Игровые обучающие ситуации в дошкольном образовании. Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками

Маргарита Иванова
Консультация для педагогов «Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста . Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС, основными характеристики которой являются :

Короткий и несложный сюжет.

Оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой.

Специально организованное игровое пространство .

Наличие дидактической цели и воспитательной задачи.

Обязательное проведение и руководство игрой взрослым .

Можно выделить несколько типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами – изображениями реально существующих предметов и объектов – могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например,живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

ИОС с литературными персонажами используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение , становятся объектами подражания. Такие ОС формируют развития контактов между детьми необходимо помочь им быстрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга, условно их можно назвать «Знакомство» .

Рассмотрим некоторые из них.

Игровая ситуация «Мишка –Топтыжка знакомится с ребятками»

Цель : Развивать интерес детей друг к другу, желание заполнить имена сверстников, способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умения действовать согласно игре.

Описание. Воспитатель приносит мишку : «Дети это Мишка Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть» .

Мишка : «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но я не знаю, как вас зовут. Назовите мне свои имена! Ой как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну, кто свое имя назовет, тот мне лапку пожмет»

После знакомства Мишка говорит :

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под музыку. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.

В заключении Мишка прощается с детьми :

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свидания, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой.

Игровая ситуация «Ладушки-оладушки»

Ладушки-ладушки

Напекли оладушки,

Для. (перечисляем имена детей группы)

ИОС в виде воображаемого путешествия в зоопарк, достопримечательных мест города и другие. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель.

К игровым ситуациям воображаемого путешествия относятся «Путешествие в Страну обуви» , «Путешествие в мир прозрачного и непрозрачного» , «Путешествие в игрушечное царство» , «Путешествие в страну одежды» , «Инструменты – помощники человека» и другие.

Иллюстрации используются в работе с младшими дошкольниками . Основу содержания ситуаций -иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения . Дети с интересом участвуют в ИОС «Чья эта игрушка?» , «Чьи это вещи?» Кто это? и другие

Игровые образовательные игры-имитации образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы. В старшей и подготовительной группе игры-имитации становятся более сложными и приобретают черты театрализованных этюдов, в которых дети изображают целое событие с участием нескольких персонажей. Интерес детей к игровым импровизациям возрастает, если при этом используются предметы для ряженья. Театрализация стихотворных произведений и сказок способствует эмоциональному развитию каждого ребёнка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игровые образовательные ситуации – упражнения целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение , дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия .

Игровые образовательные ситуации-проблемы и ситуации -оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте .

В ситуациях -проблемах взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях , ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение .

К числу проблемно - игровых ситуаций , побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи, можно отнести такие :

«Потерявшиеся» - задача детей – понять состояние потерявшегося и помочь отыскать своих родителей или хозяев.

«Бездомные» У собачки, котёнка или маленькой обезьяны нет домика, и холодно, одиноко. Дети приходят им на помощь. Строят им домики.

«Голодные» . Дети находят проголодавшееся существо (котенка, щенка) . Они жалеют их, кормят голодных.

Ситуации -оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самых детей. В этом случае игровая проблема уже решена , но от взрослого потребуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Практическая часть.

1. Определите, к какому типу относятся игровые обучающие ситуации .

Уж ты котенька, коток,

Котя - серенький лобок!

Поздоровайся с детьми,

Сколько деток,погляди!

Как у нашего кота

Шубка очень хорошо!

Как у котика усы

Удивительной красы!

Глазки смелые,

Зубки белые! (ситуация-иллюстрация )

2. Провести инсценировку. Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде.

Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд,

Оказалось, длинный он.

Значит, надо долго-долго

Нам ещё искать вагон.

Мама. Вот поэтому пораньше

Пришлось к поезду прийти.

На билетах написали,

Что вагон наш номер три.

Дочка. Долго мы его искали,

Сбились с ног уже совсем,

Вдруг смотрю – в окошке цифра.

Три! Вот, мама, посмотри!

(ситуация-упражнение . Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления поезда)

Я устал смотреть в окно.

Спать пора ложится.

Я б наверх, конечно, лег :

Там ведь интересно!

Отец. Не ложись там, сынок,

Там довольно тесно.

Детям спать вверху нельзя-

Можно и свалиться,

Стукнуться об пол иль стол,

Больно ушибиться.

Сын. Ничего, я подрасту –

Это же несложно.

Вот тогда и наверху

Спать мне будет можно.

(ситуация-упражнение . Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому что они могут упасть.)

3. Ситуация (Ситуация-проблема )

Дина коллекционирует открытки. Её друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождении выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?

(Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги.)

Используемые средства и приемы в игровых обучающих ситуациях обеспечивают благоприятную адаптацию детей в детском саду, способствуют сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желание узнать имена друг друга. Обогащать представления о мальчиках и девочках. Способствуют пробуждению отзывчивости, готовности прийти на помощь. Понимать эмоциональное состояние других людей. Обучение осуществляется с применением косвенных методов и имеет игровую коммуникативную мотивацию. Это позволяет синхронизировать процессы обучения и воспитания дошкольника , сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей - одно из приоритетных направлений моей работы.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую эмпатии, доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослыми. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми – тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.) встроенных в основное содержание обучения.
Сначала игровые технологии использовала как игровые моменты, которые очень важны, в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима. Изучила исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе.
Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому.Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интеграция даёт возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому я использую множество игровых приёмов с целью стимулирования познавательных интересов. В построении занятий применяю и художественно - развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине, «Холодные и тёплые цвета», «Найди картинку по палитре» и другие. Так же в занятия включала нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов.
Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей детей 4-5 лет в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить? Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Мои наблюдения в педагогической практике за изобразительной деятельностью детей группы (среднего дошкольного возраста) показали, что дети очень любят рисовать, рисуют с большим удовольствием, однако для получения изображения пользуются традиционными материалами.
Исходя из полученных наблюдений, я определила влияние на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать нормативно-правовую основу и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности развития творческих способностей детей.
3.Подобрать наиболее оптимальные методы и приёмы для развития творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
4.В процессе обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
5.Осуществить самооценку своей педагогической деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ детей среднего дошкольного возраста.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
Развивая творческие способности надо помнить, что ребёнок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело воспитателя - вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.
Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В.Гусарова, Н.Г.Морозова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, В.С.Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А.Венгер, Л.В.Занков, В.Т.Кудрявцев, Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков, О.К.Тихомиров). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С.Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова, Е.Е.Сапогова и др.).
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («Дорисуй», «Придумай сам», «Что забыл нарисовать художник?»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С.Комарова, Н.М.Конышева, М.В.Крулехт, Н.А.Малышева).
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.
В работе с дошкольниками я исходила из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний. В соответствии с этим,с детьми среднего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.
Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, рассказы, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия («сегодня у нас на занятии нет кисточек, но волшебница нам оставила листики мятой бумаги. Как при помощи этой бумаги можно нарисовать ёжиков?»)
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в детском учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. С этой целью проводилось прежде всего анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей (приложение 1). Необходимо было показать родителям необходимость развития у детей творческих способностей. Не менее важным считаю работу по обогащению знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования (использовались различные методы работы: папки-передвижки, консультации для родителей, выставки рисунков в нетрадиционных техниках.)
Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности были реализованы следующие педагогические условия:
1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.
2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:
- проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
- поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.
В исследовании также учитывала, что система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой трудовой деятельности. В связи с этим дошкольникам сначала сообщались необходимые знания, которые затем закреплялись и переводились в практический план.
Считаю, что свою творческую активность дети в полной мере могут проявить на занятиях в кружке «Радуг красок ». Мной были разработаны занятия в кружке, охватывающие разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.
Реализация когнитивного компонента творческой активности обеспечивалась соблюдением системы мер:
-рациональным соотношением объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;
-расширением кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, слово воспитателя и т.д.);
-контролем усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;
-использованием тренинговых заданий, направленных на повторение, закрепление ранее изученного материала;
-приоритетным использованием интегративных принципов освоения предлагаемого содержания (интеграция с художественной литературой, игровой, театрализованной и др. видами детской деятельности);
-переносом усвоенных знаний и представлений, способов деятельности в творческий ручной труд.
При формировании данного компонента творческой активности,старалась уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствовало решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов.
Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагала обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).
Основными методами и приемами, используемыми при формировании у дошкольников данного компонента творческой активности, были: беседа; инструктаж с пропущенным действием; тренировочные упражнения на креативное применение умений; решение проблемно - практических ситуаций; вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой.
Место, роль, характер использования отдельных методов существенно менялся. Так, на начальном этапе приобщения дошкольников к творческой трудовой деятельности большое значение придавалось использованию развернутых объяснений, повторению с целью закрепления нового материала. На этапе самостоятельного применения имеющихся знаний, умений и навыков в практических обстоятельствах использовались вариативные творческие работы и задания.
В процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, работ творческого характера дошкольникам давалась установка на выражение ими индивидуальности, самобытности, инициативы, свободы выбора. Для этого детям предъявлялись вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Какими инструментами будешь работать?», «Какие материалы и в каком количестве тебе понадобятся?», «Из какого еще материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.
Одним из основных условий развития творческой активности на занятиях кружка «Радуга красок» являлось создание ситуаций незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций. Выполняя работу, дошкольники не получали готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, повторению заранее заданной педагогом последовательности операций. Детям объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовался прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям были предложены задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были особенно популярны у детей 4-5 лет, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.
Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.
Эффективность разработанной методики можно оценить при помощи диагностических методик. Было установлено, что большинство детей теперь характеризуется высоким (47) и средним (21%) уровнями развития творческой активности, низкий уровень составляет лишь 2% .
Выводы.

Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
При развитии творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования ставятся следующие задачи:
1. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
2.развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;
5. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Одно из условий проявления творчества в процессе рисования - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Занимательность работы по ручному труду способствуют развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей.

Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые ситуации – современный подход к освоению образовательных областей программы.

Актуальность.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в следующем: если раньше в программе были разделы, которые соответствовали определенным учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей.

Акцент со ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Решать поставленные задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе, с учетом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий).

Отказ от занятий требует обращения воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

Игровые обучающие ситуации – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия.

К этим условиям можно отнести:

Обогащение детей впечатлениями об окружающем мире,

Привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…),

Активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, лит-го произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организовано пространство и предметная среда;

Игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет роль и на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.

Виды ИОС:

Ситуации-иллюстрации

Ситуации-упражнения

Ситуации-проблемы

Ситуации-оценки

В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. .Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки.

Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения . Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, Проблемная ситуация. Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел? (видеоролик-Почтальон Печкин. Остановить видеоролик)

Он принес нам письмо от кота Матроскина и Шарика. Послушайте.

Письмо:

Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки! Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь? Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие. Наверное, секрет какой-то знаете. Поделитесь с нами, как Дядю Фёдора вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.

Воспитатель: Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить Дядю Фёдора? (Ответы детей) - А как мы сможем его вылечить?

В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки , оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения.

Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин).

В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В сценариях активизирующего общения обучения совершается в основном во внеурочных формах, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Где взрослый выступает как партнер по общению: во-первых, это старший партнер, он более взрослый, более сильный, более умный; во-вторых, это человек, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений; в третьих, он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций (не отвечать на непонятные и неинтересные вопросы, не повторять за воспитателем то, что все уже слышали и т.д.). В сценариях активизирующего общения выделяются ряд задач, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя языка ребенка; развитие связной речи.

Таким образом, игровые обучающие ситуации одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, на партнерскую.

Существуют типы ИОС:

Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения.

Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов.

Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними.

Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие , сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.

Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль.

Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Выступление на неделе педагогического мастерства

Игровые обучающие ситуации – современный подход к освоению образовательных областей программы

Подготовила: воспитатель

О.В. Попова

МБОУ «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида №1» г. Воркуты

2012-2013 уч.гг.

Решетникова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации

как одна из игровых форм работы

с дошкольниками»

Форма проведения
: беседа с элементами практикума.
Цель
: Раскрыть значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка; упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.
Предварительная работа
:  Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение» Цель: провести исследование игровых интересов детей. Детям предлагается завершить следующие предложения: Моя любимая игра - это... В детском саду я люблю играть…... С (Имя отчество воспитателя) мы играем в... С ребятами мы играем...  На мольберте оформлен девиз метод.объединения: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».  Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
План проведения
: 1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений») 2.Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение». 3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение» 4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах) 5. Игровые обучающие технологии 6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС. 7.Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, состра дать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Условия сегодняшней школы, дошкольного образования, требуют от нас педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению
игровых технологий.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества, воображения, познания. Игра «Разброс мнений» Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а участники его продолжают: Дети моей группы любят играть….. Мы с детьми играем в игры... Эти игры могут научить ребенка...
Анализ результатов социологического исследования
В е д у щ и й. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог... (Ф.И.О.)
Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. - Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (Высказывание воспитателей) Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Ведущий: Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и ме- тод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются желания помочь неумелому, проявить сопереживание удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). Во многом все зависит от того, как мы педагоги создадим условия, сумеем учитывать внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений. Рассмотрим несколько ситуаций. Наша задача проанализировать поведение воспитателя в ситуации, правильность выбора его действий в соответствии с особенностями детских мотивов.
Решение педагогических ситуаций
Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации. В каждой из приведенных на слайде (фотография играющих детей) ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети. Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? 1. Мотив поведения дошкольников в данной ситуации вызван созданием условий воспитателем для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. . Основной мотив поведен детей в этой ситуации - проявление интереса к миру взрослых. 2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил:
-Запрещаю! Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре? (В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.)
Игровые обучающие технологии.
Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться до «потолка» своих возможностей. Ряд современных методик позволяют использовать в работе различные развивающие игры. На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют
игровой обучающей

ситуацией
(НОС), основными характеристиками которой являются: ■ короткий и несложный сюжет; ■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; ■ специально организованное игровое пространство; ■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи; ■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым. Можно выделить несколько
типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами
- изображениями реально существующих предметов и объектов - могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3-летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
ИОС
с
литературными персонажами
используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия
зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель. Игровые образовательные
ситуации-иллюстрации
используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения
целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые

образовательные

ситуации-проблемы

ситуации-
оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть

Задание № 1. Определить,
к какому типу относятся игровые обучающие ситуации. 1. Уж ты котенька, коток, Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми, Сколько деток, погляди! Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые!
{Ситуация-иллюстрация.)
2 . «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (М: Эксмо, 2006)). Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде. Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд, Оказалось, длинный он. Значит, надо долго-долго Нам еще искать вагон. Мама. Вот поэтому пораньше Пришлось к поезду прийти. На билетах написали, Что вагон наш номер три. Дочка. Долго мы его искали, Сбились с ног уже совсем, Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три! Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления

поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться. Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно! Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя - Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно ушибиться. С ы н. Ничего, я подрасту - Это же несложно. Вот тогда и наверху Спать мне будет можно.
{Ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому

что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? {Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги и др.)
(Проблемная ситуация.)

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в

Занятие в старшей группе Образовательная область:
«Безопасность».
«Электроприборы и электричество» с использованием

игровой обучающей ситуации-оценки

Задачи: (прописаны на слайде)
обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту; развивать мыслительную активность, любознательность; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; формировать умение осторожного обращения с электроприборами; вызывать радость открытий, полученных посредством опытов; в о с п и т ы в а т ь у м е н и е р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е.
На столе разложены необходимые пособия для занятия. (карточки с загадками об

электроприборах,
набор слайдов с изображениями электроприборов; экран; прозрачная пластмассовая труба с шариками внутри; подносы; пластмассовые палочки по количеству
детей; бумажные шарики; кусочки вязаных шерстяных шарфиков; аудиозапись с музыкальным сопровождением; звуковоспроизводящая аппаратура. Ход занятия Профессор (ведущий). Уважаемые друзья, приветствую вас в школе фиксов! Демонстрация мультфильма «Школа фиксиков». Звучит музыка, входят, танцуя, два ребенка: один - в костюме Симки, другой - Нолика. Профессор. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. С и м к а. Вот интересно, для чего они нужны? Нолик. Говорят, что без них человеку было бы трудно. Профессор. Да, да, да! Попробуем разобраться в этом вопросе. Присаживайтесь. Для начала давайте разберемся, какими электроприборами пользуется человек? Пыль найдет и вмиг проглотит, Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот нос, Коврик чистит... {пылесос). Профессор показывает слайд «Пылесос». Профессор. Расскажите, для чего нужен пылесос? Ответы детей. - Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать. (Музыкальный центр.) Профессор показывает слайд «Музыкальный центр». - Расскажите, для чего нужен музыкальный центр? Ответы детей. Профессор. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг. Имя у него - ... (утюг). Профессор показывает слайд «Утюг». - Расскажите, для чего нужен утюг? Ответы детей. - (О чем еще можно еще поговорить используя данный прием ИОС на занятии?) Холодильник, миксер, настольная лампа и т.д.) Профессор. Зачем люди придумали электрические приборы? (Ответы детей.) А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (Ответы детей.) Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. (Показывает слайд «Розетка».) Розетка - это входные ворота в электрическую сеть. А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем- то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы - электроны. Профессор показывает модель: в прозрачной трубке двигаются шарики, изображающие движение тока по проводам.
Физкультминутка.
Детям предлагается представить, что они превратились в маленькие электроны, которые двигаются друг за другом по проводам. Профессор. Чтобы не произошли неприятности, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами. Проверим, знаете ли вы их.
Вопросы:
- Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет.) - Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (Пет.) - Можно ли мокрыми руками трогать электроприборы? (Пет.) - Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (Пет.) - Можно ли вставлять в розетку предметы? (Нет.)
- М о ж н о л и г о р я щ и й э л е к т р о п р и б о р т у ш и т ь в о д о й? (Нет.) Профессор. Симка и Нолик знают одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой, послушайте ее. Симка. В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки - столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал.. Нолик. ...«В розетке - ток. Вам розетку эту я Трогать не советую. Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!» (М. Монакова «Розетки мне неинтересны!») Профессор. Ребята, чему учит нас это стихотворение? {Ответы детей.) Правильно, если не соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами, может случиться беда, может возникнуть пожар. А еще существует электричество, которое называется статическим. Оно живет повсюду, само по себе, и его можно поймать. Я приглашаю вас на время стать волшебниками и поймать статическое электричество.
Опыт.
Взять пластмассовую палочку и прикоснуться ею к бумажным шарикам, лежащим на столе. После прикосновения положение бумажных шариков не изменилось. Затем взять шерстяной шарф и натереть им пластмассовую палочку. Медленно поднести палочку к бумажным шарикам так, чтобы она не прикасалась к ним. Положение бумажных шариков изменится. Бумажные шарики притянутся к пластмассовой палочке. Палочки наэлектризовались и притянули к себе бумажные шарики. При трении палочки о шерстяной шарф возникает статическое электричество. Профессор. Молодцы! Я готов принять вас в школу фиксиков и вручить эмблему школы каждому, кто вспомнить правила обращения с электроприборами. Дети называют правила и получают эмблему. Профессор. Главное правило пользования электроприборами для дошкольников: «Нельзя включать электроприборы самостоятельно, без взрослого». И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А более подробно про электроприборы вы узнаете, если будете посещать уроки школы фиксиков Подведение итогов деловой игры: Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?
Подведение итогов методического объединения
В е д у щ и й И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей -не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с по - мощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В конце встречи воспитателям вручается памятка по игровым образовательным ситуациям. (Обзор выставки книг.)

Ребенок, появившийся в этом мире привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.

Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-­либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе учу ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развиваю умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально­нравственного воспитания.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Вывод:

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Приведенные примеры четырех ситуаций.

I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).

Тема: Домашние животные.

Программное содержание:

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и ухаживание за животными.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".

Ход занятия

Логопед: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
Логопед: Посмотрим, что же в ней находится?
Дети: О – это картинки.
Логопед: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
Дети: Собака; корова; коза; кошка.
Логопед: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
Дети:
Киска, киска, киска брысь!
На дорожку не садись
А то Машенька пойдет
Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)
Логопед: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Физминутка

Давай коза попрыгаем – три раза.
И ножками подрыгаем – три раза.
Глазками похлопаем – три раза.
И ножками потопаем – три раза.

Логопед: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
Логопед: Дети, а как зовет своих детей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
Логопед: Д ети! Что же любят кушать животные?
Дети: Корова, коза – травку.
Собака – косточку.
Кошка – молоко.
Логопед: Дети давайте мы с Вами тоже попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем сильными и здоровыми.
Логопед: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)

Тема: Мы идем в лес.

Дидактические задачи:

1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.

Из картонной коробки логопед делает "домик для ежика". На входе в лес встречаем лесника, где по пропуску лесник пропускает детей (эту роль на себя берет логопед), который беседует с ними рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Дети спросили у лесника не видел ли он ежа, которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник предложил детям вместе найти ежа, так как дети сделали для него домик и принесли корм.
Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком, подарили ему домик.
Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про этого животного, задавая ему вопросы. Дети рассказывают стихотворение про ежа, которое выучили на занятии.

Ежик в доме жил, жил.
Малым ростом был, был.
В доме он пол мыл, мыл.
Палец ежик занозил.
Палец его ныл, ныл.
Ежик йод открыл, открыл.
И палец ежик помыл, помыл.

(Закрепление произношения звука "ы" в словах).

Лесник похвалил детей и предложил игру

Экологическая игра "Как вести себя в лесу"

На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)

Загадки

Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка.)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это... (Белочка.)

Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?.. (Лиса.)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк.)

Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит "одолжить"
У лесных пчел мед. (Медведь.)

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

Проблемные ситуации:

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемную ситуацию я создаю побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде(какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

Перечисление игр:

  • "Растения нашего леса"
  • "Узнай гриб"
  • "Парные картинки"
  • "Опиши животное"
  • "Когда это бывает"
  • "Найди маму"
  • "Птичья столовая"
  • "Домик для животных"
  • "Расскажи сказку"
  • "Путешествие в лес"

Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? Логопед предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей) .

Во время экскурсии возникла проблема: забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.

В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".

Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают) .

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Примеры ситуации-оценки:

– Кто в доме главный?
– Как можно узнать настроение человека?
– Мои поступки.
– Если бы я был (была) волшебником?

Предлагаю детям игру "Пирамида добра"

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
5. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
6. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" 2007
7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития", 1996.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.
9. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.