Морфемный анализ слова. Е. И. Литневская Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Морфемный разбор или разбор слова по составу это последовательное выявление морфемного состава слова, то есть всех его элементов.

Начинать его нужно с определения части речи, к которой относится разбираемое слово. Это нужно для того, чтобы узнать, изменяется оно или нет, если изменяется – выделяем основу и окончание, если нет, то оно целиком входит в основу, а окончание отсутствует (нулевое).

Если у нас глагол, прилагательное, существительное и т. д., то есть изменяемые слова, то тогда подбором однокоренных слов, сопоставлением разных его форм мы обозначаем вначале окончание и основу, затем вычленяем все значимые и соединительные морфемы, которые имеются. Иначе, у нас неизменяемое слово (деепричастие, наречие, служебная часть речи и т. д.), тогда мы обозначаем его как основу и опять же подбором однокоренных находим, из каких морфем оно состоит.

Например:

гонщик – существительное, изменяемое (гонщика, гонщику ), следовательно, имеет нулевое окончание и основу гонщик . Оно образовано от слова гонять при помощи суффикса –щик , обозначающего человека по роду его деятельности (ср. барабанщик , сварщик и т. д.).

метро является неизменяемым, следовательно, у него нулевое окончание, всё слово является основой и корнем.

Знание части речи разбираемого слова может помочь нам выделить суффиксы различных форм: быстр-ее – суффикс сравнительной степени, чита-ть – суффикс инфинитива, уеха-вш -ий – суффикс действительного причастия прошедшего времени и т. д.

План разбора слова по составу

Полный морфемный разбор слова выполняется по плану:

  • определяем часть речи, выделяем окончание (если есть) и основу;
  • выделяем формообразующие суффиксы (если есть);
  • определяем, как образовано, то есть выявляем «обратную» словообразовательную цепочку, чтобы дойти до корня;
  • обозначаем морфемы (приставки, суффиксы, соединительные гласные, если они есть, и в последнюю очередь обозначаем корень).

Наполнивший

Наполнивший действительное причастие, особая форма глагола наполнить; изменяется (наполнившая, наполнившие); окончание -ий, основа причастия наполнивш-.

Наполнивший – действительное причастие прошедшего времени глагола наполнить, образованное от основы наполни — при помощи формообразующего суффикса –вш -: наполни-вш-ий.

Наполнить (сделать полным) образовано от полный с помощью приставки на- и суффикса – и -; полный является непроизводным. В слове наполнивший можно выделить приставку на- и суффикс –и-: на-полн-и-вш-ий .

Корень слова – -полн-: на-полн-и-вш-ий.

Разбор слов по составу

В школьном обучении широко распространён графический морфемный разбор, который представляет собой выделение всех входящих в морфемный состав слова частей при помощи специальных символов.

Рассмотрим ещё два примера морфемного разбора, чтобы проиллюстрировать важность определения части речи в самом начале разбора.

Просто

Оно может быть кратким прилагательным, а может быть наречием. Поэтому морфемное деление будет различным.

В предложении Это умозаключение (каково?) просто для восприятия слово просто является кратким прилагательным, следовательно, имеет окончание -О (прост-а, прост-ы) и основу прост-, которая является нечленимой, это корень слова.

В предложении Говорил он (как?) очень просто мы видим уже наречие. Так как наречие является неизменяемой частью речи, то у него не может быть окончания, поэтому получается просто – это основа, в которой выделяется суффикс наречия -О (образовано от прилагательного прост-ая, прост-ой, прост-ое) и корень прост-.

Розовый

Другой пример морфемного разбора иного рода. Разберём по составу прилагательное розовый . Здесь окончание -ЫЙ выделяется в любом случае, а вот дальнейшее деление на морфемы зависит от значения прилагательного.

Если, к примеру, розовое варенье , розовый куст , то это прилагательное напрямую относится к слову роза и имеет основу розов -, делимую на суффикс -ов- и корень роз- (роз-ов-ый ).

Если же речь идет о цвете, розовое платье , розовый закат, – то перед нами уже не относительное, а качественное прилагательное, имеющее неделимую основу розов -; это корень слова (розов-ый ).

Конспект урока в 6 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Цели урока:

  • отработка умения производить морфемный разбор;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.
  • познавательные: анализ слов с целью выделения значимых составных частей, рефлексия деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • коммуникативные: умение выразить мысль, умение слушать и слышать друг друга;
  • личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Морфема - минимальная неделима значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и форм. Проанализировать состав и назначение морфем в составе конкретного слова позволяет морфемный разбор.

Порядок морфемного разбора

1. Морфемный разбор производится над той формой слова, которая присутствует в тексте-задании. Слово выписывается без изменений, определяется, к какой части речи оно относится, является ли эта часть речи изменяемой или неизменяемой.

2. Если слово изменяемое, определяется флексия или окончание слова. Чтобы определить окончание, нужно изменить слово (подвергнуть склонению, спряжению). Необходимо помнить, что окончание – это изменяемая часть слова, у неизменяемых частей речи, таких как деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, а также служебные части речи, окончания быть не может!

3. Определяется и выделяется основа слова – часть слова без окончания.

4. Выделяется корень слова. К слову подбираются однокоренные (родственные) слова. Следует помнить, что корни могут быть омонимичными, и необходимо внимательно следить, какое именно значение имеет слово. Так, к слову «коса» в значении «женская прическа» нельзя указывать в качестве однокоренных такие слова, как «косарь» и «косить». В этом значении однокоренными словами будут являться «косонька», «косичка» и даже «космы».

5. Выделяются другие словообразующие и формообразующие части слова: приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). С каждым из них подбираются слова, образованные тем же способом.

Отличие морфемного разбора от разбора слова по составу

Некоторые источники указывают морфемный разбор и разбор слова по составу как идентичные. Но это не совсем так. При проведении этих двух разборов есть ряд существенных отличий.

Для морфемного разбора форма слова берется без изменений, для разбора по составу используется начальная форма слова. Например, для глагола «делали» начальная форма «делать».

При словообразовательном разборе указывается, является ли слово производным, т.е. образованным от другого или нет, при морфемном разборе этого не требуется.

При словообразовательном разборе необходимо указать способ образования слова, а не подбирать слова, образованные при помощи тех же приставок и суффиксов, как в морфемном.

Отличие морфемного разбора от морфологического

Иногда путают морфемный и морфологический разбор. Это грубая ошибка. При морфологическом разборе рассматривается слово как часть речи, анализируются грамматические категории, свойственные ему. При морфемном же анализу подвергаются только морфемы, составляющие слово.

Памятка пятиклассникам "Разборы слов и предложений".

1.Фонетический разбор слова (№1)

Схема фонетического разбора слова.

1)Поставь ударение в слове, запиши его транскрипцию, раздели на слоги, укажи количество слогов.

2) Запиши характеристику звуков: для гласных звуков укажи, какие они- ударные или безударные; для согласных укажи, какие они- звонкие или глухие, твёрдые или мягкие.

3) Укажи количество букв и звуков

Пример :

вторник¹ [фторн’ик], втор-ник, 2 слога

в - [ф] - согласный, глухой, твердый,

т - [т] - согласный, глухой, твердый,

о - [о] - гласный, ударный,

р - [р] - согласный, звонкий, твердый,

н - [н’] - согласный, звонкий, мягкий,

и - [и] - гласный, безударный,

к - [к] - согласный, глухой, твёрдый.

__________________________

7 букв, 7 звуков

2. Морфемный разбор слова (№2)

Схема морфемного разбора слова

1. Определи слово как часть речи.

2. У изменяемого слова найди окончание (измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).

3 Укажи основу слова.

4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);

5. Выдели приставку.

6. Выдели суффикс.

Пример морфемного разбора слова.

пришкольный (прилаг.)

1. Часть речи -прилагательное,

2.окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ),

3.основа - ПРИШКОЛЬН-

4.корень -ШКОЛЬ-

5.приставка ПРИ-

6. суффикс - -Н-

3. Морфологический разбор имени существительного (№3).

Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени существительного.

I. ... - существительное, т.к. обозначает предмет (кто? что?).

II. 1. Начальная форма. И.п., ед.ч. 2. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род, склонение. 3. Непостоянные признаки: употреблено в... падеже, ... числе.

III. Синтаксическая роль существительного (Каким членом предложения является?)

Пример морфологического разбора имени существительного.

Котёнок Васька сидел на полу около шкафа.

I. (Около) шкафа - сущ., т.к. обозначает предмет (около чего?).

II. 1. Н.ф. шкаф 2. Пост. призн.: неодуш., нарицат., м.р., 2 скл. 3. Непост. призн.: в Р.п., ед.ч.

III. Сидел (где?) около шкафа.

3. Морфологический разбор имени прилагательного (№3).

Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор имени прилагательного.

I. ... - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета (какой? какая? какое? какие?).

II. 1. Начальная форма. И.п., м.р., ед.ч. 2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное), степень сравнения (если есть), полная или краткая форма. 3. Непостоянные признаки: употреблено в... падеже, ... числе, в... роде (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль прилагательного (Каким членом предложения является?)

Пример морфологического разбора имени прилагательного.

В синем небе звёзды блещут.

I. синем - прилаг., т.к. обозначает признак предмета (в каком?).

II. 1. Н.ф. синий 2. Пост. призн.: качеств., в полной форме. 3. Непост. призн.: в П.п., ед.ч. , м.р.

III. В небе (каком?) синем (определение).

3. Морфологический разбор глагола (№3).

Выпиши предложение. Выполни морфологический разбор глагола.

I. ... - глагол, т.к. обозначает действие предмета (что делает?).

II. 1. Начальная форма - неопределённая форма. 2. Постоянные признаки: вид (совершенный или несовершенный), переходный или непереходный, возвратный или невозвратный, спряжение. 3. Непостоянные признаки: употреблено в... наклонении, времени (в изъявительном наклонении), в... лице, ...числе (в настоящем, будущем времени), в...числе, в... роде (в ед. ч.) - в прошедшем времени.

III. Синтаксическая роль глагола (Каким членом предложения является?)

Пример морфологического разбора глагола.

В синем небе звёзды блещут .

I. Блещут - глагол, т.к. обозначает действие предмета (что делают?).

II. 1. Н.ф. блистать 2. Пост. призн.: несов., неперех., невозвр., 1спр. 3. Непост. призн.: в изъяв.накл., в наст. вр., во мн.ч. , в 3 лице.

III. Звёзды (что делают?) блещут(сказуемое). 4. Синтаксический разбор простого предложения (№4)

1. Выписать предложение из текста.

2. Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу.

3. Разобрать предложение по членам предложения: найти главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.

3. Найти второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство), подчеркнуть их, указать, какой частью речи выражено.

4.Составить схему предложения, указав в ней грамматическую основу и (при наличии) однородные члены предложения, обращение, вводные слова, обособленные члены предложения, т.е то, что делает предложение осложнённым).

5. Записать характеристику предложения (по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное), по числу грамматических основ (простое, сложное),по наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое), неосложнённое, осложнённое (предложение может быть осложнено однородными членами предложения, обращением, вводными словами, обособленными членами предложения).

Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устно:

1.Грамматическая основа "человек встречается": подлежащее - "человек", выражено существительным в И.п., сказуемое - "встречается", выражено глаголом.

2. Человек (какой?) городской, это определение, выраженное прилагательным; встречается (с чем?) с землёй и природой, это дополнения, выраженные существительными; встречается (когда?) редко, это обстоятельство, выраженное наречием.

3. Рисуем схему предложения

4. Характеристика предложения: по цели высказывания -повествовательное, по эмоциональной окраске -невосклицательное, по числу грамматических основ - простое,по наличию второстепенных членов предложения - распространённое, осложнено однородными дополнениями.

Письменно:

Городской человек редко встречается с землёй и природой.

Схема предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнённое однородными дополнениями)

Лексический разбор слова (№5)

Записать предложение, в котором есть слово для лексического разбора слова. Выписать слово.

1. Указать его лексическое значение (толкование слова).

2.Однозначное или многозначное? В прямом или переносном значении?

3.Подобрать синонимы к слову.

4.Подобрать антонимы к слову.

5.Какие пометы, указывающие на особенности употребления этого слова, имеются в словаре?

6.Каковы особенности употребления слова в данном тексте (предложении или словосочетании)?

Пример лексического разбора слова.

Вся комната янтарным (№5) блеском озарена.

1.Янтарным-1.Сделанный из янтаря-окаменевшей смолы древних хвойных деревьев. Янтарное ожерелье. 2.Золотисто-жёлтый, цвета янтаря. Янтарное зерно пшеницы. 2.Многозначное, в переносном значении. 3.Золотой, золотистый. 4.- 5. В переносном значении. 6.В переносном значении употребляется в произведениях художественной литературы.

Орфографический разбор слова (№6).

Москва непрерывно изменяется (№6).

Необходимо объяснить правописание слова "изменяется".

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова "е", проверочное слово - "измЕна"

2.В слове "изменяется" пишу приставку из-, так как корень начинается со звонкой согласной.

3. В слове "изменяется" пишу окончание -ет, так как это глагол 1 спряжения (изменять, оканчивается на -ять, глагол 1 спряжения).

4. Пишу -тся без мягкого знака, так как это глагол 3 лица, настоящего времени, в вопросе нет мягкого знака (что делается?)

Пунктуационный разбор №7

Наверное, никто сегодня не придёт.

Необходимо объяснить знаки препинания в предложении, составить схему предложения.

1.В конце предложения ставится точка, так как предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное.

2.После слова "наверное" ставится запятая, так ка это вводное слово .

Что такое морфемный разбор слова?

что такое морфемный разбор слова?

  • Морфемный разбор — это разбор слова по составу
  • Морфемный разбор — разбор слова по составу (суффикс, корень и т. д.)
    1. сначала нужно определить какой части речи слово
    2. затем найти окончание
    3. указать основу слова
    4. выделить корень
    5. выделить приставки
    6. выделить суффиксы
  • Хм, это вроде бы разбор на корень, приставку, суффикс итп…
  • Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема - значимая часть слова) - один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Короче, корень, приставка, суффикс и все такое…
  • Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт-, типа дощатый — брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква к в производящем существительном: если к корню (доск-а) , то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок) , то — ч (после согласного корня) .

    Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт-, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

    Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы “прозрачным” он ни казался!

    Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания) , одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня) . Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

    Окончание — это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и — только в единственном числе — род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

    В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

    1) наречия,

    2) деепричастия,

    3) сравнительная степень прилагательного,

    4) некоторые существительные (пальто, шоссе) ,

    5) некоторые прилагательные (беж, мини) ,

    6) некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их) .

    Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом — в доме. Следовательно, нулевое окончание - это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

    Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

    1. им. п. ед. ч. имен существительных м. р. — сад_, снег_;
    2. им. п. ед. ч. имен существительных ж. р. — радость_, мышь_;
    3. им. п. ед. ч. м. р. кратких прилагательных и причастий: грустен_, обижен_, снят_;
    4. им. п. некоторых числительных: двенадцать_, шесть_, один_;
    5. род. п. мн. ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и) , семей_, (се [м " й а]) ;
    6. им. п. ед. ч. м. р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова) , сестрин_ (сестрина) , рыбий_ (ры [б " й а ]).
    7. ед. ч. м. р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел_ , разговаривал_ , находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.

  • согласна с Шарлахротэ Шильдкрётэ!
  • Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема - значимая часть слова) - один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

    Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт-, типа дощатый — брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква к в производящем существительном: если к корню (доск-а) , то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок) , то — ч (после согласного корня).