Наблюдения за явлениями неживой природы. Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе

Цели и задачи:

Наблюдения за живой природой.

  1. Наблюдения за растениями.
    На деревьях и кустарниках - пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах - множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные - земляника, черника, малина, голубика; ядовитые - волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.
    Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
  2. Наблюдения за животными.
    Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора - выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.3. Наблюдения за птицами. Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.4. Наблюдения за насекомыми.
    Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая», мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов. У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом - толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой.

  1. Сезонные и погодные явления. Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда - ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное. Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль - самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
  2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.
  3. Наблюдения за трудом взрослого. Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

4. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки. Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о светофоре. В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют уход

Наблюдение за объектами живой и неживой природы и ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений»

Раскрытие основных смысловых понятий, формируемых у младших школьников

Календарь:

    способ, метод счисления дней в году;

    таблица или книжка с перечнем всех дней в году;

    от латинского «календы» (название первого дня месяца у древних римлян);

    система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы - смена времён года.

Фенология - наука, изучающая связь климатических факторов с перио-дическими (сезонными) процессами, происходящими в жизни растений и жи-вотных.

Народная примета - отличительное свойство, признак, за которым сле-дят, смотрят.

Времена года - периоды, в которые происходят определённые явления природы.

Сезон - одно их четырёх времён года.

Явления природы - проявление чего-либо в природе.

Ведение «Календаря погоды» и «Календаря природы»

Во 2 классе учащиеся продолжают проводить систематичес-кие наблюдения за погодными явлениями природы, ведут «Ка-лендарь погоды» или «Календарь природы» по выбору учите-ля. Последний предполагает наблюдения не только за погод-ными явлениями (состоянием неба, осадками, ветром, температурой воздуха), но и за изменениями, происходящими в живой природе в соответствии с сезонами.

Примерное содержание

«Календарь природы» помогает нам наблюдать за опреде-лёнными явлениями природы и видеть их последовательность и зависимость друг от друга. Народный календарь существует много сотен лет, им пользовались наши предки, будем поль-зоваться и мы. В его основе многочисленные наблюдения за особенностями протекания явлений природы, которые когда-то были зафиксированы. Первоначально наблюдаем и прове-ряем справедливость народных примет, связанных с погодой, потому что они строятся на конкретном материале, который легко пронаблюдать в городе, увидеть результаты и сделать вы-воды. Особенность народных примет о погоде в том, что они дают краткосрочный прогноз (например, какая погода будет вечером или на другой день).

Наблюдаем и проверяем приметы по сезонам.

Весной: «Длинные сосульки - к долгой зиме», «Облака плывут высоко - к хорошей погоде», «Солнце красно заходит - к ветру», «Синие облака - к теплу и дождю», «Холодно - лист дуба развёртывается».

Летом: «Одуванчик сжимает шар к дождю», «Утром трава сухая - к ночи ожидай дождя», «В муравейнике ходы откры-ты и заметно бойкое движение насекомых - к хорошей пого-де», «Земляные черви выползают - к ненастью», «Божья ко-ровка, взятая на руку, быстро слетает - к солнечной погоде».

Осенью: «Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром», «Послеобеденный дождь долгий», «Мо-розный иней на траве - к дождю», «Облака идут низко - ожи-дай стужи», «Сбежались тучки в одну кучку - быть дождю».

Зимой: «Ворона под крыло клюв прячет - к холоду», «Ветер подул с северной стороны - к большим холодам», «Гром - к сильным ветрам», «Звёзды сильно блестят - к морозу», «Если ночью был иней - днём снег не выпадет», «За три дня перед полнолунием - перемена погоды».

Учителю или родителям из огромного числа народных примет, связанных с предсказанием погоды, следует выбрать нес-колько и познакомить второклассника с их содержанием заранее, работая на опережение. Нужно напечатать их, вместе с ребёнком подобрать изобразительный материал, их иллюстриру-ющий, и наблюдать погоду ежедневно. Важнейшее условие формирования мотивации к наблюдательской деятельности - это чувственное восприятие как основа познания деятельности, ко-торой руководят взрослые. Наблюдение важно сочетать с беседами, играми, чтением художественной литературы.

Если мы ведём с детьми «Календарь природы», то в этом случае используем предсказания - определяем протекание противо-положных или следующих друг за другом сезонов. Например: «Много желудей на дубе - к морозной зиме», «Если весной летит много паутины - лето окажется жарким», «Летом на деревьях желтеют листья - к ранней осени», «Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к тёплой », «Сырое лето и тёплая осень - к долгой зиме», «Холодная зима - жаркое лето».

Интересно проводить наблюдения и за фенологическими явлениями природы и сопоставлять их сроки с настоящими.

При этом следует знать, что фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов - 4, а подсезонов, характерных периодов, ограниченных рубежными явлениями живой природы, - 14. Так, весна в европейской части России делится на 4 периода: снеготаяние (весна света), оживление весны (весна большой воды), разгар весны (весна зелёная) и предлетье.

Интересные сведения о сезонах и их протекании можно прочитать в книге А. Стрижёва «Календарь русской природы».

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2./ Под ред. А. Я. Данилюка – М.: «Просвещение» - с.-81-83

  1. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа

    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).

  2. Рабочая программа по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для 1 класса на ступени начального общего образования

    Рабочая программа

    Основная образовательная программа образовательного учреждения МОУ Коневская СОШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом

  3. Программы «Исследователи природы» для общеобразовательных учреждений учреждений дополнительного образования

    Программа

    Программы «Исследователи природы» – результат многолетней работы объединений эколого-биологического профиля Республиканского экологического центра детей и юношества.

  4. Пояснительная записка. 3 Краткая характеристика используемых умк. 8 2

    Пояснительная записка

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.

  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Наталия Уварова
Конспект наблюдения за явлением неживой природы с детьми средней группы «Наблюдение за ветром»

Задачи:

Продолжать знакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы – ветер.

Расширять знания детей о ветре, научить определять силу ветра.

Развивать наблюдательность, слуховое и зрительное внимание, расширять словарный запас.

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к ней.

Материалы и оборудование: вертушки, султанчики или ленточки.

Предварительная работа: рассматривание картинок «Явления природы», чтение стихов, художественной литературы.

Ход наблюдения.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Загадки.

Невидимка озорной:

Все играет он с травой,

Листья в воздухе кружит

И куда-то все спешит. (Ветер)

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

Хоть безрукий, но бывает-

Груши с веток он сбивает,

Сосны с корнем вырывает-

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг-и нет его нигде (Ветер).

Воспитатель. Вы угадали. Это ветер. Сегодня на улице ветреная погода. Как мы с вами это обнаружили?

Ответы детей .Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут. Воспитатель. Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление.

Воспитатель предлагаетвзять в руки вертушки, султанчики или ленточки и определить: какой силы сегодня ветер.

Воспитатель. Благодаря вертушкам мы выяснили, что ветер сегодня сильный. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.

Художественное слово.

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

Лучше улицы мети

Или мельницы крути!

Яков Аким

Целую ночь ищет ветер-бездельник,

Что бы поделать ему в понедельник?

То отрывает кусок старой жести,

То хлопнет дверью раз этак двести.

Вдруг пробежался по крыше азартно

И на чердак провалился внезапно…

С воем пронёсся, как паровоз,

Через все щели себя он унёс!

Тут же щекою к окошку прижался,

Форточкой хлопнул, чуть-чуть отдышался,

Сильно вздохнул и куда-то умчался…

(Александр Бехтерев)

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?»

Цель: упражнять в подборе прилагательных.

Ход игры: воспитатель задает вопрос «Ветер какой?»

Ответы детей: (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, прохладный, свежий, холодный, теплый, влажный, утренний, летний, встречный).

Воспитатель. Ребята, а что ветер умеет делать? (Подбор разных глаголов). Ветер может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, унести головной убор, налететь, освежить, закружить, развевать флаги, поднимать пыль, гнать волны, свистеть и т. д. Да, ребята, ветер многое умеет делать.

Стихотворение о ветре М. Исаковского.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых.

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

В перегонку с пылью.

Воспитатель. Ребята, а как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.)

Выводы. Ветер приносит большую пользу: опыляет растения, разносит семена, приводит в движение парусные яхты, помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы, иначе не сбросив листья, они погибли бы под тяжестью снега. Но ветер может приносить и вред: сильные ураганы вырывают с корнем деревья, разрушают жилые дома.

Вот какой он разный, этот ветер:может быть добрым волшебником или колдуном.

Подвижная игра «Кораблики и ветер»

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, развивать ловкость.

Ход игры: дети подражают парусным корабликам, «плавают», выгнув спинки и разведя руки в стороны. Педагог изображает ветер: сильный ветер, слабый ветер. При сильном ветре кораблики бегут быстро-быстро – ветер надул их паруса. Ветер ослабевает, кораблики плывут медленнее. Затем ветер совсем исчезает, перестает надувать паруса, подгонять кораблики и они останавливаются. Игра повторяется несколько раз.

Труд на участке.

Воспитатель предлагает детям подмести листву (мусор, разлетевшуюся от ветра на веранде и участке детского сада.

Публикации по теме:

Беседа «Наблюдение за снегом» с детьми средней группы Цель: Помочь детям увидеть красоту зимнего пейзажа, порадоваться зимней сказке. Обратить внимание на то, как идет снег, как выглядит снежный.

Наблюдение за неживой природой Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение Центр развития Ребенка №44 «Золотой ключик» Конспект прогулки для детей.

Наблюдение за осенними листочками и ветром (первая младшая группа) Задачи: закрепить знания детей об осени; раскрыть новое понятие «ветер»; упражнять в умение находить.

«Воздух». Конспект занятия по ознакомлению с явлением неживой природы (старшая и подготовительная группа) Задачи: Показать способы, приемы обнаруживания воздуха /воздух есть в банке, в стакане, в целлофановом пакете/;воздух есть повсюду/ а не.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные.

Уважаемые родители!
Предлагаем Вашему вниманию материал, который поможет Вам сделать семейные прогулки с малышом летом по настоящему захватывающими для него. Особенно если Вы не забудете забывать смотреть вокруг глазами малыша, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки.

Наблюдения за живой и неживой природой.

Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но появятся огромные тучи, налетит веселый дождь-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.
Ты слышал песенку дождя: »кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения на ориентировку в пространстве, первые познания о живом и неживом - вот столько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя сидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны - дождь всех умыл. А кто и умылся и напился - так это кусты, деревья, цветы. Детям нравится «Дождик» Б. Заходера. Они с удовольствием вторят вслед за взрослыми: «Кап! Кап»
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев, погнал все, что плохо лежит. Нечего охать, ахать, а нужно как папа, встать навстречу ветру и продекламировать: «Ветер, ветер, ты могуч…» и т.д.
Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени года - лету. Солнышко ласковое греет. Все рады ему. Называй, кто радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг. Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета.
Природный материал. Песок и вода. У водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?
А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой, что захочется. Можно опечатать следы собственных ладоней: у кого больше по размеру? Папа обведет на песке силуэт собственной крохи, пусть малыш полюбуется своим изображением.
Прошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие - проверяй палкой, а не ногой! А папа опять предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй - бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумаги.
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. С папой все можно.
Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкое - шероховатое. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие-маленькие, черные - белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку - камешек.
Трава и цветы. На лужайке блести на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка - муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета - одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш, что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи. Папа достает лупу, чтобы получше рассмотреть тоненькие лепесточки гвоздички. Рассмотрели и ромашку. Мама говорит, что у нее лепестки, как реснички. Интересное сравнение. А какие ресницы у папы? Мама с улыбкой предлагает: «Отгадайте мою загадку: «Стоят в поле сестрички - желтый глазок, белые реснички».
На клумбах в парке сначала цветут тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы, анютины глазки, гвоздики, а к концу лета - хризантемы и астры.
И каждый раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом: где нарцисс, где тюльпан? Найди тюльпаны разной окраски и назови ее. Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок. Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других крохотные, но такие пахучие. Например, резеда. И везде мама учит бережно относиться к растениям, не рвать без нужды, не мять. А папа осторожно прячет в ладонях головку цветка, предлагает понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья или одуванчик?
Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.
Куст и дерево. Идя по парку, городу, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Знаешь как отличить их? Поведи рукою - это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко.
А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. А теперь папа дает задание: определи, какое из двух деревьев толще, какое тоньше и почему. Деревья высокие и низкие. Найди самое высокое из них. Бродя между деревьями, можно собирать опавшие веточки, кому какая понравилась, а потом каждый расскажет о своей веточке. Взрослые помогают ребенку фантазировать, а затем и сравнивать: чья длинная - коротка, толстая -тонкая.
В летнее время можно знакомить ребенка с березой и дубом. Пусть малыш ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажите: белоствольная березка, кудрявая. А дуб? Могучий великан. А какие разные у них листья, рассмотри их.
Наблюдение за лесными зверями. В парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собой корм для белки. Папа расскажет о ее житье - бытье. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто, где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?
Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.
Наблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые хрупкие создания, невольно модно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают.
Мама подчеркивает - это про них есть поговорка: «Муравейник невелик, а горы копает».
По дороге бежит - спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно общаться, но только осторожно.
Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из - под ног. Папа предлагает все прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного и с помощью лупы разглядеть, а затем опустить: «Скачи к своим друзьям, передай о нас привет!»
Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь». Все решают, что бабочка - живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодической характер. Главное учить ребенка бережно обращению со всем живым.

1. Сезонные и погодные явления.1. Сезонные и погодные явления.
Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во
время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков
зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и
вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно,
погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий
денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание
стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию - лето
красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным
признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения
липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода,
можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так
сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в
водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день,
продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные
сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе,
определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда
солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для
наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за
тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают,
что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными
приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.
Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов
уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и
самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период
являются игры с водой и песком.

Наблюдения за живой природой летом 1. Наблюдения за растениями летом

Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и
кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев,
отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. Луговые
цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые:
пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают
урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений
детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть
красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом
Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные
детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от
врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие
имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам
следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают
птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для
птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом
насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся
со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают
вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда
птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает
внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.
4. Наблюдения за насекомыми
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза.
Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью
лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и
прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья
коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку
на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не
причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи,
осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают
гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу,
поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей
бережное отношение к насекомым.