Двоеточие: где, когда и почему нужно ставить двоеточие. Когда ставится точка с запятой в предложении: особенности и правила пунктуации
Вопрос вот какоЙ: если мы в тексте набираем цитату в кавычках ОТДЕЛЬНЫМ АБЗАЦЕМ, а она заканчивается на? или на!, нужно ли ставить точку после кав ычек? Пример (с Красной строки): "Да, мы исправим все недочеты, - сказал Петр Иванов. - Исправим!" (.)
Если прямая речь заканчивается восклицательным или вопросительным знаком, точка после кав ычек не ставится.
Вопрос № 298553 | ||
Здравствуйте! Обращаюсь с этим вопросом уже в пятый раз. Очень надеюсь, что вы все-таки откликнетесь! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить точку после закрывающих кавычек-елочек? Применимо ли здесь правило: «Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный или восклицательный знак, то после кав ычек он не повторяется. Неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся перед закрывающими кавычками и после них»? Если точка не нужна, подскажите, пожалуйста, где это можно найти в справочниках? Спасибо! Предложение такое: Скажите хозяину дома: «Учитель спрашивает: „Где гостевая комната, в которой я мог бы отпраздновать Пасху со своими учениками?“».
Ответ справочной службы русского языка
Приведенное Вами правило здесь работает. Вы расставили знаки препинания верно, точка нужна.
Вопрос № 297693 | ||
Добрый день! Пожалуйста, помогите понять, правильно ли ставить точку в кавычках, если она относится к инициалам, и нужно ли после закрывающих кавычек ставить точку? То есть, насколько верно написание: "Так говорил Михайлов М. М.".
Ответ справочной службы русского языка
Если по условиям контекста после кав ычек должна ставиться точка, то пишутся обе точки, до и после закрывающей кавычки: ...Михайлов М. М.".
Вопрос № 297272 | ||
Здравствуйте, уважаемые сотрудники "Грамоты"! Очень прошу дать ответ на вопрос! Нужна ли точка в конце следующего предложения (после кав ычек): Участие в беседе по проблемному вопросу "Почему растения могут обитать в морях и океанах?"
Ответ справочной службы русского языка
В приведенном примере точка нужна.
Вопрос № 296714 | ||
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания (или можно обойти без тире после кав ычек): Но поскольку на самом деле есть действие [каммы], то такое воззрение: «Нет иного мира» – является неправильным воззрением.
Ответ справочной службы русского языка
Тире нужно, знаки препинания расставлены верно.
Вопрос № 295033 | ||
Уточните, нужна ли запятая или точка после кав ычек в данном предложении (цитирование). На вопрос: «Какие трудности испытывал секретарь комсомольской организации в то время?», Альбина Ивановна задумалась и дала совершенно неожиданный ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: На вопрос: «Какие трудности испытывал секретарь комсомольской организации в то время?» – Альбина Ивановна задумалась и дала совершенно неожиданный ответ.
Вопрос № 294640 | ||
Добрый день! Нужна Ваша подсказка про знак вопроса с предложениями в кавычках. Слышала, что при вопросительном предложении в кавычках знак вопроса ставится после кав ычек. А если это название мероприятия из двух предложений? Творческая встреча "Вязание крючком. Как вязать быстро"? Как в этом случае ставятся закрывающие кавычки: до вопросительно знака или после? Пожалуйста, подскажите.
Ответ справочной службы русского языка
Если знак вопроса входит в название мероприятия (в приведенном примере, как кажется, входит), то он пишется перед закрывающими кавычками: Творческая встреча "Вязание крючком. Как вязать быстро?"
Если вопросительный знак относится ко всему предложению, то после кав ычек. Например: Вы смотрели фильм "Гоголь. Начало"?
Вопрос № 293930 | ||
Добрый день. Скажите, пожалуйста, нужна ли точка внутри кавычки или еще одна точка (после кав ычки) в предложении: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай.»
Ответ справочной службы русского языка
Точка ставится только после закрывающих кавычек: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай». А вот вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие ставятся перед кавычками: Собираясь переезжать во Францию, я слышала только одно: «Повезло же тебе. Поезжай!»
Вопрос № 293271 | ||
Добрый день, в предложении "Желаю счастья в личной жизни и успехов в работе!", - подчеркнул глава администрации. После кав ычек следует ставить запятую?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая не нужна.
Вопрос № 292155 | ||
В предложении с прямой речью: А:"П?" - по вашим схемам почему нет после закрывающей кавычки точки? Разве не правильнее было бы: А: "П?". - вопросительный знак ставится в конце прямой речи, а точка после кав ычек как точка в конце всего предложения.
Ответ справочной службы русского языка
Нет, точка не нужна. Точка после кав ычек не ставится, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата (или прямая речь) является самостоятельным предложением.
Вопрос № 291880 | ||
Здравствуйте. Ставится ли точка в конце предложения (не цитаты): «В словаре указана помета „разг.“.»?
Ответ справочной службы русского языка
Точка после кав ычек нужна: ...помета « разг. » .
Вопрос № 291879 | ||
Здравствуйте. Ставится ли точка после цитаты, если перед закрывающими кавычками стоит сокращённое слово, например: «„... и т. д.“.»?
Ответ справочной службы русского языка
Точка после кав ычек ставится: ...и т. д.".
Вопрос № 290508 | ||
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как расставить знаки препинания в предложении с прямой речью (в тетради)? Если прямая речь находится перед словами автора, то где ставится запятая (после кав ычек или до)?
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 289010 | ||
А когда он звал её, она говорила: "Не сейчас..." Нужна ли в конце, после кав ычек, ещё точка? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Точка после кав ычек не требуется.
Вопрос № 288917 | ||
После кав ычек т или Т? Они с нами не согласны. По их мнению, "Транзисторы тут ни при чём".
Ответ справочной службы русского языка
Верно без кавычек: По их мнению, транзисторы тут ни при чем .
Давайте рассмотрим, в каких случаях ставится точка. На самом деле, их не так уж и много, поэтому разобраться не составит труда.
Правила постановки точки
- Точку ставят в конце законченного повествовательного предложения, как неполного, так и полного. Например: "Утром следующего дня наше войско двинулось вперед. С восточной стороны Арзрума находилось турецкое войско. Наши полки двинулись к нему, отвечая на турецкую пальбу музыкой и барабанным боем. Мы шли гордо и не отступали назад под натиском врага.".
- Точка также может ставиться и для того, чтобы придать повествованию выразительность, сделать его ярче, подчеркнуть описание. Например: "Воды струились тихо. Небо меркло. Солнце клонилось к закату.".
- Точку ставят перед союзами а, но, и, однако и т. д, если они не связаны в одно целое предложение, а начинают самостоятельное предложение. Например: "За месяц до рождества приехал наш доктор. И мы опять спорили по вечерам, играя в бильярд.".
- Точку ставят после предложения, которое вводит в дальнейшее изложение, если последнее представляет собой развернутое повествование, рассуждение или описание. Например: "А все произошло так. Нежданов, садясь в телегу к Павлу, вдруг пришел в очень возбужденное состояние."
- Точка ставится после кавычек. Перед закрывающимися кавычками точка не допускается. Например: "Он начал наставлять меня на «путь истинный».".
- Важно запомнить, когда ставится точка, а когда ее ставить не нужно. Точки не должно быть в конце предложения после точки, которая обозначает сокращение слова. В конце предложения не должно стоять двух точек подряд. Например: "Брат рассказывал мне истории из жизни о любви, ревности, разлуке, грусти и т.д.".
Точка нужна в письменной речи для того, чтобы передавать полный смысл текста. Точке полюбилось место в конце предложения, ведь обычно она находится именно там. Чтобы правильно поставить точку, нужно найти конец предложения, а это не всегда просто, как кажется. Ведь в конце предложения могут располагаться еще вопросительный и восклицательный знаки. Когда собираетесь расставить знаки препинания в предложении, нужно учитывать и это.
Еще со школьной скамьи многим известна прописная истина: если предложение повествовательное, то в конце него всегда ставится точка. Для справки напомним, что предложения по интонации бывают трех типов: повествовательное, восклицательное (в конце ставится, соответственно, восклицательный знак) и вопросительное (с вопросительным знаком в конце).
Однако есть некоторые особенные случаи использования точки. Все они описаны ниже.
Точка ставится:
1. В конце повествовательного предложения , причем состав предложения значения не имеет. Точкой заканчиваются как полные, так и неполные предложения, если они не восклицательные и не вопросительные. Например:
- Кошка грелась на солнце. Она спала и мирно сопела. Иногда потягивалась. Иногда вздрагивала во сне.
- Снег блестящий, яркий. Слепит глаза. Невольно приходится щуриться, иначе будет больно. Хрустит под ногами, так и манит в белоснежную, холодную даль.
- Является поэт с истинным талантом. Кто судья его таланту? Общество (Белинский).
2. В целях придания повествованию большей выразительности после ряда коротких предложений , которые используются в тексте для создания общей картины или для того, чтобы показать быструю смену действий. Например:
- Наступало утро. Краснела полоска неба. Занимался рассвет.
- Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза. Идет. Ему коня подводят (Пушкин).
- Небо. На небе яркие расчерченные полоски. Страшно. Завораживает. Кутаешься потеплее и смотришь вверх.
3. Перед союзами «и», «а», «да», «но», «однако» в тех случаях, когда они начинают новое предложение, а не связывают в единое целое части. Например:
- Я хотела чего-то. Но только не бежать. И не кричать. И не плакать.
- Я хотела ему помочь, честно хотела. Да вот только не помогла.
- Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь, что он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, — та безусловно возьмется за оружие (Фадеев)
4. В конце рубрик перечисления , но только в тех случаях, если данные рубрики достаточно развиты сами по себе и (или) состоят из нескольких предложений. Также точка ставится в рубриках перечисления и в тех случаях, если предложения, формирующие данные рубрики, внутри себя уже имеют несколько знаков препинания. Например:
- Резюмируя всё изложенное выше, можно сказать:
— Двести лет тому назад в нашей Академии наук зародилась теория корабля в виде двухтомного сочинения Л. Эйлера «Scientia Navalis».
— Через несколько лет появилось и первое сочинение по строительной механике в виде мемуара того же Эйлера «Examen des efforts qu’ort à supporter…».
— В течение всего XIX в. в числе действительных членов Академии наук были моряки, и лишь с 1917 г. это было оставлено.
[Следует ещё несколько пунктов.] (Академик А. Н. Крылов).
5. После предложения, служащего для ввода в то просторное высказывание , которое последует после него. Часто используется в конструкциях типа:
- А произошло следующее.
Он вошел в комнату и увидел, что случилось. Он закричал, упал на колени. Расплакался как мальчишка (далее следует развернутое повествование).
Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.
Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.
Двоеточие в простом предложении
Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.
Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами
При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.
В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.
Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью
Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.
Двоеточие в сложном предложении
Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.
- Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.
- Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.
- Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.
- В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.
Двоеточие vs тире
Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: – ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: – ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: – ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: – ) нужно расстаться.
Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.
Владимир, Вы задали далеко не праздный вопрос. Дело не в новой моде, а в некоторой нечёткости старых правил. Если руководствоваться справочником Д.Э. Розенталя по правописанию и стилистике, то там нет прямого и недвусмысленного указания на то, нужно ли ставить точку после закрывающих прямую речь кавычек, перед которыми стоит вопросительный или восклицательный знак. В §119 сказано следующее:
Казалось бы, в параграфе отмечено, что точка после закрывающей кавычки ставится. Однако, как мы видим, в практическом примере из Лермонтова после закрывающей кавычки точки нет. Такова же пунктуация и в других примерах, приводимых в этом параграфе.
Видимо, это и запутывает подчас издателей.
Однако в §135 изложено правило, которое позволяет трактовать ситуацию иначе:
Честно говоря, я принципиальной разницы между примером из Лермонтова и примером о лозунгах на бортах машин в плане пунктуации не вижу. Утверждения о том, что там, мол, прямая речь, а тут ― нечто другое, были бы крайне надуманны. Ведь и там, и тут ― непосредственное воспроизведение чьих-то слов (или текста).
В условиях неполной ясности правил я предпочитаю руководствоваться здравым смыслом. Точка ― пунктуационный знак, завершающий повествовательное предложение. Сравним две фразы:
(1) Она спросила меня, хочу ли я есть.
(2) Она спросила меня: «Ты хочешь есть?».
И в том и в другом случае мы имеем дело с повествовательным предложением вида Она спросила меня (о чём-то) , и логично, чтобы это предложение завершалось точкой. Вопросительный знак относится к другой фразе, вставленной в это предложение на правах цитаты, и он не должен влиять на пунктуационное завершение основной конструкции.
Резюмирую: в условиях неразберихи нужно отдать приоритет логике. Отсутствие точки в конце повествовательного предложения, включающего прямую речь или цитату, лишает предложение завершённости. Поэтому я в таких случаях рекомендовал бы точку всё же ставить, а при необходимости обосновать это ― ссылаться на §135 справочника Розенталя, тем более что и текст указаний §119 (если не считать реальной пунктуации примеров в этом параграфе) формально этому не противоречит.