Дидактические игры настольно печатные сорокиной. Игры, развивающие образное мышление. Игры на выделение части и целого

Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм , основная цель которых – научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. Рассматривая настольные игры в культурно-историческом аспекте, ученые отмечают их давнее возникновение и подчеркивают основное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. На развитие личностных качеств в этих играх влияет самостоятельный выбор игры и инициативность в приглашении партнера (или возможна игра за партнера самого ребенка ), осознанное подчинение правилам, что в свою очередь приводит к развитию произвольности и коррекции импульсивного поведения в ходе решения игровой задачи. Несомненным достоинством разнообразных настольных игр является возможность их использования в паре, малой (2-3 ребенка ) или большой группе детей (5-8 человек), если в доме, например, отмечают детский праздник. В настольных играх развиваются навыки взаимодействия с другими детьми и взрослыми, умение терпеливо ждать своей очереди, сопереживать партнерам по игре.

Настольно-печатные игры для малышей

Игры для детей от 1,5 до 2 лет представляют собой разнообразные картинки на плотном картоне и мягких кубах, полотнах, где один яркий узнаваемый предмет обычно служит для рассматривания и называния изображения предметов ближайшего окружения. Существуют тематические наборы карточек: «Мои игрушки», «Семья», «Кто в доме живет?». Взрослый, играя с ребенком, кладет первую картинку, называя изображение, побуждает продолжать, активизируя и речевую деятельность ребенка . Предлагаемые игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото , где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Называется лото «Покажи такой же», в нем количество элементов для поиска аналогичного предмета ограничивается 3-4, некоторые игры -лото носят название «Лото малышам» и могут оставаться привлекательными для ребенка до трех лет. После двух лет игры «Найди пару рукавичек», «Потерялся сапожок» могут содержать до 8 элементов, усложнением является увеличение количества элементов и разнообразие игровой тематики.

Игры на выделение части и целого

До двух лет разрезные картинки содержат только две части, которые составляют целостный образ предметов и могут быть разделены по горизонтали, вертикали, диагонали: матрешку, мячик, машину, дом, окошки. Разрезные картинки легко изготовить самим. В настоящее время выпускается огромное количество подобных игр с рамками пояснить про рамки, позволяющими самостоятельно упражняться и исправлять ошибки, неизбежно возникающие на начальном этапе освоения игры . По мере развития ребенка увеличивается количество частей, из которых следует собрать изображение: 6-9 частей для детей пятого года жизни; 12-24 части - к шести годам; усложняются различные способы деления на части. Для некоторых детей трудно собрать картинку, так как изображение раздроблено на отдельные составляющие и части расположены на определенных сторонах всех кубиков. Важно различить общий фон картинки и иметь образец целого предмета на картинке. Перед складыванием изображения из кубиков можно предложить собрать картинку по образцу, части которой расположены на двух сторонах утолщенной пластины. Кубики, имеющие части составляемой картинки на всех сторонах, предлагаются от 4 в двухлетнем возрасте до 24 - в шестилетнем . Можно предложить ребенку закрыть часть рисунка рукой, листом бумаги, выкладывая другую часть изображения, постепенно открывая картинку до полного составления образца. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи детских книг, сценки из любимых мультфильмов, пейзажи, включающие животных и их детенышей, образцы архитектуры, живописи. Другими, более сложными, но очень полезными играми на соотнесение части и целого являются игры -головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Каждая из предлагаемых игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. Возрастной диапазон таких игр достаточно велик, и часто без помощи взрослого построить изображение бывает сложно, трудность представляет игра, где элементы окрашены одинаково с двух сторон и для правильного решения игровой задачи следует перевернуть некоторые части. Игры на развитие логического мышления включают: игры на классификацию и на сериацию. Рассмотрим их подробнее.

Игры на классификацию

Дети достаточно рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Этому способствуют игры , предлагаемые уже на третьем году жизни. Для усвоения основных цветов существуют игры « Шапка, варежки и шарф» (собрать куклу на прогулку), «Разноцветные окошки» (подбираются ставни к окнам в домиках соответствующего цвета). После четырех лет , когда знания основных цветов обогащаются оттенками, закрепляется их различение и называние, можно предложить лото «Разложи по цвету», «Радуга», «Краски». Имеются разнообразные вкладыши с удобным способом удержания и вкладывания деталей «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие». Важно, что ребенок может сам проверить правильность усвоения и выполнения инструкции (при ошибке деталь не совпадает с прорезью). Не следует спешить, помогая малышу освоить способ вкладывания изображения, а дать возможность попытаться ребенку самому решить игровую задачу. Родителям следует объяснить, в чем она заключается, оказывая эмоциональную поддержку, и словесно помогать в случае неуспеха, подсказывая, а при необходимости и показывая правильные действия. Усложнение игры может заключаться в частичном совпадении с образцом – зрительная опора позволит выбрать подходящие карточки для игры «Что может быть круглым?», «Что может быть красным?». В играх на классификацию можно добавить новое, не заложенное в правилах основание для подбора, например: что может быть круглым и съедобным? Легко ориентироваться на один признак, на два - сложнее, но попробуйте на три, например: что может быть маленьким, овальным, зеленым? Для детей пяти-шести лет полезно поиграть в «Волшебную машину», пропускающую в поездку, например, все мягкое и квадратное - подумать и отобрать из предложенного иллюстративного материала все подходящее: подушку, платок, кусочек хлеба, ковер. Если в семье разновозрастные дети, игра увлечет всех. Часто в играх требуется умение выделять форму в предмете, собирая затем из знакомых форм образ, единую композицию. Такие игры могут содержать магниты, которые позволяют легко крепить детали к поверхности полотна, быстро собирать после окончания игры , создавать варианты сочетания форм, их взаимного пространственного расположения, цветового решения, играть на горизонтальных и вертикальных плоскостях. Игра «Четвертый лишний» способствует развитию мышления, умению выделить основание, по которому из всех предметов на картине один не подходит, например, изображены люди и игрушка – кукла, объяснение ребенка может быть таким: «здесь все люди живые, а кукла – нет, она игрушечная». Интерес для детей пяти – шести лет представляет игра «Логический поезд», в которой всем участникам поровну раздаются карточки с различными изображениями. По считалке первый кладет свою карточку, например – машину, следующий должен выбрать из имеющихся у себя подходящую и объяснить, в чем заключается соответствие (ребенок может положить любое другое средство транспорта или металлический предмет, мотивируя свой выбор материалом изготовления).

Игры на сериацию

Они позволяют научиться двухлетним детям выстраивать предметы в определенной последовательности, например можно выстроить семейки елок, расположить под ними грибы – большой, средний, маленький, снова большой, спросить ребенка : «Какой теперь?». Любимая народная матрешка, пирамидка – яркий пример сериации для самых маленьких. При выстраивании сериации используется чередование цвета, формы, величины элементов в определенном порядке. Детям в возрасте пяти-шести лет подойдут лото «Веселый клоун», использующее картинки с изображениями человеческих чувств и их мимических проявлений (веселье, грусть, удовольствие); различение животных по способу и скорости передвижения «Самый быстрый»; сравнение по весу различных тел «Самый тяжелый» - во всех подобных играх признак задан, играющие только раскладывают в определенном порядке свои карточки. Но не следует увлекаться лишь верным выбором карточек, не менее важно услышать объяснение ребенком своего выбора. Освоению сериации в образной форме способствует проигры вание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

Игры, развивающие образное мышление

Развитию образного мышления способствует проигры вание сказочных сюжетов, создание настольного зоопарка, фермы, постройка и обыгрывание детской площадки. Наборы для этих игр существуют в различных вариантах: картонном, деревянном, пластиковом, которые дети охотно дополняют деталями собственного изготовления, проявляя инициативность и самостоятельность в работе, которые так необходимы при подготовке к школьному обучению. Игры домино предлагают определенную тематическую направленность: транспорт, животные, овощи и фрукты, сказочные герои или карточки с точками по количеству от «пусто» до шести. Задача игроков: фиксировать внимание сразу на двух концах ленты домино, удерживать задачу выбора подходящей карточки из своего набора, не показывая его остальным игрокам и не подглядывая к ним.

Настольные игры , направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве

В период подготовки к школе такая задача становится актуальной, ведь от детей требуется быстро сориентироваться в книге или тетради, найти середину листа, верх и низ, не путать правую и левую стороны, отступить определенное количество клеток с той или иной стороны, не заходить за линию при письме, правильно держать карандаш. Ориентироваться в пространстве листа или клетках поможет игра-путешествие или графический диктант. Игровое поле представляет собой клетчатое основание, на котором будет находиться маленькая фигурка, например, Буратино, который хочет узнать, где спрятан золотой ключик, двигаясь по указанию ведущего: две клеточки (шага) вверх, одна направо, две клеточки (шага) вниз, одна направо. Путь можно отметить карандашом, для усложнения предложить детям придумать свои маршруты и рассказать о них. Введение сюжета повышает интерес к таким играм. Маршрутные игры , лабиринты помогают овладеть умением выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество точек от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления. Игры «Бродилки », «Лабиринт » предполагают использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. Они имеют четко фиксированные правила, в отличие от самостоятельных игр, возникающих по инициативе самих детей. В таких играх может принимать участие вся семья. Взрослым необходимо самим ознакомиться с правилами, определить цель и ход игры , чтобы в доступной форме, по возможности более кратко донести полученные сведения до ребенка . Часто взрослые уступают ребенку , давая возможность выиграть, не совсем честно соблюдая правила. Ребенок, которому взрослые всегда уступали и позволяли выигры вать, окажется неподготовленным к возможному проигры шу, может болезненно воспринять свое поражение и отказаться от дальнейшего участия в совместных играх. Поэтому следует вначале продемонстрировать спокойное принятие проигры ша как возможного исхода игры – важно не победить любой ценой, а получить удовольствие, радость от участия в совместной игре, затем позволить проиграть и ребенку , проследив его реакцию и поддержав в нем уверенность, что в следующий раз он сможет выиграть. Вначале роль ведущего берет на себя взрослый, но по мере усвоения правил эта роль переходит ребенку . Далее партнерами по игре могут выступать и другие дети.

Игры, способствующие усвоению знаков и символов и названий

Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, лечебных, образовательных учреждений, магазинов, центров культуры и спорта, названий животных и растений и др. Привлекают детей игры со штампами, печатями, наклейками, оставляющими на листе готовое изображение, которое легко обыграть, раскрасить, создать композицию (следует помнить, что чем младше ребенок , тем крупнее должно быть изображение, а шестилетние дети любят мелкие картинки с множеством деталей).

Перед школой

Перед школой важно научиться следовать правилам, уметь копировать простое изображение (геометрическую фигуру, иероглиф, знак, букву любого алфавита), действовать согласованно в едином темпе с группой сверстников – овладеть этими необходимыми качествами помогут игры с правилами. Домино и лото «Что где растет?», «Кто где живет?», «Едет, плавает, летает» помогают детям шестого года жизни различать и называть овощи и фрукты, диких и домашних животных, взрослых животных и их детенышей, классифицировать их по месту обитания (живет в воде, на суше), способу питания, выделять транспортные средства (воздушный, наземный, водный, подземный). Настольно-печатные игры знакомят детей с буквами - «Азбука», где надо соотнести картинку и букву, с которой начинается изображенный объект. Игры, связанные с установлением причинно-следственных связей – «Что сначала, что потом?», учат построению связного рассказа. В ходе игр, помимо действий, ребенок должен научиться давать объяснение своего выбора, основываясь на практическом опыте, учиться рассуждениям (сначала берем картинку с нарисованным зернышком, потом с проросшим колоском), далее располагаются картинки с изображением последовательных операций уборки хлеба и последняя, где нарисована хлебопекарная продукция. Подготовиться к решению математических задач поможет игра «Мы считаем». В ней на карточках изображены ситуации, даны цифры и знаки для выкладывания решения задач. Например, на картинках изображены пять цветов и три бабочки. Можно спросить, всем ли бабочкам хватит цветов; на каждый ли цветок сядет бабочка? Или: 7 детей играют, на следующей картинке 2 ребенка убегают; вопросы могут звучать так: сколько всего детей гуляло, сколько детей ушло, сколько осталось на детской площадке? Запомнить части суток, дни недели, месяцы и времена года помогут игры : «Круглый год», «Мой день», где представлены большие карты с изображением времен года, а на маленьких карточках рисунки с подробными изменениями в живой и неживой природе, соответствующие разным временам года. Развивая гибкость ума, не следует забывать о гибкости руки, мелкой моторике. Такие игровые наборы, как «Юный модельер», «Юный архитектор», тренируют умения правильно держать карандаш, регулировать силу нажима, длину штриха, оценивать качество своей работы и не бояться ошибок, а исправлять их, создавая коллекцию одежды для бумажной куклы, собственный город с разнообразной архитектурой. Игры «Морской бой», шашки и шахматы для детей дошкольного возраста достаточно сложны. Подготовкой к ним может служить игра «Квадраты», в ней используется шахматная доска и 64 цветные двусторонние (одно сторона синяя, другая – красная) карточки, по размеру не превышающие квадратик доски. Игроки делят карточки поровну, договариваясь о своем цвете, например, один выбирает синий, другой участник игры – красный. Поочередно на доску игроки выкладывают карточки, внимательно наблюдая за действиями «противника». Как только его карточка окажется между двух карточек другого цвета, ее переворачивают, превращая в карточку своего цвета. «Ловить противника» можно по вертикали, горизонтали, диагонали. Многообразные игры оформлены как викторины, где участники соревнуются в своих знаниях и проверяют правильность ответа. Развить умения соблюдать правила игры , координировать движения, укреплять мелкую моторику помогают настольные игры «Хоккей», «Футбол», «Баскетбол», правила которых достаточно сложны, что делает их привлекательными для детей и в начальной школе.

См. статью «Игрушки-артисты», № 8, 2006 г.

См. статью «Шахматы для малышей», № 8, 2006 г.

игры с предметами/

К-1

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

К-2

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

К-3

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

К-4

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

К-5

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

К-6

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

К-7

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

К-8

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

К-9

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

К-10

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж

Скачать:


Предварительный просмотр:

/словесно-дидактические, настольно-печатные,

игры с предметами/

К-1 Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

К-2 Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

К-3 Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

К-4 Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

К-5 Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

К-6 Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

К-7 Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

К-8 Игры с детьми старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио»

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

К-9 Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки»

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

К-10 Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж



Татьяна Макрушина
Настольно печатные игры часть 1

Настольно- печатные игры

1) Чьи детки 2) Овощи 3) Что нужно кукле 4) Кто что ест 5) Где это можно купить 6) Разные по цвету и по названию 7) Сложи кубики 8) Фрукты и овощи 9) Садовник 10)Что за форма 11) Найди предмет по описанию 12) Найди предмет такой же формы 13) Угадай, что в руке? 14) Кому что нравится? 15) Что чем делается? 16) Поможем кукле 17) Кто это? 18) Когда? 19) Когда это бывает? 20) Ищи и найдёшь. 21) Кому что нужно для работы? 22) Лото 23) Парные картинки 24) Что растёт в лесу? 25) перемешанные картинки 26) Что сажают в огороде? 27) Домино 28) Что где растёт? 29) Посадим цветочек 30) Где это можно купить 31) Разные по цвету и по названию 32) Что за форма? 33) Когда это бывает? 34) Лото 35) Парные картинки 36)Фрукты и овощи

Чьи детки

Цель : Закрепить знания о домашних животных, их детенышей; кто как кричит. Упражнять в правильном звукопроизношении : вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Ход игры : Воспитатель берет набор картинок с изображением животных и их детенышей : корова и теленок, лошадь и жеребёнок, курица и цыплёнок. До начало игры воспитатель с детьми рассматривает картинки и уточняет знания детьми названия животных и их детенышей. Дети упражняются в звукопроизношении.

Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котёнок? А теперь давайте поиграем - найдем детенышей наших животных. Картинку будете ставить, только после того, как его позовет мама к себе. Воспитатель обращает внимание на правильное произношение конца слов : щенком, поросенком, котенком.

Цель : Закрепить знания о различных овощах.

Ход игры : дети складывают картинки из частей и говорят как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Что нужно кукле

Цель : Упражнять культурно – гигиеническим навыкам.

Ход игры : Воспитатель знакомит детей с картинками и спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям : - наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем? Дети приносят картинку, на которой нарисованные предметы для умывания кукле.

Воспитатель направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности : Например говорит –«Наша кукла умылась, а теперь хочет расчесаться,Но чем?

Кто что ест

Цель : Уточнить представления детей о пище; активизировать в их речи употребление глаголов лакать, есть, грызть.

Материал : персонажи из сказки «Репка» .

Ход игры : Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Репка» . Спрашивает : «Что дед и баба сделали с репкой? (Вымыли, очистили и стали есть её) Бабка, дед, внучка они едят сладкую, сладкую репку. Какую репку едят дед с бабкой (сладкую) .Жучка, кошка, мышка на людей глядят, а репу не едят. Сейчас внучка им другую еду принесет. Кошке молочко и кусочек колбаски.: -Лакай кошка молочко. ; Жучке даст косточку, а мышке корочку хлеба или сыр.: Грызи мышка корочку. -Что делает кошка? (лакает, кушает)

Что делает мышка и жучка? (грызут) . В конце игры все вместе вспоминают кто что ест в этой сказке.

Где это можно купить?

Цель : Закрепить знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах : продуктовых, промтоварных, книжных; учить различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.

Ход игры : Воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, какие они знают магазины около их дома, помогают ли они своим родителям при покупке. После беседы воспитатель показывает большие картины, на которых нарисованы разные магазины. –А сейчас дети я раздам маленькие карточки и вы должны рассказать, где в каком магазине это можно купить, принесите карточки и положите на большую картинку в тот магазин, где это можно купить?

Разные по цвету и по названию

Цель : Сформировать у ребенка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и по цвету; учить называть отображенные предметы и их цвет.

Ход игры : Воспитатель садиться перед детьми раздает им карточки с изображением различных предметов разного цвета. Затем показывает детям картинку и предлагает назвать предмет, изображенный на ней. Ребята выполняют задания и спрашивают и спрашивают свои карточки с картинкой показанной воспитателем. Тому кто нашел на своей карточке такое же, воспитатель отдает свою картинку. Прежде чем закрыть свою картинку той, что получена от воспитателя, ребенок должен назвать цвет предмета. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки у детей не будут закрыты.

Сложи кубики

Цель : Упражнять детей в составление целого предмета из кубиков, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Ход игры : На коробке нарисованы целые картинки с изображением разных предметов. В другой коробке лежат кубики. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает кубик с фрагментом этой картинки.

Как вы думаете от какой картинки этот кусочек? (от яблока) . Правильно, а теперь давайте найдем остальные части яблока . Дети вместе с воспитателем ищут кубики с изображением частей яблока . Когда все кубики найдены, воспитатель дает картинки каждому ребенку. Он просит детей собрать из кубиков изображения на картинке. Кубиков должно быть немного, чтобы детям легче было собрать картинку. Воспитатель исправляет ошибку. Потом меняет картинку и дети собирают из кубиков новую картинку.

Фрукты и овощи

Цель : Закрепить представления о фруктах и овощах.

Ход игры : 1)Воспитатель раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы : фрукты и овощи.

2)Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает и рассказывает что на ней нарисовано. Остальные угадывают по описанию, что на ней нарисовано.

3)Сравнить изображение на карточке с настоящими фруктами и овощами .

4)Воспитатель называет фрукт или овощ, а дети должны его найти и указать к какой группе относиться.

5)Воспитатель раздает детям карточки и говорит : «Все дети, у которых на карточках изображены фрукты (овощи) поднимают картинку.

Садовник

Цель : Определить характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник, с лейкой обходит детей и говорит : «У меня большой сад, иди ко мне, Саша, что-нибудь сорвёшь. Ребенок, которого вызывают подходит к столу, выбирает себе картинку, смотрит и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший ребенок картинку становится садовником.

Что за форма

Цель формы : шарик, кубик, кирпичик, призму- учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно, тот, который просит воспитатель.

Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает по очереди назвать геометрическую форму предмета. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагает построить домик из кубика и призмы, проложить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической форме и назвать её. В заключении дети играют самостоятельно, возводя из имеющихся предметов любые постройки.

Найди предмет по описанию

Цель : Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам; учить описывать предмет не называя его.

Ход игры : Воспитатель вместе с Буратино рассматривает предметы которые они подобрали для игры : мяч, грузовик, собачку, ведерко, куклу и т. д. При этом педагог обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывают все предметы по разным местам и говорит : «Разбежались все наши игрушки, сейчас будете вы их искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой. Послушайте! Надо найти круглый, резиновый предмет, который прыгает и катиться по полу. Вы с ним любите играть. (это мяч, мяч.) правильно, ребята. Вова найди мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все игрушки будут возвращены на место.

Найди предмет такой же формы

Цель : Учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы : шарик, кирпичик, призму, кубик. Учить находить среди нескольких предметов именно, тот который просит воспитатель.

Ход игры : Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем поочередно называть геометрическую фигуру. Объясняет, чем отличается шарик от кубика. Предлагаю построить домик из кубика и призмы, положить к нему дорожку из кирпичиков. Обращаю внимание детей на размеры «строительных материалов» . Затем воспитатель просит каждого ребенка взять по одной геометрической формы и называть её.

Угадай, что в руке

Цель : Познакомить детей с разными формами.

Ход игры : На столе лежат куб, шар, круг. Воспитатель называет форму предметов лежащих на столе, потом закрыть глаза и в это время прячет один из предметов за спину. Разрешает открыть глаза и спрашивает : «Какой предмет у меня в руке? Если ребенок отгадает, он кладет этот предмет в ящик, если не угадает, то воспитатель сам называет предмет и кладет его на стол. Игра заканчивается тогда, когда дети правильно угадают все три формы.

Кому что нравится?

Цель : Уточнить знания детей о том, чем питаются отдельные животные.

Ход игры : Воспитатель сажает небольшую группу детей вокруг стола. Прежде всего она знакомит их с картинками изображающих животных, затем раздает меньше картинки. После этого она показывает им например : корову и предлагает найти на маленькой картинке корм для неё и после этого ребенок у которого картинка с изображением травы кладет её возле себя.

Что чем делается?

Цель : Познакомить детей с некоторыми рабочими инструментами.

Ход игры : Воспитатель показывает одну за другой, несколько картинок. Дети должны назвать предмет, нарисованный на картинке, сказать, что им делают и кто его использует при работе.

Поможем кукле

Цель : Закрепить знания о предметах и их использовании.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям картинки и говорит : «Кукла села за стол, чтобы позавтракать, но стол не накрыт. Кто поможет кукле и даст ей, что ей нужно.» Дети, у которых на картинках изображена чайная посуда, дают эти картинки. «Кукла хотела бы поиграть, но у неё нет игрушек. Кукла вышла на улицу, на прогулку,но у неё нет одежды; «Кукла вышла на улицу и увидела …. и т. д.» дети каждый раз дают ей то, что нужно кукле.

Цель : Узнавать животных по описанию.

Ход игры : Воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные не увидели. Он подражает крику животных и их движениями, а остальные должны угадать какое это животное.

Цель : Упражнять в употреблении понятий «УТРО» , «ПОЛДЕНЬ «, ВЕЧЕР» .

Ход игры : Воспитатель при помощи куклы – марионетки производит разные действия, о какой части суток идёт речь . Например : кукла встаёт с постели, одевается и причёсывается (утро, обедает (полдень, раздевается и ложится спать (вечер) ,