Гиппократ - биография краткая, его вклад в развитие медицины. Гиппократ - биография, информация, личная жизнь Научные труды, написанные потомком Эскулапа

Гиппократ краткая биография древнегреческого философа и отца медицины поможет Вам узнать о жизни этого человека.

Гиппократ биография кратко

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря в семье потомственного врача – асклепиада. Именно отец привил сыну глубокую любовь к медицине и был его первым учителем. Позже он обучался у знаменитых философов Горгия и Демокрита.

Гиппократ стал первым врачевателем, который отверг распространенную тогда теорию о том, что на человека насылают болезни боги. Благодаря его стараниям медицину выделили в отдельную науку. Он был уверен, что недуги появляются вследствие влияния характера, питания человека, его привычек и природных факторов.

Поскольку Гиппократ был представителем Косской школы врачей, то он пытался установить первопричину всех патологий. С этой целью за каждым больным устанавливалось постоянное наблюдение. Врачеватели создавали в своих лечебницах специальный режим, который должен был способствовать самоизлечению. Предполагается, что во времена Гиппократа появился важнейший принцип великого врача – «Не навреди». Гиппократ рассматривал патологию как прогрессирующее явление, главным этапом которого является так званый кризис: человек либо погибает, либо идет на поправку.

Главное достижение Гиппократа – это выделение человеческих темпераментов. Он считал, что поведение напрямую зависит от уровня черной желчи, крови, слизи и желчи в организме. Также он ввел в медицину термин стадийности.

Считается, что Гиппократ был просто гениальным, выдающимся хирургом Древнего Мира. Он использовал инновационные способы лечения фистул, переломов, ран и вывихов. Кроме того ему принадлежит написание правил, как должен вести себя хирург в ходе оперативного вмешательства. Особый акцент падал на освещение, расположение инструментария и освещение рук. Таким образом, отец медицины впервые сформулировал этические и моральные нормы для врачей. Доктор, согласно его мнению, просто обязан быть трудолюбивым и ответственным, вызывать доверие и хранить врачебную тайну.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:

Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия , а по матери - Геракла . Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа :

  • Гипполох
  • Сострат
  • Дардан
  • Хризамис
  • Клеомиттад
  • Теодор
  • Сострат II
  • Теодор II
  • Сострат III
  • Гносидик
  • Гиппократ I
  • Гераклид
  • Гиппократ II «отец медицины»

Хоть данная информация вряд ли достоверна, однако она свидетельствует о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов . Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины .

Гиппократ родился около 460 г. до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря .

Памятник Гиппократу на его родном острове Кос

Из произведений Сорана Эфесского можно судить о семье Гиппократа. Согласно его трудам, отцом Гиппократа был врач Гераклид, а матерью повитуха Фенарета . У Гиппократа было два сына - Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену , стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом .

Гиппократовский корпус

Платан на острове Кос, под которым, по преданию, работал Гиппократ

Имя знаменитого врача Гиппократа, заложившего основы медицины как науки, связано с разнородной коллекцией медицинских трактатов, известной как Гиппократовский корпус. Подавляющее большинство сочинений Корпуса было составлено между 430 и 330 годами до н. э. Они были собраны в эллинистическое время , в середине III века до н. э. в Александрии .

Комментаторы данного сборника ещё в античное время (в частности, Гален) отметили неоднородность стиля и противоречивость содержания Гиппократовского корпуса. Одни предположили, что Гиппократ прожил очень долго и, следовательно, некоторые сочинения написал молодым, а другие в старости. Другие считали, что было целых семеро людей, членов семейства Гиппократа, труды которых также вошли в Гиппократовский корпус (среди них сыновья Фесалл и Драконт, зять Полиб) .

Из них принадлежащими непосредственно Гиппократу исследователи признают от 8 до 18 сочинений . Согласно Трохачёву, среди историков медицины и исследователей Гиппократовского корпуса существует множество разногласий о принадлежности того или иного сочинения непосредственно Гиппократу. Трохачёв проанализировал работы четверых специалистов - Э. Литтре, К. Дейхгребера, М. Поленца и В. Нестле. Буквами Л, Д, П и Н соответственно отмечены трактаты, которые указанные авторы считают «истинно гиппократовыми» .

Гиппократовский корпус состоит из следующих сочинений :

Этика и деонтология Глазные болезни Акушерство и гинекология

47. О болезнях девушек
48. О природе женщины
49. О женских болезнях
50. О бесплодии
51. О сверхоплодотворении
52. О семимесячном плоде
53. О восьмимесячном плоде
54. Об эмбриотомии

Детские болезни Резюме ко всем разделам

56. Афоризмы (Л, Н)

Биографические легенды

57. Письма
58. Декрет афинян
59. Речь при жертвеннике
60. Речь Фесалла о посольстве к афинянам

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата , в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку , отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний .

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках .

  • Преобладание желчи (греч. χολή , холе , «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком .
  • Преобладание слизи (греч. φλέγμα , флегма , «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком .
  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис , сангуа , «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником .
  • Преобладание чёрной желчи (греч. μέλαινα χολή , мелэна холе , «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом .

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором методом лечения больных , так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям .

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова , «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» .

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни . Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным .

Обследование больных

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации . Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия , аускультация , пальпация , конечно, в самой примитивной форме .

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа »), лечения ран , фистул , геморроя , эмпием .

Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции .

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях .

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну .

Клятва Гиппократа

1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками

Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому .

2. Принцип непричинения вреда

4. Отказ от интимных связей с больными

5. Сохранение врачебной тайны

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.

При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался» .

Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.

В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:

Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности .

А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы . Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству .

Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения , а излишне суровый теряет необходимое доверие . Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета .

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они и написаны на древнегреческом, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке.

Легенды

Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу , можно судить об его учении.

Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне , что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины , в которых свирепствовала чума , провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния .

К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса . Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита , посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности» .

В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем .

Современные медицинские термины, в которых присутствует имя Гиппократа

Ноготь Гиппократа

Своеобразная деформация ногтей, более известная под названием «ногти в виде часовых стёкол » . Часто сочетается с колбовидным утолщением концевых фаланг пальцев рук - «пальцами в виде барабанных палочек ». Являются признаком гипертрофической остеоартропатии, возникающей при длительных нарушениях газового обмена на фоне хронических заболеваний лёгких (абсцесс лёгкого , бронхоэктазы, опухоли лёгких и др.). Такая деформация может быть отмечена также при врождённых пороках сердца (особенно при цианотической группе этих пороков), при хроническом септическом эндокардите , при билиарном циррозе печени .

Шум плеска Гиппократа

Маска Гиппократа

Термин «маска Гиппократа» стал крылатым, обозначая лицо умирающего больного. Впервые основные черты лица больного в крайне тяжёлом состоянии описаны в сочинении Гиппократовского корпуса «Прогностика»:

Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа

Пострадавший лежит на спине. Хирург садится со стороны вывиха лицом к больному и берёт повреждённую руку за предплечье выше запястья . После этого вставляет средний отдел одноимённой с вывихнутой рукой стопы в подмышечную ямку. При этом наружный край среднего отдела стопы упирается в боковую поверхность грудной клетки , а внутренний - в медиальную поверхность верхней трети плеча . Образуется двусторонний рычаг , коротким плечом которого являются головка и верхняя часть плечевой кости, а длинным - средняя и нижняя трети плеча. Хирург начинает постепенно, без рывков, наращивать силу тяги по оси руки с приведением её к туловищу. В это время по принципу действия рычага головка плечевой кости постепенно выводится в суставную поверхность лопатки и становится на место. Плечевой сустав приобретает нормальную форму, восстанавливаются пассивные движения. После этого производится иммобилизация сустава .

Шапочка Гиппократа

Представляет собой повязку на голову. Накладывается с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов. Одним бинтом всё время делают циркулярные обороты через лоб и затылок, укрепляя ходы второго бинта, прикрывающей свод черепа от средней линии вправо и влево. Концы бинта связывают в затылочной области .

Литература

Переводы

Русские :

Английские :

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 8 томах (№ 147-150, 472, 473, 477, 482) с приложением в том IV «О мире» Гераклита.

Французские :

  • Издание в серии «Collection Budé» не завершено. Hippocrate :
    • Tome II, 1re partie: L’Ancienne médecine. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 272 p.
    • Tome II, 2e partie: Airs, eaux, lieux. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 452 p.
    • Tome II, 3e partie: La Maladie sacrée. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2003. CXXXVIII, 194 p.
    • Tome IV, 3e partie: Epidémies V et VII. Texte établi et traduit par J. Jouanna, annoté par J. Jouanna et M. D. Grmek. 2e tirage 2003. CXLVIII, 463 p.
    • Tome V, 1re partie: Des vents - De l’art. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 352 p.
    • Tome VI, 1re partie: Du régime. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. XXXVI, 253 p.
    • Tome VI, 2e partie: Du régime des maladies aiguës. - Appendice. - De l’aliment. - De l’usage des liquides. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 257 p.
    • Tome VIII: Plaies, nature des os, coeur, anatomie. Texte établi et traduit par M.-P. Duminil. 2e tirage 2003. 304 p.
    • Tome X, 2e partie: Maladies II. Texte établi et traduit par J. Jouanna. 2e tirage 2003. 398 p.
    • Tome XI: De la génération. - De la nature de l’enfant.- Des maladies IV. - Du foetus de huit mois. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 385 p.
    • Tome XII, 1re partie: Nature de la femme. Texte établi et traduit par F. Bourbon. 2008. 528 p.
    • Tome XIII: Des lieux dans l’homme- Du système des glandes. - Des fistules. - Des hémorroïdes. - De la vision. - Des chairs. - De la dentition. Texte établi et traduit par R. Joly. 2e tirage 2003. 318 p.

Исследования

  • Вольский С. Ф. Об Иппократе и его учении. С пер. на рус. яз. трех главнейших и подлинных его книг. - СПб. , 1840. - 251 стр.
  • Козлов А. М., Косарев И. И. Гиппократ и морально-этические проблемы медицины: Уч. пособие. М .: I ММИ. 1983. - 84 стр. - 1000 экз.
  • Жак Ж. Гиппократ. / Пер. с фр. (Серия «След в истории»). Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 457 стр.
  • Солопова М. А. Vita brevis: к толкованию первого афоризма Гиппократа // Философские науки . 2012. № 1 (8). С. 5-25.

Примечания

  1. Гиппократ // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1977. - Т. VI (Гипотиреоз - Дегенерация). - С. 37-38.
  2. Платон. Протагор (англ.) . Internet Classics Archive (380 г. до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 12 ноября 2010.
  3. Платон. Федр (рус.) . сайт Грани (IV век до н. э.). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 1 декабря 2010.
  4. Аристотель. Часть седьмая. IV. 3 // Политика. - М .: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - С. 242. - 1500 экз. - ISBN 978-5-17-065681-3
  5. //
  6. Гиппократ. Предисловие (С. Трохачёв) // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 3-42. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  7. Soranus Of Ephesus (англ.) . Britannica (2006). Архивировано
  8. Garrison Fielding H. History of Medicine. - Philadelphia: W.B. Saunders Company, 1966. - С. 92-93.
  9. Nuland Sherwin B. Doctors. - Knopf, 1988. - С. 7. - ISBN 0394551303
  10. HIPPOCRATES (англ.) . Britannica (1911). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 11 ноября 2010.
  11. Adams Francis. The Genuine Works of Hippocrates. - New York: William Wood and Company, 1891.
  12. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  13. , с. 19
  14. Margotta, Roberto. The Story of Medicine. - New York: Golden Press, 1968. - С. 66.
  15. Martí-Ibáñez Félix. A Prelude to Medical History. - New York: MD Publications, Inc, 1961. - С. 86-87.
  16. , с. 19-23
  17. , с. 4
  18. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 224-235. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  19. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 239-270. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  20. Jones W. H. S. Hippocrates Collected Works I . - Cambridge Harvard University Press, 1868. - С. 11.
  21. , с. 8-9
  22. , с. 93-94
  23. , с. 15
  24. , с. 67
  25. Leff Samuel, Leff Vera. From Witchcraft to World Health. - London and Southampton: Camelot Press Ltd., 1956. - С. 51.
  26. В. Д. Небылицын. Темперамент . Большая Советская Энциклопедия. Проверено 12 ноября 2010.
  27. Темперамент // Большая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б. В. Петровский. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия, 1985. - Т. XXIV (Сосудистый шов - Тениоз). - С. 536-537.
  28. , с. 46,48,59
  29. Силуянова И. В. Актуальные вопросы биомедицинской этики // Всероссийский съезд православных врачей России . - Белгород, 28 сентября 2007 года.
  30. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 45-46. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  31. Бобров О. Е. Мифы и иллюзии клятвы Гиппократа . Союз противораковых организаций России. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 14 ноября 2010.
  32. Гиппократ. О благоприличии 5. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 71. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  33. Гиппократ. Наставления 4. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 80-81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  34. Гиппократ. Наставления 6. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 81. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3
  35. Гиппократ. О враче 1. // Этика и общая медицина. - СПб. : Азбука, 2001. - С. 60. - 10 000 экз. - ISBN 5-267-00505-3

Краткая биография Гиппократа насчитывает совсем мало подробностей жизни этого врача и философа, а вот его научное наследие в медицине, наоборот, огромно и неоценимо. Скромный человек, сделавший величайшие открытия в мире медицины продолжает жить в своих идеях, которые поддерживают врачи всего мира и поныне.

Краткая биография

Гиппократ Хиосский (460 -377 до н. э.) - потомственный врач: его отец, всемирно известный Гераклид, был прямым (восемнадцатым по счету) потомком Асклепия (Эскулапа), прозванного богом медицины, благодаря которому наука врачевания передавалась от деда и отца к сыну. По версиям некоторых историков, мать врачевателя была потомком самого Геракла.

С малых лет будущий отец медицины Гиппократ впитывал знания, как губка, а возмужав, отправился путешествовать, чтобы расширить объем знаний, периодически оставаясь надолго в некоторых местах, чтобы лечить людей и еще при жизни достигнув мировой славы и всеобщего признания его гения.

Он обучался у Демокрита и Горгия, познавая с их помощью философию и софизм, попутно работая над "Гиппократовским корпусом" - сборником медицинских научных трактатов самого разнообразного содержания, общей численностью более семидесяти сочинений. Как утверждает его краткая биография, Гиппократ принадлежал к Косской школе, в которой считали, что болезнь покинет человека сама, если создать для этого необходимые условия.

Почил с миром знаменитый ученый в городе Лариссе, в 377 году до н. э., там же был и захоронен с великими почестями, оставив после себя троих детей: двух сыновей и дочь, муж которой стал его преемником и последователем, продолжая линию асклепиады.

Вклад Гиппократа в медицину

Создав комплексный метод лечения болезней, состоящий из сбалансированной диеты, физических упражнений, правильного мышления и отношения к жизни, климата, а также благотворного воздействия свежего чистого воздуха и условий проживания, великий ученый перевернул примитивное представление людей о болезнях, подарив им освобождение от религиозных верований и ритуалов, мало влияющих на лечение больного.

Существует масса уникальных для того времени открытий в исторической биографии Гиппократа, краткий перечень самых весомых приведен ниже:

  1. Основные принципы и правила диетологии: неведомой ранее ветви медицины. Было доказано и признано другими врачами, что больному необходима специальная диета для скорейшего выздоровления.
  2. Правила поведения при операциях: шапочки, маски на лицо, корректное освещение и расположение медицинских инструментов - это все нововведения Гиппократа.
  3. Классификация типов человека по темпераменту и характеру.
  4. Гиппократ впервые ввел термин "кризис болезни" и подробно изложил, как с этим бороться.
  5. Протезирование зубов.
  6. Вправление вывихов и переломов.
  7. Новейшая и более точная методика обследования больных, включающая в себя пальпацию, перкуссию и подробнейший опрос больного.

За годы своей практики отец медицины открыл более трехсот видов лекарств и препаратов, некоторые из них и поныне применяются современными врачами.

Научные труды, написанные потомком Эскулапа

В отличии от скупых сведений краткой биографии, Гиппократовы сочинения намного многочисленнее и включают в себя очень широкий спектр тем, связанных с медициной:

  • "О женской природе, болезнях и бесплодных женщинах".
  • "О природе костей и суставов".
  • "О диете при острых болезнях".
  • "Афоризмы" (один из самых популярных его трудов).
  • "О ранах и язвах".

Врач, гуманист и философ

Проанализировав годы жизни Гиппократа, можно отследить его отношение к болезни, как к совокупности многих факторов, а не следствию одной-единственной причины, как считалось в те времена. Он полагал, что окружающий мир, ранее перенесенные заболевания, питание и образ жизни в общем существенно влияют на человека, создавая благоприятные условия для развития болезней. Влияние богов и потусторонних сил на человека и его физическое состояние он категорически отвергал, за что и был прозван отцом медицины. Он был первым, кто открыто решился противостоять жрецам храмов, священнослужителям и их суевериям.

Также Гиппократ был ярым сторонником морали среди медиков того времени и сформулировал клятву, которую впоследствии окрестили "кодексом чести врачевателей".

Клятва Гиппократа

Считалось, что впервые торжественное обещание медика произнес Асклепий: предок отца медицины, а Гиппократ его слегка доработал и записал в бумажном варианте (до этого клятва имела только передаваемую из уст в уста версию).

К сожалению, этот великий вклад Гиппократа в медицину был многоразово искажен и переписан, в последний раз в Женеве в 1848 году, потеряв несколько существенных пунктов:

  • Обещание никогда не делать абортов.
  • Обещание пожизненно отдавать малую часть своих доходов своему учителю.
  • Клятву никогда не иметь сексуальной или любовной связи с пациентом.
  • Клятву ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназию больному.

Изначально клятву древнегреческого врача Гиппократа (годы жизни: примерно с 460-го по 370 год до н. э.) произносили на латыни, но впоследствии перешли на родной язык, видимо, для большего понимания смысла данного обещания.

Легенды о врачевателе

Несмотря на довольно известные факты краткой биографии, о Гиппократе ходило множество легенд, историй и притч, а после его смерти некоторое время благодарные люди даже приносили жертвоприношения богам в его честь.

Говорят, что на его могиле пчелы основали пчелиный рой, из которого женщины осторожно брали мед для лечения больных кожными заболеваниями детей. Легенды гласят, что мед действительно обладал целебными силами и не раз спасал страждущих.

У историков сохранились записи спутника Гиппократа, сделанные во время проживания на греческой земле, который описал занимательный случай: великий врачеватель и его спутник дважды за несколько месяцев встретили одну и ту же молодую женщину, и Гиппократ по секрету поведал своему спутнику, что та потеряла невинность.

Как вы узнали, не говоря с ней? - удивленно воззвал спутник.

Философ улыбнулся в бороду и произнес.

Нет такого человека на Земле, который бы не слышал о Гиппократе, называемого отцом медицины. Живущий в древние времена врач, имел совершенно инновационный взгляд на болезни человека. Дошедшие до наших дней упоминания о великом человеке весьма скудны, но его имя увековечено, как никакое другое – каждый врач, получая диплом о медицинском образовании, произносит клятву Гиппократа. Кто этот человек? Какой вклад он внес в развитие медицины? Почему его труды считаются уникальными? «Популярно о здоровье» расскажет об этом прямо сейчас.

Краткая биография Гиппократа

О жизни древнегреческого философа и врача известно немногое, причём точно даже неизвестна дата его рождения и смерти. Имеются данные о том, что Гиппократ родился в 460 г. до нашей эры, но эти данные весьма приблизительные. Место рождения – остров Кос, который находится в Эгейском море, в восточной его части. Мать мальчика звали Фенарета (по некоторым источникам, женщину звали Пракситея), она была повитухой, помогала местным женщинам при появлении на свет их малышей. Благодаря ей мальчик черпал некоторые знания о физиологии человека. Его отец и дед были врачами.

Согласно некоторым данным, Гиппократ – потомок Асклепия в пятнадцатом поколении. Род Асклепиадов – это династия врачей. Согласно легенде, Асклепия считали древнегреческим богом медицины. Дед Гиппократа является его тёзкой, имя отца основателя медицины – Гераклид. В юности мальчик проходил обучение в асклепионе острова Коса. Он постоянно стремился получать новые знания, касающиеся врачевания, природы человека, причём черпал он их не только у отца и деда. Он много путешествовал, объездил почти всю северо-восточную часть Греции, побережье Мраморного моря, Фессалию и другие города. Оказываясь в новых местах, он интересовался разными методами лечения недугов у местных жителей и изучал познавательные таблицы, которые обычно вывешивали на одной из стен храмов Асклепия. Гиппократ был женат, к сожалению, имя его супруги неизвестно, зато есть информация о его сыновьях.

Их звали Драконт и Фессал. Юноши перенимали у отца знания и всячески поддерживали его интерес к медицине. Также у Гиппократа была дочь. Её муж, Полиб, впоследствии стал преемником основателя медицины. За свою долгую жизнь мудрец собрал много ценной информации, часть его трудов дошла до наших дней. Гиппократовский корпус, состоящий из 60 трудов, частично содержит и труды этого человека (от 8 до 18 трактатов). Умер выдающийся человек предположительно в 377 или 370 году до нашей эры. Вечным пристанищем для него стала земля Фессалии, город Лариса, где ему был установлен памятник.

Вклад Гиппократа в развитие медицины

Пожалуй, самое главное, что сделал Гиппократ, оказав сильное влияние на медицину, - это осветил совершенно новый взгляд на природу болезней. В те времена почти все недуги, поражавшие людей, приписывали руководству богов, то есть, считалось, что божества выказывают свой гнев, посылая болезни. Но Гиппократ имел иное представление, на тот момент оно казалось безумным. По словам великого целителя, все заболевания тесно связаны с внутренним миром человека, его образом жизни и внешними факторами, природой и окружением. Он считал, что разного рода нарушения баланса в теле человека вызывают болезнь. Такого взгляда на недуги до него ещё никто не озвучивал.

Гиппократ тщательно изучил стадии развития различных заболеваний, великий вклад внёс в хирургию. В своей практике древний целитель применял примитивные инструменты для проведения операций, а также использовал некоторые методы наложения перевязочных материалов, кстати, они применимы и сегодня для лечения переломов костей и вывихов. К лечению пациента Гиппократ подходил индивидуально. Он считал, что нужно много спрашивать у больного и слушать его. Таким образом, он ввёл понятие анамнеза и этиологии заболеваний, а также их прогноза.

В лечении Гиппократ придерживался основных принципов, которые известны и сейчас:

1. Не навреди пациенту.

2. Противоположное следует лечить противоположным.

3. Быть в гармонии с природой.

4. Бережно обращаться с больными, щадить их.

Гиппократ понимал, что здоровье человека неразрывно связано с состоянием его души, образом мыслей, прошлым, а также не исключал влияние атмосферных условий на организм. Осматривая больного, он принимал во внимание не только внешние проявления недуга, но и искал скрытые причины сбоев в организме. Именно этот человек определил типы темпераментов людей и разделил их на группы. Характер человека, по мнению мудреца, имел большое значение для здоровья. Основоположником диетологии тоже стал Гиппократ.

В его трудах имеются упоминания о необходимости правильно питать и поить больных, причём в этом труде рассматриваются способы питания при разных состояниях острых, хронических, после хирургического вмешательства и т.д. Гиппократ немало времени посвятил исследованию человеческих выделений при разных состояниях. Он понимал, что состав мочи и кала имеет свойство меняться. В этом смысле Гиппократа можно назвать первопроходцем в сфере лабораторных исследований.

Вклад в медицину Гиппократа достаточен. Не имея никаких современных инструментов, базы знаний, он смог направить развитие медицины в нужное русло, дать толчок для дальнейших научных исследований.

Гиппократ

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Гиппократ является исторической личностью.

Упоминания о «великом враче» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Миллионы современных врачей во всем мире торжественно произносят клятву Гиппократа. Правда, есть два маленьких вопроса: а был ли на самом деле тот самый Гиппократ? И если был, то не принес ли он человечеству больше вреда, чем пользы?

Вопросы не так безумны, как это кажется на первый взгляд. Одним из первых их поставил американец Герберт Шелтон. О, это был уникальный человек! Он прожил почти сто лет и погиб в результате несчастного случая, в самом расцвете творческих замыслов и новых идей, будучи необыкновенно бодрым, веселым, здоровым и успешным человеком. Уже один этот факт, согласитесь, заслуживает некоторого уважения.

А кроме того, Шелтон - этот великий врач, философ, гуманист двадцатого века - был доктором медицины, педиатрии, хирургии, диетологии, философии, литературы... Написал более сорока научных трудов, переведенных на десятки языков, много лет председательствовал в Международном обществе гигиенистов, был главным редактором английского журнала "Гигиеническое обозрение". Еще задолго до своего неожиданного ухода Шелтон стал настоящим гуру для всех, кто стремится достигнуть здоровья естественными методами.

Методы и подходы натуральной гигиены кардинально расходятся с традиционной медициной. Понятное дело: одна сторона уповает на природные оздоровительные средства, другая - на лекарства. И эти два начала - уж простите за банальность - все равно что лед и пламень, кошка и мышка, жена и любовница. Они яростно и отчаянно борются на протяжении тысячелетий. А камень преткновения, в сущности, только один: так как все же вылечить больного человека?

Шелтон отмечает, что нынешняя западная медицина зародилась в греческих колониях Малой Азии на рубеже V-IV веков до н.э., "в период полного игнорирования анатомии, физиологии, патологии и других наук". И связана она непосредственно с именем якобы великого Гиппократа. Однако Шелтон категорично утверждает: культ этого ученого мужа был искусственно раздут. А работы, приписываемые Гиппократу, скорее всего, не содержат ни единой строчки, написанной им самим. Собственно говоря, наше знание об историческом Гиппократе почти полностью заимствовано у Платона. Но можно ли верить одному источнику?

Что же на самом деле известно? Около 460 года до н.э. на острове Кос в Малой Азии родился человек по имени Гиппократ, который в дальнейшем служил жрецом известного храма, а также занимался врачеванием. А через какое-то время появился миф о том, что Гиппократ - отец медицины. И это несмотря на то что медицинских трудов, принадлежащих его перу, фактически нет. В течение столетия ему просто приписывались медицинские работы, в основном созданные врачами медицинской школы на острове Кос, и кроме того, ранние греческие трактаты, которые были собраны воедино александрийскими учеными третьего века. Забавно, не правда ли?

Великий миф о Гиппократе, пишет Шелтон, создавался веками. "Поскольку рукописи прошлого, из которых почти все анонимные, были собраны в Александрийской библиотеке, читатели считали, что они обнаружили "доктрины Гиппократа" во многих анонимных рукописях V-IV веков до н.э. Даже в те дни некоторые исследователи оспаривали их авторство. Но с течением времени читатели становились все менее критичными, и собрание "трудов Гиппократа" продолжало расти, пока не стало включать почти все анонимные работы классического века Греции".

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Кстати, по поводу знаменитой клятвы Гиппократа, которую дают врачи. Ссылаясь на мнения историков, Шелтон пишет: "Знаменитая клятва Гиппократа есть всего лишь восстановление этических наставлений, сформулированных еще египетскими жрецами". При этом существует несколько вариантов клятвы, и все они, скорее всего, появились длительное время спустя после смерти Гиппократа.

Ну, хорошо, предположим, был такой великий врач Гиппократ, и все его труды написаны им собственноручно. Шелтон признает, что хотя в них и много чепухи, но "есть многое и от настоящей гигиены, свидетельствующее о том, что, кто бы ни были авторы этих трудов, они испытывали на себе влияние практической храмовой медицины".

Что имеется в виду? Вначале врачи гиппократовской школы активно использовали природные способы лечения - отдых, голодание, диету, упражнения, солнечные и водные ванны. А потом стали расширять применение тех магических веществ, которые позже стали известны как лекарства, наделив их медицинскими свойствами. И, отказавшись от средств природы, стали активно навязывать людям "жалкую рабскую зависимость от вызывающих болезни ядов. Лишь шаг за шагом лекарственная практика брала верх над умением регулировать образ жизни больного... Нарастающая агрессивность средств характеризовала эволюцию медицины с момента ее зарождения около IV века до н. э. Школа Гиппократа была преимущественно школой лекарственного лечения".

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.

Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.

Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.

Во времёна Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская.

  • Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение.
  • Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И.П.Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты». Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис ». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Таким образом, последователи Гиппократа заложили структуру, которой усердно следует современная медицина. Тут Шелтон очень категоричен: "Ныне медицину характеризует шарлатанство в той же мере, как и в дни Гиппократа... В его трудах можно найти слова, отражающие один из самых фатальных обманов, господствовавших в умах медиков. Этой лжи все еще придерживаются современные медики. Нет ничего более ужасного, чем практика, основанная на принципе: чем больнее пациент, чем отчаяннее его состояние, чем он слабее, тем больше у него потребность в радикальных средствах. Когда у больного снижается способность к сопротивляемости и его легко убить, врачи предлагают ему самое опасное лечение".

Таким образом, роль Гиппократа (мнимого или реального - неважно) очень велика. Именно после него произошел великий и окончательный раскол. Медицина безнадежно распалась на две части, отчаянно враждующие друг с другом: лекарственную и природную. И у той, и у другой есть грандиозные победы и отчаянные поражения. Какую выбрать - решайте сами.

Гиппократ о медицине

  • Брак - это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.
  • Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
  • Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде - хороший признак; противоположное - дурной.
  • Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
  • Всё хорошо, что в меру.
  • Всякий излишек противен природе.
  • Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств - скоропреходящи.
  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Жизнь коротка,
    А путь искусства долог,
    Удобный случай скоропреходящ
    Эксперимент опасен и сужденье
    Сложно.
  • Исцеление - это дело времени, но иногда это также дело возможности.
  • Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
  • Лечит врач болезни, но излечивает природа.
  • Медицина поистине самое благородное из всех искусств.
  • Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.
  • Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
  • Первая заповедь врача: Не навреди!
  • Противоположное излечивается противоположным.
  • Сгорая сам, свети другим всегда (врачам).
  • Сколько звезд на небе, столько обманов хранит женское сердце.
  • Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью
  • Хочешь быть настоящим хирургом - следуй за войском.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0