Вуйма А. О черном PR

Общение с прессой – дело сугубо индивидуальное, требующее особого склада характера, личной предрасположенности и специфического опыта, нарабатываемого от интервью к интервью.

На встрече с представителями прессы в канун 300-летия российской печати министр обороны Сергей Иванов, искусно жонглирующий перед камерами сложносочиненными оборотами вкупе со своей знаменитой «загадочной» улыбкой признался, что первые контакты с журналистами давались ему нелегко, и умение держаться в лучах софитов выработалось только со временем.

Инструкция №1 для чиновников:

Правила поведения с представителями СМИ

К тому же, добавим, у кого-то это получается, а кто-то не может справиться с собой и под любыми предлогами стремится уйти от разговора перед микрофоном, трезво оценивая свои филологические способности и справедливо полагая, что ради общего блага предпочтительнее дать информацию под запись, причем лучше не на диктофон, а в блокнот журналисту.

Вот почему, собственно, хотелось бы просто-напросто рассказать о том, как все-таки предпочтительнее всего выстраивать отношения с прессой с учетом специфики ее деятельности и того непреложного факта, что вне зависимости от желания-нежелания ответственного должностного лица СМИ существуют, и с этим феноменом современности надо мириться во всех значениях этого слова, выстраивая отношения, которые базировались бы прежде всего на принципах «мирного сосуществования».

Те, кто хочет оставаться «объектом постоянных нападок со стороны разнузданной прессы», могут сразу отложить эти заметки в сторону и заняться более полезными, по их мнению, делами. Написано это для тех, кто понимает, что сегодня просто нельзя занимать хоть сколько-нибудь приметное положение в обществе (в частности, на армейском Олимпе) и не информировать его о своей деятельности через прессу. На каком-то этапе своей жизни удачливый и способный человек достигает того поста, который по своему положению в «табели о рангах» является публичным. А общество, со своей стороны, вправе потребовать «отчета о проделанной работе». И этот отчет должен соответствовать уровню занимаемого положения и в части работы со СМИ. Кто этого не понимает, тому, возможно, живется легче, но только в его воображении. Ибо культура общения с представителями средств массовой информации – суть культура личности и той структуры, которую он представляет вплоть до высших чинов иерархической лестницы.

Автору этих сток не раз приходилось стакиваться с проблемой предоставления средствам массовой информации комментария или же хотя бы краткого интервью высшим командным составом и, поверьте, не всегда все проходило гладко при том, что на встречи с журналистами шли «не самые слабые кадры». И будем честны – они обучались в высших учебных заведениях тогда, когда и речи не могло быть о тесном сотрудничестве с прессой. Собственно говоря, и теперь этому «в академиях не обучают». А зря. Потом самим выпускникам становится не по себе при виде микрофона. А коль скоро в учебных программах, по-видимому, еще долгое время не будет находиться места для столь необходимой в современном мире дисциплины как работа со средствами массовой информации, предмет сей для желающих выглядеть прилично в глазах общественности придется поднимать самостоятельно.

Ознакомившись с нижеизложенными рекомендациями, вы хоть в какой-то степени сможете рассчитывать на успех в «противостоянии» со СМИ, если, конечно, находитесь в «постоянной боевой готовности» к отражению нападения со стороны этого «невероятного противника».

Принципы общения с прессой

Разговаривать с прессой можно по-разному и по различным поводам. Общение с ее представителями может быть продиктовано необходимостью довести до массовой аудитории официальное сообщение, точку зрения ведомства или соответствующий комментарий. В этом случае вы являетесь инициатором встречи, и рассчитывать следует только на положительный результат. Другой вопрос – а нужно ли это прессе в тот момент, когда вы намерены пойти на контакт? Надо уметь выбирать моменты!

Сложнее обстоит дело, когда пресса сама выходит на вас с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию. И если в первом случае ваши пожелания могут не совпасть, то здесь вы выступаете в роли стороны, «принуждаемой к ответу». Ваше незавидное положение заключается в том, что вы, хотите или не хотите, вынуждены откликнуться на просьбу о встрече, причем сделать это необходимо оперативно и грамотно в условиях сжатого времени. Суть дилеммы в том, что если на контакт не пойдете вы, найдется масса комментаторов различного толка, которых хлебом не корми, дай засветиться на экране. С легкой руки «независимых экспертов» будет нарисована такая картина ситуации, что вам впоследствии предстоит овладеть специальностью реставратора с тем, чтобы сначала восстановить оригинал в первозданном виде, а затем долго и упорно разъяснять, что к чему. Но и тогда, увы, ваш труд будет напрасным, ибо сказанное впервые как новость прочно оседает в сознании аудитории и надолго остается там до лучших для вас времен, когда возможная вторая спасительная волна интереса общественности к теме предоставит шанс исправить ошибку и без всяких предварительных условий бросит вас на микрофоны.

Однако прежде чем «ринуться на амбразуру», необходимо запомнить или хотя бы постараться следовать некоторым принципам, которые нужно иметь в виду при общении с прессой. Большая их часть носит запретительный характер, ограничивающий, казалось бы, вашу «свободу слова». Но эти запреты – только во благо.

Принцип 1. Никогда не говорите неправды. Любая ложь рано или поздно будет раскрыта, и тогда потребуется много усилий, чтобы восстановить подорванное доверие не только по отношению к вам лично, но и в целом ко всему ведомству.

Принцип 2. Никогда ничего не выдумывайте. Нельзя позволить себе поддаться давлению со стороны корреспондента, чтобы тот тут же радостно сообщил в редакцию: «Я выбил у него это признание!» Потом трудно будет объяснить, что, мол, «ничего такого» вы не говорили, он «сам все додумал». Если вы не знаете ответа на вопрос – так и скажите, добавив при этом, что не хотите показаться необъективным и постараетесь выяснить детали, а позже непременно поделитесь с прессой достоверной информацией.

Принцип 3. Никогда не комментируйте того, о чем у вас нет четкого представления, тем более, если направленность разговора выходит за рамки ваших прямых функциональных обязанностей. Не позволяйте втягивать себя в гипотетические дискуссии, особенно на политические темы (даже со ссылкой на свое личное мнение). Придерживайтесь рамок оговоренной ранее проблематики беседы.

Принцип 4. Никогда не давайте волю вашим чувствам. Соглашаясь на интервью, помните: ваше лицо – это лицо Вооруженных Сил. Ни в коем случае не позволяйте себе проявлений грубости, бестактности, раздражительности. Оставайтесь спокойным, рассудительным и, по возможности, обаятельным.

Принцип 5. Никогда не подвергайте критике дело, которому служите. Охотников до этого и так предостаточно. Сдержанная критика допустима, если она носит конструктивный характер и направлена на изменение ситуации к лучшему.

Принцип 6. Никогда не комментируйте слухи и мнения других людей. Придерживайтесь только достоверных фактов.

Принцип 7. Никогда не конкретизируйте данные о потерях, пока этому нет документальных подтверждений. Помните, что родственники не должны узнавать имена погибших из информационных сводок новостей.

Принцип 8. Никогда не раскрывайте информацию ограниченного распространения. Лучше оговорить заранее, что такие-то темы затрагиваться не будут. Примите меры к тому, чтобы карты и схемы в помещении, куда приглашены журналисты, не попали в объективы видео- и фотокамер.

Принцип 9. Никогда не нарушайте обещаний. Работа редакционного цеха зависима от информации, и под ваше интервью может быть оставлено место. Сорванная встреча или не предоставленные к условленному сроку данные вернутся к вам бумерангом в гипертрофированном виде.

Принцип 10. Никогда не говорите: «Без комментариев» (это пресловутое английское «No comments»). Всегда можно найти способ ответить на вопрос, даже если вы не знаете ответ или не можете говорить на какую-то определенную тему. Отказ отвечать журналисту создает впечатление, что ответ-то вы знаете, но не хотите «раскрывать страшную тайну».

Принцип 11. Никогда не думайте плохо о журналистах. С таким настроем лучше к прессе не выходить!

Теперь, когда вы вооружены «знанием всех тех богатств», которые выработаны в ходе многолетних усилий по достижению зыбкого консенсуса между «отвечающей стороной» и представителями журналистского корпуса, перейдем к рассмотрению специфических особенностей некоторых форм взаимодействия со СМИ.

Пресс-конференции и брифинги

Самая распространенная форма общения с представителями прессы. При этом организаторы (пресс-службы) должны в первую очередь определиться – какую цель преследует встреча с журналистами. Брифинг предполагает анонсирование какого-либо события, информацию о его развитии и завершении. Вариант извещения о событии приемлем, однако представитель ведомства должен быть готов дать ответы на интересующие журналистов вопросы. Особо осторожным следует быть, если присутствуют электронные СМИ, так как возможные поправки или уточнения уже нельзя будет сделать. Официальные заявления не перезаписываются! (Такой вариант, правда, возможен при записи «один на один», о чем речь пойдет ниже).

Следует акцентировать внимание присутствующих на пресс-конференции журналистов на заявленной заранее теме и оговорить, что возможные вопросы после вступительного слова не должны далеко уходить от основной проблематики. Всегда можно уйти от ответа на неожиданный вопрос, сославшись на рамки отведенной для разговора темы. И не надо этого избегать! Никто не обвинит вас в том, чего вы не говорили. Есть, правда, вероятность того, что ваше молчание будет интерпретировано соответствующим образом, однако лучше все-таки при невозможности иначе разрешить ситуацию прибегнуть к «обтекаемой формулировке», чем нести явную чушь. Если, конечно, вы не хотите прославиться.

Сложность пресс-конференции с присутствием электронных СМИ заключается в том, что на протяжении часа или около того вам приходится держать себя в строгости, ни жестом, ни словом нельзя дать усомниться собравшейся публике в правдивости и правильности сказанных вами слов. И «самое страшное» в том, что никто не знает, какой синхрон продолжительностью пятнадцать-двадцать секунд войдет в эфир новостного выпуска. Во избежание этого заготовьте «убойную» цитату заранее и произнесите ее с таким вдохновением и акцентом, чтобы ни у кого из корреспондентов не оставалось сомнений – вот это именно то, за чем он пришел сюда.

Ввиду того, что вашей персоне уделяется столь пристальное внимание в течение довольно-таки продолжительного времени, загодя стоит подумать не только о словах, но и о внешнем виде и умении «держаться под софитами» на протяжении часа. По крайней мере, на это надо себя настраивать. Если «пытка» кончится раньше, вам будет вдвойне приятно.

Наибольшую опасность здесь представляют руки. Они вечно мешают, и ничего с ними нельзя поделать. Вот почему для начинающих «ньюсмейкеров» (а таковым хочешь — не хочешь приходится становиться в зависимости от ранга) в этом случае палочкой-выручалочкой выступает самая простая авторучка (желательно, конечно, не очень простая, но и не такая шикарная, чтобы отвлечь внимание журналистов от вашей персоны и произносимых вами слов). Какой-либо другой предмет может вызвать различные интерпретации, но только не этот. Не следует, к примеру, слишком уж играть часами, если это, конечно, не подарок министра обороны. Говоря о часах, еще нужно заметить, что они частенько становятся тем предметом, который при соприкосновении с поверхностью стола производит казалось бы глухие, но с учетом рядом стоящих микрофонов, довольно-таки впечатляющие звуки, которые становятся наиболее отчетливо слышимы при прослушивании записи.

Если вы все-таки нашли в себе мужество согласиться на пресс-конференцию и вам не удалось, несмотря ни на какие ухищрения, найти уважительного предлога для того, чтобы не явиться на встречу с прессой, не надо стараться прятаться за горкой бутылок с минеральной водой. Желательно вообще отставить ее в сторону, если, конечно вы не вступили в тайный сговор с производителем какой-нибудь колы и конференция – лишь повод засветить его продукцию. Если вы встали за трибуну или сели за стол, где установлены микрофоны и как следствие попали в объективы камер – все ваши желания (пить, чихать, почесывать ухо или нос, потирать подбородок, приводить в порядок прическу, одежду) вмиг должны уступить одному и единственно нужному в это время занятию – следить за своей речью и при этом стремиться к тому, чтобы ответы хотя бы в минимальной степени приближались к теме задаваемого вопроса.

Интервью

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет в том, что если вы не представитель пресс-службы и не имеете санкции на распространение определенного информационного сообщения, то обязаны отвечать только на те вопросы, которые входят в вашу компетенцию как должностного лица, а ответы должны быть ограничены рамками выполняемых вами функциональных обязанностей.

В силу того, что общение с прессой зачастую происходит вопреки вашему желанию, а иногда и по поручению высшего должностного лица, которому вы не в состоянии перечить дабы не оказаться в немилости, надо смириться с мыслью о неотвратимости действа и выжать из ситуации максимум. Интервью – это хороший повод заявить о себе как о толковом сотруднике той организации, которую вы представляете. К сожалению, оно также предоставляет широкие возможности для того, чтобы если не поставить крест на вашей карьере, то, по крайней мере, заставить начальство усомниться в ваших способностях, что до этого момента под сомнение не ставилось.

Успех или неудача интервью чаще всего зависят от подготовки к нему. При серьезном подходе к делу (альтернатива здесь отсутствует априори) вы не только почувствуете себя уверенно и спокойно, но и сможете донести до аудитории именно ту информацию, которую вам необходимо сообщить.

Для начала для себя следует найти ответы на несколько вопросов. Чем вызвано интервью? Почему поручено провести его именно вам? От вас требуется лишь сухая информация или же придется комментировать события? Если события, то какие, попросту говоря, плохие или хорошие? Хорошие обсуждать, конечно, гораздо легче, да и настроение, понятно, соответствующее — приподнятое, можно говорить открыто, с улыбкой. Плохие новости уже сами по себе ничего хорошего не несут, но говорить и о них порой приходится, собрав волю в кулак. Ибо если не скажете вы, найдутся другие комментаторы, поднаторевшие в выискивании такого негатива, что прошедшее событие как информационный повод превратится из нелепой случайности в трагедию вселенского масштаба, и вам понадобятся огромные усилия, чтобы хоть как-то свести к минимуму тот негативный эффект, который может последовать, если вовремя и оперативно не отреагировать и все пустить на самотек.

При подготовке к интервью необходимо предварительно навести справки относительно того, давались ли уже разъяснения по заданной теме кем-либо из других сотрудников ведомства или параллельных структур. Если да, то следует держаться одной выработанной линии (лучше, если общий контекст скоординирован централизованно во избежание разночтений). Некоторая детализация или уточнения не станут поводом для уличения ведомства в целом в разноголосице. Чтобы избежать возможные нестыковки и несогласованности, предпочтительнее всего предоставлять возможность высказаться на узко направленную тему одному представителю Вооруженных Сил, причем решение координационных вопросов здесь возлагается на Пресс-службу Минобороны.

Предварительно продумайте два-три основных тезиса, которые послужили бы основой вашего сообщения, и сформулируйте их в несколько легко запоминающихся и понятных не только вам, но и публике предложений. Стремитесь к краткости и сжатости формулировок с тем, чтобы основная мысль была высказана в течение 15-20 секунд. Превышающее эту нормативную планку сообщение на радио и телевидении, как правило, подвергается редактированию, а это не всегда может быть в ваших интересах.

Продумайте три-четыре самых неприятных вопроса по намеченной теме, которые вам могут задать. Ответьте на них вслух. Здесь не зазорно говорить, если хотите, о репетиции перед зеркалом. Это две разные вещи – подумать об ответе на вопрос и услышать, как он звучит в ваших устах.

Перед началом интервью следует обговорить с представителем прессы круг тем, если встреча не вызвана одним вопросом или несколькими, переданными заранее. Существуют темы, которые не подлежат обсуждению, и об этом надо предупредить корреспондента. При этом желательно, по возможности, терпеливо объяснить мотивы отказа. В этом случае ваши доводы будут восприняты с пониманием.

Важно помнить, что эфирное время новостных передач строго ограничено, поэтому не будет нетактичным поинтересоваться, что именно хотят от вас услышать. Чтобы довести вашу точку зрения до аудитории, можно прибегнуть к нехитрому, но эффективному ходу, когда желательный для вас вопрос вы задаете вслух сами и тут же на него отвечаете. Сначала высказывайте основную мысль. После того, как вы ее сформулировали, можно, при необходимости, привести более подробные данные для подкрепления своей позиции. Четкий акцентированный комментарий в этом случае неизбежно будет выбран редакторами программы новостей как наиболее удачный из всего сказанного ранее.

Заранее следует определиться, на каких условиях будет проводиться интервью – с правом записи и ссылок на интервьюируемого, с правом ссылок на должностное лицо или представителя ведомства или же без права записи и ссылок. В принципе, не следует идти на разговор с журналистом без права записи и ссылок. Никто не может поручиться, что в какой-то (как правило, самый неподходящий) момент ваши слова не всплывут в подтверждение мысли автора материала, и для пущей убедительности будет дана ссылка на вас. Поэтому надо всегда иметь в виду следующее: в каком бы доверительном формате не проводилась беседа не говорите того, чего бы вы не хотели услышать позже с ваших же слов.

Если во время записи у вас запершило в горле, неверно было поставлено ударение, вылетело «лишнее» слово или же вас просто-напросто «заклинило», извинитесь и попросите перезаписаться. Вы даете интервью серьезным программам, и они в равной степени не заинтересованы в браке.

Хотя к радио- и телеинтервью предъявляются в целом идентичные требования, которые рассматривались выше, однако специфика общения с этими электронными СМИ не должна быть обойдена нашим вниманием.

Телеинтервью

Правила ведения телеинтервью делятся на два блока: поведенческий и содержательный. Многие из них также применимы и к радиоинтервью, речь о котором пойдет ниже. Причем они настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что недоработка одного из них может привести к нежелательному результату. Правила эти должны учитываться в комплексе, а посему их градация носит номинальный характер и в большей степени объясняется удобством их запоминания.

Вряд ли стоит напоминать, что на интервью люди не должны приходить как на праздник с цветами и транспарантами, но тем не менее лишний раз посмотреться в зеркало не помешает, а то и без стеснения поинтересоваться у корреспондента своим внешним видом. А что он заинтересован представить вас в лучшем виде, вы и не сомневайтесь. По возможности, во время телеинтервью избегайте ношения крупных блестящих знаков. Они не только отвлекают зрителя от содержательной части разговора, но и дают блики в объектив камеры. Не надевайте солнцезащитные очки или очки типа «хамелеон». Они скрывают ваши глаза, а аудитория оценивает честность говорящего по движению глаз. Если вы прячете глаза или же они бегают, создается впечатление, что вы пытаетесь скрыть какую-то информацию. Помните, что выражение лица и тон голоса должны соответствовать теме и характеру обсуждаемой проблемы.

Правило 1. Держите в уме заготовленные заранее тезисы. При любом ответе на вопрос старайтесь развернуть его так, чтобы ваш ответ убедил зрителя, что вы откомментировали именно ту проблему, которая была перед вами поставлена.

Правило 2. Не спешите отвечать на вопрос, подумайте. Даже если интервью идет в прямом эфире, несколько секунд на обдумывание ответа иной раз того стоят.

Правило 3. Старайтесь вести свою линию. Если вы чувствуете, что интервью идет к своему завершению, а нужный вам тезис не прозвучал, следует выбрать удобный момент и задать самому вслух вопрос, на который у вас готов ответ.

Правило 4. Избегайте односложных ответов. Вам предоставлена возможность довести свою точку зрения до зрителя, и ваша задача максимально использовать этот шанс. Короткие фразы могут быть использованы лишь для усиления драматичности ситуации или демонстрации решимости исправить положение.

Правило 5. Не отвечайте вопросом на вопрос. Зритель рассчитывает получить вашу точку зрения, а не дополнительную головоломку.

Правило 6. Избегайте излишней статистики. Нагромождение цифр затрудняет восприятие основной мысли. Кроме того, статистика относительна, и вас всегда можно будет впоследствии обвинить в неточности и, что еще хуже, в неинформированности.

Правило 7. Используйте простой разговорный язык, и вас не уличат в зазубривании текста ответов, подготовленных заранее и поэтому, как правило, имеющих характер формальных, четко нарезанных фраз.

Правило 8. Не следует казаться фамильярным. Не обращайтесь к корреспонденту по имени. Может сложиться впечатление, что вы давно находитесь в приятельских отношениях, и он при любом раскладе на вашей стороне, что вызовет недоверие у зрителя к сказанному вами.

Правило 9. Используйте принцип акцентированной концовки. Корреспондент заинтересован в завершении интервью «на высокой ноте». Помогите ему в этом, когда почувствуете, что ваша беседа близится к завершению.

Поведенческий блок

Здесь самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

Правило 1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него. Если вы общаетесь с группой журналистов, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

Правило 2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону. Вас можно уличить в неискренности, но хуже того – в «даче заведомо ложных показаний».

Правило 3. Не поднимайте глаза к потолку, а тем более их не закатывайте. Кроме эстетически неприглядного вида ваших белков сложится впечатление, что все это мероприятие вам порядком надоело. Да и ответа на поставленный вопрос вы на потолке не найдете.

Правило 4. Держитесь спокойно, с достоинством. Не раскачивайтесь в кресле из стороны в сторону, взад-вперед. Мало того, что это совсем не свидетельствует о вашей мнимой расслабленности, это еще и повод говорить о вашем внутреннем волнении, а то и психическом дискомфорте. Да и стоящий перед вами микрофон не повторяет в такт ваши движения, а посему звук будет «плавать». Не держитесь за микрофон!

Правило 5. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

Правило 6. Сохраняйте внутреннее спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к корреспонденту вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

Правило 7. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

Правило 8. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

Правило 9. Не ставьте руки на бедра. Это – показатель вашего агрессивного настроения.

Правило 10. В положении сидя положите руки на стол. Можно держать кулак одной руки в ладони другой, однако при этом не перебирайте большими пальцами, ибо эти движения отвлекают зрителя.

Правило 11. Не стучите по столу кулаком, пальцами или каким-либо предметом, оказавшимся в руках. Если это авторучка, не щелкайте ею, а тем более не разбирайте ее на части.

Правило 12. В ходе интервью стоя позвольте рукам принять естественное положение, пусть даже они располагаются вдоль туловища. В этом случае ваш вид не будет таким уж неловким, как это вам самим может показаться.

Правило 13. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Оператор может не рассчитать длину ваших верхних конечностей, и они просто-напросто «выпадут из кадра». Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

Правило 14. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

Правило 15. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени. Одни психологи утверждают, что такая позиция означает готовность к схватке. Другие – желание побыстрее покинуть место действия. И ни одно из этих заключений для вас не подходит. В этом положении вы в лучшем случае будете походить на Деда Мороза.

Правило 16. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

После интервью убедитесь, что корреспондент получил всю информацию, необходимую для завершения работы над материалом, куда войдет ваш синхрон. Наступает момент расслабления, и операторы обычно используют это время для того, чтобы снять перебивки. Микрофон на камере может быть включен, что позволяет записывать ваши реплики. Большинство журналистов не используют эту возможность для получения информации (это негласный закон, построенный на взаимном доверии), но если что-то бывает сказано экстраординарное, это как минимум сохранится в архиве.

Все вышеупомянутое справедливо и для подготовки участника студийной передачи и так называемых ток-шоу. Однако при этом важно предварительно получить ответы на следующие вопросы:

Какой характер программы – общественно-политический или познавательно-развлекательный?

Идет ли передача в записи или в прямом эфире?

Какова ее продолжительность?

Кто ведущий программы? Каков его настрой?

Это беседа один на один или же участие принимают несколько человек? Кто эти люди? Союзники или оппоненты?

Кто выступает в качестве основного героя или это разговор равных партнеров?

Присутствуют ли на передаче зрители? Будут ли от них вопросы?

Будет ли заключительное слово предоставлено вам?

Ответы на эти вопросы определят целесообразность участия вас или вашего представителя в программе.

Радиоинтервью

Этот вид интервью имеет несколько особенностей, которые нельзя не учитывать.

Правило 1. Не пользуйтесь шпаргалками! Вы думаете, если вас не видно, то можно уткнуться в текст и индифферентным голосом его озвучивать. Не обольщайтесь! Шуршание листов бумаги и не замечаемая только вами скованность выдадут вас с потрохами.

Правило 2. Говорите законченными предложениями. Это помогает редактору работать над плавностью звучания вашего синхрона.

Правило 3. Не делайте частых и продолжительных пауз в прямом эфире. Если на телеэкране картинка сглаживает этот недостаток, то «молчащий» радиоприемник выглядит по меньшей мере странно.

Правило 4. Не заполняйте паузы мычанием, кашлем и вздохами. Это еще хуже, чем молчать!

Интервью для информационных агентств

Как правило, эти интервью носят событийный характер и отличаются оперативностью. При общении с представителями прессы вообще стоит следить за каждым своим словом, однако здесь это правило следует блюсти с особым вниманием. Ваше сообщение моментально диктуется на ленту новостей, и вы не успеете дойти до кабинета начальника, чтобы доложить о проведенном мероприятии, как он будет все знать, а вы – его реакцию. А с развитием телефонов мобильной связи корреспонденту достаточно вместо диктофона использовать самый примитивный «мобильник», чтобы по окончании вашей заключительной фразы лишь добавить: «…заявил сегодня журналистам представитель министерства обороны».

Интервью для органов печати

Особенностью этого вида интервью и одновременно его преимуществом с точки зрения интервьюируемого является то, что с корреспондентом, при необходимости, можно договориться о просмотре текста готовящегося к печати материала (это положение, кстати, предусмотрено Законом о СМИ). После соответствующей правки вы можете чувствовать себя более-менее уверенно и спокойно. Однако надо иметь в виду, что затягивать с правкой текста никак нельзя, и если был уговор вернуть доработанный материал к определенному сроку, это должно быть сделано. Для этой продукции время сдачи номера в печать свято. И если важное заявление или комментарий сделаны сегодня, то завтра вы его должны обязательно обнаружить на шуршащих страницах утренних изданий. А сегодняшние газеты, в которых напечатаны позавчерашние новости, годятся только для завертывания рыбы.

Интервью по телефону

При соблюдении всех вышеперечисленных правил самое главное здесь, как ни странно, память. Помните, что с поднятием трубки на другом конце провода может одновременно включаться звукозаписывающее устройство, и не исключено, что какой-то отрывок вашей беседы, в том числе шутки-прибаутки, вы сможете буквально через несколько минут после разговора по телефону иметь удовольствие прослушать по телевидению или радио.

И вот теперь пришло время сказать о самом опасном. Старайтесь запомнить вышеприведенные правила, пока читаете их, но не в коем случае не пытайтесь их вспоминать во время интервью, ибо тогда вы неизбежно забудете все, о чем хотели поведать аудитории. Это уже несколько позже вы можете провести самоанализ и для сверки вновь пробежаться по этим строкам, которые, кстати сказать, не выбиты на камне и могут еще не раз быть исправлены и дополнены.

Пресс-служба Министерства обороны

В помощь военачальникам и сотрудникам информационных структур Вооруженных Сил

Общение с прессой – дело сугубо индивидуальное, требующее особого склада характера, личной предрасположенности и специфического опыта, нарабатываемого от интервью к интервью. На встрече с представителями прессы в канун 300-летия российской печати министр обороны Сергей Иванов, искусно жонглирующий перед камерами сложносочиненными оборотами вкупе со своей знаменитой «загадочной» улыбкой признался, что первые контакты с журналистами давались ему нелегко, и умение держаться в лучах софитов выработалось только со временем.

К тому же, добавим, у кого-то это получается, а кто-то не может справиться с собой и под любыми предлогами стремится уйти от разговора перед микрофоном, трезво оценивая свои филологические способности и справедливо полагая, что ради общего блага предпочтительнее дать информацию под запись, причем лучше не на диктофон, а в блокнот журналисту.

Вот почему, собственно, хотелось бы просто-напросто рассказать о том, как все-таки предпочтительнее всего выстраивать отношения с прессой с учетом специфики ее деятельности и того непреложного факта, что вне зависимости от желания-нежелания ответственного должностного лица СМИ существуют, и с этим феноменом современности надо мириться во всех значениях этого слова, выстраивая отношения, которые базировались бы прежде всего на принципах «мирного сосуществования».

Те, кто хочет оставаться «объектом постоянных нападок со стороны разнузданной прессы», могут сразу отложить эти заметки в сторону и заняться более полезными, по их мнению, делами. Написано это для тех, кто понимает, что сегодня просто нельзя занимать хоть сколько-нибудь приметное положение в обществе (в частности, на армейском Олимпе) и не информировать его о своей деятельности через прессу. На каком-то этапе своей жизни удачливый и способный человек достигает того поста, который по своему положению в «табели о рангах» является публичным. А общество, со своей стороны, вправе потребовать «отчета о проделанной работе». И этот отчет должен соответствовать уровню занимаемого положения и в части работы со СМИ. Кто этого не понимает, тому, возможно, живется легче, но только в его воображении. Ибо культура общения с представителями средств массовой информации – суть культура личности и той структуры, которую он представляет вплоть до высших чинов иерархической лестницы.

Автору этих сток не раз приходилось стакиваться с проблемой предоставления средствам массовой информации комментария или же хотя бы краткого интервью высшим командным составом и, поверьте, не всегда все проходило гладко при том, что на встречи с журналистами шли «не самые слабые кадры». И будем честны – они обучались в высших учебных заведениях тогда, когда и речи не могло быть о тесном сотрудничестве с прессой. Собственно говоря, и теперь этому «в академиях не обучают». А зря. Потом самим выпускникам становится не по себе при виде микрофона. А коль скоро в учебных программах, по-видимому, еще долгое время не будет находиться места для столь необходимой в современном мире дисциплины как работа со средствами массовой информации, предмет сей для желающих выглядеть прилично в глазах общественности придется поднимать самостоятельно.

Ознакомившись с нижеизложенными рекомендациями, вы хоть в какой-то степени сможете рассчитывать на успех в «противостоянии» со СМИ, если, конечно, находитесь в «постоянной боевой готовности» к отражению нападения со стороны этого «невероятного противника».

Принципы общения с прессой

Разговаривать с прессой можно по-разному и по различным поводам. Общение с ее представителями может быть продиктовано необходимостью довести до массовой аудитории официальное сообщение, точку зрения ведомства или соответствующий комментарий. В этом случае вы являетесь инициатором встречи, и рассчитывать следует только на положительный результат. Другой вопрос – а нужно ли это прессе в тот момент, когда вы намерены пойти на контакт? Надо уметь выбирать моменты!

Сложнее обстоит дело, когда пресса сама выходит на вас с просьбой прокомментировать ту или иную ситуацию. И если в первом случае ваши пожелания могут не совпасть, то здесь вы выступаете в роли стороны, «принуждаемой к ответу». Ваше незавидное положение заключается в том, что вы, хотите или не хотите, вынуждены откликнуться на просьбу о встрече, причем сделать это необходимо оперативно и грамотно в условиях сжатого времени. Суть дилеммы в том, что если на контакт не пойдете вы, найдется масса комментаторов различного толка, которых хлебом не корми, дай засветиться на экране. С легкой руки «независимых экспертов» будет нарисована такая картина ситуации, что вам впоследствии предстоит овладеть специальностью реставратора с тем, чтобы сначала восстановить оригинал в первозданном виде, а затем долго и упорно разъяснять, что к чему. Но и тогда, увы, ваш труд будет напрасным, ибо сказанное впервые как новость прочно оседает в сознании аудитории и надолго остается там до лучших для вас времен, когда возможная вторая спасительная волна интереса общественности к теме предоставит шанс исправить ошибку и без всяких предварительных условий бросит вас на микрофоны.

Однако прежде чем «ринуться на амбразуру», необходимо запомнить или хотя бы постараться следовать некоторым принципам, которые нужно иметь в виду при общении с прессой. Большая их часть носит запретительный характер, ограничивающий, казалось бы, вашу «свободу слова». Но эти запреты – только во благо.

Принцип 1. Никогда не говорите неправды. Любая ложь рано или поздно будет раскрыта, и тогда потребуется много усилий, чтобы восстановить подорванное доверие не только по отношению к вам лично, но и в целом ко всему ведомству.

Принцип 2. Никогда ничего не выдумывайте. Нельзя позволить себе поддаться давлению со стороны корреспондента, чтобы тот тут же радостно сообщил в редакцию: «Я выбил у него это признание!» Потом трудно будет объяснить, что, мол, «ничего такого» вы не говорили, он «сам все додумал». Если вы не знаете ответа на вопрос – так и скажите, добавив при этом, что не хотите показаться необъективным и постараетесь выяснить детали, а позже непременно поделитесь с прессой достоверной информацией.

Принцип 3. Никогда не комментируйте того, о чем у вас нет четкого представления, тем более, если направленность разговора выходит за рамки ваших прямых функциональных обязанностей. Не позволяйте втягивать себя в гипотетические дискуссии, особенно на политические темы (даже со ссылкой на свое личное мнение). Придерживайтесь рамок оговоренной ранее проблематики беседы.

Принцип 4. Никогда не давайте волю вашим чувствам. Соглашаясь на интервью, помните: ваше лицо – это лицо Вооруженных Сил. Ни в коем случае не позволяйте себе проявлений грубости, бестактности, раздражительности. Оставайтесь спокойным, рассудительным и, по возможности, обаятельным.

Принцип 5. Никогда не подвергайте критике дело, которому служите. Охотников до этого и так предостаточно. Сдержанная критика допустима, если она носит конструктивный характер и направлена на изменение ситуации к лучшему.

Принцип 6. Никогда не комментируйте слухи и мнения других людей. Придерживайтесь только достоверных фактов.

Принцип 7. Никогда не конкретизируйте данные о потерях, пока этому нет документальных подтверждений. Помните, что родственники не должны узнавать имена погибших из информационных сводок новостей.

Принцип 8. Никогда не раскрывайте информацию ограниченного распространения. Лучше оговорить заранее, что такие-то темы затрагиваться не будут. Примите меры к тому, чтобы карты и схемы в помещении, куда приглашены журналисты, не попали в объективы видео- и фотокамер.

Принцип 9. Никогда не нарушайте обещаний. Работа редакционного цеха зависима от информации, и под ваше интервью может быть оставлено место. Сорванная встреча или не предоставленные к условленному сроку данные вернутся к вам бумерангом в гипертрофированном виде.

Принцип 10. Никогда не говорите: «Без комментариев» (это пресловутое английское «No comments»). Всегда можно найти способ ответить на вопрос, даже если вы не знаете ответ или не можете говорить на какую-то определенную тему. Отказ отвечать журналисту создает впечатление, что ответ-то вы знаете, но не хотите «раскрывать страшную тайну».

Принцип 11. Никогда не думайте плохо о журналистах. С таким настроем лучше к прессе не выходить!

Теперь, когда вы вооружены «знанием всех тех богатств», которые выработаны в ходе многолетних усилий по достижению зыбкого консенсуса между «отвечающей стороной» и представителями журналистского корпуса, перейдем к рассмотрению специфических особенностей некоторых форм взаимодействия со СМИ.

Пресс-конференции и брифинги

Самая распространенная форма общения с представителями прессы. При этом организаторы (пресс-службы) должны в первую очередь определиться – какую цель преследует встреча с журналистами. Брифинг предполагает анонсирование какого-либо события, информацию о его развитии и завершении. Вариант извещения о событии приемлем, однако представитель ведомства должен быть готов дать ответы на интересующие журналистов вопросы. Особо осторожным следует быть, если присутствуют электронные СМИ, так как возможные поправки или уточнения уже нельзя будет сделать. Официальные заявления не перезаписываются! (Такой вариант, правда, возможен при записи «один на один», о чем речь пойдет ниже).

Следует акцентировать внимание присутствующих на пресс-конференции журналистов на заявленной заранее теме и оговорить, что возможные вопросы после вступительного слова не должны далеко уходить от основной проблематики. Всегда можно уйти от ответа на неожиданный вопрос, сославшись на рамки отведенной для разговора темы. И не надо этого избегать! Никто не обвинит вас в том, чего вы не говорили. Есть, правда, вероятность того, что ваше молчание будет интерпретировано соответствующим образом, однако лучше все-таки при невозможности иначе разрешить ситуацию прибегнуть к «обтекаемой формулировке», чем нести явную чушь. Если, конечно, вы не хотите прославиться.

Общение - основа профессии журналиста

Смысл общения - в его результате.

Профессиональная жизнь по своей значимости для судьбы человека и его развития как личности занимает ведущее место среди других его линий жизни. Искусство повседневного живого общения с людьми – органическая часть профессиональной квалификации журналиста. Мы постараемся показать вам: как сделать журналистский стиль общения действеннее, глубже, осмысленнее, ценнее; как научиться слушать собеседника; как контролировать ситуацию общения; как достигать эффективного и результативного общения с людьми разных психологических типов.

Для журналиста «творческое состояние – состояние взаимодействия с другим человеком, который становится “источником” информации». Без постоянного контакта с другими людьми нет профессионального роста. Умение общаться является показателем социально-психологической приспособленности любого человека. Журналисту она необходима больше, чем кому-либо, поскольку это связано с общественным характером его деятельности. И, тем не менее от 50 до 70 процентов журналистов испытывают те или иные трудности в процессе интервьюирования, при работе с источниками информации, с документами и при наблюдении ситуации в процессе знакомства с объектом своего внимания. Исследователи считают, что профессиональный успех и карьера журналиста определяются динамикой его мышления, продуктивностью мысли и чувства, творческой целесообразностью поведения журналиста во всех подчас весьма неожиданных, профессиональных ситуациях, особенно в работе с людьми - героями будущих произведений.

Каждый человек имеет свою систему социально-психологических знаний, которые складываются из эпизодических наблюдений, обобщений услышанного и прочитанного, т. е. каждый из нас обладает определенным багажом обыденного сознания и навыком общения, коммуникативным опытом. Журналистская деятельность развивает специфические профессиональные качества личности: общительность, быстроту реакции, умение сосредоточиться и работать в оперативных условиях, находчивость наблюдательность, память, прагматизм, инициативность, наличие интригующего начала в журналистских способностях, умение выявить в окружающей действительности факты, которые могут заинтересовать партнеров.

Журналисту, в какой бы области он не специализировался, требуются такие качества, как коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника, внушить доверие. Хотя и не существует универсальных чудодейственных методов воздействия на других людей, которые подходили бы для любой ситуации общения и могли гарантировать журналисту профессиональный успех, имеется ряд психологических и педагогических принципов, которыми он может придерживаться для эффективного общения.

Суть процесса общения заключается в обмене личностными установками, взглядами, впечатлениями, опытом, и «чем больше в процесс коммуникации вовлечены эмоции, память, опыт, интеллект коммуникаторов, тем эффективнее процесс общения». Полноценный процесс межличностного контакта в ситуации, когда журналист работает в режиме интервью, проходит три стадии: а) визуальный контакт; б) обмен информацией; в) взаимодействие, взаимовлияние.

В общении как процессе последовательных, взаимозависимых поведенческих актов происходят следующие действия: 1) получение и прием информации; 2) интерпретация информации; 3) взаимное восприятие; 4) взаимное понимание; 5) взаимная оценка; 6) сопереживание друг другу; 7) формирование симпатий и антипатий; разрешение возникающих противоречий; 9) осуществление совместной деятельности; регулирование характера взаимоотношений; убеждений; взглядов; 10) психологическое воздействие.

Результат профессионального общения зависит от того, в какой системе – закрытой или открытой – работает журналист со своим собеседником. Открытая система предполагает высокую самооценку, позволяющую вести разговор полно, адекватно, уравновешенно, ясно и прямо, обеспечивающую полную свободу любых обсуждений. Если стиль общения, в котором собеседник проявляет себя, как заискивающий, обвиняющий или отстраненный тип человека, то и результат может получиться хаотичным, случайным и деструктивным. Если вы подошли к выбору героя легкомысленно, то это непременно спровоцирует дефектное общение.

Ольга Нарышкина - студентка 3-го курса факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета не без смущения вспоминает свой первый опыт работы в газете «Зооинфо». Ее собеседником оказался бывший ректор Санкт-Петербургской ветеринарной академии – известный ученый в области оплодотворения крупного рогатого скота. Корреспондентка была совершенно не подготовлена к беседе, поэтому обрадовалась, когда собеседник взял на себе инициативу и первым начал разговор. Далее все ее попытки свернуть тему с «вымывания эмбрионов» на что-то более интересное для обычных клиентов зоомагазинов (где и распространяется газета) не увенчались успехом. «Тогда я поняла, что нужно вооружиться терпением. Действительно, минут через сорок профессор, видимо, утомился». Вот тогда инициативу молодая журналистка взяла на себя и разузнала о его военном детстве, преподавательских уловках и интересных историях из жизни (Личный архив).

Королёв Егор- член Союза журналистов России, выпускник факультета журналистики Волгоградского государственного университета и магистратуры факультета журналистики СПбГУ, корреспондент областной газеты «Волгоградская правда» (2004-2006), корреспондент еженедельника «СПб Курьер», редактор информационного web-проекта «Полит-грамота», совершая свои первые шагах в журналистике,также попадал в неловкие ситуации. Как-то он загорелся взять интервью у главного врача. Звали врача психиатрической больницы Эльдар Ахмедов. Надо отдать ему должное – на интервью он согласился с легкостью. И вот Егор Королев в кабинете у главврача.

– Я вас слушаю. Что вы хотите узнать? – спросил меня, словно пациента, Эльдар Ахмедов.

Повисла долгая пауза. В моей голове пронеслась мысль: «А не зря ли я выбрал журфак», потом пронеслось что-то про Наполеонов и я выпалил:

– А Наполеоны у вас есть?..

Даже не видя реакцию строгого врача в шикарном кресле, я понял – надо уходить.

– Вы зачем пришли? Вы совершенно не подготовлены!..

Факультет журналистики Королев решил не бросать и совершил вторую ошибку – засел за книги о психиатрии. Было интересно, он вчитывался в специальные тексты, углублялся в тему, и ему становилось интересно.



– Может ли эндогенная депрессия привести к тому, что человек станет психически больным?..

Эльдар Ахмедов был счастлив, и мы с ним разговорились об эндогенной депрессии.

– Что Вы думаете по поводу того, что многие представляют психиатрию системой подавления личности, в которой проявление индивидуальности рассматривается как аномалия?..

«Сейчас бы я посмеялся над студентом, который может задать такой вопрос. Но тогда я был "на высоте". Интервью получилось большим. Очень большим. Я его долго и нудно расшифровывал, а потом долго и нудно предлагал в две газеты. В газетах мне ничего не объяснили, но печатать текст отказались. Не сразу я понял, в чем беда. И была у меня даже эндогенная депрессия. К моему великому удовольствию, вот уже три года нет ни одного текста, за который было бы стыдно. Или над которым можно посмеяться (Личный архив).

Журналист знает, что людям свойственно брать на себя различные роли. Не даром говорят, что мир - театр, а люди в нем актеры. Причем людям свойственно желание казаться лучше, поэтому они создают свой имидж. В этом случае ваша задача - распознать, что в человеке истинное, а что напускное.

Человек предсказуем в целом ряде своих проявлений: ему свойственна поведенческая устойчивость, привитая нормами, однако «человек никогда не совпадает с самим собой, ему нельзя применить формулу тождества А+А» (8). Он может оказаться лучше или хуже образа, который презентует публике.

При оценке людей журналисту важно понимать, какому виду сценария они следуют в жизни, видеть систему их потребностей, иметь представления о структуре мотиваций и ценностных ориентациях.

Восприятие журналистом других людей базируется на поиске впечатлений, которые отражают основные характеристики личности. Часто самым прочным оказывается наше первое впечатление. Оно почти всегда означает, что вы относите воспринимаемое лицо к одной из групп людей в тех «классификациях типов», которые у вас уже сложились. При последующем познании этого человека мы раскрываем в нем своеобразные черты, присущие только этой личности. Индивидуальные качества человека (его приватная индивидуальность) воплощают конкретные целостные представления окружающих о нем (публичная индивидуальность). Причину поведения того или иного человека мы видим либо в его внутренних склонностях, либо в элементах ситуации, в которой он оказался.

Журналист старается определить, является ли конкретное поведение постоянным или случайным, однотипно оно или различно в сходных условиях; выделяет их тип поведения (дружеского, любовного, агрессивного). При этом обращает внимание на то, какой образ действий демонстрирует этот человек.

В познавательной деятельности журналиста присутствует как важный компонент понимание самого себя и себе подобных в различных ситуациях межличностных отношений и психических состояний. При этом мотивы поведения журналиста, его функциональные обязанности должны восприниматься им не как арена для самоутверждения, а как приглашение к самосовершенствованию во взаимодействии с людьми разных профессий, статусов, возраста, пола, интересов.

Коммуникативная компетентность предполагает адекватность в любой ситуации. Однако деятельность пишущего человека связана с риском, неопределенным исходом и возможностью непредвиденных последствий. При взаимном реагировании и восприятии, журналист, пытающийся изменить поведение другого, всегда должен помнить, что объект реагирует не только на методы и способы, но и на него самого как на личность. Вопрос об отклонениях, допускаемых социальными (личностными и ролевыми) нормами, очень важен. Поэтому здесь необходимо приспособление к партнерам с учетом их установок и ценностей, особенностей характеров, конкретных ситуаций и т. д.

Для достижения целей общения каждый использует свою наработанную систему средств - речь, интонацию, акценты, стиль выражения мысли, вербальные и невербальные средства (поза, внешность, организация предметной среды) и добивается при этом разной степени успеха.

Знание журналистом общих закономерностей - ключ к пониманию других. Это делает процесс общения более легким. Адекватность восприятия другого зависит от многих психологических качеств журналиста, в первую очередь связанных с его восприимчивостью, которая может быть выражена искренней любознательностью, вниманием к другим, способностью к аналитическому анализу ситуаций и отношений. Во вторую очередь адекватность восприятия обеспечивается реактивностью, т. е. подвижностью эмоций журналиста, их многообразием. Впечатлительность, искренний интерес к другому, способностью к сочувствию и сопереживанию нередко делают успешной профессию журналиста. Более того, становится необходимым сам психологический повседневный тренинг общения с разными людьми. Это требует определенного состояния души.

Журналист «Российской газеты» Игорь Свинаренко вспоминает:

В бытность мою большим начальником в одном солидном издательском доме («Коммерсант»), меня ужасало, что я с утра до вечера все время суетился, принимал людей, отвечал на звонки, куда-то ехал, давал команды, подписывал кипы документов… Потом смотришь - прошел день, наступила ночь, я смертельно устал. А что сделал? Ничего! Бумажки - из кабинета в кабинет, деньги - из сейфа в сейф… Я понял, что с этой руководящей высоты я вижу большие проблемы, но люди оттуда не видны. Их вообще как бы нет. У меня была тоска от того, что я не вижу деталей человеческих, выражения лица, интонации голоса. И я сказал: «Нет, не надо! Мне хочется обратно, к людям». Я вернулся. Многим это показалось странным, люди думали, что меня выгнали.

В процессе журналистского творчества вырабатывается особая эмоциональная природа чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям. Эффективность журналистского труда напрямую зависит от эмпатии - способности сочувствия, эмоционального отклика на переживания другого. В эмпатической способности лежат истоки морального развития личности журналиста, которое является условием профессиональной деятельности.

Волынская Ирина Александровна – студентка 3 курса факультета журналистики СПбГУ,
специализируется по кафедре радио и телевидения:
Любопытство, возведенное в абсолют, экстремальная степень сочувствия и болезненное желание помочь всем и каждому – эти, казалось бы, абсурдные качества не раз играли на руку пытливому журналисту. Картина дня… За окном промозглая сырость, и на душе как-то слякотно, ядовито. Так хочется быть не просто выслушанным, но и услышанным. Знакомые чувства? Не правда ли? Ощутив весь букет уязвимостей, вы сможете понять, на каких сердечных нотах стоит импровизировать акуле пера. Помните, фальшь прозрачна, она отталкивает собеседника, как одноименно заряженный магнит. Только искреннее сопереживание расположит интервьюера на распахнутое доверие.

Синдром Попутчика – популярное словосочетание, но я его назову душевным феноменом. Момент откровения в чуждой, непривычной среде, способность обнажить душу, доверить сокровенное первому встречному, малознакомому человеку, попутчику. Профессиональный журналист должен интуитивно чувствовать приближение бури наболевшего, острого желания разделить задушевное. Тогда связующая нить эмпатии поможет по зернышку, а, возможно и лавинным потоком, получить необходимую информацию и даже больше.

Сочные плоды этого феномена я вкусила в одной из командировок. Редакция N меня отправила на спецзадание в Старую Ладогу. Я писала материал из рубрики «Маршрут выходного дня», в котором должна была подробно рассказать всю полезную информацию, именуемую в нашей газете «полезнухой», ответить на все обстоятельственные вопросы, которые могут возникнуть у любознательного читателя: «Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?» и насущное «Сколько?». Но голые факты – продукт несъедобный. Материал должен дышать атмосферой города. А где ее родную заполучишь? У местных жителей, хранителей многовекового исторического сознания. В народе таится душа отчего края. Поездка была щедра на общение. В транспорте, на автобусных остановках, в магазинах и местных гостиницах. Куда бы меня не завел мой маршрут, я встречала удивительных людей с непохожими судьбами. Эти сутки я работала «свободным ухом». Я внимала, внимала, внимала… Со мною делились настроением, семейными неурядицами, детскими страхами. Рассказывали обо всем. Попутчик из автобуса поведал о чреде личных несчастий и детских мечтах, пассажир электрички пожаловался на жизнь, сосватал сыновей, пригласил в гости, оставив свой адрес, телефон и симпатию. Мне не приходилось выуживать информацию, насиловать собеседника, терроризируя его личное пространство. Люди охотно шли на контакт. Моей провокацией мог послужить лишь взгляд, внушающий доверие, взгляд человека, который не осудит, поймет. Простого взгляда иногда было достаточно, чтобы нужный персонаж сам подошел, подсел, заговорил и при этом искренне оставался уверенным, что общение инициировал именно он. Но главным моментом остается неравнодушие. Каждый человек, каждая история мне были интересны. Я пропускала через себя каждую эмоцию рассказчика, ощущала все его боли и радости, как собственные.

Рассказ студентки-практикантки очень показателен. Ее искреннее желание услышать людей, живущих в небольшом городе, понять их, посочувствовать было вознаграждено. «Материал удался, а опыт остался бесценным…», - заключает студентка (Личный архив)

Психологической предпосылкой эмпатии является способность «входить» в состояние другого и постигать причинно-следственные связи в его проявлении. Важным фактором эмпатии является развитая система подсознательного мышления, которую понимают как способность оперировать неполной информацией, соединять разные информативные потоки и признаки, освобождаться от шаблонов и избегать предвзятых суждений.

Существуют различные способы постижения другого человека. Рациональный уровень достигается с помощью системы логического выявления и оценки причины, мотивов и следствия поведения другого человека. Эмоциональное постижение зависит от эмоциональных ассоциаций и идентификации с собеседником. Интуитивный уровень означает предвосхищение самопроявлений человека, их угадывание. Выбор адекватного средства реагирования или воздействия на собеседника зависит от умения на всех уровнях фиксировать особенности другого человека.

В профессиональном общении роли участников разные: журналист, как правило, субъект исследования, а его собеседник - объект. Задача журналиста в каждом акте общения иметь алгоритмы ведения беседы, типичные матрицы, чтобы не терять времени на продумывание дальнейших шагов. Нужно понимать, что журналист часто работает в экстремальных условиях, вызванных необходимостью оперативно собрать материал и распространить информацию раньше других коллег, при этом не исказив суть полученных от расспросов людей фактов и данных. Технологии получения сведений должны быть отточены и давать минимальные сбои. Но человек, с которым имеет дело журналист, материал тонкий, работать с ним нужно максимально осторожно и бережно. Это требует умственных и эмоциональных затрат.

Общаясь с собеседником, журналист ориентируется в его поведении, поскольку он как бы “читает” его, т. е. расшифровывает значение его внешних данных и раскрывает смысл получающегося таким образом текста в контексте, и имеющем свой внутренний психологический план. Это “чтение” протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у журналиста вырабатывается более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст и отношение к поведению людей, с которыми он общается. Для журналиста подобное «чтение» выступает как профессиональное требование, следовательно, эти навыки должны совершенствоваться.

В поведении людей важно подмечать типическое. Это облегчает ориентацию, а вы, подмечая индивидуальные особенности, сможете уточнить тактику отношения с собеседником. Например, видеть перед собой авторитетного руководителя, или неудачника, или эгоиста. Эти качества реализуются всегда индивидуально. У авторитарной личности могут обнаружиться особенные черты, например, склонность к фаворитизму, перекладыванию ответственности на подчиненных. Эгоист может быть общительным, а может быть замкнутым, ожесточенным, недоверчивым, способным на месть и т. д.

Нельзя забывать, что человек принадлежит к определенной группе, поэтому его поведение несет на себе отпечаток тех принципов и норм поведения, которые характерны для этой группы. Но человек может оказаться хуже или лучше группы. Правильная оценка партнера возможна лишь при отвлечении от стереотипов. Но и в этом случае свою (даже многогранную) оценку вы, очевидно, не можете считать догмой.

Общение редко бывает бескорыстным. Приоритетной целью журналиста является получение максимума информации. Однако любое общение должно приносить пользу всем участникам межличностного общения, означающего взаимное (с обеих сторон) вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействие). Общение означает восстановление связи, движение навстречу, взаимоперетекание.

Как видим, профессия требует от журналиста совершенствования целой системы качеств, необходимых для эффективного общения. Прежде всего, это направленность на других, т. е. возможность проникнуть в систему ценностей человека. Далеко не последнюю роль играют определенные характеристики интеллекта, а также воспитанность и организация эмоциональной сферы.

Предвидение поведения, анализ и постижение других, развитая способность «входить в положение» являются составной частью психологической культуры журналиста.

Ряд качеств журналиста, способствующих успеху в общении, связан с особенностями мышления, объемом внимания, необходимого, чтобы выслушать собеседника. Потребуются и определенные свойства восприятия - наблюдательность, способность различать мельчайшие колебания в настроении, видеть существенное в личности. Журналист должен обладать тренированной памятью, помогающей помнить лица, а также привычки и другие детали и подробности, характеризующие данную личность, в том числе факторы, которые могут раздражать или успокаивать человека. Трудно обойтись и без воображения. Зримое представление ситуации общения способствует лучшей подготовленности (выстраивается алгоритм предстоящей беседы - образуется логическая нить, на которую «нанизываются» словно бусы - факты, мнения, оценки, представления о предмете беседы).

Часто первый опыт общения с журналистами оказывается для многих неудачным. Люди получают отрицательную публикацию вместо положительной, искажение фактов и неправильно переданный смысл слов.

Очень часто журналист, ищущий интересный репортаж и не желающий вам никакого зла, внезапно делает 164

публикацию, наносящую вам вред.

Вы можете получить черный РИ там, где никто не собирался его делать. В итоге получится, что вы организовали против себя черную РИ-кампанию, спровоцированную неправильным общением с журналистами.

В черном РИ ситуация еще хуже. Пытаясь получить негативный репортаж, направленный против вашего конкурента, вы можете получить негатив в свой адрес, или же конкурента подадут, как незаконно обиженного вами.

Чтобы правильно общаться с журналистами, нужно знать, как это делается - строго говоря, знать правила игры. Обратим внимание, что здесь ничего не зависит от интеллектуального развития и образования того, кто будет общаться с журналистами. Подчас руководители высшего звена, имеющие великолепную квалификацию и являющиеся умными людьми, при общении с журналистами допускают серьезные ошибки. Общение с журналистами - это особый вид деятель-

ности, не имеющий аналогов. Ему нужно отдельно учиться. Умение выступать перед аудиторией, умение проводить переговоры и совещания не имеет здесь никакого значения.

Итак, рассмотрим, что же именно интересует журналистов? Как правило, они охотятся за интересной, может быть даже сенсационной информацией. Информация должна быть интересной именно для их аудитории. Представления о том, что интересно, а что нет, у них разные, но, как правило, для каждого СМИ есть некие стандарты в этом вопросе.

Перед встречей с журналистом вам нужно знать, что им движет и какую информацию он ищет. Если он обратился к вам в силу воздействия вашего пресс-релиза, вы знаете канву будущего разговора. Если же обращение журналиста вызвано неизвестными причинами, к этому интервью нужно отнестись с предельной степенью осторожности.

Существует несколько принципов, которые надо соблюдать, давая интервью. ?

Самую важную и интересную информацию старайтесь сообщить в начале. Однако парочку важных фактов оставьте на конец. Когда у вас берут короткое интервью (например, в выпуске новостей), как правило, берут фразы из начала репортажа. Если же интервью предназначается для большой передачи, вполне возможно, что будут взяты отрывки из начала, середины и конца интервью. ? Давая интервью, учитывайте, что его, скорее всего, не разместят целиком. Говорите так, чтобы даже вырезанные кусочки интервью могли существовать самостоятельно. Старайтесь заранее отрепетировать краткие предложения, содержащие полный смысл вашей идеи. Есть и другая сторона медали. Из вашего интервью могут вырезать предложение так, что смысл изменится. Иногда это делается специально. ?

Старайтесь говорить лаконично и понятно. Распространенной ошибкой является слишком сложное, долгое и запутанное изложение. Большинство СМИ ориентировано на широкие массы людей, и журналисты стараются излагать информацию максимально просто, так чтобы она была доступна людям с разным уровнем интеллектуального развития. Не используйте специальной терминологии. ?

Не используйте пустые слова и лишенные новостной информации предложения. ?

Очень внимательно относитесь к используемым словам и их синонимам.

Многие явления можно характеризовать по-разному и разными словами. Окраска понятия иногда меняется в зависимости от использованных слов. Особенно внимательно следите за использованием виртуальных понятий. ?

Не допускайте приятельского общения с журналистом. Все, что вы скажете при общении с журналистом, может быть использовано в статье. 167

Нельзя говорить что-либо, не предназначенное для публикации. Хотя журналисты стараются расположить к приятельскому общению, не поддавайтесь этому соблазну. Большинство ошибок происходило именно при переходе к неформальным отношениям. ?

Ни при каких условиях не сообщайте те факты, которые не должны попасть в печать. ?

Чаще говорите «Я», а не «Мы». ?

Смотрите на свою компанию со стороны публики. ?

Сообщите правду, даже если это может навредить. ?

Не преувеличивайте факты. ?

Если вы не знаете ответа на вопрос, не надо уходить в сторону от темы. Журналист может подумать, что вы что-то скрываете, и по-своему истолкует факты. Скажите, что вы не знаете, но узнаете или познакомите с человеком, который знает. Если информация содержит коммерческую тайну, так и скажите. ?

Если репортер задает вопрос, на который можно ответить либо «Да», либо «Нет», скорее всего, он ждет от вас развернутого ответа. Ответ должен содержать несколько предложений развивающих тему. ?

Если репортер своими вопросами прошел мимо какой-либо вашей удачной домашней заготовки,

то удлините ответ на какой-либо вопрос и приведите мысль к упущенным фактам. Практически всегда, развив мысль, можно подойти к той теме, которую вы подготовили дома перед интервью. ?

Запаситесь перед интервью интересными фактами. ?

Не спорьте с репортером. Вы можете выиграть в споре, но публикацию все равно будет делать он, и в конечно счете вы все равно проиграете. ?

Если вы не согласны с фразой репортера, не повторяйте ее. Существует распространенный прием, позволяющий заложить в ваши уста фразы, которые вы бы никогда не сказали. Например, одного из предпринимателей спрашивают: «Это правда, что ваше предприятие - золотое дно», а он отвечает: «Нет, наше предприятие - не золотое дно». Затем вопрос журналиста и начальная часть интервью будут вырезаны, и останется только «золотое дно». В устах городского чиновника она может стать великолепным черным РИ.

Чтобы натренировать себя соблюдать эти правила, нужно сделать несколько тренировочных интервью. Кто-то из ваших сотрудников или знакомых должен выступить в роли корреспондента, намерено заставляя вас говорить неправильно, а вы должны соблюдать эти правила и выкручиваться из сложных ситуаций. Перед телевизионным интервью рекомендуется записывать свое выступление на видеокамеру и затем просматривать, замечая ошибки. Перед интервью на радио, соот-

Напор и агрессия часто помогают выступать лучше.

Вы можете представлять себя огромным бульдозером или великаном, разрушающим стену сомнения, страха и неуверенности в себе.

Еще по теме Методы общения с журналистами:

  1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Принципы речевого общения
  2. 9.3.Формы и методы активного общения как способ предупреждения конфликта
  3. Правомерен ли отказ в предоставлении журналисту информации о кредитном учреждении в связи с тем, что журналист не является его клиентом и не собирается им стать?
  4. А.К. Симонов. Журналист в поисках информации. Сборник материалов для работников СМИ и будущих журналистов Под ред. А.К. Симонова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Галерия,. - 180 с., 2004