Как научить ребенка читать по-английски – важные правила и частые ошибки при обучении. Обучение чтению на английском языке

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками.

На начальной ступени обучения учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты.

Умение читать основано на определённых навыках, которые должны быть сформированы учителем в процессе работы в классе и дома. И первый из этих навыков - это «соотнесение зрительного образа речевой единицы с её слухо-речедвигательным образом». Сумма этих навыков и составляет технику чтения.

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых, что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение.

Уметь читать - это, прежде всего владеть техникой чтения, т. е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог (при плохой технике чтения), или словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза (а при скорочтении - и абзац), чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

Пассов Е.И. выделяет несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова), слоговый (выучивание комбинаций слогов), метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений - прямой метод), звуковой аналитико-синтетический метод , фонемно-графический метод . Рассмотрим достоинства и недостатки этих методов.

Алфавитный метод подразумевает изучение чтения отдельных букв и их сочетаний без учёта того, что слова состоят из слогов и чтение буквосочетаний зависит от того, в каком слоге оно стоит. Кроме того, для школьников младших классов очень тяжело заучивать огромное число правил без их конкретного применения при чтении.

Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова. К сожалению, этот метод неприменим к английскому языку, где один и тот же звук может быть передан различными графемами.

Методы целых слов, фраз, предложений - это отголоски прямого метода, ученики учат слова без «скучного называния по буквам», они сразу понимают смысл слова и имеют возможность анализировать различные тексты с первых занятий. Правда, чтение вслух в этом случае превращается в угадывание правильного чтения слова. Учащиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.

Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит детей правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы ученик, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.

Целесообразно остановиться на наиболее применяемых методах обучения технике чтения.

В современных методиках параллельно также выделяют метод устного опережения , когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят к изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Что не мешает применению всех перечисленных выше методов.

В соответствии с предложенной методикой обучение чтению вслух производится на устной основе и осуществляется с помощью следующих упражнений:

Знакомство с буквами алфавита и их озвучивание;
- чтение отдельных слов по ключевым словам;

Чтение грамматических структур с различным лексическим оформлением;
- чтение различных структур, организованных в логической последовательности и т. д.

Данная методика предусматривает ещё несколько пунктов упражнений, но нас интересуют самые первые. В течение первой четверти предусматривается только изучение правил произношения звуков вслед за учителем, или за диктором. Ученики изучают правильную артикуляцию того или иного звука, выполняют гимнастику для языка и губ, которая впоследствии помогает им справиться с произношением трудных звуков английского языка. Изучение проходит в несколько этапов, сначала учащиеся прослушивают звуки, потом повторяют их за учителем, затем повторяют вслед за учителем слова, значения которых преподавателем не переводятся. По возможности на уроках используются выражения, которые позволяют закрепить пройденные звуки - это команды, просьбы учителя, соответствующая лексика и грамматика. Изучение букв английского алфавита и правил их чтения и написания начинается только в конце первой четверти и идёт в течение второй и третьей четвертей. Ученики начинают знакомиться с гласными и с правилами их чтения в открытом и закрытом слогах, обучение ведётся с помощью ключевых слов. На доске помещается карточка с ключевым словом, где буква, которая изучается, выделена красным цветом, а непроизносимая е, если она есть, синим. Учитель объясняет чтение этого слова, читает его, ученики читают за ним, после чего по аналогии читают слова, которые читаются таким же образом (например, plate, name, table, place и т. д.). При этом слова должны подбираться таким образом, чтобы они были известны к этому моменту уже всем ученикам. Далее учащиеся читают специальные упражнения по учебнику. Обучение чтению гласных ведётся с учётом четырёх различных типов слогов.

Этапы работы над формированием техники чтения

Этап первый. Устный вводный фонетический курс. Выработка и закрепление слухо-речедвигательных навыков при произнесении отдельных фонем в увязке со значками транскрипции. Тренировка навыков говорения.

Этап второй. Названия букв и их графические образы. Первые навыки письма полупечатным шрифтом. Английский алфавит. Первый опыт работы со словарем учебника. Количество уроков 3-4.

Этап третий. Знакомство с правилами чтения в увязке с графическим образом слов, изученных в устном вводном курсе. Выработка и закрепление навыков чтения по учебнику речевых единиц (слов и диалогов), смысл и произношение которых известны учащимся.

Этап четвертый. Закрепление навыков чтения на речевых единицах, диалогах и текстах, не входивших в устный вводный курс. Введение новых, доучивание известных правил чтения.

Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:

Написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;
- нахождение пар букв (строчная и заглавная);
- вписывание недостающих; пропущенных букв;
- списывание - запись - прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);
- конструирование слов из разрозненных букв;
- поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);
- чтение текста с пропущенными буквами / подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.

Учитель английского языка

МАОУ СОШ №2

Тихонова Юлия Александровна

«Разнообразные подходы при обучении чтению детей на английском языке»

2017год

Содержание.

Введение.

1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению. Задачи обучения чтению.

а) Организация уроков 1 - го и 2 - го циклов.

5. Список использованной литературы.

l . Bведение.

С первых уроков сентября учителя первых классов замечают разницу в уровне подготовленности детей к школе. Дети одного и того же класса, одного и того же возраста имеют различные учебные способности. К сожалению, по мере усложнения учебной программы эта разница увеличивается и становится непреодолимым препятствием.

Сильные, способные к учёбе ученики, быстро понимают новый материал и готовы работать дальше, в то время как слабые не только не разобрались в новом, но и забыли предыдущий материал. Данная проблема далеко не нова. Возникает она и в разных классах, и на разных предметах, и у разных учителей. Возможным путём решения этой проблемы является организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке.

Безусловно, учитель, планирующий ход урока, должен предусмотреть организацию учебной деятельности учеников, опираясь на их знания, умения, уровень подготовленности. Каждый учитель, идущий на урок, рассчитывает на хороший результат, успешное овладение учебным материалом, хорошее ориентирование в теме. Значительную трудность для учителя при подготовке представляют школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний и дети с пониженной успеваемостью.

Если снизить темп урока, сложность изучаемого материала, то сильным детям становится скучно, они начинают отвлекаться сами и отвлекать соседей, высмеивать неуспевающих. Если увеличить темп и сложность работы, то дети, имеющие пробелы в знаниях, теряют интерес к уроку, т.к. не могут успевать за классом, перестают понимать изучаемый материал.

Одной из главных задач первых лет обучения является обучение рецептивным видам речевой деятельности, в первую очередь чтению. Овладение чтением на английском языке всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка.

1. Подход современной методики обучения иностранным языкам к обучению чтению.

Устное и письменное общение реализуется в четырёх видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, обучение которым должно осуществляться взаимосвязано, но при дифференцированном подходе к каждому из них. Это обусловлено не только тем, что в основе функционирования каждого вида лежат одинаковые психические процессы и психолингвистические закономерности. В реальном общении человек читает и обсуждает прочитанное с собеседниками, делает при чтении записи, позволяющие ему лучше запомнить и затем воспроизвести необходимую информацию.

Подход, при котором обучение начинается с обучения чтению, имеет ряд преимуществ:

1. Обучение чтению с первых уроков позволяет сразу же реализовывать познавательный аспект, который является одним из ведущих на первом году обучения. Если обучение чтению с самого первого урока строится на интересных и новых для учащихся реалиях, фактах культуры страны изучаемого языка, очень скоро иностранный язык начинает восприниматься как дополнительное средство познания.

3. Овладение чтением - процесс более лёгкий, чем овладение говорением.

Чтобы грамотно планировать уроки обучения чтению, необходимо знать две вещи: во-первых,

что значит - уметь читать, во-вторых, с помощью каких средств можно развивать это умение. Уметь читать - это, прежде всего, владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образы речевых единиц и озвучивать их во внутренней или внешней речи. Любая речевая единица является оперативной единицей восприятия. Такой единицей может быть слово, или даже слог, или словосочетание из двух или нескольких слов (синтагма) и даже целая сложная фраза, чем крупнее оперативная единица восприятия, тем лучше техника чтения, а чем лучше техника чтения, тем выше уровень понимания текста.

Какие же задачи стоят при обучении чтению на английском языке? На начальной ступени обучения (1 - 2 год систематического изучения языка) учащиеся должны овладеть буквами алфавита английского языка, усвоить звукобуквенные соответствия, уметь читать вслух и про себя слова, сочетания слов, отдельные фразы и короткие связные тексты, построенные на программном языковом материале.

Обучение чтению на английском языке , является неотъемлемой частью обучающего процесса в целом. Знакомство с языком посредством чтения необходимо, так как это позволяет совершенствовать английский язык, расширять лексический запас, знакомиться с культурным наследием, иметь возможность знакомиться и наслаждаться чтением неадаптированной литературы в оригинале, впоследствии без необходимости использования словаря. Чтение и в современном мире является оптимальным способом передачи информации, и человек, свободно читающий и разбирающийся в качественной литературе, человек, свободно адаптирующийся в информационном потоке, имеет больше шансов к успешному развитию и расширению своих возможностей. Также, обучение чтению на английском языке , является прекрасным инструментом для развития устной речи, оттачивания навыков грамотного произношения и восприятия речи на слух.

Учащиеся знакомятся с тремя основными видами чтения: чтение с общим охватом содержания (reading for the main idea ), чтение с детальным пониманием (reading for detail ), чтение с целью извлечения конкретной информации (reading for specific information ).

В основе каждого вида чтения лежат базовые умения, которыми должны овладеть школьники:

1) понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста; отделять информацию первостепенной важности от второстепенной; устанавливать связь (логическую, хронологическую) событий, фактов; предвосхищать возможное развитие (завершение) действия, событий; обобщать изложенные в тексте факты; делать выводы по прочитанному и др.;

2) извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты / детали, выделять информацию, подтверждающую, уточняющую что-либо; устанавливать взаимосвязь событий; раскрывать причинно-следственные отношения между ними, определять главную идею, сравнивать (сопоставлять) информацию и др.;

3) понимание необходимой (интересующей) значимой информации: определять в общих чертах тему текста; определять жанр текста, выявлять информацию, относящуюся к какому-либо вопросу, определять важность (ценность) информации и др.

В результате обучения учащиеся должны научиться понимать аутентичный текст, не прибегая при каждой встрече с незнакомым языковым явлением к переводу (словарю). Для этого они должны усвоить несколько правил работы с текстом:

2) для понимания любого текста важную роль играет имеющийся у школьника жизненный опыт;

3) чтобы понять текст (или спрогнозировать, о чём будет идти речь в этом тексте), необходимо обратиться к помощи заголовка, рисунков, схем, таблиц и т.д., сопровождающих данный текст, его структуре;

4) при чтении текста важно опираться в первую очередь на то, что известно в нём (слова, выражения), и пытаться с опорой на известное прогнозировать содержание текста, догадываться о значении незнакомых слов;

5) обращаться к словарю следует лишь в тех случаях, когда все прочие возможности понять значение новых слов исчерпаны.

Итак, на уроке обучения чтению перед учителем ставятся следующие задачи:

1) увеличивать оперативную единицу восприятия текста,

2) учить воспринимать текст (его части) с однократного восприятия,

3) учить воспринимать и узнавать новые сочетания известных единиц,

4) развивать скорость чтения (в том числе и про себя),

5) развивать структурную антиципацию,

6) развивать содержательную антиципацию,

7) развивать умение догадываться о значении неизвестных единиц (по разным признакам)

8) обучать мгновенно, соотносить форму воспринимаемого с его значением,

9) развивать умение разбираться в логико-смысловых связях текстов разного характера,

10) развивать умение "игнорировать" неизвестное, если оно не мешает пониманию в целом.

2. Виды упражнений для обучения чтению.

Процесс обучения включает в себя работу над техникой чтения (вслух и про себя) и над развитием умений понимать содержание прочитанного.

Обучение технике чтения осуществляется на начальном этапе приобщения к языку. В это понятие вкладывается " умение школьников быстро узнавать и соотносить графические образы (буквы) с соответствующими слухомоторными образами и определёнными значениями, т.е. владение звуко -буквенными соотношениями, умение объединять зрительно воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы).

Поэтому, упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного (чтение вслух), развитие умений соотносить буквы и звуки иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов и т.д."

Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению. Для этого обратимся к методической литературе, соотнося советы методистов, авторов программ и УМК с собственным опытом.

а) Упражнения для обучения чтению на начальном этапе.

Методика обучения чтению на начальном этапе предлагает следующие упражнения:

    написание букв, буквосочетаний, слов по образцу;

    нахождение пар букв (строчная и заглавная);

    вписывание недостающих; пропущенных букв;

    списывание - запись - прочтение слов в соответствии с определённым признаком (в алфавитном порядке, в исходной форме слова, заполнение пропущенных букв в слове и др.);

    конструирование слов из разрозненных букв;

    поиск (прочтение, выписывание, подчёркивание) в тексте знакомых, незнакомых, интернациональных и др. слов (в разном скоростном режиме);

    чтение текста с пропущенными буквами / словами и т.д.

Всем этим заданиям можно придать игровой характер, например: заполнение кроссвордов, составление ребусов, расшифровка тайнописи (чтение текста, содержащего слова с перепутанными буквами), чтение текстов, содержащих картинки, вместо незнакомых слов, подписывание слов под картинками, соотнесение рисунков и записанных слов, командные игры на выявление самых лучших читающих и т.д.

б) Использование демонстрационных карточек с напечатанными словами.

В коммуникативной технологии все используемые упражнения должны быть по характеру речевыми, точнее, упражнениями в общении. Комплексы упражнений для формирования лексических, грамматических и перцептивных навыков направлены на становление психофизиологических механизмов и предполагают их последовательную отработку. В упражнения для формирования рецептивных лексических навыков входят упражнения для формирования механизма зрительного восприятия лексических единиц, упражнения для формирования механизма антиципации лексических единиц, для формирования механизма сличения - узнавания лексических единиц, механизма догадки.

Начиная с первого урока, можно вводить такие карточки. На первом уроке их всего три: " E ng l i sh ", " H i ! ", " H e ll o !". Но учащиеся уже видят, что есть буквы гласные (они выделены красным цветом, т.к. учащиеся привыкли за годы обучения в начальной школе при фонетическом разборе обозначать гласные звуки красным карандашом), есть согласные, которые читаются так, как пишутся (они обозначены чёрным цветом), есть особые сочетания букв, которые нужно запоминать (они написаны зелёным).

Наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, служит для понимания материала на слух, средством привлечения (переключения) непроизвольного внимания, помогает сохранить в памяти зрительный образ слова, что особенно важно для детей с более развитой зрительной памятью.

Размер карточек довольно крупный, чтобы всем было видно (5,5 см x 30 см). Размер строчных букв 3 см. Цвет используется в каждом слове. Это обусловлено психологическими особенностями детей, данного возраста.

Конечно, правила чтения вводятся позже. Но ученики привыкают к цветному зрительному образу слова, быстрее запоминают его написание. Сильные ученики запоминают и правописание. Слабым ученикам цветовая опора помогает прочитать слово.

Карточки можно использовать и при фонетической зарядке, и при введении новой лексики, и при повторении изученных слов, и при проведении соревнования на скорость и правильность прочтения материала.

Возможна игра на проверку знания лексических значений слов. Например, ученик получает несколько карточек с заданием, которое он выполняет самостоятельно, а потом объясняет, комментирует своё выполнение, решение или просто показывает свой результат. Это может быть и сильный, подготовленный ребёнок, если это первые уроки по теме, и слабый ребёнок, если лексика не является новой.

Карточки можно разместить на столе, на доске, в любом порядке или дать ребёнку в руки. Задания можно варьировать: выбрать те слова, которые относятся к определённой теме (например, "Животные, которые живут в зоопарке", " Продукты питания", " Спортивные игры" и т.д., найти "лишние" слова (из другой темы), выбрать то, что ты любишь или терпеть не можешь.

Контроль выполнения задания также может быть различным. Учитель может попросить ребёнка прочитать выбранные слова, перевести карточки на русский язык, составить предложения с данными словами (например, "" l like ...."", "" l hate ...."", "" l " d like to visit ....."", "" l will buy ...."", "" l can play ...."" и т.д.).

Эти упражнения нравятся ученикам, т.к. они интересны, познавательны, увлекательны, их могут выполнять и сильные, и слабые ученики, а выбрать задание по силам ученика учителю не составит труда.

в) Использование при обучении чтению расширяющихся синтагм.

Наиболее желательным упражнением многие методисты считают чтение расширяющихся синтагм . Это упражнение преследует следующие цели:

    увеличивает оперативную единицу восприятия текста;

    развивает структурную антиципацию;

    способствует усвоению новых слов, которые затем могут встретиться в тексте (развивает контекстуальную догадку);

    настаивает учащихся на чтение текста, т.к. направляет их мысли в определённом направлении (развивает логическое понимание).

Главное достоинство чтения расширяющихся синтагм, безусловно, в том, что это упражнение способствует расширению поля охвата при чтении: ученик привыкает читать не по слогам, не пословно, а синтагмами, к тому же с каждым разом всё более крупными. И чем больше становится единица восприятия текста, тем лучше синтагматичность чтения, смысловое членение текста, а следовательно, тем выше скорость и лучше понимание.

Синтагма (какое-либо словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе распространяется и расширяется, но не прямолинейно, а трансформируясь. Однако ключевое слово повторяется в каждой фразе, хотя и в новом окружении. В первой фразе даётся значение нового слова, в последующих оно должно быть понято без перевода, и в результате многократного восприятия ученик должен запомнить его.

"Оптимальным вариантом выполнения этого упражнения является чтение под фонограмму вполголоса или шёпотом". Чтение расширяющихся синтагм может осуществляться в разных режимах:

1) учащиеся слушают запись и повторяют по одной синтагме громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);

2) учащиеся повторяют по одной фразе громко хором в паузах вслед за диктором (учителем);

3) учащиеся читают про себя весь блок синтагм;

4) учащиеся читают индивидуально (2 - 3 человека) по одной фразе громко вслед за диктором (учителем) и сверяют каждую фразу с образцом чтения;

5) два - три ученика читают весь блок синтагм индивидуально (они сверяют своё чтение фраз с чтением диктора, или учитель сам исправляет их ошибки);

6) учащиеся читают все вместе хором одновременно с диктором;

7) три - четыре ученика читают индивидуально вместе с диктором.

Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима 1) к режиму 7).

Перед учениками при выполнении этого упражнения ставятся следующие задачи:

    пробегать взглядом всю синтагму (фразу), не делая пауз между словами;

    слушая диктора, постараться заметить, где сделана ошибка в собственном произношении;

    следить за изменением содержания каждой последующей фразы, в зависимости от вновь введённого в неё слова (компонента);

    стремиться, не прочитывать синтагмы или фразы пословно, а пытаться охватывать их одним взглядом, пробегать их глазами как можно скорее;

    не отчаиваться, если не успеваешь произносить за диктором, а постараться работать быстрее;

    обязательно произносить синтагмы, а не слушать, как это делают другие (не бояться сделать ошибку).

г) Развитие техники чтения при помощи фонограммы.

Для развития техники чтения часто используют чтение под фонограмму. Техника чтения тесно связана с пониманием читаемого. Чем лучше мы понимаем, тем быстрее мы читаем (т.е. знакомые слова и выражения ученики читают намного легче, чем неизвестные и непонятные). Чем быстрее мы читаем, тем лучше схватываем содержание. Неслучаен известный факт, говорящий о том, что в средних и старших классах школы лучше учатся те дети, которые имеют хорошую технику и скорость чтения на родном языке. Они быстрее работают с получаемой информацией, выделяют главное и второстепенное, составляют план изложения текста. Развивая технику чтения, ученик совершенствует и синтагматичность чтения, т.е. правильное его смысловое членение, а это способствует правильности понимания.

Чтение под фонограмму помогает и развитию аудирования, т.к. приучает учеников к определённому заданному темпу звучания, способствует формированию у них правильных слуховых образов речевых единиц.

Чтение под фонограмму способствует и обучению говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи. При чтении под фонограмму возрастает непроизвольное запоминание, поскольку это одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит их и произносит (т.е. у ученика задействованы разные типы памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная).

Чтение под фонограмму осуществляется в тех же режимах, что и чтение расширяющихся синтагм.

д) Формирование навыков чтения при помощи транскрипции.

Для усвоения правил чтения и дальнейшего пользования словарём учащиеся изучают знаки международной транскрипции. При этом ученикам сообщают, что в английском языке существует особая запись - звуковая, некоторые её знаки совпадают с буквами, дающими данный звук при чтении: [ b ], [ p ], [ m ], [ n ], [ s ], [ t ], [ d ], [ v ], [ f ] и т.д. Их можно специально не заучивать. Но есть и специфические значки, запоминание которых потребует усилий. Выработка умения читать знаки транскрипции, которое необходимо для дальнейшего пользования словарём, является одной из задач начального этапа.

Процесс взаимосвязанного формирования навыков чтения и навыков чтения по транскрипции проходит в два этапа - этап формирования и этап совершенствования. Особую важную роль играет этап формирования, который состоит из определённых стадий:

l этап. Формирование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.

1. Восприятие. Учащиеся имеют зрительную опору при восприятии на слух звуков в высказываниях; в поле зрения учащихся находятся три строчки: графический образ слова, транскрипция этого слова и транслитерация. На подсознательном уровне начинают устанавливаться связи между звуковым и зрительным образами слова (транскрипционным и графическим); учащиеся воспринимают и запоминают зрительный образ отдельного транскрипционного знака соответствующего звука, воспринимаемого на слух.

2. Имитация. Учащиеся повторяют за диктором или учителем (сначала каждый по отдельности, затем хором) отдельные звуки. При этом учащиеся видят транскрипционные знаки звуков, которые они имитируют.

3. Дифференциация. Учащиеся видят транскрипционные знаки английских звуков при выявлении их сходств и различий в произношении в сравнении с соответствующими русскими звуками; при объяснении особенностей артикуляции английских звуков; выполняют упражнения, направленные на дифференциацию схожих между собой транскрипционных знаков и дифференциацию знаков и схожих с ними букв.

Здесь также возможно использовать карточки с написанными транскрипционными значками, причём к английским знакам можно добавлять и русские.

4. Изолированная репродукция. Учащиеся озвучивают транскрипционные знаки; читают знакомые слова и фразы с новыми звуками по транскрипции.

На этой стадии, для сильных учеников, возможно использовать задания на чтение слов по транскрипции без графического образа слов, такие записи могут быть вынесены на доску или выписаны на полоски бумаги крупным шрифтом (flash cards ). Для средних и слабых учеников проще совместить пары записей: графический образ и транскрипцию, записанных в разном порядке.

5. Комбинирование. Учащиеся читают по транскрипции новый речевой материал.

На этой стадии образец чтения могут давать и сильные учащиеся. Им будет интересно попробовать свои силы и знания при чтении незнакомых, неизученных слов. Правильное прочтение незнакомых слов будет свидетельствовать о сознательности сформированных графемно - морфемных соответствий. Задача для слабого ученика повторить чтение без ошибок.

Совершенствование произносительных навыков и навыков чтения по транскрипции.

На этом этапе учащиеся выполняют упражнения на формирование лексических и грамматических навыков с использованием транскрипции в качестве вспомогательного средства. (2, с. 28 - 29)

3. Упражнения для развития умения читать.

Для развития умения читать используются речевые упражнения, которые имеют специфику, диктуемую особенностями чтения как вида речевой деятельности. Последовательность этих упражнений строится с учётом уровней понимания текста. В качестве установок обязательны речемыслительные задачи.

Овладение техникой чтения ведётся неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. На это нацеливают и задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения.

а) Использование предтекстовой подготовки.

Цель этого упражнения: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путём привлечения имеющихся знаний; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт детей, на заголовок, иллюстрации текста.

Каждый текст сопровождается предтекстовым заданием, успешное выполнение которого после прочтения текста будет свидетельствовать о понимании учащимися прочитанного.

Читая текст, дети должны быть внимательны, отыскивая правильность или ошибочность своего предположения.

Для сильных учеников интерес будут представлять не только сведения о разных животных, которые живут на фермах, в зоопарках и в домах, но и сведения о парке сафари, который находится в Великобритании. Слабым ученикам, достаточно прочитав, понять, правильно ли он угадал.

Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Сначала учащиеся просматривают текст, а затем читают вслух. С помощью чтения вслух происходит овладение чтением про себя. Чтение вслух способствует совершенствованию произносительных навыков учащихся; оно используется как средство овладения лексикой и грамматикой английского языка. Однако роль чтения как средства обучения не ограничивается только этим. Чтение текстов является важным средством, способствующим формированию умений в говорении.

б) Использование упражнений на содержательную идентификацию.

Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке, и работа над чтением обязательно завершается решением какой - либо коммуникативной задачи. Выполнение разнообразных заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности на английском языке.

Здесь уместно рассмотреть упражнения на содержательную идентификацию . Это упражнения, в которых ученик должен идентифицировать одни высказывания с другими, т.е. установить их сходство или различие в содержательном плане. Цель этого вида упражнений - развитие смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения.

При этом возможны следующие варианты этого вида упражнений:

а) найти в прочитанном рассказе предложения, схожие по содержанию с данными;

б) определить, соответствуют ли данные предложения содержанию рассказа;

в) выбрать предложения (из данных), которые соответствуют содержанию рассказа;

г) определить, идентично ли предложенное резюме основным мыслям рассказа;

д) установить разницу в двух текстах, которые напечатаны параллельно и представляют собой рассказ одного и того же содержания.

Для успешного выполнения таких упражнений учащийся должен:

а) прочесть данное предложение как можно быстрее;

б) запомнить его содержание и его зрительный образ;

в) держа это в памяти, быстро просматривать текст всего рассказа (или его части);

г) найти аналогичную (или близкую по содержанию, по форме) фразу."

Постоянное обращение к прочитанному, трёх- или четырёхкратное его просматривание в пределах выполнения одного упражнения и совершенствует умение читать. В качестве примера можно взять текст о Ричарде и его школе:

«I go to school. It"s not far from my house. I"m in the fifth form. School starts at 9.00. I don"t go to school on Saturdays or Sundays. We don"t cross the street near our school alone. The lollipop woman helps children to cross the street. Tuesday is not a good day at school. We have Maths and French. They are not my favourite subjects. I take a packed lunch. My friend doesn"t take his packed lunch. He goes to our school dining room but I don"t go there».

Прочитав (прослушав) текст, ученикам предлагается задание:

"" There is some information about Richard and his school. Is it right or wrong?" ("Здесь некоторая информация о Ричарде и его школе. Она правильная или нет?.") Это задание на сравнение предложений схожих по содержанию.

1. Richard doesn"t live far from school.

2. Children cross the street by themselves.

3. All days at school are good for Richard.

4. Richard doesn"t love Maths and French.

5. A lot of Richard"s friends don"t eat at the school dining room.

6. We go to school on Saturdays and Sundays.

7. Richard doesn"t take his packed lunch.

Чтобы выполнить задание правильно, учащимся приходится возвращаться к тексту, перечитывать его. В данном случае это оправдано, т.к. дети не получают информацию в готовом виде, им нужно быть внимательными, соотнося утвердительные и отрицательные предложения. А это развивает скорость чтения, смысловую догадку, содержательную антиципацию.

Возможны и другие варианты упражнения на содержательную идентификацию .

Например , ""Read about the strange town. Put in there is / there are. "" (""Прочитай о странном городе. Вставь выражения there is / there are "")

"" In a country ______ a very strange town. It is very small. But in that town _________ eight stadiums, ten toy shops. ______ a large supermarket and seven pet shops. ________ six swimming pools and a computer centre. _________ twelve discotheques and twenty cinemas. But in that town ________ (not) schools, ________ (not) a church and ________ (not) theatres and museums.""

в) Упражнения на содержательный поиск.

Для развития логического понимания, можно использовать содержательный поиск .

Варианты его могут быть различны:

а) Найти предложения, подтверждающие.....

б) Найти то, что характеризует......

в) Найти причины того, что.......

г) Найти те проблемы, которые волнуют.....

Основная задача этих упражнений заключается в том, чтобы развивать логическое понимание. Действия, которые совершает ученик при выполнении этих упражнений, называют содержательным поиском, поскольку ученик действительно ищет в прочитанном то, что требуется, и ищет это на основе того, насколько он понял прочитанное. Если он не понял основных мыслей текста, поиск не состоится.

Требуемые от ученика действия аналогичны тем, которые он должен производить в предыдущем виде упражнений.

г) Упражнения на смысловой выбор.

К смысловому выбору относятся такие упражнения:

а) выбери подходящее заглавие из данных;

б) выбери по смыслу ответ из предложенных;

в) выбери из абзацев рассказа по одному предложению, передающему их смысл.

Основная задача этих упражнений - развитие механизма логического понимания, но попутно они решают и другие задачи - развивают смысловую догадку, совершенствуют технику чтения.

Е.И.Пассов советует, чтобы учитель " не удовлетворялся правильным выбором, ибо он может быть случайным. Тогда следует попросить объяснить свой выбор, подтвердить его чем - либо. Для этого ученику можно дать время на обдумывание ответа, поиск его в тексте." (3,с. 117)

Характерной чертой этих упражнений является то, что они не только обучающие, но и контролирующие. Для ученика прямой контроль здесь будет скрыт, и в этом большое достоинство этих упражнений. Но учитель по факту выполнения упражнения, по характеру (процессу) и уровню выполнения может судить об успешности овладения чтением.

Упражнения на содержательный поиск и смысловой выбор в основном используются в более старших классах. В 5 - м классе ученики не обладают таким уровнем, чтобы легко справиться с такими заданиями.

4. Использование речевых зарядок, как упражнение для обучения чтению.

а) Организация уроков 1-го и 2-го циклов.

Каждый урок английского языка начинается с речевой зарядки.

Под речевой зарядкой обычно понимают способ психологически настроить учащихся на общение по определённой тематике. Она выполняет ту же роль, что и прямое сообщение учащимся целей данного занятия. Поэтому, если речевая зарядка применяется, то она является организационным приёмом. Например, аудитивной речевой зарядкой может служить и иноязычная формулировка цели урока.

Но речевая зарядка может перерасти и в этап тренировки. Речевая зарядка может служить упражнением в аудировании (если учитель сообщает какую - либо информацию), упражнением в развитии диалогической речи (если учитель задаёт вопросы, а ученики на них отвечают), повторением домашнего задания (если предметом разговора является текст из домашнего чтения или тема, изученная на предыдущем уроке и заданная на повторение на дом)

В пятом классе некоторые ученики имеют собственную базу знаний, опыт чтения и говорения на иностранном языке, в каждом классе есть сильные ученики, желающие помогать учителю. Почему бы не передать в их руки проведение речевых зарядок?

Желающих много, а умений в этом возрасте недостаточно. Почему бы не протянуть руку помощи детям и не дать им опору: речевую зарядку, записанную на листах бумаги? К тому же, при отработке грамматических явлений, это большая помощь учителю, ведь дети, отвечая на вопросы, заодно отрабатывают и грамотные ответы.

Кроме того, на уроках математики и русского языка, истории и географии, литературы и физики учащиеся работают с учебником и доской. Конечно, отличительной чертой будут географические и исторические карты, опыты, опорные таблицы и иллюстрации. Но основой содержания обучения всё же является учебник и записи на доске. Почему бы не разнообразить оборудование урока красиво оформленными разноцветными табличками?

Так на одном из первых уроков на доске появляются листы бумаги с напечатанными предложениями:

"" What is your name?

Where are you from?

What languages do you speak?""

Учитель знает имена детей, поэтому отвечать на вопрос учителя ученикам неинтересно. Намного интереснее самому спрашивать. Сильный ученик легко справится с вопросами. А у учителя появляется возможность помочь слабому.

Кроме того, подчеркнув подлежащее и сказуемое в вопросе, дается опора слабому ученику. Главные члены предложения изучаются детьми во втором классе. Они умеют определять подлежащее и сказуемое на русском языке. Поэтому им проще разобраться в построении предложения при ответе, видя подчёркнутую структуру.

Всего 3 - 5 минут урока, а сколько проведено работы. Ученики рады помочь учителю, "встав на его место". Они сами ведут урок, выбирая какой вопрос и кому они зададут. Сильные ученики тренируются в чтении длинных структур, построении диалога. Задача для слабого ученика повторить ответ. Тут им не отсидеться, ведь не ответить однокласснику стыдно. Повторяется грамматика, лексика, структура вопроса и ответа.

Усложняются темы уроков, усложняется лексика, удлиняются предложения. Одно остаётся на первых порах неизменным: построение блоков предложений.

Поэтому, на начальном периоде обучения обосновано включение предложений с повторяющимся началом.

Слабые ученики отвечают по-прежнему кратко, сильным хочется выделится полным ответом. И то, и другое допустимо и верно. Задача учителя потренировать детей в чтении и говорении, настроить на иностранный язык. И при кратком, и при полном ответе её следует решать.

Благодатная тема для говорения "" Animals "" . Можно использовать следующие блоки вопросов:

- «Have you got a cat? Have you got a dog? Have you got a cow?»

- «Has your friend got a pig? Has your friend got a duck? Has your friend got a guinea pig? Has your friend got fish?"» « Have you got a pet?» «What is its name? How old is it? What does it say?"»

- «Do cows live in a house? Do lions live in a town?" Do tigers live at the zoo?»

Do llamas live in the zoo? Do parrots live in the zoo? Do iguanas live on the farm? Do vipers live on the farm?""

б) Организация уроков 3, 4, 5, 6, 7 циклов.

С третьего цикла начинается систематизация тех грамматических явлений, которые были изучены до этого, и подготовка учащихся к восприятию основных видовременных форм, которые будут изучаться дальше. Поэтому, при отборе материала предпочтение отдаётся грамматике. Выбираются различные грамматические структуры, дающие возможность для анализирования и сравнения.

Возможно, при организации последующих циклов в этом учебном году будут внесены изменения, дополнения, т.к. нынешние пятиклассники совсем непохожи по уровню развития, способностям, подготовке на учеников прошлогодних. Возможно, появятся новые блоки, некоторые из существующих будут отложены или совсем убраны.

Процесс обучения - это процесс развития, он не может быть застывшим, постоянным, неизменным. Такова наша действительность. Но в работе учителя всегда есть место для творчества. Он обязан идти вперёд, вместе со своими учениками.

В прошлом году я использовала следующие блоки Spotlight 5:

Module 1 «School days», 1 а ) School! 1b) First day! 1c) Favourite subject

Do you go to school?

Do you live far from your school?

When does your school start?

What is your favourite subject?

What is a good day at school for you?""

Have you got a mother?

Have you got a father?

Have you got a sister?

Have you got a brother?

Where do you go every day?

When do you go to school?

When do you go to shop?

Where do you walk with your friends?

When do you do your homework?""

Повторение лингвострановедческих знаний

What colours has the flag of England?

What is the symbol of England?

What colours has the flag of Northern Ireland?

What is the symbol of Northern Ireland?

What is the old name of Northern Ireland?""

Module 2 «That’s time!» 2 а ) I am from… 2b) My things 2c) My collection

Where are you from?

How old are you?

Where do you live?

Do you have parents?

What are their names?

What countries do you know?

What nationalities do you know?

Do you have any collections?

What collection do you have?

Повторение лингвострановедческих знаний

What English-speaking countries do you know?

Which continents do you know?

Let’s speak about New Zealand?

Module 3 «My home, my castle». 3a) At home 3 b) Move in 3c) My bedroom

Where do you live?

With whom do you live?

What type of houses do you know?

What type of houses do you prefer to live?

Do you have a flat?

What rooms do you have in your flat?

Are there any furniture in your flat?

What furniture do you know?

Do you have a bedroom?

What kind of furniture do you have?

Can you describe your room?

Module 4 «Family ties» 4 а ) My family 4b) Who is who? 4c) Famous people.

Have you got a mother?

Have you got a father?

Have you got a sister?

Have you got a brother?""

What is your mother"s name?

How old is she?

Where was she born?

When is her birthday?

Where do she live?""

What is your father"s name?

How old is he?

Where was he born?

When is his birthday?

Where do he live?""

"" When were you born?

When was your mother born?

When was your father born?

When was your sister born?

When was your brother born?

How can you describe yourself?

How can you describe your parents?

How can you describe your brother/sister/friend?

What famous people do you know

What can you say about Shakira?

How can you describe Shakira?

Module 5 «World animals» 5a) Amazing creature 5b) At the zoo 5c) My pet

Do you like animals?

What animals do you know?

How can you describe wild animals?

What animals live in India?

Do you like the zoo?

What animals are over there?

How can you describe them?

What pets have you got?

What is the name of your pet?

Can you describe your pet (type of pet, name, age)?

Module 6 «Round the clock» 6 а ) Wake up 6b) At work 6c) Weekends

What is your daily routine?

What do you do in the morning/afternoon/evening?

What time do you usually get up/go to bed?

What do you know about Lara Croft?

What kind of jobs do you know?

What do you usually/often/sometimes/never do at the weekends?

What do your parents do at the weekend?

Do you know Big Ben?

Which city is it in?

How old is Big Ben?

Can you describe Big Ben?

Module 7 «In all weathers» 7a) Year after year 7b) Dress right 7c) It’s fun

What date is it today?

What day is it today?

What season is it now?

Is it cold or warm?

Which winter month is February?

Is September the first autumn month?

Is January the first winter month?

Is April the second spring month?

Is July the second spring month ?

Is August the third summer month?

Is October the second autumn month?

Is December the second winter month?

Is March the first spring month?

Is June the first spring month?

Is May the third summer month?

What clothes do you know?

Which clothes are for warm/cold?

What are you wearing now?

Повторение лингвострановедческих знаний

Where is Alaska ?

What do you know about weather?

What images come to mind?

Module 8 «Special days» 8a) Celebration 8b) Master chef 8c) It’s my birthday

What do you know about festivals?

How do people celebrate different festivals?

What do you usually eat for breakfast/lunch/dinner?

What names of the foods/drinks sound similar in English and Russian language?

When do you have your birthday?

How do the British and Chinese celebrate birthday?

How do you celebrate your birthday?

Module 9 «Modern living» 9 а ) Going shopping 9b) I was great! 9c) Don’t miss it!

How often do you go shopping and where?

What do you usually buy?

What did you buy last week?

Where do you most like to go in your free time?

What do you do there?

What did you do last Sunday?

What is your favourite film?

What is it about?

Where and when did you watch it?

Module 10 «Holidays» 10 а ) Travel and Leisure 10b) Summer fun 10c) Just a note

What is your favourite type of holiday?

Where do you usually go?

Where did you go last summer

Where do you want to spend your holiday this year?

Do you like to ride a car?

Do you like to ride a train?

Do you like to ride a bus?

Do you like to ride a bike?

Do you like to ride a trolley?

Do you go to the river in summer?

Do you go on a picnic on sunny days?

Do you go fishing on rainy days?

Do you listen to music at weekends?

Do you enjoy attraction every day?

Did you have toothache/stomachache/ a headache/a temperature/ a sunburn?

How can you resolve this problem?

Повторение лингвострановедческих знаний

What do you know about Scotland

Where is Scotland

What sightseen sights of Scotland do you know ? "

Подводя заключительную черту, можно сказать, что моим ученикам нравится такая форма работы. Они принимают активное участие на этом этапе урока, ждут новых предложений и блоков. Конечно, это очень трудоёмкая работа, она занимает много времени при подготовке урока. Но зато экономит время при организации урока и оформлении доски.

Список использованной литературы:

1. Гальскова Н.Д. " Современная методика обучения иностранным языкам." (пособие для учителя), М., "Аркти",2004.

2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. "Английский в фокусе -5" (книга для учителя к учебнику для 5 кл. общеобразоват. учреждений), М., "Просвещение", 2012.

3. Пассов Е.И. " Урок иностранного языка в средней школе", М., "Просвещение", 1988.

4. "Английский в фокусе", учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В - 7 изд. - М., "Просвещение", 2012.

5. Пассов Е.И. "Программа - концепция коммуникативного иноязычного образования (5 - 11 кл.), М., "Просвещение", 2000.

6.Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. " Практическая методика обучения иностранному языку "(учебное пособие), М., Издательский центр "Академия", 2001.

5.1 Типы упражнений на овладение навыками чтения

Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста.

1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2. Прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.

3. Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

А) По какому слову заглавия можно установить, что речь идет о …?

Б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

С) По какому слову вы определили, что это информация о …?

4. Переведите заглавие со словарем и скажите, какая приставка придает словам отрицательное значение.

5. Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.

6. Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

7. Придумайте заглавие, которым можно объединить три названных факта.

8. Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чем оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.

1. Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).

2. Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.

3. Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.

4. Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.

5. Найдите в тексте предложения с варьирующимся повтором доминирующего слова в заголовке.

6. Скажите, являются ли выделенные вами ключевые слова и их заместители самыми информативными элементами в тексте.

7. Повторно прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.

Упражнения на овладение структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей

Овладение структурой газет и распознавание жанров газетных материалов

1. Найдите в данном номере газеты основное информационное сообщение. Скажите, какое событие описывается в нем. Найдите в газете другие материалы по данному вопросу.

2. Найдите второе по важности информационное сообщение номера; скажите, о каком событии рассказывается в нем и какие еще материала газеты посвящены этому событию

3. найдите в газете некомментированные информационные статьи (информационные статьи с элементами комментария, комментированные информационные статьи); скажите, каким вопросам они посвящены.

4. Найдите в газете редакционные статьи (статьи специалистов, постоянных обозревателей газеты); скажите, каким вопросам они посвящены.

5. Найдите интересные для вас материалы, которые газета публикует под рубриками …..

6. Просмотрите страницу газеты, журнала, набор текстов и отберите тексты на тему ….

7. Просмотрите газету (журнал). Перескажите на родном или иностранном языке содержание наиболее интересного текста по теме.

8. Сделайте выборку статей по указанному вопросу из нескольких газет.

Овладение структурно-композиционными особенностями научных (научно-популярных) текстов.

1. Просмотрите текст. Определите его характер (описание, рассуждение, повествование).

2. Просмотрите текст и скажите, содержит ли он, с вашей точки зрения, интересную информацию.

3. Прочтите начальные предложения первого и последнего абзацев. Сформулируйте вопрос, который освещается в статье.

4. Установите, верно ли указана граница вводной части текста; если нет, исправьте ошибки.

5. Выберите из напечатанных на отдельных карточках текстов вводную, основную и заключительную части статьи. Составьте из них статью.

6. Выделите в тексте вводную и основную части.

7. Установите, повторяется ли главная мысль в тексте, сколько раз, в каких структурных компонентах (заглавии, вводной или основной части) она формулируется.

8. Проверьте, правильно ли обозначена граница заключительной части текста. Если нет, дайте свой вариант.

9. Выделите в тексте вводную, основную и заключительную части.

10. Найдите заключительную часть текста. Дается заголовок и вводная часть текста; основная часть разделена на отдельные смысловые куски.

11. Составьте общее представление о содержании текста по заглавию (таблице, чертежу, формуле, вводной и заключительной частям).

12. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

13. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать этому выводу.

14. Прочтите про себя первый абзац (введение) и попытайтесь догадаться, о чем будет идти речь в данном тексте.

15. Просмотрите текст, ознакомьтесь с чертежом (таблицей, описываемой в тексте), составьте план основного содержания текста.

16. Просмотрите текст и нарисуйте эскиз строящегося объекта, описанного в тексте.

17. Бегло просмотрите текст. Сопоставьте первое предложение текста с заглавием. Установите:

1. выражают ли одну и ту же мысль

2. выражают ли они общее содержание текста.

18. Прочтите второе предложение первого абзаца и первые предложения всех последующих абзацев. Исключите из них те, которые не выражают новую мысль.

19. Составьте структурно-смысловую схему текста по следующему образцу:

1. Цель сообщения (предикация первого порядка)

2. элементы общего содержания:

а) основные констатирующие тезисы (предикация второго порядка)

б) второстепенные элементы (предикации третьего, четвертого и последующих порядков )

Подобного рода схемы смысловой структуры текста могут быть также основой для написания рефератов.

Текстовый этап. Упражнения на определение темы текста.

1. Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите эту часть текста, назовите тему. В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …

2. Распределите заглавия по указанным темам.

3. Скажите, выражена ли тема в заголовке текста.

1. Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть)

2. Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

3. Прочитайте заглавие и скажите, о чем идет речь в тексте.

4. Назовите вопросы, которые рассматриваются в редакционных статьях и статьях специалистов в данном номере газеты.

5. перечислите темы информационных сообщений, помещенных на … полосе газеты (под рубрикой …).

Упражнения на смысловое прогнозирование содержания текста.

При составлении упражнений данной группы следует помнить, что существуют две категории слов-сигналов, способствующих предвосхищению на движение мысли автора:

А) слова, указывающие на движение мысли автора в повествовании;

Б) слова, указывающие на изменение направления мысли, поворот мысли, отрицание предыдущего утверждения.

1. Выпишите из текста слова-сигналы и установите, к какой части речи они относятся.

2. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует развитие предыдущего положения.

3. Определите слова-сигналы из приведенных ниже, после которых следует изложение нового материала.

4. Установите, к какой смысловой категории принадлежат данные слова-сигналы:

а) повторение мысли;

б) разъяснение мысли;

в) вывод;

г) изменение точки зрения.

5. Придумайте окончание предложения после выявления слова-сигнала.

6. Определите, после каких из данных слов-сигналов идет информация, которую можно пропустить, если целью читающего является понимание только наиболее важной информации.

7. Определите после каких из данных слов - сигналов может следовать главная мысль в тексте.

8. Просмотрите выделенные в тексте слова. Предположите, о чем идет речь в тексте.

9. Чтобы лучше понять текст, просмотрите его. Подберите к субъектам, данным в левой колонке, соответствующие предикаты из правой.

10. Просмотрите несколько статей на тему.. и докажите, что …

11. Просмотрите текст еще раз. Определите его композиционно-речевую форму (это может быть сообщение, повествование или рассуждение).

12. Дополните информацию, полученную из текста. С этой целью просмотрите соответствующие газеты и журналы на изучаемом иностранном языке.

Послетекстовый этап. Упражнения на контроль понимания прочитанного

1. Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2. Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3. Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на его вопросы.

4. Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5. Выскажите мнение о прочитанном,. Сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

6. Подумайте, как и где вы можете использовать извлеченную из текста информацию.

7. Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для использования полученной информации в вашей будущей профессиональной деятельности.

5.2 Приемы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе

Приведём здесь некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней школе:

Необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём.

Следует продолжить обучение навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией.

Обучать именно технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале.

Подбор текстов на английском языке для учащихся 5-7-х классов преследует комплекс практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных целей. Развитие умений чтения текстов направлено на понимание аутентичных и частично адаптированных текстов разных жанров с опорой на соответствующие пояснения и комментарии, при необходимости с использованием двуязычного словаря.

Тексты подбираются на основе Программы по иностранным языкам и пройденному количеству лексических единиц к определённому периоду обучения.

Для успешного овладения чтением необходимо:

Подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

Тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему;

Тексты снабдить предтекстовыми, текстовыми или послетекстовыми заданиями (комментариями, аннотациями, рекомендациями).

Тематика и проблематика текстов формируют необходимые языковые и речевые умения и навыки.

В этом случае стоит сказать о задачах, стоящих перед учителем в процессе обучения школьников над тремя этапами работы с текстом:

На предтекстовом этапе надо создать необходимый уровень мотивации учащихся, активизировать фоновые знания языкового, речевого и социокультурного характера, подготовить учащихся к адекватному восприятию сложных в языковом и речевом отношении моментов текста, обратить внимание учащихся на важные и значимые по содержанию стороны текста, использовать задания опережающего характера;

На текстовом этапе необходимо проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений, развивать умения интерпретации текста;

На послетекстовом этапе следует использовать текст в качестве языковой, речевой или содержательной основы для развития умений в устной и письменной речи;

Развивать у учащихся информационно-коммуникативные умения, связанные с умением систематизировать и обобщать информацию, а также научить учащихся интерпретировать образно-схематическую информацию, сжимать текст и выделять его основное содержание, использовать полученную информацию в проектной деятельности. (Этот этап осуществляется в том случае, когда текст используется не только как средство обучению чтению на иностранном языке, но и для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, т.е. для обучения говорению и письму).

Соответственно на уроке задания могут распределяться индивидуально с учётом интересов и пожеланий учащихся, т.е. осуществляется дифференцированный подход в условиях совместной деятельности, что предполагает различные организационные формы работы: индивидуальную, парную, коллективную, групповую. Здесь могут происходить дискуссии, задаваться вопросы в случае неясностей, а также может осуществляться обмен мнениями по поводу прочитанного и выявляться степень понимания содержания текста. Таким образом, на урочное занятие будет выноситься текст и задания к нему, которые требуют квалифицированной помощи учителя на уроке. Для самостоятельного чтения дома подбираются более упрощённые тексты, либо это может быть подготовительный текст к последующему чтению основного текста на уроке.

Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения. Если в 5-м классе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом тому является его сравнительная новизна и специфика данного этапа обучения, то к концу 7-го класса, необходим дополнительный поиск мотивации. Это обусловлено специфическими возрастными и социально обусловленными индивидуальными особенностями школьников, а также отсутствием ситуаций реального общения, что необходимо восполнить привлечением аутентичных текстов и языковых аутентичных материалов, компьютерных технологий.

Поскольку такая работа удовлетворяет познавательным и образовательным потребностям школьников, необходимо ориентировать учебный процесс на развитие личности каждого ученика: его жизненного опыта, мотивов, интересов, мировоззрения, статуса в группе, языковых возможностей. Учитывая индивидуальные особенности учащихся необходимо разграничить учебные материалы по объёму, по сложности, принимая во внимание интересы и склонности ребёнка. Согласно анкетированию в 5-7-х классах, дети охотно и увлечённо используют компьютер и для чтения, и для поиска информации, и для игр.

Большинство исследователей рассматривают современные технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-ориентированного подхода, где учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Необходимо добавить, что в современные технологии обучения входят следующие формы личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве, проектные технологии, центрированное на учащихся обучение, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, интенсивные методы обучения, применение технических средств. Технологии обучения будут способствовать развитию коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету и раскрытию творческих способностей ребёнка, т.е. созданию креативной среды в процессе обучения.

Преподавание иностранного языка немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

Заключение

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности, которая направлена на извлечение информации из письменного текста. Поскольку чтение осуществляется на письменно фиксированном тексте, это дает возможность вернуться к нему при непонимании и позволяет больше внимания уделить раскрытию содержания. Рецептивный характер этого вида речевой деятельности обуславливает большую доступность и большую легкость по сравнению, например, с говорением.

Чтение рассматривается в школьной методике как цель и как средство обучения иностранному языку. Цель обучения чтения: научить извлекать информацию из прочитанного (это чтение в большей степени про себя). При овладении чтением учащиеся сталкиваются с целым рядом психических и лингвистических трудностей . Что касается обучению технике чтения, то это в первую очередь чтение вслух, чтение для других. Техника чтения - показатель понимания прочитанного. Существует специальная система упражнений: . Согласно концепции С.К. Фоломкиной, есть чтение с извлечением основной информации, чтение с пониманием основного содержания; есть чтение с извлечением всей информации (полной или детальной). С.К. Фоломкина выделят основные виды чтения по степени проникновения в содержание. Существует также несколько уровней понимания текста:

На уровне слова;

На уровне смысла;

Понимание всей информации.

Уровень понимания зависит от уровня багажа чтеца. Отбор и организация текстов для чтения важны как с точки зрения их содержания, так и языковой формы. Существуют определенные требования к текстам .

Трудности в обучении иностранному языку

Это, в первую очередь, трудность, связанная с тем, что при обучении иноязычному чтению в речевой памяти учащихся нет достаточно прочных слухо-речемоторных образов лингвистического материала, которые имеются, например, у младших школьников при обучении чтению на родном языке. Считается, что преодолеть эту трудность можно, если осуществлять так называемое устное опережение.

Затрудняет процесс чтения необходимость овладения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка, и формирование навыков соотнесения их с иноязычными звуками.

Вызывает трудность последующий переход к чтению про себя, который должен быть специально организован, а не проходить стихийно.

Значительная трудность возникает тогда, когда в текстах встречаются незнакомые лексические, а на средней и старшей ступенях обучения и отдельные грамматические явления.

Список использованных источников

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). – СПб: “Златоуст”, 1999.
  2. Вайсбурд М.Л. Требования к текстам для самостоятельного (синтетического) чтения на английском языке в VII классе. - М. – 1955.
  3. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности//Ин.яз. в школе.1997№1-2.с33-38.
  4. Карпов И.В. Психологическая характеристика процесса понимания и перевода учащимися иностранных текстов. Сб. «Теория и методика учебного перевода», под ред. К.А. Ганшиной и И. В. Карпова, М., 1950.
  5. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. – М., Просвещение, 1973.
  6. Общая методика обучения ин. языкам; Хрестоматия/Сост. Леонтьев А.А.-М.:1991-360с.(Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. Учебное чтение, его содержание и формы с.238-252).
  7. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. /И.В. Рахманова, А.А. Миролюбова, В.С. Цетлин. М., 1967.
  8. Преодоление трудностей в обучении чтению на английском языке в средней школе /Матковская И.Л. www.1september.ru
  9. Программа по иностранным языкам для 1-11-х классов общеобразовательной школы. Вторая модель обучения./МИПКРО; Под ред. В.В. Пономарёвой. - М.: РТ-Пресс, 2000. - 82с.

Введение

1. Обучение чтению на уроке английского языка

2. Чтение как вид речевой деятельности

3. Методика обучения чтению

4. Роль фабульных текстов при обучении чтению

5.1 Типы упражнений на овладение навыками чтения

5.2 Приемы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе

Заключение

Список использованных источников


Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности. При этом необходимо учитывать личностную индивидуализацию учеников, соотносить речевые действия с их реальными чувствами, мыслями и интересами.

По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому так актуально чтение.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения информации. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки.

Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.


Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общения.

Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:

o быстрое установление звуко-буквенных соответствий;

o правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;

o чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;

o чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;

o выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией.

Эффективно решить поставленные задачи, можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения.

Рассмотрим некоторые психологические особенности младших школьников.

Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 10 лет. В психологических исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Выготского Л.С., Мухиной Т.К. и др. отмечается, что в это время кардинально меняется протекание психических процессов учащихся. Происходит смена ведущего вида деятельности: на смену игровой приходит учебная, хотя игровая деятельность еще продолжает играть важную роль. Формируется положительное отношение к учению, укрепляются познавательные мотивы учения.

Развиваются познавательные процессы. Восприятие приобретает управляемый характер, становится более точным, расчлененным, преднамеренным, четко распределяются отношения между анализом и синтезом. Увеличивается доля произвольного внимания, оно становится более устойчивым. Идет развитие интеллектуальных операций: сравнения, обобщения ориентировки, классификации, кодирования, переход от наглядно-образного к словесному, критическому мышлению. Увеличивается доля продуктивных действий мышления. Мнемическая деятельность становится более совершенной. Увеличивается объем памяти. Формируется логическая память, продуктивные способы запоминания.

Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе.

1. Практическая направленность процесса обучения:

o формулирование конкретных коммуникативно-мотивированных заданий и вопросов, направленных на решение практических задач и проблем, позволяющих не только освоить новые знания и навыки, но и понять содержание и смысл читаемого;

o обязательное выделение громкоречевого (термин Эльконина Д.Б.) этапа чтения в системе обучения технике чтения на иностранном языке, способствующих закреплению навыков артикуляции и интонирования, фонетически правильной речи и “внутреннего слуха”.

2. Дифференцированный подход в обучении:

o учет возрастных психологических особенностей учащихся, индивидуальных стилей их познавательной деятельности при сообщении новых знаний и формировании навыков и умений;

o использование аналитических и синтетических упражнений, заданий дифференцированных по степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей учащихся; выбор адекватных приемов работы по обучению чтению вслух и про себя.

3. Интегрированный и функциональный подход в обучении:

o построение обучения чтению на основе устного опережения, т.е. дети, читают тексты, содержащие языковой материал, который уже усвоен ими в устной речи; на алфавитном этапе овладение новыми буквами, буквосочетаниями, правилами чтения осуществляется в соответствии с последовательностью введения новых лексических единиц и речевых образцов в устной речи.

4. Учет особенностей родного языка:

o использование положительного переноса навыков чтения, формируемых или уже сформированных на родном языке учащихся;

o максимальное снижение интерферирующего влияния навыков чтения родного языка, связанного с особенностями русского языка (фонематическое письмо и слоговое чтение), путем объяснения, сопоставления, демонстрации способов действия и обильной тренировки в чтении.

5. Доступность, посильность и сознательность обучения.

6. Комплексный подход к формированию мотивации:

o уделение на уроке большого внимания выполнению игровых заданий, действию в проблемных ситуациях коммуникативного характера;

o использование различных видов наглядности, стимулирующих осмысление нового материала, создание ассоциативных связей, опор, способствующих лучшему усвоению правил чтения, графических образов слов интонационных моделей фраз.

Помимо соблюдения перечисленных педагогических требований, успех организации обучения зависит также и от уровня профессиональной грамотности учителя, степени его методической компетенции, способности использовать на уроке эффективные приемы и формы работы, адекватные поставленной цели обучения.

Рассмотрим некоторые примеры коммуникативно-направленных проблемных заданий и упражнений по обучению технике чтения, которые позволяют детям действовать в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения. А это в свою очередь способствует повышению мотивации учения и его эффективности.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей существуют чтение просмотровое, поисковое (просмотрово-поисковое), ознакомительное и изучающее.

При обучении чтению учащихся младшей средней школы освоению подлежат эти виды чтения, при этом надо учитывать их особенности и взаимосвязь.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста.

Изучающее чтение отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

К 5-му классу учащиеся могут:

Понять текст, построенный в основном на знакомом речевом материале; догадаться о значении отдельных незнакомых слов;

Определить своё отношение к прочитанному; использовать извлечённую информацию в других видах речевой деятельности.

В соответствии с программными требованиями в 5-м классе завершается формирование техники чтения вслух и про себя. Усиливается работа со словарём, а также по развитию механизмов языковой догадки за счёт опоры на знание правил словообразования. Отрабатываются различные стратегии в обучении чтению: с полным пониманием (изучающее чтение), с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Что касается просмотрового чтения, то подготовкой к этому виду чтения являются специальные задания: найти необходимую информацию в тексте, прочитать её вслух, подчеркнуть, выписать.

Когда вы изучаете иностранный язык, вы изучаете не только набор лексики и грамматики, вы в любом случае сталкиваетесь с культурой и особенностями менталитета народа, который говорит на этом языке. Наилучшее средство познания языка и культуры - это чтение в оригинале . А чтобы читать на иностранном языке, вы должны вначале научиться читать на этом языке .

You don"t have to burn books to destroy a culture. Just get people to stop reading them.

Чтобы разрушить культуру не обязательно сжигать книги. Можно просто заставить людей перестать их читать.

Но, если в школе или университете вы изучали немецкий или французский языки, или ваша школьная база оказалась меньшей, чем вы бы хотели, а сейчас решили учить английский, то давайте начнем с самого первичного и основного и узнаем несколько методик с чего начать, чтобы освоить правила чтения.

Алфавит английского языка

Думаю, вы знаете, что английский отличается от русского и немецкого, в которых мы, в основном, как пишем так и читаем. В английском языке система немного сложнее. Самое первое, что нам нужно сделать –это выучить алфавит.

В английском алфавите есть 26 букв, среди которых 21 согласная и 5 гласных. Знание букв и умение их правильно произносить- залог успешного и грамотного чтения на английском языке.

Английский алфавит с транскрипцией названия букв.

Очень легкий способ запомнить буквы визуально и на слух- это с помощью песни. Смотрите видео и пойте песенку, пока не запомните буквы алфавита.

Этот же способ вы можете применить, чтобы научить алфавиту ваших детей, и петь песенку вместе с вашими малышами.

Правила чтения в английском языке

После изучения алфавита приступим к изучению сочетания букв прочтению коротких слов. В английском языке существует некоторое количество правил, которые нужно выучить, практиковать и запомнить, если вы хотите грамотно читать английские слова.

Правила чтения английских согласных

Многие согласные читаются схоже с русскими согласными, например буквы m, n, l, b, f, z . Вы это можете увидеть в таких словах как mom, lemon,finger, boy, zebra .

Такие буквы как t и d звучат похоже, но произносятся с придыханием . Например словах table, teacher, dad, dirty .

Буква c имеет два варианта прочтения. Перед буквами i,e,y она читается как [s] - city, face, cyber . А перед остальными гласными читается как [k] - cat, cake, factory .

Правило с гласными i,e,y действует и с буквой g . Перед ними она читается как - gym, George, giant . Перед другими согласными буква читается как [g] .

Буква q всегда встречается в сочетании букв qu и читается как - quick, queen, square .

Буква j всегда читается как - jacket, jam, joy .

Таблица соотношения согласных букв и звуков в английском языке.

Как читаются гласные в английском языке

В английском языке слово может заканчиваться на открытый или закрытый слог, что влияет на произношение. Например слова cat, pot, sit заканчиваются на закрытый слог и в них гласные a, o, i дают звуки .

Такие слова как name, home, five заканчиваются на открытый слог, так как в окончании слова стоит буква e , которая не читается. Но, благодаря ей, гласные в середине слова читаются точно так же как они произносятся в алфавите, то есть слово name читается .

Типы чтения английских гласных букв в ударных слогах.

Чтение буквосочетаний гласных в английском языке

Есть определенные сочетания букв которые имеют устоявшиеся правила чтения, хотя английский язык- язык исключений, и при чтении более сложных слов следует обратиться к словарю. Ниже в таблице приводятся сочетания английских гласных с примерами , как они читаются и какой дают звук.

Таблица сочетаний гласных букв в английском языке.

И конечно же, во всех правилах есть исключения. Однако, не стоит переживать и думать, что вы никогда не сможете его выучить. Все можно понять, надо просто немного постараться и потренироваться.

Дифтонги английского языка с транскрипцией

Когда вы изучите основные правила чтения, вы увидите, что в английском есть довольно сложные для воспроизведения звуки-дифтонги, особенно если язык начинаешь изучать не с детства, а во взрослом возрасте.

Таблица английских дифтонгов с транскрипцией.

Транскрипция звуков в английском языке

Практика показывает, что когда дети изучают язык- они должны обязательно изучать транскрипцию, взрослые же, не хотят изучать ее и для них это бывает сложным.

Если вы все же захотите выучить написание и чтение транскрипции, то замечательно! А если нет, то вы можете пользоваться онлайн-словарями, где слово для вас произнесут. Одним из лучших словарей на сегодня являются Мультитран и онлайн словарь Лингво .

Важно!

Помните, что пользоваться надо именно словарями, а не переводчиками!

Вот пример чтения коротких слов с транскрипцией:

Таблица гласных звуков английского языка и транскрипция.

То, что мы живем в век интернета, имеет некоторые преимущества. Сидя дома, можно освоить разные знания онлайн. К вашему вниманию видео- урок , в котором объясняются базовые принципы чтения. Тем не менее, даже получив знания через онлайн урок, их нужно закрепить, чтобы сформировался навык.

Учите английские скороговорки

Здесь вам могут помочь скороговорки, которые часто направлены на отработку одного звука. Вот несколько примеров, которые вы можете использовать.

Скороговорка на английском Перевод на русский
Whether the weather be fine,
or whether the weather be not.
Whether the weather be cold,
or whether the weather be hot.
We"ll weather the weather
whether we like it or not.
Будет хорошей погода
или не будет погода хорошей.
Будет погода холодной
или погода будет жаркой.
Мы выдержим любую погоду
нравится это нам или нет.
Three swiss witch-bitches,
which wished to be switched swiss witch-bitches,
watch three swiss Swatch watch switches.
Which swiss witch-bitch",
which wishes to be a switched swiss witch-bitch,
wishes to watch which swiss Swatch switch?
Три швейцарских ведьмы-стервы,
желающих изменить свой пол,
разглядывают три кнопочки на часах "Свотч".
Какая из швейцарских ведьм-стервы,
желающих изменить свой пол,
разглядывает какую кнопочку на часах "Свотч"?

Не переживайте, что это скороговорки! На этом этапе, когда вы только учитесь читать и отрабатываете звуки, важно их произносить правильно, хоть и медленно. Ускориться вы всегда сможете.

Учитесь слышать английскую речь

После изучения основных, базовых правил чтения, вы можете использовать метод повторения за диктором. Ваша слуховая память также будет работать и вы будете слышать как правильно произносятся слова и какая интонация в предложениях.

Для этого вы можете использовать небольшие диалоги и аудиокниги для начинающих. На этом уровне идеально будет, если текст у вас перед глазами, вы слушаете, читаете и повторяете одновременно!

Вы можете использовать такой великолепный ресурс как Oxford bookworm Library , где представлены аудиокниги для всех уровней. Вы можете бесплатно скачать библиотеку

Для тех, кто продолжает изучать английский, рекомендуем изучать язык по фильмам, о чем вы можете прочитать в статье

Работайте над произношением

Умение читать- это только первый шаг на пути изучения языка. На равнее с изучением грамматики и лексики, учиться правильно произносить и слышать очень важно, если вы хотите понимать, что вам говорят и сказать так, чтобы вас поняли. Особенно, если вы будете говорить с носителем языка.

Как мы уже говорили немного выше, один из лучших способов- это внимательно слушать носителей языка и стараться скопировать их произношение и интонацию .

Особенное внимание нужно обратить на звуки, которых нет в вашем родном языке. Часто, у людей, изучающих английский, возникает проблема со звуком ‘r’, так как в русском, он твердый, а в английском более гортанный и рычащий.

Также возникают трудности с произношением двух звуков, которые дает сочетание букв ‘th’ . Учащиеся упорно произносят его как ‘c’ и ‘з’. Хотя стоит обратить внимание, что в таких словах как this, that, there этот звук говорится как между ‘з’ и ‘д’. А в таких словах как three, think, thief он произносится как звук между ‘ф" и ‘с’.

Вам это может показаться странным, так как в русском языке таких звуков нет, но если вы прислушаетесь к носителям, то поймете, что так они и говорят.

Не переживайте, когда у вас не выйдет сказать эти слова правильно с первого раза, для этого нужно немного попрактиковаться. Но, старайтесь учиться правильно с самого начала, потому что потому будет сложнее, когда вы вынуждены будете переучиваться.

Учитесь произносить фразы по-английски правильно

В английском языке слова в предложениях не произносятся отдельно, они часто сливаются, как будто в одно целое, особенно если это сочетание гласной и согласной букв. Посмотрите и потренируйтесь на этих примерах с транскрипцией.

Тоже касается таких фраз, где одно слово заканчивается на букву ‘r’, а следующее слово начинается на гласную. В таких случаях звук ‘r’ произносится. Вот несколько примеров.