Среда обитания (Дизайн Человека). Холистический подход - это что такое? Целостная медицина

Холистическая медицина рассматривает человека как единую биологическую систему и включает в себя множество оздоровительных методик, таких как акупунктура, гипноз, массаж и т. д.

Платон в 380 году до н. э. писал: «Излечение части не должно предприниматься без излечения целого. Не должны предприниматься попытки исцелить тело без исцеления души».

Холистика (слово образовано от греческого «холос», означающего «целый, полный, взаимосвязанный», а также «здоровье, оздоровление, гармонию») - это философия, которая рассматривает тело и дух в безупречной гармонии между собой и с окружающей средой.

Холистическая медицина основана на комплексном подходе к лечению человека как сложной, но целостной биологической системы. Это означает, во-первых, что лечение осуществляется как на физическом, так и на психологическом уровнях, а во-вторых, к каждому пациенту применяется индивидуальный подход, поэтому двум больным со сходными симптомами назначаются совершенно различные лекарственные препараты.

Традиционная медицина, с другой стороны, уделяет больше внимания болезням и часто рассматривает их отстраненно от человека и абсолютно бесстрастно.

Развитие холистической медицины началось с формулирования двух основополагающих принципов: организм человека обладает собственными силами для самоизлечения, а также, что болезнь не является чем-то, привнесенным извне, а признаком того, что в теле что-то не в порядке.

Симптомы обычно не подавляются; вместо этого восстановление баланса и гомеостаза (относительного динамического постоянства состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций) происходит за счет стимулирования собственных сил организма. Поддержание баланса и гомеостаза происходит за счет нескольких механизмов, в частности сенсорных, обратной связи и контроля. Ключом к механизму контроля служит ретикулярная формация в головном мозге и эндокринные железы. Среди функций, контролируемых данными гомеостатическими механизмами: сердечный ритм, кровяное давление, температура тела, баланс электролитов, дыхание и секреторная активность.

Вмешательство холистической медицины в такие важные системы организма, если они не находятся в состоянии равновесия, может показаться ненаучным, однако многие люди полностью доверяют такому нетрадиционному подходу.

Известные альтернативные медицинские методы и практика их применении опубликованы ВОЗ и включают в себя гомеопатию , антропософическую медицину, прикладную кинезиологию, кирлианскую фотографию, рефлексологию, остеопатию, хиропрактику, рольфинг, псионику, радиоэстезию, лечение с использованием радиоэлектроники, пирамидную терапию, натуропатию, дианетику,


Каждый человек неповторим, и каждый случай болезни уникален. В давние времена врачи рассматривали организм как целостную систему, придавая большое значение душевным свойствам, окружающей обстановке и внутренним силам человека. Многие известные врачи прославились своим оригинальным подходом, о чём свидетельствуют притчи, дошедшие до наших времён.

Современная медицина, похоже, выбрала путь вымирания. Повсеместное применение стандартов, а также коммерческий подход заставляют меркнуть индивидуальность пациента. Поэтому достичь хорошего эффекта в лечении становится всё труднее.

Например, терапевту в поликлинике на осмотр каждого пациента даётся лишь 12 минут, из которых 6 минут пациент должен потратить на раздевание и одевание. Разве можно успеть получить какое-то представление о проблемах пациента за эти мгновенья? Наверное, если бы древние эскулапы увидели современного замотанного врача, им бы стало не по себе. Но не будем всё сваливать на врачей, которые также являются жертвами системы и тенденций развития общества.

Великие врачи прошлого обладали проницательным умом, и рассматривали каждый случай заболевания с учётом конкретных обстоятельств. Их методы могут показаться странными, но они действительно приносили эффект. Вот две забавные притчи по этому поводу.

Эта корова слишком худая!

Согласно легенде, эти слова принадлежат знаменитому врачу, философу и мудрецу Средней Азии Абу Али Ибн Сине, также известному под именем Авиценна. Однажды Авиценну пригласили к крупному чиновнику, который, судя по всему, страдал одержимостью нечистым духом. Без тени смущения чиновник заявлял, что он корова, которую надо зарезать на мясо. Он отказывался от еды, и его организм сильно ослабел. Он находился на грани смерти.


Узнав от посланников суть проблемы, Авиценна не стал использовать лечебные средства, а попросил передать вельможе, что тот может не волноваться, так как скоро к нему придёт мясник. Услышав благие вести, пациент просто прыгал от радости. В назначенный день пришёл Авиценна. В руке он нёс огромный нож. Подходя к покоям пациента, он закричал, что было сил: «Где эта корова? Сейчас я пущу её на мясо!»

Чиновник радостно замычал и бросился навстречу. Авиценна приказал связать «животное», чтобы оно не дёргалось. С большим размахом он занёс нож, но вдруг смутился. Пощупав бока вельможи, он пренебрежительно сказал: «О, нет. Эта скотина на мясо не пойдёт. Она тощая, как засохший куст. Для начала её надо хорошенько раскормить. Когда наберёт нужный вес, тогда и зовите меня!»

Чиновнику ничего не оставалось, как начать есть. Он быстро набрал свой вес. Через некоторое время он смог поправиться, благодаря дальнейшей заботе Авиценны.

Слезы радости

Львиная доля заболеваний имеет глубокие причины, которые скрываются в психических особенностях человека. Чтобы достичь коренного излечения, измениться нужно самому человеку. Поэтому древние врачи при лечении не всегда использовали лекарственные средства.

Например, Хуа То. Подобно Гиппократу на Западе, образ врача Хуа То является легендарным на Востоке. Его ещё называют «удивительным целителем». Когда какой-то врач добивается выдающихся успехов в лечении, его называют «вторым Хуа То».

Есть легенда о том, как во времена «Трёх Царств» один бедный учёный по имени Чжан Цуан неожиданно получил в наследство огромный дом. Он так обрадовался, что стал постоянно неудержимо смеяться. Долгое время никто был не в состоянии помочь ему, пока в один прекрасный день он вместе с отцом не пришёл к Хуа То.

Хуа То, узнав суть дела, прослушал пульс пациента. С мрачным лицом он покачал головой: «Это случай слишком тяжёлый. Вряд ли я смогу чем-то помочь вам». Слова Хуа То были, как удар молота для отца и сына. Они упали на колени и стали молить о помощи.

Тогда Хуа То сказал: «Можно попробовать обратиться к моему ученику Ву Пу. Скорее всего, у него есть средство. Правда, времени не так уж много, а живёт он в Сюйчжоу. Если бы вы смогли добраться туда за 10 дней, то у вас был бы шанс выжить». Он написал письмо ученику, но строго наказал не открывать его до прибытия Сюйчжоу. Чжан Цуан был так напуган, что через восемь дней они с отцом были у Ву Пу.

Распечатав письмо, Ву Пу стал громко смеяться. В письме Хуа То сказал: «Пациент страдает неудержимым смехом, он не выдержал вести об огромном богатстве. Лекарствами делу не поможешь. Я специально сказал ему, что его болезнь смертельная, чтобы заставить его испугаться. Скорее всего, день его прибытия в Сюйчжоу станет днём его выздоровления». В этот момент Чжан Цуан понял, что выздоровел.

Постоянный адрес статьи: http://www.epochtimes.ru/content/view/59781/7/

Холистическое здоровье (holistic health)

X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на лечение и профилактику болезней, была основана на использовании трав, акупунктуре и массаже. Основным элементом подхода была Чи Кунь - психофизическая система дыхательных и физ. упражнений, диетических предписаний и дисциплины духа. Главной целью Чи Кунь было укрепление здоровья, болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

На Западе два наиболее влиятельных подхода к здоровью были систематизированы в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460- 377 гг. до н. э.) считается многими отцом медицины. Метод Гиппократа был поразительно похож на китайский в том, что врач направлял чел. к признанию естественного состояния здоровья, сопутствующего жизни в гармонии с самим собой и природой.

Корни психосоматической медицины и X. з., практикуемые в совр. зап. культуре, восходят к школе Гиппократа, рассматривавшей личность в целом во взаимодействии с окружающим миром.

Гален (ок. 129-199) предложил альтернативную форму лечения. Сохраняя взгляд на необходимость лечения чел. в целом, Гален утверждал, что патология яв-ся рез-том нарушения в отдельных органах и что главным в медицине яв-ся диагноз и лечение расстройств, специфичных для данного органа.

Подавляющее влияние христианской церкви привело к вытеснению взглядов Галена в пользу концепции Гиппократа. Труды Гиппократа рассматривались в качестве подтверждения церковного представления о болезни как каре божьей. Лишь с приходом эпохи Возрождения дух любознательности позволил исследователям усомниться в методе Гиппократа и вернуться к подходу Галена. Научный метод, сформировавшийся на основе этого духа любознательности, привел к более глубокому пониманию организма чел. и его функций.

Эмпирические исслед. Гарвея вполне соответствовали философским взглядам его совр. Рене Декарта, создав установку на явления природы, к-рая привела к открытию бактерий, антител и к большинству совр. познаний мед. науки. Целью этой мед. традиции являлось свести лечение к наименьшему общему знаменателю, лечить пораженный орган и ожидать, что организм чел. вернется к своему нормальному функционированию.

Такой подход получил огромный успех. После открытия Пастером и Кохом того, что микроорганизмы вызывают заболевания, казалось, что традиция Гиппократа вытеснена физикалистской медициной.

В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь появилась в виде «новой» психосоматической медицины. Отчасти это было вызвано феноменальным успехом физикалистской медицины. Многие заразные заболевания удалось эффективно контролировать в зап. мире; это привело к преобладанию новых расстройств. Хотя в то время это еще и не признавалось, новые расстройства были вызваны образом жизни. Сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания яв-ся следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Физикалистская традиция сформировала лишь один лечебный подход, соответствующий её парадигме - хирургию. Больницы стали крупнее, мед. дисциплины стали более профилированными. В 1970-е гг. лишь 0,5% национального бюджета США направлялась на цели профилактики и лишь 2,5% - на санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни. В то же самое время свыше 50% случаев смертности в Соединенных Штатах было вызвано расстройствами, доступными профилактике.

Пока физикалистская медицина продолжала свои попытки лечения этих новых расстройств, возникли две большие проблемы: возрастание стоимости услуг здравоохранения и рост ятрогений. Стоимость расходов на здравоохранение поднялась с 4% валового национального продукта в 1950 г. до 7% в 1970 г.. Каждый пятый чел., поступавший в н.-и. клинику, приобретал ятрогенное заболевание. Это означало, что 20% лиц, получавших мед. обслуживание, приобретало расстройство, вызванное тем лечением, которое они получали. С нарастанием специализации медицины возрастала стоимость лечения и риск для больных.

Др. причиной обращения к холистической медицине было возрастающее осознание ведущими исследователями того, что здоровье невозможно поддерживать исключительно за счет физикалистского подхода. Наибольший вклад в это внес Ганс Селье, сформулировавший концепцию общей реакции на стресс, в к-рой акцентировалось взаимодействие индивидуума и окружающей среды. Концепция стресса была холистической, она объясняла нарушения в отдельных органах и возникновение очерченных расстройств генерализованной адаптационной реакцией всего организма на воздействия окружающей среды. Когда такие выдающиеся микробиологи, как Рене Дюбо, показали, что соц.-экономические факторы играют еще большую роль в деле здоровья, чем антибиотики, холистическая концепция здоровья получила дальнейшее признание.

Было также установлено, что факторами, обусловливающими состояние здоровья или болезни, яв-ся питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие или отсутствие физ. упражнений. Эти «факторы образа жизни» яв-ся компонентами психопедагогического опыта, к-рый определяет собой долговременный стиль поведения.

Третий комплекс факторов, имеющих отношение к личности, близко соотносится с образом жизни. Одним из наиболее известных и широко признаваемых элементов этого измерения яв-ся А-тип личности. Два врача, Меир Фридман и Рэй Розенман, впервые идентифицировали и начали лечить заболевания у людей с А-типом личности.

Нужна была политическая и соц. обстановка 1960-х гг., чтобы концепция X. з. стала доминирующей силой в службах системы здравоохранения США. Люди стремились участвовать в поддержании своего здоровья. В 1970-е гг. стал популярным бег трусцой - все большее количество людей стремились «войти в форму». Появившаяся концепция «хорошего самочувствия» («wellness») привлекла к бурно развивающемуся бизнесу X. з. как мед. профессионалов, так и шарлатанов.

В 1980-е гг. X. з. стало более уважаемым. Эмпирические исслед. продемонстрировали эффективность этой концепции, много шарлатанов было изгнано и холистические практики были интегрированы в систему здравоохранения. Научная теория еще не охватила все последствия сдвига к подлинно холистической парадигме, да это и трудно сделать.

В практ. плоскости концепция X. з. вызвала революцию в системе здравоохранения. Это в значительной мере обусловлено финансовыми ограничениями, с к-рыми приходилось сталкиваться лечебным учреждениям и страховым компаниям вплоть до начала 1970-х гг. Лишь недавно профилактическая медицина стала экономически эффективной для отдельных секторов системы здравоохранения. Были разработаны программы «хорошего самочувствия», и страховые компании начали широко пропагандировать участие в программах поддержания здоровья для снижения расходов по лечению заболеваний.

По мере распространения этого процесса концепция здоровья в США подвергалась расширению и уточнению. Концепция X. з. имеет дело с физ., межличностными, психол., профессиональными и духовными измерениями каждого пользователя системы здравоохранения. Она яв-ся междисциплинарной - стоматологи, врачи, священнослужители, социологи, психологи, консультанты, педагоги и бизнесмены яв-ся одними из представителей многих профессий, к-рые работают вместе для создания условий, способствующих поддержанию здоровья.

Концепция X. з. ориентируется как на пропаганду здорового образа жизни, так и на лечение и профилактику заболеваний. Эмпирические данные черпаются из феноменологически спланированных исслед. Ист. религиозные учения используются как источники материала для дальнейшей разработки таких стратегий здоровья, как йога, медитация, лечение травами и акупунктура.

X. з. яв-ся феноменологическим в том отношении, что оно основано на предпосылке, что лечение окажется оптимальным, если проводится в обстановке естественного проживания чел. Лучше всего помогают службы, к-рые позволяют людям оставаться в своем доме, семье, общине. Мед. обслуживание наиболее эффективно, когда оно осуществляется с уважением к представлениям людей о здоровье, без навязывания им системы представлений, принятой в службах системы здравоохранения.

X. з. основано на сотрудничестве. Авторитарность и контроль уменьшаются по мере того, как обеспечивающие обслуживание переходят от модели врача, больного и предписаний к модели консультанта, клиента и контракта. Ответственность чел. за свое здоровье становится главным элементом любой службы здоровья. Ответственность за себя предполагает желание и способность индивидуума осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья. Часто это означает необходимость отказа от стиля поведения, к-рый яв-ся дисфункциональным (напр., курение сигарет).

Этот процесс требует сильного чувства собственной ответственности. Исслед. готовности больных следовать мед. режиму свидетельствуют о том, сколь трудным яв-ся этот процесс. Во мн. работах показано, что количество больных, не следующих предписаниям врача, доходит до 60%. В 20-50% случаев больные отказываются от назначенного посещения врача.

Соблюдение пациентами требованиям в программах модификации образа жизни яв-ся еще более низким. В исслед. эффективности программ контролирования веса показано, что 90- 95% пациентов не удается достичь желаемого веса. Из тех, кто бросает курить, до 75% снова начинают курить в пределах шести месяцев.

Отсутствие готовности соблюдать требования и рекомендации специалистов - серьезная проблема для физикалистской медицины - становится еще более серьезной для холистического подхода к здоровью. Обслуживаемый контингент должен быть мотивирован к осуществлению и поддержанию положительного поведенческого образа жизни, что лучше всего достигается путем повышения чувства собственной ответственности и самоконтроля.

Если холистический подход к здоровью преуспеет в повышении у людей чувства собственной силы и самоконтроля, он сможет обеспечить высокий уровень профилактики заболеваний, добровольного соблюдения требований специалистов и укрепления здоровья.

Службы системы здравоохранения, использующие авторитарность и контроль для обеспечения соблюдения пациентами мед. предписаний, могут добиться кратковременного следования терапевтическому режиму, но не в состоянии выполнить задачу долгосрочного поддержания положительного образа жизни.

Движение X. з. к повышению интернального локуса контроля поэтому дает всей системе здравоохранения возможность обратиться к многомерной природе ответственности чел. перед собой и ее влиянию на образ жизни. Есть надежда, что чувство собственной силы распространится и на др. аспекты жизни чел. - межличностные отношения, производительность труда и семейные отношения.

Вызвать самоподдерживающие произвольные изменения, двигаться от образа жизни, ориентированного на кратковременные поощрения, к долговременному вознаграждению и к деинституционализации некоторых мед. служб - это масштабные задачи. Знание о том, что лучше для здоровья, и практикование здорового образа жизни часто не совпадают.

Ноулз предполагает, что неспособность поддерживать здоровый образ жизни может определяться пятью факторами: отрицанием смерти и болезни при сильной ориентировке на кратковременное вознаграждение; представлением о том, что природа, смерть и болезнь будут покорены наукой; нежеланием жить при определенных соц.-экономических или межличностных ограничениях; депрессией и отсутствием интереса к следованию предписаниям врача. На эти факторы должно быть обращено внимание для того, чтобы концепция X. з. могла добиться ощутимых успехов в американском здравоохранении.

За последнее время в системе здравоохранения США произошли большие изменения. Службы, к-рые диагностируют и лечат болезни, остаются важными; в то же время все большее значение для здравоохранения принимает поддержание, укрепление здоровья и мотивация.

Прогресс в совр. физикалистской медицине не следует игнорировать, но главное значение имеет профилактика. Жизнь в гармонии с природой становится основной задачей положительного здоровья.

См. также А-тип личности, Контроль веса, Общий адаптационный синдром, Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения