Задания - профессиональный педагог. Словообразование

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Морфемика. Морфемный состав слова. Словообразование и словообразовательные основы.

Морфемика

Основа

Корень

Окончание (флексия)

Приставка (префикс)

Суффикс (аффикс)

Интерфикс

Словообразование

Способы словообразования
Краткий план ответа на вопрос


  1. Понятие морфемики. Определение понятий корень , основа, приставка, суффикс, интерфикс.

  2. Словообразование. Основные способы словообразования .

  3. Способы образования самостоятельных частей речи.

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Слово состоит из основы и окончания.

В основу входят: приставка, корень, суффикс.

Основа - это часть слова без окончания , в основе заключено лексическое значение слова.

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный- подводный- водяной –водник -водянистый. Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к воде, так как в них входит корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Окончание - изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении . В окончании заключено грамматическое значение слова (у существительных- падеж и число, у прилагательных , причастий, некоторых местоимений – падеж, число, род и т. д.).

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками (конь_ -коня).

Приставка - значимая часть слова, которая служит для образования новых слов: читать- прочитать, перечитать.

Приставка присоединяется к целому слову: читать- прочитать.

Абсолютное большинство приставок исконно русские, иноязычных немного:

Контр-; ультра-; интер-; экс-.

Суффикс- значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов: вода- водный.

Значение суффиксов:

-чик-, –щик-, -ин-, -ан-, -ец-, -ист-, -тель - - образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по месту жительства (летчик, лекальщик, академик, грузин, писатель ).

-ость-, -ние - - характерны для имен существительных.

-ущ-, -ющ-, -ящ- - для причастий.

-к- -название лиц женского пола(пианистка).

интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб- о -тряс )

Согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-ный), -т- (арго-т-ичесий), -ш- (кино-ш-ный);


Что касается интерфиксов этой группы, существует три точки зрения:
– оставлять их между морфемами (пе(в)ец),
– присоединять их к корню (пев-ец) – наиболее распространенная,
– присоединять их к суффиксу (пе-вец);
элементы при образовании форм существительного: -j- (листь-j-я), -ов- (сын-овь-я), -ер- (мат-ер-и), -ен- (плем-ен-а).
гласные в конце основы глагола, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть), -е- (гор-е-ть), -о- (пол-о-ть), -и- (люб-и-ть).
Интерфиксы, используемые в образовании форм существительных , принято считать наращениями корня (мать – матер-и), а гласные в конце глагольной основы обозначать как суффиксы (чит-а-ть).

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.


  1. Способы, использующие в качестве средства словообразования словообразующие морфемы:
1) приставочный: делать  пере -делать,

2) суффиксальный: синий  син-ев -а, мыть  мыть-ся , гордый  горд-и -ть-ся ,

3) приставочно-суффиксальный: стакан под -стакан-ник , бежать раз -бежать-ся , говорить пере -говар-ива -ть-ся .


  1. Способы, использующие операционные средства словообразования:
1) сокращение: заместитель зам,

2) сложение:

а) сложносоставной способ: диван + кровать диван-кровать ,

б) сложение: лес + степь лес(о)степь,

Разновидностью сложения является иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с ума сшедший сумасшедший. В составе производного слова конечная морфема первого производящего слова становится интерфиксом, а не суффиксом или окончанием, как это было в производящем: сум(а)сшедший .

в) сложение с сокращением (аббревиация): стенная газета стенгазета, Министерство иностранных дел МИД,

При аббревиации возможно сокращение исходных слов до первых звуков (вуз ), букв (МГУ ), начальных частей (завхоз ), начальной части первого слова и первых букв или звуков остальных слов (городской отдел народного образования гороно ), аббревиатурами являются также слова, образованные соединением начальной части первого слова с несокращенным вторым (сбербанк ) и начала первого слова с началом и / или концом второго (торговое представительство торгпредство ).

3) переход слова из одной части речи в другую; основным видом такого перехода является субстантивация - переход прилагательного или причастия в существительное: столовая (прил.) столовая (сущ.).


  1. Смешанные способы - способы, при которых одновременно используются словообразующие морфемы и операционные средства словообразования: орден + носить орден(о)нос-ец (сложение производящий основ + суффиксация).
Способы образования самостоятельных частей речи

В русском языке представлены следующие основные способы образования самостоятельных частей речи:


Существительное

1. приставочный , при котором происходит образование существительных от существительных: город  при-город,

2. суффиксальный , при котором происходит образование существительных от

Существительных: стол  стол-ик,

Прилагательных: синий  син-ев-а, синь -,

Глаголов: бежать  бег-отн-я, бег -,

Числительных: сто  сот-н-я, двое двой-н-я,

Наречий: сообща сообщ-ник, почему  почему-чк-а,

3. приставочно-суффиксальный , при котором существительные образуются от

Существительных: окно  под-окон-ник,

Глаголов: служить  со-служи-вец,

Прилагательных: полярный за-поляр-ь-е,

4. сложение , в том числе с сокращением : лес + степь лес(о)степь , Московский государственный университет МГУ ,

5. усечение : специалист спец ,

6. субстантивация , при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое , заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),

7. сложение с суффиксацией : земля + делать  земл(е)дел-ец.

Прилагательное

1. приставочный , при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный  пре-огромный,

2. суффиксальный , образующий прилагательные от

Прилагательных: синий  син-еньк-ий,

Существительных: осень  осен-н-ий,

Числительных: двое двой-н-ой,

Наречий: внутри внутр-енн-ий,

3. приставочно-суффиксальный : берег  при-бреж-н-ый,

4. сложение : русский + английский русско-английский ;

5. сложение с суффиксацией : кривой + бок крив(о)бок --ий


Числительное

Числительные образуются от числительных следующими способами:

1. суффиксальный : два  дв-адцать, пять  пят-надцать, два дво-е,

2. сложение : три + сто триста ;

Местоимение

Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое - и суффиксами -то, -либо, -нибудь : кто  ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;

Глагол

1. приставочный - от глаголов: бежать  про-бежать,

2. суффиксальный , при котором глаголы образуются от

Прилагательных: красный  красн-е-ть, видный  видн-е-ть-ся,

Существительных: партизан  партизан-и-ть, толпа  толп-и-ть-ся,

Числительных: двое  дво-и-ть (‘разделять надвое’),

Междометий: ах  ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный , которым глаголы образуются от

Существительных: тень за-тен-и-ть, банкрот  о-банкрот-и-ть-ся,

Прилагательных: прямой вы-прям-и-ть,

Числительных: трое  у-тро-и-ть,

Глаголов: любить  недо-любл-ива-ть, прыгать  рас-прыгать-ся, звонить  пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить труд(о)устроить ,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить  у-мир(о)творить;


Наречие

1. приставочный - от наречий: долго  не-долго, как  кое-как,

2. суффиксальный

Существительных: зима  зим-ой,

Прилагательных: хороший  хорош-о,

Числительных: три  тр-ижды,

Глаголов: лежать  леж-а,

Наречий: хорошо  хорош-енько, как  как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный , которым наречия образуются от

Прилагательных: новый  по-нов-ому, давний  из-давн-а,

Существительных: верх  в-верх-у,

Числительных: двое  в-дво-ем,

Глаголов: догонять  в-догон-ку, скакать  в-скачь-

Наречий: долго  по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией : мимо + ходить  мимоход-ом.


Найди слова с нулевым окончанием:

Укажи слова, соответствующие данной схеме:
корень + суффикс + нулевое окончание:

1. Золото

6. Столик

2. Стрелок

7. Письмо

3. Заморский

8. Майский

4. Бросок

9. Годик

5. Океан

10. Дружок

Укажи слова, построенные по схеме:
приставка + корень + нулевое окончание

Укажи слова, в которых ПРО- является частью корня:

Укажи слова, где ПРО- является частью корня:

Укажи слова, в которых О-, ДО- являются частью корня:

1. Оружие

6. Доверять

2. Окружать

7. Добежать

3. Осень

8. Доброта

4. Одарить

9. Досуг

5. Очаг

10. Доверие

Составь слова и найди суффиксы, которые указывают на:

1) уменьшительный оттенок,

2) ласкательный оттенок,

3) увеличительный оттенок,

4) пренебрежительный оттенок

1. -ИЩ- (домище, силища);

2. -ОК-, -ЕК-, -ИК- (кулачок, кораблик);

3. -ОНК-, -ЕНК- (собачонка, одежонка);

4. -ОЧК-, -ЕЧК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-

(Мишенька, лапонька, книжечка, булавочка)

Укажи слова, у которых при образовании новых слов
с помощью суффиксов -ОК-, -ЕК- происходит
чередование согласных:

Укажи слова, в которых ПО- является частью корня:

1. Погон

6. Поверх

2. Полковой

7. Потерпеть

3. Поезд

8. Покой

4. Покатить

9. Подержать

5. Порожек

10. Подумать

Найди слова с суффиксом -ЕК-:

Укажи сложные слова, которые образованы
без соединительной гласной:

4. Измени в словах одну букву, чтобы получилось новое слово.

Запиши после тире.

5. Прочти записи. Найди предложения. Подчеркни их.

6. Посмотри на слова. Вставляя пропущенные буквы,
придумай как можно больше разных слов. Напиши.

Б..чок -

Лу.. -

Коро..ка –

7. Какое слово является проверочным для слова "сказка", подчеркни.
Сказ Сказать Сказочка Рассказ

8. Какое слово является проверочным для слова "светлячок", подчеркни:

светит

световой

свет

светильник

9. Подчеркни те слова, которые правильно разделены для переноса:

1. кас-са

2. зве-рь

3. о-гонь-ки

4. лей-ка.

1. Найти слова в которых не совпадает количество звуков и букв,
подчеркни:

2. Укажи слово, в котором безударная гласная проверяется ударением,
подчеркни:

Сина см…льчак т...жёлый н…род

3. Подчеркни слова, где “Ь” - разделительный:

Воробей пальцы Дарья сильный учитель

4. Выдели изученные орфограммы:

Илья и Кирилл отправились в лесную чащу к озеру.

5. Подчеркни имена существительные:

Приземлиться переезд Мария около грусть
каменная интересно учение

6. Укажи в каком предложении правильно выделены
подлежащие и сказуемое:

1. На вершине сосны стучал дятел.

2. Глухо прокатился отдалённый гром.

3. Бабушка поставила на стол чашки.

4. Лампы ярко освещают цирк.

7. Составь из данных слов предложение, запиши и разбери его:

Лесом, молния, блеснула, над, яркая.

8. Запиши слово такого же состава:

Осинка - Вырубка -

9. Придумай, на какие изученные орфограммы эти слова. Выдели
орфограмму, придумай 1-2 слова на эту же орфограмму:

Вьюга - Устный -

Бедняк -

*11. Придумай родственные имена существительные, запиши в таблицу.
Выдели корень.

1. Придумай и запиши одно распространенное предложение и одно
нераспространенное.

2. Выполни синтаксический разбор предложений:

а) Белка заготовила орехи, желуди и грибы,

б) Володя пишет грамотно, но небрежно.

в) Ласточки, стрижи и соловьи улетают в тёплые края.

Разбери предложение по членам предложения и частям речи.

С крыши лесной сторожки сбегали потоки дождя.

4. Разбери по составу слова:

Рассвет похолодало самолёт

5. Редактирование текста - прочитайте текст. Замените повторяющиеся

Слова синонимами (в тексте):

“Орел всем птицам царь. Вьет орёл гнёзда на скалах и на старых дубах. Нос у орла серпом, когти крючком. Орел носится в облаках: высматривает сверху добычу”.

*12. Продолжи.

“Весенний вечер. Солнце склонилось к горизонту и окрасило пейзаж в
удивительные цвета...”.

  1. Какие из данных слов обозначают предметы:
    а). сова б). бегать
    в). стена г). звериный
  1. Какие слова обозначают признаки предметов:
    а). стальной б). деревня
    в). рыжая г). кусать
  2. Какие из слов обозначают действия предметов:
    а). работа б). идёт
    в). вкусные г). кричат
  1. Отметь имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам:
    а). Ира б). Женя в). Миша
  2. Отметь, какие группы слов являются предложениями:
    а). в, жили, три, домике, медведя
    б). В, три, жили, домике, медведя
    в). В домике жили три медведя.
  1. Определи, сколько в тексте предложений:
    Пришла тёплая весна потекла вода дети взяли дощечку и сделали лодочку лодка поплыла по воде.
    а). 5 предложений б). 4 предложения
    в). 6 предложений г). 3 предложения
  1. Выполни синтаксический разбор предложений
    а). Спала кошка на крыше.
    б). Она поджала лапки.
    в). Села около кошки птичка.

8. Определи количество слогов в словах:
а). осока  б). снежок 
в). луна  г). игровая 

9. Впиши нужную букву:
а). ч. гун б). площ. дка в). ж. раф

10. Поставь ударение в словах:
а). самокат б). белый в). ребята

11. Какую букву нужно вставить в слово:
1). ска. ка а). з б). с
2). ры. ка а). б б). п

12. Сколько звуков в словах:
а). коза  б). конь  в). якорь 

13. Найди слова с разделительным мягким знаком:
а). кон. ки б). плат. е
в). окун. ки г). бол. ше

14. Какое слово лишнее? Почему?
а). яблоко б). сад
в). вкусные г). дерево

Прочитай две группы предложений и укажи, какая из этих групп является

Связным текстом:

а). Дома была одна мама. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада. Пришла Настя из школы.

б). Пришла Настя из школы. Дома была одна мама. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада.

Как правильно?

1. Корень - это...

2. Приставка - это...

3. Суффикс - это...

4. Окончание - это...

5. Основа - это...

1) часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов;

2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов
в предложении;

3) часть слова, которая является общей для родственных слов;

4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов;

5) часть слова без окончания.

Какое слово - “лишнее”?

1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать

5) 1. Легонько 2. Легковой 3. Залегать 4.облегчать

6) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

7) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

8) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

9) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

10) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный

Отыщи слова с суффиксом -ИК-:

1. Дворник 6. Пикать

2. Носик 7. Мячик

3. Дикий 8. Облик

4. Крик 9. Столик

5. Сникнуть 10. Мальчик

Укажи слова с суффиксом -ОК-:

1. Жесток 6. Урок

2. Молоко 7. Дерзок

3. Дружок 8. Петушок

4. Бережок 9. Крокодил

5. Пушок 10. Рынок

Укажи слова с суффиксом - К-:

1. Побудка 6. Полковой

2. Чайка 7. Внучка

3. Прогулка 8. Кружка

4. Риск 9. Рык

5. Свечка 10. Пекарь

Найди слова с приставками:

1. Принести 6. Растить

2. Катать 7. Обрадоваться

3. Спрятать 8. Рассмеяться

4. Вести 9. Помогать

5. Печь 10. Научиться

Укажи приставку, с помощью которой можно придать
слову противоположное значение:

1. Выезд 1) под-

3. Выиграть 2) в-

2. Приезжать 3) за-

4. Отбежать 4) про-

5. Открыть 5) у-

Укажи слова с приставкой С-:

1. Спелый 6. Сломать

2. Сделать 7. Слово

3. Спрыгнуть 8. Скатать

4. Скользкий 9. Сдать

5. Слепить 10. Смешной

Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Укажи слова, в которых НА- является частью корня:

1. Надежда 6. Наивный

2. Наломать 7. Наружный

3. Набат 8. Наземный

4. Наглость 9. Напрямик

5. Напоминать 10. Начистить

Найди слова с приставками:

1. (за)брать 6. (в)окно

2. (у)летать 7. (за)грибами

3. (с)правиться 8. (с)другом

4. (на)правлять 9. (до)бежать

5. (до)дороги 10. (на)родину

Перечисли слова с окончанием -А(Я):

1. Ёлка 6. Улыбка

2. Солнце 7. Вода

3. Сказка 8. Слово

4. Озеро 9. Гора

5. Волшебство 10. Село

Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:

1. Зима 6. Румянец

2. Дорожка 7. Весна

3. Картинка 8. Домишко

4. Пригородный 9. Корзинка

5. Лужок 10. Подбородок

Назови слова, у которых корень совпадает с основой:

1. Хлеб 6. Страна

2. Радуга 7. Подъём

3. Загар 8. Скала

4. Ромашка 9. Орёл

5. Улов 10. Подарок

Укажи часть слова, без которой не может

существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?

1. К приставке

2. К корню

Выбери существительные мужского рода,
отвечающие на вопрос ч т о?

1. Радость 6. Журавль

2. Костёр 7. Успех

3. Ветер 8. Цыплёнок

4. Пение 9. Букет

5. Торт 10. Дирижёр

Укажи существительные мужского рода,

отвечающие на вопрос к т о?

1. Муравей 6. Бабушка

2. Ласточка 7. Гриб

3. Библиотека 8. Помощница

4. Сестра 9. Лисица

5. Радуга 10. Бабочка

Найди имена существительные среднего рода,
отвечающие на вопрос ч т о?

1. Декабрь 6. Доброта

2. Утро 7. Печенье

3. Село 8. Терпение

4. Чудовище 9. Метель

5. Дитя 10. Расписание

Найди существительные во множественном числе:

1. Буквы 6. Встреча

2. Город 7. Театры

3. Окна 8. Штрих

4. Мастера 9. Клоуны

5. Павлин 10. Парта


во множественном числе?

1. Лепесток 6. Нефть

2. Счастье 7. Колесо

3. Слог 8. Бензин

4. Ластик 9. Сахар

5. Дружба 10. Компьютер

Какие существительные не употребляются
во множественном числе?

1. Именины 6. Санки

2. Закладки 7. Розы

3. Подушки 8. Очки

4. Лампочки 9. Лилии

5. Ножницы 10. Щипцы

Укажи слова (разные части речи), которые обозначают

несколько предметов, признаков или действий:

1. Добрый 6. Прыгнуть

2. Множество 7. Подпрыгивать

3. Долгие 8. Мысли

4. Машина 9. Солнце

5. Десять 10. Незабудка

Найдите сочетания слов, в которых существительные и

прилагательные не согласованы в роде:

1. Белый лебедь 6. Зимняя пальто

2. Новая шампунь 7. Яркая радуга

3. Снежные зима 8. Красивая картина

4. Зубное врач 9. Строгая учитель

5. Высокие горы 10. Чёрное плащ

Выбери сочетания слов, в которых существительное
и прилагательное не согласованы в числе:

1. Весёлые друзья 6. Тёмные аллеи

2. Старая крепость 7. Хорошее дела

3. Умная лицо 8. Синяя цветы

4. Шумное море 9. Тонкая пряжа

5. Высокие липа 10. Зелёный ткани

Подбери слово (сочетание слов), близкое по значению:

1. Свежий ветер 1. Новый 4. Верный друг 1. Преданный

2. Тёплый 2. Старший

3. Знакомый 3. Живущий рядом

4. Прохладный 4. Новый

5. Странный 5. Весёлый

2. Свежий хлеб 1. Бодрый 5. Верное средство 1. Русское

2. Чистый 2. Прочное

3. Новый 3. Испытанное

4. Чёрствый 4. Интересное

5. Недавно 5. Забытое

Испечённый

3. Свежая рубашка 1. Приятная 6. Верный выстрел 1. Громкий

2. Шёлковая 2. Меткий

3. Белая 3. Раскатистый

4. Чистая 4. Сегодняшний

5. Нарядная 5. Тихий

Подбери слово, противоположное по значению:

1. Весёлый человек 1. Молодой

2. Остроумный

3. Смешной

4. Добрый

5. Грустный

2. Весёлая песня 1. Мелодичная

2. Тоскливая

3. Громкая

4. Любимая

5. Длинная

3. Весёлый рассказ 1. Короткий

2. Смешной

3. Грустный

4. С картинками

5. Детский

Выбери правильное слово:

1. Животноводческая 1) фирма 2) ферма;

2. Цветок 1) душистый 2) душный;

3. Вид 1) эффективный 2) эффектный;

4. Свитер 1) душистый 2) пушной;

5. Секретный 1) шифер 2) шифр

Найди в тексте вопросительные предложения:

1. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году

2. Двенадцать

3. А как их зовут

4. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль,

Август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

5. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются

6. Только в горной стране Богемии одна девочка видела

Все двенадцать месяцев сразу

7. Как же это случилось

Выбери побудительное предложение:

1. Затянуло озеро корочкой льда

2. Выходи скорее в путь

3. В гости к нам зима пришла

4. Возвратись со славой

5. Флаги в гавани висят

6. Примись скорей за дело

7. Будьте здоровы

8. Затянуло бурой тиной гладь старинного пруда

9. Берегите и любите наш родной русский язык

10. Выглянуло солнышко, блещет на лугу

Найди восклицательные предложения:

1. Как много снега намело

2. Приближается пора холодов

3. Птица расправила крылья

4. Скорее идите сюда

5. Книга открыта на пятой странице

6. Какой сегодня прекрасный день

Укажи в предложениях подлежащее:

1. Часто 1 в городах 2 во время пожаров 3 дети 4 остаются 5 в домах 6 .

2. От испуга 1 они 2 прячутся 3 и молчат 4 .

3. В Лондоне 1 малышей 2 из огня 3 вытаскивают 4 пожарные 5 собаки 6 .

4. Одна 1 такая 2 собака 3 спасла 4 двенадцать 5 детей 6 .

5. Пожарные 1 звали 2 её 3 Боб 4 .

6. Однажды 1 загорелся 2 дом 3 .

7. К пожарным 1 выбежала 2 женщина 3 .

8. Она 1 плакала 2 .

9. В доме 1 осталась 2 её 3 маленькая 4 дочь 5 .

10. Пожарные 1 послали 2 Боба 3 .

12. Он 1 мгновенно 2 скрылся 3 в доме 4 .

13. Вскоре 1 собака 2 вынесла 3 из огня 4 девочку 5 .

Найди предложения с подлежащим - существительным

мужского рода:

1. Далеко-далеко, в знойной степи качается на ветру колос.

2. Без дождя он высохнет на солнце и не сможет отблагодарить людей.

3. Капля летит ему на помощь, спешит и подгоняет ветер.

4. Она с большим трудом прогрызает чёрствую землю
и доходит до самого корня колоса.

5. Потом она принимается его кормить.

6. Колос оживает, распрямляется, чувствует себя значительно бодрее.

7. Он так благодарен капле!

8. А её уже ждут в других местах.

Найди в предложениях сказуемое:

1. Глубоко 1 под землёй 2 жили 3 маленькие 4 человечки 5 .

2. Они 1 носили 2 одежду 3 из красной 4 шерсти 5 .

3. Раньше 1 они 2 владели 3 всеми 4 сокровищами 5 земли 6 .

4. Каждый 1 выбирал 2 себе 3 работу 4 по вкусу 5 .

5. Одни 1 плавили 2 в печах 3 металлы 4 .

6. Другие 1 делали 2 украшения 3 из золота 4 , серебра 5 и меди 6 .

7. Третьи 1 с любовью 2 помогали 3 людям 4 .

8. Иногда 1 человечки 2 выбирались 3 на поверхность 4 земли 5 .

9. Из-за камней 1 они 2 наблюдали 3 за жителями 4 планеты 5 .

10. Со временем 1 люди 2 преодолеют 3 на земле 4 всё 5 несправедливое 6 .

Отыщи второстепенные члены предложения, которые поясняют
подлежащее или дополнение:

1. Счастливые 1 дети 2 стояли 3 перед 4 красивым 5 домом 6 .

2. Веранду 1 обвивала 2 красивая 3 роза 4 с мелкими 5 пунцовыми 6
цветами 7 .

3. Сладко 1 пахли 2 нежные 3 белые 4 лилии 5 .

4. Зелёные 1 яблони 2 опустили 3 ветки 4 под тяжестью 5
румяных 6 плодов 7 .

5. Вокруг 1 до самого 2 горизонта 3 расстилались 4 золотистые 5 поля 6 .

6. У порога 1 дома 2 сидел 3 большой 4 охотничий 5 пёс 6 .

7. Его 1 коричневая 2 шерсть 3 блестела 4 .

8. Длинные 1 уши 2 свисали 3 вниз 4 .

9. Весёлый 1 пёс 2 добродушно 3 махал 4 хвостом 5 .

10. Уютный 1 тёплый 2 дом 3 обещал 4 добрую 5 встречу 6 .

Перечисли второстепенные члены предложения:

1. В цветах 1 живут 2 маленькие 3 феи 4 .

2. Они 1 сворачиваются 2 клубочком 3 в бутоне 4 и спят 5 .

3. Весной 1 цветы 2 распускаются 3 .

4. Фея 1 просыпается 2 и раскрывает 3 лепестки 4 .

5. Феи 1 носят 2 разноцветные 3 платья 4 .

6. В незабудке 1 живёт 2 голубая 3 фея 4 .

7. Белая 1 фея 2 поселится 3 в ландыше 4 .

8. Крошечные 1 волшебницы 2 радуются 3 и огорчаются 4 вместе 5
с цветами 6 .

9. Сорванный 1 напрасно 2 цветок 3 гибнет 4 вместе 5 с феей 6 .

10. Поэтому не рвите 1 цветы 2 просто так 3 .

Укажи слова, которые пишутся с твёрдым знаком:

1. Сем...я 6. Об...яснение

2. С...ел 7. Медвед...

3. С...ёжился 8. С...едобный

4. Прыгат... 9. В...юга

5. Звер... 10. Раз...езд

Укажи слова с безударной гласной, проверяемой ударением:

1. Поля 6. Герой

2. Вагон 7. Костёр

3. Лесной 8. Лечение

4. Дрожать 9. Заменить

5. Песок 10. Осина

Укажи слова с суффиксом -ИК-:

1. Сыноч...к 6. Сад...к

2. Зайч...к 7. Бугороч...к

3. Веноч...к 8. Карандаш...к

4. Ветероч...к 9. Кусоч...к

5. Нож...к 10. Двор...к

Найди неправильно написанные слова:

1. Ручька 6. Конечьно

2. Точка 7. Вечность

3. Веточька 8. Мощьный

4. Путьник 9. Подарочный

5. Ночной 10. Поперечный

Найди неправильно написанные слова:

1. Збросить 6.Сварить

2. Сдоровый 7. Ззади

3. Сгореть 8. Зжимать

4. Здесь 9. Збор

5. Здравствуй 10. Сжать

Найди неправильно написанные слова:

1. Оддать 6. Оберегать

2. Проплыть 7. Патухнуть

3. Паднимать 8. Подвинуть

4. Атчищать 9. Натколоть

5. Открывать 10. Обратить

Выбери раздельные написания:

1. (Под)бежать 6. (Не)мешай

2. (Не)хотеть 7. (При)езжать

3. (Рас)ходиться 8. (Не)бояться

4. (Не)говорить 9. (У)летать

5. (Пере)ходить 10. (Не)смотреть

Найди слова с двойными согласными:

1. Ак...уратно 6. Кил...ограмм

2. Клас...ика 7. Ал...ея

3. Ак...робат 8. Один...адцать

4. Кос...мос 9. Кал...ендарь

5. Хок...ей 10. Тел...ефон

Найди слова, в которых пишется Ж:

1. Дворня...ка 6. Рыбе...ка

2. Стекля...ка 7. Стё...ка

3. Фля...ка 8. Морда...ка

4. Тельня...ка 9. Промока...ка

5. Варе...ка 10. Подру..ка

Найди слова с непроизносимыми согласными:

1. Лес...ница 6. Прекрас...ный

2. Учас...ник 7. Праз...ничный

3. Запас...ливый 8. Ярос...ный

4. Яс...ный 9. Чес...ный

5. Опас...ный 10. Ужас...ный

Найди слова, у которых на конце пишется мягкий знак:

1. Меч... 6. Молодёж...

2. Сторож... 7. Чиж...

3. Мыш... 8. Мякиш...

4. Камыш... 9. Мелоч...

5. Тиш... 10. Роскош...

Укажи слова, в которые надо вставить букву А и О:

1. Завтр...к 6. С...лома

2. Тр...мвай 7. Н...ябрь

3. Р...стение 8. Т...пор

4. ...втобус 9. Ур...жай

5. В...ленки 10. В...сток

12. В книжном шкафу стояло 140 книг. Когда 50 книг забрали, то
оставшиеся книги расставили на 9 полок поровну. Сколько книг
поставили на каждую полку?

А) 9 книг б) 10 книг в) 90 книг

13. Собрали 43 ящика с яблоками, с грушами - на 27 ящиков
меньше, чем с яблоками, а с вишнями - в 2 раза больше, чем
с грушами. Сколько собрали ящиков с вишнями?

А) 70 ящиков б) 54 ящика в) 32 ящика

14. Найди прямой угол:

15. Укажи, какой из рисунков является отрезком:

16. Подпиши названия фигур:

  1. Запиши 5 слов с безударной гласной А, О, И, Е, Я в корне.
    Поставь ударение, к каждому слову запиши проверочное.

    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
  2. Составь и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок ЗА-, ПЕРЕ-, ОБ-, суффиксов -К-, -Н- и корнем -МОРОЗ-, разбери слова по составу.

    _____________________________________________________________
  1. Спиши, поставь ударение, точку под безударными гласными, поставь стрелочку от ударной гласной к безударной.
    Тр_пка, тр_па, тр_пинка. Д_ль, д_лёкий, д_леко.

    Б_ль, б_льница, б_льной. К_рм, к_рмушка, к_рмить.
  1. Запиши ещё по 2 однокоренных слова, под безударной гласной поставь точку.
    Звон, ____________________ , ______________________

    Гость, ____________________ , ______________________
    Ночь, ____________________ , ______________________
  1. Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
    Б_нкир (………………), б_ец (………………),

    изб_жать (………………), перех_дить (………………),
    х_лодильник (………………), вел_кан (………………),
    г_стиница (………………), гр_мыхать (………………),
    загр_знять (………………), в_черинка (………………),
    ж_ра (………………)
  1. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
    С_дит (.……………..) на скамейке, св_ла (.……………..) гнездо, отв_ла (.……………..) в сторону,

    прим_ряли (.………………) новое платье,
    мальчиков пом_рили (.……………..).
  1. Спиши, вставив буквы (устно подбери проверочное слово):
    Зам_рзает з_мля. Но з_ма ещё не настала. К вечеру стало т_плее.

    Сн_жинки полетели по воздуху, а потом пов_лили хлопьями. Кругом ст_яла т_шина.
  1. Вычленение гласного звука на слух в начале, в середине, в конце слова

Окунь, узел, иглы, адрес, ожил, ужин, август, умный, иней, ослик, устный, орден, аист, издали, этот, остров, игры, окна, имя.

Аптека, идут, альбом, акула, уборка, учитель, алмазы, апельсин, упал, асфальт, аппетит, эмблема, изложение, арбуз.

  1. 9. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки

Искра, армия, обувь, астры, этакий, огромный, область, атомный, изредка, рябина, синица, танец, фасоль, рассвет, тайга.

10. Вычленение согласных звуков на слух

- кастрюля, коробка, кровать, коридор, топор, табурет, стакан, кошка, флакон, горка, корка, горошек, гравюра, дозор, ведро, забор, герой.

11.Сравни:

Точка – дочка палка – балка гора - кора

тачка – дачка пол – футбол горка - корка

Тима – Дима паром – барон галька - калька

тень – день пар – бор гость - кость

туман - дурман плещет – блещет гол - кол

12.Сравни:

Кров – клев – клюв квак – кряк -хрюк

Плов – плес Таня – тина - Тоня

Стук – сток – стек дочка – точка - птичка

Луг – лог - лег вал – вял - вел

Лук – лак - люк мал – мил - мял

13.Вставь пропущенные буквы :

Коро.а, с.екла, . утбол, про.ессия, кон.ерт, кон.ета, не.ть, .артук, сло.а, жира.а, .онтан, .евраль, ал.а.ит.

14.Вставь пропущенные буквы :

Онт, гла.а, .ентябрь, ве.ело, .мейка, па.та, .мелый, .па.ибо, кла.., у.нал, увя., .релый, .аботливый, .акат, .амокат.

15.Вставь пропущенные буквы :

После до.дя боль.ие лу.и. Мы на.ли е.а под елкой. Рань.е всех чи.и встают. В небе кру.ит кор.ун. Дер.ите голову вы.е, ды.ите глуб.е.

16. Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкость согласного впереди стоящего:

Мал – мял, лук – люк, потомки – потемки, слог – слег, слуга – слюда, колет – полет, тополек – королек, зеленый – соленый.

17. Вставь пропущенные гласные буквы:

Вч.ра был д.ждь. Тан. гул.ла без п.льто. Т.п.рь она больна. Ей н.льз. вставать.

18.Прочитай стихи В.А.Жуковского, напиши, вставляя пропущенные буквы :

Котик и козлик.

Там к.тик ус.тый по с.дику бр.дит,

А к.злик рог.тый за к.тиком х.дит.

И л.почкой к.тик м.ет свой р.тик,

а к.злик сед.ю трясет бород.ю.

Памятка для работы над ошибками.

1. Ошибки в написании предложения.

Выпиши предложение правильно, подчеркни орфограмму. Составь и запиши одно предложение с той же орфограммой.

2. Ошибки текста.

Перепиши весь текст, соблюдая красную строку.

3. Пропуск, искажение, замена букв, деление слова на слоги.

Выпиши слово, поставь ударение, разбей слово на слоги, составь с этим словом предложение и запиши его.

4. Перенос слова.

Выпиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса. Сос|на, сос - на

5. Большая буква в словах.

Напиши слово верно, подчеркни большую букву, напиши ещё три слова на это правило.

6. Словарные слова.

Найди слово в словаре, выпиши верно, поставь ударение, подчеркни орфограмму, запиши три однокоренных слова.

7. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

Выпиши правильно, подчеркни орфограмму, запиши ещё три слова на это правило.

8. Непроизносимые (сомнительные) звонкие и глухие согласные.

Подбери проверочное слово, запиши верно, подчеркни сомнительную согласную, допиши ещё три однокоренных слова. Дубок - дубки, дуб, дубовый, дубрава.

9. Разбор слова по составу.

Выпиши слово, запиши две формы того же слова - выдели окончание, подбери два однокоренных слова - выдели корень, затем выдели приставку и суффикс.

Домики - домик, домику, дом, домашний.

10. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь ударение, выдели корень, поставь точку под безударной гласной, запиши ещё три однокоренных слова.
Цвет - цветок, цветной, цветик, разноцветный.

11. Приставки пиши слитно и правильно.

Выпиши правильно, выдели приставку, подчеркни орфограмму, запиши ещё пять слов с этой приставкой.

12. Правописание суффиксов.

Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.

13. Предлоги пиши отдельно.

Выпиши слово с предлогом, между словом и предлогом запиши вопрос или слово, напиши ещё три слова с этим предлогом.

14. Разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово, подчеркни твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни гласную, запиши ещё три слова на это правило.

15. Разделительный мягкий знак.

Запиши слово. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет мягкий знак, напиши ещё три слова с разделительным мягким знаком. Кол ья , семья, ружьё, воробьи.

16. Удвоенные согласные.

Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную, запиши ещё три слова с такой же орфограммой.

Весенн ий - балконн ый, осенн ий, длинн ый. или Групп а - класс , касс а, ванн а.

17. Мягкий знак - показатель мягкости.

Запиши слово, подчеркни мягкую согласную, запиши ещё три слова на это правило.

Лошадь , карась , день , весь .

18. Не с глаголом пишется отдельно.

Выпиши правильно, подчеркни промежуток между не и глаголом, запиши ещё три словосочетания
не с глаголом. Не выехал - не_зашёл, не_бежал, не_умеет.

19. Разбор предложения по главным членам.

Выпиши предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Придумай похожее предложение, разбери его.

20. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение, надпиши над каждым словом часть речи. Придумай похожее предложение и тоже разбери по частям речи.

  1. Среди пресмыкающихся нашего края есть неядовитый уж и ядовитая гадюка. Уж достигает длины 1 метра, а гадюка – 65 см. На сколько см гадюка может быть короче ужа?
  1. Богаты уральские просторы лекарственными растениями. В лесах и лесостепи Южного Урала можно найти 64 вида лекарственных растений, а в степях – на 28 видов меньше. Сколько всего видов лекарственных растений можно встретить в нашем крае?
  1. Найдите высоты главных вершин Таганая, если известно, что Откликной гребень имеет высоту 1155м, вершина Дальний Таганай – на 9 м его ниже, а вершина Круглица – на 22 м его выше?
  1. В январе высота снежного покрова в горах достигает 70 см, а на зауральских равнинах в 2 раза меньше. Какова высота снежного покрова на равнинах?
  1. Каждый цветок шиповника превращается в полезную ягоду. У цветка шиповника 5 лепестков. Сколько красных плодов можно собрать с этого лесного кустарника, если с него облетели 155 лепестков?
  1. Сколько килограммов весит самый крупный хищный зверь, обитающий в наших лесах, если его вес в 3000раз больше веса самого маленького из хищников – ласки, вес которой равен всего 100 граммов?
  1. Серебристый карась весит 500 граммов, а щука – 30 килограммов. Во сколько раз щука тяжелее карася?
  1. Дед Смекай угостил двух своих внуков конфетами. У него было две коробочки, в которых лежало 24 конфеты – поровну в каждой. Смекай дал несколько конфет из одной коробочки, а из другой дал столько, сколько осталось в первой. Сколько конфет дедушка дал внукам?

1. В Челябинской области 18 рек имеют длину более 100 км. Их называют большими, а все остальные – малыми. Сколько всего (малых и больших) рек в нашем крае, если число малых рек в 199 раз больше числа больших рек?

2.Турист-водник решил проплыть на плоту из города Миасса по одноименной реке до Челябинска. Путь по воде неблизкий – 84 км до Аргазинского водохранилища, а всего он составляет 188 км. Сколько времени будет плыть турист, если скорость реки до Аргазинского водохранилища 4 км/ч., а после него – 2 км/ч.?

3. Самая распространенная в наших лесах порода леса белоствольная

береза занимает такую же площадь, как сосна, осина, ель и пихта вместе взятые. Какую площадь занимают эти породы в лесах области, если пихта занимает площадь в 1000 кв. км, ель – в 2 раза больше, осина – в 3 раза, а сосна – в 7 раз больше, чем пихта?

4. Дед Смекай, не смотря на свой преклонный возраст, много ходит пешком. Утром он делает прогулку до соседней деревни и обратно. Часть пути до этой деревни дорога идет в гору, а остальная часть – с горы. Смекай в гору двигается со скоростью 100 м/мин., а с горы – 200м/мин. На дорогу туда и обратно дед тратит 30 минут. Какое расстояние от одной деревни до другой?

5. 4 блокнота и 2 ручки стоят 188 рублей, 1блокнот и 3 ручки – 107 рублей. Сколько стоит 1 блокнот и 1 ручка по отдельности?

6. В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?

7. На начало урока число отсутствующих составляет ¼ от числа

присутствующих учеников. Через 15 минут пришел Миша, и учитель разрешил ему присутствовать на уроке. Теперь число отсутствующих стало составлять 1/5 числа присутствующих. Сколько учеников в классе?

8.Запишите цифрами числа:

три миллиона двести одна тысяча пять,

двенадцать тысяч пятнадцать,

2единицы в классе тысяч, 4 единицы в классе единиц.

1. Первый русский дилижанс отправился из Петербурга в Москву 1

сентября 1820 года. Подсчитай, сколько времени прошло с тех пор?

У короля было 10 министров. Однажды он получил шифрованную

записку от своего шпиона с известием: «Ваше величество! Мне удалось

установить, что:

- Среди ваших министров не менее одного честного.

- Среди любой пары наугад выбранных министров не более одного

честного.»

Король надолго задумался. Сколько честных министров у короля?

  1. Что ты знаешь про кита? Животное это или рыба? Может ли он

проглотить «два десятка кораблей?», как рыба-кит из сказки «Конек-Горбунок»? Знаешь ли ты, как спит кит? Спит кит под водой. Как ему дышать во время сна? Мозг кита, как и любого млекопитающего, состоит из двух половинок. Когда кит спит, половинки мозга работают поочередно: пока спит одна половина, другая работает. Сколько времени проработало каждое полушарие мозга, если кит спал 24 минуты, 1час 56 минут?

  1. За 12 минут кит должен вдохнуть свежий воздух 4 раза. Сколько раз

кит должен вдохнуть в течение 1 часа, 1часа 36 минут?

  1. Самый большой океан Земли Тихий океан. Его площадь около

180.000.000 кв.км. Это в 12 раз больше площади Северного Ледовитого океана. Подсчитай примерную площадь Северного Ледовитого океана.

  1. В зимний период лишь 1\10 площади Северного Ледовитого океана не

покрывается льдом. Подсчитай сколько кв. км поверхности покрывается льдом.

  1. Бумага – китайское изобретение – была известна еще во 2 веке.

Сколько веков человечество пользуется бумагой?

  1. Первые русские рукописи на бумаге появились спустя 12 веков со

времени ее изобретения. В каком веке в России появились первые рукописи на бумаге?

  1. Во время полета вертолет поднимался на высоту 6/10 километра. В то

же время за рубежом была достигнута высота в 1/50 километра. Сравни высоту полета этих двух вертолетов.

Для поиска по странице нажмите Ctrl+F.

Возможные трудности

Добрые советы

Можно совершить ошибку, выделяя требуемую часть слова, например: мячик, огурчик (Суффикс -чик- или -ик-?).

Сначала выясните, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем определите, с помощью какого суффикса (приставки) оно образовано, например: мяч + -ик- → мячик.

При этом необходимо учитывать возможные чередования в корне и наличие беглых гласных, например: огурец + -ик- → огурчик (чередование ц//ч, беглая гласная е).

Бывает сложно определить значение приставки или суффикса, например: пришить (Каково значение приставки при-?).

Установите, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем постарайтесь определить, что изменилось в значении производного слова по сравнению с исходным, например: шить + при- → пришить (присоединение).

Можно спутать слова с нулевым окончанием и слова, в которых окончания нет, например: делал – делая.

Обратите внимание на часть речи, к которой относится данное слово, и на то, является ли оно при этом изменяемым. Запомните, что у неизменяемых слов: наречий, слов категории состояния, деепричастий, несклоняемых существительных, непроизводных и производных предлогов, союзов, частиц, междометий, – а также у прилагательных в форме сравнительной степени окончаний нет, например: пусто, кофе, вследствие, зато, именно, ах, светлее, делая – нет окончания; делал – окончание нулевое.

Можно совершить ошибку в определении состава слова, особенно когда перед вами причастие или деепричастие, потому что в них нередко встречаются два суффикса, например: испугавший, сказанный, закрученный, застилая, задумав.

В действительном причастии прошедшего времени обычно присутствуют два суффикса. В слове испугавший после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ть). За ним следует суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -енн-, -нн- и -т- .

Если страдательное причастие прошедшего времени образовано с помощью суффикса -нн-, неопределенная форма которого оканчивается на -АТЬ\ -ЯТЬ, в причастии выделяется два суффикса. Например, в слове сказанный после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола сказ-а-ть), а за ним следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -нн-.

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных с помошью суффикса -т- тоже присутствуют два суффикса: суффикс основы глагола и -т- (например: раскол-о-т-ый ).

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от остальных глаголов с помощью суффикса -енн , обычно присутствует один суффикс. Например, в слове закруч-енн-ый после корня следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -енн-.

В деепричастиях может быть как один, так и два суффикса. Например, в слове застилая после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -я-. В слове задумав после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -в-.

В деепричастиях любя, глядя, крича, будучи, ненавидя, волоча, держа, прочтя, испёкши и др. присутствует только один суффикс.

Основа слова и окончание

Во всех склоняемых и спрягаемых словах русского языка можно выделить две части - основу и окончание.

Основой называется часть слова, которая не изменяется в нем при склонении и спряжении.

Окончанием называется часть слова, которая при склонении и спряжении изменяется.

(и. п., ед. ч.), (р. п., ед. ч.), (д. п., ед. ч.).

(м. р., ед. ч., и. п.), (м. р., ед. ч., р. п.), (м. р., ед. ч., д. п.).

(1 л., ед. ч., наст. вр.), (2 л., ед. ч., наст. вр.), (3 л., ед. ч., наст. вр.).

Основа слова содержит его лексическое значение. Окончание слова служит для связи с другими словами в предложении и содержит грамматическое значение слова (т.е. окончание подскажет, к какой части речи слово принадлежит, какого оно рода, в каком числе и падеже стоит, какое грамматическое лицо выражает, в каком времени стоит).

Например, в предложении Сяпает Калуша по напушке (по Л.С. Петрушевской) окончания слов подскажут нам их грамматические значения:

сяпа-ет (глагол, стоит в наст. вр., в ед. ч., в 3 л.),

калуш-а (сущ. ж. р., стоит в и. п., ед. ч.),

по напушк-е (сущ. ж. р., стоит в дательном п., ед. ч.).

При этом лексические значения этих слов останутся для читателя неясными, поскольку он не встретит в них ни одной знакомой основы.

Подробнее об окончании слова

В склоняемых и спрягаемых словах окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не имеет звукового выражения, но сохраняет грамматическое значение слова.

Пять заданий- - нулевое окончание указывает, что перед нами сущ. мн. ч., в р. п.

Ветер свеж- - нулевое окончание указывает, что перед нами крат. прил. в м. р., в ед. ч.

Нулевое окончание выделяют:

У существительных в форме м. р., и. п., ед. ч.:

дом- - дом- ; иней- - ине- ;

У некоторых существительных в форме р. п., мн. ч.:

гор- - гор- ;

У кратких прилагательных в форме м. р., ед. ч.:

красив- - красив- ;

У глаголов повелительного наклонения в форме 2 л., ед. ч.:

пиши- - пиши- ;

У глаголов прошедшего времени в форме м. р., ед. ч.:

пел- - пел- , бил- -ся - бил- -сь;

У притяжательных прилагательных с суффиксом -ий в формем. р., ед.ч., и. п.:

Не все русские слова имеют окончания. В неизменяемых словах окончания нет:

(глядел) пристально - у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;

(сделал) по-своему - у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;

(справа от) шоссе - у несклоняемых существительных окончаний нет, слово состоит только из основы;

(размыло) вследствие (дождей) - предлоги не изменяются, поэтому в слове вследствие нет окончания, оно состоит из одной основы;

размахивая (руками) - у деепричастий окончаний нет.

Подробнее об основе слова

Основа слова может делиться на части. Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы.

Плеч-о - в этом слове основа состоит только из корня -плеч-.

Плечик-о - в этом слове основа состоит из корня -плеч- и суффикса -ик-.

Заплечн-ый - в этом слове основа состоит из корня -плеч-, приставки за- и суффикса -н-.

Основа может включать в себя несколько приставок и несколько суффиксов.

Неподсудн-ый - в этом слове основа включает в себя две приставки: не- и под-.

Пленниц-а - в этом слове основа включает в себя два суффикса: -н- и -иц-.

Основа может включать в себя несколько корней.

Ветрозащитн-ый (костюм) - в этом слове основа содержит два корня: -ветр- и -защит-.

Ивангород - в этом слове основа содержит два корня: -иван- и -город-.

В основу сложных слов могут входить соединительные гласные -о-, -е-, -и-.

Медно-красный - в этом слове основа содержит соединительную гласную -о-.

Пуленепробиваемый - в этом слове основа содержит соединительную гласную -е-.

Десятитонный - в этом слове основа содержит соединительную гласную -и-.

Части основы: корень, приставка, суффикс, соединительные гласные

Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы. Части основы сложного слова могут быть соединены соединительными гласными.

Корень - это главная значимая часть основы, в нем заключено общее лексическое значение всех слов с этим же корнем (однокоренных, или родственных). Чтобы найти корень слова, надо подобрать к этому слову родственные слова.

Искатель, искать, поиск, искание - корень -иск-.

Сладкий, услада, сладость - корень -слад-.

В русском языке один и тот же корень в разных родственных словах может сильно менять свой облик, не меняя, однако, своего значения.

Сравните родственные слова: прибивать, бьющий, набойка. Во всех этих словах один и тот же корень, который выглядит в одном случае как -би-, в другом как -б[й"]-, в третьем как -бой-. При этом значение корня, связанное с идеей резкого сильного движения, сохраняется во всех приведенных словах.

В русском языке нередки случаи, когда разные корни совпадают в звучании, при этом различаясь по значению. Слова с такими корнями нельзя считать родственными.

В перечне слов водить, водичка, вывод, подводник, проводник, водный одни слова содержат корень -вод-, связанный с понятием вести, другие - корень -вод-, связанный с понятием вода.

Слова в русском языке могут иметь несколько корней. Такие слова называются сложными.

Вечнозеленое (растение) - в этом слове два корня: -веч- и -зелен-.

Диван-кровать - в этом слове два корня: -диван- и -кровать-.

Приставки и суффиксы - значимые части основы. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, суффикс - часть слова, которая находится после корня. Приставки и суффиксы имеют значения, которые дополняют значение корня в основе и окончательно формируют лексическое значение слова. Приставки и суффиксы служат для образования новых слов.

Сопоставим родственные слова бежать, при-бежать и от-бежать. Они имеют разные лексические значения, хотя все связаны с одним и тем же значением бега - быстрого движения пешком. Приставка при- добавляет к содержанию корня -беж- дополнительное значение законченности и полноты действия. Приставка от- - значение удаления от точки отсчета.

Сопоставим родственные слова рука, руч-ищ-а и руч-онк-а. Они имеют разное лексическое значение, хотя все связаны с одним и тем же значением корня - верхняя конечность человека. Суффикс -ищ- добавляет к содержанию корня -ру(к/ч)- дополнительное значение большого размера и внушительного внешнего вида предмета. Суффикс -онк- - значение маленького размера и соответственного внешнего вида.

Слово может иметь одновременно несколько приставок и суффиксов.

Без-у-держный - в этом слове две приставки.

Рассе-я-нн-ость - в этом слове три суффикса.

Обычно суффиксы в склоняемых и спрягаемых словах стоят перед окончанием. Только суффикс -ся (-сь) в глаголах и причастиях не перед окончанием, а после него.

Раду-ешь-ся.

Радовал-а-сь.

Задумавш-ий-ся.

Части сложных слов могут быть соединены соединительными гласными -о-, -е-, -и-. Эти гласные входят в основу сложного слова.

Высок-о-рослый.

Кар-е-глазый.

Чередования звуков и беглые гласные в основе слова

При склонении и спряжении слов в их основах могут происходить чередования звуков и появляться беглые гласные.

Чередованием называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Гласные звуки при этом чередуются с гласными, согласные - с согласными. В русском языке чередования звуков в основе слова - очень распространенное явление. Ниже приводятся примеры типичных чередований в основе.

Чередующиеся звуки

Примеры чередования

Подруга - дружить - друзья

Кликать - клич - восклицать

д // ж // жд

Ходоки - хожу - хождение

Светить - свеча - освещать

ск // ст // щ

Блеск - блестеть - блещет

Воздух - воздушный

Завязки - завяжу

Написание - напишу

Любовь - люблю

Топка - топлю

Дрема - дремлю

Ловить - ловлю

Графа - разграфлю

Настой - настаивать

Лезть - лазить

Беглыми гласными называются гласные О и Е, которые могут появляться в какой-либо части слова и выпадать из неё (можно сказать, что эти гласные чередуются с нулём звука).

Беглые гласные могут появляться во всех частях основы: в корне, в суффиксе, в приставке.

Угол - (в) угл-у. (В корне появляется и выпадает беглая гласная О.)

Пень - (на) пн-е. (В корне появляется и выпадает беглая гласная Е.)

Со-гнать - с-гонять. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

Гуд-ок - гуд-к-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная О.)

Молод-ец - молод-ц-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная Е.)

Войти - входить. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

Опрeделение сoстава слова

1. Чтобы правильно определять состав слова, необходимо выяснить, от какого именно слова и с помощью чего произошло данное слово.

Прежде всего такой анализ необходим для того, чтобы правильно определить состав суффиксов. Обратимся к примерам.

Задание: определите состав слов физический и сферический.

Образец рассуждения: в прилагательном физический легко выделить окончание -ий. Слово образовано от существительного физика с помощью суффикса -еск- (вариант суффикса -ск-). Корень в этом слове -физик- (нельзя считать здесь корнем -физ- на основании слов типа физкультура: в таких словах мы имеем дело с сокращенным корнем). Следовательно, слово физический состоит из корня -физич-, суффикса -еск- и окончания -ий. Казалось бы, подобный же состав должен быть у слова сферический, но это не так. В прилагательном сферический легко выделить окончание -ий. Оно образовано от существительного сфера с помощью суффикса -ическ-. Корень в этом слове -сфер-. Итак, слово сферический состоит из корня -сфер-, суффикса -ическ- и окончания -ий.

Задание: одинаковы ли суффиксы в словах пение и значение?

Образец рассуждения: на первый взгляд, оба слова имеют одинаковый состав. Однако это не так. Существительное пение образовано от глагола пе-ть с помощью суффикса -ни(й)-. Такой путь словообразования очень распространен в русском языке (ср.: зна-ть - зна-ни(й)-е, дерза-ть - дерза-ни(й)-е). Существительное же значение образовано от глагола знач-и-ть с помощью суффикса -ени- при усечении глагольного суффикса -и- (знач-ени-е) . Следовательно, в этих словах суффиксы разные.

Такой же анализ необходим, чтобы не спутать суффиксы и окончания.

Задание: определите состав слов мышиный и собачий.

Образец рассуждения: перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они имеют схожий состав. Однако это не так. Прилагательное мышиный образовано от существительного мышь с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый. Прилагательное же собачий образовано от слова собака с помощью суффикса -ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему).

2. Чтобы правильно определять состав того или другого слова, кроме знаний из области словообразования, необходимо иметь знания по морфологии. Прежде всего необходимо определить, какой частью речи является слово, и выяснить, будет ли оно изменяемым (склоняемым, спрягаемым), или нет. Уже на этом этапе ошибка может привести к неправильному результату разбора. Обратимся к примерам.

Задание: определите состав слова ясно в предложении Дело было ясно всем.

Образец рассуждения: определяем часть речи - перед нами не наречие, а краткое прилагательное (дело ясно, вопрос ясен, цель ясна). Следовательно, в этом слове нет наречного суффикса -о, зато есть окончание среднего рода единственного числа -о. Итак, краткое прилагательное ясно состоит из корня -ясн- и окончания -о.

Задание: определите состав слова по-старому.

Образец рассуждения: определяем часть речи - это наречие. Следовательно, во-первых, у этого слова нет окончания (наречия - неизменяемые слова), а во-вторых, по- здесь является приставкой, а не предлогом. Таким образом, наречие по-старому состоит из приставки по-, корня -стар- и суффикса -ому.

Задание: определите состав слова выбегая.

Образец рассуждения: определяем часть речи - это деепричастие. Следовательно, у этого слова нет окончания (деепричастия - неизменяемые слова), зато есть специальный деепричастный суффикс -я-. Кроме того, поскольку деепричастия образуются от глагольных основ, в этом слове должен присутствовать и глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). Корень в слове можно определить, подбирая однокоренные слова. В данном случае в слове корень -бег- (ср.: вы-бегать, у-бегать, за-бег и т. д.). Итак, слово выбегая состоит из приставки вы-, корня -бег-, глагольного суффикса -а- и деепричастного суффикса -я-.

Задание: определите состав слова сильнее в предложении Он сильнее меня.

Образец рассуждения: определяем часть речи - перед нами прилагательное в форме простой сравнительной степени. Известно, что такие прилагательные не изменяются и не имеют окончаний (он сильнее, они сильнее, она сильнее). Зато у них есть специальные суффиксы сравнительной степени (в данном случае суффикс -ее-). Корень в этом слове -силь-, к нему присоединен суффикс прилагательного -н-. Итак, прилагательное в сравнительной степени сильнее состоит из корня -силь-, суффикса прилагательного -н- и суффикса сравнительной степени -ее.

С особым вниманием следует отнестись к анализу глаголов. Состав глагола может быть достаточно сложен. Обратимся к примерам.

Задание: определите состав слова закричал.

Образец рассуждения: определяем часть речи - это глагол, стоящий в прошедшем времени. Глаголы изменяются, следовательно, у них должны быть окончания (в данном случае окончание будет нулевым - ср.: закричал-а, закричал-и). Глаголы в прошедшем времени имеют специальный суффикс прошедшего времени -л-. Перед этим суффиксом обычно располагается глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). В этом слове легко определить приставку и корень (соответственно за- и -крич-). Итак, глагол в прошедшем времени закричал состоит из приставки за-, корня -крич-, глагольного суффикса -а-, суффикса прошедшего времени -л- и нулевого окончания.

Задание: определите состав слова подойдите.

Образец рассуждения: определяем часть речи - это глагол, стоящий в повелительном наклонении. В повелительном наклонении глаголы имеют особый суффикс -и-, после которого во множественном числе идет окончание -те. В нашем слове корнем будет -йд- (ср.: ото-йдите, за-йдите), а приставкой -подо- (это вариант приставки под- с появившейся беглой гласной -о-). Итак, глагол в повелительном наклонении подойдите состоит из приставки подо-, корня -йд-, суффикса повелительного наклонения -и- и окончания -те.

Свои сложности возникают при определении состава причастий и деепричастий. В их состав входят глагольные основы и специальные суффиксы причастий и деепричастий.

Задание: определите состав слова испугавшийся.

Образец рассуждения: определяем часть речи - причастие. Перед нами действительное причастие прошедшего времени. Причастия - склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ий). Легко также определить особый суффикс -ся, стоящий после окончаний глаголов и причастий. В слове испугавшийся налицо специальный суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-. Перед ним стоит глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ться). В слове легко выделить корень и приставку (-пуг- и ис-). Итак, действительное причастие прошедшего времени испугавшийся состоит из приставки ис-, корня -пуг-, глагольного суффикса -а-, суффикса действительных причастий прошедшего времени -вш-, окончания -ий и особого суффикса -ся.

Задание: определите состав слова закрученный (болт).

Образец рассуждения: определяем часть речи - это причастие. Перед нами страдательное причастие прошедшего времени. Причастия - склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ый). В слове закрученный налицо специальный суффикс страдательных причастий прошедшего времени (в данном случае -енн-). Следует обратить внимание, что страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов, оканчивающихся на -ить, не сохраняют глагольного суффикса -и-. В слове легко выделить корень и приставку (-круч- и за-). Итак, страдательное причастие прошедшего времени закрученный состоит из приставки за-, корня -круч-, суффикса страдательных причастий прошедшего времени -енн- и окончания -ый.

Задание: определите состав слова пытаясь.

Образец рассуждения: определяем часть речи - это деепричастие несовершенного вида. Деепричастия не изменяются, поэтому у них нет окончаний. Деепричастия несовершенного вида имеют особый суффикс -я-. В слове пытаясь после этого суффикса идет суффикс -сь (вариант суффикса -ся). В деепричастиях сохраняется глагольный суффикс (в данном случае -а-). Легко определить корень -пыт-. Итак, деепричастие несовершенного вида пытаясь состоит из корня -пыт-, глагольного суффикса -а-, суффикса деепричастий несовершенного вида -я- и суффикса -сь.

Русский язык

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Минимальные значимые части слова

Корень.

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными, например: мир, мир ить, перемир ие, мир ный , примир ить .

Следует различать омонимичные корни, например:

вода, вод яной, вод ный, подвод ник;

водить, провод ник, вывод , привод ить

.

Слова в обеих цепочках имеют один и тот же корень -вод- , но эти два корня разные по значению, и потому слова из разных групп не являются однокоренными.

Слово может состоять из одного корня, например: округ , провер ка ; и из двух корней, например: книг охран илище

, вод опад.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: от слова бежать при помощи приставок в- и вы- можно образовать глаголы в бежать и вы бежать, которые будут указывать на направление движения. В слове могут быть не одна, а две или более приставок, например: пере-про- верка, без-вы- ходная (ситуация).

Большинство приставок в русском языке имеет исконно русское происхождение, например: о-, от-, под-, над-, пере-. Меньший объем занимают иноязычные приставки, например: а-, анти-, интер-, ультра-, экс-.

Среди приставок можно выделить синонимичные и антонимичные ряды. Например: пре-, наи-, рас-, сверх-

(пре красный, наи свежайший, рас чудесный, сверх мощный). Данные приставки имеют значение “чего-то очень хорошего, самого лучшего”. А приставки при-, у- (при лететь - у лететь) имеют антонимическое значение.

В некоторых словах по историческим причинам приставки срослись с корнями и потому уже не выделяются в качестве префиксов, например: достать, позвонок.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Например: от слова учить с помощью суффикса -тель- можно образовать существительное учитель . Суффиксы служат как для образования новых слов, так и для образования форм слов, например: пламя (им.п.) - пламен и (р.п.), холодный - холоднее (сравн.степень).

В слове положение суффикса относительно корня может быть различным. Обычно суффикс располагается после корня или после другого суффикса и перед окончанием (если оно наблюдается), например: расчетлив ый - расчетливость . Но в некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса , например: мылась , плывите . -ся (-сь) и -те . Постфикс -те гребите , бегите пойдёмте , поедемте . Постфикс -ся (-сь) моешься , мывшийся , моясь .

Интерфикс.

Интерфикс - это соединительная гласная о или е , которая связывает простые основы в составе сложной и указывает на связь значений, которые в этих основах заключены, например: лесо заготовка, паро воз.

Постфикс.

В некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса , например: мылась

, плывите . Всего в русском языке два постфикса: -ся (-сь) и -те . Постфикс -те используется в глаголах в форме второго лица множественного числа повелительного наклонения, например: гребите , бегите ; и в форме первого лица множественного числа настоящего и будущего времени повелительного наклонения, например: пойдёмте , поедемте . Постфикс -ся (-сь) используется в глаголах, причастиях и деепричастиях, например: моешься , мывшийся , моясь .

- Основа слова и окончание .

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание отвечает за грамматическое значение слова.

Окончания выражают грамматические значения:

Падежа и числа - у имен числительных и личных местоимений;

Рода, падежа и числа - у имен существительных, прилагательных, причастий, некоторых местоимений;

Лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени;

Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных.

Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками и на письме не обозначено буквой. Его мы можем обнаружить при сравнении форм слова. Например: квартал

_ , квартала , кварталу , кварталом . В первой форме - нулевое окончание. В данном случае оно образует форму именительного падежа единственного числа имени существительного мужского рода второго склонения. Также нулевое окончание может обнаруживаться у имен существительных в форме родительного падежа множественного числа (гор_ - горы ), у кратких прилагательных в форме мужского рода (красив_ - красивый ), у глаголов в форме мужского рода прошедшего времени (пел_ - пела ) и т.д.

Основа слова - это часть слова без окончания, например: грузов ой - грузов ого (основа грузов- ). В основу входят приставка, корень и суффикс (у-вид-ев

). Изменяемые слова состоят из основы и окончания (сидел а, шум ит, зелен ый), а неизменяемые - только из основы (вероятно, слушая , вчера ). В основе слова заключено его лексическое значение.

Существуют непроизводные и производные основы. Производные основы образуются от непроизводных. Например: берез а - березк а. В данном примере основа березк образовалась от непроизводной основы берез . Производные основы могут образовываться при помощи различных приставок и суффиксов. Иными словами, в производной основе можно выделить более мелкие значимые части (приставки, корни, суффиксы), а в непроизводной - нельзя.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки