Занятия с детьми ффн. Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Тема: Звук С.

Цель: закрепление навыка различения на слух и правильного произношения звука С; упражнения в звуковом анализе и синтезе.

Ход занятия:

1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает картинки и просит назвать одну лишнюю:

Помидоры, лук, слива клен, ива, сова

Яблоко, груша, капуста волк, медведь, миска

Платье, рубаха, стакан голуби, ворона, лиса

Дети объясняют, почему данная картинка – лишняя.

Логопед сажает детей на места, отобранные картинки стоят на фланелеграфе. Дети определяют, какой звук повторяется во всех этих словах(с) и дают ему характеристику.

2. Игра «Самолет».

Логопед с детьми отправляется в «полет на самолете». Надо придумать, какие вещи брать с собой. В их названии должен присутствовать звук С. При входе в «самолет» стоит «стюардесса» и проверяет, правильно ли выбраны вещи- картинки. Ребенок, входя в «самолет», говорит: «Я взял с собой в самолет: сок, сумку, сапоги и т.д.» . Дети садятся на места. Оказывается, что самолет не простой, а волшебный. Чтобы он взлетел, надо произнести волшебные слова:

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Дети хором произносят стихотворение, а затем выбирают слова со звуком С.

3. Игра «Найди нужное слово».

Логопед показывает и называет картинки: лес, лиса, собака, усы, коса, санки.

Грибы растут в огороде (лесу).

Заяц убегает от мышки (лисы).

Дом стережет кошка (собака).

Траву косят сапогом (косой).

У дяди Саши длинные косы (усы).

4. Физкультминутка. Игра «Сова».

Дети хором произносят стихотворение:

Сова, сова, сова. Совиные глаза,

Сидит сова на суку

Во все стороны глядит.

Да как слетит!

Один из детей назначается совой. После последних слов «сова» летит и ловит кого- то из детей. Пойманный ребенок становится «совой».



5. Игра «Придумай слово».

Выбирается ведущий. На столе лежат кубики со слогами: СА, СУ, СО, СЫ. Ведущий берет любой кубик и с этим слогом придумывает слово: (сад, суп, сок, сын).

6. Логопед просит ребят внимательно послушать рассказ:

«Наступила зима. Выпал снег. Саня и Соня идут гулять. У них совок и санки. Саня лепит снеговика. А Соня катается на санках».

У детей на столах лежат по две картинки:

Зима и снег. Лето.

Саня и Соня зимой. Саня и Соня летом.

Санки. Самолет.

Совок. Лопата.

Саня и снеговик. Саня и удочка.

Соня и санки. Соня и мяч.

После повторного чтения рассказа дети выбирают те картинки, которые подходят к тексту, а затем выставляют их в нужной последовательности. По желанию отдельные дети рассказывают текст с опорой на картинки.

7. Ведущий раздает детям конверты, в которых находятся 3 картинки и схема слова.

Дети должны выбрать ту картинку, которая подходит к схеме:

Стул, сом, носки.

Стакан, маска, нос.

Миска, фикус.

8. Итог занятия.

Дети называют звук, который учились правильно произносить (С).Затем называют слова со звуком С из рассказа. Выигрывает тот, кто правильно отобрал самое большое количество слов.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема: Звук З.

Цель: Знакомство со звуком З, формирование правильного произношения звука З.

Оборудование: предметные картинки, полоски и кружочки, пособие «Угадай слово».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слово со звуком С, СЬ.

2. Сообщение темы занятия.

Показываю картинки. Назови картинку. Какой звук есть во всех этих словах?

3. Артикуляция звука.

Давайте произнесем этот звук. Положили правую ладошку на горлышко. Произносим. В каком положении:

Губы- в улыбке;

Зубы- сближены;

Язык- за нижними зубами;

Какой звук З?

4. Введение понятия «характеристика звука».

Звук З- согласный, твердый. Это характеристика звука.

Если я попрошу дать характеристику звука, то вы должны мне сказать какой этот звук: гласный или согласный; если согласный- то какой- твердый или мягкий.

Дайте характеристику звуку З, С, СЬ.

5. Проговаривание слогов со звуком З.

ЗА- ЗА- ЗА ЗЫ- ЗУ- ЗЫ

ЗО- ЗО- ЗО ЗА- ЗУ- ЗО

ЗУ- ЗУ- ЗУ ЗЫ- ЗУ- ЗО

6. Выделение на слух слогов со звуком З.

Я буду называть слоги, а вы если услышите слог со звуком З- поднимите руку.

СА- ЗА- ЖА ЗУ- ЖУ- СУ

СО- ЗО- ЖО ЖУ- СЫ- ЗЫ

7. Проговаривание слов со звуком З.

Показываю картинку, дети по очереди называют предмет, определяют место звука в слове.

8. «Полоски и кружочки». Определение места звука в словах: коза, заяц, зал, зонтик, язык, мимоза, морозы.

9. Звуко- слоговой анализ слов.

10. Игра «Угадай слово».

По картинкам: произнести слова, выделить первый звук, какое из этих звуков получится слово?

1) волк, астра, заяц, аист, ваза.

2) Рояль, окна, замок, автомобиль, роза.

11. Итог урока.

Какой звук мы сегодня изучили?

Покажите артикуляцию звука.

Дайте характеристику звука.

Назовите слова со звуком З в начале, середине слова.

Данное занятие проводилось с подгруппой детей, имеющих фонетико- фонематическое недоразвитие речи.

Конспекты и анализ посещенных занятий.

Конспекты фронтальных логопедических занятий в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.(посещенные и проанализированные студентом).

Тема: Одежда. Ткани.

Цели: уточнить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; учить согласовывать числительные с существительными.

Оборудование: демонстрационный материал – детская одежда, виды ткани.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет вещи, которые надеты на вас.

Как можно назвать все это одним словом? (Одежда).

2. Рассказ логопеда.

А) Одежду придумали люди в давние - давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли одежде большое внимание, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.

А мы сейчас с вами назовем эту одежду.

Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).

(Выставляются картинки с изображениями трусов, майки, футболки, ночной сорочки, пижамы).

На что мы ее надеваем? (На тело).

Какая это одежда? (Нижняя). А по-другому можно сказать – белье.

Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).

- Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).

Летом и зимой мы носим одинаковую одежду?

Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).

А демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью. Между сезонами, между летом и зимой.

3. Физминутка (см. картотеку).

4.Б) Рассматривание рубашки.

Что это? (Рубашка).

Обговаривание с детьми деталей одежды. У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть – круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.

Рукав может быть – длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.

Манжета – широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.

Карман – большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.

Планка – длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.

В) Рассматривание платья. Уточнение дополнительных деталей: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.

Г) Знакомство с тканями: шелк, ситец, сатин, вельвет, капрон, фланель, шерсть, байка, бархат, трикотаж, драп, хлопок, кашемир, атлас и т.д.

Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.

5. Д.и. «Закончи предложение».

Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять… (желтых рубашек).

Это нарядное платье, а на вешалке висят пять… (нарядных платьев).

Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять … (кожаных плащей ).

Это шерстяные носки, а мама купила пять пар … (шерстяных носков).

Это драповое пальто, а портниха сшила пять… (драповых пальто).

6. Итог занятия.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание занятия соответствуют программе коррекционно-речевого развития и перспективному плану работы учителя-логопеда. При организации занятия учитывается возраст детей, а также их индивидуальные особенности. Проведена подготовка детей к предстоящему занятию, мобилизовано их внимание при помощи занимательного сюжета. В достаточном количестве на занятии используется демонстрационный и раздаточный материал. Структура занятия не нарушена, все этапы находятся в логической последовательности. Наблюдается разнообразие использования приемов привлечения внимания детей, которое успешно сочетается с коррекционно-развивающей ценностью этих приемов для педагога. На занятии присутствуют как фронтальные, так и индивидуальные формы работы. Весь процесс обучения строится на основе личностно-ориентированной модели. Педагог умело устанавливает контакт с группой детей, тактичен и в то же время требователен во время занятия. Предъявляет требования к детям с учетом их речевых возможностей и особенностями личности каждого ребенка. Цели занятия достигнуты, дети усвоили материал, данный на занятии.

Тема: « Транспорт».

Цели: закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия: транспорт, наземный, подземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный, легковой, специального назначения; уточнить детали транспорта; образовывать прилагательные от существительных, приставочные глаголы; составлять описательные рассказы; развивать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением транспорта; раздаточный материал – картинки с изображениями разных видов транспорта, карточки с изображением частей машины и материала, из которого они сделаны.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет свою картинку. (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта).

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О транспорте).

2. Беседа о транспорте.

Логопед выставляет картинки наземного транспорта и уточняет его виды. (Грузовой, легковой, пассажирский).

Логопед загадывает загадку:

Едет он, усатый,

Полный и пузатый.

Люди в нем сидят,

Смотрят и стоят. (Троллейбус).

Из каких частей состоит троллейбус? (Кабина, салон, колеса, руль, фары, двери…).

Как называются люди, едущие в троллейбусе? (Пассажиры).

Значит, троллейбус – какой транспорт? (Пассажирский).

Пассажирский транспорт может быть наземный и подземный.

Назовите наземный пассажирский транспорт.

Назовите подземный пассажирский транспорт.

Сравнение пассажирского транспорта: электричка и такси.

Транспорт может быть не только пассажирским, но и грузовым. Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом? Логопед выставляет картинки (грузовик, фургон, цистерна). Сравнение этих видов транспорта.

(Выставляются картинки – пожарная машина, скорая, милиция). Логопед с детьми обговаривает назначение каждой машины и уточняет понятие «транспорт специального назначения».

Какой легковой транспорт вы знаете? (Жигули, Волга, Москвич, Запорожец…). Почему этот транспорт называется легковым? Уточняется назначение легкового транспорта.

3. Физминутка.

Мы в автобус дружно сели, Дети садятся,

И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам,

Наш шофер педаль нажал, «нажимают» на педаль,

И автобус побежал. Убегают.

4. Игр. упражнение «Подбери слова».

А) Автобус (какой?) – быстрый, полный, мчащийся, красивый.

Троллейбус – веселый, разноцветный, гудящий…

Трамвай - …

Грузовик - …

Мотоцикл - …

Поезд - …

Б) Автобус (что делает?) – едет, идет, мчится, стоит, обгоняет, ползет.

Троллейбус – перегоняет, летит, подъезжает…

Трамвай - …

Грузовик - …

Мотоцикл - …

Поезд - …

В) Образование прилагательных от существительных (игра проводится на раздаточном материале):

Колесо из резины - …, кабина из железа - …, руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, рельсы из железа - …, окно из стекла - ….

Г) Употребление приставочных глаголов.

Логопед выставляет игрушки: гараж, машина, мост, стоянка. Дети дополняют предложение.

Машина из гаража (выезжает). Машина вокруг гаража (объезжает). Машина к мосту (подъезжает). Машина с моста (съезжает). Машина перекресток (переезжает). Машина от стоянки (отъезжает). Машина в гараж (въезжает).

Составление описательных рассказов по картинкам.

Что это?

Какой вид транспорта?

Из каких частей состоит? (Форма, веет, размер, детали).

Назначение данного транспорта.

5. Итог занятия.

Анализ занятия.

Тема, цель и содержание данного занятия строится с учетом возраста детей, а также перспективного плана работы и коррекционно-развивающей программы. В процессе занятия дети активны, заинтересованы. При подготовке занятия логопед учла такие важные моменты, как санитарно-гигиенические условия, эстетичность оформления материала занятия, его количество и качество. Прослеживаются все основные этапы занятия, их четкая последовательность. Логопед постоянно использует разнообразные приемы привлечения внимания детей, активизации их познавательной деятельности, умело сочетает индивидуальные и фронтальные формы работы с дошкольниками. Педагог в процессе занятия контролирует речь детей, направляет их высказывания в правильное русло, добивается ответа полным предложением. Дети усвоили материал. Цель занятия достигнута.

Марина Шарлаева
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН, в подготовительной группе детского сада «Звуки [с]-[с’]»

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ФФН , в подготовительной группе детского сада .

Тема : Звуки С и Сь

Цели :

1. Закрепление правильного произношения и различение звуков .

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Упражнение в произнесении слов сложного звуко- слогового состава .

4. Звуко- слоговой анализ слова мост .

5. Словообразование и согласование с существительными

относительных прилагательных.

6. Развитие слухового внимания

7. Развитие мышления, внимания, активизация умственной

деятельности.

Оборудование :

1. Картинки с изображениями космического корабля, космонавтов, животных, продуктов питания.

2. Куклас элементами костюма «марсианки» .

3. Глобус.

4. Цветные символы звуков .

Речевой материал : звукоподражания , слоги, слова, стихотворения.

План занятия :

1. Организацонный момент.

2. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно .

4. Произношение звуков Си С* в словах и словосочетаниях.

5. Произношение звуков С и с* в предложениях.

6. Произношение звуков Си С* в стихотворении.

7. Итог занятия .

1. Организационный момент.

Л : Матвей, отгадай мою загадку :

«Светит, сверкает,

Всех согревает».Что это?

Р. Солнце.

Л : Как ласково называем его?

Р : Солнышко.

Л : Представь, что солнышко согревает твои руки, лицо, тебе приятно.

(расслабление) .

Подул холодный ветер, тебе стало холодно.

(напряжение) .

Опять засверкало солнышко.

(расслабление) .

2. Сообщение темы занятия .

Уточнение артикуляции и произношение звуков С и С* изолированно .

Л. Какой звук ты услышал в слове солнышко?

Л : Какой первый звук в слове сияет ?

Л : Какой из них мягкий согласный?

Произнеси твердый звук .

Оба эти звука-какие ?

Р : согласные.

Л : Сегодня мы с тобой отправимся в космическое путешествие, и повторим звуки Си С* .

3. Развитие фонематического восприятия.

Л : Матвей, слушай внимательно, я называю планеты, а ты выбирай на какую полетим :Венера, Марс, Юпитер, Сатурн.

Р : На Марс.

Л : Кого мы можем там встретить?

Р : Марсиан.

Л : Как называют мужчину?

Р : Марсианин.

Л : А женщину?

Р : Марсианка.

Л : А кто мы?

Р : Земляне.

Л : Почему нас так называют?

Р : Мы живем на планете Земля.

Л : Кем мы будем в полете?

Р : Космонавтами, астронавтами.

4. Произношение слов сложного звуко- слогового состава .

Л : Матвей, откуда стартуют космические корабли?

Р : С космодрома.

Л :(логопед показывает глобус ) .

Это глобус. Вот наша страна. А вот Плесецк. Российский космодром находится в Плесецке. На чем бы нам туда побыстрее добраться?

Р : На самолете.

Л : Приготовься, заведем моторы, полетели.

(круговые вращения руками, руки в сторона, сведение и разведение пальцев

Л : А вот и космодром. (выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома) .

Можно ли лететь в космос в нашей одежде? Что мы наденем?

Р : Скафандры.

Л : Матвей, ты в чем?

Р : В скафандре.

Л : Что такое скафандр?

Р : Космический костюм.

Л : Внимание! Приготовься к полету. 10,9,8.7,6,5,4,3,2,1. Пуск! Закрой глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Открой глаза. Мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как ты понимаешь это слово?

Р : Нет веса. Нет притяжения. Там все летает.

Л : Покажи разные позы человека в состоянии невесомости.

Р :(ребенок показывает различные движения) .

Л : А сейчас посмотри в иллюминатор.

5. Произношение звуков С и С* в словосочетаниях.

Л : Возьми фотоаппарат, мы будем фотографировать Землю. Нам говорят, что нужно фотографировать. Лес, сосна. Что будем снимать?

Р : Сосновый лес, сосновые леса.

Л : Абрикосы, сад.

Р : Абрикосовый сад, Абрикосовые сады.

Л : Апельсин, сад.

Р : Апельсиновый сад, апельсиновые сады.

Л : Кокосы, роща.

Р : Кокосовые рощи.

Л : Слива, сад.

Р : Сливовые сады.

6. Звуковой анализ слова мост .

Л : Из центра управления получен сигнал : проверить одно место на реке Днепр. Расшифруй это ---м, о, с, т.

Р : Мост.

Л : Стукни столько раз, сколько звуков в слове .

(Обозначение звуков сигналами , уточнение последовательности и количества звуков ).

7. Произношение звуков С и С* в предложениях.

Л : А сейчас мы выходим на связь с Землей. Передай радиограмму из следующих слов :

Пролетать, Северный полюс, над

Р : Пролетаем над Северным полюсом.

Л : Видеть, караван, суда

Р : Видим караван судов.

Л : над, пролетать, пустыня

Р : Пролетаем над пустыней.

8. Произнесение звуков С и С* в стихах .

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

«Ах. Какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

(эмоциональное чтение стихотворения хором) .

9. Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Л : Вот мы и прилетели на Марс. (показ куклы) .

«Я марсианка Сусасея. Кто вы такие?»

Р : Мы земляне. Наша планета – Земля.

Л : «Интересно, какая она? Что есть на Земле?»

Как нам познакомить марсианку с Землей?

Давай пригласим ее в космический корабль. Покажем ей посуду.

Р : Это стакан, из него пьют сок.

Это солонка, в нее насыпают соль.

Это сковорода, в ней жарят мясо.

Это кастрюля, в ней варят.

Это сахарница, в нее насыпают сахар. (сухарница, соусник, масленка,

Салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос).

Л : Покажи ей продукты питания.

Р : Сосиски, мясо, колбаса,

Сметана, масло, сметана, сыр,

Салат, чеснок, капуста,

Апельсин, слива, персик,

Л : Матвей, расскажи Сусасеи о природе Земли. Какие звери живут на Земле?

Р : (рассматривание картинок) .

Дикие- слон, лось, носорог, рысь, лиса.

Домашние- свинья, гусь, собака

Птицы- сова, клест, скворец

Л : Нашей гостье очень понравился твой рассказ.

Оставим ей что –то на память. Давай подарим ей лису.

(Выкладывание из цветных кружочков схему слова лиса) .

Л : Нам пора прощаться. Мы возвращаемся домой.

10. Итог занятия .

Л : Какие звуки мы повторяли сегодня?

Р : Звук С и С* .

Чтение скороговорок :

У Сани нос в сметане.

В сундуке на судно

Несут посуду.

Л : Матвей, ты очень хорошо занимался. Дома нарисуй предметы в названии которых есть звуки С и С* , а потом мне покажешь.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Ш] в словах» «Автоматизация звука Ш в словах». Цель: Ребенок научится произносить звук Ш в середине слова. Задачи: закрепить произношение звука Ш в.

«Грибы». Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР. Тема: «Грибы». Задачи: -формирование слоговой структуры.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Р]» Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе

, логопед, Радужный, ХМАО, Тюменская обл.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

(это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем), проведение специально организованного обучения в условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Основными задачами коррекционного обучения являются следующие :

1. Формирование звукопроизношения.
2. Развитие фонематического слуха.
З. Подготовка к обучению грамоте.

Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков.

Организационно занятия проводятся как фронтально (со всей группой), так и индивидуально.

Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На этих занятиях прежде всего отрабатывается произношение гласных звуков: у, а, и, э, о, затем простых согласных: п, п’, к, к’, л’, х, с, с’, з, з’ и вновь поставленных звуков: ц, т, б, б’, д, д’, г, г’, ш, л, ж, р, р’, ч, щ.

В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и исправлять свои ошибки. Наряду с упражнениями на закрепление поставленных звуков постепенно вводятся упражнения на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, с-з, п-б, т-д. к-г, ш-ж); свистящие и шипящие (с-ш, з-ж); фрикативные и аффрикаты (с-ц); плавные и вибранты (р-л, р’-л’); мягкие и твердые (с-с’, з-з’ и др.).

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы.

Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи-дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого речевого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь детей ограничен.

Вторая группа упражнений , имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.

По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ дети подбирают существительные к прилагательным .
При дифференциации звуков р-л логопед подбирает словосочетания, в которых дети употребляют существительные в определенных падежах.

В это же время вводятся разнообразные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, опорным словам, по демонстрации действий.

Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляются детьми: над, из-за, из-под,между, через.

На каждом фронтальном занятии проводятся упражнения по подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова (Хлопни в ладоши, если услышишь звук у; если услышишь слово со звуком т; слог со звуком п и т. п.; Отбери картинки, в названии которых есть звук ” и т. п.).

Постепенно от умения слышать отдельный звук в составе слова детей подводят к овладению навыками полного звукового анализа простейших односложных слов.

Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.

Так, первоначальная подготовка к анализу включает в себя следующие разделы:

1) выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова. На материале этих звуков детям дается первое представление о том,что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети определяют количество звуков и их последовательность в звукосочетаниях;

2) выделение первого и последнего согласного звука в односложных словах (кот, мак); анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок;

З) выделение в слове ударного гласного из положения после согласного (Кот, Танк),

4) овладение звуковым анализом и синтезом прямых слогов типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.

По мере овладения детьми этими навыками во фронтальные занятия включают все большее количество упражнений сочетающих в себе закрепление поставленных звуков с осознанным анализом и синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков.

Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово на слоги, используя в качестве зрительной опоры схему. Сначала обозначается все слово, затем слоги и далее звуки. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения согласных и со стечением (ваза, панама, стул, кошка, стакан, капуста и др.). дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. По мере обучения осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Параллельно проводятся упражнения на преобразование слов путем замены одного звука другим (кот - рот и т. п.). В это же время дети усваивают термины “слог”, “слово”, “предложение”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый”, “мягкий”, “звонкий”, “глухой” (согласные звуки).

В результате многочисленных упражнений на правильное произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными к овладению чтением. Теперь перед ребенком ставятся новые задачи: освоить буквенные обозначения звуков, научиться сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.

Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс - соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Необходимо строго следить за тем, чтобы ребенок читал с л и т н о. Сначала воспитывается навык одновременного восприятия двух букв, затем трех. Очень важно следить, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово, а позднее и предложение, небольшой текст. Для тренировочных упражнений рекомендуется использовать составленные из букв слоговые ряды, специально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.

Обучение складыванию слов из разрезной азбуки сочетается с обучением письму.

По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом читают написанное (слова, предложения, небольшие рассказы).

Большое внимание уделяется разнообразным упражнениям на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов; путем добавления букв сложить новые слова; вставить в слово недостающие буквы и др.).

Итак, к концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты с последующим объяснением смысла прочитанного. Кроме того, дети практическим путем усваивают некоторые правила правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложений. Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки ребенка, но и подготовить его к школе.

Расширяется словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Одежда». Предлагаются упражнения для усвоения знаний, упражнения в составлении предложений, распространенных однородными членами и т. д.

Цели.

Коррекционно -образовательные.

  1. Расширение и активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов по теме “Одежда”.
  2. Упражнение в образовании относительных прилагательных.
  3. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Употребление существительных в косвенных падежах.
  5. Упражнение в составлении предложений, распространённых однородными членами.

Коррекционно-развивающие.

  1. Развитие фразовой речи.
  2. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.

Коррекционно-воспитательные.

  1. Расширять кругозор детей.
  2. Воспитывать у детей бережное отношение к своей одежде.

Оборудование: картинки с изображениями одежды, виды ткани, мяч, карточки одежды с недорисованными деталями.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет вещи, которые одеты на вас.
Как можно назвать всё это одним словом? (Одежда)

2. Рассматривание картинок одежды и называние их.

а) Дети существуют разные виды одежды: для дома, для праздника, для улицы, для мальчиков и девочек. Сейчас мы с вами назовем эту одежду.

Какую одежду люди носят дома? (Домашнюю)

Как называют одежду, которую мы одеваем на праздник? (Праздничная)

Как называем одежду, которую носим каждый день? (Повседневная)

Какую одежду мы носим летом, зимой? (Летнюю, зимнюю)

А одежду, которую носим весной и осенью, между летними и зимними сезонами называют демисезонная.

Какую одежду носят дети (Детскую), а взрослые? (Взрослую)

б) Знакомство детей с деталями одежды.

Покажи и назови детали своей одежды. (Карман, спинка, рукав, воротник, пуговицы и т.д.)

в) Знакомство с тканями.

На столе лежат кусочки ткани разного материала.

Внимательно посмотрите кусочки ткани из разного материала: потрогайте, пощупайте, погладьте, растяните, сомните их.

3. Игра “Спрошу – ответь”.

Портной сшил одежду из разных материалов. Закончи предложения.

Платье сшили из шелка. Оно какое? (Шелковое)

Шубу сшили из меха. Она какая? (Меховая)

Футболку сшили из трикотажа. Она какая? (Трикотажная)

Пиджак сшили из шерсти. Он какой? (Шерстяной)

Куртку сшили из кожи. Она какая? (Кожаная)

4. Игра с мячом. “Что можно сделать с одеждой?”.

Одежду можно шить, стирать, гладить, покупать, носить, рвать, зашивать, вешать, складывать, продавать, дарить и т.д.

5. Дидактическая игра “Что любит и чего не любит одежда”.

На доске висят два платья, одно “веселое”, другое “грустное”. На столе лежат предметные картинки: стиральная машинка, утюг, порванное платье, грязная рубашка, нитка с иголкой, рубашка с оторванными пуговицами, свисающая со стула на пол куртка, грязные пятна, порошок.

Детям предлагается повесить картинки к соответствующим силуэтам и сказать предложение. (Одежда любит, чтобы ее стирали. Одежда не любит, когда ее пачкают.)

6. Физкультминутка. “Помощники”.

7. Игра “Закончи слово”.

Логопед начинает слово, а ребенок добавляет слово “шить”, затем проговаривает получившееся слово полностью.

За…шить, пере…шить, у…шить, до…шить, при…шить, под…шить, с…шить, на…шить.

8. Упражнение “Составь предложение”.

Логопед предлагает детям составить предложения об одежде, используя в своих предложениях детали одежды, материал из которого она сделана и действия, которые можно совершать с одеждой.

Например: Мама постирала шерстяное платье в стиральной машине.

9. Задание “Дорисуй”.

Дети сидят за столами, логопед раздает карточки с изображением предметов одежды с недорисованными деталями: свитер без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без штанин, сарафан без лямок, юбка с недорисованным карманом.

Что у тебя на картинке? (Свитер). Чего не хватает у свитера? (Рукава). Твой свитер без чего? (Без рукава).

10. Итог занятия.

Оценка работы детей на занятии.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект интегрированного занятия для детей 5-7 лет "От улыбки станет всем светлей"

Программа "Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени школьного образования"
Методическое пособие для учителей школы дошкольников. "Игра и общение в дошкольном возрасте для детей 5–7 лет"
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР "Путешествие в зоопарк"
Условия формирования субъект-субъективных отношений у заикающихся детей старшего дошкольного возраста
| логопедическое | логопедические занятия | занятие | конспекты занятий | для | детей | дитя | фонетико | фонетико фонематическое недоразвитие | фонематическим | фонематический слух | недоразвитием | недоразвитие речи | части речи | тема | и тем и тем | одежда | магазин одежды | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическое занятие для детей с фонетико фонематическим недоразвитием речи Тема Одежда Детский сад

Тема: Звуки С, З

Цели:

    Развитие фонематического слуха: научить детей дифференцировать звуки С - З на слух.

    Уточнить разницу в артикуляции данных звуков изолированно.

    Научить детей дифференцированно произносить данные звуки на материале слогов, слов, скороговорок.

    Научить детей вычленять звуки З, С из начальной и конечной позиции слова.

    Развитие объема зрительной кратковременной памяти (6 картинок).

Ход логопедического занятия.

    Организационный момент.

Представьте, дети, что мы поехали путешествовать на автобусе. А была зима. У нашего автобуса спустилось колесо. Вышли на улицу, а там холодно.

Когда человеку холодно, как он делает? Изобразите: «З – З – З …»

Холодно, мороз, а колесо надо накачать насосом.

Давайте изобразим, как мы накачиваем колесо: «С – С – С …»

    Сообщение темы занятия.

Как мы делали, когда замерзли? «З – З – З …»

А когда накачивали колесо? «С – С – С …»

Кто догадался, какие звуки мы будем повторять? [С] и [З].

3. Сравнение звуков С и З по артикуляционным и акустическим признакам.

Л: Ребята, когда мы говорим звук С, как расположены наши губки?

Д: Улыбаются.

Л: А зубки?

Д: «Заборчиком»

Л: Когда говорим звук З, как расположены губки? Зубки?

Д: Так же

Л: Так что же выходит, губки и зубки расположены одинаково, а чем же отличаются?

Д: По артикуляции звук З похож на звук С, но звук З громкий, звонкий, потому что работают голосовые связки («моторчик в горлышке»).

Звук З – согласный, звонкий, свистящий

Звук С – согласный, глухой, свистящий

4.Дифференциация изолированных звуков.

Логопед показывает движения речедвигательной ритмики, соответствующие звукам З и С, а дети произносят соответствующий звук вместе с этим движением.

С З С З С С З З …

Л: Я буду показывать движение, а вы называйте звуки, соответствующие этим движениям.

Л: Теперь я буду называть звуки, а вы будете показывать движения.

5.Произнесение звуков С, З в слогах.

Игра «Наоборот»

Л: Я произношу слог со звуком С, а вы со звуком З и наоборот.

(С движениями речедвигательной ритмикой)

СА – ЗА ИС – ИЗ УЗ – УС

СО – ЗО ЯС – ЯЗ ОЗ – ОС

СУ – ЗУ ЁС – ЁЗ УС – УЗ

СЫ – ЗЫ ЫС – ЫЗ

СЭ – ЗЭ ЭС – ЭЗ

Ребята, сейчас сядет тот, кто повторит слоги:

СА – ЗА – СА ЗО – СО – ЗО

(вместе с ритмикой)

6. Произнесение звуков С, З в словах.

а) Игра «Угадай слово»

Л: Я называю слово без первого звука, а вы должны отгадать звук С или З и назвать слово:

    олото (золото) - анки (санки)

    аяц (заяц) - олнышко (солнышко)

    аноза (заноза) - апог (сапог)

    вук (звук) - ахар (сахар)

    верь (зверь)

б) Игра «Отгадай загадку»

Мчится без оглядки, Рыжая птичница

Лишь сверкают пятки. В курятник пришла.

Мчится, что есть духу, Всех кур перечла

Хвост короче уха. И с собой унесла.

Живо угадай-ка, (Лиса)

Кто же это? (Зайка)

Жил я посреди двора, Что за чудо – синий дом

Где играет детвора, Ребятишек много в нем.

Но от солнечных лучей Носит обувь из резины

Превратился я в ручей. И питается бензином

(Снеговик) (Автобус)

Сто один брат – все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор)

Серебристые подвески – след январского мороза –

Надевает в перелеске белоствольная … (Береза)

Логопед выставляет на наборное полотно картинки - отгадки.

Заяц, снеговик, лиса, автобус, забор, береза.

Л: Назовите картинки, в названии которых слышится звук З, С.

(С речедвигательной ритмикой)

Л: определите позицию звука С или З в слове: в начале, в конце. С помощью схемы и фишки.

7. Игры на развитие внимания, памяти.

«Что изменилось?», «Чего не стало?», «Запомни, повтори».

Игра «Какая картинка лишняя?»

а) слон, стол, роза, светофор

б) сыр, кукуруза, гроза, забор

в) сапоги, снеговик, сова, забор

8. Игра «Звуковая мозаика»

Лист 3 х 3. Жетоны зеленые и синие.

Слова: сок, зуб, воск

звон, мост, пузырек

кокос, роза, сани

Л: Если в слове есть звук С, клади синий жетон, если З – зеленый. Узор должен получиться как на моем коврике.

9. Автоматизация звуков С, З в скороговорках (картинный материал).

    У маленького Сани сани едут сами.

    Сухой сук нес барсук.

    У Сони и Сани в сетях сом с усами.

    Съел Слава сало, да сала было мало.

    Зоиного зайку зовут Зазнайка.

    У зайки Бубы заболели зубы.

    Зоя везла на возу козленка, козла и козу.