЖУЩИХСЯ ШАРАХ
Фолом является нанесение удара, в то время как биток или любой прицельный шар находятся в движении (шар, вращающийся на месте, считается движущимся).

3.15 ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА
Удар считается не завершенным (и вследствие этого не засчитывается), пока все шары на столе не остановятся после удара (шар, вращающийся на месте, считается движущимся).

3.16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ
Передняя линия не является частью «дома». Таким образом, прицельный шар, геометрический центр которого находится на передней линии, можно играть, если правилами конкретной игры требуется, чтобы игрок выполнял удар по шару, находящемуся за пределами передней линии. Точно так же если биток должен быть введен в игру с руки из-за передней линии (биток с руки из-за передней линии), его нельзя помещать непосредственно на переднюю линию; он должен быть позади нее (в «доме»).

3.17 ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ ФОЛОВ
Хотя штрафы за нарушения в различных играх отличаются, для всех фолов справедливо следующее:

(а) Подход игрока у стола заканчивается;

(б) Если фол совершен в процессе выполнения удара, такой удар признается неправильным, и все забитые при этом шары не засчитываются в пользу выполнявшего удар игрока, и;

(в) Любой шар(-ы) выставляется только если этого требуют правила конкретной игры.

3.18 НЕПОПАДАНИЕ В ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР
Если при ударе биток не попадает в прицельный шар, которого он должен коснуться первым, объявляется фол. Игра в направлении от шара, с которым соприкасается биток, не означает касания этого шара при ударе.

3.19 ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР
Если иное не определено правилами конкретной игры, игрок должен направить биток таким образом, чтобы он сначала попал в прицельный шар, которого он согласно правилам должен коснуться первым (правильный прицельный шар), а затем:

(а) Забить пронумерованный шар, или;

(б) Довести биток или любой пронумерованный шар до борта. Несоблюдение этих требований является фолом.

3.20 ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ
Падение битка в лузу при ударе является фолом. Если биток касается прицельного шара, который к тому времени уже был забит (например, в переполненной шарами лузе), объявляется фол.

3.21 ФОЛЫ ВСЛЕДСТВИЕ КАСАНИЯ ШАРОВ
Фолом является удар, касание или иной контакт с битком, находящимся в игре, или любыми прицельными шарами чем-либо (телом, одеждой, мелом, машинкой, шафтом кия и т.п.) кроме наклейки кия (прикрепленной к шафту кия), которая может контактировать с битком при выполнении правильного удара. Если матч проходит в присутствии судьи, любой прицельный шар, потревоженный при обычном фоле, должен быть возвращен как можно ближе к первоначальному положению, согласно оценке судьи, и вступающий в игру игрок не имеет возможности выбирать положение шара. (Также см. Правило 1.16.1)

3.22 ФОЛ ПРИ УСТАНОВКЕ БИТКА
Касание любого прицельного шара во время установки битка при игре с руки является фолом.

3.23 ФОЛЫ ПРИ ДВОЙНЫХ УДАРАХ
Если биток соприкасается с требуемым прицельным шаром перед выполнением удара, игрок может бить в направлении этого шара, при условии что он использует для этого любой нормальный удар. Если кий касается битка более одного раза во время удара, или если кий сохраняет контакт с битком во время или после соприкосновения битка и прицельного шара, объявляется фол. (См. Правило 2.20 для судейства такого типа ударов.) Если поблизости находится третий шар, необходимо позаботиться о том, чтобы не совершить фол на нем согласно первой части данного правила.

3.24 ФОЛ ПРИ УДАРЕ ПРОПИХОМ
Если биток проталкивается наклейкой кия с сохранением контакта на время большее, чем момент, соразмерный с нанесенным ударом, объявляется фол. (Такие удары обычно называют ударами пропихом.)

3.25 ФОЛЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИГРОКА
Игрок несет ответственность за мел, машинки, шлифовки и любые другие предметы или оборудование, которые он приносит, использует у стола или приближает к нему. Если он роняет мел или сбивает подставку машинки, он наказывается фолом в случае касания этим предметом любого шара, находящегося в игре (или только битка, если на матче не присутствует судья).

3.26 НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОДСКАКИВАНИЕ ШАРА
Фол присуждается, если игрок наносит удар по битку ниже центра («подкапывает» под него) и преднамеренно вызывает его отрыв от поверхности стола, пытаясь обойти мешающий шар. Иногда такое подпрыгивание может происходить случайно, и такие «прыжки» не должны считаться фолом сами по себе; они могут признаваться фолом, к примеру, если в процессе удара наконечник или шафт кия контактирует с битком.

3.27 УДАР ПЕРЕСКОКОМ
Если иное не определено правилами конкретной игры, разрешается вызывать отрыв битка от стола, нанося удар кием под углом и заставляя биток отразиться от поверхности стола. Любой кикс при выполнении удара перескоком является фолом.

3.28 ШАРЫ, ВЫСКОЧИВШИЕ СО СТОЛА
Шары, остановившиеся после удара в каком-либо месте помимо игровой поверхности стола (на верхней части упругого борта, на поверхности борта, на полу и т.д.), считаются выскочившими. Шары могут прыгать по поверхности бортов и их упругих частей и при этом не считаться выскочившими, если они возвращаются на игровую поверхность стола самостоятельно и не коснувшись чего-либо, что не является частью стола. Стол должен состоять из надлежащих неизменных частей. (Шары, которые ударяют или касаются чего-либо, что не является частью стола, например, осветительных приборов, мела, находящегося на борту или его упругой части, и т.п., считаются выскочившими, даже если после этого они вернулись на игровую поверхность стола после контакта с предметами, которые не являются надлежащей частью стола.) Во всех играх на лузном бильярде, если в результате выполнения удара биток или любой из прицельных шаров выскакивает со стола, объявляется фол. Все выскочившие шары выставляются (кроме игр «Девятка» и «Восьмерка») после того, как остановятся все шары. Биток после фола вследствие выскакивания его со стола вводится в игру в соответствии с правилами конкретной игры.

3.29 ОСОБОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА УМЫШЛЕННЫЙ ФОЛ
Биток, находящийся в игре, нельзя преднамеренно бить ничем, кроме наклейки, закрепленной на кие (например, наконечником кия, шафтом и т.д.). Помимо того, что такой контакт автоматически является фолом в соответствии с Правилом 3.21, в случае если судья полагает, что этот контакт был умышленным, он должен один раз за матч предупредить игрока о том, что второе подобное нарушение в течение данного матча повлечет автоматическое поражение в матче. В случае совершения второго нарушения матч необходимо признать автоматически проигранным.

3.30 МАКСИМУМ ОДИН ФОЛ
Если правилами конкретных игр не предписывается иное, в рамках каждого подхода игрок штрафуется только одним фолом; если могут быть применены разные наказания, то фактором, определяющим, какой фол налагается на игрока, является самое строгое из наказаний.

3.21 САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ШАРОВ
Если шар перемещается, откатывается, поворачивается либо иным образом двигается «сам по себе», шар должен оставаться в том положении, которое он занял, и игра продолжается. Шар, который завис над лузой и «сам по себе» упал в лузу после того, как он в течение 5 или более секунд был неподвижным, должен быть восстановлен как можно точнее в положение, которое он занимал до падения, и игра продолжается. Если шар «сам по себе» падает в лузу, в то время как игрок наносит удар с целью попасть в этот шар, так что биток проходит через место, которое занимал этот шар, не имея возможности попасть в него, то биток и прицельный шар должны быть восстановлены на позициях, которые они занимали до удара, и игрок может снова выполнить удар. Каждый из других прицельных шаров, потревоженных при ударе, также должен быть выставлен в прежнее положение, прежде чем игрок повторит удар.

3.32 ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Если правилами конкретной игры требуется выставление шаров, их следует выставлять на продольную линию после завершения удара. Единственный шар выставляется на заднюю отметку; если нужно выставить более одного шара, их располагают на продольной линии в порядке возрастания номеров, начиная с задней отметки и продолжая в направлении заднего борта. Если шары, находящиеся на или около задней отметки или продольной линии, мешают выставлению шаров, выставляемые шары помещают на продольную линию как можно ближе к задней отметке, но таким образом, чтобы не двигать мешающие шары. Выставляемые шары следует располагать как можно ближе или вплотную (по усмотрению судьи) к мешающим шарам, кроме случаев, когда мешающим шаром является биток; шары, которые должны быть выставлены к битку, следует располагать как можно ближе, но не вплотную к нему. Если на продольной линии между задней отметкой и задним бортом недостаточно места для выставления шаров, эти шары должны быть выставлены на продолжении продольной линии «перед» задней отметкой (между задней и центральной отметками) как можно ближе к задней отметке и в том же порядке номеров, в каком они были бы выставлены «позади» задней отметки (шар с наименьшим номером ближе всех к задней отметке).

3.33 ШАРЫ В СТВОРЕ ЛУЗЫ
Если два или более шара заблокированы в створе лузы, при этом один или более зависли в воздухе, судья должен осмотреть положение шаров и поступить следующим образом: он должен визуально (или, если желает, опытным путем) опустить проекцию шара вертикально вниз от его нынешнего блокированного положения; все шары, которые, будучи таким образом перемещены вертикально вниз, по его мнению, упали бы в лузу, считаются забитыми, а все шары, которые остались бы на игровой поверхности стола, считаются не забитыми. Затем шары располагают согласно оценке судьи, и играть продолжают в соответствии с правилами конкретной игры, как если бы блокировки шаров в лузе не было.

3.34 ДОПОЛНИТЕЛЬНО ЗАБИТЫЙ ШАР
Если при правильном результативном ударе забиты дополнительные шары, они засчитываются в соответствии с правилами подсчета очков в конкретной игре.

3.35 ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЛИЦА, НЕ ПРИНИМАЮЩЕГО УЧАСТИЯ В ИГРЕ
Если во время матча шары пришли в движение (или игрока толкнули таким образом, что это напрямую повлияло на игру) вследствие воздействия лица, не принимающего участия в игре, шары должны быть как можно более точно возвращены в прежнее положение сразу после произошедшего, и игра возобновляется без наложения штрафа на игрока. Если на матче присутствует судья, то именно он должен вернуть шары на место. Это правило применяется также в случае вмешательства «высших сил», например, землетрясения, урагана, падения осветительных приборов, отключения электричества и т.д. Если шары невозможно вернуть в прежнее положение, партию следует переиграть, разбивать при этом должен тот же игрок, что в ее начале. Это правило неприменимо к игре «14.1 с продолжением», которая состоит из последовательно разыгрываемых пирамид: текущий розыгрыш пирамиды прерывается и начинается новая пирамида с соблюдением требований к нормальному начальному разбитию (игроки выполняют раскат на право разбития). Подсчет очков возобновляется со счета, сложившегося на момент прерывания игры.

3.36 РАЗБИТИЕ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ПАРТИЯХ
В матче, состоящем из коротких партий, победитель отдельной партии разбивает в следующей. Судейская коллегия турнира может заблаговременно установить одно из следующих правил:

(а) Игроки разбивают по очереди.

(б) Разбивает проигравший партию.

(в) В следующей партии разбивает игрок, отстающий в счете по партиям.

3.37 ИГРА СЕРИЯМИ
В течение игры игроки поочередно совершают подходы к столу (серии), причем серия игрока заканчивается, если он либо не забивает шар правильным ударом, либо совершает нарушение. Если серия заканчивается без фола, вступающий в игру игрок принимает позицию, сложившуюся на столе.

3.38 ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР, СТОЯЩИЙ ВПЛОТНУЮ К БОРТУ ИЛИ БИТКУ
Данное правило применяется к любому удару, при котором биток сперва контактирует с шаром, который стоит вплотную к борту или собственно битку. В результате удара после контакта битка с соприкасающимся прицельным шаром должно произойти следующее:

(а) Должен быть забит шар, или;

(б) Биток должен коснуться борта, или;

(в) Стоявший вплотную шар должен коснуться отдельного борта, или;

(г) Другой прицельный шар должен коснуться борта, с которым он до того не был в контакте. Несоблюдение одного из указанных требований является фолом. (Примечание: «14.1 с продолжением» и другие игры описывают дополнительные требования и применения этого правила; смотрите правила конкретных игр.) Шар, который касается упругого борта в начале удара и затем направляется в упругий борт, прикрепленный к тому же борту стола, считается доведенным до этого борта, только если он сперва отходит от борта, попадает в другой шар и снова касается борта. Судья или один из игроков должны осмотреть стоящий вплотную к борту шар и заявить о том, что шар касается борта, прежде чем этот шар будет задействован в процессе удара, иначе прицельный шар не считается стоящим вплотную к борту.

3.39 ИГРА С РУКИ ИЗ-ЗА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ
При выполнении удара с руки из-за передней лини (из «дома») необходимо, чтобы биток сначала вышел из «дома», а затем коснулся прицельного шара. В противном случае налагается штраф. Удар также считается правильным, если играемый прицельный шар располагается непосредственно на передней линии или слегка за ней таким образом, что биток касается его до выхода из дома. Удар считается неправильным, если до выхода из «дома» биток случайно задевает какой-либо находящийся в «доме» прицельный шар.

3.40 ФОЛ ПРИ ИГРЕ БИТКОМ С РУКИ
В процессе установки битка при игре с руки игрок может использовать для этого руку или любую часть кия (включая наклейку). При расположении битка любое ударное движение кия, контактирующего с битком, направленное вперед, рассматривается как фол, в случае если это не был правильный удар.

3.41 ВМЕШАТЕЛЬСТВО
Если игрок, не выполняющий удар, отвлекает соперника или вмешивается в его игру, ему засчитывается фол. Если игрок выполняет удар вне очереди или вызывает движение любого шара в иное время, чем при своем подходе у стола, это рассматривается как вмешательство.

3.42 ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Игрокам не разрешается использовать шар, треугольник или другое приспособление для измерения расстояния для того, чтобы оценить, проходит ли биток или прицельный шар в промежуток и т.д. Только кий может использоваться в качестве вспомогательного инструмента для оценки промежутков или при прицеливании, при этом кий нужно держать в руке. Любой иной способ является фолом и неспортивным поведением. (См. также Правило 1.3, Правило 1.4 и Правило 2.15)

3.43 ЗАПРЕЩЕННАЯ РАЗМЕТКА
Если игрок преднамеренно каким-либо образом делает отметки на столе, с тем чтобы облегчить себе выполнение удара, в том числе располагает соответствующим образом мел, то объявляется фол.