Правовой статус хозяйственного партнерства. Хозяйственное партнерство – новая форма коммерческой организации

С 1 июля этого года вступает в силу новая редакция п. 2 ст. 50 ГК РФ и Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Теперь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных партнерств.

Зачем ввели новую ОПФ

Еще когда закон о хозяйственных партнерствах был законопроектом, в пояснительной записке к нему было сказано: «ни одна из существующих организационно-правовых форм не соответствует специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной – особо рисковой) деятельности, а также международным стандартам их осуществления» .

Организационно-правовая форма (ОПФ) в виде хозяйственного партнерства по своей сути находится между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом. Цель создания такой ОПФ – защитить договорные условия хозяйственных отношений между собственниками бизнеса (в том числе инвесторами), обеспечить баланс интересов собственников бизнеса в зависимости от степени их реального участия в этом бизнесе. В соглашении об управлении хозяйственным партнерством стороны могут свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы как угодно.

В соглашении об управлении могут участвовать не только владельцы бизнеса, но и третьи лица, например, сотрудники. Соответственно, такая форма ведения бизнеса является стимулом для плодотворной совместной работы и мотивации сотрудников, которые, будучи участниками соглашения, имеют право на дивиденды. В соглашении можно предусмотреть, что в случае увольнения сотрудник теряет свою долю в партнерстве.

Преимуществами хозяйственного партнерства являются возможность гибкого регулирования отношений с инвесторами и партнерами, общее правило об отсутствии требований к уставному капиталу и величине чистых активов, а также специальные правила о защите интеллектуальной собственности хозяйственного партнерства от взысканий.

Хозяйственные партнерства могут быть востребованы в консалтинговых, бухгалтерских, юридических, аудиторских фирмах, в IT -отрасли. Хозяйственные партнерства нужны для инвестиций в start - up (в русской транскрипции - стартап), когда инвестор вкладывает деньги не только в проект, но и в специалистов, создающих интеллектуальный продукт и заинтересованных в его продвижении и выпуске новых версий, образцов, совершенствовании технологии. Интерес инвестора заключается в росте капитализации компании с целью ее перепродажи в дальнейшем.

Правовые вопросы создания и деятельности хозяйственного партнерства

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляют которой участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением о партнерстве (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ, далее – Закон № 380-ФЗ). Участниками партнерства могут быть граждане и юридические лица, их не может быть менее 2-х и более 50-ти. Фирменное наименование партнерства должно содержать слова «хозяйственное партнерство» . Предмет и цели деятельности партнерства оговариваются его уставом и соглашением об управлении партнерством.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. В решении отражаются следующие вопросы (п.2 ст. 8 Закона № 380-ФЗ):

Учреждение партнерства;

Заключение соглашения об управлении партнерством;

Избрание органов управления партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие) избирается из числа участников партнерства в порядке и на срок, определяемый уставом.

При учреждении партнерства утверждается его аудитор (аудиторская организация или индивидуальный аудитор). Учредительным документом является устав. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законом о госрегистрации (от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Устав партнерства является публичным документом и должен предоставляться для ознакомления любому третьему лицу, а соглашение о партнерстве разглашается только с согласия исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке. Соглашение об управлении партнерством, все изменения и дополнения к нему должны быть удостоверены нотариусом и храниться у нотариуса. На госрегистрацию предоставляется только устав.

Законом № 380-ФЗ предусмотрены следующие ограничения прав партнерства в виде запретов:

На эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

На учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

Обратите внимание! По мнению разработчиков закона, запрет на рекламу не запрещает представлять деятельность хозяйственного партнерства конкретным инвесторам или определенному кругу лиц.

Кроме этого, права хозяйственного партнерства могут быть ограничены уставом партнерства или соглашением об управлении партнерством. Например, соглашением об управлении может быть ограничено право на выход из состава партнерства. Виды деятельности партнерства также ограничены предметом и целями деятельности, закрепленными в уставе и соглашении об управлении (п. 3 ст. 2 Закона № 380-ФЗ).

Соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же партнерством.

Права и обязанности участника партнерства, закрепленные в соглашении об управлении, при выходе из состава партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором. Этот договор заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства.

Участник партнерства в следующих случаях может быть исключен из партнерства только в судебном порядке:

Участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом № 380-ФЗ или соглашением об управлении партнерством;

Своими действиями (бездействием) участник делает невозможным деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства и только в случае невнесения участником вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства.

Решение об исключении может быть обжаловано участником в суд (п. 2 ст. 7 Закона № 380-ФЗ).

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его именимогут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного иска к нему.

Устав партнерства

В уставе партнерства должны содержаться следующие положения (п. 2 ст. 9 Закона № 380-ФЗ):

Полное фирменное наименование партнерства;

Цели и виды деятельности;

Место нахождения;

Общий размер и состав складочного капитала;

Порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

Наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

Порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Изменения в устав вносятся только по единогласному решению участников партнерства. Внесенные в устав изменения подлежат госрегистрации в установленном порядке.

Соглашение об управлении партнерством

Обязательные нормы соглашения об управлении партнерством предусмотрены п. 6 ст. 6 Закона № 380-ФЗ.

Соглашение содержит:

Сведения о предмете деятельности партнерства;

Условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале;

Условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал;

Условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности;

Ответственность участников за нарушение конфиденциальности;

Порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения.

Кроме этого, пунктом 7 ст. 6 Закона № 380-ФЗ установлены положения, которые могут быть включены в соглашение об управлении.

Складочный капитал партнерства

Законом № 380-ФЗ не регулируются размер складочного капитала и сроки его формирования. Порядок внесения вкладов в складочный капитал партнерства устанавливается соглашением об управлении партнерством. Каждый участник партнерства обязан внести вклад. Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами, имущественными правами или иными правами, имеющими денежную оценку. Соглашением может быть предусмотрено последовательное внесение участниками вкладов.

Денежная оценка неденежных вкладов (либо назначение оценщика) утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия вклады вносятся в денежной форме.

Вкладом в хозяйственное партнерство не могут быть ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Такие облигации должны отвечать требованиям, установленным приказом ФСФР от 19.04.2012 № 12-26/пз-н (зарегистрирован в Минюсте 09.06.2012). Это – облигации, срок погашения которых не наступил, и которые соответствуют хотя бы одному из следующих требований:

1) облигации включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой биржеили ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

2) облигации хозяйственного общества, номинальная стоимость которых в совокупности с номинальной стоимостью иных размещенных и находящихся в обращении облигаций того же хозяйственного общества не превышает размер его уставного капитала;

3) облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

К партнерству переходит доля участника партнерства (п.п. 5 и 6 ст. 11 Закона № 380-ФЗ):

Вышедшего из партнерства путем отказа от участия в партнерстве;

Исключенного из партнерства.

Партнерство вправе приобретать и отчуждать доли в своем складочном капитале без каких-либо ограничений, за исключением случаев, когда соглашением об управлении партнерством установлены такие ограничения или запрет (п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона № 380-ФЗ).

Реестр партнерства

Партнерство ведет реестр участников с указанием сведений:

О каждом участнике, размере его доли в складочном капитале и внесении им вклада;

О размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством.

Сведения о составе участников партнерства вносятся в ЕГРЮЛ. Сведения о долях участников, их размере и стоимости в ЕГРЮЛ не отражаются.

Реорганизация партнерства

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

Глоссарий

Венчурные предприятия, фирмы (от англ. venture – рискованное предприятие)– небольшие предприятия, фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологических новшеств.

Венчурное финансирование – финансирование, сопряженное с повышенным риском. Венчурный финансовый капитал обычно вкладывается в новую технику, технологию, освоение новых производств.

Венчурные операции – денежные операции и операции с ценными бумагами, связанные с кредитованием и финансированием технических нововведений, научных исследований и разработок, внедрения изобретений и открытий.

[Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]

С 1 июля 2012 года вступает в силу Федеральный закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», принятый 3 декабря 2011 года (далее по тексту –Закон ), в соответствии с которым в России создается новая организационно-правовая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство. Одновременно с данным Законом вступят в силу изменения в статью 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций.

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство ) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с Законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством. Анализ положений Закона показывает, что по ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. Так, партнерство вправе заниматься любыми виды деятельности, не запрещенными федеральным законом (а не только инновационной деятельностью, как предлагалось при разработке Закона). Однако есть и существенные отличия: партнерству запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности, что делает невыгодным использование данной формы в определенных сферах бизнеса (например, в консалтинге). Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительством России могут быть установлены нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности. Партнерство может быть создано только путем его учреждения; реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство Законом не допускается. Минимальный размер складочного капитала партнерства не ограничен. В складочный капитал может быть внесено любое имущество, кроме ценных бумаг (внесены могут быть только облигации, определенныеорганом исполнительной власти в сфере финансовых рынков). Денежная оценка имущества, вносимого в складочный капитал, утверждается единогласным решением участников партнерства. При этом привлечение оценщика не требуется, даже если вклад вносится не денежными средствами, а иным имуществом независимо от его размера. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников, а участники в свою очередь не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах сумм внесенных ими вкладов.Кроме того, участники партнерства или один из них вправе исполнить обязательство партнерства перед его кредиторами в случае, если возникает угроза обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. К участникам, исполнившим обязательство, переходит право требования к партнерству.

Участники партнерства

Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица. Но в отличие от акционерных обществ и ООО, партнерство не может быть учреждено 1 лицом. Если в партнерстве останется единственный участник или их станет более 50, партнерство должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано. Участники партнерства имеют практически те же права и обязанности, что и участники ООО: право участвовать в управлении партнерством, получать информацию о его деятельности и получать часть имущества после ликвидации, обязанность внести вклад в складочный капитал. Также как и участники ООО, участники партнерства вправе отчуждать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки других участников и партнерства. Однако залог доли возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством. Сделка по отчуждению доли должна быть совершена в нотариальной форме, в противном случае она является недействительной. К приобретателю доли переходят в соответствующей части права и обязанности участника, передавшего долю, и приобретатель доли присоединяется к соглашению об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством

В соответствии со статьей 9 Закона единственным учредительным документом партнерства является устав. Однако гораздо более важное значение в управлении партнерством имеет другой документ – соглашение об управлении партнерством , которое заключается в письменной форме при учреждении партнерства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства. Государственная регистрация соглашения не требуется. Помимо участников партнерства, для которых заключение соглашения обязательно, в соглашении могут участвовать лица, не являющиеся участниками партнерства, а также само партнерство, если это допускается уставом (п. 2 ст. 6 Закона). Соглашение может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. К примеру, соглашением могут быть предусмотрены ограничения (включая полный запрет) на отчуждение доли, установлен порядок выхода из партнерства, ограничено право участников соглашения на финансовое, трудовое и иное участие в деятельности других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение определенного срока, право участников партнерства требовать продажи другими участниками своей доли в партнерстве заранее определенным лицам. Соглашение об управлении, не являясь формально учредительным документом партнерства, фактически призвано выполнять его функции. Без соглашения партнерство просто не сможет осуществлять свою деятельность, поскольку почти все внутренние отношения в партнерстве (размер, сроки порядок внесения вкладов участников, структура органов управления и их полномочия, порядок и сроки осуществления правил исполнения обязанностей участников и иных лиц) должны регулироваться именно этим документом. При этом соглашение не подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а его содержание не раскрывается для лиц, в нем не участвующих. Более того, Закон прямо требует включать в соглашение условия о конфиденциальности информации о содержании деятельности партнерства и об участии в нем. Каким же образом заинтересованные лица могут узнать о содержании соглашения? Третьи лица, в том числе кредиторы и контрагенты партнерства по сделкам, могут получить сведения о содержании соглашения от единоличного исполнительного органа партнерства, который предоставляет кредиторам и другим лицам, вступающим в отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения, в том числе о полномочиях органов управления (ст. 6 Закона). Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи согласия на ознакомление с соглашением, причем подпись генерального директора на таком согласии должна быть засвидетельствована нотариально. Представляется, что на практике вопрос будет решаться проще: заинтересованные лица будут получать копии соглашения от органов управления партнерства, а не знакомиться с ним в помещении нотариальной конторы. Такая «закрытость» соглашения об управлении партнерством вызывает обоснованные опасения многих юристов. Установленный Законом запрет участникам соглашения ссылаться на его положения в отношениях с третьими лицами не решает проблему в полной мере. Участники гражданского оборота, вступая в отношения с партнерством, не смогут свободно ознакомиться с главным документом, регулирующим его деятельность, а значит и не в состоянии будут адекватно оценить собственные риски от такого сотрудничества. Это особенно важно, поскольку в силу статьи 6 Закона нарушение соглашения может являться основанием для признания судом недействительными решений органов управления партнерства (опять же в случаях предусмотренных самим соглашением).

Управление деятельностью партнерства

Система, структура, полномочия и порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. Закон требует обязательного создания в партнерстве только единоличного исполнительного органа (генерального директора или президента), который избирается только из участников партнерства – физических лиц и действует от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами. Образование других органов управления, их компетенция и порядок осуществления ими деятельности определяется в соглашении об управлении. Даже проведение общего собрания участников, без которого невозможна деятельность ООО и акционерных обществ, для партнерства не обязательно, хотя и может быть предусмотрено в соглашении (например, если в управлении партнерством не участвуют иные лица). Закон предусматривает право участника на участие в управлении партнерством и запрещает устранение всех участников от управления деятельностью партнерства. Однако фактически реализация данного права может быть сведена к минимуму, поскольку порядок такого участия устанавливается соглашением, которое может определять, что участие в управлении партнерством и распределении прибыли осуществляется непропорционально размеру долей участников в складочном капитале. При этом так называемые «иные лица», участвующие в управлении партнерством, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед его участниками, не участвуют в формировании складочного капитала партнерства, а их ответственность может быть исключена соглашением об управлении. Таким образом, правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе практически неограниченную свободу организации внутреннего управления юридическим лицом и одновременно почти полное отсутствие ответственности для лиц, управляющих партнерством. Многие ученые и практикующие юристы справедливо отмечают, что непрозрачность процессов управления партнерством может создать прямую угрозу интересам кредиторов партнерства и стабильности гражданского оборота в целом. Совет по кодификации гражданского законодательства в заключении на проект Закона указал, что одновременное участие в партнерстве его участников, самого партнерства и иных лиц «создает сложную, запутанную систему правовых связей между этими лицами и почву для споров, а при желании – и для злоупотреблений». Оправдаются ли эти опасения – покажет время и практика. Вера Рябова – юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России. Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.

Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

2012 год в России предоставил новые возможности для ведения инновационной, а также венчурной деятельности. Федеральный закон, в июле того же года вступивший в силу, регламентирует внедрение инновационной формы юридического лица. Целью закона было восполнение пробела в законодательных актах относительно координирования венчурного сегмента экономики и приближение к современным зарубежным требованиям ведения деятельности в инновационной сфере.

И сегодня мы погорим про правовое положение (статус), преимущества и недостатки, виды хозяйственных партнерств, дадим общую характеристика таких обществ с примерами организаций в России.

Краткое понятие о хозяйственном партнерстве

Хозяйственное партнерство — предприятие, создаваемое как минимум двумя физическими лицами или юридическими лицами. Согласно законодательному акту “О хозяйственных партнерствах” предприятие имеет полную правоспособность, которая ограничивается лишь парой запретов.

По количеству правомочий партнерство превосходит инвестиционное товарищество, но уже уступает такой форме, как .

Целью создания ХП, как и другого любого коммерческого предприятия, служит извлечение максимальной прибыли. Отличительная особенность в том, что внедренная организационно-правовая форма максимально удобна в сфере реализации особо рискованных бизнес-проектов, зачастую связанных с предметами либо интеллектуальной деятельности, либо научной.

На данный момент существует не много организаций в России, имеющих статус хозяйственных партнерств. Одновременно существует весомый размах в их деятельности:

  • ХП “РОСС” — стоянки для транспортных средств;
  • ХП «ВАПСО-ГРУПП» — консультирование относительно управления и коммерческой деятельности;
  • ХП “УРАЛ” и ХП “ПОБЕДА”- производство сельскохозяйственной продукции;
  • ХП “РОДИНА” и ХП “БАЙКАЛОВСКОЕ” — разведение молочного крупного рогатого скота;
  • ХП «СПК «ВОСТОК» — управление финансово-промышленными группами.

Пусть правовая форма вроде хозяйственного партнерства ориентирована на инновационную экономику, многие лица используют ее для традиционных видов деятельности.

Про виды деятельности, которую ведет хозяйственное партнерство согласно ГК РФ, расскажет данное видео:

Виды деятельности

Ст. 2 ФЗ указывает, что хозяйственные партнерства имеют право на любой вид деятельности, что не запрещен законодательством РФ, кроме эмиссии облигаций, иных ценных бумаг. Какой бы вид деятельности ни был избран, запрещается его всяческая реклама. Сам закон принимался с целью облегчения деятельности в венчурной, инновационной сферах и ориентировался на такие виды деятельности:

  • реализация и инвестирование рисковых бизнес-проектов;
  • производство объектов интеллектуального труда;
  • консалтинговые услуги;
  • услуги в сфере искусства;
  • медиа услуги.

Хозяйственное партнерство служит неким промежуточным звеном между товариществами, которые не имеют собственной правоспособности, и хозяйственными обществами, деятельность которых строго регулируется законодательством.

Про плюсы и минусы хозяйственного партнерства читайте ниже.

Особенности организации

Хозяйственные партнерства могут создаваться физическими лицами и юридическими лицами. Наименьшее количество участников — два, максимальное — пятьдесят. Если в предприятии остается единый участник, то партнерство следует ликвидировать, а если количество превышает 50 — преобразовать в .

Юридическим лицом партнерство становится после . Учредительный документ — это устав. Он обязательно содержит:

  • фирменное название (обязательно включающее слова “Хозяйственное партнерство”);
  • разновидности и цель деятельности;
  • местонахождение;
  • размер, состав складочного капитала;
  • сведения об исполнительном органе;
  • наличие соглашения об управлении и сведения о нем.

Интересно, что каждый участник партнерства должен внести свою долю в денежной или иной материальной форме, в виде имущественных прав, но минимальный размер капитала законом не устанавливается. Суммами внесенных вкладов ограничивается ответственность участников относительно долгов и обязательств созданного партнерства.

Отличия от других предприятий

Организационно-правовая форма по вопросам ответственности вкладчиков очень схожа с акционерным обществом. Однако хозяйственные партнерства имеют свои особенности, что отличают их от других предприятий:

  • если кредиторы партнерства — субъекты предпринимательской деятельности, то договоры с ними могут содержать отдельные пункты, предполагающие условия о прекращении обязательств предприятия перед кредиторами;
  • если организации недостает имущества для расчета по обязательствам, они удовлетворяются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что принадлежат партнерству. Во избежание этого участники могут добровольно удовлетворить обязательства перед кредиторами собственным имуществом;
  • партнерство не может выступать, как учредитель или входить в состав иных юридических лиц, исключая ассоциации и союзы;
  • при создании организации в обязательном порядке следует назначить индивидуального аудитора или аудиторскую организацию;
  • обязательный орган управления — исполнительный орган в виде ген директора или президента — избирается среди участников-физических лиц единогласно;
  • все внутрикорпоративные отношения прописываются внутри соглашения об управлении партнерством, заверенным у нотариуса. Данный документ не оглашается.

Минусы и плюсы

Из особенностей хозяйственного партнерства вытекает его главное преимущество, а именно — максимальная гибкость и свобода в управлении предприятием. Среди недостатков правовой формы можно выделить такие:

  • приватность соглашения об управлении партнерством служит фактором, ограничивающим доверие инвесторов. Партнерство может потерять ряд важных кредиторов, которые не будут достаточно уверены в надежности предприятия при дефиците информации о нем;
  • запрет на рекламу, с одной стороны, защищает денежные средства населения и юридических лиц, учитывая ограниченность ответственности участников партнерства, но, с иной стороны, препятствует привлечению дополнительной выгоды самим партнерством путем рекламирования предоставляемых ими услуг;
  • хозяйственное партнерство не получает никаких налоговых льгот. Раздельное налогообложение для отдельных участников партнерства также не предусмотрено;
  • деятельность партнерства ограничивается запретами на выпуск облигаций и продажу эмиссионных ценных бумаг, учреждение юридических лиц.

Еще одним недостатком в отдельных случаях выступает и главное преимущество хозяйственного партнерства — чрезмерная свобода участников. Ведь при возникновении споров касательно вопросов, не прописанных в уставных документах, нет никаких возможностей у государства для их урегулирования.

Про управление предприятием (хозяйственные партнерства) и ответственность его участников читайте ниже.

Управление и участники

Участниками партнерства являются только те лица, которые внесли какую-либо долю в складочный капитал. Однако это не значит, что участники предприятия будут ним управлять. Это могут делать даже третьи лица, не прописанные в реестре участников. Поэтому соглашение об управлении партнерством имеет огромное значение, ведь может регулировать:

  • право на управление партнерством, непропорциональное вкладу участника;
  • непропорциональное вкладам распределение прибыли или расходов;
  • ограничение прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
  • наличие права вето;
  • степень ответственности участников при нарушении ими обязательств перед партнерством.

То есть, соглашение об управлении партнерством вмещает в себя выбор способа управления, структурирует отношения между участниками, степень их влияния на предприятие, устанавливает порядок прав и обязанностей, зачастую различный для разных участников.

Одновременно данный документ может обозначать права и обязанности тех лиц, которые не есть участниками организации. Они невидимы для посторонних лиц, однако участвуют в управлении организацией, возможно даже в процессе распределения прибылей, убытков и расходов.

Помимо способов и органов управления, обозначенных соглашением об управлении, законодательство требует создание только одного исполнительного органа в лице президента или ген директора. Занимать эту должность может только физическое лицо.

Также это физическое лицо обязательно должно быть участником организации, то есть числиться в реестре. Лишь единоличный исполнительный орган наделен властью принимать решения от лица организации в отношениях с посторонними лицами.

Кто есть собственники капитала в хозяйственных партнерствах, а также порядок распределения прибыли и убытков — все это расписано ниже.

Порядок распределения прибыли и убытков

Как уже упоминалось, хозяйственное партнерство отличается тем, что предполагает большую свободу и гибкость во внутрикорпоративных отношениях. Соглашение об управлении партнерством предусматривает разработку произвольного механизма передачи участникам прибыли независимо от вклада.

  • Также в соглашении возможно указание отдельных обязательств для некоторых участников и степень их ответственности относительно обязательств самого партнерства, а также убытков, вызванных его деятельностью.
  • Однако есть и ограничения: не допускается полное отстранение от участия в прибыли, убытках какого-либо участника партнерства.
  • Если порядок раздачи доходов и убытков не прописан в соглашении, то, согласно законодательству, средства и обязательства распределяются пропорционально вкладу единожды за год между всеми участниками.

По решению участников прибыль может не распределяться. Она направляется на увеличение капитала организации, развитие партнерства.

При ликвидации хозяйственного партнерства имущество распределяется в порядке, что устанавливается в документах партнерства, или пропорционально вкладам.

О налогах и экономических проблемах в рассматриваемой сфере расскажет директор одного из хозяйственных партнерств в видео ниже:

Несмотря на то что в РФ достаточное количество различных организационно-правовых форм юридического лица, в конце 2011 года Правительством было принято решение о введении еще одного вида, а именно хозяйственного партнерства.

Данная форма предприятия по задумке законодателя должна была стать чем-то между хоз. товариществом и хоз. обществом и служить идеальным вариантом для ведения инновационного бизнеса. Таким образом, граждане РФ получили право создавать хозяйственное партнерство. Примеры наиболее подходящих для этого отраслей следующие: организации, работающие над прикладными научными исследованиями, конструкторской деятельностью, техническими, технологическими новшествами и т. д.

Понятие хозяйственного партнёрства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России.

Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Правовое регулирование

Как и любой другой вид деятельности, регулируются законодательно ГКРФ и соответствующим ФЗ. Основные особенности и нюансы управления хоз. партнерствами предусмотрены в федеральным законе. Данный закон (ФЗ № 380 "О хозяйственных партнерствах") был принят в декабре 2011 года, третьего числа.

Правительство РФ прописывает, как должны быть основаны и каким образом управляемы хозяйственные партнерства. ГК РФ в ст. 50 закрепляет партнерство как одну из форм а в ст. 65.1 уточняет, что такого рода предприятие является корпоративным юридическим лицом.

ФЗ № 380 определяет правовое положение хозяйственных партнерств, порядок их учреждения и управления, их права и обязанности, особенности реорганизации или ликвидации, а также права, обязанности и ответственность участников партнерства. В нем прописаны нюансы по созданию и ведению учредительных документов и складочного капитала.

Учреждение партнерства

Учреждение организации такой формы, как хозяйственное партнерство, возможно только по решению учредителей на их собрании (в полном составе). Формирование же фирмы путем реорганизации другого предприятия не представляется возможным.

В момент учреждения данного бизнеса участники обязаны выбрать и назначить аудитора партнерства. Им может быть как организация, так и которые вправе заниматься аудиторством в соответствии с законодательством РФ.

Постановление об утверждении хоз. партнерства должно содержать в себе результат голосования учредителей, а также информацию о принятых ими решениях (о заключении соглашения партнерства, избрании органов управления и других).

Регистрация хозяйственного партнерства регулируется от 08.08.2001 «О гос. регистрации юридических лиц и ИП». Осуществляется Федеральной налоговой службой в сроки, установленные законом.

Органы управления партнерством

Хозяйственные партнерства должны в обязательном порядке избрать единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию.

Порядок их формирования закрепляется в соглашении партнерства, кроме тех особенностей и нюансов, которые прописаны в уставе.

Единоличный исполнительный орган избирается путем выбора одного из участников партнерства, на тот срок, который указан в уставе или на бессрочный период, если данный нюанс не прописан в учредительном документе. Все сведения (включая информацию об изменениях) о единоличном исполнительном органе подлежат гос. регистрации.

Единоличный исполнительный орган действует от лица партнерства (без доверенности), несет ответственность и обладает правами, прописанными в соглашении об управлении. Он имеет право издавать указы о назначении на должность или увольнении сотрудников организации, поощрять или штрафовать работников.

Ревизионная комиссия партнерства (ревизор) - это орган имеющий право проводить регулярные независимые проверки партнерства, его финансово-хозяйственной деятельности. Она имеет доступ ко всем документам юр. лица. Порядок ее деятельности устанавливается уставом партнерства.

Ревизором или членом комиссии может быть только то лицо, которое не является участником хозяйственного партнерства.

Права участников и партнерства в целом

ФЗ о хозяйственных партнерствах (ст. 5 ФЗ № 380) поясняет и регламентирует права участников юридического лица, а именно участники имеют возможность:

  • управлять партнерством;
  • получать всю необходимую информацию о деятельности организации, в том числе иметь доступ к бухгалтерской и иной документации;
  • продавать собственную долю в капитале партнерства, при этом в случае продажи преимущественное право на покупку имеют остальные члены партнерства, а все сделки оформляются нотариально;
  • в случае ликвидации юридического лица получать часть имущества (в натуральном или денежном эквиваленте), если таковая осталась после всех расчетов с кредиторами;
  • отказаться от доли в партнерстве или потребовать у партнерства выкупить ее.

Также если соглашение об управлении предприятием предусматривает, участники вправе отдавать собственную долю под залог.

Что касается прав хозяйственного партнерства, то федеральный закон о хозяйственных партнерствах закрепляет за ним возможность обладать всеми гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления любой деятельности, разрешенной законами РФ, если это не противоречит целям работы партнерства, которые указаны в Уставе и соглашении.

При этом ФЗ запрещает партнерству:

  • быть учредителем или участником других предприятий (юр. лиц), исключение - союзы или ассоциации;
  • осуществлять эмиссию облигаций или других ценных бумаг;
  • рекламировать деятельности организации.

Обязанности и ответственность

Помимо прав, которыми наделены участники партнерства, а также предприятие в целом, закон о хозяйственных партнерствах выделяет их обязанности и ответственность. Так, участники данных фирм обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены соглашением;
  • не разглашать конфиденциальные сведения о работе организации.

Стоит отметить, что участники организации не несут ответственности по обязательствам партнерства, а только обладают риском возможных убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах внесенных ими вкладов. Между тем партнерство отвечает всем своим имуществом по собственным обязательствам и не несет ответственности по обязательствам своих участников.

В случае если для расчета с кредиторами у партнерства недостаточно средств, участники могут в добровольном порядке погасить данную задолженность.

Если в соглашении об управлении хозяйственным партнерством предусмотрено назначение членов управления партнерством, то данные лица несут ответственность за убытки перед организацией, в случае если таковые возникли по их вине (действию/бездействию). Исключение могут составить только указанные в соглашении или ФЗ иные основания или размеры ответственности.

Во внесудебном порядке могут быть исключены те партнеры, которые не вносят первоначальный или последующий вклад в складочный капитал в установленные сроки, при этом решение об отчуждении должно быть принято единогласно. Стоит также отметить, что если партнеры предприятия нарушают свои обязанности, которые закреплены в ФЗ, то участники имеют полное право исключить его из партнерства через суд.

Устав партнерства

Имущество, которое остается после расчетов с кредиторами, должно быть передано ликвидационной комиссией всем участникам партнерства пропорционально их вкладу в складочный капитал.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что же выделяет среди других организационно-правовых форм хозяйственные партнерства. ГК РФ и ФЗ № 380 позволяют юридическим лицам данного вида:

  • защитить договорные отношения между учредителями партнерства;
  • обеспечить баланс интересов участников бизнеса в соответствии с внесенными ими вкладами;
  • обладать большой свободой в распределении прав и обязанностей учредителей, в формировании особенностей управления партнерством с помощью соглашения об управлении.