Формы правления и государственного устройства. Форма правления

Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие "формы правления".

Теоретические аспекты

В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.

Смысл формы государственного правления

Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.

Развитие системы

Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.

Критерии определения

Для формы правления характерны следующие признаки:

  • Метод передачи власти – выборный или наследственный.
  • Ответственность высших институтов власти перед гражданами. Например, монархическая форма правления не предусматривает ее для самодержца (в отличие от республиканской).
  • Разграничение полномочий между высшими властными институтами.

Основные формы правления

Существует несколько видов организации власти:


Республика, в свою очередь, может быть:

  • Президентской.
  • Парламентской.
  • Смешанной.

Монархия бывает следующих видов:

  • Парламентская.
  • Дуалистическая.
  • Конституционная.
  • Сословно-представительская.
  • Ограниченная.
  • Абсолютная.

Смешанные формы правления:

Республика

Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.

Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Теократическая республика

В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2632

Под формой правления понимается структура и правовое положение высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними. Главным определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный в монархических государствах).

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • · как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • · как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • · как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • · в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

  • · монархические (единоличные, наследственные);
  • · республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • · существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
  • · наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • · представительство государства монарха по своему усмотрению;
  • · юридическая безответственность монарха.

В свою очередь монархия делится на:

  • · абсолютную;
  • · конституционную (парламентскую, дуалистическую);
  • · теократическую.

В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Древний Израиль, Древний Египет, государства Эллады, Древний Рим и т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (например, Франция до революции 1789 года). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (например, ограниченная власть короля в Великобритании, сословная монархия в России в XVII веке). В наше время существуют государства, сохранившие монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную её разновидность.

Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.

Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом и делится на парламентскую и дуалистическую.

Показательным примером парламентской монархии считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная - кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.

Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками:

  • · правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • · лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • · в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • · законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • · правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.

Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии - выборная - существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.

Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах, представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия.

Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний - Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия).

Республика.

Республика - это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти.

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др. Но расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, «свободы, равенства, братства». В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

Выделяют следующие формы республиканского правления, где основным критерием различия является право формирования правительства:

  • · парламентская
  • · президентская
  • · смешанная (парламентско-президентская или полу президентская).

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.

Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента - Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии, включая премьер-министра. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную принадлежность. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру.

Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария.

Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран - например, Франции, Австрии, Португалии.

Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) не является исчерпывающим. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие - президентской или полу президентской республики.

Форма правления –это юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру высших органов власти, а так же распределение полномочий между ними.

Форма государственного правления дает возможность понять:

Как создаются высшие государственные органы и какое их строение;

Как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

Как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина;

Различают две основные формы правления:

- монархия (единовластие, наследственность)

- республика (коллегиальность, выборность)

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основные признакам монархической формы правления:

Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

Концентрация в руках монарха всей полноты власти;

Отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной;

Наследственный порядок преемственности верховной власти;

Существуют две системы наследования престола: персональная и семейная.

При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

а) салическая система - при которой наследниками могут быть только мужчины (Япония);

б) кастильская (английская) система - когда в числе наследников могут быть и женщины, и мужчины. Но мужчины имеют преимущество (Великобритания, Испания, Монако, Португалия);

в) австрийская (полусалическая) система,- при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин (Австрия, Российская империя, Греция, Бавария);

г) шведская система,- при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства (Швеция (с 1980г.), Бельгия, Дания);



Суть семейной (клановой) системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии (Саудовская Аравия).

Основные виды монархии:

Абсолютная (неограниченная);

Дуалистическая;

Парламентарная (конституционная);

Абсолютная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему же принадлежит и исполнительная власть: правительство формируется монархом и несет перед ним ответственность. Примером абсолютной монархии в современном мире является султанат Оман. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года.

Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, которая характеризуется двумя центрами власти, власть поровну поделена между парламентом и монархом. Дуалистическая монархия формируется в условиях обострения политической борьбы буржуазии и дворянства, являясь своеобразным компромиссом между ними. Законодательная власть при этом фактически разделена между монархом и парламентом: ни один закон не может быть принят без одобрения представительного органа. Однако у главы государства остаются в руках такие эффективные рычаги воздействия на законодательную власть, как фактически ничем не ограниченное право роспуска парламента, право абсолютного вето на его решения, а также право издания указов, имеющих силу закона, в перерывах между сессиями парламента или в чрезвычайных ситуациях. Монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, назначает и смещает правительство. Механизмы парламентского контроля над действиями кабинета министров отсутствуют. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Дуалистическими монархиями были Российская империя в 1906-1917 гг. Германская империя в 1871-1918 гг., Япония в 1889-1945 гг. Некоторым современным монархиям (Иордания, Марокко, Непал) присущи определенные черты дуализма, однако в “чистом” виде дуалистических монархий сегодня в мире не существует.

Парламентарная монархия (конституционная)- это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной - правительством (“монарх царствует, но не управляет”).

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;

Главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

Законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Законодательная власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право вето на законы, принятые парламентом, но не использует его. Чрезвычайно-указное законодательство монарха предусмотрено, но также не используется. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. Правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства. Формально именно он является главой исполнительной власти, хотя реально ее осуществляет правительство. Кабинет министров формируется по итогам парламентских выборов победившей партией или коалицией. Правительство несет ответственность перед парламентом.

В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику, но это не означает, что он не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называют “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться в ситуации возникновения угрозы существующему строю. Именно так поступил король Испании в 1981 г., когда он, будучи по конституции главнокомандующим, сыграл решающую роль в подавлении путча правых офицеров, стремившихся восстановить в стране фашистские порядки. Наличие монархии считается одним из факторов

внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность. В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др.

Нетипичные формы монархии.

Выборная монархия - король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов 9 штатов, сочетает элементы монархии и республики (Малайзия);

Коллективная монархия - полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов (Объединенные Арабские Эмираты);

Патриархальная монархия - где король, по существу, вождь племени (Свазиленд);

Монархия Британского Содружества - главой государства формально является королева Великобритании, представленная генерал- губернатором, но реально все ее функции осуществляются правительством (Австралия, Канада, Новая Зеландия).

Особо следует отметить теократическую монархию - такую форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства (Ватикан).

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Основные признаками республиканской формы правления:

Источником власти признается народ;

Коллегиальный (коллективный) принцип принятия решений;

Все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности);

Органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия (принцип сменяемости);

Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий;

Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия (принцип ответственности).

В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Различают две основные разновидности республиканской формы правления:

Парламентарная республика

Президентская республика

Смешанная республика

Парламентская республика - это такая форма республики, при которой центральное место в системе высших органов государственной власти, занимает парламент, который формирует правительство и осуществляет назначение на иные высшие должности.

Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Характеризуется следующими основными признаками:

Исполнительный орган государственной власти формируется парламентом;

В государстве существует должность президента, но реальная власть принадлежит премьер- министру;

Отсутствует возможность роспуска парламента;

Правительство ответственно перед парламентом. Проявляется в конструктивном вотуме доверия к вотуму недоверия;

Парламент наделен широчайшими полномочиями в области экономических, социальных, политических и внешних отношений.

В такой республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии возглавляет правительство. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (пре­мьер-министр, председатель совета министра, канцлер), отдельному министру. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности.

Официально главой государства является пре­зидент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в систе­ме органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы го­сударства в конституционных монархиях. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и осуществление контроля над исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - это такая форма республики, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти.

Характеризуется следующими основными признаками:

Президент избирается на всеобщих выборах, тем самым он получает свой мандат от народа;

Президент единолично формирует правительство. Зачастую сам его возглавляет;

Обширные экономические и внешне - политические полномочия.

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.

Президент может избираться всенародным голосованием, парламентом или каким-либо институтом (Учредительным собранием, Съездом народных депутатов и др.). После избрания президент в президентской республике получает следующие преимущества: он не может быть отозван, переизбран без чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных Конституцией; пользуется конституционным правом созыва и роспуска парламента (при соблюдении определённых процедур); правом законодательной инициативы; доминирующего участия в формировании правительства и в подборе его главы - премьер-министра. Является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов) - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Разновидностью президентской республики является «Суперпрезидентская республика».

Характеризуется следующими основными признаками:

Полномочия главы государства носят неограниченный характер;

В руководстве государством опирается на силовые органы и структуры;

Отсутствует процедура отрешения главы государства;

Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением (Латинская Америка; Белоруссия; Туркмения).

Смешанная (полупрезидентская) республика - такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республик. Как и в президентской, так и в смешанной республике глава государства избирается внепарламентским путем, то есть всенародным голосованием. Правительство формируется президентом по итогам парламентских выборов и должно получить вотум доверия высшего представительного органа. Возглавляет правительство премьер-министр. Конституцией устанавливается двойная ответственность правительства: перед парламентом и перед президентом. В предусмотренных законом случаях президент имеет право роспуска парламента. Хотя президент в смешанной республике является главой государства, его полномочия в осуществлении исполнительной власти ограничены правительством. Примеры смешанных республик - Франция, Россия.

Во всех разновидностях республиканской формы правления президент имеет право отлагательного вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов парламентариев. Однако этим правом глава государства широко пользуется только в президентских и смешанных республиках.


Нетипичные виды республик:

Теократическая республика - система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (Иран, Афганистан).

Президентская монократическая (единовластная) республика - для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Республика Советов - долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась. Её признаками являлись: классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства); отсутствие разделения властей, при полновластии Советов; жесткая иерархия последних (обязательность решений вышестоящих Советов для нижестоящих). Право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат); реальное перераспределение власти от эпизодически собиравшихся Советов в пользу их исполнительных комитетов. Но крах социалистического строя в СССР привел к утверждению в нашей стране республики смешанного типа.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.


3. Форма государственного устройства: понятие и виды .

Форма государственного устройства - это способ территориального устройства государства, который определяет порядок взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства дает возможность понять:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Какого правовое положение этих частей и взаимоотношения этих органов;

Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

Различают следующие основные формы государственного устройства:

- унитарное государство;

- федеративное государство;

- конфедеративное государство (Лазарев В.В; Малько А.В)

Унитарное государство - это простое, единое государство, части которого яв­ляются административно-территориальными единицами, которые не об­ладают признаками государственного суверенитета. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Однако, в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки.


Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов;

Гражданство - единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют;

Функционирует единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких-либо изъятий;

Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию;

Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы - звенья единой централизованной системы;

Налоговая система - одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам;

Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

Основные виды унитарного государства:

Централизованные;

Децентрализованные;

Централизованное унитарное государство (простое)- небольшая территория, наличие единой конституции и единого законодательства, реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления (Франция; Нидерланды; Норвегия).

Децентрализованное унитарное государство (сложное)- в рамках территории государства имеются автономные образования, на местах существуют только выборные органы или должностные лица (Украина; Туркменистан; Италия).

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономия - это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым в Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

Существуют две формы территориальной автономии:

- административная (местная)

- политическая (законодательная).

В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная автономия не обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).

В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально-культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этих автономий создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Федерация - представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью.

Два уровня государственного аппарата: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории.

Гражданство - двойное: каждый гражданин - гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации.

Существуют две правовые системы: федеральная система и система субъектов федерации. У последнего имеется право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства.

Налоговая система - двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации.

Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Отличительные черты федерации:

1. Большая территория;

2. Многонациональность;

3. Отсутствие единой системы законодательства;

4. Может отсутствовать единая конституция;

5. Субъекты наделены, в рамках своей компетенции, достаточными полномочиями.

Основные виды федерации:

Национально-государственные;

Административно-территориальные;

Симметричные;

Ассиметричные;

Договорные;

Учредительные;

Национально-государственные - обычно имеют место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (частично в Российской Федерации).

Административно-территориальные - в основе, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Симметричные федерации – все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

Ассиметричные федерации – субъекты имеют разный правовой статус.

Договорные федерации - создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР).

Учредительные федерации - возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия - это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

После второй мировой войны возникает новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое Регионалистическим и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Конфедерация - это постоянный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Некоторые ученые - юристы выделяют данный вид как форму государственного устройства. Но, это межгосударственное объединение суверенных государств и нового государства они не образуют.

Конфедерация характеризуется следующими признаками:

Не имеет собственной территории - она состоит из территорий входящих в ее состав государств.

Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава.

Данный союз образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории государств - членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами.

Гражданство в конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство.

Отсутствует и единая судебная система.

Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств - членов конфедерации, налоги отсутствуют.

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия +Черногория, 2003-2006).

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество независимых государств (СНГ). Сегодня в СНГ входят 12 членов - бывших союзных республик. Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и бывших колоний. Оно образовалось после второй мировой войны в результате распада Британской империи.

Нетипичные формы государственного устройства:

Уния («монархическая уния») – союз (общность) государств, возглавляемый одним монархом. Международное значение унии не велико, более заметно уния воздействует на государство, но форму правления. Политическое значение тоже не заметно, но проявляется в случае войны. Участники унии сохраняют свою государственность, а суверенитет их монарха увеличивается. Одно лицо становится обладателем суверенных прав нескольких государств. Существует личная уния и реальная уния, отличия в условиях участия и выхода из них (Австралия, Новая Зеландия и т.д.).

Протекторат – одна сторона признает над собой верховный суверенитет другой, прежде всего в международных отношениях, сохраняя автономию во внутренних делах и собственную династию правителей (Грузия в 1786- 1801 г.г. под покровительством России; Британским протекторатом был Бахрейн, современная Ботсвана.)

Империя – наследственное объединение государств, осуществленное либо путем завоевания, либо путем создания иного вида давления (экономического; политического). Но существует и добровольное (договорное) вхождение в состав империи, это происходит тогда, когда народу государства грозит уничтожение со стороны другого государства (Российская империя; Византийская империя; Франция при Наполеоне; Третий Рейх).

Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения, уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика – форма правления, при которой:

1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;

2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;

3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.

Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.