Для чего нужна йога и с чего надо начать свое знакомство с этой древней гимнастикой. Зачем нужна йога? Личный опыт

Занятия йогой пришли к нам совсем недавно, а вот в Индии йога практикуется очень давно, несколько тысячелетий. Уроки йоги в первую очередь – практика духа. Физическая сторона этих занятий считается только элементом, который помогает освободить душу и раскрепостить все тело. Для жителей Америки и Европы йога вызывает ассоциации со стилем жизни и фитнесом.

Полезные качества йоги

Для чего необходимо йога? Каждый последователь данного древнего учения решает сам: определяет будущий путь, расставляет для себя приоритеты, учитывая собственные силы и нужды.

Скажи нет стрессу

Стресс считается основным врагом каждой девушки. Именно из-за постоянных волнений происходит раннее старение, кожа становится серой, появляются лишние килограммы, поскольку нервные переживания нарушают обменные процессы в клетках и во всем организме. Йога считается универсальным и доступным вариантом, который снимает стрессовое напряжение. Йога учит нас не ощущать стрессовые ситуации вообще. Уроки йоги еще улучшают состояние здоровья. Например, такие упражнения помогают снять болевые ощущения во время менструации, налаживает их цикл.

Офисный планктон занимается йогой

Постоянный заряд энергией

Есть такие женщины, которые начинают заниматься йогой из-за того, что она приносит много энергии. Наверняка, многие замечали то, что, спя по восемь часов, не отдыхаешь полноценно. А всевозможные дела по дому заставляют чувствовать себя, как выжатый лимончик. Занятия йогой помогают уже через два месяца почувствовать себя, как после отдыха. Не зря некоторые йоги, которые спять только по четыре часа, чувствуют себя замечательно.

Стань сверхчеловеком занимаясь йогой

Стройная фигура

Йога – это великолепный метод, помогающий сделать фигуру намного стройнее. Она помогает скинуть лишние килограммы, убирает прослойку жира, делает тело гибким и очень пластичным. Следует признать, что полученные от таких занятий результаты можно будет заметить не через два месяца, а немного позже. Помимо этого, йога помогает сделать фигуру гармоничной: создает красивые, идеальные линии. Также йога лучше других упражнений подготавливает тело к будущей беременности, ведь кроме поверхностных мышц, начинают активно работать внутренние мышечные ткани.

Стройность, куда же без этого…

Что еще?

Кроме всех вышеперечисленных качеств, уроки йоги помогают сохранить как можно дольше молодость, улучшают внешний вид кожи. Можно обратить внимание на людей, которые длительное время практикуются йогой. Большая часть этих людей выглядят намного меньше того возраста, что у них на самом деле (даже без использования ботекса и других уколов для поддержания красоты).

Многие известные доктора утверждают, что йога приносит огромную пользу для позвоночника, а также для суставов. Она делает их более подвижными, а мышцы крепче и сильнее. Это позволяет в свою очередь поддерживать в идеальном положении органы, делая их крепкими и здоровыми.

Занятия йогой подбираются с учетом возрастной категории и физических характеристик каждого человека. Тот, кто обладает хорошей физической формой и идеальной подготовкой, может быстрее начать заниматься более сложными асанами. А вот новичкам тренера советую для начала обратить внимание менее сложную схему.

Данное видео поможет более глубоко разобраться, зачем нужна йога и подходит ли она Вам.

Вконтакте

Одноклассники

«Йога читта вритти ниродха» (йога - это обуздание беспокойства ума). Именно так охарактеризовал йогу мудрец Патанджали, в своих «Йога-сутрах», и это наиболее точное определение того, что такое йога. Но современный мир живёт по принципу «спрос рождает предложение», и, к сожалению, можно столкнуться с такими причудливыми модификациями йоги, что от первоначального её смысла не остаётся и следа. В современном обществе духовное развитие интересно, мягко говоря, далеко не подавляющему большинству людей, поэтому современная йога больше ориентирована на обретение здоровья, похудение, повышение эффективности жизни и так далее, одним словом - вполне тривиальные вещи. А поскольку общепринятые мотивации и цели нашего общества (в большинстве своём) эгоистичные, и ориентированы они больше на потребление и погоню за развлечениями и удовольствиями, то чаще всего именно такие цели и преследует современная практика йоги. И чтобы не попасть на удочку современных «торговцев» йогой, следует ознакомиться с базовыми принципами практики йоги, которые нам предлагает мудрец Патанджали.

Восьмиступенчатая система йоги Патанджали

Что же предлагает нам мудрец Патанджали в своих «Йога-сутрах»? Он предлагает нам путь, который состоит из восьми последовательных ступеней освоения йоги:

  • Нияма.
  • Асана.
  • Пранаяма.
  • Пратьяхара.
  • Дхарана.
  • Дхьяна.
  • Самадхи.

Именно таким путём следует двигаться практику йоги, по мнению Патанджали. Заметьте - ни слова о здоровье, похудении и получении удовольствия от практики йоги. Потому что конечная цель йоги - устранить беспокойство ума, которое, по сути, является главной причиной всех наших проблем и страданий. Ведь если глубоко поразмышлять над тем, как устроен мир, то мы придём к весьма неожиданному для многих выводу. Страдания и дискомфорт нам причиняет не сам какой-либо фактор в нашей жизни, а наше отношение к этому фактору. К примеру, рассмотрим действие на нашу жизнь такого фактора, как солнце. Летом оно причиняет страдания, потому что освещает ту часть планеты, на которой находится субъект. И с точки зрения этого субъекта, солнце - это раздражающий фактор. Однако, если рассмотреть отношение другого субъекта, который находится на противоположной стороне земного шара, где сейчас зима, то для него солнце является «светом в окошке», потому как разбавляет суровые морозы своим едва тёплым светом, напоминая о том, что зима не вечна и весна скоро придёт. Таким образом, с точки зрения одного человека, солнце причиняет страдания, с точки зрения другого - приносит счастье.

На данном отрезке времени и в данных обстоятельствах. И, исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что страдания или счастье приносит не само солнце, а лишь отношение субъекта к этому солнцу, которое обусловлено местом, временем и обстоятельствами. Таким образом, получается, что причины как нашего счастья, так и наших страданий - в нашем уме, который формирует позитивное или негативное отношение к тому или иному фактору. И, следовательно, поработав со своим умом, можно полностью устранить все его негативные тенденции и взрастить позитивные. Именно так действует один из главных принципов в йоге «Измени себя - изменится мир вокруг». Как писал философ Шантидэва: «Всех можно укротить, укротив лишь свой ум. Всех можно покорить, покорив лишь свой ум». И это, на самом деле, истина, ценность которой равна драгоценностям всех миров, в которых звучит, когда-либо звучало или когда-либо будет звучать Учение Будды. Это ключ к избавлению от страданий и обретению счастья. Это свет истинной мудрости, который подобно первому лучу восходящего солнца, разрезает предрассветный полумрак и приветствует всех живых существ. Как же применить в жизни эту, без сомнения, великую истину и добиться успеха в йоге - искусстве обуздания беспокойства своего ума?

С чего начинается йога?

Помните детский стих: «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе»? Примерно то же самое можно сказать и про йогу. Есть у йоги и свой букварь - «Йога-сутры» Патанджали, в которых изложен путь, предложенный великим мудрецом для будущих поколений. И первыми ступенями в йоге, согласно этому тексту, являются, как бы вы думали, что? Яма и Нияма - нравственные предписания. Стать высоконравственным человеком - вот, на самом деле, самая первая йогическая практика. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Рассмотрим более подробно. Первая ступень йоги - Яма. Это действия, которых практику йоги следует избегать, дабы не накапливать негативной кармы, которая, как известно, является главным препятствием на пути духовного самосовершенствования. Принципы Ямы состоят из пяти предписаний того, от чего практику йоги следует воздерживаться:

  • Ахимса - непричинение вреда словом, мыслью или действием.
  • Сатья - благожелательная правдивость. Ключевое слово - «благожелательная». Если правдивость нарушает первый принцип, и сказанная правда причинила кому-то вред, то это является нарушением данного принципа.
  • Астея - неприсвоение чужого. Воровство завязывает негативный кармический узел - всё, что мы украдём, так или иначе мы потом потеряем.
  • Брахмачарья - воздержание от чувственных наслаждений. Любое получение удовольствия тратит нашу жизненную энергию. И чем на более низком уровне это удовольствие, тем объёмнее энергетические затраты. На начальном этапе следует отказываться от более энергозатратных форм удовольствия в пользу менее энергозатратных.
  • Апариграха - нестяжательство. Этот принцип созвучен с предыдущим, накопительство материальных благ - это крайне энергозатратный процесс.
  • Шауча - чистота. Соблюдать чистоту следует на трёх уровнях: тела, речи и ума. То есть данный принцип подержит предписания по правильному питанию, личной гигиене, поддержание в чистоте своего жилища, а также чистоту речи - воздержание от сплетен, осуждения, нецензурных высказываний, лжи. Самым глубоким уровнем соблюдения принципа Шаучи является чистота ума - устранение негативных эмоций и мотиваций.
  • Сантоша - удовлетворённость. Важно понимать, что каждый человек на данном этапе развития находится именно в тех жизненных условиях, которые максимально благоприятны для его развития. Поэтому все трудности и лишения следует воспринимать с благодарностью - как жизненный урок или испытание.
  • Тапас - самодисциплина. Этот принцип следует понимать в нескольких аспектах. Во-первых, как самоконтроль и регулярную практику аскез, для того чтобы накапливать и не расходовать энергию. А во-вторых, как накопление благих заслуг путём совершения праведных деяний.
  • Свадхьяя - самообразование. Чтобы продвигаться на духовном пути, следует регулярно уделять время чтению духовной литературы или каким-либо иным методам познания, к примеру, общение с более продвинутыми практиками. Свадхьяя позволяет не только накапливать полезные знания, но ещё и очищать свой внутренний мир, замещая ту негативную информацию, которую современный мир в нас регулярно погружает.
  • Ишвара-пранидхана - посвящение заслуг Всевышнему. Здесь речь идёт о создании правильной мотивации для движения по духовному пути. То есть все свои действия рекомендуется превратить в служение Высшему сознанию или всем живым существам. Это позволяет взращивать альтруизм, который для практика йоги невероятно важен, в противном случае практика йоги будет совершаться исключительно ради каких-то личных эгоистичных целей, и это лишает всю практику смысла.

Таковы базовые нравственные принципы в йоге, описанные мудрецом Патанждали. И именно с них, а не с расстеленного коврика, начинается практика йоги. И прежде чем приступать к более серьёзным практикам, следует утвердиться в соблюдении нравственности или, как минимум, создать чёткое намерение двигаться в этом направлении. Если же человек пренебрегает этими принципами или даже вовсе не знает о них, то практиковать йогу ему не рекомендуется, поскольку, как показывает опыт, это приводит к плачевным результатам.

Йога - асаны и пранаямы

Когда нравственные принципы усвоены и создано намерение в их соблюдении, можно приступать к работе с телом и собственной энергетикой. Для этого Патанджали предлагает две следующие ступени: Асана и Пранаяма. Следует отметить, что прежде чем приступать к практикам работы на физическом уровне, рекомендуется отказаться от мясной пищи, так как при употреблении мясной пищи, выполнение асан может вызвать определённый диссонанс на уровне тела и ума.

Асаны - это физические упражнения, однако ошибочно полагать, что воздействие во время выполнения асан происходит только на физическом уровне. Воздействуя на свое тело, мы также воздействуем и на свою энергию, трансформируя её, и на свой ум - он успокаивается в процессе практики. Таким образом, уже на данном этапе мы приступаем к «читта вритти ниродха» - успокоению волнений ума. Выполнение асан содержит два важных аспекта:

  • Первый: аскеза. Путём аскез мы можем проработать какие-то свои зависимости, ограничения, а также во время того, как мы испытываем дискомфорт на коврике, происходит отработка нашей негативной кармы, и те проявления негативной кармы, с которыми мы могли бы встретиться в жизни, мы можем проработать на коврике.
  • Второй: работа с энергией. Во время выполнения асан происходит движение энергии по энергетическим каналам, а также их очищение, что в свою очередь также приводит к освобождению от каких-то негативных наших наклонностей - привязанностей, зависимостей или негативных эмоций.

Для более мощной работы со своей энергией следует практиковать Пранаямы. Когда тело приобрело определённую гибкость (это отчасти признак того, что энергетические каналы частично очистились), можно приступать к пранаяме. Важно понимать, что практика пранаямы даёт мощный заряд энергии, и если есть какие-то серьёзные зависимости или страсти, то практика пранаямы не рекомендуется, так как большое количество энергии, которое накапливается в процессе практики пранаямы, заставит человека ещё больше сливать эту энергию на ту или иную зависимость. Хотя есть определённые специализированные энергетические практики, направленные специально на борьбу с зависимостями. В этой сфере хорошо применяется кундалини-йога, которая путём мощных энергетических потоков позволяет пробить те или иные засорения в энергетических каналах и тем самым избавить человека даже от тяжёлой зависимости. Однако осваивать их следует под руководством опытного учителя. Также стоит отметить, что для практики пранаямы желательно освоить Падмасану. И это не просто дань какой-то моде, Падмасана имеет вполне практический эффект - она позволяет перекрывать энергетические каналы, чтобы во время пранаямы энергия не направлялась в нижние центры.

Йога - работа со своим умом

Следующим шагом Патанджали рекомендует приступать к работе со своим умом. Здесь, собственно, и начинается йога по сути. Всё, что было до этого, - это лишь подготовительные практики и, в общем-то, без дальнейшего перехода к внутренним практикам по контролю над своим умом - они не имеют смысла. Именно здесь и следует развенчать миф о так называемой «йоге для здоровья». Несомненно, йога - очень хороший инструмент по работе со своим телом, и некоторые йогические практики можно использовать для того, чтобы поправить своё здоровье. Но здоровье, как и работа со своим физическим телом, - это лишь инструмент для обретения контроля над своим умом, взращивания в себе альтруизма для служения на благо всех живых существ. Здесь также рушится и миф о, так сказать, «йоге для себя». Если приступая к практике йоги, человек имеет эгоистичные мотивации, то такая йога ни к чему хорошему не приведёт. Тут важно понимать следующее: у каждого есть свои причины, по которым он заинтересовался йогой, и на первых этапах эти мотивации далеки от таких целей, как помощь всем живым существам и сострадание ко всему живому.

И на первом этапе это нормально. Мало кто приходит к йоге с мотивацией бодхисаттвы - освободить всех живых существ от страданий. Чаще всего, люди начинают заниматься йогой, чтобы решать какие-то свои проблемы: с физическим здоровьем, с психикой, устранить какой-то дискомфорт в своей жизни, открыть для себя что-то новое, получить удовольствие и так далее. Но по мере очищения внутреннего мира и продвижения в практике, у человека начинает меняться мировоззрение. И если этого не происходит, то есть, если йога не делает человека более альтруистичным и сострадательным, то тут следует задуматься, возможно, то, чем человек занимается, - это совсем не йога, а лишь какое то её подобие. Как в мультике про Винни-Пуха: «Это какие-то неправильные пчёлы. И они, наверное, делают неправильный мёд». Так и в случае с йогой - если она в процессе практики не ведёт к позитивной трансформации личности человека, то от такой йоги будет только «неправильный мёд», то есть результат будет не самым позитивным. Это важно понимать.

Однако вернёмся к вопросу работы со своим умом. Первое, что рекомендует освоить Патанджали, - Пратьяхара - отвлечение органов чувств от внешних объектов. На самом деле, все три ступени: Пратьяхара, Дхарана и Дхьяна - это три разных по качеству и глубине формы медитации, и осваивать их следует последовательно. Без предыдущей невозможна следующая, так как каждая предыдущая ступень является частью ступени следующей. Так, Дхарана - концентрация на объекте - невозможна без Пратьяхары - отвлечения органов чувств от внешних объектов. А Дхьяна - собственно, медитация в полном её понимании, невозможна без Дхараны - концентрации на объекте. Пратьяхару можно и даже нужно практиковать и в повседневной жизни - к примеру, идя по улице, старайтесь абстрагироваться от внешнего шума, или во время поездки в маршрутке старайтесь не слышать играющую музыку. Ничего позитивного в этой музыке, кстати, скорее всего, не будет, но это обстоятельство можно использовать во благо - потренироваться в практике Пратьяхары. Далее следует приступить к освоению Дхараны - концентрации на объекте. Здесь действует принцип «О чём мы думаем - тем мы и становимся». Следует выбрать какой-либо возвышенный объект, качества которого мы бы хотели приобрести.

Это может быть Будда или Шива, или можно концентрироваться на повторении в уме какой-нибудь мантры. Сознание в процессе такой концентрации будет возвышаться. Кстати, эту практику также можно практиковать в повседневной жизни, чтобы разум не огрублялся во время контакта с какими-то неблагоприятными условиями окружающей среды, следует постоянно концентрироваться на чём-то возвышенном. Это и есть главный плюс практик по работе с умом, что по мере освоения, их можно практиковать в любом месте и в любое время, а в идеале - вообще постоянно. По мере практики, Дхарана, постепенно перетекает в состояния Дхьяны - высшей формы медитации. В Дхьяне полностью реализуется принцип «О чм мы думаем - тем мы и становимся». Таким образом, концентрируясь на Будде, мы становимся Буддой. Медитация достигает своего совершенства, и далее достигается последняя ступень йоги по Патанджали - Самадхи - соединение индивидуального сознания с космическим. На этом заканчивается путь йоги, описанный мудрецом Патанджали, но, на самом деле, здесь вся йога только начинается. Йога по сути.

Йога по сути: в чём суть?

Итак, практик достиг состояния Самадхи - полной духовной реализации, что же дальше? Для чего пройден путь и зачем приложено столько усилий? Здесь и возникает вопрос: какая была мотивация? Если мотивация была эгоистичной, то путь на этом завершается, и все усилия, в общем-то, были потрачены зря. А чаще всего, человек с эгоистичной мотивацией даже не доходит до этого уровня. Потому что страстей и уловок в этом мире очень много, и если человек занимается йогой «для себя», то ему будет гораздо проще свернуть с пути, разменявшись на какие-то «плюшки», которые подсунет ему жизнь. Если же человек стремится к духовному совершенству и состоянию Самадхи для того, чтобы более эффективно помогать другим, то он не только обретёт это состояние (в этом, кстати, ему будут ещё и содействовать высшие силы, потому что они заинтересованы в таком человеке), но и продолжит свой путь служения после того, как достиг реализации. В этом, на самом деле, и заключена суть йоги: изменить себя, чтобы изменить мир вокруг. Человек, чьё сознание стало тождественным космическому, имеет больший диапазон возможностей, а значит, обладает большим набором инструментов для помощи живым существам. Обладая абсолютным состраданием и полным всеведением относительно природы вещей, он может действовать максимально эффективно, пробуждая живых существ от сна неведения и распространяя драгоценную Дхарму наиболее эффективным и доступным для понимания живых существ способом. В этом и заключается главный секрет успеха в йоге - правильная мотивация. И если мотивация альтруистичная, то всё остальное из этого следует.

Как создать правильную мотивацию?

Итак, главное в йоге - правильная мотивация для движения на духовном пути. Что такое мотивация, какая мотивация является «правильной», и как её создать? Гениальный писатель Пауло Коэльо всего лишь в одной цитате изложил всю суть йоги: «Алхимики затворялись в своих лабораториях и пытались развиваться наподобие золота - так был открыт Философский Камень. Ибо они поняли, что если развивается что-то одно, то изменяется и всё, что находится вокруг». Эта простая истина позволяет создать такую высокую мотивацию для движения по пути духовного развития, что никакие трудности и, тем более, никакие соблазны не позволят человеку свернуть с пути. Ведь если он отступит сейчас - он предаст не только себя, он предаст всех тех, кому мог бы помочь в перспективе своего развития. И ответственность перед другими - это гораздо больше, чем ответственность перед самим собой. Когда мы меняем себя - меняется и мир вокруг. Потому что всё едино и всё взаимосвязано. И если вы хотите кому-либо помочь, просто начните меняться в лучшую сторону, и человек, который находится рядом с вами, просто не сможет остаться прежним, ибо это противоречит элементарной природе вещей. Энергии, которые слишком отличаются друг от друга по качеству, просто не могут сосуществовать рядом друг с другом. А это значит, что люди, которые находятся вокруг вас, вынуждены будут либо попытаться помешать вашей эволюции, либо тоже начать эволюционировать.

И если вы сможете преодолеть первоначальное сопротивление негативных энергий, которые окружают вас, эти энергии начнут трансформироваться в более тонкие. Это закон природы, закон жизни. Ничто не может существовать в статичном состоянии - постоянно, непрерывно происходит либо деградация, либо эволюция. И в данном случае, только от вас зависит, будут вокруг вас происходить процессы деградации или процессы эволюции. Разве это не самая сильная и достойная мотивация для того, чтобы всё своё время, каждую минуту своей жизни посвящать самосовершенствованию? Каждый практик подобен средневековому алхимику, который силой воли и усилием своей практики трансформирует пространство вокруг себя. Поэтому эгоистичной йога не может быть по определению. Простое завязывание на коврике в узел без понимания того, зачем это нужно, - это не йога, это просто гимнастика. Полезно для тела, радостно для души, но не более того. И такая йога, как показывает опыт, заканчивается очень быстро. Потому что возможность практиковать йогу - это трата благой кармы, запас которой не бесконечен. И если мы, подобно раковой клетке, бесполезны для Вселенной, она просто лишит нас возможности развиваться. Потому что зачем ей давать человеку знания и возможность развиваться, если он - дерево, которое вытягивая из земли воду и соки, не принося плодов. Этот мир справедлив и идеален. И если дерево не приносит плодов, найдется рано или поздно топор, который это дерево срубит. А если дерево щедро одаривает всех живущих плодами каждое лето - такое дерево будет расти с каждым годом всё выше, а плодоносить - всё больше. В этом и заключается йога по сути - в движении от несовершенства к совершенству ради того, чтобы на движение в аналогичном направлении направить и окружающий мир. И вдохновлённые таким примером - за таким практиком последуют тысячи.

Присоединяйтесь к занятиям йогой онлайн с клубом OUM.RU.

Почему йога нужна женщине?

Что такое Хатха йога? Это физическая сторона йоги. Занимающийся Хатха йогой приобретает контроль над своим телом, выполняя различные позы (асаны) и одновременно с ними контролируя свое дыхание (пранаяма).

Я хочу рассказать вам о том, почему упражнения и занятия йогой хотя бы на первоначальной ее ступени (Хатха йога) чрезвычайно благоприятны для женщин. Я ни в коей мере не отклоняю положительных результатов, полученных от фитнеса и других спортивных занятий. Но имейте в виду, что любые виды спорта развивают и приводят в должный тонус лишь отдельные части вашего тела и групп мышц, в то время как упражнения йоги заставляют ваше тело работать полностью, одновременно оказывая положительное влияние на ваш ум, психическое и душевное состояние, эмоции… Йога – это даже не ряд упражнений, скорее - сбалансированный комплекс процедур для общего омоложения, тонуса и стабилизации состояния вашего организма.

О том, что йога подходит женщине, как никакая другая программа спортивных занятий, говорит еще то, что йога позволяет женщине не заниматься ею публично. То есть в тех случаях, когда женщина не имеет возможности посещать спортивные залы и клубы и вынуждена в силу различных социальных причин оставаться дома, она буквально забрасывает свое физическое состояние «в дальний ящик», откладывая занятия на более удобные для этого времена. А женщине, практикующей йогу, для занятий нужен минимум: коврик, немного места в проветриваемом помещении и …несколько минут свободного времени каждый день или хотя бы через день.

Йога и физические, психологические стороны женского характера

Хатха йога будто специально придумана для женщин. Тело женщины из-за различного гормонального состава с мужским более мягко и гибко, чем у последнего. Различные «женские ситуации» - менструальный цикл, беременность, роды, кормление грудью, период менопаузы - ведут к физиологическому изменению тела женщины в сторону его мягкости и инертности. В свою очередь гибкость и мягкость тела оказывают влияние на душевное и психологическое состояние женщины. Женщине свойственна склонность к нервным депрессиям и эмоциональным нарушениям, тело женское больше, чем мужское, склонно к полноте. Со временем у многих женщин (впрочем, и среди молодых девушек) наблюдаются проблемы с менструальным циклом, чересчур обильные или нерегулярные выделения, отчего возможны протекание более ярко выраженного предменструального синдрома, повышение нервозности и раздражительности.

Если вы возьмете на вооружение выполнение асан из Хатха йоги, с большей частью вышеуказанных осложнений вы просто не столкнетесь в своей жизни. Ведь йога ведет не только к гибкости тела, но и укрепляет ваши нервы и связки, очищает органы и оздоравливает в целом весь женский организм. У практикующей йогу женщины повышается уровень жизненной энергии, она вынослива, более жизнестойка, психологически уравновешенна.

Занятия йогой. Когда начать?

Хатха йога, как первоначальная ступень занятий йогой заключает в себе, как сложные асаны, так и весьма упрощенные, осилить которые способен хоть ребенок, хоть старик. Поэтому йогой не поздно начать заниматься в любом возрасте. Индийские женщины, практикующие йогу, обычно начинают свои занятия в период полового созревания (в начале менструаций). Но вы можете начать практиковать йогу в любое время и в любом возрасте.

Йога благоприятно сказывается на будущей роженице, занятия ею не противопоказаны, но даже рекомендуемы во время вынашивания ребенка, после родов, во период кормления ребенка. Единственное, что в разное время нужно выполнять ряд определенных, рекомендуемых для данного периода женщины, асан.

Во время занятий йогой нужно брать во внимание наличие хронических заболеваний, либо полученных при жизни травм тела и внимательно изучать противопоказания асан в различных случаях и предупреждения при их выполнении, описанные для вас мастерами йоги. В йоге есть важное правило – асаны не должны исполняться с физической болью! Все упражнения проделываются до возможностей вашего тела. Но ни в коем случае без нажима и насилия над ним. Поверьте, при регулярных занятиях, вы будете чрезвычайно удивлены тому, что ваше тело становится гибче, позвоночник больше не дает о себе знать привычными болями, суставы «не скрипят», вас оставили головные боли, неприятные ощущения в малом тазу, в пояснице. Самое интересное для начинающего практика йоги – это запомнить возможности своего тела при каких-либо наклонах при выполнении упражнений в начале занятий, а через два-три месяца с радостью отметить, что наклоны, которые казались чрезвычайно трудными и недостижимыми, теперь выполняются намного легче. Все это свидетельство того, что ваш позвоночник стал намного гибче, и вы на правильном пути. Не менее важна при занятиях йогой – регулярность. Нельзя заниматься йогой «по желанию» или «когда вздумается». Отведите определенное время на занятия и никогда не переносите очередное занятие «на завтра».

В какое время дня лучше всего заниматься йогой? В любое, но обязательно на пустой желудок. Хотя, конечно, существует более подходящее время дня: для пранаямы (упражнения на дыхание) - ранним утром, для асан - день или вечер. Но повторюсь, делайте йогу в любое удобное для вас время суток.

Автору данной статьи не однократно задавали вопросы начинающие практиковать йогу женщины, высказывая свои опасения о том, что йога, якобы, превратит их тело в слишком мускулистое, лишит их грации и своих обтекаемых (округлых) форм. Однако спешу успокоить всех тех, кого волнует подобный вопрос. Упражнения йоги воздействуют в основном не на мышцы женщины, а на ее нервы, связки и внутренние органы, асаны способны улучшить кровообращение, развить вестибулярный аппарат женщины, более длительные занятия приводят к правильным пропорциям в фигуре. Более того, йога способствует улучшению внешности женщины, ведь, как я говорила, благодаря основной ее функции - улучшению кровообращения в организме - неровности и сухость женской кожи исчезают, она становится мягкой и нежной, и даже голос женщины становится более мелодичным и приятным, благодаря проведению дыхательных упражнений йоги.

От автора: для себя лично я не нашла ничего отталкивающего в йоге, выявила только огромную пользу для своего организма и внешнего состояния моей кожи, волос, дыхательной системы… Сделав вынужденный перерыв в занятиях лишь однажды за пятилетие, через какое-то время почувствовала, что без постоянной практики йоги мое физическое состояние явно ухудшилось, гибкость тела уменьшилась, появились неприятные ощущения в спине и пояснице, головные боли. Я вернулась к повседневным занятиям и быстро восстановила прежнюю форму.

Рекомендуемые асаны для женщин

Как организовать свой урок?

1. Хатха йога может практиковаться вами как полноценный урок физических упражнений, который вы можете проводить через день (или каждый день) в течение часа-полутора. Подобный урок включает в себя приветствие («намасте»), разминочную часть общего комплекса, основную часть (упражнения стоя, сидя, лежа) и заключительную (релаксационную). Пранаяма (занятие на дыхательную систему) может проводиться в другое удобное для вас время, либо сразу после проведения этого комплекса физических упражнений.

2. Хатха йога также может первоначально изучаться вами отдельными, рекомендуемыми вам мастером, либо избранным вами по состоянию вашего здоровья асанами. На подобные занятия отводится от 15 и больше минут в день или через день. Поверьте, вы так увлечетесь йогой, что сами со временем захотите узнать и постигнуть более сложные ее позы, и тогда ваш урок станет более длительным, уравновешенным, стабилизированным и полноценным (как в первом случае).

Ниже привожу приблизительный список рекомендуемых для женского организма асан, которые чрезвычайно просты в исполнении. Выполнению данных асан можно научиться самостоятельно по книжным сборникам-«самоучителям», также многие из них в скором времени вы сможете найти в данной рубрике на сайте.

  • Врксасана. Эта асана способствует улучшению осанки, стабилизированию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы ног.
  • Упавишта Конасана (иногда публикуется в печати, как Упависта Конасана). Данная асана способна регулировать менструальные выделения, омолаживает яичники, снимает боли в пояснице.
  • Баддха Конасана. Регулирует менструальный цикл женщины, укрепляет ее поясницу и мочевой пузырь, снимает родовые боли.
  • Вирабхадрасана 2. Поза расправляет грудную клетку, целительно действует на органы брюшной полости.
  • Халасана. Эта поза-асана стабилизирует давление, придает эластичность позвоночнику, уменьшая боли в спине.
  • Пашимоттанасана (или Паскимоттанасана). Великолепная поза-асана для повышения высокой эластичности позвоночника. Она тонизирует внутренние органы пищеварения, устраняет боли в пояснице, головные боли.
  • Сукхасана. Поза укрепляет мышцы спины, повышает тонус груди, стабилизирует нервную систему.
  • Салабхасана. Укрепляет ноги, поясницу, ягодицы, улучшает пищеварение.

На самом деле, «женских» асан в хатха-йоге существует намного больше приведенных выше, но для начинающих практиковать йогу женщин эти будут более простыми в исполнении.

Попробуйте привнести йогу в вашу жизнь, и вы заметите, как гармонично она слилась с вами, вашим телом, вашим внутренним «я», какой незаменимой для вас стала…

    Руфина Угрюмова-Драт, специально для https://junona.pro

    Junona.pro Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на наш сайт

З ачем русскому человеку – йога? Вопрос, который задает себе, пожалуй, каждый исконный русич, впервые сталкиваясь с этой «странной непонятной гимнастикой».

«Это не наша культура, и она нам не подходит. У нас физиология не та, и мышление не то. Точка!»- первая концепция, овладевающая нашим умом в момент «столкновения».

А какое оно – «то»? Что является критерием «того»? мнение окружающих? навязанные стереотипы? привычка? мода? Все это называется «жизнь по инерции»: что-то мы готовы принять на веру, не пытаясь докопаться до сути, а что-то категорически отрицаем, едва соприкоснувшись?

А почему бы самому не погрузиться вглубь, не исследовать вопрос и не получить СВОЙ опыт?

В современном обществе с размахом пропагандируется патриотизм, гордость за нацию, культивируется возвращение к славянским корнями, и это не плохо. Плохо то, что вместе с тем развивается нетерпимость к «инородным» культурам, зачастую перерастающая в агрессию. Мышление зажимается в тесные рамки, не оставляя пространства для свободы выражения.

Здоровый образ жизни сейчас тоже считается «модным трендом», но вот, парадокс – в обширных кругах людей, пытающихся к нему приобщиться, нередко можно услышать всяческие «фитнес», «веллнес», «пилатес», и другие подобные наречия. А где среди них хоть одно русское слово? Почему-то диссонанса не возникает. Никаких противоречий – мы идём, и усердно «качаем» своё тело.

Зачем? Ясное дело - быть здоровыми и красивыми! Для чего? Причина тривиальна до невозможности - поиск счастья. И логика здесь проста: мы будем здоровыми - у нас будет привлекательная внешность – это поможет достигать своих целей - достижение целей принесёт в нашу жизнь счастье.

Но что происходит на самом деле? Как иначе, можно назвать все эти устремления, если не подменой ценностей? «Накачать больше других пресс», «сесть в шпагат, растянув ноги шире других», «подтянуться на турнике большее количество раз, чем другие», или, что еще хуже – «набить «морду» круче других» – разве всё это не является ложью самому себе?

Можно ли быть счастливым, когда «есть Я, и есть все остальные. Я – лучше, они – хуже»? Конкурирующая борьба с себе подобными приносит счастье?

Кто-то скажет – я это делаю не для соревнования, а для себя, чтобы себе нравиться. Ну, допустим. Ты выглядишь потрясающе, не расстаешься с зеркалом... Или так: ты – «гора мышц», победоносный боец… И? что дальше?

Каждый найдет массу примеров в своей жизни, когда мы стремимся к подобному успеху. Заполучив пальму первенства, какое-то время радуемся, а потом возникает зловещая опустошенность. И мы снова рвёмся в бой с еще большим ожесточением. Почему так происходит?

Дело в том, что невозможно удовлетворить наши мирские желания. На смену прежним обязательно придут новые и новые, потому и результаты временны и иллюзорны. Проходит время, эмоции угасают, и порой нам кажется, что бесконечными бывают только страдания этого сурового мира.

Так спросим теперь себя - только ли физически нужно развиваться, чтобы быть счастливым? Есть ли в жизни что-то светлое, чему предела нет? Что-то чистое, что могло бы быть вечным? Что на самом деле можно считать реальным?

Ответ прост: вечное – идеал высокодуховного человека. К нему-то и нужно стремиться. И на это не жалко положить всю жизнь, потому что "реально лишь то, что не возникает и потому не исчезает” (Древняя мудрость).

Только отказавшись от материальных привязанностей и эгоистичных желаний, есть шанс увидеть свет. Научившись жить осознанно, по совести, можно обрести гармонию с окружающим миром и с самим собой.

«В здоровом теле здоровый дух – редкое явление!». Этой древнеримской поговоркой всё сказано, но посмотрите, насколько свойственно людям упрощать и искажать истинное знание. Сейчас мы совершенно в другом контексте понимаем это высказывание – в урезанном виде оно приобретает совершенно иной смысл. Не так ли?

Это ли не повод, чтобы отказаться от привычки «слепо верить», и начать постигать. А чтобы познавать суть всех вещей, необходимо духовное развитие. Может ли это нам дать простая тренировка тела? Вопрос риторический.

А вот йога - может!

Кто-то скажет, что существует масса других духовных практик, которые развивают дух (тайзци, цигун, тенсегрити, исихазм, суфийские практики и многие другие), и будут правы. Я тоже в свое время вставала перед вопросом выбора, и практиковала некоторые из них.

В них во всех много самобытного и оригинального, не отрицаю. В них даже прослеживается сходство целей и некоторых путей реализации с йогой. Это, действительно, свидетельствует о том, что в основе - одни и те же закономерности духовного развития. Но дело в том, что они по-разному реализуются в тех или иных культурно-исторических условиях. И с этой точки зрения далеко не во всех духовных традициях прослеживается хоть какая-то связь с русской нацией.

Но здесь вполне закономерно возникает другой вопрос – да зачем нам, славянам, вообще вся эта «ересь супостатская» нужна? Наверняка же в России были свои методы самосовершенствования!?

Сложно сказать.

Возможно, у наших далеких предков и не было нужды в специальной системе саморазвития, и им был открыт прямой путь к Высшей реализации.

По своей природе русский человек - созидатель. Ему присуще строить, работать на земле, что-то изобретать, творить. Он умел строить на века, пахать на совесть, и быть БЛАГОдарным за всё, чем одарила его природа. Если представить - какой уровень физической активности и нравственных устоев были у наших предков (взять хотя бы истории наших бабушек и дедушках о том, как они жили в молодости, как жили их родители, и родители их родителей), то можно сделать вывод, что весь их образ жизни мог быть тем самым путем.

А может, и была особая система, но беда в том, что наши предки не оставили после себя письменных источников с пошаговыми инструкциями, как это сделали учителя других народов. Почему? Может они были не грамотные? Ваньки-дураки? Ведь именно такой образ мышления нам навязывают «доброжелатели», и оно прочно в нас укореняется из поколения в поколение. Мы уже почти поверили в свою несостоятельность.

А ответ, на самом деле, прост - да потому что письменный текст легко уничтожить или исказить его смысл. Зато наши прародители заложили свои знания в живые информационные образы, способные вечно нести Истину без потери смысла (вы читали наши сказки, уже будучи взрослыми?). Кто имеет разум, не искаженный кривдой, тот сможет постичь истинный смысл жизни. И главная помощница в этом – совесть (наши предки называли ее песней матери-Сва – жены Сварога, матери богов).

Теперь же посмотрим правде в глаза, и ответим себе на простой вопрос – можем ли мы, нынешнее русское поколение отнести себя к какой-либо из этих категорий?

Мы так много знаем о 10 заповедях христианского учения, но каковы в реальности наши нравственные устои? А сколько времени мы уделяем физическому труду? И что мы умеем делать по-настоящему качественно? Как мы обращаемся с природой и живыми существами?

Насколько мы разумны, чтобы быть достойными прикоснуться к тайне предков? В каких отношениях мы со своей совестью?

В обоих этих случаях мы возвращаемся к необходимости развития. И каким же образом совершенствоваться? Здесь и решается вопрос выбора - почему именно йога?

А потому что те самые культурно-исторические условия нашей страны увязываются с Индией самым тесным образом. Никакая другая культура не имеет такого множества общих корней с нашей. Да и учения Индии настолько древние, что дает нам все основания считать их авторитетными, если не сказать – первозданными.

Есть несколько версий, раскрывающих взаимосвязь индийской и славянской культур, одна из которых звучит так: более 7000 лет назад наши предки – арии-трипольцы, праславяне вследствие затопления Причерноморья и сильного похолодания покинули родные земли, и ушли в Индию, неся туда свой язык, мировоззрение, духовные практики и учение о строении Вселенной. Заселив северную часть Индии, предгорье Гималаев, они явили миру Веды и Ведическую Традицию как таковую.

За много веков Традиция вобрала в себя местные особенности, но сохранила базовые основы мировоззрения и духовной практики. Одна из таких практик, помогающих человеку идти путем самопознания, сегодня известна всему миру как Йога. Изначальной формой йоги считается раджа-йога, практика, которая была напрямую связана с духовными ритуалами поклонения Всевышнему через Огонь (Агни) и Солнце.

В то же время на славянских землях традиция Вед не исчезла, а продолжила свое существование, прославляя Всевышнего через огненные ритуалы, часть которых проводится и по сей день приверженцами славянской культуры (Ягъя).

Во II веке до н.э. индийский мудрец Патанджали в своем труде «Йога-сутра» обобщил опыт прошлых поколений, и в наши дни 8 ступеней йоги Патанджали считаются классическими. Они-то как раз и входят в систему Раджа-йоги, но вообще техники Йоги делятся на четыре основные категории:

  • Карма-Йога – суть которой в том, чтобы выполнять свои предписанные обязанности в жизни в согласии со своим предназначением и только из чувства долга, без привязанности к результатам своего труда.

    Об этом же говорил Иисус: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» [Мф. 5:3]. Блаженны те, кто в душе считает себя нищим, отвергая поклонение материальным ценностям.

  • Бхакти-Йога - йога преданности и любви. Это йога религиозного пути, когда человек через преданное служение Богу, гуру, и всем живым существам постигает Истину.

    Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» [Мф. 22.37-38].

    «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, выражай Мне почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты непременно придёшь ко Мне» . Кришна, Бхагавад-гита, 9.34

  • Джняна-Йога - Йога знания. Она ведёт человека к истине посредством изменения его знаний, относящихся к самому себе и окружающему миру. Это йога людей интеллектуального пути. Она освобождает человеческий ум от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию, демонстрирует основные законы вселенной.
  • Раджа-Йога (включает Хатха-Йогу), В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её наивысший статус среди всех видов йоги.

«Веды – это самое прекрасное из всего. Проведение всяческих яджн – ещё лучше. Повторение мантр (джапа) – ещё лучше, чем яджны. Путь Знания (джняна-марга) – лучше джапы. Но ещё лучше Знания (самоисследования) медитация, в которой исчезают всяческие совокупные окрашивающие её примеси (рага, т.е. дуализм и привязанности). Именно в такой медитации следует достигать извечное Достижение-Осознание». Даттатрея, "Йога-рахасья" ("Мистерия йоги") 3.25

Эти четыре основные системы Йоги первоначально не были различными путями к просветлению, а представляли его различные аспекты. И по сей день считается, что практиковать нужно все 4 вида йоги параллельно.

В Катха-упанишаде, древнем тексте, составленным между 300 и 400 гг. до н. э. , тело сравнивается с колесницей, чувства с конями, а ум с поводьями. Разум является возничим, а душа - хозяином, который едет на своей колеснице. Если с колесницей, лошадьми, упряжью или возницей что-то не в порядке, то страдать от этого будут не только колесница и возничий, но и сам хозяин колесницы.

В философском смысле йога - это внутренний опыт, сводящий в единое целое тело, чувства, ум и разум с вашим глубинным внутренним "Я". Таким образом, цель йоги заключается в устранении хаоса противоречивых мыслей и импульсов, порождающих предубеждения, склонности, болезни, жажду чувственных удовольствий и т. д., которые ведут нас к неизбежным страданиям. Йога позволяет избавиться от всех этих недостатков и дисциплинировать ум.

Так что, как мы видим, йога – совершенно универсальное знание, вне наций, религий и концепций.

Бог становится обращенным только к тем, кто отвергнул привязанность по отношению к какой-либо конкретной религии и «измам

Рамалинга Свамигал

Йога – для ВСЕХ, а единственный метод убедиться в этом – стать выше шаблонов и стереотипов, и начать практиковать.

Все будущие йоги начинают свой путь с выбора школы/учителя, и вот здесь главное – проявлять здравомыслие. Людям свойственно корректировать свои взгляды на духовные практики, цели и методы саморазвития, адаптируя их к требованиям времени, отсюда и столько направлений йоги.

Но любая система духовного развития, заканчивается там, где начинается шаблонность и упрощенчество. Непонимание целей и механизмов, а также отсутствие системного подхода к данному вопросу может привести к весьма неблагоприятным последствиям.

Поэтому, призываю вас - помните: "Где начинается канон, там заканчивается духовность" (Древняя мудрость).

  • Индия по-русски ()
  • Хранилища памяти - реки ()
  • Сходство культур Руси и Индии на примере возникновения письменности ()
  • С.В.Жарникова. О сходстве культуры Индии и русского севера ()
  • С.В.Жарникова. Единые корни домашних обрядов индославов Руси и Индии ()
  • С.В.Жарникова. О Будде Шакьямуни ()

Хочу немного рассказать о том, зачем занимаюсь йогой, и что она значит лично для меня.

Я начала заниматься йогой еще в подростковом возрасте, потому что с детства отличалась очень слабым здоровьем. Меня, к сожалению, нельзя назвать особо продвинутым йогом, но я стабильно выполняю некоторые асаны каждый день уже больше десяти лет. И только совсем недавно я стала задумываться о том, что дают мне занятия йогой.

Йога – это мой мостик в реальную жизнь, полную движения, мыслей и эмоций.

В детстве я была очень слабой, много болела, мне было нельзя заниматься спортом и даже ходить на физкультуру. Я прямо-таки неестественно быстро уставала не только от физической, но и от умственной нагрузки. Из-за этого мне было трудно общаться с другими детьми, я за ними просто не успевала. Я мало что умела, мало чему могла научиться и чувствовала себя одинокой.

Моя мама, естественно, искала способы мне помочь. Она занималась моим лечением, и изо всех сил старалась сделать мое детство счастливым и нормальным. Мысль о том, что мне надо попробовать заняться йогой пришла в голову именно ей.

Йога представлялась посильной зарядкой, призванной помочь справиться с одолевавшими меня недугами. Обычные зарядки я просто ненавидела и делать отказывалась! Это было скучно, тяжело, да еще и толку никакого.

Занятия йогой оказались намного приятнее, и… даже принесли мне удовлетворение! Практика йоги не требовала от меня больше, чем я могла. Скоро я увидела прогресс в своих занятиях. На каждом шагу меня поджидали маленькие достижения. Раз за разом мне удавалось выполнять асаны чуть лучше, и постепенно я ощутила уверенность в себе.

Занимаясь йогой, можно получить намного больше того, что ожидалось от занятий изначально. Йога укрепила мое тело, помогла в выздоровлении и дала мне способность не отставать от ритма жизни окружающих меня людей. Она стала моим хобби и еще одной прочной ниточкой связала меня с миром здоровья и силы.

В общем, занятия йогой дали мне силы, чтобы влиться в мир полноценной жизнь. Я научилась не столько упражнениям, сколько терпению. На примере своей практики йоги, я поняла, как нужно реагировать на неудачи. Они больше не выбивают меня из колеи.

Мне иногда кажется, что моя жизнь — это лестница. Если так, то я поднимаюсь по ней с помощью йоги.