Научно-исследовательская форма представления результатов. Форма представления результатов нир

Результаты научного исследования обобщаются с целью превращения их в источник информации. Формой обобщения результатов исследования может быть устное изложение или печатная работа. Устное изложение представляет собой сообщение или выступление перед аудиторией. Печатной работой может быть реферат, статья, научный отчет, диссертация, монография. По результатам исследования его авторы также могут подготовить к печати учебное или методическое пособие.

Устное изложение

С устным изложением ученый может выступить на научной совещании, семинаре, конференции, симпозиумы и др. Обычно, время выступления ограничено. Поэтому сообщение, а тем более доклад, должны быть краткими, конкретными, четкими и наиболее полно отражать суть выступления. Для достижения этого выступление целесообразно строить по следующей схеме:

Исходные позиции. Показывается, какую научную концепцию положен в основу научного исследования. Кратко дается изложение состояния исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы исследования и ее актуальность.

Гипотеза, задачи и цель исследования.

Методы исследования. Показывается, какие методы были выбраны для решения конкретных задач исследования.

Основные аргументированные результаты исследования. Дается изложение основных количественных результатов исследования, обосновывается их достоверность, приводится краткая интерпретация и обоснование этих результатов.

Выводы и предложения. Приводятся основные выводы из результатов исследования и выдвигаются предложения по совершенствованию объекта исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования и его новизна. Показывается, что нового вносят результаты исследования в научную отрасль, к которой оно относится, какую практическую ценность имеют эти результаты, неизвестные ранее науке факты открыты в процессе исследования.

Внедрение результатов исследования в практику. Дается изложение того, как результаты исследования отражены в публикациях, докладе сделан на совещаниях, семинарах, конференциях.

Перспективы исследования. Открываются перспективы дальнейших исследований в данной работе.

Следует подчеркнуть, что устное выступление должно раскрывать только основную идею проведенного исследования и ни в коем случае не детализировать отдельные его положения. Для этого исследователь должен глубоко осознавать полученные результаты, найти найдоцільнішу форму их изложения, глубоко аргументировать и обосновать их как фактическим материалом, так и логическими соображениями. Главным в научном выступлении должна быть его содержательность и научная аргументация. Лишние слова, малоизвестные термины только снижают качество сообщения или выступления.

При написании доклада надо учесть, что значительная часть материала может быть изложена на плакатах (слайдах). На плакатах обычно подают: статистические материалы, графическую интерпретацию взаимосвязей между элементами некой системы, структуру системы, алгоритмы, схему эксперимента, выявленные зависимости в табличной или графической форме и др. Поэтому в докладе выкладывают комментарии (но не повторения!) до иллюстративного материала. Это дает возможность на 20-30% сократить ее.

Следует также иметь в виду, что за 10 минут человек может прочитать материал, размещенный на 4 страницах машинописного текста (через два интервала), поэтому объем доклада обычно меньше объема статьи. Кроме того, докладчик должен реагировать на предыдущие выступления по теме его доклада. Полемический характер доклада вызывает интерес слушателей и повышает их активность.

Часто выступления участников научных собраний публикуют в виде тезисов докладов. Объем тезисов доклада обычно не превышает 1-2 друкованих1 страниц текста. Поэтому тезисы доклада должны отразить только главные мысли выступления.

Реферат является одним из простейших форм обобщения результатов исследования в письменной форме. Рефератом2 называют краткое и сжатое изложение основных положений исследования. В реферате чаще всего раскрывается теоретическое и практическое значение исследуемой темы, анализируются имеющиеся публикации по данной теме, делается оценка и формулируются выводы относительно проанализированного научного материала. Реферат должен отразить его эрудицию автора, умение самостоятельно проанализировать, систематизировать и обобщить существующую научную информацию.

Научная статья считается самой распространенной формой печатной продукции исследователя. Статьи публикуются в научных журналах, научных или научно-методических сборниках. Объем статьи обычно составляет 10-12 страниц печатного текста. Текст статьи дополняется иллюстративными материалами-таблицами, графиками, диаграммами, рисунками и тому подобное.

Для будущего ученого важно овладеть техникой написания статей и подготовки докладов на конференциях не только с точки зрения удовлетворения требований относительно количества и уровня публикаций, но и с позиций восприятия их слушателями и читателями. Это обязывает к определенной логики построения доклада или статьи, высокой требовательности к их формы, стиля и языка.

Следует избегать как преждевременных публикаций, так и промедление с публикациями. У Фарадея был девиз: to work, to finish, to publish, то есть работай, заканчивай, оприлюднюй, потому что это предоставляет приоритет в авторстве и практически неограниченную аудиторию.

Обычно, перед написанием статьи нужно составить ее план, который чаще всего включает:

1) вступление - постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами (5-10 строк);

2) последние исследования и публикации, на которые опирается автор, выделение нерешенных частей общей проблемы, которым посвящается данная статья (обычно эта часть статьи составляет около 1/3 страницы); ее можно назвать "исходные предпосылки";

3) формулировка целей статьи (постановка задачи); этот раздел весьма важен, потому что из него читатель определяет полезность для себя данной статьи; цель статьи следует из постановки общей проблемы и обзора ранее выполненных исследований, то есть данная статья имеет целью ликвидировать какие-то "белые пятна" в общей проблеме (объем этой части статьи 5-10 строк);

4) изложение собственно материала исследования. Небольшой объем статьи требует выделения главного в материалах исследования; иногда можно ограничиться только формулированием цели исследований, кратким упоминанием о методе решения задачи и изложением полученных результатов; если на объем статьи нет строгих ограничений, то целесообразно описать методику исследования полнее;

5) в окончании приводятся выводы из данного исследования и кратко представляются перспективы дальнейших исследований в этом направлении.

Мнения автора статьи должны быть понятными, точными и короткими. Особое внимание должно быть уделено синтаксису и редакции текста. Совсем ошибочно считать, что только сложная лексика и частое употребление заимствованных слов придает научности статьи.

Для научного стиля неуместны высокопарные высказывания, чрезмерные подчеркивания мелочей. Каждое предложение в научной статье должно иметь конкретный смысл - голослів"я далекое от научного стиля.

Особое значение в научной статье приобретает изложение научных выводов и предложений. Заключительная часть статьи должна быть слишком четкой, краткой, научно подчеркивать существенные аспекты результатов исследования и раскрывать пути их практической реализации.

В научно-методической статье главными являются методические советы с какого-либо конкретного вопроса. Фактический материал, полученный на основе исследования, в следующей статье носит иллюстративный характер.

Научный отчет представляет собой документ, в котором содержатся исчерпывающие сведения о выполнении исследования. Любой научный отчет должен соответствовать определенным требованиям, к которым относят: четкость построения; логичность построения и изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность и доказательность изложения результатов исследования; обоснованность предлагаемых рекомендаций.

Конкретное содержание отчета зависит от области науки, в которой проводилось исследование, и от целей и задач самого исследования. Но обобщенная структура научного отчета должна включать следующие составные части: титульный лист установленного образца, список исполнителей проведенного исследования; реферат, содержание, основную часть (изложение результатов исследования), список литературы и приложения. При необходимости прилагается также перечень сокращений, символов и специальных терминов с их определениями.

Реферат отчет должен отражать основные сведения об отчете: объем, количество и характер иллюстративных материалов и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, краткие выводы и возможности применения результатов исследования. Цель реферата - кратко и конкретно передать сущность проведенного исследования.

Основная часть отчета включает: введение; аналитический обзор; обоснование выбранного направления исследования; разделы отчета, отражающие методику, содержание и результаты проведенного исследования (их количество определяется логикой проведенного исследования); заключительная часть (выводы и предложения).

Во введении кратко характеризуют состояние проблемы на момент начала исследования, цель, новизну и актуальность исследования, целесообразность его проведения.

В аналитическом обзоре систематизированы и критически анализируют состояние вопроса, которому посвящено исследование. Сюда включают только те сведения, которые имеют непосредственное отношение к теме отчета и, в первую очередь, новые идеи и проблемы, а также возможные подходы к решению этих проблем. Противоречивые сведения, полученные из разных источников, должны быть проанализированы и оценены особенно тщательно. Иногда аналитический обзор составляют и как самостоятельный отчет.

Обоснование выбора темы исследования вытекает из аналитического обзора, на основе которого сделаны аргументированные и убедительные выводы. Не следует смешивать обоснование выбора темы исследования и обоснования целесообразности (необходимости) самого исследования. Ведь последнее определяется заданием на проведение исследования, о чем идет речь еще в поступлении отчета.

В разделах отчета дается подробное и последовательное изложение содержания проведенного исследования, приводятся полученные результаты, в том числе и негативные. До разделов включают теоретический анализ литературных источников, методику исследования. По результатам экспериментальных исследований раскрывают цель и сущность экспериментов, оценивается точность и достоверность полученных данных, приводят анализ этих данных, интерпретируют их и сравнят с теоретическими данными. Завершают эти разделы отчета трактовкой полученных результатов исследования и описанием их возможного применения.

В заключительной части (выводы и предложения) включают оценку результатов проведенного исследования с точки зрения их соответствия требованиям задач исследования. Здесь также могут рассматриваться пути и цель дальнейшей работы, а также отмечается научная и практическая ценность результатов исследования в целом.

В список литературы включают все использованные источники, в том числе и малотиражные ведомственные документы и отчеты. Библиографическое описание использованных источников составляют в соответствии с существующими требованиями (об этом будет идти речь дальше).

Приложения могут включать разнообразные дополнительные материалы отчета: промежуточные математические расчеты; таблицы вспомогательных цифровых данных; описания аппаратуры и приборов, использованных в процессе исследования; примеры анкет, тестов, инструкций, контрольных работ, разработанных для данного исследования; иллюстративные материалы вспомогательного характера. Размещают дополнительные материалы в последовательности их появления в тексте основных разделов содержания.

Диссертация (от латинского - разведка, исследование) представляет собой квалификационную научную работу, выполненную лично соискателем научной степени в виде специально подготовленной рукописи. Она содержит выдвинутые автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения, а также характеризуется единством содержания и свидетельствует о личном вкладе соискателя в науку.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна содержать проведенные автором исследования, которые отвечают одному из следующих требований:

получение новых научно обоснованных результатов, которые в совокупности решают конкретное научное задание, которое имеет существенное значение для определенной отрасли науки;

получения новых научно обоснованных теоретических или экспериментальных результатов, которые в совокупности являются существенными для развития конкретного направления определенной области науки.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна содержать проведенные автором исследования, которые отвечают одному из следующих требований:

получение новых научно обоснованных результатов в определенной области науки, которые в совокупности решают важную научную проблему;

осуществление новых научно обоснованных разработок в определенной отрасли науки, которые обеспечивают решение значительной прикладной проблемы.

Диссертация должна отразить общую научную эрудицию исследователя, его знания теории и истории исследуемой проблемы, его личный вклад в науку, его качества как ученого.

Диссертацию можно признать как специальную форму научного отчета. Поэтому в целом диссертация должна отвечать общим требованиям к научного отчета и состоять из введения, разделов, в которых раскрывается содержание диссертационного исследования, выводов, списка использованной литературы и приложений. Объем диссертации, так же как и требования к ее оформлению определяются действующими в Украине положениями "Порядка присуждения научных степеней и присвоения ученого звание старшего научного научного сотрудника".

Монография - основательная печатная научная работа, в которой один изучаемый предмет, процесс или явление рассматриваются достаточно разносторонне и вместе с тем целостно и углубленно. Авторство монографии может принадлежать одному лицу или коллективу исследователей.

В монографии всегда раскрывается состояние исследуемой проблемы, дается анализ того, как она решается на момент начала проведения исследования. Далее раскрывается сущность теоретических и практических идей авторов исследования, дается изложение методики исследования, приводятся результаты экспериментальных исследований. Результаты исследования подробно систематизируются и теоретически анализируются. На основе этого делаются аргументированные выводы и приводятся обоснованные рекомендации по практической реализации полученных в процессе исследования результатов. В конце приводят список использованных литературных источников.

В законченном виде монография представляет собой научную книгу.

Практическая апробация научного исследования позволяет окончательно подвести его итоги, представить совокупные результаты, обосновать заключительные выводы, предложения и рекомендации. Эта часть работы требует от исследователя высокой квалификации, поскольку необходимо четко, доказательно и убедительно выделить то новое и существенное, что является плодом научно-исследовательской работы, дать ему исчерпывающую и непредвзятую оценку.

Результат научного исследования - это заключительный компонент структуры любого научного исследования. Он является осуществленной, реализованной (материально или идеально) целью научной деятельности. Поэтому характер и содержание результатов должны прямо соответствовать заявленной в программе цели научного исследования.

В зависимости от вида научного исследования на первый план выдвигаются те или иные аспекты и формы результатов. Так, если основной характеристикой фундаментальных исследований является их теоретическая актуальность, новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую значимость, способы практической реализации.

В этой связи в качестве результатов фундаментального научного исследования могут быть представлены:

1) описание и объяснение неизвестного обществу феномена;

2) разработка новых научных концепций; построение новой теории;

3) выявление научных законов и закономерностей развития изученного объекта исследования;

4) постановка новых научных проблем; прогнозирование будущей научной ситуации;

5) разработка классификации (или систематизации) изученных феноменов;

6) дефиниции изученного феномена, то есть формирование определения нового понятия;

7) опровержение ложной идеи или доказательство истинности идеи, подлинность которой была под вопросом.

Результатами прикладных научных исследований могут быть :

1) непосредственное решение конкретной практической задачи;

2) разработка программ, проектов, алгоритмов, методик, процедур, нормативных документов, способствующих практической реализации нового фундаментального знания;

3) разработка новых технологических процессов, технических средств, конструкций, материалов и т.д.;

В целом, каким бы ни было научное исследование - фундаментальным или прикладным, его результаты могут выполнять следующие функции :

· уточнять, конкретизировать отдельные теоретические и практические положения;

· дополнять, расширять и углублять известные знания, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

· преобразовывать профессиональную сферу деятельности, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, ранее отсутствовавшие или коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Результаты исследований должны быть соответствующим образом описаны (представлены). Можно выделить следующие основные требования к представлению результатов:

1. Результаты должны быть конкретными суждениями, выражающими установленные в процессе исследования утверждения, а не предположения.

2. Собственные результаты должны быть ясно выделены.

3. Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов.

4. Аргументировано доказывается новизна результата в сравнении с известными ранее решениями по всем аспектам.

5. Обосновывается истинность, достоверность результатов, исходя из определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики.

6. Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов.

На основании представленных результатов формулируются заключительные выводы научного исследования, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.

Как уже отмечалось, к формулированию выводов предъявляются определенные методические требования. (См. Тему 3, п. 4. настоящего учебного пособия) .

Перечислим основные из них:

1. Выводы должны быть краткими, конкретными и точными, и, вместе с тем, обобщающими все основные итоги исследования.

2. Выводы должны прямо соответствовать цели и задачам, поставленным в научном исследовании.

3. Выводы должны вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

4. Выводы не должны содержать ни одного общеизвестного утверждения, кроме тех, в которых данным исследованием подтверждается какая-либо недостаточно обоснованная ранее точка зрения (или гипотеза). В последнем случае необходимо сформулировать ее в форме подтверждения имеющихся предпосылок, теоретических данных и т.п.

При формулировании заключительных выводов исследователю важно избежать двух нередко встречающихся ошибок:

1) смысловой ограниченности интерпретации , когда на основе полноценного теоретического и эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частного порядка выводы;

2) чрезмерно широкого обобщения полученных результатов, когда на основе незначительного материала формулируются неправомерно масштабные выводы.

Завершением любой исследовательской работы является представ­ление результатов в той форме, которая принята научным сообще­ством. Следует различать две основные формы представления ре­зультатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа - курсовая работа, дипломная рабо­та, диссертация и т.д. - служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, предоставив свой труд на суд экспертов, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результа­тов изложены в инструкцияхВАК, положениях, принятых учеными советами, и в других столь же солидных документах. Нас интересует вторая форма - представление результатов научной работы.

Условно виды представления научных результатов можно разде­лить еще на три подвида: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) компьютерные версии. Но все они относятся к тем или иным вари­антам представления текстовой, символической и графической ин­формации. Поэтому разговор о способах оформления и представле­ния научных результатов целесообразно начать с характеристики методов описания данных.

Наиболее детально этот вопрос рассмотрен в работе В.А. Ганзена "Системные описания в психологии" (1984). Под описанием пони­мается любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах. Различают следующие варианты представ­ления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметно-образ­ная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

В человеческом сообществе основным способом передачи инфор­мации является слово. Поэтому любое научное сообщение - это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке ("природном", обыденном) и научном языке. Любое представление результатов ис­следования по сути своей является текстом "смешанного" вида, где в естественно-речевую структуру включены "куски", сформулиро­ванные настрого понятийном языке. Эти языки нельзя строго раз­граничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обо­значения вновь открытых сторон реальности. Например, мы свобод­но употребляем в повседневной речи слова, изобретенные учеными:

"кислород" (М. Ломоносов), "экстраверсия" (К. Юнг), "условный рефлекс" (И. Павлов), "кварк" (Д. Геллман). С другой стороны, в теорию элементарных частиц вошли слова "цвет", "очарованность", "странность" для обозначения состояний кварков. В психологии в качестве научных терминов употребляются такие слова: "память", "мышление", "внимание", "чувство" и т.д. И вместе с тем, в отли­чие от обыденного языка, научный термин имеет однозначное пред­метное содержание. А главное - значение научного термина опре­деляется его местом в системе терминов данной науки, теории или модели. В психологии грань между научной и обыденной термино­логией весьма тонка, поскольку читатель всегда может привнести значение из обыденного языка в свою интерпретацию психологи­ческого научного текста. Это порождает дополнительную трудность для автора-психолога.

Главное требование к научному тексту - последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры и "лирические отступления" для того, чтобы привлечь вни­мание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст, в отличие от литературного текста или повседнев­ной речи, очень клиширован - в нем преобладают устойчивые струк­туры и обороты. В этом он сходен с "канцеляритом" - бюрократическим языком деловых бумаг. Роль этих штампов чрезвычайно важ­на - внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой ин­формации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах. "Наукообразные" штампы на самом деле играют важную роль "рамок", стандартной установки для нового научного содер­жания. Конечно, встречаются ученые - великолепные стилисты (ка­кими, например, были Б.М. Теплов и А.Р. Лурия), но этот дар все же часто украшает произведения литераторов и философов (вспомним Ортегу-и-Гассета, А. Бергсона и многих других).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет оп­ределенную логическую форму. Причинная зависимость, например, выражается импликативной формой "если А, то В", хотя, как пока­зал Пиаже, в психологии импликативное объяснение и причинное объяснение отнюдь не тождественны. Существуют основные логи­ческие формы высказывания: 1) индуктивное - обобщающее неко­торый эмпирический материал; 2) дедуктивное -логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия - "трансдукция"; 4) толкование или комментарий - "перевод", раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Следующая форма описания результатов - геометрическая. Гео­метрические (пространственно-образные) описания являются тра­диционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно "привя­зано" к языковому описанию. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений меж­ду отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Ин­формационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графичес­кого представления научной информации: опирающиеся на харак­теристики топологические и метрические. Один из традиционных способов представления информации, использующих топологичес­кие характеристики, - это графы. Напомню, что графом является множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентирован­ными или неориентированными отрезками). Различают графы: планарные и пространственные, ориентированные (отрезки-векторы) и неориентированные, связные и несвязные. В психологических исследованиях графы используются очень часто при описании ре­зультатов. Многие теоретические модели исследователи представ­ляют в виде графов. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д. Векслера или модель интеллекта Ч. Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К. Анохина, схема психологической функциональ­ной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А. Соколова - примеры ориентированных гра­фов.

Вернемся к описанию результатов. Чаще всего ориентированные графы используются при описании системы причинных зависимос­тей между независимой, дополнительными и зависимой перемен­ными. Неориентированные графы применяются для описания сис­темы корреляционных связей между измеренными свойствами пси­хики. "Вершинами" обозначаются свойства, а "ребрами" - корре­ляционные связи. Характеристика связи обычно кодируется разны­ми вариантами изображения ребер графа. Положительные связи изо­бражаются сплошными линиями (или красным цветом), отрицатель­ные связи - пунктиром (или синим цветом). Сила и значимость связи кодируются толщиной линии. Наиболее весомые признаки (с мак­симальным числом значимых связей с другими) помещаются в цент­ре. Признаки, имеющие меньший "вес", располагаются ближе к пе­риферии.

От системы корреляционных связей можно перейти к отображе­нию "расстояний" между признаками на плоскости. Расстояние вычисляется по известной формуле:

d -расстояние,

r- корреляция.

Расстояния отражают сходства-различия признаков. В этом слу­чае от топологического описания мы переходим к метрическому, по­скольку расстояния между вершинами графа (свойствами) становятся пропорциональными величинам корреляций с учетом знака: при r=-1 расстояние максимально: d = 1, при r = 1 расстояние мини­мально: d=0.

Ориентированные и неориентированные графы часто применя­ются при описании результатов личностных и социально-психоло­гических исследований, в частности социометрических: социограмма - это ориентированный граф.

Любая граф-схема изоморфна матрице (предположений, корре­ляций и т.д.). Для удобства восприятия не рекомендуется использо­вать при описании результатов графы более чем с 10-11 вершинами.

Наряду с графами в психологии применяются и пространствен­но-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические. Примером является известное описание структуры интеллекта – «куб» Д.Гилфорда. Другой вариант применения пространственного описания - пространство эмоциональных состояний по В. Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

В случае если в пространстве признаков определена метрика, то используется более строгое представление данных. Положение точ­ки в пространстве, изображенном на рисунке, соответствует реаль­ным координатам ее в пространстве признаков. Таким способом представляются результаты многомерного шкалирования, фактор­ного анализа, латентно-структурного анализа и некоторых вариан­тов кластерного анализа.

Каждый фактор отображается осью пространства, а параметр по­ведения, измеренный нами, - точкой в этом пространстве. В других случаях, в частности при описании результатов дифференциально-психологических исследований, точками изображаются испытуемые, осями - главные факторы (или латентные свойства).

Для первичного представления данных используются другие гра­фические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распреде­ления, а также различные графики.

Первичным способом представления данных является изображе­ние распределения. Для отображения распределения значений из­меряемой переменной на выборке используют гистограммы и полигоны распределения. Часто для наглядности распределение по­казателя в экспериментальной и контрольной группах изображают на одном рисунке.

Гистограмма - это "столбчатая" диаграмма частотного распре­деления признака на выборке. Используется декартова система ко­ординат. При построении гистрограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат - частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величи­ны в выборке. Если на гистрограмме отображены относительные час­тоты, то площадь всех столбиков равна 1.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интер­вал величины), обозначают точкой с координатами: Х - градация признака, Y- частота (количество людей) конкретной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой града­цией признака ко всей выборке). Точки соединяются отрезками пря­мой. Перед тем, как строить полигон распределения, или гистрограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на рав­ные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например, доли испытуемых с раз­ными качественными особенностями (количество мужчин и жен­щин в выборке, число давших разные типы ответов в эксперименте и т.д.), то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной кру­говой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величи­не встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Вариантом отображения информации, переходным от графичес­кого к аналитическому, являются в первую очередь графики, пред­ставляющие функциональную зависимость признаков. Собственно говоря, полигон распределения - это и есть отображение зависи­мости частоты встречаемости признака от его величины.

Идеальный вариант завершения экспериментального исследова­ния - обнаружение функциональной связи независимой и зависи­мой переменных, которую можно описать аналитически.

Условно выделим два различных по содержанию типа графиков:

1) отображающие зависимость изменения параметров во времени;

2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изобра­жения первой зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания. Аналогичны многочисленные "кри­вые научения" или "кривые утомления", показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

Графики функциональной зависимости двух переменных также не редкость в психологии: законы Фехнера, Стивенса (в психофизи­ке), Йеркса-Додсона (в психологии мотивации), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т.д. и т.п.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен "сам по себе" и включать все не­обходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квад­ратами и треугольниками.

Если есть необходимость на том же графике представить величи­ну разброса данных, то их следует изображать в виде вертикальных отрезков, чтобы точка, обозначающая среднее, находилась на отрез­ке (в соответствии с показателем асимметрии).

Видом графиков являются диагностические профили, которые характеризуют среднюю выраженность измеряемых показателей у группы или определенного индивида.

Наиболее важный способ представления результатов научной ра­боты - числовые значения величины: 1) показатели центральной тен­денции (среднее, мода, медиана); 2) абсолютные и относительные частоты; 3) показатели разброса (стандартное отклонение, диспер­сия, процентильный разброс); 4) значения критериев, использован­ных при сравнении результатов разных групп; 5) коэффициенты ли­нейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п. Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров. Ре­зультаты математической статистической обработки также сводятся в таблицы.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработ­ки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Итогом обработки данных "точного" эксперимента является ана­литическое описание полученных зависимостей между независимы­ми и зависимыми переменными. Если до недавних пор в психоло­гии для описания результатов использовались преимущественно эле­ментарные функции, то сегодня исследователи работают практически со всем аппаратом современной математики. К числу простейших аналитических выражений, описывающих эмпирически полученные зависимости, относятся, например, психофизические "законы" Г. Фехнера или С. Стивенса. Не меньшую известность получили за­коны У. Хика и Р. Хаймета, по которым определяется зависимость времени реакции выбора от числа альтернатив:

t=k log(n+ 1) и

t = а +b log n,

t - время реакции выбора,

n - число стимулов,

a, b и k - константы.

Аналитические описания, как правило, итоговое обобщение не одного, а серии исследований, проведенных разными авторами. Поэтому они редко являются завершением отдельной эксперимен­тальной работы.

Конкретный вид функциональной зависимости выступает в ка­честве содержания гипотезы, которую проверяют в критическом экс­перименте.

Итак, представление научной информации должно определяться следующим алгоритмом:

Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую.

Квалификационная работа – курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д. – служит для того, чтобы студент, аспирант или соискатель, представив свое научное исследование, получил документ, удостоверяющий уровень компетентности. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в соответствующих инструкциях и положениях, принятых учеными советами.

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).

Вербальная форма – наиболее распространенный вариант представления описаний. Любое научное сообщение – это прежде всего текст, организованный по определенным правилам. Различают два вида текстов: на естественном языке («природном», обыденном) и на научном языке. Обычно представление результатов научного исследования является текстом «смешанного» вида, где в естественную речевую структуру включены фрагменты, сформулированные на строго научном языке. Эти языки нельзя строго разграничить: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений. Научный текст в отличие от литературного текста или повседневной речи очень клиширован – в нем преобладают устойчивые структуры и обороты (в этом он сходен с «канцеляритом» – бюрократическим языком деловых бумаг).

Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.


Геометрические (пространственно-образные) описания являются традиционным способом кодирования научной информации. Поскольку геометрическое описание дополняет и поясняет текст, оно «привязано» к описанию языковому. Геометрическое описание наглядно. Оно позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте. Информационная емкость геометрического описания очень велика.

В психологии используется несколько основных форм графического представления научной информации. Для первичного представления данных используются следующие графические формы: диаграммы, гистограммы и полигоны распределения, а также различные графики.

Гистограмма – это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке.

В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами. Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее пяти, но не более десяти градаций. В случае использования шкалы наименований или порядковой шкалы такой проблемы не возникает.

Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями, то ему выгоднее использовать диаграмму. В секторной круговой диаграмме величина каждого сектора пропорциональна величине встречаемости каждого типа. Величина круговой диаграммы может отображать относительный объем выборки или значимость признака.

Переходным от графического к аналитическому вариантом отображения информации являются в первую очередь графики, представляющие функциональную зависимость признаков. Идеальный вариант завершения экспериментального исследования – обнаружение функциональной связи независимой и зависимой переменных, которую можно описать аналитически.

Можно выделить два различных по содержанию типа графиков: 1) отображающие зависимость изменения параметров во времени; 2) отображающие связь независимой и зависимой переменных (или любых двух других переменных). Классическим вариантом изображения временной зависимости является обнаруженная Г. Эббингаузом связь между объемом воспроизведенного материала и временем, прошедшим после заучивания («кривая забывания»). Аналогичны многочисленные «кривые заучивания» или «кривые утомления», показывающие изменение эффективности деятельности во времени.

В психологии часто встречаются и графики функциональной зависимости двух переменных: законы Г. Фехнера, С. Стивенса (в психофизике), закономерность, описывающая зависимость вероятности воспроизведения элемента от его места в ряду (в когнитивной психологии), и т. п.

Л.В. Куликов дает начинающим исследователям ряд простых рекомендаций по построению графиков.

Диссертация (лат.-рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Должна содержать обоснование актуальности темы, характеристику проблемы, объекта и предмета, задач исследования, формулировку гипотезы и выносимые на положения, обоснование и описание методики, хода и результатов научных изысканий. Автор должен также обосновать новизну, теоретич и практическую значимость результатов исследован.

Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знания. Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления.

Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, объемом 1-2 печатных листа.

Научный отчет (отчет по НИР). Официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Содержит разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика-научная новизна, теоретич и практич значимость; научные выводы и рекомендации; библиография. Стиль изложения строгий, научный.

Монография- научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работы- формы учебно-исследоват деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретич знаний, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, проведению эмпирич исследования, обобщению полученных данных, высказыванию собственных суждений, формулированию выводов. Подлежат публичной защите.

Учебное пособие- учебное издание, в котор систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием гос стандарта, программы учебной дисциплины, для изучения котор оно подготовлено.

Тезисы научных докладов , опубликованные в печати-краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано раскрываются, представляя читателю основные направлен работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретич и прикладной работы исследователя. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов, подходы др ученых к решению данной задачи, перспективы развития конкретных направлений научного поиска, описание теоретич и экспериментальной работы, выводы и практич рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Рецензия- критическое рассмотрение одного или нескольких произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Может содержать советы и конструктивные предложения о путях разработки обсуждаемых проблем.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследован при решении психолого-педагогич задач. Адресованы определенной категории потребителей и учитывают их специфику.

Депонированная научная разработка осуществляется тогда, когда исследователь заинтересован в быстром издании труда. Освещает важные, но частные вопросы, издание котор большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.

Любой вид развернутого изложения результатов работы содержит 6 основных частей: введение, теоретическое обоснование, описание эмпирич исследован, его анализ и выводы, заключен и библиографию. Справочный материал, таблицы, схемы, графики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.

Введение содержит обоснование актуальности, проблемности и степени разработанности выбранной темы, определение объекта и предмета, задач и цели работы, структуры и методов исследован; указывает, в чем новизна и практическая значимость полученных результатов. Излагаются гипотезы, указывается база исследования.

Теоретическое обоснование включает анализ литературы и др источников по интересующей проблеме, изложение теоретических концепций (философских, социологических, педагогических, психологических, медицинских), составляющих теоретический базис исследования, анализ существующей практики, а также историю вопроса.

Эмпирический анализ включает основные постулаты и гипотезы, обоснование логики и условий поиска. Далее следует описание экспериментальной работы, использованных методов и методик, математико-статистической обработки полученных данных, анализ полученных результатов, их описание, объяснение, интерпретация и выводы.

Заключение содержит выводы (теоретические и эмпирические), в нем формулируется то новое, что внес исследователь или исследовательский коллектив в теорию, практические советы и рекомендации, указываются ведущие направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиография содержит перечень использованных литературных и рукописных источников, материалов на электронных носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо по мере встречаемости в тексте работы.


Похожая информация.