Основные характеристики социального взаимодействия индивидов. Социальные взаимодействия

Вопросы для самопроверки (с. 13)

Основные термины и понятия (с.12-13).

Тема (модуль) 3. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

1.Социальное взаимодействие (с.1-9):

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы (с.1-3);

б) типология социальных взаимодействий (с.3-4);

в) социальная коммуникация и её модели; типология коммуникационных взаимодействий (с.4-7);

г) массовая коммуникация и её основные функции (с.7-9).

2. Структура социальных отношений (9-12):

а) понятие социальных отношений (с.9-10);

б) уровневая типология социальных отношений (с.10-11);

в) официальные и неофициальные отношения, основные различия между ними (с.11-12).

а) социальный механизм взаимодействия, его основные элементы.

Общаясь со сверстниками, знакомыми, родственниками, сослуживцами, просто со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет различные взаимодействия. В любом из таких взаимодействий он одновременно проявляет своё индивидуальное своеобразие в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны он выступает как исполнитель определённых ролевых функций: муж или жена, начальник или подчинённый, отец или сын и т.д. С другой стороны – в любой из выполняемых им ролей он одновременно взаимодействует с другими людьми как уникальная, неповторимая личность.

Когда индивид выполняет определённую роль, он действует в качестве специфической единицы вполне определённой социальной структуры – директор завода, начальник цеха, мастер, рабочий, заведующий отделением, преподаватель, куратор, учащийся и т.п. В обществе, в каждой его структуре – будь это семья, школа, предприятие – существует определённое согласие, нередко зафиксированное документально (правила внутреннего распорядка, устав, кодекс офицерской чести и др.), относительно вклада, который должен вносить в общее дело, следовательно, в процессе взаимодействия с другими, каждый исполнитель такой роли. В таких случаях выполнение определённых ролей вовсе не обязательно должно сопровождаться какими либо чувствами, хотя проявление последних отнюдь не исключается.

Но во взаимодействиях между людьми существует гораздо более обширный и разнообразный класс межличностных отношений, в которых существуют специфические, эмоционально очень насыщенные роли (друг, отец, соперник и т.п.), неразрывно связанные с чувствами симпатии или антипатии, дружбы или неприязни, уважения или презрения.

Индивидуальные взаимные реакции людей друг на друга в таких взаимодействиях могут резко варьироваться в очень широком диапазоне: от любви с первого взгляда до внезапной неприязни к другому человеку. В процессе такого взаимодействия, как правило, осуществляется не только восприятие людьми друг друга, но и взаимная оценка друг друга, неизбежно включающая в себя не только познавательные, но и эмоциональные компоненты.



Сказанного достаточно, чтобы определить рассматриваемый социальный процесс. Социальное взаимодействие это обмен действиями между двумя и более индивидами. Может протекать на микроуровне – между людьми, малыми группами, и макроуровне – между социальными группами, классами, нациями, социальными движениями. Это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, когда поведение одного из участников является одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных и выступает в качестве причины последующих действий.

В процессе взаимодействия происходит разделение и кооперация функций, а, следовательно, взаимное согласование совместных действий. Скажем, в футболе, согласованность действий вратаря, защитников и нападающих; на заводе – директора, главного инженера, начальника цеха, мастера, рабочего и т.д.

Можно выделить четыре основных признака социального взаимодействия:

1. Предметность – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цели, осуществление которой предполагает необходимость объединения усилий, будь это тот же футбол или работа какого либо цеха Минского автозавода.

2. Ситуативность – достаточно жёсткая регламентация конкретными условиями той ситуации, в которой протекает процесс взаимодействия: если мы находимся в театре, то реагируем на происходящее совсем иначе, чем в том случае, когда бываем на футбольном матче или загородном пикнике.

3. Эксплицирование – доступность для стороннего наблюдателя внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это игра, танцы или работа на заводе.

4. Рефлексивная многозначность – возможность для взаимодействия быть проявлением как особых субъективных намерений, так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в различных видах деятельности (игра, работа, например).

Процесс взаимодействия имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона взаимодействий – это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона – это сознательное, нередко эмоционально насыщенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: 1) индивидов (или их группы), совершающих определённые действия по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках и т.д.); 4) влияние этих изменений на других индивидов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

б) типология социальных взаимодействий.

Специфическая черта взаимодействия – это обмен действиями. Его структура достаточно проста:

- агенты обмена – два или более человека;

- процесс обмена – совершаемые по определённым правилам действия;

- правила обмена – устные или письменные предписания, допущения и запреты;

- предмет обмена – товары, услуги, подарки и т.д.;

- место обмена – заранее установленное или спонтанно возникшее место встречи.

Действия подразделяются на четыре вида:

1) физическое действие , пощёчина, передача книги, запись на бумаге;

2) вербальное действие , оскорбление, приветствие;

3) жесты , рукопожатие;

4) мысленное действие , внутренняя речь.

Социальное взаимодействие включает первые три, и не включает четвёртый вид действия. В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам):

1) физическое;

2) вербальное;

3) жестовое.

Вторая типология социального действия (по сферам, как системам статусов):

1) экономическая сфера , где индивиды выступают как собственники и наёмные работники, предприниматели, рантье, безработные;

2) профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, строители, шахтёры, врачи;

3) семейно-родственная сфера , где люди выступают в роли отцов, матерей, детей, родственников;

4) демографическая сфера , являются членами политических партий, общественных движений, судьями, полицейскими, дипломатами;

5) религиозная сфера подразумевает контакты между представителями различных религий, одной религии, верующими и неверующими;

6) территориально-поселенческая сфера - столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими и т.д.;

Принято различать три основные формы взаимодействия (по способам согласования своих целей, средств их достижения и результатам):

1. Кооперация – сотрудничество разных индивидов (групп) для решения общей задачи.

2. Конкуренция – индивидуальная или групповая борьба (соперничество) за обладание дефицитными ценностями (благами).

3. Конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции.

В общем виде социальное взаимодействие – сложная система обменов, обусловленная способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Если предполагаемые затраты выше ожидаемого вознаграждения, люди вряд ли начнут взаимодействовать, если их к тому не принуждают.

В идеале обмен действиями должен происходить на эквивалентной основе, но в действительности происходят постоянные отклонения от этого. Это создаёт сложнейший узор человеческого взаимодействия: обман, личная выгода, бескорыстие, справедливое вознаграждение и т.п.

в) Социальная коммуникация и её модели. Типология коммуникационных взаимодействий.

В социальных взаимодействиях огромную роль играют различные виды коммуникации (от лат. communicatio – сообщение, передача), т.е. общения между людьми и их общностями, без чего не может быть ни групп, ни социальных организаций и институтов, ни общества в целом.

Коммуникация – это передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков, образов.Коммуникация между отдельными людьми, их группами, организациями, государствами, культурами, - осуществляется в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.

Коммуникационный процесс – необходимая предпосылка становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

В процессе исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации.

1. Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор.

2. Что? (передаётся) - сообщение.

3. Как? (осуществляется передача) – канал.

4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория.

5. С каким эффектом? - эффективность.

Недостаток модели – акцент делается на активности коммуникатора, а реципиент (аудитория) оказывается только объектом коммуникационного воздействия.

Интеракционистская модель (автор Т. Ньюкомб).Исходит из того, что субъекты коммуникации – коммуникатор и реципиент – равноправны, связаны как взаимными ожиданиями, так и общим интересом к предмету общения. Сама же коммуникация выступает как средство реализации такого интереса. Эффект коммуникационного воздействия – в сближении или отдалении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет.

Такой подход к коммуникации выдвигает на первый план достижение согласия между партнёрами по коммуникации.

Он считает, что развитие коммуникативных средств определяет как общий характер культуры, так и смену исторических эпох. В первобытную эпоху общение людей было ограничено рамками устной речи и мифологическим мышлением.

С появлением письменности изменился и тип коммуникации. Письменность стала служить надёжному сохранению прошлого опыта, значений, знаний, представлений, а также дала возможность дополнять прежний текст новыми элементами или интерпретировать его. В итоге общество получило мощное оружие введения в оборот новых значений, образов, что обеспечивало интенсивное развитие художественной литературы и науки.

Третий этап усложнения коммуникационных взаимодействий начался с изобретением книгопечатания, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, распространению рационализма.

Новым этапом в коммуникативных процессах стало широкое распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие средства радикально преобразовали среду в которой живёт и общается современное человечество, резко расширили масштабы и интенсивность его коммуникационных связей.

Основу коммуникационных взаимодействий составляют мощные потоки информации, зашифрованные в сложных компьютерных программах.

Эти программы создают новую «инфосферу», приводят к возникновению новой «клип-культуры», которая приводит одновременно и к массовизации коммуникационных взаимодействий и к их демассовизации, индивидуализации. Каждый из реципиентов может избирательно настроиться на один из многих телекоммуникационных процессов или выбрать коммуникационный вариант по собственному заказу. Это новая коммуникационная ситуация, для которой характерно постоянно меняющееся разнообразие новых культур и возникновение множества разнообразных коммуникативных взаимодействий.

Согласно Луману именно с помощью коммуникации общество самоорганизует и самореференцирует себя, т.е. приходит к самопониманию, к различению себя и окружающей среды, а также самовоспроизводится, то есть является аутопойетической системой. Это означает, что понятие коммуникации становится определяющим для определения понятия «общество». «Лишь с помощью понятия коммуникации, - подчёркивает Луман,- социальную систему можно мыслить как аутопойетическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя, посредством сети коммуникаций».

Важное значение имеет типология коммуникационных взаимодействий.

Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания этих процессов они подразделяются на:

1) информативные , имеющие целью передачу информации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие , ориентированные на передачу управляющей системой указаний управляемой подсистеме, с целью выполнения управленческих решений;

3) акустические , рассчитанные на слуховое восприятие реципиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора (звуковая речь, радиосигналы, аудиозаписи) и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические , ориентированные на визуально-зрительное восприятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту и соответствующее реагирование последнего;

5) тактильные , включающие в себя передачу и восприятие информации путём воздействия на тактильную чувствительность индивидов (прикосновение, давление, вибрация и т.д.);

6) эмотивные , связанные с возникновением у субъектов, участвующих в коммуникациях, эмоциональных переживаний радости, страха, восхищения и т.д., способных воплощаться в различные формы активности.

По формам и средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные , воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые , выражаемые в произведениях изобразительного искусства, в скульптуре, архитектуре;

3) паралингвистические , передаваемые посредством жестов, мимики, пантомимики;

4) гипносуггестивные – процессы влияния – воздействия коммуникатора на психическую сферу реципиента (гипноз, кодирование);

В соответствии с уровнем , масштабами и контекстом коммуникацию подразделяют на следующие типы:

1. Традиционная коммуникация , осуществляемая главным образом в локальной сельской среде: общения отличается постоянством

2. Функционально-ролевая коммуникация , развивающаяся в городской среде, в условиях значительной дифференциации видов деятельности и образа жизни.

3. Межличностная коммуникация – такой тип коммуникационного взаимодействия, при котором в роли, как отправителя, так и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Различают личностную и ролевую межиндивидную коммуникацию. Содержание и форма личностной коммуникации не связаны строгими правилами, а имеют индивидуализированный неформальный характер. Ролевая разновидность межличностной коммуникации более формализована, а процесс передачи информации ориентирован на достижение определённого результата, например, на выполнение задания, которое поручает руководитель подчинённому или преподаватель студенту.

4. Групповая коммуникация представляет собой такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого общение происходит между двумя или большим количеством членов определённой группы (территориальной, профессиональной, религиозной и т.п.) в целях организации взаимозависимых действий. Составляет основу коммуникационных взаимодействий в социальных организациях.

5. Межгрупповая коммуникация – это такой тип коммуникационного взаимодействия, в процессе которого потоки информации циркулируют между двумя и большим количеством социальных групп, в целях осуществления совместной деятельности либо противодействия друг другу.

Такая коммуникация может выполнять информационную либо обучающую функцию (перед группой студентов выступает группа преподавателей), развлекательную или воспитательную функцию (перед людьми в зрительном зале выступает театральный коллектив), мобилизационно-организующую функцию (перед собравшимися людьми выступает пропагандистская группа), подстрекательскую функцию (перед толпой выступает группа демагогов).

6. Массовая коммуникация – (см. следующий вопрос).

г) массовая коммуникация и её основные функции.

Массовая коммуникация – это такой тип коммуникационных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают СМИ (средства массовой информации) – пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Главная особенность массовой коммуникации заключается в соединении институционально организованного производства информации с её рассредоточением, массовым распространением и потреблением.

(Информация - сообщение о каком-либо событии; сведения,

совокупность каких-либо данных. Термин «информация» в переводе с

латинского означает «изложение», «разъяснение».

В обыденной жизни под этим словом понимают сведения, передаваемые

людьми устным, письменным или другим образом. Научные дисциплины

используют этот термин, вкладывая в него своё содержание.

В математической теории информации под информацией понимаются не

любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают

существующую до их получения неопределённость. То есть информация –

это снятая неопределённость. Современные философы определяют

информацию как отражённое разнообразие.

Что даёт человеку обладание информацией? Ориентацию в происходящем, определение направления собственной деятельности, возможность принимать правильные решения.

Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и другие

сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ;

социальный и политический ресурс).

Материальная предпосылка возникновения массовых коммуникаций – изобретение на рубеже 19-20 вв. телеграфа, кино, радио, техники звукозаписи. На основе этих изобретений сформировались СМИ.

СМИ стали в последние годы одним из наиболее эффективных способов формирования общественного мнения и организации контроля над массовым сознанием и поведением (массовое сознание – сознание классов,

социальных групп; включает в себя распространённые в обществе идеи, взгляды, мифы; формируется как целенаправленно (СМИ), так и стихийно).

Основными функциями, которые выполняет массовая коммуникация в обществе являются: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передача знаний об обществе от одного поколения к другому через социализацию и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование определённых стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечения.

Итак, СМИ оказывают мощное целенаправленное влияние на людей, на их предпочтения и жизненные позиции. Однако проведённые социологами разных стран исследования показали, что воздействие массовой коммуникации на индивидов и социальные группы носит опосредованный некоторыми промежуточными социальными переменными характер. К наиболее важным из них относятся: позиция группы, к которой принадлежит реципиент; селективность, т.е. способность и стремление человека отбирать ту информацию, которая согласуется с его ценностями, мнениями и позициями. Поэтому, в процессе массовой коммуникации многие реципиенты выступают не в качестве пассивного получателя информации, а в качестве активного фильтра. Они осуществляют отбор определённых видов сообщений СМИ, чтобы удовлетворить те или иные свои потребности.

Нельзя оставить в стороне ещё одну острую проблему, связанную с функционированием массовой коммуникации: проблему негативного её воздействия на некоторые группы людей. Чрезмерно концентрированное воздействие массовой коммуникации способно отрицательно повлиять на содержательность, качество межличностного общения как взрослых, так и (особенно!) детей; снизить интерес к активным формам усвоения ценностей культуры, увести человека от проблем и трудностей реальной жизни, усугубить его одиночество, дезадаптацию к изменяющимся условиям жизнедеятельности и окружающей социальной среды.

Разумеется, массовая коммуникация оказывает и позитивное воздействие на человека. Она способствует повышению любознательности, осведомлённости, эрудиции, росту политической культуры, соблюдению социальных норм и правил.

Социальное рождается во взаимодействии индивидов. Но чтобы взаимодействовать, индивиды должны прежде всего действовать, что и является основанием для концентрации внимания социологов на социальном действии. Кроме того, в некоторых социологических парадигмах социальные действия рассматриваются как то, без чего общество существовать не может, как то, что, собственно, и составляет суть общества.

Наиболее распространенным, хрестоматийным является определение социального действия, данное Максом Вебером: «социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» .

Наиболее важными характеристиками социального действия являются осмысленность и ориентация на других людей, что позволяет отличать его от другого вида действий, например, физических.

Социальное действие включает следующее: 1) действующее лицо (актор); 2) мотивацию действия; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) лицо, на которое направленно действие; 6) результат действия.

М. Вебер дал классификацию социальных действий. Он выделил следующие их типы:

  • 1) целерациональные действия - действия по достижению определенной цели, результата;
  • 2) ценностно-рациональные действия - действия, основанные на вере в какую-либо нравственную, религиозную, эстетическую ценность;
  • 3) аффективные - действия, совершаемые под влиянием эмоций;
  • 4) традиционные - действия, основанные на реальной привычке.

В соответствии с точкой зрения М. Вебера аффективные и традиционные действия лежат на границе или даже за границей осознанного поведения, поэтому они не являются в полной мере социальными действиями. Сам М. Вебер рассматривает приводимые им типы социальных действий как идеальные типы, т.е. как нечто служащее для описания реальных действий. В действительности же любое действие - это смешанное действие, где могут присутствовать все четыре типа.

Следует обратить внимание на то, что социальное действие редко встречается в единичном, обособленном виде. Оно обычно вызывает ответную реакцию других индивидов, что приводит к социальному взаимодействию (интеракции) как обмену социальными действиями.

Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием действий других субъектов.

Питирим Сорокин определил три условия возникновения любого социального взаимодействия:

  • 1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;
  • 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;
  • 3) наличие проводников (например, речевые сигналы), передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

К этим условиям в современной социологии обычно добавляется наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. В этом многообразии можно выделить несколько групп.

По сферам (где индивиды обладают определенным статусом и выполняют определенные роли):

  • профессиональное взаимодействие;
  • семейно-родственное;
  • демографическое (взаимодействие между полами и возрастными группами);
  • политическое;
  • религиозное и т.д.

По формам:

  • кооперация - сотрудничество индивидов ради решения общих задач. Кооперация возникает, когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными. Кооперация подразумевает разделение труда;
  • конкуренция - это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (собственность, престиж, власть, покупатель, популярность, место работы и т.п.);
  • конфликт - столкновение взаимодействующих субъектов. Иногда конфликт рассматривают как наиболее острую форму конкурентного взаимодействия.

Социальные взаимодействия порождают социальные связи между индивидами (или группами). Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей. Социальная связь возникает в условиях не единичности, но множественности фактов взаимодействия индивидов.

Социальные взаимодействия и социальные связи ведут к возникновению социальных отношений. Социальные отношения - это устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и социальными группами, которые нормативно определены исходя из занимаемых индивидами (группами) социальных позиций и исполняемых ими социальных ролей.

  • Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 602.

Понятие "социальное взаимодействие" означает процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникаций своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции. Социальное взаимодействие представляется процессом взаимно обусловленного влияния социальных субъектов друг на друга. Г.В. Осипов утверждает, что категория "взаимодействие" выражает характер и отношения между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, и различающихся по социальным позициям: статусам и ролям. Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества взаимодействие имеет место, оно всегда носит социальный характер, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Сущность

Социальное взаимодействие является обобщенным понятием, центральным для целого ряда социологических теорий. В основе этого понятия лежит представление о том, что социальный деятель, индивид или общество всегда находятся в физическом или мысленном окружении других социальных деятелей - б кторов (индивидуальных или групповых) и ведет себя сообразно этой социальной ситуации.

Как известно, особенности строения любой сложной системы, каков бы ни был характер ее происхождения, зависят не только от того, какие элементы входят в ее состав, но и от того, каким образом они между собою соединены, связаны, какое влияние они оказывают друг на друга. По существу, именно характер связи между элементами задает и целостность системы, и то возникновение эмерджентных свойств, которое является самым характерным ее свойством как единого целого. Это справедливо для любых систем - и для достаточно простых, элементарных, и для максимально сложных из известных нам систем - социальных.

Само понятие "эмерджентных свойств" было сформулировано Т.Парсонсом (1937) в его анализе социальных систем. При этом он имел в виду три связанных между собою условия. Во-первых, социальные системы обладают структурой, которая возникает не сама по себе, а именно из процессов социального взаимодействия. Во-вторых, эти эмерджентные свойства не могут быть редуцированы (сведены) к простой сумме биологических или психологических характеристик социальных деятелей: например, особенности той или иной культуры невозможно объяснить, соотнося ее с биологическими качествами людей - носителей этой культуры. В-третьих, значение любого социального действия невозможно понять изолированно от социального контекста той социальной системы, в рамках которой оно проявляется.

Пожалуй, наиболее скрупулезно и детально рассматривает проблемы социального взаимодействия Питирим Сорокин, посвящая им значительную часть первого тома своей "Системы социологии". Давайте попытаемся вслед за классиком российской и американской социологии разобраться с элементарными понятиями этого важнейшего социального процесса, связывающего множество разрозненных людей в единое целое - общество и, более того, превращающее чисто биологических особей в людей - т.е. в разумные, мыслящие и, главное, социальные существа.

Точно так же, как в свое время Конт, Сорокин твердо уверен, что отдельно взятый индивид не может рассматриваться в качестве элементарной "социальной клетки" или простейшего социального явления:

" ...индивид как индивид - никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни того, что называется " обществом", ни того, что носит название " общественных явлений" ... Для последних требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два".

Однако чтобы два и более индивида составляли нечто единое целое, что могло бы рассматриваться как общество (или его элемент), одного только наличия их недостаточно. Необходимо также, чтобы они вступали во взаимодействие между собою, т.е. обменивались какими-то действиями и ответными реакциями на эти действия. Что же такое взаимодействие с точки зрения социолога? Определение, которое дает Сорокин этому понятию, достаточно обширно и претендует на то, чтобы объять почти необъятное, т.е. все возможные варианты:

"Явление взаимодействия людей дано тогда, когда: а) психические переживания или b) внешние акты, либо с) либо то и другое одного (одних) людей представляют функцию существования и состояния (психического и физического) другого или других индивидов".

Это определение, пожалуй, действительно универсально, потому что включает в себя и случаи непосредственных, прямых контактов людей между собою, и варианты опосредованного взаимодействия. В этом нетрудно убедиться, рассмотрев самые разнообразные примеры, встречающиеся в повседневной жизни каждого из нас.

Если кто-то (случайно или намеренно) наступил Вам на ногу в переполненном автобусе (внешний акт), и это вызвало у Вас негодование (психическое переживание) и возмущенное восклицание (внешний акт), то это значит, что между вами произошло взаимодействие.

И если Вы являетесь искренним поклонником творчества Майкла Джексона, то каждое появление его на экране телевизора в очередном клипе (а запись этого клипа, вероятно, потребовала от певца совершить немало внешних актов и ощутить множество психических переживаний) вызовет у Вас бурю эмоций (психические переживания), а может быть, Вы вскочите с дивана и начнете подпевать и "подтанцовывать" (совершая тем самым внешние акты). При этом мы имеем дело уже не с прямым, а с опосредованным взаимодействием: Майкл Джексон, разумеется, не может наблюдать вашу реакцию на запись его песни и танца, однако вряд ли приходится сомневаться, что именно на такой отклик миллионов своих поклонников он и рассчитывал, планируя и осуществляя свои физические действия (внешние акты). Так что здесь мы тоже имеем дело с взаимодействием.

Чиновники налогового ведомства, разрабатывающие новый фискальный проект, депутаты Государственной Думы, обсуждающие этот проект, вносящие в него поправки, а затем голосующие за принятие соответствующего закона, Президент, подписывающий указ о введении нового закона в действие, множество предпринимателей и потребителей, на чьи доходы окажет влияние этот закон, - все они находятся в сложно переплетенном процессе взаимодействия друг с другом, а главное - с нами. Бесспорно, что здесь имеет место очень серьезное влияние и внешних актов, и психических переживаний одних людей на психические переживания и внешние акты других людей, хотя в большинстве случаев они могут видеть друг друга, в лучшем случае, на экране телевизора.

Важно отметить такой момент. Взаимодействие всегда вызывает какие-то физические изменения в нашем биологическом организме. Мы можем осязать рукопожатие; щеки "вспыхивают" при взгляде на любимого человека (сосуды под кожей расширяются и испытывают прилив крови); опытный боец при приближении к нему опасного противника может сохранять "каменное" выражение лица, однако в кровь его уже впрыскивается адреналин, готовя мышцы к молниеносной атаке; слушая аудиозапись любимого Вами популярного певца, Вы испытываете эмоциональное возбуждение и т.п.

Каковы же основные условия возникновения любого социального взаимодействия? П. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три таких условия (или, как он именует их, "элемента"):

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; 2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; 3) наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга. Мы, в свою очередь, могли бы добавить сюда и четвертое условие, которое Сорокин не упоминает: 4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.

В учебной и справочной литературе понятие «социальное взаимодействие» трактуется по-разному. Внимание акцентируется либо на обмене действиями, либо на способе осуществления социальных связей, либо на системе взаимообусловленных социальных действий, либо на процессе воздействия социальных субъектов друг на друга, либо на отношениях между людьми и социальными группами, либо на поведении индивида. Обобщая, можно дать такое определение.

— это процесс обмена социальными действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более.

Следует различать социальное действие и социальное взаимодействие.

Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие - это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников — интерактантов. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

  • оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
  • оно внешне выражено ,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами , знаками, которые расшифровываются противоположной стороной ;
  • оно ситуативно ,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
  • оно выражает субъективные намерения участников .

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией , но и косвенный обмен смыслами . Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь . Обратная связь предполагает наличие реакции . Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:

  • обладать психикой и органами чувств , т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
  • участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли , т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.

Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне , так и на макроуровне.

Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.

Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, и даже в целом.

В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:

  • физическое;
  • вербальное, или словесное;
  • невербальное (мимика, жесты);
  • мысленное, которое выражается только во внутренней речи.

Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность , мотивированность, ориентированность на другого человека .

Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
  • (индивиды выступают как собственники и наемные работники);
  • политическая (индивиды противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти);
  • профессиональная (индивиды участвуют как представители разных профессий);
  • демографическая (включая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);
  • семейно-родственная;
  • территориально-поселенческая (происходят столкновение, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, постоянно и временно проживающими и т. п.);
  • религиозная (подразумевает контакты между представителями разных религий, а также верующими и атеистами).

Можно выделить три основные формы взаимодействия:

  • кооперация — сотрудничество индивидов для решения общей задачи;
  • конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами);
  • конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
  • обмен идеями (любыми представлениями, сведениями, убеждениями, мнениями и т. д.);
  • обмен волевыми импульсами, при которых люди согласуют свои действия для достижения общих целей;
  • обмен чувствами, когда люди объединяются или разделяются на основании своего эмоциального отношения к чему-либо (любви, ненависти, презрения, осуждения и т. д.).

Типы социального взаимодействия :

- Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки.

- Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей

Конфликт - скрытое или открытое столкновение конфликтующих сторон в борьбе за ресурсы, статусы и привилегии, которые стремятся навязать друг другу свою волю, изменить поведение или устранить друг друга. Конфликт имеет кумулятивную природу, то есть каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.Конфликт считают необходимой движущей силой перемен. С помощью политической демократии и различного типа договоров промышленные конфликты можно регулировать или предотвращать.

Формы социального взаимодействия

Стихийные, неорганизованные: -Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха; Паника - это форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Паника случается в экстремальных условиях, когда действуют силы, неподвластные человеку.

-Погро м - коллективный акт насилия, предпринятый неконтролируемой и эмоционально возбужденной толпой против собственности или личности. Это спонтанный кратковременный всплеск насилия, подогреваемый страстями.

- Бунт - собирательное понятие, обозначающее ряд стихийных форм коллективного протеста: мятеж, волнение, смута, восстание. Причиной их возникновения служит массовое недовольство чем-либо или кем-либо

Подготовленные :-Демонстрация - временное и хорошо организованное коллективное выступление в защиту каких-то целей или в знак протеста против чего-то.

Социальное движение - самая организованная и массовая форма поведения больших социальных групп. Социальные движения отличаются вовлеченностью в них значительных масс, отстаивающих необходимость социальных изменений. Социальные движения представляют собой действия, растянутые во времени

Социальное взаимодействие представляет собой неотъемлемую частью общества, потому как любое объединение подразумевает что субъекты этого объединения взаимодействуют друг с другом, иначе это не объединение, а лишь разрозненные объекты.

Обращение к научной литературе, изучение передового отечественного и зарубежного опыта деятельности социального педагога, обобщение и анализ собственного опыта как школьного социального педагога дают основание вывести принципы технологии его деятельности в системе взаимодействия с семьёй, что обусловлено задачами данного исследования.

Основополагающими принципами деятельности социального педагога по взаимодействию с семьёй являются следующие: гуманистический, личностно-деятельностный, принцип целостности жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье, принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; принцип милосердия. Их реализация является важнейшим условием высокой результативности взаимодействия социального педагога и семьи.

Остановимся несколько подробнее на сущности этих принципов, которые позволяют социальному педагогу профессионально взаимодействовать ссемьёй, регулировать взаимоотношения в системе «личность - семья -общество», обеспечивать интеграцию усилий целенаправленной помощи семье и детям.

Вся суть принципа гуманизма (от лат. - humanitas - человечность) заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу вся деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Личностно-деятельностный подход - не просто учёт индивидуальных особенностей ребёнка в воспитании. Это, прежде всего последовательное отношение к нему, как субъекту взаимодействия в контексте всей деятельности, в процессе которой осуществляется социализация личности, и отношение к семье как самоценности, защита создавишхся доверительных отношений, сохранение тайны. Все направления в системе взаимодействия социального педагога и семьи необходимо соотносить с таким показателем: в какой степени они способствуют развитию индивидуальности и защите прав и интересов ребёнка через побуждение его к деятельности, чтобы личность реализовала себя в деятельности, соответствующей её индивидуальным возможностям.

Сущность культурологического принципа заключается в целостности формирования человека как биопсихосоциокультурного существа- Сегодня происходит принципиальная переориентация общественного сознания на более углубленное понимание самоценности человека. Социальный педагог, делающий упор в своей работе на семью, способствует организации культуры жизнедеятельности, начиная от элементарных форм до сложных социальных и высших духовных

Освоение духовного опыта человечества, одухотворённость собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и профессией придаёт смысл человеческому существованию. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания включает в себя целостность развития самой личности ребёнка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной социокультурной среды, адекватной потребностям личности ребёнка, выработку непредвзятых рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребёнку по защите их личностных прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие человека другим, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет социальному педагогу, работающему с семьёй, строить профессиональные отношения на партнёрской основе, формирует способность выдерживать и разрешать противоречия повседневности.

Принцип сочетания терпимости , уважения и требовательности к личности ребёнка, к семье. Предъявлять требования к человеку - это значит уважать его и верить в него, видеть его сильные и слабые стороны, понимать его и помогать ему. Полное восприятие ребёнка, семьи социальным педагогом непременно выражается в доброжелательности, чуткости, внимании и теплоте отношений.

Принцип учёта новых тенденций развития и функционирования социума , обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества.

И заключительным в ряду этих принципов является принцип милосердия , связанный с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребёнка, помочь ему утвердиться в жизни. Социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстность, доброту, веру во внутренние силы ребёнка.

Следование вышеизложенным принципам способствуетразрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребёнку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.