Что такое планер у художников. Пленэр

Пленэр Пленэр

(франц. plein air, буквально - открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII в. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX в. (Дж. Констебл в Великобритании, А. А. Иванов в России). В середине XIX в. приверженцами пленэра выступают мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX в. (именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма - К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX вв. (В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь). Литература: О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Пленэ́р

(франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро .

По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне , К. Писсарро , А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.


В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов , В. Д. Поленов , И. И. Левитан, К. А. Коровин , И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Пленэр" в других словарях:

    - [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 живопись (41) плене … Словарь синонимов

    - (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия

    - (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь

    ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    - «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино

    - (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    Пленэр - (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия

    - (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Пленэр. Учебно-методическое пособие , Ермаков Г. И. , Пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальности 050100 педагогического образования "Изобразительное искусство", в нём изложены полезные сведения о живописи на пленэре. Для чего… Категория: Обучение искусству рисования Издатель: Прометей ,
  • Пленэр: практикум по изобразительному искусству (+CD) , Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна , Учебное пособие знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на пленэре (открытом воздухе) во время проведения практики по изобразительному искусству. Раскрываются… Категория:

Пленэр – (франц. – открытый воздух)- термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников 17 в.

Однако по существу принципы пленэрной живописи получили распространение в 1 половине 19 в. (Дж. Констебл – Великобритания, А.А. Иванов – Россия). Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во 2 пол. 19 в. (термин начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма – К.Моне, К.Писсаро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи 2 пол. 19-ная. 20 вв. (В.Д.Поленов, И.И. Левитан, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь).

Нельзя не отметить, что, выйдя из мастерской на пленэр, сам художник попадает в особые условия. Ведь и на его палитру и этюд тоже проникают рефлексы, что значи­тельно затрудняет поиски достоверно­го цвета.

Это необходимо учитывать при выборе места для работы на воздухе. Если нельзя найти надежное укрытие, художники берут с собой особый зонт, защищающий их от рефлексов голубо­го неба и солнечных лучей.

Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые условия работы обычно увлекают и одновременно пугают впервые попавшего на пейзажные этюды начинающего живописца. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, увидеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освещения. Трудности первых опытов работы на пле­нэре усугубляются быстрой сменой освещения (то яркое солнце, то набежавшие от туч тени), различным состоянием погоды в течение суток (утром, днем, вечером) или в разные времена года.



Передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового состояния освещенности является основой живописи пейзажа. Предстоит решить цветовую основу, на которой в процессе написания этюда строятся конкретные отношения между деталями пейзажа.

Приспособление для работы на воздухе. Для хранения и переноса красок, кистей, палитры нужно приобрести или сделать самим деревянный ящик, называемый этюдником. Этюдники бывают двух видов (рис. 100): для акварели -легкий плоский деревянный ящик с акрилатовой палитрой, кассетами для красочных смесей и другими принадлежностями; или «комбайн»-универсальный этюдник с раздвижными ножками, который можно использовать для работы на воздухе (на пленэре) и для работы в мастерской.

Для работы на природе полезным будет и складной легкий стульчик, так как не всегда приходится работать стоя. Имея пере­носной стульчик, легче организовать рабочее место. При желании можно самим изготовить приспособление для работы на пленэре: папки и сшитые из парусины сумки с карманами для красок, кистей, фляги с водой и других вещей.

Приступая к пейзажному этюду, следует прежде всего позабо­титься о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются пространственные планы. Если в компо­зиции этюда мы хотим показать деревья целиком, то надо находить­ся от них на достаточном удалении (не менее чем две-три величины объекта изображения по большей стороне).

Рамка-видоискатель, вырезанная из бумаги, поможет найти композиционное решение в соответствии с замыслом и конкретной задачей. Чтобы этюд был хорошо скомпонован, надо сосредоточить внимание только на том, что составляет основу, главный сюжет изображения, отказавшись от всего второстепенного, остающегося за рамкой видоискателя.

Одна из главных композиционных задач - с самого начала определить на плоскости этюда крупные соотношения земли и неба. Все элементы пейзажа в дальнейшем будут строиться в зависимости от положения линии горизонта (находящейся на уровне наших глаз). Горизонт не должен делить картинную плоскость горизонтальной линией на две равные части. Этюд смотрится интереснее, когда на нем показано либо больше неба, либо больше земли, а не их пропорциональное равенство. Симметрия делает композицию не­выразительной и скучной.

Цветовые отношения между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависят от освещения. Освещение в пейзаже (в солнечный яркий день-яркие, светлые краски палитры, в пас­мурный день - темные, малонасыщенные цвета) во многом опре­деляет успех построения эмоционально-выразительного пейзаж­ного этюда. Решение больших цветовых отношений должно обяза­тельно вестись с учетом различного состояния освещенности, днев­ного, вечернего и т.д.

На начальной стадии обучения необходимо научиться чувство­вать роль воздушной перспективы и освещения (например, стволы берез на закате солнца окрашены в оранжево-красные оттенки), выработать способность замечать не предметные цвета, а обуслов­ленные освещением и удаленностью, т.е. измененные, цвета пред­метов.

На природе, где цвета предметов меняются в зависимости от освещения, нужно определить, в каких пределах должны быть построены цветовые отношения. Если по неопытности не задаться такими параметрами, придется все время переписывать начатый этюд, например в случае, если солнечная погода сменилась пасмур­ной.

Работая на пленэре, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения (первый - ближней, средний - второй и дальний -задний). Хотя объекты пейзажа и расположены на разных планах, их можно сравнивать и устанавливать существующие между ними отношения. Например, зеленая трава на переднем плане воспринимается более теплой по тону, чем та же трава на среднем и тем более на заднем плане.

В пейзажном этюде необходимо начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего -к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладывают общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработке деталей. В первоначальных коротких этюдах на пленэре (продолжительностью от 30 минут до одного часа) рисовальщик ставит себе определенную задачу: выработать метод работы цвето­выми отношениями при цельности восприятия натуры. В таких этюдах выстраивают отношения между цветом неба, земли, пере дним, средним и дальним планами. Полезно вначале в качестве сюжета выбирать мотивы с ограниченным замкнутым пространст­вом (например, двор с его растительностью и частью строений).

Если вы успешно справились с задачей, можно переходить к более открытым пространствам, имеющим несколько планов (на­пример, берег реки с ясно выраженным передним планом - дере­вом, кустом, строением и т.д.). На выполнение второго вида этюда отводится от 2 до 3 часов. Здесь помимо основной задачи, заклю­чающейся в передаче основных цветовых отношений, с учетом воздушной перспективы и состояния освещения, потребуется дать пространственное решение и проработку деталей переднего плана. Определяя цветового состояние пейзажа, нужно найти основные отношения между цветом неба, земли, воды, а также обобщенных масс растительности (строении).

Решив композицию будущего этюда в первоначальном набро­ске, намечаем на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Уточняем месторасположение отдельных элементов пейзажа в со­ответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом. С использованием светотени очень обобщенно определяем основные тональные отношения крупных частей пейзажа.

Далее переходим к работе в цвете с учетом общего освещения: утреннее солнце придает общему цветовому строю пейзажа, включая все объекты изображения, хорошо воспринимаемый желто-розовый оттенок, дневное солнце-золотистый, вечернее-оранжеватые или красноватые оттенки. Мягкий рассеянный свет пасмурного дня больше всего проявляет предметный (собственный) цвет объектов изображения.

В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, находящихся на различ­ных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, более конкретно прописывают формы предметов или объекты переднего плана. На передних планах отчетливее проступают соб­ственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщен­нее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают упро­щенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность - цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.

С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы, нюансировкой цветов растительного мира, передачей самых разнообразных настроений.

Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть на первый взгляд не очень важные детали.

Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду - она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если вы устроились в тени деревьев, помните, что зеленый отсвет листвы повлияет на вашу работу. Чтобы не слепили лучи солнца, лучше писать, находясь под защитой локального цвета зонта, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды, берите краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствуют земля, вода и небо. Если вам удастся подобрать три основных цвета из имеющихся красок и в нужном количестве, они помогут устано­вить цветовое единство пейзажа и избежать чрезмерного расцвечи­вания этюда. Работая акварелью, позаботьтесь о запасе воды во фляге.

Над пейзажем можно работать в любое время года.

Иногда творческие натуры говорят на языке, совершенно непонятном для простых смертных. Ну вот, например, каких действий можно ожидать от художника, когда он говорит: "Сегодня я иду на пленэр"? Это значит, что он оденется попроще, закинет за плечи рюкзачок с небольшим запасом провизии, захватит с собой этюдник и отправится на природу священнодействовать, т. е. писать этюды. Вот, оказывается, что! Ну и любят же напустить эти художники туману…

Значение слова "пленэр"

Давайте посмотрим, откуда все-таки взялось это интересное слово, и что такое "пленэр" конкретно. Как и многие другие слова современного русского языка, оно было позаимствовано у языка иностранного. Оказывается, произошло данное выражение от французского en plein air, что в переводе означает "на открытом воздухе". Если пойти в познавательных изысканиях дальше и заглянуть в толковый словарь, то там можно прочитать, что пленэр - это:

1. Отражение воздушной среды и естественного освещения в живописи.

2. Натуральная природная обстановка вне помещения, в которой работает живописец.

От себя добавим, что художником в наше время может считаться не только мастер живописи, но и человек, занимающийся творческой фотографией. В этом случае все, что сказано о пленэре относительно рисования, имеет такое же отношение и к фотосессиям на природе.

Что нужно для живописи на пленэре?

Так как эта статья адресована в первую очередь тем людям, которые интересуются азами живописи и хотят узнать получше, что такое пленэр (профессионалам это давно известно), мы постараемся рассказать о материалах и красках, которые лучше всего подходят для пленэрного рисования.

1. Конечно, нужно обязательно купить этюдник, небольшой и легкий. В нем будут лежать палитра, краски, кисти, мастихин и растворитель. Также здесь отлично поместятся нарезанные листы грунтованного картона, на котором лучше всего писать этюды на открытом воздухе. Разложенный этюдник с выдвинутыми ножками используется художниками в качестве мольберта.

2. При выборе красок лучше всего отдать предпочтение масляным. Ими легче всего работать. Акварель и другие живописные материалы потребуют наличия специальных навыков, поэтому мы не рекомендуем пользоваться ею новичкам. Ведь вы отправляетесь на пленэр! Что это такое, как не удовольствие? Зачем же усложнять себе задачу?

3. Из кистей лучше всего подходят те, которые сделаны из натуральной щетины. Потребуются как плоские инструменты разных размеров, так и круглые. Не забудьте взять и побольше тряпок, чтобы вытирать кисти и руки.

4. Маститые художники всегда берут с собой на пленэр специальный большой раскладывающийся зонт. Берите с них пример! В ясную погоду он защит вас от солнечных ожогов, а в пасмурную убережет от дождя.

Лучшие образцы пленэрной живописи

Теперь, когда вы знаете, что пленэр - это живопись на открытом воздухе, и полностью экипированы для занятия подобным видом творчества, можете отправляться в путь. Но прежде чем приступать к этюдам на природе, советуем вам изучить творческий опыт лучших импрессионистов.

Лучше всего разгадать все секреты пленэрной живописи получилось именно у них. Такие художники, как Писсаро, Фредерик Базиль, Огюст Ренуар, а из русских - в совершенстве постигли законы переменчивой световой игры цветов и смогли передать это на своих холстах. Посмотрите репродукции их картин, в них начинающий художник может почерпнуть много полезного.

Любопытные факты

Оказывается, до того, как вошла в моду живопись на открытом воздухе, художники занимались приготовлением красок самостоятельно, в своих мастерских. Благодаря повсеместному увлечению пленэром стали выпускаться в тюбиках. Ведь в таком виде их было очень легко носить с собой.

Еще один интересный факт: пленэр - это не только живопись на природе, но еще и музыка. Да, да, когда концерты проводятся на открытом воздухе.

Фотосессия на пленэре

В наше время фотоаппараты есть практически у всех. Во всяком случае, хотя бы обычные мыльницы. А вот дорогая зеркальная камера имеется далеко не у каждого. Но если вы обзавелись отличной зеркалкой, тогда вам может быть по плечу настоящая, профессиональная пленэр-фотосессия. Что это такое? То же самое, что и пленэрная живопись, только вместо красок, кистей и холста используется фотоаппарат.

Вы только подумайте, как прекрасна природа! И как хочется порой, гуляя по лесу или по кромке прибоя, унести частичку этой красоты с собой. Живописцем дано стать не каждому, но вот обращаться с фотокамерой может научиться практически любой желающий. Но не стоит думать, что фотосессия на пленэре - простое дело. Фотохудожник должен знать и уметь немало для того, чтобы получить отличные снимки. Возможно, вам придется сначала даже записаться на какие-нибудь фото-курсы. Но главное, конечно же, - это практика. Желаем вам творческих успехов в работе на пленэре!

Каждый, кто учился в художественной школе, посещал курсы по рисованию или фотографии, наверняка не раз слышал слово "пленэр". Что это, и чем он отличается от обычного изобразительного творчества, должны были подробно рассказывать преподаватели. Эта же статья предназначена для тех, кто с таким понятием не знаком.

Что такое "пленэр"

Не все художники сочиняют свои картины, сидя в мастерской. И не у всех есть возможность рисовать по фотографии, тем более что фотоаппарат не может передать объем и ощущение пространства, как бы ни старался. Для решения этой проблемы и существует пленэр - рисование на природе. Причем объектом творчества может быть что угодно: растения и ландшафт, панорамы города и отдельные сооружения, портрет, небо и многое другое, что только может прийти в голову.

Пленэры для художников - это очередная возможность испытать свои силы, прочувствовать и перенести все это на холст. Главное - научиться рисовать быстро, пока свет не переменился. Зачастую на пленэре создают этюды и зарисовки, а не полноценные картины. Фотографы тоже работают на природе. Для многих из них пленэр - это основное направление в творчестве.

Насколько это трудно

Рисовать на пленэре намного сложнее, чем в студии. Погода может измениться в любой момент - ветер сдувает все художественные принадлежности, насекомые мешают, а солнце довольно быстро меняет свое положение на небосклоне, кардинально меняя освещение. Казалось бы, зачем так мучиться, ведь можно сфотографировать сцену и нарисовать все дома. Но не все так просто. Любой художник ответит, что картины, нарисованные с плоской фотографии, и сами будут выглядеть плоско. А задача художника - создать ощущение пространства. Что бы ни говорили про пленэр (что это, например, трата времени, сил и нервов), ни один стоящий мастер не откажется от возможности творить на природе.

История

На природе рисовали давно, но пленэр как стиль живописи появился только в начале XIX века, благодаря творчеству англичан Ричарда Паркса Бонингтона и Джона Констебля. подразумевающий быстрое рисование на природе, пришелся по душе многим. Его подхватили такие известные художники как Пьер-Огюст Ренуар, Батист и Жан-Франсуа Милле. Позже одним из самых известных художников, рисовавших природу с натуры, стал Клод Моне.

В России пленэр был особенно популярен с конца XIX до начала XX века. К. Коровин, И. Грабарь и В. Серов регулярно творили на природе. Множество потрясающих этюдов в этом жанре создал и знаменитый мастер пейзажа Исаак Левитан.

В настоящее время рисование на природе зачастую входит в обязательную программу художественных высших и средних учебных заведений. А профессиональные живописцы устраивают международный пленэр. Это групповой выезд на природу, предназначенный для обмена опытом и знаниями между художниками из различных стран.

Как подготовиться

Вы открыли для себя понятие "пленэр" - что это, откуда появилось и зачем нужно. Теперь осталось узнать, как самому окунуться в мир пленэрной живописи.

Вам понадобится этюдник. Это специальный раскладной чемоданчик, в котором можно носить кисти, краски и другие принадлежности. Он устанавливается на треногу и заменяет художнику мольберт. Не забудьте карандаши и краски, бумагу, ластик, воду, в которой вы будете ополаскивать кисти, и ёмкость для нее.

Наверняка, вам пригодится теплая одежда, ведь погода может измениться в любую минуту, головной убор для и средство от насекомых. К подготовке нужно подойти серьезно, иначе желание творить пропадет уже через полчаса после начала работы.

Итак, что вы узнали про пленэр? Что на природе, оригинальный который появился в Англии в начале XIX века. Популярным он остается до сих пор. Теперь вы и сами готовы приступить к рисованию на природе наравне с величайшими художниками XIX и XX века.

фр. plein air, букв. – открытый воздух) – 1) paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений; 2)живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению ко всякому изображению на открытом воздухе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЛЕНЭР

франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.

По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.

В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.