Консультация для педагогов доу "виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста". Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 66 «Пчёлка»

Консультация для воспитателей

на тему:

« Виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста ».

Выполнила: учитель-логопед

Трошина Анна Львовна

г. Подольск

март - 2018 г.

Речь ребёнка в младшем дошкольном возрасте

В возрасте 2-3 лет в результате активного подражания, подкрепляемого повышенным с возрастом интереса к речи, речь ребенка представляет богатую, хотя и крайне пеструю и неустойчивую картину.

К 3-4 годам у ребенка речь уже сформирована и имеет лишь некоторые особенности, обусловленные психофизиологическими факторами.

Основными причинами патологии детской речи являются:

    различная внутриутробная патология;

    токсикоз при беременности,

    вирусные и эндокринные заболевания, травмы,

    несовместимость крови по резус-фактору и др; родовая травма и асфиксия во время родов;

    заболевания в первые годы жизни ребенка.

Нарушения речи

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовом детском саду, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются (по клинико-педагогической классификации): алалия, афазия, ринолалия, заикание и различного типа дизартрии. Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. Нарушение темпо-ритмической стороны речи.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

Основные проявления дизартрии:

    расстройство артикуляции звуков

    изменение темпа и ритма речи

    изменение интонации.

Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

Работа по коррекции речи при дизартрии длительная и требует тесного сотрудничества логопеда, невролога и родителей.

Можно выделить некоторые виды дефектов речи по психолого-педагогической классификации:

    Общее недоразвитие речи (ОНР);

    Фонетические и фонематические нарушения (ФФНР);

    Фонетическое недоразвитие речи (ФНР);

    Заикание и др.

Так, возникнув в детстве, речевое нарушение без квалифицированной помощи логопеда, закрепляется и с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.

ЗРР - задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от
возрастной нормы в возрасте до 4 лет

    Задержка в развитии речи (ЗРР) отражается на формировании всей психики ребенка.

    Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

    Задержка в развитии речи у детей требует обязательной логопедической коррекции.

    Если у ребенка к 2,5 годам не появилась речь необходимо обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу. Занятия важно начинать как можно раньше и не ждать возрастного рубежа 4-х лет.

ОНР - общее недоразвитие речи - это такое нарушение речи, которое при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются:

    нарушение звукопроизношения,

    недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка),

    выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Причины возникновения нарушений звукопроизношения:

    неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье)

    подражание плохо говорящим сверстникам

    двуязычие в семье, педагогическая запущенность

    недоразвитие фонематического слуха, снижение слуха

    недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)

    отклонения в умственном развитии ребенка

Выделяются несколько видов нарушения звукопроизношения:

1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".

3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм - звуков к и к"; гаммацизм - звуков г и г, «хитизм - звуков х и х"; йотацизм - звука й.

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков,

которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем:

1. Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его.

2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам).

3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: дислексия, дисграфия)

4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать.

5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.

Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать,

А затем значительно отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется т грамматический строй речи, поэтому у ребенка может появиться ОНР(общее недоразвитие речи).И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения(нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).

Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ?

Сейчас уже достаточно широко известно, что здоровье детей закладывается не только задолго до его появления на свет, но и за долго до зачатия. И вовсе не дело случая, каким он появится на свет: сильным или слабым, с хорошей или плохой сопротивляемостью, с большими или малыми возможностями после дующего интеллектуального развития.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:

  1. Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
  2. Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции.
  3. Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций.
  4. Формирование потребности в общении

Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо-физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи.(задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы,

Параличи речевого аппарата, нарушения в строении речевого аппарата и т.д.)Детям до 3 лет при наличии каких –либо нарушений ставят заключение- задержка речевого развития. После 3 лет по заключению ПМП консилиума направляют на ПМП Комиссию в городскую поликлинику с полным пакетом документов. Там детей обследуют специалисты и ставят окончательное заключение, с которым либо направляют в речевое ДОУ, либо определяют другой маршрут развития.

Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:

  1. фонетическом,
  2. фонематическом
  3. просодическом
  4. лексико- грамматическом
  5. нарушения общения.

Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные

Внешние признаки, так и охватывающие системно различные уровни

Речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних

Проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень

Долго идет этап автоматизации полученных знаний.

Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.

В периоды развития ребенка на формирование речи неблагоприятно влияет:

  1. травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга.
  2. Воспалительные заболевания головного мозга.
  3. Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха.
  4. Применение некоторых лекарств.
  5. Поврежденный речевой аппарат до появления речи(приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца…)
  6. Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.

Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Неблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее бедна по содержанию и неправильна грамматически, ребенку ничего не остается, как усваивать усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще не обращают внимания, не исправляют ее. Это пример ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Неблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет своеобразие артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится 2 классификации речевых нарушений:

  1. Клинико- педагогическая
  2. Психолого- педагогическая (по Левиной)

В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:

ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.

БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.

ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.

ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика)

РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.

ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи(лексики, грамматики, фонетики, семантики) при нормальном слухе и интеллекте.

Каждая группа дефектов различается по форме, степени его выраженности. От этого и зависит характер коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.

Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ) или наслоение вторичных нарушений на первичные.А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.

Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители (добросовестные)под руководством логопеда дома проводят мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации: Что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. У нас в ДОУ с детьми принято заводить тетради. В них я (как учитель-логопед) пишу различные упражнения и задания различного характера на автоматизацию тех знаний, которые необходимо закрепить. Обязательно вписываю комплексы артикуляционной гимнастики, которые дети под руководством со взрослыми должны выполнять. Комплекс зависит от наличия дефектных звуков.

Необходимым компонентом в работе дома является пальчиковая гимнастика со своими направлениями. По мимо этого даются игры и упражнения, а также рекомендации в том направлении, что нужно корректировать. По своему опыту работы с детьми, как это банально не выглядит, родители, которые автоматизируют дома полученные знания вместе с детьми проигрывая и упражняясь, результата в работе добиваются быстрее, чем те, которые, наверное, не считают это нужным. И всю работу выполняет логопед. Поэтому, у таких детей результат в работе минимальный.А конечного результата приходится ждать долго.

МБДОУ ДС КВ № 39 « ЗОЛУШКА»

ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В

ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.»

СОСТАВИЛА И ПРОВЕЛА

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

МОХОВА И.А.


Транскрипт

1 1 Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Консультацию подготовила учитель-логопед МБДОУ ЦРР детского сада 17 Бабаева В.Р.

2 Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе. ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом. Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами. Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др. Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех четырех -летнего возраста. Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание. ФФНР (фонетико - фонематическое недоразвитие речи) 2 Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствует более быстрому усвоению правильного звукопроизношения в целом. В процессе восприятия чужой речи ребенок должен осмыслить содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребенок не только говорит, но и слушает. Он воспринимает собственную речь благодаря взаимодействию речедвигательного и слухового анализатора. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимание на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят. Доказано, что нормально развивающиеся дети довольно рано подмечают ошибки в произношении. Если в

3 момент разговора ребенок допустит какую-то неточность, то тут же благодаря четкой работе слухового анализатора заметит и сам ее исправит. Изучение недостатков произношения и различения фонем у дошкольников показало, что картина нарушения речи у них неоднозначна. Наиболее типичным является: недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например: звуки [с] и [ш] могут заменяться нечетко произносимым смягченным звуком [ш]; смешение звуков, т. е. в одних случаях ребенок употребляет звуки [с], [ш] правильно (санки, шуба), а при усложненных вариантах речи взаимозамещает их; замены звуков более легкими по артикуляции («Фамаéт потóим тáми» «Самолет построим сами»); искаженное произношение звуков в сочетании с вышеперечисленными дефектами. Признаком фонематического недоразвития является чаще всего незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими характеристиками. Трудности различения звуков выявляются при выполнении специальных диагностических заданий, предполагающих достаточный уровень развития фонематического восприятия. Например: выделить определенный звук из ряда других звуков; повторить ряды слов и слогов с оппозиционными звуками (изолированно эти звуки ребенок произносит правильно): па-ба, ба-па, да-да-та, та-та-да и т. д.; определить наличие (отсутствие) заданного звука в слове. Например: звук [с] в словах: сани, чай, щетка, стакан, шапка, курица, замок; самостоятельно отобрать картинки с заданным звуком; назвать ряд слов, содержащих определенный звук. Как правило, подобные задания вызывают затруднения у детей с ФФН. Несформированность фонематических представлений снижает у этих детей готовность к овладению звуковым анализом. Нередко вместо выделения первого гласного или согласного звука дети называют слог или все слово. Совокупность всех перечисленных отклонений в произношении и фонематическом развитии не позволяет детям позже полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки: замены согласных букв («зелезо» железо, «лека» река и т. д.); пропуски букв («смовар», «тул» и т. д.); перестановка букв и слогов («кошолатка» шоколадка, «петерь» теперь, «логова» голова, «моколо» молоко и т. д.); замены гласных даже тогда, когда они стоят под ударением: е и (сел «сил»), о у (пол «пул»); вставка лишних букв («пошала» пошла) 3 Дизартрия ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией. Основные проявления дизартрии: - расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) - нарушение голосообразования - изменение темпа и ритма речи - изменение интонации. Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не

4 отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга При данных дефектов логопеды встречаются с большими трудностями и период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу. Для раннего выявления этой формы дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы и причины возникновения, характеризующие это нарушение. Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым. При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений. Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы: «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец и другие упражнения пальчиковой гимнастики. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками 9плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв). Особенности артикуляторного аппарата: 4

5 У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются следующие особенности артикуляторного аппарата. Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается. Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата. Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое) Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются саливацией, не сглатывают слюну. Дети со стертой формой дизартрии по заданию выполняют все движения из логопедической гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи. Звукопроизношение при стертой дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т. е. те же варианты что и при дислалии. Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных. (митионей вместо милиционер). Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становиться захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т. к. произносят слова они скандировано, т.е по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики. Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания. Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук. 5

6 6 ОНР (общее недоразвитие речи) ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности: Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам; Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; Речь детей с ОНР малопонятна. Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от темповой задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии. Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др. Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения. Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

7 Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития. Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. 7 Заикание. ЗАИКАНИЕ- это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи). В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу. Физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи - это запинки несудорожного характера. Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы - это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью. Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР. В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!!! Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками: Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

8 8 Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно. Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается. Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций). Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу. Давайте ребенку время говорить без перерыва. Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает. Если Ваш ребенок левша е переучивайте его. Будьте спокойны и сдержаны. Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время. Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш: - употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и); - повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы; - делает вынужденные остановки в середине слова, фразы; - затрудняется перед началом речи.

Дизартрия Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи,обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной ипросодической

Тема: «Логопедический массаж при стертой дизартрии» Обследование речи обучающихся в школах показали, что в 80% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия,

«Стертая дизартрия». Что это? Консультация для родителей. Довольно часто в школу поступают дети, которым в поликлинике был поставлен диагноз «стертая форма дизартрии». Соответственно, возникает вопрос

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В. Причины нарушений речи Неблагоприятная наследственность Внутриутробная патология

ОГКУ «Костромской областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Составила учитель-логопед Полтавская О. А. Почему надо

Заикание Заикание это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Что нужно знать родителям о дизартрии Учителя-логопеды: М.И. Четыркина, Е. Ю. Егорова. Что такое дизартрия? Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью

Дизартрия, механизмы возникновения, причины, основные направления коррекции. Выступление на городском методическом объединении учителей логопедов 05.12.2014 Подготовила Е.Н.Родина, учитель-логопед Дизартрия

«Особенности проявления речевых нарушений у дошкольников» Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка по ФГОС Ребенок: - хорошо владеет устной речью - любознателен - способен к принятию

Здравствуйте дорогие родители! Что делать, если у ребенка задерживается формирование эксперссивной(коммуникативной) устной речи, и ставят диагноз ОНР-общее недоразвитие речи? Чем характеризуется это состояние

Индивидуальные логопедические занятия с детьми Если вы обратили внимание на то, что речь вашего ребенка отличается от речи сверстников, у ребенка возникают проблемы в общении и он замыкается в себе, то

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, В КОТОРОМ РАСТЕТ РЕБЕНОК, СКАЗЫВАЕТСЯ НА ЕГО ПСИХИЧЕСКОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ЦЕЛЬ: ОБЪЯСНИТЬ ПРИЧИНЫ И РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ И ПУТИ

Презентация рабочей программы учителялогопеда МКДОУ д/с 77 комбинированного вида Адамович Т.В.. Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

ЧТО ТАКОЕ ОНР? Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую,

ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ Преподаватель АПК: Донченко Е.А. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Звуковая культура речи является составной частью общей

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? неправильная речь окружающих; двуязычие в семье; черепно-мозговая родовая травма. 2. Какой из перечисленных черепно-мозговых

УЧИТЕЛЬ ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ - УСТЯН ЕЛЕНА БОРИСОВНА Закончила дефектологический факультет МГЗПИ в 1990 году по специальности сурдопедагог. Педагогический стаж 30 лет. Член ПМПК Восточного округа с

Характеристика детей, страдающих дизартрией Выполнила: учитель-логопед первой категории МАДОУ ЦРР 466 Омельченко Е.А. Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста Учитель-логопед Нестерова Е.А. Учитель, знакомый с основами логопедии и заинтересованный в работе с детьми, имеющими речевое недоразвитие, может оказать

ФНР и ОНР: когда родителям надо идти к логопеду? Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать

Магистерская диссертация «Особенности просодической стороны речи и пути ее коррекции у дошкольников со стертой дизартрией» Студентки ФИО Научный руководитель: кандидат пед. наук, доцент ФИО Цель исследования

Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией Поданева Т.А., учитель-логопед В настоящее время среди детей дошкольного возраста

Программа индивидуального сопровождения учителя-логопеда как часть Адаптированной образовательной программы для ребенка с ОНР (уровень 2), стертой формой дизартрии и ОВЗ Ученик(ца), 1 класс Срок реализации

Перспективный план работы по коррекции звукопроизношения у учащихся. Составители: Черкашина С.И., Новосёлова Л.А. учителя-логопеды МБОУ СОШ 8 им. Сибирцева А.Н. Пояснительная записка Реквизиты документов,

Консультация для МО молодых педагогов (воспитателей) от 23.12.2014 года Особенности речи умственно отсталых детей Учитель-логопед: Ржевская С.И. В последние годы резко увеличилось количество детей с проблемами

Этапы нормального речевого развития Ребёнок начинает тренировать свой речевой аппарат с двухмесячного возраста, издавая различные звуки и звукосочетания. В предречевых голосовых реакциях можно различать

Виды дефектов речи Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях. Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист. В современной психологии выделяются

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка,

Григорьева И.А., к.п.н., доцент каф. логопатологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического университета (СПбГПМУ), логопед гр. 1 «Буквоешки» ГБДОУ 13 Приморского района Нарушения речи: как

Елена Дмитриевна Дмитрова Логопедические карты для диагностики речевых расстройств Е.Д. Дмитрова. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008 ISBN 978-5-17-049575-7,

Консультация для родителей Мой ребенок зачислен в логопедический пункт Подготовила учитель-логопед МБОУ СОШ 8 Викулина Л.В. Что такое логопункт? В настоящее время во многих школьных образовательных учреждениях

Обрезкова Надежда Николаевна учитель логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида СП д/с 43 Свердловская область, г. Нижний Тагил РАЗВИТИЕ

Формулировки логопедических заключений (для дошкольников) Предпосылки речевого недоразвития (до 2-х лет) Задержка речевого развития (с 2-х до 3-х лет) Общее недоразвитие речи I уровня (с 3-х лет) Общее

Система формирования интонационной выразительности речи у дошкольников с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ Учитель-логопед МБДОУ детского сада 15 «Светлячок» Десинова Надежда Александровна

Если у Вашего ребенка есть нарушения речи, необходимо обратится за консультацией к детскому логопеду. Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств? 1) неправильная речь окружающих; 2) двуязычие

Как помочь ребенку с нарушением речи? Речевые нарушения и компоненты языковой системы Фонетика Фонематика Фонетика Фонематика ОНР НВОНР Лексика Грамматика Лексика Грамматика Фонетика Фонематика Фонетика

Логопедическая информация для педагогов Наряду с клинико-педагогической классификацией речевых расстройств (выше) в логопедии используется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она

Дислалия, дизартрия, ринолалия: диагноз. Что он означает? Речевые проблемы у детей. Иногда можно услышать, как кто-то говорит о малыше: «Да у них какой-то аутичный ребенок!», Имея в виду, что малыш не

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР 4-5 ЛЕТ Лексическая сторона Грамматический строй Общее недоразвитие речи Звукопроиз ношение Связная речь ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Словарь основных логопедических терминов Автоматизация (звука) этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения

Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным

Пояснительная записка Опыт речевого общения у детей-логопатов оказывается намного меньше, чем у детей с нормальной речью и характеризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой,

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь

Использование в работе логопеда схем ориентировочной основы действий на начальном этапе коррекции звукопроизношения. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения

О соблюдении единых требований к формулированию логопедических заключений в системе ПМПК Новосибирской области Психолого-педагогическая классификация Выявление речевой симптоматики на основе психолого-лингвистических

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Морозова В.В., г. Санкт-Петербург В связи с тенденцией модернизации образования все более актуальной становится проблема

8.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине: Общие сведения 1. Кафедра СПиСП 44.03.03 Специальное 2. Направление подготовки (дефектологическое) образование,

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) это нарушение процессов формирования произносительной стороны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат» Ознакомлен: «Утверждено» Зам.директора по УВР Таразанова О.П. Согласен: Индивидуальная программа

Характеристика детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи. Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично

«Роль семьи в развитии речи детей» Будьте вместе с ребенком. Познавайте, играйте и развивайтесь. Только при совместной деятельности ребенок правильно воспримет окружающую его действительность. Л.С. Выгодский

Пугачева Лариса Анатольевна учитель-логопед I кв. кат. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Дружба" Россия г. Качканар Свердловской обл. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия

Этапы коррекционной работы при стертой форме дизартрии (По Архиповой Е. Ф.) Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В.

«Особенности взаимодействия специалистов и учителялогопеда в коррекционной работе». Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи

1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра СП исп 2. Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

ПРОБЛЕМА ОБЩЕГО НЕДОРЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Артеменко О.Н., Авакян В.Р. ФГАУ ВПО «Северо-кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных

Организация психолого-педагогического и коррекционно-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями в ДОУ Речь - одна из важнейших психических функций человека. Овладение речью, речевое общение

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Мелешко Дарья Викторовна студентка Мусихина Светлана Александровна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет» г. Курган, Курганская

Что полезно знать о развитии речи Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие родители, вы хотите, чтобы ваш

2.1. Логопункт МБДОУ организуется в целях реализации возможности интегрировать воспитание и обучение детей в группе общеразвивающей направленности с получением специализированной помощи в коррекции речевых

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, творческой, физкультурно-спортивной. Здоровьесберегающие технологии

Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают Учитель логопед Шолохова М.А. В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом

Сопровождение логопеда Программа коррекционных логопедических занятий Пояснительная записка Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими

Тема: «Презентация модели взаимодействия специалистов в дошкольных учреждениях» Выступающая: Логопед Гречишникова Ольга Сергеевна Высшей квалификационной категории Рис. 1. Модель взаимодействия в работе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 627 имени генерала Д.Д.Лелюшенко» Рабочая программа по дополнительному образованию КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7

Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюдженое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 37» (МБДОУ «Детский сад 37») УТВЕРЖДЕНО Приказом 194 от 01.09. 2015г

Коррекция речевых нарушений у младших школьников Калтанский городской округ 2015 Составитель Пилипенко Оксана Степановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории муниципального бюджетного

Нарушение речи. Дизартрия Дизартрия нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия возникает в результате поражения речевого

1 2 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы....3 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы...4 1.1.3. Характеристика детей с фонетико-фонематическим

Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Фонетико-фонематическое недоразвитие нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений у детей

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
  2. Соматическую ослабленность;
  3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
  4. Подражание речи окружающих людей.

Виды речевых нарушений у детей и их симптомы

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

  • Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
  • Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
  • Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
  • Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.

Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание. 4.7 из 5 (31 голосов)

Дефекты речи подлежат коррекции в детском возрасте. Своевременные занятия с логопедом могут исправить даже тяжелые нарушения.

Человек отличается от животного способностью мыслить и говорить, умением связно выражать то, о чем он думает. Но в некоторых случаях человеческая речь невнятна и непонятна окружающим. Одни дефекты речи подлежат исправлению, другие — сопровождают человека всю его жизнь.

Причины нарушения речи у детей

Причины нарушения речи у детей:

  • негативное влияние некоторых неблагоприятных факторов на плод в период беременности и родов
  • недостаток общения с ребенком
  • родовые или послеродовые поражения мозга
  • травмы и повреждения головы у детей младше 3 лет
  • плохая наследственность
  • анатомические особенности, своеобразное строение челюстей
  • привычка сосать пальцы
  • психические травмы
  • испуг
  • длительная напряженная ситуация в семье


Испуг — одна из причин нарушения речи у детей

Особенности нарушения речи

Речь человека быстро развивается в первые 3-5 лет жизни.
Под нормальной речью подразумевают внятное проговаривание ребенком всех букв.

Различают следующие основные речевые недостатки:

  • афония — дефект произношения звуков
  • дислалия — проявляются дефекты фонетики
  • – прерывистый ритм, отсутствие плавности
  • брадилалия — неестественное замедление темпа
  • тахилалия – слишком быстрая речь
  • ринолалия — патологии тембра
  • дизартрия — недоразвитие нерва, связывающего речевой аппарат и мозг
  • афазия — потеря речи при поражениях ЦНС
  • алалия — недоразвитие речи при поражениях мозга

Видео: Ринолалия, формирование речи



Видео: Речевые дефекты у детей

Логопедические нарушения речи

Основной формой коррекции речи являются логопедические занятия. Перед занятиями проводят обследование ребенка: его поведение в игре, учебе, общении с другими людьми.

Нарушения речи у ребенка негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. У ребенка снижается интерес к занятиям, он замыкается в себе.

ВАЖНО: Родители должны помнить, что они ответственны за своего ребенка. Чем раньше будут обнаружены нарушения речи, тем скорее нужно обращаться к специалисту — логопеду.



Видео: Логопедия. Нарушения речи у детей

Нарушение письменной речи

Впервые родители поймут, что у ребенка имеются проблемы с письменной речью при обучении его грамоте.

Дисграфия — неполное нарушение письма, проявляется в повторении одних и тех же ошибок при написании:

  • замене слогов или отдельных букв
  • нарушении порядка букв в словах
  • разрыве отдельных слов при их написании

Дислексия — частичное нарушение чтения. Проявляется в устойчивых ошибках, обусловленных отсутствием важных психических функций.



Нарушения письменной речи проявляются при обучении письму

Нарушение темпа речи у детей

Темп речи - это скорость речи, ее замедления и ускорения. Бывает быстрый, медленный и прерывистый темп речи.

Различают несколько видов нарушений:

  • речевые запинки - неожиданные остановки речи, прерывание разговора молчанием
  • тахилалия — паталогически быстрый темп речи, во время которого происходит расстройство речевого внимания. Часто сопровождается нарушениями моторики
  • брадилалия — неестественно медленный темп речи, чтения и написания слов

Причинами возникновения нарушений могут быть:

  • внутриутробные пороки
  • повреждения ребенка в родах
  • продолжительное воздействие на новорожденного младенца вредных факторов

Нарушение функции речи у детей

При правильном воспитании в полноценной языковой среде, а также при нормальном строении и функции анатомо-физиологических механизмов, у ребенка развивается правильная речь.

ВАЖНО: Нарушения речи могут возникать вследствие психологических травм и стрессов у детей. Родителям необходимо обеспечить ребенку спокойный психоэмоциональный фон, оградить его от чрезмерных переживаний.



Психологическая травма может стать причиной нарушения функции речи у ребенка

Нарушения речи дошкольников

Основные нарушения речи у дошкольников – это мутизм, алалия и .

ВАЖНО: Выявленные нарушения речи у детей дошкольного возраста требуют незамедлительной корректировки.

Если родители вовремя не примут все необходимые меры для нормализации речи у ребенка дошкольного возраста, в школьные годы он будет испытывать трудности в учебе и общении. В тяжелых случаях дефекты речи становятся причиной отказа ребенка от устного чтения.



Для детей, имеющих нарушения речи, предусмотрена комплексная логопедическая работа.

Обязательные коррекционные мероприятия:

  • устранение нарушений устной и письменной речи
  • устранение особенностей психического развития
  • профессионально-трудовая подготовка.

ВАЖНО: Большую роль в подготовке к обучению детей с дефектами речи имеет взаимосвязь в работе логопедов садов и школ.

Учителя, имеющие специальные знания и опыт работы с данной категорией детей, могут заметно улучшить результаты учеников.



Работа с детьми с нарушением речи

Работа с детьми с нарушением речи проводится в дошкольном учреждении воспитателем-логопедом.

Во время индивидуальных занятий с ребенком важно, чтобы остальные дети не отвлекали его от процесса. Лучше всего, если обучение проходит в отдельной комнате или специальном логопедическом уголке, оборудованном большим зеркалом.

ВАЖНО: Логопед должен внимательно следить за речью ребенка и исправлять любые ошибки в речи. Переход к новому материалу происходит только тогда, когда ребенок начнет выполнять правильно все предложенные задания.

Во время занятия воспитатель проговаривает материал четко, громко, медленно и требует того же от ученика. Занятия проводят не менее трех раз в неделю.

ВАЖНО: Необходимо вызвать у ребенка интерес к занятиям. Для этого можно, например, рассказать сказку или вместе с малышом сочинить историю, главным героем которой будет выступать он сам.

Видео: Алалия (диспраксия). Логопедическое занятие

Игры для детей с нарушением речи

Проведение игр с ребенком с нарушенной речью, должно сопровождаться эмоциональными движениями, демонстрацией ярких картинок. Это позволит снять нагрузку, улучшит качество усвоения знаний, подтолкнет ребенка к речевой активности.

«Волшебные колокольчики». Воспитатель предлагает детям прислушаться к звукам, которые издают звенящие колокольчики. Когда они звенят тихо - дети садятся на стульчики, когда громко - бегают по классу.

«Умный мячик». Если воспитатель бросает красный мячик, то, поймав его, ребенок называет любое слово с твердым звуком. Если воспитатель бросает желтый мячик, малыш произносит слово с мягким звуком.

Чистоговорки. Детям предлагают повторять за преподавателем или самостоятельно придумывать стишки, например: «Са-са-са, где сидит оса?», «За-за-за, прибежит коза».

ВАЖНО: Эффект от любой логопедической игры будет тем выше, чем больше ребенок будет в нее вовлечен и заинтересован процессом.



Видео: Логопедические игры с детьми

Коррекция нарушений речи у детей

  • Если в 3-4 года малыш проговаривает не все звуки — это норма, а если нарушения речи присутствуют у пятилетнего ребенка — необходимо проконсультироваться у логопеда
  • Ни в коем случае нельзя закрывать глаза на проблемы с речью у детей. Сама собой ситуация может только усугубиться со временем. Своевременные индивидуальные занятия с ребенком логопеда-дефектолога помогут исправить имеющиеся дефекты речи
  • Родители должны проявить терпение, ведь успех зависит не только от квалификации специалиста и заинтересованности ребенка, но и от регулярности, частоты и продолжительности занятий

ВАЖНО: Нередко проблемы с речью у детей возникают по вине взрослых, которые умышленно или неосознанно коверкают слова при общении с ребенком.

Нарушения речи у детей, возникшие в результате травм, исправляют в стационаре или реабилитационной клинике.



Коррекция нарушений речи у детей проводится логопедом-дефектологом

Тяжелые нарушения речи

Наиболее тяжелые нарушения речи — алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.

Возникают они вследствие воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов.

Употребление алкоголя, курение беременной женщины, эндокринные заболевания будущей матери, токсикоз, несовместимость крови матери и плода приводят к нарушению развития и появлению речевой патологии.

Неблагоприятные условия, приводящие к тяжелым нарушениям детской речи:

  • заикание может появиться у ребенка, родственники которого имеют аналогичный дефект
  • недоразвитие происходит у хорошо слышащих детей, которых воспитывают глухие родители

Дети с тяжелым недоразвитием речи страдают от:

  • нарушений
  • неустойчивого
  • отклонений в проявлении


Тяжелые нарушения речи у детей могут возникать, если ребенка воспитывают глухонемые родители

Следование четким указаниям логопеда, соблюдение всех рекомендаций специалиста, регулярность занятий, и, конечно же, настойчивость и терпение родителей, – все это в совокупности приведет к необходимому результату в формировании правильной речи у ребенка.

Видео: Нарушение речи детей: рассказывает логопед детского сада-школы