Этапы развития мозга ребенка. Образование нейронной сети детского мозга

Эта статья призвана помочь родителям в понимании развития мозга ребенка и их важной роли в стимулировании развития мозга путем взаимодействия.


Факт - Большинство клеток мозга формируются до рождения, но большое количество связей между клетками появляются в младенчестве и раннем детстве.

Миф - Развитие мозга полностью зависит от генов, с которыми Вы рождаетесь.

Факт - Опыт и взаимодействие с окружающей средой являются наиболее важными факторами для развития мозга ребенка.

Миф - Мозг ребенка, который начинает ходить, менее активен, чем мозг студента колледжа.

Факт - Мозг трехлетнего ребенка в два раза более активен, чем мозг взрослого человека.

Миф - Разговаривать с младенцем не так важно, т.к. он или она не может понять, что Вы говорите.

Факт - Разговаривая с маленькими детьми, Вы закладываете основу овладения языком во время ранних критических периодов развития, когда обучение легче всего дается ребенку.

Миф - Детям необходима специальная помощь и определенные обучающие игрушки для развития их мыслительных способностей.

Факт - Больше всего детям необходима любовь , забота и новые впечатления, а не специальное внимание или дорогостоящие игрушки. Разговоры, пение, игры и чтение - ключевые виды деятельности для развития мозга ребенка.

Как развивается головной мозг ребёнка

На раннее развитие мозга влияет ряд факторов. Эти важные факторы включают наследственность , пищу и питательность , чуткость родителей, ежедневный опыт, физическую активность и любовь. В частности, родителям следует знать о важности здоровой и питательной пищи, выражения любви, ухода, предоставления интересных и разнообразных занятий каждый день и позитивной и чуткой ответной реакции.

В прошлом, некоторые ученые думали, что развитие мозга было определено генетически, а рост мозга происходил по предопределенному пути. Сейчас мы знаем, что ранний опыт влияет на развитие мозга и воздействует на соединение мозговых связей. Мозг ребенка - незавершенная работа . Внешний мир формирует развитие мозга через опыт, который ребенок накапливает при помощи чувств - зрения, слуха, осязания и вкуса. На пример:

  • Запах кожи матери (обоняние)
  • Голос отца (слух)
  • Видение лица или яркой игрушки (зрение)
  • Чувство легкого прикосновения (осязание)
  • Питье молока (вкус)

Опыт, собранный с помощью этих пяти чувств, помогает построить связи, которые необходимы для развития мозга. Ранний опыт имеет решающее влияние на построение мозга.

К трем годам мозг ребенка формирует коло 1 тыс. трлн. соединений - почти в два раза больше чем у взрослых людей. Мозг ребенка очень плотный и останется таким на протяжении первых десяти лет. Начиная примерно с 11 лет, мозг ребенка начинает избавляться от дополнительных соединений. Этот процесс называется «сокращением», при котором мозг избавляется от запутанного клубка «проводов».

Оставшиеся «провода» более сильные и значительные. Взаимодействие, в котором участвуют родители и окружающая среда является стимулятором роста и упорядочивания этих соединений в мозге.

Синапсы в мозге ребенка укрепляются через повторяющийся опыт и поэтому соединения сформированы так, что отражают структуру обучения ребенка. Если связи не используются, они исключаются, основываясь на принципе «используй или теряй». Действия, которые Вы совершаете один раз, плохие или хорошие, с небольшой вероятностью будут влиять на развитие мозга.

При постоянном использовании связи в первые годы жизни, она становится постоянной. Например, когда взрослые люди повторяют слова и фразы при разговоре с детьми, младенцы учатся понимать речь и укрепляют языковые связи в мозге.

Строение головного мозга

Мы узнали, как мозг развивается на клеточном уровне, с нейронами и связями. Но также полезно понимать различные части мозга как целые и как они функционируют и развиваются.

Мозг формируется последовательно снизу вверх или от самой сложной части (мозгового ствола) к наиболее сложной области (коре головного мозга).

Основные элементы человеческого мозга включают следующие:

  1. Мозговой ствол находится у основания черепа и контролирует наиболее важные жизненные функции, включая артериальное давление и температуру тела.
  2. Средний мозг находится на верху мозгового ствола и контролирует двигательную деятельность, аппетит и сон .
  3. Мозжечок находится за мозговым стволом и координирует движения и равновесие .
  4. Лимбическая система является центральной частью мозга и контролирует эмоции , приспособление и память .
  5. Кора головного мозга является верхним слоем мозга, ее глубина составляет две десятикопеечные монеты, помещенные друг на друга. Кора головного мозга является «исполнительной ветвью» мозга, которая регулирует процесс принятия решений и контролирует мышление , рассуждение и речь.

В мозговой коре содержится 80% нейронов мозга. Она является наименее развитой частью мозга на момент рождения и поэтому продолжает развиваться в подростковом возрасте и даже после. Кора головного мозга является более чувствительной к впечатлениям, чем другие части мозга.

Строение мозга похоже на конструкцию дома. Дом строится от фундамента вверх, различные части выполняют различные функции. Также как и с мозгом, после построения дома Вы можете продолжать изменять его, украшать. Но, если Вам нужно переносить стену или добавить окно, это будет сложнее и дороже, чем при строительстве дома.

Критические периоды развития

Развитие мозга происходит волнами, когда разные части мозга становятся действующими «стройплощадками» в разные промежутки времени. Способность мозга реагировать на впечатления предоставляет возможность для развития мозга ребенка.

Обучение продолжается на протяжении всей жизни. Однако, наиболее благоприятное время или «окна возможностей» существуют, когда мозг представляет собой «супергубку», впитывая новую информацию легче, чем в другое время и развиваясь быстрее. Этот период наиболее плодотворен в течение первых трех лет жизни ребенка и продолжается на протяжении раннего детства и подросткового периода. Например, маленькие дети учат грамматику и значение своего родного языка путем простого взаимодействия с окружающей средой.

В то время как позднее обучение возможно, оно действительно происходит медленнее и сложнее. На протяжении всей жизни могут появляться некоторые улучшения в большинстве навыков. Однако, важно предоставлять детям лучшие возможности для обучения и роста во время периодов, когда их разум наиболее готов воспринимать информацию.

Развитие зрения и слуха

Наиболее благоприятным временем для развития слуха и зрения или способности ребенка обучаться видеть и слышать является период от рождения до 4-5 лет. Развитие этих чувств очень важно, т.к. они позволяют детям, особенно младенцам, воспринимать и взаимодействовать с миром вокруг них. В течение первых нескольких месяцев, в особенности, младенцам следует видеть формы, цвета, объекты на различных расстояниях и в движении, чтобы мозг узнавал, как нужно смотреть. Младенцам также следует слышать различные звуки, чтобы их мозг мог научиться обрабатывать информацию и отвечать после восприятия услышанного.

Развитие языковых навыков

Наиболее благоприятным временем для развития языковых навыков и обучения речи являются первые 10 лет жизни ребенка. Дети учат язык на протяжении всего этого периода. Однако, более результативно обучение языковым навыкам проходит на протяжении нескольких первых лет жизни. Детям необходимо постоянно слышать, как Вы разговариваете, поете и читаете им в течение ранних лет. Отвечайте на их лепет и попытки говорить.

Физическое и двигательное развитие

Наиболее благоприятным временем для физического и двигательного развития у детей являются первые 12 лет жизни. Дети становятся физически готовыми для различных аспектов двигательного развития в различные периоды. Двигательные навыки, такие как ходьба , часто развиваются быстрее, чем навыки мелкой моторики, например рисование карандашом.

Детям необходимо несколько лет для развития навыков координации, чтобы играть с мячом и даже в подростковом возрасте происходит совершенствование таких навыков. Родителям следует наблюдать за двигательным развитием ребенка, т.к. у каждого ребенка развитие происходит с определенной скоростью.

Эмоциональное и социальное развитие

Наиболее благоприятным временем для эмоционального и социального развития ребенка являются 12 первых лет жизни. Различающиеся аспекты эмоционального и социального развития, которые объединяются в более высокие способности, такие как восприятие других, сочувствие и доверие, очень важны в различные периоды. Например, эмоциональное развитие лучше всего происходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, когда у маленького ребенка формируются привязанности к родителям. Такое развитие обеспечивает основу для других аспектов эмоционального развития, которое возникает во время взросления детей.

Эмоциональное восприятие очень важно для успешности в жизни. Часть мозга, которая регулирует эмоции, миндалевидная железа , формируется изначально, основываясь на впечатлениях и формах эмоциональных связей мозга. Воспитание в раннем возрасте очень важно для формирования сочувствия, счастья, оптимизма и жизнерадостности.

Социальное развитие, которое включает само-сознательность и способность ребенка взаимодействовать с другими, также формируется в несколько этапов. Например, мозг двухлетнего ребенка не настолько развит, чтобы понимать, как нужно делиться игрушками, поэтому эта социальная способность лучше развита у детей старше 3-х лет. Попытки родителей воспитывать и сопровождать ребенка помогут заложить хороший фундамент для социального и эмоционального развития.

Выводы

Развитие мозга ребенка является ключевым для его будущего. Хотя, «первые годы длятся вечно» с точки зрения стремительного развития мозга маленьких детей, первые годы жизни ребенка проходят очень быстро. Поэтому дотрагивайтесь, говорите, читайте, улыбайтесь, пойте, считайте и играйте с Вашими детьми. Это не только приносит вам хорошее настроение . Это помогает мозгу ребенка развиваться и воспитывать потенциал ребенка.

При внешнем осмотре, мозг новорожденного представляет собой уменьшенную копию мозга взрослого человека. Форма этого важного органа, отделы, дифференциация мозговой ткани на серое и белое вещество уже сформированы в период внутриутробного развития. Но все это только предпосылки для дальнейшего интенсивного роста и совершенствования мозга. Темпы увеличения мозговой ткани поражают: к концу первого полугодия вес мозга удваивается, а затем, развиваясь уже в более медленном темпе, — утраивается к трем годам. То есть можно говорить о том, что стремительный рост мозговой ткани в первый год жизни, не будет повторяться в последующем.

На фоне увеличения массы тканей мозга, происходит такой же быстрый, и чрезвычайно сложный, процесс их дифференциации, подготовка к выполнению сложнейших функций, обеспечивающих жизнь и социальное существование человека.

Функциональной единицей мозга является нейрон — клетка мозговой ткани, имеющая необычное строение. От тела клетки отходит длинный отросток, называемый аксоном. На конце последнего имеется много выростов, напоминающих ветки дерева. Они получили соответствующее название — дендриты. Древовидные отростки — дендриты подходят к другим нейронам, вступая с ними в контакт, и таким образом одна нервная клетка оказывается связанной с несколькими нейронами. Возбуждение из одной нервной клетки по аксону и дендритам передается в разных направлениях. Кроме того и сами сигналы могут быть модифицированы — для этого природой изобретен механизм, который еще более разнообразит связи. Нервные окончания в местах контакта (синапсах) не прилегают друг к другу: их «общение» происходит через специальную синаптическую щель. Здесь, при помощи химических веществ, задается разная характеристика сигналу, который будет следовать к, находящемуся на связи, нейрону. Это увеличивает число комбинаций контактов нейронов до космических размеров. При этом сложность всей системы, которую называют высшей нервной деятельностью, возрастает на несколько порядков.

В ходе бурного роста мозга новорожденного увеличивается не число нейронов — уже у семимесячного плода они заложены и с избытком, а увеличиваются их размеры, особенно длина аксонов. Благодаря этому устанавливаются связи между различными и удаленными участками мозга. Постоянно формируются новые дендриты, увеличивая число межнейрональных контактов. К десятому месяцу жизни ребенка эти связи устанавливаются, хотя рост отростков нервных клеток продолжается.

Кроме того, идет завершение анатомического строения нервных клеток. Аксоны и дендриты покрываются желатинообразной, так называемой, миелиновой оболочкой. Миэлин как муфта окружает элементы проводящих структур нейронов. Это вещество обладает электроизоляционными свойствами, что ускоряет проведение нервных импульсов, предотвращает «короткое замыкание», рассеивание, блокирование нервного сигнала. Процесс миэлинизации протекает постоянно и заканчивается к 18 годам. Другой важный элемент развития центральной нервной системы носит название синаптогенеза. Увеличивается число синапсов — мест связи между нейронами. Этот процесс идет неравномерно, концентрируясь то в одной, то в другой области мозга, но к двум годам он завершается. Образуется невообразимо огромное число контактов между нейронами— счет идет на квадриллионы.

Именно эти процессы совершенствования структуры мозговой ткани дают возможность получать и обрабатывать уже в детском возрасте огромное количество информации, к двум годам овладеть языком, основами эмоциональности. В первые годы жизни закладывается базис интеллектуального развития, способностей к обучению, коммуникационные возможности.

Поскольку в ранние годы идет быстрый рост, развитие, дифференциация структур мозга, очень важна внешняя обстановка, в которой происходят эти процессы. Ребенок нуждается в большом количестве пластического материала для постройки всех систем активно растущего организма, в том числе и мозга. Следовательно, важна роль полноценного питания. Строительный материал для тканей — это, прежде всего белки. Обеспечить сбалансированное питание малыша— первая обязанность родителей.

Другой важный момент — стимуляция функций мозга в процессе общения взрослых с новорожденным. Если обстановка способствует активному познанию мира, межнейрональные связи формируются более активно, увеличивая интеллектуальные способности. Необходимо знакомить ребенка с окружающим миром, обязательно при этом включая эмоции. Задействовать нужно все виды чувств, в том числе и тактильные (гладить его, прикасаться, чаще брать на руки). Трудно переоценить важность игровой деятельности ребенка, она, как правило, стимулирует интеллектуальную активность, эмоциональное развитие, формирует стандарты поведения. Постепенно расширяя познание окружающего, нужно вводить растущего малыша в мир фактов, цифр, понятий. Все это приводит к увеличению мозговых структур, росту аксонов, появление новых дендритов, а с ними и синапсов. То есть происходит дальнейшая дифференциация мозга, увеличиваются его функциональные возможности.

Все исследователи, занимающиеся морфологией мозга, психологией развития в раннем возрасте, единодушны в выводах: очень важна внешняя стимуляция работы мозга, она намного увеличит потенциальные способности за счет ускорения развития нейрональных связей. Они считают, что выявляющиеся у взрослого снижение интеллекта, плохие математические способности, недостаточное владение языком, расстройства поведения, часто не результат генетического дефекта мозга, а следствие неправильного воспитания в первые годы жизни. Трудно бывает выяснить, сколько же возможностей утрачено в детстве для полноценного формирования личности взрослого человека.

Изучение анатомического и функционального развития мозга новорожденного выявило важность первых двух лет жизни ребенка в формировании его высшей нервной деятельности. Психологические исследования только подтвердили, что общение с окружающими, создание стимулирующей внешней обстановки ускоряет интеллектуальное и эмоциональное развитие. Особенно велика роль подготовленных и ответственных родителей, понимающих, что в этом возрасте нужно не только любить своего малыша, но и воспитывать, тренировать интеллект и эмоции. Правильно формирующийся мозг ребенка, обеспечит высокую адаптацию, жизненный успех в будущем.

Автор публикации: Валерия Константинова

Развитиепсихики с возрастом обусловлено развитием головного мозгав онтогенезе.

Головной мозг новорожденных идошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых.До 4 лег рост мозга в длину, ширинуи высоту почти равномерный, а с 4 до 7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно, лобнаяи теменнаядоли растут быстрее височной и особенно затылочной. К 7 годам вес достигает 4/5 веса взрослых, после 9 лег прибавление веса головного мозга значительно замедляется. К 20 годам вес его доходит до уровня взрослых. Наибольший вес головного мозга с 20 до 30 лет.

Индивидуальные колебания веса от 40 до 60%. что обусловлено вариациями веса тела взрослых. С рождения до взрослого состояния вес головного мозга увеличивается примерно в 4 раза, а вес тела - в 20 раз. Относительный вес головного мозга человека (по отношению к весу тела) больше, чем у всех животных. Из общего веса головного мозга надолю больших полушарий приходится 80%.

К 3 годам строение большинства нейронов мало отличается от нейронов взрослого. Но усложнение их строения происходит до 40 лет и позже. Количество нейронов при рождении почти такое же, как у взрослых, так как после рождения появляется только небольшое число новых высокодифференцированных нейронов, а малодифференцированные нейроны продолжают делиться.

Формирование почти всех борозд и извилин в основном заканчивается к 7 годам. С возрастом происходит увеличение поверхности большинства борозд и расширение полей коры вследствие менее плотного распределения в них нейронов. Наблюдается изменение формы и усложнение строения нейронов в зависимости и в соответствии с выполняемой функцией.

Развитие лобной доли с возрастом взаимосвязано с развитием и усложнением психики. Строение зоны кожно-мышечной чувствительности приобретает признаки, свойственные взрослому, к 1-2 годам иизменяется в основном до 7 лет. Рост поверхности зрительной зоны к моменту рождения обгоняет рост других зон. Развитие зрительной зоны обусловлено развитием у детей зрения, высшей нервной деятельности и связано с их обучением письму.Зрительная зона развивается и после 7 лет. К 2 годам величина височной доли приближается к взрослом состоянию, и почти достигает его к 7 годам. Развитие слуховой зоны обусловлено развитием слуха, высшей нервной деятельности ифункции устной речи. У новорожденного мозжечок развит больше, чем его полушария, а весь мозжечок весит в среднем 21-23 г. Особенно быстро он растет в первые годы жизни, достигая к 1 году84 - 94 г. а в 15лет -150 г. что связано с развитием координации движений.

Особенности развития спинного мозга у детей.

Свозрастом существенноизменяются строение, вес и расположение спинного мозга удетей. Спинной мозгразвивается быстрее головного, так какспинномозговые рефлексы формируются раньше, чем рефлексы головного мозга.

В шейном отделе, из которого исходят нервы рук, толщина наибольшая. Утолщение поясничного отдела, дающего начало нервам ног, меньше. Особенно быстро растут нейроны спинного мозга с началом школьного возраста, у дошкольников они мало отличаются от новорожденных.

К 12 годам толщина спинного мозга увеличивается в 2 раза, а затем почти не изменяется. С рождения идо взрослого состояния спинной мозг увеличивается в 8 - 9 раз. С возрастом изменяетсятакже расположение спинного мозга в позвоночнике. Спинной мозг в длинурастет медленнее позвоночника. У новорожденного он заканчивается на уровне 3-го поясничного позвонка.

Во внутриутробной жизни сначала развивается шейный отдел спинного мозга, а затем нижележащие отделы.

Нервные и нервно-гуморальные механизмы большинства безусловных рефлексов формируются во внутриутробной жизни и немногих, например половых, после рождения. Нервные и нервно-гуморальные механизмы всех условных рефлексов формируются в течение жизни. Безусловные рефлексы изменяются, переделываются под влиянием условных рефлексов, особенно в раннем детстве. Условные рефлексы, как правило, образуются на основе безусловных.

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И.П. Павловым. Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни.

Первые безусловные двигательные рефлексы появляются на 3-м месяце внутриутробной жизни (сосательный и дыхательный). У новорожденного много безусловных двигательных рефлексов: сосательные, тонический рефлекс рук, рефлекс охватывания, рефлекс ползания, глазной рефлекс, а также рефлексы, которые сохраняются в течение всей жизни: глотательный, коленный, ахиллов, роговичный, зрачковый и др.

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной, чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большее значение в поведении условные рефлексы.

Условный рефлекс – врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Особенности условных рефлексов: не являются врожденными, приобретаются в течение жизни; Являются не видовыми, а индивидуальными; имеют сигнальные значения; могут быть основой образования новых, более сложных рефлексов. Условные рефлексы могут быть: рефлексами на словесные сигналы и безусловные раздражители, могут быть активными и тормозными, обонятельными, осязательными и т.д.

Стремительные изменения размеров и пропорций тела являются зримым свидетельством роста ребенка, но параллельно с этим происходят невидимые физиологические изменения в головном мозге. Когда дети достигают 5-летнего возраста, их головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Его развитие способствует осуществлению более сложных процессов научения, разрешения проблем и употребления языка; в свою очередь, перцептивная и моторная деятельность вносят свой вклад в создание и укрепление межнейронных связей.

Развитие , 100 или 200 миллиардов специализированных клеток, составляющих нервную систему, начинается еще в эмбриональном и фетальном периодах и практически завершается к моменту родов. Глиальные клетки, выполняющие функцию изоляции нейронов и повышающие эффективность передачи нервных импульсов, продолжают расти в течение всего 2-го года жизни. Быстрый рост размера нейронов, количества глиальных клеток и сложности синапсов (межнейронных областей контакта) является причиной интенсивного развития мозга в период с младенчества до 2-летия, который продолжается (хотя и немного снизив темп) в течение всего раннего детства. Интенсивное развитие мозга является временем значительной пластичности или гибкости, на протяжении которого ребенок гораздо быстрее и с большей вероятностью восстановится после повреждения мозга, чем в старшем возрасте; взрослые не обладают свойством пластичности.

Происходящее в раннем детстве созревание (ЦНС) также включает в себя миелинизацию (образование защитного слоя из изолирующих клеток - миелиновой оболочки, которая покрывает быстродействующие проводящие пути ЦНС) (Cratty, 1986). Миелинизация проводящих путей моторных и зрительного анализатора происходит в раннем младенчестве. В дальнейшем миелинизируются двигательные пути, необходимые в организации более сложных движений, и, наконец, волокна, пути и структуры управляющие вниманием, зрительно-моторной координацией, процессами и научения. Наряду с развитием головного мозга продолжающаяся миелинизация ЦНС коррелирует с ростом когнитивных и двигательных способностей и качеств ребенка в дошкольные годы и позже.

В то же время специализация, происходящая в результате уникального опыта каждого ребенка, повышает количество синапсов некоторых нейронов и уничтожает, или «купирует» синапсы других. Как объясняют Элисон Гопник и ее коллеги, нейроны в мозге новорожденного в среднем имеют примерно по 2500 синапсов, а к возрасту 2-3 лет их число у каждого нейрона достигает максимального уровня - 15 000, что, в свою очередь, гораздо больше, чем это характерно для мозга взрослого человека. Как говорят исследователи: Что происходит с этими нервными связями, когда мы становимся старше? Мозг не занимается постоянно созданием все большего числа синапсов. Вместо этого он создает множество связей, в которых нуждается, а затем от многих из них избавляется. Оказывается, что удаление старых связей - столь же важный процесс, как и создание новых. Синапсы, которые несут наибольшее количество сообщений, становятся сильнее и выживают, тогда как слабые синаптические связи обрываются... В возрасте между 10 годами и наступлением пубертата мозг безжалостно разрушает свои самые слабые синапсы, сохраняя только доказавшие на практике свою полезность.

Закладка мозгового вещества ребенка начинается уже на первых неделях беременности. В это время активно происходит зарождение нейронов. После 2 месяца мозг малыша делится на несколько частей, а уже на 35 неделе его кору по структуре можно сравнить с корой взрослого. За девять месяцев внутриутробного развития ребенка мозг успевает созреть на 70 %, остальные 30 % приходятся на младенчество (15%) и дошкольные годы (15%). В связи с этим полноценное развитие головного мозга у детей напрямую зависит от рациона матери, который должен быть идеально сбалансирован как в период беременности, начиная с первых недель, так и во время грудного вскармливания.

Родителям на заметку

Малыш в первые месяцы жизни продолжает активно расти и набирать вес. До года показатели его роста удваиваются, а веса – утраиваются. Так же быстро происходит и развитие его мозга.

Особенности развития головного мозга ребенка

Немного фактов

Нейроны:

  • являются важным строительным материалом для мозга малыша;
  • образуют различные по функционалу участки мозга;
  • обмениваются различной информацией, в результате чего происходит развитие мозга.

Синапсы:

  • связывают между собой нейроны (каждый нейрон может быть окружен тысячами синапсов). Всего насчитывается около 86 миллиардов. Нейронов, каждый из которых имеет примерно 40 тысяч связей (синапсов).

Миелин:

  • покрывает волокна зрелых нейронов;
  • требуется для передачи электрических импульсов;
  • способствует повышению эффективности связей между нейронами в три тысячи раз.

В течение всего первого года развития малыша идет активное формирование структуры полушарий. Нейронные связи (синапсы) на момент рождения отсутствуют. Первое время, а точнее – первые три года жизни малыша они активно формируются, после чего их количество становится постоянным и таковым сохраняется до конца жизни. Скорость этого процесса просто поражает: в секунду образуется до 700 синапсов. По мере роста и развития ребенка нейронные связи укрепляются и становятся все более сложными.
Исследования развития детского мозга, проводимые в течение нескольких десятков лет, доказали, что именно ранние годы (от 12 месяцев до 3–4 лет) – наиболее важные для дальнейшей социальной, эмоциональной и познавательной сфер жизни. В первые три года наблюдается наивысшая активность головного мозга. По достижению 3 лет головной мозг ребенка составляет порядка 80 % объема от мозга взрослых. Его размер увеличивается благодаря образованию и укреплению нейронных связей, а также глиальным клеткам, которые поддерживают метаболические процессы нейронов и обеспечивают условия для передачи нервных импульсов. По достижении трех лет развитие мозга начинает замедляться. Примерно в 6 лет формирование полушарий можно считать законченным. Теоретически теперь способности малыша в большинстве своем соответствуют возможностям взрослого.
Раннее развитие маленьких гениев Чтобы развитие мозга ребенка по годам было гармоничным, общение с ним должно быть наполнено исключительно положительными эмоциями. Ему необходимы новые впечатления. Это активирует мозг малыша, и развитие пойдет быстрее. Для формирования различных навыков и мышления ребенок постоянно должен контактировать с игрушками, видеть изображения, ощущать разные запахи и звуки. Они будут стимулами, необходимыми для его дальнейшего развития. Так как мозг ребенка активно развивается в первые три года его жизни, были выдвинуты различные идеи по раннему развитию, которые очень быстро нашли своих сторонников и последователей среди молодых родителей. Они считают, что малышей необходимо начинать знакомить с различными занятиями – рисованием, лепкой, музыкой, а также развивать их речь как можно раньше. Обо всех правилах развития мозга вашего ребенка вам расскажет специалист.

Это может быть интересно

Мысль о том, что пришло время отучить ребенка от ночных кормлений, рано или поздно посещает всех родителей после консультации с педиатром. Но при попытке перевести младенца на такой длительный «голодн...