Дыхание и здоровье. Дыхательная функция носа
Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глубоким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого количества кислорода
При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика черепа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утомляемости, ослаблению памяти
Стойкое затруднение носового дыхания может привести к расстройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей - эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.
Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искривляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.
При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очищение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.
Строение обонятельного анализатора. Обонятельная и защитная функции носа
Строение обонятельного анализатора.
В обонятельной зоне слизистой оболочки носа находятся нейроэпители-алъные веретенообразные обонятельные клетки, представляющие собой хеморецепторы. От этих клеток отходят обонятельные волокна (fila olfactoria), проникающие через lamina cribrosa в полость черепа к обонятельной луковице, где образуются синапсы с дендритами клеток обонятельного тракта (обонятельный нерв). Коньковая извилина (gyms hippocampi) представляет собой первичный центр обоняния. Кора аммонова рога и передняя перфоративная субстанция являются высшим корковым центром обоняния.
Обонятельная функция носа
Обонятельная функция обеспечивается обонятельной зоной слизистой оболочки носа, в которой находятся обонятельные клетки. Непосредственным раздражителе обонятельного рецептора являются молекулы пахучего вещества - одоривекторы (М =17- 2000)
Теории обоняния:
1. Химическая теория Цваардемакера. Одоривектор растворяется в секрете (слизи) боуменовых желез и вступает в контакт с волосками обонятельных клеток и вызывает их возбуждение.
ЛОР-болезни
2. Теория Гениигса (физическая). Одоривекторы излучают волны высокой частоты, которые передаются на обонятельный анализатор и различные группы клеток резонируют в ответ на колебания, характерные определенному одоривектору.
3. Теория Мюллера (электрохимическая). Возбуждение органа обоняния происходит благодаря электрохимической энергии пахучих веществ.
Защитная функция носа
Защитная функция носа представлена механизмами с помощью которых воздух согревается, увлажняется и очищается.
Согревание воздуха осуществляется за счет тепла от поверхности стенок носа. Вдыхание холодного носа вызывает быстрое рефлекторное заполнение кровью кавернозных тел, расположенных в слизистой оболочке нижних и частично средних раковин. Сопротивление воздуху возрастает, происходит более интенсивное его согревание
Увлажнение воздуха в полости носа происходит за счет насыщения влагой, покрывающей слизистую оболочку. Для оптимального газообмена необходимо получить воздух 100% влажности и температуры 37°С. Придаточные пазухи носа также участвуют в согревании и увлажнении воздуха.
Очищение воздуха начинается в преддверии носа, где крупные частицы задерживаются волосами. Около 40-60% пылевых частиц и микробов вдыхаемого воздуха задерживается в слизи и удаляется вместе с ней. Механизм, удаляющий слизь из носа - мерцательный эпителий. Его функции оценивают угольным и сахариновым тестами.
» к защитным механизмам относится также рефлекс чихания и слизеотделения.
19. Клиническая анатомия и топография глотки. Заглоточные и окологлоточные пространства
Глотка (pharynx) является начальным отделом пищеварительного тракта и дыхательных путей.
В глотке различают три отдела:
1. Верхний - носоглотка,
2. Средний - ротоглотка.
3. Нижний - гортаноглотка.
Носоглотка выполняет дыхательную функцию. В верху свод носоглотки фиксирован к основанию черепа, сзади носоглотка граничит с I и II шейными позвонками, впереди находятся хоаны, на боковых стенках располагаются глоточные отверстия слуховых труб. Кзади от устья слуховой трубы имеется глоточный карман, в котором находится трубная миндалина (V и VI миндалины глотки). На границе верхней и задней стенки носоглотки находится глоточная (III или носоглоточная) миндалина.
Ротоглотка.. Здесь происходит перекрест дыхательного и пищеварительного тракта. Спереди ротоглотка через зев открывается в полость рта, сзади она граничит с III шейным позвонком. Зев ограничен краем мягкого неба, передними и задними небными дужками и корнем языка. Между небными дужками находятся небные миндалины (1 и II). На корне языка распо-
лагается язычная (IV) миндалина глотки.
Гортаноглотка. Границей между ротоглоткой и гортаноглоткой является верхний край надгортанника и корень языка. Книзу гортано глотка воронкообразно суживается и переходит в пищевод. Гортаноглотка располагается впереди IV, V и VI шейных позвонков. Спереди и снизу в гортаноглотку открывается вход в гортань. По бокам от входа в гортань имеются грушевидные синусы.
Строение глотки
Стенка глотки состоит из четырех слоев: ее основу составляет фиброзная оболочка, которая изнутри со стороны полости глотки покрыта слизистой оболочкой, а снаружи - мышечным слоем. Мышцы покрыты соединительной тканью - адвентицией.
Слизистая оболочка глотки в верхней части покрыта многорядным мерцательным эпителием, а в средней и нижней частях - многорядным плоским эпителием. В слизистой оболочке много слизистых желез. Лимфадено-идная ткань, включая миндалины локализуется в подслизистом слое.
Фиброзная оболочка вверху прикрепляется к костям основания черепа, внизу - к подъязычной кости и щитовидному хрящу.
Мышечный слой представлен циркулярными и продольными мышцами.
Сжимают глотку три констриктора - верхний, средний и нижний. Продольные мышцы поднимают глотку. К ним относятся m.stylopharyngeus, m.palatopharyngeus. Между задней стенкой глотки и предпозвоночной фасцией располагается заглоточное пространство в виде плоской шели, заполненной рыхлой соединительной тканью. С боков заглоточное пространство ограничено фасциальными мешками, которые идут к стенке глотки от пред-позвоночной фасции. Начинаясь от основания черепа, это пространство проходит вниз позади глотки до пищевода, где его клетчатка переходит в поза-дипищеводную клетчатку, затем в клетчатку заднего средостения. Срединной перегородкой заглоточное пространство разделено сагиттально на две симметричные половины.
Но бокам от глотки располагается выполненное клетчаткой окологлоточное пространство, в котором проходит сосудисто-нервный пучок и находятся основные лимфатические узды шеи.
Кровоснабжение глотки - из a.pharyngea ascendens, a.palatina ascendens, aa. palatinae descendens, a.thyreoidea inferior.
Ритм дыхания . У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.
При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, что человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом ("ух!"). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.
Носовое дыхание . Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастаний лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.
Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.
Гигиена дыхания . Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.
Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхательную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диффузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участвует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью
Значение носового дыхания для организма
Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глубоким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого количества кислорода
При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика черепа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утомляемости, ослаблению памяти
Стойкое затруднение носового дыхания может привести к расстройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.
Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искривляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.
При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очищение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.
Related Posts
Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…
перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…
Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…
Свежие комментарии
Свежие записи
При дыхании носом воздушная струя совершает своеобразный путь. Главная масса воздуха направляется дугообразно вверх, оттуда спускается вниз и кзади, к хоанам. При выдыхании воздух устремляется в обратном направлении по тому же пути, несколько заходя в обонятельную область. Такой путь прохождения воздушной струи подтверждается рядом опытов. Так, Паульзен(Paulsen) пропускал через нос пары осмиевой кислоты. Показателем пути прохождения воздуха, насыщенного этими парами, служили места побурения слизистой оболочки. В опытахКайзера(Kayser) путь прохождения воздуха был отмечен осевшей магнезиальной пылью.Франке(Franke) в опытах на трупах заменил носовую перегородку стеклянной пластинкой и через одну половину носа пропускал табачный дым. Наблюдая за движением дыма через стеклянную перегородку, автор судил о пути его прохождения. Все эти опыты вполне подтвердили указанный выше путь, который совершает вдыхаемый носом воздух.
Носовое дыхание является нормальным физиологическим актом, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Понижается газообмен в легких, вследствие чего уменьшается щелочной резерв крови. В частности,нарушается кислородный обмен,в результате чего уменьшается количество гемоглобина и эритроцитов. Наступает ослабление вентиляции легких,гипоксемияигиперкапния(Зауфер - Saufer, Ругони - Rugoni, М. Е. Гиндес, Е. Н. Павловский, И. И. Щербатов).
Выключение и затруднение носового дыхания отражается на работе сердца и артериальном давлении. Наступает слабость сердечной деятельности,уменьшается скорость кругооборота кровив легких, возникают патоморфологические изменения в нервных узлах и в мышце сердца,артериальное давление повышается(М. Ф. Цытович, Е. Н. Павловский, Н. Д. Королев, Б. Н. Луков, А. Г. Бондаренко и В. В. Громов).
Выключениеносового дыхания сопровождается снижением лимфодвижения, изменением внутриглазного, внутричерепного и спинномозгового давления (В. А. Александровская, М. В. Кочурова и А. В. Савельев, В. К. Трутнев и В. В. Громов, Л. Е. Комендантов), ослаблением вентиляции придаточных пазух носа и полостей среднего уха (М. Ф. Цытович), нарушением всасывательной способности слизистой оболочки носа (В. К. Трутнев и В. В. Громов, О. В. Урбах, А. А. Арутюнов), моторной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта и функции печени (А. Г. Бондаренко, В. В. Громов, И. Д. Христофоров, П. Е. Ермолаев, Е. Н. Павловский).
При выключении носового дыхания изменяется морфологический состав крови и физико-химические свойства ее. Количество эритроцитов уменьшается, снижается содержание гемоглобина и увеличивается число лейкоцитов (Н. В. Белоголовов, В. Г. Ермолаев, А. Г. Лихачев), реакция оседания эритроцитов ускоряется (И. Д. Христофоров и В. В. Громов), наступает увеличение сахара крови (Р. И. Мошин), снижается уровень молочной кислоты в крови (М. Я. Шапиро), повышается количество кальция (Д. Н. Матвеев), уменьшается концентрация хлоридов (Н. Н. Ивановский и С. Н. Семенов), повышается остаточный азот крови (Н. А. Бобровский).
Разнообразие изменения многих функций возможно объяснить влиянием выключения носового дыхания на функцию центральной нервной системы. Это предположение подтверждается данными исследований многих авторов. При выключении носового дыхания наступает повышение внутричерепного давления (А. Я. Шапиро, Н. Д. Ходяков), расстройство мозгового кровообращения и движения мозговой жидкости, гиалиновое перерождение внутренней и средней оболочек мозговых сосудов (С. Ф. Гамаюнов), затруднение оттока цереброспинальной жидкости из полости черепа. Все эти расстройства крово- и лимфообращения в головном мозгу, по-видимому, и приводят к нарушению высшей нервной деятельности, следствием чего и является расстройство жизнедеятельности организма. В пользу этого мнения говорят исследования Е. С. Викторовой, которая методом условных рефлексов доказала, что выключение носового дыхания приводит к резкому угнетению коры головного мозга. В. А. Буков считает, что при нарушении носового дыхания расстройство жизнедеятельности организма как целого обусловливается выключением афферентных импульсаций, идущих с рецепторных полей слизистой оболочки носа.
Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.
При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.
Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.
Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания-это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.
Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.