Значение роман римский в православной энциклопедии древо. Именные иконы Святой Роман Сладкопевец

Жития священномучеников Лаврентия, архидиакона, Сикста II, папы Римского, Феликиссима и Агапита, диаконов, и мученика Романа

Му-че-ни-ки ар-хи-ди-а-кон Лав-рен-тий, па-па Сикст, диа-ко-ны Фе-ли-кис-сим и Ага-пит, во-ин Ро-ман Рим-ские по-стра-да-ли в 258 го-ду при им-пе-ра-то-ре Ва-ле-ри-ане (253-259). Свя-той па-па Сикст, ро-дом из Афин, по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние, про-по-ве-до-вал в Ис-па-нии и был по-став-лен епи-ско-пом в Рим по-сле му-че-ни-че-ской кон-чи-ны свя-то-го па-пы Сте-фа-на (253-257, па-мять 2 ав-гу-ста). Это бы-ло вре-мя, ко-гда па-па, за-ни-мав-ший Рим-ский пре-стол, из-би-рал-ся на вер-ную смерть. В ско-ром вре-ме-ни свя-той Сикст был так-же схва-чен и по-са-жен в тем-ни-цу вме-сте с дву-мя сво-и-ми диа-ко-на-ми Фе-ли-кис-си-мом и Ага-пи-том. Ко-гда свя-той ар-хи-ди-а-кон Лав-рен-тий встре-тил па-пу Сикс-та, ко-то-ро-го ве-ли в тем-ни-цу, он со сле-за-ми вос-клик-нул: "Ку-да ты, от-че, гря-дешь? За-чем остав-ля-ешь сво-е-го ар-хи-ди-а-ко-на, с ко-то-рым все-гда при-но-сил Бес-кров-ную Жерт-ву? Возь-ми сво-е-го сы-на с со-бой, чтобы и я был общ-ник те-бе в про-ли-тии кро-ви за Хри-ста!" Свя-той Сикст от-ве-чал ему: "Не остав-ляю те-бя, сын мой. Я ста-рец и иду на лег-кую смерть, а те-бе пред-сто-ят бо-лее тяж-кие стра-да-ния. Знай, что через три дня по-сле на-шей смер-ти и ты пой-дешь за мной. А те-перь пой-ди, про-дай цер-ков-ные со-кро-ви-ща и раз-дай го-ни-мым и нуж-да-ю-щим-ся хри-сти-а-нам". Свя-той Лав-рен-тий с усер-ди-ем ис-пол-нил за-вет свя-ти-те-ля.

Услы-шав, что свя-той па-па Сикст по-ве-ден с диа-ко-на-ми на суд, свя-той Лав-рен-тий по-шел ту-да же, чтобы ви-деть их по-двиг, и ска-зал свя-ти-те-лю: "От-че, я уже вы-пол-нил твое по-ру-че-ние, раз-дал вру-чен-ное то-бою со-кро-ви-ще, не оставь ме-ня!" Услы-шав о ка-ком-то со-кро-ви-ще, во-и-ны взя-ли его под стра-жу, а му-че-ни-ков усек-ли ме-чом († 6 ав-гу-ста 258 г.). Им-пе-ра-тор за-клю-чил свя-то-го Лав-рен-тия в тем-ни-цу и по-ру-чил над-зи-рать за ним на-чаль-ни-ку тюрь-мы Ип-по-ли-ту. В тем-ни-це свя-той Лав-рен-тий мо-лит-вой ис-це-лял со-би-рав-ших-ся к нему боль-ных и мно-гих кре-стил. По-ра-жен-ный этим, Ип-по-лит сам уве-ро-вал и при-нял Кре-ще-ние от свя-то-го Лав-рен-тия со всем сво-им до-мом. Вско-ре ар-хи-ди-а-кон Лав-рен-тий был вновь при-ве-ден к им-пе-ра-то-ру с при-ка-за-ни-ем по-ка-зать спря-тан-ные со-кро-ви-ща. Свя-той Лав-рен-тий от-ве-тил: "Дай мне срок три дня, и я по-ка-жу те-бе эти со-кро-ви-ща". За это вре-мя свя-той со-брал мно-же-ство ни-щих и боль-ных, пи-тав-ших-ся лишь ми-ло-сты-ней Церк-ви, и, при-ве-дя их, объ-явил: "Вот те со-су-ды, в ко-то-рых вло-же-ны со-кро-ви-ща. И все, кто вла-га-ет свои со-кро-ви-ща в эти со-су-ды, с из-быт-ком по-лу-ча-ют их в Цар-ствии Небес-ном".

По-сле это-го свя-то-го Лав-рен-тия пре-да-ли же-сто-чай-шим му-кам, при-нуж-дая его по-кло-нить-ся идо-лам. Му-че-ни-ка би-ли скор-пи-о-на-ми (тон-кая же-лез-ная цепь с ост-ры-ми иг-ла-ми), опа-ля-ли ра-ны ог-нем, би-ли оло-вян-ны-ми пру-тья-ми. Во вре-мя стра-да-ний му-че-ни-ка во-ин Ро-ман вне-зап-но вос-клик-нул: "Свя-той Лав-рен-тий, я ви-жу свет-ло-го юно-шу, ко-то-рый сто-ит око-ло те-бя и оти-ра-ет твои ра-ны! За-кли-наю те-бя Гос-по-дом Хри-стом, не по-ки-дай ме-ня!" По-сле это-го свя-то-го Лав-рен-тия сня-ли с ды-бы и от-да-ли в тюрь-му к Ип-по-ли-ту. Ро-ман при-нес ту-да во-до-нос с во-дой и умо-лял му-че-ни-ка кре-стить его. Сра-зу же по-сле Кре-ще-ния во-и-ны от-сек-ли ему го-ло-ву († 9 ав-гу-ста). Ко-гда му-че-ни-ка Лав-рен-тия по-ве-ли на по-след-нее ис-пы-та-ние, свя-той Ип-по-лит хо-тел объ-явить се-бя хри-сти-а-ни-ном и уме-реть вме-сте с ним, но ис-по-вед-ник ска-зал: "За-таи ныне свое ис-по-ве-да-ние в серд-це. Спу-стя немно-го вре-ме-ни я по-зо-ву те-бя, и ты услы-шишь и при-дешь ко мне. А обо мне не плачь, луч-ше ра-дуй-ся, я иду по-лу-чить слав-ный му-че-ни-че-ский ве-нец". Его по-ло-жи-ли на же-лез-ную ре-шет-ку, под ко-то-рую под-ло-жи-ли го-ря-чие уг-ли, а слу-ги ро-га-ти-на-ми при-жи-ма-ли к ней те-ло му-че-ни-ка. Свя-той Лав-рен-тий, взгля-нув на пра-ви-те-лей, ска-зал: "Вот, вы ис-пек-ли од-ну сто-ро-ну мо-е-го те-ла, по-вер-ни-те на дру-гую и ешь-те мое те-ло!" Уми-рая, он про-из-нес: "Бла-го-да-рю Те-бя, Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, что Ты спо-до-бил ме-ня вой-ти во вра-та Твои", - и с эти-ми сло-ва-ми ис-пу-стил дух.

Свя-той Ип-по-лит но-чью взял те-ло му-че-ни-ка, об-вил пе-ле-на-ми с аро-ма-та-ми и дал знать пре-сви-те-ру Иусти-ну. Над мо-ща-ми му-че-ни-ка в до-ме вдо-вы Ки-ри-а-кии со-вер-ши-ли все-нощ-ное бде-ние и Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию. Все при-сут-ство-вав-шие хри-сти-ане при-ча-сти-лись Свя-тых Та-ин и с че-стью по-хо-ро-ни-ли в пе-ще-ре те-ло свя-то-го му-че-ни-ка ар-хи-ди-а-ко-на Лав-рен-тия 10 ав-гу-ста 258 го-да. Свя-той Ип-по-лит и дру-гие хри-сти-ане по-стра-да-ли через три дня по кон-чине свя-то-го Лав-рен-тия (13 ав-гу-ста), как он пред-ска-зал им об этом.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Общие положения
По характеру изобретения и развлекательному замыслу Макробий (somn. 2,8) относит Петрония и Апулея с их argumenta fictis amatorum casibus referta, "сюжетами, которые наполнены вымышленными приключениями влюбленных", к той же категории, что и комедии Менандра. Теории романа в собственном смысле слова в античности не существует. Само это понятие восходит к Средним векам и означает (во Франции) длинное прозаическое или стихотворное повествование, написанное на романском народном языке. Классическая филология использует термин для обозначения достаточно длинного вымышленного повествования в прозе.
Целесообразно провести различие между романом в узком и широком смысле слова. В первом случае имеются в виду - серьезные любовные романы (мы знаем о них по многочисленным греческим текстам), и скорее шуточные формы, сохранившиеся преимущественно на латинском языке. У обоих типов есть определенные общие черты (см. разд. Литературная техника ).
В более широком смысле к жанру относятся: роман с описанием путешествия , биографический роман , часто с увещевательной тенденцией , напр., как зерцало государей, мифологический роман , который трудно отделить от исторического ; роман об Александре в особой степени сочетает черты романа о путешествии с биографией и зерцалом государей. Наконец, роман может стать оболочкой для просветительской демифологизации или утопического проекта . С другой стороны, есть развлекательная литература религиозного направления, напр., служащая религии Изиды (Апулей) или христианства , и частично эти жанры сближаются с биографией и романом о путешествии.
В типах, которые относятся к роману в более широком смысле слова, литературные формы не столь отчетливы, как в любовном и плутовском романе.
Мениппова сатира имеет точки соприкосновения с Сатириконом Петрония в его прозиметрической форме. Однако вообще у менипповой сатиры есть строгая философская позиция; ее сатирическая направленность гораздо отчетливее, чем, скажем, в романе Петрония.
Роман обладает также способностью впитывать в себя малые формы: напр., анекдоты, басни, сказки, новеллы.
Греческий фон
Греческий любовный роман родствен с новой комедией не только по материалу, он возникает в аналогичной общественной среде: в эпоху эллинизма изменившиеся политические обстоятельства стимулируют интерес к частной жизни. Для представленного в Риме двумя значимыми произведениями типа комического романа предварительной ступенью послужил, вероятно, греческий роман об Иолае. Проблема источника романа об осле будет рассмотрена в главе об Апулее. В остальном для латинской литературы значимы традиции мифологического романа, любовного (Historia Apollonii regis Tyri ), агиографического и романа об Александре.
Римское развитие
Сатирикон Петрония и Метаморфозы Апулея для нас - вершины античного романа. Видные предшественники - Сизенна со своими Милетскими рассказами и Варрон с Менипповыми сатирами, однако у Варрона не было единого действия. Латинский роман не только включен в общеантичную жанровую традицию: его развитие обладает и специфическими чертами, свойственными римской литературе. Кроме того, его ярчайшие представители в каждом случае отражают духовный и общественный климат эпохи.
Характерно, что в то же самое время, когда эпос в творчестве Лукана достиг предела своей патетики и начал отчаиваться в своей задаче изображения осмысленности природного и историко-политического космоса, роман - менее притязательный жанр повествовательной литературы - переживает взлет: это свидетельство утонченности общества, которое воспринимает как серьезную проблему упадок аристократии, школы, образования и торжество разбогатевших вольноотпущенников, но достаточно внутренне независимо, чтобы вволю над этим посмеяться.
Иные, но не менее значимые условия развития складываются для латинского романа во II в.: после гибели политического эпоса при Домициане и постепенного смещения центра тяжести из Рима на окраину Империи в то время, когда варвары начинают все чувствительнее нарушать всеобщий мир и Марк Аврелий - последний усыновленный преемник среди римских императоров - еще раз обретает поддержку в стоицизме, прежде чем ratio окончательно уступит religio , многие читатели воспринимают роман Апулея по форме и содержанию как сообразный эпохе: это многосторонний и почти не поддающийся систематизации опыт одиночки в калейдоскопически меняющемся, непредсказуемом мире, свободно самоопределяющийся в религиозно-философских рамках, где никоим образом нельзя вести речь о непритязательности, но направлена она уже не на государство и общество, а на индивидуальность - в рамках, которые своей платоновской тенденцией указывают путь в будущее.
Литературная техника
В романе сочетаются разнообразные технические приемы: они черпаются из эпоса, историографии, новеллы, сказки, декламации, драмы. Любовный роман подчас обозначается как δρᾶμα, σύνταγμα δραματιϰόν , fabula или mimus . Как и в комедии, здесь в центре - двое влюбленных, и действие разыгрывается в "мещанском" окружении; предпочтительное для античной теории комического сочетание с действительностью справедливо для романа еще меньше, чем для комедии, поскольку действие часто "романично", т. е. оно представляет собой нагромождение сенсационных событий, не вовсе немыслимых, но в таком количестве невероятных.
Серьезный греческий любовный роман имеет типичные черты, которые - частично в измененной форме - сохраняют свое значение и для римского романа, скорее юмористически-ироничного: двух влюбленных, безупречно верных и чистых, разлучают враждебные обстоятельства (часто - гнев божества): морская буря, кораблекрушение, плен, продажа в рабство, угроза потерять невинность, предотвращенная в последний момент, близкая гибель - вплоть до мнимой смерти - относятся к числу наиболее характерных ситуаций. Конец произведения - счастливое воссоединение любящих.
Повествовательная техника следует историографическим образцам . Если любящие в разлуке, две сюжетные линии развиваются параллельно. Вставками служат новеллы и экскурсы. Рассказ от первого лица и многослойность вставок - технические приемы, более свойственные эпосу, чем историографии, - встречаются в романе в более позднюю эпоху, особенно у римлян, для которых вообще Одиссея сохраняет значение важного литературного образца.
Отдельный эпизод напоминает трагедию и комедию: диалоги заменяют сообщение, монологи - психологический анализ. Нередко встречаются типичные сцены из драмы - напр., диалогическая экспозиция, сцена обмана, заседание суда, узнавание.
Несомненно, технический арсенал комического романа во многих пунктах - тот же самый: есть и разгневанное божество, и типичные дорожные и морские приключения, и показательные драматические сцены.
Правда, не следует упускать из виду и весомые различия, которые не дают полностью свести латинский роман к любовному греческому. Идеалистический любовный роман, напр., вследствие особенного подчеркивания мотива верности разлученных влюбленных практически не допускает сексуальных сцен, которые, со своей стороны, относятся к непременным признакам комического романа; и вызывает сомнения вопрос, можно ли понимать любовь Энколпия и Гитона, как в первую очередь, пародию на романную любовную интригу. Прежде всего следует отметить, что пародия на тот или иной литературный жанр не является основным мотивом создания произведений на латинском языке. Близость к греческой традиции в духе Романа об Иолае показывает, что у комического романа уже есть своя собственная традиция.
Язык и стиль
Язык и стиль обоих сохранившихся крупных латинских романов совершенно различен. У Петрония много языковых уровней - поэзия, стилистически утонченная проза рассказа от первого лица, вульгарный жаргон вольноотпущенников; у Апулея доминирующий тип - отточенная проза с гомеотелевтами, как и подобает писать в эпоху Второй софистики. Менее точная и трезвая, чем язык Петрония, его латынь отличается подчеркнутой отделкой и игровым характером. Зато ее внутреннее единство выше, чем у Петрония: Апулей, конечно, часто склоняется к поэтичности, но никогда не занимается стихотворством; иногда дает себя знать повседневный язык, однако автор избегает веризма речи вольноотпущенников Петрония.
В позднейшем развитии можно констатировать упрощение языка, причем иногда он приближается к вульгарному, качественно отличающемуся от искусного петрониева изображения простонародной латыни в том отношении, что карикатура выходит ненамеренной.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Петроний представляет свое произведение как novae simplicitatis opus ("произведение неслыханного простодушия", 132). Прежде всего это относится к содержанию, однако у принципа называния вещей своими именами есть не только моральная, но и стилистическая сторона. Этот тезис конвергирует с grandis et pudica oratio, "высокой и целомудренной речью" (2), о которой мечтает у Петрония опустившийся ритор Агамемнон.
Естественно, поэтические примеры, которые приводит Петроний, вложены в уста субъекту далеко не безупречной нравственности, однако в них не следует искать образчики плохой литературы. Ученые прежних времен метко назвали Петрония auctorpurissimae impuritatis, "писателем чистейшей нечистоты". Его латынь во всех случаях полностью приспосабливается к своему предмету.
Если он заставляет своих героев спорить об упадке красноречия или за недостатком целомудрия в поступках восхвалять целомудренные речи, то Апулей открыто делает удовольствие читателя литературной программой и признает собственное творчество - в сознательном самоуничижении - fabula Milesiaca , "милетским рассказом", то есть развлекательной литературой. Сравнительно с языковым уровнем литературная программа у Петрония заходит скорее слишком высоко, а у Апулея опускается чересчур низко: вначале нельзя догадаться, что у истории осла есть более возвышенный смысл.
Образ мыслей II
Спорят, служило ли произведение Петрония чисто развлекательным целям или предназначалось для чтения как сатира. Вероятно, здесь сама антитеза - ложная. Анализ словаря в сопоставлении с содержанием показывает, что Петроний критикует бессмысленную мультипликацию безгранично доступных удовольствий и, не подымая морализирующего перста, косвенно дает понять, что он - если и не в моральной области, то в области хорошего вкуса - знает о преимуществах мудрого самоограничения. Тем не менее нельзя делать из Петрония эпикурейского или даже стоического доктринера, хотя он, без сомнения, знаком с учениями и той, и другой школы. В крайнем случае можно назвать его особенно рафинированным сатириком, который никогда не расстраивает читателя, давая понять свои намерения.
У Апулея аналогичная проблема стоит иначе: в корпусе романа так много беззаботно-развлекательного, что многие читатели воспринимают религиозный финал как насильственно привязанный и невероятный. Терпеливая и филигранная исследовательская работа, правда, выявила внутренние линии между основным повествовательным планом и концовкой и - кроме того - тематическую конвергенцию целого и его частей, включая эпизоды. Здесь тоже нет места для или-или. Дело в том, что "автобиографический" роман также приближается к рассказу о философском или религиозном обращении и становится важным предварительным этапом христианской автобиографии. Несмотря на это, роман Апулея - в высшей степени приятное чтение. Резкая грань между "серьезной" и "развлекательной" литературой оказывается вновь и вновь невозможной. Лучшее в обоих романах обязано своим существованием не жанру, а личности авторов.
Справедливо, что Петроний и Апулей - каждый в духе своего времени - придают роману новую ориентацию: Петроний - критическую, Апулей - религиозно-философскую. Таким образом косвенно преодолевается несколько тривиальное мировоззрение идеалистического любовного романа , частично развеиванием иллюзий, частично содержательным углублением. Однако пародийный аспект этого рода литературы не следует считать главным намерением римских авторов; это побочный результат, возникающий наряду с первичным, проистекающим из намерений автора, а их диктует личность и эпоха.

В I в. до Р. Х. Харитон; Роман о Парфеноне и Метиохе; Роман о Хионе; в I в. по Р. Х.: Роман о Каллигоне; II в. по Р. Х.: Роман о Герпиллиде; Лоллиан; Ксенофонт Эфесский; Ахилл Татий; Ямвлих; III в. по Р. Х.: Лонг (пастушеский роман); Гелиодор; V-VI вв.: Historia Apollonii regis Tyri. Роман в более тесном смысле - «длинное повествование в прозе, где в событиях доминируют эротические мотивы и серия приключений, по большей части испытанных в странствиях, для которых можно установить несколько устойчивых типов, доминирующих в сюжетах» (N. Holzberg 1986, 33), со счастливым концом.
Антоний Диоген, I-II вв. по Р. Х.; Лукиан, Правдивые истории (пародия). Драматическое сочинение (прим, перев.).
Ср., напр., K. Plepelits во введении к его переводу Харитона, Stuttgart 1976, 10 сл.
N. Holzberg 1986 подчеркивает компенсаторную функцию идеалистического романа в эпоху эллинизма (напр., 39). R. Merkelbach 1962 устанавливает, по–видимому, слишком шаблонную связь с мистериями; нет никакого сомнения в том, что творческим стимулом римского романа стало секуляризованное стремление к счастью и избавлению.

Имена: происхождение и формы

Роман - (от латинского) римлянин.

Производные : Романка, Ромаха, Ромаша, Романя, Рома, Ромася, Ромуля.

Справочник русских имен

Римлянин (с латинского).

Надежны. Приобретая идеал, настойчиво идут к нему, и в том ультимативны. Убежденные. Удивляющие. Обстоятельства мало влияют на них вплоть до того, что бывают своими среди чужих. Любят сладко поесть и хорошо выпить. У женщин - в цене.

Тайна имени oculus.ru

Роман - римлянин (латинское).
Раньше и сейчас имя достаточно популярное.
Зодиак имени : Водолей.
Планета : Сатурн.
Цвет имени : лиловый.
Камень-талисман : аметист.
Благоприятное растение : тополь, фиалка.
Покровитель имени : бабочка-парусник.
Счастливый день : суббота.
Счастливое время года : зима.
Основные черты : воля, страстность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Роман Самосатский , мученик, 11 февраля (29 января). Роман, князь угличский, строитель храмов и богаделен в суровые времена монгольского ига, 16 (3) февраля.
Роман страстотерпец , 15 (2) мая.
Роман Олегович , рязанский князь, мученик, 1 августа (19 июля).
Роман Римский , мученик, 23 (10) августа.
Роман Антиохийский (Сирийский) , отшельник, чудотворец, творивший чудеса исцеления, 10 декабря (27 ноября).
Роман Константинопольский , 14 (1) октября. Сладкопевец, творец канонов, диакон, получивший в дар от Богородицы умение слагать церковные гимны и песни.
Роман Кесарийский , Антиохийский, священномученик, диакон, 1 декабря (18 ноября).

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Святому Роману молятся о разрешении бесплодия и бесчадия.
Роман кажет зиму нам: коли на мученика Романа день теплый, то и зима будет теплая.
Ко дню Романа рыбы хоронятся в зимовальных ямах и омутах, готовясь к зимнему сну.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Рома с детства серьезный и обстоятельный, очень любознательный, ответ на его "почему" одним словом ребенка не удовлетворит, родителям придется отвечать подробно. Он горд и упрям, но не следует силой ломать его сопротивление, лучше действовать убеждением.

Маленький Рома очень обаятельный, просто хорошенький. Мама и бабушка его обожают. Поэтому, едва повзрослев, он особенно при посторонних, ведет себя резко и даже, грубо, боится показаться маменьким сынком. Проблемы с Романом возникают и в школе: невыученые уроки, драки, разбитые стекла, прогулы сыпятся почти каждый день. Роман изображает из себя крутого парня. Ему нравятся жесткие виды спорта: борьба, каратэ, бокс. Не следует поощрять эти увлечения, у него и так сильная воля и склонность к риску, жестокости. Так, он никогда не забывает нанесенных ему обид, внутренне удовлетворен, когда узнает о несчастьях или неприятностях у этих людей.

Как личность Роман наиболее ярко раскрывается к 30 годам. Это волевой и трудолюбивый человек, самостоятельный, не поддающийся чужому влиянию. Самоуверен. Согласится на работу, если она хорошо оплачивается. Считает, что его знания и деловые качества должны быть вознаграждены. Он, действительно, полностью отдается делу, собран, терпелив. Он может быть политическим деятелем, искуснейшим разведчиком, работать в органах правопорядка. Роман имеет склонность и к искусству, особенно к театру. У него замечательная интуиция, высокоразвитый интеллект. Сразу всего этого не разглядеть, Роман очень скрытный. Внешне он спокоен и кажется безразличным ко всему происходящему, но глубоко в душе спрятана страстная натура. Его реакция на событие, непосредственно его затронувшее, помешавшее его планам, похожа на внезапно вспыхнувший злобный вулкан, приводящий в ужас окружающих. Роман сумеет довести до конца любое начатое дело. Он удивительным образом сможет убедить нужного человека в том, что ему необходимо.

Роман страстный изобретательный любовник. Секс для него - великолепный театр, огромнейшая ценность в жизни. Эмоциональная связь с одной из партнерш не исключает возможности заниматься другими. Роман стремится быть свободным и не собирается связывать себя моральными нормами. Девушки сходят по нему с ума, потому что с ним весело, он добрый и щедрый. Роман долго не может найти свою единственную, но и женившись, он не будет верным мужем. Жене придется терпеливо ждать, пока он остепенится. В семье Роман - лидер. Он помогает в домашних делах, не скуп, любящий своих детей отец. Если брак не распадется в первые годы, со временем он будет крепнуть.

Роман будет счастлив в браке с Адой, Анной, Валентиной, Еленой, Клавдией, Любовью, Майей, Марией, Мартой, Софьей.

Отчество : Романович. Романовна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Роман Иванович Клейн (1858-1924) - один из самых своеобразных русских зодчих рубежа XIX-XX веков. Современников поражала широта и разнообразие его архитектурных интересов, за четверть века он выполнил сотни проектов, возвел более сорока фундаментальных сооружений, различных по назначению и художественным решениям. Но главным делом жизни Клейна стал Музей изящных искусств в Москве, принесший ему звание академика архитектуры и широкую известность.

Путь Клейна к вершинам архитектурного мастерства лежал через годы напряженного труда. Он родился в семье московского купца, его мать была образованный и музыкально одаренный человек, она нередко приглашала в дом художников и студентов консерватории, многие из которых стали впоследствии знамениты.

На одном из таких вечеров десятилетний Роман познакомился с архитектором Вивьеном. Общительный француз возил мальчика на строительство зданий, объяснял принципы их возведения, делился с ним как со взрослым своими архитектурными замыслами, показывал чертежи. Именно с тех пор у Романа и появилось страстное желание стать зодчим. Вопреки воле отца, который намеревался передать сыну свое дело, и желанию матери, видевшей его скрипачем, он решительно заявил, что будет только архитектором, и сделал все, чтобы эта мечта сбылась.

В 1892 году Роман Клейн участвовал в конкурсе, объявленном Московской городской думой, застройки Красной площади. Его проект торговых рядов получил вторую премию. (Первую получил проект академика А.М. Померанцева - ныне ГУМа). К молодому архитектору обратились частные заказчики. На их средства он возвел на Красной площади так называемые Средние ряды - магазин для оптовой торговли. Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий.

В 1896 году на Мясницкой улице появилось необычное здание - знаменитый "китайский домик". Здесь до сих пор находится популярный у москвичей и гостей столицы магазин "Чай-кофе". Фасады и интерьеры его по настоянию заказчика, крупного чаеторговца Перлова, стилизованы Клейном под древнекитайскую пагоду. И хотя сам архитектор позднее критически оценивал свою работу, считал ее аляповатой и надуманной, "чайный домик" сыграл немаловажную роль в формировании творческих принципов архитектора. Китайские мотивы удачно выявляли назначение сооружения. И в дальнейшем Клейн старался выразить в декоре здания его функцию, которая в представлении образованного человека связывалась с тем или иным историческим стилем.

В 1898 году Роман Клейн победил на конкурсе проектов Музея изящных искусств, объявленном Московским университетом. Классический стиль. Мотивы архитектуры Акрополя в Афинах, наиболее соответствовали назначению сооружения, в котором намечалось разместить уникальные коллекции. Пытаясь придать исторический облик экспозиционным залам, он спроектировал греческий и итальянские дворики, египетский и белый парадный залы. Таким образом фасады и интерьеры здания сами превратились в экспонаты.

Четко разработанный план, высокие технические достоинства отличали зрительный зал крупнейшего московского синематографа - "Колизея" на Чистых прудах (сейчас театр "Современник"). Зодчий создал изящную полуротонду, которая удачно скрывала истинные габариты постройки и в то же время выглядела органичной в историческом окружении старой улицы.

Самое смелое и новаторское здание Романа Ивановича Клейна - Торговый дом товарищества "Мюр и Мери-лиз", ныне известный как магазин ЦУМ. Здание возведено на железном каркасе. Архитектор одним из первых в России применил прогрессивную металлическую конструкцию, изобретенную американскими инженерами. В оформлении фасадов легкого и необычайно по тогдашним меркам сооружения Клейн сумел удачно соотнести значительное по площади остекление с каменной облицовкой простенков.

Высокая культура большого мастера, тонкий вкус в архитектуре не изменяли Роману Клейну на протяжении всей творческой карьеры.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане. Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана. Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.

Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом. Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".

После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову. Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: "Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец". Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.

Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.

РОМАН РИМСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Роман Римский (+ 258), воин, мученик.

Во время страданий мученика архидиакона Лаврентия воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и поместили в темницу. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после крещения воины отсекли ему голову. Произошло это 9 августа 258 г.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4414.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РОМАН РИМСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РОМАН РИМСКИЙ
    (ум. 258) воин, обращенный в христианство священномучеником Лаврентием Римским. Пострадал вместе с ним в гонение императора Валериана. Память в Православной …
  • РОМАН в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., муж.) - осмысливается по аналогии со словом «романо» - «цыганский, цыган», а также «римский, римлянин», что равнозначно с точки …
  • РОМАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I ЛАКАПИН Византийский император в 920- 945 гг. 115 июня 948 г. Роман происходил из города Лакапы в феме Ликанд. …
  • РОМАН в Краткой биографической энциклопедии:
    Роман - преподобный, ученик св. Сергия Радонежского. Когда в пустыню преподобного Сергия проникли тревоги мирского самоволия и несогласия, Сергий …
  • РОМАН в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному …
  • РОМАН в Литературной энциклопедии:
    большая эпическая форма, самый типичный жанр буржуазного общества. ИСТОРИЯ ТЕРМИНА. — Название «Р.» возникло в эпоху средневековья и первоначально относилось …
  • РОМАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - в настоящее время самая популярная и самая богатая содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе современную жизнь со всем …
  • РОМАН
    [французское romans - первоначально литературное произведение, написанное на романском языке] 1) боль шое повествовательное произведение в прозе, иногда и в …
  • РОМАН в Энциклопедическом словарике:
    I а, м. Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом. Исторический р. Романы Льва Толстого. Романный (лит.) - относящийся к …
  • РОМАН в Энциклопедическом словаре:
    2, -а, м. Любовные отношения между мужчиной и женщиной. У нее с ним р. Р. крутить с кем-н. (находиться в …
  • РОМАН
    РОМ́АН СЛАДКОПЕВЕЦ (кон. 5 в.- ок. 560), визант. церк. гимнограф (мелод). Уроженец Сирии. Монах. Автор многострофных лирико-поэтических поэм, называемых кондаками …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О РOЗЕ" ("Roman dе la Rose"), памятник франц. лит-ры 13 в., аллегорич. поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РОМ́АН О ЛИСЕ" ("Roman de Renart"), стихотв. произв., памятник франц. лит-ры сер. 13 в. Рассказывает о борьбе хитрого Лиса-Ренара с …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН МСТИСЛАВИЧ (?-1205), князь новгородский (1168-69), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (1188, 1199), сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН IV Диоген (?-1072), визант. император c 1068. Разбит и пленён в авг. 1071 при Манцикерте султаном Алп-Арсланом, отпущен на …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН I Лакапин (?-948), визант. император в 920-944, из Македонской династии. Указы Р.I 934, 943 защищали крест. землевладение от захватов …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ОМАН (Roman), г. на В. Румынии. Св. 70 т.ж. Трубопрокатный з-д, маш-ние, хим., лёгкая, пищ. …
  • РОМАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РОМ́АН (франц. roman), лит. жанр, эпич. произв. большой формы, в к-ром повествование сосредоточено на судьбах отд. личности в её отношении …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Италия, осн. в 1303. В 1996 св. 180 тыс. …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ КЛУБ, междунар. обществ. орг-ция. Осн. в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху науч.-техн. рев-ции. Объединяет ок. 100 …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́ИМСКИЙ ВОПРОС", конфликт между Ватиканом и итал. гос-вом, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (терр. к-рой стала …
  • РОМАН в Словаре Кольера:
    детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях и событиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого …
  • РОМАН
    рома"н, рома"ны, рома"на, рома"нов, рома"ну, рома"нам, рома"н, рома"ны, рома"ном, рома"нами, рома"не, …
  • РИМСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"мский, ри"мская, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мской, ри"мского, ри"мских, ри"мскому, ри"мской, ри"мскому, ри"мским, ри"мский, ри"мскую, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мскую, ри"мское, ри"мских, …
  • РОМАН в Словаре великорусского языка делового общения:
    роман, детектив - только что поступившая на рассмотрение проектная документация, отчет консультанта и …
  • РОМАН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, с большим числом действующих лиц, обычно в прозе. Исторический роман. …
  • РОМАН
    Любовные отношения или плод труда …
  • РОМАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Курортная …
  • РОМАН в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • РОМАН в Новом словаре иностранных слов:
    (ст.-фр. romans повествование по-французски (а не по-латыни)) 1) большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих …
  • РОМАН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. большая эпическая форма художественного повествования (как правило прозаическая), обычно отличающаяся многообразием действующих лиц в раз-ветвленностью сюжета; 2. любовные …
  • РОМАН в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • РИМСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`имский (от …
  • РИМСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    римский (от …
  • РИМСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`имский (от …
  • РОМАН в Словаре русского языка Ожегова:
    1 повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма этической прозы Исторический р. Р.-эпопея. роман 2 любовные отношения …
  • РОМАН в Словаре Даля.
  • РОМАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Roman) , город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод, машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность. - (франц. roman), …
  • РОМАН
    романа, м. (фр. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    римская, римское. Прил. к Рим. Римский форум. Римский народ. Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    римский прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) …
  • РИМСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2. Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3. Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ
    прил. 1. Относящийся к Древнему Риму как к государству, к Риму как к столице Италии и к римлянам, связанный с …
  • РИМСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. Папа …