Виды ценностей человека. Список главных жизненных ценностей человека

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Санкт-Петербургский государственный университет

кино и телевидения"

Реферат

п о дисциплине " Социальная п сихология"

Тема: " Ценности и ценностные ориентации как детерминанты поведения " . Оглавление: Введение 3 1. Ценности в жизни человека и общества 4 1.1. Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки 4 2. Классификация ценностей 7 2.1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность 8 3. Ценностные ориентации личности 10 4. Выводы..................... 12 Заключение 13 Список литературы 14 Приложение.........................................................................................15 Введение Во многих веществах атомы объединяются в группы, называемые молекулами. Объединяются они по подобию и сходству физических и химических свойств. Такая же система прослеживается и в социуме. Люди, на вид все одинаковые, различаются своими свойствами. А что становится ориентиром для их свойств? В процессе социализации личность впитывает, словно губка в себя, различные ориентиры, ценности. Детский сад, школа, университет - все эти организации помогают человеку стать личностью. Личностью со своими принципами, правилами, социальными установками. Именно это предопределяет их будущую модель поведения, увлечения, друзей и, в сущности, жизнь. "Развитые ценностные ориентации - признак зрелой личности, показатель меры ее социальности... Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности...". Я считаю, что идея "ценностей и ценностных ориентаций" важна не только как теоретическая составляющая дисциплины "Социальная психология", но и как практическая основа межчеловеческого общения. Так как обладая знанием о ценностных ориентациях личности, возможно вычислить поведение индивида в той или иной ситуации. Этим следует руководствоваться в выборе партнера в дружеских отношениях, на работе, в браке. Как известно "слаженность" и "срабатываемость" понятия разные. Это наглядный пример влияния ценностных ориентиров в нашей жизни. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732 1. Ценности в жизни человека и общества 1.1 . Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки Легко можно представить понятие "ценность" с позиции обыденного сознания. Для каждого человека это, наверняка, то, что особо ценно в его жизни. Но полное содержание данного понятия, а особенно его природа, не так уж и проста. Я постараюсь рассмотреть данный аспект шире. Дать определение с различных точек зрения: философии, психологии, практики. В чем же философский смысл понятия "ценность"?
    -- Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.
Человек - существо социальное, соответственно и существование ценностей связано с социумом. Более того, ценности вне социума существовать не могут. Вещи, события без их сопряжением с социумом существовать не могут, так как не будет существовать критерия оценки. Это относится не только к вещам, созданным человеком. Многие не зависящие от индивида объекты, такие как природные, были задолго до появления человека на земле. Но о ценности и значимости природы для общества мы имеем право говорить, лишь в отношении человека и природы. Так как переосмысливание ценности природных факторов в человеческом понятие и есть создание ценности в данном аспекте. 2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека. Человек - существо разумное. Следовательно, любое его действие направленно на получение результата, и не просто результата, а желаемого для индивида. На протяжении всего действия перед человеком стоит цель. Цель и представляет собой ценность. Достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него. Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей 3. Понятие "ценность" необходимо отличать от понятия "значимость". Часто понятие "значимость" употребляют, как синоним слову "ценность". Мера желания человеческой ценности, можно охарактеризовать как "значимость". У каждого разные потребности, следовательно что-то мы будем хотеть более, что-то менее. Но есть и такие случаи, когда значимость представляет себя в негативном случае, так сказать вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Делаем вывод что ценность -- это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимости шире, нежели понятие ценности. 4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом. Дадим им определение. Функциональное значение ценности -- это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяют их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности. Личностный смысл ценности -- это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что с данный смысл зависит от 2-х факторов - от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, взращенными на воспитании обществом. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек как ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом. Интересный момент, ведь смысл ценностей для каждого человека может быть разным. Ведь у каждого свои ценностные ориентиры. Например, у каждого человека хоть раз было домашнее животное. Для одних питомец - часть семьи, отдушина, лучший друг. Для других это сторож их имущества, защитник. Для третьих это способ заработка, при их размножении. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями. 5. Ценности по природе своей объективны. Здесь могут возникнуть разногласия, так как ранее я говорила о том, что ценность возникает из отношения к ней индивида. Соответственно можно сделать вывод, что ценность субъективна. Она зависит от человека, эмоций, его чувств, желаний. И влечение к этой ценности может пропасть в любую минуту, так как просто может перестать удовлетворять человека, его нуждам. Делаем вывод, без человека ценность не существует. И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне, зависимое от сознания человека - неоправданны. Если рассмотреть этот вопрос со стороны предметно-практической деятельности субъекта, то мы убедимся, что ценность объективна. Формирование у людей ценностных отношений к окружающему миру происходит в процессе такой деятельности. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи или предметы окружающего мира, непосредственно обретают для общества или человека определенное объективное значение - ценность. 2. Классификация ценностей 2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность У людей такой диапазон интересов. Все, что происходит на земле и за ее пределами, интересно человеку. Он пытается все познать, поглотить. Но это мы говорим о человечестве в общем. Это как открытка на праздник, если ее капнуть глубже, то можно слегка разочароваться. Разбирая отдельного человека можно обнаружить, что круг его интересов очень узок. Что его не интересует, казалось бы самое основное, касающееся всей жизни в целом. Что сфера его жизненных ценностей ограниченна лишь на его эго. Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Единого критерия оценки ценностей не существует. Поэтому сфокусируемся на важных для жизни аспектов и выделим следующие основания: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества. Классификация ценностей " Витальные : жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др. Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др. Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др. Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония. По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными. Общечеловеческие ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека. Национальные ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157). В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др. Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа. Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Локально-групповые ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту. Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные "братства", секты, касты или объединения типа "рокеров", "панков", "люберов" и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях. Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это -- общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые). Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества." https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/ Ценности в жизни человека занимают разные позиции. Одна оказывается гланее, другая жизненно необходимой, а третья и вовсе носит желательный характер. 1. "Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается. 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться. 3. Высшие ценности -- это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер." Стоит заметить, что нет гарантий, что классификация ценностей останется такой, какой мы представили ее сейчас. Ценности могут менять свою значимость, могут появляться новые ценности (так как жизнь меняется слишком быстро). http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html 3. Ценностные ориентации личности "Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности." По развитию ценностных ориентаций можно судить о воспитанности, культуре, зрелости личности. Если человек обладает теми или иными качествами характера, можно сделать выводы об устойчивости и непротиворечивости ценностных ориентаций, развившихся у него. Ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели - все это составляющие успешного усвоения ценностных ориентиров. Наоборот, отклонение в норме поведения вызваны противоречивостью в ценностных ориентациях. Правильное усвоение индивидом ценностной структуры способствует процессу социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0 Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. Идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы состоит из трех компонентов: потребность, ситуацию, диспозиционное образование. Замечено, что данная система ценностных ориентаций формируется не всегда. Лишь когда развитие человека достигает своего пика. Она контролирует поведение и деятельность личности. Опять таки при условиях: значимость ситуации. Данный факт был замечен и исследован не только Ядовым. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества. Можно сделать вывод, что изучение ценностных ориентаций очень важно для общества, поэтому многие исследователи занимаются этим вопросом. Предположу, что изучение данного материала и применение его на практике очень полезно в подростковом периоде, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Якобсон И.С. Психология человека. М.,2005 4. Выводы Поведение человека зависит от его ценностных ориентиров. От того, что заложено в его воспитание, что в его понимание Добро и Зло, что является нормой, а что отклонением. Именно поэтому люди интересны друг другу. Ведь по сути все одинаковы, лишь ценности, тоесть воспитание разное. И в зависимости от того как скоро меняются наши ценностные ориентиры, меняются и увлечения, друзья и все то, что когда-то казалось нормальным. Главная ошибка - восприятие других ценностей враждебно. Проявление эгоизма. Другие ценности нужно уважать, так как найдутся люди, которые поддержат эти ориентировки. Если человек хочет изменить окружение, свою жизнь нужно начинать с изменения своих ценностей. Можно сделать вывод, что ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Если рассматривать человечество в целом, то многих глобальных проблем, возможно было бы избежать, если бы в свое время, а тоесть в подростковом возрасте, людям внушали бы ценностные ориентации морального плана, такие как: любовь, жизнь, добро и зло. Отклонения в социуме в целом связано напрямую с отклонением в усвоении ценностных ориентациях одного индивида. Просто он в какой-то период своей жизни нашел себе сотоварища, человека с такими же отклонениями. Отклонения в усвоении ценностного ориентирования ведут за собой отклонения в поведение человека. Поведение человека - эта его определенная ожидаемая социальная роль. Соответственно социум является основной площадкой, на которой разворачивается поведение индивида. Я предлагаю отложить в сторону все дела и заняться усвоением нормативных ценностных установок - тогда и мир сохраним, и жизнь лучше сделаем. Заключение В жизни человека так много всего происходит, так много всего меняется ежедневно. Но ценности по праву занимают главное место. Ведь по принципу усвоения ценностных норм и протекает наша жизнь, совместная или в частности. Человек, совершая какое-либо действие, всегда преследует цель. Это по сути и является ценностью. Критерии этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д. Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. Классификации ценностных ориентации как токовой не существует, ее можно назвать лишь условно, руководствуясь основными критериями жизни человека. По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Ценностные ориентации являются ориентиром нашего поведения. Правильное усвоение норм ведет к активной и правильной жизненной позиции, задержка в усвоении норм ведет к отклонению от нормы поведения человека. Если мы хотим что-либо изменить в социуме, следует прививать каждому члену общества правильные ценностные ориентировки. Список литературы
    -- Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 732; -- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М. Наука, 1994; -- Якобсон И.С. Психология человека. М., Изд-во Мысль, 2005; -- http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5927/Itemid,0 -- https://belportal.info/stroenie-morfologiya-kultury/ -- http://revolution.allbest.ru/psychology/00202365_0.html
Приложение Данная тема показалась мне актуальной и интересной. После проведенной Вами лекцией я под впечатлением написала статью в школьную газету ко Дню Учителя. Им и является предложенный ниже текст. Урок: система ценностей Мы уже давно привыкли к тому, что все мы разные. Внешне. Проблема нацизма и расизма понемногу сбавляет обороты. Но вот к тому, что каждый из нас различен по воспитанию и восприятию мира, мы осознать еще не можем. Деление общества на классы, такие как: интеллигенция и рабочий класс, еще не так пугает. А вот деление на "быдло", буржуи, элиту и бедноту будет, пожалуй, страшнее любого расизма. Ежедневно люди из разных слоев общества сталкиваются друг с другом в различных ситуациях, начиная с одной очереди за хлебом, заканчивая ЗАГСом. Непонимание, с которым люди сталкиваются в общении, происходит в связи разного заложенного воспитания. Например, для одного украсть чужую вещь - дело само собой разумеющееся, ведь так делали всегда в его семье. Для другого, говорить на повышенных тонах для достижения желаемого - норма. Для третьего, помогать пожилым людям - дело чести, ведь его воспитывала бабушка. В каждом из нас уже существует определенная система ценностей. И именно ими мы руководствуемся по жизни. Но кто помимо семьи закладывает в нас эти ценности? Изначально ребенок - это белый лист бумаги, из которого можно сделать все, что угодно. Но если родителей не выбирают, то для воспитателей и учителей можно устраивать кастинги. Критерием отбора станут: образование, стаж работы, политические взгляды, семейное положение, социальный статус, личные интересы и увлечения. Ведь родители после 2-3 лет выхаживания своего чада, половину своих обязанностей возлагают на социальных педагогов. И именно им предстоит завершить базовую основу ценностей ребенка. Учитель не только источник знаний и опыта. Настоящий учитель - это эталон успешного человека для ребенка, особенно в начальных классах, когда нет разделения по ведению предметов. Тогда один человек учит одновременно математике и русскому, уважению и толерантности. Я даже не помню, о чем нам рассказывали тогда больше, о правописании или о правильном отношении к людям. Часто случалось, что на уроке кто-то из ребят успевал поссориться, и учитель, прерывая урок, начинал разбираться в ситуации. И обычно с этого занятия мы больше уносили с собой не багаж знаний, а багаж личного опыта, мудрости (если так можно выразиться). Было и специальное время, отведенное для получения каких-то жизненных советов. Тогда весь класс садился напротив учителя, и мы слушали различные истории. А потом дружно обсуждали поведения героев, осуждая или поощряя их. Это теперь я понимаю, что именно в те моменты формировалась наша система ценностей. И чаще всего "знакомиться с жизнью" приходилось не во внеклассное время, а во время самих уроков, когда кто-то опаздывал, а кто-то приходил в одних колготках, забывая надеть юбку или сменку. Мы смотрели друг на друга и смеялись, а часто и высмеивали, но именно благодаря учителю научились быть снисходительными, понимая, что такая ситуация может произойти с каждым. Нас часто критиковали за то, с кем мы дружим, а мы во имя протеста дружить не переставали. Тогда казалось, что это было ущемление прав общения. Но, наверное, учителям видно даже лучше, чем родителям, насколько пагубно влияет дурное общество на ребенка. Ведь это тоже формирование определенной ценности - выбирать правильных друзей. Ведь следующим значимым звеном в жизни каждого человека после родителей, педагогов идут друзья. И в зависимости от того, в чью дружбу вы "попадете" будут зависеть ваши будущие ценности, интересы, увлечения. Недавно в систему образования поступило предложение о том, как можно сделать образованнее качественнее. Можно заменить педагогов на специалистов своего профиля. Например, физику будет преподавать физик-атомщик, русский язык- журналист, литературу - писатель, биологию - биолог, черчение - архитектор. Но тогда действительно, всех учителей можно заменить на специалистов своего профиля. Только с каких это пор, общество начало забывать истинную обязанность Учителя? Воспитать развитого и гуманного человека. Ведь в умение быть учителем входит не только донесение информации, должна быть уверенность в том, что эту информацию усвоили. Учитель должен иметь потрясающую харизму, не позволяющую потерять внимание и заинтересованность учеников. Учитель - это не профессия, учитель - это образ жизни. И пока в наших школах не перевелись учителя, живущие своей профессии, мы можем быть спокойны за своих детей и за наше общество.

Нинель Баянова

Изначально ценности как критерии, мерила красоты или безобразия, добра и зла, истины и не истины, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого закрепляются в общественном сознании и культуре.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека.

И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретного человека приобретают субъективный смысл только после соприкосновения с ними.
Именно когда речь идет об осознанности, отрефлексированности наиболее общих смысловых образований, которые становятся значимыми и важными для человека, уместно говорить о личностных ценностях. Итак,

Личностные ценности – это осознанные и принятые человеком общие компоненты смысла его жизни.

Личностные ценности д олжны быть обеспечены смысловым, эмоционально переживаемым, задевающим личность отношением к жизни . Ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

Личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей как уникальные, характерные только для данного индивида, так и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей.
Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение – например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь.

Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку.
Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Изучение ценностей занимает важное место в ПО, поскольку ценности являются такими индивидуальными особенностями, которые влияют на установки, отношения, восприятие, потребности и стремления людей.

Родители, друзья, учителя, социальные группы могут влиять на формирование индивидуальных ценностей человека. Иерархическая система ценностей личности формируется в процессе обучения и приобретения жизненного опыта под воздействием сложившихся культурных условий. Так как процесс обучения и накопления опыта у каждого свой, то различия в составе и иерархии системы ценностей неизбежны.

Психолог М. Рокич определил ценности как глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях. Им же разработана наиболее распространенная сейчас методика изучения ценностных ориентаций, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
Он разделяет ценности на две большие группы: терминальные ценности (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные ценности (ценности-средства), которые отражают убежденность в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. К базовым ценностям относят те, которые значимы для человека сами по себе.

В качестве примера можно назвать успех, мир и гармонию, безопасность и свободу, здравый смысл и спасение души.
К инструментальным ценностям относят все то, что имеет значение как средство или способ достижения целей, например, смелость и великодушие, способности и кругозор, помощь и независимость.

Особый интерес представляет система жизненных ценностей А. Адлера, приведенная в табл.

Система ценностей человека (по Альфреду Адлеру)


Другая классификация ценностей разработана в 1930-х гг. психологом Гордоном Оллпортом и его коллегами. Они разделили ценности на шесть типов:

  • теоретический интерес в обнаружении правды путем аргументирования и систематических размышлений;
  • экономический интерес в полезности и практичности, включая накопление богатства;
  • эстетический интерес в красоте, форме и гармонии;
  • социальный интерес к людям и любви в качестве отношений между людьми;
  • политический интерес в обладании властью и влиянии на людей;
  • религиозный интерес в единении и понимании космоса.
В 1990 г. исследователи выделили еще несколько специфических ценностей, непосредственно касающихся работающих людей:
  • выполнение (упорство) – завершать начатое и усердно работать для преодоления жизненных трудностей;
  • помощь и забота – заботиться и помогать другим людям;
  • честность – говорить правду и делать то, что считаешь правильным;
  • справедливость – быть беспристрастным судьей.
Выделяют ценности благосостояния , под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей.

Известный социолог профессор С. С. Фролов относит к ним следующие ценности: благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),

  • богатство (обладание различными материальными благами и услугами),
  • мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности),
  • образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи),
  • уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию).
К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества.

Такая ценность, как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых , поскольку позволяет приобрести любые другие ценности.

Влияние личностных ценностей на поведение человека зависит от степени их ясности и непротиворечивости. Размытость ценностей обусловливает непоследовательность поступков, поскольку оказывать влияние на такого человека легче, чем на человека с четкой и очевидной системой ценностей. Сила личности напрямую зависит от степени кристаллизации личностных ценностей. Ясные и непротиворечивые ценности проявляются в активной жизненной позиции, ответственности человека за себя и окружающую его ситуацию, готовность идти на риск для достижения целей, инициативе и творчестве.

Критериями ясности личностных ценностей являются:

  • регулярные размышления о том, что важно и неважно, хорошо и плохо
  • понимание смысла жизни
  • способность подвергнуть сомнению устоявшиеся собственные ценности
  • открытость сознания для нового опыта
  • стремление понять взгляды и позиции других людей
  • открытое выражение своих взглядов и готовность к дискуссии
  • последовательность поведения, соответствие слов и дела
  • серьезное отношение к вопросам ценностей
  • проявление твердости и стойкости по принципиальным вопросам
  • ответственность и активность
Руководитель, которому неясны собственные ценности, не имеет твердой базы для действий, он склонен к принятию спонтанных и непродуманных решений. Ценности не являются чем-то, что можно увидеть, и поэтому они часто ускользают от понимания. Их можно распознать, только изучая реакции, лежащие в основе поведения своего и других людей. Изучение понимания ценностей важно для менеджеров, поскольку ценности могут влиять на поведение человека на рабочем месте.

Это происходит либо путем прямого воздействия на ощущения, чувства и действия рабочего, либо путем ценностной конгруэнтности – совпадения представлений о ценностях, когда человек испытывает и выражает одинаковые эмоции, сталкиваясь с другими людьми, имеющими похожую систему ценностей.

Например, исследования, проведенные в реальных производственных условиях, показали, что если возникла конгруэнтность ценностей (исполнительности, помощи, честности и справедливости) между начальником и подчиненными, то подчиненные получают большее удовлетворение от работы с этим начальником. Однако когда ценности не совпадают, то возникают конфликты из-за того, какие цели должны быть поставлены и каким образом их можно достичь.

Несовпадение систем ценностей иногда вызвано тем, что люди растут и формируются как личности в разные периоды времени и в разных социально-экономических условиях. Культурные корни также могут быть источником несовпадения систем ценностей.

Приоритеты ценностей – это то, что отличает одну национальную культуру от другой.

При существовании культурных различий можно ожидать возникновения проблем, если люди с различными этническими корнями работают вместе. Современные менеджеры должны вовремя понять, какие интересы и желания преобладают у работников, поскольку более высокая производительность труда именно там, где молодые работники заняты работой, максимально удовлетворяющей их интересы, и при этом менеджеры имеют схожие с ними стремления.

Изменение ценностей является сложной задачей для менеджеров, особенно когда трудовые, производственные ценности вступают в противоречие с остальными (например, проблема несоответствия интересов работы и семьи). К способам, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей, можно отнести следующие: морализирование, личный пример, невмешательство, помощь в прояснении конкретных ценностей, например, при необходимости соответствующего изменения. Итак, система ценностей – это индивидуальное свойство личности, зависящее от культурных корней. Но существуют также и интересы организации, которые являются частью организационной культуры.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Перед каждым человеком, живущим на голубой планете, ежедневно возникает один и тот же список важных дел. Одни из них привычные, банальные и даже бытовые. Другие - подчинены совершенно иным законам.

Каждый новый день приветствует новыми обстоятельствами и правилами игры, которая в состоянии вытрепать и без того шаткие нервишки. При возникновении сложностей, огромное значение имеют жизненные ценности человека, что благополучно служат ему неким ориентиром во Вселенском пространстве выбора и решений.

Система ценностей помогает качественно отвечать на вопрос: «А туда ли я иду?», «Верную тропу ли я выбрал для своей полномасштабной реализации?».

Понимая суть своих убеждений и позиции, намного проще преодолевать возникшие трудности. Люди знают, что убеждение в правильности намеченного пути не даст сойти им с маршрута.

Когда высказывания, а главное действия личности находятся в полной с жизненными ценностями, то все аспекты проявлений становятся массивней и намного интересней, а следовательно, мы довольны собой.

А вот когда слова и поведение расходятся с выуженными подсознанием истинами, то в тот же миг на душе возникает не комфортное и «скребущее» чувство, будто бы раздражение и паника через считанные минуты разорвут изнутри!

Это внутреннее ощущение напоминает особе о том, что дело пошло не так. Более того, постоянное нахождение в таком подавленном состоянии, чревато огромными проблемами не только с психикой, но и со здоровьем!

Только в случае непоколебимой веры в близкие по духу ценности, человеку удастся сохранить нужный уровень самооценки, уверенности и простого, людского счастья. Но каким образом определить верный источник аксиом?

Определяемся с главными критериями

Главная задача индивидуума - как можно раньше вычленить список ценностей, что является основополагающим. Эта срочность обусловлена тем, что сделав такой шаг, человек начинает более эффективно формировать не только свой характер, но и поступки и долгосрочные планы.

Стоит понимать, что универсальных законов, применимых для широких масс — не существует. Все мы разные и именно благодаря этому значимые ориентиры одного — всегда будут расходится с истинами другого, а пятые или седьмые — попросту не сочтут это важным.

И все же, по каким критериям осуществлять отбор? Я предлагаю вам ознакомиться с наиболее распространенными аспектами выбора, что в той или иной степени, но обладает особым отношением к себе.

1. Ее Величество Любовь

Это, пожалуй, наиболее известная истина для женщин. И дело здесь вовсе не в романтике или ужине при свечах. Вопрос не касается свиданий, семьи или «конфетно-букетного» периода.

Каждый из нас способен испытывать это окрыляющее чувство. И вы можете это видеть по отношению к родным, или работе. Но сейчас я акцентирую ваше внимание на проявлении любви к другим людям, к тем, с которыми быть может вам никогда не доведется встретиться.

Вселенская любовь к себе подобным, а иногда целому роду, способна воспитать в особе , толерантность и сострадание. И когда все же мы к нему приходим, то открываем удивительную грань чистого добра, а не сплошных негативных качеств.

2. Глубокое понимание

Нам нужно быть понятыми и услышанными. Задумайтесь, скольких из нас может терзать злоба или гнев просто потому, что нет желания копаться в чужих заморочках?

Принимая вводные обстоятельства и данные, примиряясь и понимая других, вы сможете получить не только полных контроль возникшей ситуации, но и найти особенный подход к ее решению.

3. Уважение

Это один из самых главных критериев отбора. Как и большинство глубинных ценностей для личности - эта имеет свою уникальную нишу. Действуя под эгидой такого уважительного девиза, можно добиться нереальных высот.

Пожалуй, уважение относиться ко многим аспектам жизни обычного человека. Оно проявляется в личных отношениях, в рабочей атмосфере и, конечно же, при общении со своим «Я» и потребностями.

4. Железная дисциплина

Многие путают термин с нудным распорядком и банальным выполнением механической рутины. Но на самом же деле, дисциплина тесно граничит не только с пунктуальностью, но и уважительным отношением к чужому времени.

Так, привычка доводить дела до логичного конца, придерживаясь собой сотканных правил, индивидуум характеризует себя, как образованный, ответственный человек.

5. Честность и справедливость

Желая быть достойным поводом гордиться собственными поступками, особь может сделать выбор в сторону этой удивительной ценности, что прослужит ему долгие годы верой и опорой.

Дело в том, что честные люди не терпят лицемерия, хамства, обмана и множества негативных качеств, настырно норовящих промелькнуть в помыслах.

Более того, определение справедливости, как основополагающего лейтмотива по жизни, позволяет воздвигнуть остальные на таком же прочном фундаменте.

Я могу до бесконечности перебирать пласты человеческих «бриллиантов», что своим светом помогают шагать по миру, получая поддержку. В этот список базовых критериев и ценностей можно смело отнести и , без которого сложно карабкаться вверх, и терпение, помогающее добиваться большего, и дружбу, и прощение, и особенно - .

Все наши ценности - это своеобразный компас, позволяющий бороздить мировые океаны событий с непобедимым кораблем. Изначальный список таковых — может достигать десятка. Но очень важно суметь провести детальный анализ, оставив при себе не более 6. У вас есть проблемы с уровнем дохода или отношениями?

Это происходит потому, что модель или картинка мира внутреннего, к сожалению, не совпадает с внешним. Вам особо тяжело принимать решения? Все дело в отсутствии четкого руководства и ответа на вопрос: «Чего же я хочу на самом-то деле?».

Только следуя по шепоту жизненных ориентиров, человек позволит себе жить полноценно и осознанно. Когда в голове есть выкристаллизовавшиеся установки, намного проще получать поддержку, независимо от обстоятельств за бортом. Итак, что можно назвать основными жизненными ценностями?

Главные среди главных

Психологически и физически здоровая личность может позволить себе сформировать 3 основных круга «истин», постепенно добавляя к нему «особо-личные».

1. Отношения и личная жизнь

Здесь спрятан мощнейший посыл бережливого, уважительного отношения к близким людям. Желание создать семью, обзавестись детворой и прожить счастливую, семейную жизнь.

Можно сказать, что это ценности внутренней радости от партнера, романтики, развлечений и колоссального заряда энергии с помощью путешествий.

2. Работа, дело всей жизни, сугубо бизнес

Зачем вы ходите на работу? Что получаете взамен? И главное, вас это устраивает? Желание стать лучше, зарабатывать больше и стремиться к покорению , наряду со словами «дом, быт и идеальный комфорт» совмещены здесь воедино. Такая ценность помогает двигаться к получению нового статуса, власти и увеличению уровня самооценки.

То бишь, здесь спрятано желание много трудиться, дабы таки попасть на вершину своего Эвереста! Это ценность, что имеет прямое отношение к идеям, планам и косвенно цепляет следующий пункт.

3. Всестороннее саморазвитие

Основная задача - познать внутренний мир и приручить внешний, прокричав: «Вот он я!». Невозможно выстроить хорошее дело без определенных навыков и знаний. Поэтому, ценность такого порядка направленна на накопительное, невидимое богатство, помогающее человеку развить мастерство, в котором он себя видит.

Не стоит забывать и о , что работают совершенно с другими вибрациями, неся с собой мощнейший заряд энергий.

Друзья, на этом я закончу сегодняшнее размышление. Подписывайтесь на обновления, а в комментариях поделитесь своим мнением касательно темы материала.

До встречи на блоге, пока-пока!

Личностные ценности являются отражением наших потребностей, желаний, и всего того, что мы особенно ценим в жизни. Ценности – это огромная движущая сила, которая может рассматриваться в качестве руководства, с помощью которого мы создаем свою сущность. Определение ваших ценностей поможет вам выяснить, чего добиваться и чего избегать. Это позволит вам идти по жизни с сильным внутренним компасом. И, наконец, в самых сложных ситуациях личностные ценности могут служить в качестве напоминания о том, чем вы на самом деле дорожите. Таким образом, их определение поможет вам оставаться верным себе в любых обстоятельствах.

Шаги

Отслеживание возникающих ценностей

    Очистить пространство для «вашего» времени. Поскольку определение ваших личностных ценностей требует так называемого самокопания, освободите для этого свое собственное пространство. Выключите телефон, послушайте успокаивающую музыку или сделайте что-нибудь такое, что поможет вам расслабиться и сосредоточиться на настоящем.

    Запишите моменты вашего величайшего счастья и глубочайшей печали. Вспомните все свои взлеты и падения, при этом выделите детали и чувства, связанные с каждым воспоминанием. Включайте в список только то, что оказало наибольшее влияние на вашу жизнь и самочувствие, а не то, благодаря чему вы получили похвалу или признание от других.

    • Например, вы можете вспомнить тот вечер, в который вы познакомились с вашим лучшим другом. Это, возможно, не было самым большим достижением в вашей жизни, но в тот день вы, возможно, узнали много нового о вашей личности и о том, как начать дружить и делиться впечатлениями с другими людьми.
    • Определите темы, которые проходят через ваши самые яркие воспоминания, хорошие и плохие. Они могут также быть подкреплены вашими духовными или политическими пристрастиями. Скорее всего, вы определите несколько вещей, которые вызывают у вас ощущения несправедливости, печали, гнева, или всего вышеперечисленного вместе. Постарайтесь проделать то же самое со счастливыми моментами.
  1. Рассмотрим общие ценности человечества. Все мы имеем относительно похожие, самые основные потребности, которые исходят из конституций и эволюции человеческой культуры. Вещи, которые мы ценим, в конечном счете, вытекают из наших потребностей – вот почему мы так увлечены и привержены нашим ценностям! Изучение человеческих потребностей даст вам мощный толчок для понимания своих собственных ценности. Более или менее универсальные потребности включают в себя:

    • Физическое благополучие (еда, отдых, безопасность)
    • Автономность (свобода выбора, самовыражения)
    • Мир (надежда, спокойствие)
    • Чувства (восхваление, участие, понимание)
    • Связь (теплота, уважение, внимание)
    • Развлечение (приключения, юмор, радость)
  2. Сделайте набросок первоначального списка личных ценностей. Включите в него пункты, без которых вы не можете представить себе свою жизнь. В нем вы можете соединить личный опыт с вашей культурой ценностей, а также универсальными человеческими потребностями.

  3. Фиксируйте то, как вы отбираете эти ценности. Они могут варьироваться в зависимости от стратегии, которую вы использовали. Зачастую стратегия исходит от вероисповедания семьи, в которой вы выросли. Зная об этом, вы будете иметь более полное представление о ценностях, которые позволяют вам совершать поступки, которыми вы сможете гордиться.

    • Например, у вас есть ценность – высокое положение в обществе. Но как вы будете ей следовать - будете носить дизайнерскую одежду или станете правозащитником? Если вы цените глубокое чувство мира и порядка, организовывали бы вы у себя дома домашний завод по созданию эфирных масел? Или, может быть, вы привыкли разрешать конфликты, которые возникают в вашей семье? Проследите связь между ценностями и вашей повседневной жизнью.

    Проверка и балансировка личностных ценностей

    1. Определите, что движет вами по жизни. Один из способов, помогающий проверить ваши ценности, заключается в том, чтобы провести целый день за наблюдениями и определением того, что движет вами по жизни. Если у вас есть определенная первоочередная ценность, и вы попадаете в ситуацию, в которой она находится под угрозой, вы будете чувствовать себя встревоженным, беззащитным, или даже злым. То, что вы слышите или видите по новостям, может также изменить ход вашей жизни.

      • Например, ваш босс может сказать вам, что ваш вязаный жилет – это не самая уместная одежда для работы. Вместо того чтобы просто немного расстроиться, вы могли бы ощутить злость или даже раздражение. В этом случае вы можете сказать, что вашими ценностями являются принятие собственных решений и автономность.
    2. Взгляните на решения, принятые под влиянием ваших ценностей. Это можно сделать как с помощью реальных, так и вымышленных ситуаций. Например, вы цените независимость, и рассматриваете возможность подселения к вам нового сожителя. Что же вы сделаете, если учитывать вашу ценность? Если вы цените покой и спонтанность, но ваша работа отбирает у вас 70 часов в неделю, как вам избежать стресса и внутреннего конфликта? В подобных ситуациях понимание своих ценностей действительно может помочь принять креативное решения, отражающие ваше собственное «Я»

      • Имейте в виду, что наиболее ярко вы сможете увидеть вашу ценность только при принятии реального решения. Иногда мы настолько очарованы определенной ценностью, что считаем, что она обязательно спровоцирует принятие наилучших решений (хотя это не обязательно).
    3. Решите, как вы будете ее отстаивать. Если вы находитесь в трудной ситуации, и вам сложно отстоять правильность своей ценности, подумайте о том, стоит ли высказываться или нет. Вы не в состоянии жить согласно своей ценности, потому что все в мире меняется? Какая ценность находится под угрозой, и почему?

      • Допустим, вы находитесь в отношениях с кем-то, кто не ценит ваш труд, и вы поставили перед собой цель добиться признания своих усилий. Можно ли решить эту проблему разговором? Получите ли вы удовольствие от того, если ваш партнер начнет выражать вам признательность?
      • Еще один способ проверки заключается в следующем. Выступите по поводу какого-то вопроса перед сообществом. Возможно, вас беспокоит сокращения финансирования государственных школ – вы хотели бы знать об этом больше, или вас это каким-то образом задело? В зависимости от ответа вашей ценностью может быть как забота о будущих поколениях, так и призыв к действию.
      • Если вы посмотрите на ваш список ценностей и соедините между собой те, которые потенциально могут конфликтовать, вы обретете понимание того, что создает творческое напряжение в вашей жизни.
        • Например, вы можете ценить наличие собственного пространства и в то же время безоговорочно поддерживать отношения. В этом случае, вам нужно так организовать свое общение с семьей и друзьями, чтобы у вас оставалось время для себя, но в то же время вы не должны забывать о близких. Балансировка между этими потенциально конфликтующими ценностями может быть сложной, но, зная об этой проблеме, вы сможете принимать более обоснованные решения.

Введение........................................................................................................... 2

1. Ценности в жизни человека и общества..................................................... 3

1.1 Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки................... 3

2. Классификация ценностей........................................................................... 7

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность................... 7

3. Ценностные ориентации личности............................................................ 13

Заключение.................................................................................................... 16

Список литературы....................................................................................... 17


Введение

Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными - являются сегодня жизненно важными.


1. Ценности в жизни человека и общества

1.1 Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки

Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории - категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры . Однако содержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

В чем же философский смысл понятия «ценность»?

1. Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.

Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.

2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.

Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель - это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процессдеятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

3. Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».

Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность - это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность - это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

Что это за свойства? Функциональное значение ценности - это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

Личностный смысл ценности - это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.

В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

5. Ценности по природе своей объективны.

Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

Таким образом, ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям - это ценностное отношение.


2. Классификация ценностей

2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

материальные,

социально-политические

духовные.

Материальные ценности - это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.