Родительская позиция. Общение

В процессе социальной интеграции инвалидов в современное общество необходимо учитывать гендерные различия людей с ограниченными возможностями, что в целом способствует более успешному осуществлению этого процесса, Перспективой и практическим приложением данного исследования может стать разработка спецкурса «Гендерная социальная работа с инвалидами» для студентов университетов и колледжей отделения «Социальная работа», а также гендерной программы социальной реабилитации по развитию личности человека с ограниченными возможностями, которая будет направлена на решение таких задач, как: содействие в осознании гендерной роли человеком с ограниченными возможностями, коррекция сложившихся гендерных схем, формирование мотива достижения в профессиональной деятельности и эффективной гендерной модели поведения человека с инвалидностью.

Библиографический список

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т.В.Бендас. - СПб: Питер, 2005. -С. 403-411.

2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш.Берн. - СПб., 2001.

3, Короленко Ц. П. Мифология пола. - Канн, 1994.

4, Макснмчикова, Е. И. Изменение подхода к определению понятию «инвалидность» / Е. И. М а коим чикова //Медицина и социальная работа / Отв.ред.и сост. А.В.Мартыненко, - М,: Институт социальной работы, 1998. - 58-64 с.

5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология / Р. Г. Петрова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2006.

6, Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002, - С Л 50

Е. В. Козлова

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

«РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»

Понятие “позиция” достаточно часто используется в психолого-педагоги чес кой литературе, употребляется в различных исследованиях деятельности человека.

“Позиция” (от латинского розіїіо) - 1) установление системы отношения человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующих поступках и поведении; 2) интегрированная, наиболее обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре .

В узком смысле “позиция” понимается как точка зрения в каком-либо вопросе; определённая оценка какого-либо факта, явления, события, действия, поведения .

Профессор Т. И. Мальковская обращает внимание на то, что в современной философской, психолого-педагогической литературе выявляется два основных подхода к пониманию социо-психологической сущности позиции: социологическая, при которой “позиция” воспринимается как условие для проявления личности (И. С. Кон, В. И. Селиванов, В. Фридрих и др.) и социально-психологическая (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. А. Диветовская и др.), где под “позицией” понимается установочный компонент, относящийся к структуре образования личности .

В отечественной науке можно выделить два основных направления в изучении позиции личности. Первое это - “внешняя позиция”, т. е. положение личности в пространстве (А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, П. Ю. Базаров, А, Л. Свенцинский и др.). Исследователи рассматривают “позицию” как своеобразное объективное условие жизнедеятельности человека и раскрывают его, в основном, через понятие “роль”. Второе направление связано с изучением “внутренней позиции” - некоторого внутриличностного образования, под которым понимается построение развивающейся системы отношений человека к социальному окружению и к самому себе (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. Д. Парыгин, Н. А. Дивитовская, Р. С. Немов и др.).

Хотя понятие “позиция" является достаточно употребляемым, рабочим, единого определения этого понятия нет. В различных исследованиях деятельности человека существуют разные подходы к его пониманию. В частности, по мнению Б. Г. Ананьева, “позиция” являясь субъективной, деятельной стороной “статуса” личности, представляет собой “сложную систему отношений личности, установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена” .

В. Н. Маркин, рассматривая позицию как интегральную характеристику жизнедеятельности личности, определяет её как “способ включения в жизнедеятельность общества: совокупность взглядов, убеждений, социальнозначимых, прежде всего, профессиональных умений и реализующихся в отношении к окружающему миру” .

Г. М. Андреева приводит следующую формулировку: "понятие “статус” или “позиция” обозначают место индивида в системе групповой жизни” .

Б. Д. Парыгин определяет позицию как “отношение” человека к системе норм, правил, шаблонов поведения, вытекающих из его социального положения и предписываемых окружающей его среде” .

В. Г. Крысько выделяет “три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытую (когда коммуникатор не скрывает, что является сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в ее подтверждение); отстраненную (когда коммуникатор держится подчерк-

нуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто); закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее)” .

С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция “Хочу!”, позиция Родителя как “Надо!”, позиция взрослого - объединение “Хочу” и “Надо”) . Аналогичный подход предложен П. Н. Ершовым, а затем Ю. С. Кри-жанской, В. П. Третьяковым которые, обозначая позиции, говорили о возможной “пристройке сверху” и “пристройке снизу” .

Таким образом, можно отметить многосторонность, многоплановость трактовок понятия “позиции”. Во-первых, "позиция” рассматривается как положение в обществе, группе (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, Т. Ю. Мари-лова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев и др.).

Во-вторых, “позиция” исследуется как отношение человека к деятельности в целом и к различным её областям (Л. И. Божович, Г. Г. Граник, Л. А. Кон-цевская, Т. А. Загрузина, Л. В. Занина, С. А. Капустин, Б. Д. Парыгин,

О. Л. Романова, А. С. Спиваковская, В. А. Яров и др.).

В-третьих, “позиция” - это место человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации (Э. Берн, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, И, Д. Добрович, П. Н. Ершов, Ю. М. Жуков, А. И. Красило, Ю. С. Крижан-ская, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровская, В. П. Третьяков, Л. П. Федорова и др.).

Термин “позиция” в контексте определения совмещенной психологической системы “мать-ребенок” рассматривается с двух сторон: позиция ребенка в системе внутрисемейных отношений, родительская позиция.

Родительская позиция определяется как пусковой механизм, лежащий в основе становления и развития не только родительского отношения, определенных типов (стилей) воспитания детей, но и особенностей эмоциональных контактов ребенка с членами семьи, а также динамике отношений ребенка со взрослыми в семье на протяжении всего раннего онтогенеза.

Замечено, что родительская позиция определяет характер взаимной связи родителя и ребенка. Она включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Е. Г. Сидяевой выделены позиции-шаблоны, лежащие в основе непродуктивного взаимодействия в системе “мать-ребенок”: заискивающий “миротворец”, “обвинитель”, расчетливый “компьютер”, сбитый с толку, “отвлекающийся”.

Родительская позиция имеет связь с особенностями семейной среды. Окружение в крайних вариантах может быть излишне устойчивым либо предельно изменчивым; при этом параметры контроля варьируют от обособленности до зависимости .

1. Ультраустойчивая, эмоционально безучастная среда формирует социальную гипоактивность: пассивность, незаинтересованность, аутизацию, задержку" речевого и психического развития.

2. Изменчивая эмоционально безучастная среда провоцирует гиперактивность: беспокойство, несосредоточенность, неравномерность, запаздывание психического развития.

3. Ультраустойчивая среда в сочетании с эмоциональной зависимостью влечет за собой избирательную гиперактивность, направленную на одного человека, часто в виде поведенческих провокаций.

4. Изменчивая среда, эмоциональная зависимость развивают общую социальную гиперактивность, поверхностность контактов и чувств ребенка.

Выделяют также три спектра материнской позиции, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия-антипатия, уважение-пренеб-режеиие, близость-дальность.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа материнской позиции используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родительского отношения к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями).

Так, в классификации типов воспитания Г.Крайга отчетливо прослеживается наличие четырех вариантов материнской позиции:

Либеральная (“Он душечка, все, что он делает прекрасно”, в поведении проявляется через теплые отношения, низкий уровень контроля);

Индифферентная (“Зачем я его родила, из-за него моя жизнь не сложилась”, в поведении проявляется через холодные отношения, низкий уровень контроля) .

Родительская позиция определяется как стабильное, не зависящее от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода явление, однако специфика его заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объек-

тивное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.

В исследовании была выдвинута цель - определение видов родительской позиции в совмещенной психологической системе "мать-ребенок ".

В связи с чем. были определены исследовательские задачи:

1. Установить особенности проявления родительской позиции.

2. Определить наличие групп.

3. Выделить виды родительской позиции.

Для выявления особенностей проявления родительской позиции были использованы: сочинения на тему “Мой ребенок” и метод анкетирования, включающий в себя вопросы, утверждения, понятия, раскрывающие представления о ребенке и рефлексию по поводу взаимодействия в системе “мать-ребенок”.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери.

Оценка и интерпретация анкет проводилась по тем же параметрам., но с учетом понятий, утверждений вопросов которые были непосредственно включены в содержание опросника.

Уважаемые родители! Данный опрос проводится с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации,

1. Охарактеризуйте понятия:

Ответственные дети, безответственные дети.(1)

Любовь, защита, забота,(2)

2. Обоснуйте утверждения:

Любовь к детям не должна быть ничем обусловлена.(1)

Если дети создают нам проблему, ее нужно быстро переложить на их плечи. (2)

Настоящая, искренняя любовь должна проявляться независимо от достоинств и достижений наших детей.(3)

У ребенка свои трудности, у взрослого свои.(4)

То, что мы говорим, не всегда совпадает с тем, что слышат наши дети.(5)

Необходимо давать возможность ребенку понять, что у него достаточно знаний и умений для достижения успеха.(б)

3. Ответьте на вопросы:

Как можно выразить свою любовь? Какие фразы и действия в выражении своей любви вы используете? (1)

Влияет ли и как поведение ребенка на изменение вашего поведения, настроения (его поведение - ваша реакция),(2)

Какие вопросы задает ребенок в течение дня.(З)

Почему взрослые вмешиваются в проблемы детей?(4)

Необходимо ли устанавливать детям ограничения и в чем это может проявляться?(5)

Что вы будете делать, если на улице холодно, а ваш ребенок собирается идти без куртки?(6)

В каких случаях ребенок имеет положительный результат. Данная ситуация положительна и для Вас? Почему?(7)

4. Выполните задание: напишите фразы, провоцирующие неадекватное поведение ребенка, и фразы, заставляющие ребенка задуматься.

Оценка и интерпретация сочинений проводилась по следующим параметрам: уровень принятия ребенка, осознание психологических особенностей ребенка, готовность и способность в оказании помощи ребенку, гибкость и вариативность в поведении матери,

Параметры оценки и интерпретации ОПРОСНИКА:

1. Уровень принятия ребенка: характеристика понятий - (1), (2); обоснование утверждений (1), (3); ответы на вопросы (1), (2).

2. Осознание психологических особенностей ребенка: обоснование утверждений (5), (6).

3. Готовность и способность в оказании помощи ребенку: обоснование утверждений (2), (4); ответы на вопросы (3), (4).

4. Гибкость и вариативность в поведении матери: ответы на вопросы (5), (6), (7); задание.

В результате анализа и интерпретации результатов исследования было обнаружено наличие четырех групп респондентов, каждая из которых характеризовалась ярко выраженными позицией матери по вопросам развития и воспитания ребенка.

Так, в первой группе респондентов по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их достоинствами и недостатками, открыты в выражении своих чувств к ним: “Ответственные дети - это дети, которые способны отвечать за свои поступки, действия”; “Нужно просто любить, и чтобы ребенок чувствовал эту любовь”; “Любовь можно выразить прикосновением, поглаживанием, вниманием, поступками, а иногда словами”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают наличие изменений происходящих с ребенком по мере взросления: “Дети на уровне своего возраста и мировоззрения все понимают по-своему”; .. потому что ребенок мир воспринимает по-своему, по другому”; “Следует чаще говорить: .. .ты знаешь, ты умеешь, подумай хорошо и у тебя все получится” и ребенок будет уверен в себе”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что дети должны пытаться сами решать свои проблемы, а взрослые всегда готовы им в этом помочь: “Все зависит от того, какая это проблема: может ребенок в состоянии решить ее сам, а может ему требуется чья-то

помощь”; “Нужно помочь ему решить ее самому”; “Если дети самостоятельно проблему решить не смогут, нужно попытаться вместе найти решение”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми жесткие ограничения и запреты используют лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для жизни ребенка, в остальных случаях считают, что они, конечно, должны быть, но дети должны осознанно им следовать: “...ограничения только те, что опасны для жизни ребенка или мешают окружающим”; ‘Ограничения устанавливать нужно, но не в приказном порядке, а убедить, переключить внимание.в младшем возрасте либо заставить надеть курт-

ку либо ни куда не пойдет, постараюсь объяснить, почему необходимо ее надеть. А в старшем возрасте пусть идет, замерзнет - вернется и наденет”.

Вторая группа респондентов, по критерию “Уровень принятия ребенка”, принимают своих детей, сравнивая их с социально-желательными образцами. В своих ответах придерживаются общеупотребительных формулировок: “Прежде всего, в ребенке надо видеть человека, личность и его положительные стороны”; “Ответственные дети - это дети, которые выполняют любые задания и поручения в точные сроки”; “Любовь - это чувство, которому не нужны мотивы”; “Любовь можно выразить словами, делом, помощью в решении трудных вопросов”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” осознают психологические особенности своих детей. Большое внимание уделяют формированию их самооценки: . .так как мнения у разных людей раз-

ные и поступают они в соответствии с ними”; “.. .это формирует самооценку, требовательность к себе и уверенность”; “.. .на первых порах ему нужно помочь в деле, тогда у него будет хорошая самооценка”.

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что взрослые должны решать проблемы детей вместе с ними: “Если у ребенка появилась проблема, то ее нужно решать вместе с ним”; . .нужно повернуть так, чтобы ребенок сам увидел созданную им проблему и постараться вместе с ним ее ликвидировать”; “Лучше решить проблему вместе, объяснив при этом ребенку, почему лучше сделать так, а не иначе”; “Ребенок не может решить свою проблему е силу многих обстоятельств, а взрослый со своим жизненным опытом может помочь решить возникшую проблему”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми требования и запреты отождествляют с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать ребенка в этом: “Ребенок должен соблюдать нормы поведения, этические нормы”; “Требования и запреты могут проявляться в правилах поведения”; “Постараюсь убедить ребенка, что в куртке гораздо теплее”.

Респонденты третьей группы по критерию “Уровень принятия ребенка”

обвиняют себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям: “...так как истинная любовь только та, которая жертвенна”; “...можно целый день провести вместе, занимаясь только тем, что ребенок хочет”; . .уделять ему больше внимания, играть с ним в игры”.

По критерию “Осознание психологических особенностей ребенка” оправдывают поступки своих детей, объясняя их некомпетентными действиями взрослых: “Некоторые выражения, которые используют взрослые, не понятны детям, поэтому они поступают по-своему”; “Иногда дети просто “закрыты” и не хотят слышать взрослых из-за несовпадения взглядов на ситуацию, иногда проявляется просто нежелание, хотя, я думаю, это проблема взрослых, что они не воспитаны в истине, т. е. в послушании”; “Дети делают все наоборот, наверное, им нравиться перечить, чтобы взрослые повторяли множество раз и, тем самым, почаще обращали на них внимание”

По критерию “Готовность и способность в оказании помощи ребенку” считают, что проблемы детей должны решать взрослые: . .нужно взросло-

му находить выход из этой проблемы, ребенок не должен чувствовать, что проблема заключается в нем”; “Проблема детей - это проблема взрослых”.

По критерию “Гибкость и вариативность в поведении матери” выявлено, что респонденты во взаимоотношениях со своими детьми устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка: . .это проявляется в запре-

тах, отказах ребенку в чем-либо”; “Если не наденет куртку по-хорошему, то сказать ему, что останется дома, никуда не пойдет”; “Не пущу его на улицу, пока не наденет куртку”.

В результате проведения анализа сочинений “Мой ребенок” было установлено.

Первая группа респондентов честно и открыто описывали качества и поступки своих детей. В построении “образа своего ребенка” не прослеживается стремление к социально-желательному образу, респонденты принимают своих детей такими, “какие они есть”, с их преимуществами и недостатками, адекватно их оценивают. .Посещает спортивную секцию, но с неохотой,это скорее мое желание, чтобы научился постоять за себя...”; “...Я надеюсь, что он будет доставлять больше радости, чем горести....Навязывать что-то или заставлять делать что-то так, а не иначе, я не буду. Человек должен сам выбирать свою дорогу..

В сочинениях второй группы респондентов прослеживается стремление в описании “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, отмечены только их позитивные стороны. . .Она добрая, энергичная. Думаю, что в классе является лидером...”; “...Стремится всегда быть первой во всем..“.. .Мне хочется, чтобы мои дети учились в лицее или какой-нибудь гимназииМой ребенок добрый, послушный всегда в хорошем настроении..

Образу своего ребенка в сочинениях респондентов третьей группы присуща выраженная открытость, нежелание скрывать о нем негативную ин-

формацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства. ",. .Воспитатель у нее только один любимый, второго она терпеть не может, наверное, сам виноват...”; “...Так как у нас нет интимных отношений, она мне ничего не говорит. На мой взгляд, появилась очень большая проблема - отсутствие взаимопонимания..Со сверстниками проблем нет, только однажды проявился конфликт (дошло до родителей), что она обидела девочку публичным прочтением ее личного письма...”.

В отличие от трех рассмотренных групп, в четвертой группе респондентов построение “образа своего ребенка” связано не с психологическими характеристиками, а с описанием биографии детей. . .Мою дочь зовут Алина. Она родилась в год Обезьяны и сейчас ходит в шестой класс., .Закончил школу в 2004 г., с хорошим аттестатом, сдал экзамены на “отлично” и поступил в политехнический институт.

В результате полученных данных было выделено четыре вида родительской позиции; принимающая, нормативная, обвиняющая, отстраненная. Данные виды родительской позиции связаны с особенностями осознания, принятия ребенка родителями, а также с особенностями построения образа ребенка и способности родителей к прогностическому анализу поведения и развития детей.

Принимающая позиция характеризуется принятием ребенка таким, “какой он есть”, с его достоинствами и недостатками, открытостью в выражении своих чувств к нему, осознанием изменений, происходящих с ребенком по мере его взросления, адекватностью в оценке его поведения и личностных качеств. Жесткие ограничения и запреты во взаимоотношениях с детьми используются лишь в тех случаях, когда они связаны с риском для их жизни, и дети должны осознанно следовать им. В построении “образа своего ребенка” не стремятся к социально-желательному образцу.

Нормативная позиция характеризуется "оценочным” принятием своего ребенка, сравниванием его с социально-желательными образцами, стремлением в построении “образа своего ребенка” к соответствию его некоему социально значимому эталону, норме. К ребенку предъявляются завышенные требования. Ограничения и запреты отождествляются с этическими нормами и правилами поведения, которым ребенок должен строго следовать, а взрослый должен убеждать его в этом.

Для обвиняющей позиции характерна выраженная открытость, нежелание скрывать о своем ребенке негативную информацию и обвинение в этих негативных проявлениях себя, других и внешние обстоятельства; самообвинение в недостаточном внимании к своим детям; оправдывание поступков детей и объяснение их некомпетентными действиями самих взрослых. Эта категория родителей считают, что проблемы детей должны решать взрослые, устанавливают жесткие запреты, ограничения для ребенка.

Отстраненная позиция характеризуется непонимением матерью вооб-

ще смысла вопросов связанных с развитием ребенка и ролью в этом процессе взрослого. Вся связь матери и ребенка респондентов с данной позицией заключается в удовлетворении фозиологических потребностей.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г, Избранные психологические труды. В 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с,

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер, с англ, - М., 1992.

4. Земская, М, Семья и личность, - М., 1986.

5. Психологический словарь Под общ. Ред, В. Г. Щур. 2-е изд. - М.: Изд-во полит. Лит., 1990. -420 с.

6. Козлова, Е. В., Тарабрина, Т. В. Влияние стратегии межличностного взаимодействия в семье на представление ребенка о том, как относятся к нему родители, Материалы региональной научно-практической конференции “Наука и образование: проблемы и перспективы”. - Бийск, 2001. - С, 108-111.

7. Козлова, Е. В. Семья как фактор становления личности в раннем онтогенезе. Психолого-иедагогические проблемы современного образования. Сборник научных статей. - Барнаул, 2001. - С. 187-197.

8. Крайг, Г. Психология развития. - СПб.; Питер, 2000, - 742 с.

9. Крижаиская, Ю. С., Третьяков, В. П. Грамматика общения. - Л.: ЛГУ, 1990. - 204 с.

10. Крысько, В. Г, Социальная психология: курс лекций. - М., 2003. - 365 с.

11. Лисина, М, И- Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет: Автореф. дисс...докт. наук, - М., 1974.-29 с.

12. Мал ьковская, Т. Н. Воспитание социальной активности личности старшего школьника: Автореф. дисс...докт. наук.-Л., 1974.-51 с.

13. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М.: Мысль, 3971.- 351 с.

14. Сидяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.; Академия, 2002. - 192с.

15. Социологический энцоклопедический словарь. - М.: Норма, 1990. - 433 с.

16. Спнваковская, А. С. Как быть родителями. - М., 1986, - 256 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕМА: Родительские позиции и установки при воспитании детей.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: консультация для родителей

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: декабрь

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: Белова Н.В.

МАДОУ

«ЦРР – ДЕТСКИЙ САД № 125»

Г. ВЛАДИМИР

2014

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности ребенка, внутрисемейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей.

Одним из наиболее изученных аспектов родительско - детских отношений являются родительские позиции. Под родительскимипозициями понимается система или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним.

Типы родительских позиций

Чрезмерно оберегающие родители. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детям не предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия. Родители проявляют постоянную гиперопеку ребенка - ограничивают его социальные контакты, дают советы и предложения. Встречаясь с трудностями в реальной жизни, не имея необходимых навыков их преодоления, выросшие дети терпят неудачи, поражения, что приводит к появлению чувства неуверенности в себе, что выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни.

Гиперсоциальная требовательная позиция. В этом случае от детей требуют порядка, дисциплины, четкого выполнения своих обязанностей. Требования, предъявляемые ребенку, чрезмерно высоки, их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей, умственных или физических. Достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие, формирование гуманистических ценностей. Такое отношение родителей к своему ребенку приводит к тому, что он будет выполнять те или иные социальные нормы только из страха перед наказанием, осуждением со стороны родителей. А в их отсутствие будет позволять себе поступать, исходя из эгоистических интересов. Другими словами, подобная родительская позиция способствует развитию двуличия, формированию внешней воспитанности, без личностного принятия нравственных законов поведения.

Раздражительный, эмоционально лабильный родитель. Основной чертой данной родительской позиции является противоречивость эмоций родителя по отношению к ребенку. Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами: аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью, тревожность - с доминантностью, завышенные требования - с родительской беспомощностью. Разрушающим моментом здесь является резкий беспричинный перепад в настроении родителя, ребенок не понимает, что от него требуют, не знает, как себя вести, чтобы заслужить одобрение родителей. В результате у ребенка появляется чувство неуверенности и незащищенности. Все эти факторы препятствуют усвоению нравственных норм и их реализации в поведении.

Авторитарный родитель. Такие родители больше полагаются на строгость и наказания, редко общаются с детьми. Родители жестко контролируют детей, легко применяют власть, не побуждают детей выражать свое собственное мнение. Приказной стиль общения, который включает в себя безапелляционный тон, требование беспрекословного послушания, придирчивость, нудные нотации и упреки, резкость, запугивание. Подобный стиль общения, приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье, формирует у детей негативные качества: лживость; скрытность, озлобленность, жестокость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей. Такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным.

Устранившийся, раздражительный родитель. Ребенок для такого родителя - главная помеха, он постоянно мешает. Ребенку навязывают роль «ужасного ребенка», создающего лишь хлопоты и напряженные ситуации. По мнению родителя, он непослушен, своеволен. Дети в такой обстановке вырастают замкнутыми, неспособными на чем-либо (ком-либо) сосредоточиться, старательными, но при это жадными, злопамятными, жестокими.

Отсутствие воспитания как такового. Дети предоставлены сами себе. Чаще это встречается в семьях, где один или оба родителя страдают алкоголизмом. Данная родительская позиция характеризуется как позиция уклонения, при которой контакты с ребенком носят случайный и редкий характер; ему предоставляется полная свобода и бесконтрольность. Если говорить о нравственном воспитании, то его в данном случае осуществляет кто угодно, только не такой родитель.

Либеральный родитель. Таких родителей характеризуют следующим образом: снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, не поощряют детей, относительно редко и вяло делают им замечания, не обращают внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Родители, занимающие покровительскую, снисходительную позицию, имеют низкий уровень притязаний, а их дети имеют среднюю самооценку, при этом ориентируются на мнение других о себе. В таких семьях родители апеллируют к самостоятельности ребенка («Ты уже большой»), но на самом деле это псевдоучастие, отказ от помощи в критических ситуациях. Эмоциональные отношения между родителями и детьми, как правило, неискренни.

Гипертрофированная родительская любовь. Выражается в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, когда родители не только не замечают недостатки ребенка, но и приписывают ему несуществующие достоинства. В результате чего у ребенка, не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка. «Кумир семьи» - ребенок вызывает всеобщее восхищение домашних, как бы он себя ни вел. На эту роль похожа и другая - «мамино (папино, бабушкино...) сокровище», но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок растет в такой семье, требуя к себе постоянного внимания, стремясь быть на виду, он привыкает думать только о себе. Может вырасти даже антисоциальная, аморальная личность, не знающая запретов, для которой ничего недозволенного нет.

Авторитетные родители. Такие родители относятся к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, много с ними общаются, контролируют детей, требуют осознанного поведения. И хотя родители прислушиваются к мнению детей, уважают их независимость, они не исходят только из желания детей, придерживаются своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Дети в таких семьях обладают многими полезными качествами: у них высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке. Этот стиль воспитания включает значительные ограничения поведения ребенка, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Демократичные родители . Эта модель поведения родителей сходна с предыдущей по всем признакам, кроме контроля, так как, не отвергая его, родители редко пользуются им. Дети просто поступают так, как того желают родители, без всякого видимого нажима. Высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включение детей в обсуждение семейных проблем с учетом их мнения, готовность родителей прийти на помощь, с одновременной верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родительские позиции авторитетные и демократичные родители , являются наиболее оптимальными. Им характерна взаимная информированность родителей и детей, родители и дети адекватно представляют личностные особенности друг друга, позитивные межличностные отношения, основанные на сопереживании, доброжелательности, деликатности и т.д.. Эти позиции создают благоприятные условия для нравственного развития ребенка. Эти две позиции можно рассматривать как единую, которая реализуется и видоизменяется вместе с взрослением ребенка. По мере роста ребенка, обретения им самостоятельности, опыта поведения в тех или иных ситуациях, анализа последствий своих поступков, родители имеют возможность все меньше контролировать его поведения, постепенно передавая самому ребенку ответственность за свои решения и поступки. И если авторитетный родитель - это, скорее, родитель ребенка дошкольного возраста, то демократический - родитель ребенка, вступающего в подростковый возраст.

Родители дают детям, не только воспитание, но и сразу тем самым образцы для подражания. Семья несет ответственность за воспитание своих детей, прививая им черты характера. В родительском отношении к детям, проявляются родительские установки, они основываются на чувствах, ожиданиях, и оценках родителей по отношению к детям. Родительские установки, это стереотипные правила поведения, которые выражаются в действиях, словах, жестах и т. д., родители как бы следуют готовым шаблонам. В обычных фразах повседневно мы даем ребенку установки, даже не обращая на это внимание. Иногда случайно, в других случаях принципиально, постоянно и сильно, формируются с самого раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в любой момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Если уже у ребенка создана негативная установка, то против нее может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты всё сможешь», действует против установки «Неумеха, ничего у тебя не получается», но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). Естественно все родители стараются дать положительные установки своим детям, что в дальнейшем они способствовали благоприятному развитию личности ребенка. Положительные установки помогают вашему ребенку сохранить себя и выжить в окружающем его мире. Самые явные примеры родительских установок, это пословицы и поговорки, они передаются поколениями, иногда даже сказки сочиняются и тоже рассказываются бабушками внукам, те в свою очередь своим детям, главное пусть в них будет больше добра, и веры в себя и в свои силы.

Давайте вместе рассмотрим, какие установки вы даете своим детям, даже не осознанно, ведь в незначащих иной раз фразах, отражен скрытый глубинный смысл послания ребенку.

«Не живи». Родители своему ребенку говорят такие фразы как: «Ты мне мешаешь», «Отстань от меня», так же не стоит ребенку признаваться, что он не запланирован, тем самым вы вызываете у него чувство вины, что он появился на свет, не делайте вечного должника из него. Так же если вы ругаете ребенка не стоит говорить таких фраз как: «Горе ты мое», «Уйди от меня», «Чтобы ты сквозь землю провалился», «Мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)».

«Не будь ребенком». В речи некоторых родителей прослеживаются, следующие фразы: «Скорей бы ты уже вырос», «Вечно ты как маленький», «Ты уже не ребенок, чтобы капризничать». Тем самым вы требуете, от еще ребенка взрослого поведения, отнимая самое драгоценное у него детство. Дети принимающие установку, в будущем могут испытывать трудности в общении со своими детьми, так как не способны к играм. Со стороны родителей, данная установка означает скорей всего, что они сами не готовы принять на себя ответственность за ребенка.

«Не делай». Родители иногда говорят своим детям, «Ничего не трогай, не делай сам, лучше я». При такой установке ребенку не дают делать самостоятельно что либо, и став взрослым, человек начинает испытывать мучительные трудности в начале каждого дела, откладывает важные дела на «потом».

«Не расти». Чаще всего такая установка дается родителями у которых ребенок единственный в семье, или младшим детям, для установки характерны фразы: «Не торопись взрослеть», «Ты еще мала, чтобы краситься». Чаще всего родители, боятся тем самым сексуальной зрелости своих детей. Повзрослев, человек затрудняется создавать собственную семью, а если и создают ее, то живут вместе с родителями.

«Не чувствуй». «Как тебе не стыдно бояться (собаку, темноты, домового, бабы Яги…)», «Не сахарный(ая) – не растаешь», «Мне тоже холодно, но я же терплю». Таким образом, человек во взрослой жизни боится выражать свои чувства, копит гнев и другие эмоции в себе, ходит раздраженный на близких, так как не может высказаться. Чаще такие люди страдают сердечными и невротическими заболеваниями.

«Не будь собой». Данная установка, проявляется в виде указания «Твой друг это может, а ты - нет». Скрытый смысл установки, в том, что родители хотят манипулировать ребенком, заставляя его стремиться к их идеалу, не учитывая способности своего ребенка. Во взрослом возрасте, он недоволен собой постоянно, зависит от оценки окружающих, нуждается в одобрении.

«Не достигай успеха». «У тебя не получится, давай я сама сделаю», «У тебя руки, как крюки (не из того места растут; не тем концом приделаны)». Такие родители самостоятельно снижают самооценку ребенка. Во взрослой жизни эти дети могут стать трудолюбивыми и старательными людьми, но их будто постоянно тяготить ощущение неудовлетворенности или незавершенности.

«Не думай». Эта директива проявляется в следующих фразах: «Не бери в голову», «Не умничай», «Не рассуждай, а делай». Родители дают как бы запрет на интеллектуальную деятельность ребенка, во взрослом возрасте уже люди начинают чувствовать опустошение при решении проблем, или у них начинает болеть голова, либо появляется стремление «размыть» эти проблемы при помощи развлечений, алкоголя и наркотиков.

«Не будь лидером». «Делай (будь) как все», «Не высовывайся», «Не выделяйся». Родители думают, что детям, которые достигают успеха, другие завидуют, и пытаются тем самым оберегать своих детей. Во взрослой жизни люди хотят подчиняться, идут в отказ от карьеры, не являются доминантами в семье.

«Не принадлежи никому, кроме меня». Чаще всего родители видят в ребенке единственного друга, во взрослой жизни человек, остается одиноким. В итоге человек везде чувствует себя «не как все», кроме как в родительской семье.

«Не будь близким». «Любая близость опасна, если это близость не со мной». В отличие от предыдущей установки, она касается запрета на контакт с близким человеком, а не с группой. Во взрослой жизни такой человек будет испытывать трудности в сексуальной сфере, бояться близости с другим человеком.

«Не чувствуй себя хорошо». Яркий пример, когда мать говорит другим в присутствии ребенка: «Он у меня хоть и слабенький, но сделал…». Ребенок приучает себя к мысли, что болезнь привлекает к себе внимание, плохое самочувствие повышает ценность самого действия, то есть болезнь добавляет уважение и вызывает большее одобрение. Ребенок в будущем получает разрешение на то, чтобы иметь выгоды от своего заболевания. В дальнейшем, такие люди начинают симулировать свою болезнь, чтобы привлечь внимание. Если они здоровы, то начинают страдать ипохондрией.

В ваших силах сделать так, чтобы негативных установок было меньше. Научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, делающие его мир эмоционально богатым и ярким.


Можете ли вы вспомнить последние двадцать четыре часа своей жизни?
Были ли моменты, когда вы чувствовали, думали и вели себя как ребенок?
А может быть, в вашем поведении, мышлении, чувствах отражалось то, что вы когда-то усвоили в детстве от родителей?
Наверняка вспомните также моменты, когда вы непосредственно реагировали на события, при этом не впадали в детство, а вели себя как взрослый человек, каким вы и являетесь на самом деле.
Если у вас получилось выполнить это маленькое упражнение, то, конечно же, вы заметили, что речь идет о трех разных способах взаимодействия с миром. Или, как говорят психологи, о различных эго-состояниях человека.

Родительское состояние характеризуется усвоенными от родителей шаблонами, стереотипами социального поведения, правилами и запретами.
- Состояние взрослого - это рациональное, аналитическое начало, живет по принципу "здесь и сейчас".
- Состояние ребенка - эмоциональное, интуитивное, инстинктивное реагирование на жизненные обстоятельства.

Представьте, что вы едете за рулем своей машины. Дорога заполнена другими автомобилями, движение весьма оживленное. Каждую секунду вы вынуждены оценивать окружающую обстановку: скорость других машин, дорожные знаки, свое состояние и состояние своей машины. В этот момент вы максимально внимательны и сосредоточены, адекватно на все реагируете и поэтому находитесь в так называемом состоянии "Взрослого".
Вдруг вас лихо обгоняет другой водитель, грубо нарушая при этом правила дорожного движения. На доли секунды вы чувствуете страх перед возможной аварией и снижаете скорость. Все это время вы находитесь в состоянии "Взрослого". Чувство страха - это адекватная реакция организма на опасную ситуацию. Оно помогло вам быстро отреагировать и предотвратить возможную аварию. Когда машина нарушителя исчезает вдали, вы слегка расслабляетесь и с возмущением говорите: "Таких водителей и близко к дороге нельзя подпускать. Будь моя воля, я бы лишил его водительских прав навсегда!"
Обратите внимание, сейчас вы незаметно для себя перешли в состояние "Родителя". Очень может быть, что ваш отец когда-то говорил такую же фразу, когда с ним случалось что-то подобное.
Итак, через некоторое время, вы подъезжаете к своему офису, смотрите на часы и понимаете, что опоздали на важную встречу из-за пробок и безумных водителей. Сердце сжимается и на мгновение вас охватывает паника. Сейчас вы перешли в состояние "Ребёнка" (приблизительно тоже самое, вы могли испытать, когда опаздывали в школу, где вас ждало наказание от учителя).

Ощущение паники - это реакция на старые воспоминания, а не на то, что может произойти с вами сейчас как со взрослым человеком. В такой момент мы не осознаем, что на мгновение попадаем в детство.
Потом вы вдруг сами себе говорите: "Стоп! В чем собственно дело? Чего это я разнервничался? Мой начальник отлично знает, какие пробки в это время в городе, да и информация, которую он сейчас получит от меня его очень обрадует. Не будет у него вр5мени делать мне замечания".
Вы опять находитесь в состоянии "Взрослого". Ваше тело расслаблено и вы улыбаетесь. Поднимаясь по ступенькам, вы мурлычете себе под нос милую песенку, вы смеетесь смехом взрослого человека, а не нервным смехом запуганного ребенка.

Здоровой и целостной личности надо всего три эго-состояния.
"Взрослый" нужен для решения возникающих "здесь и сейчас" различных проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни.
Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил, отраженный в нашем "Родителе".
В состоянии "Ребенка" мы находим доступ к детской непосредственности, интуиции, творческому потенциалу.
Если упростить, то получиться:
"Когда я мыслю - я Взрослый,
когда я чувствую - я Ребенок,
когда я оцениваю - я Родитель".

"Родитель" и "Ребенок" являются отголосками или воспоминаниями прошлого.
В состоянии "Ребенка" я воспроизвожу мысли, чувства, поведение, которые были у меня в детстве.
В состоянии "Родителя" то, что я скопировал в прошлом у своих родителей или других авторитетных фигур.
И только в состоянии "Взрослого" я откликаюсь на то, что происходит, со всей полнотой своей взрослой, нынешней личности.

Денису семнадцать лет. Он с гордостью называет себя - "бунтарь". Он исключает из структуры своей личности "Родителя" и старается не руководствоваться в своей жизни правилами, шаблонами, установками и советами старших. Пока его это забавляет, но окружающие замечают, что в каждой ситуации он отыскивает свой вариант решения и затрачивает на это слишком много усилий и времени. Как бы живет "в холостую".

Олегу - тридцать. Он слишком серьезен и ответственен. Ему кажется, что успешные люди - это люди серьёзные и мало улыбающиеся. Ему хочется быть похожим на своего босса, солидного пожилого господина, которому недавно исполнилось 65 лет. У Олега проблемы с эго-состоянием "Ребенка". Он производит на окружающих впечатление эмоциональной холодности, бесчувственности и не располагает к близкому общению.

При исключении эго-состояния "Взрослого" человек плохо анализирует жизненные события, часто принимает ошибочные решения.
Лене уже двадцать восемь. Она образована, мила и непосредственна. Живет легко и весело. Все ее жизненные вопросы до сих пор решают ее родители. Сама Лена считает, что это выгодно, - ни о чем "не болит голова". Как долго она продержится в этом состоянии неизвестно, но, скорее всего, привычка сделает свое дело и, чтобы не выходить из удобной роли, она и мужа будет подыскивать себе приблизительно такого, как папа и мама.

С этой точки зрения можно анализировать взаимодействие людей друг с другом, понять истоки трудностей и конфликтов. Каждый человек находится в определённом эго-состоянии. Когда один из общающихся, получает отклик из ожидаемого эго-состояния партнёра, то общение может продолжаться довольно долго. Если нет - чаще всего в этот момент и возникает конфликт.

"Контролирующий Родитель" . Позитивное проявление - дает ребенку защиту, открывает перспективы, даёт рекомендации как жить. Негативное проявление - назидает, предполагает послушание, ограничивает, командует, контролирует. Считает, что прав только он.
"Заботливый Родитель" . Позитивное проявление_ - стимулирует, поддерживает, вдохновляет, усиливает потенциал человека.
Негативное проявление - гиперопекает, делает за человека то, что он и сам может сделать.
"Взрослый" . Делает логические умозаключения, принимает ответственные решения, воплощает свои идеи в жизнь.
"Адаптивный ребенок" . Воспитанный, послушный, дисциплинированный, но безынициативный, "запуганный".
"Свободный ребенок" . Раскрепощенный, делает то, что хочет, поведение спонтанное, непосредственный и творческий.
"Бунтующий ребенок" . Непослушный, грубый, часто идет на конфликт и многое делает наоборот. С ним тяжело договориться.

Эта модель позволяет взглянуть на себя "со стороны", понять поведение своих детей, мужа или жены, сотрудников. Конечно, этого недостаточно для разрешения всех ситуаций, возникающих в жизни, но понимание - первый шаг к разрешению проблемы.

Алена пришла ко мне с просьбой разобраться в ее ситуации. Мужчина, с которым она встречается уже семь месяцев, предложил ей руку и сердце. Отношения с ним очень хорошие, но Алена обратила внимание на странную тенденцию: все ее идеи, мысли и поступки придирчиво оцениваются ее женихом. Она ничего не может сделать самостоятельно, он старается все контролировать, требует отчета и часто повторяет, что она еще не знает жизни, разница в возрасте у них - шесть лет. Алена - человек творческий, чувствует себя взрослой и способной не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Она мирилась с ситуацией в начале знакомства, принимая такое поведение за заботу. Сейчас стало очевидным то, что он все хочет контролировать, что в дальнейшем может привести к ссорам.
В общении, жених Алены постоянно находится в эго-состоянии "Контролирующего Родителя", загоняя тем самым Алену в состояние "Ребенка". Алена же, старается оставаться во "Взрослом" состоянии или автоматически попадает в "Бунтующего Ребенка". Отсюда, и довольно часто возникающие, разногласия. Самый же лучший вариант для пары - это учиться общаться с позиций "Взрослый" - "Взрослый".

Пример №1.
Жена (обнимая мужа): "Уже несу, дорогой. А что тебе еще приготовить?"
Супруг находится в эго-состоянии Взрослого (В), жена - Заботливый Родитель (ЗР). В паре хорошие отношения. Состояние (ЗР) связано с помощью, заботой и базируется на искреннем уважении к человеку. Поэтому если один из партнеров занимает положение (ЗР), а второй (В), или если периодически они меняются этими ролями, в их отношениях, скорее всего, будет царить гармония и взаимопонимание.

Пример №2.
Муж жене: "Ужасно устал. Сделай мне горячего чая".
Жена (резким голосом): "Я тоже сегодня вымоталась, но я же не прошу у тебя чай. Сделай сам".
На первый взгляд в самой фразе мужа нет ничего такого, что могло бы вызвать отрицательную реакцию жены. Но по тому как она отреагировала, можно судить о том, что в словах мужа, в его интонации она слышит нотки приказного порядка. Когда-то таким тоном с ней разговаривали ее родители, учителя, которые оценивали ее критично и командовали ею: "Марш в постель! Вытри пыль! Вынеси ведро!".
Сейчас взрослая женщина уже не может допустить такой оскорбительный тон и не желает, чтобы ею кто-то командовал. Она ждет просьбу, учитывающую и ее интересы: "Если тебе не трудно, сделай мне, пожалуйста, чашку чая. Отдохну пару минут и помогу тебе по хозяйству".
В описанном примере, муж, сам того не желая, занял позицию Родителя-Командира и вместо чашки чая получил бунтующий ответ огрызающегося Ребенка. Чем чаще он будет обращаться со своей женой как Критикующий Родитель (КР), тем чаще это будет приводить к упрямству и конфликтам со стороны жены.
Для того, чтобы легко общаться с окружающими очень важно знать свое "любимое" эго-состояние.

Вы можете более четко в этом определиться, если:
1. Понаблюдаете, как вы общаетесь с близкими, сотрудниками, друзьями в течение нескольких дней.
2. Определите, какие реакции чаще всего у вас возникают: вы спорите, опекаете кого-то, "учите жить", жалуетесь...
3. Запишите, кем вы бываете чаще - Взрослым, Родителем (Контролирующим или Заботливым) или Ребенком (Бунтующим, Свободным, Адаптивным)?
4. Если вы хотите, например, сознательно контролировать своего Родителя-Критика и чаще бывать Заботливым Родителем, опишите человека, который, по вашему мнению, пребывает в этом эго-состоянии. Запишите слова, которые он говорит, его реакции на разные ситуации.
5. Сравните свое поведение с тем эталоном (ЗР), который у вас получился.
6. Попытайтесь воплотить в жизнь свой план. Прямо с завтрашнего утра контролируйте свою речь, интонацию, поведение.
Очень скоро вы почувствуете, что меняете свое "любимое" эго-состояние: критика и приказ превратятся в просьбу и понимание. Например, зачем супруге отвечать агрессивно и раздраженно (эго-состояние Бунтующего Ребенка), если к ней обращаются уважительно и спокойно, готовы выслушать и обсудить ее мнение (Взрослый).
Изменив себя, вы измените мир вокруг себя. Реакция окружающих станет другой, поведение более гибким и менее конфликтным.

Если вы хотите проанализировать ваши семейные отношения более глубоко, обратитесь к специалисту и пройдите специальный, профессиональный тест, определяющий функциональные эго-состояния личности. Изучайте себя, совершенствуйтесь, и пусть ваши семьи будут счастливы и гармоничны! Успехов Вам!

Наш консультант - семейный психолог Татьяна ВАСИЛЬКОВСКАЯ

Каждый человек в своем физическом развитии проходит несколько состояний: ребенка, взрослого и родителя.

Одновременно расти должно и его психологическое состояние .

Однако, часто люди во взрослом возрасте ведут себя как дети и наоборот.

Из-за этого случаются недопонимания, конфликты в и на работе. Ответ на вопрос, почему это происходит, дает трансакционный анализ .

Трансакционный анализ

Трансакционным анализом называется психологическая модель , которая применяется для анализа личностного взаимодействия в группах и ее индивидуального поведения.

Трансактный анализ основывается на принципах психоанализа , но в отличие от последнего, описывает поведение и реакции человека простым доступным языком.

Трансакция, с точки зрения психологии, это единица межличностного взаимодействия , состоящая из посыла (стимула) и реакции на него.

То есть, человеческое общение есть не что иное, как обмен трансакциями. Например, приветствие и ответ на него, вопрос и ответная реакция.

Выделяют следующие типы транзакций :

  1. Дополняющий . Исходящий стимул от одной личности дополняется реакцией другой. Например: «Сколько времени?» — Два часа. Оба человека общаются в одинаковом состоянии.
  2. Пересекающийся . Посыл пересекается с реакцией. На этом строится большинство . Так муж задает вопрос: «Где моя рубашка?», а в ответ слышит: «Почему я должна это знать?». То есть муж говорит с позиции взрослого, а жена отвечает с позиции ребенка.
  3. Скрытый . Это тот случай, когда слова не совпадают с эмоциями. Индивид говорит одно, а его эмоции и мимика говорят о другом. На этом основываются психологические игры.

Трансакционный анализ призван ответить на вопрос, почему один и тот же человек в разных ситуациях демонстрирует разное поведение и по-разному реагирует на раздражители.

Это обусловлено применением одного из трех эгосостояний.

При помощи данного анализа можно научиться понимать поведение других людей, принимать решения, демонстрировать свои эмоции и чувства. Принципы трансакции применяют в следующих областях :

  • при взаимодействии в коллективах;
  • для построения модели семьи;
  • при дружеском общении;

Словом, приемы транзакции используются во всех сферах .

Теория Э. Берна

Основоположником теории транзакции по праву считается американский ученый-психотерапевт Эрик Берн .

Он начал публиковать свои работы в 60-х годах 20 века, наибольший интерес к его работам случился в 70-х годах.

Свои наблюдения и разработки Берн отразил в книге «Игры, в которые играют люди» . Автор под словом «транзакция» понимает единицу взаимодействия, которая выражается следующим образом: вопрос-ответ.

Согласно теории Берна, в каждой личности взаимодействуют три состояния: ребенка, взрослого и родителя . Одна и та же личность в разное время может находиться в разных состояниях.

Если человек следует установкам, данным ему родителями, он пребывает в состоянии родителя. Когда он ведет себя, как в детстве, над ним давлеет ребенок. При объективной оценке и принятии реальности, анализировании текущей ситуации человек находится во взрослом состоянии.

В рамках теории транзакций Берн разработал и теорию сценария. Каждая личность может выполнять предписанный сценарий или применить антисценарий.

Сценарием называется некий жизненный план, который составляется еще в раннем детстве. Так многие дети знают, кем они хотят стать, и где жить.

Сценарий может быть навязан и родителями. Если ребенку постоянно говорить, что он неудачник, то он не добьется успехов в жизни.

Контрсценарий формируется уже во взрослом состоянии и подразумевает уход от предписанного плана.

Например, родители и учителя «напророчили» подростку быть врачом, как его дедушка или папа, чтобы продолжить династию .

Однако, человек предпринимает все действия, чтобы уйти от «предначертанной» судьбы.

Антисценарий является полной противоположностью сценария и предполагает совершения последовательных действий, противоположных тем, которые должны совершаться.

То есть, вместо того, чтобы сдать экзамены и поступить в институт, молодой человек бросает учебу и попадает в плохую компанию, начинает пить и принимать наркотики.

Его поведение — это также следствие установок родителей, но с противоположным результатом.

Характеристика состояний

Согласно модели поведения по Берну, каждый индивид в межличностных взаимодействиях занимает одну из трех позиций .

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:

  • родитель — это , привитые в детстве;
  • взрослый — это объективная оценка настоящей ситуации;
  • ребенок — поведение, основанное на эмоциях и бессознательных реакциях.

Позиция родителя

Человек в этом состоянии вдет себя как бы свысока своего опыта , принуждает, критикует, поучает. Это отражение образа родителей, их модели поведения.

Главное слово эго-состояния родитель — «должен, обязан». Родитель может быть заботливым, тогда он успокаивает, помогает и критикующим, который угрожает, наказывает.

Человек произносит характерные фразы : «Я знаю, как лучше», «Я подскажу, научу», «Так нельзя» и т. д. Обычно подобное поведение применимо к воспитанию детей, в работе учителя.

Часто индивид входит в состояние неосознанно , когда получает соответствующий посыл. Например, реакция на сломанную ребенком игрушку будет такой же, как была у его родителей.

Позиция взрослого

Если индивид пребывает в этом состоянии, он рассудителен, объективен, адекватно реагирует на текущую ситуацию, способен к рассуждению, совершает правильные поступки, достойные взрослого человека.

Характерными фразами являются: «Давай обсудим ситуацию», «Я готов к диалогу», «Можно найти правильное решение».

Это та часть личности, которую формирует сам человек без влияния родительских установок.

Позиция ребенка

Поведение личности обусловлено эмоциями и инстинктами . То есть человек ведет себя так, как в детстве.

Данное эго-состояние является отражением и переживаний детства. Также оно проявляет творческую сторону личности.

В поведении ребенок может быть спонтанным, когда действует на эмоциях, непосредственно. Также бывает бунтующим и приспосабливающимся. Основные фразы: «Хочу», «Не смогу», «Дай», «Почему я», «Если я этого не получу, то…» и т. д.

Функции

Ни один человек не может постоянно пребывать только в одном состоянии.

При воздействии определенных раздражителей «включаются» те или иные стороны личности. Важно, какое эго является преобладающим.

Все три состояния важны для межличностных взаимоотношений и выполняют определенные функции :

  1. Задача ребенка — это созидание, создание эмоциональной картинки желаний, которая будет стимулом для дальнейшего развития. Ребенок действует спонтанно, творит, рождает идеи.
  2. Задача родителя — опека, обучение, наставление. Контроль за соблюдением правил, оказание помощи, конструктивная критика.
  3. Задача взрослого — приспособление к настоящей ситуации, поиск решения, конструктивный диалог. Другими словами он должен действовать в соответствии с объективной реальностью.

Например, принятие решения происходит следующим образом:

  • ребенок испытывает желание что-то получить, чувствует эмоции;
  • взрослый ищет пути решения задачи;
  • родитель следит за правильностью выполнения, критикует, направляет, оценивает.

Проблема и признаки дисбаланса

Успеха и процветания человек может достичь, если в нем гармонично взаимодействуют три составляющих эго. На каждое состояние должно приходиться примерно 30% его времени.

Если знать принципы трансакции, то можно в нужной ситуации включить ребенка, взрослого или родителя, чтобы общение пошло по желаемому сценарию.

К несчастью, такой баланс наблюдается не у всех. Это приводит к различным проблемам общения. Наиболее часто в индивиде преобладает родитель или ребенок.

Ребенок не может принимать взрослые решения, опаздывает на работу, винит в неудачах других, обижается.

Родитель все время поучает вторую половину, друзей, партнеров.

Эти перегибы отрицательно влияют , прежде всего, на самого человека. Проблемы дисбаланса выражаются в следующем:

Дитя

Если в личности мало ребенка , то она не испытывает спонтанных желаний, радости, эмоций. Ребенок — это частичка детства, которая остается с индивидом на всю жизнь.

Берн считает, что данная сторона является наиболее ценной . Она позволяет оставаться непосредственным, восторгающимся, развивать творческий потенциал.

Выраженная сторона ребенка , напротив, делает индивида безответственным, недисциплинированным, неспособным достичь цели. Он хочет только играть, получать, но не отдавать.

Подавленный или бунтующий ребенок очень обидчив, склонен к депрессии. Он нуждается в заботе родителей, зависит от чужого мнения, обладает низкой самооценкой.

Если эго-ребенок сильно доминирует , то это становится серьезной проблемой. Человек склонен винить в неудачах других людей, не делает выводов из своих ошибок, накапливает обиды. Эти обиды и разочарования приводят к депрессии, подавленности, суицидальным мыслям.

Гипертрофированный родитель

Это обычно занудный, брюзжащий, поучающий человек.

Он не признает чужого мнения, критикует. В отношении к себе и к окружающим выражает завышенные требования , то есть является .

Эго-родитель пытается постоянно контролировать ситуацию, винит себя в неудачах. Слишком выраженная данная сторона личности нередко становится причиной психических расстройств. Этого можно избежать, если осознанно переделать предписанный в детстве сценарий.

Проблема взрослого

Проблема взрослого заключается в том, что эта сторона проявляется слишком редко . Не каждый способен адекватно оценить реальность, принять нужное решение, воспринять конструктивную критику, пойти на компромисс.

Правда, состояние взрослого можно и нужно развивать и увеличивать. Например, человек в результате конфликта испытывает обиду. Ему следует проанализировать ситуацию и понять, на самом ли деле собеседник хотел его обидеть или это эго-ребенок было задето эмоционально.

Часто умелые манипуляторы пытаются вызвать эмоции ребенка, чтобы достичь своей цели .

В следующий раз при возникновении конфликтной ситуации необходимо «включить» взрослого и «выключить» ребенка, то есть .

Три эго-состояния. Ваши первые «Я»:

Наша интересная группа Вконтакте.

Основоположником трансактного (транзактного) анализа общения является Эрик Берн.

Теория трансактного анализа Э. Берна исходит из того, что транзакция - единица акта общения , в течение которой со­беседники находятся в одном из трех состояний ""Я".

В процессе взаимодей­ствия могут в большей или меньшей мере проявляться такие состояния челове­ка: состояние "родителя", "взрослого", "ребенка". Эти три состояния сопровождают человека всю жизнь.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии в зависимости от его целей и жизненных обстоятельств.

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну:

Инструкция к тесту:

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три "Я" в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво­их детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я - увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Ключ к Тесту Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

I (состояние ""ребенок""): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние ""взрослый""): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние ""родитель""): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпретация, обработка результатов Теста Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское .

Родительское (Родитель – Р) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый – В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя – Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно ""отвечает"" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда ""острых"", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.

Признаки актуализации различных эго-состояний

1. Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки : а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

2. Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки : в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки : поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

3. Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки : указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Сочетания Эго-состояний

Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса (в зависимости от количества набранных баллов), получаем формулу. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чув­ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и по­учениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категорич­ность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенно­сти при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что ду­маете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле состояние I или Д-состояние (""ребенок""), то вы можете про­являть склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Тест Трансактный анализ Э. Берна (Тест ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну

4.75 Rating 4.75 (2 Votes)