Ежедневное планирование средняя группа сентябрь. Средняя группа

Начался учебный год и малыши перешли в среднюю группу. Согласно программе «От рождения до школы» на первой неделе сентября воспитатель рассказывает о празднике День знаний, вносит в группу новое игровое оборудование и организует деятельность, направленную на формирование навыков учебной деятельности Описание бесед с детьми, познавательных игр и наблюдений, физминуток и стихов о школе вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Нам учиться не лень!».

Решая задачи социально-коммуникативного развития педагог организует экскурсию по новой группе, определяет правила поведения Продолжается работа по формированию умений пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно. Воспитатель напоминает о правилах безопасного поведения и расширяет знания детей о родном городе.

Упражнение на развитие обоняния «Душистые мешочки», игры с соломинками для определения свойств воздуха, упражнение «Чего больше, чего меньше», наблюдение за сезонными изменениями способствуют познавательному развитию детей.

Начинается знакомство детей с разными видами музыкальных инструментов. На этой неделе воспитатель рассказывает об особенностях духовых инструментов и их разнообразии. Художественно-эстетическому развитию так же способствует внесение нового конструктора, рисование пальчиками и ладошками, игра «Цветовое лото» и развивающие игры с пластилином.

В области речевого развития запланировано знакомство детей с игрой «Что это и где используется», дидактическая игра «Скажи правильно» и чтение произведения А.Милн «Винни-Пух и все-все-все» в течение недели. Воспитатель так же читает детям стихи о школе, вносит в уголок новую книгу, закрепляя навыки обращения с ней.

Продолжается работа по формированию навыков ходьбы, бега и метания через подвижные игры «Из обруча в обруч», «Меткие стрелки», «Найди свой цвет» и другие. Педагог учит детей беречь глаза, говорит о необходимости сохранить своё здоровье, что способствует физическому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник
ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ воспитателя о школе и Дне знаний. Цель: дать детям первоначальные представления о школе. Внесение новой книги в книжный уголок. Цель: рассказать детям о значении книги, бережном обращении и людях, которые работали над её созданием. Дидактическая игра «Что это и где используется». Цель: познакомить с новой игрой, формировать навыки правильного изложения своих мыслей в простых и более сложных предложениях. Рисование «Весёлая ладошка». Цель: развивать фантазию умение дорисовывать отпечаток ладошки. Физминутка «Дети утром рано встали». Цель: познакомить с игрой.
Про-
гулка
С.р.игра «Угощение». Цель: развивать умение реализовывать игровой замысел. Игра «Душистые мешочки». Цель: развивать обоняние у детей. Игра «Лодочка и пароход». Цель: развивать фонематический слух. Рисование «Ромашки» (отпечаток). Цель: вызвать желание и интерес к рисованию печатками. П.и. «Найди, где спрятано?» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность. П.и. «Ловля бабочек». Цель: упражнять в беге с увёртыванием и в ловле, в приседании.
ОД
2 п.д. Игра «Доброе животное». Цель: содействовать сплочению коллектива. Познавательно-исследовательская деятельность «Чем можно рисовать и писать». Цель: показать детям разнообразные материалы для письма и рисования. Чтение «Про Иванушку-дурачка», обр. М.Горького. Цель: продолжать приучать детей слушать сказки. Внесение нового конструктора. Цель: рассмотреть детали и схемы построек. Совместная деятельность педагога с детьми «Быть здоровым я хочу». Цель: формировать представление о значении здоровья, помочь понять, что здоровье зависит от таких факторов как, соблюдение режима дня, правильного питания, занятий спортом, соблюдением правил личной гигиены.
Вторник
ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Экскурсия по группе. Цель: познакомить детей с новым оборудованием, вспомнить правила поведения в группе. Упражнение «Чего больше, чего меньше». Цель: ввести в речь выражения «больше, меньше, поровну». Дидактическая игра «Скажи правильно». Цель: упражнять в подборе глаголов. Рассказ воспитателя о духовых музыкальных инструментах. Цель: продолжать развивать интерес к музыкальным инструмента. Беседа «Наши верные друзья» (Шорыгина). Цель: познакомить детей с органами чувств.
Про-
гулка
Разрезные картинки «Транспорт». Цель: вспомнить, на какие группы делится транспорт. Наблюдения за сезонными изменениями. Цель: формировать представления об изменениях в природе. Составление рассказов «Как я летом отдыхал». Цель: способствовать развитию связной речи. Самостоятельное рисование «Летние забавы». Цель: формировать умение передавать в рисунке впечатления о лете. П.и. «Лошадки». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры, развивать навыки бега в среднем темпе. П.и. «Меткие стрелки». Цель: совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель.
ОД

Татьяна коновалова
Календарное планирование на сентябрь с детьми средней группы

Понедельник 23.09

УТРО : Беседа «Как я провёл выходные» -спросить детей куда они ходили с родителями- учить детей самостоятельно строить высказывания описательного типа. КГН- продолжать учить здороваться по утрам с детьми и взрослыми . Рассмотреть иллюстрации к сказкам – узнавать и называть героев. Труд- дежурство по столовой- закреплять последовательность сервировки стола. Д /игра «Кто как кричит» - звукоподражание.

1 ФИЗКУЛЬТУРА,

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (лепка) : Т. С. Камарова. (стр 27) Тема : «Яблоки и ягоды»

Цель : Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисунками.

Словарная работа : яблоки, ягоды, маленькие, круглые, большие.

Индивидуальная работа : с затрудняющимися детьми .

ПРОГУЛКА : Наблюдение за ветром- дует ежедневно, срывает листья, приносит холод, осадки, подбирать слова- определения к слову (ветер) . Труд- самообслуживание- поддержать порядок в шкафчиках. П /игра «Волк и зайцы» - соблюдать правила игры, играть дружно. КГН – учить пользоваться индивидуальными предметами туалета (расчёской, полотенцем, носовым платком) . С /р игра «Строители» - после игры учить детей разбирать постройку и складывать детали по формам, укладывать в ящики.

ВЕЧЕР : Закаливание. КГН – оказывать друг другу помощь в одевании, благодарить за помощь. С /р игра «Семья» - помочь распределению ролей, следить за развитием сюжета загадывание загадок о животных – учить запоминать, использовать в речи. Чтение сказки «Красная шапочка» - обратить внимание на концовку- всё кончается хорошо. Труд –учить детей самостоятельно одеваться после сна.

Вторник 24.09

УТРО : Д/игра «Назови фигуру» - закреплять название геометрических фигур. П /игра «Ловишки» - действовать по сигналу, воспитывать интерес к подвижным играм. КГН- полоскать рот после еды. Труд – в уголке природы-полить комнатные растения. С /р игра «Магазин» - обобщение продавца и покупателя.

ПОЗНАНИЕ (окружающий мир) : Тема : «Моя семья»

Цель : Ввести понятие (семья) . Дать детям первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям- членам семьи.

Словарная работа : сын, дочь, мама, папа, брат, сестра.

Индивидуальная работа : с малоактивными детьми .

ПРОГУЛКА : Наблюдение за травой- желтая, сухая, завявшая, много влаги после дождя, но нет тепла. Труд – оказать помощь дворнику в уборке территории- убрать сухие листья. Д /игра «Из чего сделан предмет» - определять из чего сделано (стеклянный, деревянный, резиновый) . П /игра «Мышеловка» - бегать быстро. Игры по желанию детей.

ПДД : Целевая прогулка «Знакомство с улицей»

Заучивание отрывка из стихотворения «Для тебя пешеход» Тимофеева

ВЕЧЕР : Гимнастика после сна. КГН- аккуратность во время еды, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Предложить для самостоятельной деятельности пластилин_ закреплять умение делить на части. Чтение рассказов про осень. С /р игра по желанию детей.

Среда 25 .09

УТРО : Осмотреть с детьми свой участок . Что на нём есть? Рассказать о том, что нужно быть аккуратным на качелях, горке. Повторить знакомые песни- развивать память. КЕ- воспитывать умение не выходить из за стола не окончив еды. Труд – побуждать оказывать помощь взрослым.

ПОЗНАНИЕ (математика) : Занятие №3 (Позина)

Цель : Учить видеть характерные признаки предметов и сравнивать их. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры; сравнивать два предмета по длине и ширине. Воспитывать аккуратное отношение с раздаточным материалом.

Словарная работа : длинный, короткий, длиннее, короче.

Индивидуальная работа : с малоактивными детьми .

индивидуальная работа : с затрудняющимися детьми .

ПРОГУЛКА дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить как стучит дождь по окнам. Смотреть как стекает струйками вода по стеклу. Отметить какая погода за окном. Загадывание загадок про дождь. Труд- Лиза и Данил - опрыскивать комнатные цветы- спросить зачем это нужно. Д /игра «Назови одним словом» - учить классифицировать предметы. КЕ- учить детей пережёвывать пищу с закрытым ртом.

ВЕЧЕР : Закаливание. Гимнастика после сна. КГН- умываться после сна, не разбрызгивать воду. Предложить Семёну, Артёму, Алине- раскраски для закрашивания. С /р игра «Больница» - роль врача предложить Алине – не затевать ссор, вежливо просить о чём-либо. Рассматривание альбома «животные» - закрепить домашние, дикие, птицы.

Четверг 26.09

УТРО : Рассмотреть с детьми в книжном уголке иллюстрации о природе России. Обратить внимание детей на то,что в России много полей, лесов и рек. Труд в уголке природы – порыхлить комнатные растения. С /р игра «Строители» - закреплять умение строить мосты и ворота. КГН- формировать навыки еды; не крошить хлеб

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (аппликация) : Тема : «Красивые флажки»

Цель : Учить детей работать ножницами; правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, резать полоски по узкой стороне на одинаковые отрезки- флажки. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. Вызывать положительный эмоциональный отклик на создание изображения.

Словарная работа : резать, сжимать, разжимать.

Индивидуальная работа : с затрудняющимися детьми .

ФИЗКУЛЬТУРА.

ПРОГУЛКА : Загадывания загадок об осени. По каким признакам мы узнаём, что наступила осень? Как изменился наш участок? Понаблюдать куда дует ветер, делать выводы, что осенью дует холодный, сильный ветер, он срывает с деревьев листочки; листочки опадают - это листопад. П /игра «Листопад» - закреплять знания детей о цвете, величине осенних листьев. Труд – после игры в песке собрать его в песочницу- видеть результат своей работы. Игры по желанию детей.

ОБЖ : Тема : «Лекарственные растения»

Цель : Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования для лечения.

ВЕЧЕР : Закаливание. Гимнастика после сна. КГН- приучать детей после сна и прогулки приводить волосы в порядок. Д /игра «Конструктор» - развивать усидчивость, внимание. Игры в игровых зонах- следить за взаимоотношениями.

Пятница 27.09

УТРО : Труд- дежурство по столовой- формировать формы сотрудничества, не мешать друг другу, уступать дорогу, если нужно помочь товарищу. Д/игра «Что бывает круглое» - закреплять знания о геометрических фигурах. КГН- полоскать рот после еды. Вспомнить знакомые песни- поощрять петь одному. КОММУНИКАЦИЯ (развитие речи) : Тема : «Надо ли учиться говорить?»

Цель : Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

Словарная работа : богатый, родной, русский, язык.

ФИЗКУЛЬТУРА.

ПРОГУЛКА : Экскурсия по улице. Обратить внимание детей на разнообразные учреждения- школа, почта, магазин. Везде работают люди, каждый делает всё, что нужно. П /игра «У медведя во бору» - научить действовать согласно текста, развивать быстроту и ловкость. Труд – собрать крупный мусор- воспитывать трудолюбие. С /р игра «Автобус» - закрепить знания детей о труде водителя, на основе которых ребята могут развивать сюжет.

ВЕЧЕР : Закаливание. КГН – о необходимости мыть руки после туалета. Показ сказки «Как коза избушку строила» - на фланелеграфе – учить слушать, эмоционально откликаться. Игры с мозаикой – закреплять цвет. С /р игра «Семья» - развивать сюжет, воспитание, дружелюбие. Игры по желанию.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родителей, убедить в необходимости выучить с ребёнком домашний адрес.

Побеседовать с родителями об одежде детей осенью в группе и на улице- учить одеваться так, чтобы ребёнок не перегрелся.

Понедельник 30 .09.

УТРО : Беседа на различные темы- куда ездили и т. д. – учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Труд- предложить полить и побрызгать цветы. С/Р «Игры в игровых зонах» - наблюдать, за взаимоотношениями между детьми . Инд. раб. Сашей. Ш и Дашей. Ш – разговаривать в полголоса Д/п «Что растет на грядке» - систематизировать и обобщить знания детей об овощах : их название, цвет, форму. Рассматривать иллюстрации «насекомые» - пополнять словарный запас детей. КГН- учить умываться правильно и вытираться своим полотенцем.

ФИЗКУЛЬТУРА.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (рисование) : Камарова (стр. 5) Тема : «На яблоне поспели яблоки»

Цель : Учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности : ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить быстрому приемом рисования листвы. Закрепить приемы рисования карандашами. Воспитывать у детей эмоциональной эстетической оценки своих работ.

Словарная работа : дерево, ветви, яблоки, поспели.

Индивидуальная работа : с затрудняющимися детьми .

ПРОГУЛКА : Послушать, как шуршат на ветру листья. Почему шуршат листочки? Можно подбросить опавшие листочки и посмотреть, как они кружатся и летят. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Труд- собрать разлетевшиеся от ветра листья. Д/игра «Когда это бывает» - закрепить времена года. П/игра «Самолеты» - закреплять бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Пальчиковая гимнастика- развивать мелкую моторику рук. С Викой. П Магомедом,М,Сашей Ш. закрепить левую и правую руку.

ВЕЧЕР : Гимнастика. Труд – учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой- аккуратно расставлять хлебницы, ставить салфетницы. Для свободных игр предложить «строитель» - учить договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия. Чтения рассказов о животных- вопросы по содержанию. Дать карандаши для свободного пользованию.

Наблюдение Прогулка

Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Задачи: формировать представления об изменениях в природе (день стал короче, ночь
длиннее);
- учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях;
- воспитывать любовь к природе

Ход наблюдения:
Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели,
Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи.

Воспитатель загадывает детям загадки :
Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)
На потолке, в уголке висит сито - не руками свито. (Паутина.)
Без рук, а холст ткет. (Паук.)

Воспитатель рассказывает детям о приметах .
Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и становится золотистой листва деревьев и кустарников.
Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни сентября называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?

Наблюдение за цветником
Задачи: формировать представления детей о том, что цветы - живые, они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения.
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.

Воспитатель задает детям вопросы.
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Наблюдение за воробьем
Задачи:
- углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
- активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы .
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова серая. Воробей - проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».

Наблюдение за автомобилями
Задачи:
-учить различать автомобили по их назначению;
-формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
Ход наблюдения
Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города.
Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.
Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)
Какие функции выполняет та или иная машина?
Их видно повсюду, их видно из окон, По улице движутся длинным потоком. Они перевозят различные грузы -Кирпич и железо, зерно и арбузы. За эту работу мы их полюбили, Они называются… (автомобили).

Наблюдение за погодой.
Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? (ветреная, тихая) Холодно сегодня или тепло? Что надето на детях? Как можно сказать про такую погоду? (тепла, потому что одеты в кофточках, или прохладная, если они одеты в куртках).
Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру».

Художественное слово: не зверь, а воет (ветер).
Примета: Осенью паутина – на ясную погоду.
П/игра: «Ловишки» – развитие бега, ловкости.
И/р по ФИЗО: бег с препятствиями.
Труд. поручения: убрать листья с веранды.

Наблюдение за неживым объектом – рассматривание березы.
Березка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная. Какого цвета на ней листья? Каких листьев больше зеленых или желтых? Есть ли листья под деревом, на земле? Какого они цвета? Где листьев больше на дереве или под ним?
Рисование березки на листе бумаги и в календаре.
Хоровод: «Во поле береза стояла».
Художественное слово: стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан; не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из осенних дней сентябрь желтые листья дарит ей.
П/игра: «Море волнуется» – развитие координации движений, воображения.
И/р по ФИЗО: прыжки на двух ногах с передвинем вокруг березы.
Труд. поручения: собрать листья березы для гербария.

Наблюдение за неживым объектом – обойти участок,
рассмотреть и назвать, какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени, полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть коров земли и отметить, что трава еще зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета (желтого, красного). Вопросы: много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?

П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

И/р по ФИЗО: пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку.

Труд. поручения: собрать семена цветов.

Подвижные игры на прогулке

Игра «Найди свой цвет»
Воспитанники делятся на четыре группы. Им раздаются разноцветные флажки: синие, желтые, зеленые и красные. Каждая группа детей уходит на специально отведенное для них место. Воспитатель устанавливает цветные флажки тех цветов, что у детей, в противоположный от них угол, на базе. Воспитатель дает сигнал: «Гуляем», по которому воспитанники свободно перемещаются по комнате в произвольном порядке. Воспитатель дает знак: «Найди свой цвет», по которому дети должны подбежать к флажку своего цвета. Победителями объявляются дети, которые первыми соберутся на своей базе. Продолжительность этой игры не должна превышать пяти минут. Рекомендуется после нескольких конов усложнить задачу. Для этого детей просят отвернуться, а флажки меняют местами.

Игра «Птички и птенцы»
В начале игры воспитатель должен нарисовать на полу круги, которые впоследствии будут «гнездами» для птенцов. Каждое «гнездо» рассчитано на одну группу детей. Воспитанники делятся на несколько групп по числу «гнезд». В каждой птичьей «семье» методом жеребьевки или считалки выбирается мать-птичка. Воспитатель озвучивает команду: «Полетели». «Птенцы» выходят из домиков и имитируют полет, передвигаясь, махая руками. Птицы – матери вылетают из гнезд, держатся подальше от птенцов, изображая поиск корма. По сигналу: «Домой», матери возвращаются в домики и зовут птенцов. Детки-птенчики должны прилететь именно в свое гнездо. Игра повторяется 3-4 раза, после чего делается перерыв или меняются условия игры.

Игра «Воробьи и кошка»
Воспитанники – это «воробьи», а воспитатель – это «кошка». «Воробьи» сидят каждый на своем стульчике, на «крыше». Дети получают команду: «Воробьи полетели». Они начинают «летать», бегать по помещению и махать ручками, точно крылышками. Пока воробьи летают, кошка спит. Внезапно воспитательница просыпается. С мяуканьем она выходит из своего уголка. Сигнал: «Мяу, мяу» означает, что кошка вышла на охоту. Воробьи должны вернуться в убежище, то есть каждый на свой стульчик. Тот, кто замешкается, попадает в лапы к кошке.

Игра «Ловим бабочек»
Выбираем четверо малышей. Они будут ловцами. Все остальные – бабочками. Взрослый дает сигнал, и дети разбегаются по площадке. Ловцы пытаются поймать бабочку, создавая из рук подобие сочка.

Игра «Корзинки»
Перед началом игры выбираются двое ведущих. Один из них ловец, другой беглец. Все игроки делятся на пары. Разбегаются в разные стороны. Каждая пара должна взяться за руки, как бы создавая корзинку. Ведущие разделяются, ловец догоняет беглеца. Беглец должен бегать между парами. Условие заключается в том, что корзинки не должны поймать беглеца. Для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

Игра «Найди такой же лист»
Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

Артикуляционная гимнастика

Игра <<Веселый зоопарк>>
1.Цапля
Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя
Дети тянут кончик языка к носу
2.Лось
Лосенок высунул язык
Он долго бегать не привык
Дети,открыв рот, улыбаясь, показывают широкий расслабленный язык.
3.Индюк
Болбочет, болбочет упрямый индюк…
Дети делают<<болтушку>> языком, бьют языком по губам.
4.Жираф
Он ходит, голову задрав…
Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего неба.
5.Попугай
Попугай веселый мой
Вечно крутит головой.
Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо-влево.
6.Лягушка
На обед себе лягушка
Ловит комаров и мушек.
Дети тянут кончик языка к кончику носа.
7.Мишка
Миша очень любит мед
Он его сейчас слизнет.
Круговые движения языком. Облизывают верхнюю и нижнюю губы.
8.Обезьянка
Обезьянка- озорница
Может целый день дразнится!
Дети произносят <<пя-пя>>,
распластав широкий язык на нижней губе.
9.Лошадка
Гоп! Гоп!
Конь живой
И с хвостом
И с гривой!
Дети щелкают языком, широко открыв рот,
10.Гусь
Шею вытянул гусак
Вот так, вот так
Дети выполняют упражнение<<иголочка>>
11.Змея (змейка)
Змея смеялась, Змея кусалась
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.
12.Слоник
Тянет слоник хоботок,
Так он воду достает.
Дети вытягивают губы трубочкой
13.Тигренок
Наш тигренок не кусается,
Наш тигренок улыбается
Губы в широкой улыбке, зубы обнажены
14.Рыбка
Рыбка ротик открывает, Говорить она желает.
Дети открывают и закрывают рот.
15.Ежик
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок
Катают шарик за щекой
16.Лев
Хищный клык
Страшный рык
Сделать вдох,
на выдохе плотно прижимаем кончик языка к верхним альвеолам и произносим звук <<д-д-д>>
17.Рак
Речной жилец,
А как, смотри, идет,
Карабкается задом наперед.
Катают язык но небу от альвеол в глубь рта.

Звуковая культура речи и пальчиковая гимнастика

«Улица. Город. Безопасность на дорогах»

ДА – ДА – ДА – большие города
ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем
ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ – улицы большие
МА – МА – МА – в нашем городе дома
ОГИ – ОГИ – ОГИ – в городе дороги
ОГИ – ОГИ – ОГИ – широкие дороги
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – опасно стоять на дороге
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – машины едут по дороге
ОГУ – ОГУ – ОГУ – осторожно переходят дорогу
АСТЬ – АСТЬ – АСТЬ – осторожно, проезжая часть
ОВКА-ОВКА-ОВКА- у дороги остановка
ОР – ОР – ОР – на перекрестке светофор
ОР – ОР – ОР – нам помогает светофор
ОР – ОР – ОР – людям нужен светофор
АРЬ – АРЬ – АРЬ – на улице фонарь
РИ – РИ – РИ – у дороги фонари
БЫ – БЫ – БЫ – вдоль улицы столбы
ДИ – ДИ – ДИ – у светофора дорогу переходи
АЙ – АЙ – АЙ – правила пешехода соблюдай
АТЬ – АТЬ – АТЬ – надо правила соблюдать
АТЬ – АТЬ – АТЬ – правила дороги надо знать
ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода
КО – КО – КО – по мосту переходить дорогу легко
ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – подземные переходы
ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – мы с вами пешеходы
АКИ – АКИ – АКИ – есть дорожные знаки
НЫ – НЫ – НЫ – дорожные знаки нужны
ШИН – ШИН – ШИН – знаки для людей и для машин
АТЬ – АТЬ – АТЬ – дорожные знаки важно знать
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – нельзя без инспектора на дороге

«Пальцы»
Пальцы – дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это – средний.
Безымяный и последний – наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять…
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
«Бабочка»
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)
«Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание-массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

Комплекс утренней гимнастики

1. Построение в шеренгу
– Повороты на месте;
– Ходьба обычная;
– Ходьба спиной вперед;
– Ходьба на носках;
– Ходьба на пятках;
– Бег в разном темпе
– Перестроение в колонну
по три, размыкание.
2. “Погреемся”- 10 раз
И.П. – ноги врозь, руки в стороны /выдох/
1. обхватить себя руками /выдох /;
2. И.П. темп средний.
3. Потанцуем 4 раза каждой ногой
И.П. – ноги вместе, руки на пояс
1. отставить правую ногу вперед;
2. поднять ногу, согнутую в колене;
3. отставить правую ногу вперед;
4. И.П. Дыхание не задерживать, темп средний.
4. ” Спрячем руки ” 5 раз в каждую сторону
И.П. – ноги врозь, руки в стороны.
1. поворот влево, руки за спину;
2. И.П. /вдох/ Темп средний.
5. Поднимаем руки – 8 раз
И.П. – ноги вместе, руки на пояс.
1. руки к плечам;
2. руки вверх /вдох/;
3. руки к плечам;
4. И.П. Темп средний.
6. “Пружинки” . – 8 раз
И.П. – ноги врозь, руки на пояс.
1. полуприседание;
2. полуприседание;
3. глубоко присесть;
4. И.П. темп средний.
7. Достанем носочки
И.П. – ноги врозь, руки вверху;
1. наклон вперед, коснуться руками пола /выдох/;
2. И.П. Темп средний.
8. Бег
9. Ходьба
Организованный уход

2. Построение в шеренгу
Ходьба обычная
Ходьба на носках
Ходьба на пятках
Ходьба с высоким подниманием колена
Бег 2×20 сек. ”
Перестроение в звенья, размыкание
1. “Дотянемся до потолка”. 8 раз
И. п. – ноги врозь, руки опущены.
1-2 – руки через стороны вверх, потянуться /вдох/
3-4 и.п. темп медленный
2. “Ножницы”. 2×4
И. п. – упор сидя сзади.
1-2 – ноги поднять, ноги скрестить /правая вверху – левая внизу/,
3 – ноги поменять.
4 – и. п. /дыхание произвольное, темп медленный/,
3. “Гуси шипят”. 6 раз
И.п. – ноги врозь, руки сзади сцеплены в замок.
1 – наклон вперед, сказать: «Ш, ш, ш»!
2 – выпрямиться, и. п. темп средний.
4. “Силачи”. 8 раз
И. п, – сидя на полу,- руки к плечам.
1 – руки в стороны.
2 – руки к плечам /дыхание произвольное/ темп средний.
5. “Мельница”. 2-4
И. П. сидя на полу.
1- наклон к правой ноге, коснуться носка левой рукой.
2 – наклон к левой ноге, коснуться носка правой рукой.
/дыхание произвольное/ темп средний.
6. Прыжки. 25 сек
И. п. – ноги вместе. руки опущены.
Прыгать на двух ногах, поворачиваясь вокруг себя.
Ходьба.
Организованный уход

Культурно-гигиенические навыки

1. Навыки личной гигиены
Программное содержание: Учить самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
2. Самообслуживание
Программное содержание: Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
А) Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе».
Б) Д/игра «Одень Машу на прогулку».
3. Навыки культурной еды
Программное содержание: Совершенствовать навыки аккуратной еды: Пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно.
А) Познакомить с фильмом – сказкой «Чуня».
4. Воспитание навыков культурного поведения
Программное содержание: Продолжать учить детей быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, здороваться, прощаться. Обращаться к младшему воспитателю, воспитателю, заведующему, медицинскому работнику и другим работникам детского сада по имени и отчеству.
А) Чтение стихотворения Н. Гернер; заучивание. « Песенка о вежливом чижике»

Работа с родителями

1. Совместная подготовка к учебному году
Наглядная информация: «Режим дня», «Интересные занятия», «Памятка родителям», «Учите и читайте вместе с нами», «Меры профилактики заболеваемости в детском саду», «Что должно быть в шкафчике?», « Наши именинники», «Нам 4 года!», «Объявления!». Цель : нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. Индивидуальная работа: беседы по подготовке детей к учебному году. Обновление группового инвентаря, участка.
2. Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»

Наглядная информация: выставка, оформление.

Наглядная информация: объявление, статьи: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», «Оздоровление детей в детском саду», «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4 лет», «Без лекарств и докторов!», «Как уберечь ребенка от несчастья?», «Начинаем учиться вместе!». Цель: ознакомление родителей с планом на год. Привлечение родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год. Индивидуальная работа: анкетирование «Пожелания на год!»

Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в МДОУ. Ответственный: медработник, воспитатели.

Художественная литература

Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Продолжать развивать умение слушать произведения разных жанров; «включать» детей в совместное обсуждение; воспитывать трудолюбие
Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» Продолжать учить детей воспринимать рассказ; вызвать эмоциональный отклик на тему рассказа; воспитывать дружеский взаимоотношения