Йа наклейко • Образовательный проект «Правильный водитель. Где самое безопасное место в автомобиле для ребенка

Пожалуй, многие родители хоть раз задумывались о том, где наиболее безопасно можно усадить в автомобиле ребенка. Ведь даже само наличие детского кресла не является гарантией безопасности, и очень многое зависит от того, в каком месте автомобиля оно располагается.

В этом материале мы постараемся выяснить, какое место в автомобиле может считаться наиболее безопасным и какие в целом меры предосторожности следует соблюдать при перевозке ребенка в автомобиле.

Что можно считать самым безопасным местом в автомобиле и почему

Для раскрытия данной темы нам требуется с самого начала понять, что следует считать безопасным местом для ребенка в машине. Известно, что любой автомобиль в случае серьезного дорожно-транспортного происшествия (столкновения, переворота и т.д.) подвергается деформации. С целью снижения угрозы жизни пассажиров производители легковых авто стараются создать вокруг седоков своеобразную «капсулу безопасности», то есть уменьшить воздействие деформационных перегрузок на силовую клетку кузова в районе пассажирского салона.

Исходя из этого, говоря о наиболее безопасном месте, можно определить, что оно находится там, где риск возникновения травмоопасных перегрузок и деформации кузовных панелей минимален. По существу, это определенная точка, где шансов выжить в аварии больше, нежели во всех остальных.

Многие автомобилисты уверены, что для обеспечения безопасности достаточно посадить ребенка на задний ряд кресел, дескать, там угроза жизни и здоровью минимальна. Конечно, при лобовом столкновении такое утверждение отчасти верно, но не стоит забывать и о возможности бокового удара, а также переворота автомобиля.

Самое безопасное место в автомобиле для детского кресла по статистике

Итак, давайте попытаемся выяснить, какое самое безопасное место в автомобиле для ребенка по статистике реальных дорожно-транспортных происшествий.

Известно, что долгое время шли споры о том, где менее всего маленький пассажир будет подвержен риску. Некоторые утверждали, что самым безопасным местом является сиденье, расположенное на заднем ряду непосредственно за водителем. Сторонники данного тезиса говорили, что, дескать, водитель, видя перед собой опасность, инстинктивно старается увести удар от себя, и столкновение происходит в правую часть автомобиля.

Другие исследователи утверждали, что, напротив, безопаснее всего ребенку находиться за сиденьем пассажира. Однако и в одном, и другом случае не учитывался риск бокового столкновения, когда пассажир в любом случае подвергается повышенному риску за счет деформации дверных проемов автомобиля.

Появление развитой системы независимых краш-тестов позволило исследователям и инженерам, занимающимся проектированием систем безопасности, гораздо более точно установить наиболее безопасное место в автомобиле для ребенка.

Кроме того, эти данные были выведены и исходя из статистики реальных дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2006 году исследователи из штата Нью-Йорк (США) провели комплексные исследования, посвященные данному вопросу. В рамках работ по выявлению наиболее безопасных мест был проведен анализ статистических данных по реальным ДТП, произошедшим за период с 2000 по 2003 год.

В итоге было установлено, что риск травмирования ребенка минимален при условии, что он сидит на заднем среднем кресле. В целом, уровень безопасности оказался выше от 15 до 25 процентов в сравнении с другими местами.

Такое положение дел вполне подкрепляется техническими особенностями автомобиля. На центральном заднем месте меньше риск получения травм, связанных с деформацией кузова, причем как при боковых столкновениях, так и при перевороте автомобиля, когда основная нагрузка приходится, опять таки, на дверные проемы и боковины крыши.

То есть, именно в задней центральной части салона сохраняется наибольшее количество жизненного пространства . Само собой, данное утверждение оправдано лишь при условии, что маленький пассажир находится в детском кресле, и пристегнут штатными удерживающими устройствами.

К сожалению, на практике часто встречаются ситуации, когда родители пренебрегают данными мерами предосторожности, ссылаясь на то, что ребенку «неудобно» или «непривычно» сидеть с пристегнутыми ремнями. В такой ситуации, напротив, риск получения несовместимых с жизнью травм возрастает многократно, причем не только в случае дорожно-транспортного происшествия, но даже экстренного торможения. Ребенок попросту не способен удержаться на месте и может получить опасные для жизни и здоровья ранения даже в весьма безобидной дорожной ситуации.

Надо сказать, что данные исследования подтвердили безопасность центрального места на заднем диване как для размещения детского кресла, так и посадки подростка, который уже может находиться в транспортном средстве без соответствующего удерживающего устройства, а также для взрослого пассажира.

Однако, с чисто практической точки зрения, данное место является и наименее удобным в большинстве современных автомобилей. Исключением из общего правила служат лишь минивены, в которых на заднем ряду могут размещаться три раздельных кресла. Кроме того, на целом ряде современных авто, включая седаны представительского класса и , «центральное» место вообще отсутствует – оно «отдано на откуп» подлокотнику, мини-бару или иным системам повышения комфорта.

Тем не менее, многие авто бюджетного и семейного класса располагают креплениями типа Isofix, которые позволяют монтаж детского кресла в центре. Кроме того, многие авто располагают в виде поперечной лямки для центрального пассажира. В таком случае, безусловно, размещение там детского кресла для малыша или подростка выглядит наиболее желательным с точки зрения безопасности.

Знак «Ребенок в машине»

Наряду с вопросом о том, какое место в автомобиле наиболее безопасно для ребенка, автолюбители часто интересуются и тем, необходим ли знак «Ребенок в машине» на самом транспортном средстве.


Конечно, наличие знака «Ребенок в машине» ПДД не регламентируется (его наличие предусматривается лишь для автобусов, задействованный на перевозке детей), но, тем не менее, разъяснить особенности его применения было бы весьма полезно для автомобилистов.

Когда и где был изобретен знак «Ребенок в автомобиле» — доподлинно неизвестно. По одной из версий, появление подобных информационных табличек ведет свое начало от детских игрушек, которые американские и европейские автолюбители в 40-х-50-х годах ХХ века размещали на полке перед задним стеклом транспортного средства. Позднее появились и специальные обозначения с изображением малышей.

В нашей стране знак «Ребенок в автомобиле» появился относительно недавно и представляет собой желтый ромб с изображением малыша. Размещается он, как правило, на заднее стекло транспортного средства. Такое обозначение не дает автомобилисту никаких преимуществ в движении, однако призвано информировать остальных участников дорожного движения о нахождении в автомобили юного пассажира.

Стоит ли устанавливать подобного рода знак на автомобиль? Решать, конечно же, самим родителям. Однако, с точки зрения безопасности, подобный шаг вполне оправдан. Реальные наблюдения показывают, что автомобиль с таким обозначением привлекает дополнительное внимание других автомобилистов.

Наличие знака может привести к тому, что автолюбители будут держать дистанцию, меньше подрезать автомобиль. Конечно, реальной статистики эффективности таких обозначений нет, и отдельных исследований по данному вопросу не производилось.

Однако ряд социальных опросов, проводимых среди автомобилистов, показывает, что водители начинают внимательнее относиться к автомобилю со знаком и нередко меняют собственную манеру вождения рядом с транспортным средством, на котором имеется обозначение «Ребенок в машине».

Вполне логично, что пренебрегать подобным знаком все же не следует и его желательно также повесить на заднее стекло автомобиля, в котором вы планируете наиболее часто перевозить малыша.

Поскольку знак «Ребенок в машине» не является обязательным с точки зрения ПДД, то и жестких регламентов приобретения данной информационной наклейки не существует. Исходя из этого, знак можно приобрести не только в магазине. В частности, знак «Ребенок в машине» можно скачать в сети Интернет и попросту распечатать, разместив затем под стеклом.

Исходя из вышесказанного, можно подвести своеобразный итог, представив перечень рекомендаций по перевозке ребенка в автомобиле. Итак, перевозя малыша в автомобиле, следует придерживаться следующих правил:

  • размещать детское удерживающее устройство (кресло) в наиболее безопасной зоне салона, то есть, на центральном месте заднего дивана автомобиля;
  • в обязательном порядке пристегивать ребенка штатными ремнями детского кресла;
  • перед посадкой проверять надежность фиксации кресла;
  • наклеить знак «Ребенок в автомобиле» на заднее стекло автомобиля;
  • при вождении автомобиля стараться не нарушать скоростной режим, применять плавные разгон и торможение;
  • отключить в зоне расположения детского кресла штатные подушки безопасности.

Как видим, данные требования по соблюдению безопасности весьма просты. Пользуясь ими, вы можете обеспечить максимальный уровень безопасности при перевозке ребенка.

Автора этих строк всегда удивляло превратившееся в бессмысленную, но от того не менее стойкую традицию поветрие клеить на задние стекла своих машин разномастные наклейки с одним и тем же содержанием - , «Baby in car» и их аналоги. В какой-то момент удивление переросло в прямо-таки психиатрический интерес и я решил исследовать вопрос поподробней. Ведь наличие такой наклейки абсолютно никак не регламентируется законодательно. Что движет людьми, которые считают необходимым уведомить окружающую автомобильную действительность о наличии у них детей? Одним из самых квазилогичных, с точки зрения , объяснений нужности наклейки стало следующее. Наклейка клеится с той стороны машины, где обычно установлено детское кресло и едет ребенок.

В случае аварии, водитель летящей сзади машины, якобы, увидит картинку, поймет где и постарается отвернуть! За секунды и доли секунд, в течение которых длится ДТП, люди порой подумать ничего не успевают, не говоря уже о том, чтобы высмотреть какую-то там наклейку! Еще один «логичный» мотив появления «уведомления» о наличии ребенка в машине звучит так. В случае тяжелой аварии спасатели или люди, оказавшиеся поблизости, увидят наклейку на стекле (не разбившемся?) и поймут, что в машине находится ребенок, который не в состоянии самостоятельно выбраться. И спасут его! А если в момент аварии на борту не окажется, спасатели будут его упорно продолжать искать? В радиусе километра от места ДТП, надо полагать - вдруг его выкинуло или он убежал в лес…

В интернете, как выяснилось, популярно следующее объяснение нужности детской наклейки. Его приверженцы ссылаются на некое исследование австралийских ученых (хорошо еще, что не британских), которое якобы доказало: ребенок в машине отвлекает водителя от управления ею больше, чем разговор по мобильному . И поэтому при перевозке чада нужно, видите ли, предупреждать прочих участников движения о своей не полной адекватности. Звучит бредово, но для тех, кто водит машину не по ПДД, а по КоАП выглядит более чем убедительно. Пожалуй, самым правдоподобным объяснением появления треугольников « » на заднем стекле можно считать тот факт, что такая наклейка бесплатно полагается при покупке многих моделей детских кресел. Вот автовладельцы и лепят ее - тем более, что «все так делают».

Среди прочих объяснений популярности наклеек из серии «Ребенок на борту» напрашиваются следующие. Например, неуемная потребность уведомить соплеменников, что у автовладельца есть детородные органы и он ими успешно пользуется. Или наоборот - в качестве напоминания человечеству о пользе средств контрацепции. Можно также предположить, что предупреждение о ребенке в машине значит, что из открытого окошка задней двери в любой момент может вылететь , кукла или бутылочка с водой. Наклейка, кстати, может служить для сотрудника ДПС сигналом обратить внимание: пристегнут ли ребенок и есть ли в машине детское

Об автомобильном спаме

Ох, трудно порой сдержать улыбку, видя все то, что клеят на заднее стекло автолюбители. Я уж не говорю про автоприколы, типа «Не прижимайся, мы не знакомы». Даже просто туфелька на фоне бородатого дядечки 58 размера в Дэу Матиз не может оставить равнодушным. А так ли это безопасно на дороге? Давайте порассуждаем об этом.

На дороге мы предельно собраны и сконцентрированы. Водитель должен принимать массу информации, обрабатывать ее, делать выводы, принимать решения, а потом еще и исполнять их. Поэтому, например, все дорожные знаки выполнены в виде достаточно простого изображения - нам гораздо проще и быстрее отыскать в голове знакомый зрительный образ. Ведь текст, даже знакомый, человек все равно подсознательно прочитывает. Наклейка на заднем стекле - это тоже знак. Он попадает в поле зрения водителя. Если на нем текст, мало кто удержится, чтобы не прочитать его. Это происходит на подсознательном уровне. Например, я часто ловлю себя на мысли, что мне приходится «заставлять» себя не читать очередной образец народного творчества. К сожалению, их делают достаточно заметными. Те же наклейки на прозрачном фоне замечаешь только во время пробки, когда есть время и возможность их прочитать. А вот желтый ромб на присоске - просто магнитом притягивает взгляд. Поэтому я бы рекомендовал воздержаться от подобного рода знаков.

Теперь давайте поговорим о знаках «У», «восклицательный знак», «туфелька», «ребенок в машине». Они выполнены в виде графического образа и не отвлекают внимания - мы считываем их в тот же момент, когда считываем информацию об автомобилях вокруг. Но знак - это некий посыл. Сообщение для того, кто его видит. А значит, читатель должен не только однозначно понять это сообщение, но еще твердо знать, что же ему делать. Проведу опять-таки аналогию с дорожными знаками. Например, знак «кирпич» дает однозначный посыл «сюда ехать нельзя». Плюс, я четко знаю, как мне трактовать полученную информацию и что с ней делать: развернуться и поехать другой дорогой. У тех, у кого папа гаишник, сценарий может отличаться, но он все равно достаточно однозначный. Давайте теперь разберем посылы каждого знака, трактовку этих посылов и возможные сценарии поведения.

Знак «У».

Посыл: за рулем ученик. Трактовка: этот водитель еще не научился жить с нами в одном ритме. Сценарии действия: при маневрах рядом с этой машиной быть предельно аккуратным и внимательным, чтобы не напугать ученика; при перестроениях заранее включать поворотник и двигаться плавно, если ученик заглох - спокойно подождать, а не дудеть; быть готовым к тому, что ученик каждый маневр выполняет очень долго. Посыл и сценарии достаточно однозначные. Но ровно до того момента, как за руль не сядет сам инструктор. В этом случае, перестраиваясь очень плавно, мы будем, скорее, раздражать его. Наверняка инструктор будет выполнять более резкие маневры, чем мы ожидаем от ученика. Поэтому не стоит смотреть только на знак, не забывайте смотреть непосредственно на поведение. Но сам знак вполне может быть полезен не только непосредственно во время обучения, но и в первый месяц самостоятельного вождения. Дальше - лучше снимать или идти заново учиться.

Знак «туфелька».

Посыл: за рулем девушка. Но что делать, если за рулем машины с таким знаком - мужчина? Ладно, допустим, в современном обществе некоторые мальчики любят быть девочками, но вот как мне себя вести? Какие действия я должен выполнять, увидев этот посыл? Послать воздушный поцелуй, уступить дорогу, оценить размер груди - что? Лично я оцениваю водителя не по полу, а по поведению на дороге. И, пока автомобиль выполняет предсказуемые и адекватные дорожной ситуации действия, мне все равно, кто за рулем. Поэтому даже трактовка: «возможны неадекватные действия» не особо применима. Ибо такие действия могут быть не только у дамочек и мужчинок, но и у нормальных мужиков. А уж у тех, кто «все знает и умеет» сплошь и рядом. Бессмысленный знак.

«Восклицательный знак».

У нас в России ввели обязательное правило - лепить черный восклицательный знак на желтом квадрате всем, у кого стаж меньше 2-х лет. Посыл этого знака: за рулем водитель с небольшим стажем. Хотя, если честно, то 1,5 года ежедневных поездок дают гораздо больше опыта, чем 3 года поездок по выходным «на дачу и обратно». Поэтому, это очень условное деление. С трактовкой этого посыла мне тоже не все понятно. Грубо говоря, я до сих пор не могу сам себе ответить на вопрос: «Что мне делать, если я увидел этот знак?». Увеличить бдительность по отношению к этому участнику движения? Но, позвольте, зачем, если он в данный момент не выполняет несоответствующих дорожной обстановке действий. Относиться к нему, как к ученику? Сомнительно, ибо водитель со стажем один месяц кардинально отличается от водителя со стажем 1 год (при условии частых поездок в течение этого года, конечно). Ждать от него каких-то резких и неадекватных маневров? Если честно, то я больше опасаюсь такого поведения от владельцев наглухо затонированных «нашемарок» или от водителей не очень дорогих, но претендующих на статус «навороченный», иномарок. В итоге, я отношусь к этому автомобилю ровно так же, как и ко все автомобилям. А значит, та информация, которую принес мне знак, лишняя. Зачем нужен такой знак?

Еще хуже обстоят дела со знаком «восклицательный знак» в треугольнике.

Мне здесь не понятна не только трактовка, но и даже посыл. «Я страшная, держитесь от меня подальше»? Так, если осознаешь свою опасность, зачем вообще выезжать на дорогу? Если понимаешь, что ничего не умеешь, так иди учиться! Ибо никакой наклейкой не предупредить ситуации: «Ой, навигатор мне сказал налево, ну я и поехала налево», – при движении в правой полосе на четырехполосной дороге. Думаете, придумываю?

Знак «ребенок в машине».

Посыл: «везу ребенка». Трактовка опять неоднозначная. С одной стороны, когда ребенок маленький, то родитель за рулем вполне может отвлечься на бутылочку, игрушку для малыша, или игру для взрослых: «Куда ты опять выплюнул эту соску?». Все это может происходить, например, на светофоре, поэтому в сценарии я закладываю повышенное терпение к возможным паузам в движении. Так же, от водителя с ребенком, в идеале, следует ждать более плавного движения, чем от остальных водителей в потоке. И не забываем про прицельное метание малышом погремушек через открытое окно. :) С другой стороны, отвез папаша свое чадо в садик и мчит на работу. Очень сомневаюсь, что имея на заднем стекле наклейку «Baby in car», но «опустошив» детское кресло, он сохранит прежний стиль вождения. Я точно не сохраняю. Но у меня нет такой наклейки, а значит, я никого не ввожу в заблуждение. Так нужен ли такой знак? Я считаю, что нужен, но только, когда малышу меньше года и он тет-а-тет с водителем-родителем. В этом случае детское кресло ставится на переднее сиденье и оно почти не заметно окружающим водителям. А те, кто сзади, его вообще не видят. Но вот когда ребенок уже сам сидит в кресле на заднем сиденье, то кресло само по себе хорошо просматривается. К тому же, для решения каких-то проблем, уже можно спокойно остановиться. И в этой ситуации использовать дополнительный знак я считаю бессмысленным. Но в любом случае, знак нужно снимать, если в данный момент в машине ребенок отсутствует.

Знак «Нас за рулем двое».

Посыл: «водитель переживает волшебные 9 месяцев». Не будем обсуждать ситуацию, когда будущая мамаша дает порулить будущему папаше, забыв при этом снять знак. Трактовка знака более-менее однозначная: нужно быть более внимательным и острожным, ибо у водителя могут быть как моральные перепады настроения, подъем/упадок сил, так и чисто физиологические проблемы. Но вот не очень понятно со сценариями действий. Пока автомобиль движется в соответствии с текущей дорожной ситуацией, уделять больше внимания и быть более осторожным нет ни смысла, ни возможности. Единственное, что могу предположить, во время маневров такого автомобиля стараться помогать - уступать место при перестроении, например, или пропустить при отъезде от тротуара. Но я так стараюсь поступать по отношению к любому участнику дорожного движения. При условии, что мой маневр не создаст аварийной ситуации. Поэтому, кроме радости за водителя, мне нечего добавить при виде такого знака. Но есть один нюанс: если машина с таким знаком стоит посреди дороги с «аварийкой», я обязательно остановлюсь и узнаю, не нужна ли помощь. Возможно, только ради этого и стоит иметь этот знак на заднем стекле.

Итак, все-таки, вешать или не вешать? Как всегда, этот выбор остается за вами. Но пусть это будет осознанный выбор. Перечислю еще раз главные правила:

Знак не должен отвлекать других водителей, должен считываться быстро, в один взгляд;

Информация на знаке должна быть однозначной;

Вы должны быть уверены, что «читатель» знака точно знает, как его трактовать и что ему делать.

При соблюдении этих правил знаки будут приносить пользу и вам, и окружающим. Если хотя бы одно нарушается, то знак превращается в информационный шум, который не воспринимается, а отсеивается. А значит, давайте приучать себя не только не мусорить в реальном, физическом мире, но и не засорять информационное пространство.