Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "путешествие в буквоград". Занятие по обучению грамоте для подготовительной группы «Закрепление пройденного материала
Надежда Шелестова
Конспект занятия по грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель : Развивать умение детей вычленять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги, составлять предложения.
Образовательные задачи :
1. Познакомить детей с понятием «ударение» .
2. Закрепить знания о гласных; согласных : твердых и мягких звуках, умение проводить звуковой анализ слов.
Развивающие задачи : 1. Упражнять в умении называть антонимы.
2. Продолжать развивать умение делить слова на слоги.
3. Закрепить умение самостоятельно составлять предложение по предложенной схеме : из трех и четырех слов.
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать активное отношение к собственной деятельности.
2. Уметь проводить реальную самооценку.
3. Проявлять доброжелательное отношение к товарищам.
Индивидуальная работа :
1. Обратить внимание на Илью Ф., Максима П. – добиваться четких ответов на вопросы.
2. Активизировать Степу М., Ваню С., Софию З., Аню М.
Предшествующая работа : закрепление пройденного материала в дидактических играх : «Назови пару» (твердые и мягкие согласные, «Сколько в слове слогов?» , «Назови слово» , составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. Проведение звукового анализа слов, упражнения на подбор слов-антонимов.
Демонстрационный материал : фишки : красные, синие, зеленые; схемы предложений; кроссворд, фломастер.
Раздаточный материал : полоски (желтые, фишки : красные, синие, зеленые; кроссворд, простой карандаш; карточка, на которой изображена предметная картинка, под ней пять кругов для закрашивания, фломастер; оценочные карточки-смайлики.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает отрывок из стихотворения :
Кто вас, дети, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Мама дорогая.
Воспитатель : «Какое самое любимое слово всех детей в мире?»
Дети : «Мама» .
Воспитатель предлагает провести звуковой анализ слова «мама» . (У доски работает один ребенок) .
После анализа слова воспитатель задает вопросы :
Сколько звуков в слове «мама» ?
Сколько гласных в этом слове? Назовите их.
Сколько слогов в слове «мама» ? Какие?
Назовите первый слог. Какой второй слог?
Воспитатель : Слоги в слове «мама» одинаковые. Какой слог произносится чуть протяжнее? (Воспитатель предлагает 3-4 детям произнести слово) .
Послушайте, я сейчас более протяжно произнесу второй слог – «ма-маа» .
Так говорят? (Нет) .
Воспитатель сообщает, что слог, который произносится чуть протяжнее, который «заметнее» в слове, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом, незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении :
Ударный слог, ударный слог-
Он назван так недаром…
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом!
И молоток – стучит, стучит.
И – четко речь моя звучит!
2. Игра «Поищи слово» .
Воспитатель : Ребята, в русском языке есть короткие слова, которые прячутся в более длинных словах. Для того чтобы найти короткое слово, нужно длинное разделить на слоги. Какие слова спрятались в слове :
Песок – сок, рыбак – бак, кулак – лак, фасоль – соль, Борис – рис, пирог – рог,
Король – роль,
3. Физкультминутка.
Воспитатель : Ребята, я буду называть слова со звуком «л» , если в слове слышится твердый звук «л» - вы будете топать, а если в слове слышится мягкий звук «ль» - вы будете хлопать.
Лиса – лопата – облепиха - лук – лейка – уголь - Лиза – бокал – белить - лоб – пол – палитра - локоть – лень – велосипед - лист – лак – мел - липа – ластик
4. Работа с карточками.
Воспитатель : Ребята, возьмите карточку, посмотрите, что на ней нарисовано, посчитайте, сколько слогов в этом слове и закрасьте столько же кружочков. (Дети выполняют задание) . Поднимите карточку те дети, у кого слово состоит из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
5. Задание : «Придумай предложение» .
Воспитатель : Ребята, придумайте предложение со своим словом, которое у вас на карточке по схеме. (Воспитатель предлагает детям схемы. Дети составляют предложения по схеме из двух слов, затем - предложения из трех слов).
6. Решение кроссворда на тему : «Если знаешь зверей, назови их скорей» .
Первое слово : Смел и зол разбойник серый.
Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка
За отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок
От собак матерый… (волк) .
Второе слово : Шел я осенью с охоты,
Вдруг тревожно свистнул кто-то.
Оглянулся я – зверек
Встал у норки, как пенек.
Я не стал взводить курок –
Пусть живет себе … (сурок) .
Третье слово : Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживится
Любит шустрая … (лисица) .
Четвертое слово : Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (рысь) .
Дети вписывают слова в клетки по горизонтали, после чего читают слово в выделенных клетках по вертикали : «рысь» .
7. Игра «Скажи наоборот» . Дети называют слова антонимы.
Широкий – (узкий, высоко – (низко, быстро – (медленно, зима – (лето,
Пол – (потолок, темный – (светлый, глубоко – (мелко, бросать – (ловить,
больной – (здоровый, работа – (отдых, мягкий – (твердый,
покупать – (продавать, веселый – (грустный, белый – (черный) .
8. Самооценка (дети выбирают и показывают смайлик) .
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и математике в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация». Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений полученных.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь» Цель: закрепить назначение буквы Ь. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в чтении. Закрепить умение печатать слова под.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Образовательные цели:
продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
Учить называть слова по заданной модели.
Развивающие цели:
развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
развивать грамматический строй речи (закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже);
развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
развивать умение называть слова на заданный звук.
Воспитательные цели:
воспитание навыка самостоятельной деятельности;
воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;
воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Материал демонстрационный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки; касса с пройденными гласными буквами «а», «я»; буква «о»; карточка со схемой (домики для звуков).
Ход занятия
I. Организационный этап.
II. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
III. Основной этап.
Игра «Кто больше?»;
Игровое упражнение «Докончи слово»;
Игра «Малышки-коротышки»;
Игровое упражнение «Превращение слов – волшебная цепочка»;
Словесная игра «Скажи правильно»;
Игра «Назови братца»;
Игра «Узнай звук»;
Словесная игра «Заблудился звук»;
Игра «Кто внимательный?»;
Проведение звукового анализа слов «Роза» и «Мясо» с применением правил написания гласных букв;
Игра «Исправь ошибку»;
Игра «Назови слова».
IV. Заключительный этап.
Ход занятия
(Дети входят в группу, здороваются с гостями)
Воспитатель: — Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу? (Подготовительную группу)
— Значит, скоро вы станете школьниками. Представьте себе, что вы сегодня находитесь не в группе, а в школе, в классе. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть как вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?
(Звонит звонок, дети становятся в круг)
Воспитатель:
— Ребята, вы знаете что мы говорим словами. И сейчас мы покажем сколько много слов мы знаем. Поиграем в игру «Кто больше?». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет любой звук, ребенок возвращает мяч и называет слово, которое начинается с этого звука).
— Молодцы, много слов вы назвали. А сейчас игра «Докончи слово». (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет первую часть слова, ребенок возвращая мяч называет вторую часть или полностью слово: дро-ва, со-ва, цап-ля и т.д.)
— Замечательно, а теперь игра «Малышки-коротышки»:
Мы – малышки-коротышки.
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и концы.
(Борис, носорог, пирог, занос, водолей, зоопарк, пароль, забор)
— Хорошо, а сейчас игра «Превращение слов – волшебная цепочка»(Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку называет слово, тот изменяет один звук и называет новое слово: дом – том –ком – лом – сом, мел – сел – пел, жук – сук – лук)
— Молодцы, и так игра «Скажи правильно» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже).
— Ребята, до сих пор мы говорили о словах. Скажите, из чего состоят слова? (Из звуков)
— Какими бывают звуки? (Гласными и согласными)
— А согласные звуки, какие мы знаем? (Твердые и мягкие согласные)
— Хорошо, играем в игру «Назови братца» (Воспитатель с мячом становится в круг, бросая мяч ребенку, называет твердый или мягкий согласный звук, ребенок, возвращая мяч, называет противоположный).
— Молодцы, вы уже многое рассказали. А теперь покажите как вы узнаете звук, игра «Узнай звук»(Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, если услышат звук р, з).
— А вы знаете, что звуки могут заблудится, игра «Заблудился звук»:
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
— Замечательно, вы отлично справились с игрой. А сейчас, тихонько пройдите за парты. (Дети проходят за столы)
— Выложите перед собой красную, синюю, зеленую фишки из своих шкатулочек. Игра «Кто внимательный?» (Воспитатель называет по одному звуку, дети подымают ту фишку, которой он обозначается. В течение игры педагог спрашивает по отдельности детей: «Почему ты поднял именно эту фишку?», ребенок объясняет).
— Молодцы, уберите фишки. Пододвиньте к себе схему, проводим звуковой анализ слова «Роза», а у доски разбирает слово Кирилл. (Дети разбирают слово самостоятельно,а Кирилл — с обратной стороны доски. Когда он закончил и большее число детей, доска разворачивается, и Кирилл объясняет, почему он составил именно эту модель слова).
— Первый звук в слове «Роза» звук «р»,твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Второй звук в слове «Роза» звук «о», гласный звук и обозначается красной фишкой. Третий звук в слове «Роза» звук «з», твердый согласный звук и обозначается синей фишкой. Четвертый звук в слове «Роза» звук «а», гласный звук и обозначается красной фишкой.
— А вы, ребята проверьте, у вас такая модель получилась, проверьте и своего соседа.
— Умница, правильно все сделал.
— Сколько звуков в слове «Роза»?(4). Сколько согласных звуков в слове «Роза»?(2). Назовите 1-й согласный, 2-й согласный («р», «з»). Какой ударный гласный звук в слове «Роза»? (о). Какой фишкой обозначается ударный гласный звук? (Черной).
(воспитатель предлагает детям выложить под словом «Роза» слово «Мясо». Дети разбирают слово на местах, а у доски уже перед ними разбирает ребенок, объясняя каждое свое действие)
— Какие одинаковые гласные звуки в словах «Роза» и «Мясо»? (О). После, каких согласных звуков стоят звуки «о»? (после твердых согласных).
(Воспитатель показывает детям букву «о» и они заменяют красные фишки буквами «о»).
— Молодцы, а сейчас уберите все фишки в шкатулку. Игра «Исправь ошибку» (Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и за ней буквы «а», «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает закрыть глаза, переставляет местами сначала буквы, потом фишки. Дети находят и исправляют ошибку.).
— Умницы, исправили все ошибки. Теперь посмотрите, какую модель я выкладываю на доске: синяя, красная, синяя фишки. Игра «Назови слова». Назовите слова, которые можно прочитать по этой модели. Например: кот, лук,…..(том, дом, ком, рот, нос, сом, дым, мак, ток).
Молодцы!!!
Итог: — Чем мы сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
— А как вы думаете, кто сегодня более активно принимал участие в занятии, кто отличился, кто хорошо работал? (Ответы детей) А сейчас давайте поаплодируем тем ребятам, которые хорошо занимались!
(Звонит звонок, занятие закончилось)
Людмила Дзюба
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео
Дорогие коллеги!
Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией ("Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная. Часть 1"). Спасибо за поддержку и за советы. А, как Вы поняли, работа моя в "Части 1" затрагивала, скажем так, "техническую" сторону обеспечения образовательного процесса. Поэтому и видеоролик был такой короткий, -- только показать наработку и спросить совет (сейчас оно удалено с одной целью -- не отнимать Ваше время). В этой публикации (Часть 2)видео -- 20 минут. Также я обещала, что если кто-то изъявит желание -- добавлю и текстовый файл занятия. Что с удовольствием и делаю.
Итак, видео-занятие:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
воспитателя Дзюба Л. Ю. (для коллективного просмотра).
Тема: «Поможем звукам»
Программное содержание:
1 . Учить называть слова с заданным звуком, делить слова на слоги, находить ударный слог.
2 . Составлять предложение по схемам.
3 . Учить различать гласные, согласные звуки.
4 . Закреплять знания о слово-различительной роли звука.
Демонстрационный материал : конверт от «Королевы звуков», конверты с частями от ключа, схемы предложений, «Ромашка» со звуками.
Раздаточный материал : схемы предложений,слова с пропущенными буквами.
Ход занятия:
Раздаётся стук в дверь, вносят конверт с письмом.
Воспитатель : К нам пришло письмо, давайте его прочитаем.
Воспитатель читает:
Здравствуйте, ребята! Пишет вам Фея звуков. Все вы знаете, что такое звуки. Страна, в которой они живут, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Ее мог взять каждый ребенок -- полистать, почитать, вместе с воспитателем выполнить задания. А теперь эту книгу, вместе с Мальвиной, похитил Карабас-Барабас. Он посадил их в чулан и запер дверь на ключ, а ключ сломал.
Ребята, помогите, пожалуйста, собрать все части ключа и тогда вы освободите Мальвину и вернете «Букварь» ребятам. А для этого вам необходимо выполнить все задания, которые приготовил для вас Карабас – Барабас.
Задания от Карабаса-Барабаса (находятся в конверте и зачитываются воспитателем по ходу занятия): Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложена часть ключа. Если вы правильно выполните все задания, то соберёте ключ и освободите своих друзей из заточения.
Первое задание от Карабаса-Барабаса:
– Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?
Дети : гласные звуки произносятся с голосом.
Воспитатель : правильно, окошки в звуковых домиках, где живут гласные звуки, обозначаются красным цветом.
А (красный В (синий
У столбец) С столбец)
Воспитатель: Ребята, у нас есть первая часть ключа, осталось собрать еще 5 частей и, значит, выполнить 5 заданий.
Второе задание от Карабаса-Барабаса: а это задание – более сложное. Это задание для внимательных:
Послушайте и определите, какой звук часто встречается в стихотворении?
Барабан боднул баран
Бух! И лопнул барабан.
Дети : звук [Б]
Дятел дерево долбит,
День–деньской кору дробИт
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дУбу люб.
Дети : [Д]
Воспитатель: Правильно, звук [Б] и [Д]. При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожит.
Характеристика: Звуки [Б] и [Д] – согласные.
Следующее (3-е) задание от Карабаса – очень сложное, давайте прочитаем. (Чтение слогов).
Воспитатель : Молодцы ребята, у нас есть следующая часть ключа, осталось собрать еще 3 части и, значит, выполнить 3 задания. Давайте будем стараться правильно выполнять задания и спасем друзей.
Четвёртое задание от Карабаса-Барабаса : Разделить слова на слоги.
Картинки на экране: самолет, часы, дом, белка, барабан.
Воспитатель: Сколько слогов в этом слове? Дети показывают схемы этих слов. (и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Я смотрю, вы устали. Выходите на ковёр!
Физкультурная минутка «Буратино»:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Все слова сопровождаются движениями)
Воспитатель : Ребята, у нас есть четвертая часть ключа, осталось собрать еще 2 части и, значит, выполнить ещё два задания.
Пятое задание от Карабаса-Барабаса : Составьте схему предложения по картинке. (см. видео).
Воспитатель : Ребята, а ведь Карабас-Барабас не ожидал, что малютки бывают такими умными, и что придется отпускать наших друзей. У нас есть пятая часть ключа, осталось выполнить последнее задание!
Последнее задание Карабаса : Пробежала Шалунишкая-резинка, и стерла фрагменты букв: Слова -- машин_ ,ми_ка, _ети, ли_он, б_лка, м_лина, _латок, _иса, ко_, _ит. (см. видео).
Воспитатель: Теперь у нас есть все 6 частей. Давайте соберем из них ключ.
(Дети составляют ключ из частей).
Воспитатель: Ребята, закройте глаза. (Сверкает хлопушка -- замена ключа на целый). Ой, ребята, произошло волшебство. Ключ стал целым!
Дети подходят к домику, на котором висит холст с нарисованным очагом. Поднимают холст – под ним изображение замкА. Дети открывают его. Из домика выходит Мальвина с азбукой и угощением.
Мальвина : Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выполнили все задания и освободили меня и Букварь. За это я угощаю вас (раздает печенье в виде букв).
Воспитатель (подводя итог): Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей).
Дорогие коллеги. Жду Ваши комментарии. Спасибо, что зашли на эту страницу и уделили своё время моей работе. С уважением -- воспитатель МАДОУ д/с №49 г. Калининграда Дзюба Людмила Юрьевна.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Буква Я».
Цели:
Закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове;
Познакомить с буквой Я;
Развивать фонематический слух;
Определять позицию звука в слове;
Формировать навык печатания буквы Я;
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Демонстрационный материал: буквы из кассы букв, картинки с изображением гномов, предметные картинки, карточки со словами, кубики Зайцева, плакат с изображением буквы Я и предметов, названия которых начинаются с буквы Я, пиктограммы.
Раздаточный материал: листы для самостоятельной работы, карандаши, сигнальные карточки «твердость-мягкость».
Ход занятия.
I . Организационный момент.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я обнаружила в нашей группе мешочек. Кто его потерял? Узнаем, если слово прочитаем.
Педагог выкладывает слово «ГНОМЫ» кубиками Зайцева. Дети читают. На доску выставляется картинка с изображением гномов.
Что в этом мешочке? Педагог показывает, что в мешке лежат буквы.
Дети: - Буквы.
П.: - А может быть звуки? Чем различаются звуки и буквы?
Д.: Звуки говорим и слышим,
Буквы видим мы и пишем.
II . Повторение.
Игра «Домики гласных и согласных».
Гномы дружно жили - были
Ели суп, компот варили.
Только вдруг в лесной глуши
Что-то странное нашли.
Что же это, посмотрите,
Гномам нашим объясните.
На доске – 2 домика: красный и синий.
П.: - В этих домиках живут буквы. Какие из них живут в красном доме?
Д.: - Гласные.
П.: - Что они умеют?
Все гласные звонко поют,
Словам напевность придают.
А в синем доме? (Согласные.)
П.: А согласные умеют
Рычать, стучать,
Свистеть, шипеть,
Но не хочется им петь.
Давайте, научим гномов различать гласные и согласные.
Дети по очереди достают из мешочка букву, называют и ставят на доску в соответствующий домик.
Игра «В гости к согласным».
П.: - В домике согласных две комнаты: зеленая и синяя. Кто живет в этих комнатах?
Д.: - В синей комнате твердые согласные, а в зеленой - мягкие.
П.: - Согласные очень любят принимать гостей. Помогите правильно провести животных в нужную комнату. Я показываю картинку, а вы называете ее и определяете первый звук в слове. Если это твердый согласный, то провожаем гостя в синюю комнату, а если мягкий - в зеленую. Указываем верный путь с помощью сигнальных карточек.
Педагог показывает картинки: зебра, мышка, бабочка, лягушка, медведь, слон. Дети выделяют первый звук и показывают синюю или зеленую карточку.
Новая тема.
1) Игра «Расшифруй и прочитай».
П.: Гномы в гости к нам пришли,
Что-то гномы принесли.
Что же это?
Мы узнаем, если слово прочитаем.
Педагог называет картинки, а дети повторяют только первый слог, затем составляют слово «подарок».
Что это за подарок?
Круглое, румяное с ветки достану я.
На тарелку положу, «угощайтесь» - я скажу.
Д.: - Яблоко.
П.: - В слове «яблоко» первая буква - Я.
Выставляется плакат с буквой Я.
2) Представление буквы Я.
Любуется собою Я: «Я самая красивая!»
Влево ножку отвела и в словах плясать пошла!
Обращаем внимание на то, как пишется эта буква (смотрит влево).
П.: - Одному из наших гномиков так нравится буква Я, что он даже имя себе придумал на эту букву! Прочитайте это имя.
Педагог выкладывает имя «Яша» кубиками Зайцева. Дети читают.
А вот Яша увидел ящерицу и решил поймать ее, чтобы поиграть с ней. Помогите гному добраться до ящерицы.
Гномик может пройти только по картинкам, названия которых начинаются на букву Я.
Дети проводят маркером дорожку, соединяя картинки: ящик-яйцо-якорь-яблоки-ящерица.
П.: - Буква Я удивительная, она обозначает целое слово.
Скажет буква про себя:
«Посмотрите, это Я».
И про себя я могу сказать: Я – Евгения Александровна. А ты кто? (Дети отвечают.)
Ребята, сколько гномов к нам пришли? (7)
Если каждый скажет: «Это я». Что получится?
Вывешивается плакат:
7Я
Дети разгадывают ребус.
П.: - Что такое семья? Какая бывает семья?
3) Чтение слогов с буквой Я.
П.: - Гномики хотят поиграть с буквой Я. Давайте познакомим их с игрой «Братики-сестренки».
Игра с кубиками Зайцева. Сначала дети прочитывают большой кубик (например, МА), а потом маленький (МЯ) и строят башенку из двух кубиков. Далее прочитываются другие пары слогов: ла – ля, на – ня.
А теперь добавим слоги, и получатся слова: ля – поля, мя – имя, ня – баня.
Физкультминутка.
Наши гномы подустали,
Долго буквы изучали,
И, наверное, друзья,
Отдохнуть и нам пора.
Игра с мячом «Твердый-мягкий». Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребенку и называет твердый согласный звук (например, «н»), а ребенок бросает мяч обратно, произнося мягкий согласный («нь»).
IV . Закрепление.
Игра «Замени букву». На доске размещаются карточки со словами: фе н , р а д, м е ч.
П.: - Мы сейчас с вами станем волшебниками, будем превращать одно слово в другое.
Выделенная буква меняется на букву Я:
фен – фея
рад – ряд
меч – мяч
V . Самостоятельная работа.
Ребята, постарайтесь выполнить задание аккуратно, красиво. Мы подарим ваши работы гномам. Они с радостью продолжат изучение букв.
VI . Итог.
Ребята, какие вы молодцы! Мы сегодня многое успели:
Букву новую узнали,
Со словами поиграли,
Гномов вместе обучали,
И подарки получали,
А во всем нам помогла – буква Я.
На доске - яблоня, на которой для каждого ребенка прикреплено именное яблочко (из красной бумаги). Каждый находит свое имя и забирает свое яблочко.
Литература:
1. Бирюкова И.В. Знакомство с буквой Я.
2. Костылева Н.Ю. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет.
3. Битно Г.М. Карты букв и слогов с пиктограммами.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.:
Незнайка!
В.:
Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).
Задание № 1. «Найдите слово»
В.:
Избушка, в которой живет сторож?
Д.:
Сторожка!
В.:
Украшение в ушах?
Д.:
Сергии!
В.:
Твердая застежка на поясе?
Д.:
Пряжка!
В.:
Часть стола или стула?
Д.:
Ножка!
В.:
Дети, что мы с вами назвали?
Д.:
Слова.
В.:
Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.:
Слова.
В.:
Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.:
Это предложение.
В.:
Из чего состоит наше предложение?
Д.:
Предложение состоит из слов.
В.:
Сколько слов в предложении?
Д.:
Три слова.
В.:
Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.:
В конце предложения ставиться точка.
В.:
С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.:
Начало предложения пишется с большой буквы.
В.:
А теперь составим схему нашего предложения.
В.:
Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.
Задание № 2. «Работа со слогами».
1. Деление слов на слоги.
— В.:
На что делятся слова?
— Д.:
На слоги.
— В.:
Что такое слог?
— Д.:
Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
— В.:
Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
— В.:
Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
— В.:
Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
— В.:
Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
— Д.:
Луковица!
— В.:
А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.
Физкультминутка.
А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.
Задание № 3. «Работа со звуками».
1. Игра со словом «лесок».
— В.:
Сколько слогов в слове «лесок».
— Д.:
Два слога.
— В.:
Из каких звуков состоит первый слог?
— Д.:
Звуки «Л», «Е».
— В.:
Из каких звуков состоит второй слог?
— Д.:
Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
— В.:
Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
— Д.:
Звук «К».
— В.:
По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
— Д.:
Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
— В.:
Дети, что же такое звук?
— Д.:
Звук мы произносим и слышим.
— В.:
А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
— Д.:
Буква.
— В.:
А что же такое буква?
— Д.:
Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
— В.:
Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
— В.:
Дети, какие бывают звуки?
— Д.:
Гласные и согласные.
— В.:
Кто расскажет о гласных звуках.
— Д-:
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
В.:
Кто расскажет о согласных звуках.
д.:
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.
В.:
Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.:
Твердые и мягкие.
В.:
Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.:
«а», «о», «у», «ы», «э».
В.:
Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.:
«я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.:
Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.
Задание № 4. «Уменьшить все предметы».
В.:
Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.:
Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.