Тезисный план мировой экономический кризис 1929 1933. Экономический кризис в Великобритании и Франции

Разработка урока по всеобщей истории в 11 классе. В архиве находятся конспект урока и презентация. Видео данного урока находятся на .

Просмотр содержимого документа
«Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.»

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ.

Цели:

рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;

познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;

изучить пути выхода из кризиса на примере «Нового курса» Рузвельта в США;

познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;

показать роль Народного Фронта во Франции.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

Задачи:

развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;

сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;

формулировать выводы и обобщения;

формирование навыков работы с текстом, документами;

развитие навыков самостоятельной работы;

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.

ПЛАН УРОКА

Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны

Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Экономический кризис в США.

Выход из кризиса в США.

Экономический кризис в Великобритании и Франции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.

1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий. Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)

1) Особенности развития государств после 1 мировой войны

Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:

В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.

Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.

Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.

США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

Факты, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.

рост уровня жизни населения

доля США в промышленном производстве в мире – 48%

производительность труда выросла на 43%

развитие автомобилестроения.

Развитие биржи

2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Рассказ учителя:

Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.

На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

Причины кризиса:

После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.

Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)

1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.

Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису. Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.

3) Экономический кризис в США

ЗАДАНИЕ 2.

Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).

Обвал курса акций и разорение владельцев акций

Банкротство банков и промышленных предприятий

Безработица – массовое явление

Разорение фермеров и крестьян

Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%

США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.

Уровень мировой торговли сократился на две трети

Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.

Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.

4) Выход из кризиса в США

ЗАДАНИЕ 3.

Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:

1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .

2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые

Экономические

Социальные

Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы

4) Итоги “Нового Курса”

в экономике возросла регулирующая роль государства

кризис удалось преодолеть

улучшение жизни трудящихся

в 1939 г. Новый курс прекращен.

5) Экономический кризис в Великобритании и Франции

ЗАДАНИЕ 4

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

Особенности проявления кризиса

Меры, предпринятые для преодоления кризиса

Великобритания

страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Кризис – более поздний. 1931 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.

IV. Домашнее задание.

Ответьте на вопрос:

1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Причины кризиса США: 1.нехватка денежной массы. В то времяденьгибыли привязаны кзолотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили,самолёты,радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильнаядефляция- падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность,банкротствомногих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.2.кризисперепроизводства, присущийкапитализму.3.Стремительный прирост населения.4.Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии - американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились. 5.Маржинальные займы.

Пути выхода:

Путь выхода

Государственное регулирование экономики, отмена золотого запаса, закрытие банков, «Закон об оздоровление национальной промышленности» (принудительно картелям запрещалось продавать продукцию ниже установленной цены). Мин. заработной платы и макс. продолжительность рабочего дня. Трудовые лагеря, помощь фермерам (низкий процент кредита, премия за сокращение посевных площадей).

Отмена золотого стандарта, политика жесткого протекционизма

Германия

Фашистский режим (государство регулирует экономику).

9. «Новий курс» Франкліна д. Рузвельта.

В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям кризис из всех, которые знала история капитализма. Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон экономике США. История знает два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них – установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды. Второй путь - реформирование экономики одновременно с решением социальных проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без установления диктатуры, является «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта. С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с президентом Гувером. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим кандидатом в президенты - Ф. Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании Рузвельт сформировал «мозговой трест», который разработал теорию «Нового курса». Теоретической базой «Нового курса» явились воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея - необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса . Работа сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США:

1.«Чрезвычайный банковский акт» (Были закрыты все банки и проведена тщательная ревизия. В результате получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно 1/3 от существовавших).

2.Отмена золотого стандарта( сосредоточение в руках государства золотого запаса США, девальвация доллара.)

3.Реформирование промышленности( Было создано 17 промышленных групп, для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен. Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало обязательным.

4.Трудовые лагеря для безработных( В них было занято свыше 10 миллионов человек. На осуществление программы общественных работ правительство выделило 13 миллиардов долларов.

5.Закон о «помощи фермерам » принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства. Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского хозяйства.

6.По инициативе Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с СССР , а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Новый курс» Ф. Рузвельта предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций: первую (тактическую) - вывод США из кризисной ситуации; вторую (стратегическую) - создание экономических основ общества социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Сущность и характерные черты общемирового кризиса 1929-1933 гг. Экономический подъем 20-х годов в странах Европы и Америки сменился в 1929 году тяжелым кризисом. Это необходимое и неизбежное явление для государств с рыночной экономикой. Их причиной является конфликт между производством и потреблением, выражающийся в кризисе перепроизводства. В основе послевоенной стабилизации лежала восстановительная тенденция - завершение восстановления неизбежно привело к перенасыщению рынка. По мнению ряда экономистов (Кондратьев) экономический кризис 1929-1933 гг. был необычным: он совпал со структурным кризисом, связанным с изменением технологий. В итоге данный экономический кризис стал крупнейшим за всю историю капитализма. Объем промышленного производства в западных странах упал примерно на 38 % (в США на 53 %). На треть сократились сельскохозяйственное производство и мировая торговля. Кризис породил массовую безработицу, что создало опасность спонтанных бунтов, восстаний. Промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии – на 40,2%, во Франции – на 30,9%, в Англии – на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина «невмешательства» государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях.

Варианты выхода из кризиса . В связи с этим с начала 30-х гг. заметно возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделит, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них получил в антикризисной политике « нового курса « президента Ф. Рузвельта в США (либерально-реформистский); второй характерен для Скандинавских стран, Франции (социал-реформистский); третий вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии(тоталитарный).

Американский вариант(либерально-реформистский )опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, уме-лым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.



Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику «нового курса». Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и «социализацией» экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д.

Иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление , как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее – сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

1.Особенности мирового экономического кризиса гг. 1.Глобальный, мировой 2.Самый продолжительный в истории










4. Либерально – демократический режим ВеликобританияФранция Скандинавские страны СШАКанада Мексика … Какие меры принимались в этих странах, чтобы преодолеть кризис? (стр) Л.Д.Р. – основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.


5. Тоталитарные режимы. ГерманияИспанияПортугалияИталия Т.Р. – антидемократический режим, при котором устанавливается полный контроль государства над человеком, ликвидированы все проявления гражданского общества, отсутствует оппозиция, парламентская демократия, свободы и права человека; осуществляются репрессии.


Особенности тоталитарных режимов: 1.Читать текст – стр.85 2.Дополнить схему: ГЕРМАНИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ,ИСПАНИЯ, ПОРТУГАЛИЯ СССР СССР нацизм фашизм сталинизм Крайняя форма национализма Антисемитизм Особая агрессивность Стремление к завоеванию жизненного пространства Создание корпораций, объединявших различные слои населения и подчиненных вождю Гос. Собственность Гос. Планирование Регулирование всех сторон жизни Искоренение частной собственности Уравнительное распределение Массовые репрессии


6. Авторитарные режимы Турция, Югославия Греция… А.Р.– режим, при котором политическая власть принадлежит одному лидеру или одной партии, ограничены политические права граждан и общественных организаций, вмешательство государства в жизнь общества незначительно, нет большого репрессивного аппарата.


Закрепление: 1. Каковы особенности М.Э.К гг.? 2. Каковы причины МЭК гг.(выберите правильный ответ) 1.Ограничение конкуренции в результате монополизации производства в ряде отраслей. 2.Спекулятивный бум на рынке ценных бумаг 3.Ограниченность массового потребления в условиях массового производства 4.Отсутствие регулирующей роли государства 5.Усиление государственного вмешательства в экономику. 6.Неограниченная стихия рыночных отношений 7.Падение цен на сельхоз.продукты


3. Каков главный принцип кейнсианства? 1.В условиях кризиса должны сокращаться государственные расходы. 2.В условиях кризиса перепроизводства должны замораживаться зарплата и цены. 3.Массовому производству должно соответствовать массовое потребление («эффективный спрос»)


4. Впишите названия политических режимов. 1. _________________ режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. 2.__________________ режим характеризуется государственно0политическим устройством общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. 3.__________________ режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и обеспечении граждан широким кругом прав и свобод.


Источники: Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история зарубежных стран, XX- начало XXI века: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ О.С.Сороко- Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение, Сороко-ЦюпаО.С., Сороко-Цюпа А.О. Рабочая тетрадь к учебнику «Новейшая история »


Фото и рисунки:

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: познакомиться с Мировым экономическим кризисом, его причинами и проявлениями в разных странах мира.

Задачи:

рассмотреть положение крупнейших капиталистических стран после 1 мировой войны, особенности их экономического развития;

познакомиться с причинами, особенностями и сущностью мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг.;

оценить проявления мирового экономического кризиса в разных странах, его экономические, политические и социальные последствия;

изучить пути выхода из кризиса на примере “Нового курса” Рузвельта в США;

познакомиться с развитием Великобритании и Франции в 20 – 30 гг.;

показать роль Народного Фронта во Франции.

Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
  • развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране;
  • сравнивать пути выхода из кризиса на примере отдельных стран;
  • формулировать выводы и обобщения;
  • формирование навыков работы с текстом, документами;
  • развитие навыков самостоятельной работы;

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами, документами, текстом учебника).

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, заполнение опорного конспекта, общее обсуждение проблемных заданий, заполнение таблиц.

Средства обучения: карточки-задания с познавательными материалами и заданиями, раздаточный материал, портрет Ф.Д. Рузвельта, учебник: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. “Россия и мир. ХХ в” (возможно использование других учебников).

ПЛАН УРОКА

  1. Особенности развития капиталистических государств после Первой мировой войны
  2. Причины и особенности мирового экономического кризиса.
  3. Экономический кризис в США.
  4. Выход из кризиса в США.
  5. Экономический кризис в Великобритании и Франции.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме: “Версальско-Вашингтонская система и создание Новой карты Европы”.

1) Как вы думаете, какие из условий Версальско-вашингтонской системы могли благотворно или неблагоприятно повлиять на экономическое развитие государств?

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит в форме сочетания рассказа учителя с работой учащихся по картам заданий (Приложение 1.) Работая с картой заданий учащиеся самостоятельно формулируют выводы и обобщения, составляя опорный конспект. Далее приводится вариант заполнения опорного конспекта (текст конспекта выделен курсивом.)

1) Особенности развития государств после 1 мировой войны

Организуется беседа с классом, в ходе которой делаются следующие выводы:

  • В большинстве стран (кроме США) – экономическая разруха.
  • Рост инфляции наблюдается во многих государствах, особенно сильно - в Германии.
  • Резкий рост рабочего движения; как следствие в Италии и Франции принимаются социальные законы – о 8ми часовом рабочем дне, в Англии женщины получили право голосовать.
  • США выходят на Первое место в мире по экономическому развитию. Свою роль в этом сыграл и план Дауэса. США предоставляла займы Германии, чтобы та могла расплатиться по репарациям. Бывшие союзники, получив репарации, могли вернуть долги США. В результате экономика Европы стабилизируется, роль США увеличивается.

Выполняется задание 1 (см. Карту заданий)

ЗАДАНИЕ1.

На стр. 90-91 учебника О. Волобуева и др. “Россия и мир ХХ в.” прочитайте и выпишите себе несколько фактов, которыми можно подтвердить бурное развитие американской экономики.

  • рост уровня жизни населения
  • доля США в промышленном производстве в мире – 48%
  • производительность труда выросла на 43%
  • развитие автомобилестроения.
  • Развитие биржи

2) Причины и особенности мирового экономического кризиса.

Рассказ учителя:

Каждый из дней, начиная с четверга 24 октября до вторника 29 октября 1929 г., хотя бы однажды “удостаивался” у историков и журналистов печального определения “черный”. В эти дни произошел крах нью-йоркской биржи: в пятницу владельцы акций бросились продать их, цены на акции с каждой минутой падали, вместе с ними “испарялись” огромные состояния, и уже к полудню много доселе процветающие собственники были разорены. За несколько “черных” дней американцы лишились 40 млн долларов. Миллион людей потеряли свои сбережения, а вместе с ними и надежду на будущее. Кризис, начавшийся в США, охватил большинство cтpaн мира.

На уроке мы проведем исследование проблемы и определим каковы причины и особенности кризиса, как разворачивались события в разных странах, как сказался кризис на общественных отношениях и какая политика способствовала выходу из кризиса в разных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС – внезапный спад, сокращение производства, сопровождающийся разорением многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы и курса акций.

Причины кризиса:

  • После 1 мировой войны мировая экономика стала зависеть от стабильности американской экономики.
  • Резкий рост производства товаров при низкой платежеспособности производства в конце 20х гг. привел к кризису перепроизводства (Разрушилась экономическая цепь производство – распределение – потребление)
  • 1929 г. – биржевой кризис – резкое падение курса ценных бумаг.
  • Это повлекло за собой финансовый кризис, который проявился в сокращении налогов, дефициту бюджета и в результате привело к глобальному экономическому кризису . Экономика не смогла преодолеть этот кризис сама с помощью рыночных механизмов. Потребовалось вмешательство государства.

3) Экономический кризис в США

ЗАДАНИЕ 2.

Используя материал учебника с. 91 – 92 и документы выпишите в тетрадь проявления кризиса в США. И других государствах (и хронологические рамки кризиса).

(документы и материалы к заданию – см. Приложение 1)

  • Обвал курса акций и разорение владельцев акций
  • Банкротство банков и промышленных предприятий
  • Безработица – массовое явление
  • Разорение фермеров и крестьян
  • Производство обрабатывающейся промышленности сократилось на 53%, автомобилестроение на 80%
  • США по уровню экономического развития оказались на уровне 1905 – 1906 гг.
  • Уровень мировой торговли сократился на две трети
  • Экономический кризис распространился на Европу и страны третьего мира.
  • Уничтожение продовольственной продукции, чтобы не допустить еще большей инфляции.

4) Выход из кризиса в США

ЗАДАНИЕ 3.

Стр. 93 – 95. Ответьте на вопросы:

1) Кто сумел вывести страну из кризиса? .

2) Чем политика “Нового курса” принципиально отличалась от чисто либеральной концепции развития экономики?

США вывел из кризиса президент Ф.Д. Рузвельт.

Главная особенность политики “Нового курса” – активное вмешательство государства в экономическую и социальную сферу. При этом основные принципы свободной рыночной экономики и демократии пересмотру не подвергались. Не предусматривались и меры, ограничивающие права граждан, в том числе и право частной собственности.

3) Заполните таблицу: Реформы “Нового курса”

Финансовые Экономические Социальные
Временное закрытие всех банков

На финансовый рынок выпустили только “здоровые” банки.

Усиление государственного контроля в банковской сфере.

Все золото скуплено государством, понижено содержание золота в долларе, что привело к росту цен, но и доступности кредитов

Ограничивались спекуляции на бирже.

“Закон о восстановлении национальной промышленности”. Созданы 17 промышленных групп, которые должны были действовать с позиций “честной конкуренции”. Устанавливались объемы производства, правила сбыта и условия труда. Запрещалось продавать товары дешевле определенного уровня цен.

“Закон о регулировании сельского хозяйства”. Сокращение посевных площадей, уничтожение части продукции. Государство давало фермерам дотации за сокращение посевов.

“Закон о трудовых отношениях”. Профсоюзы признаны одной из сторон разрешения трудовых споров.

Создана система социального обеспечения, страхование по старости и безработице

Введен максимальный размер продолжительности рабочего дня и минимальный размер заработной платы.

Организовывались общественные работы

4) Итоги “Нового Курса”

  • в экономике возросла регулирующая роль государства
  • кризис удалось преодолеть
  • улучшение жизни трудящихся
  • в 1939 г. Новый курс прекращен.

5) Экономический кризис в Великобритании и Франции

ЗАДАНИЕ 4

1) Используя стр. 95 – 98 заполните таблицу: “Особенности экономического кризиса в странах Запада”

Страна Особенности проявления кризиса Меры, предпринятые для преодоления кризиса
Великобритания страна меньше других пострадала от кризиса, так как перед ним был меньший подъем

пик кризиса – 1932 г.

начало кризиса – в период нахождения у власти лейбористов (рабочая партия).

Борьба с безработицей, сокращение лиц, получающих пособия, рост налогов, снижение зарплаты. Финансового кризиса удалось избежать, но эти меры вызвали недовольство населения и лейбористов сменили консерваторы

Протекционистские меры по защите английской экономики.

Франция Кризис – более поздний. 1091 – 1935 гг.

Нестабильность властей на фоне кризиса привела к тому, что власть попытались захватить фашисты. (1934 г)

Для борьбы с угрозой фашизма были вынуждены объединиться все антифашистские силы. Представители социалистов, коммунистов и радикалов (либералы) объединились в т.н. Народный Фронт во главе с Л. Блюмом.

Усиление роли государства в экономике и социальной сфере.

Под контроль государства поставлен французский банк,

Национализированы важные предприятия военной промышленности и железной дороги

Обладатели крупных налогов стали платить большие налоги

Для мелких предприятий созданы льготы в налогах и кредитах

Повышение зарплаты, 40 часовая рабочая неделя, вводились оплачиваемые двухнедельные отпуска

Запрет фашистских организаций.

В 1938 г. деятельность Народного фронта была прекращена.

IV. Домашнее задание.

Параграф 14. (О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Понамарев. Россия и мир. ХХ в.).

Ответьте на вопрос:

1) “Что общего и в чем различия политики Ф.Д. Рузвельта и правительства Народного фронта во Франции?”

Литература:

  1. Волобуев О.В. Россия и мир. ХХ век: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2005.
  2. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: Всеобщая история: 9 кл. – М., 2002.
  3. Сороко-Цюпа А.О. Мир в ХХ в. 11 класс: Методическое пособие. – М., 2005.