Золотое сечение пропорция в фотографии. Золотое сечение и правило третей в фотографии

« Никогда не берись за карандаш или кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо по истине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины.»

Леон Батист Альберти

Фотография во многом схожа с рисунком. Только художник в руках держит кисть, а фотограф камеру. Любой рисунок начинается с выбора объекта и расположения его на бумаге. В природе, архитектуре, в человеке уже все скомпоновано, все пропорционально и фотографу остается только нажать на кнопку. Но когда он смотрит на снимок, оказывается что ту красоту, которую он видит глазами, он не отобразил на фотографии. Почему так происходит? И что нужно делать для того чтобы получить красивую фотографию?

Когда мы смотрим на красивый пейзаж, мы взглядом охватываем все вокруг, потом по отдельности рассматриваем речку, деревья, как падают лучики солнца, рассматриваем, как играют тени, какие присутствуют цвета, и все вместе создает впечатление красивой картинки. Помимо зрительного восприятия, мы чувствуем тепло, запах воздуха, слышим пение птиц, все это усиливает наше восприятие картинки.

Зрение человека бинокулярное, мы смотрим на один объект одновременно с двух разных точек (правым и левым глазом), это позволяет нам видеть изображение трехмерным (то есть видеть глубину пространства).

Фотография же изображает только высоту и ширину, так как мы снимаем только с одной точки. Задача фотографа показать объём объектов, глубину пространства, передать атмосферу, движение, эмоции с помощью различных инструментов. Посмотрев в видоискатель, мы понимаем, что не все что мы видим глазами попадает в рамки кадра, нам приходится выбирать интересные объекты, кадрировать то, что видим в реальности, выбирать и размещать объекты в рамках видоискателя. Для того что бы получить красивую фотографию не достаточно просто нажать на кнопку, необходимо подумать о композиции картинки, чем мы заполним кадр, как и где будут размещаться объекты.

И так что же такое композиция?

Композиция с латинского означает «составлять, сочинять, располагать» .

Композиция – это набор правил и приемов о правильном расположении объектов в единое гармоничное целое, в рамках одной плоскости (фото снимка или листа бумаги). Знание и соблюдение правил композиции, делает снимок более выразительным, помогает фотографу сделать акценты на главных объектах, и привлечь внимание зрителя.

Основные составляющие композиции:

Правило третей и правило золотого сечения

Правило диагоналей и диагонального золотого сечения.

Движение и ритм в фотографии

Правило золотого сечения и числа Фибоначчи.

Использование правила золотого сечения , позволяет нам достичь гармонии в композиции с помощью определенных пропорций и чисел. Считается, что первым вывел это понятие Пифагор (VI в. до н.э.) позаимствовав знания у египтян и вавилонян. Это правило применяли математики, архитекторы, художники, биологи.

Если говорить точнее, золотое сечение - это деление целого на две не равные части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая часть ко всему целому и наоборот.
В математеке это легко продемонстрировать на отрезке, тогда становится понятнее о чем речь.

А:B=B:C и C:B=B:A
Это соотношение обозначается буквой φ =0,618= 5/8. Меньший отрезок соответственно = 0,382 = 3/8, а весь отрезок принимаем за единицу.

Когда мы говорим о фотографии, то мы плоскость нашей картинки делим на части по принципу золотого сечения. То есть от края каждой плоскости на расстоянии 5/8 и 3/8 проводим линии. Точки пересечения линий зачастую называют - "зрительным центром", так как взгляд человека задерживается именно в этих точках, и там мы стараемся размещать главные объекты композиции.
В своей камере вы можете включить сетку в видоискателе и расчитать где находятся эти точки, таким образом во время сьемки вы будете подготовлены и будете знать где лучше размещать объекты сьемки.

Можно изготовить вот такой циркуль. Его использовали древнегреческие архитекторы при постоении храмов, используя золотое сечение.

Арифметическим выражением золотого сечения является ряд Фибоначчи .
Фибоначчи итальянский математик, изучая природные явления открыл золотую пропорцию чисел.
Ряд чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. известен как ряд Фибоначчи. Числа стоят в особенной последовательности так, что каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих 2 + 3= 5; 3 + 5= 8; 5 + 8= 13, 8 + 13= 21 а отношение чисел, которые расположены рядом, приближается к отношению золотого деления. Например, 21: 34= 0,617, а 34: 55= 0,618.
Применение золотого сечения и чисел Фибоначчи наблюдается в природе, в анатомии человека. Например количественное соотношение частей тела соответствует числам из ряда Фибоначчи. Если сопоставить длины фаланг пальцев и кисть руки, то можно заметить что это соотношение равно золотому делению.

Посмотрим несколько фотографий, с применением правила золотого сечения.

Правило третей
Это "упрощенный" вариант «золотого сечения». Во время сьемки зачастую применяется правило третей. Суть заключается в следующем: мы делим изображение на 3 равных части по горизонтали, и на 3 равных части по вертикали. Таким образом, мы получаем 9 равных частей.

Основные объекты размещаются вдоль линий либо в точках пересечений линий.
Рассмотрим на примере фотографии ночного Киева. На изображение мы накладываем сетку с линиями делящими на трети. С мотрим как лучше разместить объект сьемки, и чем заполнить кадр. Это лучше делать сражу же в видоискателе, нежели потом кадрировать, тем самым ухудшая качество изображения. Главный объект церковь, мы размещаем ее находится вдоль вертикальной линии. Купол церкви находится в точке пересечения. Линия горизонта лежит вдоль линии третей.

Применив правило третей, мы кардинально не изменили фотографию, мы просто придали больше значимости объекту сьемки.
Очень удобно использовать это правило для размещения горизонта (на верхней или нижней линии).


Если вы снимаете портрет, то лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Если вы снимаете человека в полный рост, то лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство.

И последний совет. Правая нижняя точка имеет самое сильное воздействие, нижняя левая точка имеет наименьшее воздействие. Таким образом, когда у нас в кадре есть несколько объектов, главный мы разместим в нижнем правом углу.

Люблю это видео. Оно напоминает о том, как все в этом мире пропорционально, красиво гармонично и прекрасно. Красивое знакомство с правилом золотого сечения и числами Фибоначчи.

И маленькое домашнее задание.
Проверить свои фотографии, использовали вы в них правило золотого сечения или правило третей. Поможет вам в этом прозрачная сетка, которую можно наложить на фотографию. В архиве есть несколько вариантов пересечения.
Не стоит сразу же выбрасывать снимки, которые не укладываются под сетку золотого сечения или третей. Это правило как и все остальные очень относительно, ведь в композиции есть множество других составляющих, которые помогут удержать взгляд зрителя.
О других правилах мы поговорим в следующих статьях.

Одна из самых дорогостоящих фотографий.

Фотограф: Gustave Le Gray
Название: "Tree" (1855)
Стоимость: $ 513 150

Желаю удачных снимков.

Золотое сечение – это пропорциональное деление отрезка АС на две части, при котором большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как отрезок АС относится к АВ. Краткая запись данной пропорции выглядит следующим образом: АВ:ВС – АС:АВ. При записи пропорции в дробях, она будет выглядеть так: 5/8. Данный показатель близок к стандарту кадра: 24х36 мм = 5:7,5 = 2:3.

Правило золотого сечения можно выразить и так: от отрезка откладываем 3/8 его длины, ставим точку, затем откладываем от того же края 5/8 его длины, ставим точку. С противоположного края также откладываем 3/8 длины отрезка, ставим точку. Аналогичным образом рисуем отрезок по вертикали так, чтобы он лежал на одной из точек первого отрезка. Ориентируясь на точки этих отрезков, прокладываем еще два отрезка по горизонтали и два по вертикали. В итоге должна получиться сетка. Точки пересечения отрезков – это области, автоматически привлекающие внимание человека.

Компоновка кадра

Применять принцип золотого сечения в фотографии крайне просто. В настройках большинства современных фотоаппаратов имеется такая функция, как «Сетка». Достаточно включить ее соблюдать следующие рекомендации:

  • На точках пересечения линий золотого сечения должны быть расположены наиболее значимые элементы композиции. Если в кадре имеется очевидный центр (наиболее яркий цветок, дерево, единственная лодка на морских волнах), необходимо расположить этот объект на одном из четырех пересечений решетки так, чтобы он был на треть снизу или сверху рамки, или на треть с каждой из сторон;
  • Вертикальные линии сетки могут быть применены для вертикального деления рамки. К примеру, при съемке здания между деревьями лучше его расположить на одну треть отступив от верхнего края, и на одну треть – от левого края. Таким образом внимание зрителя будет сфокусировано именно на строении, в обход деревьев;
  • Горизонтальные линии сетки обычно применяются для определения расположения линии горизонта. Если необходимо выделить передний план сцены, то лучше, если линия горизонта будет идти вдоль верхней линии сетки, в итоге получается соотношение ландшафта: 2:1. Если нужно сделать акцент на небе, лучше располагать линию горизонта вдоль нижней линии сетки;
  • Первое правило . Нижние и верхние края кадра делим соответственно правилу золотого сечения. Из точки золотого сечения, располагающейся в правой стороне верхушки кадра, откладываем линию к правому краю низа изображения. Из точки золотого сечения, располагающейся в левой стороне нижнего края изображения, откладываем линию вверх, к левому краю фотографии. Из правого верхнего края до левого нижнего края проводим диагональ. Все главные объекты должны располагаться в двух, наиболее крупных, секциях;
  • Второе правило . В прямоугольнике проводим диагональ. Далее из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них. Данное правило обычно используется тогда, когда в кадре есть несколько областей, различающихся по смыслу.

Помните, что недостаточно поместить значимый объект в нужную точку, верный акцент вы создадите только тогда, когда он будет правильно выделен. К примеру: цветок среди камней, камень на фоне мхов, дерево на фоне пустынной равнины. И еще: не стоит превращать правило золотого сечения в строгую догму. Данный принцип не должен вписываться в композицию фотографии насильственно, иначе в лучшем случае она будет предсказуемой и посредственной, в худшем – маловыразительной, не вызывающей никаких эмоций у зрителя.

Применять правило или не применять зависит от каждой конкретной ситуации, однако знать его необходимо для каждого человека, интересующегося фотографией.

Оказывается, профессиональный фотоаппарат - еще не залог высококлассной фотографии. Выясняется, что и "Фотошопа" порой недостаточно, чтобы исправить погрешности при съемке. Становится известно, что труд фотографа - не менее легкий, чем любой другой, так как требует огромного количество знаний, навыков, умений. Правила третей в фотографии - лишь один из аспектов, но их обязан учитывать каждый уважающий себя фотограф. В чем же они состоят и как их правильно использовать?

Немного о...

Правила третей в фотографии входят в Это своего рода фотоискусства.

Являясь важной составляющей, правило третей в фотографии, примеры использования которого будут рассмотрены далее, применимо практически к любому выбранному жанру. Хорошо подходит оно и для и для пейзажной. Это делает его универсальным оружием для поражения мишени высококлассности прямо в десятку.

Стоит ли слепо следовать?

Определенно, нет. Строгое и неукоснительное следование правилам к хорошему в искусстве не приводит, но правило трех третей в фотографии всегда может стать отправной точкой для создания шедевра.

А для того чтобы использовать его верно, нужно как следует разобраться, что оно собой представляет, какие преимущества дает творцу, в чем его привлекательность и каким образом при его помощи достигается та самая идеальная сбалансированность, к которой стремится любой фотохудожник.

Баланс во всем!

Баланс - это то, что везде в природе. К балансу стремится все естественное, потому его же следует достигать и в искусственном. В конечном итоге, все, что делает человек, - лишь отображение того, что уже есть в природе. Он черпает свои идеи из нее, она - его лучший помощник и советчик.

Чуть выше уже был использован термин "фотохудожник". С фото все ясно, но почему выбрана именно такая вторая половина данной дефиниции? Что же, фотограф в каком-то смысле тоже художник, держащий в руке вместо кисти известный инструмент. Чтобы получить хороший результат, ему недостаточно просто нажать на кнопку спуска и запечатлеть момент: перед этим следует оценить композицию будущего кадра. Жаль, что не все это понимают, но тем не менее это так.

Что такое композиция?

Грубо говоря, композиция представляет собой целый набор разнообразных приемов, помогающих правильно разместить объекты. Верное расположение позволит отдельным частицам собраться в цельную картинку, на которую, собственно, будет приятно смотреть. Правило третей является основной составляющей композиции вместе с диагоналей и проч.

По существу, правило третей - упрощенный вариант золотого сечения. В оригинальном варианте использованы расчеты сложнее, тесно связанные с числами Фибоначчи. Золотое сечение - один из принципов, который также обязан знать любой фотохудожник, но эта статья - о третях.

Что собой представляет правило третей?

Мысленное деление изображения на девять частей (3 х 3 - три по вертикали, аналогичное число по горизонтали), притом они должны быть равными, - вот описание правила третей. В фотографии оно важно. Описанное разделение представляет собой сетку из двух горизонтальных и Объекты следует располагать в местах их пересечения или вдоль них.

В чем идея?

При использовании такого принципа, как правило третей, фото становится приятнее для глаз и естественнее, ведь важные его элементы располагаются не прямо посередине кадра. Также дается больше пространства для воображения и фантазии.

Фотография не меняется кардинально, но придается значимость объекту съемки. На чем это основано? Когда человек смотрит на картину в целом в реальности, заостряя внимание на чем-то одном, ему в то же время необходимо, чтобы окружающие элементы не мешали, но сочетались с объектом. Конечно, для минутного взгляда такое описание не подходит, но долгое всматривание вдаль предполагает именно это. Задача фотографа - выразить то, на что должен обратить внимание зритель (на кадре будет сфокусировано то, на чем нужно было сфокусироваться, ведь использовать фокус своего собственного глаза на конечном результате уже не получится). Ставить в этом случае объект прямо по центру, что приходит в голову первым, - очень грубое решение задачи и, как уже было упомянуто выше, весьма неестественное, как ложь, шитая белыми нитками.

Как его можно использовать?

Следует мысленно вообразить сетку, выделить важные элементы будущего кадра и расположить их вблизи линий. Стоит помнить, что идеального совпадения может и не быть, но приблизительного необходимо добиться. Сетка - опорный компонент для съемки. Это искусство, и потому никаких "точно в точке" быть не может. С линиями можно "поиграть", композицию расставлять по своему усмотрению. Если позволяют время и техника, можно сделать несколько разных кадров, чтобы сравнить результат и увидеть разницу. Без понимания самой идеи ведь ничего не выйдет, а слепое следование приведет к тому, что все фотографии будут сделаны как будто по одному лекалу. Но в том-то и преимущество правила третей в фотографии: оно такое простое, такое универсальное, и в то же время дает столько вариантов его использовать. Все гениальное - просто. То же сравнение с природой: это словно закат, красота которого настолько неоспорима, что человек восхищается им уже которое тысячелетие, а он каждый день разный. Но от метафор вернемся к реалиям.

Может быть, позицию, с которой будет произведена съемка, придется сменить. Это ничего. Взвешенный и вдумчивый подход к фотографированию - великолепная привычка. Да, современная техника позволяет за минуту "нащелкать" до сотни кадров, но в такие моменты очень кстати будет вспомнить фотомастеров, которые работали с пленкой, когда каждый кадр был невероятно ценен, а просчитывать его параметры приходилось наугад, никогда не зная, что получится в итоге, и получится ли вообще.

В помощь фотографу

Производители некоторых камер ратуют за своих пользователей, добавляя устройству возможность включать и подставлять сетку. Это наглядное представление, и фотограф может освоить правило трех третей в фотографии, не воображая линий мысленно.

Кстати говоря, интересный факт: правило распространено как принцип трех третей. Это не совсем верно. На деле это правило двух третей в фотографии. Но не важно, как его называть, важно, как применить. В этом помогут нижеприведенные советы для каждого из типа фотографий.

Как уже было сказано чуть выше, универсальность - это правило третей. Портрет или пейзаж, или макросъемка, или движущиеся объекты - оно применимо везде.

Для пейзажа горизонт лучше размещать вдоль одной из линий сетки, а не посередине, чтобы не создавалось ощущения разбиения фотокадра на две равные половины. Объект на переднем плане задает точку фокусировки, и его стоит разместить также в соответствии с принципом правила. Если объект крупный, его лучше переместить в бок, чтобы и он не разбивал картину надвое.

Когда человек смотрит на портрет, он всегда обращает внимание на глаза изображенного на фото мужчины (или женщины, ребенка и т. д.). Потому-то фокус должен быть именно на них, а расположить их лучше всего на верхней горизонтальной линии сетки.

Для движущегося объекта хорошо оставить пространство в той стороне, которая является направлением движения.

При съемке человека в полный рост неплохо бы поставить его вдоль одной из вертикальных линий сетки.

Сила точек

Несмотря на то что сам принцип правила строится на равном разделении, известно, что у правой нижней точки воздействие сильнее, чем у нижней левой. Это означает, что если фотография имеет несколько объектов, то самый главный из них следует расположить вблизи первого названного пересечения.

Кадрирование как способ улучшить фотографию

Обыватели привыкли для удаления лишних деталей с общей картины. Мастера убирают их в "Фотошопе" при помощи своих секретных приемов, поскольку кадрирование (та же самая обрезка, по сути) дает преимущество в ином. Ведь благодаря ему можно заставить кадр наследовать правила третей. "Фотошоп" или иная способна улучшить общую картину этим нехитрым способом, переместив объект съемки в более уподходящее место в соответствии с правилом.

Правила придуманы для того, чтобы их нарушать

И правило третей - не исключение. Да, оно - основа композиции, но если чувствовать ее, эту самую композицию, интуитивно, то и нарушая вышеописанный принцип, можно получить нечто интересное, возможно, даже ярче и выразительнее, чем вышло бы с ним. Экспериментировать никто не запрещал! Это даже полезно.

Но вот в чем штука: чтобы нарушить правило с выгодой для себя, надо сначала научиться ему следовать.

Изучая основы композиции в фотографии, ни в коем случае нельзя обойти вниманием правило золотого сечения. Вообще есть несколько правил сочетания элементов, без знания которых хорошие снимки будут получаться лишь от случая к случаю, это: правило третей, правило золотого сечения, правило диагоналей и правило диагонального золотого сечения. Правило золотого сечения гласит: отношение целого к большему должно равняться отношению большего к меньшему. Но как все это работает на практике?

Золотое сечение в фотографии

Леонардо да Винчи первым стал сознательно использовать правило золотого сечения при создании своих шедевров, а сам термин «золотое сечение» был введен в 1835 году Мартином Омом.

У золотого сечения существует множество удивительных математических свойств, но мы сегодня говорим о правиле золотого сечения, которое имеет отношение к произведениям искусства. Представьте, что фотография разделена основным элементом на некоторые части, в процентном значении золотое сечение - это деление какой-либо величины в отношении 62% и 38% (округленно).

Так на фото выше вы можете видеть молодого человека, скрестившего руки. Фотография вписана в спираль Фибоначчи. Отношение левой стороны (стройка) к правой стороне (молодой человек) равно отношению высоты торса молодого человека к высоте его головы, затем — отношению расстояния справа от его головы к высоте головы и т.д.

Для того, чтобы понять, соответствует ли ваше фото правилу золотого сечения, наложите на него вышеупомянутую спираль Фибоначчи, которую вы можете видеть ниже.

Ниже наглядные примеры, как вписывать фотографии в спираль Фибоначчи. Так, снимки с Анжелиной Джоли и Золушкой являются более менее гармоничными, а снимки справа от них — не идеальны.

Пример ниже — очень удачен. Фото справа — до коррекции, фото слева — после вписывания его в спираль Фибоначчи. Как вы видите, для того, чтобы получить удачный портрет, совсем необязательно размещать модель прямо в центре кадра.

Конечно, очень трудно научиться делать гармоничные снимки на подсознательном уровне, для этого и было придумано правило третей. Однако если вы смотрите на свои снимки и не можете понять, что вас в них смущает, попытайтесь наложить на них спираль, и вы поймете в чем дело с точки зрения композиции.

Композиция и золотое сечение

Для определения точки золотого сечения у фотографа есть единственный компас - собственный глазомер.

Анри Картье-Брессон

В рекомендациях по компоновке кадра часто встречаются понятия “золотое сечение” и “правило третей”. Эти вещи иногда путают, и хотя считается, что второе происходит от первого, это все же не одно и то же. Поэтому для начала давайте разберемся, что есть что.

Золотое сечение – это “гармоничное” деление (сечение) чего-то целого, например отрезка прямой, на две неравные части – большую и меньшую.

Такое деление должно подчиняться правилу:

В числах это выражается примерно так:


Золотое сечение в искусстве

В фотографии и живописи часто стараются избегать строгой симметрии правого/левого, верха/низа. Говорят, что центральное расположение линии горизонта “режет” кадр и ставит зрителя в ситуацию ложного выбора: что важнее – небо или земля. Центральное расположение главного героя делает изображение статичным, а авторское высказывание слишком прямолинейным. Одним словом, не любят фотографы центральных композиций . Как и художники.

Смещение линии горизонта вверх или вниз, а главного героя вправо или влево, ставит вопрос о гармоничности, пропорциональности такого деления – как сильно смещать? Тут и приходит на помощь золотое сечение.

Если мы соединим эти четыре сечения в рамках одного кадра, то получим такую сетку:

В произведениях архитектуры мы имеем огромное количество больших и малых форм – фасады, купола, арки, проёмы, двери, окна, колонны. Ясно, что все эти формы должны находиться в гармоническом соотношении друг с другом. И тут тоже приходит на помощь золотое сечение, причем не однократно, а многократно.

Золотое сечение в пропорциях Парфенона

Кстати, в классических произведениях живописи мы также иногда находим не одно, а несколько золотых сечений. В фотографии такого не бывает.

«Не ждали» - картина Ильи Репина

Само понятие золотого сечения восходит к временам Евклида, или даже Пифагора, хотя тогда оно и не носило этого названия. Название возникло уже в XIX веке.


Правило третей

Применительно к фотографии и кино, мы чаще всего сталкиваемся упрощенным и весьма ограниченным применением золотого сечения, а именно с правилом третей . Попросту говоря, рассмотренная выше сетка заменяется равномерной сеткой:

Формулируется правило третей чаще всего так:

Деление кадра воображаемыми линиями в соотношении 1/3: 2/3 = 0,333: 0,667 считается разумным упрощением, примерно соответствующим золотому сечению, то есть делению в отношении 0,382: 0,618.

Трафальгарская площадь. Лондон. Фото Сергея Хритова

Иногда можно услышать более узкую формулировку.

Именно в этом, узком ключе понимал правило третей Джон Томас Смит, английский художник, который и ввел этот термин в 1797 в своей книге «Заметки о сельских пейзажах». Там он утверждал, что 1/3 картины должна отводиться земле и воде, а верхние 2/3 – воздуху и небу.

И первая, и вторая формулировка часто преподносятся в качестве закона композиции. Соответственно, любое отступление от правила третей трактуется как композиционная ошибка. Это, разумеется, не верно.

Прежде всего, это неверно в отношении второй формулировки. Рассматривая самые известные фотографии самых знаменитых фотографов, в том числе пейзажистов, мы понимаем, что линия горизонта может делить кадр в соотношении 1: 2, 2:3, 9:10, 4:5 или вообще отсутствовать, располагаясь выше верхней или ниже нижней границы кадра. Т.е. вторая формулировка вообще не работает.

Фотография Ансела Адамса

Что касается первой формулировки, то ее применение гораздо белее характерно для кино, чем для фотографии. Да и то, главным образом в отношении горизонтальных линий, при съемке людей, в крупных и средних планах.


Правило третей в кино

В значительной степени это объясняется спецификой кино и видеосъемки по сравнению с фотографией – необходимостью обеспечить плавность стыковки кадров в рамках эпизода и динамичностью самого кадра, в частности, возможностью перемещения персонажей, в том числе по глубине, на протяжении одного кадра.

Типичные для фотографа резкие перемещения – то он присядет, то он приляжет, то заберется на дерево – и постоянные рысканья камерой - справа налево и сверху вниз – в поисках необычной композиции, не характерны для оператора. Да, можно снимать снизу вверх, можно сверху вниз… иногда. Но каждый такой прием должен быть оправдан. Чаще же всего, особенно в сценах с людьми, съемка ведется приблизительно “на уровне глаз”. Кроме всего прочего, это делает зрителя участником событий, вовлекает его в происходящее.

Но когда мы переходим к общим и сверхкрупным планам, то и это правило перестает работать.

Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”

Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”

Горизонтальное же положение главного героя в кадре очень часто центральное, за исключением тех случаев, когда герой поворачивает голову, или начинается движение, или в кадре оказывается второй герой.

Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень”

Кадр из фильтра. “Кин-дза-дза”


Правило третей в фотографии

Если уж в кино правило третей является, мягко говоря, не вполне обязательным, то уж в фотографии, где автор изначально должен чувствовать себя гораздо более свободно и не ограничивать творчество лишними запретами, тем более. И действительно, в каких-то фотографиях оно присутствует, в других его использование можно обнаружить только с большой натяжкой, в третьих его нет совсем.

Это наводит нас на мысль, что золотое сечение и правило третей – ни какой-то закон композиции, по крайней мере в фотографии, а лишь один из сотен композиционных приемов и находок. Который можно использовать, а можно и не использовать. Это не то, что должно нас ограничивать, а то, что может нам помочь.

В завершении этой статьи попробуем сформулируем реальные, а не надуманные правила компоновки кадра

Спасибо за внимание, всегда ваш,
Виктор Володин


tagPlaceholder Tags: фотошкола

  • #1

    land_driver (Wednesday, 06 January 2016 20:27 )

    Золотое сечение - это же классика! Вот интересно было бы почитать, как это правило лучше всего нарушать

  • #2

    Нарушать его можно как угодно!

  • #3

    land_driver (Friday, 08 January 2016 11:58 )

    Для кино еще важны правильные стыковки кадров, иначе смотреть будет невозможно

  • #4

    Ну да, я так и пишу.

  • #5

    land_driver (Friday, 08 January 2016 18:19 )

    Монтаж в кино - это целая наука. У нас в школе монтажеров два года учат

  • #6

    На операторском факультете ВГИК-а учат пять лет

  • #7

    land_driver (Monday, 11 January 2016 17:05 )

    Операторы и монтажеры - разные люди. А во ВГИКе, судя по отзывам тех, кто там учился, учат чему угодно, только не снимать кино. Хотя думаю, что они лукавят

  • #8

    Операторы и монтажеры - разные люди. Но я ничего не писал про монтажеров. Я писал о том, что более жесткие требования к компоновке кадра в кино могут объясняться спецификой кино, в частности требованиями монтажа. Это имеет место не только в кино, но и в создании серии фотографий, и в макетировании журнальной полосы, и в макетировании фотоальбома. Когда мы пытаемся разместить несколько фотографий на одном развороте, возникают более жесткие требования к самим этим фотографиям. А иногда они могут просто не стыковаться.

  • #9

    Татьяна Сова (Wednesday, 13 January 2016 10:23 )

    С пейзажами и линией горизонта я уже знала давно, так и фотографирую и так же пейзаж, при случае, пишу на природе... А вот про остальное много нового узнала. Спасибо большое, очень интересно, как всегда!

  • #10

    Татьяне: Заходите, будет еще продолжение.

  • #11

    Раньше только слышала о золотом сечении. Спасибо за подробную и интересную статью! Не знала, что золотое сечение используют в картинах и фильмах... надо же. Думала, в кино и фотографии все проще...

  • #12

    Ну кем-то используется, а кем-то не используется. Но знают все.

  • #13

    land_driver (Saturday, 16 January 2016 14:19 )

    Где-то мне еще интересное правило попадалось, косвенно связанное с золотым сечением - линии должны идти по направлению взгляда, типа, слева снизу по направлению вправо вверх. Или наоборот. Только никак не вспомню, как правильно

  • #14

    Здесь два правила.
    Первое - про направление взгляда и движения. Как правило больше свободного пространства нужно оставлять с той стороны, куда направлен взгляд или движение. Намеренное несоблюдение данного правила порой дает тоже очень сильный, но непривычный эффект.
    Второе правило касается диагоналей. Самое быстрое движение происходит по диагонали слева-направо сверху-вниз. Такое движение воспринимается как неконтролируемое, спонтанное, "сломя голову". Эта диагональ называется падающей. Самое быстрое восходящее движение происходит по диагонали слева-направо снизу-вверх. Такое движение воспринимается как победоносное. Эта диагональ называется восходящей.

  • #15

    land_driver (Monday, 18 January 2016 14:31 )

  • #16