Осложнения ранений, опасные для жизни. Осложнения раневого процесса

Как уже было сказано выше, в игровой системе каждая рана производит свой эффект (набор последствий) на персонажа. Чем более тяжела рана, тем серьезнее эффекты. Подробнее все возможные в игре последствия ранений описаны ниже.

Вывих конечности : Вывих подобен перелому (см. ниже) в эффектах, но не так сложен при лечении. То есть, рукой с вывихом нельзя держать предметы, а если вывихнута нога, нельзя на нее опираться. Однако, в отличие от перелома, медик может исправить вывих сделав бросок способности Медицина, «хирургия» со штрафом -2К и при успехе устранить его последствия. Тем не менее, штрафы к броскам сохранятся до тех пор, пока персонаж не получит должное лечение.

Кровотечение : Как правило, любая рана приводит к потере крови или внутреннему кровотечению, но в «Адреналине» под кровотечением понимается лишь серьезная потеря крови от повреждения крупных кровеносных сосудов. Если персонаж получил кровоточащую рану, он каждый ход делает бросок кубиков, равный своему Телосложению (без учета любых штрафов). Если при этом броске выпал критический провал, персонаж теряет 1 балл Телосложения. Кровотечение может быть остановлено только перевязкой (считается, что оно прекращается прямо с момента начала перевязки), целительным заклинанием (в мирах фэнтази) или особыми препаратами в высокотехнологичных мирах.

Если персонаж с кровотечением выполняет какие-то активные действия (например, атакует в ближнем бою), он получает штраф -2К к этому броску. Если персонаж идет с обычной скоростью, он также получает штраф -2К, а если бежит, то -4К. Быстро бежать персонаж с таким сильным кровотечением не может, а при медленном перемещении не должен кидать дополнительный кубик.

Если персонаж имеет несколько кровоточащих ран, бросок делается для каждой раны.

Не обязательно делать бросок кровотечения каждый ход. Можно считать, что пока кровотечение не остановлено, персонаж будет терять 1 балл Телосложения каждые несколько секунд.

Так например если у персонажа Телосложение 4 и он получил критическое кровотечение, то через 20 секунд он потеряет 1 балл Телосложения. Еще через 20 секунд – еще балл Телосложения и так пока его не перевяжут или пока он не истечет кровью и не погибнет

Оглушение : Персонаж не может выполнять активных действий (атаковать, бежать, прыгать), а может лишь перемещаться со скоростью медленного шага. Он не может использовать способности, в том числе, защищаться. Если специально не указано, то чтобы выйти из оглушенного состояния, персонаж каждый ход делает бросок на Внимание – «концентрация» и в случае успеха может начать действовать в этом ходу. Однако, персонаж все равно пропускает минимум один ход боя после получения эффекта оглушения. Критический провал броска на выход из оглушение приводит к потере сознания.

Остановка сердца : Как правило, при попадании персонажа под высокое напряжение происходит остановка сердца. Зачастую пораженный электрическим током еще может выжить, если вовремя применить реанимационные мероприятия, такие, как, например, непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (этими навыками владеет любой персонаж с открытым навыком «реанимация» способности «Медицина»). Непрямой массаж сердца в полевых условиях обычно делается со штрафом -2К, врач современного реанимобиля («скорой помощи») обычно имеет оборудование, позволяющее делать бросок без штрафа. Успешный бросок реанимации позволяет вновь «запустить» сердце и дыхание, но раненый все равно будет находиться в тяжелом состоянии.

Отбрасывание : Некоторые удары на столько сильны, что их жертву просто отбрасывает назад. Персонаж падает в 1 позиции (в 1 метре) в направлении удара от того места, где стоит. Если позади персонажа стена или иное непреодолимое для атакованного препятствие – он падает в своей текущей позиции.

Отталкивание : При сильном ударе персонаж вынужден отступить, чтобы удержать равновесие. В бою это означает, что раненый отходит на 1 позицию (1 метр) назад. Если позади персонажа стена (непреодолимое препятствие), он упирается в нее и не отступает.

Повреждение сухожилий или мышц конечностей : по эффектам и последствиям аналогично перелому конечности (см. ниже), однако, как правило, такие повреждения связаны с сильным кровотечением и не могут быть вылечены в «полевых» условиях (кроме как магией или действительно высокой технологией).

Перелом : Перелом обычно случается при ударе и как правило, персонажи могут получить перелом определенной конечности. Сломанной конечностью пользоваться невозможно, т.е. сломанной рукой нельзя брать и использовать предметы, а при сломанной ноге нельзя перемещаться, используя ее как опору. Перелом может быть вылечен доктором за несколько недель (иногда – месяцев), магия может исцелить перелом за секунды, а в высокотехнологичных мирах кость может быть восстановлена особой операцией всего за час-два, либо возможно заменена на искусственную.

Потеря конечности : Исключительно неприятный эффект ранения, в результате которого персонаж теряет руку или ногу. Отсутствующей рукой уже никак нельзя пользоваться. При отсутствии ноги нельзя ходить хотя бы без костыля. В этом есть только один положительный момент – попадание в отсутствующую конечность (такое теоретически возможно) означает обычный промах. В магических мирах потерянные конечности могут быть восстановлены, например, молитвами или заклинаниями регенерации, в высокотехнологичных мирах возможна и регенерация и замена потерянной конечности протезом, в том числе, биологическим протезом. Ранения можно вылечить, устранив штрафы к параметрам, но обычное лечение не вернет потерянную конечность.

Потеря предмета в руке : Ранение руки обычно вызывает легкий шок, а сильный удар может привести к выбиванию предмета из руки. Если предмет просто падает , он оказывается возле персонажа. Если предмет отбрасывается , то он оказывается в 2К6 метрах от персонажа (тяжелые предметы 4й весовой категории отбрасываются на 1К6 метров, более тяжелые падают прямо возле персонажа).

Если предмет отбрасывается и теряется , значит персонаж не видит, куда именно улетел предмет и должен потратить несколько ходов на его поиск (при необходимости). При этом исключительно трудно потерять крупный предмет в комнате с ровным полом и отсутствием препятствий, но придется долго (и возможно даже безуспешно) искать небольшой предмет в высокой траве или в болоте.

Если персонаж держит предмет двумя руками и получает рану только в одну руку, эффекты выбивания предметов из руки не действуют.

Потеря сознания : Персонаж, потерявший сознание падает и может прийти в себя через несколько минут, если его не сумеют привести в чувство раньше и если его не убьют. Каждую минуту после потери сознания делается бросок на Концентрацию со штрафом -2К. Если при броске выпал критический провал – следующая проверка делается не через минуту, а через 1 час (каждый час без сознания дает бонус +1К к последующему броску). Если бросок был успешен – персонаж приходит в сознание.

Сбивание с ног (падение) : Иногда удар слишком силен или на столько болезнен, что персонаж падает. Упавший персонаж считается лежащим и может встать (или попытаться встать) в свой следующий ход (вставание – стандартное действие).

Смерть : Самое неприятное из возможных эффектов ранений. Персонаж погибает. Лишь исключительно мощная магия, божественное вмешательство или чрезвычайно дорогая и сложная высокотехнологичная операция сможет спасти его жизнь.

Шок : Состояние шока может наступить в момент потери конечности, тяжелого ранения, контузии и так далее. В шоковом состоянии персонаж теряет интерес к происходящему и ко всему окружающему, не может активно действовать (применять любые способности) и перемещается только медленным шагом или ползком. Если персонаж в шоковом состоянии успешно атакован, он сразу получает раны, независимо от адреналина. Чтобы выйти из шокового состояния, персонаж должен сделать успешный бросок на Концентрацию со штрафом -4К. Критический провал броска означает, что персонаж теряет сознание. За каждую минуту, проведенную в состоянии шока персонаж получает +1К к последующему броску Концентрации.

Штраф к броскам : Любая рана, даже легкая, мешает персонажу сражаться с максимальной эффективностью. Поэтому с каждым ранением персонаж получает штраф ко всем своим броскам способностей до тех пор, пока не вылечится от ранений. Из всех штрафов в одну часть тела (рука, нога, голова, корпус) учитывается только самая тяжелая рана.

Например: Браун получил легкое (-1) и тяжелое (-3) ранение в левую руку, серьезную рану правой ноги (-2) и два легких ранения в корпус (-1 каждое). Итого он получит штраф -6К: за ранение левой руки -3К, за рану правой ноги -2К и еще -1К за легкое ранение в корпус.

Штраф к параметрам : Некоторые тяжелые ранения сразу приводят к тому, что один или несколько параметров персонажа обнуляются. Когда любой из параметров становится нулевым, персонаж теряет способность активно действовать.

Штраф к перемещению : Эти раны снижают скорость персонажа или лишают его возможности совершать определенные передвижения, например, персонаж с серьезной раной ноги не может бегать или быстро ходить.

Уход в штопор : Эффект возможен только если персонаж (или монстр) имеет крылья и находится в состоянии полета. Сорвавшись в штопор персонаж падает с максимальной скоростью. Чтобы выйти из этого состояния необходимо сделать успешный бросок способности «Атлетика» (либо специальной способности «Полет») со штрафом, равным удвоенной весовой категории персонажа. Если бросок успешен, выход из штопора удался, иначе падение продолжается (до момента удара об землю или успешного броска на «Атлетику»).

Эти штрафы и эффекты могут быть вылечены доктором, медикаментами или в фантастических мирах – магией.

При нанесении ран более всего неприятны инфекционные осложнения и большая потеря крови. Оказывая первую помощь, нужно сразу же постараться прекратить потерю крови и обеззаразить рану. Когда из раны вытекает наружу кровь, это называется наружным кровотечением, которое может быть особенно обильным при глубоких резаных ранах, и при рубленых ранах.

В случае огнестрельных ранений и колотых ран, а также иногда при внутренних разрывах органов, к которым может привести сильный удар тупым предметом, может случиться повреждение внутренних органов (селезенки, печени, почек) и крупных внутренних сосудов. В этом случае можно говорить уже о внутреннем кровотечении.

К большинству заражений приводит инфицирование раны бактериями гниения. Они всегда присутствуют на поверхности кожи. На каждом квадратном миллиметре может быть до 200 млн. таких бактерий. При ранении находящиеся на коже бактерии попадают в рану, что приводит к воспалительному процессу и гнойникам, из-за чего рана заживает медленнее и сложнее. В итоге на коже может впоследствии образоваться грубый рубец. Если рана была обработана неправильно, а особенно если перевязки делались грязными руками, или же сама повязка была грязной, это еще скорее приведет к заражению.

Помимо бактерий, приводящих к гниению, есть и другие, не менее опасные микроорганизмы. Особенную опасность представляют бактерии столбняка, которые содержатся в пыли, помете, просто в земле и могут попасть в рану. Столбняк – крайне опасная болезнь, из-за которой начинаются судороги мышц шеи, из-за которых становится трудно глотать и жевать. Затем болезненные проявления распространяются на мышцы спины и мимическую мускулатуру, а затем и на дыхательную мускулатуру, что приводит к удушью.

Если есть признаки столбняка, следует как можно быстрее начать терапию, иначе смерти избежать не удастся.

Столбняк грозит в первую очередь лицам, получившим травму в транспорте или в сельском хозяйстве. Лучший способ защитить себя от этой болезни – вовремя сделанная прививка.

Если в ране размножились анаэробные микробы, это приводит к газовой гангрене. Эту болезнь можно определить по характерному скрипу, который слышится при сдавливании кожи в районе ранения. Скрип возникает из-за появившихся газовых пузырьков. Кожа при этом приобретает красный оттенок, температура тела крайне высокая.

Микробы газовой гангрены, попадая непосредственно в кровь, грозят пострадавшему смертью, которую можно предотвратить лишь благодаря своевременному вмешательству.

Необработанная или неправильно обработанная рана может привести человека к смерти. Вот почему про возможность осложнений забывать нельзя.

Основными видами осложнений, которые могут возникнуть во время ранения, является кровотечение, инфицирование, интоксикация, пневмоторакс, гемоторакс, травматический шок.

Одним из самых распространенных и опасных видов осложнений является кровотечение. Кровь составляет около 7-8% массы тела, т.е. 5,2 кг, если масса 65 кг. При кровотечениях потеря 10% крови допустима, 30% - опасна, 50% - смертельна. Во время небольшого кровотечения свертывания крови начинается через 3 мин и заканчивается через 8 мин.

Под кровотечением понимают истечение крови из поврежденных кровеносных сосудов, что может быть первичным (возникает сразу же после поражения) и вторичным (появляется через некоторое время после травмы). В зависимости от типа поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные и паренхиматозные кровотечения.

Артериальное кровотечение - наиболее опасная, поскольку возникает при повреждения артерий; ведь за короткое время может вытечь значительное количество крови, потеря 2 л ее уже может привести к смерти. Признаком артериального кровотечения является ярко красную окраску крови, утечки пульсирующей струей или фонтанчиком.

Так же опасно венозное кровотечение . Ее характерным признаком является более темную окраску крови, отсутствие пульсирующей струи или фонтанчика. Зачастую эти два вида кровотечения возникают в местах повреждения магистральных кровеносных сосудов, расположенных близко к поверхности тела.



Капиллярное кровотечение - следствие повреждения мелких кровеносных сосудов (капилляров) кожи, подкожной клетчатки или мышц. Кровоточит вся поверхность раны.

Паренхиматозное кровотечение - возникает в случае повреждения внутренних органов (печени, почек, легких) и всегда опасно для жизни. Иногда оно имеет место при закрытых травм внутренних органов и ее трудно определить.

В зависимости от места излияния крови различают наружное и внутреннее кровотечения. Во время наружного кровотечения кровь вытекает через раны в кожных покровах, слизистых оболочках на поверхность тела. Во время внутреннего кровотечения, или кровоизлияния, кровь изливается в ткани органов или полости. Выливаясь в ткани, кровь насыщает их, образуя припухлость, которая называется инфильтратом , или синяком. Если же кровь насыщает ткани неравномерно и вследствие этого они расходятся, образуя заполненную кровью полость, возникает гематома .

Первая медицинская помощь при кровотечениях

В зависимости от вида кровотечения и имеющихся средств, осуществляющих временную или окончательную остановку кровотечения.

Временная остановка кровотечения имеет целью предупредить опасную для жизни кровопотере, выиграть время для транспортировки больного и подготовки его к операции. Она может быть осуществлена несколькими способами:

Поднятием травмированной конечности вверх;

Наложением давящей повязки;

Максимальным сгибанием в суставах травмированной конечности;

Прижатием сосуда пальцем выше места повреждения;

Наложением жгута или закрутки.

Самый быстрый способ временной остановки артериального кровотечения - прижатие сосуда пальцем. Его используют при повреждении артерий. Артерии прижимают пальцами к расположенным рядом костям в местах, где они проходят близко к поверхности тела. После пальцевого прижатия артерий нужно наложить жгут (где это возможно) и стерильную повязку. В случае ранения головы с повреждением сонной артерии накладывают тугую повязку, под которую подкладывают прочный валик, сделанный из бинта и марли.

Резиновый жгут - лучший способ остановки артериального кровотечения. Его накладывают на бедро, голень, плечо или предплечье выше места ранения, но недалеко от самой раны, на одежду или прослойка из бинта или салфеток, чтобы не защемить кожу, с такой силой, чтобы остановить кровотечение, но не травмировать нервные стволы конечностей. Поэтому затягивание прекращают, как только наблюдается прекращение выливания крови. Если жгут наложен недостаточно сильно, артериальное кровотечение может даже усилиться, поскольку возрастает давление крови в артериях вследствие прекращения оттока крови венами. Прекращение кровоснабжения можно проконтролировать отсутствием пульса в периферических сосудах.

Помните, что жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, но это предельный срок. Конечно жгут держат не более 1,5 часа летом и 1 час зимой. Без кровоснабжения клетки тканей организма гибнут довольно быстро, поэтому под жгут обязательно подкладывают записку, где указывают время его наложения. Перетянуть жгутом конечность тепло укрывают, особенно зимой. Рекомендуется применение противошоковых мероприятий.

Если по каким причинам потерпевший не был доставлен в медицинское учреждение и ему не была проведена хирургическая обработка раны в течение 1,5 ч, следует выполнить пальцевое прижатие артерии и ослабить жгут на 5-10 мин, чтобы избежать омертвения тканей. Затем нужно снова наложить жгут, но уже выше предыдущего места. Такую процедуру необходимо выполнять каждые 40 мин до момента доставки больного в больницу. При этом каждый раз нужно делать соответствующую отметку в записке.

При отсутствии жгута используют закрутки, сделанные из веревки, ремня или скрученной салфетки. При этом следует соблюдать осторожность, поскольку такие средства менее эластичны и могут быстрее привести к травмированию не только нервных стволов, но и тканей и мышц.

Максимальное сгибание конечности в суставе так же может способствовать временной остановке кровотечения. В этом случае конечность надежно фиксируют в положении, при котором истечение крови меньше.

Временную остановку наружного венозного и капиллярного кровотечений выполняют с помощью тугих повязок. Рану закрывают салфеткой или свернутым в 5-6 слоев бинтом, сверху кладут гигроскопическую вату и прочно забинтовывают. Чтобы уменьшить кровотечение, целесообразно поврежденную часть тела приподнять относительно положения туловища. Особенно опасными бывают кровотечения из вен с варикозным расширением на ногах. Такие вены могут лопаться, принося значительные повреждения. Помощь следует оказывать так же, как и при любой венозной кровотечения, но с особой осторожностью.

Потеря крови по-разному влияет на человека. Наиболее чувствительны к ней пожилые люди и дети. Потеря 300-400 мл крови может быть для них смертельной. При значительной потере крови развивается острое малокровие. В этих случаях человек жалуется на возрастающую слабость, головокружение, шум в ушах, жажду, тошноту, потемнение в глазах. Человек может потерять сознание. Появляются судороги. В таких случаях больного целесообразно положить на ровную поверхность для предупреждения обескровливания мозга, освободить от одежды шею, грудь.

В случае потери сознания можно сделать «самопереливание» крови, которое заключается в поочередном поднимании верхних и нижних конечностей. Это помогает лучшему притоку крови в жизненно важные органы. Если пострадавший в сознании, у него нет травм живота, его необходимо напоить горячим чаем или просто водой. Однако основным методом лечения острого малокровия является срочное переливание донорской крови, поэтому пострадавшего нужно как можно быстрее доставить в медицинское учреждение.

Кровотечение в грудную полость возникает во время ударов в грудь, переломов ребер, вследствие повреждения сосудов и заполнения одного или обоих плевральных полостей кровью. Это может быть причиной сдавливания легких, что, в свою очередь, затрудняет и даже прекращает дыхание. Симптомами являются бледный цвет лица, одышка, частый пульс. Помощь заключается в предоставлении телу потерпевшего полусидячее положение и прикладывании к груди пузыря со льдом. Конечно, пострадавший должен быть немедленно госпитализирован.

Кровотечение в брюшину возникает чаще вследствие разрыва печени или селезенки. Как и при кровотечении в грудную полость, кожа пострадавшего становится бледной, холодной и липкой, пульс - слабым. Человек испытывает жажду, сильную боль, может потерять сознание. Больного следует уложить на спину, на живот положить пузырь со льдом. Запрещается кормить пострадавшего и давать ему пить. Можно только смочить губы.

Наиболее часто развитие пиогенной (гноеродной) раневой инфекции происходит на 3-5-е сутки после ранения, реже - в более поздние сроки - на 13-15-е сутки. Анаэробная инфекция может развиваться очень быстро, при молниеносных формах она проявляется уже через несколько часов после ранения. Первые симптомы - уплотнение, покраснение и боль. Усиление боли в области раны - ранний, но, к сожалению, часто игнорируемый признак развития инфекции.

Необходима адекватная хирургическая обработка: рану раскрывают, удаляют гной, тщательно промывают, после чего по показаниям дренируют трубчатым дренажем и тампонируют материалом, обладающим сорбционными свойствами. После очищения раны и появления грануляционной ткани накладывают вторичные швы либо стягивают края раны лейкопластырем.

  • Расхождения краёв раны могут возникнуть в случаях, когда прилагаемые внешние силы превосходят её прочность. Чаще всего расхождение кожных краёв раны происходит в течение первого месяца после её ушивания, именно в тот период времени, когда швы уже сняты, а формирование поперечных связей коллагеновых фибрилл не завершилось. Даже при нормальном метаболизме послеоперационный рубец за один месяц приобретает только 35% первоначальной прочности и никогда не становится прочнее ткани, которую он заместил. Расхождение краёв раны устраняют оперативным путём.
  • Нагноение послеоперационных ран . Среди всех послеоперационных осложнений хирургическая инфекция занимает первое мес­то и составляет 32-75%. После плановых опе­ративных вмешательств инфекционные ослож­нения возникают в 6,5% случаев, после экс­тренных - более чем в 12%

Проявления послеоперационной раневой ин­фекции не имеют специфических симптомов относительно любой другой раневой инфекции. Среди местных симптомов выделяют отек и гиперемию(покраснение) или цианоз (синюшность) кожи вплоть до раз­вития некрозов, резкую болезненность в покое и при пальпации в области раны, флюктуации в местах наибольшего скоплении экссудата, раневое отделяемое, расхождение краев раны, замедление репаративных процессов в ране.

У пациентов, ослабленных тяжелым оперативным вмешательством, сопутствующей патологией или травмой, указанные симптомы могут быть выраженными слабо.

При тотальном нагноении раны швы полно­стью снимают, края раны разводят, эвакуиру­ют экссудат или гематому, иссекают нежизне­способные ткани, раскрывают карманы и зате­ки. В большинстве случаев на ранних сроках заболевания этих мероприятий бывает доста­точно для того чтобы остановить гнойный про­цесс. Рану в последующем ведут открыто. Пе­ревязки осуществляют ежедневно с примене­нием растворов йодофоров, мазей на водорас­творимой основе или дренирующих сорбентов. После купирования признаков местного воспа­ления производят наложение на рану вторич­ных швов или лейкопластырное сведение кра­ев раны, что значительно сокращает сроки ле­чения.

  • Малигнизация . Длительно существующие хронические раны могут осложниться малигнизацией (озлокачествлением). Диагноз подтверждает биопсия тканей раны, которую Вы можете выполнить в условиях нашего стационара. Дальнейшая тактика лечения определяется индивидуально, в зависимости от результатов полученного гистологического исследования

Осложнения ран подразделяют на ранние и поздние.

К ранним осложнениям относятся первичные кровотечения, ранения жизненноважных органов, травматический или геморрагический шок.

К поздним осложнениям относятся ранние и поздние вторичные кровотечения, серомы - скопления раневого экссудата в раневых полостях, которые опасны возможностью нагноения. При образовании серомы необходимо обеспечить эвакуацию и отток жидкости из раны.

Раневые гематомы образуются в ранах, закрытых швом, вследствие неполной остановки кровотечения во время операции или в результате ранних вторичных кровотечений. Причинами таких кровотечений могут быть подъемы артериального давления или нарушения в системе гемостаза у пациента. Раневые гематомы тоже являются потенциальными очагами инфекции, кроме того, сдавливая ткани, приводят к их ишемии.
Гематомы удаляют посредством пункции или открытой ревизии раны.

Некрозы окружающих тканей - развиваются при нарушении микроциркуляции в соответствующей области при операционной травматизации тканей, неправильном наложении швов и пр. Влажные некрозы кожи необходимо удалять из-за опасности их гнойного расплавления. Поверхностные сухие некрозы кожи не удаляют, так как они играют защитную роль.

Раневая инфекция - ее развитию способствуют некрозы, инородные тела в ране, скопление жидкости или крови, нарушение местного кровоснабжения и общие факторы, влияющие на течение раневого процесса, а также высокая вирулентность раневой микрофлоры. Различают пиогенную инфекцию, которая вызывается стафилококком, синегнойной палочкой, кишечной палочкой и др. аэробами. Анаэробную инфекцию, в зависимости от вида возбудителя, подразделяют на неклостридиальную и клостридиальную анаэробную инфекцию (газовую гангрену и столбняк). Рожа - вид воспаления, вызываемый стрептококком и др. Через укушенные раны в организм может проникать вирус бешенства. При генерализации раневой инфекции может развиться сепсис.

Расхождения краев ран встречаются при наличии местных или общих факторов, затрудняющих заживление, и при слишком раннем удалении швов. При лапаротомии расхождение раны может быть полным (эвентрация - выход наружу внутренних органов), неполным (сохраняется целостность брюшины) и скрытым (сохраняется кожный шов). Расхождение краев раны устраняется оперативным путем.

Осложнения рубцевания ран могут быть в виде образования гипертрофированных рубцов, появляющихся при склонности к избыточному образованию рубцовой ткани и чаще при расположении раны перпендикулярно к линии Лангера, и келоидов, которые в отличие от гипертрофированных рубцов имеют особую структуру и развиваются за пределы границ раны. Такие осложнения приводят не только к косметическим, но и к функциональным дефектам. Хирургическая коррекция келоидов часто приводит к ухудшению местного статуса.