Понятие высших психических функций. Высшие психические функции

Синонимы ВПФ: высшие церебральные функции, высшая нервная деятельность (устаревший термин), высшие корковые функции (устаревший термин), высшие психические функции.
Элементы ВПФ есть и у животных: собак, кошек, лошадей, обезьян, дельфинов. Но именно у людей ВПФ достигают максимального развития и, в свою очередь, являются основой развития человека как члена общества. Особенность ВПФ человека - способность к творчеству, открытиям, прогнозированию ситуации. Итак, ВПФ - это основа развития человека как члена общества.

Морфологический субстрат ВПФ, условия их формирования


Морфологический субстрат ВПФ:

  • кора больших полушарий головного мозга (совокупность центральных звеньев анализаторов);
  • стволово-подкорковые структуры (отсюда бытовавший ранее, а ныне оставленный термин «высшие стволово-подкорковые функции»).

Указанные образования объединены в иерархическую систему.
Между корой, стволом и подкорковыми образованиями имеются многочисленные многосторонние связи. Например, каждый из 13-14 млрд нейронов, находящихся в коре больших полушарий мозга, связан с 10 ООО своих «собратьев». Подкорково-стволовые структуры служат энергетическим источником, тонизирующим кору и обеспечивающим той или иной, необходимый по ситуации, уровень бодрствования и дифференцированную активацию той или иной функции (за счет влияний ретикулярной формации): в зависимости от решаемой организмом задачи активируются определенные центры - чтения, слуха, речи и прочее.
Современные методы исследования позволили установить, что отдельные группы нейронов «отвечают» за восприятие и распознавание различных ракурсов одного и того же лица, за восприятие главного предмета и «фона», на котором он представлен. Бытовавшая ранее точка зрения, что все возможности мозга, якобы, не используются в полной мере, несостоятельны, так как в каждый конкретный момент работают только те его части, которые задействованы для выполнения осуществляющейся функции и решения имеющейся задачи. Кроме того, в целях компенсации необходима некоторая избыточность клеточных элементов. Наконец, нельзя забывать о постоянном выведении из строя клеток мозга с постарением. Например, есть данные, что в возрасте 60 лет человек теряет до 40-50% нейронов; однако и имеющихся обычно достаточно и для выполнения социально-профессиональной деятельности, и для решения задач творческого характера.
Мозг новорожденного ребенка напоминает книгу с незаполненными, белыми страницами. Кроме некоторых инстинктов и форм врожденного поведения мозг ничем не обладает. В то же время мозг ребенка обладает уникальной особенностью всему научиться благодаря усвоению и творческой интерпретации поступающей информации. Эта способность определяется генетической программой, обучением и воспитанием. Реализация программы обучения позволяет усвоить необходимые бытовые и профессиональные навыки и знания, принципы и законы общения в социальной среде. Именно для этого дитя человека имеет самый длинный период детства, который нецелесообразно сокращать. И именно это обстоятельство - способность всему научиться и на этой основе творчески совершенствовать окружающую среду и себя самого - и определяет могущество будущего взрослого человека.
В эволюционном плане перед Природой стояла задача: каким путем ей развиваться. Обновление могло идти двумя путями:

  • путем вечной жизни созданного организма, некоторые части которого, изнашиваясь, будут отмирать;
  • путем полового размножения и гибели старых особей, дающих жизнь новым организмам и освобождающих место для них.

Очевидно, Природа избрала второй путь: это более выигрышный с точки зрения человечества и вообще живого путь, так как именно он обеспечивает и полноценное приспособление к постоянно меняющимся условиям существования, и возможность усвоения накопленного поколениями опыта. Этот путь освобождает рабочее место нашим детям, которые когда-то будут готовы его занять.
Обучение возможно в определенных условиях и определенным образом сказывается на морфологическом субстрате ВПФ. Показано, что у животных - приматов, выращенных в обогащенной сенсорной среде, слои коры больших полушарий толще, а структура нейронов сложнее, чем у особей, выросших в обедненных условиях. Таким образом, научение может влиять на строение коры головного мозга. В этой связи для правильного формирования морфологического субстрата ВПФ необходимы определенные условия, которые обеспечиваются в семье при достаточной заботе родителей и которые не могут полноценно моделироваться в условиях детского дома.

Условия формирования ВПФ:

1. Наличие социальных контактов - ребенок рождается без знаний и умений, речи. Обучение возможно только в человеческом обществе, в среде себе подобных. Крайне важен контакт с родителями, воспитание, обучение, подражание взрослым в играх (по сути - ролевых играх, где дети «примеряют» на себя будущие роли отца, матери, жены, мужа, начальника и подчиненного, товарища, моделируют решение проблем бытового, семейного, социального характера. Формирование речи возможно только при условии, если ребенок слышит названия предметов, ситуаций и действий (или ему указывают иные обозначающие их эквиваленты, при отсутствии слуха, например). В этой связи важно воспитание в обогащенной сенсорной среде, при постоянном притоке информации. С другой стороны, вредно пребывание в переобогащенной среде в связи с неумением ребенка ограничивать, «отсекать» избыточную информацию.

2. Наличие функциональных систем, то есть взаимодействующих структур, предназначенных для выполнения той или иной высшей функции.

3. Наличие генетической программы в значительной степени определяет способности человека.

Жизнь ребенка в условиях невнимания к его физическим нуждам, при недостатке общения, при психологической запущенности, когда родители не обращают внимания на ребенка, не откликаются на его обращение, крик, не разговаривают с малышом, когда родители не испытывают теплых чувств к своим детям, когда дети лишены ощущения собственной защищенности (физической и психической), - все это ослабляет развитие ВПФ и негативно влияет на формирование эмоционально-психологической сферы.
Эффективное научение возможно в первые годы жизни и «упускание» этих жестких сроков крайне негативно сказывается на формировании ВПФ, связи между структурами мозга консервируются, и эффективное обучение, прежде всего речи, ходьбе, социальным навыкам, письму спустя 7-10 и более лет становится невозможным.

Мышление

Мышление (М.) - это отвлеченное познание сущности явлений, их взаимосвязи путем мыслительных операций. В неврологии под М. понимается способность к принятию решений, определяющих поведение человека, способность к решению задач бытового, профессионального и творческого характера.

Морфологический субстрат для реализации М.:

  1. Лобные доли. Они программируют деятельность человека, направленную на решение имеющихся задач, обеспечивают «социальную» программу поведения, критическую оценку действий и их последствий, то есть оценку адекватности избранной формы поведения. Для принятия решений нужен анализ информации, содержащейся в памяти и полученной в течение жизни, и информации об окружающих условиях и о состоянии и возможностях собственного организма.
  2. Зоны зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, кожного анализаторов в коре головного мозга, с их взаимосвязями (например, в системе «зрительный образ - звук - вкус»).
  3. Гипоталамус, таламус, стволовые образования. Здесь - исходный пункт мотиваций, центры ощущений жажды, голода, полового поведения, иных инстинктов.

Для реализации М. нужна согласованная деятельность всех 3-х уровней. Логически-смысловое мышление обеспечивается левым полушарием у правши; образное, чувственное - правым полушарием.
Оценивая уровень, степень организации М., необходимо учитывать возраст (ребенок, взрослый, человек пожилого возраста), уровень образования (несколько классов, средняя школа, высшее образование и проч.), а также социальное положение, внимание, память.


Интеллект

Интеллект (И.) - способность к мышлению, к рациональному познанию. И. зависит от генетической программы, воспитания и обучения. Например, суперинтеллектуальный подросток может не уметь читать и писать, если у него не было условий для соответствующего обучения. И. можно проверить с помощью различных тестовых, в том числе невербальных программ.

Память

Память (П.) - способность к сохранению информации. Есть еще одна сторона - для использования П. необходимо иметь возможность не только запоминать, но и воспроизводить информацию. Запоминание обычно идет по принципу обобщения, из обобщений конструируется система знаний.
В реализации П. участвуют: зоны коры больших полушарий, гиппокампальные извилины левой височной доли (височно-теменно-затылочные области); подкорковые образования; ретикулярная формация.
П. по механизму и особенностям подразделяется на кратковременную, промежуточную и долговременную.
Логически-смысловая П. связана с левым полушарием (у правши), чувственно-образная - с правым.
Субстрат хранения информации - РНК, нейропептиды, энкефалины.
Эндогенный стимулятор П. - норадреналин.
Экзогенные стимуляторы П.: ноотропные средства: кавинтон (винпоцетин), семакс, глиатилин (церепро), церебролизин (не при эпилепсии), ноотропил (пирацетам, луцетам) и другие. Следует иметь в виду, что пирацетам и его аналоги не показаны при эпилептической готовности, могут повышать тревожность и не назначаются на ночь.

Праксис (праксия)

Праксия - способность к совершению сложных целенаправленных действий. Праксис - совокупность бытовых и профессиональных навыков. Утрата этой способности при сохранности мышечной силы и координации называется апраксией.
Зоны: премоторные, префронтальные поля - поля 6, 8, постцентральные отделы - поля 40, 39. Функциональная система праксиса включает в себя много корковых зон.
При повреждении постцентральных отделов мозга (поля 1, 2, 3, 5 и частично 7) возникает кинестетическая апраксия, или апраксия позы, и оральная апракция. В основе - нарушение афферентации, мешающее правильно строить движения. Нижнетеменные очаги слева дают трудности при воспроизведении положения пальцев рук при отсутствии зрительного контроля.
Оральная апраксия - затруднение моторной речи из-за невозможности сложить язык и губы трубочкой, придать определенное положение языку и губам.
При поражении премоторных областей - поля 6, 8, 44 - затруднено выполнение серии движений. Возможно возникновение динамической апракции, сочетающееся с эфферентной моторной афазией и эфферентной моторной аграцией при поражении левого полушария.
При поражении нижней теменной дольки (поля 39, 40) возможна пространственная (конструктивная) апраксия: затруднение построить из отдельных частей геометрическую фигуру, путает правую и левую стороны. В тяжелых случаях не может сам одеться (апраксия одевания), зажечь спичку, показать, как грозят пальцем, и т. д.
При страдании левого полушария присоединяются семантическая афазия, акалькулия, алексия, аграфия.
При страдании полюсов лобных долей возникает лобная апраксия - нарушена программа(действия, отсутствует контроль его результатов. Апраксия сочетается с нарушением социальных норм поведения.

В ранних классификациях выделяются 3 формы апраксии:

  • моторная: невозможность выполнить действие ни самому больному, ни по подражанию. Возможна апраксия одной половины тела (при поражении премоторных отделов - полей 6, 8 левого или правого полушария);
  • идеаторная: нарушаются планы действия;
  • конструктивная (пространственная): невозможность по словесному заданию или по образцу сложить из кубиков фигуру или построить пирамиду, колодец (при поражении теменно-затылочных отделов).

Письмо (графия)

Письмо - графия. Аграфия - нарушение функции письма: невозможность писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательных функций. Страдает доминантное полушарие. Часто сочетается с сенсорной и моторной афазией (при поражении поля 6 - заднего отдела средней лобной извилины).

Чтение (лексия)

Чтение обеспечивается работой центра в области левой угловой извилины. Алексия - нарушение функции чтения из-за непонимания текста. При поражении левой угловой извилины (поле 39) наблюдается изолированно. Часто сочетается с афазией. Проявляется пропусками, перестановкой букв в словах (паралексия литеральная), заменой слов (паралексия вербальная), непониманием прочитанного. Иногда чтение невозможно.

Счет (калькулия)

Счет - способность производить арифметические действия. Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, нарушение функции счета (при поражении поля 39 доминантного полушария).

Гнозис (гнозия)

Гнозис (гнозия) - способность к познавательной деятельности, к узнаванию знакомых раздражений, образов и т. д. Агнозия - нарушение способности узнавать знакомые раздражители при сохранности восприятия.

Выделяются:

  • предметная зрительная агнозия - неузнавание знакомых предметов, лиц, а также их изображений, страдают височно-затылочные области обоих полушарий;
  • цветовая агнозия в сочетании с буквенной (лево-полушарные височно-затылочные очаги поражения). Неузнавание цвета и близких по начертанию букв;
  • зрительно-пространственная агнозия (при височно-затылочных очагах, преимущественно левополушарных). Затруднения в определении пространственного расположения, а также правых-левых сторон объекта;
  • слуховая агнозия (при поражениях правой верхней височной извилины) - неузнавание знакомых ранее звуков, шумов, мелодий;
  • астереогнозия (тактильно-кинестетическая агнозия) - неузнавание знакомых мелких предметов наощупь (при поражении теменной области левого полушария);
  • агнозия на лица - неузнавание знакомых лиц или их фотографий (при поражении нижнезатылочной области правого или преимущественно правого полушария);
  • аутотопоагнозия - дезориентация в собственном теле;
  • обонятельная агнозия - неузнавание запахов;
  • вкусовая агнозия - неузнавание вкуса.

Высшие психические функции — сложные психические процессы , прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским .

Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) - это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

Отличительные свойства ВПФ (специфика)

Произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность, осознанность ВПФ;

Опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации, социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом.


Развитие ВПФ

Законы формирования .

Выготским были выделены законы формирования ВПФ:

1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взгляд, допустимо считать продолжением данного ряда.

4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения".

Деятельность. Общая психологическая характеристика деятельности

Деятельность - это вид организованной и социально-детерминированной активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Активностью обладают и животные, но в отличие от животных, чья активность носит потребительскую основу, не производя и не создавая ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.

Деятельность человека является предметной, т.е. связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве инструментов, в качестве средств собственного развития или в качестве предметов удовлетворения потребностей. Животные воспринимают человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей также как обычные природные предметы, без учета их культурной и духовной значимости. В процессе деятельности человек преобразует самого себя, развивает свои способности, потребности, условия жизни. В процессе активности животных изменения в них самих или во внешних условиях жизни выражены значительно меньше. Активность является результатом биологической эволюции живых существ, в то время, человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах - это продукт истории.

Активность животных генотипически обусловлена и развивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма. Новорожденный ребенок изначально не обладает предметной деятельностью, она формируется в процессе воспитания и обучения, параллельно с развитием внутренних, нейрофизиологических и психологических структур, управляющих внешней стороной практической деятельности. Деятельность тесно связана с поведением, но отличается от этого понятия активностью, нацеленностью на создание некоторого продукта. Она организована и систематична.

А. Н. Леонтьева - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

Понятие деятельности в теории С. Л. Рубинштейна - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать "внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания "внешней" практической.

Деятельность рассматривалась Б. Ф. Ломовым как общественно-историческая категория, фиксирующая активный (преобразующий) характер человеческого бытия: «Именно в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение объекта (предмета деятельности), а вместе с тем превращение этого объекта в еепродукт соответственно субъективной цели» (1984). Первоначально психология изучает деятельность науровне индивидуального бытия, как деятельность конкретного человека, реализующего ту или инуюобществ. функцию.

В деятельности же индивида психологию интересуют не ее содержание или структура (предмет, средства, условия, продукт) сами по себе, а субъективный план: формы, виды, уровни и динамикапсихич. отражения действительности. Именно в деятельности психическое раскрывается какразвивающееся целое (система); сама же деятельность выступает в кач. ведущей детерминанты психических процессов. Один из самых запутанных и острых вопросов психологии - о соотношении отражения (психики) идеятельности - решался Б. Ф. Ломовым с позиции принципа единства «внешнего» и «внутреннего», сформулированного и обоснованного С. Л. Рубинштейном (1957).

Вместе с тем, подчеркивал Ломов, подвлиянием внешнего изменяется и внутреннее (1984). Представления о психологическом строении индивидуальной деятельности были разработаны Ломовым на материале исследований разл. видов операторского труда. По его мнению, механизм психич. регуляции деятельности - предмет ее собственно психол. изучения - представляет собой многоуровневую систему, компонентами, или составляющими, которой выступают: мотив, цель, концептуальная модель, план деятельности, действия, а также процессы переработки текущей информации, принятия решения, проверки результатов и коррекции действий.

Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение "высшие психические функции" не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу "высшие психологические функции" и сходные с ней выражения "высшие психологические процессы", "высшиe процессы поведения", "высшие формы поведения", "высшие интеллектуальные функции", "высшие характерологические образования" и т.п., а массовая редакторская замена слова психологические на психические наблюдается в посмертно изданных его текстах начиная уже с середины 1930-х годов . По оценке современников, разделение на "высшие" и "низшие" функции и процессы устарело уже к началу 1930х годов , а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени , так в работах самого Выготского, в начале 1930х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920х годов .

Тем не менее, в послевоенный период выражение "высшие психические функции" активно используется группой советских исследователей "круга Выготского (англ.) русск. ": А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьевым , А. В. Запорожцем , Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным . Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признака ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А --> X --> Б

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов .

Развитие

По мнению ряда исследователей, формирование высших психических функций - процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии.

На развитие влияют 2 фактора:

  1. Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.
  2. Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности , которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым , - уже в рамках деятельностного подхода . Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плотников, Сергей Николаевич
  • Девкалион (значения)

Смотреть что такое "Высшие психические функции" в других словарях:

    высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. В. п. ф. как… … Большая психологическая энциклопедия

    Высшие Психические Функции - теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его предс … Психологический словарь

    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредованные по психологическому строению, и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Высшие психические функции Словарь-справочник по педагогической психологии

    Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими… … Словарь по педагогической психологии

    высшие психические функции - <...> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <...> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… … Словарь Л.С. Выготского

    Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу осуществления. Понятие «В. п. ф.» введено Л.С. Выготским … Психомоторика: cловарь-справочник

    Высшие психические функции (ВПФ) - Сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению и произвольные по способу своего осуществления. ВПФ – одно из основных понятий современной психологии. В осуществлении ВПФ приоритетную роль играет речь.… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Психические функции - Психическая функция (в соционике) часть психики, которая отвечает за работу (восприятие, интерпретацию, дальнейшую обработку и выдачу) с соответствующим информационным аспектом. Понятие психическая функция введено основоположником аналитической… … Википедия

Книги

  • Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта. Монография , Дьяков С.. В монографии отстаивается позиция исследования психики как информационно-семантической системы. В данной системе, на основе филогенеза живой материи, в процессе социокультурного онтогенеза…

А. Р. Лурия использовал разработанное в физиологии понятие функциональной системы и применил его для анализа психических процессов, психических функций. Для этого необходимо было решить вопрос сходства и различий физиологической и психической функциональных систем. Он дал определение высшей психической функции (ВПФ), ориентированное на понятие функциональной системы. Использование этого понятия позволило продолжить развитие системного подхода к анализу психических функций, разработанного в отечественной психологии того времени.

Высшие психические функции представляют собой «сложные, саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования» (Лурия А. Р., 1969. – С. 3).

В этом определении А. Р. Лурия придал законченность формулировке, предложенной Л. С. Выготским, указав на основные признаки психических систем: социальный характер их формирования, знаковую опосредствованность, осознанность, произвольность (Мещеряков Б. Г., 1999). Подчеркивается социальное происхождение ВПФ и их подчиненность культурно-историческим условиям, в которых они формируются и которыми опосредуются; способ их становления – хроногенный, в процессе социализации, в ходе поэтапного овладения социальными формами поведения; структурная специфика их психологического строения – исходная непроизвольность поведения ребенка, которая по мере формирования ВПФ сменяется произвольными, иерархически более высокими формами регуляции (сначала совместно с взрослым, а затем самостоятельно).

Понятие локализации

Введение понятия «функциональной системы» вместо «функция» снимает вопрос об узкой локализации психических функций в коре. Определение психической функции как функциональной системы снимает вопрос о ее локализации только в одной конкретной мозговой зоне. Психическая функция должна опираться на совокупную, совместную работу целого ряда участков мозга, находящихся в разных его частях. Здесь основным становится вопрос о том, какой вклад вносит каждый участок мозга в осуществление целостной психической функции.
В онтогенетическом аспекте этот вопрос можно поставить следующим образом: как и в каком объеме различные отделы мозга выполняют свойственные им функции в разные возрастные периоды.

А. Р. Лурия пишет, что материальной основой любой психической функции является «весь мозг в целом, но мозг как высокодифференцированная система, части которой обеспечивают различные стороны единого целого» (Лурия А. Р., 1969. – С. 31).

Для созревающего мозга первостепенное значение приобретает вопрос: какова степень морфофункциональной дифференциации различных его отделов и как обеспечивается его целостная, интегративная работа в разные возрастные периоды?
Предложенное А. Р. Лурия решение проблемы локализации психических функций позволило определить нейропсихологию как науку, изучающую роль отдельных мозговых структур в поведении человека.
Соответственно, можно определить предмет, объект и задачи нейропсихологии детского возраста как одного из направлений нейропсихологии.

Предметом нейропсихологии детского возраста является исследование соотношения между состоянием высших психических функций и обуславливающих их мозговых механизмов у детей и подростков в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.

Для определения конкретного объекта исследования в нейропсихологии в целом и нейропсихологии детского возраста в частности следует развести понятия «психический процесс» и «психическая функция». Под понятием «психическая функция» подразумевается совокупность психических процессов, необходимых для получения определенного функционального результата (например, восприятие как совокупность процессов, объединенных достигаемым результатом – образом объекта, память – актуализацией информации, мышление – получением решения проблемной ситуации и т. д.).
Под понятием «психический процесс» следует понимать процессуальную, операционную составляющую психической функции, то есть каждую из разнообразных частей, синтез которых позволит получить определенную психическую данность, завершенный результат.

Например, восприятие как психическая функция (с результатом «узнавание предъявленного объекта») включает в свой состав ряд процессов: сенсорный анализ физических характеристик объекта, синтез сенсорных признаков в перцептивный образ, сопоставление полученного образа с эталоном, его категоризация и т. д. Функция памяти – перцепцию, повторение информации или ее поиск в фонетическом, семантическом полях, выявление организационных принципов стимульного материала и т. д. Каждый из этих процессов определяет промежуточный результат, но не дает итогового продукта, процесс отражает какую-то специфическую сторону, психическое качество, без которого невозможно получение целого. При этом тот или иной психический процесс может быть составной частью как разных, так и только отдельных психических функций.

В приведенном выше определении, которое А. Р. Лурия дал высшим психическим функциям, подчеркивались следующие моменты:

Процессный состав психической функции;
онтогенетическое формирование систем психических процессов;
отсутствие прямой изоморфности между средой и содержанием психической функции (опосредованность);
возможность сознательной, произвольной перестройки (регуляции) психической функции.

Материальной основой любой психической функции являются нейрофизиологические функциональные системы, представляющие иерархически организованные констелляции ряда мозговых зон. Каждая мозговая зона связана с работой только ей присущих нервных механизмов. Нейрофизиологические системы выступают медиатором, максимально полно и точно передающим средовые воздействия в сферу психического. Появление тех или иных отдельных качеств, характеристик, свойств психического, в свою очередь, становится содержанием работы разных психических процессов. Эти содержания производны от нейрофизиологических процессов, происходящих в нервных механизмах, находящихся в разных отделах мозга, и становятся компонентами, звеньями уже психологических функциональных систем, психических функций.
Консолидация психических процессов в психологические функциональные системы представляет собой такое объединение этих отдельных содержаний (свойств, характеристик отражаемого), которое соответствует результату осуществляемой деятельности. В психологических функциональных системах получаемая информация приобретает субъективную пристрастность, они детерминируют индивидуальный способ взаимодействия разных субъектов со средой. Это становится возможным в силу тех ее дефинитивных характеристик, которые были рассмотрены выше. Другими словами, продуктивность, полнота, пристрастность содержания психических функций обуславливается тем, как в ходе онтогенеза формировались эти системы и составляющие их психические процессы.
Методологически процессный подход к анализу психической сферы человека позволяет производить оценку ее состояния с точки зрения вклада каждого из психических процессов в таких интегративных образованиях, как психическая функция, деятельность, поведение. В связи с этим возникает задача выделения и типологии негомогенных психических процессов, которые можно было бы рассматривать в качестве специфического содержания работы отдельных звеньев определенной психической функции.
Но каждое звено психологической функциональной системы находит свою опору в функционировании того или иного участка мозга, а обращение к эффективности психического процесса подразумевает оценку работы соответствующего участка мозга. То, что обнаруживается во внешних признаках, определяет и внутреннее состояние, причину, порождающую внешние проявления. Такой подход соответствует тому, что Л. С. Выготский называл научной диагностикой, основной принцип которой – это переход от симптоматического к клиническому изучению развития и которая может быть противопоставлена традиционной тестологической диагностике (Выготский Л. С., 1984. – Т. 4).
Д. Б. Эльконин полагает, что задача создания средств контроля за ходом психического развития должна быть решена на пути анализа отдельных видов деятельности и их иерархизации.
Одной из генеральных линий развития отдельных психических функций в различные периоды детства, главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, является линия овладения средствами осуществления психических функций. Эти средства, по мнению Д. Б. Эльконина, следует рассматривать не как отдельные способности, а как особые формы действий, составляющие операциональное содержание отдельных видов деятельности (сенсорные, мнемические и другие действия). Каждый из видов «психических действий должен быть подвергнут контролю, так как только совокупность данных об уровне их развития может характеризовать уровень развития операционной стороны деятельности и вместе с тем выявить места „западения“» (Эльконин Д. Б., 1989. – С. 292).
Нейропсихологический подход позволяет анализировать характер протекания тех или иных психических процессов, то есть подвергнуть контролю каждый психический процесс (психическую операцию, если следовать логике Д. Б. Эльконина), а на основе синдромного анализа сделать вывод о специфике интеграции отдельных психических процессов в различные психические функции, деятельности, поведение на разных этапах возрастного развития.

Таким образом, если предметом исследования в нейропсихологии детского возраста является психическая функция, то объектом исследования становятся психические процессы, которые рассматриваются как звенья в структуре психической функции и выполняют задачу репрезентации в психике человека информативного содержания «собственной функции» (Лурия А. Р., 1969. – С. 78) соответствующих участков мозга.

Такое исследование становится возможным при использовании методик, ориентированных на анализ процессного состава изучаемых психических функций.
Соответственно, ведущей задачей нейропсихологии детского возраста как одного из направлений нейропсихологии является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга, которое включает анализ:

Специфики этой взаимосвязи в разные возрастные периоды;
закономерностей нервно-психического развития ребенка;
нарушений, задержек, отклонений в психических функциях, которые являются следствием заболевания или иных особенностей работы нервной системы и приводят к патологии или специфичности психического развития и поведения.

2.3. Понятия «симптом» и «фактор»

Возможность нейропсихологического анализа состояния психических функций связана с изучением симптомов, указывающих на изменения в их протекании. Наличие симптомов указывает на какое-то неблагополучие психической функции. Для того чтобы выяснить, с чем связано это неблагополучие, необходим «детальный анализ психологической структуры возникающего нарушения и выявление тех ближайших причин, вследствие которых функциональная система распалась» (Лурия А. Р., 1973. – С. 77). Другими словами, требуется тщательная квалификация наблюдаемого симптома.
Под квалификацией симптома подразумевается:

Во-первых, поиск того, что является характерным, специфическим для этого симптома и отличает его от других симптомов нарушения той же функции;
во-вторых, поиск того, что является общим в симптомах нарушения разных психических функций, возникающих при определенном локальном поражении мозга;
в-третьих, выявление (на основании первых двух шагов) причины, которая лежит в основе этого симптома и которая вызвала к жизни этот симптом.

Квалификация разных симптомов, наблюдаемых при определенном, локальном поражении мозга, позволяет нам определить их особенности; найти те их общие свойства, которые обуславливаются работой одного нервного механизма, и дать заключение о локализации очага поражения, то есть указать на причину, вызвавшую появление симптомов. Эта цепочка взаимосвязанных явлений – работа нервного механизма, его расположение в конкретном участке мозга, психологическое содержание работы нервного механизма – обозначается как нейропсихологический фактор. Последний становится центральным понятием, позволяющим описать многообразную специфику функций нервных механизмов в разных отделах мозга и специфику порождаемых ими психологических свойств и качеств.
Возвращаясь к данному выше определению психического процесса как объекта исследования в нейропсихологии, можно сказать, что центральной психологической задачей в описании фактора является выявление того, с каким психическим процессом связан тот или иной фактор. Симптом в этом случае выступает индикатором нарушения как конкретного психического процесса, входящего в состав этой психической функции, так и этой функции в целом.
Применение нейропсихологического фактора как методологического конструкта позволяет построить следующие схемы взаимосвязи между психическими функциями и мозговыми центрами:

(мозговая структура) → (функция мозговой структуры) = (психический процесс) → (результат психического процесса = нейропсихологический фактор);

(совокупность совместно работающих мозговых зон = нейрофизиологическая функциональная система) → (совокупность психических процессов = психическая функциональная система).

Мозговые структуры, обладающие различной морфофункциональной спецификой, в ходе своей работы модулируют те или иные психические процессы. Результативная часть этих процессов обнаруживается в виде тех или иных базовых психологических качеств и свойств, которые определяются через понятие «фактор». Фактор выступает, таким образом, как указание на специфический тип работы той или иной мозговой структуры и, с другой стороны, как указание на то или иное базовое качество психического, порождаемое этой структурой. Например, работа нервных механизмов теменно-затылочной области отвечает за такое качество психического, как отображение пространственных отношений (пространственный фактор), а работа нервных механизмов премоторной области мозга – за плавный переход от одного действия к другому в ходе выполнения того или иного вида деятельности (кинетический фактор).
Нейрофизиологические функциональные системы включают в свой состав разные мозговые центры, которые модулируют те или иные психические процессы, входящие в качестве звеньев в психические функциональные системы, соответствующие тем или иным психическим функциям.

Например, выполнение предметных действий включает процессы, связанные, в частности, с анализом и синтезом кинетических, кинестетических, пространственных и ряда других характеристик, которые представляют отдельные звенья психологической функциональной системы. Эти звенья опираются, соответственно, на работу премоторных, постцентральных, теменно-затылочных и других отделов мозга, которые, в свою очередь, входят в состав нейрофизиологической функциональной системы, обеспечивающей предметные действия (Микадзе Ю. В., 1991; Волков А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н., 1987).

2.4. Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»

Выявленный в обследовании симптом указывает на наличие локального поражения, но еще ничего не говорит о его локализации. Для установления локализации необходимо провести квалификацию симптомов, выявить основной нейропсихологический фактор и на его основе определить возможную локализацию. Эта процедура носит название нейропсихологического синдромного анализа нарушений ВПФ, возникающих при локальных поражениях мозга (рис. 2.1
Известно, что один участок мозга может приводить к нарушению целого ряда психических функций, то есть он является общим звеном нескольких функциональных систем. Это означает, что при поражении определенного участка мозга мы можем иметь дело с целым рядом симптомов нарушения разных психических функций, с симптомокомплексом или синдромом.

Нейропсихологический синдром – это закономерное сочетание симптомов, возникающее при поражении того или иного участка мозга. Можно ли использовать понятия «симптом», «синдром» и процедуру синдромного анализа при анализе состояния психических функций у детей в том же контексте, что и у взрослых?
Положительный ответ на этот вопрос возможен в том случае, если основные принципы морфологической, нейрофизиологической организации и работы функциональных систем у детей и взрослых совпадают. Основным, в этом случае, должно быть совпадение функций мозговых зон, которые включаются в функциональные системы. Например, и у ребенка, и у взрослого за анализ речевых звуков должна отвечать левая височная область мозга. Понятно, что при этом возможности функциональных систем ребенка и взрослого окажутся различными в силу разной степени их сформированности и продуктивности. Можно ли в этом случае утверждать, что анализ речевых звуков, по мере его становления, будет осуществлять другая зона мозга и только по ходу онтогенеза, на каких-то поздних его этапах эта функция перейдет к височной области, то есть произойдет изменение локализации нервного механизма, отвечающего за фонематический анализ?
Здесь следует обратиться к устоявшемуся утверждению, основанному на принципе динамической локализации ВПФ: локализация ВПФ меняется в процессе онтогенеза и научения, упражнения, то есть на разных этапах онтогенеза психическая функция опирается на разные системы совместно работающих зон мозга. Например, ребенок мыслит припоминая (опирается на наглядные образы), а взрослый припоминает размышляя (опирается на анализ и синтез). Другими словами, изменение структуры психического процесса предполагает и изменение локализации компонентов функциональной системы, которая его обеспечивает.
Более верным кажется другое утверждение: меняется не локализация зон мозга, не система (как многозвенная морфологическая структура), которую они образуют для обеспечения ВПФ, а в ходе онтогенеза меняется характер связей между мозговыми зонами, компонентами системы, возрастающая или убывающая роль каждого из этих компонентов в обеспечении высших психических функций.
Это означает, что «материальная» структура функциональной системы как совокупность входящих в нее зон мозга может в своей базовой, «скелетной» основе оставаться инвариантной. Все ее изменения, связанные с созреванием и развитием, происходят за счет внутренних перестроек во взаимодействии компонентов, необходимых для существования этой системы, а также за счет включения в базовую структуру системы тех «гибких» звеньев, которые обусловливаются индивидуальной ситуацией развития ребенка.
Забегая несколько вперед, поскольку в последующих главах будут аргументироваться подтверждения нижеизложенному положению, можно выдвинуть основную гипотезу о локализации формирующихся психических функциях в детском возрасте.

Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиологические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и развития, позволяют утверждать, что общая, жесткая морфологическая архитектура функциональных систем, представленная интегративными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза.

В дальнейшем происходит постепенное гетерохронное морфологическое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри– и межсистемные перестройки, в ходе которых происходит смена иерархии, существующей между отдельными компонентами внутри систем и системами. Базовая структура функциональных систем может также включать в свой состав новые «гибкие» звенья, если это обусловлено особенностями индивидуальной ситуации развития ребенка.

Эта гипотеза позволяет говорить о возможности синдромного анализа в детском возрасте, хотя и предполагает необходимость учета определенной специфики при его использовании.
В чем может проявляться эта специфика?
Первая особенность такого анализа заключается в том, что в клинической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее проявление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использование этого термина не всегда является адекватным, если оценивается работа формирующихся, еще неокончательно сформированных психических функций.
Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, могут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. Но такое неблагополучие может иметь под собой две разные причины:

1) нарушение работы психической функции;
2) или ее несформированность.

Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением, и симптомы, связанные с недостаточной функциональной зрелостью
того или иного участка мозга.
Это означает, что в первую очередь ошибки (рассматриваемые как нейропсихологические симптомы в терминах нейропсихологии) должны быть соотнесены не с нарушениями того или иного звена психической функции, а с возрастной продуктивностью ребенка в выполняемом задании. Продуктивность в данном случае должна соответствовать возрастному периоду и может оказаться иной, чем у взрослого человека. Под продуктивностью здесь понимается степень соответствия выполняемых действий и их алгоритма предметному содержанию деятельности.
Таким образом, для дифференциации симптомов повреждения и несформированности необходимо сопоставить результаты выполнения заданий ребенком с результатами взрослого человека и с результатами большинства детей одновозрастной популяции.
Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими по сравнению с взрослыми, но совпадать с результатами других детей в одновозрастной популяции. Это свидетельствует, что степень сформированности того или иного звена психических функций у ребенка еще не достигла окончательного уровня, но соответствует возрастному нормативу. На основании таких результатов можно описать синдром несформированности, соотносящийся с незрелостью соответствующей мозговой структуры. Например, синдром несформированности пространственного звена, проявляющийся в функциях восприятия, праксиса, зрительно-конструктивной функции и т. д.
Совпадение результатов взрослого и ребенка может оценить как наличие полной сформированности соответствующего звена.
Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими по сравнению с результатами других детей в одновозрастной популяции, что может свидетельствовать, с учетом дополнительных данных, о повреждении того или иного звена психических функций у ребенка. В этом случае можно описать синдром, соотносящийся с повреждением соответствующей мозговой структуры.
В каждой из этих ситуаций локализация несформированного или поврежденного звена, на основании выдвинутой гипотезы, определяется по аналогии с его локализацией у взрослого, обнаруживаемой в нейропсихологических обследованиях при локальных поражениях мозга.
Вторая особенность синдромного анализа, которую следует учитывать при обследовании детей, в большей степени относится к дифференциальной нейропсихологии, когда нейропсихологический подход реализуется для выявления индивидуальных особенностей психического развития. Нейропсихологические синдромы, ориентированные в первую очередь на симптомы несформированности, которые обнаруживаются у детей в разные возрастные периоды, должны отражать интегративную работу всего мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад. Но хроногенность созревания мозговых структур предполагает, что степень вклада отдельных структур в эту интеграцию может быть разной.
Это означает, что в обследовании можно выявить синдромы, включающие симптомы несформированности целого ряда разных звеньев психических функций (что указывает на недостаточную зрелость соответствующих мозговых структур). В этом случае мы имеем дело с целым рядом синдромов, соотносящихся с разными факторами. Сочетание этих синдромов будет характеризовать разную степень морфофункциональной зрелости и психического развития, а также разную локализацию связанных с этими синдромами зон мозга. Факторный состав и локализация таких синдромов будут обусловлены логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, специфичной для данного возраста. Различия в степени зрелости отдельных звеньев в определенные возрастные периоды будут обуславливать варианты сочетаний таких симптомов и, соответственно, нейропсихологические синдромы.
Можно предположить, что у детей группы нормы в разные возрастные периоды сочетания этих синдромов будут носить определенный характер и тем самым отражать закономерности созревания мозга и формирования психических функциональных систем.
Такие синдромы отличаются от локальных синдромов, традиционно используемых в нейропсихологии, своей многофакторностью и поэтому не могут рассматриваться в понятиях традиционной локализации. Вопросы, связанные с анализом степени зрелости различных зон мозга, в этом случае могут быть решены с помощью понятия распределенной локализации.
В данной ситуации можно говорить о многофакторных метасиндромах, закономерно объединяющих в своем составе ряд синдромов, соотносящихся с разными нейропсихологическими факторами и характеризующих текущую специфику развития.
С помощью таких метасиндромов можно оценивать сформированность тех или иных психических функций, связанную со зрелостью соответствующих структур мозга, понять закономерности формирования психических функций и созревания соответствующих отделов мозга, а также индивидуальные особенности в их формировании в разные возрастные периоды.
Понятие «метасиндром» может быть использовано и при рассмотрении нарушений развития. Метасиндромы могут оказаться полезным инструментом анализа закономерностей нарушений психических процессов при диффузной патологии мозга, расстройствах, носящих системный характер, а также для описания нарушения развития при повреждениях развивающегося мозга.
Поэтому еще одной особенностью нейропсихологического синдромного анализа, связанного с оценкой развития или отклонений в развитии, является необходимость оценки многофакторных синдромов и их распределенной локализациии.
Возможности синдромного анализа не ограничиваются лишь только указанием на возможные нарушения или специфику формирования психических функций в онтогенезе. Синдромный анализ дает возможность оценить качественное своеобразие тех новообразований психического развития, которые характеризуют ту или иную форму патологии, аномального или нормального развития.
Выявление симптомов, связанных с повреждением мозга, и симптомов, связанных с несформированностью, определяет не только специфику синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста, но и разные возможности его приложения.
Одна из таких возможностей связана с выявлением специфики нарушения ВПФ при повреждении той или иной области мозга, то есть определением вклада того или иного отдела мозга в протекание психических процессов в разные возрастные периоды. В этом случае синдромный анализ направлен на выявление нарушений ВПФ и используется в рамках клинической нейропсихологии детского возраста.
Другая задача связана с поиском общих и индивидуальных закономерностей в формировании структурно-функциональной организации мозга и ВПФ ребенка в разные возрастные периоды. Синдромный анализ связан в этом случае с решением вопросов, касающихся нормального развития, отклонений в развитии и индивидуальных различий в развитии ВПФ и решается в рамках дифференциальной нейропсихологии детского возраста.
В целом, можно выделить три основные методологические процедуры, используемые в нейропсихологическом исследовании детей.

Считается, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями, например, знаками . К высшим психическим функциям относят восприятие , воображение , память , мышление и речь .

Понятие высших психических (психологических) функций было введёно в научный дискурс Вундтом в середине XIX века, а в русскоязычной психологической традиции ассоциируется в первую очередь с именем Л. С. Выготского . Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение «высшие психические функции» не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу «высшие психологические функции» и сходные с ней выражения «высшие психологические процессы», «высшиe процессы поведения», «высшие формы поведения», «высшие интеллектуальные функции», «высшие характерологические образования» и т. п., а массовая редакторская замена слова психологические на психические наблюдается в посмертно изданных его текстах начиная уже с середины 1930-х годов . По оценке современников, разделение на «высшие» и «низшие» функции и процессы устарело уже к началу 1930-х годов , а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени , так и в работах самого Выготского, в начале 1930-х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920-х годов .

Тем не менее, в послевоенный период выражение «высшие психические функции» активно используется группой советских исследователей «круга Выготского »: А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьевым , А. В. Запорожцем , Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным . Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признаков ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Вопреки заблуждениям, высшие психические функции не являются специфически человеческим приобретением. Их наличие показано у высших приматов, китообразных, некоторых птиц (например, у попугаев и врановых) и даже головоногих моллюсков. Они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы:

    Здесь при натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память большинства животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

    А --> X --> Б

    Высокоорганизованная память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы.