Камеры гибдд их виды — стационарные, мобильные, передвижные. обзор камер видеофиксации

Бизнес на камерах видеофиксации нарушений ПДД появился сравнительно недавно. Заключается он не просто в установке необходимого оборудования, а в его непосредственном использовании для выписки штрафов и получении за это определенного вознаграждения. О предпосылках, законодательных особенностях и других важных моментах этого формата заработка мы и поговорим в статье.

Предпосылки появления частных камер видеофиксации

Еще в начале 90-х годов прошлого века рынка видео- и даже аудиофиксации не существовало. Однако само направление вызвало интерес у людей, создавших впоследствии компанию «Вокорд». Постепенно они расширили спектр своей работы до следующих составляющих, способных зафиксировать нарушения ПДД участниками дорожного движения:

  • видеоаналитика;
  • система контроля трафика;
  • система распознавания лиц Face Control.

Кстати, компания «Вокорд» впервые внедрила камеру для фиксации нарушения ПДД в Туркмении. И только спустя год эту практику переняли в России.

После этого ДПС стала внедрять достижения компании в свою работу. Таким образом, для фиксации правонарушения необязательно ставить на каждую дорогу сотрудника, да это и невозможно. Достаточно установить камеру видеофиксации, настроить ее и получать штрафы за правонарушения.

Правда, одновременно с этим появилась другая трудность - денег в федеральном и местных бюджетах и так недостаточно, а если еще и ввести новую статью затрат, то дефицит может еще больше увеличиться. Именно поэтому еще в 2014 году Совет Федерации и Государственная Дума совместно разработали проект, позволяющий заниматься установкой камер видеофиксации частным инвесторам.

Как это работает?

После принятия законопроекта частная видеофиксация нарушений ПДД стала возможной и законной. При этом обе стороны остаются в плюсе: бюджетные средства не расходуются, что позволяет найти иные варианты для финансорования, а предприниматели получают возможность зарабатывать.

Ранее по такому же плану частные инвесторы работали с камерами видеофиксации на платных дорогах. Теперь же это возникло и на общедоступных трассах. Правомерность действий подтверждается поправками в закон «О концессионных соглашениях».

Бизнесмену остается установить камеру и ждать получения прибыли. При этом средства перечисляются сначала в государственную казну (после того, как нарушитель оплатит штраф), а только потом к владельцу оборудования. Деньги передаются не в полном размере. В бюджете остается часть средств. Размер вознаграждения инвестора может достигать 233 рублей за каждый штраф.

Плюсы и минусы ведения бизнеса

Установка камер на дорогах как бизнес действительно способна приносить неплохую прибыль. Размер дохода будет зависеть от проходимости (сколько человек в день проезжает мимо камеры видеофиксации), количества и серьезности нарушений. Главное - правильно выбрать участок трассы. Там, где движение и так спокойное, устанавливать камеру видеофиксации практически бессмысленно. А вот на скоростных дорогах прибыль будет в разы больше.

Этот сектор бизнеса привлекателен для инвесторов из-за ряда положительных факторов:

  • возможность получения дохода без дополнительных усилий (достаточно наладить работу и найти человека, ответственного за работу камер и их обслуживание);
  • доход без дополнительных операционных затрат (вкладываться снова и снова не придется, так как оборудование имеет долгий срок службы, а в случае необходимости его всегда можно починить или заменить);
  • не нужно самостоятельно заниматься сбором платежей - из бюджета причитающаяся сумма будет перечисляться ответственными лицами в установленные сроки;
  • наличие единого срока получения выплат;
  • возможность принести пользу населению, предупреждая правонарушения (хотя многие граждане относятся к этому скептически).

Конечно, есть у такого бизнеса и свои недостатки. К наиболее существенным можно отнести следующие особенности:

  1. большая сумма прибыли приходится на первое время, чуть позднее люди начинают запоминать, где стоит камера, и стараются не нарушать в этой зоне правила дорожного движения (в худшем случае размер прибыли может почти сойти на нет);
  2. относительно небольшой размер вознаграждения (233 рубля по сравнению с размерами нынешних штрафов - не так уж и много);
  3. деньги из фискального института поступают не потоково, а в назначенные сроки, что может стать причиной отсутствия необходимых средств в определенный промежуток времени;
  4. наличие определенного срока сотрудничества - получать комиссионные предприниматели могут лишь в течение 12 лет после установки камер, по истечению этого времени контракт с инвестором заканчивается;
  5. не все граждане уплачивают штрафы, иногда на их взыскание уходит достаточно много времени;
  6. наличие особых правил установки камер видеофиксации (при их отсутствии штраф может быть оспорен нарушителем через суд).

Даже несмотря на такое количество минусов, можно говорить о высокой рентабельности самого бизнеса. Недаром на текущий момент заключено порядка 50 госконтрактов на установку и обслуживание камер видеонаблюдения на общую сумму в 1,5 миллиарда рублей по всей стране.

Сколько придется вложить?

Стоимость камеры видеофиксации зависит от количества ее опций. Технологии развиваются в этом направлении очень стремительно. С каждым годом оборудование может зафиксировать и отобразить все большее количество нарушений. Для работы требуется не только камера, но и рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое. Полный комплект оборудования может обойтись в 2 000 000 - 3 000 000 рублей.

Если учесть, что средний размер вознаграждения составляет 200 рублей, то значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Так как срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не меньше 3 нарушений в день. Для российских дорог это небольшая цифра. На практике оказывается, что вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.

Содержание

В последнее время инспекция дорожного движения увеличивает число камер на дорогах страны. Причинами таких действий является высокая аварийность вследствие нарушения правил. Что из себя представляют камеры видеофиксации ГИБДД и что происходит после съемки.

При помощи каких устройств осуществляется контроль дорожного движения

На законодательном уровне был принят Административный регламент МВД №185, регулирующий наблюдение и фиксацию нарушений дорожного движения. При этом регламент допускает применение средств видео-, фото-, киносъемки.

Камеры ГИБДД не являются основными средствами фиксации нарушений. Согласно Кодексу об административных нарушениях могут быть использованы специальные технические средства, список которых утверждается местными и федеральными органами внутренних дел. Но они должны своевременно сертифицироваться и проверяться на соответствие метрологическим характеристикам. Если техническое средство не проходит поверку в определенный срок, то его применение запрещено.

Камеры с автоматическим механизмом располагаются на вспомогательных конструкциях, установленных на опасных участках дороги и в зонах, где требуется наблюдение за движением. Кроме этого, существуют передвижные камеры видеофиксации, устанавливаемые на территории постовых объектов или на участке патрульного наблюдения.

Обратите внимание: слежение при помощи камер не может производиться на участках, где есть временные знаки, предупреждающие об ограничении движения.

Кодекс об административных правонарушениях гласит, что дело административного характера может быть возбуждено на основании записей с таких устройств:

Приборы фото-, видеосъемки;
Автомобильные регистраторы;
Фотоаппараты;
Камера мобильных телефонов;
Иные гаджеты, где есть функция записи.

В статье 28.1 КоАП содержится информация о том, что дело об административном правонарушении возбуждается, если имеется сообщение и заявление от физических, юридических лиц или сведения от средств массовой информации, в которых раскрывается факт совершения нарушения.

Разновидности камер фиксации

Все средства для съемки нарушений делятся на:

  1. Автоматические;
  2. Иные технические средства.

Автоматические камеры на дорогах классифицируются по принципу функционирования на категории:

Переносные – сотрудники дорожной инспекции могут менять местоположение устройств. Основная цель использования заключается в наблюдении за скоростью движения транспортных средств.

Переносные и мобильные приборы часто используются как скоростные камеры. Их применение требует ежедневной настройки. В стационарных устройствах настроечные параметры устанавливаются один раз.

Что фиксируют устройства слежения

Вопрос многих автовладельцев – какие нарушения фиксирует камера и обязательно ли она должна зафиксировать данного нарушения. В правилах дорожного движения и в КоАП не описан перечень нарушений, которые могут определиться при помощи съемки на специальные устройства. Типы фиксируемых нарушений зависят от модели и технической оснащенности устройства.

Основными типами выступают:

  1. Скорость перемещения, а именно ее превышение;
  2. Занятие не той полосы при движении или повороте;
  3. Нарушение правил при парковке;
  4. Движение в запрещенных зонах (обочина, тротуар, ж\д пути или трамвайные линии);
  5. Проезд при запрещающем световом свечении светофора, пересечение стоп-линии;
  6. Продолжение движения при наличии запрещающих дорожных знаков запрета въезда или запрета въезда для грузовых транспортных средств;
  7. Не следование правилам оплаты грузовым транспортом;
  8. Занятие полосы, предназначенной для движения автобусов;
  9. Факт «непристегнутости» водителя и пассажиров;
  10. Движение по перекрестку, когда за ним обнаружен затор;
  11. Запрещенный выезд на полосу для реверсивного движения;
  12. Занятие грузовым транспортом полосы далее второй на автомагистралях;
  13. Отсутствие включенного ближнего света фар;
  14. Не следование знакам движения пешеходов при проезде данных зон;
  15. Использование мобильного телефона без соответствующей функции при управлении транспортом.

Стационарная система видеофиксации оснащена дополнительной функцией проверки номера проезжающего автомобиля в общей базе ГАИ на вероятность нахождения транспорта в розыске или в списке угнанных средств.
В последнее время обсуждался проект использования камер фотовидеофиксации для проверки страховки ОСАГО. Власти хотели применять базу РСА для выявления автомобилистов, управляющих транспортом без действующего полиса. Но пока проект не исполнен ввиду многих недоработок и социальной напряженности на рынке страхования. Хотя правительство заинтересовано в получении такой информации.

На видео: Как работают камеры фиксации нарушений


Современные модели камер, применяемые на дорогах

На дорогах России распространены следующие устройства:

Стрелка – фотокамера, функционирующая совместно с радаром. Замеряя скорость движения, выполняется фотосъемка за 50 м до приближения к месту установки, свидетельствующая о факте нарушения именно этим автомобилем. Используемый радар отличается высоким качеством благодаря разработке для военной авиации. Камера снабжена широким углом обзора, позволяющим снимать 5 полос.Цель определяется за 400-500 м в идеальных условиях. Но система может распознать те средства, которые были запрограммированы в нее.

Автодория – осуществляют съемку без радара. Нарушение выявляется по факту расчета средней скорости на промежутке 100-3000 км при фотографировании автомобиля в начале отрезка и в конце.



АвтоУраган – не содержит радар фотофиксации. Но наличие камеры с широким углом обзора способствует видеосъемке двигающихся средств с целью определения скорости (погрешность не более 2 км/час). Величина скорости рассчитывается по числу кадров, где замечен наблюдаемый автомобиль. Расстояние занесено в программу заранее. Разновидность «АвтоУраган ВСМ» оснащен программой анализа снятых изображений и может распознать включенность фар.



Арена – модель представлена в стационарной и переносной модификации. Работает по принципу фотосъемки на расстоянии 10 м в ширину и 8 м в длину. Максимальная величина определяемой скорости 250 км/час.



Искра – является переносным устройством, устанавливаемым в патрульную машину. Система образована измерителем скорости, пультом и камерой, выводящими информацию на монитор. Дистанция расчета скорости 800 м. Но данные хранятся 10 минут.



Визир – устройство снимает фото- и видеоматериал, на основе которого выдает скорость движения. Дальность обнаружения составляет 400 м.



Рапира – применяется на участках дороги, где показатели аварийности выше нормы. Считывает скорость транспорта до 250 км/час. Номерные знаки «пробиваются» по базе данных. Устройство применяется для дистанционного управления светофорами и шлагбаумными проездами.



Практически все устройства производят фиксацию нарушения правил дорожного движения при имеющейся функции ГЛОНАСС (определение координат).
Обратите внимание: В ночное время суток камеры могут распознать регистрационный знак лишь при наличии инфракрасной подсветки. При плохих погодных условиях возрастает погрешность определения скорости.

Процедура выявления нарушения после фиксации

Применительно к используемому прибору процедура установления факта нарушения различается. Как работают автоматические стационарные и переносные камеры. После получения фото- и видеофайлов система направляет информацию на сервер, где происходит обработка кадров на основе регистрационного знака. Система находит владельца автомобиля и формирует постановление. Но все действия по расшифровке данных сопровождаются наблюдением ответственного лица, который подтверждает правильность совершенных действий и операций.

В центре обработки полученных данных работают обычные гражданские люди. Выполняя все по инструкции, они должны отправлять постановления инспектору ГИБДД, если обработанные данные их не настораживают. При любой неуверенности материал не подлежит дальнейшей отправке на формирование постановления.

Инспектор, получив информацию, разбирает действия водителя и решает – было нарушение или оно отсутствовало. Факт нарушения обязывает поставить электронную подпись и отправить обратно на сервер. Постановление вместе с фотографиями распечатывается и упаковывается в конверт для отправки владельцу транспорта.
Мобильные средства используются сотрудниками инспекции для подтверждения нарушения. Снятый материал применяется при остановке машины или отправляется на ближайший пост ДПС для последующей остановки транспорта.

Принципиально камеры делятся на три вида: радарные, видеофиксации и лазерные, а по методу установки - на стационарные и мобильные. Радарные комплексы легко различить по наличию радарного датчика и расположенного рядом с ним глазка непосредственно самой камеры. Эти устройства работают в два этапа: измерение скорости и фиксация нарушения. Сначала камера «обстреливает» проезжую часть доплеровским лучом, который способен замерить скорость на расстоянии примерно до километра у машин, двигающихся во встречном и в попутном направлениях. Радиус покрытия составляет максимум две полосы в одну и две полосы в обратную сторону дороги либо четыре полосы в одну сторону. Замерив скорость радиолокатором, в дело вступает непосредственно камера, которая фотографирует государственный регистрационный знак автомобиля и при помощи специальной программы распознает его. Почти всегда такие камеры оснащены инфракрасными прожекторами для подсветки номеров в условиях плохой видимости и в ночное время. Кстати, если ИК подсветка стационарного комплекса не моргает в дневное время, это не значит, что он выключен: возможно, подсветка просто не используется за ненадобностью и будет включен позже автоматически из центра управления. В ночное же время камеры без ИК подсветки не смогут увидеть номерной знак и правильно распознать его.

Радарные камеры небезгрешны: около 32% процентов их показаний оказываются ложными. На это влияют многие параметры: от чисто погодных до ситуационных. Например, на камере может образоваться наледь, под тяжестью которой ее «угол атаки» слегка изменяется. Или в потоке появляется «шахматист» или мотоциклист, которые интенсивно перестраиваются из ряда в ряд. В последнем случае радар замеряет скорость нарушителя, а камера фотографирует совершенно неповинного автолюбителя. Так какие радарные камеры мы видим на дорогах?

К радарным камерам относится одна из самых распространенных в России систем «Стрелка» (в одной Москве таких около 700). Ее разработала российская фирма «Системы передовых технологий», которая выпускает комплекс в нескольких модификациях. «Стрелка» может измерять не только скорость движения, но и фиксировать проезд на запрещающий сигнал светофора, а также пересечение сплошной линии. При этом камера не обязательно висит на мачте, но также может быть мобильной, например, стоять на треноге у дороги.


Последнее время все шире распространяется применение так называемых «кукушек» - камер, которые снабжены только радаром, а вместо объектива в них встроена стеклянная заглушка. Эти комплексы стоят в десятки раз меньше и способны посылать лишь радиолокационный луч, что сбивает с толку владельцев антирадаров и так или иначе заставляет их сбрасывать скорость. На деле же никаких данных и нарушений они не фиксируют. Отличить их от работающих раньше можно было по отсутствию весьма немаленького железного ящика с оборудованием, который должен обязательно находиться рядом на мачте или еще где-то, но теперь власти стали делать и их муляжи.


Еще одним радарным комплексом является система «Кречет-С» разработки питерской фирмы «Ольвия». «Кречет-С» способен контролировать до четырех полос движения, на которых выявляет превышение скорости, проезд во встречном направлении и проезд по полосе общественного транспорта.


Радарный комплекс «Арена» устанавливают сбоку мачты в вандалозащитном боксе или над полосой движения транспорта на высоте 4-6 метров. Способ установки влияет на работу «Арены»: в случае бокового размещения он способен охватывать до трех полос движения, но если он установлен над трассой, то может контролировать только одну полосу. Этот комплекс способен фиксировать исключительно скоростной режим.


Питерская фирма «Симикон» выпускает радарный комплекс «Кордон», который отличается крайне большим углом обзора и способен контролировать до четырех полос движения. Эти комплексы устанавливаются на мачты освещения на высоте до 10 метров от дороги либо непосредственно над проезжей частью. Помимо скорости «Кордоны» могут выявлять любителей двигаться по обочинам, встречной полосе либо полосам для общественного транспорта.


Еще один радарный измеритель скорости от «Симикон» - система «Крис», выпускаемая как в стационарном, так и в мобильном исполнении. Стационарный «Крис-С» крепится над проезжей частью и способен отслеживать только одну полосу движения. Как видно на рисунке, для контроля за несколькими полосами необходимо устанавливать несколько блоков. «Крис-С» может выявлять превышение скорости, выезд на встречную полосу и движение по полосе для общественного транспорта. Возможности мобильного комплекса ограничены: в отличие от стационарного он не может зафиксировать выезд на встречку.

Камеры фотофиксации нарушений измеряют скорость на основании обработки видеокадров. Первый кадр делается для фиксации транспортного средства, затем регистрируется еще несколько кадров со скоростью 40 мс, по которым измеряется пройденное расстояние и высчитывается средняя скорость движения.


Подобный комплекс под названием «Автоураган» выпускает российская компания «Технологии распознавания». У этих камер есть ряд недостатков: во-первых, они устанавливаются по одной на каждую полосу движения, во-вторых, они не могут замерить скорость удаляющегося транспортного средства, поэтому направлены всегда вам в лоб.

Но недостатки легко кроют достоинства этой камеры. Помимо точности измерения скорости и распознавания, близкой к 100%, «Автоураган» может фиксировать не только нарушения скоростного режима. В компетенцию этих средств видеофиксации входят проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за стоп-линию, проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, проезд под запрещающий знак, проезд по трамвайным путям, проезд по тротуарам, велосипедным дорожкам и выделенным полосам, езда по обочине, выезд на встречку. Мало? Так эти камеры также способны заприметить непристегнутых пассажиров, машины, не пропускающие пешеходов, выключенные дневные ходовые огни или фары ближнего света и даже пользование мобильником во время движения.

Камеры, фиксирующие скорость при помощи лазеров, в России встречаются реже. Обычно их можно увидеть на дорогах Европы в виде очевидных металлических ящиков с большим объективом или двумя. Лазерные измерители имеют больший диапазон измеряемых скоростей - от 1,5 до 350 км/ч, в отличие от доплеровских, которые ближе к 250 км/ч начинают чудить, и большую дальность. Однако комплексы, работающие в инфракрасном диапазоне спектра, читай лазерные, сильно сдают позиции в плохих погодных условиях. К слову, в сильный туман почти все камеры перестают работать, так как не могут сделать нормальную фотографию объекта.


Подобные европейским камеры фотофиксации нарушений можно увидеть и в России: несколько регионов закупили себе немецкие комплексы Jenoptik Robot. Он крепится сбоку дороги и может измерять скорость на проезжей части шириной аж до шести полос. Помимо скорости эта камера способна вылавливать нарушителей, проехавших на красный свет, двигающихся по встречной полосе, выезжающих на выделенную полосу для общественного транспорта и даже парковку в запрещенном месте.


На дорогах нашей страны можно увидеть мобильные лазерные комплексы «Амата» от ЗАО «Стинс Коман». Больше всего эти комплексы распространены в Республике Татарстан. Они выглядят как обычная видеокамера, но с двумя объективами: один - это лазерный измеритель, другой - камера фотофиксации нарушения. Так как «Амата» делает фотоснимки транспортных средств при участии человека-инспектора, то с ее помощью теоретически можно зафиксировать выезд на встречную полосу или на обочину.


Еще одним исключительно мобильным комплексом является радар «Бинар». Его можно держать в руках словно мобильник, а можно закрепить на присоске в салоне патрульной машины. Как и «Амата», этот фиксатор нарушений может просто снимать видео выезжающих на встречную полосу или не пропускающих пешеходов, а может измерять скорость движения и делать снимки нарушителей. «Бинар» обнаруживает вас примерно за 300 метров, а снимок машины делает на расстоянии 150 метров.


Методом радиолокации работает один из самых распространенных мобильных комплексов фотофиксации превышения скорости «Визир». Его главный недостаток в том, что он способен уловить транспортные средства, двигающиеся не быстрее 150 км/ч. Поэтом часто гаишники используют его в качестве прибора, фиксирующего выезд на полосу встречного движения и другие подобные нарушения. Правда, данный прибор уже не выпускается и постепенно вытесняется аналогами.

Последнее время все большее распространение получают приборы, не измеряющие скорость, а лишь распознающие номера автомобилей. Для чего они нужны? Все просто: они следят за парковкой автомобилей. В этих устройствах главными элементами являются камера с программой распознавания номерных знаков и датчик GPS/ГЛОНАСС, который позволяет зафиксировать точное местоположение транспортного средства и время фиксации нарушения.


Эти устройства обычно незаметны прохожим и автовладельцам: они устанавливаются в автомобилях ЦОДД, контролирующих парковку, и даже в рейсовых автобусах, где незаметны для водителей этих самых автобусов. К примеру, в Москве за контроль парковочного пространства отвечают устройства «Паркрайт», работающие на базе операционной системы Windows. Они объединены в единую сеть при помощи GPRS-модулей, и чтобы проконтролировать оплату парковки им достаточно дважды сфотографировать ваш автомобиль. Причем первый снимок может сделать одна машина ЦОДД, а второй другая. Устройства имеют и такие дополнительные функции как распознавание проезда на красный сигнал светофора, езды по полосе общественного транспорта, выезда на встречку и даже розыск угнанных транспортных средств.


Если увидите вот такого человека с планшетом в руках, то не спешите стрелять в него из травматического оружия. Скорее всего, это сотрудник парковочной службы или вообще инспектор ГИБДД, вооруженный устройством «Паркнет». Суть - планшет на базе Android, но полностью лишенный функций управления. В вертикальном положении он выключен, а в горизонтальном активируется, делает снимок номера машины, записывает координаты и время, после чего распознает госномер и передает сведения по GPRS в базу данных ГИБДД. Таким образом почти полностью исключается участие человека в процессе регистрации нарушения, и даже пасьянс он на таком планшете разложить не сможет. Зато сможет вызвать эвакуатор для перевозки вашей машины в места не столь отдаленные.

Буквально на днях в Москве на проспекте Мира и Ярославском шоссе заработали 15 комплексов, фиксирующих проезд по реверсивным полосам. Такое нарушение приравнивается к выезду на встречную полосу и карается штрафом в размере 5 000 рублей.

Где нельзя встретить камеры? В первую очередь, на неосвещенных участках трасс. Оборудование камер вспышками в России запрещено из соображений безопасности, а инфракрасная подсветка способна высветить лишь номерной знак. Любой судья при разбирательстве отменит штрафную квитанцию, на которой не будет видно самого автомобиля. Кстати, аналогичные проблемы случаются из-за низкого качества бумаги и принтеров для печати постановлений в самих центрах видеофиксации нарушений. Камеры также нельзя устанавливать на изгибах дорог и в местах с сильными перепадами высот.

И, наконец, всем наверняка хотелось бы узнать, как не попасть в объектив камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Мы знаем 100-процентный способ: не нарушайте, и тогда не придется тратить деньги на штрафы и, в общем-то, бессмысленные и зачастую бесполезные ухищрения.

С каждым годом на дорогах страны появляется все большее количество автолюбителей. Естественно, что осуществлять контроль за соблюдением силами одних лишь сотрудников автоинспекции невозможно. Поэтому быстрыми темпами все основные дороги оснащаются камерами фото- и видеофиксации.

Разновидности камер

Существуют различные виды камер ГИБДД, при помощи которых осуществляется фиксация и регистрация Различаются они между собой как по способу установки, диапазону считываемости, так и по объему и разновидностям регистрируемых правонарушений.

Так, виды камер ГИБДД по способу установки делятся на следующие:

  • стационарные (к примеру, «Рапира», «Стрелка», «Кордон» и прочее);
  • передвижные (к ним относятся «Крис-П» и «Арена-С»);
  • мобильные («Беркут», «Бинар», «Визир», «Искра» и другие).

По системе контроля приборы фиксации правонарушений условно можно разделить на следующие виды:

  • камеры контроля скорости;
  • камеры контроля за нарушениями правил парковки;
  • камеры-алколазеры.

Кроме того, виды камер ГИБДД делятся на лазерные и радарные.

Диапазон и частота работы

Абсолютно все радары на территории страны работают в трех диапазонах. Указанные диапазоны установлены соответствующими международными соглашениями, следовательно, частоты любых камер должны находиться в рамках указанных показателей. База камер ГИБДД работает исключительно в приведенных ниже диапазонах.

Итак, три сертифицированных варианта:

  • х-диапазон с рабочей частотой 10,525 ГГц;
  • к-диапазон с частотой работы 24,150 ГГц;
  • l-диапазон с частотой 700-1000 нм.

Х-диапазон в настоящее время практически не используется. Он был широко востребован около 10 лет назад. Сегодня же в данном диапазоне работают лишь радары «Сокол» и «Барьер».

В отличие от Х-диапазона, К-диапазон применяется практически для всех видов радаров во всех странах. Камеры, работающие в указанных параметрах, обладают большой дальностью обнаружения. Несомненным плюсом камер, работающих в указанных частотах, является их компактность и мобильность.

Стационарные камеры

В настоящее время стационарные видеокамеры ГИБДД являются наиболее распространенными на дорогах нашей страны. Подобные комплексы фото- и видеофиксации закрепляются на жесткой опоре непосредственно над проезжей частью в специально выбранном для этого месте.

Важной функциональной особенностью данного вида камер является возможность фиксации движения автотранспорта сразу на нескольких полосах (даже на встречных).

Чаще всего стационарные виды камер ГИБДД, встречающиеся на улицах городов, это «Стрелка», «Автоураган», «Рапира», «Арена» и «Кречет».

Этот вид радара способен одновременно контролировать движение автотранспорта по пяти дорожным полосам.

Широкую популярность данный вид радара получил не только за большой спектр выполняемых функций, но и за возможность его мобильного расположения (к примеру, радар «Стрелка» можно встретить стоящим на треноге у обочины дороги).

Несомненным плюсом является и то, что «Стрелка» работает абсолютно в любую погоду: ей не страшны лютые морозы и летняя жара. Также указанное устройство является влагоустойчивым.

Еще одним распространенным видом камеры видеофиксации ГИБДД является радар «Крис». Он так же, как и вышеописанное устройство «Стрелка», произведен в России. Однако, «Крис» может контролировать движение машин только по одной полосе.

Данное стационарное устройство монтируется над проезжей частью с целью выявления таких нарушений, как превышение скорости движения, выезд на встречную полосу и движение по полосе общественного транспорта. «Крис» фиксирует все вышеуказанные правонарушения, которые совершаются транспортом, движущимся со скоростью от 20 до 250 км/ч.

Этот «умный» аппарат за считаные минуты способен «прогнать» государственный номер автомобиля по базе данных ГИБДД и выяснить полный перечень неоплаченных штрафов.

Их боятся нарушители

Одними из самых технически оснащенных и продвинутых стационарных комплексов фиксации являются такие аппараты, как «Автоураган» и «Арена».

Стационарный радар «Автоуграган» - гроза для нарушителей правил дорожного движения. Этот аппарат фиксирует всевозможные ситуации, происходящие на дорогах. Помимо банального превышения скорости и проезда на красный свет, «Автоураган» регистрирует езду по тротуару, велосипедным дорожкам и обочине, езду под запрещающие знаки, пересечение железнодорожного переезда и даже езду по пешеходному переходу (при наличии пешеходов, желающих перейти дорогу).

«Автоураган» может контролировать только одну полосу движения, мобильной версии данного аппарата не существует. Ну и явным минусом подобного радара является его узнаваемость: благодаря довольно большому и вытянутому корпусу «Автоураган» водители видят издалека.

Популярной стационарной камерой со встроенным радаром является и комплекс «Арена». В зависимости от месторасположения этого радара он охватывает различный диапазон дороги. Так, установленная ровно над проезжей частью «Арена» держит под контролем лишь одну полосу движения. Но если разместить радар под определенным углом к дороге, то «Арена» с легкостью сможет контролировать ситуацию сразу на трех полосах.

Таким образом, стационарные камеры скрытого видеонаблюдения могут регистрировать 4 вида правонарушений. К ним относятся превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, а также редко случающиеся нарушения, связанные с большегрузными машинами, появляющимися в запрещенных для них зонах. А вот фиксация такого частого нарушения, как парковка в неположенном месте, стационарным камерам не под силу.

Передвижные комплексы

Радары ГИБДД, относящиеся к данной категории, автолюбители могут встретить на обочине дорог. Они устанавливаются на штатив-треножник. Важно знать, что подобные фоторадарные комплексы нередко устанавливаются таким образом, что могут фиксировать превышение скорости не только встречного автотранспорта, но и удаляющихся машин.

Одним из самых распространенных передвижных радаров, которым обладает база камер ГИБДД, является установка «Крис-П». Указанный комплекс имеет стационарный аналог, в отличие от которого «Крис-П» не может фиксировать такое нарушение, как выезд на «встречку». Несмотря на это данная установка с легкостью выявляет нарушителей, превышающих скорость, а также осуществляющих езду по полосе общественного транспорта.

Частенько дорожные правонарушения автомобилистов фиксируются при помощи радарного комплекса «Арена». Он, как правило, устанавливается на обочине дороги и регистрирует все, что происходит на трех полосах движения. Радар фиксирует все машины, которые движутся в пределах скоростного режима от 20 до 250 км/ч.

Этот аппарат оснащен встроенной картой памяти, вся информация с которой автоматически направляется по радиоканалу сотрудникам дорожной инспекции. При этом для своевременного получения информации инспекторы ДПС должны находиться в непосредственной близости от данной установки (в радиусе 1,5 км).

Мобильные радары

Мобильные камеры видеофиксации ГИБДД являются, пожалуй, наиболее удобными в обращении радарами. Как правило, они выдаются дежурным патрулям ГИБДД при заступлении на дежурство. Они очень компактны и с легкостью могут перемещаться с одного места на другое. Важным плюсом является возможность регистрации дорожных нарушений прямо из патрульной машины.

Рассмотрим основные мобильные радары ГИБДД.

Комплекс «Визир» является ярким представителем современных радаров. Помимо замера скорости движения машин, этот аппарат способен производить фото- и видеофиксацию самих правонарушителей. Это особенно важно при возникновении спорных ситуаций с автомобилистами.

«Визир» устанавливается непосредственно в патрульной машине, а широкий диапазон действия позволяет регистрировать правонарушения на расстоянии до 400 метров.

Указанный комплекс удобен в эксплуатации: он может устанавливаться как в патрульном автомобиле, так и на обочине дороги. Радар «Визир» является малогабаритным и весит всего около 2 кг. Стоит сказать и о температурном режиме: данный аппарат работает при температуре от 0 до +50 градусов. При более низких температурах на него одевается специальный термочехол, который позволяет использовать радар при температуре до -30 градусов.

Еще одним мобильным является радар «Бинар». От предыдущего комплекса он отличается наличием сразу двух встроенных камер фиксации. Одна камера дает возможность отслеживать общий план дороги, а вот вторая позволяет получать изображение нарушителя и различать номерные знаки на достаточно большом расстоянии.

Дальность измерения скорости указанного аппарата составляет 300 метров, а вот визуально различать номера «Бинар» может лишь на расстоянии 200 метров.

Пожалуй, самым компактным и легким в использовании является такой полицейский радар, как «Беркут». Его можно использовать как в патрульном режиме, так и, как говорится, с руки (благодаря специальной рукоятке).

«Беркут» способен измерять скорость движения машин как во встречном, так и в попутном направлении.

Благодаря встроенному световому датчику указанный радар легко можно использовать в темное время суток и в непогоду. Этот аппарат оснащен достаточно мощным аккумулятором, который позволяет радару «Беркут» работать без дополнительной подзарядки около 10 часов.

Есть в радаре и такая важная функция, как выбор цели, установив которую «Беркут» будет фиксировать самую быструю машину из потока или самую близкую к радару.

Паркуюсь где хочу?

Проблемы с парковкой возникают практически во всех городах. Особенно остро данная проблема стоит в огромных мегаполисах, где водители из-за нехватки свободных мест либо из-за собственной невнимательности оставляют свои авто на газонах, тротуарах и прочих запрещенных для парковки машин местах.

Для борьбы с подобными нарушениями в работу сотрудников ГИБДД был внедрен «Паркон» - современный комплекс автоматического контроля правил парковки.

Итак, как выглядит «Паркон»?

Данный комплекс состоит из видеомодуля и рабочей станции, предназначенной для обработки поступающих видеоматериалов. Указанный механизм имеет две телекамеры, одна из которых фиксирует дорожную обстановку, а вторая - длиннофокусная, позволяет распознавать номерные знаки автомашин. Встроенный прожектор дает возможность использовать «Паркон» в ночное время суток.

Видеомодуль механизма располагается на передней панели патрульного автомобиля и подключается к бортовой сети машины. Встроенный аккумулятор позволяет использовать аппарат и для работы «с руки».

Помимо прочего, «Паркон» оснащен системой «ГЛОНАСС», что дает возможность осуществлять привязку конкретного правонарушителя к определенной географической локации, а также ко времени и дате совершения правонарушения.

Комплекс «Паркон» фиксирует следующие виды правонарушений:

  • остановка или стоянка автомобиля на тротуаре, проезжей части (в местах, где это запрещено соответствующими дорожными знаками);
  • остановка или стоянка машины на пешеходном переходе;
  • остановка или стоянка автомобилей в местах остановки общественного транспорта, а также в радиусе 15 метров от указанных остановок;
  • оставление автомобиля на газоне, в парке, сквере, на спортивной либо детской площадке;
  • оставление автомобиля на парковке запрещенным способом (к примеру, парковка вторым рядом или не параллельно проезжей части).

Любое из указанных правонарушений фиксируется путем выдачи аппаратом «Паркон» двух фотографий, с изображением автомобиля-нарушителя. На данных фотографиях обязательно просматривается государственный номер машины, а также дата, время и место регистрации правонарушения.

Где стоят камеры ГИБДД?

С 2013 года на дорогах городов появились специальные предупреждающие знаки либо разметка. Такие таблички, как «Фотовидеофиксация», предупреждают автолюбителей о том, что на участке дороге осуществляется регистрация правонарушений посредством радаров.

Однако, вопреки мнению многих автолюбителей, установка указанных предупреждающих знаков является лишь рекомендацией для сотрудников ГИБДД. То есть регистрировать правонарушения посредством фото- и видеофиксации инспекторы могут и без установки специальных знаков.

Кроме того, предупреждающий знак может находиться на довольно большом расстоянии от самого радара, а камера фиксация может быть хорошо замаскирована. Указанные знаки больше касаются стационарных камер наблюдения, а вот мобильные и передвижные радары, порой, устанавливаются сотрудниками ГИБДД в самых непредсказуемых и незаметных местах.

Итак, автолюбители должны быть готовы к тому, что передвижная камера ГИБДД может находиться за дорожным знаком, ограждением или отбойником. Нередко камеры устанавливают среди растительности или мусорных контейнеров.

А если знака нет?

Согласно действующим нормативным актам, отсутствие предупреждающего знака или разметки не является основанием для признания правонарушения и, соответственно, выписанного за него штрафа недействительным.

Таким образом, ответ на вопрос о том, разрешена ли установка видеокамер ГИБДД без уведомления, является однозначным - подобная установка не запрещена. И в случае получения «письма счастья» со штрафом, водителю не имеет смысла ссылаться на то, что он не видел знаков, предупреждающих о том, что на участке дороги ведется фото- или видеофиксация.

Размещение подобных знаков и разметки носит всего лишь рекомендательный характер и не обязывает сотрудников ГИБДД устанавливать подобные знаки в непосредственной близости от камер фиксации правонарушений. Поэтому, к примеру, оспаривание в суде штрафа по указанному основанию не увенчается успехом, и автолюбителю все же придется оплатить выписанный денежный штраф.

Итог

В настоящее время в арсенале сотрудников ГИБДД имеется множество радаров, способных уловить и зафиксировать практически любое дорожное правонарушение. Так, благодаря современному оборудованию такие нарушения, как превышение скорости, выезд на полосу встречного или полосу выделенного движения, не пристегнутый ремень безопасности фиксируются практически на всех дорогах страны.

Благодаря новейшим технологиям наказание автолюбители получают и за неправильную парковку, и за езду в состоянии алкогольного опьянения. Указанные правонарушения также регистрируют камеры видеофиксации ГИБДД.

Всем автолюбителям следует помнить, что сотрудники ГИБДД вовсе не обязаны предупреждать о том, что на определенном участке дороги ведется фото- или видеофиксация. Предупреждающие знаки, вопреки мнению многих водителей, висеть не обязаны, а их отсутствие вовсе не освобождает от уплаты штрафов.

Важно помнить, что камеры фото- и видеофиксации, а также камеры скрытого видеонаблюдения устанавливаются не для того, чтобы усложнить жизнь автолюбителей. Размещение комплексов фиксации позволяет уменьшить число правонарушений, количество дорожно-транспортных происшествий.

Видеонаблюдение на дорогах ведет к установлению безопасного режима, к снижению аварийности и количества летальных исходов.

Могут быть установлены где угодно - на деревьях, под мостом или в тоннеле. Их назначение - фиксация нарушений в фото- или видеоформате. Такой метод сначала был использован в Европе, и только недавно его стали практиковать в нашей стране.

Какие нарушения фиксируются?

Существует огромное количество комплексов, которые ведут фото- и видеофиксацию того, что происходит на дороге, в том числе и нарушения правил дорожного движения. В большинстве случаев камеры фиксации нарушений ПДД выявляют следующие виды нарушений:

  • Превышение скорости. Именно этот параметр - основной, ради которого и были придуманы данные комплексы. С их помощью осуществляется борьба с лихачами, которых на дороге всегда полно.
  • Выезд на встречку: это является грубым нарушением ПДД, которое может привести к большому штрафу или лишению прав.
  • Выезд на выделенные полосы движения, которые используются только общественным транспортом.
  • Непристегнутый подобные камеры широко применяются по всей стране. Они делают фотоснимок, на котором заметно, был ли пристегнут водитель ремнем.

В ближайшем будущем планируется установить такие виды камер фиксации нарушений ПДД, которые будут держать под контролем пересечение стоп-линий на запрещающий знак светофора или предоставление пешеходу преимущества, когда он переходит дорогу на пешеходном переходе.

Особенности установки

Многие водители, которые долгое время проводят в разъездах, знают о том, что на дорогах располагаются камеры, "благодаря" которым можно нежданно-негаданно получить квитанцию на оплату штрафа за различные нарушения на дороге. МВД России комплексы с целью государственного контроля и надзора за соблюдением правил дорожного движения участниками. Особенно в аварийно-опасных участках. Установка камеры фиксации нарушений ПДД выполняется в зонах, где ограничена видимость, имеются переломы в рельефе местности, резкие повороты. Причем чтобы установить такие технические средства, административный орган должен выдать соответствующее разрешение. Контролировать дорожное движение можно разными способами:

  • стационарными средствами автоматической фиксации, которые размещаются на специальных конструкциях;
  • мобильными средствами автофиксации, которые ставятся на тех участках дорог, которые патрулируются постами ГИБДД.

Прежде чем установить камеру фиксации нарушений ПДД, руководитель органа управления должен выдать разрешение, в котором будут указаны место монтажа технических средств контроля и режим их работы. Примечательно, что участки, где есть камеры ПДД, никак не оформляются какими-то дорожными знаками.

Существует большой выбор камер, которые используются в нашей стране, причем все они имеют разную функциональность. Если говорить о принципиальных различиях между ними, то камеры бывают радарными, лазерными и приборами видеофиксации. В зависимости от метода установки комплексы бывают стационарными и мобильными.

Радарные комплексы

Радарные камеры фиксации нарушений ПДД легко отличить, так как они имеют радарный датчик и глазок камеры. Такие технические средства способны измерять скорость и фиксировать нарушения. Принцип работы такой камеры следующий:

  • Прибор исследует проезжую часть лучом для замера скорости на расстоянии примерно 500-1000 м у автомобилей, которые движутся в разных направлениях. При этом радиус покрытия максимально может охватить по две полосы в одну и другую сторону.
  • После измерения скорости начинает работу камера: она подвергает фотофиксации государственный регистрационный знак автомобиля и специальной программой распознает его. Подобные комплексы оснащаются специальными которые подсвечивают номера в условиях плохой видимости и ночью.

Радарные камеры фиксации нарушений ПДД не отличаются слишком большой надежностью, так как порядка 32% из них дают ложные показания. Причем это вызвано и погодными, и ситуационными условиями. Предлагаем обзор популярных радарных камер в России.

«Стрелка»

Именно эти радарные камеры являются самыми распространенными в России: только в Москве их расположено около 700 штук. Комплексы представляют собой комбинацию двух устройств - непосредственно радарной установки и широкоугольной камеры, которая отвечает за визуальный контакт. Благодаря ей можно посмотреть фото с камеры фиксации нарушения ПДД в высоком разрешении.

Камера и радар в сочетании контролируют до 4 полос, причем в любом направлении. При любом нарушении комплекс сам автоматически выносит постановление. Как только в поле зрения «Стрелки» попадает автомобиль, превысивший скорость, на аппаратуре фиксируется его изображение, из базы ГИБДД получается информация о владельце авто и распечатывается соответствующее постановление о правонарушении вместе с фото машины, данными о нарушении и заполненным бланком об оплате. «Стрелка» - один из самых мощных радаров в стране, так как он способен контролировать всю дорогу сразу. Сам радар может сработать на расстоянии до 350 м.

«Кречет-С»

Эти камеры автоматической фиксации нарушений ПДД автоматически выявляют и фиксируют в видеоформате любые правонарушения в дорожном движении. Такой комплекс может одновременно контролировать разные нарушения, а универсальность этого технического средства выражается в наличии дополнительных функций. В основе комплекса лежит фоторадар последнего поколения «Кречет», который отвечает всем требованиям безопасности и обладает неплохой мощностью. С его помощью ГИБДД своевременно выявляет случаи превышения скорости, проезда по встречной полосе и по полосе общественного транспорта. Среди дополнительных функций можно отметить:

  • трансляцию обзорной видеокартинки зоны контроля;
  • фотографирование и сохранения фотографий всех автомобилей, у которых были распознаны регистрационные знаки авто.

«Бинар»

Посмотреть фото с камеры фиксации нарушения ПДД можно и с помощью движения ТС - радиолокационного прибора с видеофиксацией «Бинар». Это ручной измеритель, который оснащается двумя телекамерами, записывающими дорожную ситуацию общим и крупным планом, когда есть необходимость получить сведения о номере транспортного средства. Данный прибор способен:

  • измерять скорость и осуществлять видеозапись нарушений правил дорожного движения;
  • одновременно записывать общий и крупный план;
  • выбрать самую быструю цель и селектировать цели по направлению движения;
  • выводить на экран изображения цели, причем будут фиксироваться скорость, дата, время и информация о режимах измерения;
  • увеличивать кадр при просмотре и оптимизировать изображение номерного знака.

«Крис-П»

Фоторадарный мобильный радар «Крис-П» - это оперативно-техническое средство, которое способно контролировать скоростной режим, вести фото- и видеофиксацию нарушений на дороге. С данной камеры фиксации нарушений ПДД фото получается качественным за счет высокого разрешения. Данный прибор способен:

  • автоматически фотографировать транспортное средство в зоне контроля и вносить в кадр показания скорости движения, дату и время нарушения;
  • вести дистанционный контроль и записывать сюжеты о дорожной обстановке;
  • в режиме онлайн передавать зафиксированные кадры и сведения на ноутбук мобильного поста;
  • работать и ночью, даже если нет искусственного освещения, за счет имеющейся инфракрасной подсветки;
  • формировать и хранить базу данных всех зафиксированных нарушений, сортировать их и искать по определенным параметрам.

Данное устройство может дополнительно оборудоваться специальными средствами, расширяющими его функциональные возможности.

«Арена»

Это, по большому счету, камера для частников для фиксации нарушений ПДД. ГИБДД довольно часто, кстати, использует переносной комплекс «Арена». Его удобство в том, что комплекс можно перевозить с одного места на другое, поместив его в багажник автомобиля. Подготовка к работе устройства занимает всего 10-15 минут.

Установка «Арены» выполняется на треноге у обочины дороги, примерно в 5 метрах от проезжей части, которая подвергается контролю. Комплекс работает от аккумулятора, который располагается в специальном боксе. Все транспортные средства, превысившие порог скорости, автоматически фотографируются. А данные копятся в памяти прибора, после чего передаются по радиоканалу на мобильный пост ДПС. На фотографиях четко виден автомобиль, дата и время снимка, скорость движения.

«Кордон»

Фоторадарный комплекс занимается измерением скоростного режима транспортных средств и автоматическим выявлением нарушений, которые передаются по каналам связи на сервер центра обработки данных. Этот радар может одновременно контролировать все цели на четырех полосах движения в обоих направлениях.

Применяются такие камеры фиксации нарушений ПДД в Нижнем Новгороде и других крупных городах России. Датчик автоматически реагирует на превышение скорости в зоне, которая находится под контролем, после чего создает две фотографии каждого нарушителя: одну - общим планом, вторую - крупным планом с визуальным акцентом на номерном знаке. В данных о нарушении также содержится информация о распознанном номере, зафиксированной скорости автомобиля, направлении движения, географических координатах.

Какие возможности?

Радарный комплекс «Кордон» - одно из универсальных технических средств, которое:

  • позволяет автоматически измерять скорости и определять положение всех транспортных средств, которые находятся в зоне контроля;
  • автоматически распознает государственные регистрационные знаки;
  • контролирует все цели в обоих направлениях;
  • автоматически сохраняет все данные о нарушениях, которые были зафиксированы;
  • работает даже ночью за счет встроенной инфракрасной подсветки;
  • определяет географические координаты места нарушения за счет встроенного навигационного модуля ГЛОНАСС/GPS;
  • защищает встроенное программное обеспечение и данные от несанкционированного доступа.

Комплекс устанавливается на боковой стороне проезжей части без необходимости строительства специальных ферм и перекрытия полос движения.

«Автоураган»

Стационарный комплекс автоматического видеоконтроля «Автоураган» фиксирует нарушения правил дорожного движения и может использоваться при проведении розыскных мероприятий. Среди уникальных характеристик данного комплекса можно отметить:

  • распознавание номерных знаков в светлое время суток практически на 100-процентном уровне;
  • высокую степень распознавания номеров, даже если они сильно загрязнены или повреждены;
  • постоянный контроль автомобильного трафика днем и ночью независимо от климатических условий;
  • работающий комплекс не могут зафиксировать радар-детекторы;
  • радар фиксирует не только превышенный скоростной режим, но и целый ряд других нарушений.

«Автоураган» популярен за счет качественной и стабильной работы, точности измерений скоростного режима и уникальных показателей распознавания.

Лазерные комплексы

Подобные радарные системы в нашей стране встречаются нечасто, но они более точны в измерении скорости даже на большой дальности. Среди популярных комплексов можно отметить Jenoptic Robot и «Амата». Их особенность - в возможности измерения скорости на проезжей части аж на 6 полосах. Установлены подобные камеры фиксации нарушений ПДД в Москве и Санкт-Петербурге.