Памятка как нужно беречь зрение. Береги зрение смолоду

Библиографическое описание: Трынкина А. А., Абрамова С. И. Береги зрение смолоду // Юный ученый. — 2017. — №2.1. — С. 47-52..03.2019).





На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых. Вот и в маленькой эвенкийской деревне Тяня увеличивается число детей и взрослых, которые носят очки, часто жалуются на болезни глаз. Совсем недавно эвенки и во сне не могли представить себе телевизор и компьютер, сотовый телефон и всевозможные игровые автоматы. Они появились почти как гром среди ясного неба. Казалось бы, все эти современные технологии расширили кругозор, но отняли самое дорогое – здоровье. Ведь эвенки были детьми природы. Они не были подготовлены к резким изменениям не только сознания, но и, в целом, образа жизни. Испокон веков всю информацию этот немногочисленный народ черпал из матушки-природы. Это она учила познавать окружающий мир, любоваться красотой, а не компьютер, который активно вошёл в жизнь каждого. А ведь для того, чтобы пользоваться компьютером, нужны глаза. Не стоит забывать, что 80% информации об окружающем мире человек получает через органы зрения – глаза. Трудно даже представить, какую колоссальную нагрузку получает зрение каждодневно, когда по несколько часов подряд дети сидят за гаджетами и компьютерами.

Цель: изучить влияние компьютера на зрение человека.

1. Выявить причины нарушения зрения.

2. Определить влияние компьютера на зрение.

3. Изложить основные правила гигиены зрения.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых напряжённых и утомительных.

По данным некоторых ученых, 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит, и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

В школе есть предмет «Информатика», где обучают основам работы на компьютере. Большинство рефератов, работ для олимпиады, презентаций невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать компьютер и телефон. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. Но часто люди, особенно дети, засиживаются за играми до самого утра. В результате глаза у них краснеют, опухают, слезятся. А сами они ходят отрешенные от всего, как зомбированные.

А ведь зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком (рис. 1).

Рис. 1. Глазное яблоко

Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки, с помощью которой мы видим. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза (Рис. 2).

Рис. 2. Мозг получил сигнал

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки (Рис. 3).

Рис. 3. Палочки Колбочки

Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате можно различать предметы, но нельзя определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, тогда легко определить цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того, чтобы видеть свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

С помощью опытов выявляются некоторые функции глаза:Опыт № 1.

Если направить свет фонаря на глаза, то зрачки сужаются. А если выключить фонарь – зрачки расширяются (Рис. 4). Значит, зрачок регулирует количество света, если света недостаточно – автоматически расширяется, если света вполне достаточно – он сужается.

Опыт № 2.Картонная трубочка подносится к левому глазу. Правая рука располагается перед правым открытым глазом, ладонью к себе. Другой глаз смотрит в трубу (рис. 5). И тогда кажется, что на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что видно через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина. Значит, глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3. В темной комнате надо постараться увидеть игрушку. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина проясняется, и можно разглядеть нужную вещь. Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимают свет. Поэтому в темноте человек видит облик предмета, но не видит его цвет.

Строение глаза и проделанные опыты дают понять, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Но каковы же причины ухудшения зрения и как её сохранить?

Рассмотрим результаты проверки зрения учащихся начальных классов. В марте 2014 г. 17 учеников из 20 имели хорошее зрение и у 3 человек имелись нарушения. В марте 2015 г. уже только 15 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением увеличилось до 5 человек (табл. 1).

Таблица 1

Результаты проверки зрения

По мнению офтальмологов, причинами ухудшения зрения могут быть отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания. Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина – неправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Результаты анкеты «Как я забочусь о своих глазах» показали, что не все дети заботятся о своих глазах (табл. 2).

Таблица 2

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Полученные результаты подводят к выводу, что необходимо подробно рассказать школьникам о причинах, приводящих к потере зрения и выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение (рис.6-14).

Рис. 6. Необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка

Рис. 7. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге, сидите прямо, не клади ноги на стул – помни о своей осанке

Рис. 8. Никогда не щурьтесь, Все это создает напряжение, которое противопоказано!

Рис. 9. Никогда не открывайте глаза очень широко!

Рис. 10. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.)

Рис. 12. Не смотрите телевизор с близкого расстояния!

Рис. 13. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу

Рис. 14. Неправильно подобранные стол и стул ведут к снижению зрения, нарушениям осанки!

Также следует регулярно проверять свои глаза, посещать окулиста не реже чем раз в год. Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

  1. Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.
  2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз (рис. 15).

Рис. 15. Упражнение для снижения утомления глаз

  1. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.
  2. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.
  3. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
  4. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Таким образом, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Хочется, чтобы это исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Литература:

  1. Большая Детская Энциклопедия. – АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144.
  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232.
  3. http://www.medpulse.ru/

Этот вопрос не теряет свою актуальность в наше время компьютерных технологий. Сегодня примерно 90% жителей нашей планеты пользуются гаджетами, компьютерами и другими техническими новинками, требующими напряжения зрительного аппарата, длительного сосредоточения. Итак, как же не потерять остроту зрения в раннем возрасте? Что для этого надо делать и что категорически недопустимо?

Правила сохранения зрения для взрослых

В большинстве случаев мы сами виноваты в том, что уже в раннем возрасте вынуждены идти за помощью к офтальмологам. Ведь игнорируем простые рекомендации, которые являются основой сохранения острого зрения до старости. Напомним же эти правила:

  1. Не читайте в транспорте. Чтение книг в автобусе, метро, маршрутке способствует развитию близорукости. Конечно же, добираясь на работу целый час, хочется с пользой и азартом скоротать время. Но мышцы зрительного аппарата при этом колоссально нагружаются и устают. Они вынуждены постоянно фокусироваться на тексте, который двигается. А если говорить о чтении с планшета либо мобильника текстов мелким шрифтом, то это просто издевательство над глазами.
  2. Создайте правильное рабочее место. Оно должно быть комфортным для глаз. Если речь идет о работе за монитором, то расстояние между глазами и экраном должно составлять 50 см. Лучше, если экран будет располагаться немножко ниже уровня глаз, что позволит избежать развития синдрома сухого глаза. Также важно, чтобы рабочее место было хорошо освещенным. Слабый либо слишком яркий свет плохо влияет на органы зрения. На мониторе рекомендуется выставить яркость так, чтобы цвет текста был в 8-10 раз ярче основного фона. Обязательным является наличие ламп дневного света, если работать за ПК приходится вечером, в темное время суток. Нельзя это делать при выключенном свете.
  3. Не забывайте о витаминах для глаз. Наш организм, и глаза в частности, нуждается в регулярной подпитке микроэлементами и витаминами. А для зрительного аппарата важно, чтобы поступало достаточное количество витамина А. Его можно черпать из готовых комплексов для глаз или из черники, моркови. Стаканчик морковного фреша или 50 граммов черничной ягоды в день помогут обеспечить зрительный аппарат ретинолом. Если же будете отдавать предпочтение аптечным поливитаминам, то желательно, чтобы в них присутствовал лютеин.
  4. Используйте увлажняющие средства . Сегодня офтальмологи массово диагностируют у людей синдром сухого глаза как следствие длительной работы за монитором. Поэтому использование капель, увлажняющих слизистую оболочку, поможет избежать развития такой патологии. Выбор вышеуказанных препаратов в аптеках огромен.
  5. Не забывайте о зарядке для глаз. Если профессиональная деятельность связана с компьютерными технологиями, вам приходиться сидеть за монитором целыми днями, то очень важно через каждые 40-60 минут делать хотя бы пятиминутные перерывы и выполнять моргания глазами, движения в стороны, вверх-вниз, закрывать их ладонями. Можно подходить к окну, фокусируя взгляд на далеких объектах. Это помогает снимать усталость и зрительное напряжение.
  6. Носите солнцезащитные очки. Ультрафиолет - враг для зрения. Вот почему стоит купить качественные очки, чтобы беречь глаза и защищаться от морщин. Людям, чья работа связана с резьбой по металлу, сваркой, нужны специальные защитные атрибуты для глаз. Ведь металлическая стружка, попавшая в глаз, может привести к слепоте.
  7. Смывайте на ночь косметику. Кожа век в кислороде нуждается днем и ночью. Серьезные офтальмологические патологии можно получить из-за элементарной лени смыть макияж с глаз.
  8. Регулярно посещайте окулиста. После 40 лет даже при хорошей остроте зрения это нужно делать хотя бы раз в год.
  9. Бережем глаза детей

    Для них первый авторитет - родители. И если они будут требовать от ребятишек соблюдения правил бережного отношения к зрению, а сами этого делать не будут, то проблем не избежать. Сгорбленная поза мамы за столом, длительный просмотр телевизора, ее привычка тереть глаза укореняться и у детей. Поэтому папе с мамой надо, прежде всего, быть всегда и везде примером бережного отношения к глазам и здоровью в целом.

    Как показывает практика, детское зрение часто ухудшается, когда ребенок идет в школу. Поэтому в первом классе надо выработать привычку сидеть за рабочим столом прямо, делать зарядку для глаз, пить морковный сок. Контролируйте время, которое дети проводят за экранами мониторов и телевизоров. Эти рекомендации особенно актуальны, если у ребенка есть генетическая склонность к проблемам зрительного аппарата.

Или, как принято их называть, сенсоры способны воспринимать информацию, которая нас окружает. Они же с помощью нервных импульсов передают информацию в мозг, где происходит ее анализ. Зачем все это нужно?

Органы чувств крайне необходимы живым существам, мы без них просто не могли выжить. Как достать себе еду, если нет глаз? Как отличить запах уксуса от запаха воды, если нет органов обоняния? И как мы поймем, что нездоровы (ударились, порезались или обожглись), если нет тактильного восприятия? Человек без сенсорных систем однозначно существовать не может. Именно поэтому мы будем обсуждать довольно важную проблему - как беречь органы чувств.

Памятки такого рода должны присутствовать в школах, университетах и даже в детских садах. Очень важно ребенку с самого раннего возраста донести то, что сенсорные системы своего организма нужно обязательно беречь.

Первое, что необходимо знать, - это то, что органов чувств у человека всего пять: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Если говорить совсем уж просто, то мы способны видеть, чувствовать запах и вкус, слышать и ощущать тактильно. Каждый орган чувств имеет свои определенные особенности, поэтому мы рассмотрим каждый в отдельности.

Зрение и его защита

Когда же человек впервые узнает такой термин, как органы чувств? 4 класс начальной школы дает такую информацию, но родители должны побеспокоиться об этой проблеме намного раньше, чем детям проведут короткий урок биологии по этой теме.

С самых первых дней жизни именно глаза дают возможность ребенку изучать пока неизвестный ему окружающий мир. С помощью зрения мы не только видим предметы, цвета и формы, но и определяем пространственное положение объекта. Благодаря этому органу чувств человек способен писать, читать, знакомиться с шедеврами литературы и искусства, а это немаловажно для развития и становления личности.

Нас окружает большое количество различных раздражителей, но особое значение имеют зрительные, потому что 90 процентов информации мы получаем именно благодаря зрению. Именно по этой причине мы разберемся, а конкретнее - зрение. Необходимо выполнять некоторые правила:

  • Хорошее освещение во время чтения.
  • Запрет на курение.
  • Питание, полезное для зрения.
  • Если вы носите очки или линзы, то обязательно ухаживайте за ними.
  • Меняйте линзы и очки вовремя.
  • Если врач прописал очки, то их надо носить.
  • Посещайте врача.
  • Правильно обращайтесь с компьютером, телевизором, телефоном и так далее.
  • Делайте простую гимнастику во время дня.

Эти простые действия помогут сохранить вам зрение или даже улучшить, если вы не запустили данную проблему. Помните, что зрение может испортиться и по причине механической травмы, поэтому защищайте их специальными очками или маской во время опасной работы. Не смотрите на яркие источники света (лазер или сварка).

Вкус

Все знают, что органом вкуса является язык. Это подвижная мышца, одна из самых сильных в человеческом организме. Поверхность нашего языка не гладкая, а шершавая, это можно объяснить наличием большого количества маленьких сосочков, которые и помогают нам определять вкус пищи. Все сосочки можно разделить на такие группы:

  • Нитевидные.
  • Конические.
  • Грибовидные.
  • Желобовидные.
  • Листовидные.

Исходя из формы, они выполняют какие-либо определенные функции. Теперь небольшой список правил, как беречь органы чувств (вкусовые рецепторы):

  • Нельзя есть сильно горячую еду или пить кипяток.
  • Обязательно необходимо перед едой мыть руки.
  • Нельзя брать в рот неизвестные препараты, растения и другие предметы.
  • Помните золотое правило: «когда я ем - я глух и нем». Не разговаривайте во время еды, это поможет вам не поперхнуться.

Обоняние

Органом чувств здесь выступает нос. Благодаря ему мы не только можем чувствовать прекрасные ароматы, но он нас предупреждает о многих опасностях, таких как пожар или утечка газа. Очень важно знать, как беречь органы чувств, в том числе и

  • Не вдыхайте непосредственно из емкости неизвестную жидкость, направляйте воздух к носу с помощью движений руки.
  • Для органа обоняния очень вредна пыль, делайте ежедневные влажные уборки и проветривания.
  • Курение или вдыхание табачного дыма также способны ухудшить ваше обоняние.

Слух

Органы слуха - это наши уши, которыми мы воспринимаем различные звуки. Последние представляют собой колебания, распространяемые с помощью звуковой волны. Не все звуки слышны человеку, есть определенные пределы, а выходящие за их границы звуки - это инфразвук или ультразвук. Слух беречь необходимо, а как это делать, мы рассмотрим прямо сейчас. Памятка, как беречь органы чувств (слух):

  • Нельзя кричать на ухо и слушать громкую музыку.
  • Нельзя чистить уши с помощью острых предметов, иначе можно повредить перепонку.
  • Ежедневно мойте или чистите уши.

Осязание

У нас остался последний орган чувств - кожа, именно она участвует в процессе осязания. Она имеет главную функцию - защиту организма от внешнего воздействия. Кожа помогает нам различать тепло, холод, боль и так далее. Переходим к главному вопросу. Итак, памятка, как беречь органы чувств:

  • Ежедневно принимайте ванну или душ.
  • Носите чистую и качественную одежду.
  • Избегайте ожогов, порезов, обморожений и так далее.
  • Нельзя трогать незнакомые растения и уличных животных.

Соблюдая эти простые правила можно надолго сохранить здоровыми свои органы чувств.

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  1. содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
  2. краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
  3. показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

Оборудование:

  1. Плакат "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
  2. Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

Ход классного часа

- " Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье" говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

"Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

2. Рассказ о строении глаза:

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружаюший мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.
Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят одни ячейки, а "черно-белых" - другие.

Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

А зачем человеку слезы?

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.


Чтение стихотворения учениками:


Глаз-волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён.
Стенкой гладкою и белой,
Называемую склерой.


Впереди кружочек тонкий--
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло--
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки -зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло-зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.

Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".

Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

Памятка «Берегите глаза»:

Не трите глаза руками.

Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

Не играйте в опасные для глаз игры.

Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Занимайтесь при хорошем освещении.

Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

Не читайте лёжа.

При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Не играйте со взрывоопасными предметами.

Не смотрите на солнце без темного стекла.

Не смотри долго телевизор,

Не играй долго в компьютерные игры.

А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!


Как беречь зрение: самые важные правила Памятка «Береги зрение» Мнение многих о том, что при хорошем зрении не требуются никакие профилактические меры, ошибочно. Со временем такое отношение приведет к ухудшению состояния. Существуют некоторые способы, благодаря которым вы сможете сохранить хорошую работу своих зрительных органов, но не следует также забывать и о регулярном посещении офтальмолога Существует несколько важных правил, как беречь зрение. Их нужно строго соблюдать: бросайте вредные привычки, курение и злоупотребление алкоголем пагубно влияют на весь организм, и в частности, на глаза; употребляйте больше витаминов. Благотворно влияет на функцию органов зрения черника, она не только снимает усталость, но и способна предотвратить некоторые заболевания. Можно, конечно, принимать витаминные комплексы, но все необходимые вещества лучше искать в продуктах питания. Витамин А содержится в моркови, рыбьем жире, печени и в томатах. Почерпнуть витамин В можно из круп, орехов и почек. А витамин С, Е и калий можно взять из яблок, шпината, смородины, цитрусовых, яиц, растительных масел, бананов, меда, грибов и морепродуктов; чаще гуляйте на улице; защищайте глаза от ультрафиолета; просматривайте телевизор на расстоянии от 2 метров от его экрана; при работе за компьютером делайте регулярные перерывы и защищайте глаза специальными очками, используйте капли для увлажнения роговицы; при любом виде работы позаботьтесь о хорошем освещении. Отзывы о способах, как беречь зрение, указывают на большую эффективность гимнастики для глаз. Она помогла многим людям не только избежать заболеваний, но и избавиться от них. Поэтому чтобы расслабить глаза и укрепить их мышцы, периодически делайте профилактические упражнения для этих органов. Как беречь зрение детям? Потеря зрения в детском возрасте оставляет отпечаток на всю жизнь, поэтому родителям следует заботиться о здоровье своих детей. Сегодня в каждом доме есть телевизор, компьютер и мобильные телефоны, которые так нравятся детям. Но постоянная занятость ребенка просмотром мультфильмов и играми может спровоцировать развитие близорукости, как не потерять зрение в таком возрасте? Приучите своего ребенка к строгому зрительному режиму. Пока зрительная система только формируется, просмотр телевизора в день следует ограничить до 20 минут. Начиная от 2 лет, смотреть мультфильмы можно в течение 30 минут. Ребенку с пяти лет можно разрешить пребывать перед экраном 1 час, а с 7 лет это время можно увеличивать до 2 часов с небольшим перерывом. Что касается компьютера, то детям дошкольного возраста разрешается смотреть на его экран только 20 минут, и не каждый день. Если ребенку больше 7 лет, то можно провести за играми 1 час в день. Очень важно, чтобы это был качественный монитор и ребенок делал маленькие перерывы между играми. Если ваш малыш имеет генетическую предрасположенность к близорукости, то лучше вообще исключить его контакт с монитором компьютера до 12 лет. Важно! Поскольку дети не осознают, какой вред можно нанести зрению, то забота о сохранении этой важной функции - забота родителей! Детям необходимо рассказать о том, что читать нужно только за столом при хорошем освещении, а никак не лежа и не в транспорте. Когда малыш сидит, расстояние между столом и подбородком должно быть не менее 30 см. Не следует наклоняться вперед, нужно держать спину прямо. Родителям следует позаботиться о том, чтобы их дети делали уроки или читали в хорошо освещенных местах. Для этого освещение необходимо именно на рабочем столе. Если стол расположен перед окном, от которого исходит очень яркий свет, то это тоже вредно, следует оградиться легкими шторами. Хорошее освещение необходимо и при просмотре телевизора или компьютера. В темной комнате глаза устанут намного быстрее. Всегда напоминайте детям о том, чтобы они отвлеклись от телевизора, вышли на прогулку или играли в обычные игры. Правила сохранения зрения очень просты. Следует не только соблюдать их, но и следить за тем, чтобы их соблюдали ваши дети с самого раннего возраста, что поможет избежать осложнений в будущем. Наряду со зрительным режимом обеспечьте для своей семьи правильное питание: регулярное употребление фруктов и овощей сохранит не только зрение, но и поддержит хорошее здоровье всего организма. Важно не забывать один раз в год показываться офтальмологу для того, чтобы вовремя обнаружить проблемы и предотвратить ухудшение зрительной функции.