Все о детских болезнях. Самые распространенные детские болезни и меры профилактики

Эта статья написана для вас дорогие родители, для того чтобы вы были в курсе какие существуют опасные детские заболевания, причины их появления, и симптомы, зная эту информацию, вам возможно удастся избежать этих недугов, или хотя бы быстро их диагностировать и вылечить, надеемся что данная информация хоть немного вам поможет.

Мы собрали десять опасных детских заболеваний, это не значит, что они самые опасные из существующих недугов, мы их выбирали по нескольким критериям – это распространенность, сложность лечения, возможные последствия и опасность для будущей жизни ребёнка. Что же, приступим.

Сальмонеллез — опасная кишечная инфекция

Сальмонеллез – кишечная инфекция, которая вызывается различными микробами рода сальмонелл. Бактерии сальмонеллы достаточно хорошо выживают во внешней среде, переносят низкую температуру, а вот от высокой погибают. Размножаются эти бактерии в мясе, яйцах, молоке и смежных продуктах, и могут выделять токсины, способные повредить слизистую оболочку кишечника.

Основной путь заболевания сальмонеллезом – пищевой. Сальмонеллы попадают в организм ребёнка с пищей, которая не подвергается кулинарной обработке непосредственно перед едой (сырки, пирожные). Попадая в организм, сальмонеллы выделяют токсины, которые приводят к нарушению многих органов, а также повреждают слизистую кишечника.

Начало заболевания начинается с тошноты и рвоты, далее повышается температура до 38-39 градусов, характерно отсутствие аппетита и боли в животе. Частота стула зависит от степени заражённости, вскоре у ребёнка наступает обезвоживание.

Стафилококковая инфекция опасна осложнениями

Стафилококковая инфекция – это группа заболеваний, которая вызвана стафилококком, имеющая различные клинические проявления, общую интоксикацию организма, гнойно-воспалительные очаги по всему телу. Стафилококки – это целый род микроорганизмов, 14 из них живут на нашем теле и слизистых оболочках, и только 3 представляют угрозы для здоровья человека. Самый опасный золотистый стафилококк, он может стать причиной более 100 заболеваний. Далее идёт эпидермальный стафилококк – он менее опасен, чем золотистый, и появляется у ослабленных детей (после операций, тяжело перенесённых заболеваний). Ну а последний – это сапрофитный стафилококк, случаи заражения с его участием очень редки.

Заражение стафилококком у детей чаще всего происходит от человека (медперсонал, родственники, друзья), а также через грязные руки. Кроме того эта инфекция быстро распространяется в продуктах питания (кондитерских и молочных изделиях, свежих салатах).

Симптомы и последствия после заражения стафилококком могут быть различными, смотря какая область организма повреждена, и какое заболевание было вызвано, вот некоторые примеры заболеваний: фурункулы, остеомиелит, артрит, ангина, отит, синусит, пневмония, отравление, менингит и много других заболеваний.

Гепатит А — вирус, поражающий печень

Гепатит А или как её ещё называют болезнь Боткина – это инфекционное заболевание, которое поражает печень. Этот вирус передаётся через продукты питания, воду, от другого человека заболевшим гепатитом А, а также грязные руки вымазанные в фекалиях. Именно поэтому очень важно мыть руки после туалета и прогулки, а продукты перед едой. Коварство этой болезни в том, что её сразу не обнаружить, если здоровый ребёнок пообщался с больным на гепатит, и заразился инфекцией, то симптомы могут появиться только через 2-4 недели после этого общения.

Симптомы гепатита А начинаются с повышения температуры с 37,5 до 39 градусов, параллельно появляется слабость, тошнота, рвота, боль в животе в области правого подреберья. Затем перед возникновением самой желтухи, появляются два явных симптомы: моча становиться тёмной (цвет пива), а кал наоборот белеет. Ну а далее наступает пожелтение кожи.

Потница — не так опасна, как распространена

Потница – маленькие розовые точечки на коже малыша, появляются они внезапно, и, как правило, после прогулки или сна, это основной симптом потницы. Эта болезнь, если её вовремя лечить ведёт себя пассивно, ребёнка ничего не беспокоит, никакой температуры или неприятных ощущений. Но если её не лечить то раздражённая кожа может воспалиться, и начнутся гнойниковые заболевания кожи.

Дело в том, что у младенцев организм первое время привыкает к окружающей среде. Поэтому функционирует немного по-другому, не как у взрослого человека. Как только ребенку становиться жарко, потовые железы, дабы защитить малыша от перегревания вырабатывают некую жидкость, и если что-то нарушает нормальное потоотделение (кожа покрыта толстым слоем крема, или ребёнок слишком тепло одет), то эта жидкость скапливается в жёлезах. И как следствие кожа становиться раздражённой ярко-розового цвета, и на ней возникает мелкая красноватая сыпь.

Ушные инфекции — опасны для малышей

Распознать эту болезнь не так легко, потому что её больше подвергаются младенцы, и дети раннего возраста, а в этом возрасте ваш ребёнок не может объяснить, что с ним не так. Если у малыша появился насморк и кашель, а через 3-5 дней ко всему прибавилась и высокая температура, всему виной может быть ушная инфекция, ребёнок может оттягивать больное ухо, быть в очень плохом настроении, а если малыш уже умеет ходить, то может возникнуть проблема с равновесием.

Что же вызывает ушную инфекцию? Дело всё в евстахиевой трубе, которая соединяет среднее ухо с носоглоткой, и отводит жидкость от среднего уха. Обычно жидкость выводится без проблем, но у детей в отличие от взрослых трубка расположена более горизонтально и работает не вполне эффективно, а ещё она может опухнуть от простуды, аллергии или насморка, что будет мешать выводу жидкости и она будет скапливаться в среднем ухе. Любые бактерии, которые находятся в это время в жидкости, начинают быстро размножаться в тёплой среде, от чего образуется гной, воспаляется и увеличивается в размере барабанная перепонка. А дальше это состояние называется гнойный острый среднего уха.

Свинка или эпидемический паротит

Свинка – инфекционная болезнь, которая больше всего поражает около ушные жёлезы, и после перенесённого заболевания остаётся стойкий иммунитет к этой болезни на всю жизнь. Преимущественно дети в 3-15 лет, взрослые тоже могут заболеть, но это единичные случаи. Так как это вирусная инфекция, то заражение чаще всего происходит от больного свинкой (воздушно-капельным путём), то есть при разговоре, чихании, кашле вирус от больного ребёнка через полость рта или слизистую носа здорового малыша проникает в кровь, а затем попадает в половые, слюнную и поджелудочную железы, где происходит размножение, бактерии накапливаются, и вновь в большом количестве поступает в кровь.

У болезни есть инкубационный период от 11-ти до 23-х дней, после чего начинается повышение температуры, потеря аппетита, как следствие недомогание, головная боль. Через пару дней возникает напряжение в около ушной области, возникают тянущие боли, появляется боль при жевании. После этого спереди, сзади и ниже уха появляется опухлость, что означает воспалительное увеличение околоушной слюнной железы. Заболевание может иметь крайне неприятное осложнение в виде орхита (воспаление яичек у мальчиков), оофорита (воспаление яичников у девочек), что в будущем может сказаться на репродуктивную функцию вашего чада.

Полиомиелит — очень опасен

Полиомиелит – это детский спинномозговой паралич, инфекционное заболевание, поражающее серое вещество спинного мозга так называемым полиовирусом. В основном болеют дети в возрасте до 10-ти лет, передаётся эта инфекция воздушно-капельным путём, через заражённые вещи, воду и продукты. Вызывает различные формы паралича, которые в 50-ти процентах случаев излечиваются полностью, а остальные 50% остаются с нарушениями средней и тяжёлой тяжести. Кроме того существует ряд осложнений: атрофия мышц, интерстициальный миокардит, ателектазы легких, деформация конечностей т.д.

Инкубационный период этой болезни длится 3-14 дней, после чего начинаются основные симптомы заболевания, которые очень схожи с простудными (кашель, боли в горле, насморк, головные боли), но ко всему этому присоединяется тошнота, рвота, напряжение в мышцах шеи и головы.

Коклюш вызывает судорожный кашель

Коклюш – инфекционное заболевание поражающее дыхательные пути, и проявляющее себя приступами судорожного кашля. Чаще всего этой болезнью болеют дети до 5-ти лет. Заражение коклюшной палочкой бывает только воздушно-капельным путём, так как этот возбудитель крайне не устойчив во внешней среде, поэтому через обычные предметы заражение не возможно.

Итак, инфекция через дыхательные пути попадает в кровь, после чего разносится по всему организму. После этого начинается инкубационный период, длящийся от 3-х дней до 2-х недель. Симптомами заболевания является общее недомогание, потеря аппетита, чуть позже появляется кашель, насморк, повышение температуры до 40 градусов (обычно под вечер). Позже кашель нападает приступами, часто во время сна, появляется боль в груди, жжение. Дыхание становиться шумным, вязкая мокрота трудно отходит. Во время приступов лицо ребёнка может посинеть. При правильном лечении кашель проходит через пару недель, в тяжёлых случаях пару месяцев, а если что-то пошло не так, то может развиться пневмония.

Пупочная грыжа следствие нарушений либо плохой наследственности

Пупочная грыжа – это следствие дефекта передней брюшной стенки малыша, вызванная слабостью пупочного кольца. Как показывает статистика, чаще всего это болезнь возникает у новорождённых мужского пола, причины этого до сих пор не выяснены. Кроме наследственной предрасположенности, врачи считают, что появление пупочной грыжи зависит от многих физических, химических и биологических факторов которые воздействуют на плод ещё во внутриутробном развитии.

Пупочная грыжа бывает двух видов:

  1. Приобретённая. То есть пупочная грыжа возникает при нарушении желудочно-кишечного тракта ребёнка, в результате пупок закрывается очень медленно, тем самым создавая предпосылки к образованию грыжи.
  2. Врождённая. Как правило, это результат особого анатомического строения организма новорождённого.

Из симптомов можно выделить, пожалуй, только один, это выпуклое уплотнение около пупка, внешне очень напоминающее горошинку.

Скарлатина — почти как краснуха, но другая

– инфекционное заболевание, причиной которой является стрептококк. Чаще этой болезнью болеют дети от 2-х до 7-ми лет, и в основном в осенне-зимний период. Этот вирус передаётся воздушно-капельным путём (при чихании, разговоре, кашле), так как возбудитель скарлатины находится в слюне, мокроте больного, который опасен для окружающих во время течения всей болезни. Ещё вирус имеет свойство некоторое время сохраняться на предметах, к которым прикасался больной ребёнок, и соответственно они также являются очагом инфекции.

Как только стрептококк попадает на слизистую оболочку, он начинает размножаться, и на их месте возникают воспаления. При этом стрептококк выделяет токсин, который попадая в кровь, вызывает недомогание, сыпь, поражение нервов.

Симптомы, как и у многих других болезней, сразу не появляются, существует инкубационный период 2-11 дней, после чего начинается повышение температуры, боль в горле, недомогание, иногда рвота. Позже появляется сыпь, но не сразу везде, сначала на шее, верхней части спины, а потом быстро по всему телу. Сыпь имеет ярко розовый цвет, размером с маковое зёрнышко. Также язык на первые 2-3 дня покроется белым налётом, после чего налёт исчезнет, и он станет ярко красным. Все симптомы сохраняются в среднем 5-ть дней, после чего потихоньку начнут исчезать.

На этом данная общеознакомительная статья заканчивается, главное помните дорогие родители, не шутите со здоровьем ребёнка, прочтение этого, или подобного материала не делает из вас экспертов в области медицины, лучше довериться профессионалам, ведь речь идёт о здоровье вашего малыша. Подобный материал несёт только ознакомительный характер, в целях общего развития, что бы вы могли следить за течением болезни вашего ребёнка, а не стоять в стороне, ничего не зная. Надеемся, что мы хоть немного вам помогли, удачи и здоровья вам и вашим детям!

Настоящий сборник предназначен для широкого круга читателей. В нем рассказывается о наиболее распространенных острых инфекционных заболеваниях у детей. Наряду с такими детскими инфекциями, как корь, скарлатина, ветрянка и др., включены и болезни, которые в равной мере встречаются и у взрослых, но для детей представляют большую опасность. Это - грипп и эпидемический гепатит (болезнь Боткина), заболевания, привлекающие к себе особое внимание за последние годы.

Чем вызываются все эти болезни, как ими заражаются и какими мерами можно их предупредить - вот основное содержание данного раздела.

Раздел рассчитан на широкий круг читателей. В нем излагаются основные сведения о широко распространенных инфекционных болезнях у детей. Особое внимание уделено уходу за больными детьми в домашних условиях и профилактике инфекционных болезней.

Инфекционные болезни у детей

Другие заболевания и травмы встречающиеся у детей

Борьба с детскими заразными (инфекционными) заболеваниями была и остается одной из основных задач здравоохранения.

Особенно большое значение эта борьба приобретает в настоящее время в связи с постановлением, предусматривающим резкое снижение заболеваемости инфекционными болезнями и полную ликвидацию некоторых из них.

Разрешением этой задачи заняты многочисленные кадры медицинских работников, начиная с крупных ученых всех специальностей (микробиологи, инфекционисты, педиатры) и кончая медицинскими сестрами. Однако чтобы борьба эта была более успешной, родителя должны принять в ней самое активное участие. Без сознательной и активной помощи широких слоев населения многие профилактические мероприятия, т. е. мероприятия, способствующие предупреждению заболевания, становятся значительно менее эффективными. Но для того, чтобы оказать эту помощь, нужно знать основные признаки этих заболеваний, пути распространения и меры предупреждения их.

Настоящий раздел написан для ознакомления широких слоев читателей с наиболее распространенными детскими инфекционными болезнями и современными методами их предупреждения и лечения. К так называемым детским инфекциям относятся: дифтерия, скарлатина, корь, коклюш, ветряная оспа, краснуха, свинка, полиомиелит. Название «детские инфекции» получило широкое распространение, однако эти заболевания могут быть и у взрослых, но чаще ими страдают дети в возрасте от 1 года до 8 лет. Преимущественная заболеваемость этими инфекциями в детском возрасте объясняется легкостью и быстротой их распространения при большой возможности контакта (особенно в детских учреждениях, детских садах, яслях, школах).

Многие родители считают, что каждый ребенок неизбежно должен перенести детские инфекционные болезни, причем чем раньше он заболеет, тем легче перенесет заболевание. Это, конечно, неверно. Следует помнить, что почти всякое заболевание можно предотвратить и что каждая болезнь, в том числе и инфекционная, ослабляет организм ребенка и тормозит его развитие, иногда на долгое время. Чем моложе ребенок, тем больший вред приносит ему заболевание. Поэтому совместные усилия родителей и медицинских работников должны быть направлены на предупреждение возникновения инфекционных болезней, особенно в первые годы жизни ребенка.

Социально-экономическое значение детских инфекционных заболеваний также очень велико: они нарушают нормальную жизнь детских учреждений, карантины отрывают матерей от производства иногда на долгое время, что мешает работе производства, создает трудности в жизни семьи и ведет к большим затратам государственных средств.

Пропедевтика детских болезней

В третьем издании «Пропедевтики детских болезней» все основные разделы учения о здоровом ребенке, о его питании и уходе за ним заново пересмотрены и подверглись некоторой переработке с позиций основных идей физиологического учения И. П. Павлова. Во все главы внесены также дополнения и изменения в соответствии с новыми данными литературы и нашего собственного опыта.

Мы стремились дать студенту краткий учебник, который позволил бы ему не только с позиций творческого советского дарвинизма и физиологического учения И. П. Павлова усвоить основы учения о здоровом ребенке, но который заинтересовал бы его и помог полюбить свою будущую специальность - педиатрию. Нам хотелось, чтобы студент - будущий детский врач - понял всю громадную значимость знания возрастных особенностей здорового ребенка и решающее влияние на развитие детей и сопротивляемость их организма любым отрицательным воздействиям правильной организации факторов окружающей их среды, ухода за ними, их питания и воспитания.

На практических занятиях по курсу пропедевтики детских болезней студент должен приобрести правильные навыки объективного исследования ребенка, чтобы в будущей своей деятельности уметь улавливать даже незначительные уклонения от нормы, отмечаемые в начальных фазах заболеваний. Помочь студенту и в этом - также одна из задач учебника.

Детский врач в своей повседневной работе должен основное внимание уделять вопросам профилактики детских болезней и уже на студенческой скамье «приобрести вкус» к этой работе. Это - одна из основных задач правильного воспитания студента педиатрического факультета; учебник пропедевтики детских болезней должен помочь преподавателям в этой работе.

При изложении методики исследования детей и общей семиотики заболеваний детского возраста мы считали нужным останавливаться лишь на особенностях использования основных клинических методов оценки состояния здоровья детей различных возрастов. Теоретические обоснования этих методов излагаются дополнительно на практических занятиях и подробно описаны »в учебниках диагностики и пропедевтики внутренних болезней. Мы искренне благодарим всех товарищей, приславших нам свои критические замечания, и особенно признательны членам ученого совета Ленинградского государственного педиатрического медицинского института за все их ценные замечания и указания, сделанные ими при обсуждении второго издания нашего учебника.

Все критические замечания, которые будут сделаны нам и по поводу третьего издания «Пропедевтики детских болезней», будут приняты с искренней благодарностью.

Выпускаемый учебник - «Пропедевтика детских болезней» - предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. При составлении учебника был использован опыт преподавания пропедевтики детских болезней студентам Ленинградского государственного педиатрического медицинского института и были учтены замечания критики, сделанные в отношении глав, написанных для «Руководства по педиатрии» М. С. Маслова, А. Ф. Тура и М. Г. Данилевича (т. I, 1938). Эти главы, в значительной мере переработанные, положены в основу данного учебника.

Возможно, в нашем труде найдутся дефекты, поэтому все указания и замечания, которые будут сделаны руководителями кафедр, практическими врачами и самими учащимися, примем с благодарностью.

Четвертое издание, в появлении которого возникла необходимость уже через два месяца после выхода в свет третьего издания, выходит без всяких существенных изменений и дополнений и только исправлены случайно вкравшиеся ошибки и опечатки.

Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

Первоначальное содержание педиатрии как одной из медицинских дисциплин значительно расширилось. Педиатрия давно уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и в настоящее время рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Это учение охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний детей. Каждый детский врач в своей повседневной практической работе должен быть не только полноценным лечащим врачом, умеющим поставить точный диагноз и правильно лечить заболевшего ребенка, но он должен быть и хорошим врачом-профилактиком, отлично знающим диететику ребенка, умеющим организовать нужный уход и установить рациональный режим как для отдельного здорового ребенка любого возраста, так и для целого детского коллектива. Детский врач не должен быть в стороне и от вопросов воспитания детей. Все эти разнообразные стороны деятельности детского врача студент должен узнать и изучить главным образом при прохождении курса клинической педиатрии. Пропедевтика детских болезней является введением в педиатрическую клинику.

В курс пропедевтики детских болезней входят следующие четыре основных раздела: 1) анатомо-физиологические особенности детей, включая законы физического и нервно-психического развития ребенка; 2) методика объективного исследования детей, включая особенности собирания анамнеза; 3) общая семиотика заболеваний детского возраста; 4) диететика здорового ребенка с основными элементами технологии детской пищи.

Без четкого знания этих разделов совершенно немыслима профилактическая и лечебная работа педиатра. Правильная оценка данных обычных физических, лабораторных и других методов клинического исследования ребенка и понимание своеобразия патологии детей возможны лишь при условии достаточно глубоких знаний возрастных анатомо-физиологических особенностей растущего организма ребенка. Без знания законов физического и нервно-психического развития детей нельзя осуществить правильную организацию общественной и индивидуальной охраны, детства, нельзя, следовательно, обеспечить и профилактику детских заболеваний. Эти знания должны лежать в основе рационально поставленного физического воспитания детей.

Клиническое исследование детей требует значительного своеобразия врачебной техники, изучение которой также должно входить в курс пропедевтики детских болезней.

Краткие сведения по общей семиотике важнейших заболеваний детского возраста должны обеспечить студенту правильную ориентацию при прохождении курсов факультетской и госпитальной педиатрии.

В деятельности детского врача, как было указано выше, профилактическая и лечебная работы тесно и неразрывно связаны. Вот почему в курсе пропедевтики детских болезней большое внимание должно быть уделено диететике здорового ребенка и основам индивидуальной гигиены детей как основным элементам в повседневной профилактической работе каждого практического детского врача. Профилактическая сторона деятельности педиатров приобрела особое значение в Советском Союзе, так как у нас огромное большинство детей, начиная с самого раннего возраста, обслуживается профилактическими и лечебными детскими учреждениями, от правильной постановки дела в которых в значительной мере зависят их жизнь и здоровье.

Было бы большой ошибкой думать, что можно стать хорошим детским врачом без основательных знаний общих теоретических дисциплин (анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии и т. д.), изучаемых на младших курсах, и клинических дисциплин по различным разделам патологии взрослых, изучаемых на старших курсах. Детский врач только тогда правильно и уверенно ориентируется во всех теоретических и практических вопросах своей специальности, если он имеет хорошую общую врачебную подготовку по всем дисциплинам, входящим в программу высшей медицинской школы. Только при этом условии он будет четко понимать все особенности физиологии и патологии детей в различные возрастные периоды.

Надо особенно подчеркнуть, что каждый детский врач должен очень хорошо знать инфекционные заболевания детского возраста и должен отлично ориентироваться в вопросах общей и частной эпидемиологии.

Необходимость таких разносторонних знаний, несомненно, делает педиатрию трудной специальностью, но зато этот путь изучения обеспечивает в дальнейшем хорошему детскому врачу большой кругозор и исключительно интересные и плодотворные возможности практической и научной деятельности.

Детские инфекционные болезни известны с древности. Письменные источники Месопотамии, Китая, древнего Египта (II-III век до н.э.) указывают на описание случаев столбняка, полиомиелита, рожи, эпидемического паротита и лихорадочных состояний у детей. И только с XX века введена вакцинопрофилактика таких заболеваний. Исторически сложилось так, что инфекционные болезни, встречающиеся преимущественно у детей, и называются детскими.

Итак, детские инфекции – это группа инфекционных заболеваний, которые регистрируются в подавляющем большинстве в детской возрастной группе, передаются от больного к здоровому ребенку и способных приобретать эпидемическое распространение (то есть обретать вспышечный или массовый характер).

С чем может быть связано выделение детских инфекций в отдельную группу? В силу высокой распространенности первая встреча с возбудителем инфекции происходит именно в детском возрасте. В редких случаях ребенку удается дожить до взрослого состояния, не инфицировавшись от больных или носителей возбудителей этих инфекционных заболеваний. После перенесенного заболевания формируется стойкий (порою пожизненный) иммунитет, поэтому большинство взрослых уже повторно этими заболеваниями не страдают.
В силу тесных контактов в детской возрастной группе при возникновении одного заболевшего практически всегда наблюдается инфицирование остальных.

Какие инфекции называют детскими?

1. Традиционные детские болезни с аэрогенным механизмом заражения (краснуха , ветряная оспа , коклюш , дифтерия , корь , скарлатина , эпидемический паротит , полиомиелит , пневмококковая инфекция , гемофильная инфекция)
2. Инфекции, встречаемые как в детской возрастной группе с возможностью развития вспышек заболевания в коллективах, так и среди взрослых с различными механизмами заражения (менингококковая инфекция , инфекционный мононуклеоз , острые респираторные заболевания , острые кишечные инфекции , острый вирусный гепатит А).

Практически любым инфекционным заболеванием ребенок может заразиться при наличии случайного контакта с больным. Исключение составляет первый год жизни малыша, когда в его крови циркулируют материнские антитела ко многим заболеваниям, что предохраняет его организм от заражения при встрече с инфекционным патогеном.

Причины возникновения детских инфекций

Источник инфекции – человек. Это может быть больно клинически выраженной формой болезни, бессимптомной формой болезни, а также носитель инфекционного возбудителя.

Один из частых вопросов родителей: когда становится заразен больной и как долго он может заразить?

Заразный период при детских инфекциях

Заболевание Начало заразного периода Заразен ли ребенок во время болезни Заразен ли ребенок после исчезновения жалоб (выздоровления)
Период в котором можно заразить других (заразный период)
Краснуха за 3-4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Корь за 4 дня до появления симптомов весь период сыпи + 4 дня
Ветрянка с первых симптомов болезни весь период сыпи + 5 дней
Скарлатина с первых симптомов болезни первые дни болезни не заразен
Коклюш за день до появления симптомов болезни 1 неделя болезни = 90-100% «заразности», 2 нед.=65%, 3 нед. = 35%,
4 нед. = 10%
более 4 недель
Дифтерия с началом болезни – первыми симптомами 2 недели более 4 недель, «носительство» более 6 месяцев
Эпидемический паротит (свинка) за 1 – 2 дня до первых симптомов до 9 дней болезни не заразен
Полиомиелит за 1-2 дня до первых жалоб 3-6 недель
Гепатит А с 3 – 23 дня весь период желтухи, 1 месяц месяцы
Дизентерия с первых симптомов болезни весь период болезни 1 – 4 недели, месяцы
Сальмонеллез с первых симптомов болезни весь период болезни 3 недели, далее более года у 1 – 5% пациентов

Механизм заражения при традиционных детских инфекциях – аэрогенный, а путь заражения : воздушно-капельный. Заразна носоглоточная слизь, бронхиальный секрет (мокрота), слюна, которые при кашле, чихании, разговоре больной может разбрызгивать в виде мелкодисперсного аэрозоля на расстоянии 2-3х метров от себя. В зоне контакта оказываются все дети, находящиеся вблизи с заболевшим. Некоторые возбудители прекрасно распространяются на расстоянии. Например, вирус кори в холодное время года может распространяться по вентиляционной системе в отдельно взятом здании (то есть больные могут быть из одного подъезда дома, к примеру). Также имеет эпидемиологическое значение контактно-бытовой путь передачи (предметы обихода, игрушки, полотенца). В этом отношении все зависит от устойчивости возбудителей во внешней среде. Но, несмотря на это, примером может послужить высокая инфицированность при ветряной оспе контактно-бытовым путем при устойчивости вируса во внешней среде всего в течение 2х часов. Возбудители скарлатины и дифтерии высокоустойчивы во внешней среде, поэтому контактно-бытовой путь также является значимым. Также при некоторых болезнях инфицирование происходит фекально-оральным путем (кишечные инфекции, гепатит А, полиомиелит, например), причем факторами передачи могут явиться как предметы обихода – игрушки, мебель, посуда, так и инфицированные продукты питания.

Восприимчивость к детским инфекциям достаточно высокая. Разумеется, специфическая профилактика (вакцинация) делает свое дело. За счет нее создается иммунологическая прослойка невосприимчивых лиц к кори, эпидемическому паротиту, полиомиелиту, коклюшу, дифтерии. Однако достаточно уязвимыми остаются непривитые дети, относящиеся к группе риска. При детских инфекциях характерно частое возникновение коллективных вспышек инфекции.

Особенности течения детских инфекций

Детские инфекционные заболевания имеют четкую цикличность. Выделяют несколько периодов
болезни, перетекающих один из другого. Выделяют: 1) инкубационный период; 2) продромальный период; 3) период разгара болезни; 4) период реконвалесценции (ранней и поздней).

Инкубационный период – это период с момента контакта ребенка с источником инфекции до появления симптома болезни. В этот период ребенок называется контактным и находится на карантине (под наблюдением медицинских работников). Карантин может быть минимальным и максимальным. Обычно период карантина устанавливается на срок максимального периода инкубации. В этот период следят за здоровьем контактного ребенка – измеряют температуру, следят за появлением симптомов интоксикации (слабость, головные боли и другие).

Инкубационный период при детских инфекциях

Краснуха от 11 до 24 дней
Корь от 9 до 21 дня
Ветрянка от 10 до 23 дней
Скарлатина от нескольких часов до 12 суток
Коклюш от 3 до 20 дней
Дифтерия от 1 часа до 10 дней
Эпидемический паротит (свинка) от 11 до 26 дней
Полиомиелит от 3 до 35 дней
Гепатит А от 7 до 45 дней
Дизентерия от 1 до 7 дней
Сальмонеллез от 2 часов до 3 дней

Как только появится одна из жалоб, наступает второй период – продромальный , что напрямую связано с началом болезни. В большинстве своем начало болезни при детских инфекциях острое. Ребенка беспокоит температура, симптомы интоксикации (слабость, озноб, головные боли, утомляемость, потливость, снижение аппетита, сонливость и другие). Температурная реакция может быть различной, но у подавляющего большинства детей - правильного типа лихорадка (с максимумом к вечеру и снижением по утрам), высота лихорадки может варьировать в зависимости от патогенности возбудителей детских инфекций, инфицирующей дозы, реактивности самого детского организма. Чаще это фебрильная температура (более 38°) с пиком к концу первых-вторых суток болезни. Продолжительность продромального периода разная в зависимости от вида детского инфекционного заболевания, но в среднем 1-3 дня.

Период разгара болезни характеризуется специфическим симптомокомплексом (то есть симптомами, характерными для конкретной детской инфекции). Развитие специфических симптомов сопровождается продолжающейся лихорадкой, длительность которой различная при разных инфекциях.

Специфический симптомокомплекс – это последовательное возникновение определенных симптомов. Для коклюша – это специфический кашель, имеющий характер сухого и приступообразного с несколькими короткими кашлевыми толчками и глубоким свистящим вдохом (репризом). Для эпидемического паротита (свинки) – это воспаление околоушных, подчелюстных и подъязычных слюнных желез (припухлость околоушной области, болезненность при дотрагивании, одутловатость лица, боли в пораженной области, сухость во рту). Дифтерия характеризуется специфическим поражением ротоглотки (увеличение миндалин, отек и появление характерного фибринозного сероватого налета на миндалинах). Для гепатита А период разгара проявляется появлением желтухи. При полиомиелите – характерное поражение нервной системы.

Однако, одним из частых проявлений детских инфекций является сыпь (инфекционная экзантема) . Именно сыпь является «пугающей визитной карточкой» инфекций у детей и требует правильной расшифровки. Сыпь может возникать одномоментно или поэтапно.

При краснухе сыпь имеет мелкопятнистый, а затем и пятнисто-папулезный характер, возникает преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей и туловище – спина, поясница, ягодицы, фон кожи не изменен. Сначала появляется на лице, затем в течение дня распространяется на туловище. Исчезает бесследно.

При кори наблюдается пятнисто-папуллезная сыпь, характерна нисходящая последовательность высыпаний (1 день сыпи – лицо, волосистая часть головы, верхняя часть груди, 2й день сыпи – туловище и верхняя половина рук, 3й день сыпи – нижняя часть рук, нижние конечности, а лицо бледнеет), сыпь склонна к слиянию, после исчезновения сохраняется пигментация кожи. Иногда сыпь при краснухе напоминает коревую. В этой ситуации на помощь доктору приходит специфический симптом – пятна Филатова-Коплика (на внутренней стороне щек белесовато-зеленоватые папулы, появляющиеся на 2-3 день болезни).


Пятна Филатова при кори

При ветряной оспе мы видим везикулезную сыпь (пузырьковую), элементы которой расположены на фоне покраснения. Сначала это пятно, затем оно возвышается, образуется пузырек с серозной прозрачной жидкостью, затем пузырек подсыхает, жидкость исчезает и появляется корочка. Характерны подсыпания с повторными подъемами температуры раз в 2-3 дня. Период от момента появления сыпи до полного отпадания корочек длится 2-3 недели.

При скарлатине на гиперемированном фоне кожи (фоне покраснения) появляется обильная мелкоточечная сыпь. Сыпь интенсивнее в области кожных складок (локтевые сгибы, подмышечные впадины, паховые складки). Носогубный треугольник бледный и свободный от сыпи. После исчезновения сыпи шелушение, продолжающееся 2-3 недели.

Менингококковая инфекция (менингококцемия) характеризуется появлением геморрагической сыпи сначала мелкой, а затем сливного характера в виде «звезд». Сыпь чаще появляется на ягодицах, голенях, руках, веках.

Помимо сыпи, любая детская инфекция характеризуется лимфаденопатией (увеличением определенных групп лимфатических узлов) . Участие лимфатической системы – неотъемленная часть инфекционного процесса при инфекциях. При краснухе наблюдается увеличение заднешейных и затылочных лимфоузлов. При кори увеличиваются шейные лимфоузлы, при ветряной оспе – заушные и шейные, а при скарлатине - переднешейные лимфоузлы. При мононуклеозе – сильное увеличение заднешейных лимфоузлов (пакеты лимфоузлов видны при поворотах головы ребенка).

Период реконвалесценции (выздоровления) характеризуется угасанием всех симптомов инфекции, восстановлением функций пораженных органов и систем, формированием иммунитета. Ранняя реконвалесценция длится до 3х месяцев, поздняя реконвалесценция затрагивает период до 6-12 месяцев, а реже - дольше.

Другой особенностью детских инфекций является многообразие клинических форм. Выделяют
манифестные формы (с характерными симптомами болезни) легкой, среднетяжелой, тяжелой степени, стертые формы, субклинические (бессимптомные), абортивные формы (прерывание течения инфекции).

Ожидаемой сложностью инфекций у детей является и опасность быстрого развития тяжелых
осложнений. Это могут быть: инфекционно-токсический шок в начале болезни (критическое падение давления, что чаще наблюдается при менингококковой инфекции, скарлатине), нейротоксикоз при высокой температуре (развивающийся отек головного мозга), внезапная остановка дыхания или апное при коклюше (за счет угнетения дыхательного центра), синдром истинного крупа при дифтерии (за счет мощного токсического отека ротоглотки), вирусные поражения головного мозга (краснушный энцефалит, коревой энцефалит, ветряночные энцефалиты), синдром обезвоживания (при острых кишечных инфекциях), бронхообструктивный синдром, гемолитикоуремический синдром, ДВС-синдром.

Учитывая все вышеизложенное, необходимо сохранять критичное отношение к состоянию ребенка и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Симптомы детских инфекций, требующие обращения к врачу

1) Фебрильная температура (38° и выше).
2) Выраженные симптомы интоксикации (вялость, сонливость ребенка).
3) Появление сыпи.
4) Рвота и выраженная головная боль.
5) Появление любых симптомов на фоне высокой температуры.

Диагностика детских инфекций

Постановка предварительного диагноза проводится врачом-педиатром. Имеют значение: контакт пациента с другими больными с инфекцией, данных о вакцинации (прививках), характерные симптомы инфекции.

Окончательный диагноз выставляется после лабораторных исследований.
- Неспецифические методы (общий анализ крови, мочи, испражнений, биохимические исследования крови, исследования электролитов крови), инструментальные методы диагностики (рентгенография, УЗИ, МРТ по показаниям)
- Специфические методы для выявления возбудителей и/или их антигенов (вирусологический, бактериологический, ПЦР), а также для выявления антител к возбудителям в крови (ИФА, РНГА, РТГА, РА, РПГА и другие).

Основные принципы лечения детских инфекций

Цель лечения - выздоровление маленького пациента и восстановление нарушенных функций органов и систем, достигается решением следующих задач:
1) борьба с возбудителем и его токсинами;
2) поддержание функций жизненно-важных органов и систем;
3) повышение иммунологической реактивности (сопротивляемости) организма ребенка;
4) профилактика осложнений детской инфекции.

Задачи лечения осуществляются проведением следующих мероприятий:
1. Своевременное выявление и при необходимости госпитализация больного ребенка, создание ему охранительного режима – постельного при тяжелом и среднетяжелом состоянии, полноценное питание, питьевой режим.
2. Этиотропная терапия (специфические препараты, направленные на подавление роста или уничтожение возбудителя инфекции). В зависимости от инфекции назначаются антибиатериальные препараты, противовирусные средства. Неправильная трактовка диагноза и назначение этиотропного лечения не по профилю приведет к возможному утяжелению инфекции и развитию осложнений.
3. Патогенетическая терапия связана в основном с инфузионной терапией растворов определенной направленности (глюкозо-солевые растворы, коллоиды, препараты плазмы, крови), а также специфических парентеральных препаратов (ингибиторы протеаз, глюкокортикостероиды и другие), иммуномодуляторов.
4. Посиндромная терапия проводится при любой инфекции (жаропонижающие, противорвотные, сосудосуживающие, отхаркивающие, противокашлевые, антигистаминные и многие другие).

Как проводить профилактику инфекций в детском возрасте?

1) Укрепление организма ребенка и повышение его сопротивляемости к инфекциям (гигиена, закаливание, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание)
2) Своевременное обращение к врачу при первых симптомах инфекции
3) Специфическая профилактика детский инфекций - вакцинация. При многих детских инфекциях вакцинация введена в Национальный календарь прививок – корь, краснуха, дифтерия, полиомиелит, эпидемический паротит, гепатит В). В настоящее время созданы вакцины и при других инфекциях (ветряная оспа, менингококковая инфекция, пневмококковая инфекция, гемофильная инфекция). Пренебрежение родителями плановой вакцинацией детей без особых на то медицинских оснований создает уязвимую прослойку неиммунных детей, в первую очередь подверженных к заражению инфекционными возбудителями.

Врач инфекционист Быкова Н.И.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Педиатрия – самостоятельная область медицины, изучающая возрастные особенности развития детей, детские болезни, а также вопросы организации ухода за здоровым и больным ребенком. Первоначально предметом рассмотрения педиатрии являлись исключительно детские болезни раннего возраста и их лечение. В современном понимании педиатрия охватывает различные аспекты, связанные с нормальным развитием и заболеваниями детей в различные возрастные периоды (от рождения до половой зрелости). Эти направления включают физиологию, гигиену, диететику, детские болезни, их лечение и профилактику.

В медицине детского возраста параллельно развиваются несколько направлений: профилактическое, клиническое и социальное. Профилактическое направление включает разработку и реализацию мер по предупреждению детских болезней; клиническое – непосредственное обследование и лечение заболевшего ребенка; социальное – поэтапную реабилитацию и интеграцию детей в социум. Анатомо-физиологические особенности растущего организма определяют своеобразие течения тех болезней, которые встречаются в детском возрасте.

В педиатрии принято выделять несколько возрастных периодов жизни ребенка: период новорожденности (первый месяц), грудного (от 1 мес. до 1 года), раннего детского (от 1 до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет), младшего школьного (от 7 до 11 лет), старшего школьного или подросткового (от 12 до 17-18 лет) возраста. В различные возрастные периоды развития ребенка преимущественно возникают те или иные детские болезни.

Так, в период новорожденности проявляются детские болезни, обусловленные нарушениями внутриутробного развития (асфиксия , гемолитическая болезнь плода , рахита

Наиболее частыми симптомами детских болезней служат сыпь, увеличение лимфатических узлов, гипертермия, насморк , кашель, рвота, боли в животе, судороги. При появлении этих и других признаков заболевания необходимо обязательно проконсультировать ребенка у педиатра. Каждый родитель должен быть знаком с основами педиатрии, знать основные детские болезни и их проявления с тем, чтобы уметь оценить серьезность состояния малыша, определить, представляет ли недомогание непосредственную угрозу для жизни.

Педиатрия не стоит на месте: появляются и внедряются новые методы диагностики и лечения детских болезней, развивается и углубляется понимание механизмов развития заболеваний у детей. Успехи современной педиатрии заставили отступить многие некогда смертельные детские болезни. Этому способствовало создание вакцин против ряда детских инфекционных болезней, разработка сбалансированных искусственных смесей, появление современных антибактериальных препаратов, повышение качества диагностики и лечения детей. Тем не менее, уровень детской заболеваемости остается высоким; значительно «помолодели» болезни, ранее считавшиеся исключительно уделом людей зрелого возраста. Среди детских болезней все чаще встречаются сердечно-сосудистые, эндокринные, неврологические заболевания, новообразования, патология опорно-двигательного аппарата.

Ребенок – это не просто маленькая копия взрослого человека. Детский организм находится в состоянии непрерывного развития, обладает рядом анатомо-физиологических особенностей, физической и эмоциональной незрелостью, что обусловливает специфику протекания детских болезней. Развитие детских болезней всегда непредсказуемо: даже банальный насморк у ребенка может стать фатальным, если вовремя не распознаны его причины, не подобрано правильное этиопатогенетическое лечение, не организовано наблюдение специалиста. Вместе с тем, благодаря высоким компенсаторным возможностям детского организма, многие болезни, которые у взрослых вызывают хроническую патологию или инвалидизацию, могут быть успешно излечены у детей.

Истоки многих взрослых заболеваний родом из детства. Поэтому состояние здоровья взрослого человека во многом определяется условиями роста и развития маленького человечка, заботой о его здоровье в самом начале жизни. Сегодня акценты в детской медицине смещаются в сторону профилактики болезней, которая включает антенатальную охрану плода, предупреждение родового травматизма, организацию тщательного ухода за новорожденным (обеспечение оптимального режима питания, сна и бодрствования, закаливания), своевременную вакцинацию детей согласно национальному календарю профилактических прививок, скрининг-программы по выявлению наследственной патологии, осуществление патронажа и диспансерного наблюдения. Забота о детском здоровье и профилактика детских болезней – приоритетная составляющая государственной политики.

Специализированная помощь в системе детского здравоохранения оказывается в детских поликлиниках и стационарах, педиатрических отделениях многопрофильных медицинских центров, частных детских клиниках. Невозможно и неэффективно лечить детские болезни «взрослыми» методами, поэтому в последние годы в педиатрии выделяются узкие детские направления: детская кардиохирургия, детская травматология и ортопедия, детская нейрохирургия, детская гематология и онкология, детская анестезиология и реаниматология и др. Важнейшими составляющими успеха в лечении детских болезней являются профессиональный подход, использование высокотехнологичных методов диагностики и лечения, доверительные отношения между врачом, родителями и ребенком.

Детские болезни вызывают закономерную тревогу у взрослых и естественное стремление родителей узнать как можно больше о причинах заболеваний и способах их лечения. Раздел детских болезней, размещенный на страницах Медицинского справочника , знакомит родителей с наиболее распространенной патологией у детей разного возраста, причинами и симптомами заболеваний, необходимыми медицинскими процедурами и мероприятиями по уходу за ребенком. На страницах сайта «Красота и медицина » вы сможете найти рекомендации детских специалистов и самую актуальную информацию о достижениях в области профилактики, диагностики и лечения детских болезней.

Корь
Это одно из самых заразных заболеваний, к нему восприимчивы буквально все, именно поэтому, тогда когда не было прививок, большинство людей успевало переболеть корью еще в детстве. Невосприимчивы к кори только дети до трех месяцев, так как у них еще сохраняется пассивный иммунитет, полученный от матери. Но если мать не болела корью, то ее ребенок может, заразившись, заболеть уже в первые дни жизни.
Источник инфекции - больной человек. Для того чтобы заразиться, не обязательно быть с ним в контакте: вирус распространяется с током воздуха в соседние комнаты, через коридоры и лестничные площадки в другие квартиры, и даже с нижнего этажа на верхний по вентиляционной системе.
Инкубационный период, то есть период от заражения, до начала заболевания, в среднем продолжается 8-10 дней, но может удлиняться до 17 дней, а если ребенку с профилактической целью ввели гамма-глобулин, то даже и до 21 дня.
Начинается корь с повышения температуры тела до 38,5-39 градусов, насморка, сухого, навязчивого кашля, покраснением слизистой оболочки век. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, у него появляется рвота, боль в животе, иногда жидкий стул. В это время можно обнаружить на слизистой оболочке щек, у коренных зубов, или на слизистой губ и деснах серовато-белые пятнышки величиной с маковое зерно, окруженные красным венчиком. Это ранний симптом кори, позволяющий врачу поставить диагноз еще до возникновения самого характерного ее признака - сыпи.
Период высыпания обычно начинается только на 4-5 день болезни. Сыпь в виде мелких розовых пятен появляется за ушами, на спинке носа. В течении суток она распространяется на лицо, шею, грудь, верхнюю часть спины. На следующие сутки сыпью покрывается все туловище и руки, а на третьи и ноги. Сыпь может быть очень обильной, сливной, или, наоборот, редкой. Но последовательность высыпания при кори (сверху вниз) неизменима. И пока идет высыпание, температура остается повышенной. Затем состояние ребенка улучшается, температура снижается до нормы, сыпь теряет яркость и буреет.
Таково типичное течение кори. Как и каждое заболевание, она может протекать и тяжелее, и легче. Легко протекает корь у детей, которым в инкубационный период вводили гамма-глобулин.
Сама по себе корь не опасна, но, резко снижая защитные силы ребенка, она открывает путь для вторичных инфекций, иногда очень тяжелых. Это ларинготрахеобронхит, пневмония, отит, стоматит, энтероколит, а иногда даже и энцефалит.
Чтобы предупредить осложнения, прежде всего нужно поддерживать чистоту в комнате, где лежит ребенок, почаще проветривать ее, уборку проводить влажным способом: там где пыль, там и микробы, а к ним больной ребенок особенно чувствителен.
Несколько раз в день промывайте ему глаза теплой кипяченой водой или слабым раствором пищевой соды. Если на веках образовались гнойные корки, удаляйте их ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, в глаза закапывайте 30% - ный раствор сульфацил-натрия по 1-2 капли 3-4 раза в день. Сухие потрескавшиеся губы смазывайте борным вазелином или каким-либо жиром. Нос прочищайте ватными тампонами, смоченными теплым вазелиновым или растительным маслом.
Для предупреждения стоматита, полезно после еды каждый раз полоскать рот кипяченой водой, а если ребенок еще не умеет этого делать, просто давайте ему запивать еду.
В первые дни болезни при высокой температуре ребенок обычно не хочет есть. С отсутствием аппетита надо считаться, важно, чтобы ребенок получил достаточно жидкости- пил чай, фруктовые соки, компот, морс. Полезно давать аскорбиновую кислоту в таблетках (дозу определяет врач).
Постельный режим необходим ребенку не только когда у него высокая температура, но и 2-3 дня после ее снижения. Затем можно постепенно переводить ребенка на привычный режим. Нужно только учитывать, что перенесенная корь ослабляет организм, сказывается на нервной системе. Ребенок становится капризным, раздражительным, быстро утомляется. Школьникам надо постараться на 2-3 недели освободиться от перегрузок, ребенку дошкольного возраста продлить сон, прогулки на свежем воздухе. Напомню, что сегодня медицина располагает надежным средством предупреждения кори. Это профилактическая вакцина. Первую прививку против кори делают в год, вторую (ревакцинацию) в 7 лет.

Краснуха
Восприимчивость к этой инфекции высокая, хотя и несколько меньше, чем к кори. Источник инфекции - больной человек. Есть данные, подтверждающие, что вирус краснухи может быть обнаружен в носоглотке уже за несколько дней до появления признаков заболевания и продолжает выделяться в течении двух недель и более. Однако, как правило, больной бывает заразен короткий период - от первого дня заболевания и в течении пяти дней после появления сыпи. Инкубационный период - от 15 до 24 дней, но чаще 16-18 дней.
Краснуха обычно начинается с появления на лице пятнистой розовой сыпи, которая в течении нескольких часто распространяется по всему телу, особенно вокруг суставов, на спине, ягодицах, на руках и ногах. Одновременно у ребенка начинается легкий насморк, кашель.
Еще один характерный симптом краснухи - увеличение лимфатических узлов, особенно затылочных и заднее-шейных.
Общее состояние нарушается мало, ребенок жалуется лишь на небольшое недомогание, температура редко поднимается выше 38 градусов. Сыпь исчезает через 2-3 дня, не оставляя никаких следов - ни пигментации, ни шелушения, температура возвращается к норме, катаральные явления проходят. Осложнений при краснухе, как правило не бывает.
Дети старшего возраста и взрослые переносят это заболевание тяжелее, с высокой температурой, резкой головной болью, значительным увеличением лимфатических узлов.
Опасна эта инфекция только для женщин в первые три месяца беременности, вреднее для ее ребенка. Дело в том, что вирус краснухи способен избирательно поражать эмбриональную ткань, повреждая формирующиеся органы плода и вызывая тяжелые пороки развития.
Беременность, совпавшую в первые месяцы с краснухой, лучше прервать. А как быть беременной женщине, если она была в контакте с больным краснухой - например, заболел ее старший ребенок? В том случае, когда она твердо знает, что в детстве перенесла краснуху, можно быть спокойной, эта инфекция дает стойкий иммунитет и не повторяется.
Но если не болела, надо посоветоваться с акушером - гинекологом женской консультации. Возможно, и в этой ситуации беременность лучше прервать, так как краснуха может протекать стерто, незаметно для матери, но угроза для плода при этом сохраняется.

Инфекционный (вирусный) паротит.
У этого заболевания есть и другое, более знакомое название - свинка. Паротитная инфекция менее заразна, вероятность заболевания при контакте, не превышает 50%. Заражение происходит воздушно - капельным путем, главным образом в тех случаях, когда здоровый человек оказывается в одном помещении с больным. Попадая в организм через слизистую оболочку носа, рта, глотки, вирус паротитной инфекции поражает преимущественно центральную нервную систему и железистые органы - слюнные железы, поджелудочную железу, у мальчиков - яички.
Инкубационный период - от 11 до 21 дня и лишь редко - до 26 дней. Поэтому в детских учреждениях при выявлении случаев паротитной инфекции устанавливается карантин на 21 день.
Заболевание обычно начинается остро, с повышения температуры до 38-39 градусов, головной боли. Если в процесс вовлечены околоушные слюнные железы, а это бывает чаще всего, ребенок жалуется на то, что ему больно жевать и глотать. Впереди уха, вдоль восходящей ветви нижней челюсти, под мочкой и позади ушной раковины появляется опухоль, обычно сначала с одной, а через 1-2 дня и с другой стороны.
У мальчиков подростков при паротитной инфекции нередко развивается еще и орхит - воспаление яичка. В этих случаях не сразу, а к концу первой недели заболевания снова повышается снизившаяся было температура, возникают головная боль, боль в мошонке, иррадирующая в паховую область, яичко увеличивается в размерах, мошонка растягивается, отекает, становится болезненной.
Естественно, что у подростка и юноши это вызывает тревогу. Надо успокоить его, сказать, что через 5-7 дней все пройдет. Так она в большинстве случаев и бывает. Однако родителям не следует забывать, что тяжело протекающий орхит, особенно двухсторонний, может привести в будущем к бесплодию. Консультация педиатра и хирурга обязательна, и если будет назначено профилактическое лечение гормонами, надо аккуратно провести весть курс. Иногда прибегают к хирургическому вмешательству.
Типично для паротитной инфекции и воспалении поджелудочной железы, которое дает о себе знать схваткообразной, иногда опоясывающей болью в животе, тошнотой, рвотой, резким снижением аппетита.
И наконец, нередки при этом заболевании серозные менингиты. Это осложнение проявляется новым скачком температуры на 3-6 день болезни, головной болью, рвотой. Ребенок становится вялым, сонливым, иногда у него возникают галлюцинации, судорожные подергивания, может быть потеря сознания.
Но как ни тяжелы эти явления, длятся они недолго, и заканчивается серозный менингит вполне благополучно, не отражаясь на последующем развитии ребенка.
Детей, больных паротитной инфекцией, как правило лечат дома. По назначению врача можно давать жаропонижающие и обезболивающие средства, например анальгин, на распухшие слюнные железы положить на 3-4 часа сухой согревающий компресс. При орхите, наоборот, кладут на то же срок на воспаленное яичко салфетки, смоченные холодной водой, сменяя их по мере согревания. Рекомендуется также до тех пор, пока не стихнут воспалительные явления, носить суспензорий (его можно купить в аптеке). Если орхит протекает тяжело, показано стационарное лечение.
При серозном менингите ребенку требуется постоянное медицинское наблюдение, лучше всего в стационаре. В таких случаях диагностической и лечебной целью нередко делают спинномозговую пункцию. Этой процедуры не бойтесь. Она не так болезненна, как многим кажется, и для ребенка просто благотворна, потому что сразу же облегчает головную боль и улучшает общее состояние.
Для профилактики паротитной инфекции до недавнего времени существовало только одно средство - избегать контакта с больным. Сейчас проводятся профилактическая вакцинация. Прививку делают в 14 месяцев. Особенно важна она для мальчика, ибо орхит, как уже говорилось, может иметь весьма тяжелые последствия.

Скарлатина.
Это заболевание относится к группе инфекций, вызываемых стрептококками, поэтому заразится можно не только от больного скарлатиной, но в некоторых случаях и от больных стрептококковой ангиной или назофарингитом. И наоборот, люди бывшие в контакте с больным скарлатиной, могут заболеть ангиной.
Больной становится заразным с момента заболевания. Длительность этого периода зависит от того, как протекает болезнь, если без осложнений, то уже через 7-10 дней выделение стрептококка прекращается. Если же развиваются осложнения, особенно гнойные, то заразный период затягивается. Длительно могут выделять стрептококк и больные,у которых имеются воспалительные заболевания носоглотки - тонзиллит, ринофарингит.
Инфекция передается воздушно капельным путем при контакте с больным, но возможно ее передача и через игрушки, книги, общее полотенце.
Инкубационный период обычно короткий от 2 до 7 дней, но он может сокращаться до суток, или удлиняться до 12 дней.
Заболевание, как правило, начинается остро, внезапным повышением температуры, рвотой, болью в горле. Через несколько часов, а иногда на другой день появляется сыпь, обычно в виде мелких точек на фоне покрасневшей кожи. Особенно густо располагается она на щеках, которые становятся ярко-красными, оттеняя бледный, не покрытый сыпью носогубный треугольник. Другие типичные места интенсивной сыпи - на боках, в низу живота, в паху, подмышечных впадинах, под коленями.
Сыпь держится 3-5 дней, но она может исчезать и намного раньше. Легкая скарлатина обычно протекает с кратковременными высыпаниями.
Самый постоянный признак скарлатины - ангина, весь зев становится ярко-красным. Язык в первые дни покрывается густым серо-желтым налетом, а со 2-3 го дня начинает очищаться с краев и с кончика. Становясь тоже ярко-красным, с выраженными сосочками.
Конечно все это наиболее типичные симптомы, вариантов течения болезни много, и в них разберется врач. Маме надо лишь внимательно последить за ребенком и подробно рассказывать врачу обо всех изменениях его состояния.
Бывает что диагноз скарлатины по ее ранним признакам установить не удается, и тогда приобретает значение поздний симптом - шелушение кожи, которое начинается на 2-3 неделе.
Наиболее частые осложнения скарлатины - отит, лимфаденит, нефрит. Они возможны и в тех случаях, когда скарлатина протекает легко, поэтому независимо от тяжести заболевания ребенку назначают антибиотики. Опыт показал, что лечение этими препаратами облегчает течение заболевания, ускоряет выздоровление и, что очень важно, предупреждает осложнения.
Специальной диеты при скарлатине не требуется, ребенка следует кормить соответственно возрасту исключив трудноусвояемые, жирные и острые блюда.
В первые 5-6 дней ребенок должен оставаться в постели, потом, если он себя чувствует хорошо, разрешите ему вставать, но до одиннадцатого дня режим остается домашним. Детский сад, школу (первый-второй классы) можно посещать не раньше чем через 22 дня от начала заболевания.

Дифтерия
Возбудитель этого тяжелого инфекционного заболевания - токсигенная дифтерийная палочка, обладающая спсобностью вырабатывать сильный экзотоксин (яд).
Источник инфекции - больной человек или здоровый носитель токсигенной палочки. Инкубационный период 2-10 дней.
Чаще всего (в 90-95% случаев) дифтерийная палочка проникает через слизистую оболочку миндалин, начинает размножаться и выделять экзотоксин.
Характерный признак дифтерийного зева - сероватая, с перламутровым блеском пленка, покрывающая все миндалину, или в виде островков. Именно по наличию характерной пленки дифтерию отличают от тяжелой ангины. Но чтобы не ошибиться в диагнозе, во всех подозрительных случаях обязательно делают бактериологический анализ. Особенно тяжело протекает токсическая дифтерия зева. С первый часов температура повышается до 40 градусов, ребенок становится вялым, сонливым, жалуется на сильную слабость, головную боль, боль в горле, иногда в животе. Зев становится красным, отечным, миндалины могут отекать настолько, что почти смыкаются. Отек появляется и на шее, достигая ее середины, даже ключицы.
Если во время не принять мер, то могут развиться тяжелые осложнения, угрожающие жизни ребенка. И поэтому главное, что надо знать и твердо помнить, при малейшем подозрении на дифтерию выжидание недопустимо!
Фактор времени играет при лечении дифтерии решающую роль. Главное средство, применяемое при этом заболевании, противодифтерийная сыворотка, и чем раньше она введена, тем больше надежд на благоприятный исход.
Ребенка, заболевшего дифтерией, госпитализируют прежде всего потому, что в домашних условиях невозможно применить все те методы лечения, которые ему требуются для поддержания сердечной деятельности, снятия симптомов общей интоксикации организма, предотвращения осложнений.
Сейчас благодаря массовому применению профилактических прививок дифтерия стала относительно редким заболеванием. Но она не ликвидирована полностью, и непривитой ребенок может заболеть. Вакцинацию против дифтерии, коклюша и столбняка проводят комбинированной вакциной АКДС. Начинаю ее в три месяца, вводя вакцину троекратно, с интервалом в полтора месяца.
Через полтора- два года после окончания вакцинации проводится первая ревакцинация, в 9 лет- вторая (против дифтерии и столбняка), в 16- третья.
Заболеть дифтерией может в редких случаях и привитой ребенок, но у него заболевание протекает в легкой форме, без осложнений.

Полиомиелит
Как и дифтерия, эта инфекция благодаря массовым профилактическим прививкам стала сейчас очень редкой. Но опасность еще полностью не миновала, особенно для непривитого ребенка.
Источник инфекции - больной или вирусоноситель. Вирус выделяется с фекалиями, причем долго- неделями, а иногда месяцами. Он содержится и в носоглоточной слизи, но уже более короткое время, 1-2 недели.
Полиомиелит передается двумя путями - тем же что и кишечные инфекции (немытые овощи, фрукты, грязные руки), и воздушно-капельным при контакте с больным. Особенно опасен контакт в течении 3-5 последних дней инкубационного периода, и в первый 3-5 дней болезни.
Инкубационный период колеблется от 5 до 35 дней, но чаще всего составляет 10-12 дней. Хотя для полиомиелита характерно поражение нервной системы с последующими параличами, но может протекать и легко, без параличей.
Проявления болезни очень разнообразны. Повышение температуры, рвота, боль в животе, насморк, трахеит, краснота в горле - все это признаки, которые могут быть и при других, гораздо более безобидных заболеваниях. Но вот что должно насторожить: необычная вялось и сонливость ребенка, боль в разных участках тела, особенно при нагибании головы и сгибании спины, запрокидывание головы, "симптом треножника": садясь, ребенок опирается на отведенные назад руки.
Предпаралитическая стадия болезни продолжается 2-5 дней. К 4-5 дню температура снижается, и на фоне этого, кажущегося улучшения, неожиданно наступает паралич, чаще всего мышцы ног, реже - рук, шеи, туловища.
Конечно важно, чтобы ребенок как можно раньше оказался в больнице. И даже если госпитализацию предлагают только для уточнения диагноза отказываться и медлить нельзя.
У некоторых детей, и особенно у привитых, полиомиелит протекает стерто, почти бессимптомно. Но если вы заметили что у ребенка появилась мышечная слабость, он стал как бы прихрамывать, подволакивать ногу, - покажите его врачу. Возможно что это проявление полиомиелита, и чтобы ликвидировать хромоту, необходимо лечение.
Против полиомиелита есть надежная защита - профилактические прививки. Вакцина практически не вызывает никаких побочных реакций, ее дают ребенку одновременно с прививкой АКДС.

Ветряная оспа
Самый характерный признак этого заболевания- появление на коже и слизистых оболочках пузырьков с прозрачным, чуть желтоватым содержимым.
Заражение происходит воздушно капельным путем при контакте с больным ветряной оспой уже в последние дни инкубационного периода и в течении всего периода высыпания. Заразится можно и от больного опоясывающим лишаем, так как возбудители этих инфекций схожи. Восприимчивость к ветряной оспе высокая, не болеют только дети первых месяцев жизни.
Инкубационный период - от 11 до 21 дня, в среднем - 14 дней. Обычно заболевание начинается остро: повышается температура, и почти сразу же появляются первые пузырьки. Для ветряной оспы характерно их появление не постепенно, а этапами с промежутками в 1-2 дня, поэтому одновременно на коже можно видеть не только пузырьки, но и пятнышки, и папулки, и подсыхающие корочки. Больной у которого высыпания закончились, уже не заразен.
Как правило заболевание протекает не тяжело, медикаментозное лечение не требуется, но ребенку необходим тщательный, гигиенический уход, который не только облегчает его состояние, уменьшает зуд, но и способствует предупреждению гнойных осложнений.
Нужно следить чтобы ребенок не расчесывал кожу, так как расчесы могут приоткрыть ворота для проникновения вторичной инфекции.
Пузырьки смазывают 1%-ным раствором бриллиантового зеленого. Кроме того, не только можно, но и нужно делать общие ванны со слабым раствором перманганата калия, обязательно полоскание рта после еды.
Диеты при ветряной оспе не требуется, но если у ребенка держится температура, ему предпочтительнее легкоусвояемые молочные и овощные блюда, а мясные молотые, паровые. Давайте ребенку прохладное питье - чай с лимоном, ягодные морсы, соки, компоты.
Необходимость постельного режима определяется состоянием ребенка: если он чувствует себя хорошо, режим может быть домашним. Детям до трех лет, которые были в контакте с больным ветряной оспой и ранее не болели, не разрешается посещать детские учреждения с 10-го по 21 день с момента контакта.
Ветряная оспа может иногда протекать и апатично, давать осложнения (лимфаденит, рожа, абсцесс и даже менингоэнцефалит). В этих случаях, конечно, требуется лечение в стационаре.