Контрольная работа: Политические теории XIX ст.: консерватизм, либерализм, социализм. Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм

Европа
1) Либерализм. Создатели либерализма: Д.Локк, Ф.Смит, И.Бентам, Тюрго.
Основные принципы изложены во французской?Декларации прав человека и гражданина? 1789 г.: право на свободу, на собственность, безопасность? гражданские свободы. Осн. положения в экономике: сводоба распоряжаться собственность по своему усмотрению, гос-во не должно участвовать в экономической жизни, его функция? поддержание порядка и за-щита собственности, экономика? саморегулирующийся механизм, развивающийся по собственным законам, в основе экнономического процветания лежит свободный договор, своб. конкуренция, своб. торговля.
Теоретики либерализма считали, что гос-во должно стремиться к воплощению принципов конституционализма, предста-вительной демократии, незыблемости демократических свобод. Признавая гос-во носителем верховной власти, они тре-бовали уважение автономии личности и защиты ее собственных прав, полагая, что гос-во должно не подчинять себе лич-ность, а обязано обеспечивать необх. условия для их развития.
2) Консерватизм (основная идеология аристократии? первоначально, к концу века - буржуазии).
Представители консерватизма: О.Конт, Алексис де Токвиль, Жозеф де Местр.
Основные положения: главная цель? защита общества от деструктивного влияния революционных и рационалистиче-ских идей, огромное внимание к социальной структуре общества, внимание к проблематике малых социальных групп. Консерваторы подчеркивали важность и неизменность традиционных ценностей (семья, религия, порядок), пренебреже-ние которыми грозит трагическими и разрушительными последствиями.
3) Социализм Создатели утопического социализма: Сен-Симон, Фурье, Оуэн.
В 30-40 г. появляются новые теории социализма: кооперативный и христианский.
В конце 1840 окончательно оформился марксизм. В историческом процессе Маркс и Энгельс выделяют одну доминанту? социально-экононмический процесс развития. Смена способов производства будет происходить в результате классовой борьбы. Конфликт производительных сил и производственных отношений может быть разрешен путем передачи средств производства в руки общества при ликвидации частной собственности. Маркс и Энгельс считали капитализм несправед-ливым и нежизнеспособным, они полагали, что с преодолением частной собственности наступит время бесконечного развития производства на благо общества. Маркс связывал торжество социальной справедливости с классовой борьбой буржуазии и пролетариата, которая достигает своей вершины в социалистической революции (Маркс недооценивал спо-собность капитализма к саморазвитию и самообновлению).
Россия. Российская общественная мысль была тесно связана с западно-европейской и в то же время отличалась от нее. В Зап. Европе создавались теории, с экономических и морально-этических позиций доказывавшие историческую неизбеж-ность и прогрессивность капиталистического строя, велись поиски путей его совершенствования, разрабатывались уче-ния, ведущие к его разрушению. В России же сохранялись самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий. Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих по-рядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаи-вали на коренной ломке социально-политической системы (революционный путь). В Зап. Европе существовали более благоприятные условия для развития общественного движения, в отличие от России. В первой половине XIX в. в России не сложились еще четкие идейно и организационно оформленные общественно-политические направления Сторонники разных полит. концепций часто действовали в рамках одной организации, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны. В общественном двидении второй половины XIX в. началось размежевание 3 идейных направлений: радикально-го, либерального и консервативное.
Консервативное. Участники: Уваров, Карамзин, Погодин, Шевырев, Булгарин, Греч.
Опиралось на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Самодержавие? единственно возможная форма правления. Теория официальной народности? православие (основная духовная жизнь народа), само-державие (гарант нерушимости Русского гос-ва), народность (единение царя с народом), по мнению консерваторов, не-обходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опо-ра самодержавия. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Либеральное. 2 течения: славянофилы и западники

Славянофилы:
Дворянская интеллигенция выступала за принципиально отличный от западноевроп. пути развития на основе ее самобытности (патриархальность, кр. община, правосл).
Отмена креп. права, развитие пром-ти, торговли, просвещ.
Отрицательное отношение к петровским преобразованиям
Гл. цель? сохранение самобытности, особый путь России.
Киреевские, Хомяков, Аксаковы, Кошелев, Самарин

Западники:
Дворянско-помещичья интеллигенция считала, что Россия должна идти по западноевропейскому историческому пути, критиковала теорию самобытности славянофилов
Отрицат. отнош. к креп. праву. конституц. монархия по западно-европ.образцу, политич. свободы
Положительное отношение к деятельности Петра
Европа? образец для подражания
Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков,Боткин

Радикальное.
Представители: Белинский, Герцен, Огарев.
Идея?общинного социализма? (самобытность) направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию поме-щичьего землевладения и последовательную демократизацию.
Революц. кружки: 1) Петрашевцев (Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Глинка). Идея утопического социализма
2) Станкевича? использование прогрессивных идей немецкой идеалистической философии
3) Чаадаев? критика теории?официальной народности?, прогресс России видел в использовании европейского опыта.

Формирование идеологии современного белорусского государства происходит не на пустом месте. Оно опирается на опыт развития и функционирования давно уже сложившихся мировых идеологий: либерализма, консерватизма, социализма и др. Все эти идеологии зародились, развивались и утверждались в условиях западноевропейской цивилизации.

Для правильного понимания и истолкования различных идеологий, их сущностей, особенностей, функций, способов ориентации, сфер влияния важное значение имеет их типологизация.

Типологизация идеологий может быть осуществлена по нескольким основаниям. В зависимости от пространственной распространенности и масштабов социальных общностей людей, подверженных влиянию тех или иных идей, взглядов, верований, ценностных ориентаций, стандартов поведения и т.п., идеологические доктрины могут быть подразделены на глобальные, локальные и частичные. В зависимости от содержания распространяемых концепций, взглядов, принципов, убеждений идеологии могут быть дифференцированы на научные, религиозные и политические . По направленности предлагаемых идеалов, целей, средств их достижения идеологии относятся к прогрессивным или реакционным, революционным или контрреволюционным, гуманистическим или антигуманным .

1 Возникновение идеологии либерализма было связано с утверждением в Западной Европе капиталистического общества, и по времени совпадало с периодом буржуазных революций XVIII - XIX веков. По существу, либерализм - это идеология, выражающая интересы класса буржуазии. Основоположниками либерализма являлись: Дж. Локк, Л. Монтескье, А. Смит, Т. Джефферсон, Дж. Миль. Центральное место в либерализме занимает идея индивидуальной свободы (от латинского «liberatus» - свободный). Принцип свободы рассматривается либералами как важнейшее условие реализации человеком своих неотъемлемых естественных прав.

В политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от чрезмерных ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, - подчеркивал американский президент Т. Джефферсон, - которое меньше всего управляет».

Именно в либеральной идеологии была выдвинута идея приоритета гражданского общества перед государством. Как утверждал один из основоположников либерализма Дж. Локк: «...гражданское общество - это постоянная величина, а государство - производное от него». Еще одной важной особенностью либерализма является то, что его идеологи с самого начала были последовательными сторонникамиразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную . Такое разделение они считали надежным средством от узурпации власти и злоупотребления ею.

Функции государства, по мнению либералов, должны сводиться к минимуму: охране частной собственности, установлению общих правил свободной конкуренции, обеспечению общественного порядка и контролю за соблюдением законов в обществе, а также защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере главными принципами либерализма являются: частная собственность, личная предпринимательская инициатива, свободный рыночный обмен, конкуренция.

В социальной сфере либералы - сторонники индивидуализма и противники социального равенства.

В духовной сфере - сторонники свободы взглядов, слова, совести.

Таким образом, классический либерализм, каким он был в XIX - первой трети ХХ века, являлся идеологией, отрицательно относившейся к активному вмешательству государства в общественную жизнь.

Однако, по мере развития капиталистического общества, выявились не только положительные, но и отрицательные стороны такого отношения. Стихийно функционировавшая рыночная экономика все чаще и чаще стала переживать кризисы перепроизводства. Эти кризисы сопровождались закрытием огромного числа предприятий, массовой безработицей, уничтожением колоссальной массы товаров и катастрофическим ростом социальной напряженности. В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века разразился мировой кризис, поразивший все страны Западной Европы и Северной Америки одновременно и поставивший капиталистическое общество на край гибели.

Под воздействием кризиса либеральная идеология претерпела серьезные изменения и возник неолиберализм (Р. Даль, Дж. Роулс и др.). Он дал возможность выработать и осуществить систему мер, по существу, преобразивших капитализм и открывших новые перспективы его развития.

Главная особенность неолиберализма состоит в том, что он по-новому трактует экономическую и социальную роль государства. С точки зрения неолибералов, для того, чтобы избежать разрушительных кризисов, государство должно активно вмешиваться в экономическую жизнь через гибкую систему налогообложения, государственную собственность, бюджет, планирование. Оно должно формировать специальные социальные фонды, за счет которых оказывать помощь беднейшим слоям населения и тем самым способствовать разрешению социальных конфликтов. По существу, неолибералами была разработана новая модель государства, которое они назвали «государством всеобщего благоденствия». По их мнению, такое государство является надклассовым и выступает в роли посредника между разными социальными общностями, действуя ради общего блага.

Неолибералы стали проповедовать принципы плюралистической демократии, которая, по их мнению, наилучшим образом может обеспечить учет интересов всех социальных общностей. Они по-новому стали толковать понимание социальной справедливости. По их мнению, это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права для всех граждан.

Необходимо признать, что либерализм и неолиберализм оказали огромное влияние на развитие человеческой цивилизации. Именно они сыграли определяющую роль в процессе выработки и утверждения таких универсальных ценностей, как демократия, свобода и самоценность человеческой личности . Внедрение принципов неолиберализма в политическую практику с наибольшей полнотой имело место в США в период с 30-х годов по 70-е годы ХХ века.

2 Термин«консерватизм » происходит от латинского «conserve», что в переводе означает «сохраняю, охраняю».

Важнейшей особенностью консервативной идеологии является то, что она ориентируется на защиту существующих устоев общественной жизни, отрицательно относится к народным движениям и революционным изменениям. Консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведением, на признании незыблемости порядка, сложившегося естественным образом, а также первостепенного значения в жизни общества морали, семьи, религии и собственности.

Сформировалась эта идеология в начале XIX века и явилась противовесом либерализму. Если либерализм выражал интересы буржуазии, то консерватизм - интересы землевладельческой аристократии (Англия - Э. Берк, Франция - де Местер и де Бональе). Каковы главные принципы консерватизма?

Прежде всего, это принцип нравственного абсолютизма , суть которого состоит в том, что признаются неизменными и вечными нравственные идеалы и ценности, которые, по мнению консерваторов, совершенно не зависят от воли человека, а формируются социально-экономическими и политическими условиями и учреждениями. Важным принципом консерватизма является положение о том, что любые проекты лучшего общества, какими бы замечательными они ни казались, таят в себе неизвестность и поэтому должны быть отвергнуты. Осторожные реформы признаются консерваторами только как возможность избежать социальные потрясения.

Не менее важен и принцип традиционализма. Он предусматривает сохранение всего лучшего, что создано в прошлом, как основы для успешного развития в настоящем и обеспечения единства поколений.

Характерен для консерватизма и такойпринцип , как политический реализм. Суть его в том, что всякая истина, по мнению консерваторов, сосредоточена не в теории, а в конкретном опыте, и поэтому лучшим ориентиром для политики является то, что многократно подтверждено практикой.

Одним из важнейших принципов консерватизма является отрицательное отношение к идее социального равенства. Консерваторы не приемлют социальное равенство, исходя из того, что люди от природы наделены неравными дарованиями и способностями. И еще один принцип консерватизма - отрицательное отношение к политизации людей, а значит, и демократии. Консерваторы отрицают приоритет политики в жизни людей и считают, что для них гораздо важнее реализовать свои частные интересы. Политика, по их мнению, - это сфера деятельности наиболее способных и специально подготовленных для этого людей, т.е. политических элит.

Можно выделить несколько разновидностей консерватизма в зависимости от того, как он относится к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный, стремящийся возродить отжившие порядки, направляющий усилия на сохранение существующего порядка, и консерватизм реформистский, которым не только признаются, но активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении всего лучшего из прошлого и настоящего.

Большие социально-политические и экономические изменения, произошедшие в мире на протяжении XIX и ХХ веков, заставили консерваторов, также как и либералов, пересмотреть некоторые положения своей идеологии, что привело во второй половине ХХ века к появлению неоконсерватизма.

Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтенбруннер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция).

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма?Во-первых , он не отрицает полностью идею демократии, его идеологи только подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан. Во-вторых , отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы считают, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть в известных пределах ограничено.

В-третьих , они выступают за ограниченные социальные реформы. Однако неоконсерваторы - противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. С 80-х годов ХХ века - неоконсерватизм в Англии, с 90-х годов ХХ века и по настоящее время - в США.

3 Идеи, которые впоследствии стали называтьсоциалистическими , впервые появились в Западной Европе в XVI веке. Они стали отражением стихийного протеста наиболее обездоленных, подвергшихся жестокой эксплуатации слоев населения в условиях первоначального накопления капитала и нарождающегося капиталистического общества.

В этих идеях были воплощены представления угнетенных классов о более справедливом общественном строе, который навсегда избавил бы их от эксплуатации и нищеты. С наибольшей полнотой в тот период данные идеи были выражены в «Утопии» Томаса Мора и «Городе солнца» Томазо Кампанеллы. Этих мыслителей считают основоположниками «утопического социализма». Длительное время это учение носило характер учения-мечты, которое невозможно осуществить на практике.

Важнейшими элементами социалистической (коммунистической) идеологии являются идеи коллективизма, общественной собственности на средства производства, солидарности, социального равенства и справедливости, ликвидация классового разделения общества и эксплуатации человека человеком. Существует два направления в социалистической идеологии - революционное и реформистское. Идею перехода к социализму путем осуществления революции выдвинули и обосновали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Это направление получило название марксизма.

Основные принципы марксизма-ленинизма сводятся к следующему:

1) капиталистическое общество, основанное на частной собственности и эксплуатации человека человеком, должно быть коренным образом преобразовано в более справедливое социалистическое общество, основанное на общественной собственности, свободном труде и распределении по труду;

2) преобразование может быть осуществлено только путем социалистической революции;

3) одна из основных задач революции - слом буржуазного государства и создание государства трудящихся;

4) осуществить революцию и создать новое государство может только рабочий класс (пролетариат), вооруженный передовой революционной теорией;

5) руководящей силой в таком государстве будет коммунистическая партия как наиболее последовательный выразитель интересов рабочего класса и всех трудящихся;

6) государство должно провести обобществление средств производства, превратив их в собственность всего народа, обеспечить планомерное развитие народного хозяйства в интересах трудящихся;

7) после окончательного утверждения социалистического строя начнется переход к коммунизму. На этой стадии развитие производительных сил достигнет такого высокого уровня, а сознание населения - такой высокой степени, что осуществится принцип « от каждого по способностям, каждому - по потребности». Исчезнет деление общества на классы и отпадет необходимость в государстве как институте ограничения, подавления и принуждения. Утвердится система коммунистического общественного самоуправления.

На практике реализация этого проекта столкнулась с огромными, по существу непреодолимыми, трудностями. К началу 80-х годов ХХ века влияние и популярность марксизма-ленинизма резко снизилась. Решающий удар был нанесен распадом СССР и государств «социалистического лагеря».

Социал-демократическая идеология возникла из марксизма в конце XIX - начале ХХ века, ее основатели Бернштейн и К. Каутский под влиянием изменений в самом капиталистическом обществе отказались от ориентации на революцию и сориентировались на социальные реформы.

Современные социал-демократы в качестве важнейшей руководствуются идеей демократического социализма:

В области политической - наличие свободных выборов; реальная возможность выбора между различными политическими программами; возможность смены правительства мирным путем; гарантии прав личности и меньшинства; наличие независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона;

В области экономической - многообразие форм собственности с преобладанием общественной; рыночные отношения в сочетании с государственным регулированием; соучастие представителей трудящихся в управлении предприятиями частнособственнического сектора; социальная направленность экономики;

В социальной области - высокая степень социальной свободы и защищенности человека; доступность всех ступеней и форм образования, духовных ценностей, благоприятное состояние окружающей среды и т.д. (С наибольшей полнотой эти идеи реализованы в Скандинавских странах, Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии).

В 20-х - 40-х годах ХХ века в странах Европы, а также в ряде других регионов мира (Аргентина, Чили и др.) достаточно широкое распространение получила идеология фашизма (итал. Fasio - пучок, связка, объединение).

При формировании этой идеологии были взяты некоторые элитаристские идеи Платона, Гегеля, а также итальянского политолога Г. Моска, французского социолога Г. Лебона, австрийского социолога Л. Гумпловича, французского синдикалиста Ж. Сореля. Определенную роль в формировании фашистских идей сыграли Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлер, А. Розенберг, И. Геббельс.

Наиболее полно эти идеи были реализованы в диктаторских политических режимах вначале в Италии (Б. Муссолини), а затем в Германии (А. Гитлер). Менее развитые в теоретическом и агрессивном отношении формы фашизм приобрел в режимах генерала Франко в Испании, А. Салазара в Португалии, Хорти в Венгрии, Перона в Аргентине, Пиночета в Чили.

Фашизм отвергает все направления общественно-политической мысли, проповедующие свободу и социальное равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических предпочтений. Он основывается на идее «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти по отношению к абсолютному подчиненному ей населению, проповедует «безграничную волю» государства и руководящего им вождя (фюрера, дуче, каудильо и т.п.), прославляет милитаристскую экспансию и войну как средство ее достижения.

Одной из широко распространенных идеологий глобального типа являетсянационализм . Он представляет собой систему идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнонациональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главной идеей данной доктрины является понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической и социокультурной системы общества.

Идеи национализма стали формироваться в процессе образования наций и национальных государств в период промышленных революций к XVIII - началу XIX веков. Великая французская революция способствовала утверждению принципа суверенности нации как субъекта государственной жизни. Впервые революция обосновала идею о праве национального государства устанавливать права и обязанности граждан.

Современные исследователи этнонациональных отношений выделяют две основные формы национализма: этнический и государственный.

Этнический национализм исходит из того, что нация является высшей, наиболее развитой формой этнической общности, наделенной исключительным правом на обладание государственностью, а также всеми социальными институтами (культура, образование, право и т.п.) и всеми видами ресурсов - людских, природных, финансовых, материально-технических. Его основные идеи и принципы складывались в период возникновения наций и национальных государств в конце XVIII - первой половине XIX веков. Все основные политические, экономические и социокультурные отношения и соответствующие им учреждения строились по принципу приоритетной ценности национальных компонентов, по приоритету национального интереса.

Этнический национализм получил широкое распространение в XIX - первой четверти ХХ веков, особенно в тех странах, широкие круги общественности которых выступали за национальную независимость и создание самостоятельного национального государства. Крайне агрессивные формы национализма - фашизм, национал-социализм).

Второй формой национализма является гражданский (государственный) национализм , который сформировался в ХХ веке. Эта форма национализма направлена на обоснование легитимности и приоритетности национального государства, государственную экспансию или изоляционизм и широко использует в целях консолидации нации (либо граждан страны) государственную символику, средства массовой информации, устную агитационную пропаганду. Различные разновидности государственного национализма активно используются в современных США, Индии, Пакистане, Бразилии и других странах.

На стыке XX и XXI веков активно и крупномасштабно начала развиваться и интенсивно функционировать еще одна идеологическая доктрина всемирного масштаба - идеология глобализма.Глобализация представляет собой постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия.

Большинство западных социологов и политологов оценивают процесс глобализации однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что это приведет к консолидации мира и преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Однако социальная реальность оказывается более сложной, противоречивой и непредсказуемой. Интенсификация транснациональных отношений неизбежно снижает статус национальных государств и их социально-политическую значимость, а это вызывает обратную реакцию - усиление националистических ориентаций и возмущение народов слаборазвитых стран.

Наряду с глобальными идеологиями функционируют идеологии локальные и частичные.Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения (арабские государства).

Характерным примером такой идеологии является исламский фундаментализм. Локальные идеологии воспринимают и идеологии глобального типа, но они их воспринимают и преобразовывают в соответствии с традициями, национальными и культурными особенностями стран, в которых они развиваются и действуют.

Частичные идеологии обычно включены в национально-идеологическую панораму отдельного государства, и в своем содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам - Италии, Франции, России, Польше, Германии, Беларуси, Украины и других. Частичные идеологии воспринимают, трансформируют в своем содержании и способах проявления элементы как локальных, так и глобальных идеологий, часто выражая претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин, например, партийные идеологии ЛДПР, «Яблока», Союза правых сил России.

При всем стремлении любой локальной или частичной идеологии сконструировать свой собственный «духовно-идеологический мир», ни одна из них не представляет собой абсолютно замкнутой системы. Все они так или иначе взаимодействуют друг с другом, образуя в результате многокрасочную панораму современного мира.

Беларусь относится к тем государствам, где идет процесс формирования собственной идеологии, где есть сторонники социалистической, социал-демократической, либеральной и националистической идеологических платформ.

Идеи какой из этих идеологий лучше приживутся, покажет только время.

Контрольные вопросы

1. Что такое идея, и какова её роль в жизни общества?

2. Как возникло понятие «идеология»?

3. Что такое политическая идеология и каковы её основные функции?

4. Назовите основные типы идеологий.

5. Чем отличаются глобальные идеологии от локальных?

Литература

1. Мельник, В. А. Идеология и вызовы постсовременности (Государственная идеология) / В. А. Мельник // Беларусская думка. – 2001. - № 10. – С. 104-116.

2. Василевич, Г. Конституционное развитие и белорусское государство / Г. Василевич // Беларуская думка. – 2003. – № 2. – С. 24.

3. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 312 с.

4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. – Минск: Амалфея, 2004. – 352 с.

5. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ БГУ, 2003. – 360 с.

6. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства /
Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2004. – 477с.

7. Макаренко, В. П. Главные идеологии современности / В. П. Макаренко. – Ростов-на-Дону: Феникс монография, 2000. – 480 с.

8. Малахов, В. С. Национализм как политическая идеология / В. С. Малахов. – Москва: Университет, книжный дом, 2005. – 320 с.


Похожая информация.


История в 8-м классе на тему "Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство"

Цели урока:

Образовательные:

дать представление об основных направлениях общественной мысли XIX века.

Развивающие:

развивать у учащихся способность осмысливать теоретический материал, работая с учебником и дополнительными источниками;

систематизировать его, выделяя главное, оценивать и сравнивать взгляды представителей разных идейно-политических направлений, составляя таблицы.

Воспитательные:

воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.

Основные понятия:

либерализм,

неолиберализм,

консерватизм,

неоконсерватизм,

социализм,

утопический социализм,

марксизм,

Оборудование урока: СД

Ход урока

1. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.

Учитель: Урок, посвященный знакомству с идейно-политическими учениями XIX в., является достаточно сложными, так как он относятся не только к истории, но и к философии. Философов – мыслителей XIX в., как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Куда движется история? Какими должны быть отношения между государств ом и личностью, личностью и церковью, между новыми классами – буржуазией и наемными работниками? Я надеюсь, что мы справимся сегодня на уроке с этой сложной задачей, т. к. у нас уже есть знания по этой теме: вы получили домой задание познакомиться с учением либерализма, консерватизма и социализма - они послужат основой для усвоения нового материала.

Какие цели ставит каждый из вас сегодня на уроке? (ответы ребят)

2. Изучение нового материала.

Класс делится на 3 группы. Работа в группах.

Каждая группа получает задания: выбрать одно из общественно- политических течений, познакомиться с основными положениями этих течений, заполнить таблицу и приготовить презентацию. (дополнительная информация – приложение 1)

На столе разложены выражения, характеризующие основные положения учений:

деятельность государства ограничена законом

существует три ветви власти

свободный рынок

свободная конкуренция

свобода частного предпринимательства

государство не вмешивается в экономику

личность несет ответственность за собственное благополучие

путь преобразований – реформы

полная свобода и ответственность личности

власть государства не ограничена

сохранение старых традиций и устоев

государство регулирует экономику, но не покушается на собственность

отрицали “равенство и братство”

государство подчиняет себе личность

свобода личности

соблюдение традиций

неограниченная власть государства в форме диктатуры пролетариата

уничтожение частной собственности

уничтожение конкуренции

уничтожение свободного рынка

государство полностью контролирует экономику

все люди имеют равные права и блага

преобразование общества – революция

уничтожение сословий и классов

уничтожение имущественного неравенства

государство решает социальные проблемы

свобода личности ограничена государством

труд обязателен для всех

запрещено предпринимательство

запрещена частная собственность

частная собственность служит всем членам общества или заменена на общественную

отсутствует сильная власть государства

государство регламентирует жизнь человека

деньги отменены.

3. Каждая группа анализирует свое учение.

4. Обобщающая беседа.

Учитель: Что общего во взглядах либералов и консерваторов? В чем различия? В чем состоит главное различия между социалистами, с одной стороны, и либералами и консерваторами – с другой? (в отношении к революции и частной собственности). Какие слои населения будут поддерживать либералов, консерваторов, социалистов? Для чего необходимо знать современному молодому человеку основные идеи консерватизма, либерализма, социализма?

5. Подведение итогов. Суммирование подходов и точек зрения.

Какую роль вы согласны отвести государству?

Какие пути решения социальных проблем вы видите?

Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

Какой вывод по итогу урока вы можете сформулировать?

Вывод: Ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является “единственным истинно правильным”. Необходимо критически подходить к любому учению.

Приложение 1

Либералы, консерваторы, социалисты

1. Радикальное направление либерализма.

После окончания Венского конгресса карта Европы приобрела новый вид. Территории многих государств были разбиты на отдельные области, княжества и королевства, которые затем поделили между собой крупные и влиятельные державы. В большинстве европейских стран была восстановлена монархия. Священный союз прикладывал все усилия для поддержания порядка и искоренения всякого революционного движения. Однако вопреки желаниям политиков в Европе продолжали развиваться капиталистические отношения, которые вступали в противоречие с законами старого политического устройства. При этом к проблемам, вызванным экономическим развитием, прибавлялись сложности, связанные с вопросами ущемления национальных интересов в различных государствах. Все это привело к появлению в 19 в. в Европе новых политических направлений, организаций и движений, а также к многочисленным революционным выступлениям. В 1830-е годах национально-освободительное и революционное движение охватило Францию и Англию, Бельгию и Ирландию, Италию и Польшу.

В первой половине 19 в. в Европе сформировались два главных общественно-политических течения: консерватизм и либерализм. Слово либерализм происходит от латинского “Liberum” (либерум), т. е. относящийся к свободе. Идеи либерализма были высказаны еще в 18 в. в эпоху Просвещения Локком, Монтескье, Вольтером. Однако этот термин получил широкое распространение во 2-м десятилетии 19 в., хотя значение его в это время было крайне расплывчатым. В законченную систему политических взглядов либерализм стал оформляться во Франции в период Реставрации.

Сторонники либерализма считали, что человечество сможет двигаться по пути прогресса и достигнет социальной гармонии только в том случае, если в основу жизни общества будет положен принцип частной собственности. Общее благо, по их мнению, складывается из успешного достижения гражданами своих личных целей. Поэтому необходимо с помощью законов обеспечить людям свободу действия как в сфере экономики, так и в других сферах деятельности. Границы этой свободы, как это и было указано в Декларации прав человека и гражданина, должны определяться также законами. Т. е. девизом либералов была ставшая позже знаменитой фраза: “разрешено все, что не запрещено законом”. При этом либералы считали, что свободным может быть лишь тот человек, кто в силах отвечать за свои действия. К категории людей, которые способны отвечать за свои поступки, они относили только образованных собственников. Действия государства также должны ограничиваться законами. Либералы полагали, что власть в государстве необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную.

В экономической области либерализм выступал за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство при этом, по их мнению, не имело права вмешиваться в рыночные отношения, но обязано было играть роль “сторожа” частной собственности. Лишь в последней трети 19 в. так называемые “новые либералы” стали говорить о том, что государство должно поддерживать и неимущие слои населения, сдерживать рост межклассовых противоречий и добиваться всеобщего благосостояния.

Либералы всегда были убеждены в том, что преобразования в государстве должны осуществляться с помощью реформ, но ни в коем случае не в ходе революций. В отличие от многих других течений, либерализм предполагал, что в государстве есть место и тем, кто не поддерживает существующую власть, кто думает и говорит иначе, чем большинство граждан, и даже иначе, чем сами либералы. Т. е. сторонники либеральных взглядов были убеждены, что оппозиция имеет право на законное существование и даже на высказывание своих взглядов. Ей категорически запрещалось лишь одно: революционные действия, направленные на изменение формы управления.

В 19 в. либерализм стал идеологией многих политических партий, объединяющих сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. При этом существовали различные формы либерализма. Умеренные либералы считали идеальным государственным строем конституционную монархию. Другого мнения придерживались радикальные либералы, которые стремились к установлению республики.

2. Консерваторы.

Либералам противостояли консерваторы. Название “консерватизм” происходит от латинского слова “conservatio” (консервацио), которое означает “охранять” или “сохранять”. Чем шире распространялись в обществе либеральные и революционные идеи, тем сильнее становилась потребность в сохранении традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы стремились создать такое государство, которое с одной стороны, признавало бы священное право собственности , а с другой - было бы в состоянии защитить привычные ценности. При этом, по мнению консерваторов, власти имеют право вмешиваться в экономику и регулировать ее развитие, а граждане должны подчиняться предписаниям государственной власти. Консерваторы не верили в возможность всеобщего равенства. Они говорили: “Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага”. Свободу же личности они видели в возможности сохранять и поддерживать традиции. Социальные реформы консерваторы рассматривали как крайнее средство в условиях революционной опасности. Однако с развитием популярности либерализма и появлением угрозы потерять голоса на выборах в парламенты консерваторы должны были постепенно признать необходимость социальных преобразований, а также принять принцип невмешательства государства в экономику. Поэтому в результате почти все социальное законодательство в 19 в. было принято по инициативе консерваторов.

3. Социализм.

Кроме консерватизма и либерализма в 19 в. получают широкое распространение идеи социализма. Этот термин происходит от латинского слова “socialis” (социалис), т. е. “общественный”. Мыслители-социалисты видели всю тяжесть жизни разорявшихся ремесленников, работников мануфактур и фабричных рабочих. Они мечтали о таком обществе, в котором навсегда исчезнут нищета и вражда между гражданами, а жизнь каждого человека будет защищенной и неприкосновенной. Главную проблему современного им общества представители этого направления видели в частной собственности. Социалист граф Анри Сен-Симон считал, что все граждане государства делятся на “индустриалов”, занятых полезным созидательным трудом и “собственников”, присваивающих доходы чужого труда. Однако он не считал необходимым лишать последних частной собственности. Он надеялся, что, апеллируя к христианской морали, можно будет убедить собственников добровольно делиться доходами с “младшими братьями” - рабочими. Другой сторонник социалистических взглядов Франсуа Фурье также полагал, что в идеальном государстве должны сохраниться классы, частная собственность и нетрудовые доходы. Все проблемы должны быть решены за счет роста производительности труда до такого уровня, когда будет обеспечено богатство для всех граждан. Доходы государства должны будут распределяться между жителями страны в зависимости от внесенного каждым из них вклада. Английский мыслитель Роберт Оуэн имел иное мнение по вопросу о частной собственности. Он думал, что в государстве должна существовать только общественная собственность, а деньги следует упразднить вовсе. По мнению Оуэна, с помощью машин общество может производить достаточное количество материальных благ, нужно только справедливо распределять их между всеми его членами. И Сен-Симон, и Фурье, и Оуэн были убеждены в том, что идеальное общество ждет человечество в будущем. При этом путь к нему должен быть исключительно мирным. Социалисты делали ставку на убеждение, развитие и воспитание людей.

Дальнейшее развитие идеи социалистов получили в работах немецкого философа Карла Маркса и его друга и соратника Фридриха Энгельса. Созданное ими новое учение получило название “марксизм”. В отличие от своих предшественников Маркс и Энгельс считали, что в идеальном обществе нет места частной собственности. Такое общество стало называться коммунистическим. Привести человечество к новому строю должна революция. По их мнению, произойти это должно будет следующим образом. С развитием капитализма станет усиливаться обнищание народных масс, а богатство буржуазии возрастать. Классовая борьба при этом станет распространятся все шире. Во главе нее встанут социал-демократические партии. Результатом борьбы будет революция, в ходе которой установится власть рабочих или диктатура пролетариата, произойдет отмена частной собственности, и сопротивление буржуазии будет окончательно сломлено. В новом обществе будут не только установлены, но и соблюдены политические свободы и равенство всех граждан в правах. Рабочие будут принимать активное участие в управлении предприятиями, а государство должно будет контролировать экономику и регулировать происходящие в ней процессы в интересах всех граждан. Каждый человек при этом получит все возможности для всестороннего и гармоничного развития. Однако позже Маркс и Энгельс пришли к выводу, что социалистическая революция не единственный способ разрешения общественных и политических противоречий.

4. Ревизионизм.

В 90‑е гг. XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития - эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение - раскол.

С критикой классического марксизма выступил немецкий социал-демократ Э. Бернштейн. Суть теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения - служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

4. Он писал о том, что на рубеже XIX-XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное - это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

5. Анархизм.

Критика марксизма издавалась и с другой стороны. Против него выступали анархисты. Это были последователи анархизма (от греч. anarchia - безвластие) - политического течения, провозглашавшего своей целью уничтожение государства. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем У. Годвином, который в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793) провозгласил лозунг «Общество без государства!». К анархистским относили самые разные учения - и «левые» и «правые», самые разные выступления - от бунтарских и террористических до движения кооператоров. Но у всех многочисленных учений и выступлений анархистов была одна общая черта - отрицание необходимости государства.

ставил перед своими последователями только задачу разрушения, «расчистки почвы для будущего строительства». Ради этой «расчистки» он призывал народные массы к выступлениям и террористическим актам против представителей класса угнетателей. Как будет выглядеть будущее анархистское общество, Бакунин не знал и над этой проблемой не работал, считая, что «дело созидания» принадлежит будущему. А пока нужна была революция, после победы которой в первую очередь следует разрушить государство. Бакунин не признавал также участия рабочих в парламентских выборах, в работе каких-либо представительных организаций.

В последней трети XIX в. развитие теории анархизма связано с именем виднейшего теоретика этого политического учения Петра Александровича Кропоткина (1842-1921). В 1876 г. он бежал из России за границу и стал издавать в Женеве журнал «La Revolte», сделавшийся главным печатным органом анархизма. Учение Кропоткина называют «коммунистическим» анархизмом. Он стремился доказать, что анархизм исторически неизбежен и является обязательной ступенью в развитии общества. Кропоткин считал, что государственные законы мешают развитию естественных прав человека, взаимной поддержки и равенства, а потому порождают всяческие злоупотребления. Он сформулировал так называемый «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом. Идеалом организации общества он считал федерацию: федерацию родов и племен, федерацию вольных городов, деревень и общин в Средние века, современные государственные федерации. Чем же должно цементироваться общество, в котором нет государственного механизма? Здесь-то Кропоткин и применял свой «закон взаимной помощи», указывая, что роль объединительной силы станут выполнять взаимопомощь , справедливость и нравственность, чувства, заложенные в натуре человека.

Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей - государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

Вопросы и задания:

Заполните таблицу: «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».

Вопросы для сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм (марксизм)

Ревизионизм

Анархизм

Роль государства

в экономической жизни

Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

Пределы индивидуальной свободы

Каким виделся путь развития общества представителям либерализма? Какие положения их учения кажутся вам актуальными для современного общества? Каким виделся путь развития общества представителям консерватизма? Как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня? Чем было вызвано появление социалистических учений? Имеются ли условия для развития социалистического учения в XXI в.? На основе известных вам учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время. Какую роль вы согласны отвести государству? Какие вы видите пути решения социальных проблем? Как представляете себе пределы индивидуальной свободы человека?

Либерализм:

роль государства в экономической жизни: деятельность государства ограничена законом. Существуют три ветви власти. В экономике свободный рынок и свободная конкуренция. Государство мало вмешивается в экономику позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: личность свободна. Путь преобразования общества через реформы. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ

пределы индивидуальной свободы: полная свобода личности: "Разрешено всё, что не запрещено законом". Но свобода личности предоставляется тем, кто несёт ответственность за свои решении я.

Консерватизм:

роль государства в экономической жизни: власть государства практически не ограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей. В экономике: государство может регулировать экономику, но без покушения на частную собственность

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: баролись за сохранение старого порядка. Отрицали возможность равенства и братства. Но новые консерваторы были вынуждены согласиться с некоторой демократизацией общества.

пределы индивидуальной свободы: государство подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиций.

Социализм (марксизм):

роль государства в экономической жизни: неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата. В экономике: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономику.

позиция по социальному вопросу и пути решения проблем: все должны иметь равные права и равные блага. Решение социальной проблемы через социальную революцию

пределы индивидуальной свободы: государство само решает все социальные вопросы. Свобода личности ограничена государственной диктатурой пролетариата. Труд обязателен. Частное предпринимательство и частная собственность запрещены.

Линия сравнения

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Главные принципы

Предоставление личности прав и свобод, сохранение частной собственности, развитие рыночных отношений, разделение властей

Сохранение строго порядка, традиционных ценностей, частной собственности и сильной государственной власти

Уничтожение частной собственности, установление имущественного равенства, прав и свобод

Роль государства в экономической жизни

Государство не вмешивается в экономическую сферу

Государственное регулирование экономики

Отношение к социальным вопросам

Государство не вмешивается в социальную сферу

Сохранение сословных и классовых различий

Государство обеспечивает предоставление социальных прав всем гражданам

Пути решения социальных вопросов

Отрицание революции, путь преобразования - реформа

Отрицание революции, реформа как крайнее средство

Путь преобразования - революция

Появление либеральной идеологии было обусловлено начавшейся модернизацией западноевропейского общества и необходимостью борьбы против экономических и политических структур феодализма. Наиболее видными идеологами классического либерализма стали Дж. Локк и Д. Юм в Англии, Ш. Монтескье, Вольтер и Д. Дидро во Франции, И. Кант в Германии, Джефферсон, Гамильтон, Франклин в США.

Ø Абсолютная ценность человеческой личности и вытекающее отсюда равенство людей от рождения.

Ø Неотчуждаемые права человека - на жизнь, свободу, собственность.

Ø Государство - результат общественного договора, главной целью которого является защита этих прав.

Ø Концепция правового государства.

Ø Принцип разделения власти.

Ø Каждый гражданин должен обладать чувством моральной ответственности по отношению к другим членам общества и принимать участие в общественных делах.

Ø Сокращение государственного вмешательства и регламентации.

Ø Признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства.

Сегодня задачи реформирования общества либералы видят в укреплении реальной власти парламентов, повышении эффективности исполнительной власти и парламентского контроля над ней, децентрализации власти, юридической защите прав личности и человеческого достоинства, уравновешивании вмешательства и невмешательства государства для того, чтобы примирить интересы человека с интересами общества.

М.М. Ковалевский доказывал, что преодолеть противоречие между свободой и равенством можно в том случае, если ввести вместо понятия равенства понятия справедливости и солидарности . Концепция солидарности соответствовала основным принципам социального либерализма, поскольку в ней присутствовала идея защиты личности и ее прав наряду с утверждением коллективистских основ бытия человечества. М.М. Ковалевский полагал, что солидарность не требует от людей отказа от свободы самоопределения и от субъективных прав. Свобода самоопределения одной личности не должна мешать свободе самоопределения других, поэтому с каждым субъектом права связано понятие об обязанностях.

Консерватизм появился как реакция на распространение революционно-демократических идей эпохи Просвещения и особенно на практику Великой Французской революции. Отличительные черты консерватизма - традиционализм и реформизм, аристократизм. Ф. Хайек, М. Фридман, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

Принципы неоконсерватизма:

Ø несовершенство природы человека;

Ø ограниченность человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;

Ø особая роль традиций, институтов, символов;

Ø ненадежность прогресса ввиду ограниченности поступательного движения, на которое способно общество;

Ø естественное неравенство людей;

Ø необходимость общественных классов и групп;

Ø несовершенство правления большинства, подверженного ошибкам и склонного к потенциальной тирании, и в связи с этим - желательность рассредоточения и сбалансирования политической власти;

Ø важнейшая роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка.

Либеральный консерватизмБ.Н. Чичерина (1828-1904).

В центре концепции Чичерина - личность со своими правами и свободами . Он провозгласил принцип: «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Только в обществе, отмечал ученый, человек может реализовать все свои способности, входя по своему усмотрению в тот или иной общественный союз. Он говорил, что первой ступенью человеческого общежития, логическим переходом от личного права к общественному является семья. Вторую ступень составляют церковь и гражданское общество. Гражданское общество как совокупность частных целей ни по объему, ни по содержанию не совпадает с государством. Государство управляет совокупными интересами народа, но вся область личной деятельности человека лежит вне государства; государство может оказывать большее или меньшее, но, во всяком случае, только косвенное влияние.

В государстве идея человеческого общежития, утверждал Чичерин, достигает высшего развития. Государство по его учению, «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага».

Основными элементами государства, по Б.Н. Чичерину, являются:

(1) власть;

(2) закон;

(3) свобода;

(4) общая цель.

Он писал, что идея государства и его цель - гармоническое сочетание всех общественных элементов и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Государство, по его мнению, должно взять в свое ведение те учреждения, которые имеют всеобщий характер. Главная гарантия того, что оно не станет вторгаться в область частных интересов, должна заключаться, считал Чичерин, в организации государственной власти, включая представительные учреждения. Граждане, обладая политической свободой, должны сами стать участниками государственной власти. Без политической свободы, утверждал он, личная свобода лишена гарантии: «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола…».

Чичерин - родоначальник «государственной школы права», рассматривавшей историю России как смену юридических форм общества.

Высшей стадией развития идеи государства он считал конституционную монархию , в которой, как он утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители - начало свободы, аристократическое собрание - постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Поэтому в период подготовки крестьянской реформы в России он порицал демократов за «безумные воззвания к дикой силе», из-за которых «вместо уважения к праву и к закону водворится привычка хвататься за топор». Чичерин был противником революции, но сторонником реформ. Он призывал правительство «не потакать проискам Чернышевского, Добролюбова», считая при этом наилучшим вариантом политико-правового развития России самоограничение абсолютной власти. Это самоограничение означало переход от самодержавия к конституционной монархии, который, как он надеялся, будет осуществлен посредством глубоких реформ, проводимых по инициативе и с согласия царя.

Он различал три вида либерализма: уличный, оппозиционный, охранительный.

Позитивный смысл свободе может придать, по убеждению Чичерина, только либерализм охранительный. Необходимо действовать, «понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, не сохраняя беспристрастную независимость».

Являясь сторонником конституционной монархии, Чичерин предлагает создание в России двухпалатного законосовещательного собрания: верхняя палата образуется на базе Государственного совета из назначаемых правительством чиновников, нижняя - из выборных представителей, которые должны выражать интересы всего народа.

Социализм . В «марксизме-ленинизме» в его большевистском варианте присутствуют следующие элементы:

· идея о возможности, желательности и необходимости построения совершенного общества;

· признание неизбежности и оправданности революционного насилия в период борьбы за власть, государственного принуждения после установления тоталитарного режима;

· агрессивность и милитаризм;

· антилиберализм и антидемократизм;

· отрицание ценности человеческого опыта и фальсификация исторического прошлого;

· отрицание традиционных форм жизнедеятельности, религии и морали как общечеловеческой ценности;

Консерватизм

Определение 1

Консерватизм является политической идеологией, ориентирующейся на сохранение и поддержку исторически сформированных форм общественной и государственной жизни, в первую очередь морально-правовых ее базисов, которые воплощены в религии, нации, собственности, семье.

Ключевое в понимании консерватизма в образе политической идеологии отражается в установке на защиту традиционных устоев жизни общества. Образовавшись в конце 18-го столетия в форме негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идею, консерватизм на сегодняшний день ассоциирован с теми в политике, кто в большей степени подпадет под понятие «правых», тех кто славит наследованные от предыдущего моральные установки и нормы, оказывает противодействие радикальному реформаторству, делает попытки сохранения оформившегося порядка вещей.

Замечание 1

В то же время было бы неверно отождествить консерватизм и реакционность. Реакционер является тем, кто хочет возвратить прошлое, в то время как консерватор имеет интерес к сохранению настоящего, не исключив возможность перемен того, что созрело для них.

В такой связи важно понять формулу консерватизма: «Одной рукой изменить то, что должно измениться, в иной сохранять то, что еще возможно».

Современные разновидности консерватизмапредставлены:

  • Традиционализмом;
  • Либертаризмом;
  • Неоконсерватизмом.

Сущность либерализма

Определение 2

Либерализм является совокупностью идейно-политических течений, экономических и политических программ, которые ставят целью смягчение или ликвидацию разных форм общественного и государственного принуждения в отношении индивида.

Выясняя существо и главные принципы либерализма, необходимо учитывать, что, как и консерватизм, либерализм историческим образом также имеет связь с эпохой буржуазных революций 17-18 столетий, но уже в форме идеологического обоснования ценностной нового класса - торгово-промышленной буржуазии, шедшей на смену аристократии.

Данное обстоятельство определило главную идею либерализма, представленную идеей реализации свободы личности, которая представлена как универсальная, общая ценность и ценное непреходящее благо.

Основополагающие признаки либерализма отражаются в:

  • индивидуальной свободе;
  • соблюдении и уважении прав человека;
  • свободе предпринимательства и собственности;
  • приоритете равенства возможностей перед равенством социума;
  • правовом равенстве граждан;
  • договорной системе образования государственности (отделение государства от гражданского общества);
  • разделении властных ветвей, идеи свободных выборов всех властных институтов;
  • невмешательстве государства в частную жизнь.

Но следование классической модели либеральной идеологии вело к общественной поляризации. Ничем не сдерживаемый либерализм в политике и экономике не обеспечил гармонии и справедливости в социуме.

Свободная, не ограниченная ничем конкуренция способствует поглощению слабейших сильнейшими конкурентами. В любых секторах экономики монополии были доминирующими. Подобная ситуация сложилась и в политике. Идеи либерализма начали входить в кризисный процесс. Исследователи даже начали вести разговоры о «закате» идей либерализма.

В итогед олгих дискуссий и теоретических поисков в первой половине 20-го столетия пересмотру подверглись отдельные базисные принципы классического либерализма и был разработан новый концепт «социального либерализма», именуемый неолиберализмом.

В основании программы неолибералов положены такие идеи, как:

  • консенсус управляемых и управляющих;
  • участие масс в политической процессии;
  • демократизм процедуры принятия политических решений, речь идет о принципе «политической справедливости»;
  • ограниченность государственного регулирования социальной и экономической сфер;
  • ограничение на уровне государства деятельности монополий;
  • гарантированность определенных социальных прав, так как, право на образование, на труд, на пособие в старости и пр.

Кроме этого, неолиберализм предположил защиту личности от злоупотреблений и негативных последствий системы рыночного типа.

Главные ценности неолиберализма заимствовали другие идеологические течения. Он привлек тем, что послужит идеологической основой правового равенства индивидов и правовой государственности.

Двойственная сущность политического консерватизма

С одной стороны, политический консерватизм представлен системой охранительного сознания по отношению к испытанному практикой истории, доказавшему собственную надёжность общественному устройству и властным институтам. Так как для любой исторической эпохи характерной является собственная устоявшаяся властная система, консерватизм иногда проявляет нужду в изменении собственной идейно-политической ориентации. В данном отношении его именуют «идеологическим хамелеоном», изменяющим собственную политическую окраску зависимо от того, какое общественно-политическое устройство и интересы какого управляющего класса он охраняет в какой-либо исторический временной период.

С иной стороны, консерватизм является системой традиционных моральных и социальных устоев и ценностей, которые он считает неизменными и главными критериями и ориентирами прогресса в обществе. Средь таких ценностей консерваторы выделили: нацию, семью, религию, сильное государство, преемственность, мораль, верность традициям, порядок, собственность, элитизм и пр.

Необходимо отметить, что если либерализм считает главной ценностью права и свободы, социализм и коммунизм– социальные справедливость и равенство, то консерватизм этими ценностями находит крепкую семью, традиционную религию, сплоченную нацию и общественную мораль, неприкосновенное право собственности и сильное государство. Это, с консерваторской точки зрения, те фундаментальные традиционные ценности какого-либо общества, по состоянию которых лишь можно судить об эффективности его политического устройства.