Дыхание и здоровье. Дыхательная функция носа

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей - эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Строение обонятельного анализатора. Обонятельная и защитная функции носа

Строение обонятельного анализатора.

В обонятельной зоне слизистой оболочки носа находятся нейроэпители-алъные веретенообразные обонятельные клетки, представляющие собой хеморецепторы. От этих клеток отходят обонятельные волокна (fila olfactoria), проникающие через lamina cribrosa в полость черепа к обонятель­ной луковице, где образуются синапсы с дендритами клеток обонятельного тракта (обонятельный нерв). Коньковая извилина (gyms hippocampi) пред­ставляет собой первичный центр обоняния. Кора аммонова рога и передняя перфоративная субстанция являются высшим корковым центром обоняния.

Обонятельная функция носа

Обонятельная функция обеспечивается обонятельной зоной слизистой оболочки носа, в которой находятся обонятельные клетки. Непосредствен­ным раздражителе обонятельного рецептора являются молекулы пахучего вещества - одоривекторы (М =17- 2000)

Теории обоняния:

1. Химическая теория Цваардемакера. Одоривектор растворяется в сек­рете (слизи) боуменовых желез и вступает в контакт с волосками обонятель­ных клеток и вызывает их возбуждение.

ЛОР-болезни

2. Теория Гениигса (физическая). Одоривекторы излучают волны вы­сокой частоты, которые передаются на обонятельный анализатор и различ­ные группы клеток резонируют в ответ на колебания, характерные опреде­ленному одоривектору.

3. Теория Мюллера (электрохимическая). Возбуждение органа обоня­ния происходит благодаря электрохимической энергии пахучих веществ.

Защитная функция носа

Защитная функция носа представлена механизмами с помощью которых воздух согревается, увлажняется и очищается.

Согревание воздуха осуществляется за счет тепла от поверхно­сти стенок носа. Вдыхание холодного носа вызывает быстрое рефлектор­ное заполнение кровью кавернозных тел, расположенных в слизистой оболочке нижних и частично средних раковин. Сопротивление воздуху возрастает, происходит более интенсивное его согревание

Увлажнение воздуха в полости носа происходит за счет насы­щения влагой, покрывающей слизистую оболочку. Для оптимального га­зообмена необходимо получить воздух 100% влажности и температуры 37°С. Придаточные пазухи носа также участвуют в согревании и увлаж­нении воздуха.

Очищение воздуха начинается в преддверии носа, где крупные частицы задерживаются волосами. Около 40-60% пылевых частиц и мик­робов вдыхаемого воздуха задерживается в слизи и удаляется вместе с ней. Механизм, удаляющий слизь из носа - мерцательный эпителий. Его функции оценивают угольным и сахариновым тестами.

» к защитным механизмам относится также рефлекс чихания и слизеотделения.

19. Клиническая анатомия и топография глотки. Загло­точные и окологлоточные пространства

Глотка (pharynx) является начальным отделом пищеварительного тракта и дыхательных путей.

В глотке различают три отдела:

1. Верхний - носоглотка,

2. Средний - ротоглотка.

3. Нижний - гортаноглотка.

Носоглотка выполняет дыхательную функцию. В верху свод носоглот­ки фиксирован к основанию черепа, сзади носоглотка граничит с I и II шей­ными позвонками, впереди находятся хоаны, на боковых стенках располага­ются глоточные отверстия слуховых труб. Кзади от устья слуховой трубы имеется глоточный карман, в котором находится трубная миндалина (V и VI миндалины глотки). На границе верхней и задней стенки носоглотки нахо­дится глоточная (III или носоглоточная) миндалина.

Ротоглотка.. Здесь происходит перекрест дыхательного и пищевари­тельного тракта. Спереди ротоглотка через зев открывается в полость рта, сзади она граничит с III шейным позвонком. Зев ограничен краем мягкого неба, передними и задними небными дужками и корнем языка. Между неб­ными дужками находятся небные миндалины (1 и II). На корне языка распо-

лагается язычная (IV) миндалина глотки.

Гортаноглотка. Границей между ротоглоткой и гортаноглоткой являет­ся верхний край надгортанника и корень языка. Книзу гортано глотка ворон­кообразно суживается и переходит в пищевод. Гортаноглотка располагается впереди IV, V и VI шейных позвонков. Спереди и снизу в гортаноглотку открывается вход в гортань. По бокам от входа в гортань имеются груше­видные синусы.

Строение глотки

Стенка глотки состоит из четырех слоев: ее основу составляет фиброз­ная оболочка, которая изнутри со стороны полости глотки покрыта слизи­стой оболочкой, а снаружи - мышечным слоем. Мышцы покрыты соеди­нительной тканью - адвентицией.

Слизистая оболочка глотки в верхней части покрыта многорядным мерцательным эпителием, а в средней и нижней частях - многорядным пло­ским эпителием. В слизистой оболочке много слизистых желез. Лимфадено-идная ткань, включая миндалины локализуется в подслизистом слое.

Фиброзная оболочка вверху прикрепляется к костям основания черепа, внизу - к подъязычной кости и щитовидному хрящу.

Мышечный слой представлен циркулярными и продольными мышца­ми.

Сжимают глотку три констриктора - верхний, средний и нижний. Про­дольные мышцы поднимают глотку. К ним относятся m.stylopharyngeus, m.palatopharyngeus. Между задней стенкой глотки и предпозвоночной фасци­ей располагается заглоточное пространство в виде плоской шели, запол­ненной рыхлой соединительной тканью. С боков заглоточное пространство ограничено фасциальными мешками, которые идут к стенке глотки от пред-позвоночной фасции. Начинаясь от основания черепа, это пространство про­ходит вниз позади глотки до пищевода, где его клетчатка переходит в поза-дипищеводную клетчатку, затем в клетчатку заднего средостения. Средин­ной перегородкой заглоточное пространство разделено сагиттально на две симметричные половины.

Но бокам от глотки располагается выполненное клетчаткой окологло­точное пространство, в котором проходит сосудисто-нервный пучок и на­ходятся основные лимфатические узды шеи.

Кровоснабжение глотки - из a.pharyngea ascendens, a.palatina ascendens, aa. palatinae descendens, a.thyreoidea inferior.

Ритм дыхания . У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, что человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом ("ух!"). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание . Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастаний лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.

Гигиена дыхания . Каждый человек должен активно добиваться, чтобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания - это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.

Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхатель­ную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диф­фузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участ­вует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью

Значение носового дыхания для организма

Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глу­боким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого коли­чества кислорода

При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика че­репа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утом­ляемости, ослаблению памяти

Стойкое затруднение носового дыхания может привести к рас­стройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.

Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искрив­ляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.

При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очи­щение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.

Related Posts

    Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…

    перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…

    Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…

    Свежие записи

  • Выберите рубрику — Вандышев А. Р. Медицина катастроф. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с 17 Органы чувств №1 Стоматология 18 Органы чувств № 2 Стоматология 28 студ. слюнные стоматологи 32 студ. Пищевод стоматологи 33 студ. кишечник стоматологи 34 студ. Печень стоматологи 8. Список литературы по теме занятия Alpha Bio Tec SPI Подлинный Спиральный Иплантат Cоциология А. А. Тимофеев РУКОВОДСТВО по челюстно — лицевой хирургии и хирургической стоматологии том 1 Алгоритм Классической техники при установке имплантатов AlphA Bio Tec АНТИБИОГРАММА Артикаин с вазоконстриктором БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ К КУРСОВОМУ ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060105 СТОМАТОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА Биоэтика в работе практикующего врача-стоматолога Боль в стоматологии Борьба с перек­рестной инфекцией во время стоматологического Брекеты Бухгалтерский учет и аудит Виниры Вич в стоматологии Возможно ли одновременное проведение непосредственной имплантации Возрастные и индивидуальные особенности костно-мышечных структур глубокой области лица и их использование в стоматологии Вопрос ответ Вопросы ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы для экзамена, 2009. Стоматология. (1) ВОПРОСЫ К КОМПЬЮТЕРНОМУ ТЕСТУ (после цикла) ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Вопросы к тестам стоматологи Вопросы к экзамену по детской стоматологии (V курс) Вопросы организации стоматологической помощи в России Вопросы по ортопедической стоматологии Вопросы по стоматологии зачет Воспалительные заболевания - сиалоадениты Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой об­ласти у детей Выравнивание зубов Гаврилов Ортопедическая стоматология Геморрагические синдромы и диатезы Гигиена полости рта Гигиена полости рта — метод профилактики стоматологических заболеваний ГЛЮКОКОРТИКОИДЫ В СТОМАТОЛОГИИ Дезинфекция в стоматологии Детская стоматология все бырты в одном Детская терапевтическая стоматология Диспансеризация детей у стоматолога Заболевания зубов и полости рта Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии Задачи для курсового экзамена по хирургической стоматологии, ВЧЛХ, ЛФК Задачи к экзамену по терапевтической стоматологии (III курс) Зеленский, Мухорамов_Детская хрургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия Зубная коронка Зуботехническое дело в сто­матологии Имплантация Имплантация зубов Использование свойств имплантата для обеспечения успешности непосредственной имплантации Исправление прикуса История кафедры хирургической стоматологии Кариес Кариес зубов Классификация стоматологических предраковых заболеваний Классификация стоматологических цементов+ СИЦ КЛИНИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Книги Коллекция рентгенограмм по стоматологии Компания Alpha Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний Композиционные пломбировочные и облицовочные материалы Лазеры и лазерные установки в стоматологии: описание, классификация и характеристики ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК для студентов — стоматологов Лекарственные средства в стоматологии ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ Лекции за 1 курс по общей стоматологии Материаловедение — наука о свойствах материалов, их происхождении, строении и возможных изменениях, происходящих в этих материалах под влиянием различных факторов МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Маткматика и Физика Мепивакаин без вазоконстриктора Мепивакаин с вазоконстриктором МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Методичка — Пропедевтика терапевтической стоматологии Методичка этика право менеджмент На приеме у стоматолога НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ В АМБУЛАТОРНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Неотложные состояния в стоматологической практике Новости Новости ОБЩАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ Общее обезболивание в детской стоматологии Общие вопросы Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. Профилактика Организация стоматологической помощи населению Организация терапевтического Отделения стоматологической поликлиники Ортодонтия Ортопедическая стоматология Ортопедическая стоматология Прикладное материаловедение Ортопедическая стоматология Учебник М. З. Миргазизова ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Ортопедия Ортопедия и зуботехника в условиях современного высокотехнологичного окружения и ужесточающийся конкуренции Оснащение и оборудование стоматологического кабинета Основные методы рентгенодиагностики, применяемые в стоматологии. Рефер ОСНОВЫ ОРТОДОНТИИ Основы терапевтической и ортопедической стоматологии Отбеливание зубов Ответы на вопросы Ответы на экзаменационные вопросы для стоматологического факультета(зи Ошибки В ортопедической стоматологии Пародонтит Патан стомат (сит задачи) ответы Патофизиология для стоматолога Педагогика Первичная профилактика стоматологических заболеваний (методичка) ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА КОММУНАЛЬНОМ УРОВНЕ Планы практических занятий для специальности стоматология Показания Полная верхнечелюстная реабилитация с опорой на имплантаты ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ТЕРАПЕВТА Право Право, юриспруденция Предисловие терпевтической стоматологии Предпринимательство в здравоохранении Стоматологическая клиника Применение имплантатов в стоматологии Применение термопластических материалов в стоматологии Примеры задач к экзамену по пропедевтике стоматологических заболеваний Проект стоматологического центра Производство ПРОКЛАДОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В СТОМАТОЛОГИИ Протезирование ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ В РАБОТЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА И ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОФИЛАКТИКА И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие Психология ПУТИ РАЗВИТИЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РАЗВИТИЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ №______ Реставрация зубов Руководство по ортодонтии 2020 Руководство по ортопедической стоматологии РУКОВОДСТВО ПО ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Семинары стоматологам Скачать Современные методы дезинфекции и стерилизации в стоматологии СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ МЕСТНОГО ОБЕЗБОЛИВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ ССС стоматологи, методичка для студентов Статьи стоматолог клиника Стоматологи — Тема № 3 ВСМК — занятие 1 Аудиторная (новая 11.01.08) Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Стоматологи — Тема № 5 ВСМК — занятие №1 Аудиторная Стоматологи — Тема № 6 ВСМК — занятие № 1 Стоматологи барьеры, вопросы, обращения Стоматологи Тема № 3 ВСМК(занятие № 1+занятие № 2) СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИМПЛАНТОЛОГИЯ Стоматологическая клиника «Береги зубы смолоду» Стоматологическая клиника с нуля Стоматологический СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ЕВРОПЕ Стоматология: Учебник Таблицы по количеству введения анестетика в детской стоматологии при проводниковой анестезии ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН практических занятий по кожным и венерическим болезням для студентов IV курса СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО факультета ТЕМАТИЧНИЙ ПЛАН ПРАКТИЧНИХ занять по шкірним та венеричним хворобам на для студентів IV курсу СТОМАТОЛОГІЧНОГО факультету Терапевтическая стоматология Тест по хирургической стоматологии 3 курс Тесты для стоматологического факультета Тесты для студентов стоматологического факультета ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Требования к стоматологическому креслу Удаление зуба Установка дентальных имплантатов Физиотерапия в стоматологии Философия Хирургическая стоматология. Робустова Т. Г ЧАСТИЧНЫЕ СЪЕМНЫЕ ПРОТЕЗЫ Чистка зубов Экзаменационное задание для института стоматологии Экзаменационные билеты по пропедевтике Экзаменационные вопросы Экзаменационные вопросы для стоматологического факультета ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Экология Экономика Эргономика работы врача-стоматолога и ассистента Этика в стоматологииавторитет врач ЭТИОЛОГИЯ и ПАТОГЕНЕЗ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ Этические проблемы в стоматологии
  • Свежие комментарии

При дыхании носом воздушная струя совершает своеобразный путь. Главная масса воздуха направляется дугообразно вверх, оттуда спускается вниз и кзади, к хоанам. При выдыхании воздух устремляется в обратном направлении по тому же пути, несколько заходя в обонятельную область. Такой путь прохождения воздушной струи подтверждается рядом опытов. Так, Паульзен(Paulsen) пропускал через нос пары осмиевой кислоты. Показателем пути прохождения воздуха, насыщенного этими парами, служили места побурения слизистой оболочки. В опытахКайзера(Kayser) путь прохождения воздуха был отмечен осевшей магнезиальной пылью.Франке(Franke) в опытах на трупах заменил носовую перегородку стеклянной пластинкой и через одну половину носа пропускал табачный дым. Наблюдая за движением дыма через стеклянную перегородку, автор судил о пути его прохождения. Все эти опыты вполне подтвердили указанный выше путь, который совершает вдыхаемый носом воздух.

Носовое дыхание является нормальным физиологическим актом, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Понижается газообмен в легких, вследствие чего уменьшается щелочной резерв крови. В частности,нарушается кислородный обмен,в результате чего уменьшается количество гемоглобина и эритроцитов. Наступает ослабление вентиляции легких,гипоксемияигиперкапния(Зауфер - Saufer, Ругони - Rugoni, М. Е. Гиндес, Е. Н. Павловский, И. И. Щербатов).

Выключение и затруднение носового дыхания отражается на работе сердца и артериальном давлении. Наступает слабость сердечной деятельности,уменьшается скорость кругооборота кровив легких, возникают патоморфологические изменения в нервных узлах и в мышце сердца,артериальное давление повышается(М. Ф. Цытович, Е. Н. Павловский, Н. Д. Королев, Б. Н. Луков, А. Г. Бондаренко и В. В. Громов).

Выключениеносового дыхания сопровождается снижением лимфодвижения, изменением внутриглазного, внутричерепного и спинномозгового давления (В. А. Александровская, М. В. Кочурова и А. В. Савельев, В. К. Трутнев и В. В. Громов, Л. Е. Комендантов), ослаблением вентиляции придаточных пазух носа и полостей среднего уха (М. Ф. Цытович), нарушением всасывательной способности слизистой оболочки носа (В. К. Трутнев и В. В. Громов, О. В. Урбах, А. А. Арутюнов), моторной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта и функции печени (А. Г. Бондаренко, В. В. Громов, И. Д. Христофоров, П. Е. Ермолаев, Е. Н. Павловский).

При выключении носового дыхания изменяется морфологический состав крови и физико-химические свойства ее. Количество эритроцитов уменьшается, снижается содержание гемоглобина и увеличивается число лейкоцитов (Н. В. Белоголовов, В. Г. Ермолаев, А. Г. Лихачев), реакция оседания эритроцитов ускоряется (И. Д. Христофоров и В. В. Громов), наступает увеличение сахара крови (Р. И. Мошин), снижается уровень молочной кислоты в крови (М. Я. Шапиро), повышается количество кальция (Д. Н. Матвеев), уменьшается концентрация хлоридов (Н. Н. Ивановский и С. Н. Семенов), повышается остаточный азот крови (Н. А. Бобровский).

Разнообразие изменения многих функций возможно объяснить влиянием выключения носового дыхания на функцию центральной нервной системы. Это предположение подтверждается данными исследований многих авторов. При выключении носового дыхания наступает повышение внутричерепного давления (А. Я. Шапиро, Н. Д. Ходяков), расстройство мозгового кровообращения и движения мозговой жидкости, гиалиновое перерождение внутренней и средней оболочек мозговых сосудов (С. Ф. Гамаюнов), затруднение оттока цереброспинальной жидкости из полости черепа. Все эти расстройства крово- и лимфообращения в головном мозгу, по-видимому, и приводят к нарушению высшей нервной деятельности, следствием чего и является расстройство жизнедеятельности организма. В пользу этого мнения говорят исследования Е. С. Викторовой, которая методом условных рефлексов доказала, что выключение носового дыхания приводит к резкому угнетению коры головного мозга. В. А. Буков считает, что при нарушении носового дыхания расстройство жизнедеятельности организма как целого обусловливается выключением афферентных импульсаций, идущих с рецепторных полей слизистой оболочки носа.

Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у людей с ослабленным здоровьем или ведущих малоподвижный образ жизни учащенное, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха. Внимание также несколько ослабевает во время вдоха и усиливается во время выдоха. Этим объясняется, чта человек на короткое время задерживает вдох, когда внимательно к чему-нибудь прислушивается. По той же причине движения, требующие большой силы, обычно сопровождаются выдохом. Так, у лесоруба, молотобойца, гребца момент наибольшего усилия совпадает с резким, хорошо слышимым выдохом («ух!»). Теперь понятно, почему работоспособность понижается и скорее наступает утомление, если вдох удлинен, а выдох укорочен.

Носовое дыхание. Детей надо учить всегда дышать через нос. Когда ребенок дышит через рот, затрудняется соблюдение нормального ритма дыхания. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Дети привыкают дышать через рот, когда носовое дыхание затруднено, например при хроническом насморке, а также при появлении в носоглотке аденоидов - разрастании лимфатических узлов, прикрывающих отверстия в носовую полость.

Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие. Если ребенок все время дышит через рот, необходимо показать его врачу. При сильном разрастании аденоидов их удаляют хирургическим путем, после чего состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме. У Гигиена дыхания. Каждый человек должен активно добиваться, «Ггобы его дыхание было правильным. Для этого необходимо следить за состоянием дыхательных путей. Одно из основных условий установления правильного дыхания-это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Обычно человек с хорошо развитой грудной клеткой дышит равномерно и правильно.

Развитию голосовых связок, гортани и легких ребенка способствуют пение и декламация. Для правильной постановки голоса необходима свободная подвижность грудной клетки и диафрагмы, поэтому лучше, если дети поют и декламируют стоя. Не следует петь, громко разговаривать, кричать в сырых, холодных, пыльных помещениях, а также на прогулках в сырую холодную погоду, так как при этом могут возникнуть заболевания голосовых связок, дыхательных путей и легких. На состоянии органов дыхания вредно сказывается и резкая перемена температуры. Детей не следует выводить после горячей ванны (бани) сразу на мороз, разрешать разгоряченным пить холодные напитки, есть мороженое.