Структура социальной сферы. Ценовые стратегии в коммерческом секторе социально-культурной сферы

Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.

Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.

В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).

Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и безопасность. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.

Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.

В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.

В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимается различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем, часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.

Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.

Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).

Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, так же как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.

Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей, как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство, и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные «стартовые возможности» развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы «размываются» границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.

Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.



Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.

Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе.

Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.

В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.

Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).

Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или «чистой отрасли», то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.

В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:

§ оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;

§ гостиничный и ресторанный бизнес;

§ транспортное, складское хозяйство и связь;

§ финансовое посредничество – страхование, пен­сионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;

§ государственное управление и социальные услуги;

§ образование;

§ здравоохранение;

§ деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;

§ деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;

§ деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.

Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору, в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.

При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.

Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.

Природный фактор воздействует на формирование социальной сферы и ее размещение чаще всего опосредованно. От природных условий в большой мере зависит размещение населения, его расселение. Это, в свою очередь, предопределяет территориальный аспект потребности населения в услугах организаций социальной сферы. Но есть и прямое влияние природного фактора на размещение отраслей социальной сферы. Таково оно, например, в туризме, развитие которого напрямую зависит от аттрактивности (привлекательности) природы того или иного района. При этом аттрактивность может быть самого различного свойства: красота природы, наличие пляжей, целебных минеральных источников и т.д.

В размещении отраслей социальной сферы очень велика роль населенческого фактора – очень широкого по своему внутреннему содержанию. Как уже было сказано, территориальный аспект социальной сферы напрямую зависит от размещения населения: его концентрация притягивает к себе ее отрасли. Особенно это проявляется в городах, существование которых в наши дни просто невозможно без формирования в них адекватной их развитию социальной сферы. При этом нельзя не отметить, что социальная сфера городов обслуживает население не только тех городских поселений, в которых она размещена, но очень часто население иных городов и районов. Достаточно назвать городацентры туризма (Сочи в России, Ялта на Украине, Ницца во Франции), университетские (всемирно известные Кембридж и Оксфорд в Великобритании, многочисленные университетские города в разных штатах США), религиозные центры (Мекка в Саудовской Аравии) и иные, притягивающие людей извне. Сфера обслуживания должна в большой мере ориентироваться и на это «иногороднее» население.

Многие (обычно небольшие по людности) центры обязаны своим появлением и функционированием именно развитию отраслей социальной сферы. Об этом свидетельствуют и приведенные примеры. Таким образом, можно утверждать, что социальная сферы является одним из градообразующих факторов.

Но воздействие населенческого фактора не ограничивается расселением населения в целом. Большую роль играют: система демографических показателей, особенно поло-возрастной состав, национальный и конфессиональный (религиозный) состав населения, его социальная и профессиональная структуры. Ведь каждая половая и возрастная группа, каждая социальная и профессиональная категория ощущают первоочередную потребность в услугах разных отраслей социальной сферы.

Чрезвычайно велико воздействие на размещение социальной сферы экономических факторов. При этом они очень связаны с фактором расселенческим. В самом деле, расселение населения в решающей мере зависит от размещения производства. Поэтому в большинстве случаев выстраивается прямая цепочка: развитие производства –расселение населения (с его социальными потребностями) – развитие социальной сферы.

Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязанно, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает по одному из трех вариантов:

1) происходит адекватно развитию производства,

2) отстает от развития последнего,

3) несколько опережает его.

Можно полагать, что социальная сфера должна «на шаг» опережать развитие производства – именно «на шаг», потому что значительное опережение сделает функционирование социальной сферы на долгие годы нерентабельным, приведет к замораживанию социальной инфраструктуры. В разных странах и районах можно встретить все три варианта взаимоотношений между развитием производственной и социальной сферы, темпами их формирования. В истории были случаи, когда промышленному развитию вновь осваиваемых районов предшествовал этап их инфраструктурного обустройства, когда заблаговременно создавалась и социальная сфера для обслуживания будущих потребителей ее продукта (например, строительство новой столицы Бразилии – города Бразилиа).

Говоря об экономическом факторе нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы, о масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.

Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.


Вопросы (ответы) к экзамену по учебной дисциплине «Управление организациями социальной сферы».

1. Предмет и метод курса «Управление организациями социальной сферы» и его место в системе социально-экономических дисциплин. (лекции)

Современные социальные, экономические и демографические условия требуют более пристального внимания к социальной сфере и к организациям социальной сферы, в частности. Эффективная деятельность организаций социальной сферы во многом зависит от степени понимания специфики управления.

Изучение данного курса имеет свои целью ознакомить студентов с особенностями менеджмента, стратегического управления, финансов, предпринимательства, маркетинга, ценообразования, оплаты труда, информационного обеспечения и т.п. в организациях социальной сферы.

Изучает - процессы управления хозяйственной деятельностью организации соц.сферы.

Организации соц. сферы

С позиции экономики

С позиции менеджмента

Организации соц. сферы

Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных процессов.

Х.д . включает : произврдственную деятельность, коммерческую, финансовую, инфраструктурную, управленческую, правовую, маркетинговую деятельность.

Предмет - что изучает, метод – как изучает.

Предметом курса – является хозяйственный механизм функционирования организаций соц.сферы и процесс управления им.

Метод курса – совокупность способов, инструментов посредством которым изучается предмет курса. (теория организации, какими способами изучается. Теория больших систем, эк. статистики, социологии, истории, философии, логики).

Место в системе соц.экономических дисциплин:

Примеры:

2. Особенности организаций социальной сферы, учитываемые при формировании системы управления.

Организации соц. сферы – рассматриваются в 2ух аспектах: с позиции экономики и с позиции менеджмента.

С позиции экономики – это хозяйствующий субъект, результат деятельности который потребляется непосредственно физическими лицами.

Организации (предприятия, учереждения) – регламентируется законодательством.

С позиции менеджмента , организация – единство физических лиц, устойчиво связанных коммуникативным взаимодействием. Любая организация с позиции менеджмента понятие более емкое, более широкое.

Организации соц. сферы – открытая система. Организация ведет хозяйственную деятельность посредством потребляемых ресурсов.

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .

Одним из основных элементов управления организациями социальной сферы является структура управления, отражающая разделение труда и информационные потоки в системе управления.

Для большинства организаций социальной сферы, относящихся к малым и имеющих ограниченный перечень направлений и незначительные объемы деятельности, характерна достаточно простая, малозвенная структура управления. Но независимо от размеров организаций при проектировании их структуры управления должны соблюдаться основные принципы, рекомендуемые теорией менеджмента. При всем своеобразии структур управления в организациях социальной сферы могут быть выделены такие локальные критерии рациональности каждой их них, как адаптивность к среде функционирования, качество и оперативность принимаемых решений, величина управленческих издержек и глобальный критерий – уровень обеспечения реализации цели (целей) организации.

При проектировании или совершенствовании структуры управления организациями социальной сферы следует учитывать, что их целевая ориентация, особенности деятельности и развития определяют соответствующие требования к составу управленческих подразделений. Формирование и дееспособность организаций социальной сферы в определяющей мере зависит от уровня прогнозирования потребностей в оказываемых ими услугах, от эффективности контактов с потребителями услуг, спонсорами, партнерами и т.д.

Рассмотрим основные факторы построения структуры управления:

1. Норма управляемости

Под нормой управляемости понимается количество подчиненных (работников), которыми может эффективно управлять непосредственный руководитель.

При превышении нормы управляемости снижается возможность непосредственного контакта руководителя с подчиненными и тем самым формирования и поддержания сильной корпоративной культуры, являющейся одним из приоритетных направлений менеджмента в организациях социальной сферы в связи со спецификой мотивации их работников. Кроме того, возрастает вероятность появления неформальных групп внутри организации и ряда других проблем.

Французский специалист в области менеджмента В. Грейкунас дал количественную оценку соотношения норм управляемости и числа контролируемых руководителем взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации. В соответствии с приведенными расчетами при двух подчиненных число связей равно 6, при трех – 18, при четырех – 44, при пяти – 110, при десяти – 5210. И даже с учетом определенной условности полученных результатов представляется очевидной их значимость при установлении нормы управляемости.

В то же время необоснованное уменьшение нормы управляемости часто приводит к росту числа уровней в структуре управления и, как следствие, к снижению мобильности системы управления, возрастанию административных затрат, бюрократизации аппарата управления.

Определение рациональной нормы управляемости в организациях социальной сферы должно основываться на тщательном учете следующих факторов, характерных для их деятельности в настоящее время:

1) Существенное усложнение системы управления в связи с серьезной переориентацией организаций социальной сферы с директивно устанавливаемых сверху плановых показателей на действительные, разнообразные и динамичные интересы и требования непосредственных потребителей услуг. Данное обстоятельство отражается в усложнении содержания и расширении диапазона функций как руководителей, так и подчиненных.

2) Возрастание интенсивности межгрупповых и межличностных контактов в подразделениях организаций, связанное с решением новых, сложных задач.

3) Наличие в ряде отраслей социальной сферы нестандартных технологий оказания услуг.

4) Недостаточный экономический уровень подготовки значительного числа руководителей организаций социальной сферы.

Перечисленные факторы могут оказывать ограничивающее влияние на норму управляемости.

Напротив, возрастание нормы управляемости может иметь место по мере механизации и автоматизации управленческого труда, стандартизации выполняемых функций управления, повышения уровня квалификации руководителей, укрепления организационной культуры и т.д.

2. Делегирование полномочий

Соблюдение норм управляемости при формировании структуры управления организаций социальной сферой неразрывно связано с процессом делегирования полномочий.

Делегирование полномочий способствует освобождению руководителей организаций от повседневных, текущих дел, позволяя им в большей мере сосредоточиться на решении стратегических задач. Это становится все более актуальным для организаций социальной сферы ввиду возрастающего динамизма окружающей среды и необходимости четкого видения перспектив развития организаций. Данные факторы определяют задачу существенного совершенствования системы управления в организациях, ориентированных прежде на стабильные, нормативно определяемые условия функционирования.

В настоящее время серьезными проблемами для руководителей организаций социальной сферы становится формирование адаптивных структур управления с перераспределением управленческих задач, привлечение и эффективное использование новых ресурсов и т.д.

Делегирование полномочий стимулирует стремление работников, принимающих делегированные полномочия, к повышению квалификации, к участию в процессе реализации целей организации.

Это особенно актуально для тех отраслей и организаций социальной сферы, в которых потребности и интересы работников формировались в условиях жесткой централизации, неэффективной системы стимулирования, отсутствия сильной корпоративной культуры.

Один из знакомых ему руководителей предложил своим сотрудникам пройти обучение на тему «Как выполнить мою работу».

Руководитель вложил много труда в проведение этого курса обучения. Большая часть сотрудников прошла курс обучения и спустя несколько месяцев многие из них на самом деле взяли на себя часть его функции. Очень скоро он обнаружил, что он «управляет», а не носится сломя голову, выполняя массу всяких дел, как бывало с ним раньше.

В той или иной степени делегирование полномочий становится реальностью в деятельности организаций социальной сферы.

Так, во многих российских вузах право принятия решений относительно подготовки кадров, конкурса определенной категории преподавательского состава и по другим вопросам, составляющим содержание деятельности факультетов, передано на уровень деканатов. Отраслевые министерства делегировали организациям социальной сферы права по планированию их деятельности, определению штатной численности персонала, принятию решений по целому ряду других кадровых и финансово-экономических вопросов.

Вместе с тем, делегирование полномочий предполагает соблюдение ряда важных принципов и условий, накладывающих ограничения на перечень и глубину содержания делегируемых функций. В частности, представляется нецелесообразным делегирование функций общего руководства, связанного с определением стратегии развития, проведением организационных изменений, формированием корпоративной культуры организации и другими направлениями управленческой политики, воздействующей на организацию как целостную систему.

Важнейшим принципом эффективной реализации делегирования полномочий является соответствие объема и содержания передаваемых полномочий объему и содержанию делегируемых обязанностей и ответственности.

3. Централизация и децентрализация управления в организациях социальной сферы

Уровень централизации и децентрализации управления в организациях социальной сферы характеризуется количеством уровней управления, объемом и содержанием выполняемых на каждом из них функций, делегированием полномочий и другими показателями.

Определяя политику централизации или децентрализации управления в организациях социальной сферы, нельзя абсолютизировать преимущества той или иной формы управления, абстрагируясь от характеристик конкретных организаций и условий их функционирования.

Возрастание значения таких факторов, как размер организации, необходимость оперативного принятия решений с использованием по возможности полной информации об объекте управления, целесообразность повышения уровня самостоятельности подразделений, определяет стремление к децентрализации управления. Данная ситуация характерна для организаций социальной сферы, расширяющих область своей деятельности путем создания филиалов (в гостиничной, библиотечной, образовательной сети, бытовом обслуживании, в структуре общественных организаций и т.д.).

На макроуровне тенденция децентрализации управления выразилась, например, в освобождении Министерства культуры, Министерства здравоохранения и ряда других министерств от решения ряда проблем управления и перемещения большинства полномочий на уровень субъектов Российской Федерации и регионов, которым отводится главная роль в формировании социальной политики.

Проиллюстрируем процесс децентрализации управления организациями социальной сферы на примере библиотечной сети. В настоящее время библиотеки наделяются правом активного участия в разработке или самостоятельного принятия решений по таким вопросам, которые прежде находились исключительно в компетенции центральных или местных органов управления, в том числе:

а) планирование основных показателей деятельности библиотеки;

б) поиск дополнительных источников финансирования;

в) организация системы оплаты труда (за рамками штатного расписания);

г) определение номенклатуры услуг и организационно- структурных элементов библиотек;

д) организация системы обеспечения необходимыми ресурсами.

В то же время необходимость проведения единой экономической, технической и технологической политики, возрастание риска принятия неэффективных решений при децентрализованном управлении, отсутствие необходимой системы контроля, целесообразность централизованного принятия решений с учетом предполагаемой экономической эффективности и имеющихся ресурсов определяют стремление к централизованным формам управления.

В частности, в библиотечной сфере имеющаяся тенденция к определенной централизации управления обусловлена следующими факторами:

1. Целесообразность, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и разработанных технологий, централизованного формирования банка данных о выпускаемой литературе и потребностях в услугах библиотек.

2. Создание в рамках центральной библиотечной системы специализированных подразделений, результаты деятельности которых используются в работе отдельных библиотек.

3. Координация деятельности библиотек на местном и федеральном уровне.

4. Необходимость стандартизации целого ряда технологий и процедур библиотечной деятельности.

Маркетинг – это целостная концепция управленческой деятельности фирмы, которая характеризуется единой сущностью, общими принципами и функциями и направлена на ориентацию производства и сбыта, на запросы конечных потребителей.

Термин "маркетинг" укоренился в американском варианте английского языка примерно в 1910 г. как агломерат двух слов "market getting", что переводится на русский язык как "овладение рынком", а еще лучше - "обретение рынка". Этимология слова "маркетинг" понадобилась нам в связи с тем, что при его произношении ударение часто ставят на второй слог. Бесспорно, это проявление русификации. В мировой теории и практике принято ставить ударение на первый слог, чему обычно и следуют специалисты в нашей стране.

Маркетинг предполагает существование рынка в полном структурном объеме, служит его развитию и неотделим от комплекса проблем спроса, предложения и цен. Однако, верное на протяжении многих лет, сегодня такое понимание маркетинга ограничивает его возможности, т. к. фактически делает проблемным распространение маркетинговых принципов на некоммерческую сферу, которое уже произошло.

в настоящее время отношение к маркетингу заметно изменилось, соответственно повысилась его роль для всего общества. Эффективная маркетинговая деятельность является сегодня залогом успеха организаций и учреждений любой сферы деятельности, а также механизмом предотвращения кризисов перепроизводства различных культурных товаров и услуг.

Все это обусловлено тем, что применение маркетинговых технологий ориентирует производственную деятельность организаций социокультурной сферы прежде всего на удовлетворение возникающих рыночных потребностей и удовлетворение потребностей потребителей в качественных товарах и услугах культурного назначения.



Вместе с тем среди особенностей маркетинга в социокультурной сфере можно выделить следующие. Первое: в виду государственного финансирования российских учреждений культуры автономность функционирования маркетинга в данной области снижается, в результате чего маркетинг подвергается воздействию на него государственных институтов. Второе: всеобщая приватизация, коммерциализация, разгосударствление и усиление дискриминации независимых негосударственных организаций социокультурной сферы не дают возможности для развития маркетинга в данной области. Третье: недостаточное государственное финансирование учреждений культуры и практически не развитые спонсорство, меценатство и благотворительность затрудняют маркетинговую деятельность как по увеличению спроса на культурные товары и услуги и их распространение, так и по ценообразованию и развитию культурных потребностей, направленных на новые культурные заказы. Четвертое: отсутствие культурной политики государства при нарастающей экспансии западного маркетинга на рынок отечественной культурной продукции приводят к американизации, нарушению качества и распространению «черных» товаров и услуг социокультурной сферы.

Выход из данного положения может быть в том, что правительство России создаст необходимые условия, закрепленные правовыми актами, для развития маркетинга как основного механизма повышения эффективности и функционирования организаций и учреждений социокультурной сферы. Только в этом случае осознание роли маркетинга будет повышаться, а его деятельность более активно проникать в существующие рыночные механизмы.

Таким образом, основная роль маркетинга в социокультурной сфере заключается: в том, что исследуемое явление сегодня становится тем механизмом экономики, который позволил бы учреждениям культуры нормально функционировать, регулировать складывающиеся отношения между культурными потребителями и производителями на рынке культурной продукции.

57. Театрализация как творческий метод режиссуры культурно-досуговых программ .

Для начала дадим определение понятию «театрализация». В словаре театральных терминов мы находим: «Театрализация - это внесение элементов драматического действия в какое-либо произведение». По А.А. Коновичу «театрализация - это организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная, физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации».

Термин «театрализованный» применим к концерту, празднику, представлению, обряду, конкурсно-игровой программе. Если театрализованное представление или концерт - это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд - это театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно-игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Театрализация жизненного материала помогает активизировать, вовлечь зрителя в действие, содействует целенаправленному восприятию.

Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра:

1. Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.

2. Создание художественного образа спектакля, представления.

Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств (Вершковский).

Особенности театрализованного действа

1. В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал.

2. Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.

3. Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Массовое действие всегда тяготеет к театрализации. В нем благотворно действующие на общество идеи действительно заключены в художественную форму, т.е. прежде всего, действуют не рассуждением, а живым показом жизни в образах. Образное решение темы есть суть театрализации. Обогащая массовый праздник образностью, театрализация помогает возникновению у каждого его участника ассоциаций, близких к его собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущению и тем самым активизирует, вызывает потребность к действию. Режиссер массового праздника - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а именно массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула.

В театрализации как в особом виде искусства на первый план выступает важнейший компонент - массового представления - зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно восстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

Виды театрализации

1. Театрализация компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. Главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме.

2. Театрализация оригинального вида - создание режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу - эмоционального развития мысли.

Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня - вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.

3. Театрализация смешанного вида - использование первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - организатора.

Язык театрализации

Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

Создавая массовое представление, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сценическими символами, наиболее полно отражающими суть театрализации.

Аллегория - иносказание, изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа. Связь между образом и значением устанавливается в аллегории по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т.д.). В противоположность многозначности символа смысл аллегории характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь истолкования содержавшихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, то есть путем подведения образа под какое-либо понятие.

Метафора - очень важное средство эмоционального воздействия в режиссуре. В основе построения метафоры лежит принцип сравнения предмета с каким-либо другим предметом на основании общего для них признака.

В разговорном языке мы почти не замечаем использования метафор, они стали привычными в общении («жизнь прошла мимо», «время летит»). В художественном творчестве метафора активна. Она содействует творческому воображению, ведет его путем образного мышления. Для режиссера метафора тем и ценна, что используется именно как средство построения сценических образов.

Диапазон использования метафоры в спектаклях огромен: от внешнего оформления до образного звучания всего спектакля. Еще большее значение имеет метафора для режиссуры массового театра как театра больших социальных обобщений, имеющего дело с художественным осмыслением и оформлением повседневной реальной жизни. Именно метафора может придать реальному факту аспект художественного осмысления, истолкования, может помочь узнаванию реального героя.

Использование символа, метафоры, аллегории и т.д. в театрализации, это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время - это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму - понимать содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания. Нужно помнить, что все средства иносказания в режиссуре, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора иносказательных выразительных средств для режиссера.

Социальная система

Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.

Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.

Определяющим признаком социальной организации является цель.

Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:

  • образование;
  • культура и искусство;
  • здравоохранение;
  • туризм;
  • отдых;
  • физическая культура и спорт;
  • наука и инновации;
  • жилищный фонд;
  • коммунальное хозяйство.

Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Задачи организаций социальной сферы

Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.

Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.

Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.

Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.

Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:

  • получение ресурсов из внешней среды;
  • использование ресурсов для достижения цели организации;
  • передача результата во внешнюю среду.

Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.

Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.

В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.

Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.

В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.

В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.

Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).

Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.

Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.

Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:

  • - определять и анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в бюджетном и рыночном секторах социальной сферы, в области государственной социальной политики, и прогнозировать их возможное развитие в будущем;
  • - уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о развитии бюджетного и платного секторов социальной сферы, выявлять тенденции их развития;
  • - обладать способностью учитывать последствия управленческих решений и действий в различных секторах социальной сферы и в области государственной социальной политики;
  • - владеть пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования сектора платных услуг.

3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного секторов в сфере социальных услуг

В современной экономической литературе общепризнанным стало разграничение экономического пространства на рыночный и нерыночный секторы на основе концепций общественного и частного блага, внешнего эффекта, информационной асимметрии и естественной монополии. Они применимы для отнесения социальных услуг к рыночной или нерыночной сфере, а также для выделения смешанной сферы.

Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага. Следовательно, социальные услуги как экономические блага могут быть классифицированы следующим образом:

  • - общественные услуги в чистом виде;
  • - частные услуги в чистом виде;
  • - услуги смешанного характера.

Чистые общественные услуги относятся к общественному (государственному или муниципальному) сектору, где принципы рынка и платности не действуют.

Производство социальных услуг такого рода осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и избирательной системы (через так называемый механизм общественного выбора). Общественные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно, но это не значит, что они являются даровыми благами, подобно дарам природы: воздуху, солнечному свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, их производство требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких услуг от источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему может создавать фискальную иллюзию у людей, что чистые общественные услуги - это дар природы.

На практике такой отрыв непосредственного оказания услуг от их финансового обеспечения приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по развитию чистых общественных услуг, но оно решительно выступает против повышения налогов, которое необходимо для расширения производства такого рода благ.

Социальные услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами:

  • - совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
  • - объективная техническая или экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
  • -отсутствие конкурентности и перегружаемое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).

Все указанные свойства чистых общественных услуг взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. Чистые общественные услуги дают значительный внешний эффект, но трансакционные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велики. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию исключительного права частного присвоения вещи) и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами только индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает для индивидов возможность потреблять эти услуги, не оплачивая их.

Возникает проблема “безбилетного пассажира”. Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их предоставления могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, которые не несут никаких издержек по производству такого рода услуг.

Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность, поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального предпочтения. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, что улучшение положения одного участника отношений осуществляется за счет ухудшения положения другого, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума на рынке частных благ.

Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести его на принцип платности были бы искусственными, это не дало бы желаемого эффекта.

К чистым общественным услугам относятся услуги государственного и муниципального управления, услуги по обеспечению внешней и внутренней безопасности. Они формируют нерыночный сектор услуг. Его отличительными признаками является финансирование за счет бюджетных средств и некоммерческая деятельность, т. е. деятельность, ориентированная не на получение прибыли, а на осуществление социальной миссии, характеризующаяся активным использованием политического механизма и административных ресурсов. Эффект от некоммерческой деятельности носит комплексный характер и необязательно имеет денежное выражение.

Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими свойствами:

  • - индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
  • - исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения . Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

К рыночному сектору социальных услуг относятся услуги розничной торговли, общественного питания и ресторанного бизнеса, бытовое обслуживание населения, деловые услуги, услуги финансово-кредитных структур гражданам и личные страховые услуги, а также услуги связи, предоставляемые населению, пассажирского транспорта, шоу-бизнеса, профессионального спорта.

Предприятия рыночного сектора социальных услуг являются коммерческими организациями. Они функционируют на принципах коммерческого расчета. Их отличительной особенностью является предпринимательская самостоятельность в принятии экономических решений. Деятельность таких организаций нацелена на получение прибыли и, как правило, сопряжена с хозяйственным риском. Для минимизации рисков используются такие рыночные инструменты, как коммерческая тайна и страхование. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий состоят из собственных источников (прибыли и амортизации), средств, мобилизуемых на финансовом рынке (продажа собственных акций и облигаций, кредитные ресурсы), и денег, поступающих от финансовой банковской системы в порядке перераспределения (дивиденды и проценты по ценным бумагам, страховые поступления). В составе денежных средств, поступающих предприятиям рыночного сектора услуг в порядке перераспределения, могут быть бюджетные субсидии.

Ведущую роль в формировании собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций играют прибыль и амортизация. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятий, ее значительная часть через налоговую систему поступает государству, являясь источником формирования доходной части бюджетов разного уровня. Бюджетные средства в финансировании предприятий рыночного сектора услуг составляют небольшую долю.

С усилением общественной значимости отдельных видов экономической деятельности в сфере рыночных социальных услуг их бюджетная составляющая в финансовом обеспечении возрастает. Так, за счет бюджетных субсидий осуществляется организация льготного питания учащихся, транспортное обслуживание льготных категорий населения по социальной карте, предоставление ритуальных услуг, лекарственное обеспечение льготников.

Немало социальных услуг занимают промежуточное положение между нерыночным и рыночным секторами услуг. Они характеризуются сложной диалектикой сочетания общественных, коллективных и индивидуальных начал. Переход к рыночной экономике в России в условиях ограниченности бюджетных средств сопровождался тенденцией к неоправданно высокой коммерциализации и приватизации многих предприятий, оказывавших социальные услуги. Возник рынок таких услуг, который стал интенсивно развиваться. Даже в таких социальных отраслях, как образование и здравоохранение, которые традиционно были отраслями бюджетной сферы, финансируемыми исключительно за счет бюджетных средств, был создан негосударственный сектор, широко использующий внебюджетные средства, а в государственных профессиональных учебных заведениях и медицинских учреждениях открылись платные отделения. В сфере культуры, особенно в ее аудиовизуальных подотраслях, получил широкое развитие коммерческий сектор. Весьма продвинутыми в развитии рыночных отношений являются такие отрасли социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, физическая культура и спорт, санаторно-курортное обслуживание. Здесь рыночный сектор занял доминирующее положение, а социальному сектору, финансируемому за счет бюджетных средств и ориентированному преимущественно на обслуживание социально уязвимых и низкодоходных групп населения, отведено скромное место.

Соотношение рыночного и нерыночных секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень развития рынка социальных услуг и его масштабы меняются в зависимости от действия разных факторов.

Во-первых, на соотношение рыночных и нерыночных начал в сфере социальных услуг влияет изменение технологий и технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи “производитель *-» «-> клиент” стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым сферу действия принципов исключаемости и конкурентности услуг.

Во-вторых, рост материального благосостояния и платежеспособного спроса населения при одновременном повышении социальной ответственности членов общества приводит к тому, что становится возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и перекладывать их финансирование на семейный бюджет. Иными словами, происходит процесс приватизации сферы общественного финансирования, и соответственно с этим идет процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору социальных услуг. Так, в 80-е гг. прошлого века в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья, и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-рекреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере социальных услуг в сторону расширения платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.

В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно идет процесс трансформации собственности под воздействием двух взаимодействующих тенденций - развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы, и расщепления собственности на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочий идет с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг, финансовые институты выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широкое распространение различные формы контрактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при этом действует принцип “кто платит, тот и заказывает музыку”. Контрактные отношения дали возможность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения “внутреннего рынка” в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускает существование в сфере обороны частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, исполнение государственных военно-строительных программ частными компаниями и т. д. В области социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее финансирования, т. е. стало возможным организовать производство услуг на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять и финансировать интересы потребителей от имени государственных и муниципальных органов социальной сферы. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников.

В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в социальной сфере оказывают сильное влияние конкретно-исторические условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов: войн, финансово-экономических кризисов, революций и т. д.

Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влиянию политического фактора.

Так, во многих странах Европы в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и, соответственно, многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказались ограниченность платежеспособного спроса населения и сильное влияние фактора инерции социальной солидарности всех слоев (социального эгалитаризма), которая сложилась в военный период.

В 80-х гг. прошлого столетия ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени, обусловленных процессами старения населения. Маятник соотношения государственного и рыночного секторов в экономике вообще и в сфере социальных услуг в частности качнулся в сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор социальных услуг. В некоторых странах (например, в Германии, Австрии, Франции, скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в них. В России в конце XX в. верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.

В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения.

В России на начальном этапе экономических реформ было подвергнуто сильной критике тотальное огосударствление советской экономики. Особенно очевидными были изъяны всевластия государственной монополии в отраслях материально-бытового обслуживания, розничной торговле, гостиничном хозяйстве, общественном питании и других отраслях, оказывающих услуги индивидуального пользования, где могут эффективно работать малые и средние предприятия и могут быть широко задействованы частная инициатива и предпринимательская деятельность.

Этим обосновывалась необходимость преодоления тотального огосударствления экономики и перехода к современной рыночной экономике, базирующейся на равноправии всех хозяйственных укладов и форм собственности.

Принцип многообразия форм собственности и хозяйственных укладов реализуется и в сфере социальных услуг, но с учетом особенностей ее отраслей.

В современных условиях в России существуют следующие группировки институциональных структур сферы социальных услуг (учреждений, организаций и предприятий):

  • - казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе. Они функционируют на основе принципа оперативного управления и финансируются исключительно бюджетными средствами в соответствии со сметой расходов бюджетного учреждения, а контроль за исполнением их сметных расходов осуществляется через систему государственного казначейства;
  • - государственные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, оказывающие социально-культурные услуги. Они функционируют на основе смешанной многоканальной системы финансирования с использованием бюджетных субсидий, обладают правом хозяйственного ведения в сфере внебюджетного финансирования, и вместе с тем расходование их бюджетных средств находится под контролем системы государственного казначейства. За государственными и муниципальными органами управления не сохраняется субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений;
  • - негосударственные некоммерческие организации, оказывающие разнообразные услуги социальной и благотворительной направленности. Они функционируют на основе смешанного финансирования, сочетающего сильную диверсификацию негосударственных финансовых поступлений с возможностями получения бюджетных ассигнований в случае участия в реализации государственного социального заказа. Хозяйственная деятельность негосударственных некоммерческих организаций отличается большой финансовой независимостью (автономией);
  • - коммерческие структуры в сфере социальных услуг. Они функционируют на основе предпринимательской деятельности, т. е. деятельности с целью получения прибыли, сопряженной с коммерческим риском, выступают как субъекты рынка услуг.

Таким образом, организационно-экономический механизм в сфере социальных услуг формируется с учетом как отраслевой направленности сервисной деятельности, так и особенностей институциональной структуризации услуг.

  • Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве,в семье, в порядке самообслуживания и не с целью продажи, могутбыть не включены в систему рыночных отношений.

В связи с повышением роли общественных и благотворительных организаций в системе социальной защиты населения следует рассмотреть вопрос о третьем секторе как о новом социальном явлении в современной России. Понятие «третий сектор» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникшие одновременно с развитием рыночной экономики. Современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем:
первый сектор - государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;
второй сектор - коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;
третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, - «не для прибыли» (not for prof t).

Этот сектор является:

  • негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример - образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий); с другой точки зрения, термин «неправительственный» может означать широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества, т.е. термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности. Многие действующие некоммерческие организации не регистрируются в силу разных отнюдь не криминальных причин. Стихийно возникающие и исчезающие в процессе организации и развития, эти структуры подчас известны только тем, кто в них участвовал и кто с ними взаимодействовал;
  • независимым, потому что множественность финансовых источников деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие организации этого сектора являются неформальными, т.е., не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организациям или частному бизнесу;
  • некоммерческим, неприбыльным, потому что это важнейший конституирующий признак, отличающий его от коммерческих организаций. Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль (например, заработанные поступления составляют 23% от общего объема денежных поступлений некоммерческих организаций в Венгрии, до 59% во Франции и 70% в Германии. В России эта цифра по разным источникам составляет от 30 до 75%).

Но некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели (исключительно для целей провозглашенной миссии). Так как организации весьма разнообразны (общественные, политические, религиозные, благотворительные, образовательные и т.д.), сам этот сектор весьма обширен, неоднороден и многолик. Эти организации, конечно, не являются альтруистическими, но экономический интерес из категории движущей силы развития общества превращается в механизм реализации другого императива - развития демократического общества, и некоммерческий сектор является существенным элементом его становления на современном этапе;

  • сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку здесь широко используется добровольный труд волонтеров. Например, 54% взрослого населения США отдают добровольной работе около 4 ч в неделю, а в Великобритании около 30% населения занимаются добровольной работой 3-7 ч в неделю**. Причем добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организаций третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения;
  • филантропическим, благотворительным, так как эти определения отражают устойчивые исторические корни возникновения третьего сектора благотворительной активности, в результате чего существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Третий сектор тесно связан с другими секторами экономики. Границы между ними весьма прозрачны и чрезвычайно подвижны.
Государство и некоммерческий сектор заинтересованы в развитии бизнес-сектора в качества источника финансовых поступлений (государству - в виде налогов, некоммерческому сектору - в виде пожертвований). Коммерческие и некоммерческие организации рассматривают государство в качестве гаранта правовой и экономической стабильности и безопасности. Бизнес-сектор заинтересован в развитии некоммерческого сектора (например, биржа, торгово-промышленные палаты, ассоциация предпринимателей), деятельность которого направлена на обслуживание интересов бизнеса, хотя в ряде случаев некоммерческие организации могут быть конкурентами бизнес-сектора.
Исследования третьего сектора в 12 странах, проведенные Университетом Джона Хопкинса, показали, что в третьем секторе занято больше людей и его деятельность меньше зависит от пожертвований, чем принято было думать: в 10 странах в неприбыльном секторе занят один человек из 11 работающих в сфере сервиса:
В трех странах неправительственные организации создали 13% рабочих мест в 80-е гг. (первоначально исследования проводились в 6 странах - Франции, Германии, Венгрии, Италии, Японии и Объединенном Королевстве Великобритании, а затем еще в 5 странах - Бразилии, Египте, Гане, Индии и Таиланде). Есть основание сделать вывод, что неприбыльные организации являются серьезными работодателями: в третьем секторе работают 7 млн. человек в США, 1,4 млн. человек в Японии и по 1 млн. человек во Франции, Германии и Объединенном Королевстве. В среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии до 7% в США. В России, по данным на 1996 г., только в общественных организациях и фондах работает 0,8% занятого населения. Оперативные расходы неприбыльных организаций составляют от 1,2% валового национального продукта (ВНП) в Венгрии до 6,3% в США, а в среднем - 3,5%.
Частные пожертвования составляют небольшую часть денежных поступлений неприбыльных организаций - примерно 10% от общей суммы поступлений: от 20% в США и 19% в Венгрии до 1% в Японии и 4% в Германии и Италии. В России в 1996 г. эта цифра
составила 2,09% ВНП.
Формирование некоммерческого сектора в дореволюционной России происходило преимущественно в рамках благотворительной системы и имело ярко выраженное социальное значение. Доказательствами могут служить этапы его становления и развития в рамках благотворительности и меценатства.

Первый этап : частная благотворительность на Руси активно развивается с принятием христианства и носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим» благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей). Проблемы страждущих становятся предметом внимания княжеской власти, которая носила скорее характер частной благотворительности. Развитие благотворительности в Киевской Руси было прервано татаро-монгольским нашествием, и только после избавления от татаро-монгольского ига (во второй половине XV в.), в результате восстановления централизованной российской государственности появилась возможность на государственном уровне решать сложные социальные проблемы, среди которых - помощь немощным и наиболее нуждающимся.
Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах - расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или институт (церковь) оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI в. появляется и затем развивается система государственного призрения.
В 1682 г. выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Впервые появляется механизм предупреждения нищенской психологии: детей нищих отдают по домам для обучения ремеслу или в монастырь - для обучения грамоте*.
Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности.

Второй этап развития «некоммерческого сектора» тесно связан с особенностями функционирования системы общественного призрения России. В период своего правления Петр I обозначил еще один принцип, характеризующий преимущество некоммерческого хозяйствования, - адресный характер предоставления помощи. Петр I настаивал на необходимости различать нуждающихся в зависимости от причины их нужд и определять помощь в соответствии с этой нуждой, считая предупреждение нищеты способом борьбы с ней.
Петр I передал дело призрения светским правительственным и общественным управлениям, т.е. происходит не только перераспределение финансовых потоков (к частным пожертвованиям и церкви), но и присоединение финансовых ресурсов государства, что определяет стабильность создаваемой системы). Однако в эпоху Петра I благотворительные заведения по-прежнему принадлежат церкви.
С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII в. изменить социально-экономическую структуру страны: создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся - приказы общественного призрения (региональные органы управления) и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека и городской сиротский суд). Их деятельность основывалась на механизмах самофинансирования: на первом уровне - территориальное распределение (горизонтальное с акцентом на господдержку): указом от 1775 г. в русском законодательстве был закреплен основной принцип общественного призрения: на сельские и городские общины и приходы была возложена обязанность кормить своих бедных, не допуская их до нищенства, а на полицейские власти - наблюдать за исполнением закона; на втором уровне механизм самофинансирования имеет сословное распространение (вертикальный характер): каждое сословие на правах самоуправления обязано оказывать помощь своим нетрудоспособным членам.
В 1785 г. создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.
Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, продолжилась и после смерти Екатерины II: супруга Павла 1 - Мария Федоровна в течение 30 лет основала целую сеть благотворительных заведений. В 1854 г. эти благотворительные заведения были объединены в «Ведомство учреждений императрицы Марии» (ВУИМ). В 1904 г. ВУИМ включало 140 учебных заведений. Императорский Воспитательный Дом, 55 Домов призрения, 47 лечебниц и больниц, 376 приютов, 298 попечительских детских приютов, 2 попечительства о слепых и глухонемых (включающих 44 учебных заведения, 16 домов призрения и 17 лечебниц, 31 благотворительное общество). ВУИМ располагало следующими средствами на 1904 г. (в руб.): процент с капиталов - 5 344 222, доход от арендных статей - 714 074, плата за воспитание, обучение, лечение, призрение - 3 968 972, от продаж карт - 3 238 836, сбор с увеселений - 1 212 424, разного рода доходы: пожертвования, членские взносы, кружечный сбор и др. - 5 370 548, поступления от Государственного Казначейства - 4 342 690 (около 18%). Таким образом, финансовое обеспечение некоммерческих организаций благотворительного характера осуществлялось на основе принципа смешанного финансирования.
Помимо ВУИМ действовали и Императорское человеколюбивое общество, Российское общество Красного Креста, Попечительство в домах трудолюбия и работных домах и т.д.
Все существующие благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные заведения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в этих заведениях.
До 1865 г. большинство обществ считали себя общеблаготворительными, но в течение следующего десятилетия помощь обществ стала носить целенаправленный характер, что позволило сформировать механизм эффективной деятельности некоммерческого хозяйствования.
К концу XIX в. количество благотворительных обществ и учреждений постоянно растет, а Приказы общественного призрения, наоборот, со временем утрачивают прогрессивный характер, реорганизуются, их функции начинают осуществлять земские органы управления.

Третий этап - период реформ 60-70 гг. XIX в. Двухуровневая система регулирования благотворительной деятельности сохраняется, но теперь имеет другую структуру: дело призрения передается в руки общественности в лице земств и городских дум. Теперь все сословия одновременно обсуждают дела земского и городского хозяйства. С 1894 г. начинается разделение функций принятия решения и реализации системы мер по социальной защите населения:
координация благотворительной деятельности оставлена на городском уровне, а остальные вопросы были переданы в специально созданные участковые попечительства о бедных*. Причина в том, что материальная база городской управы была недостаточной для решения всех социальных проблем, участковые же попечительства только на четверть финансировались из средств бюджета. Значительную часть финансовой нагрузки несли состоятельные граждане, проживающие в пределах каждого попечительства, - проценты со специальных благотворительных капиталов Купеческого общества, сумм, собираемых самими попечительствами в виде членских взносов, путем обхода жителей участка, устройства благотворительных спектаклей и т.д. Множественность источников финансирования определяла относительную независимость и финансовую устойчивость. Согласно новой системе право на помощь имели люди, которые жили в Москве не менее двух лет, что предотвращало приток в Москву нуждающихся из других территорий; кроме того, каждое попечительство обязано было составлять списки своих клиентов для последующей рассылки в другие прочие попечительства и благотворительные заведения, чтобы исключить дублирование помощи в других местах и достичь справедливости в распределении благотворительных средств.

Четвертый этап . В Москве к концу XIX в. насчитывалось около 500 частных и благотворительных организаций, но они были разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Это приводило к дублированию деятельности, неравномерному распределению усилий. 28 апреля 1886 г. состоялся первый съезд благотворительной общественности. В 1900 г. начал работать Московский государственный благотворительный совет, задачами которого были разработка необходимых мер по согласованию и объединению деятельности городского попечительства с деятельностью всех благотворительных учреждений столицы (сословных, общественных и частных, а также приходских попечительств); выяснение возможности для развития благотворительности в Москве и разработка общих вопросов, касающихся постановки приходских попечительств».
К 1910 г. в России было уже 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений*». Бюджет российской благотворительности образовывался следующим образом: 25% - из средств казны, земств, городов и сословных учреждений, 75% - из средств частной благотворительности. Следовательно, для России была характерна смешанная форма финансирования благотворительной деятельности, что определяло высокий уровень эффективности в организации общественного призрения.
После 1917 г., в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, третьему сектору, по существу, не находилось места в экономике. Конечно, в СССР имелись общественные организации, которые располагали значительной собственностью и представляли своим членам, а иногда и другим гражданам разнообразные услуги, - в первую очередь, это профессиональные и творческие союзы. Но с позиции определения миссии, с точки зрения формирования и использования средств эти организации никогда не были самостоятельными и ответственными перед своими членами. Профессиональные союзы по своему статусу распоряжались средствами социального страхования, которые образовывались за счет обязательных платежей (целевых налогов), т.е. общественные организации непосредственно выполняли одну из функций — создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений; поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.
В результате в нашей стране начинает возникать совокупность механизмов социального взаимодействия государства и НКО при решении социально значимых задач, включая такие формы, как:

  • государственный социальный заказ;
  • социальное обслуживание;
  • государственное социальное спонсорство;
  • лоббирование;
  • стимулирование социальной активности прямым финансированием;
  • социальное побуждение негосударственных спонсоров.

По мере налаживания сотрудничества между государством и третьим сектором возникают предпосылки для формирования совместных программ, в которых государственные и негосударственные
некоммерческие организации с самого начала выступали бы в роли партнеров.
Сосредоточивая внимание на государственной поддержке третьего сектора, необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения с государством не предполагают бесконтрольности. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и ряд других законов не только позволяют государству, но и обязывают его контролировать в установленном порядке деятельность независимых некоммерческих структур. Без этого невозможно на практике гарантировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечить ее социально значимую ориентацию и добиться уважения общества к третьему сектору.

Рекомендуемая литература
1. Бородкин Ф.М. Третий (неприбыльный] сектор общества /Состояние
третьего (неприбыльного) сектора в обществе: Экспертные статьи. - Новосибирск, 1996.
2. Гаврилова Н.М., Пономаренко Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования.-М., 1999. -
3. Материалы Центра социального предпринимательства и исследований «Counteperpart». - Кишинев, 1996.
. 4. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник Госкомстата Рое-сии.-М., 1997.
5. «The Times». 22.11.89; Britain Voluntary Organization. 1993. P. 2. Г16