Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие. Когда ставится точка с запятой в предложении: особенности и правила пунктуации

Вопрос вот какоЙ: если мы в тексте набираем цитату в кавычках ОТДЕЛЬНЫМ АБЗАЦЕМ, а она заканчивается на? или на!, нужно ли ставить точку после кав ычек? Пример (с Красной строки): "Да, мы исправим все недочеты, - сказал Петр Иванов. - Исправим!" (.)

Если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, точка после кав ычек не ставится.

Вопрос № 298553

Здравствуйте! Обращаюсь с этим вопросом уже в пятый раз. Очень надеюсь, что вы все-таки откликнетесь! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить точку после закрывающих кавычек-елочек? Применимо ли здесь правило: «Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, то после кав ычек он не повторяется. Неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся перед закрывающими кавычками и после них»? Если точка не нужна, подскажите, пожалуйста, где это можно найти в справочниках? Спасибо! Предложение такое: Скажите хозяину дома: «Учитель спрашивает: „Где гостевая комната, в которой я мог бы отпраздновать Пасху со своими учениками?“».

Ответ справочной службы русского языка

Приведенное Вами правило здесь работает. Вы расставили знаки препинания верно, точка нужна.

Вопрос № 297693

Добрый день! Пожалуйста, помогите понять, правильно ли ставить точку в кавычках, если она относится к инициалам, и нужно ли после закрывающих кавычек ставить точку? То есть, насколько верно написание: "Так говорил Михайлов М. М.".

Ответ справочной службы русского языка

Если по условиям контекста после кав ычек должна ставиться точка, то пишутся обе точки, до и после закрывающей кавычки: ...Михайлов М. М.".

Вопрос № 297272

Здравствуйте, уважаемые сотрудники "Грамоты"! Очень прошу дать ответ на вопрос! Нужна ли точка в конце следующего предложения (после кав ычек): Участие в беседе по проблемному вопросу "Почему растения могут обитать в морях и океанах?"

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере точка нужна.

Вопрос № 296714

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания (или можно обойти без тире после кав ычек): Но поскольку на самом деле есть действие [каммы], то такое воззрение: «Нет иного мира» – является неправильным воззрением.

Ответ справочной службы русского языка

Тире нужно, знаки препинания расставлены верно.

Вопрос № 295033

Уточните, нужна ли запятая или точка после кав ычек в данном предложении (цитирование). На вопрос: «Какие трудности испытывал секретарь комсомольской организации в то время?», Альбина Ивановна задумалась и дала совершенно неожиданный ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: На вопрос: «Какие трудности испытывал секретарь комсомольской организации в то время?» – Альбина Ивановна задумалась и дала совершенно неожиданный ответ.

Вопрос № 294640

Добрый день! Нужна Ваша подсказка про знак вопроса с предложениями в кавычках. Слышала, что при вопросительном предложении в кавычках знак вопроса ставится после кав ычек. А если это название мероприятия из двух предложений? Творческая встреча "Вязание крючком. Как вязать быстро"? Как в этом случае ставятся закрывающие кавычки: до вопросительно знака или после? Пожалуйста, подскажите.

Ответ справочной службы русского языка

Если знак вопроса входит в название мероприятия (в приведенном примере, как кажется, входит), то он пишется перед закрывающими кавычками: Творческая встреча "Вязание крючком. Как вязать быстро?"

Если вопросительный знак относится ко всему предложению, то после кав ычек. Например: Вы смотрели фильм "Гоголь. Начало"?

Вопрос № 293930

Добрый день. Скажите, пожалуйста, нужна ли точка внутри кавычки или еще одна точка (после кав ычки) в предложении: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай.»

Ответ справочной службы русского языка

Точка ставится только после закрывающих кавычек: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай». А вот вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие ставятся перед кавычками: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай!»

Вопрос № 293271

Добрый день, в предложении "Желаю счастья в личной жизни и успехов в работе!", - подчеркнул глава администрации. После кав ычек следует ставить запятую?

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Вопрос № 292155

В предложении с прямой речью: А:"П?" - по вашим схемам почему нет после закрывающей кавычки точки? Разве не правильнее было бы: А: "П?". - вопросительный знак ставится в конце прямой речи, а точка после кав ычек как точка в конце всего предложения.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, точка не нужна. Точка после кав ычек не ставится, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата (или прямая речь) является самостоятельным предложением.

Вопрос № 291880

Здравствуйте. Ставится ли точка в конце предложения (не цитаты): «В словаре указана помета „разг.“.»?

Ответ справочной службы русского языка

Точка после кав ычек нужна: ...помета « разг. » .

Вопрос № 291879

Здравствуйте. Ставится ли точка после цитаты, если перед закрывающими кавычками стоит сокращённое слово, например: «„... и т. д.“.»?

Ответ справочной службы русского языка

Точка после кав ычек ставится: ...и т. д.".

Вопрос № 290508

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как расставить знаки препинания в предложении с прямой речью (в тетради)? Если прямая речь находится перед словами автора, то где ставится запятая (после кав ычек или до)?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289010

А когда он звал её, она говорила: "Не сейчас..." Нужна ли в конце, после кав ычек, ещё точка? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Точка после кав ычек не требуется.

Вопрос № 288917

После кав ычек т или Т? Они с нами не согласны. По их мнению, "Транзисторы тут ни при чём".

Ответ справочной службы русского языка

Верно без кавычек: По их мнению, транзисторы тут ни при чем .

Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится точка. На самом деле, их не так уж и много, поэтому разобраться не составит труда.

Правила постановки точки

  1. Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного. Например: "Утром следующего дня наше войско двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума находилось турецкое войско. Наши полки двинулись к нему, отвечая на турецкую пальбу музыкой и барабанным боем. Мы шли гордо и не отступали назад под натиском врага.".
  2. Точка также может ставиться и для того, чтобы придать повествованию выразительность, сделать его ярче, подчеркнуть описание. Например: "Воды струились тихо. Небо меркло. Солнце клонилось к закату.".
  3. Точку ставят перед союзами а, но, и, однако и т. д, если они не связаны в одно целое предложение, а начинают самостоятельное предложение. Например: "За месяц до рождества приехал наш доктор. И мы опять спорили по вечерам, играя в бильярд.".
  4. Точку ставят после предложения, которое вводит в дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развернутое повествование, рассуждение или описание. Например: "А все произошло так. Нежданов, садясь в телегу к Павлу, вдруг пришел в очень возбужденное состояние."
  5. Точка ставится после кавычек. Перед закрывающимися кавычками точка не допускается. Например: "Он начал наставлять меня на «путь истинный».".
  6. Важно запомнить, когда ставится точка, а когда ее ставить не нужно. Точки не должно быть в конце предложения после точки, которая обозначает сокращение слова. В конце предложения не должно стоять двух точек подряд. Например: "Брат рассказывал мне истории из жизни о любви, ревности, разлуке, грусти и т.д.".

Точка нужна в письменной речи для того, чтобы передавать полный смысл текста. Точке полюбилось место в конце предложения, ведь обычно она находится именно там. Чтобы правильно поставить точку, нужно найти конец предложения, а это не всегда просто, как кажется. Ведь в конце предложения могут располагаться еще вопросительный и восклицательный знаки. Когда собираетесь расставить знаки препинания в предложении, нужно учитывать и это.

Еще со школьной скамьи многим известна прописная истина: если предложение повествовательное, то в конце него всегда ставится точка. Для справки напомним, что предложения по интонации бывают трех типов: повествовательное, восклицательное (в конце ставится, соответственно, восклицательный знак) и вопросительное (с вопросительным знаком в конце).

Однако есть некоторые особенные случаи использования точки. Все они описаны ниже.

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения , причем состав предложения значения не имеет. Точкой заканчиваются как полные, так и неполные предложения, если они не восклицательные и не вопросительные. Например:

  • Кошка грелась на солнце. Она спала и мирно сопела. Иногда потягивалась. Иногда вздрагивала во сне.
  • Снег блестящий, яркий. Слепит глаза. Невольно приходится щуриться, иначе будет больно. Хрустит под ногами, так и манит в белоснежную, холодную даль.
  • Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).

2. В целях придания повествованию большей выразительности после ряда коротких предложений , которые используются в тексте для создания общей картины или для того, чтобы показать быструю смену действий. Например:

  • Наступало утро. Краснела полоска неба. Занимался рассвет.
  • Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят (Пушкин).
  • Небо. На небе яркие расчерченные полоски. Страшно. Завораживает. Кутаешься потеплее и смотришь вверх.

3. Перед союзами «и», «а», «да», «но», «однако» в тех случаях, когда они начинают новое предложение, а не связывают в единое целое части. Например:

  • Я хотела чего-то. Но только не бежать. И не кричать. И не плакать.
  • Я хотела ему помочь, честно хотела. Да вот только не помогла.
  • Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, — та безусловно возьмется за оружие (Фадеев)

4. В конце рубрик перечисления , но только в тех случаях, если данные рубрики достаточно развиты сами по себе и (или) состоят из нескольких предложений. Также точка ставится в рубриках перечисления и в тех случаях, если предложения, формирующие данные рубрики, внутри себя уже имеют несколько знаков препинания. Например:

  • Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:

— Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «Scientia Navalis».

— Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examen des efforts qu’ort à supporter…».

— В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.

[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).

5. После предложения, служащего для ввода в то просторное высказывание , которое последует после него. Часто используется в конструкциях типа:

  • А произошло следующее.

Он вошел в комнату и увидел, что случилось. Он закричал, упал на колени. Расплакался как мальчишка (далее следует развернутое повествование).

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Владимир, Вы задали далеко не праздный вопрос. Дело не в новой моде, а в некоторой нечёткости старых правил. Если руководствоваться справочником Д.Э. Розенталя по правописанию и стилистике, то там нет прямого и недвусмысленного указания на то, нужно ли ставить точку после закрывающих прямую речь кавычек, перед которыми стоит вопросительный или восклицательный знак. В §119 сказано следующее:

Казалось бы, в параграфе отмечено, что точка после закрывающей кавычки ставится. Однако, как мы видим, в практическом примере из Лермонтова после закрывающей кавычки точки нет. Такова же пунктуация и в других примерах, приводимых в этом параграфе.

Видимо, это и запутывает подчас издателей.

Однако в §135 изложено правило, которое позволяет трактовать ситуацию иначе:


Честно говоря, я принципиальной разницы между примером из Лермонтова и примером о лозунгах на бортах машин в плане пунктуации не вижу. Утверждения о том, что там, мол, прямая речь, а тут ― нечто другое, были бы крайне надуманны. Ведь и там, и тут ― непосредственное воспроизведение чьих-то слов (или текста).

В условиях неполной ясности правил я предпочитаю руководствоваться здравым смыслом. Точка ― пунктуационный знак, завершающий повествовательное предложение. Сравним две фразы:

(1) Она спросила меня, хочу ли я есть.
(2) Она спросила меня: «Ты хочешь есть?».

И в том и в другом случае мы имеем дело с повествовательным предложением вида Она спросила меня (о чём-то) , и логично, чтобы это предложение завершалось точкой. Вопросительный знак относится к другой фразе, вставленной в это предложение на правах цитаты, и он не должен влиять на пунктуационное завершение основной конструкции.

Резюмирую: в условиях неразберихи нужно отдать приоритет логике. Отсутствие точки в конце повествовательного предложения, включающего прямую речь или цитату, лишает предложение завершённости. Поэтому я в таких случаях рекомендовал бы точку всё же ставить, а при необходимости обосновать это ― ссылаться на §135 справочника Розенталя, тем более что и текст указаний §119 (если не считать реальной пунктуации примеров в этом параграфе) формально этому не противоречит.